Эмоции как психический процесс: Вы точно человек?

Содержание

Билет 17. Эмоции и чувства как психические процессы: понятие, виды.

Эмоции

особый класс психических явлений,
протекающих в форме переживаний,
отражающих
отношение человека к удовлетворению
или неудовлетворению актуальных его
потребностей.

Экспрессия

внешнее проявление эмоций. Проявляется
в мимике, жестах, голосе, движениях, речи
и т.д.

Импрессия

проявление эмоций во внутреннем плане
(учащение дыхания и сердцебиения,
повышение давления и пр.).

Эмоции
играют большую роль в жизни человека и
животных. Они выполняют важные функции:
отражательную, сигнальную, защитную,
управляющую, мобилизующую, компенсаторную
и дезорганизующую.

1.
Отражательно-оценочная
— позволяет обобщенно отразить и оценить
событие прежде, чем оно будет определено
на уровне сознания (в мышлении).

2.
Сигнальная

состоит в оповещении организма (нервной
системы) и других людей о состоянии
потребностей субъекта (удовлетворении
или неудовлетворении). Человек способен
скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3.
Защитная

— состоит в предупреждении субъекта о
реальной или мнимой опасности (эмоции
страха, отвращения и др.). Эти эмоции
(как и все другие) сохраняются в памяти
и в определенной ситуации извлекаются
из нее с целью выполнения защитной
функции.

4.
Управляющая

выражается в том, что эмоции являются
внутренними регуляторами любой
деятельности.

5.
Мобилизующая
— заключается в том, что эмоции могут
быть побудителями (мотивами) деятельности
и поведения, а также влиять на смену
побуждений. Эмоции — субъективная форма
существования мотивации.

6.
Компенсаторная

— позволяет компенсировать недостатки
других психических явлений.

7.Дезорганизующая
— может проявляться в нарушении поведения,
деятельности, памяти, мышления и др.
процессов за счет сильных эмоций,
особенно негативных.

Единой
классификации эмоций не существует.
Представим наиболее распространенную
в психологии классификацию:

По
характеру потребностей, лежащих в основе
эмоций, выделяют:

1)
низшие эмоции и 2) высшие эмоции;

По
силе, быстроте протекания и осознанности
причин возникновения выделяют:

1)
чувственный тон, 2) собственно эмоции,
3) настроения, 4) аффекты, 5) стрессы.

По
степени осознанности, предметности,
устойчивости и обобщенности выделяют:

1)эмоции
и 2) чувства.

Эмоции
низшие —
это
эмоции, связанные с удовлетворением
органических потребностей, так называемые
общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти
эмоции присущи и животным, и человеку.

Эмоции
высшие

социально обусловленные эмоции, связанные
с общественными отношениями. Эти эмоции
присущи только человеку.

Чувственный
тон

простейшая форма эмоций. Это положительные
или отрицательные переживания,
сопровождающие отдельные жизненно
важные воздействия (вкусовые, температурные
и др.) и побуждающие индивида к их
сохранению или устранению.

Эмоции
базовые
(эмоции
в узком смысле), собственно эмоции, носят
ситуативный характер, выражают оценочное
отношение к складывающимся или возможным
ситуациям. Они кратковременны, достаточно
сильно выражены, причины возникновения
у человека достаточно хорошо осознаются.
Эти эмоции хорошо изучены и среди них
выделены 10 базовых (основных) (К. Изард):
радость, удивление, интерес, печаль,
гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,
вина. Почти все базовые эмоции хорошо
«читаются» по мимике лица.

К
эмоциональным свойствам относят
эмоциональную возбудимость, глубину
переживания эмоций (эмоциональная
глубина), эмоциональную лабильность-ригидность,
эмоциональную устойчивость, эмоциональную
отзывчивость, экспрессивность,
оптимизм-пессимизм.

Эмоциональная
возбудимость —
эмоциональная
готовность эмоционально реагировать
на значимые для человека раздражители.
Проявляется в раздражительности,
вспыльчивости.

Эмоциональная
глубина —
интенсивность
переживаний, сила эмоций.

Эмоциональная
лабильность-ригидность-
эмоциональная
лабильность (подвижность, переключаемость)
характеризуется тем, что человек, быстро
реагируя на смену ситуаций, обстоятельств
и партнеров, свободно выходит из этих
эмоциональных состояний и входит в
другие. Эмоциональная ригидность
отличается косностью эмоций, их
стабильностью.

Эмоциональная
устойчивость —
характеризуется
эмоциональной невозмутимостью, слабой
впечатлительностью, то есть отсутствием
реакции на эмоциогенные раздражители.

Экспрессивность

значительная выраженность эмоций через
мимику, жесты, голос, двигательные
реакции.

Эмоциональная
отзывчивость

восприимчивость,
чувствительность — близка по смыслу к
эмоциональной возбудимости.

Оптимизм-пессимизм.
Оптимизм характеризует положительную
систему взглядов человека о мире, о
происходящих и ожидаемых событиях.
Эмоциональный тон восприятия жизни и
ожидания будущего оптимиста светлый,
радостный. Пессимист имеет негативную
систему взглядов на жизнь и мир и
настроение безысходности.

Взаимосвязь эмоций с другими психическими процессами.










ТОП 10:









Человек с самого рождения окружают звуки, цвета, предметы, люди, словом, все то, что вызывает эмоции. Среди других психических процессов (познавательных, волевых) эмоции занимают особое место, поскольку воздействуют, как на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление, так и на волевые процессы.

В ощущениях, которые могут быть приятными или неприятными, всегда присутствует эмоциональный тон. В процессе восприятия один тот же предмет предстанет по-разному перед радостным человеком, озлобленным или грустным. Запоминанию будет больше способствовать хорошее настроение. Эмоциональная память довольно прочная: люди, обладающие развитой эмоциональной памятью, хорошо помнят сами чувства, когда-то владевшие ими. В то же время эмоции помогают человеку вытеснить из сознания мучительные воспоминания.

От эмоционального состояния нередко зависит и качество мышления: радостный, счастливый человек гораздо успешнее решит поставленную перед ним задачу, в то время, как несчастье, тревога затруднит процесс решения.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают.

С эмоциями тесно связаны и волевые процессы: эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. У людей находящихся в угнетенном состоянии снижена способность к волевому решению. Человек равнодушный, со слабо выраженными эмоциями, так же не может быть волевым. Настроение отражается на всех этапах волевого акта, но и волевые процессы на любом этапе могут вызвать разнообразные чувства.

Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности [4, с. 182].

Эмоции как психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью, имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная продолжительность. Они существуют как единство переживания и поведения человека. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы.



Аффекты, хотя и представляют собой кратковременные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, ввиду того что они образуют целостный синдром эмоциональных и поведенческих реакций и имеют длительное последействие. Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности [4, с. 189].

Так же, как и все эмоциональные явления, они характеризуются знаком, модальностью и силой. Это могут быть такие свойства, как жизнерадостность, оптимизм, чувствительность, сдержанность или пессимизм, бесчувственность, раздражительность и др. Некоторые эмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента [4, с. 190].

В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний. Например, при выполнении некоторой деятельности ребенок терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции – огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации взрослые поддержат ребенка, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся преходящим эпизодом в его жизни. Если неудачи повторяются (вспомним известную картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка») и ребенка при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у него обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации. Это выражается в длительных, негативных переживаниях, в потере интереса к данной деятельности, ее дезорганизации и еще большем ухудшении результатов. Если сложившаяся система отношений сохраняется в течение длительного времени, фрустрация становится устойчивым способом реагирования на неудачи и превращается в свойство личности – фрустрированность [10, с. 437].




Теперь уже каждый свой неуспех ребенок считает закономерным, он теряет уверенность в себе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притязаний. Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляет значительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельности ребенка с учетом его интересов и способностей, при изменении условий жизни и системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств [10, с.433].

Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др. [10, с.434].

Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с другими людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию – отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потребностям субъекта. Если эта функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций – эйфория [10, с. 434].

Это эмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижении критичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению. Приспособительная функция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает ему информацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, может пробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти ему жизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуре личности, психологический облик человека изменяется [2, с. 288].

При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека развиваются тревожность, беспокойство, застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательных эмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия, выражающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствии интереса к окружающему миру [2, с. 289].

В этих случаях человек нуждается в психологической или психиатрической помощи. Причиной депрессии может стать горе, вызванное трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполнимую астеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему возможность выговориться, сопереживать вместе с ним, способствовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.

Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмоциям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны сильные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спокойны и сдержанны в эмоциональном плане.

Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкосновенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.

Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко создает трудности в общении, препятствует конструктивному разрешению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном общении. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку преодолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повышения коммуникативной компетентности, например, включены специальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах общения.

Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устойчивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздражитель [3, с. 322].

Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижают ее эффективность. Человек может сохранять контроль над своими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от психологических факторов. К первым относятся свойства нервной системы, ко вторым — сложные механизмы саморегуляции и контроля поведения, формируемые в процессе воспитания личности.

Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит сложная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления [1, с. 534]. С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ослаблению или даже разрушению.

Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно сосредоточено прямо на них [4, с. 196]. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности человека. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе доводов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкреплены эмоциями [4, с. 197]. Обычно конкретный акт поведения начинается и завершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.

Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего могут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышенная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспособность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально неустойчивые школьники обычно показывают более низкие результаты при выполнении ответственных контрольных работ или на экзаменах.

Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности. Эмоциональная устойчивость является необходимым условием успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности, в том числе педагогической [10, с. 533]. Работа учителя отличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конфликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психологическом облике учителя важны такие эмоциональные качества, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсивных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния.

Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. У каждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоционального самочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. Додонов образно назвал такого рода колебания «эмоциональным маятником» [10, с. 534].

У одних людей эмоциональное самочувствие приближается к полюсу «счастье», у других – к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии часто наблюдаются у людей, объективно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера человека, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом.










10 Эмоции как психический процесс, развитие эмоций в онтогенезе.

Эмо́ции(от лат. emovere — возбуждать, волновать) —
состояния, связанные с оценкой значимости
для индивида действующих на него факторов
и выражающиеся прежде всего в форме
непосредственных переживаний
удовлетворения или неудовлетворения
его актуальных потребностей. Под эмоцией
понимают либо внутреннее чувство
человека, либо проявление этого чувства.

Эмоции
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа определяют биологическую
значимость состояний организма и внешних
воздействий.

Часто самые
сильные, но кратковременные эмоции
называют аффектом, а глубинные и
устойчивые — чувствами. Эмоция— это психический процесс импульсивной
регуляции поведения, основанный на
чувственном отражении потребностной
значимости внешних воздействий, их
благоприятности или вредности для
жизнедеятельности индивида.

Эмоции
напрямую связаны с инстинктами. Так, в
состоянии гнева у человека появляется
оскал зубов, сужение век, сжимание
кулаков, прилив крови к лицу, принятие
угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции
носят врожденный характер. Доказательством
тому служит тот факт, что у всех народов,
независимо от их культурного развития,
одинаковая мимика во время выражения
тех или иных эмоций. Даже у высших
животных (приматы, собаки, кошки и другие)
мы можем наблюдать ту же мимику, что и
у человека.

Любые
проявления активности человека
сопровождаются эмоциональными
переживаниями. Благодаря им, человек
может чувствовать состояние другого
человека, сопереживать ему. Даже другие
высшие животные могут оценивать
эмоциональные состояния друг друга.

Существуют
убедительные данные в пользу того, что
ряд фундаментальных человеческих эмоций
также имеет эволюционную основу. Эти
эмоции наследственно закреплены в
организации лимбической системы мозга.

11 Волевые процессы, развитие произвольности поведения.

Человек не
только мыслит, чувствует, но и соответственно
действует. Сознательное и целенаправленное
регулирование деятельности человек
реализует с помощью воли.

Волей
называется осознанная способность и
стремление человека совершать
преднамеренные действия, направленные
на достижение сознательно поставленной
цели, и сознательно регулировать свою
деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это
стремление к выбору вида деятельности,
к внутренним усилиям, необходимым для
ее осуществления. Даже простейшая
трудовая деятельность требует волевых
усилий. Это связующее звено между
сознанием, с одной стороны, и действием
— с другой.

Воля —это способность человека преодолевать
препятствия и добиваться поставленной
цели, это сознательная само регуляция
своего поведения, это сложнейший
психологический процесс, который
вызывает активность человека.

Воля — это
прежде всего власть над собой, над своими
чувствами и действиями. Она необходима
как при выполнении определенных действий,
так и для воздержания от нежелательных
действий.

Воля человека
проявляется в действиях, для осуществления
которых человек сознательно регулирует
их силу, скорость и другие динамические
параметры. Уровень развития воли
определяет, насколько человек приспособлен
к той деятельности, которую он выполняет.
Для волевого акта характерно переживание
«надо», «я должен», осознание
ценностной характеристики цели
деятельности.

К основным
волевым качествам относят следующие:
целеустремленность, самостоятельность,
решительность, настойчивость, выдержка,
импульсивность, слабоволие, упрямство
и другие.

Для волевого
действия очень важно исполнение принятого
решения. Люди не одинаково упорны в
преодолении трудностей, не все доводят
принятое решение до конца. Способность
доводить принятое решение до конца,
достигать поставленной цели, преодолевать
на пути к цели различные внешние и
внутренние трудности, называется в
психологии настойчивостью.

Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 5. Эмоциональные психические
процессы.

  1. Эмоциональные процессы и состояния.

  2. Эмоциональный тон ощущений и собственно
    эмоции.

  3. Чувства как высшие эмоциональные
    процессы. Классификация чувств.

Эмоциональные процессы – есть результат
деятельности мозга.

Эмоциональные психические процессы
– это специфические формы отношения
(переживания), опосредованные
ориентировочной деятельностью, в которых
отношение личности к познаваемым и
изменяемым им предметам и явлениям
действительности соотносятся с ее
потребностями.

Удовлетворение или неудовлетворение
потребностей порождает у человека
специфические переживания.

Эмоциональные психические процессы, в
отличие от познавательных процессов,
определяют отношение к ним, основываясь
на оценке их полезности или вредности
для личности.

При положительной оценке возникают
положительные эмоции, которые побуждают
к сохранению полезных свойств и качеств.

При отрицательной оценке возникают
отрицательные эмоции, сопровождаемые
деятельностью, направленной на уменьшение
вредных воздействий.

Эмоции имеют рефлекторную природу и
возникают при воздействии каких-либо
раздражителей. Отметим, что нервные
процессы сопровождаются рядом вегетативных
явлений: изменением частоты сокращения
сердца, дыхания, тонуса мышц.

Эмоциональные психические процессы
делят на простые (элементарные) и сложные
(высшие)

простые (элементарные):

сложные (высшие)

Эмоциональный тон ощущений (от лат.
emovere возбуждать, волновать) — переживания
позитивного знака. Сопровождает жизненно
важные ощущения, например, вкусовые,
температурные, болевые. Представляет
собой наиболее раннюю стадию развития
эмоций в филогенезе. Синоним прельщение. 

Функции:

  1. Ориентировочная. Сообщить организму
    о степени опасности и желательности
    того или иного воздействия.

  2. Обеспечение обратной связи, данная
    функция заключается в предоставлении
    человеку информации об удовлетворении
    или неудовлетворении.

  3. Тесно связана со второй функцией и
    представляет собой необходимость
    проявлять определенные виды поведения
    до тех пор пока не будет достигнут
    нужный организму результат.

Эмоциональный тон впечатлений
то же, что и эмоциональный тон ощущений,
но: обусловлен социализацией, не требует
непосредственного контакта с раздражителем

Пример: Катание на американских горках
(переживание страха и сознание его
безопасности)

Эмоциональные тоны обладают большой
инертностью. При направлении внимания
на впечатление оно усиливается. При
отвлечении – уменьшается. Смакование
удовольствия.

Эмо́ция (от лат. emoveo —
потрясаю, волную) — эмоциональный
процесс средней продолжительности,
отражающий субъективное оценочное
отношение к существующим или возможным
ситуациям.

Являются одним из основных регуляторов
деятельности.

Врожденные эмоции:

  • гнев – врожденная реакция на препятствия
    в движениях.

  • страх – врожденная реакция на угрозу
    жизни.

  • жалость – врожденная реакция на потерю
    кого-то или чего-то.

  • радость – врожденная реакция на
    приобретение чего-либо.

  • удивление

  • отвращение

Остальные эмоции в процессе социализации
(например: культура)

Особенности:

  1. Реакция на ситуацию – ситуация в
    целом а не отдельный раздражитель

  2. Механизм предвидения – значимость
    для человека той или иной ситуации

  3. Дифференцированная оценка – оценка,
    подготовка и мобилизация энергии

  4. Внешние проявления эмоций – мимика,
    интонации

  5. Универсальность – независимость
    эмоций от вида потребностей и специфики
    деятельности, в которой они возникают

  6. Особенность заражения – передача
    настроения другим людям.

  7. Эмоциональная память – сохранение
    эмоции долгое время.

Аффе́кт (лат. Affectus —
страсть, душевное волнение) — эмоциональный
процесс, характеризующийся
кратковременностью и высокой
интенсивностью, сопровождающийся резко
выраженными двигательными проявлениями
и изменениями в работе внутренних
органов.

Характеризуется изменением сознания,
нарушением контроля, утратой самообладания.
Затормаживание прочих психических
процессов.

Кратковременен. Огромная затрата сил.
Следы сохраняются длительное время в
памяти человека. Могут сформироваться
аффективные комплексы, которые запускаются
при столкновении с отдельными элементами
ситуации, спровоцировавшей аффект.

Чу́вство — эмоциональный
процесс человека,
выражающий субъективное оценочное
отношение к материальным или
абстрактным объектам.

Чувства связаны с культурно-эмоциональным
развитием человека.

Чувства являются наиболее устойчивым
и длительным состоянием психики, нежели
эмоции.

Имеют предметный характер. Не могут
быть безотносительны чего-либо. Одно
явление – радует, другое – огорчает и
т.д. Чувства могут проявляться в виде
совокупности различных эмоций.

Чувства могут быть и как психическим
процессом, так и эмоциональным состоянием.
 

Классификация чувств по Б.И. Додонову:

  1. Альтруистические — потребность в
    содействии, помощи, покровительстве
    другим людям. Желание приносить другим
    людям радость и счастье, в беспокойстве
    за судьбу кого-либо, в сопереживании
    удачи и радости другого.

  2. Коммуникативные – потребность в
    общении, желание делиться мыслями и
    переживаниями.

  3. Глористические – потребность в
    самоуважении, славе. Проявляются в
    стремлении завоевать признание, почет.

  4. Праксические – деятельность,
    изменение её в процессе работы. Оценка
    её успешности. Трудности её осуществления.
    Желание добиться успеха в работе, в
    увлеченности, захваченности работой.

  5. Пугнические – потребность в
    преодолении опасности. Интерес к борьбе.
    Жажда острых ощущений, упоение опасностью,
    риском, в чувстве спортивного азарта.

  6. Романтические – волнующие чувства
    ожидания, веры. Стремление к необычному,
    неизведанному, в ожидании чего-то
    необыкновенного и очень хорошего.

  7. Гностические – стремление понять,
    проникнуть в сущность явления, стремление
    преодолеть противоречия в собственных
    рассуждениях.

  8. Эстетические – эмоциональное
    отношение человека к прекрасному и
    безобразному, трагическому и комическому,
    возвышенному и пошлому, изящному и
    грубому. Художественные вкусы, восприятие
    различных видов искусства.

  9. Гедонистические – телесный и
    душевный комфорт. Наслаждение приятными
    физическими ощущениями, от вкусной
    пищи, тепла, солнца. Чувство беззаботности
    и безмятежности.

  10. Акизитивные – интерес к накоплению,
    коллекционированию вещей. Чуство
    радости от увеличения накоплений.

Закономерности:

  1. Обобщенность – чувства, выработанные
    к одному объекту, переносятся, в
    определенной степени, на весь класс
    однородных объектов.

  2. Притупляемость – происходит под
    влиянием длительно действующих
    раздражителей.

  3. Контраст – переживание различных
    по направленности чувств или их
    сопоставление.

  4. Суммация – накапливающиеся чувства
    вызванные тем или иным объектом.

  5. Замещение – неудача в одной
    деятельности компенсируется успехом
    в другой.

Словарь терминов:

Эмо́ция (от лат. emoveo —
потрясаю, волную) — эмоциональный
процесс средней продолжительности,
отражающий субъективное оценочное
отношение к существующим или возможным
ситуациям. Эмоции отличают
от аффектов, чувств и настроений.

Аффе́кт (лат. Affectus —
страсть, душевное волнение) — эмоциональный
процесс, характеризующийся
кратковременностью и высокой
интенсивностью, сопровождающийся резко
выраженными двигательными проявлениями
и изменениями в работе внутренних
органов.

Эмоциональные психические процессы
– это специфические формы отношения
(переживания), опосредованные
ориентировочной деятельностью, в которых
отношение личности к познаваемым и
изменяемым им предметам и явлениям
действительности соотносятся с ее
потребностями.

Эмоциона́льный
проце́сс
Эмо́ция (от лат. emoveo —
потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт —
психофизиологический процесс, мотивирующий
и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление),
отражающий субъективное значение
объектов и ситуаций, и представленный
в сознании в
форме переживания.
Среди эмоциональных процессов
выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Эмоциональный тон ощущений (от лат.
emovere возбуждать, волновать) — переживания
позитивного знака. Сопровождает жизненно
важные ощущения, например, вкусовые,
температурные, болевые. Представляет
собой наиболее раннюю стадию развития
эмоций в филогенезе. Синоним прельщение. 

Эмоциональный тон впечатлений
то же, что и эмоциональный тон ощущений,
но: обусловлен социализацией, не требует
непосредственного контакта с раздражителем

Чу́вство — эмоциональный
процесс человека,
выражающий субъективное оценочное
отношение к материальным или
абстрактным объектам. 

Амбивале́нтность (от лат. ambo —
«оба» и лат. valentia —
«сила») — двойственность отношения
к чему-либо, в особенности двойственность
переживания, выражающаяся в том, что
один объект вызывает у человека одновременно
два противоположных чувства.

Филогене́з (от греческого phylos —
племя, раса и geneticos — имеющий отношение
к рождению) — историческое
развитиеорганизмов[1]

В биологии филогенез
рассматривает развитие биологического
вида во времени.

Эмоции как психический процесс

Содержание

Введение. 3

1. Понятие эмоций. Функции эмоций.4

2. Теории эмоций. 8

3. Чувства как высшие эмоции. 12

4. Влияние эмоций и чувств на поведение людей в сфере правоотношений. 15

Заключение. 19

Список литературы.. 21

Практическое задание. 22


Введение

Все мы постоянно испытываем различные эмоции.

Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Но, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагируем так, а не иначе на то или другое событие. Но, тем не менее, при объяснении поведения человека эмоции имеют важное значение.

Установление истины по уголовным делам, разрешение гражданско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, совершившего преступление, во многом объясняющей причины его противоправного поведения.

Все это, безусловно, требует понимания эмоций, профессионально грамотной их оценки юристами при изучении поведения субъектов различных правоотношений, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах с различными участниками процесса.

В связи с этим целью данной работы является определение эмоций как психического процесса и их влияния на правоохранительную деятельность.


Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

П. К. Анохин [1], определил эмоцию как физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. С. Л. Рубинштейн в понимании сущности эмоций исходил из того, что в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту [2].

Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям. Причем на возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна этих ситуаций. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенный тон. [4 ]

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Появлению эмоций также могут способствовать избыточная нереализованная мотивация субъекта, недостаток информации о каких-то значимых для него явлениях. Выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье. Иногда эмоциональные реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния [4].

Эмоциональные процессы или эмоция как процесс

Подробно здесь,
помимо того, что представлено в семинарских
материалах, обратим внимание только на
одну теорию эмоции, но теорию, которая
имела и в физиологии и в психологии
сложную и поучительную судьбу.

Теория эмоционального
процесса – двух авторов, которые работали
независимо друг от друга, но пришли к
единым выводам – теория
Джемса и Ланге
.

В основном будем
опираться на Джемса.

Ланге – датский
физиолог, [у него] своя специфика подхода
к эмоциям, хотя в выводах [и тот, и другой]
совпадали.

Есть бытовое
представление о протекании эмоции во
времени. У Вундта сложное чувство
именовалось аффективный процесс,
т.е. некоторое протяжение во времени
интересовало уже В.Вунд­та. Но Вундт
в силу специфики подхода, разных причин
ограничивал свое изучение психическими
явлениями, не брал то, что лежит вне
переживаний. А Джемс подошел к эмоциям
более широко – рассматривал как
психические так и телесные выражения
эмоции.

Если брать те же
телесные состояния, то какая
последовательность придет на ум? Сначала
– эмоциогенное событие, попадание в
ситуацию, а затем – либо сразу возникает
эмоция и следует ее телесное выражение
(так в быту, так рассказывал Сартр),
возникает единый психотелесныей
комплекс, где не различаем строгую
последовательность.

В чем необычность
теории Джемса? [В том, что он] рискнул
расположить последовательность событий
обратно житейскому взгляду. Не сначала
эмоция, а потом выражение, а наоборот!
Парадокс Джемса – …мы боимся, потому
что бежим от опасности; мы печалимся,
потому что льём слезы – обратно
причинно-след­ствен­ной связи.

Джемс приводил
разную аргументацию и теоретически
оформил результат так: вслед за событием
сначала возникают периферические
телесные изменения, затем наступает их
осознание, и только в результате –
эмоция.

Краткий пересказ
теории Джемса: телесные эмоции предшествуют
собственно эмоциям.

Это было настолько
неожиданным, что вызвало критику с двух
сторон… С одной стороны, это вызвало
критику физиологов – Лангебыл физиолог, и поэтому восприняли
теорию Джемса-Лан­ге353как нечто необычное, оригинальное…
Критика теории Джемса-Ланге: искать
источник эмоций не на периферии, а в
центральных областях мозга…

Разумеется, есть
масса оснований полагать, что существуют
особые разделы мозга – лимбическая
кора354,
отделы гиппокампа… Именно это –
эмоциональный мозг…

В чем состоит
критика теории Джемса-Ланге? На смену
периферической теории Джемса-Ланге
пришли центральные теории: телесный
субстрат, телесная причина эмоции – в
центре, а не не периферии.

Вы знаете, физиологи
боролись с теорией Джемса-Ланге своими
способами. Высшим животным перерезали
проводящие пути, и при этом показывали,
что эмоции в этих случаях все равно
имеют место, а значит – находятся в
центральных отделах… Центральные
теории эмоций одержали окончательную
победу.

Не так было в
психологии. Дело в том, что когда Джемс
и Ланге предлагали теорию, эту теорию
воспринимали как собственно
исследовательскую, объяснительную. Сам
Джемс немного уточнил, когда услышал
критику теории – его теория относится
только, вернее, прежде всего к природным,
базовым,… что косвенное отношение имеет
к таким, как эстетическое переживание.

И Джемс оставил
только одно пожелание. Он говорил две
вещи:

1. Эмоциональное
переживание должно быть представлено
телесно
, иначе это – не эмоция. Если
из эстетического переживания уберете
телесное – останется интеллектуальное
суждение,… превратится в волевое
действие. Если не будет периферических
телесных выражений, эмоция не переживается
полноценно.

2. И второе, на что
менее обращали внимание современники
Джемса… Второй компонент: телесные
процессы должны быть осознаны.
Телесные переживания – материал для
построения эмоции.

И в продолжение
разговора о продуктивной критике данной
теории мы упоминаем два имени. Одно –
Эдуард
Клапаред
. Он серьезно отнесся
к этому процессуальному анализу
эмоциональных переживаний и попытался
расширить, дополнить теориюДжемса.
Слова «эмоции» и «чувства» – разные по
содержанию у разных авторов…

Клапаред выделяет
чувства и эмоции. Чувства есть первичные
адаптивные (я использовал множественное
число, можно было и единственное, это
не важно) оценки ситуации. Клапаред
полагает, что любая ситуация обязательно
оценивается чувственно, причем эта
чувственная оценка всегда адаптивна.
Здесь она имеет еще один оттенок –
всегда целесообразна…

Эмоция – адаптация.
Чувство – первично, а вот эмоции – это
вторичные образования, которые могут
иметь,– я здесь буквально цитирую
Клапареда,– неадаптивный характер.

Простейший примеризКлапареда– чувство опасности
в соответствующей ситуации переживается
обязательно (чувство опасности как
оценка ситуации). А вслед за ней может
наступить или не наступить эмоция
страха.

Клапаред приводит
это на обыденных примерах. Идем
поздно вечером по темному парку –
ситуация тревожная, опасная… И тогда
чувственная оценка ситуации есть
обязательно. И свою чувственную оценку
вставляете между событием и вторичным
об­ра­зо­ва­ни­ем – эмоцией.

И периферические
телесные переживания… Кто побежал… –
тот испытывает реакцию страха.

Клапаред понял
важную вещь – эмоция может и не насупить,
если сдержать периферические телесные
переживания. Пожалуй, именно Клапаредвпервые обратил внимание на то, что
теорияДжемсане только собственно
исследовательская. Теория Джемса-Лан­ге
– это еще итерапевтическая концепция.
И когда это поняли (сейчас еще один
аргумент, и тогда станет окончательно
ясно), тогда теория Джемса-Ланге получила
вторую жизнь.

Это связано с рядом
экспериментов, которые проводил в 60-е
годы американский исследователь по
фамилии Шехтеропыты с нарушением
обратной связи
.

60-е гг. Популярна
информационная психология. Популярен
информационный подход355
используется обратная связь – внедрись
в ту последовательность, которая заявлена
Джемсом-Ланге, и сможешь смоделировать
эмоции.

Испытуемых
приглашают к участию как бы в испытании
новых лекарств. Сообщают испытуемым –
есть некое лекарство, которое как то
влияет на эмоциональную сферу. Как –
неизвестно заранее. На самом деле
испытуемым дают безвредный препарат
(было, когда вообще не дают). Все испытуемые
получали некий препарат, в результате
которого на некоторое время наступают
некоторые физиологические изменения
психических процессов – учащается
дыхание… у всех одинаково.

Эксперимент.
Испытуемых разделяют на группы, перед
каждой – листы бумаги – следить за
переживаниями и записывать, что я
испытываю. А в каждой группе находится
помощник экспериментатора… Помощник
экспериментатора якобы тоже испытуемый
начинает моделировать образец, образец
осознания телесных переживаний, образец
построения эмоций.

В одной группе
помощник экспериментатора изображает
гнев – начинает рвать листы и т.д. Рядом
в другой группе – другой образец –
изображает эйфорию – делает из бумажных
листов голубей. Результат сегодня
очевиден – 2/3 испытуемых принимают
данный образец.

В общей психологии
много экспериментов, которые роднят ее
с социальной. 2/3 – это типовой процент
подверженности групповому давлению.
Групповое давление – конформизм.
Групповое давление – это т.н. эффект
ореола
. Просто для сведения. Когда-то
декан факультета психологииА.А.Бодалев
в те же 60-е гг. проводил эксперименты по
восприятию людьми друг друга…
Предъявлялось лицо и объявлялось: это
– герой или преступник, или писатель –
демонстрировали… образец. В результате
получалось – каков образец, такова и
оценка. Одни и те же черты могут
трактоваться и как положительные, и как
отрицательные.

Периферические
изменения идентичны, значит – разница
только в их осознании. Что получится в
результате – зависит от дополнительных
факторов, от факторов социального
научения. И тогда хотелось бы закончить
высказыванием из Ланге. (УчебникС.Л.Рубинштейна– этот аккуратный
автор процитировал иЛангетоже.)
ФизиологЛангеговорит: «Посмотрите
в зеркало, и вы увидите мимические
выражения печали на своем лице. Мимические
выражения печали – периферические
телесные изменения».Лангеговорит:
«И когда вы уберете, снимете эти мимические
выражения, эти периферические телесные
изменения – исчезнет печаль».

После этого трудно
оппонировать теории Ланге[, который
по сути утверждает:] научишься овладеть
телом… – овладеешь собой.

Восходит к старинной
книге Декарта– «Страсти дущи».

Вопрос второй –
компактный, но важный…

Полезное против вредного: способы справиться с эмоциями

Отрицательные эмоции, такие как страх, печаль и гнев, являются основной частью жизни, и иногда нам сложно справиться с ними эффективно. Может возникнуть соблазн сразу действовать в соответствии с тем, что вы чувствуете, но часто это не помогает исправить ситуацию, вызвавшую эмоции. Фактически, это может привести к большему количеству проблем, с которыми придется справляться в будущем.

Некоторые вредные способы борьбы с отрицательными эмоциями:

Отказ

Отрицание — это когда человек отказывается признать, что что-то не так или что ему может потребоваться помощь.Когда люди отрицают, что у них возникают проблемы, эти чувства могут накапливаться до такой степени, что человек в конечном итоге «взрывается» или ведет себя вредным образом.

Вывод

Отстранение — это когда человек не хочет находиться рядом или участвовать в делах с другими людьми. Это отличается от желания побыть одному время от времени и может быть предупреждающим признаком депрессии. Некоторые люди могут отстраняться, потому что пребывание рядом с другими отнимает слишком много энергии или они чувствуют себя подавленными.Другие могут уйти, потому что они не думают, что они нравятся другим людям или не хотят, чтобы они были рядом. В некоторых случаях люди, у которых есть поведение, которого они стыдятся, могут замкнуться, чтобы другие люди не узнали о том, что они делают. Но отстранение порождает свои проблемы: крайнее одиночество, непонимание, гнев и искаженное мышление. Нам нужно взаимодействовать с другими людьми, чтобы сохранять равновесие.

Издевательства

Издевательство — это когда человек использует силу, угрозы или насмешки, чтобы показать власть над другими.Люди обычно принимают участие в агрессивном поведении, потому что они не чувствуют себя хорошо, а то, что заставляет других чувствовать себя плохо, заставляет их чувствовать себя лучше или чувствовать себя менее одинокими. Это вредно как для хулигана, так и для человека, над которым издеваются, и не решает основных проблем.

Самоповреждение

Самоповреждение может принимать разные формы, в том числе: порезы, голодание, переедание и очищение, или участие в опасном поведении. Многие люди причиняют себе вред, потому что чувствуют, что это дает им контроль над эмоциональной болью.Хотя самоповреждение может принести временное облегчение, такое поведение может вызывать привыкание и может привести к тому, что люди будут терять контроль и испытывать большую боль, чем когда-либо.

Использование психоактивных веществ

Употребление психоактивных веществ — это употребление алкоголя и других наркотиков для улучшения самочувствия человека или оцепенения в болезненных ситуациях. Употребление алкоголя и наркотиков может повредить мозг, поэтому для достижения того же эффекта ему требуется большее количество веществ. Это может еще больше усугубить тяжелые чувства, а в некоторых случаях приводит к суицидальным мыслям или зависимости.Если вас беспокоит употребление наркотиков или алкоголя самим или кем-то еще, немедленно обратитесь за помощью к ответственному взрослому.

Хорошая новость заключается в том, что с практикой каждый может лучше справляться со своими негативными эмоциями здоровыми способами. Один из способов справиться с дискомфортными или неприятными эмоциями — запомнить слово ПУТЬ. ПУТЬ означает:

Пауза Подтверждение Think Help

Шаг 1: Пауза.

Этот шаг важен, потому что вместо того, чтобы сразу же действовать в соответствии с чувствами, вы останавливаете себя и все обдумываете.Сосчитайте до 100 или произнесите алфавит в обратном порядке.

Шаг 2. Признайте, что вы чувствуете.

Например, вы злитесь на кого-то или вам грустно, потому что ваши чувства были задеты тем, что они сделали? Что бы вы ни чувствовали, это нормально.

Шаг 3: Подумайте.

Теперь, когда вы потратили несколько минут, чтобы понять, что именно вы чувствуете, подумайте, как вы можете заставить себя чувствовать себя лучше.

Шаг 4: Помощь.

Примите меры, чтобы помочь себе, основываясь на том, что вы придумали на этапе «Подумайте».

Если вы не можете придумать, как помочь себе, попробуйте один (или несколько) из этого списка:

Усилители настроения

  • Прочтите историю того, кем вы восхищаетесь
  • Посмотреть смешное видео на YouTube
  • Играть с животным
  • Посмотрите фильм, который вы любили, когда были моложе
  • Преобразуйте свою комнату
  • Составьте список мест, которые вы хотите посетить

Удовлетворите ваши основные потребности

  • Съешьте здоровую закуску.
  • Выпейте стакан воды.
  • Примите душ или ванну.
  • Вздремнуть.

Чувства процесса

  • Нарисуйте, как вы себя чувствуете.
  • Составьте список благодарностей.
  • Пробейте подушку.
  • Крик.
  • Позвольте себе поплакать.
  • Разорвите бумагу на мелкие кусочки.
  • Вент. Выговор — это не то же самое, что просить о помощи, это возможность поделиться своими чувствами вслух.Мы делаем это естественно, когда говорим с кем-то, кому можем доверять, о том, что нас расстраивает. Вы также можете дать выход, написав письмо человеку, который вас расстроил. Сохраните письмо пару дней, а потом порвите. Придерживайтесь ручки и бумаги — использование социальных сетей, когда вы очень эмоциональны, может быть заманчивым, но вы можете сказать то, о чем сожалеете.

Решение проблем

  • Составьте список решений проблем — это может помочь провести мозговой штурм с другом члена семьи.
  • Составьте список своих сильных сторон. В вас есть много замечательных вещей, независимо от того, насколько вы расстроены в данный момент.
  • Если человек вас расстроил, поговорите с ним напрямую. Заполните пропуски в этом предложении: «Я чувствую ______, когда (это происходит), потому что ______. Не могли бы вы в следующий раз ________ ». Пример: «Я чувствую себя обделенным, когда за обеденным столом нет места, потому что тогда мне не с кем поговорить. Не могли бы вы в следующий раз освободить мне место?

Волонтерство / добрые дела

  • Сделайте что-нибудь приятное для своих знакомых.
  • Помогите незнакомцу.
  • Волонтерство в свое время.

Хобби / снятия стресса

  • Узнай что-то новое — в Интернете есть учебники для всех видов хобби.
  • Create — попробуйте создать поделку, раскрасьте, раскрасьте или нарисуйте. Пригласите друга присоединиться к вам, чтобы получить дополнительное удовольствие.
  • Пишите — вы можете написать рассказ, стихотворение или запись в дневнике.
  • Станьте активными: танцы, бег или занятия спортом — хорошие способы двигаться.
  • Сыграйте в видеоигру.
  • Возьмите растение и разбейте сад.

Упражнения на расслабление

  • Практикуйте дыхание животом — положите одну руку на живот и начните медленно вдыхать . На вдохе представьте, что воздушный шар в желудке наполняется, и продолжайте вдыхать, пока воздушный шар не станет полностью наполненным. Положите другую руку на сердце, почувствуйте сердцебиение и задержите дыхание на 5 секунд. Теперь медленно выдохните на 10 секунд — почувствуйте, как ваш живот становится плоским, как воздушный шар.Повторите этот процесс 4 или 5 раз, и вы должны заметить, что ваше сердце замедляется, а мышцы расслабляются.
  • Попробуйте прогрессивное расслабление мышц — сожмите пальцы ног на счет до 5, затем расслабьте их на счет до 5, затем переходите к икрам, затем к бедрам, затем к прессу, затем к рукам, затем к шее.
  • Играйте с пластилином.
  • Сходите на прогулку — почувствуйте землю под ногами и воздух на коже. Сосредоточьтесь на своих чувствах.
  • Найдите управляемую медитацию на YouTube.
  • Занимайтесь йогой — вы можете найти видео по запросу на телевизоре или в Интернете.
  • Прочтите книгу.
  • Слушайте музыку, подкаст или аудиокнигу.
  • Отключить — выключите телефон, планшет и / или компьютер примерно на час.

Обратиться за помощью

  • Напишите другу.
  • Попросите кого-нибудь просто посидеть с вами.
  • Позвоните члену семьи.
  • Поговорите со взрослым, которому доверяете.
  • Позвоните другу, с которым в последнее время не разговаривали.
  • Если вы находитесь в кризисной ситуации, позвоните по номеру 1-800-273-TALK или напишите «MHA» на номер 741741.

Если ничего не работает …

Если вы все еще чувствуете грусть, беспокойство или испуг после попытки помочь себе, возможно, у вас появляются первые предупреждающие признаки беспокойства или депрессии.

Скрининг — это анонимный, бесплатный и конфиденциальный способ узнать о своем психическом здоровье и о том, проявляются ли у вас тревожные признаки психического заболевания. Посетите mhascreening.org, чтобы сделать снимок экрана. Это займет всего несколько минут, и после того, как вы закончите, вам будет предоставлена ​​информация о следующих шагах, которые вы должны предпринять на основе результатов.

Скрининг — это не диагноз, но он может быть полезным инструментом для начала разговора с врачом или близким о вашем психическом здоровье.

По материалам Red Flags: Ответы на вредные действия и ответы на них.

.

Как обрабатывать свои чувства с помощью Fe и Fi

INFJ связаны с эмоциями отношениями любви-ненависти.

Эмоции подпитывают наши творческие поиски. Они делают нашу жизнь интереснее и красочнее.

Но все же, будучи эмпатом, мы впитываем эмоции других людей, и легко эмоционально истощается. Нам сложно отличить свои эмоции от других.

И когда наши эмоции становятся слишком сильными, мы не знаем, как с ними справиться.

Когда мне было чуть больше 20 и раньше, у меня случались сильнейшие вспышки гнева, примерно раз в несколько лет. Я тогда не знал, как сформулировать свои границы, и не понимал, что чувствую. Так что я позволил своему гневу накапливаться внутри до тех пор, пока не смог больше его терпеть, а затем взорвался на глазах у других.

Эти вспышки длились менее 10 секунд, но сделал всю атмосферу неловкой , особенно когда это происходило перед людьми, не являющимися моими ближайшими родственниками. Обычно после вспышки я находила место, чтобы спрятаться и плакать, потому что чувствовала себя настолько виноватой, что мой гнев вышел из-под контроля и заставил меня выйти за рамки моей нормы.

Только в последние годы я стал лучше справляться со своими эмоциями.

Почему мы, INFJ, испытываем трудности с нашими эмоциями?

Для INFJ у нас есть экстравертное чувство (Fe) как наша вспомогательная функция (вторая функция) и интровертное чувство (Fi) как одна из наших теневых функций (шестая функция). Другими словами, мы предпочитаем использовать Fe и используем его естественным образом, тогда как Fi — это когнитивная функция, которую мы не используем часто.

Даже когда мы используем Fi, мы склонны использовать его неосознанно.

Прежде чем мы обсудим, почему у нас возникают трудности с эмоциями, нам нужно сначала понять разницу между экстравертным чувством (Fe) и интровертным чувством (Fi).

Fe против Fi: что такое экстравертное чувство и интровертное чувство?

Как INFJ, когда мы используем наше экстравертное чувство (Fe), мы фокусируемся на других людях и внешнем мире. Задаем вопрос: Как себя чувствуют другие люди? Мы заботимся о настроении в окружающей среде и о том, что наши действия вызовут у других.Если атмосфера плохая, мы тоже не чувствуем себя хорошо.

Экстравертное чувство (Fe) — это тоже примерно выражения наших эмоций вовне. Это можно сделать с помощью музыки, искусства, слов и т. Д.

Когда мы используем интровертное чувство (Fi), мы фокусируемся на наших собственных чувствах и ценностях. Речь идет об обладании внутренними эмоциями и понимании того, как мы относимся к вещам.

Откуда возникает эмоция — вовне или внутрь?

Некоторые из нас могут подумать, что использование Fi эгоистично.Но это не так.

Другие типы личности, часто использующие Fi, тоже могут быть сострадательными по отношению к другим. Просто их сострадание исходит из их собственного переживания эмоций. Они пытаются понять эмоции других людей , основываясь на том, как они будут чувствовать и отреагировать на ту же ситуацию. Например, они могут подумать: Если я злюсь по этому поводу, он, скорее всего, тоже разозлится.

Типы личности с сильным Fe, такие как INFJ, не проецируют свои эмоции на других.Мы просто разделяем те же эмоции, что и другие, и чувствует именно то, что чувствует другой человек. Когда плачут другие люди, нам тоже хочется плакать. Мы легко улавливаем настроение в окружающей среде, поэтому на нас часто влияют другие.

Fi начинается изнутри, а Fe — снаружи.

Итак, как это создает проблемы для INFJ?

1. Мы путаем эмоции других людей со своими собственными.

Чтобы понять свои эмоции и то, как они ощущаются в вашем теле, лучше всего использовать Fi (интровертное чувство) и Si (интровертное ощущение).

Но будучи INFJ, Fi и Si наши слепые пятна. Мы редко осознаем, что мы на самом деле чувствуем, , . Наше Fe поглощает эмоции окружающих нас людей, и мы принимаем эти эмоции как свои собственные.

На самом деле они все еще наши эмоции и подлинные. Когда мы смотрим грустный фильм и плачем, вот что мы чувствуем в этот момент. Однако важно различать этот вид эмоций, которые приходят извне, от эмоций, которые приходят изнутри.

Что я имею в виду?

INFJ не очень хорошо понимают, как ситуация влияет на наше настроение.

Нам лучше понять, как ситуация обидит чувства других людей, чем как она повлияет на нас. INFJ гораздо сложнее понять наши границы. Так что мы можем не знать, что мы злимся или расстроены чем-то , гораздо позже.

Часто, когда меня спрашивают, сержусь ли я, я не лгу, когда говорю, что нет. В тот момент я просто не осознавал своего гнева.Я склонен сосредотачиваться на другом человеке, и, если он извиняется, я прощаю его. Но я мог обидеться и узнал об этом несколько дней спустя.

2. Мы недостаточно часто выражаем свои эмоции.

INFJ могут лучше понимать свои эмоции , когда они выражают их. Наше Fe может уловить эти эмоции, когда они находятся на открытом воздухе.

Однако, хотя выражение чувств может помочь нам почувствовать себя лучше, INFJ не делают этого достаточно часто в силу обстоятельств.Общество не является таковым в отношении выражения эмоций за пределами области искусства и развлечений. Большинство родителей останавливают или наказывают своих детей за плач и эмоциональный взрыв. Вряд ли вы увидите, как родители признают эмоции своих детей, говоря им, что плакать и злиться — это нормально.

Выражение эмоций не приветствуется, особенно мужчинам.

Особенно мужчинам типа INFJ, нам нелегко показывать свои эмоции перед другими , потому что мы не хотим, чтобы нас осуждали.Вы знаете такие комментарии, как Вы слишком эмоциональны , Что с вами? Почему ты такой чувствительный? и т. Д.

Иногда мы также боимся, что когда мы выражаем свои эмоции, это повлияет на гармонию группы. INFJ не умеют напористо. Те (экстравертное мышление) — эффективный способ заявить о себе и обозначить наши границы. Но это наша седьмая когнитивная функция, и мы не так хороши в этом. Когда мы пытаемся использовать Te, мы обычно заканчиваем использовать Fe.Вместо того чтобы действовать эффективно, мы можем нести слишком много гнева и эмоций, когда пытаемся самоутвердиться.

Мы, INFJ, , не любим выражать свой гнев другому человеку, потому что мы понимаем, что кто-то будет чувствовать, когда его получат. В итоге мы вообще не выражаем своих чувств.

Нездоровые способы, которыми INFJ справляются с эмоциями

Что происходит, когда мы смешиваем и сдерживаем наши чувства?

Когда все эмоции проходят через наше Fe и производятся внутри, у наших эмоций нет выхода.

В отличие от INFP и ISFP, у которых Fi ​​является доминирующей функцией, мы не настолько хорошо умеем удерживать эмоции в и обрабатывать их внутренне. Вместо того, чтобы использовать Fi, мы склонны полагаться на свои Ti и Ni, чтобы логически разобраться в ситуации, и это может привести к чрезмерному размышлению и петле Ni-Ti. Чем больше мы думаем о ситуации, тем больше негативных эмоций создаем.

Мы позволяем себе эмоционально перегрузиться.

Если мы не выражаем свои чувства регулярно, используя Fe, наши эмоции застревают в нашем теле, и однажды мы можем просто взорваться сильными эмоциями.Эмоции могут заставить нас заболеть хроническим или психическим заболеванием , если мы не будем осторожны и неосознанно притупим, отрицаем или подавляем наши эмоции. Вот как это раньше проявлялось у меня как депрессия.

Эмоции вашего тела должны куда-то уходить. Ниже приведены лучшие способы справиться со своими эмоциями.

INFJ Эмоции: как обрабатывать свои чувства с помощью Fe и Fi

Есть две точки зрения. Одна группа считает, что вам следует сосредоточиться на своих первых двух когнитивных функциях и развивать свои сильные стороны, в то время как другая группа считает, что вам следует также развивать свои теневые когнитивные функции (также известные как четыре более слабые функции).

Я где-то посередине. Первые две когнитивные функции лучше всего подходят для карьерного роста. Вы не хотите тратить свою трудовую жизнь на то, что у вас не получается или не то, что вам нравится. Так что уделять большую часть своего времени развитию этих когнитивных функций определенно полезно для вашей карьеры.

Если не уделять внимание Fi полностью, это может вызвать у нас проблемы.

Однако вы не можете полностью игнорировать свои теневые функции, потому что они являются слепыми пятнами и могут создать для вас психические или физические проблемы.Даже несмотря на то, что ваши четыре основные функции могут заботиться о большинстве вещей в вашей жизни, вы должны хотя бы знать о своих теневых функциях и соответствовать минимальному, здоровому стандарту .

Итак, ниже я разбил на два раздела. Первый раздел более ориентирован на железо. Вы можете начать с этого в первую очередь, а позже включить более ориентированные на Fi предложения.

Предложения, ориентированные на Fe

1. Найдите способы выразить свои эмоции наедине.

INFJ должны выражать свои эмоции, но мы боимся, что другие осудят нас.Так почему бы вместо этого не сделать это в частном порядке?

Когда у меня плохой день, я с удовольствием смотрю задушевный фильм в кинотеатре и в одиночестве пою караоке. Другое дело, когда мы занимаемся этим с друзьями, потому что независимо от того, насколько мы близки с друзьями, мы склонны стесняться других.

Чтобы полностью выразить свои эмоции, вам нужно личное пространство.

Другим типам личности одно только занятие подобной деятельностью кажется эмоционально нестабильным или нездоровым.Но зачем заботиться о том, как они думают? Цель выполнения этих действий в одиночку состоит в том, что нам нужно пространство , чтобы свободно выражать свои чувства, , не подвергаясь влиянию других. Когда вокруг нас другие люди, мы склонны сосредотачиваться на них, а не на собственном благополучии.

Есть много способов выразить свои эмоции наедине. Это можно сделать с помощью письма, рисования, танцев и т. Д. Я люблю музыку, особенно пение и танцы, потому что это позволяет мне, , соприкасаться с теми более глубокими эмоциями, которые не так легко выразить словами и изображениями.Плач тоже помогает. Это помогает снять часть нашей эмоциональной боли, и вам станет намного легче после слез.

2. Окружите себя понимающими и заботливыми людьми.

Еще один способ выразить свои чувства — поговорить с друзьями. Но, конечно, не все друзья готовы вас внимательно слушать. Некоторые друзья больше подходят для совместных дел, а другие больше подходят для интеллектуальных бесед.

INFJ нужны друзья, у которых есть сильные предпочтения Fe.

Другими словами, люди, которые готовы выслушать вас, не осуждая и не чувствуя потребности дать вам совет. Выражение своих эмоций понимающим и заботливым друзьям имеет такой же эффект, как и выражение ваших эмоций наедине. Вы, , чувствуете себя в безопасности, , чтобы делиться своими мыслями и эмоциями вокруг них.

Я редко хожу к друзьям с сильным мышлением. Они либо чувствуют себя некомфортно из-за эмоциональных разговоров, либо быстро дают совет.Разговор с ними не помогает мне справиться с эмоциями . Я бы предпочел поговорить с друзьями с сильным естественным предпочтением Fe, такими как ENFJ и ISFJ. Они более приветливы, терпеливы и умеют слушать.

С сильным предпочтением самих Fe, иногда мы не хотим обременять своих друзей Fe своими эмоциями. Но мы должны напоминать себе, что обе стороны могут многое узнать о себе и о том, что они чувствуют, когда выражают свои эмоции. Мы также чувствуем себя более связанными с друзьями, когда делимся друг с другом своими уязвимостями.

3. Не принимайте больше, чем вы можете выразить.

Одна особенность Fe для INFJ — это то, что он всегда включен. Даже если мы сознательно не сосредотачиваемся на других людях, мы очень легко улавливаем флюиды и настроения в окружающей среде.

Это благословение и в то же время проклятие. Вы можете идти по улице и внезапно не чувствовать себя хорошо из-за всех смешанных эмоций, которые испытывают люди. Это хуже, когда вы комбинируете с функцией Se (экстравертное зондирование). Вы получаете так много информации от окружающих, что чувствуете себя истощенным.

Избавьтесь от эмоциональных триггеров.

Трудно выключить нашу Fe, поэтому иногда нужно просто оторваться от внешнего мира, чтобы остановить приток эмоций.

INFJ обладают слабым Fi, мы с трудом обрабатываем наши эмоции внутренне. Вместо этого мы с большей вероятностью выразим их. Однако, когда мы без разбора поглощаем так много эмоций из мира, мы не можем отбросить их обратно в мир, не причинив кому-то вреда. Мы как губка. Мы впитываем и накапливаем эти эмоции каждый день, и чтобы выжать все сразу, это будет взрыв эмоциональной энергии.

INFJ хотят помогать другим и уделять им свое время. Но это также может сжечь нас эмоционально и заставить нас чувствовать себя недооцененными. Поэтому важно, чтобы у было некоторое время простоя для подзарядки.

Предложения, ориентированные на Fi

4. Разбирайтесь в собственных эмоциях.

Поскольку мы склонны воспринимать эмоции случайным образом из окружающей среды, для нас важно различать эмоции , которые происходят из внешних источников, и эмоции, которые действительно созданы внутри.Поначалу может быть сложно разбираться с этими эмоциями, но вы научитесь в этом лучше, чем больше практикуетесь.

Один вопрос, который я хочу себе задать:

Что я чувствую сейчас?

У вас может не быть ответа или слова, чтобы описать, что вы чувствуете прямо сейчас, и это прекрасно. INFJ нечасто используют Fi, поэтому понятно, что он слаб.

После того, как вы задали вопрос, вам нужно сделать паузу и подождать . Пусть все уляжется и посмотрим, что возникнет.Обратите особое внимание на чувства и ощущения в своем теле. Это даже не нужно описывать словами, просто ощутите телесные ощущения.

Затем спросите себя: «Откуда эта эмоция?» Вызывает ли вас такое чувство определенное событие в вашей жизни или в прошлом? Или это эмоция от кого-то другого? Опять же, не задействуйте свою мыслительную функцию (Ti). Это может привести к чрезмерному осмыслению ситуации и вызвать больше эмоций. Лучше позволить вашей Ni (интровертной интуиции) дать вам ответ, когда он будет готов.

5. Отметьте, что вам нравится, а что не нравится.

Fi — это понимание ваших ценностей и границ. Имея слабый Fi, мы должны прилагать сознательные усилия, чтобы отмечать, что нам нравится, а что нет. Это поможет вам обнаружить закономерности. Вы начнете больше осознавать события, которые вызывают в вас определенные негативные чувства .

Например, вы чувствуете себя нормально, когда кто-то опаздывает на 30 минут, но вы можете злиться, когда кто-то опаздывает на час.Или вы чувствуете себя нормально, когда кто-то уведомляет вас о своем опоздании, но вы можете злиться, когда они не говорят вам о своем опоздании.

Будьте как можно более конкретными.

Вы можете даже записать , если это поможет вам запомнить.

Тем не менее, простите себя, если вы невольно делаете то, что вам не нравится, даже если вы знаете, что вам не нравится. Мы настолько привыкли использовать нашу Fe, что, когда люди просят нас о помощи, мы можем забыть о наших границах в данный момент и автоматически жертвовать своими собственными потребностями, чтобы помочь другим.

Осознание своих пределов, по крайней мере, поможет вам научиться на этих ошибках. Каждая совершаемая нами ошибка усиливает важность того, чего мы хотим и не хотим в жизни.

6. Научитесь успокаивать и отпускать эмоции.

Противоположность выражению эмоций — подавлению эмоций . Когда у INFJ нет инструментов, чтобы справиться с нашим гневом и печалью, а обстоятельства не позволяют нам выражать эти эмоции, большинство из нас предпочитает подавлять и притуплять свои эмоции.

Но есть и третий путь, середина между этими двумя крайностями. Это отпустить свои эмоции.

Отпускание имеет тот же эффект выражения.

Это требует, чтобы вы извлекли эмоцию из своего тела, встретили ее лицом к лицу и присутствовали с ней. Однако в нем не так много эмоций, как в выражении ваших эмоций. Вы просто позволяете эмоциям в вашем теле выходить на поверхность.

И когда ваши эмоции всплывают на поверхность, вы просто кладете их вниз , как будто вы кладете объект вниз.Это не похоже на подавление эмоций. Чтобы отпустить, не нужно сдерживать свои эмоции, как воздушный шар под водой. Это потребует много энергии. Однако вам, возможно, придется несколько раз отпустить свои эмоции, прежде чем вы почувствуете себя легче.

Кроме того, вы можете успокоить свои эмоции, например, , как родители успокаивают своих детей. Всякий раз, когда вы испытываете сильные эмоции, проявите свои эмоции и поговорите с ними ласково. Поймите, что ему нужно, и усмирите его.

Эти два метода борьбы с эмоциями не являются чем-то, что INFJ используют сознательно, но есть навыки, которые стоит освоить и улучшить.


Если вы хотите узнать больше о том, как полюбить себя как INFJ, обязательно скачайте мою бесплатную электронную книгу под названием «Самопринятие для INFJ».

Self-Compassion Books

Автор фотографии: Amargura / Edward Zulawski

.

Отрицательные эмоции — Better Health Channel

О отрицательных эмоциях

Отрицательные эмоции можно описать как любое чувство, которое вызывает у вас несчастье и печаль. Эти эмоции заставляют вас не любить себя и других, снижают вашу уверенность и самооценку, а также общее удовлетворение жизнью.

Эмоции, которые могут стать негативными, — это ненависть, гнев, ревность и печаль. Однако в правильном контексте эти чувства совершенно естественны. Отрицательные эмоции могут ослабить наш жизненный энтузиазм, в зависимости от того, как долго мы позволяем им влиять на нас и как мы выбираем их выражать.

Удержание отрицательных эмоций вызывает нисходящую спираль

Отрицательные эмоции мешают нам мыслить и вести себя рационально и видеть ситуации с их истинной точки зрения. Когда это происходит, мы, как правило, видим только то, что хотим видеть, и запоминаем только то, что хотим запомнить. Это только продлевает гнев или горе и мешает нам наслаждаться жизнью.
Чем дольше это продолжается, тем сложнее становится проблема. Неправильное обращение с негативными эмоциями также может быть вредным — например, выражение гнева с применением насилия.

Эмоции — это сложные реакции

Эмоции — это сложные реакции, в которых участвуют многие биологические и физиологические процессы в нашем организме. Наш мозг реагирует на наши мысли, выделяя гормоны и химические вещества, которые приводят нас в состояние возбуждения. Таким образом возникают все эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Это сложный процесс, и часто у нас нет навыков, чтобы справиться с негативными чувствами. Вот почему нам трудно справиться с ними, когда мы их переживаем.

Как бороться с отрицательными эмоциями

Существует ряд стратегий преодоления негативных эмоций.К ним относятся:

  • Не раздувайте вещи, повторяя их снова и снова в уме.
  • Постарайтесь быть разумным — примите тот факт, что плохие чувства иногда неизбежны, и подумайте, как улучшить свое самочувствие.
  • Relax — используйте приятные занятия, например, читайте, гуляйте или разговаривайте с другом.
  • Учитесь — обратите внимание, какие чувства вызывают у вас горе, потери и гнев и какие события вызывают эти чувства, чтобы вы могли подготовиться заранее.
  • Упражнения — аэробная активность снижает уровень стрессовых химикатов и позволяет лучше справляться с негативными эмоциями.
  • Отпустите прошлое — постоянное переживание негативных событий лишает вас настоящего и заставляет чувствовать себя плохо.

Куда обратиться за помощью

Контент-партнер

Эта страница была подготовлена ​​после консультаций и одобрена:
Фонд психического здоровья Австралии

Последнее обновление:
Май 2020 г.

Контент на этом веб-сайте предоставляется только в информационных целях.Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не поддерживает и не поддерживает такую ​​терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены совета вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанных на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для постановки диагноза и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах.Штат Виктория и Департамент здравоохранения и социальных служб не несут ответственности за использование любыми пользователями материалов, содержащихся на этом веб-сайте.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *