Недостатки метода наблюдения: Достоинства и недостатки метода наблюдения — Мегаобучалка

Содержание

Достоинства и недостатки метода наблюдения. — Мегаобучалка

Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.

Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.

Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.

Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

Нравственный долг социолога, как и врача, — «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.

Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:

Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения

Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования

Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения

Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий

Отсутствие должной апробации инструментария

Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять

Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных

Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.

И др.

Заключение

Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.  

Список литературы

Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 1996.

Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.

Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль,1969.

Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. – М.: Изд- во НОРМА, 2002.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.

Как провести социологическое исследование. М., 1990

Методы сбора информации в социологических исследованиях. –М.: Наука, 1994.

Рабочая книга социолога. М.: Мысль, 1983.

Метод наблюдения. Классификация наблюдений, преимущества и недостатки метода.










ТОП 10:









Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, про­цессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

1. Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде­ние — это такой способ изучения социальных явлений и процес­сов, при котором определен только объект наблюдения, но ис­следователь не определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной ста­дии социологического исследования с целью определения про­блемной ситуации.

2. Стандартизированное(структурализованное) наблюдение — способ сбора эмпирической соц-ой информации, при котором заранее определен не только объект и предмет ис­следования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения наме­ченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем. Оно может быть использова­но как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результа­тов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации кате­горий, применяемых в процессе наблюдения, определения под­лежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в про­цессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблю­дение контролируемым и результативным.

3. Невключенное (внешнее) наблюдение — это такой способ социо­логического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблю­датель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам. Оно применяется для описа­ния социальной ситуации, в условиях которой происходят инте­ресующие наблюдателя события.



4. Включенноенаблюдение — это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, на­ходится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности. В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенного наблюдений. Первый из них — полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри ис­следуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблю­дателя неизвестны наблюдаемым личностям. Другим типом включенного наблюдения является такая деятельность исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, наблюдает жизнь определенного коллектива в раз­личных ситуациях. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положи­тельном отношении к целям исследования начинает активно по­могать ему в сборе интересующего исследователей эмпирическо­го материала. Третий тип включенного наблюдения характеризуется по­ложением и ролью исследователя в качестве «наблюдателя-участника».В таком случае контакт наблюдателя с членами кол­лектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный харак­тер. Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуа­ции исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимо­действуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с невключенным наблюдением.

5. Полевоенаблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредст­венном контакте исследователя с изучаемым объектом. Боль­шинство стандартизированных, не стандартизированных, вклю­ченных наблюдений проводится именно в форме полевого на­блюдения.

6. Лабораторноенаблюдение — такой тип сбора эмпирической со­циологической информации, который осуществляется в искусст­венно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства фиксации поведения наблюдаемых, его изменения с из­менением условий и ситуации, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.




7. Систематическоенаблюдение — такой тип исследования, кото­рый проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процес­сов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий.

8. Эпизодическоенаблюдение — это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

9. Случайноенаблюдение — это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматри­ваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, за­служивающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком слу­чае, когда социолог при проведении систематического наблюде­ния сталкивается с интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не пре­дусмотренным заранее исследовательским проектом.

10. Одномоментное наблюдение — такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в опреде­ленном месте и в определенное время, например, осуществляе­мое социологом невключенное наблюдение за митингом опреде­ленной политической партии или движения.

В сравнении с другими методами сбора информации социологи­ческое наблюдение имеет ряд достоинств. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данно­го явления, его многогранность Оно может успешно применяться для уточнения границ исследования, проверки сформулированных задач и гипотез на этапе их разработки. Гибкость метода — еще одно качество, имеющее немаловаж­ное значение при изучении социальных явлений. Использование на­блюдения в сочетании с другими методами, особенно социологиче­ским опросом, позволяет получать более полную и оперативную ин­формацию Метод наблюдения можно использовать для уточне­ния (коррекции) выводов, сделанных по итогам исследования.

Недостатки наблюдения:

— локальный хар-ер наблюд-ой ситуации; наблюдать м. только то, что находится в поле зрения наблюд-ля;

— в исследуемые события, как правило, нельзя вмешиваться, их обычно нельзя повторять;

— упущенная информация нередко оказывается навсегда потерянной

— присутствие наблюдателя может влиять на ситуацию наблюдения, приводя к её искажению.

— наблюдать можно только те явления, которые происходят в момент исследования

— наблюдение — это «пассивный метод»; время и место наблюдения обычно не зависят от выбора социолога,

— личные ориентации социолога, его симпатии и антипатии, эмоциональное состояние могут повлиять на выбор единиц наблюдения, на оценку происходящего и конечные результаты исследования

О социологич/методе

Имея точное научное понимание условий своего социального сущест­вования, почему бы людям самим рационально не строить свою судь­бу? Марксистское видение неоднозначно:

Я имею в виду версии Маркса, рассматри­вающие марксизм не как естественную науку об обществе, которая бе­рется предсказывать кончину капитализма и его смену социализмом, но как солидное исследование исторических взаимосвязей субъективности и объективности в человеческом социальном существовании. Но на­столько, насколько в работах Маркса есть сильные натуралистические течения, а они вполне определенно существуют, Маркса можно клас­сифицировать вместе с Контом как провозвестника и инициатора науки об обществе, которая воспроизводила бы в изучении человеческой со­циальной жизни тот же тип разумного просветления и объяснительной силы, какой уже был воспринят естественными науками. В этом смысле можно уверенно утверждать, что социальная наука потерпела неудачу.

За исключением кажущихся несомненными фактов и по срав­нению с системой точных законов достижения социальных наук не впечатляют.

