Этапы обучения: Этапы процесса обучения

Содержание

Этапы процесса обучения

Что такое процесс обучения

Одним из главных понятий в педагогике является понятие «процесса обучения». Процесс обучения преследует главную цель – активизировать потенциал учащихся, раскрыть их интеллектуальные и творческие способности.

Замечание 1

Процесс обучения является двусторонним. В нем принимают участия два главных элемента- педагог, который предоставляет знания, и ученик, который овладевает званиями. Для того что бы цель процесса обучения была достигнута, необходимо активное сотрудничество этих двух элементов.

Помимо взаимодействия в процессе обучения важную роль играет организация, активизация и стимулирование познавательной деятельности.

Процесс обучения предоставляет собой комплексную систему. Состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Сюда входят:

  • цели обучения
  • деятельность педагога
  • деятельность учеников
  • результаты

В процессе обучения неотъемлемыми являются следующие элементы:

  • учебный материал
  • педагогические методы
  • учебные (наглядные, технические) пособия
  • ТСО
  • организационные формы обучения

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 1

Из всего вышесказанного вытекает следующее определение понятия «процесс обучения» — это определенным образом организованная деятельность обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения.

Поэтапность процесса обучения

В процессе обучения неизменно присутствуют определенные этапы:

  • этап диагностики знаний
  • этап формирования целей и задач
  • этап изучения нового материала
  • этап осмысления нового материала
  • этап применения нового материла
  • этап контроля
  • этап коррекции
  • этап обобщения

Диагностический этап процесса обучения.

В первую очередь перед педагогом стоит задача провести диагностику уже имеющихся знаний у учеников, активировать их уже имеющиеся знания. Без этапа диагностики преподаватель не может полноценно управлять процессом обучения. На этом этапе учитель должен понять какими знаниями и в какой степени ученики уже владеют, он должен помочь им вспомнить, освежить в памяти пройденный ранее материал.

Диагностика включает в себя процесс проверки знаний умений и навыков у учащихся, а также анализ этих знаний.

На этом этапе преподаватель должен актуализировать уже имеющиеся знания учащихся. Только когда этот этап образовательного процесса успешно выполнен, преподаватель может переходить к следующему этапу.

Этап формирования целей и задач в процессе обучения.

Следующим этапом процесса обучения является поставка целей преподавателем. Ученики в свою очередь должны осознать познавательные задачи, которые поставлены перед ними. На этом этапе педагог должен в первую очередь сформулировать тему или побудить учеников к тому что бы они сформулировали тему предстоящего занятия. Далее педагог дает информация по выбранной теме, ставит актуальные вопросы, самостоятельно или вместе с учащимися дает на них ответы.

На этом этапе происходит выполнение различных активизирующих творческих и проблемных заданий.

Благодаря этим приемам ученики попадают в атмосферу активной познавательной деятельности.

Этап изучения нового материла в процессе обучения.

На данном этапе может быть использовано большое количество разнообразных методов. В зависимости от дисциплины методика может отличатся, но некоторые элементы присутствуют практически во всех дисциплинах.

При изучении нового материала педагог должен понятийный аппарат темы. Он может дать все понятия и определения в готовом виде, или может дать задание ученикам, что бы они самостоятельно составили глоссарий по изучаемой теме.

Новая информация может быть предоставлена разными способами, например, в виде рассказа, лекции, беседы, видеофильма и так далее. Рассказ и лекция — это монологические формы объяснения нового материала, беседа представляет собой диалогическую форму.

Для того чтобы процесс подачи нового материала был интересным педагоги все чаще прибегают к использованию информационных технологий. С помощью ИТ можно работать в интерактивном режиме заполняя таблицы, графики, диаграммы.

Этап осмысления нового материала в процессе обучения.

После того как педагог представил новый материал наступает следующий этап – этап осмысления учащимися нового материала. На этом этапе ученики начинают работать с полученной информацией. Учащиеся сравнивают новую информацию с той которая уже имелась в их багаже знаний. На этом этапе важная задача педагога – удержать внимание и интерес с учеников к теме. Важно стимулировать максимальную активность учеников на этом этапе процесса обучения. На этом этапе дети могут выполнять следующие формы работ:

  • слушать лекцию педагога
  • записывать информация
  • читать информация по новой теме
  • заполнить таблицы

Виды робот должны чередоваться, для того что бы дети не уставали и не теряли интерес. Педагог в процессе работы должен чередовать индивидуальные, парные и групповые виды упражнений.

Этап применения нового теоретического материала на практике.

Та информация, которую ученик получил и осмыслил на предыдущих этапах должна быть применена в практической деятельности. Для того чтобы это произошло педагог предлагает учащимся потренироваться в выполнении упражнений, решении задач, проблемных заданий, основанных на новом материале.

Этап контроля в рамках процесса обучения.

Этап контроля является очень важным в процессе обучения. Это так называемая обратная связь между педагогом и учеником. На этапе контроля происходит диагностика насколько успешно ученик осознал пройденный материал и как успешно он может применять новые знания на практике. На этапе контроля педагог видит имеются ли у учащихся пробелы в знаниях, делает выводы относительно дальнейшие тактики обучения.

Существует много видов контроля которые используются в процессе обучения, например:

  • устный опрос
  • письменная проверочная работа
  • фронтальная беседа во время урока
  • контрольная работа
  • тестирование

Этап коррекции в процессе обучения.

Коррекция не всегда является обязательным этапом процесса обучения. Этот этап появляется в том случае если по результатам контроля в процессе обучения имеются отклонения от намеченной цели обучения. Для того чтобы дети усвоили пропущенный материал, педагог прибегает к использованию других методов подачи материала и средства обучения.

Педагог применяет их, затем снова возвращается к этапу контроля. Необходимо что бы практически все или по крайней мере большее количество учеников в достаточной степени освоили материал.

Этап обобщения в рамках процесса обучения.

На этом этапе происходит систематизация знаний по определенному предмету, формируются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи. Ученики должны понять, зачем они выучили этот материал, какие связи он имеет с окружающим миром и действительностью. После того как учитель убедился, что этот этап успешно завершен, он может переходить к изложению следующего блока нового материала.

Этапы процесса обучения. — Педагогика. Лекции.

Обратимся к динамике процесса обучения. Известно, что процесс обучения растянут во времени. Естественно предположить, что он делится на какие-то этапы, которые можно описать следующим образом.

Всякое обучение начинается с постановки обучающим цели у ученика и принятия последним этой цели. Постановка цели может осуществляться по-разному. Первоначально она преимущественно состоит в привлечении внимания и предложении послушать, посмотреть, потрогать, т.е. воспринять. Итак, первым этапом является восприятие. Восприятие организуется разными путями при одновременном или последующем введении полученной информации в связи с уже известным. При этом организация новой информации может быть различной: индуктивное предъявление конкретных фактов с последующим их обобщением, раскрытие ориентировочной основы действий, объяснение принципа, лежащего в основе изучаемого содержания, движение от обобщения к частному и т.д. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся имеют достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и понимают учебную задачу.

Восприятие должно
обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текстов и т.п.

Третий этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении и анализе теоретического аспекта в знаниях. Нужно найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, уяснить характер поясняющего материала, изучить совокупность примеров и разъясняющих фактов. Здесь необходима система в знаниях учебника, чтобы в ней он видел главные, второстепенные, дополнительные, разъясняющие элементы. Чтобы учебник мог обосновать, доказать изучаемые факты, способы решения. Осмысление изучаемой информации характеризуется более глубоким протеканием процесса сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На этом этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов, делать учебные открытия и процесс.

Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся понимают способы решения учебной задачи и осознают систему в знаниях.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в ходе которого выделяются, и объединяются общие существенные черты предметов и явлений действительности. Именно в выделении главного, существенного в учебной информации особенного ярко проявляет себя обобщение. Но чтобы осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства, синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том, какие из них наиболее существенны. Во время обучения все это проявляется в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, резюме, к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц.

Процесс обобщения не обязательно завершает обучение. Обобщенные данные могут быть даны и в начале изучения темы. Это встречается обычно при дедуктивном подходе. Степень обобщенности знаний проверяется в ходе переноса их на решение новых учебно-практических задач.

Следующий этап в реальном процессе состоит из ряда вариантов, но главная его функция – закрепление
воспринятой и первично усвоенной на предшествующем этапе информации. Сложность этого этапа в том, что закрепление не единственное его назначение. Если нужно обеспечить запоминание какого-либо текста или действия, то прямое воспроизведение и упражнения служат только закреплению. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельных репродуктивных и творческих работ. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Прочнее закрепляются признаки понятий, лучше запоминаются правила, теоремы, законы.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Учитель знает различные приемы запоминания и рекомендует их учащимся. Очень полезны в целях развития памяти заучивание стихотворений и текстов наизусть, пересказы, детские сочинения.

В итоге этого этапа учащиеся должны знать теоретический материал и уметь его использовать для выполнения упражнений, решения задач, доказательства теорем и др. У них сформированы учебные умения и навыки.

Этап применение, когда в ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в учебе и в жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен присутствовать элемент применения. Применение знаний осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого материала. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными и реально осмысленными.

Все элементы усвоения существуют не изолированно. В самом деле, уже сам процесс восприятия включает некоторые начальные элементы понимания и осмысления. Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого материала. Здесь уже происходит некоторое начальное, контурное осмысление.

Следует заметить также, что последовательность этапов усвоения нельзя представить себе раз и навсегда предопределенной. Поэтому нельзя подходить к организации процесса усвоения догматически. Последовательность и маре применения элементов усвоения будут зависеть от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.

1. Принципы обучения

Принципы обучения- наиболее общие руководящие положения, отражающие закономерности процесса обучения и определяющие требования к содержанию, методике и организации процесса обучения. Педагогическая наука обосновала следующую систему дидактических принципов:

А) научность обучения;

Б) наглядность обучения;

В) сознательность и активность;

Г) доступность обучения;

Д) принцип связи теории с практикой;

Е) систематичность и последовательность обучения;

Ж) прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

З) коллективизм и индивидуальный подход в обучении

Основные правила реализации принципов обучения:

Принцип научности

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

—                                      Обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии. Методики передового педагогического опыта. Внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического опыта;

—                                      Глубоко и доказательно раскрывайте каждое научное положение изучаемого материала;

—                                      Информируйте учащихся о новейших  достижениях в науке, технике, культуре: связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний;

—                                      Знакомьте учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;

—                                      Применяйте новейшую научную терминологию, будьте в курсе самых последних научных достижений.

Принцип наглядности обучения:

Практика обучения выработала определенные правила, раскрывающие применение принципа наглядности, в их числе:

-запоминание ряда предметов, представленных в натуре ( на картинках, схемах, моделях) происходит лучше, легче, быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устой или письменной форме;

—                                      наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления студентов;

—                                      используйте разные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное;

—                                      никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете;

—                                      применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное мышление, интерес к учению

 сознательность и активность;

Реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения:

—                                      ясное понимание целей и задач предстоящей работы- необходимое условие сознательного обучения;

—                                      обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать;

—                                      используйте силу взаимообучения учащихся;

—                                      учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом;

—                                      учите при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме;

—                                      чаще задавайте вопрос “почему”, чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей- непременное условие развивающего обучения;

—                                      используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением, чаще практикуйте творческие задания.

доступность обучения;

—                                      умы учащихся должны быть подготовлены к изучению предмета;

—                                      учите, опираясь на возможности учащихся;

—                                      учитывайте интеллектуальные и возрастные особенности учащихся;

—                                      учебный процесс следует вести в оптимальном темпе;

—                                      от простого к сложному;

—                                      доступность не означает легкость.

принцип связи теории с практикой;

—                                      обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни;

—                                      рассказывайте студентам о новых современных технологиях, прогрессивных методах;

—                                      приучайте студентов проверять и применять свои знания на практике;

—                                      приглашайте на занятия экономистов и юристов- практиков;

—                                      в обучении используйте материалы и примеры из практической деятельности.

систематичность и последовательность обучения;

—                                      разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части ( шаги), последовательно их реализуя;

—                                      чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении;

—                                      в конце лекции, раздела, курса обязательно проведите обобщение и систематизацию;

—                                       не забывайте совета Я. А.  Коменского: Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

не попускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;

студент должен запомнить  хорошо усвоенное, хорошо осмысленное;

материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров;

помните, что забывание изучаемого наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;

важной формой упрочения знаний, умений и навыков является их самостоятельное повторение;

для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, “круглые столы”.

 коллективизм и индивидуальный подход в обучении

Принцип требует:

—                                      организации коллективных действий в обучении;

—                                      умения учитывать психологию обучаемых, коллективные настроения, запросы, активизировать коллективное решение учебных проблем;

—                                      всестороннего изучения личности обучаемого и определения перспектив работы с ним;

—                                      педагогического анализа результатов обучения с последующей корректировкой.

 

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

4.1. Этапы обучения | Psylist.net

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.

Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентировки. Однако, неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.

Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.

Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие, работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий – моделирование жизни семьи, где семья – это педагоги и учащиеся.

Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.

Особое внимание обращается на:

  • самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье,
  • посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов,
  • умение ориентироваться в окружающей действительности,
  • умение организовывать свой досуг,
  • способность позаботиться о себе в отсутствии взрослых,
  • развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривание того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).

Программа является коррекционно-развивающей и предусматривает 4 этапа на протяжении 2 лет обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение программы является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также лиц, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей и пр.)

Помимо коррекционно-развивающего, программа несет в себе психодиагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребенка в течении 1-2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту развития ребенка, определяют его «зону ближайшего развития».

I этап – ориентировочный
Задачи 1-го этапа:
  • Определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление уровня сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье.
  • Совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры.
  • Составление индивидуальных маршрутов развития для каждого учащегося.
Условия для реализации:
  • Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися.
  • Ориентировка в обстановке помещения, правилах и нормах поведения.
  • Установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап – переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой
Задачи 2-го этапа:
  • Формирование отношений учащихся с комплексными нарушениями развития с близкими взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений и общения, совместная деятельность в условиях проживания в семье.
  • Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков.
  • Совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
  • Оперативный (ежемесячный) контроль за продвижением учащихся (в сентябре и октябре – еженедельный).
Условия реализации:
  • Совместные действия со взрослыми, формирование ролевого поведения.
  • Действия с определенным уровнем самостоятельности (с помощью, под контролем, с частичным контролем, самостоятельно).
III этап – переход к самостоятельным действиям
Задачи 3-го этапа:
  • Широкое использование продуктивных видов деятельности.
  • Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах.
  • Сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, перенос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизненную практику.
Условия реализации:
  • Выполнение действий по правилам.
  • Выполнение действий с самооценкой на основе сравнения с образцом (с помощью взрослых).
  • Обучение самоотчету о выполненной работе.
  • Взаимодействие с членами семьи и сверстниками.
  • Обеспечение успешной деятельности.
  • Выявление перцептивных навыков и умений.
IV этап – подготовка к допрофессиональной деятельности
Задачи 4-го этапа:
  • Изучение конкретных видов деятельности, доступных учащимся.
  • Социальная значимость деятельности учащихся.
  • Организация свободного времени.
  • Развитие речи.
  • Адресная подготовка на конкретное рабочее место.
Условия реализации:

Вместо традиционной ориентации на получение одной профессии, обучение должно быть направлено на знакомство и освоение практических навыков определенного ряда профессий, знание которых дает более широкие возможности к трудовой деятельности (освоение разнообразных практических навыков происходит в соответствии с индивидуальными особенностями подростка).

Обучение учащихся по программе СБА предусматривает формирование специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, организацию собственного досуга, развитие социальных навыков поведения в общественных местах и коммуникативности.

Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, должна дать возможность воспитаннику приобрести как можно больше самостоятельности.

Занятия направлены на коррекцию личности ребенка при практической подготовке к самостоятельной жизни и труду.

В связи с этим в программу включены следующие разделы:

  • Формирование жизненно-необходимых навыков.
  • Социальная адаптация.
  • Организация свободного времени.
  • Развитие речи.

Занятия проводятся в специально оборудованной квартире, помещении (классе) для занятий, имитирующем домашние условия и социальное окружение, в котором созданы условия развития потенциальных творческих возможностей воспитанников для самореализации. Комплекс помещений для занятий должен соответствовать нормальным условиям жизни воспитанников.

Помимо этого используются возможности проведения занятий в мастерских школы, внешкольных учреждениях и др.

Реализация программы осуществляется на основе практических работ, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, бесед.

На занятиях широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала, модифицированных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например, «рука в руке», поэтапный анализ деятельности, обучение приемам анализа по образцу, самооценке, использование пиктограмм и т.д.

Необходимым условием занятий является создание ситуации успешности для каждого ученика. На занятиях, как правило, логически сочетаются все направления программы, поэтому заранее не определяется количество часов на каждую тему.

В основу рассчитанной на 2 года программы положен концентрический принцип – одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у учащихся навыков, умений и потенциальных возможностей).

Приемы и формы обучения должны определяться педагогом с учетом способностей воспитанников (для каждого определяется индивидуальный маршрут развития и обучения).

Индивидуальные маршруты развития и обучения корректируются по мере продвижения воспитанника (или безуспешности в продвижении). Индивидуальный маршрут согласовывается с родителями ребенка.

Требования к знаниям и умениям ребенка определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.

Уровни знаний, умений, навыков:
  • Начальный уровень предполагает, что у воспитанника есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
  • Достаточный уровень предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
  • Самостоятельный уровень – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

Подраздел: Как помочь «особому» ребенку

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

Этапы процесса обучения

Питер Урс Бендер (Peter Urs Bender), профессор канадского университета Райерсона; почетный член Американской ассоциации ораторов.

Процесс обучения — это суть жизни. Благодаря ему мы растем. Так мы добиваемся успеха — осознавая, как устроен мир и используя полученные знания для устройства собственной жизни. Процесс обучения состоит из нескольких этапов.

1. Намерение и желание. Обучение начинается с намерения — интереса узнать больше. Оно растет с готовностью познавать новые идеи, мнения и навыки, подпитываясь желанием. Чем больше вы хотите узнать, тем больше вы узнаете. Я люблю говорить: «Если ты зеленый, ты растешь. Если ты созрел, ты гниешь». Согласитесь, всегда есть чему поучиться. Тот, кто считает, что знает все, зачастую не знает ничего.

2. Осознанность. Осознавать — значит отчетливо и ясно понимать. Видеть, что происходит вокруг. Слышать, что говорят и чувствуют другие люди. Постигать, что движет окружающим миром. Осознанность — это и восприимчивость к внешнему миру, и настроенность на мир внутренний. С осознанностью приходит и ощущение направления. Что еще вы хотите узнать? Что еще вам нужно узнать? Что хотят от вас или в чем нуждаются другие? На направление вашей жизни оказывают влияние многие факторы. Но главное — ценности, управляет им то, что возможно, — и сегодня, и в будущем.

3. Информация. Осознанность обеспечивает нам различные типы информации. Факты и цифры — для левого полушария. Образы, звуки и видение — для правого. Чувства — для сердца. Все это дает нам информацию об окружающей реальности.

4. Действие. Если вы хотите познавать, просто читать недостаточно — вам необходимо действовать. Применять полученные знания на практике. Внедрять их. Отрабатывать. Именно это обусловливает наш опыт. Только так вы извлечете максимум пользы.

5. Результаты. Познавая, вы получаете три типа результатов.

Первый — радость познания. Большинство из нас получают удовольствие, сумев по-иному взглянуть на вещи, поняв нечто важное, что ранее от них ускользало, почувствовав, что мы выросли.

Второй — обнаружение того, как можно использовать новые знания. Мы обретаем большую власть, позволяющую нам реализовать свои мечты и желания.

Третий — наша готовность поделиться знаниями. Обучение других и помощь им дарит ни с чем не сравнимое удовлетворение.

Упражнение — важнейшая составляющая обучения

Многим людям не нравится выполнение упражнений. Они ассоциируются с выполнением чего-то такого, что делать совершенно не хочется, но надо. Посмотрите на них с иной точки зрения.

Упражнение — это способ развить навыки и умения, которыми вы хотите владеть. Скажем, вы мечтаете стать предпринимателем. Тогда телевизионные передачи, рассказывающие об успешных бизнесменах, можно считать формой упражнения (попробуйте объяснить это своей супруге вечером!). Если вы хотите обрести большую уверенность и научиться рисковать — например, выступать с речью на собраниях, на которых вы раньше боялись вымолвить слово, — это тоже своего рода упражнение. Если вы хотите зарядиться энергией или изменить ход мыслей, вам поможет прогулка или пробежка.

Помните: достичь своих целей и почувствовать себя лучше вам поможет опыт, который приходит с практикой. Приложите все усилия, чтобы эти упражнения превратились в неотъемлемую часть вашей жизни. Чем больше вы вложите, тем больше получите.

Неоднократное повторение

Насколько хорошо вы удерживаете в памяти информацию? Помните ли вы дни рождения своих близких и друзей? Имена людей, с которыми встречаетесь и общаетесь? Телефонные номера? Что вы ели вчера на обед?

Многие люди не помнят большую часть из того, что слышат или читают. Поэтому отсроченное повторение так важно. Суть его в том, что, делая что-то больше одного раза, вы запоминаете лучше и больше.

Вот как надо этим пользоваться.

Если вы используете текст для обучения, сперва быстро прочтите его. Посмотрите, согласитесь ли вы со всеми идеями, изложенными в нем, и подумайте, находите ли вы их полезными. Держите наготове ручку. Пометьте на полях ключевые положения. Зачеркивайте те утверждения, с которыми вы категорически не согласны.

Затем прочтите текст еще раз. На этот раз уделите ему больше времени. Подумайте, как бы вы могли применить эти идеи в работе. Выделите цветом или подчеркните ключевую для вас информацию. Воспользуйтесь маркерами разных цветов. Делайте пометки. Вообще, не жалейте его, потому что так вы лучше усвоите и запомните изложенный материал — и извлечете из него максимум пользы!

Взаимосвязь между усилиями и отдачей

Многие из нас постоянно начинают какие-то проекты, но ни один не доводят до конца. Нас посещают гениальные идеи, но они так и остаются мечтами.

Причиной тому отчасти является недостаточно быстрое получение результатов. Мы трудимся в поте лица. Но прикладываемые нами усилия оказываются больше получаемых на выходе результатов — и мы останавливаемся.

Успех подкрепляет прогресс. Он подстегивает нас, заставляет идти вперед. Без него наша уверенность тает, мы начинаем сомневаться в себе, ставить под вопрос ценность того, что делаем. Нам кажется, что у нас ничего не выйдет, — и мы сдаемся, прежде чем что-то может получиться.

Осторожнее! Здесь вас подстерегает опасность! Почему? Из-за принципа усилий и отдачи. К концу проекта вложенные усилия уменьшаются, а отдача увеличивается. Что же это означает? В любом проекте вам необходим «толчок», то есть вначале приходится вкладывать больше, чем получать. Награда, или отдача, приходит позже. И это истинная правда.

Как учатся играть на музыкальном инструменте? Вы тренируетесь целыми днями, с утра до ночи, а ваша «музыка» звучит как саундтрек к фильму ужасов. Но в какой-то момент все меняется. Из инструмента начинает литься чудесная мелодия. То же самое и с пением, обучением иностранному языку и новым хобби, овладением профессией и основанием бизнеса (вот уж на что точно уходит куча времени!).

Чем бы вы ни занимались, поначалу необходимы вложения. Вы вкладываете больше времени, энергии и, возможно, даже денег, чем получаете. Но если проект актуален и разумен — и вы, не сворачивая, идете к намеченной цели, — вы обязательно получите прибыль. Вы можете извлечь финансовую выгоду; приобрести опыт и новые контакты; усвоить такие жизненные уроки, как терпение и упорство. Не каждый проект окупается в материальном плане. Но если вы вложите в него все силы и душу, то сможете пожать множество иных плодов.

Подобное «инвестиционное отношение» поможет вам также набраться терпения. Если вы твердо усвоите, что получение результатов требует времени, то сможете настроиться на усилия, которые вам придется вложить. Помните об этом. Будьте готовы вкладывать в себя. Не ожидайте мгновенной награды. Но знайте, что так или иначе награда к вам придет.

Нет такой вещи, как «ни с того ни с сего».

Разве компания обанкротилась ни с того ни с сего? Маловероятно. А супружеская пара развелась тоже ни с того ни с сего? Не вздумайте утверждать, что до этого у них не было никаких проблем. А вот звезда, к которой успех пришел «в один прекрасный день». Совершенно верно, ни с того ни с сего — после долгих лет упорного труда.

Большинство перемен начинаются задолго до того, как их замечают. Не стремитесь к мгновенному успеху. Стремитесь добиться успеха сегодня — и каждый день. Работайте над этим. Не жалейте усилий — и отдача не заставит долго ждать.

Организация процесса обучения

Этапы процесса обучения

Определение 1

Процесс обучения – это целенаправленная деятельность педагога по передаче знаний, умений и навыков подрастающему поколению.

Организованный процесс обучения состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Желание и намерение получать новые знания и умения. На данном этапе педагог должен побудить учащихся к возникновению у них желания и готовности к обучению.
  2. Осознание необходимости получения новых знаний и умений. Учащиеся должны быть настроены на обучение, постижение нового.
  3. Информация. Обучение включает в себя разнообразную информацию (факты, цифры, даты, формулы и т.д.), которую учащимся необходимо усвоить. Задача педагога донести до учащихся значимость данной информации в понимании общей картины мира и окружающей реальности.
  4. Действие – направлено на познание нового, его усвоение, освоение приемов оперирования новыми знаниями, применение их в практической и повседневной жизни. Все это способствует приобретению учащимися необходимо жизненного опыта.
  5. Результат обучения – это то, что получает учащийся по итогу обучения. Результат принято разделять на три типа:

    • Первый – ощущение радости от получения новых знаний. Большинство учащихся получают удовольствие от того, что узнают что-то новое, расширяют свой кругозор.
    • Второй – обнаружение удивления от того, что новые знания можно использовать в повседневной жизни и того, что дает это умение.
    • Третий – желание и готовность поделится знаниями с окружающими и младшими товарищами, что может принести учащимся удовольствие от осознания своего взросления.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура процесса обучения

Процесс обучения имеет конкретную цель и задачи, установленные на основании возраста учащихся. Цель и задачи определяют конкретные формы и виды реализации обучения. Организация процесса обучения предполагает наличие трех стадий.

Стадия погружения и творческого манипулирования.

Данная стадия наблюдается у детей младшего возраста. Она характеризуется тем, что ребенок прежде, чем приступит к выполнению учебного задания, может увлечься инструментами и материала, и использовать их не по назначению. Так, например, если ребенку младшего возраста дать задание нарисовать определенный предмет, то изначально большинство детей попробуют использовать предметы для рисования (краски, кисти, карандаши и т.д.) как самоценными объектами, которые не имеют статуса инструментов или средств чего-либо.

Необходимо отметить, что стадия погружения не несет в себе никакого реального опыта ребенка. Все действия, которые ребенок совершает, он делает, исключительно из любопытства. Экспериментируя таким образом, осуществляется самоценная для каждого ребенка творческая, исследовательская деятельность. Исследуя, ребенок не преследует какую-то определенную цель, он как бы погружается в материал без предварительного замысла и далее уже «идет» за ним, за его возможностями и свойствами.

Замечание 1

Таким образом, процесс погружения – это стадия, на которой ребенок исследует, творит, получает определенный опыт и знания. Погружение у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от его возможностей и потребностей.

Задача педагога, не останавливать ребенка, а помочь ему как можно плодотворнее осуществить процесс погружения и исследования окружающего мира.

Стадия «выращивания», присвоения способа действия.

На данной стадии происходит присвоение каждым ребенком характерными только для него чертами учебной деятельности. Полученные на предыдущем этапе знания, переходят в умения. Например, если на этапе погружения ребенок во время рисования, казалось бы, бессмысленно смешивал краски, разными способами делал мазки кисточкой и т.д. На данном этапе он уже используя знания о том, что будет если смешать краски и как нужно держать кисточку, чтобы получить тонкий или толстый мазок, оттачивает умение правильно рисовать. То есть, ребенок оттачивает умение, приобретает навык и опыт.

Этот этап обучения присутствует в развитии каждого ребенка. Его основной выступают: узнавание и воспроизведение, которые соразмерны по уровню развития фантазии и воображения детей.

Процесс перехода от стадии погружения на стадию присвоения у каждого ребенка занимает разное количество времени и варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

Замечание 2

Основная задача педагога (взрослого) на данном этапе заключает в том, чтобы предоставить каждому ребенку максимально эффективные условия для реализации своих потребностей и получения необходимого опыта.

Стадия использования нового способа в собственной деятельности.

Процесс обучения предусматривает не только организованное обучение и развитие ребенка, но и спонтанное обучения.

Определение 2

Спонтанное обучение – это процесс получения знаний, умений и навыков, который возник неожиданно, без предварительного планирования и организации со стороны педагога.

Однако, для того чтобы возникло спонтанное обучение от педагога требуется создать такие условия, при которых возможно развернуть собственную деятельность ребенка.

Определение 3

Собственная деятельность ребенка – это неспецифическая (игровая, продуктивная, исследовательская, смешанная и т.д.) деятельность ребенка, компоненты которой принадлежать самому ребенку и потому остаются для него актуальными.

Способность детей строить свою собственную деятельность является одной из важнейших предпосылок для построения в будущем, при переходе к реактивному обучению, учебной деятельности. Тот факт, что многие дети дошкольного и школьного возраста не имеют возможности строить такую деятельность на материале, который они освоили, является одной из основных проблем современного начального (и не только начального) образования.

Именно построение собственной творческой деятельности с использованием приобретенных навыков и знаний является третьим, очень важным этапом процесса обучения, если он проходит полностью. Это проявляется в спонтанном обучении.

Этапы процесса обучения — Студопедия

Первый этапоценка потребностей пациента и (или) его семьи

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности.

При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей, развивается болезненное состояние. Нарушить потребности могут более десяти факторов риска и если невозможно их устранить, пациента необходимо найти способ адаптации человека в подобных условиях и научить его жить в условиях фактора риска.

На потребность пациента или семьи в обучении, которую он испытывает в определённый момент своей жизни, можно влиять с целью улучшения здоровья и значительная роль в этом принадлежит медицинской сестре.

Для этого м/с необходимо:

· Оценить образ жизни пациента — способ удовлетворения основных потребностей пациента.

· Определить потребность в обучении самоуходу, улучшению состояния здоровья, т.е. чему обучать пациента.

· Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. ответить на вопрос, кто и как будет обучать пациента.

· Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание, интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др.

Второй этапинтерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний.

После оценки, происходит формулирование проблемы пациента, связанные дефицитом знаний и умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь, или проблемы которые м/с может решить самостоятельно (сестринский диагноз)



Медицинская сестра определяет содержание обучения. Для этого она должно разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные обучаемому. Последовательность, схематичность, глубина передаваемых знаний и умений определяются возрастными возможностями, состоянием, степенью познавательной активности личности пациента.

Содержание обучения отражает в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов для м/с является сохранение здоровья, поддержание определённого уровня здоровья или качества жизни.

Третий — пятый этапыпостановка целей обучения, планирование обучения, оценка его качества и эффективности.



Оценив потребности пациента и его семьи в обучении, м/с формулирует цели обучения. Функции поставленных целей многообразны, одной из главных является мотивационная и воспитательная, ведь они определяют направленность действий м/с, указывают на причину выполнение пациентом конкретного действия. Цели должны просто и доходчиво сформулированы и реализованы в форме видов деятельности. Формулирование целей обучения должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к формулированию целей в сестринском процессе.

Необходимо оценивать обстановку для обучения: тишина, освещение, вентиляция, благоприятная температура воздуха; создание учебных ситуаций; постановка задач ясных и однозначных, которые обучаемый получает на усвоение с учётом темпа обучения.

Обучение считается эффективным, если м/с и пациент достигают поставленных целей по усвоению определённых знаний. Медицинская сестра должна обладать необходимыми коммуникативными навыками, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

Выводы:

Обучение — часть работы медицинской сестры, которая должна быть глазами слепого, костылями хромого и уверенностью молодой матери.

С помощью обучения восстанавливается гармония между окружающим миром и пациентом лишённым всех телесных возможностей.

Обучение — очень важный раздел сестринского дела, без которого работа медицинской сестры заметно усложниться, а жизнь пациента сократиться.

Например: больные сахарным диабетом самостоятельно регулярно измеряют уровень сахара в крови и самостоятельно вводят себе инсулин 3-5 раз в день для молодых и 1-3 раза для пожилых.

Так же обучают людей, которые по какой-либо причине утеряли речевой аппарат языку жестов, обучают ходить на костылях.

Ещё медицинская сестра посредством обучения поднимает общий санитарно-гигиенический уровень, то есть учит правилам личной гигиены, что в свою очередь снижает риск заболевания. Проводиться обучение в детских садах и школах.

Литература:

· Основы сестринского дела: И.X.Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева, под ред. С.И.Двойникова. 2007г.

· Основы сестринского дела — Обуховец Т.П.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ — ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Кроме особенностей, представленных в предыдущем параграфе, в современной модели процесса обучения имеются и другие общие элементы. Они наблюдаются независимо от того, что выступает предметом обучения и на кого это обучение рассчитано. Эти элементы, относящиеся главным образом к организации и ходу процесса обучения, и носят название звеньев (моментов) этого процесса.Этапы, выделенные В. Оконем, связаны с мотивами обучения (с осознанием учащимися его целей и задач), ходом этого процесса (ознакомление учеников с новым материалом и его закрепление, обобщения, а также формирование умений и навыков, контроль и оценка результатов обучения) и предполагаемыми результатами (связь теории с практикой). При таком широком понимании эти звенья носят прежде всего характер указаний по осуществлению дидактической деятельности учителя, т. е. они определяют, как следует обучать, чтобы достигнуть оптимальных результатов. Их реализация как бы не зависит от принятого учителем хода учебно-воспитательной работы на уроке: сообщающего, основанного на косвенном познании, или поискового, основу которого составляет непосредственное познание.

На практике в процессе обучения в современной школе оба упомянутых вида взаимно дополняют друг друга и чаще всего выступают вместе, даже на протяжении одного урока, тем не менее каждый из них предполагает различные действия учеников и учителя. Поэтому целесообразно рассмотреть их отдельно, тем более что с сообщающим обучением по сравнению с поисковым связаны другие звенья обучения.

Звенья (этапы) процесса сообщающего обучения

Первое звено включает подготовку к работе. Оно сводится к формированию у учеников позитивной мотивации, содействующей обучению, а порой даже обусловливающей его конечные результаты. С этой целью учитель, опираясь на заранее подготовленный план или конспект урока, знакомит учеников с задачами данного урока или методической единицы, запланированным конечным результатом и планом. Подготовка является вступительным звеном, которым не следует пренебрегать, потому что оно направляет мышление учеников, позволяя им осознать, чему и почему они должны учиться.

Изложение нового материала составляет второе звено преподносящего хода дидактической работы. Реализации этого звена служит либо устное слово (например, лекция или беседа учителя), либо письменное (например, работа с учебником, использование вспомогательных материалов, энциклопедий, словарей и т. п.).

Главная задача третьего звена — синтез представленного учащимся материала — состоит в показе заключенных в нем ведущих идей, основных фактов, принципиальных положений и т. п. в целях их упорядочения и закрепления. Именно эти ведущие идеи и основные положения образуют своего рода несущую конструкцию, заполнение которой частными знаниями всегда проще, чем ее построение. Именно поэтому хороший учитель уделяет внимание не столько тому, чтобы передать ученикам как можно больше частных сведений, сколько тому, чтобы обеспечить приобретение ими знаний фундаментальных, касающихся основного содержания предмета.

Четвертое звено процесса обучения, типичное для сообщающего обучения, связано с проверкой степени усвоения учащимися знаний. Одной из главных задач учителя в ходе проверки является выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся, а также оценка прочности и оперативности знаний, которыми они овладели. Применительно к результатам такого контроля и оценки учитель выполняет вместе с учениками определенные серии упражнений, направленных на овладение ими системой ясно и отчетливо определенных понятий и формирование связанных с ними системы умений. Восполнения выявленных пробелов можно достигнуть путем индивидуальных упражнений, выполняемых учащимися самостоятельно, по заданию и под руководством учителя, что является необходимым условием осуществления этой цели.

Несомненным преимуществом рассмотренного варианта обучения является возможность быстрой передачи ученикам готовых знаний, слабостью — низкий уровень активности учащихся на уроке, а также то, что учащиеся приобретают знания главным образом путем запоминания. Поэтому это обучение, приближенное к гербартовской концепции формальных ступеней, не должно преобладать в современной школе, оно должно только дополнять ход поискового обучения.

Звенья (этапы) процесса поискового обучения

Осознание учащимися, работающими под руководством учителя, определенной трудности теоретического или практического характера, является исходным пунктом для самостоятельного формулирования ими проблемы, которую они должны разрешить прежде всего путем непосредственного познания. Это звено инициирует поисковый ход учебной работы на уроке. Оно имеет существенное значение для формирования интереса к учебе и для определения главных направлений познавательной деятельности учащихся.

Вторым звеном рассматриваемого хода учебного процесса является словесное определение трудности, с которой столкнулись учащиеся, т. е. формулировка проблемы, а также сбор и упорядочение фактов, как известных, так и таких, знаний о которых недостает, но которые прямо или косвенно связаны с рассматриваемой проблемой. В рамках этого звена учащиеся под руководством учителя знакомятся с проблемой, требующей разрешения, а также собирают необходимый для этого материал.

В ходе этой деятельности они с помощью учителя выдвигают гипотезы, направленные на разрешение проблемы, а также обосновывают каждую из них на основе имеющихся знаний. В результате такой теоретической проверки происходит отбор выдвинутых учащимися гипотез: отброшенными оказываются слабо обоснованные, маловероятные гипотезы, а предметом последующей работы оказывается гипотеза, в пользу которой свидетельствуют аргументы, признанные существенными (третье звено).

Следовательно, опытной проверке — четвертое звено процесса обучения при поисковом ходе учебной работы — подлежат именно эти, а не другие гипотезы.

Конечно, опытная проверка гипотез возможна прежде всего при изучении естественно-математических предметов. Когда же речь идет о предметах гуманитарных, то для проверки гипотезы можно использовать анализ соответствующих материалов, например исторических источников, словарей, а также материала, содержащегося в школьных учебниках, энциклопедиях и т. п. Действия, необходимые для реализации этого звена, учащиеся выполняют самостоятельно, хотя и тут может понадобиться помощь контролирующего их работу учителя.

В случае подтверждения гипотезы результатами наблюдений, эксперимента или изучения соответствующих материалов учащиеся приобретают новые знания и умения.

Включение этих новых знаний и умений в систему знаний, которыми ученики уже располагали раньше, их закрепление и применение в теоретической и практической деятельности входят уже в состав очередного, пятого звена поискового обучения. Это звено обеспечивает ученикам благодаря более сильной, чем в третьем звене, помощи со стороны учителя не только закрепление знаний, но и превращение их в знания оперативные, полезные как в типично школьных ситуациях, требующих главным образом воспроизведения имеющихся знаний, так и в ситуациях внешкольных, когда учащиеся должны пользоваться знаниями обобщенными, не разделенными на отдельные предметы.

Если проверка свидетельствует об ошибочности принятой гипотезы, следует вернуться к третьему звену и поступать таким образом вплоть до того момента, пока не будет сформулирована верная гипотеза и не будет окончательно доказана ее истинность.

Перечисленные звенья процесса обучения приближают его к исследовательской деятельности, хотя и не отождествляют его с ним. Если исследования ученых приводят, как правило, к открытию новых закономерностей, то в процессе обучения предмет открытия нов только для учащихся. Кроме того, в этом процессе почти всегда присутствуют момент прямого (учитель) или косвенного (учебник, дидактическая машина) руководства работой учащихся, чего не бывает в исследовательской деятельности ученых, а также — о чем уже была речь — момент подчинения познавательной деятельности учащихся целям обучения и воспитания.

Независимо от этих различий, поисковый ход обучения требует от учащихся большей самостоятельности в мышлении и деятельности по сравнению с преподносящим, обеспечивая более прочные и более оперативные знания. Вместе с тем для реализации такого обучения требуется больше времени, что, в частности, и определяет невозможность его исключительного использования в дидактической практике. Поисковое обучение рекомендуется использовать прежде всего при ознакомлении учащихся с проблемами ведущего содержательного и методологического значения; когда же это возможно и обосновано с точки зрения дидактических задач, его следует сочетать с преподносящим обучением.

Итак, в отличие от научного школьное «исследование» носит главным образом характер отбора и не может основываться на использовании метода проб и ошибок, известного в истории науки. И руководящая роль учителя состоит, в частности, в том, чтобы, не давая готовых решений, помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы, создать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать, и предупредить появление ошибочных идей.

Именно это положение лежит в основе современной концепции учебно-воспитательной деятельности, которая отличает ее как от гетерономности традиционной школы, так и от автономности, лежащей в основе прогрессивистской школы. Наша концепция основывается на положении, согласно которому необходимым условием успешного обучения является самостоятельная, рационально направляемая учителем работа учащихся. Выбор же материала, который будет сообщен в ходе преподносящего или поискового обучения, полностью зависит от учителя.

Современные попытки популяризации поискового хода учебной работы

В середине 60-х годов нашего столетия в Великобритании, а позднее в США получила распространение концепция так называемого открытого обучения (open education). Поскольку эта концепция оказывает существенное влияние как на организацию, так и на ход обучения, уделим ей некоторое внимание.

Теоретическую основу открытого обучения составляют положения, сформулированные главным образом сторонниками генетической психологии Ж. Пиаже.

Исходным пунктом в обучении детей выступает непосредственный контакт с действительностью, общение с ровесниками, причем темпы обучения каждого ребенка индивидуальны. Сам факт, что ребенок познает действительность как бы «на конкретном уровне», требует, чтобы ему были предоставлены возможности непосредственного и одновременно широкого контакта с предметами и явлениями. Это исходная точка для будущих обобщений.

Проблемный блок

Проиллюстрируйте односторонний характер последнего положения, сопоставив его с содержанием расширяющего блока на с. 68. Обсудите ответ с товарищами.

Так как в силу приверженности к односторонне книжной модели процесса обучения современная школа в целом не выражает одобрения по поводу требования «непосредственного познания мира», а иногда даже подавляет в учащихся естественное стремление именно к такой деятельности; по мнению энтузиастов открытого обучения, эту модель следует заменить на новую.

Какой же она должна быть? В самом общем виде эта модель должна обеспечить каждому учащемуся доступ к разнообразным дидактическим средствам (книги, кинопроекторы, магнитофоны, приборы, необходимые для биологических, химических и физических опытов, карты и т. п.), а также предоставить ему свободу как в части подбора учебных предметов, так и в отношении времени, а также методов их изучения.

Такую междисциплинарную и гибкую с точки зрения используемых программ и методов обучения модель нельзя, конечно, реализовать в условиях традиционной школы. Ее место должна занять «открытая школа». В такой школе традиционные классы должны заменить хорошо оснащенные оборудованием и дидактическими средствами лаборатории, например фотолаборатории, библиотеки, аудитории для занятий небольших групп, спортивные сооружения, сады, мастерские и т. п., а место разделенного на отдельные предметы учебного плана должны занять программы, содержание которых учитывало бы разные «области интересов» детей и молодежи. Вполне понятно, подчеркивают сторонники концепции открытого воспитания, что такая школа не обязывала бы учителей обеспечивать достижение единых целей обучения для всех учеников.

Недостаток открытых школ состоит в том, что, опираясь на пайдоцентрические посылки, известные уже в начале нашего столетия и впоследствии почти повсеместно преодоленные, они не обеспечивают подготовку учащихся к трудовой деятельности, не формируют у них чувства ответственности за ее результаты, пренебрегают систематичностью знания. Вместо организации обучения, проверенной многолетней практикой, все звенья которой приспособлены как к преподносящему, так и к поисковому ходу обучения, эти школы вводят организацию, не подчиненную сознательно ставящимся целям учебно-воспитательной работы. Спонтанная и опирающаяся чаще всего на случайные интересы учащихся, познавательная деятельность, принятая в некоторых открытых школах как якобы единственно успешная, умещается в рамках не столько целенаправленного и планомерного обучения, сколько обучения случайного. Последнее же, как известно, вообще нельзя оптимизировать.

Те же варианты открытых школ, сторонники которых требуют замены обязательного школьного образования свободным выбором учащимися форм обучения, возможных в данной конкретной области, были подвергнуты критике, как вредные и ошибочные с точки зрения непрерывности процесса развития человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Системный вид обучения — Этапы учебной программы

Успех учебной программы оценивается с точки зрения конечного результата или увеличения трудоспособности, навыков или компетенции обучаемого. Для успеха любой учебной программы очень важно следовать определенному процессу.

Основной процесс, как показано на рисунке ниже, состоит из четырех этапов: оценка, разработка, поставка и оценка .

Stages in Training Program

  • Процесс обучения начинается с оценки потребностей этап.Цель этапа оценки — понять, требуется ли обучение. Если ответ да; Следующим этапом является определение пробелов в компетенциях или навыках, а также необходимого обучения. Учебное вмешательство в основном определяется с точки зрения отношения, знаний и навыков (ASK), комбинация которых называется компетентностью. Оценка, также называемая «анализ потребностей в обучении», проводится на трех уровнях: работа, индивидуальный и организационный анализ.
  • После завершения анализа потребностей в обучении следующим этапом является Разработка . Этот этап включает в себя разработку контента и учебных материалов. Начиная с проектирования подходящей среды и заканчивая выбором различных инструментов, все решается на стадии разработки. Игры, аудиовизуальные материалы, тематические исследования, вмешательство в аудиторию — это различные средства, которые могут быть приняты во внимание, помимо доставленного контента. Например, в поведенческой тренировке эмоциональный интеллект, командная работа, слушание являются примерами компетенций, которые необходимы для выполнения превосходной работы.То же самое может быть передано обучаемым с помощью любого из вышеперечисленных средств в зависимости от различных факторов, таких как демография, характер работы и т. Д., Которые рассматриваются на первом этапе.
  • Наиболее важным этапом и, возможно, наименее обсуждаемым в процессе обучения является доставки . Когда этап разработки закончен, самое время провести тренинг. Такие факторы, как время и место доставки, уже определены на более ранних этапах. Существуют различные факторы, которые определяют процесс доставки, такие как демография участника, вмешательство в обучение, индивидуальный стиль тренера и т. Д.Это вносит большое разнообразие в программы обучения.
  • Оценка является последним этапом учебного процесса и, что более важно, с точки зрения оценки эффективности обучения. Излишне говорить, что оно направлено на анализ того, была ли тренировка эффективной в достижении цели (преодоление разрыва в компетенциях, изменение отношения, развитие новых навыков и т. Д.). Существуют различные способы оценки эффективности программ обучения, но не многие из них могут ответить с точки зрения рентабельности инвестиций.Наиболее эффективным инструментом оценки обучения является модель оценки Кирка Патрика.

Для того, чтобы оценка была эффективной, решаются как критерии, так и дизайн программы обучения, чтобы не было расхождений, и участники могли эффективно оценить выгоды для себя. Оценка производится на основе реакции участников на тренинг, их обучения и изменения в поведении. Эта обратная связь затем повторно используется на первом этапе «Анализ потребностей в обучении» для повышения эффективности будущего обучения.

Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)

Stages in Training Program

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию проблем управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы — сертифицированный образовательный поставщик , сертифицированный по стандарту ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях.Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.

,

Цикл обучения: обзор

  1. Бизнес
  2. Работа с персоналом
  3. Вовлеченность сотрудников
  4. Цикл обучения: обзор

Elaine Biech

Каждый раз, когда вы участвуете в программе обучения, будь то в виртуальной или традиционной классной комнате, будь то в наличии или разработано с нуля, независимо от того, преподавали ли ее кто-то из вашей организации или внешний Вендор, будь то программа, обучающая навыкам развития менеджмента или навыкам обработки текста, есть вероятность, что программа была разработана с использованием определенного процесса или репрезентативной модели ISD.

Цикл обучения начинается задолго до проведения программы обучения и продолжается после ее завершения. Фигура является иллюстрацией пяти этапов цикла обучения.

Очень важно, чтобы все тренеры были хорошо сформированы и понимали процесс обучения от начала до конца. Цикл обучения дает вам общую картину процесса.

Тренировочный цикл.

Оценка и анализ потребностей

Эта стадия цикла обучения называется анализом в аббревиатуре ADDIE.Как правило, вам необходимо провести оценку и анализ данных, чтобы определить конкретные потребности. Есть две основные причины для завершения оценки и анализа.

  • Во-первых, вы хотите убедиться, что есть причина для проведения обучения. Вы можете обнаружить, что после проведения анализа соответствующая проблема может быть решена с помощью чего-то другого, кроме обучения. Например, вы можете проводить обучение на рабочем месте, может существовать онлайн-контент, который может доставляться либо асинхронно, либо синхронно, либо вы можете почувствовать, что статья в новостном бюллетене компании предупреждает сотрудников о необходимой информации.

  • Во-вторых, если вы определите, что обучение необходимо, анализ должен точно сказать вам, что (содержание) следует преподавать и как (по какой методологии) его следует преподавать на тренинге. Это также поможет определить ваши цели обучения.

Существует много способов проведения оценок. Вы можете использовать формальный инструмент, который измеряет навыки или знания человека, или тот, который просто измеряет предпочтения человека. Вы можете использовать письменные анкеты или личные интервью с сотрудниками или руководителями.Если вы используете интервью, вы можете встретиться с людьми один на один или вы можете провести небольшие фокус-группы. Другой способ оценить потребность — наблюдать за работающим работником или взять образец работы. Вы также можете использовать записи или отчеты, которые уже существуют, такие как оценка эффективности

Ваша цель при сборе этих данных — определить разрыв между требованием к работе и фактическими навыками или знаниями человека. Суть в том, чтобы определить, что мешает достижению желаемой производительности. Вы используете эту информацию на следующем этапе цикла обучения.

Разработка целей

После того, как вы определили, что есть законная потребность в обучении, ваш следующий шаг — точно указать, чего вы хотите добиться. Вы делаете это путем написания целей. В обучении используются два вида задач с двух точек зрения:

  • Цель обучения / производительности: Это заявление о производительности (знаниях или навыках), которая желательна после проведения обучения. Называете ли вы их целями обучения или производительности, не имеет значения, если вы понимаете, что цель состоит в том, чтобы продемонстрировать, что ваши участники узнали и могут выполнить.Какие изменения поведения они сделали?

  • Цель тренировки: Это заявление о том, чего инструктор надеется достичь во время тренировки. Это может быть результатом или описанием того, что инструктор планирует сделать для достижения целей обучения. Например, «Эта сессия создаст позитивный учебный климат, который побудит участников принять участие и задавать вопросы».

Некоторые тренеры включают в свои задачи как обучение, так и обучение.Цели обучения — обязательный шаг в каждом хорошем проекте обучения. Цели обучения помогают тренеру сосредоточиться на разработке и реализации первоклассной программы обучения, устанавливая цели для достижения тренером.

Учащимся сообщают, каковы цели обучения в начале учебного занятия. И желательно в то же время им рассказывают об обучении.

Дизайн и разработка программы

После того как вы определили цели, вы можете приступить к разработке программы.Вы сами решаете, что именно будете делать для достижения поставленных целей. Есть много вещей, которые следует учитывать при разработке программы обучения.

Если вы еще этого не сделали, вы определитесь с типом учебного процесса, который будет направлен на достижение наилучших результатов: учебный класс на месте, виртуальный класс, электронное обучение с самостоятельным обучением, инструменты поддержки производительности, самообучение или их комбинация. из них и других в смешанном учебном решении. Какие вопросы помогут определить место проведения тренинга?

  • Сколько участников нуждается в новых знаниях и / или навыках?

  • Где находятся участники?

  • Сколько времени требуется?

  • Сколько нужно согласованности?

  • Когда требуется обучение?

  • Сколько участников будет в каждом классе?

  • Какой уровень квалификации тренера потребуется?

Вы также можете решить, разрабатывать ли контент вообще.Учитывая наличие тысяч доступных продуктов, вы можете вместо этого принять решение о приобретении готового готового контента и настроить его. Вы также встраиваете методы, которые гарантируют, что обучение вернется на работу, и процесс оценки эффективности программы.

Если вы создаете его, перед вами стоит большая задача — разработка материалов. Какие материалы для участия нужны ученикам? Какие аудиовизуальные материалы и оборудование вы будете использовать? Если это онлайн-курс, какая техническая поддержка вам потребуется? Ваши ученики будут нуждаться в пособиях по работе — или бумага или онлайн? Хотя этот этап может быть захватывающим, он также может быть утомительным.

Реализовать проект

Это этап цикла обучения, на котором вы фактически проводите программу. Тренер заканчивает огромное количество подготовки перед началом программы. Даже после отличной работы по подготовке, нет никаких гарантий, что программа сработает без проблем. Вот почему некоторые тренеры пилотируют программу с группой псевдообучающихся, которые обеспечивают обратную связь до того, как сессия будет готова к прайм-тайму.

Вы используете навыки презентации и фасилитации как в традиционном, так и в виртуальном классе.Как тренер, вы ведущий и ведущий:

  • Докладчики предоставляют больше информации. Если большая часть информации является новой или технической, вам может потребоваться представить. Предпочтительная роль, однако, в качестве посредника.

  • Фасилитаторы играют все более стимулирующую роль и обеспечивают участие учащихся. Хороший тренер часто ассоциируется с термином «фасилитатор».

Требуются отличные навыки доставки, независимо от того, проводите ли вы занятия в виртуальном или традиционном классе.Пока вы проводите тренинг, вы хотите постоянно читать своих учеников, чтобы увидеть, отвечаете ли вы их потребностям. Если вы видите, что подход не работает, остановитесь и попробуйте другой. Не бойтесь уходить от повестки дня, если это кажется нужным аудитории. Это этап, на котором требуются опыт работы с платформой и хорошие навыки упрощения формальностей.

Оценить производительность

Когда все кончено, это еще не конец. Этап оценки является важной частью цикла обучения по трем причинам.

  • Во-первых, оценка говорит вам, были ли достигнуты цели или нет.

  • Во-вторых, информация, полученная на этапе оценки, должна поступать на этап оценки и анализа. Он используется для улучшения программы обучения, если она будет проводиться снова. Вот почему эта модель круглая.

  • Наконец, информация об оценке служит основой для определения потребностей в будущих программах или других изменениях, которые может потребоваться организации.

Если вы хотите достичь цели, начните с конца. В этом случае это означает, что вы начинаете с этапа оценки. Чего ты хочешь достичь? Чего ожидает ваша заинтересованная сторона? Как усвоенные знания повысят цели организации? Как будет выглядеть успех? Ваша оценка должна быть частью мыслительного процесса, когда вы начинаете проектирование на этапе анализа.

Об авторе книги

Elaine Biech работает в сфере обучения и консалтинга более четверти века.Она является президентом ebb associates inc, фирмы по разработке организационных разработок и обучению, которая помогает организациям работать через масштабные изменения, и была представлена ​​в The Wall Street Journal .

,

Четыре этапа компетентности

Четыре этапа компетенции, также известные как четыре этапа обучения, представляют собой модель, основанную на предпосылке, что перед началом обучения учащиеся не знают, что или сколько они знают (бессознательная некомпетентность). ), и когда они учатся, они проходят через четыре психологических состояния, пока не достигнут стадии неосознанной компетентности.

Понимая модель, инструкторы могут лучше определять потребности в обучении и разрабатывать цели обучения на основе того, где их целевая аудитория находится на четырех этапах, связанных с данной темой.

1. Бессознательная некомпетентность

При бессознательной некомпетентности учащийся не осознает, что существует пробел в навыках или знаниях.

2. Сознательная некомпетентность

При сознательной некомпетентности ученик осознает пробел в навыке или знаниях и понимает важность приобретения нового навыка. На этом этапе обучение может начаться.

3. Сознательная компетентность

В сознательной компетентности ученик знает, как использовать навык или выполнить задачу, но для этого требуется практика, сознательное мышление и тяжелая работа.

4. Бессознательная компетентность

В бессознательной компетенции у человека достаточно опыта с навыком, что он или она может выполнить его так легко, что он делает это неосознанно.

Модель помогает тренерам понять эмоциональное состояние своих учеников. Например, учащийся в бессознательной некомпетентности будет реагировать на обучение иначе, чем учащийся в сознательной некомпетентности. Если кто-то не знает, что есть проблема, он или она с меньшей вероятностью примут решение.С другой стороны, если кто-то обладает сознательной компетенцией, ему или ей может потребоваться дополнительная практика, а не обучение.

Четыре этапа компетенции являются ключевыми для алгоритмов, используемых в адаптивных технологиях обучения. Зная, на каком этапе ученик относится к определенной теме, адаптивная учебная платформа может выбирать контент по этой теме, который поможет ученику перейти на следующий этап. Он может даже использовать оценки, чтобы продемонстрировать учащимся, что у них есть пробелы в навыках, таким образом, перемещая их с первого этапа на второй.

Связанное содержимое на TrainingIndustry.com:

.

этап обучения — это … Что такое этап обучения?

  • Сценическая боевая подготовка Wolf System — Сценическая боевая подготовка Wolf System была основана в 1988 году новозеландским боевым хореографом и инструктором боевой сцены Tony Wolf. Это было применено к ряду производственных жанров, включая профессиональный театр, оперу, балет, кино,…… Wikipedia

  • Сценический бой — это специализированная техника в театре, предназначенная для создания иллюзии физического боя, не причиняя вреда исполнителям.Это используется в живых театральных постановках так же как оперных и балетных постановках. Термин также неофициально используется для…… Википедии

  • Модель «этап-ворота» — Модель «этап-ворота», также называемая процессом «этап-ворота», — это метод управления проектом, в рамках которого реализуется инициатива или проект (например, разработка нового продукта, улучшение процесса, изменение бизнеса). разделены на этапы (или этапы) разделены … … Википедия

  • обучение — обучение [ɪtreɪnɪŋ] существительное ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ [единственное число, неисчислимо] процесс обучения кого-либо или обучения: • 30 работников отправляются на обучение в Японию.• 90% выпускников были предложены на профессиональном обучении (= обучение в то время как…… Финансовые и деловые условия

  • обучение — / treiniŋ /, ит. / trɛining / s. ingl. [Дер. ди (к) поезд алленэйр], усато в итал. аль маш 1. [периодическое профессиональное и профессиональное образование в стране] ▶ ◀ дополнительное соревнование, сцена, тироцинио 2. (спорт.)

  • Сценическое освещение — Современное сценическое освещение — гибкий инструмент в производстве театральных, танцевальных, оперных и других исполнительских искусств.Несколько различных типов инструментов освещения сцены используются для достижения различных принципов или целей освещения.…… Wikipedia

  • поэтапное обучение — etapinis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Psichologo P. Galperino sukurta ismokimo teorija, grindžiama požiūriu, kad vaiko myąąąžra padų pad pad pad pad pad pad pad pad pad pad (((((((((((((((((((((((mo (((( Taip įsisavinamos…… Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • поэтапное управление спортивной подготовкой — etapinis sporto treniruotės valdymas statusas T sritis Kūno kultūra kultūra ir sportas apibrėžtis Tikslingas daugiametės treniruotės etapų, makrociklų, laikotarpi.Etapinis sporto treniruotės valdymas padeda sportininkui siekti numatyto…… Sporto terminų žodynas

  • этап индивидуального обучения — индивидуальный подход к этапу статуса T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pirmoji daugiametės treniruotės dalis, apimanti 15–18 uosius sportininko gyvenimo metus. Individualizuotojo rengimo etape vyrauja rengimo priemonės,…… Sporto terminų žodynas

  • этап начальных тренировок — этап обучения, статус, статус, культура, искусство и спорт, спорт. Pirmoji daugiametės treniruotės dalis, apimanti 7–12 uosius sportininko gyvenimo metus.Pradinio rengimo etape vyrauja visapusiškas fizinis rengimas, šalinami fizinio…… Sporto terminų žodynas

  • поэтапный план долгосрочной подготовки — перспективный вид спорта, статус, статус, культура, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье, здоровье ребенка, дети, дети, юноша, юноша, юноша, юноша terminų žodynas

  • ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *