Тема 4. Эмоции. Чувства и воля.
Амбивалентность
чувств – двойственность,
одновременное
переживание противоположных эмоций и
чувств (радости и горя) в одном и том же
эмоциональном состоянии.
Апатия
– психическое
состояние, вызванное утомлением, тяжелым
переживанием или заболеванием,
проявляющееся в потере интереса и
безразличии к окружающему.
Астенические
чувства (эмоции) – переживания,
снижающие активность личности (печаль,
тоска, грусть, уныние и т.д.).
Аффект
– психологическое
состояние, в основе которого лежит
сильное, бурное и относительно
кратковременное эмоциональное
переживание, ведущее к нарушению
сознательного самоконтроля.
Вдохновение
– сильное
эмоциональное состояние, в состав
которого входят стенические эмоции и
творческое мышление, своеобразная
мобилизация всех лучших душевных сил
человека.
Волевые
качества личности – сила
воли, выдержка
(самообладание),
настойчивость,
решительность, уверенность, смелость,
ответственность, дисциплинированность,
принципиальность, обязательность и др.
Волевое
действие – действие,
предполагающее подчинение побуждений
низшего порядка высшим.
Волевое
усилие – переживание
усилия, являющегося субъективным
компонентом волевого действия.
Воля
– сознательное
регулирование человеком своего поведения,
деятельности и общения, связанное с
постановкой цели, принятием решения и
преодолением внешних или внутренних
препятствий.
Выдержка
(самообладание) –
умение тормозить действия, чувства,
мысли, мешающие осуществлению принятого
решения.
Высшие
чувства –
моральные, интеллектуальные и эстетические
чувства, представляющие собой преломление
потребностей общества во внутреннем
мире личности, мотивы ее поведения.
Депрессия
– подавленное
состояние, характеризующееся отрицательным
эмоциональным фоном, снижением побуждений,
заторможенностью интеллектуальной
деятельности и двигательных реакций.
Дисциплинированность
– сознательное
подчинение своего поведения общепринятым
нормам, установленному порядку.
Импульсивное
действие – действие,
осуществляемое непосредственно в ответ
на внешнее воздействие, без предварительной
постановки цели.
Интеллектуальные
чувства –
чувства, выражающие отношение человека
к процессу познания, интеллектуальной
деятельности (любознательность,
удивление, сомнение, уверенность, чувство
нового).
Моральные
(нравственные) чувства –
чувства, в которых проявляется отношение
человека к поведению людей и своему
собственному в связи с выполнением или
нарушением принятых принципов морали
(симпатия, антипатия, уважение, презрение,
товарищество, долга, совести, патриотизма).
Настойчивость
– умение
мобилизовать свои возможности для
длительного преодоления трудностей.
Настроение
– эмоциональное
состояние, отличающееся значительной
устойчивостью и окрашивающее переживания
и деятельность человека.
Обязательность
– умение
добровольно возложить на себя обязанности
и выполнять их.
Ответственность
– выполнение
нравственных требований.
Принципиальность
– верность
определенной идее в убеждениях и
проведение ее в поведении.
Произвольное
действие – действие,
направленное на достижение определенной
цели.
Решительность
– умение
принимать и претворять в жизнь быстрые,
обоснованные и твердые решения.
Сила
воли — степень
необходимого волевого усилия для
достижения цели
Смелость
– умение побороть страх и идти на
оправданный риск ради достижения цели.
Стенические
чувства (эмоции) – переживания,
повышающие активность личности (радость,
ненависть, гнев и т.д.)
Страсть
– сильное,
глубокое, стойкое, длительное эмоциональное
состояние, главенствующее над другими
чувствами.
Стресс
– состояние
чрезмерно сильного и длительного
нервно-психического напряжения,
возникающее при перегрузке нервной
системы в чрезвычайных условиях.
Чувство
– отражение
в сознании человека его отношений к
действительности, возникающее при
удовлетворении (или неудовлетворении
) высших потребностей.
Эмоция
– реакция
человека и животного на воздействие
внутренних или внешних раздражителей,
связанная с удовлетворением (или
неудовлетворением) биологически значимых
потребностей.
Эмпатия
– процесс
сопереживания, включения в эмоциональное
состояние другого человека.
Эстетические
чувства –
чувства, отражающие отношение к природе,
предметам окружающего мира, взаимоотношениям
между людьми и их отображению в искусстве
(эстетическое наслаждение, восторг,
чувство прекрасного и безобразного,
трагического и комического, величия и
низости, пошлости).
Эмоции и чувства, воля — Все для студента
Oxford University Press, 2003. — 161 p. — (Very Short Introductions). — ISBN-13 978-0192804617.
Was love invented by European poets in the Middle Ages or is it part of human nature? Will winning the lottery really make you happy? Is it possible to build robots that have feelings? These are just some of the intriguing questions explored in this guide to the latest thinking about…
- №1
- 13,50 МБ
- добавлен
- изменен
2nd edition. — Oxford University Press, 2018. — 633 p. — ISBN 9780190612573 Building on the legacy of the groundbreaking first edition, the Editors of this unique volume have selected more than 100 leading emotion researchers from around the world and asked them to address 14 fundamental questions about the nature and origins of emotion.For example: What is an emotion? How are…
- №2
- 13,36 МБ
- добавлен
- изменен
2nd edition. — New York: The Guilford Press, 2013. — 689 p.
Reviewing the state of the science in a dynamic, thriving field, this influential handbook integrates knowledge from multiple psychological subdisciplines. Foremost experts address the neurobiological and cognitive bases of emotion regulation and examine how individuals develop and use regulatory strategies across the…
- №3
- 5,70 МБ
- добавлен
- изменен
New York, Oxford. Oxford University Press, 2000. — 342 p. — ISBN-10 0195160290; ISBN-13 978-0195160291. Is jealousy eliminable? If so, at what cost? What are the connections between pride the sin and the pride insisted on by identity politics? How can one question an individual’s understanding of their own happiness or override a society’s account of its own rituals? What makes…
- №4
- 1,12 МБ
- добавлен
- изменен
Paris: Eyrolles, 2011. — 368 p. — ISBN 9782212130379. Positives ou négatives, les émotions occupent une place très importante dans notre vie quotidienne. Lorsqu’elles ne sont pas maîtrisées, elles nous polluent souvent l’existence. Pour nous aider à mieux vivre, ce livre propose une encyclopédie pratique des émotions : il invite à les identifier, à les traverser et à les utiliser…
- №5
- 2,75 МБ
- добавлен
- изменен
Oxford University Press, 2009. — 786 p. Few areas have witnessed the type of growth we have seen in the affective sciences in the past decades. Across psychology, philosophy, economics, and neuroscience, there has been an explosion of interest in the topic of emotion and affect. Comprehensive, authoritative, up-to-date, and easy-to-use, the new Oxford Companion to Emotion and the…
- №6
- 9,31 МБ
- добавлен
- изменен
Популярно об эмоциях, чувствах и воле
Hodder and Stoughton, 2016. — 336 p. — ISBN 978-1473618015. Explorer and adventurer Sir Ranulph Fiennes explores the concept of fear, and shows us through his own experiences how we can push our boundaries in everyday life. Sir Ranulph Fiennes has climbed the Eiger and Mount Everest. He’s crossed both Poles on foot. He’s been a member of the SAS and fought a bloody guerrilla war…
- №1
- 1,60 МБ
- добавлен
- изменен
A Penguin Random House Company, 2014. — 304 p. — ISBN 978-0-698-16131-3. Happiness experts have long told us to tune out our negative emotions and focus instead on mindfulness, positivity, and optimism. Researchers Todd Kashdan, Ph.D., and Robert Biswas-Diener, Dr. Philos., disagree. Positive emotions alone are not enough. Anger makes us creative, selfishness makes us brave, and…
- №2
- 1,27 МБ
- добавлен
- изменен
NY: Gildan Media Corp., 2011. — 271 p. Based on Stanford University psychologist Kelly McGonigal’s wildly popular course The Science of Willpower, The Willpower Instinct is the first book to explain the new science of self-control and how it can be harnessed to improve our health, happiness, and productivity. Informed by the latest research and combining cutting-edge insights from…
- №3
- 3,31 МБ
- добавлен
- изменен
NY: Gildan Media Corp., 2011. — 271 p. Based on Stanford University psychologist Kelly McGonigal’s wildly popular course The Science of Willpower, The Willpower Instinct is the first book to explain the new science of self-control and how it can be harnessed to improve our health, happiness, and productivity. Informed by the latest research and combining cutting-edge insights from…
- №4
- 455,08 КБ
- добавлен
- изменен
NY: Gildan Media Corp., 2011. — 271 p.
Based on Stanford University psychologist Kelly McGonigal’s wildly popular course The Science of Willpower, The Willpower Instinct is the first book to explain the new science of self-control and how it can be harnessed to improve our health, happiness, and productivity. Informed by the latest research and combining cutting-edge insights…
- №5
- 1,23 МБ
- добавлен
- изменен
Лекция № 3. Эмоции и чувства. Воля. Мотивация.
Эмоция
(от лат. emovere
— возбуждать,
волновать) обычно понимается как
переживание, душевное волнение.
В
отечественной психологии традиционно
выделяют следующие их классы: эмоциональный
тон ощущений, эмоциональный тон
впечатлений, эмоции (включая аффекты),
настроения.
Простейшая
форма эмоций, предэмоция — эмоциональный
тон ощущений —
врожденные гедонические переживания
(от греч. hedone
— наслаждение),
сопровождающие отдельные жизненно
важные воздействия (напр., вкусовые,
температурные, болевые). Уже на этом
уровне Э. дифференцируются на 2 полярных
класса. Положительные Э., вызываемые
полезными воздействиями, побуждают
субъекта к их достижению и сохранению;
отрицат. Э. стимулируют активность,
направленную на избежание вредных
воздействий.
Эмоции
— это
реакции человека и животного на
воздействие внутренних и внешних
раздражителей, имеющих ярко выраженную
эмоциональную окраску.
Эмоции
сигнализируют о благополучном или
неблагополучном развитии событий, о
большей или меньшей определённости
положения субъекта в системе его
предметных и межличностных отношений
и обеспечивает тем самым регулирование(отладку)
его поведения в условиях общения и
деятельности.
Характеристики
эмоционального реагирования. Эмоциональное
реагирование характеризуется знаком
(положительные
или отрицательные переживания), влиянием
на поведение и деятельность
(стимулирующее
или тормозящее), интенсивностью
(глубина
переживаний и величина физиологических
сдвигов), длительностью
протекания
(кратковременные
или длительные), предметностью
(степень
осознанности и связи с конкретным
объектом).
Характеристики
эмоций как основания для их классификации
Характеристики | Виды |
Знак | Положительные, |
Модальность | Радость, |
Влияние | Стеничные, |
Степень | Осознаваемые, |
Предметность | Предметные, |
Степень | Произвольные, |
Происхождение | Врожденные, |
Уровень | Низшие, |
Длительность | Кратковременные, |
Интенсивность | Слабые, |
АФФЕКТЫ | кратковременная, |
НАСТРОЕНИЯ | это |
СТРЕСС | состояние |
Чувства
— устойчивые
эмоциональные отношения
человека
к явлениям действительности, отражающие
значение этих явлений в связи с его
потребностями
и
мотивами;
высший продукт развития эмоциональных
процессов в общественных условиях.
выражаются в эмоциях, но не беспрерывно,
носят социальный характер.
в
соответствии с конкретными областями
деятельности и сферами социальных
явлений, становящихся объектами Ч.:
моральные,
эстетические, интеллектуальные,
практические, родительские и
др. Ч. По степени обобщенности предметного
содержания Ч. подразделяются на конкретные
(напр., к ребенку, произведению искусства),
обобщенные
(к детям, к музыке) и абстрактные
(чувство справедливости, трагического
и т. п.).
Чувства способствуют
выделению предметов, удовлетворяющих
потребности человека и стимулируют
деятельность, направленную на их
удовлетворение.
Эмоции | Чувства |
Возникли | Возникли |
Присущи | В |
Привязаны | Привязаны |
Ситуативны | Устойчивы |
Выделяют | Выделяют |
Одна | Одно |
ФУНКЦИИ
ЭМОЦИЙ:
1.
Подкрепляющая
и закрепляющая функции эмоций.
Положительная
эмоция закрепляет приспособительный
эффект. Эмоция в роли фактора, подкрепляющего
и закрепляющего полезное действие.
Отсюда вытекает и значение эмоций в
научении и обучении. В научении эмоция
выступает как закрепляющий фактор, а в
обучении положительные эмоции стимулируют
учебную деятельность ученика.
2.
Активационно-мобилизационная
функция эмоций.
Данная функция проявляется в активизации
деятельности всего организма, всех его
систем в условиях удовлетворения
актуальной потребности. Эмоции переводят
весь организм на другой уровень
функционирования, активизируют все
психические процессы, мобилизуют прошлый
опыт.
3.
Гиперкомпенсаторная
функция.
Она проявляется в том, что эмоции приводят
к избыточной мобилизации энергетических
ресурсов организма. Механизмом,
запускающим в этом случае эмоции,
является отсутствие полных сведений
для построения адаптивного поведения.
4.
Информационная
функция эмоций.
Эмоции высших животных и человека
представляют собой специальный мозговой
аппарат, отражающий величину потребности
и вероятность ее удовлетворения в данный
момент. Эмоции реализуют познавательную
и оценочную функции. В этом случае за
счет снижения точности реагирования
достигается общий адаптационный эффект.
5.
Интегральная
функция эмоций.
Характерная особенность эмоций состоит
в том, что своим действием они охватывают
весь организм, «производя почти
моментальную интеграцию (объединение
в единое целое) всех функций организма».
Эмоции сами по себе могут быть в первую
очередь абсолютным сигналом полезного
или вредного воздействия на организм
Переживание явились универсальным
механизмом, обеспечивающим выживание
организма (животного и человека).
6.
Функция
формирования сознания.
В переживаниях субъект раскрывает сам
себя, он сам выступает для себя объектом
познания.
7.
Функция
формирования внутренней реальной
человеческой жизни.
Понимание эмоций как переживаний
позволяет определить их место в структуре
психических явлений. Человек проживает
жизнь, переживая ее. Каждое событие
жизни сопровождается эмоциями
(переживаниями).
3. Эмоции, влечения и потребности, Православное нравственное богословие
Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности
Эмоции, влечения и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности.
Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая роль принадлежат сознанию, человек воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.
Не следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким составным элементом биологической сущности человека. Напротив, необходимо подчеркнуть уже отмеченное нами положение, что они составляют существенно важную сферу в структуре личности. Если бы эмоции, влечения и потребности всецело относились к области биологической жизни человека, на них не распространялись бы требования нравственного закона. Так, например, быть сытым или голодным не является нравственным или безнравственным, потому что эти физиологические состояния относятся не к личности, а к природе. Но проявление или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку подлежит этической оценке, поскольку это чувство относится к характеру проявления личности.
Таким образом, приступая к изучению эмоций, влечений и потребностей, мы должны иметь в виду, вообще, все то, что, входя в эмоционально-потребностную сферу личности, подлежит ее этической оценке, подчиняется требованиям нравственного закона и контролю со стороны сознания.
Виды эмоциональных состояний
Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия ни определяли жизнь человека и его деятельность, действительными они становятся лишь тогда, когда проникают в сферу его эмоциональных переживаний. Благодаря эмоциональным переживаниям, восприятие жизни приобретает ценность и полноту. События и впечатления окружающей жизни находят отражение в различных и многообразных эмоциональных состояниях человека. Самая первая трудность, с которой мы встречаемся, когда говорим о видах эмоциональных состояний, – это вопрос о терминах, которыми обозначаются различные формы внутренних переживаний человека. Многообразие поступающих в сознание человека впечатлений превосходит возможность их полного словесного выражения. С помощью слов мы можем лишь отчасти объяснить внутреннее состояние или впечатления, полученные из внешнего мира. Вполне адекватных средств для логической передачи эмоций при помощи абстрактных понятий не существует. Поэтому и термины, выражающие различные виды эмоций, относительны и условны. Однако в целом следует придерживаться следующих понятий и определений основных видов эмоциональных состояний.
Чувство – длительное устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам и, вообще, ко всем явлениям жизни.
Аффект – сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, например, гнев или ужас.
Страсть – сильное, глубокое чувство, надолго захватывающее человека.
Настроение – длительное эмоциональное состояние, которое может быть радостным, приподнятым или, наоборот, угнетенным, упавшим и которое придает определенный эмоциональный тон и окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям.
Все эти понятия и определения в некоторой степени могут быть взаимозаменяемыми.
Что касается собственно эмоции, то ее обычно определяют как кратковременное переживание, являющееся немедленным ответом чувства, возникающего в результате впечатления, произведенного изменившимися условиями обстановки. В последнее время отмечается тенденция определять эмоцию как результат недостатка или отсутствия определенной информации о внешней среде, как незнание, что предпринять и как поступить. В этой новой интерпретации эмоции последняя трактуется более широко и универсально, а именно как переход, погружение человека во внутреннее переживание.
Возникновение, продолжительность и диапазон эмоций
Обычно признается, что эмоции возникают в тех случаях, когда в жизни человека происходит нечто значимое. Одни авторы считают, что любое воспринимаемое событие является значимым. Оно воспринимается человеком как часть его жизни. В каждом событии можно найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, радостного или неприятного. Другие авторы полагают, что эмоции возникают в особых и исключительных ситуациях, когда имеют место неожиданное счастье и успех в жизни или, наоборот, угроза жизненным целям и интересам, конфликтные ситуации, непредвиденное развитие событий, расстройство планов и замыслов, крушение надежд. Но здесь речь идет скорее о переживании экстремальных жизненных ситуаций, чем об обычных эмоциях или чувствах.
Вообще, эмоции возникают в любых обстоятельствах, но проявляются наиболее полно и глубоко в те моменты, которые для личности являются особенно важными. Личность всегда эмоционально реагирует на то, что составляет предмет ее интересов, в чем она проявляет повышенную настойчивость и к чему она активно стремится. Влечения и потребности личности составляют обычно тот круг, в пределах которого возникает и строится эмоциональная жизнь.
Возникающие эмоции обладают различной степенью глубины, устойчивости и продолжительности. Эмоциональная окрашенность восприятия действительности может выражаться в нескольких формах эмоциональных проявлений. Ответ человека на какое-либо событие в окружающей обстановке может последовать в виде аффекта как кратковременной и весьма интенсивной эмоциональной реакции, однако быстро проходящей и не оставляющей после себя глубоких следов. Но этот ответ может выражаться и в форме более глубокого и продолжительного переживания, и, наконец, в форме устойчивого эмоционального отношения к какому-либо человеку или явлению. Кроме того, все эти переживания могут иметь положительный или отрицательный эмоциональный фон.
Диапазон эмоций может колебаться от сверхзначимых переживаний, соответствующих очень высоким уровням потребностей, которые нередко оказываются недостижимыми, до самых элементарных чувств, связанных с повседневными потребностями. Высокий уровень эмоциональных переживаний может быть связан с притязаниями личности на высокую самооценку. Очень высокая и часто неадекватная самооценка, например, типа: «как меня недостаточно высоко ценят» – сопровождается чувством самонеудовлетворенности. Стремление к завышенной самооценке в реальной жизни может быть отмечено почти у каждого, это так называемое рядовое самоутверждение. Однако за пределами этого рядового самоутверждения встречается доминирующее самоутверждение, присущее отдельным лицам, претендующим на высокую оценку со стороны окружающих. У человека создается иллюзорное представление о своей значимости, в результате чего его эмоциональное отношение к людям страдает утратой адаптивности.
Функции эмоций
В нравственной сфере эмоции выполняют различные жизненно важные функции.
По единодушному мнению многих исследователей, эмоции признаются выполняющими функцию оценки происходящего. Способность эмоции производить оценку хорошо объясняет тот факт, что эмоции возникают в особых и значимых ситуациях. Благодаря возникающим эмоциям, человек узнает о жизненной значимости происходящего.
Эмоции выполняют и другие, более специфические функции. Одной из них является функция регуляции деятельности человека. Любая целенаправленная деятельность человека представляет собой процесс удовлетворения его потребностей. Благодаря действию эмоции, та или иная потребность всегда эмоционально окрашена и воспринимается как ценность, на достижение которой направляется конкретная деятельность.
Побуждение человека к совершению какого-либо конкретного поступка происходит также под воздействием эмоции. В зависимости от ситуации эмоции могут внушить человеку определенное поведение, в котором эмоции находят свое проявление или определенную степень выражения. Например, чувство жалости, возникшее в душе милосердного самарянина, побудило его проявить деятельное участие в судьбе попавшего в беду человека.
Наконец, важная функция эмоций в нравственной жизни состоит в том, что с помощью эмоций человек способен воспринимать и различать явления добра и зла, улавливать внутреннее состояние другого человека, давать интуитивную оценку происходящим событиям, отдельным лицам и их поступкам и действиям.
Христианский взгляд на эмоции
На протяжении человеческой истории мы встречаемся с двумя противоположными воззрениями на эмоциональную жизнь человека – стоическим и гедоническим. Стоический идеал разумного человека не дает места для эмоций. Совершенный человек должен быть апатичен, безразличен как к наслаждению, так и к страданию. Для гедонизма, напротив, наслаждение и страдание являются главными ориентирами в жизни. Мудрый человек должен стремиться к наслаждению как к высшей жизненной ценности и избегать страдания как крайнего зла.
Христианский взгляд на эмоциональную жизнь человека находится между этими двумя крайностями. Христос, как истинный и совершенный Человек, переживал то, что свойственно человеческому естеству. Он испытывал не только жажду, усталость и голод, но и все те нравственные чувства, которые были присущи Его Богочеловеческой природе во всей полноте. Повествования Евангелия свидетельствуют о том, что Христос переживал чувства сострадания, жалости, радости, удивления, праведного гнева, печали и скорби, что Он с подлинным реализмом встречал все то, что предлагала Ему окружающая жизнь, и никогда не был безразличен к человеческим радостям, страданиям и скорбям. Святой апостол Павел учит филиппийских христиан иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), ибо Сын Божий в Своем вочеловечении освятил природу человеческих чувств, оправдал их естественное проявление и подчинил их высшим нравственным целям, какими являются для христиан стремление к вечному благу, преображению и обо́жению личности.
Святые отцы Церкви, не отрицая реальности и влияния эмоциональной сферы на нравственную жизнь человека, разделяют все чувства на две категории – духовные и телесные. В терминологии святых отцов духовное чувство называется также внутренним или умным чувством, а телесные чувства называются внешними чувствами. Духовное чувство может находиться в антагонизме с внешними чувствами. Об этом говорит блаженный Диадох Фотикийский: «Лукавые демоны действуют на душу через телесные чувства, а благодать через умное чувство ведет человека к радости… Благодать скрывается в глубине ума, в умном чувстве».
По учению святых отцов, человек не способен к безмолвию и Божественному созерцанию, пока на него действуют внешние впечатления. Умное чувство рождается в душе от любви к Богу, в отрешенности от внешних впечатлений и связанных с ними помыслов.
Для святоотеческих воззрений и, вообще, для христианского взгляда на эмоциональную жизнь человека является характерным признание особой иерархии чувств, которая определяется степенью их освящения Божественной благодатью.
Роль эмоций в нравственной жизни
Хотя, в первую очередь, не что иное, как воля ведет человека к действию, решению воли предшествует эмоциональная склонность. Отсюда роль эмоций является важной и, более того, необходимой. Без них человек был бы инертным и медлительным в осуществлении той деятельности, которая должна вести к нравственному росту и совершенству. Благодаря эмоциям, человек может находить источник энергии и сил для решения жизненно важных задач. Однако, с другой стороны, когда эмоции выходят из-под контроля разума, они могут повести человека к самым серьезным беспорядкам и необдуманным действиям. Наличие губительных последствий по причине неконтролируемых чувств и страстей способствовало тому, что на эмоции стали смотреть с подозрительностью и недоверием. Тем не менее необходимость эмоций для человеческой жизни настолько очевидна, что кажется нелепо осуждать их, ориентируясь только на отрицательную сторону их проявлений. Нравственный характер эмоций зависит от того, в какой степени они согласны с нормами нравственного закона и в какой степени подчиняются воле и разуму.
Человек, у которого возникла нежелательная эмоция, не ответственен за нее до тех пор, пока разум и воля не соглашаются с ней. Ответственность предполагается в том случае, когда разум одобряет эмоцию, а воля осуществляет ее свободное проявление. Ответственность следует и тогда, когда воля, фактически не соглашаясь с эмоцией, тем не менее пренебрегает тем, чтобы подчинить ее своей власти, несмотря на то, что она способна и должна это сделать. Однако реально возможна такая ситуация, когда возникшее чувство обладает неудержимой силой и совершенно лишает человека способности обращаться к воле и разуму. Исходя из всего этого, можно выделить три вида эмоций, способных сыграть отрицательную роль в нравственной жизни человека.
Неупорядоченные чувства, которые намеренно желанны омраченным сознанием и намеренно вызваны злой волей. Возникновение этих чувств предполагает полную нравственную ответственность человека. Неупорядоченные чувства, которые не являются намеренно желанными, но возникновение которых, вследствие отсутствия контроля со стороны воли и разума, предполагает вину за допущенную небрежность. Стихийные чувства, которые полностью превышают возможность нравственного контроля, потому что они возникают слишком внезапно и с большой силой и ведут к поступкам, далеко превышающим степень предвидения. Однако и в этом случае человек несет нравственную ответственность за последствия неконтролируемых стихийных эмоций, поскольку никогда раньше не готовил себя к тому, чтобы быть способным противостоять их внезапному и бурному натиску.
Во всех случаях возникновения нежелательных эмоций сказывается недостаточность религиозно-нравственного воспитания. Как неотъемлемый элемент в структуре личности, чувства предназначены выполнять важную миссию в духовном формировании человека. Бог содействует выполнению этой задачи Своей благодатью. Поскольку в Христе был оправдан весь человек, со всеми его способностями ума, чувства и воли, каждому человеку в жизни Церкви дается достаточная благодать для контроля над чувствами, для их очищения и освящения.
Влечение как эмоциональное переживание потребности
Одной из отмеченных нами важнейших функций эмоций является регуляция целенаправленной деятельности, ведущей к удовлетворению потребностей. Не следует, однако, думать, что та или иная потребность осознается человеком в момент своего возникновения как вполне определенная и ясная цель. Развитие любой конкретной потребности проходит ряд этапов, первичным из которых является этап не вполне осознаваемой потребности, выражающейся в форме влечения.
Влечение – это не совсем осознанное стремление личности к достижению комфортного состояния. На этом этапе еще нет ясного представления о предмете, удовлетворяющем потребность, однако имеется понимание того, от какого состояния нужно избавиться и какое состояние является желательным. В конечном итоге этот процесс приводит человека к ясному пониманию дискомфортное своего состояния и к ясному осознанию цели. Осознанная цель переживается человеком как потребность, которая является обязательно эмоционально окрашенной и побуждает человека к действиям, направленным к избавлению от дискомфортного состояния.
Таким образом, влечение – это особое эмоциональное переживание какой-либо потребности, предшествующее возникновению желания как осознанного стремления. Природа влечения двойственна, влечение включает некий неосознанный компонент в поведении человека и в то же время характеризуется частичным, хотя и неясным, осознанием потребности. Как на характерный пример высших Духовных влечений можно указать на религиозные запросы человеческого духа. Нерелигиозный человек находится во внутреннем смятении и исканиях, чувствует неосознанное стремление к переживанию соприкосновения с абсолютной ценностью, но часто бывает не в состоянии проанализировать свои чувства и мысли до конца. В том случае, когда его искания приобретают осознанный и целенаправленный характер, он достигает переживания потребности как высшей и абсолютной ценности, которая сообщает его существованию смысл, устойчивость, цельность и полноту.
Влечение – это не какое-то пассивное переживание своего стихийного состояния, которое представляется непреодолимым и неконтролируемым. Такое фаталистическое представление о влечении является неверным. Влечение всегда характеризуется высокой степенью активного, напряженного переживания, оно находится во власти личности, ориентирующейся на высшие ценности и стремящейся к абсолютному благу.
Возникновение, характер и контролируемость влечений
Влечение, как описанное нами эмоциональное переживание, возникает всякий раз, когда имеет место недостаточная удовлетворенность личности старыми потребностями или когда появляются новые, более возвышенные потребности.
Наблюдается определенная закономерность в возникновении влечений. Так, повседневные, самые элементарные влечения, связанные с потребностями в труде и отдыхе, в общении и уединении, возникают периодически. Влечения, основанные на высших духовных потребностях, присущи человеку всегда. Из святоотеческого мистического опыта известно, что человек, охваченный, например, любовью к Богу, никогда не перестает думать о Нем, к Нему стремиться и Его желать. Отсутствие высших влечений означает остановку в развитии личности.
Влечения, как и эмоции, могут быть положительными, отрицательными и амбивалентными, то есть содержащими положительные и отрицательные элементы. Например, этическое отношение к человеку может включать положительное влечение – любовь, отрицательное влечение – ненависть и амбивалентное влечение – ревность.
Реализация влечений связана с осознанием конкретных нравственных целей. Под влиянием осознанной цели влечения могут изменяться, подавляться, переключаться из одного вида в другой и вступать в противоречие друг с другом. Различного рода конфликты в комплексе влечений развиваются в тех случаях, когда при наличии какого-либо влечения человеком переживается понимание его запретности и на этом фоне осознается необходимость какого-то другого влечения. В случае конфликта влечений побеждает какое-то одно влечение, но исход борьбы всегда определяется сознанием. У каждого человека в нормальном состоянии влечения находятся под контролем сознания, под контролем личности. Этот факт подтверждается многочисленными примерами из жизнеописаний христианских мучеников и святых отцов Церкви, которые под влиянием осознанной ими высшей духовной цели оставили мир и все, что есть в мире, и подчинили все влечения к миру высшей и главной ценности – любви ко Христу.
Следует отметить то положение, что было бы неправильно понимать природу влечений как полностью неосознанные явления. Неосознанным влечение бывает лишь в самой начальной стадии своего появления, после чего начинается аналитический процесс, делается попытка осознания возникшего переживания. Самое важное здесь для личности – это установить, соответствует или не соответствует влечение истинным потребностям. Весь этот процесс протекает очень быстро. Чем выше уровень развития личности, тем скорее человек приходит к нахождению предмета влечения и его оценке. Существенно важно отметить, что уровень развития личности определяется ее нравственной и религиозной сформированностью. В процессе нравственного воспитания и религиозного формирования человека влечения попадают под влияние и контроль сознания, включаются в структуру эмоционально-потребностной сферы личности и под воздействием Божественной благодати освящаются и одухотворяются.
Потребность как стремление личности к переживанию блага
Потребность – это особое, сложное нравственное переживание, в основе которого лежит осознанное стремление к какой-либо деятельности, являющейся целью в системе ценностных ориентации личности.
Потребность включает ясное осознание цели, достижение которой связывается с избавлением от дискомфортного состояния. Постоянное преодоление дискомфортного состояния является одним из существенных моментов в бытии личности. Личность ориентирована на восприятие внешних благ, которые предопределены условиями природной и культурной среды. Внешние блага не являются конечной целью в бытии личности, но они составляют необходимый элемент в ее становлении. Личность осуществляет усвоение внешних благ, используя их как материал для построения своего внутреннего духовного мира. Функция личности состоит в создании духовных благ, которые составляют ее внутреннее достояние и которые выражаются внешне в облике человека, в его творчестве, делах и поступках. В то время как внешние блага предопределены условиями внешней среды, духовные блага являются внутренним, сокровенным достоянием личности. Каждая личность стремится к переживанию блага, находящегося в системе освоенных ею ценностных ориентации.
Потребность в переживании блага составляет основной принцип личностного бытия, его содержание и его цель.
Приобщаясь к здешним благам и видя, что они ущербны, временны и преходящи, душа устремляется к вечным благам, которые составляют предмет и цель ее высших религиозных потребностей.
Основные категории потребностей
Все великое многообразие потребностей можно разделить на три основные категории: витально-органические или первичные, эгоцентрически-личные и высшие.
Витально-органические потребности связаны с ростом и жизнедеятельностью организма. Они энергично стимулируют активность поведения человека в направлении их удовлетворения. Витально-органические потребности занимают первичную ступень в сложной иерархии потребностей. Они находятся в подчинении эгоцентрически-личным и высшим потребностям. Важно отметить, что удовлетворение витально-органических потребностей носит опосредованный характер: оно опосредовано условиями социально-культурной среды, правилами приличия, этикетом.
Эгоцентрически-личные потребности связаны с самоутверждением личности. Обычно они направлены на достижение определенных отличительных преимуществ в социальной сфере и в сфере обладания материальными благами. Эгоцентрически-личные потребности исторически и культурно детерминированы. Примером этому может служить стремление эгоцентрически настроенного человека отдавать должную дань существующему в его эпоху стилю жизни. Если эгоцентрически-личные потребности не ограничены в своем подчинении высшим духовным потребностям, они поистине не знают пределов, что, впрочем, необходимо приводит к печальному финалу, как в сказке о золотой рыбке.
Высшие потребности – этические, эстетические, познавательные и религиозные – называют, в отличие от первичных и эгоцентрических материальных потребностей, духовными. Высшие, или духовные, потребности следует рассматривать в двух различных аспектах – историческом и структурно-динамическом. На основании описательной этики можно проследить общую тенденцию в развитии высших потребностей в различные исторические эпохи. Изучение потребностей в структурно-динамическом аспекте открывает нам неисчерпаемый мир высокодифференцированных и весьма специфических переживаний.
Удовлетворение духовных потребностей принципиально отличается от удовлетворения витально-органических потребностей. При удовлетворении витально-органической потребности, направленной, например, на утоление голода, интенсивность ее переживания по мере ее удовлетворения постепенно снижается и сменяется периодом более или менее длительного торможения данной потребности. Наоборот, удовлетворение духовной потребности всегда характеризуется возрастанием интенсивности ее переживания. Духовные потребности неограниченна в пределах и неисчерпаемы в своей глубине и интенсивности переживания.
Аффилиативная потребность
Потребность человека в общении с окружающими людьми называется аффилиативной потребностью. Аффилиативная потребность выражается в желании и стремлении личности вступать в контакты с людьми, быть членом группы, принимать участие в ее жизни, оказывать помощь другим с готовностью принимать помощь от других, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения с тенденцией забывать обиды и прощать проступки ради поддержания теплых взаимоотношений. Лица со стремлением к аффилиации имеют потребность делиться с другими людьми своими переживаниями. Лица со слабой аффилиативной потребностью не имеют большой охоты делиться своими переживаниями.
Потребности в структуре жизнедеятельности личности
В подходе к проблеме личности многими авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей.
Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия – гедоническую потребность и потребность в разрушении – агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно обусловленными и фатально неизбежными. То, о чем говорит Фрейд, в действительности указывает лишь на поврежденность человеческой природы грехом, но отнюдь не на изначальное и фатально не преодолимое ее состояние.
Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы поведения человека аффилиативную потребность личности.
Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень – аффилиативной потребности и высшую ступень – потребности в самоактуализации.
А.Н. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом – материальным или идеальным – и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Основной функцией мотивов Леонтьев считал функцию побуждения к действию. В концепции мотивации поведения Леонтьев исходил из того, что мотивы отличаются от целей: цели осознаются личностью, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые или внешние действия.
Потребности нужно рассматривать в системе взаимодействия личности и среды, в структуре развивающейся личности, всегда стремящейся к реализации смысла существования. Личность не может развиваться лишь в рамках потребления. Развитие личности может быть только творческим там, где имеется осознанная личностью высшая абсолютная цель.
Формирование потребности в процессе становления личности
Развитие личности в процессе ее становления проходит гетерохронно и циклично. Гетерохронность в развитии личности состоит в том, что отдельные компоненты структуры личности, такие как эмоции, потребности и сознание, в течение жизненного пути развиваются не все одновременно, синхронно, а либо с опережением, либо с запозданием относительно друг друга. Например, эмоционально окрашенное стремление к монашеским подвигам в раннем возрасте может опережать развитие общего религиозного сознания.
Цикличность в развитии личности представляет собой не простой законченный период, который означал бы многократное возвращение какой-либо способности в исходную точку, но период, протекающий каждый раз на новом, более высоком уровне. Так, в приведенном нами примере рано проявленная тенденция к монашеству обращается в последующие периоды жизни в лестницу духовного восхождения, которое совершается циклически. Циклами могут быть отдельные периоды жизни, отмеченные новыми духовными достижениями. Каждый человек по собственному опыту знает, что, например, смысл расположенных в годичном круге праздников меняется в своем восприятии в течение целой жизни – от детства до совершеннолетия и дальше. Все это означает, что предметом потребностей личности становятся ценности возрастающего порядка. При этом общая тенденция в развитии потребностей заключается в ее переходе от внешних, земных и преходящих благ к благам внутренним, духовным и вечным.
Потребности ребенка и потребности взрослого человека существенно различаются. Потребности ребенка характеризуются упрощенной структурой, меньшим разнообразием и отличаются неустойчивостью и слабостью контроля над побуждениями, влечениями и желаниями со стороны сознания. Примерно такими же характеристиками могут быть отмечены и потребности подростков. Однако потребности подростков выступают в значительно драматизированной форме, они отличаются напряженностью и требуют скорейшего удовлетворения. Потребности подростков и молодых людей более сложны, более тонко дифференцированы и в меньшей степени, чем у взрослых, подчинены контролю сознания. Характерной чертой потребностей детей, подростков и молодых людей является эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в так называемом инстинкте момента. Инстинкт момента – это такая ориентация личности, когда преобладает «близкая» мотивация и слабо развита «дальняя» мотивация. Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и склонность не иметь иного путеводителя, кроме сиюминутных побуждений, обрекают личность на постоянное пребывание в низком и примитивном состоянии. Инстинкт момента проявляется сплошь и рядом не только у детей, но и у взрослых. Чем ниже уровень развития личности, тем в большей степени она подвержена искушению инстинктом момента. Классический пример инстинкта момента – продажа Исавом своего права первородства младшему брату Иакову. У Исава слабо развита «дальняя» мотивация. Он не способен оценить достоинства принадлежащего ему права первородства, с которым связаны, во-первых, важные преимущества в получении отцовского наследства и, во-вторых, всемирно-историческое значение грядущих мессианских событий. Им владеет «близкая» мотивация, то есть те потребности, которые в данный момент представляются очевидными, реальными и, главное, насущно необходимыми, а потому и более привлекательными. «Чечевичная похлебка» стала олицетворением отсутствия в человеке высших, духовных и религиозных потребностей.
В процессе развития и формирования личности происходит преобразование первичных и примитивных потребностей в потребности все более высокого порядка. Формирование высших потребностей совершается по восходящей линии. На фоне угасания прежних потребностей, какими были когда-то, например, игры и увлечения, формируются новые, более актуальные и значимые потребности. Высшие потребности видоизменяют в своем развитии мировоззрение и весь жизненный строй личности и сообщают ей ту степень универсализма, внутренней преображенности и цельности, которая составляет интегральное обозначение всех нравственных достижений личности на ее пути к совершенству, богоподобию и святости.
Воля, эмоции, внимание как предмет психологии
20 августа, 2014
Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.
Что такое внимание
Существует несколько видов, на которые делится это понятия. Каждый из них не просто выдуман, а имеет причины возникновения, и формы проявления.
Внимание бывает:
- произвольное
- непроизвольное.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек прикладывает усилие воли к чему-либо.
Непроизвольное внимание – случайность. Человек не принимает здесь никакого осознанного участия.
Характер человека можно описать по тому, на что и как он обращает внимание преимущественно. Произвольное внимание присуще не всем живым организмам. Это – исключительно человеческая особенность. Животные же, в свою очередь, имеют только непроизвольный вид. Управление сознанием живых существ и создало внимание.
Каждый человек не может делать только то, что хочет, если он пытается достичь определенных целей в своей жизни. Именно воля, эмоции, внимание дают возможность достичь любых высот. Произвольное внимание формируется путем постоянного обучения и закрепления своих знаний методом практики.
Физиология также дает свое объяснения процессу произвольного внимания. Оно появляется в коре головного мозга и поддерживается постоянно импульсами, которые направлены от сигнальной системы. Процесс труда постоянно влияет на формирование произвольного внимания. Чем дольше человек его удерживает, тем сильнее он устает умственно и физически. Для того, чтобы не испытывать переутомление, необходимо постоянно чередовать труд. Как известно: “Лучший отдых – это смена деятельности”. Потому после тяжелого задания, приступите к чему-то полегче, а затем – снова возьмитесь за тяжелое. Другой вариант – огромная заинтересованность для концентрации внимания.
Взаимосвязь воли и эмоций
Конечно же, воля и эмоции понятия не только совместимые, но тесно связанные между собой. Для удачной концентрации внимания на чем-либо, необходимо приложить усилия воли. Затем человек вникает в содержание материала и следит за ним без напряжения. Это внимание называется послепроизвольным. Некоторые психологи его также называют произвольным. Факт в том, что процесс обучения теперь становится легче, человек гораздо реже чувствует усталость. Эмоции, которые получает человек от изучаемого материала прямо влияют на его дальнейшее обучение.
Также внимание делится на виды в зависимости от того, куда оно обращено:
- Внешне-направленное внимание – предметы мира материального.
- Внутренне-направленное внимание – мысли, чувства, воспоминания.
Последний вид часто бывает непроизвольным, если человек отвлекается на что-то во время работы. Причина здесь – невнимательность.
Произвольное внимание акцентируется только на том, что необходимо человеку в данной сфере работы.
Непроизвольное внимание не нуждается в воле, поскольку здесь не нужно сосредотачиваться на чем-то конкретном.
Произвольное внимание подразумевает под собой постоянное участие воли. Этот вид связан с наличием разных интересов, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но при выборе одной цели, человек подключает волю, тем самым подавляет другие интересы.
Для того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном и достигнуть высот, необходимы благоприятные условия работы. Каждый человек в праве сам выбрать режим и вид работы. Здесь нужно выбирать золотую середину. Качественное выполнение работы не может производиться в чрезмерном шуме и совершенной тишине.
эмоций против чувств — поиск правильного баланса
Эмоциональная проницательность на самом деле приходит от умения понимать свои эмоции.
— Джон Батчер, автор книги Mindvalley Lifebook Quest
Многие люди пренебрегают своими эмоциями. Они не осознают важность внутренних потоков, которые могут как толкнуть их вперед, так и остановить их.
И люди нередко путают эмоций с чувствами .
Знание разницы поможет вам научиться справляться с трудными чувствами и эмоциями.
Но сначала вы должны уметь различать между ними.
Что такое чувства?
Что такое ощущений?
Чувства — это разные способы переживания эмоций.
На чувства влияют личные убеждения и воспоминания. Но на них также влияют нейротрансмиттеры и гормоны.
Например, серотонин отвечает за чувство счастья. А дофамин помогает нам чувствовать удовлетворение и энтузиазм.
С другой стороны, норэпинефрин попадает в кровоток, когда мозг обрабатывает стрессовое событие. Это позволяет вашему организму уделять больше внимания и правильно реагировать на стресс.
Теперь давайте посмотрим на оборотную сторону этого уравнения и исследуем наши эмоции.
Какие эмоции?
Эмоции ощущаются мозгом.Они действуют как реакция на ситуацию, за которой следует биохимическая реакция, изменяющая ваше физическое состояние.
Эмоции — это универсальные реакции на положительные или отрицательные триггеры. Эмоции испытывают все. Но тип и частота, с которыми мы их переживаем, разные.
Если очень хочется ответить на вопрос: что такое эмоции? нам нужно погрузиться в сферу психологии.
В психологии есть два способа описания эмоций.
Первая теория эмоций называется теория когнитивной оценки . Это говорит о том, что наши эмоции — это наша естественная реакция на жизненное событие. Например, мы можем достичь цели и почувствовать себя счастливыми или потерпеть неудачу и расстроиться.
Уильям Джеймс, известный американский философ и психолог, разработал вторую теорию эмоций. Он предположил, что эмоции представляют собой телесные изменения.
Изменения потоотделения, дыхания, частоты сердечных сокращений и уровня гормонов могут вызывать разные эмоции.По его мнению, счастье, грусть или гнев — это всего лишь психологические ощущения.
Есть ли универсальные эмоции?
Психолог эмоций Пол Экман предполагает, что существует 6 универсальных эмоций. Это счастья, удивления, страха, гнева, печали и отвращения. Каждая из этих эмоций соответствует определенному выражению лица и физической реакции.
- Счастье приходит с улыбкой, расслабленным языком тела и приятным тоном голоса.
- Когда вы чувствуете грусть, уголки рта опускаются, и вы можете плакать.
- Страх соотносится с широко открытыми глазами и вздернутым подбородком.
- С отвращением скручивается верхняя губа и морщится нос. Вы даже можете почувствовать физическую потребность в рвоте или рвоте.
- Гнев ассоциируется с прищуренными глазами, нахмуренными бровями и сжатыми кулаками.
- Удивление отображается в виде открытого рта с поднятыми бровями. Вы также можете задыхаться или закричать.
Эмоциональные состояния
Психология определяет эмоциональное состояние как тип возбуждения.Это может проявляться в виде физиологических изменений и ощущений.
Чувства же представляют собой длительное эмоциональное состояние.
В отличие от физических проявлений эмоций, таких как плач и смех, эмоциональные состояния, такие как горе или страх, могут не отражаться на ваших действиях или внешнем виде.
Есть ли разница между эмоциями и чувствами?
Простой ответ: да. Время — это то, что отделяет эмоции от чувств.
Эмоции предшествуют чувствам и длятся недолго.Это потому, что чувства усиливаются мыслями, образами и воспоминаниями.
В то время как эмоции универсальны и инстинктивны, чувства — нет. Ваша личность и предыдущий опыт формируют ваши чувства. Итак, чувства сильно различаются от человека к человеку.
Любовь — это чувство или эмоция?
Вопреки распространенному мнению, любовь — это , а не эмоция, независимо от ее использования в поп-культуре. Иногда любовь может ощущаться инстинктивно, но она более тесно связана с чувством влюбленности.
На начальных стадиях увлечения мы можем испытывать удивление, беспокойство, ревность и эйфорию — иногда все сразу! Но это не настоящая любовь. Не по сути.
Долговременная любовь — это осознанный, выбор, который вызывает чувство. Это не инстинкт, это решение, которое мы принимаем на основе нашего предыдущего опыта.
Что означают разные эмоции?
Эмоции — это реакция нашего тела на событие, которое вызывает реакцию.
Вы можете испытывать страх, столкнувшись с опасностью. Или вы можете испытывать радость, когда все идет хорошо и у вас есть сильное чувство внутреннего покоя, безопасности и благополучия.
Эмоции полностью переносят нас в настоящий момент . Когда мы осознаем, что происходит вокруг нас, мы чувствуем толчки наших эмоциональных состояний.
Различные обстоятельства вызывают разные эмоциональные реакции. И в зависимости от нашего прошлого опыта мы можем быть более или менее склонны в результате испытывать определенные чувства.
Какие 8 человеческих эмоций?
Нелегко определить основные человеческие эмоции. Потому что часто кажется, что их слишком много, чтобы их назвать!
Но психологи работали над этой дилеммой десятилетиями. И сегодня у нас есть здравая теория, которая суммирует основные человеческие эмоции.
Психолог Пол Экман выделил 6 универсальных эмоций. Однако другой известный психолог Роберт Плутчик предполагает, что на самом деле может быть до 8 основных человеческих эмоций.
Плутчик сгруппировал 8 основных эмоций в четыре пары: гнев-страх, счастье-печаль, неожиданность-ожидание и доверие-недоверие.
Заключительные мысли
Эмоции и чувства — две стороны одной медали. И они идут рука об руку, позволяя вам справляться с самыми разными ситуациями.
Тем не менее, ваши чувства и эмоции могут иногда сбивать вас с пути, потенциально нанося вред вашему психологическому благополучию.
Вот почему так важно понимать, как разные эмоции могут вызывать у вас чувства.
Таким образом, вы можете ориентироваться в меняющихся эмоциях и чувствах, которые вы испытываете ежедневно.
Мгновенная ясность в том, чего вы действительно хотите от жизни, — и все это
Есть причина, по которой так много блестяще талантливых, от природы творческих, умных и способных людей никогда не раскрывают свой потенциал, и это, попросту говоря, отсутствие направления.
Даже если у вас в голове нечеткая цель, вам все равно нужен план, процесс, который поможет вам ее достичь.
У вас может быть самая дорогая и быстрая машина в мире, но если вы отправитесь в путь, не имея четкого представления о том, куда собираетесь, то ржавый старый Beatle с картой и компасом будет обгонять вас каждый раз.
Если вы готовы испытать необыкновенную систему дизайна жизни, которая дает вам возможность создать свою лучшую жизнь, тогда присоединяйтесь к бесплатному мастер-классу Джона и Мисси Батчер
Где вы узнаете:
✅ Вы застряли на колесе жизни хомяка, вместо того чтобы мчаться в полную силу? Узнайте, как избежать трех душераздирающих причин, по которым большинство людей бессознательно обманывают себя в своих величайших жизнях.
✅ Вы всегда ставите цели и редко их достигаете? Это не ваша вина — традиционное целеполагание серьезно неполно! Узнайте, как Lifebook дает вам возможность быстро и последовательно взять на себя ответственность за свою жизнь и реализовать каждую вашу мечту.
✅ Испытайте упражнение «Мгновенная ясность» : мощное упражнение на визуализацию, которое проведет вас через ваш идеальный день и дает мгновенное понимание того, кто вы на самом деле и какой жизнью вы действительно хотите жить.
Шагните в Новый год с кристально чистым видением вашей безупречной жизни
Итак, можете ли вы отличить эмоции от чувств? Поделитесь своими мыслями ниже.
.
Как нюансы каждого эффекта положительного изменения
Какие различия существуют между чувствами и эмоциями и какое влияние оказывают наши мысли?
Мы склонны использовать слова «чувства» и «эмоции» как синонимы. Несмотря на то, что они связаны, существуют явные различия, которые стоит понять.
Чувства vs. эмоции vs. мысли
Вы когда-нибудь задавались вопросом, как наш разум и тело обрабатывают эмоции и чувства, а не мысли? Хотите знать, что происходит первым? Или подумайте, что имеет большее влияние на наши решения, жизненный путь и общее качество жизни?
Получая представление об этих различных нюансах, мы можем использовать эти знания для принятия более правильных решений.
Мы можем изменить свои мысли и в конечном итоге добиться положительных изменений в своей жизни.
Вот разбивка для большей ясности:
Эмоции — это физические реакции, часто возникающие из-за внешнего влияния. Иногда это происходит из-за внутренних переживаний, например, вызванных воспоминаниями, а не непосредственным внешним влиянием.
Поскольку эмоции влияют на наши тела на физическом уровне, их можно объективно измерить. Мы действительно можем отслеживать активность мозга, кровоток, язык тела и микровыражения лица.
По словам Дебби Хэмптон (автора книги Победить депрессию и тревогу, изменив свой мозг ), «Эмоции — это реакции более низкого уровня, возникающие в подкорковых областях мозга, миндалевидном теле и вентромедиальной префронтальной коре коры, вызывающие биохимические реакции в ваше тело изменяет ваше физическое состояние ».
Они предшествуют чувствам и имеют более инстинктивный и физический характер.
(Пример: вы отправляетесь в поход, и единственный способ пересечь реку на вашем пути — это пересечь старый шаткий мост.Ваше тело может иметь инстинктивную и внутреннюю реакцию, приводящую к эмоции СТРАХ.)
ЧУВСТВА
Что же тогда такое чувства?
Чувства — это результат наших мыслей, интерпретирующих наш личный опыт, и их ассоциации с эмоциональными переживаниями.
Эмоциональные реакции основаны на биологии и в большей степени инстинктивны, поэтому нет особых различий от человека к человеку. С другой стороны, в случае с чувствами результаты сильно различаются между людьми, поскольку они связаны с нашими уникальными ассоциациями и воспоминаниями.
Что особенно интересно, эмоции и чувства могут образовывать некую «петлю». Эмоциональное переживание может вызвать чувство. Со временем концентрация на этом чувстве порождает связанные эмоции, которые внутренне проистекают из связанных чувств.
(Пример: перейдя упомянутый ранее мост, вы сосредоточились на других препятствиях, которые могут возникнуть на вашем пути. Это может привести к ЧУВСТВОВАНИЮ страха. Это похоже на эмоцию страха, но явно отличается от нее. МЫСЛИ об ЭМОЦИИ, которые создают ЧУВСТВО.)
Мысли — это мыслительные процессы, которые служат связующим звеном между нашими эмоциями и чувствами.
Они представляют наши убеждения, мнения, идеи и, с течением времени, наше отношение.
То, как мы ДУМАЕМ о переживании (которое вызвало эмоциональную реакцию), будет подпитывать связанное с этим ЧУВСТВО.
(Пример: снова используя пример с мостом, после перехода вы, возможно, размышляли о том, насколько трудным был ваш пешеходный путь. Или вы, возможно, думали о том, сколько других препятствий может быть впереди.Эти МЫСЛИ приводят к ЧУВСТВАМ — например, к чувству страха.)
Как это понимание может помочь вам
Наши внутренние переживания создаются эмоциями, мыслями и чувствами, которые работают вместе взаимосвязанным образом.
Сможем ли мы легко изменить наши эмоции, неясно, потому что на сегодняшний день проведено ограниченное исследование.
Однако исследования действительно существуют, чтобы показать, что вы можете изменить свои мысли и создать новые модели мышления.
Изменяя свои мысли по ассоциации, вы можете изменить свои чувства.
Вы можете ВЫБРАТЬ , на чем вы сосредоточитесь (например, думая о волнении приключения, а не о других препятствиях, которые могут быть впереди).
И вы можете ВЫБРАТЬ , чтобы чувствовать себя смелее, а не бояться.
Изменить наши мысли и чувства, связанные с эмоциональными переживаниями, не всегда легко.
Однако вы МОЖЕТЕ повлиять на существенные положительные изменения в своей жизни, переосмыслив свои мысли.Это просто требует практики.
В конечном счете, самая настоящая выгода — это улучшенный жизненный опыт.
.
Определение и типы человеческих чувств — Биология для детей
Очень часто мы чувствуем очень много вещей, но не можем выразить, что именно происходит с нами или что нас беспокоит. Мы знаем по нашему поведению, что мы не являемся собой, как обычно. Люди вокруг нас понимают то же самое, но мы не знаем, как справиться с этим в детстве.
Давайте сегодня поймем некоторые из этих чувств, которые мы испытываем в повседневной жизни, и поможем себе преодолеть их.
Что такое чувства?
Чувства — это то, что мы чувствуем изнутри или внутри себя.Чувства никогда не остаются неизменными слишком долго, они постоянно меняются. Мы испытываем разные чувства. Иногда мы чувствуем себя счастливыми, грустными, обеспокоенными, одинокими и многим другим.
Типы чувств
Что происходит, когда мы чувствуем что-то из вышеперечисленного?
Что такое печаль?
- Печаль — это чувство, при котором мы расстроены и можем плакать. Это часто заставляет нас чувствовать себя истощенными и уставшими. Хотя это не очень хорошее чувство, это нормально.
- Когда нам грустно, мы можем не чувствовать желания играть с друзьями и хотим, чтобы нас оставили в покое, чтобы нас не беспокоили.
- Мы склонны грустить, когда у нас был тяжелый день в школе, когда кто-то грубо или грубо обращается с нами, или если мы видим, как люди вокруг нас спорят.
- Не стоит слишком долго грустить. Когда нам грустно, мы должны поговорить с кем-нибудь и рассказать им об этом. Никогда не беспокойтесь и не беспокойтесь о том, что другой подумает о вас.
- Если вы не хотите никому рассказывать, тогда вы можете сделать что-нибудь веселое и то, что вам нравится.Вы сразу почувствуете разницу и начнете чувствовать себя счастливым.
Что такое застенчивость?
- Застенчивость — это тоже чувство, когда вам трудно общаться с людьми, которых вы плохо знаете.
- Когда мы стесняемся, нам хочется спрятаться или убежать от человека или ситуации. Мы можем чувствовать жар или краснеть.
- Многие люди стесняются выступать перед публикой, заводить новых друзей или представиться в группе.
- Дети, которые стесняются, должны попытаться поговорить с кем-то, кому они доверяют и близки, чтобы помочь им преодолеть это чувство.Вы должны приложить усилия, чтобы взаимодействовать в группе и попытаться поговорить с теми, с кем вам комфортно. Стеснительность — это абсолютно нормально, и многие дети перерастают это, когда становятся старше.
- Вы можете помочь детям, которые стесняются или только что приехали в ваш район или школу. Будьте добры с ними, сделайте их удобными, поговорите с ними, попросите присоединиться к вам, когда вы играете. Вы поможете им преодолеть застенчивость.
Что беспокоит?
- Мы переживаем, когда боимся, что случится что-то плохое.Беспокойство вызывает у нас тошноту и беспокойство. Иногда, когда мы беспокоимся, мы чувствуем учащенное сердцебиение и склонны терять сон.
- Мы переживаем, если не закончили школьное задание или переезжаем в новую среду.
- Беспокойство нехорошо, поскольку мешает нам мыслить логически. Мы перестаем получать удовольствие, потому что беспокоимся изнутри.
- Вы можете легко определить члена семьи или друга, который обеспокоен их поведением. Они могут терять аппетит или легко хвататься за мелкие и мелкие проблемы.
- Если вы хотите помочь человеку, который беспокоится, лучшее для вас — это быть хорошим слушателем.
Что такое одиночество?
- Это очень распространенное чувство среди молодых и старых. Когда мы чувствуем себя одинокими, мы чувствуем, что вокруг нас никого нет или что никто не хочет быть с нами.
- От одиночества часто хочется плакать, грустить, скучать и злиться.
- Когда вы переезжаете в новый дом или школу и не знаете окружающих вас детей, вы можете чувствовать себя одиноким в течение нескольких дней, пока не осядете.
- Если тебе одиноко, расскажи взрослому. Вы можете попросить их взять вас на прогулку или покататься. Вы можете присоединиться к классу искусства или танцев. Одинокого человека легко узнать, он обычно выглядит грустным или расстроенным и сидит один.
- Вы можете помочь одинокому человеку, пригласив его поиграть или посидеть с ним и поговорить с ним.
.