Это является общепризнанным, в особенности среди тех ны­нешних обществоведов, кто привержен все тому же идеалу. Желание создать естественную науку об обществе, которая обладала бы той же логической структурой и стремилась бы к таким же целям, что и нау­ки о природе, остается по-прежнему сильным. Конечно, многие при­верженцы этой модели оставили (по разным причинам) надежду на то, что социальные науки в ближайшем будущем смогут достичь точно­сти и объяснительной способности даже наименее развитых естест­венных наук. Тем не менее, что-то вроде упования на появление Нью­тона в социальных науках остается достаточно распространенным, даже если сегодня тех, кто относится к этой возможности скептиче­ски, гораздо больше, чем тех, кто все еще лелеет эту надежду.

Cоциальная наука должна выйти из тени естественных наук, в какую бы философ­скую мантию они не рядились. Тем самым я не хочу сказать, что ло­гика и метод изучения человеческого социального поведения целиком и полностью расходятся с логикой и методом исследования природы, во что я точно не верю. Не собираюсь я и поддерживать точку зрения приверженцев традиции «наук о духе», согласно которой любая обобщающая социальная наука логически исключается из числа тако­вых. Но любой подход к социальным наукам, стремящийся выразить их эпистемологию и познавательные притязания наравне с притяза­ниями наук о природе, уже по определению обречен на неудачу и мо­жет дать лишь ограниченное понимание человеческого общества.

Безуспешность социальной науки, понимаемой как естественная наука об обществе, проявляется не только в недостатке совокупности абстрактных законов, условия, приложения которых точно известны и которые принимаются «профессиональным сообществом»; эта безус­пешность очевидна и в реакции широкой общественности. Со­циальная наука, задуманная Контом и Марксом как проект, должна была стать разоблачением, которое сметет смутные предрассудки прежних времен и заменит их рациональным самоосознанием. То, что возникает как «сопротивление» широкой публики «открытиям» соци­альной науки, зачастую просто приравнивается к тому неприятию, какое иногда вызывали учения о мире естественном: например, неже­лание принять тот факт, что Земля имеет сферическую форму, а не является плоской. Но такого рода сопротивление возникает по причи­не научных теорий или открытий, которые потрясают или разрушают

устои здравого смысла. Возражения, зачастую высказываемые представителями широкой общественности по поводу претензий социологии, как раз имеют противоположный характер: «открытия» социологии не сообщали им ничего такого, чего бы они уже и так не знали, или и того хуже — социология обряжает в техни­ческий жаргон то, что вполне понятно на обычном языке.

Недавние достижения в социологии, перекликающиеся по большей части с не такими уж недавними достижениями в аналитической фило­софии и феноменологии, весьма тесно связаны с этими проблемами. И вовсе не удивительно, что такое пересечение социальных наук с фило­софией должно было произойти, поскольку именно постоянно возни­кающий интерес к действию, смыслу и согласию в контексте социаль­ной жизни людей отличает некоторые ведущие направления в этих ши­роких философских традициях, а именно — «экзистенциальную фено­менологию», «философию обыденного языка» и философию позднего Витгенштейна. Сегодня интерес к проблемам действия наверняка не чужд существующим в социальных науках ортодоксиям. Само понятие действия в виде «деятельностного подхода» занимает первое место в работах Талкота Парсонса. По крайней мере, в своих ранних работах Парсонс в особенности стремился включить «волюнтаристский» мо­мент в свой подход. Но Парсонс (как и Дж. С. Милль) стал отожде­ствлять волюнтаризм с «интернализациеи ценностей» личностью и тем самым — с психологической мотивацией («потребности-установки»). В парсонсовской системе координат действия нет действия, есть одно только поведение, возбуждаемое потребностью-установкой или ролью-ожиданием. Сцена установлена, но актеры представляют только в со­гласии с написанным для них сценарием.











Преимущества и недостатки метода наблюдения — Студопедия

Наблюдение как метод социологического исследования способствует получению (весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь с помощью других методов.

При написании «Положения рабочего класса в Англии» Ф. Эн­гельс основывался как на документах, так и на непосредственном наблюдении. В документах трудно было выявить реальную картину повседневной жизни, и прежде всего картину борьбы пролетариата, а личные наблюдения никогда не могут дать полной картины явле­ний и массовых процессов. Поэтому Ф. Энгельс дополнял непосред­ственные наблюдения изучением документов, сравнивал их между собой, проверяя таким образом познавательную ценность каждого из этих методов. «В течение 21 месяца я имел возможность непо­средственно, по личным наблюдениям и в личном общении, изучить английский пролетариат, его стремления, его страдания и радости, одновременно дополняя свои наблюдения сведениями из необходи­мых достоверных источников. В настоящей книге изложено то, что я видел, слышал и читал»12.

Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.

Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.



В особенности это относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно зна­чимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их в будущей ситуации.

Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще не­известно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с раз­личных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.


Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.

Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведет­ся одним человеком, это может иметь свои отрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.

Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.

Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.

Литература для дополнительного чтения

Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969, с. 156—165.

Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М. Анд­реевой; М.: Изд-во МГУ, 1972, <:. 56—72.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975, с. 238—147.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с. 358—361.

Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975, с. 323—347.

Ряжских И. А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива.— Социол. исслед., 1975, № 3, с. 91— 99.

Ядов В. А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972, о. 112—120.

Включенное и невключение наблюдение. Достоинства и недостатки метода наблюдения

Методу наблюдения присущи как достоинства,
так и недостатки.
Этому уделено много внимания в книге ученых ГДР «Процесс социального исследования».

Достоинства метода наблюдения:

1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2. Позволяет фиксировать события и элементы че-ловеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологи-ческой информации, которые основываются на пред-варительных или ретроспективных суждениях рес-пондентов.

3. Отсутствуют опосредующие звенья, осуществ-ляется прямой контакт между исследователем и иссле-дуемым объектом, что дает возможность получать бо-лее достоверную, объективную и оперативную инфор-мацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4. Помогает полнее и точнее понять смысл поведе-ния или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происхо-дящие события.

5. Исследователь в определенной степени не зави-сит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостатки
метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные

(независимые от наблю-дателя) и субъективные

(связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя и установками наблюдателя и наблюдаемых).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Сложность, а порой и невозможность повторе-ния наблюдения.

3. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость де-лать эту работу после проведения наблюдения.

4. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

5. Возможность проведения лишь в момент совер-шения события. Для изучения прошлого, например, выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественной литературы. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблю-дение. Опыт прошлого наблюдения станет объектом исследования другими социологическими методами.

6. Ограниченность наблюдения временем совер-шения интересующего наблюдателя события.

7. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первич-ной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

8. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является од-ним из самых дорогостоящих методов сбора первич-ной социологической информации.

9. Не все социальные факты поддаются непосред-ственному наблюдению, целый ряд областей оказыва-ется почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексу-альные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследова-теля в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с воз-никновением «барьера субъективности» при интер-претации событий. Результатом наблюдения оказыва-ется не просто констатация факта как такового, факта самого по себе, а констатация той или иной интерпре-тации наблюдаемого факта исследователем. А так как интерпретация может быть ошибочной, то появляется вероятность расхождения результатов наблюдения с действительностью. Ведь исследователь не просто наблю-дает, наблюдая он по-своему понимает, а поэтому, обычно незаметно для себя, по-своему интерпретирует то, что увидел в свете своих теоретических пред-ставлений, предшествующего опыта, эмоционального состояния. Таким образом, в объективную картину на-блюдаемого он вносит некий субъективный элемент, а с ним возможность субъективных искажений.

3. На качество получаемой информации может ощу-тимо повлиять различие в социальном положении наблю-дателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориента-ции, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, ко-торый не привык к такой форме обращения в своей сре-де, может оценить это как неуважение, фамильярное от-ношение молодых рабочих к старшим. Полностью ибыстро охватить ситуацию, правильно оценить ее, избе-жать отмеченные и другие ошибки, позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых.

4. Личностные особенности наблюдателя определен-ным образом сказываются на его впечатлениях, а значит и на качестве фиксируемых показателей.

Возможен эффект «снисходительности» наблюда-теля по отношению к наблюдаемым, который нахо-дит свое выражение в тенденции оценивать ситуа-цию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрица-тельный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота иссле-дователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхно-стное выполнение исследования.

Порой возможна ошибка «контрастности». Она ос-новывается на склонности наблюдателей, чаще всего неосознанной, при оценке других людей игнорировать или отрицать у них такие черты характера, которые свойственны им самим, что приводит к подчеркива-нию только тех признаков, которые якобы противопо-ложны их собственным. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, на-оборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрес-сивны.

5. Включенный наблюдатель может утратить объ-ективность, занять позицию тех, в среде кого он дейст-вует. Неразрывная связь наблюдателя и объекта на-блюдения накладывает определенный отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию.

6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого. Так, например, иногда наблю-даемые, зная, что являются объектом изучения, искус-ственно меняют характер своих действий, чтобы под-строиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

7. Восприятие социальных явлений исследовате-лем и их интерпретация всегда эмоциональны и тем сильнее, чем теснее связь исследователя с наблюдае-мым (наблюдаемыми). Наличие у наблюдателя опреде-ленного ожидания в отношении поведения наблюдае-мого часто ведет к формулированию конкретной точ-ки зрения на происходящее. Такое ожидание может возникнуть, если до проведения наблюдения наблюда-тель и наблюдаемый контактировали.

Например, «пер-вое впечатление» или ряд встреч может вызвать опре-деленное смещение акцентов в картине наблюдения. Если сложились благоприятные впечатления о наблю-даемом, то наблюдатель переносит их на наблюдаемую им ситуацию и при анализе происшедших событий оценивает их неоправданно положительно. А если на-оборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание (скепсис, недоверчивость, пре-дубежденность), то это может привести к преувели-ченно отрицательной оценке деятельности наблюдае-мого, к повышенной жесткости в оценке происходя-щего.

Существует, так называемый, «гало-эффект» (оре-ол престижа). Он основан на общем впечатлении, ко-торое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ве-дет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. И это является основанием для того, чтобы в дальнейшем приписывать ему другие хорошие свойства, фактичес-ки их не наблюдая. Часто наблюдатель в силу разных причин может повторно оказаться под впечатлением одного и того же личностного признака наблюдаемого, и это способствует нередко еще большему снижению объективности его суждений. Как правило, при длительном знакомстве гало-эффект становится еще сильнее.

8. Возможна «ошибка моделирования» (или иначе логическая, теоретическая ошибка). Это происходит, когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки лич-ности должны быть сходными или взаимосвязанными между собой (или противоречить друг другу). Напри-мер, может быть сд

Субъективные недостатки метода наблюдения — Студопедия

субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной

информации может оказывать влияние:

— различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

— несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.

— на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой общности людей повышенной жесткости в оценке происходящего.



— результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.


Классификация видов наблюдения: структурализованное и неструктурализованное; систематическое и несистематическое; непосредственное (прямое) и косвенное; контролируемое и неконтролируемое; открытое и скрытое; включенное и невключенное; полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение.

Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями. Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.

Неструктурализованноенаблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследованиях.

Систематическое наблюдение:

проводится регулярно с заданной периодичностью,

осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,

выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),

классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое (случайное ) наблюдение:

обычно не планируется, является богатым источником информации, трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий, продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения подразделяются еще на: 1) активные (научные) и 2) пассивные или обычные (житейские). Многократно повторяясь, житейские наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, метафорах и в этой связи представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачу, условия наблюдения. При этом, если мы попробуем изменить условия или обстоятельства, при которых совершается наблюдение, то это уже будет эксперимент.
Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень усталости или напряженности при выполнении человеком определенной работы. Исследователь может воспользоваться методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальваническая реакция и т.п.), которые сами не вскрывают особенностей протекания психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекание изучаемых процессов.

Контролируемое наблюдениезаранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов, применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдениеприменяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой, при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Открытое наблюдение :

предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,

осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования.

Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,

исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).

наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

Невключенное наблюдение:

осуществляется со стороны, наблюдатель не является участником происходящих событий. Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

самый распространенный вид исследования,

протекает в естественных для наблюдаемых условиях;

реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

безучастное,

пассивное,

активно соучаствующее.

Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака». В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Лабораторное наблюдение:

характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,

исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

Лабораторно-полевое наблюдение — проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения.

21 Преимущества и недостатки участия в наблюдении — Vittana.org

Участковое наблюдение — это особый тип сбора данных, обычно используемый в этнографии или качественных исследованиях. Некоторые дисциплины используют эту методологию, поскольку ученые-практики работают над близким или близким знакомством с определенной группой лиц в целевой демографической группе.

Любое сообщество может стать частью метода коллективного наблюдения для сбора данных. Профессиональная, религиозная и географическая демография являются общими интересами при оценке коммуникативных исследований, социальной психологии или культурной антропологии.

Первое использование этого метода относится к началу 19 века, когда Джозеф Мари заявил, что «лучший способ познакомиться с индейцами (коренными американцами) — это стать похожими на одного из них, и именно изучая их язык, мы будем стать их согражданами ». Фрэнк Кушинг, Бронислав Малиновский и Маргарет Мид были активными пользователями этого варианта коллекции.

При подходе к проекту качественного исследования стоит отметить несколько преимуществ и недостатков включенного наблюдения.

Список преимуществ наблюдения участников

1. Он дает результаты, которые подтверждают обоснованность предложенной теории.
Подход с включенным наблюдением собирает огромное количество качественных данных, которые полезны для различных постулатов. Это позволяет исследователям получить четкое представление о том, как люди живут и взаимодействуют друг с другом. Поскольку каждый человек, вовлеченный в эту работу, лично видит эти социальные встречи, информация из первых рук становится полезной для доказательства обоснованности предложенных теорий.

Это также дает преимущество опровержения определенных идей из-за прямых наблюдений, которые создают данные.

2. Включенное наблюдение обеспечивает исследователям высокий уровень гибкости.
Включенное наблюдение обеспечивает большую гибкость в отношении качественного исследования, чем другие методы, в которых используется этот подход. Это позволяет исследователям сохранять непредвзятость, давая им возможность развить различные идеи, теории и направления, если во время их работы произойдет что-то интересное.

Этот подход позволяет исследователям узнать ответы на вопросы, которые они могут не знать, когда они впервые начинают свою работу по включенному наблюдению. При включенном наблюдении не действуют те же правила, что и в случае количественных методов, если что-то не соответствует ожиданиям.

3. Благодаря включенному наблюдению становится доступным больше информации.
Исследователи, использующие метод включенного наблюдения, получают возможность развить сочувствие через личный опыт общения с целевой демографией.Каждый человек может действовать как член этой небольшой группы, чтобы можно было лучше понять конкретные точки зрения, социальные ценности и значение других действий. Он предоставляет фактические данные, а не заставляет людей делать предположения о поведении или решениях, которые люди принимают.

4. Это дает практические преимущества для сбора данных, которые нельзя использовать другими методами.
Когда у определенной демографической группы есть проблемы с доверием к исследователям или люди живут изолированно, доступ к этим группам может быть затруднен.Люди, естественно, более подозрительно относятся ко всему или ко всему, что отличается от других. Совместное наблюдение позволяет сборщикам данных получить больше доверия и взаимопонимания, чтобы мы могли получить больше информации о конкретных группах.

Совместное наблюдение полезно для изучения групп, таких как банды, таких проблем, как преступность среди несовершеннолетних, и культовое религиозное воспитание.

5. Наблюдение с участием участников может фиксировать изменение отношения.
Этот вариант качественного исследования не всегда требует сосредоточения внимания на общей картине.Компании часто используют этот подход, потому что это достоверный способ уловить изменение отношения целевой аудитории к конкретным потребительским товарам или услугам. Организации также могут использовать его для изучения меняющихся перспектив на своем рабочем месте. Принимая проактивный подход к идеям или обстоятельствам, которые могут быть проблематичными, если их не контролировать, исследователи могут обеспечить выживание проекта, идеи или коммерческого предприятия.

6. Это открывает дверь для размышлений исследователей.
Совместное наблюдение позволяет исследователям с помощью умозрительных методов собирать данные о районах, которые они выбирают для исследования в пределах группы населения.Изменение решений о том, как собирать эту информацию, также является частью опыта. Это означает, что кто-то может решить действовать в соответствии со своими инстинктами, чтобы определить, где возможна полезная информация, вместо того, чтобы полагаться на структуры, разработанные кем-то, кто не входит в целевую демографию.

7. У исследователей больше возможностей для получения реальных результатов.
Целевые процессы качественного исследования полностью проявляются при использовании включенного наблюдения в качестве основного метода сбора данных.Это преимущество позволяет всей организации или демографической группе учитывать все процессы, части и участников, чтобы группы выборки могли пройти процесс сравнения. Это помогает ускорить работу по сбору информации для подтверждения или опровержения идеи, одновременно снижая общие затраты на проект по сравнению с другими методами сбора информации.

8. Информация, собранная при включенном наблюдении, в качестве прогнозного качества.
Хотя обобщить информацию, собранную путем включенного наблюдения, сложно, данные, которые собирают исследователи, действительно обладают защитным качеством.Это означает, что у аналогичной группы населения будет опыт, который будет в некоторой степени таким же, если на них повлияет равный набор переменных. Это дает нам возможность увидеть, как люди могут реагировать в будущих ситуациях, когда у них есть определенный набор опыта или ценностей, которые определяют их процессы принятия решений.

9. Участие в наблюдении может быть неограниченным процессом.
Количественные исследования в рамках определенной структуры, где есть определенное начало и конец процесса сбора данных.В качественных исследованиях, таких как включенное наблюдение, больше используется открытый подход. Хотя определенная отправная точка необходима практически для любых усилий по сбору информации, этот метод может продолжаться до тех пор, пока на работу не перестанет поступать финансирование. Это означает, что легче выйти за рамки поверхностных ответов, которые дают некоторые люди, чтобы исследователи могли получить доступ к информации, исходящей от их рациональных мыслительных процессов.

10. Это дает представление об индивидуальном или групповом отношении.
Несмотря на то, что люди непредсказуемы, люди — существа привычки. Каждый человек склонен реагировать одинаково всякий раз, когда с ним случаются похожие обстоятельства. Этот процесс происходит потому, что большинство людей предпочитают рутинную жизнь. Это означает, что качественное исследование посредством включенного наблюдения может превратить эти действия в полезные данные для исследований в области маркетинга, психологии, антропологии и других областей.

Список недостатков наблюдения за участниками

1.При включенном наблюдении существует высокий риск систематической ошибки при вводе данных.
Исследователи должны быть непосредственно связаны с конкретной демографической группой, которую они хотят изучать, чтобы данные, которые они собирают, были достоверными. Такой подход сопряжен с серьезным риском вовлечения в социальную динамику этих людей, а это означает, что собранная информация имеет более высокий риск предвзятости, чем вы можете найти в других формах качественного исследования. Если кто-то начинает сочувствовать перспективам или взглядам исследовательской группы, то эта информация перестает быть надежной.

2. Изучаемая репрезентативная выборка относительно небольшая.
Включенное наблюдение хорошо работает, когда исследователи имеют возможность непосредственно изучить небольшой размер выборки. Когда целевая демография такая крошечная, практически невозможно сделать обобщения, влияющие на остальную часть общества, на основе собранных данных. Информация относится только к группе лиц. Это означает, что этот трудоемкий подход может оказаться бесполезным, если рассматриваемая теория или идея не будет подвергнута непосредственному изучению конкретной группой, о которой идет речь.

3. Сбор фактических данных с использованием включенного наблюдения занимает много времени.
Для большинства исследований с включенным наблюдением требуется несколько лет работы по сбору данных, прежде чем они смогут начать давать результаты. У вас должны быть подготовленные исследователи, которые могут установить контакт с целевой демографией, а также иметь готовность стать частью этого элемента общества на время работы. Это очень сложная работа, которая может стать чрезвычайно напряженной, если единственный способ собрать информацию — скрытые методы.

Этот недостаток — еще одна причина, по которой в собираемые данные может закрасться предвзятость. Когда вы проводите большую часть своего времени с людьми, трудно избежать установления с ними отношений, которые так или иначе влияют на вас.

4. Для этого качественного метода исследования существуют этические вопросы.
Этот недостаток включенного наблюдения характерен для скрытых методов, которые иногда используются для сбора данных. Если исследователям приходится вводить людей в заблуждение относительно того, кто они такие и чем они занимаются, тогда информация, полученная в результате прямых наблюдений, может быть не совсем точной.Обман людей с целью получения информации о них обычно считается неправильным, и в ходе исследования может быть сделан этический выбор в отношении участия в аморальной или незаконной деятельности.

5. Самостоятельный выбор может вызвать искажение информации в собранных данных.
Когда исследователи призывают участников из-за необходимости собрать качественное исследование, самовыбор может создать проблему с предвзятостью. Люди, которые с готовностью готовы участвовать в подобных проектах, обычно имеют конкретную повестку дня, которую они хотят выполнить.Это означает, что информация, собираемая в процессе наблюдения с участием участников, не является достоверной, даже если кажется, что это так.

Единственный способ избежать этого недостатка — это рандомизировать людей в изучаемой демографической группе, чтобы никто не мог чрезмерно повлиять на процесс сбора информации. Это означает, что количественные факторы могут влиять на работу по включенному наблюдению, иногда сводя на нет выгоды, которых они могут достичь.

6. Включенное наблюдение в значительной степени зависит от навыков исследователя.
Исследователи, использующие метод включенного наблюдения, должны знать, где искать данные и как задавать правильные вопросы для сбора информации. Неспособность распознать обстоятельства, при которых информация может быть неточной или доступной (или наоборот), приводит к ошибкам, которые могут повлиять на результат этой работы. Неспособность задать правильные вопросы может означать, что критическое понимание будет упущено.

7. Данные, собранные посредством включенного наблюдения, в некоторой степени субъективны.
Исследователи полностью контролируют информацию, которую, по их мнению, важно собирать при выполнении работы по включенному наблюдению.Это означает, что точка зрения человека, который собирает информацию, может повлиять на результаты так, как он может предпочесть индивидуально. Если одному исследователю понравится кошелек

.

Недостатки и преимущества натуралистического наблюдения — ConnectUS

Неструктурированный метод исследования. Натуралистическое наблюдение является одним из трех типов и используется для сбора данных и наблюдения за объектами в их естественной среде обитания. Это не включает изменение окружающей среды или запуск субъектов для получения необходимых результатов. Более того, наблюдаемый субъект или субъекты не знают, что их исследуют. Хотя это считается наиболее реалистичным методом исследования, есть и те, кто к нему относятся скептически.Вот противоположные взгляды сторонников и противников этого типа исследований.

Список плюсов натуралистического наблюдения

1. Подлинные реакции
Исследователи, применяющие натуралистическое наблюдение в своих исследованиях, говорят, что этот метод позволяет получить более точные и реалистичные реакции субъектов. Поскольку эти субъекты, люди или животные, не подозревают, что за ними наблюдают, они демонстрируют свое естественное поведение, поскольку не осознают, как они действуют или двигаются.Кроме того, поскольку нет внешней силы, которая вызывает их эмоции, результаты реальны, а не рассчитаны.

2. Безопаснее
Считается, что естественное наблюдение не подвергает исследователя риску, поскольку нет необходимости взаимодействовать с субъектами, как в случае наблюдения за естественной средой обитания диких животных, например тигров. Исследователи изучили, как эти дикие животные живут, охотятся и выживают в дикой природе, не приближаясь к ним. Поведение животных может быть непредсказуемым, поэтому с помощью этого метода исследования безопаснее изучать их издалека.

3. Полезно для проверки исследований
Помимо неструктурированного наблюдения, сторонники натуралистического наблюдения говорят, что этот метод используется для сравнения и проверки результатов исследований, которые проводились ранее. Этот тип полезен для подтверждения и опровержения данных, поскольку его результаты реалистичны и точны.

Список недостатков натуралистического наблюдения

1. Отнимает время
Критики этого метода исследования утверждают, что наблюдение за субъектом, который не подозревает, что за ним наблюдают, потребует больше времени, чтобы действовать или проявить ожидаемое поведение, в отличие от субъекту, который знает, что проводится эксперимент или исследование.Хотя исследователь может получить естественную и реальную реакцию, это может занять время, так как за субъектом нужно наблюдать снова и снова, чтобы определить модель поведения, а это требует времени. Более того, если за несколькими людьми или животными наблюдают, не все будут вести себя одинаково, что также может увеличить время исследования.

2. Отвлекающие факторы
Противники натуралистического наблюдения говорят, что исследователи не контролируют окружающую среду и влияния, которые могут повлиять на поведение их субъектов.Хотя окружающая среда не изменяется, в ней есть отвлекающие факторы, которые могут повлиять на объекты, и результаты могут быть неверными.

3. Различные точки зрения
Люди, не сторонники натуралистических наблюдений, говорят, что результаты могут отличаться, если в исследовании участвует более одного исследователя. Это связано с тем, что разные люди по-разному воспринимают вещи, и поскольку этот метод неструктурирован, результаты могут быть неверно истолкованы некоторыми и, следовательно, могут быть неточными.

Естественное наблюдение как метод исследования важно, потому что оно дает исследователю возможность открыть для себя новые вещи о предмете, которые не будут очевидны, если будет применен другой метод. Однако этот метод не лишен недостатков. Возможно, для исследователя важно проанализировать, является ли это лучшим методом для исследования или, что еще лучше, использовать его вместе с другим методом исследования.

Автор Биография
Натали Реголи — дитя Божье, преданная жена и мать двух мальчиков.Она имеет степень магистра права Техасского университета. Натали публиковалась в нескольких национальных журналах и занимается юридической практикой в ​​течение 18 лет. Если вы хотите связаться с Натали, перейдите сюда, чтобы отправить ей сообщение. .

Преимущества и недостатки наблюдения за участниками, образец курсовых работ

4 страницы, 1518 слов

Все методы предполагают наблюдение, но включенное наблюдение характеризуется степенью, в которой его сторонники настаивают на наблюдении и интерпретации ситуации, основанной на понимании ситуации с точки зрения участников, а не наблюдателя. Предпринята попытка избежать навязывания категорий извне. Совместное наблюдение — это метод антропологии, хотя он используется в широком спектре социологических исследований, когда исследователь «стал частью повседневной жизни, изучая языки и значения, правила безличности, отношения…

А короче говоря, проживая жизнь изучаемых людей.‘(Hughes, 1976).

Традиционное включенное наблюдение обычно проводится в течение длительного периода времени, от нескольких месяцев до многих лет и даже поколений. Увеличенный период времени исследования означает, что исследователь может получить более подробную и точную информацию об исследуемых лицах, сообществе и популяции. Типы участников наблюдения

Наблюдение без участия — это метод наблюдения и расследования, при котором исследователь или наблюдатель посещает групповые мероприятия и записывает наблюдения, не принимая участия в деятельности группы.Группа знает, что наблюдатель присутствует, но он или она неактивны. Скрытое наблюдение — это метод исследования в социальных науках. С помощью этого метода исследователь действует под прикрытием как один из участников группы, которую он / она выбирает в качестве объекта исследования. Исследователь участвует в деятельности группы, наблюдая за ее поведением или любыми изучаемыми факторами.

8 страниц, 3982 слов

Курсовая работа по методам и процессу профессионального обучения: исследование на ИТ-ферме

Институт информационных технологий МЕТОДЫ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ: ИЗУЧЕНИЕ НА ИТ-ФЕРМЕ Представлено Шахину Ахмеду Чоудхури доценту кафедры.Маркетингового университета Дакки Представлено Танвиром Ахмедом Ханом-BIT0305 Арифом Ибне Али-BIT0308 Надией Нахар-BIT0327 Ахмадом Тахмидом-BIT0332 Дата подачи: 3 декабря 2012 г. Введение: Отправка сотрудников на обучение или привлечение …

Открытое наблюдение предполагает, что исследователь открыто объясняет причину своего присутствия в области исследования, поскольку группа дает исследователю разрешение на проведение ее исследования, а также использование «спонсора», который является лицом, которое может занимать высокий статус. внутри группы, тем самым уменьшая любую потенциальную враждебность к исследователю.Включенное наблюдение — это метод исследования, при котором исследователь фактически принимает участие в изучаемом социальном явлении. Структурированное наблюдение относится к систематическому методу сбора данных, при котором обычно происходит значительное предварительное кодирование и наблюдение.

В этом методе исследователь записывает все события, которые он наблюдал в полевых условиях. Преимущества скрытого наблюдения за участниками Преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что оно позволяет нам получить доступ к социальным группам, которые обычно не дают согласия на участие в исследованиях.Таким образом, это позволяет нам исследовать и расширять знания о менее известных социальных группах, что, в свою очередь, расширит наше психологическое понимание мира. Кроме того, этот тип наблюдения позволяет избежать проблем, связанных с эффектами наблюдателя, и поэтому может считаться более достоверным, чем явные наблюдения.

Одним из известных примеров скрытого включенного наблюдения является исследование, проведенное Эрвингом Гоффманом в его исследовании психиатрических больниц, опубликованное под названием «Стигма» в 1968 году. Гоффман работал в приюте для душевнобольных в качестве помощника спортивного директора.Его исследования были в основном скрытыми, лишь пара сотрудников была осведомлена о его исследованиях, и с помощью этого метода он смог раскрыть «неофициальную реальность» жизни в психиатрической больнице. Преимущества открытого наблюдения за участниками Преимущество открытого наблюдения заключается в том, что он позволяет избежать таких этических проблем, как обман или отсутствие информированного согласия.

2 страницы, 705 слов

Эссе по оценке сильных сторон и ограничений использования включенного наблюдения для изучения прогулов

… наблюдая это. Есть два разных типа включенного наблюдения: открытое наблюдение и скрытое наблюдение. Открытое наблюдение — это когда исследователь говорит ученикам, что у них есть … сильные стороны и ограничения для использования включенного наблюдения для изучения прогулов. Существует множество сильных сторон и ограничений для использования включенного наблюдения для изучения прогулов. Прогулки определены …

Кроме того, это также не позволяет исследователю познакомиться с участниками и «стать родным».Таким образом, стремление сохранить объективность наблюдения и отсутствие предвзятости. Также данные могут быть открыто записаны. Примером открытого включенного наблюдения является исследование Уильяма Ф. Уайта Street Corner Society (1943), в котором он был защищен от потенциального антагонизма своей дружбой со своим спонсором «Доком». Тем не менее, Уайт, несмотря на то, что он явно играл роль наблюдателя, все чаще стал рассматривать себя как «одного из членов банды» во время своих полевых исследований.

Недостатки скрытого наблюдения за участниками Скрытое наблюдение за участниками автоматически вызывает этические проблемы.В этом случае исследователь может быть не защищен или может не защищать других от риска причинения вреда, особенно если социальная группа, которую он изучает, является девиантной группой, которая может участвовать в насильственных действиях. Кроме того, они будут вводить участников в заблуждение и не иметь информированного согласия. Кроме того, в этом типе наблюдения есть вероятность, что исследователь может стать предвзятым в своих взглядах и может «стать родным».

Еще одним недостатком является то, что близкие дружеские отношения часто возникают из-за связей с членами изучаемой группы, а скрытый характер исследования может оказать огромное давление на исследователя как в полевых условиях, так и за их пределами.Примером скрытого наблюдения может служить знаменитое исследование куклы Бобо Бандуры 1961 года. В этом исследовании, наблюдая за агрессивным поведением модели, дети, неосознанно, наблюдали за тем, как они играли с игрушками, поэтому исследователь мог измерить уровень агрессии у детей, наблюдая за агрессивным поведением модели.

Дети не знали, что за ними наблюдают и почему они были вовлечены в это исследование, и поэтому они с большей вероятностью будут демонстрировать естественные проявления поведения.Недостатки открытого наблюдения за участниками. Однако недостатком может быть то, что участники понимают цели наблюдателя, и поэтому вероятно возникновение возможных эффектов наблюдателя (участники меняют свое поведение, действуя так, как, по их мнению, ожидает экспериментатор).

3 страницы, 1497 слов

Исследовательский документ о хранилище данных Пример использования

История CDR Когда проект начался в 1995–96 годах, CDR, первоначально называвшаяся «базой данных клинических исследований», была предназначена для поддержки и улучшения клинических исследований в Университете Вирджинии путем предоставления клиницистам, студентам и исследователям прямой и быстрый доступ к ретроспективным клиническим и административным данным пациентов.Re? Следуя этому намерению, система была профинансирована …

Примером открытого наблюдения может служить исследование Williams, 1986 г., посвященное влиянию средств массовой информации на антисоциальное поведение детей. В этом исследовании дети 6-11 лет из изолированного общества оценивались по уровню агрессии после внедрения телевидения. Дети знали, что их изучают, и поэтому они могли продемонстрировать характеристики спроса или эффекты социальной желательности. Количественные данные Количественные данные относятся к количественным фактам и цифрам, которые собираются в ходе исследования или области исследования.

Данные и / или наблюдения затем анализируются и используются для интерпретации ситуации или события. Данные измеряются в числовой шкале, такой как гистограмма, диаграмма и т. Д. Количественные данные дают хорошую общую картину населения или географического региона. Его также часто можно использовать для измерения тенденций во времени. Этот тип доказательств ценен для описания того, кто, что, где и когда. Количественные первичные источники Первичные данные чаще всего понимаются как данные, собранные из источника информации, которые не подвергались анализу перед включением в оценку потребностей.

Первичные данные собираются непосредственно от пострадавшего населения группой оценки в ходе полевых работ. Первичные данные чаще всего собираются путем личных интервью или обсуждений с членами пострадавшего сообщества, но также могут быть собраны посредством телефонных интервью, радиосвязи, обмена электронной почтой и прямого наблюдения. Количественные вторичные источники Количественные вторичные источники включают огромное количество статистических данных, произведенных такими группами, как компании, благотворительные организации и группы давления.

Основным источником таких данных является масса официальных статистических данных, собранных национальными и местными правительствами и другими официальными агентствами. К ним относятся данные переписи населения, статистика рождений, браков и смертей, а также статистика социальных услуг, безработицы, образования, преступности и здравоохранения. Качественные данные Качественные данные — это информация, которая не представлена ​​в числовой форме, а носит описательный характер и появляется в основном в разговорной или повествовательной форме.

Хороший пример качественных данных — это ответ, который описывает, насколько хорошо ощущается определенный тип массажа — такие данные невозможно определить количественно.Качественные доказательства предоставляют более богатую, глубокую и широкую информацию, основанную на нескольких лицах или примерах случаев. Этот тип доказательств ценен для описания того, как и почему. Качественные первичные источники Наиболее распространенным методом является качественное исследовательское интервью, но формы собранных данных могут также включать групповые обсуждения, заметки о наблюдениях и размышлениях, различные тексты, изображения и другие материалы.

3 страницы, 1368 слов

Исследовательский документ по сбору данных 3

В гостиничном бизнесе крайне важно удержание сотрудников и низкая текучесть кадров.Сотрудники — основа любой успешной работы. Сотрудники обеспечивают прямую связь с клиентами, поддерживают организационные инициативы, увеличивают прибыль, сокращают убытки и обеспечивают успех в будущем. Denihan — это гостиничный бизнес, который начал свою деятельность в 1903 году как химчистка Бенджамином Дж. Дениханом, …

Качественное исследование часто классифицирует данные по шаблонам в качестве основной основы для организации и представления результатов. Качественные исследователи обычно полагаются на следующие методы сбора информации: наблюдение участников, наблюдение не участников, полевые заметки, рефлексивные журналы, структурированное интервью, полуструктурированное интервью, неструктурированное интервью и анализ документов и материалов.Качественные вторичные источники Вторичные данные — это те, которые находит другой исследователь, и вы затем используете их сами.

Источник, откуда вы получаете эти данные, известен как вторичный источник. Качественными вторичными источниками могут быть газеты, романы, произведения искусства, автобиографии, дневники, телепрограммы, исторические документы, школьные отчеты, а также многие другие примеры. Заключение Под наблюдением подразумевается участие исследователя в различных мероприятиях в течение продолжительного периода времени, которые позволяют ему / ей наблюдать за культурными представителями в их повседневной жизни и участвовать в их деятельности, чтобы облегчить лучшее понимание их поведения и действий.

Процесс проведения этого типа полевых работ включает в себя вступление в сообщество, выбор привратников и ключевых информаторов, участие в стольких различных мероприятиях, которые разрешены членами сообщества, уточнение своих выводов посредством проверок членов, официальных интервью и неформальных бесед и ведение организованных, структурированных полевых заметок для облегчения развития повествования, объясняющего читателю различные культурные аспекты.

Совместное наблюдение используется в качестве основы для полевых работ в различных дисциплинах и, как таковое, оказалось полезным инструментом для проведения исследований, обеспечивающих точное представление о культуре.

.

Secondary Data — Значение, их преимущества и недостатки

Вторичные данные — это данные, которые уже были собраны и доступны из других источников. Такие данные дешевле и их можно получить быстрее, чем первичные данные, а также могут быть доступны, когда первичные данные вообще невозможно получить.

Преимущества вторичных данных

  1. Экономично. Это экономит силы и затраты.
  2. Это экономия времени.
  3. Это помогает сделать сбор первичных данных более конкретным, поскольку с помощью вторичных данных мы можем понять, в чем заключаются пробелы и недостатки, а также какую дополнительную информацию необходимо собрать.
  4. Помогает улучшить понимание проблемы.
  5. Он обеспечивает основу для сравнения данных, собранных исследователем.

Недостатки вторичных данных

  1. Вторичные данные редко попадают в рамки факторов маркетингового исследования. Причины его неприспособления: —
    1. Единица сбора вторичных данных. Предположим, вам нужна информация о располагаемом доходе, но есть данные о валовом доходе.Информация может быть не такой, как нам требуется.
    2. Границы классов могут отличаться при одинаковых единицах измерения.

      До 5 лет Через 5 лет
      2500-5000 5000-6000
      5001-7500 6001-7000
      7500-10000 7001-10000

      Таким образом, ранее собранные данные вам не нужны.

  2. Точность вторичных данных неизвестна.
  3. Данные могут быть устаревшими.

Оценка вторичных данных

Из-за вышеупомянутых недостатков вторичных данных мы приведем оценку вторичных данных. Оценка означает, что должны быть выполнены следующие четыре требования: —

  1. Доступность — Необходимо видеть, доступны ли нужные вам данные. Если он недоступен, вам нужно обратиться к первичным данным.
  2. Актуальность — Должен соответствовать требованиям задачи. Для этого у нас есть два критерия: —
    1. Единицы измерения должны быть одинаковыми.
    2. Используемые понятия должны быть одинаковыми, а актуальность данных не должна быть устаревшей.
  3. Точность- Чтобы определить, насколько точны данные, необходимо учитывать следующие моменты:
    1. Используемая спецификация и методология;
    2. Допустимая погрешность должна быть проверена;
    3. Необходимо убедиться в надежности источника.
  4. Достаточность — Должны быть доступны соответствующие данные.

Роберт Джозелин разделил приведенное выше обсуждение на восемь этапов. Эти восемь шагов подразделяются на три категории. Он дал подробную процедуру оценки вторичных данных.

  1. Применимость цели исследования.
  2. Стоимость приобретения.
  3. Точность данных.

Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *