Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы.
Слайд 1
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание , миропонимание , система ценностей , мировосприятие , убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение ».
Слайд 2
2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 3
Ответ по 2-му заданию : Понятие мировоззрения Структура мировоззрения Пути формирования мировоззрения а) стихийное б) осознанное Основные виды мировоззрения а) мифологическое б) религиозное в) философское г) научное 5) Роль мировоззрения в жизни человека
Слайд 4
3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция
Слайд 5
Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания . Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Слайд 6
Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Слайд 8
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков .
Слайд 9
Основные виды социального поведения
Слайд 10
Виды социального поведения
Слайд 11
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения
Слайд 13
В мировоззрении могут проявляться : Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм . М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения : отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.
Слайд 14
Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм ( приоритет отдается природе) Антропоцентризм ( приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм , наукоцентризм (приоритет отдается заниниям , науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3
Слайд 15
обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские ( связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное ( теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания
Тема урока | « Мировоззрение и его роль в жизни человека» | |||||||||
Дата урока | 12 октября, 2017 | |||||||||
Тип урока | Комбинированный (общеметодологический) | |||||||||
Цель урока | Помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в жизни и деятельности людей. Дать учащимся представление о мировоззрении и его роли в жизни человека. | |||||||||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, школьная доска. Учебник Л.Н. Боголюбова, 10 класс | |||||||||
План урока | 1.Проверка домашнего задания. 2. Изучение нового материала. — Что такое «мировоззрение» человека? — Классификация типов мировоззрения. — Мировоззрение и его роль в жизни человека. 3. Закрепление новых знаний. | |||||||||
Методы и формы обучения | Методы: контроль, беседа, рассказ, проблема«Для меня мировоззренческое самоопределение – это…». Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. | |||||||||
Основные понятия | Мировоззрение, мораль, нравственность, ценности, идеал, совесть, патриотизм, гражданственность. | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||||
-Знать определения. — Научиться: грамотно давать развернутый ответ на вопрос. — Получить представление о классификации типов мировоззрения. -Понимать влияние духовных ориентиров человека на примере саморазвития и самосовершенст-вования в жизни. — Приводить примеры. — Усвоить новый материал. | Выполняют универсальные логические действия такие как: — умение анализировать — осознанное построение речевого высказывания — умение слушать и запоминать — умение находить нужную информацию в тексте — умение корректировать, исправлять, дополнять — выстраивание логической цепи рассуждений — умение правильно записывать значения новых терминов и понимать их — умение делать вывод — умение оценивать результаты труда | — Мобилизация внимания. — Определение цели урока для себя. — Формирование ответственного отношения к учёбе. — Планирование сотрудничества с учителем. — Планирование сотрудничества с одноклассниками. — Выражение собственного отношения к проблеме. — Стремление понять важность собственного мировоззренческого самоопределения в жизни. — Осознание важности полученных знаний. — Формирование активной жизненной позиции. | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие задачи этапов урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Ресурсы – основные и дополнитель-ные | |||
1.Орга-низация начала занятия. | 1минута | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Слушают учителя и настраиваются на учебную деятельность на уроке. | Фрон-тальная работа. | Сотрудничество с учителем. Мобилизация внимания. | 1.Школьная доска. 2.Мультиме-дийная уста-новка. | |||
2. Подго-товка к основ-ному этапу. | 2 минута | Актуализация знаний. | Сообщение темы урока как составной части главы «Человек ». План урока. | Настраиваются на работу. | Фрон-тальная работа | Понимание темы и цели урока. | 1.Школьная доска. 2.Мультиме-дийная уста-новка. | |||
3.Про-верка домаш-него задания | 10 минут 15минут | Установление правильности и осознанности усвоения пройденного материала, выявление пробелов, их корректировка. | Учитель задаёт вопросы с целью контроля усвоенных знаний на предыдущем уроке. | 1.Работа с определениями. 2.Отвечают устно на вопросы учителя. | Фрон-тальная и инди-видуаль ная работа | Осознанное построение речевого высказывания. Умение слушать устный ответ одноклассника. Умение находить неточности ответа. Умение корректировать, исправлять, дополнять. . | 1. Работа с учебником Л.Н. Боголюбова, 10 класс. 2. Работа с опорным конспектом. | |||
4.Изу-чение нового мате-риала. | 20 минут | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о мировоззрении человека. | Рассказ учителя сопровождается демонстрацией презентации. Работа с определением. Учитель предлагает: найти в учебнике информацию и дать характеристику типам мировоззрений. Работа с документом. | 1.Воспринимают новый материал. 2. Записывают в тетрадь определение «мировоззрение». 3.Знакомятся с классификацией типов мировоззрения. 4.Дают им характеристику. 5.Анализируют документ. 6.Делают вывод о мировоззрении и его роли в жизни человека. | Фрон-тальная работа. Индиви-дуальная работа. Работа в группах. | Умение слушать учителя. Правильно записывать значения новых терминов и понимать их. Умение анализировать документ. Умение находить и выделять необходимую информацию. Умение делать вывод. | 1.Презентация к уроку. 2.Опорный конспект. 3.Учебник Л. Н. Боголюбова, 10 класс. 4.Таблица классификации типов мировоззрения. 5. Документ. | |||
5.Закреп-ление новых знаний. | 5 минуты | Обеспечение усвоения новых знаний. | Учитель предлагает продолжить фразу: «Для меня мировоззренческое самоопределение – это ….» | 1.Учащиеся отвечают на вопрос учителя. 2.Пользуются опорным конспектом.
| Фрон-тальная работа. Индиви-дуальная работа. | Умение пользоваться полученными знаниями на уроке при устном ответе. Умение анализировать. Умение построения логической цепи рассуждений. | 1.Презентация к уроку. 2.Опорный конспект. 3.Учебник Л. Н. Боголюбова, 10 класс. | |||
6. Реф-лексия. | 5 минуты | Применение способов действия. | Учитель предлагает выполнить тестовое задание. | 1.Учащиеся выполняют тестовое задание. | Индиви-дуальная работа. | Умение пользоваться полученными знаниями на уроке, выполняя тест. | Тестовый лист | |||
7.Под-ведение итогов урока. | 1 минуты 3минуты 2 минуты | Анализ и оценка успешности достижения цели. Обобщение полученных на уроке знаний. | Оценивание работы учащихся. | Слушают подведение итогов работы и оценки. | Фрон-тальная работа. | Умение слушать. | ||||
8 До-машнее задание. | 1 минута | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | Конкретизирует домашнее задание: 1.Параграф 4. Ответить на вопросы. 2.Документ, стр. 44-45. Прочитать, ответить на вопросы. 3.Для желающих – написать эссе в рубрике «Мысли мудрых» стр. 35. | 1.Записывают в дневник домашнее задание. 2.Выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей. | Индиви-дуальная работа. | Умение слушать и запоминать алгоритм выполнения домашнего задания. Умение выбрать задание по силам. | 1.Школьная доска. 2.Мультиме-дийная установка. 3.Учебник Л. Н. Боголюбова, 10 класс. |
Тест. Мировоззрение
© 2020, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru При поддержке проекта http://videouroki.net
Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!
Список вопросов теста
Вопрос 1
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Варианты ответов
- мировоззрение
- идеалы
- взгляды
План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме: Урок обществознания для 11 класса. Тема: Мировоззрение- ядро духовной жизни
Разработка урока по обществознанию для 11класса учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 г. Азнакаево РТ.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока: Мировоззрение – ядро духовной жизни.
Форма урока: групповая
Оборудование:1Учебник.Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебникова,К.Г.ХолодковскаяОбществознание. 11 класс. Москва “ Просвещение” 2010
2.Презентация
3.Раздаточный материал (карточки с заданиями)
Цели урока:
Образовательные: 1Формирование научных представлений о понятии миро-воззрение. Отработать понятия: мировоззрение, типы мировоззрения:
2. Выяснить какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности.
3. Выделить основные типы мировоззрения и их характерные признаки.
Развивающие:1.Создать условия для развития логического мышления, форми-рования интеллектуальных умений.
2.Развивать умения: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы,
3.Развивать умение работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение.
4.Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.
Воспитательные: 1.Формиования основ нравственной культуры.
2. Способствовать социализации личности учащихся и формированию основ собственного мировоззрения.
3. Способствовать выроботки отношения приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.
План урока.
- Что такое мировоззрение
- Структура мировоззрения
- Типы мировоззрения
- Роль мировоззрения в духовном развитии личности .
Ход урока.
Класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек. Организуется работа в группах.
1.Актуализация темы. Решение проблемного задания.
( Используем проектор, открываем слайд №1 презентации , где записано это задание или можно записать его на доске)
Проблемное задание № 1.
Учитель: Прежде,чем мы узнаем тему урока,мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает…….
Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в группе вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение?
5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает список понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для продолжения выс- казывания.
Список понятий на карточке №1 для каждой группы:
Богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,
власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,
влияние и нужные связи.
Каждая группа дает ответ на проблемное задание.
Ответ к заданию №1:( демонстрируется слайд презентации с ответом). В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно , когда он обретает мировоззрение.
Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики: О мировоззрении.
Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение- ядро духовной жизни”.Открываем тетради и записываем тему.Сегодня на уроке мы должны узнать что такое миро-воззрение, выяснить структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и их существенные признаки. Но самое главное мы должны определить какую роль играет мировоззрение в духовной жизни и в духовном развитии личности.
Учитель: Что такое мировоззрение? Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия мировоззрение ( 1минута на обсуждение)
Заслушиваются ответы каждой группы.
Учитель: А теперь сравним свои ответы с научным понятием мировоззрение. Откроем учебник параграф 29 страница 313 и посмотрим какое определение дается в учебнике.
Ученик : Мировоззрение- это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Учитель: Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации и учебника параграф 29 страница 313)
Ученик1: Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов на мир.
Ученик2: Следующей отличительной чертой мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Учитель: Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и формируется мировоззрение любого человека. Задание№3. Каждая группа получает карточку №2 с заданием.
Выведите философскую формулу мировоззрения. Мировоззрение= знания+… +…+…+…. и.т.д., используя карточку№1 со списком понятий.
Список понятий на карточке №1 для каждой группы:
Богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,
власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,
влияние и нужные связи.
Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы.
Учитель: Сравните свои формулы с формулой на слайде.( слайд №4 презен-тации).Ответ к заданию №3. Мировоззрение = знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.
Учитель: Из формулы мы видим , что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограни-чивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.
Ученик1: У необразованного, темного человека узкий кругозор. Его легко обма-нуть. А человек образованный многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были опасны для власти.
Ученик2: Примером ограничения властями доступа к образованию простых людей является циркуляр 1887 года, изданный министром народного прос-вещения И.Д.Деляновым и одобренный Александром Третьим, получившим в истории название “ Циркуляр о кухаркиных детях”. В нем предписывалось не допускать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы не выводить их из среды,к который они принадлежат.
Ученик 3. Образованный человек с широким кругозором, который имел свое мнение и достоинство был опасен и при тоталитарном режиме. Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке властей. Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей и ученных. Волна репрессий коснулась многих представителей творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря, лишались права творить. Среди них были режиссер Мейерхольд, поэт Мандельштам, татарские писатели –К. Тинчурин, Ф. Бурнаш, Ф Карими , Хасан Туфан и другие.
Учитель: Недаром Бекон утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом мировоззрения являются вера и убеждения. Вера- бездоказательное признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное на личном опыте и вере. В истории не-мало примеров , когда человек ради веры и убеждения жертвовал своей свободой или жизнью. Сейчас мы заслушаем небольшие сообщения о таких людях.
Ученик 1: ( Слайд №6.) Картина Сурикова « Боярыня Морозова»
По силе и глубине своей убежденности в российскую историю навсегда вошла боярыня Морозова, выступившая против церковной реформы Никона в 17 веке. Несмотря на угрозы и пытки, боярыня не отказалась от своих взглядов. Феодосия (в иночестве Феодора) Прокопьевна Морозова, в девичестве Соковнина — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Её образу художником Суриковым приданы неистовые черты: поднятая в жесте клятвы рука, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе — все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Образ Морозовой на картине предстает победоносным: народ смотрит на неё с благоговением и кланяется ей, а сама она выражает готовность идти до конца за свои убеждения. Боярыня Морозова- яркий пример несломленной русской женщины.
Ученик2: (Слайд №7 презентации) Портрет Джордано Бруно.
Родился Джордано в 1548 году в Италии в местечке Нола, вблизи Неаполя. При рождении ему дали имя Филиппо. Отец, обедневший дворянин, служил знаменос-цем неаполитанского кавалерийского полка. Джордано Бруно явился человечес-тву в эпоху Возрождения. Он принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В Риме много памятников. Среди них есть один, который не освещают ночью и к которому не любят приводить туристов. Он стоит посреди неширокой площади Цветов, окруженной старыми домами, на том самом месте, где в 1600 г. пылал костер. На этом костре сожгли Джордано Бруно и его замечательные книги. Юношей Джордано учился в монастырской школе. В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали. Бруно заставляли твердить, повторять и вызубривать учение церкви. Но он хотел осмыслить все сам. Бруно начал тайком читать книги, где говорилось об ином устройстве мира. Он размышлял над ними, наблюдал за движением небесных светил. Много лет путешествовал он по Италии, Франции, Англии, Германии. Всюду старался узнать то, чему учили мыслители, которые не были согласны с церковниками. Вскоре Бруно сам начал писать книги и учить студентов. Он придерживался взглядов великого польского ученого Н. Копер-ника, который говорил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца. Он понял и объяснял другим, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба. Он писал об этом и в своих стихах, и в ученых книгах. Неутомимо и горячо говорил об этом в своих лекциях. Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся Другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции. Бруно бросили в тюрьму. Восемь лет провел он в темнице. Его то мучили и запугивали, то уговаривали отречься от своих взглядов. Но этого человека нельзя было ни запугать, ни купить, ни сломить. Тогда его приговорили к смертной казни «без пролития крови». Это означало — костер. Ранним февральским утром в Риме зазвонили колокола. Из переулка Лучников к площади Цветов медленно двигалась процессия монахов. Они пели заупокойные молитвы. Монахи вели на казнь отважного бунтаря — ученого Джордано Бруно. Подвиг Бруно не забыт и никогда не будет забыт. То, чему учили Бруно, Коперник и Галилей, нельзя было запретить и скрыть, потому что это была правда.
Учитель: Убеждения выступают регулятором сознания и поведения личности и являются сердцевиной мировоззрения. А сейчас мы прослушаем стихотворение Эдуарда Асадова « Что такое счастье?» Подумайте о чем это стихотворение? Как оно связано с нашей темой?.
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Ученик1: В этом стихотворении говорится о жизненных целях и идеалах человека. Они являются важными элементами мировоззрения, которые определяют поведение человека и его отношение к окружающему миру.
Учитель. Что же влияет на мировоззрение? (Работа со слайдом №7 презентации.)
Ответы учеников: Историческая эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение
Учитель. Какие же типы мировоззрения существуют.?Задание№4 . Используя учебник на странице 313-314 составьте схему в тетради
Типы мировоззрения.
Проверка задания. Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
Религиозное Обыденное
Учитель: Каждый тип мировоззрения характеризуется своими признаками. Выполним следующее задание№5.
Задание для 1группы: Дать характеристику мифологического мировоззрения. Задание для 2 группы: Дать характеристику религиозного мировоззрения Задание для 3 группы : Дать характеристику обыденного мировоззрения Задание для 4 группы: Дать характеристику научного мировоззрения.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Я буду называть примеры, а вы должны определить к какому типу мировоззрения они относятся.
Пример1: Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом. Не спрашивай старого, а спрашивай бывалого. Человека узнаешь только тогда, когда съешь с ним пуд соли.
Ученик: Это пример обыденного , житейского мировоззрения.
Пример2: Древние булгары, предки казанских татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот она нырнула и со дна океана достала кру-пинку зерна, из которого и зародилась земля. Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.
Ученик: Это взгляды булгар на происхождение мира относятся к мифологическому мировоззрению.
Пример3: Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост- уразу.
Ученик : Это пример религиозного мировоззрения
Учитель: Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.
Ученик : Это пример научного мировоззрения.
Учитель: Ребята. Давайте решим с вами следующую проблемную задачу. Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот- вот погибнет редчайшая картина итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распо-ряжении несколько минут. за которые вы можете спасти только что-то одно, или картину, или парализованного старика. Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика.( Большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.
Ученик 1: Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.
Ученик2.Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его –это равносильно преступлению.
Учитель: Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.
( обычно таких учеников бывает очень мало, 1-2 ученика)
Ученик: Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.
Учитель: А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили с тобой. Ученик: Нет, конечно. Учитель В чем разница между этими двумя выборами. Те, кто спасают карти-ну поступают антигуманно, то есть не по человечески, а те кто спасает стари-ка поступают гуманно. В современном мире главным является не тип миро-воззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение бывает гуманистическое , когда в центре бывает человек и его интересы и антигума-нистическое — направленное против человека. Исходя из этого мы можем до-полнить нашу схему. «Типы мировоззрения»
Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
Религиозное Обыденное
Гуманистическое мировоззрение Антигуманистическое мировоззрение.
Учитель: Используя учебник стр 315 дайте основные признаки гуманисти-ческого мировоззрения
Ученик: Гуманистическое мировоззрение ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким миро-воззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.
Учитель: Таким образом нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот общества к проблеме человека может стать облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения
5.Роль мировоззрения в духовном развитии личности.
Учитель: Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жиз-ненный опыт будет отвечать на вопрос какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека? Ответы не должны повторятся.
Работа в группах ( 2-3 минуты)
Ответы на задание.
Ученики 1 группы: Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориенти -роваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни.
Ученики2 группы: Мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
Ученики 3 группы: Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.
Ученики 4 группы: На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.
Учитель: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» считал Альберт Швейцер, а Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоз-зренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить миро-воззреческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение , выделили структуру и типы миро-воззрения. Выяснили роль мировоззрения для духовного развития человека . А сейчас подведем итоги, выделим самое главное и сделаем выводы. Для этого выполним следующее задание. Каждая группа получает карточку №3 с заданием.
Карточка№3 для 1 группы. Продолжи предложение.
Мировоззрение- это….
Мировоззрение складывается из …+…+….+…
Карточка №3 для 2 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение делится на следующие типы……
Карточка №3 для 3 группы. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..
Карточка №3 для 4 группы. Продолжи предложение. Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет ……. .
Закрепление материала. Решаем тесты.
Тесты для закрепления: ( Демонстрация на слайдах презентации)
1Выбери правильный ответ. 1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является: а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.
2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?
а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки
б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры
в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.
3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?
А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.
Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
4.1.Научное мировоззрение не предполагает
а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений
в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.
5. Основная проблема любого мировоззрения – это:
а) вопрос об отношении человека к человеку;
б) вопрос об отношении человека к миру;
в) вопрос об отношении человека к культуре.
г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;
6.Продолжи предложение :
А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .
Б) Элемент мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….
В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..
Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….
Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..
7.Дополни схему:
Типы мировоззрения.
Мифологическое Научное
… …. Обыденное
Гуманистическое мировоззрение …… мировоззрение.
8.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/
1.Вера в Бога
2.Включает в себя научную картину мира.
3. Основывается на личной практической деятельности,
4. Основой являются священные книги.
5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,
6. Основывается на достижениях науки.
9)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,
1)знания 2) убеждения 3) мировоззрение 4) ценности и идеалы 5) вера 6) опыт
10)Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Типы мировоззрения Признаки
А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.
Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.
В) Религиозное 3.Формируется в быту, на личном опыте
Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.
Ответы: 1б, 2а, 3) 2, 4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера, убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое мировоззрение. 7) религиозное, анти-гуманное 8) 35 9) 3 10) 2 4 1 3
Заключительный этап урока. Учитель ставит оценки за урок и сообщает домашнее задание.
Домашнее задание. Для всего класса : Параграф 29 с 312-316. Вопросы 4-6 стр .316 . Дополнительное задание: 1 группа ( тем, кто не сдает ЕГЭ по общес-твознанию) : Работа с источником и вопросами к нему стр 317- 318;
2 группа ( те, кто сдает ЕГЭ по обществознанию) : Написать эссе по одной из предложенных тем на выбор.
Темы эссе:1 «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» Альберт Швейцер
2) « Надо беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Ф.М.Достоевский, 3) « Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поуп. 4) «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Данте.
заметок о типах обществ | 9 класс> Социальные науки> Мы и наше сообщество
Члены выживают в основном за счет охоты, отлова ловушек, рыбалки и сбора съедобных растений. Большую часть времени члены тратят на поиски и сбор еды. Они тратят большую часть своего времени на поиски и сбор еды. Общество охотников и собирателей имеет следующие характеристики:
- Семья является основным институтом общества. Семья определяет распределение еды и то, как социализировать детей.
- Охотничьи и собирательные общества были кочевыми.
- Раньше общества были небольшими.
- Семья была основным институтом общества. Семья раньше определяла еду и социализировала детей.
- Члены обществ охотников и собирателей взаимозависимы.
- Мужчины должны быть охотниками и женскими сборищами, поскольку существовало разделение труда по половому признаку.
Пастбищное общество
В отличие от обществ охотников и собирателей, пастушеские общества должны перемещаться только тогда, когда земля, на которой пасутся животные, больше не пригодна для использования.Пасторальные общества также допускают специализацию по работе, поскольку не всем нужно собирать пищу или охотиться. Например, в то время как одни люди разводят животных, другие могут производить инструменты или одежду, что позволяет им специализироваться в этих областях.
Некоторые основные характеристики этого типа общества:
- Общество было обычным явлением в районах, где урожай не мог поддерживаться.
- Общество было разделено на людей, у которых было больше животных и меньше животных.
- В пастырском обществе действует система определения должностей.Например, некоторые люди разводят животных, некоторые для производства инструментов или одежды и т. Д.
Такое общество существует даже сегодня на Ближнем Востоке, в Африке, Тибете, Средней Азии и северной части Непала.
Общество садоводства
Эти общества полагаются на выращивание фруктов, овощей и растений, чтобы выжить. Садоводческие общества часто вынуждены переезжать, когда ресурсы земли истощаются или когда запасы воды уменьшаются. Технологические достижения привели к увеличению запасов продовольствия, увеличению населения и развитию торговых центров.Некоторые характеристики садоводческого общества:
- Животные используются, чтобы тянуть плуги.
- Вспашка позволяет обрабатывать большие площади земли.
- Основным источником продуктов питания и доходов является производство фруктов.
- Такое общество часто вынуждено переезжать, когда ресурсы земли или воды уменьшаются.
Сельскохозяйственное общество
В сельскохозяйственном обществе увеличение запасов продовольствия привело к увеличению численности населения, чем в прежних общинах.Общество, в котором люди выживают, занимаясь сельским хозяйством, — это сельскохозяйственное общество. Вот некоторые характеристики сельскохозяйственного общества:
- Основным источником средств к существованию и проживания является сельскохозяйственная продукция.
- Общество такого типа делится на класс землевладельцев и фермеров.
Индустриальное общество
Общество, в котором люди участвуют в производстве различных видов продукции для выживания или бизнеса, называется индустриальным обществом.Индустриализация привела к изменениям почти во всех аспектах жизни общества. Поскольку фабрики стали центром работы, «домашние коттеджи» как обычное рабочее место стали менее распространенными, равно как и роль семьи в обеспечении профессиональной подготовки и обучения. Вот некоторые характеристики этого общества:
- Основное внимание уделяется промышленному развитию.
- Инвесторы — собственники, а работающие — чернорабочие.
- В таком обществе есть культурные различия.
- В прежних обществах не было большого разрыва между богатыми и бедными, но теперь существует огромный разрыв между богатыми и бедными.
.
PPT — Учебник «Наше мировоззрение: общественные науки 8 Охота на мусорщиков» Презентация в PowerPoint
Учебник «Наше мировоззрение»: общественные науки 8 • Охота на мусор • 1. Напишите ГОД, ВАШЕ ИМЯ И СОСТОЯНИЕ УЧЕБНИКА НА ЗАДНЕЙ ОБЛОЖКЕ ПЕРЕДНЕЙ ОБЛОЖКИ . • 2. ПЕРЕКЛЮЧИТЕ К СОДЕРЖАНИЮ, НАЙДИТЕ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ГЛОССАРИЙ. СКОПИРУЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «СТОИМОСТЬ» НА БУМАГЕ. • ПЕРЕКЛЮЧИТЕ НА СТРАНИЦУ 10. ЗАПИСЬТЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА WORLVIEW (СОВЕТ: ПОСМОТРИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ). • 3. НАЙДИТЕ СТРАНИЦУ 229 И ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОНА».ГДЕ ВЫ НАШЛИ ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ? ЧТО ВЫ ЗАМЕТИЛИ О МИРАХ, ВЫДЕЛЕННЫХ КРАСНЫМ? • 4. НАЙДИТЕ СТРАНИЦУ 239. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ВОПРОСОВ ВНИЗ СТРАНИЦЫ? • 5. ПЕРЕЙДИТЕ НА СТРАНИЦУ 298. КАК НАЗВАНИЕ ЭТОГО РАЗДЕЛА? КАК ЭТА СТРАНИЦА ПОМОГАЕТ ВАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ АППАРАТА?
Наше мировоззрение Введение Социальные науки: 8 класс
Кто вы? Ваши идеи, убеждения, взгляды, ценности и действия Идентичность: восприятие человеком того, кем он является; чувство себя.У человека может быть много идентичностей в зависимости от групп, к которым он или она принадлежит.
Что такое мировоззрение? • http://www.youtube.com/watch?v=Txez9sJUtaE • Собрание ценностей и убеждений о жизни, присущих группе людей • В зависимости от вашего поведения, реакции и отношения к миру • Неочевидно (естественно, потому что вы являетесь частью из него)
Что такое ценность и вера? Моральный стандарт или принцип поведения человека или группы Что-то принимается за истину Каковы ваши убеждения и ценности?
Какие примеры мировоззрения? Аборигены против западного мира
Где вы? 1.Что говорят о канадском мировоззрении отношения между канадским правительством и его гражданами? 2. Что говорит о мировоззрении Канады о ее отношениях с остальным миром? 3. Есть ли у нас общее мнение о том, как мы, канадцы, должны действовать по отношению к остальному миру.
Факторы, влияющие и меняющие мировоззрение • Стр.10 • Идеи и знания • Наука • Искусство • Духовные верования • Контакты с другими группами • Взаимодействие • Культура, язык • География • Где проживает группа • Климат • Ресурсы, регион
Элементы общества, подверженные влиянию мировоззрения Социальные системы: организация и взаимоотношения молодых людей Политические и экономические системы: отношение к способу государственного управления Культура: образ жизни группы людей Ресурсы: доступные обществу средства для достижения цели P.9
Еще пара вещей, которые нужно знать о Worldview • Что такое перспектива? • Как смотреть на мир • Что такое культуризм? • Многие культуры • Что такое общество? • Группы людей, связанных общими видами деятельности • Совместное использование местоположения
ЧТО ТАКОЕ ВАШЕ WORLDVIEW?
Какие разные вещи влияют на чье-то мировоззрение? Какое мировоззрение может иметь абориген? Назовите три вещи, которые формируют наше мировоззрение.Определите мультикультурализм
Как узнать больше о чужом мировоззрении?
.
Интеграция языковых искусств и социальных исследований
Интеграция языковых искусств и социальных наук может принести детям большие успехи. Зачем?
Есть несколько основных причин. Во-первых, детям часто нравится контент, изучаемый в социальных исследованиях — например, вулканы, Египет, собаки, — который может мотивировать их на успехи в изучении английского языка как иностранного. Во-вторых, навыки грамотности, которые совпадают с социальными исследованиями, также являются теми, которые мы чаще всего используем во взрослой жизни. Просто сегодня в свое время в Интернете вам, вероятно, приходилось читать информационный текст, проводить исследования и анализировать текущие события.
Наконец, намеренная интеграция языковых искусств и социальных наук может помочь гарантировать, что последние не заблудятся из-за того, что в большинстве школ делается упор на чтение и математику.
Итак, как вы можете интегрировать ELA и общественные науки? Вот несколько умных стратегий.
1. Создайте отличную библиотеку информационных текстов.
Это может показаться наиболее очевидным предложением, но оно очень важно. Исследования показывают, что, несмотря на стремление Common Core к научной литературе, дети все еще читают гораздо больше художественной литературы, чем информационного текста на протяжении всего обучения.Однако количество качественной документальной литературы увеличилось. Вы можете найти отличные тексты практически по любой теме социальных исследований, которую вы охватите, от космоса до биографий и женской истории.
2. Сделайте ведущего в классе.
ИСТОЧНИК: Linda O’Connell
Если у вас есть работа в классе, это хорошее дополнение к линейке. Роль ведущего новостей состоит в том, чтобы рассказать об одном-трех событиях, происходящих в новостях во время утренней встречи или в другое переходное время. Затем студенты могут обсудить происходящее или ответить в письменной форме.
3. Не ограничивайтесь написанием отчетов.
ИСТОЧНИК: Pinterest
Часто, когда мы просим детей писать в социальных исследованиях, основное внимание уделяется информационным письмам или отчетам. Такой вид письма имеет свое место, но также есть место для творчества, размышлений и написания мнений, связанных с содержанием социальных исследований. Нам нравятся эти визуальные подсказки по социальным исследованиям.
4. Сохраняйте свежесть с помощью классных журналов.
Одна из проблем традиционных учебников социальных наук заключается в том, что к середине года они могут показаться устаревшими.Вот где может пригодиться отличная библиотека научно-популярной литературы, но нам также нравятся классные журналы, которые также включают свежий контент по общественным наукам. Учебный еженедельник — наш фаворит, потому что все соответствует стандартам вашего штата в области социальных наук и языкового искусства.
5. Проверьте навыки учащихся на собеседовании.
ИСТОЧНИК: My Storycatcher
Проведение интервью или устных рассказов родственников или членов сообщества — отличный способ попрактиковаться в разговорной речи, аудировании и письме.Такого рода проекты также легко связаны с многочисленными разделами социальных исследований. Нам нравится этот Slideshare для получения дополнительной информации о выполнении проектов устной истории.
6. Пополняйте словарный запас.
ИСТОЧНИК: Pinterest
Мир социальных наук имеет свой богатый и подробный словарный запас, и студенты теряют позиции, когда у них нет контекста или базовых знаний для новых слов. Создание стен слов для ваших социальных исследований может быть отличным способом создать некоторый контекст и поддержку.
7. Проанализировать первоисточники.
ИСТОЧНИК: Библиотека Конгресса США
Дети любого возраста могут улучшить свои навыки чтения и анализа, изучая первоисточники. Фотографии могут быть особенно полезным способом развить навыки письма и размышления. Библиотека Конгресса предлагает несколько планов уроков по фотоанализу, включая этот, посвященный Гражданской войне.
8. Рассмотрим историческую ролевую игру.
ИСТОЧНИК: Четвертый класс Flipper
Ролевая игра может быть отличным способом синтезировать ряд навыков грамотности, включая исследования, письмо, говорение и аудирование.Здесь блоггер четвертого класса Флиппер объясняет, как она использует ролевую игру во время своего подразделения Войны за независимость.
9. Используйте график занятий.
ИСТОЧНИК: Творческие идеи для старших классов начальной школы
График может быть хорошей стратегией, чтобы помочь студентам обобщить информацию, которую они узнали в различных разделах социальных исследований в течение года. Это также может помочь студентам поместить новую историческую информацию в контекст, как в социальных исследованиях, так и в языковых искусствах.
.
AN ВВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: 8 КЛАСС Наше мировоззрение.
Презентация на тему: «ВВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: 8 КЛАСС — Наше мировоззрение» — стенограмма презентации:
1
2
3
4
ВВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: 8 КЛАСС Наше мировоззрение
5
Кто ты? Ваши идеи, убеждения, отношения, ценности и действия Идентичность: восприятие человеком того, кем он является; чувство себя.У человека может быть много идентичностей в зависимости от групп, к которым он или она принадлежит.
6
Что такое мировоззрение? http://www.youtube.com/watch?v=Txez9sJUtaEwww.youtube.com/watch?v=Txez9sJUtaE Собрание ценностей и убеждений о жизни, общих для группы людей На основе того, как вы действуете, реагируете и относиться к миру Неочевидно (естественно, потому что вы его часть)
8
Какие примеры мировоззрения? Аборигены vs Западный мир Старейшин уважают за мудрость Вся жизнь священна и одинаково важна Жизнь — это круг Важна индивидуальность Базовое образование должно быть доступно всем
9
Где ты? 1.Что говорят о канадском мировоззрении отношения между канадским правительством и его гражданами? 2. Как Канада видит свои отношения с остальным миром в ее мировоззрении? 3. Есть ли у нас общее мнение о том, как мы, канадцы, должны действовать по отношению к остальному миру.
10
Факторы, влияющие на мировоззрение и меняющие его Стр.10 Идеи и знания Наука Искусство Духовные верования Контакт с другими группами Взаимодействие Культура, язык География Где проживает группа Климат Ресурсы, регион
11
Элементы общества, подверженные влиянию мировоззрения Социальные системы: организация и отношения между людьми Политические и экономические системы: отношение к способу организации правительства Культура: образ жизни группы людей Ресурсы: доступные обществу средства для достижения цели P.9
12
Еще пара вещей, которые нужно знать о Мировоззрении. Что такое перспектива? Как смотреть на мир Что такое мультикультурализм? Многие культуры Что такое общество? Группы людей, связанные общими действиями Поделиться местоположением
.