Этническая идентичность это: ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ — это… Что такое ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ?

Содержание

Статья по теме: ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

Выполнил:

Прокофьева Л.В.,

воспитатель

План

Введение…………………………………………………………………….3

Основное содержание

Понятие этнической идентичности, структура, типы……….…….4

Этапы становления этнической идентичности……………………8

Значение этнической идентичности………………………………11

Заключение………………………………………………………………..13

Библиографический список……………………………………………14


Введение

Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. Но в последние годы она обрела свое место в психологии познания.

Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены достаточно глубоко. Однако исследования в этой области характеризуются многоплановостью. Перед исследователями встает вопрос выбора традиции, которой они будут придерживаться, занимаясь проблемами идентичности. В данной области социологического знания существует множество направлений, решающих вопросы этнической идентификации, исходя из различных посылок.

В современной отечественной психологии при изучении этнической идентичности делается акцент на тех изменениях, которые происходят в ней в эпоху коренных социальных преобразований (Лебедева Н.М., 1999; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У., 1996; Солдатова Г.У., 1998; Рыжова С.В., 1995; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Ионин Л.Г., 2000; Сикевич З.В., 1996 ).

В частности, современные ученые говорят о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности (Лебедева Н.М., 1999).

В связи с вышесказанным особую роль играет изучение этнической идентичности, разработка путей ее формирования.


Понятие этнической идентичности, структура, типы

Выделение этнической идентичности как особого психологического феномена было длительным, и до сих пор в современном научном мире идут споры, касающиеся содержания понятия «этническая идентичность».

Анализируя литературу, мы выделили классическое определение этнической идентичности, которое чаще всего используется учеными.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [4].

В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [5].

Рассматривая этническую идентичность как важную составляющую процесса становления личности, нельзя не остановиться на ее структуре.

В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:

Когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков).

Аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Л.М. Дробижева в книге «Этносоциология» выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях».

Рассмотрим более подробно основные компоненты этнической идентичности. И первое, на чем мы остановимся, это когнитивный компонент.

В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются:

Этническая осведомленность.

Этническое самоназвание.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках.

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных [1].

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9–10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом [4].

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой — аффективный, эмоциональную. Причем, в каком то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

Далее мы кратно остановимся на типах этнической идентичности.

В научном мире выделяют несколько типов этнической идентичности:

Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы.

Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.

Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них [5].

Возможна четко не выраженная идентичность или даже ее отсутствие в ряде случаев на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности в жизни.

Таким образом, выделяется 4 типа этнической идентичности, которые в различной мере влияют на поведение человека и на определение его места в социуме.


Этапы становления этнической идентичности

Существует несколько теорий, касающихся этапов становления этнической идентичности. Рассмотрим некоторые из них.

Как показывают результаты исследований процесса развития этнической идентичности, первые представления об этничности дети приобретают довольно рано, еще в дошкольном или раннем школьном детстве (Clark K. B., Clark M.K, 1939, 1940; Piaget J., Weil A.M., 1951; Allport G.W., 1976; Pushkin I., Veness T., 1973; Снежкова И.А, 1982; Титова Т.А., 1996). Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Причем для представителей этнических меньшинств уже в этом  возрасте собственная этничность становится нередко источником неприятных переживаний. Так, еврейские и черные дети часто обнаруживали негативные самоустановки, личностные конфликты и ощущение небезопасности (Pushkin I., Veness T., 1973).

Следующий важный этап — это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности (Титова Т.А., 1996), происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением (Снежкова И.А, 1982).

Но лишь в ранней юности — 16-17 лет — этнические установки приобретают устойчивость (Pushkin I., Veness T., 1976), укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа (Хотинец В.Ю., 2000) [2].

Ж. Пиаже один из первых, кто собрал все данные о становлении этнической идентичности и выделил основные этапы ее развития.

В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности.

В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации –национальность родителей, место проживания, родной язык.

В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

К настоящему времени проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение [3].

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.


Значение этнической идентичности

Говоря об этнической идентичности, нельзя не остановиться на ее значении для становления личности человека.

Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в процессе межнационального общения, в поликультурной среде. Этнодифференцирующими признаками при этом являются родной язык, культура, религия, историческая память, национальный характер, эмоционально-ценностные отношения. Эволюционное развитие человечества постепенно сформировало осознание народами общности происхождения, понятия о родине, предках, культурных различиях, религиозных взглядах и т.д.

Этническая идентичность позволяет ребенку не только осознать свою тождественность с группой, но свою уникальность, отличительные признаки от группы не только своей, но и чужой. Благодаря общению с «чужой» группой происходит формирование этнически-ценностной среды личности, а именно – оценка значимости этнической принадлежности, ее роли в жизни и деятельности человека.

Посредством этнической идентичности осуществляется развитие этнического самосознания личности и определение этнического статуса. Трансформации (деформации) в этническом самосознании возможны в случаях межэтнических браков. Позитивная этническая идентичность способствует успешной социализации человека, с одной стороны; с другой – именно в процессе социализации общество как бы «приписывает» ребенка к определенному этносу. В результате чего у большинства людей не возникает проблема выбора этнической принадлежности. Это не является точным в отношении человека – представителя этнического меньшинства в поликультурном сообществе, также выходца из межэтнической семьи.

Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, когда возникает ощущение «Я – никто, безлик и безымянен». Н-р, это характерно для воспитанников детских домов, сразу попавших туда после рождения. По последним исследованиям ученых (З. Сикевич) достаточно большая часть наших соотечественников (до 63% горожан) хотела бы жить в другой стране, что свидетельствует о плохо развитой идентичности, хотя первопричиной, вероятно, является кризисное состояние нашего общества [5].

Таким образом, этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций:

ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

задавать общие жизненные ценности;

защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.


Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что:

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;

в структуре этнической идентичности выделяется когнитивный и аффективный компоненты, которые влияют на человека;

 в научном мире выделяют 4 типа этнической идентичности, которые в той или иной степени преобладают в обществе;

становление этнической идентичности проходит несколько последовательных этапов, которые охватывают всю жизнь человека от рождения до преклонного возраста;

этническая идентичность позволяет человеку ощутить свою значимость, найти свое место в жизни.


Библиографический список

1. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2002

2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

3.  Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

4. Стефаненко Т. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН,1999.

5. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010

этническая идентичность (этничность) — это… Что такое этническая идентичность (этничность)?



этническая идентичность (этничность)

эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности.

В годы советской власти в нашей стране искусственно развивалась и поддерживалась тенденция роста Э. и., которую представляли как интернационализацию культур и унификацию образа жизни разных народов. В 80-90-е-годы этнические процессы в России и за рубежом активизировались вследствие объективных и субъективных причин. Люди не желают «стричься под одну национальную гребенку», активно функционирует процесс «этнического ренессанса». В настоящее время во многих государствах, выделившихся из состава СССР, растут обиды, безнадежность, вызванные неудовлетворенностью политикой руководства по отношению к предста-вителям славянских народов. В этих условиях национальность воспринимается как последняя надежда, наиболее доступная форма идентификации для больших масс людей.

Рост Э. и. может приводить и к усилению этноцентризма (см.), который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями: усиливается и абсолютизируется разница между «своими» и «чужими», что приводит к росту национальной неудовлетворенности, всплеску межнациональной конфликтности.

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ.
В.Г. Крысько.
1999.

  • этническая дифференциация (дифференцированность)
  • этническая картина мира

Смотреть что такое «этническая идентичность (этничность)» в других словарях:

  • ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ) — эмоционально когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭТНИЧНОСТЬ —     ЭТНИЧНОСТЬ широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин “этнос” во всех случаях, когда речь идет …   Философская энциклопедия

  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ — результат эмоционально когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической… …   Социология: Энциклопедия

  • Идентичность этническая — переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Этнос и этничность — ключевые понятия современных социальных наук, активно использующиеся и в сфере политологии. В советском обществознании термином «этнос» (от греч. ethnos – народ, племя, стадо) как правило, обозначали естественно исторически сложившуюся… …   Политология. Словарь.

  • Этнос — (греч. ἔθνος  народ)  группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,… …   Википедия

  • Этногенез — У этого термина существуют и другие значения, см. Этногенез (значения). Э̀тногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»)  процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез …   Википедия

  • Единство и многообразие культур — Возникновение человеческого общества Определение культуры Этнос и этничность Названия народов Типология культур Расовые типологии Этногенез и этническая история Этнодемографические процессы Характер расселения и поселений Социальная организация… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Этнополитический конфликт — Этнополитический конфликт  одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. А.Р. Аклаев в своей работе «Этнополитическая конфликтология»[1] дает более развернутое определение: Этнополитические конфликты …   Википедия

  • Инструментализм — Инструментализм  направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с …   Википедия

Этническая идентичность

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) — уподобление, отождествление индивида с кем-либо или чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно усваивать свои нормы и ценности, процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения. Идентификация служит основой процесса подражания, т. е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, умений и ценностей, какими он хотел бы обладать.

Различают два уровня идентичности. Первый уровень — личностно-психологический — осознание человеком, кто есть я. Второй уровень — социально-психологический, когда представления о себе формируются как производное от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе.

Разновидностью социально-психологической идентичности является этническая идентичность — осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Общеизвестно, что каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. При этом этническая идентичность приобретается не самопроизвольно, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Если родители ребенка принадлежат к одной и той же этнической группе, и его взросление проходит в ней, то не возникает проблемы этнического самоопределения. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения.

[adsense]

Социально-психологическая ценность этнической идентичности очень высока, поскольку она удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой — потребность в принадлежности к группе и защите. Этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации, которую следует рассматривать как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации этнических интересов.

Этническая самоидентификация — сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности. Этническая самоидентификация представляет собой второй этап осознания личностью идентичности (определение сходства) вслед за выделением различий с другими этносами согласно известной психоидентификационной формуле «мы — они».

В процессе этнической самоидентификации выделяются две стороны: качественная, т. е. структура элементов, его составляющих, и
процессуальная — система факторов, обусловливающих динамику его протекания. Обычно факторы этнической самоидентификации сосредоточиваются в основном на трех началах: родители, язык и этническое самосознание. Однако происходит увеличение количества идентификаторов с ростом образования и квалификации человека, переориентация на осознание, рационалистические признаки самоидентификации.

В огромном большинстве случаев человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Если, например, в семье говорят по-русски и ребенка с самого начала сознательной жизни окружает культурно-бытовая обстановка, характерная для русского народа, то естественно, что ребенок этот, когда станет взрослым, будет считать себя русским. Очень важно для определения этнической самоидентификации также и то, в каком этническом окружении живет семья. Если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение этнической самоидентификации детей, выросших в такой семье, не вызывает, как правило, никаких затруднений. Этническое самосознание в подобных случаях складывается на протяжении всего развития детей до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и в школе, а затем и на работе и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа.

Сложнее обстоит дело с этнической самоидентификацией в тех случаях, когда родители принадлежат к разным этносам. Вопрос о том, какой этнос выберет ребенок — материнский или отцовский — решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ее быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Если, например, смешанная русско-украинская семья живет в Москве, то дети, скорее всего, будут считать себя русскими; если такая семья живет в Киеве, то больше шансов, что дети при получении паспорта назовут себя украинцами. При прочих равных условиях в смешанных семьях чаще всего преобладают язык и культурно-бытовая обстановка народа матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия.

Имеют значение и другие обстоятельства, такие как численность народов, из которых происходят отец и мать, их уровень хозяственного и культурного развития, роль в общественно-политической жизни страны, где живет семья. Естественно, например что дети от смешанных браков русских с другими народами России в большинстве случаев будут считать себя русскими, если они живут в областях и краях Российской Федерации. Однако в подобных же смешанных семьях, живущих в республиках Российской Федерации или в государствах ближнего зарубежья, дети могут самоидентифицировать себя с титульным народом.

Большую роль в этнической самоидентификации играет также происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Как известно, многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных странах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и принимают их характерные культурно-бытовые навыки. Тем не менее, отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своем происхождении, проявляют интерес к своему родному этносу. Это наблюдается, например, у евреев, которые почти повсюду ассимилируются с другими народами. Обычно евреи разных стран в своем большинстве не только говорят, но и думают на языке окружающего населения, они также почти не отличаются от соседних народов и по своему быту и культуре и часто не сохраняют даже ритуалы и обычаи иудаизма.

Однако многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. То же происходит и с ирландцами, армянами, татарами, греками и другими народами, живущими вне своей основной этнической территории, особенно в городах. Очень сложен вопрос об этнической самоидентификации различных групп тех народов, в состав которых сравнительно недавно вошли выходцы из разных стран. К числу таких народов, представляющих собой по происхождению своего рода этнический конгломерат, относится большинство новых этносов Америки, в том числе и самой крупной из них — собственно американцев, составляющих основное население США. В данном случае понятие «американец» означает принадлежность не к этносу, а к государству. Наряду с этим существует в США и этническая самоидентификация.

В СССР существовал порядок, согласно которому национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в паспортах. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог по достижении совершеннолетия самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.

В действующей Конституции РФ сформирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обязанность, а право человека. При этом определение национальной принадлежности осуществляется с учетом субъективного фактора, т. е. на основании самоидентификации, самоопределения человека в решении этого вопроса.

В этот день:
Дни смерти
1833 Умер Антонио Дзаннони — итальянский инженер, архитектор, археолог, исследователь археологического наследия Болоньи.
1958 Умер Джон Хьюберт Маршалл — британский археолог, главный директор Археологического управления Индии с 1902 по 1931 год, исследователь Хараппы и Мохенджо-Даро, двух важнейших городов Индской цивилизации.
Свежие записи

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ) — это… Что такое ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ)?



ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ)
— эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности.

В годы советской власти в нашей стране искусственно развивалась и поддерживалась тенденция роста Э.


и., которую представляли как интернационализацию культур и унификацию образа жизни разных народов. В 80-90-е-годы этнические процессы в России и за рубежом активизировались вследствие объективных и субъективных причин. Люди не желают «стричься под одну национальную гребенку», активно функционирует процесс «этнического ренессанса». В настоящее время во многих государствах, выделившихся из состава СССР, растут обиды, безнадежность, вызванные неудовлетворенностью политикой руководства по отношению к предста-вителям славянских народов. В этих условиях национальность воспринимается как последняя надежда, наиболее доступная форма идентификации для больших масс людей. Рост Э. и. может приводить и к усилению этноцентризма (см.), который в условиях падения нравственности в обществе чреват негативными последствиями: усиливается и абсолютизируется разница между «своими» и «чужими», что приводит к росту национальной неудовлетворенности, всплеску межнациональной конфликтности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • ЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ)
  • ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Смотреть что такое «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (ЭТНИЧНОСТЬ)» в других словарях:

  • этническая идентичность (этничность) — эмоционально когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам,… …   Этнопсихологический словарь

  • ЭТНИЧНОСТЬ —     ЭТНИЧНОСТЬ широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин “этнос” во всех случаях, когда речь идет …   Философская энциклопедия

  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ — результат эмоционально когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической… …   Социология: Энциклопедия

  • Идентичность этническая — переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Этнос и этничность — ключевые понятия современных социальных наук, активно использующиеся и в сфере политологии. В советском обществознании термином «этнос» (от греч. ethnos – народ, племя, стадо) как правило, обозначали естественно исторически сложившуюся… …   Политология. Словарь.

  • Этнос — (греч. ἔθνος  народ)  группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,… …   Википедия

  • Этногенез — У этого термина существуют и другие значения, см. Этногенез (значения). Э̀тногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»)  процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез …   Википедия

  • Единство и многообразие культур — Возникновение человеческого общества Определение культуры Этнос и этничность Названия народов Типология культур Расовые типологии Этногенез и этническая история Этнодемографические процессы Характер расселения и поселений Социальная организация… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Этнополитический конфликт — Этнополитический конфликт  одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. А.Р. Аклаев в своей работе «Этнополитическая конфликтология»[1] дает более развернутое определение: Этнополитические конфликты …   Википедия

  • Инструментализм — Инструментализм  направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с …   Википедия

Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности


 


В своём нынешнем значении термин «идентичность», который происходит от латинского слова identifico — «отождествляю», пришёл в другие дисциплины из психологии и социологии. В психоанализе он употребляется для обозначения процессов взросления, а также механизма, позволяющего Я реализовать себя. Необходимая потребность индивида в самоидентификации приводит в действие процесс формирования его «Я», который позволяет преодолеть страх неопределённости, найти и выделить себя из окружающего мира, защитившись тем самым от него посредством самоопределения. Процесс самоидентификации является необходимым условием вхождения в социально-культурное пространство.


Несколько иначе понятие идентификации рассматривается в области социологии. Здесь под ним подразумеваются разнообразные механизмы вхождения индивида в социальное пространство. С их помощью человек овладевает различными видами социальной деятельности, вживается в необходимые социально-культурные роли и соответствующие им поведенческие установки, усваивает принятые в обществе нормы и ценности. В результате осуществления процесса идентификации у человека возникает чувство принадлежности к тому или иному конкретному сообществу. Это внутреннее ощущение единства и обозначается понятием «идентичность».


Введение этого понятия в сфере психологии в значении «психосоциальная идентичность», как правило, связывают с именем Эрика Г. Эриксона, американского психолога и психотерапевта, расцвет деятельности которого приходится на период 1960-х годов. В соответствии с определением Эриксона, идентичность представляет собой внутреннюю тождественность личности самой себе и непрерывность её существования во времени и пространстве. [1, с.75] Она заключает в себе несколько аспектов. Во-первых, личность воспринимает саму себя как нечто единое целое, тождественное самому себе, осознаёт непрерывность своего бытия, и сохранение этого единства, несмотря на все происходящие изменения. Во-вторых, индивидуальная, личностная идентичность связана с тем, что эту тождественность и непрерывность признают и подтверждают другие, то есть общество, социальное окружение.


Каждый человек с течением времени изменяется как внешне, так и внутренне, физически и духовно. Он растёт, взрослеет, меняются его взгляды, личные вкусы и пристрастия, пополняется багаж его знаний о мире и людях, копилка индивидуального опыта. Человек становится другим, не таким, каким он был прежде. Но вместе с тем в нём всегда присутствует некое внутреннее единство, которое позволяет ему утверждать тождество своего «Я» и подтверждать его опытом идентификации со стороны окружающих людей. «Переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за всё своё детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. Идентичность динамична и никогда не достигает завершённости. Она постоянно меняется в соответствии с новыми жизненными реалиями, вносящими свой вклад в преобразование внутреннего состояния индивида и его отношений с социальным окружением.


Изменение идентичности человека в течение всей его жизни представляет собой ряд последовательных психосоциальных кризисов. Их переживание в той или иной степени наносит личности травму, но вместе с тем и мобилизует, побуждает её к действию, к дальнейшему поиску тождественности, истинности и цельности собственного бытия.


Таким образом, под идентификацией в психологии понимается сложный эмоционально-когнитивный процесс отождествления индивидом самого себя с другими людьми, группами и коллективами, собственным идеалом, с персонажами произведений культуры и искусства. В понятие идентичности, помимо субъективного чувства собственной тождественности, входит, дополняя его, объективный фактор — подтверждение другими людьми целостности личности и её принадлежности к объективно разделяемой картине мира. Кроме того, объективное удостоверение тождества личности выражается в соответствии внутренних представлений человека о собственном положении в мире общественным представлениям о занимаемом им месте. Идентичность играет роль фундамента для формирования личности человека и является свидетельством осуществления различных сценариев самоидентификации, как благополучных, так и неудовлетворительных.


К личностной идентификации тесно примыкает групповая или коллективная идентификация. Она возникает вследствие того, что человек как общественное по своей природе существо входит в состав самых различных групп, общностей, коллективов, классов и иных форм единения. Этот факт сопровождается чувством включенности в ту или иную социальную общность, собственного единства с остальными членами данного коллектива, отождествления себя с ним как одним целым. Степень интеграции личности в некое сообщество зависит от успеха в прохождении процессов инкультурации и социализации, то есть, примыкания к конкретной культурной традиции, разделения одних и тех же норм, ценностей и стереотипов поведения, этических предписаний и юридических законов, мировоззренческих установок, присущих данному обществу.


Социально-культурная идентичность Я основывается на соответствии личных представлений о социально допустимом поведении требованиям, предъявляемым самим обществом и принятым в нём. Чем они ближе друг другу, чем больше совпадают, тем сильнее чувство принадлежности к данному социуму, подтверждаемое другими людьми, входящими в его состав. От того, насколько личностные представления о мире и внутренние запросы и потребности человека совпадают с картиной мира окружающих людей, зависит представление человека о собственном положении в мире, ориентация в нём.


Сочетание личностной и социально-культурной идентичностей составляют представление о существовании собственного «Я» и его содержательном, сущностном наполнении. Это знание того, что «Я есть», а также осмысление того, кто, что и где есть это «Я». Однако чувством этого «Я», своей самости не всегда бывает чётким и ярко выраженным, но часто носит смутный, неопределённый и интуитивно ощущаемый характер в силу того, что существуют не только благоприятные, но и неблагоприятные сценарии личностной и социокультурной идентификации. [2, с.74]


Одной из традиционных коллективных идентичностей человека является этническая идентичность. Она представляет собой чувство принадлежности индивида к той или иной конкретной этнической общности. «Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. При этом, во-первых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности -социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, — и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется в самоназвании, и не сводится к ней.


Этническая идентичность — это в первую очередь результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Этническая идентичность — это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.


Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие только ей особенности. Так, Г. Г. Шеппет рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощённую в культурной традиции и обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее. [3,с.61]


В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента -когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка её качеств, отношение к членству в ней).. Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, понятие этнической идентичности, выделяют ещё и её поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определённой группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.


Различение идентичности и принадлежности само по себе выступает значимым вопросом. На первый взгляд, казалось бы, отличие одного из этих понятий от другого особенных затруднений не представляет. Принадлежность — это причастность индивида чему бы то ни было, какой-либо группе или коллективу. Она основывается на факте вхождения индивида в состав того или иного сообщества вследствие того, что он обладает свойствами или качествами, которые позволяют причислить его к данному коллективу. А идентичность — это чувство принадлежности, возникающее на основании факта её наличия, которое переживается самим человеком и поддерживается за счёт удостоверения, подтверждения со стороны окружающих.


Все эти и многие другие примеры свидетельствуют о возможности существования не соответствующей реальному положению дел, так называемой ложной идентичности. Так можно охарактеризовать чувство принадлежности к чему-либо и тождества с чем бы то ни было, возникающее вне связи и без опоры на достоверный факт подлинной принадлежности. Ложная идентичность, как и другие формы этого психофизического и социального феномена, включает в себя как когнитивный, так и аффективный компоненты. Ей в той же мере присущи и знания, представления индивида о самом себе, собственных особенностях и характерных чертах общности, частью которой он себя считает, и чувство собственной самотождественности, ощущение причастности и принадлежности к конкретному коллективу. [4,с.201]


В её структуру входит и интуитивно воспринимаемое чувство единства и цельности, оценка и оценочные критерии, как рефлексивные, так и внешние по источнику своего происхождения. Однако особенность ложной идентичности, на наш взгляд, состоит в том, что в качестве её когнитивной составляющей выступает представление о собственном своеобразии и об отличии от других людей и сообществ, которое имеет мало общего или вовсе никак не соотносится с фактами действительности, не соответствует жизненным реалиям. Это знание, образующее фундамент данной идентичности, на поверку оказывается мифом, идеалом, объединяющим вымыслом.


Формирование представлений о собственной этнической принадлежности зависит от особенностей социальной среды и окружения, от того социально-культурного контекста, в котором протекает жизнь человека. Процесс идентификации индивида по этническому признаку связан с его осведомлённостью о специфических неотъемлемых чертах своего народа и его культурном своеобразии, а также об отличиях от представителей других народов. Знание это, в свою очередь, обусловлено частотой и характером межэтнических контактов, благоприятным возможностям осуществления которых способствует в большей степени полиэтнический, нежели моноэтнический состав населения непосредственного региона проживания человека. Часто приходится сталкиваться с тем фактом, что в странах, состав населения которых образуется из людей, по происхождению принадлежащих нескольким разным народам, доминирующая этническая группа обладает определёнными преимуществами перед другими общностями. Вследствие этого членство в группе большинства ценится выше и потому более желательно, нежели когда индивид примыкает к этническим меньшинствам.


В данных обстоятельствах процесс этнической самоидентификации личности осложняется тем, что человек, принадлежащий группе этнического меньшинства, оказывается в ситуации сложного выбора между своим фактическим, подлинным происхождением и предпочтением более престижной доминантной этнической общности, сознательным или же неосознанным желанием отождествления с ней.


Результатом такой необходимости выбирать часто становится формирование сложной, смешанной идентичности, сочетающей в себе как черты представителей группы этнического большинства, так и элементы, свойственные членам меньшего этнического сообщества.


Однако и здесь не всё так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Существует множество самых разных социальных групп, и по своим свойствам их можно с различной степенью точности отнести к одному из двух основных типов групп. Это: 1) группы с низким или вовсе нулевым уровнем межгрупповой мобильности, возможности сменить собственную принадлежность, и 2) группы, примыкание к которым, или, напротив, выход из которых и переход в другие общности относительно лёгок и предоставляет индивиду свободу выбора. К первому типу, как правило, относятся группы большого масштаба: социальный слой, пол, раса и тому подобные. Ко второму — малые группы, например, политические партии, клубы, сообщества по интересам. Кроме того, большая или меньшая межгрупповая мобильность зависит от характера самого общества и исторической эпохи.


Этнические сообщества представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями. Если биологическую составляющую этнической принадлежности личности не изменить, то культурный компонент более гибок, допускает возможность выбора. У человека имеется шанс приобщиться к другой культуре и её ценностям. Однако вопреки желанию индивида принадлежать той или иной общности, ощущению единства и тождественности с ней, далеко не все биологические, наследственные данные могут успешно и удачно сочетаться с любым культурным контекстом. В ряде случаев образуется зазор между этнической принадлежностью и идентичностью, что способно привести к возникновению не просто смешанной, но ложной идентичности.


К тому же понятие идентичности подразумевает не только самоотождествление, но и одновременно идентификацию со стороны окружающих людей. И если представления личности о самой себе не совпадают с тем, как её воспринимают другие, если общество ожидает от неё иной поведенческой реакции и культурных проявлений, более привычных и уместных, на взгляд окружения, для данного представителя определённого этноса, к которому оно его приписывает, то процесс идентификации пройдёт по неудачному сценарию и приведёт к очередному кризису идентичности.


Несколько иную ситуацию представляют собой межэтнические, в том числе межрасовые, браки. Здесь тоже возможно и довольно часто наблюдается несоответствие между самоидентификацией индивида и его идентификацией со стороны других людей, «приписывания» к какому-либо из этносов. Выходцы из смешанных браков с полным правом могут претендовать на отождествление с этносом и этнической культурой как отца, так и матери, и эта смешанная, сложная идентичность уже не будет ложной, неподлинной. Хотя и в этом случае они не застрахованы от того, что их может не принять в качестве своих как одна, так и другая общность.Современное общество сосредоточило огромный потенциал межпоколенческой напряженности, противоречий, конфликтов. Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса сегодня представляется актуальным для полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур. [5, с.19]


В случае относительно удачной идентификации дети от межэтнических браков присоединятся сразу к двум этнокультурным традициям. При реализации иных сценариев возможно тяготение к внутригрупповой идентификации с каким-либо одним этносом и его культурой. А при самом неблагоприятном исходе индивид переживает чувство разрыва, нахождения на стыке, на границе между культурами при отсутствии ощущения какой бы то ни было принадлежности к ним. Этот кризис идентичности может пробудить интерес к поиску своей этнической идентичности либо к выражению своей принадлежности в иных категориях, нежели этнокультурная идентичность.


В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе.


 


Литература:


 


  1.              Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 258с.

  2.              Румянцева Т. В. Особенности структуры идентичности студентов второго курса медицинского вуза //Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. — Ярославль, 2005. — С.73–77.

  3.              Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб.: П. Э. Т. — «Алетейя», 1996. — 195с.

  4.              Стефаненко Т. Г. Социальная и этническая идентичность. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 397с.

  5.              Ярычев Н. У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2009. — № 5. — С. 17–22.

Лекция 2. Этничность и этническая идентичность

Тема 2. Этничность и этническая идентичность

1. Идентичность: этническая и национальная

«В современном мире… культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают централь­ное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика скла­дываются с учетом культурной близости и культурных различий», — отмечает С. Хантингтон. Именно культурная идентичность лежит в основе государств-наций. У людей имеется представление об общем для всей группы прошлом, о единстве исторической судьбы. Пока эти общности желают сохранять свою культурную «особость», пока они ставят свою национальную идентичность выше классовых, конфессио­нальных или региональных отличий, существует и нация. Э. Ренан еще в XIX в. придумал очень удачную метафору, сравнив существование нации с ежедневным плебисцитом: действительно, пока мы солидарны с нашими согражданами, пока держимся в основном схожих верова­ний, ценностей и мифов, мы остаемся членами одной нации.

В современной научной литературе и в политической практике вопрос об идентичности современного российского общества постепен­но становится центральным. Уже два десятилетия совре­менное российское общество не может выработать общенацио­нальной идеологии, сформировать значимых политических субъектов, преодолеть политический и социокультурный раскол. Таким обра­зом, еще раз подтверждается важность политико-культурного подхода к рассмотрению не только источников кризиса российского общества, но и путей его преодоления.

Действительно, культура – «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с представителями иных куль­тур, но также и потому, что формирует у людей чувство принад­лежности к определенной общности, т. е. чувство идентичности. Нельзя себе представить человека вне определенной куль­туры, и нет культуры, которая была бы «ничьей» (общечеловече­ской), не была бы порождением тех или иных народов.

В мультиэтнической России в связи с этим на повестку дня поставлен во­прос детального исследования формирования региональной полити­ческой культуры и региональной идентичности. Становление обла­стей, республик и автономий РФ в качестве ее субъектов, струк­турирование политической жизни регионов, их обособление от цен­тра заставляют фиксировать вновь возникающие реальные тенден­ции этого процесса. Поскольку же этническая идентичность наибо­лее устойчива и значима для большинства людей, мы уделим наибольшее внимание имен­но этому феномену, тем более что значительная часть регионов фе­деративной России строит свою идентичность на этническом фунда­менте.

Несомненно, что для отдельного человека именно этническая груп­па, к которой он принадлежит, представляется тем, что важнее и боль­ше него самого, что во многом определяет пределы и направленность его жизненных стремлений и что будет существовать после него. Та­кое одновременно сакральное и естественное восприятие своего этноса обусловлено тем, что человек его не выбирает. Этническая принад­лежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на род­ном языке, культурным окружением, в которое попадает человек и которое, в свою очередь, задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этническая иден­тичность — это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую они себя осознают и благодаря которой мо­гут ответить сами себе на вопрос: «Кто я и с кем я?».

Таким образом, этническая идентичность, как и любая другая фор­ма идентичности, формируется стихийно, в процессе социализации личности, в то же время осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений соци­альной природы человека.

В эпоху модерна, как отмечает К. Колхаун, «идентичность понима­ется по преимуществу как национальная идентичность». Рассмотрим в связи с этим соотношение двух указанных понятий.

В политической лексике, а зачастую и в научной литературе поня­тия этнической и национальной идентичности употребляют как сино­нимические, и это нельзя считать большой ошибкой, так как понятия «этнос» и «этничность» являются базовыми для этнической класси­фикации, а нация определяется чаще всего как государственная фор­ма этнической общности людей (на Западе — как согражданственная общность).

В то же время, говоря о размежевании этих понятий, чаще всего согла­шаются с В.М. Межуевым, который писал в начале 1990-х гг.: «Нация в отличие от этноса… это то, что дано мне не фактом моего рожде­ния, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать… Нация — это государ­ственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность». В то же время исследователям известны случаи, когда этническая при­надлежность выбиралась, менялись этноним и границы этнических общностей, исчезали и возникали вновь этносы.

В то же время отметим, что национальная идентичность в отличие от этнической предполагает наличие определенной ментальной уста­новки, ощущения индивидом в сильной или слабой степени своей при­надлежности к крупному социополитическому образованию (обычно государству). Национализм, пишет Ю.Хабермас, «обозначает первый шаг к рефлексивному усвоению традиций, к которым мы относим се­бя; уже и национальная идентичность является посттрадиционной».

Однако распространенная еще недавно установка на то, что в условиях модернизации и глобализации произойдет замещение этнической иден­тичности -национальной, не подтверждается практикой. Этническая и национальная идентичности по-прежнему сосуществуют как две за­частую конкурирующие формы групповой идентичности: для одной решающим фактором является культурная общность, для другой — политическая (государственная).

Как отмечает В. Вердери, «нация», обозначает отношение между государством (реально существующим или тем, которое надеются обрести в будущем) и его якобы однород­ными подданными. Образ родства — если не биологического, то куль­турного — распространяется на уровень государства. Этничность же не подразумевает подобного общегосударственного измерения».

Од­нако парадокс развития современного государства состоит в том, что оно вынуждено признавать этническую дифференциацию и даже спо­собствовать ее воспроизводству, не получая от этого, как правило, ни­какой социальной пользы.

В целом сосуществование данных идентичностей отражает нали­чие двух наиболее значимых форм социальной группировки людей — этнической и государственной, между ними существуют сложные вза­имосвязи, взаимопересечения, а иногда и взаимоисключения, и каждая из этих идентичностей — многомерное явление.

Так, например, считается, что у населения современного (нацио­нального) государства должна быть единая идентичность. Из этого вовсе не следует, что все граждане государства должны принадлежать к одной и той же этнической группе. Национальная идентичность мо­жет быть — и во многих случаях является — политической (граждан­ской), а не этнолингвистической. Именно так дело обстоит в странах Западной Европы. Однако в Восточной Европе и на территории быв­шего СССР бытует представление о том, что нацию формируют, преж­де всего, этнические и культурные факторы (общий язык, традиции, обычаи, религия и т.д.).

Как своего рода компромисс между ощущаемой многими в услови­ях кризиса социальной неустроенностью и острой потребностью в за­щищенности этническая/национальная идентичность становится для многих универсальной формулой ответа на вопрос о смысле суще­ствования и социального действия. Ибо идентичность является од­ним из важнейших механизмов личностного освоения социальной дей­ствительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов. В соответствии с субъективно определяемыми идентифика­циями человек организует и направляет свое поведение. Этническая идентичность выступает мощным фактором формирования этниче­ских групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой социальной (этнической) общностью может служить доста­точно сильным катализатором массового поведения и политического действия (особенно в кризисном обществе). Поэтому распространен­ность определенной групповой идентификации может стать одним из факторов прогноза возможного направ­ления политического развития социума.

Национальная идентичность является важнейшим сред­ством легитимации и делегитимации политической власти в переход­ном обществе, поскольку она легитимирует деятельность националь­ных элит и создает необходимые предпосылки существования нацио­нального государства.

Знаменательно, что родоначальник транзитологии Д. Растоу на­звал единственным предварительным условием для перехода к демо­кратии именно национальное единство. При этом, по Д. Растоу, «поня­тие „национальное единство» не содержит в себе ничего мистического типа Blut und Boden и ежедневных обетов верности им, или личной тождественности в психоаналитическом смысле, или же некой великой политической миссии всех граждан в целом. Оно означает лишь то, что значительное большинство граждан потенциальной демократии не должно иметь сомнений или делать мысленных оговорок относи­тельно того, к какому политическому сообществу они принадлежат… т. е. когда национальное единство признается на бессознательном уровне».

Историческое развитие нашего Отечества было неразрывно связа­но с формированием на его огромном пространстве не только этниче­ских, но и территориальных общностей, заметно выделяющихся сво­ей индивидуальностью, имеющих свою социокультурную специфику, которую можно определить понятием «региональная идентичность». Причем такая региональная идентификация определялась для этни­ческих русских скорее не национальной, а территориальной принад­лежностью, придающей в собственных глазах и глазах окружающих специфические социально, психологически и культурно значимые при­знаки. По мнению П.А. Сорокина, «из всех связей, которые соединя­ют людей между собой, связи по местности являются самыми силь­ными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им об­щий характер, создающий живую связь… В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы ярославца, помора, сибиряка и т.п.».

Современные исследовате­ли также подчеркивают: «…русские… имеют довольно аморфную идентичность. Культурные дистанции между различными географи­ческими группами русских (например, живущих в Поморье, на евро­пейском Севере и на Кавказе) могут быть больше, чем культурные дистанции между ними и теми народами, с которыми они пребывают в длительных культурных контактах». Российские пространства ме­шают формированию цельной русской идентичности.

Таким образом, до сих пор значительную роль в жизни росси­ян играет фактор «малой родины», в этих условиях региональная и локальная идентификация служат одним из определяющих и стаби­лизирующих (хотя и трудно вычленяемых) факторов формирования культурно-исторической и социально-территориальной общности. Региональную идентичность можно считать вариантом этнической — или, точнее, субэтнической — идентичности.

Изменения в организации пространства (страны или региона) име­ют следствием изменение коллективных представлений о нем, что ве­дет к нарушению идентичности, созданию новых ее вариантов или даже к ее «потере». Отмеченное исследователями формирование в со­временной России региональных мифов отражает процесс актуализа­ции региональной самоидентификации граждан в условиях кризиса российской идентичности.

2. Содержание понятия «идентич­ность»

Согласно определению французского социолога А. Турена, «иден­тичность осознанное самоопределение социального субъекта», ее значимость определяется тремя основными составляющими: потреб­ностью в принадлежности, потребностью в позитивной самооценке и потребностью в безопасности. Иначе говоря, «идентичность — это та­кая конфигурация значимых представлений действующего о себе и других, которая опосредует инструментальный, групповой и индиви­дуальный уровни действия, удерживая определенность (тождествен­ность) социальной личности в р

этническая (национальная) идентификация — это… Что такое этническая (национальная) идентификация?

(от лат. identificare — отождествлять) — 1) отождествление, уподобление себя членам данной этнической группы; 2) процесс сопоставления и сравнения субъекта данной этнической группы с субъектами своей и другой группы.

Понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и являлось одним из основных понятий психоанализа, затем оно стало широко использоваться в других общественных науках, в частности, в социальной психологии, социологии, политологии.

Э.и. является результатом процесса этнической социализации и означает осознание индивидуумом своей этнической принадлежности, приобщение к ее этническим признакам, а также принятие индивидом статуса и роли данной этнической общности.

Э.


и. предполагает: во-первых, что этнические нормы, ценности, стереотипы являются неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности; во-вторых, ожидание от другого индивида, принадлежащего к этой же этнической общности, сходных этнических оценок, моделей действия и реакции, в-третьих, моделирование действий другого субъекта путем постановки себя на его место и, таким образом, достижения эффективных результатов во взаимопонимании с ним.

Э. и. достаточно устойчива и обладает защитно-психологическими механизмами, т. к. содержит в себе кри терий деления по этническому признаку (этнической принадлежности) на «своих» и «чужих», и, соответственно, на этой основе моделирует образец поведения: солидарность со «своими», оппозиция по отношению к «чужим».

Трудности, которые могут возникнуть в процессе действенной Э.и., рассматриваются как внутренний конфликт идентификации. Субъект, испытывающий трудности в этническом самоопределении, вынужден пересматривать свои позиции. Крайние формы переживания конфликта могут привести к диффузии личностной идентификации, но при успешном преодолении конфликта субъект способен успешно адаптироваться к новой иноэтнической среде.

Многие психологи рассматривают социальную идентификацию (в том числе и этническую) как одну из важнейших потребностей личности, от степени удовлетворения которой во многом зависит ее жизненное состояние.

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ.
В.Г. Крысько.
1999.

Что такое этническая принадлежность? — IResearchNet

В нашем все более разнообразном обществе вопросы расы и этнической принадлежности стали чрезвычайно интересными для психологов. Этническая идентичность относится к социальной идентичности человека в более широком контексте, основанном на принадлежности к культурной или социальной группе. Исследования этнической идентичности проводились в различных дисциплинах, включая психологию, социологию и антропологию, и поэтому концептуализировались и оценивались по-разному в зависимости от дисциплины.В то время как социологи и антропологи исследовали процессы на уровне группы, связанные с этнической идентичностью, психологи больше сосредоточились на личности и развитии этнической идентичности на индивидуальном уровне.

Современные представления об этнической идентичности в рамках психологических исследований предполагают, что это сложная, многомерная конструкция, в которой члены этнических групп потенциально сильно различаются по своему чувству этнической идентичности. В течение жизни человека, когда он или она сталкивается с различными ситуациями и другими людьми, этническая идентичность может измениться и стать более или менее заметной для этого человека в зависимости от контекста.Кроме того, общественные и политические влияния (например, эпоха гражданских прав и растущая иммиграция в США) могут сыграть роль в развитии этнической идентичности, снова подчеркивая динамичный и изменчивый характер этой конструкции.

Хотя исследователи расходятся во мнениях по поводу различных аспектов, составляющих этническую идентичность, общие элементы были выявлены во всех этнических группах. Во-первых, этническая идентичность включает этническую самоидентификацию или самооценку индивида как члена этнической группы.Чувство принадлежности и оценки своей этнической группы, а также предпочтения в отношении этнического поведения и обычаев представляют аффективных компонентов этнической идентичности. Когнитивные компоненты этнической идентичности относятся к знаниям человека о своей этнической группе, например, о культурных традициях и истории. Наконец, ценностные ориентации , которые относятся к культурным ценностям, связанным с этнической принадлежностью группы (например, коллективизм и фамилизм), являются еще одним важным аспектом этнической идентичности.

Исследование этнической идентичности включало интервью, открытые вопросы, а также количественные измерения и анкеты. Полученные данные свидетельствуют о том, что представители этнических групп считают этническую идентичность определяющим аспектом своей идентичности. Результаты также предполагают, что для некоторых людей из разных этнических групп (например, афроамериканцев, американцев азиатского происхождения и латиноамериканцев) этническая идентичность связана с самооценкой, хотя эта взаимосвязь зависит от человека и этнической группы.В частности, люди с более позитивной оценкой своей этнической группы, как правило, имеют более высокий уровень самооценки. Эти отношения обычно сильнее для лиц, для которых этническая принадлежность важна, например, членов групп меньшинств в Соединенных Штатах.

Были предложены различные теории для описания процесса, которому люди подвергаются при формировании своей этнической идентичности. Одна из самых ранних моделей расовой / этнической идентичности была предложена Уильямом Кроссом (1971) для описания развития афроамериканской идентичности, и с тех пор эта модель применялась также к другим этническим группам.В этой концептуализации развитие расовой идентичности включает в себя процесс из четырех стадий: предварительная встреча, встреча, погружение-погружение и интернализация. На каждом из этих этапов человек ведет переговоры о культуре вокруг себя, переходя от цели ассимиляции к европейско-американской культуре к заключительной стадии обретения надежной афроамериканской идентичности. Джанет Хелмс (1990) описала модель расовой идентичности белых, аналогичную модели, предложенной Кроссом, хотя она включает шесть стадий развития идентичности.Наконец, модель этнической идентичности Жана Финни (1991) основана на психосоциальном подходе Эриксона и Марики к развитию. Эта сценическая модель, которая была изучена на подростках, предполагает, что по мере того, как человек переходит от неизученной идентичности к поиску идентичности к достижению идентичности, самооценка будет расти. Таким образом, изучение значения этнической принадлежности часто приводит к надежной этнической идентичности подростка или молодого человека.

Артикул:

  1. Бернал, Э., Найт, Г. П., Окампо, К. А., Гарза, К. А., и Кота, М. К. (1993). Этническая идентичность: формирование и передача среди латиноамериканцев и других меньшинств. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка.
  2. Кросс, W. (1971). Опыт преобразования негров в черных. Black World, 20, 13–27.
  3. Гуанипа-Хо, Гуанипа, Дж. А. (нет данных). Этническая принадлежность и юность. Получено с http://edweb.sdsu.edu/people/ CGuanipa / этническое.htm
  4. Хелмс, Э.(1990). Черно-белая расовая принадлежность: теория, исследования и практика. Нью-Йорк: Гринвуд.
  5. Финни, С. (1991). Этническая идентичность и самооценка: обзор и интеграция. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 13, 193–208.

.

Расовая и этническая принадлежность

Примеры языка без смещения

Ниже приведены примеры языка, свободного от предвзятости для расовой и этнической идентичности. И проблемные, и предпочтительные примеры представлены с пояснительными комментариями.

1. Описание афроамериканцев или чернокожих людей

Проблемная:

Мы опросили 25 афроамериканцев, живущих в сельской Луизиане.

Предпочтительно:

Мы опросили 25 чернокожих, живущих в сельской Луизиане.
Мы опросили 25 афроамериканцев, проживающих в сельской Луизиане.

Комментарий: «Афроамериканец» и «негр» устарели; следовательно, использование этих терминов обычно неуместно. По возможности указывайте регион или нацию происхождения, чтобы избежать впечатления, что все люди африканского происхождения имеют одинаковые культурные корни, семейную историю или семейный опыт. Обратите внимание, что слово «черный» более уместно, чем «афроамериканец» для описания лиц африканского происхождения из различных национальных источников (например,г., гаитянский, нигерийский).

2. Описание американцев азиатского или азиатского происхождения

Проблемная:

Участники: 300 жителей Востока.

Предпочтительно:

Было 300 участников из Азии; среди них 100 были из Южной Азии (Индия, Непал, Бангладеш), 100 были из Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос и Вьетнам) и 100 были из Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Япония).

Комментарий: «Восточные» считается уничижительным; используйте слово «азиат» для людей из Азии, «американец азиатского происхождения» для людей азиатского происхождения в Северной Америке или, более конкретно, укажите страну и регион происхождения (японский, китайский, вьетнамский и т. д.)).

3. Описание американцев европейского происхождения или белых людей

Проблемная:

Все участники были европеоидной расы.

Предпочтительно:

Все участники были американцами европейского происхождения.

Все участники были белыми.

Комментарий: Термин «кавказец» считается оскорбительным для некоторых культур; для людей европейского происхождения, проживающих в Северной Америке, используйте слова «белый» или «европейский американец», а точнее укажите страну происхождения.

4. Описание коренных народов

Проблемная:

50 индейцев представляли…

Предпочтительно:

50 коренных американцев (25 чокто, 15 хопи и 10 семинолов) представляли…

50 коренных народов (23 коренных народа, 17 инуитов, 10 метисов) представляли…

Комментарий: При необходимости, авторы должны идентифицировать группы коренных народов Северной Америки по конкретной группе или нации; когда уместно более широкое обозначение, обратите внимание, что «коренной американец» может быть предпочтительнее, чем «американский индеец».«Индийский» относится к людям из Индии. В общем, называйте группу «народом» или «нацией», а не «племенем».

Проблемная:

Мы изучали эскимосов.

Предпочтительно:

Мы изучали инуитов из Канады и алеутов.

50 коренных народов (23 коренных народа и 27 инуитов) представляли…

Комментарий: Коренные народы северной Канады, Аляски, Восточной Сибири и Гренландии могут предпочесть «инуки» («инуиты» во множественном числе) «эскимосам».«У коренных жителей Аляски есть много групп, помимо эскимосов. «Коренные народы» могут использоваться, когда уместно более широкое обозначение.

5. Описание латинских или испаноязычных народов

Проблемная:

Участники: 200 латиноамериканцев / латиноамериканцев.

Предпочтительно:

Участники были из Центральной Америки (150 из Гватемалы, 50 из Гондураса и 50 из Белиза).

Комментарий: «латиноамериканцы» и «латиноамериканцы» (или латиноамериканцы и т. Д.) имеют разное значение; попросите участников идентифицировать себя с помощью термина и, если возможно, указать точную национальность.

6. Расово-этнические сравнения

Проблемная:

Раса участников была классифицирована как белая или цветная.

Предпочтительно:

Гонка участников была классифицирована как европейская, афроамериканская, азиатская или латиноамериканская.

Комментарий: Используйте параллельные термины, особенно в таблицах.«Не-белый» подразумевает стандарт сравнения и является неточным.

7. Обсуждение расовых и этнических меньшинств

Проблемная:

меньшинств

студентов из числа меньшинств

Предпочтительно:

расовых меньшинств, этнических меньшинств, расово-этнических меньшинств

студентов из числа расовых меньшинств, учащихся из числа этнических меньшинств, учащихся из числа расово-этнических меньшинств

цветных человек

недопредставленных человек, недопредставленных групп

Комментарий: «Меньшинство» обычно приравнивается к тому, чтобы быть меньше, угнетенным и неполноценным по сравнению с большинством.Когда необходимо сравнить доминирующую расовую группу с недоминирующей расовой группой, используйте такой модификатор, как «расовая», «этническая» или «расово-этническая». В противном случае могут быть предпочтительны другие термины, такие как «цветные люди» для обозначения небелых расовых и этнических групп или «недостаточно представленных людей».

8. Использование квалифицирующих прилагательных с расовой и этнической принадлежностью

Проблемная:

говорящий мексиканский американский профессор

Предпочтительно:

Мексиканский американский профессор

Комментарий: Квалификационные прилагательные могут означать, что «четко сформулированный» мексиканский американский профессор является исключением из нормы (для мексиканских американских профессоров).В зависимости от контекста предложения этническая принадлежность может не иметь отношения и поэтому не должна упоминаться.

.

Этническая принадлежность | Статья об этнической идентичности в The Free Dictionary

этническая группа

группа людей, разделяющих идентичность, которая возникает из коллективного чувства самобытной истории (см. Также ЭТНИЧНОСТЬ). Этнические группы обладают своей КУЛЬТУРОЙ, ОБЫЧАМИ, НОРМАМИ, верованиями и традициями. Обычно существует общий ЯЗЫК, и между участниками и нечленами соблюдаются границы. Членство в этнической группе не только по рождению, но и через брак или другим социально разрешенным путем.

Хотя социально воспринимаемые расовые характеристики могут быть особенностью таких групп, этнические группы не являются синонимами расовых групп (см. RACE). По данным C. Peach et al. (1981), интерес британских ученых к теме этнической принадлежности усилился в результате иммиграции чернокожих в послевоенный период. Таким образом, несмотря на присутствие иммигрантов, беженцев и этнических меньшинств до этого периода, именно сочетание расовой и этнической самобытности породило как популярный, так и академический интерес к этому предмету.Одним из результатов этого стало смешение термина «этническое меньшинство» с расовым меньшинством в культуре Великобритании.

Антрополог Нарролл (1964) подчеркнул важность общих культурных ценностей и группового осознания культурной самобытности как ключевых элементов принадлежности к этнической группе. Барт (1970) делает упор на групповую организацию и поддержание этнических границ с помощью ЭТНИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ. Он предполагает, что границы между этническими группами поддерживаются не посредством изоляции, как утверждает Нэрролл, а посредством социальных процессов исключения и включения, т.е.е. Члены этнической группы идентифицируют себя с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, признаются членами посторонних. REX (1986), в свою очередь, критиковал Барта за его неспособность рассмотреть конфликт между этническими группами и за неточное использование термина «группа». Рекс также поднимает вопрос, не говоря уже об иммигрантах, о сохраняющейся значимости этнических групп в сложных индустриальных обществах и полезности этой концепции в качестве точной основы классификации.

Однако в обществах, переживающих смуту, этнические группы сохраняют свое значение и могут получить дополнительную значимость (или сформироваться) в результате политического конфликта, как, например, в бывшей Югославии, где появилось очень остроумное выражение «этническая чистка».Следовательно, необходимо провести важное различие между теми этническими группами, которые сознательно стремятся утвердить свою этническую принадлежность, и теми, кого более могущественные группы рассматривают как этнические меньшинства (см. Также ХОЛОКОСТ, ГЕНОЦИД). В таких случаях этнические характеристики могут быть преувеличены или созданы для обслуживания групповых интересов и сплоченности, а также для разжигания конфликта. Обратная сторона медали состоит в том, что сложные символические практики могут быть мобилизованы не для подчеркивания границ и разделений между группами, а для их преуменьшения, чтобы максимизировать ИНТЕГРАЦИЮ или АССИМИЛЯЦИЮ.Например, в современной Великобритании пакистанские беженцы-христиане могут стремиться минимизировать групповые различия. Есть также случаи, когда различия этнических групп могут быть сформулированы в атмосфере КУЛЬТУРНОГО ПЛЮРАЛИЗМА.

Там, где этническая принадлежность является основой статуса меньшинства, дискриминационная практика в отношении таких групп может быть узаконена институциональными средствами. Как широко очевидно, статус этнического меньшинства часто серьезно ставит под угрозу жизненные шансы отдельного человека или группы, особенно в том, что касается здоровья, жилья и занятости.

Следует также отметить, что подходы к социальной стратификации, основанные на экономическом неравенстве, затрудняют адекватное рассмотрение вопроса об этнической принадлежности. См. СОСТОЯНИЕ СООТВЕТСТВИЕ И НЕСООТВЕТСТВИЕ. См. Также РАСИЗМ.

.

Этническая идентичность — определение этнической идентичности The Free Dictionary

Бывший председатель Верховного суда Дейн Илиев говорит, что ни в Конституции, ни в каком-либо другом законе ничего не говорится об этнической принадлежности прокурора, судьи или адвоката. Доля жителей Гонконга, говорящих на кантонском языке, идентифицирующих себя как « гонконгцы », поразила всех. время высокий, в то время как процент идентифицирующих себя как «китайцев» находится на самом низком уровне с 1997 года, когда Гонконг был передан Китаю, как показала Программа общественного мнения Гонконгского университета (HKU POP) в своем последнем периодическом опросе по этнической принадлежности ,Мои бабушка и дедушка, пока они не эмигрировали в Соединенные Штаты, были полностью евреями по культуре, языку и этнической принадлежности. Они оставались глубоко и заметно отличаться от окружающих их неевреев. Он показывает, как Евангелие устанавливает межэтническую идентичность, изображая Иисуса, расширяющего традиционную иудейскую этническую идентичность до «детей Бога, которые были рождены, а не от крови или от родившихся». Воля плоти или воли человека, но Бога »(Иоанна 1: 12b-13). В этом исследовании изучалась роль любопытства и этнической идентичности в самоэффективности решения о карьере среди азиатско-американских студентов колледжей.Он отмечает сдвиг по сравнению с 1950-ми и началом 1960-х годов, когда политический климат, основанный на консенсусе, заставил американских евреев преуменьшить свою этническую идентичность и принять универсализм и тактику ассимиляции. дают возможность изучить роль биэтнической идентичности в рекламе, потому что аудитория, скорее всего, будет воспринимать этническую принадлежность знаменитости так, как ее приписали бы СМИ. Личности политически нейтральны, но, если того требует ситуация, актеры могут расширять или сужать границы этнической идентичности, преследуя свои желания в ущерб другим группам или национальной идентичности в Нигерии (Salamone, 1997).Большинство исследований этнической идентичности сосредоточено на монорасовых подростках. Хотя определенные этнические структуры могут чрезвычайно затруднить эту задачу, очевидно, что, когда военнослужащие ставят этническую идентичность выше своих соответствующих обязанностей перед национальным государством, создаются условия для вечные циклы политической нестабильности и кризиса. Перспективы социальной психологии (Tajfel & Turner, 1986) представляют этническую идентичность как социальный аспект личности. Beyond Colorblind исследует, как религиозные сообщества могут создавать пространства, в которых этническая идентичность не просто уважается, но и приветствуется.,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *