Достоинства и недостатки наблюдения в психологии: Достоинства и недостатки метода наблюдения — Мегаобучалка

Содержание

достоинства и недостатки. Виды — Студопедия

В зависимости от элементов контроля:

Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, которое проводят в условиях реальных жизненных ситуаций. В ходе данного вида наблюдения осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Применяется при необходимости проведения оперативного наблюдения. Основными особенностями данного вида являются: отсутствие строгого плана и заранее подготовленной документации; опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.

Контролируемое наблюдение – целенаправленный сбор первичной информации по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверных сведений об изучаемом объекте и проверки гипотез. Основной особенностью является контроль, который, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений – проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

2. В зависимости от регламентированности времени:

Систематическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Особенностями данного вида наблюдения является то, что он позволяет выявить динамику процессов, повысить достоверность экстраполяции их развития; регламентирует выбор времени наблюдения (каждый день, каждую неделю, раз в месяц и т.д.)



Эпизодическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется отсутствием заданной регулярности в течение определенного периода времени. Особенностью данного вида является наблюдение за событиями и процессами, возникающими во времени нерегулярно, т.е. по мере возникновения события или процесса.

Случайное наблюдение – это наблюдение за заранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией. Например, проводя наблюдение за учебной деятельностью класса, можно столкнуться с обострением социально-психологических отношений в коллективе.

3. По условиям организации наблюдения:

Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.

Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.


Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.

4. В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта:

Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Особенностью данного вида является более объективное описание ситуации (чем во включенном наблюдении), но меньшие возможности интерпретации причинно-следственных связей.

Невключенное наблюдение часто применяется в монографическом исследовании, на «разведывательном» его этапе, а также в исследовании экспериментального плана.

Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Применяется в основном в монографических исследованиях, т.к. такая методика исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению.

Особенностью данного вида является опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

Включенное и невключенное наблюдение бывают следующих видов:

· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.

· Закрытое («инкогнито») – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым не сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.

· Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором наблюдаемый сам регистрирует собственные действия, состояния. Особенностью данного вида является то, что исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов.

Наблюдение, его виды, основные достоинства и недостатки.





⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10Следующая ⇒

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения, которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя.

Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.: 1)

явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или 2)

скрытым (напр., с помощью полупрозрачного зеркала).

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3)

явной,

известной или 4)

скрытой,

неизвестной членам наблюдаемой группы.

В данной классифкации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод

экспериментальным наблюдением,

тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше.



Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение.

 

Билет№20.


Основные виды деятельности: общая характеристика.

Среди многообразия видов деятельности человека психология выделяет в каче-стве основных, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование лич-ности, такие виды деятельности как игра, учение и труд.

Игра является первой социально направленной и социально усваиваемой дея-тельностью в жизни человека. В общем смысле слова игра – это искусственная дея-тельность в ситуации условной реальности, причем условность игры осознается игро-ком. В отличие от других видов деятельности, мотивация игры содержится не в ее ожидаемых результатах, а в выполнении игровых действий. Этот механизм обеспечи-вает высокий уровень интереса к игре даже после ее многократного повторения.

В психологических исследованиях наибольшее внимание уделяется ролевой игре в детском возрасте (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Игра – это деятельность, в которой дети выполняют в обобщенной форме дей-ствия взрослых и воспроизводят отношения между ними.

Содержанием игры ребенка является то, что выделяется им как основной мо-мент жизни взрослого — это могут быть предметные действия, осуществление которых представляется ребенку важным; или отношения между взрослыми.

К основным элементам игры относятся, ее сюжет, игровые действия, правила и роли.

Учение (или учебная деятельность)– это деятельность, направленная на созна-тельное усвоение знаний, умений и навыков, в результате чего формируются познава-тельные психические процессы (мышление, память и др.) и свойства личности (на-правленность, целеустремленность, настойчивость и др.). Учение является главным способом усвоения человеком социального опыта в его систематизированном виде.

В состав учения входят такие элементы как мотивы учебной деятельности, учебные действия, учебная оценка и контроль.




Деятельность учения тесно связана с обучением, деятельностью взрослого по передаче систематизированного социального опыта, но не тождественна ей. Субъек-том учения является сам ученик, человек, который усваивает знания, умения и навыки. Обучение и его организация оказывают существенное влияние на эффективность учения, однако если основные действия в составе учения не сформированы, даже са-мое качественное обучение не приведет к желаемым результатам.

Труд – это деятельность человека, направленная на получение общественно значимого результата, продукта, соответствующего духовным или материальным по-требностям общества. Труд представляет собой изменение и преобразование действи-тельности в соответствии с сознательными целями человека и общества.

Труд является наиболее значимой деятельностью в ряду других, поскольку в нем происходит не только раскрытие и формирование всех способностей человека, ка-честв личности, познавательных процессов, но и включение человека в систему об-щественных отношений. Для взрослого человека трудовая деятельность является ос-новной на протяжении всех социально-активных возрастных периодов, предстает в виде профессиональной деятельности. В ней зрелая личность приобретает и выполня-ет значимые социальные роли. Не случайно, во время знакомства люди интересуются профессией друг друга, поскольку основная трудовая деятельность характеризует ме-сто человека в системе общественных отношений, предполагает определенный уро-вень развития способностей и свойств личности, необходимых для выполнения этой деятельности

 

Билет№21.

Основные категории, принципы и проблемы научной психологии.

Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.

Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие «личность» является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

Психологические категории делят на 2 группы:

• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)

Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

 

Билет№22.











это что такое, виды и методы исследования

Самым старым методом получения информации является наблюдение. Исследователь изучает внешнее поведение других людей, чтобы получить интересующую информацию, провести анализ полученных данных, сделать заключение. При этом не происходит преднамеренного вмешательства в жизнь выбранного субъекта. Наблюдение в психологии применяется и по сей день, считаясь эффективной техникой.

Суть и задачи метода

Наблюдение — метод проведения исследований, используемый для получения информации. На практике применяется два типа слежки:

  • ведущее — основной метод исследования;
  • подкрепляющее — проводится в комплексе с опросом.

Задачи метода:

  • получение предварительных данных для планирования действий;
  • создание иллюстрированных материалов;
  • обработка первичной информации.

Предмет исследования

Предметом исследования:

Фото 1672

  • вербальные — продолжительность, содержательность, интенсивность речи;
  • невербальные — движения, мимика;
  • перемещения субъекта;
  • дистанция между людьми;
  • физические проявления — побои, толчки, удары, касания.

Целью исследования выступают только те проявления, которые можно объективно зафиксировать в документах, на фото или видео.

Сферы применения

Наблюдение применяются в различных сферах:

  • медицине;
  • психологии;
  • педагогике;
  • криминалистике.

Полученная информация помогает раскрывать преступления, помогать людям в сложных ситуациях, преподавать новые знания.

Классификация

Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:

Фото 1685

  1. Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
  2. Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.

В психологии также выделяют такие виды наблюдения:

  1. Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
  2. Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.

Формы наблюдения:

  • осознанное;
  • неосознанное внешнее;
  • неосознанное внутреннее;
  • неосознанное окружающее.

Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.

Особенности осознанной формы наблюдения:

  • ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
  • объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.

Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.

Особенности:

  1. Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
  2. Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.

В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.

При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.

Преимущества и недостатки метода

В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:

  1. Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
  2. Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
  3. Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
  4. Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.

Недостатки:

  • некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
  • наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
  • нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.

На результат проведения слежки процесс может повлиять:

Фото 1668

  • неправильно составленный план действий;
  • усталость человека, который проводит слежку;
  • гало-эффект;
  • ошибки в моделировании разных ситуаций;
  • неверное первое впечатление;
  • наличие собственных предубеждений;
  • социальный статус испытуемого, экспериментатора;
  • настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.

Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.

Инструменты

Для проведения наблюдения понадобится несколько инструментов:

  • записная книжка;
  • видеокамера;
  • диктофон;
  • фотокамера.

Выбор инструментов зависит от вида наблюдения.

Принципы проведения и этапы исследования

Последовательность проведения исследования:

Фото 1658

  1. Определяется объект проведения слежки.
  2. Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
  3. Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
  4. Выбирается метод обработки полученных данных.
  5. Подготавливаются инструменты для слежки.

После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.

В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:

  1. Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
  2. Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
  3. Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
  4. Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.

Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:

Фото 1611

  1. Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
  2. Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
  3. Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
  4. Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
  5. Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
  6. Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.

Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.

15 лучших книг по психологии и психотерапии

На видео представлена подборка книг по психологии, которые помогут Вам погрузиться глубже в мир психологии и получить ответы на многие, интересующие Вас вопросы.

4.Метод наблюдения и его роль в развитии психологии.

Цель
наблюдения

– определить, что такое поведение. Это
трудная задача, потому что поведение
– очень широкое понятие. Наблюдение
состоит в том, чтобы идентифицировать,
назвать, сравнить и описать поведение.
Метод
наблюдения

с переменным успехом применялся в ходе
исторического развития психологии и
наиболее активно использовался в рамках
возрастной психологии. Метод наблюдения,
в отличие от экспериментального, имеет
описательные цели, то есть не
предусматривает манипуляцию независимой
переменной и выявление причины и
следствия. Наблюдение
используется в основном в возрастной
психологии. Недостатком в применении
этого метода является субъективность,
избежать которой можно, используя
систематические процедуры и строгое
планирование наблюдения.

5.Виды наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Виды:
Полевым
(в повседневной жизни) и лабораторным;
Явным и скрытым; Непосредственным и
опосредованным; Включенным (которое
может быть открытым и закрытым) и
невключенным; Прямым и косвенным;
Сплошным и выборочным (по определенным
параметрам). Главное
достоинство

этого
метода состоит в том, что он даёт
возможность уловить детали данного
явления, его многогранность. Гибкость
метода – ещё одно качество, имеющее
немаловажное значение при изучении
социальных явлений. Среди
недостатков,

прежде всего следует отметить качественный
(не количественный) характер выводов,
которые можно получить в результате
наблюдения. Метод редко может быть
применён к наблюдению больших
совокупностей и большого количества
событий. Однако наиболее крупный
недостаток, очевидно, связан с возможностью
привнесения определённой доли
субъективности в существо метода и
меньшими, чем в других случаях,
возможностями широкого общения
результатов исследования.

6.Интроспекция как вид наблюдения.

Метод
самонаблюдения, или интроспекция

— это стратегия
получения эмпирических данных, которая
заключается в наблюдении собственных
психических процессов без использования
каких-либо инструментов или эталонов.
Это самый старый и самый доступный
инструмент познания психики.

7.Общая характеристика метода опроса. Его роль в психологии.

Ме́тод
опро́са

— психологический вербально-коммуникативный
метод, заключающийся в осуществлении
взаимодействия между интервьюером и
респондентами посредством получения
от субъекта ответов на заранее
сформулированные вопросы. Опрос можно
рассматривать как один из самых
распространённых методов получения
информации о субъектах — респондентах
опроса. Опрос заключается в том, что
респонденту задают специальные вопросы,
ответы на которые позволяют исследователю
получить необходимые сведения в
зависимости от задач исследования. К
особенностям опроса можно причислить
его массовость, что вызвано спецификой
задач, которые им решаются. Массовость
обуславливается тем, что психологу,
как правило, требуется получение
сведений о группе индивидов, а не
изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные
и не
стандартизированные
.
Стандартизированные опросы можно
рассматривать как строгие опросы,
дающие прежде всего общее представление
об исследуемой проблеме. Не
стандартизированные опросы менее
строгие в сравнении со стандартизированными,
в них отсутствуют жёсткие рамки. Они
позволяют варьировать поведение
исследователя в зависимости от реакции
респондентов на вопросы.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами)
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Этапы проведения наблюдения

Необходимо заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. Общие требования к программе социологического исследования распространяются и на программу наблюдения. Процесс наблюдения условно можно разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала и оформление результатов.

1) Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа наблюдения, организуется процесс наблюдения. В программе описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. Четко устанавливаются сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа, и распределяются обязанности между членами группы. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств. Получаются соответствующие разрешения, устанавливаются контакты с руководителями учреждений, где будет проходить исследование, и налаживаются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное).

Среди исследуемых проводится разъяснительная работа. Наблюдаемым объясняют цель и задачи предстоящего наблюдения, предполагаемый результат, возможный характер его использования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются технические средства и документы (тиражируются карточки, протоколы, инструкции), письменные принадлежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробировать методику и технику проведения социологического наблюдения.

2) Сбор первичной социологической информации.

Это этап непосредственного наблюдения, на нем происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись результатов наблюдения может быть выполнена в виде:

1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время;

2) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов;

3) протокола наблюдения;

4) дневника наблюдений;

5) технической записи (видео-, фото-, кино-, звукозапись).

Карта наблюдения

остановка
ул. Волгоградская, время наблюдения 7.00-8.00
 
Ф.И.О. наблюдателя
Петров А. А.
№ п/п №№ маршру­тов минута отправ­ления Степень наполняемости
 
 
 
 
 
 
пустой наполнен полный переполнен
    X  
  X    
           
           
           

 

При фиксировании результатов наблюдения следует соблюдать обязательное требование — запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять контроль за работой наблюдателя. При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается.

Если планируется проведение контролирумого и структурализованного наблюдения, то исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения задач исследования элементы ситуации. Запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения:

— напр., не говорит — 0, говорит — 1;

— напр., индивид действует так, как если бы он был учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом …).

Карточка регистрации

Реакция участников собрания на выступление, доклад (обвести кружком нужную цифру)

Тип реакции Сила проявления реакции по группам наблюдателя (шкальные оценки) Особые
заметки,
заранее не формализуемые
Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Неодобрительные реплики, возгласы и т.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Требование допол­нительной информации 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Вопросы к выступающему 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Отсутствие реакции (нейтральное отношение) 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Призывы к соблюдению порядка 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Призывы к соблюдению регламента 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Разговоры, тему которых определить невозможно 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Посторонние разговоры 1, 2, 3, 4, 5, 6  
Занятие посторонними делами 1, 2, 3, 4, 5, 6  

 

Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами:

1) провести беседу с наблюдаемыми;

2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием;

3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем;

4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения.

3) Обработка материала.Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной программой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации.

На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, ввод в базу данных на ЭВМ. Для обработки используются математико-статистические методы. Информацию можно полностью или частично обработать и вручную. Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

4) Оформление результатов.После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются.

На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Главным итоговым научным документом является научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. В отчете о проведенном наблюдении обязательно должны быть:

а) тщательная документация о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

б) информация о роли наблюдателя в группе, способе/виде наблюдения;

в) характеристика наблюдаемых лиц;

г) подробное описание наблюдаемых фактов;

д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. Кроме этого, результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публикации статей и монографий, докладной записки в соответствующее ведомство.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Методу наблюдения присущи как достоинства,так и недостатки.

Достоинстваметода наблюдения:

1.Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.

2.Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологической информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов.

3.Отсутствуют опосредующие звенья, осуществляется прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о действиях людей в определенных социальных ситуациях, т. е. о социальных фактах.

4.Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.

5.Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить.

Недостаткиметода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя).

Объективные недостатки метода:

1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей.

2. Меньшая возможность широкого обобщения полученных результатов исследования, чем в других исследованиях.

3. Сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения.

4. Получение качественного, а не количественного характера выводов.

5. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения.

6. Трудности при проведении дифференциации и выделении признаков наблюдаемой ситуации.

7. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения.

8. Возможность проведения лишь в момент совершения события. Для изучения прошлого, например выяснения природы социального энтузиазма в 1920-е годы, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, художественную литературу. Таким образом, в данном случае будет анализироваться опосредованное наблюдение.

9. Ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события.

10. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первичной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией.

11. Массовое наблюдение с применением кино-и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является одним из самых дорогостоящих методов сбора первичной социологической информации.

12. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексуальные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.).

Субъективные недостатки метода:

1. Возможно невольное вмешательство исследователя в естественный ход событий.

2. Значительная вероятность ошибок в связи с возникновением «барьера субъективности» при интерпретации событий. Результатом наблюдения оказывается не просто констатация факта как такового, а констатация той или иной интерпретации наблюдаемого факта исследователем.

3. На качество получаемой информации может ощутимо повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентаций, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты» является нормой для всех ее членов. А исследователь, который не привык к такой форме обращения в своей среде, может оценить это как неуважение, фамильярное отношение молодых рабочих к старшим.

4. Возможен эффект «снисходительности» — тенденция оценивать ситуацию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрицательный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота исследователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхностное выполнение исследования. В данном случае «благодушные» оценки скорее говорят о беспечности исследователя, чем о его снисходительности.

5. Порой возможна ошибка «контрастности». Она основывается на склонности (чаще неосознанной) наблюдателей, при оценке других людей игнорировать у них такие черты характера, которые свойственны им самим. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, наоборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрессивны.

6. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует.

7. Эффект эксперимента. Например, наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.

8. Эффект ореола. Он основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. А если наоборот, после предварительных контактов сложилось негативное ожидание, то это может привести к преувеличенно отрицательной оценке деятельности наблюдаемого.

9. Ошибка усреднения, которая состоит в боязни крайних суждений. Известно, что экстремальные признаки поведения встречаются значительно реже, чем свойства средней интенсивности. Поэтому некоторые исследователи стремятся избегать крайних оценок, приближают их к средним величинам. В итоге результаты наблюдений становятся однотипными. Чтобы избежать этого, рекомендуется при изучении уровня интенсивности поведения закладывать все оценки от крайне положительных до крайне отрицательных. Причины также могут заключаться в неуверенности наблюдателя, слабом знании объекта исследования.

10.Возможна ошибка моделирования — когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки личности должны быть взаимосвязаны между собой. Например, может быть сделан «логический» вывод, что приветливые люди добродушны, а добродушные — доверчивы. Носящим шляпу может приписываться интеллигентность, а полным — добродушие.

11. Влияние настроения наблюдателя во время
проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения, особенно если у исследователя нет никакого желания наблюдать объект изучения.

 

Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная подготовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же наблюдателем, так и разными исследователями) и сочетание его с другими способами сбора информации (например, опросом, анализом документов, экспериментом).

 


Метод наблюдения. Достоинства, недостатки и ошибки наблюдения. — Мегаобучалка

Наблюдение — исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

 

Классификация наблюдения:

По систематичности (систематическое/несистематическое).

По фиксируемым объектам (сплошное/выборочное).

По форме наблюдения (осознанное/неосознанное внутреннее/неосознанное внешнее/наблюдение окружающей среды).

 

Плюсы метода:

1. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

2. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

3. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

4. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

 

Недостатки метода:

Многочисленность мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять:

1. настроение наблюдателя,

2. социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

3. предубеждение наблюдателя,

4. эффект первого впечатления,

5. усталость наблюдателя и наблюдаемого,

6. «гало-эффект»,

7. ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),

8. ошибка контрастности.

9. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

10. Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

11. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

 

Типичные ошибки наблюдения:

1. «Гало-эффект». Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

 

Эксперимент в психологии. Тесты. Коммуникативные методы.

 

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

 

Классификация экспериментов:

1. По условиям проведения (лабораторный/полевой или естественный).

2. По результатам воздействия (констатирующий – экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют / формирующий – экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было / патопсихологический – целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления).

3. По уровню осознанности (испытуемому даются полные сведения / некоторая информация утаивается / испытуемому неизвестно о целях эксперимента).

 

Преимущества метода: можно выбрать момент начала события, повторяемость изучаемого события, изменяемость результатов путем манипулирования переменными, высокая точность результатов.

 

Психологическое тестирование — процедура установления и измерения индивидуально-психологических отличий.

Психологический тест — стандартизированная методика, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств респондента.

Основные характеристики тестов: надежность, валидность, репрезентативность и достоверность.

Виды тестов: профтестирование, психологический тест, тесты личности, тест интеллекта, вербальный тест, тест достижений, тест профпригодности.

 

Вербально-коммуникативные методы – группа психологических и психодиагностических методов на основе речевого (устного/письменного) общения.

Дистанции общения: интимная (15-45 см), личная близкая (45-75 см), личная дальняя (75-120 см), социальная (120-360 см), публичная (более 360 см).

Виды вербально-коммуникативных методов: беседа, интервью, опрос, анкетирование, личностные тесты.

 

Классификация психических явлений.

Все психические явления делятся на четыре группы:

Психические процессы.

Психические состояния.

Психические свойства личности.

3.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения

Методу
наблюдения присущи как достоинства,
так
и недостатки.
Этому
уделено много внимания в книге ученых
ГДР «Процесс социального исследования»48.

Достоинства
метода
наблюдения:

  1. Дает
    возможность уловить детали изучаемого
    явления,
    его многогранность.

  2. Позволяет
    фиксировать события и элементы
    че­ловеческого
    поведения в момент их совершения, в
    отличие
    от других методов сбора первичной
    социологи­ческой
    информации, которые основываются на
    пред­варительных
    или ретроспективных суждениях
    рес­пондентов.

  1. Отсутствуют
    опосредующие звенья, осуществляется
    прямой контакт между исследователем
    и иссле­дуемым
    объектом, что дает возможность получать
    бо­лее
    достоверную, объективную и оперативную
    информацию
    о действиях людей в определенных
    социальных
    ситуациях,
    т. е. о социальных фактах.

  2. Помогает
    полнее и точнее понять смысл поведе­ния
    или каких-либо действий наблюдаемых в
    тех или иных
    ситуациях, понять суть их реакции на
    происходящие
    события.

  3. Исследователь
    в определенной степени не зависит
    от объекта исследования, т. е. он может
    собирать факты
    независимо не только от умения, но и
    желания наблюдаемых
    говорить.

Недостатки
метода
наблюдения можно свести к
двум группам: объективные
(независимые
от наблю­дателя)
и субъективные
(связанные
с личностными, профессиональными
особенностями наблюдателя и
установками наблюдателя и наблюдаемых).

Объективные
недостатки метода:

  1. Редко
    может быть использован при наблюдении
    больших
    совокупностей.

  2. Локальность
    наблюдаемых явлений и процессов,
    ограниченный
    и принципиально частный характер
    изучаемой
    в каждый данный момент ситуации. В связи
    с
    этим меньшая возможность широкого
    обобщения полученных
    результатов исследования, чем в других
    исследованиях.

  3. Сложность,
    а порой и невозможность повторе­ния
    наблюдения.

  4. Получение
    качественного, а не количественного
    характера
    выводов.

  5. Часто
    возникают трудности при фиксации
    и
    описании исследуемых явлений,
    необходимость де­лать эту работу
    после проведения наблюдения.

  6. Трудности,
    возникающие при проведении диф­ференциации
    и выделении признаков наблюдаемой
    ситуации

  1. Ограничена
    возможность получения данных о
    целях и мотивах поведения.

  2. Возможность
    проведения лишь в момент совер­шения
    события. Для изучения прошлого, например,
    выяснения
    природы социального энтузиазма в
    1920-егоды,
    потребуется использовать другие методы:
    анализ документов,
    свидетельства очевидцев,
    кинохроники,
    художественной
    литературы. Таким образом, в данном
    случае
    будет анализироваться опосредованное
    наблю­дение.
    Опыт прошлого наблюдения станет объектом
    исследования другими социологическими
    методами.

  3. Ограниченность
    наблюдения временем совер­шения
    интересующего наблюдателя события.

  1. Высокая
    трудоемкость. Часто для сбора первич­ной
    информации привлекается большое число
    людей с
    достаточно высокой квалификацией.

  2. Массовое
    наблюдение с применением кино- и
    фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи
    является од­ним
    из самых дорогостоящих методов сбора
    первич­ной
    социологической информации.

  3. Не
    все социальные факты поддаются
    непосредственному
    наблюдению, целый ряд областей
    оказыва­ется
    почти или полностью недоступным изучению
    с
    помощью наблюдения (например, семейные
    и сексу­альные
    отношения, поведение людей в критических
    ситуациях
    и т. п.).

Субъективные
недостатки метода:

  1. Возможно
    невольное вмешательство исследова­теля
    в естественный ход событий.

  2. Значительная
    вероятность ошибок в связи с воз­никновением
    «барьера субъективности» при интерпретации
    событий. Результатом наблюдения
    оказыва­ется
    не просто констатация факта как такового,
    фактасамого
    по себе, а констатация той или иной
    интерпретации наблюдаемого факта
    исследователем. А так как интерпретация
    может быть ошибочной, то появляется
    вероятность
    расхождения результатов наблюдения с
    действительностью. Стоит отметить, что
    данный не­достаток
    присущ любому наблюдению, а не только
    со­циологическому.
    Ведь исследователь не просто наблюдает,
    наблюдая он по-своему понимает, а
    поэтому,

    обычно незаметно для себя, по-своему
    интерпретирует
    то, что увидел в свете своих теоретических
    пред­оставлений,
    предшествующего опыта, эмоционального
    состояния. Таким образом, в объективную
    картину на­блюдаемого
    он вносит некий субъективный элемент,
    а
    с ним возможность субъективных
    искажений49.

  1. На
    качество получаемой информации может
    ощутимо
    повлиять различие в социальном положении
    наблю­дателя
    и наблюдаемых, несхожесть ценностных
    ориента­ции, стереотипов поведения,
    интересов и т. д. Например, часто в
    бригаде рабочих обращение друг к другу
    на «ты»
    является
    нормой для всех ее членов. А исследователь,
    который
    не привык к такой форме обращения в
    своей среде, может оценить это как
    неуважение, фамильярное от­ношение
    молодых рабочих к старшим. Полностью
    и быстро
    охватить ситуацию, правильно оценить
    ее, избе­жать
    отмеченные и другие ошибки, позволяет
    близость социального
    положения наблюдателя и наблюдаемых.

  2. Личностные
    особенности наблюдателя определен­ным
    образом сказываются на его впечатлениях,
    а значити
    на качестве фиксируемых показателей.
    Как отмечал Гилфорд:
    «Совпадение между мнениями судящих
    колеб­лется от нуля до величины,
    несколько превышающей 0,9.
    При
    сопоставлении оценок, сделанных двумя
    лицами, типичные
    коэффициенты надежности лежат
    предполо­жительно
    между 0,5 —0,6»50,
    т. е. достоверность и обос­нованность
    суждений по впечатлению наблюдателя
    до­стигает лишь 0,5 корреляции по
    сравнению с данными, полученными
    объективными способами. Но и совпадение
    оценок у разных лиц не будет доказывать,
    что сужде­ние
    правильно. Закономерности, выводимые
    на основе оценок
    впечатлений, часто оказываются
    результатом систематических
    ошибок при этих оценках.

Возможен
эффект «снисходительности» наблюда­теля
по отношению к наблюдаемым, который
нахо­дит
свое выражение в тенденции оценивать
ситуа­цию преувеличенно положительно.
Это происходит в
том случае, если наблюдатель считает,
что отрица­тельный результат наблюдения
может принести ему неприятности.
В одних случаях причиной эффекта
«снисходительности»
могут выступать: забота иссле­дователя
о своем престиже, проявление симпатии
к
наблюдаемому или личные связи с ним,
поверхно­стное
выполнение исследования. В данном случае
«благодушные»
оценки скорее говорят о беспечности
исследователя,
чем о его снисходительности. Причи­на
может заключаться и в том, что вполне
правильная исходная установка — находить
в людях хорошее — понимается
исследователем чересчур обобщенно.
Чтобы
это устранить, некоторые ученые (Кранах,
Френц)
рекомендуют «сокращать число негативных
пунктов» (в шкале оценок объекта, по
которому вы­носится
суждение)51.

Порой
возможна ошибка «контрастности». Она
ос­новывается
на склонности наблюдателей, чаще всего
неосознанной,
при оценке других людей игнорировать
или
отрицать у них такие черты характера,
которые свойственны
им самим, что приводит к подчеркива­нию
только тех признаков, которые якобы
противопо­ложны их собственным.
Гилфорд отмечал: «Если оце­нивающий
воплощает в себе более или менее край­нюю
степень какой-либо характерной черты,
то он с
легкостью склонен судить о других людях
в направ­лении другой крайности этой
же черты»52.
Например, темпераментный
будет считать, что другие люди, на­оборот,
излишне вялы, рассудительны и
малоэкспрес­сивны.

5.
Включенный наблюдатель может утратить
объ­ективность,
занять позицию тех, в среде кого он
дейст­вует.
Неразрывная связь наблюдателя и объекта
на­блюдения
накладывает определенный отпечаток и
на восприятие
наблюдателем социальной действительности,
и
на понимание сути наблюдаемых явлений,
их интерпретацию.

  1. Изменение
    характера оценки происходящего со
    стороны
    наблюдаемого. Так, например, иногда
    наблю­даемые,
    зная, что являются объектом изучения,
    искус­ственно
    меняют характер своих действий, чтобы
    под­строиться
    под то, что по их мнению, хотел бы видеть
    наблюдатель.

  2. Восприятие
    социальных явлений исследовате­лем
    и их интерпретация всегда эмоциональны
    и тем сильнее,
    чем теснее связь исследователя с
    наблюдаемым
    (наблюдаемыми). Наличие у наблюдателя
    опреде­ленного
    ожидания в отношении поведения
    наблюдае­мого часто ведет к
    формулированию конкретной точки
    зрения на происходящее. Такое ожидание
    может
    возникнуть,
    если до проведения наблюдения наблюда­тель
    и наблюдаемый контактировали. Например,
    «пер­вое
    впечатление» или ряд встреч может
    вызвать опре­деленное
    смещение акцентов в картине наблюдения.
    Если
    сложились благоприятные впечатления
    о наблю­даемом,
    то наблюдатель переносит их на наблюдаемую
    им
    ситуацию и при анализе происшедших
    событий
    оценивает
    их неоправданно положительно. А если
    на­оборот,
    после предварительных контактов
    сложилось негативное
    ожидание (скепсис, недоверчивость,
    пре­дубежденность),
    то это может привести к преувели­ченно
    отрицательной оценке деятельности
    наблюдаемого,
    к повышенной жесткости в оценке
    происходя­щего.

Существует,
так называемый, «гало-эффект» (оре­ол
престижа). Он основан на общем впечатлении,
ко­торое
наблюдаемый производит на наблюдателя,
и ве­дет
к поверхностным обобщениям в восприятии
и
классификации. Например: наблюдатель
отмечает у
наблюдаемого ряд положительных актов
поведения, которые,
по его мнению, особенно существенны. И
это является
основанием для того, чтобы в дальнейшем
приписывать
ему другие хорошие свойства, фактичес­ки
их не наблюдая. Часто наблюдатель в силу
разных причин
может повторно оказаться под впечатлением
одного
и того же личностного признака
наблюдаемого, и
это способствует нередко еще большему
снижению объективности
его суждений. Как правило, при длительном
знакомстве гало-эффект становится
еще сильнее53.

  1. При
    оценке тех или иных действий возможна
    «ошибка
    усреднения», которая состоит в боязни
    край­них суждений. Ее причина
    основывается на общеизвестном
    из опыта факте, что экстремальные
    признаки по­ведения
    встречаются значительно реже, чем
    свойства средней интенсивности. Поэтому
    некоторые исследо­ватели
    стремятся избегать крайних оценок,
    приближают
    их к средним величинам. В итоге результаты
    наблю­дений
    становятся однотипными, трудноотличимыми
    друг
    от друга. Чтобы избежать этого,
    рекомендуется при
    изучении уровня интенсивности поведения
    закла­дывать
    все оценки от крайне положительных до
    крайне отрицательных.
    Причиной также может быть и неуве­ренность
    наблюдателя, излишняя снисходительность,
    слабое знание объекта исследования.

  2. Возможна
    «ошибка моделирования» (или иначе
    логическая,
    теоретическая ошибка). Это происходит,
    когда
    исследователь вместо наблюдения
    использует дедуктивный
    вывод, что определенные признаки
    лич­ности
    должны быть сходными или взаимосвязанными
    между
    собой (или противоречить друг другу).
    Например,
    может быть сделан «логический» вывод,
    что при­ветливые
    люди добродушны, а добродушные —
    довер­чивы,
    или что красноречивые люди
    культурные, а
    культурные люди — красноречивы. Носящим
    шляпу может
    приписываться интеллигентность, а
    полным — добродушие.

10. Влияние
настроения наблюдателя во время
проведения
наблюдения. Настроение может отрица­тельно
влиять как на характер восприятия
событий,
так
и на оценку результатов наблюдения,
особенно ес­ли
у исследователя нет никакого желания
наблюдать объект
изучения.

Основной
способ устранения влияния негативных
факторов
на результаты наблюдения — тщательная
под­готовка
наблюдателя, неоднократное наблюдение
изучаемого социального объекта (как
одним и тем же наблюдателем, так и разными
исследователями) и сочетание его с
другими способами сбора информации
(например опросом, анализом документов,
экспериментом)

Преимущества и недостатки работы психологом

Подходит ли вам карьера психолога? Ну, краткий ответ — это зависит от обстоятельств. У психолога есть свои преимущества и недостатки. В зависимости от того, что вы ищете в жизни и профессии, психология может оказаться для вас подходящей профессией, а может и не оказаться. Но есть вероятность, что если вам нравится помогать людям, сталкиваться с новыми проблемами и вы готовы постоянно учиться и расти, вам понравится психология. Ниже приведены наиболее заметные преимущества и недостатки карьеры психолога.

Преимущества

1. Награда за помощь людям в преодолении трудностей.

Одна из главных причин, по которой психологи называют свою карьеру, заключается в том, что они могут помочь другим людям улучшить качество своей жизни. Многие люди во всем мире борются с инвалидизирующими психическими расстройствами и инвалидностью. Психологи помогают этим людям научиться справляться со своими расстройствами и ограниченными возможностями и преодолевать психические и эмоциональные проблемы.Хотя иногда работа психолога может вызывать стресс, это также очень приятное и полезное занятие.

2. Гибкие графики работы.
В то время как многие психологи тратят много времени, как только вы установите свою собственную практику, ваш график станет очень гибким. Вы можете устанавливать свои собственные часы, приходить и уходить, когда хотите, и иметь достаточно времени для отпуска. Большинство психологов сообщают, что один из аспектов своей работы, который им нравится больше всего, — это возможность проводить время с семьей и друзьями.Несмотря на то, что психологи, работающие в больницах и клиниках, не обладают большой гибкостью в своем графике работы, они все же сообщают, что имеют большой контроль над своим расписанием и много времени, которое они могут посвятить своей семье и личной деятельности.

3. Высокий потенциал заработка.
По данным Бюро статистики труда, в среднем психологи, работающие полный рабочий день, зарабатывают от 50 000 до 100 000 долларов в год. Те, кто работает неполный рабочий день, очевидно, зарабатывают меньше, но при этом зарабатывают приличную сумму.Психологи, способные вести успешную частную практику, могут заработать до 2

долларов.

Преимущества и недостатки натуралистического наблюдения

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который ученые используют для сбора данных и информации о различных типах вещей. Это означает, что за объектом (-ами), неосознанно, наблюдают в естественной среде обитания. Их поведение и реакции на вещи воспринимаются как подлинные и не подвергаются манипуляции, в отличие от многих других типов методов исследования, когда субъект знает, что его исследуют. Утверждается, что это наиболее реалистичный и точный способ наблюдения, который можно использовать, но он, безусловно, имеет свои уникальные недостатки.

Преимущества натуралистических наблюдений

1. Естественное поведение
Когда нет влияния на поведение субъекта, собранные данные гораздо более достоверны. Люди показывают свои истинные чувства, реакции и поведение, когда их не исследуют и не наблюдают.

2. Помощь в подтверждении исследований
Часто натуралистическое наблюдение используется для подтверждения результатов экспериментов, которые уже были проведены.Они помогают подтвердить или опровергнуть эти данные, поскольку они дают действительно точный отчет о результатах.

3. Реальный мир. Просмотр
Тесты можно проводить в реальных условиях. Это делает полученные ответы более релевантными для влияния гипотезы в реальных, реальных условиях. Это вид взгляда, который гораздо труднее или почти невозможно получить с помощью других типов экспериментов и наблюдений, которые можно провести.

4.Позволяет изучать неэтичные темы
Есть много вещей, которые необходимо изучить глубоко, чтобы мы могли лучше их понять. Однако не все обстоятельства подходят для того, чтобы вовлечь людей в научное изучение своего поведения или эмоций. Хорошим примером этого могут служить последствия стрельбы в школе для учащихся в школе. Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям собирать ценные данные, не нарушая эмоционального благополучия субъекта.

Недостатки натуралистического наблюдения

1.Внешние влияния
При проведении натуралистических наблюдений вы почти не контролируете влияния, окружающие вас. Эти помехи могут легко повлиять на результаты теста и сделать его бесполезным.

2. Различия во мнениях
Все смотрят на вещи по-разному, включая исследователей и ученых. Два человека могут наблюдать, как один и тот же субъект делает одно и то же, и все же они могут сделать два совершенно разных вывода из своих действий или поведения.Это предвзятость — главное, о чем спорят критики натуралистических наблюдений.

3. Трудно сохранить естественность
Как вы могли догадаться, бывает трудно провести обследование или эксперимент на человеке без его ведома. Вам часто придется находиться на таком расстоянии, что вы не сможете получить полный объем происходящего или демонстрируемого поведения.

4. Может потребоваться много времени
Чтобы получить истинные результаты, вы должны наблюдать, как один и тот же объект делает одно и то же в течение длительного периода времени.Это показывает вам, каковы истинные данные и результаты эксперимента. Некоторые натуралистические наблюдения могут длиться месяцами или даже годами.

Хотите узнать, как стать профессиональным блоггером и никогда не искать работу? Послушайте отмеченный наградами подкаст The Blog Millionaire , чтобы узнать, как это сделать. Перейдите сюда, чтобы подписаться бесплатно и загрузить выпуски прямо на свой телефон, планшет или компьютер.

Важные факты о натуралистических наблюдениях

  • Полная противоположность натуралистическому наблюдению называется аналоговым наблюдением.Это когда исследователи манипулируют всеми факторами.
  • Три этапа натуралистического наблюдения — это описание, предсказание и объяснение.
  • Эта форма наблюдения требует тщательного ведения записей и всестороннего участия исследователя.
  • Собираемые данные реального мира имеют экологическую ценность. То есть исследования ситуаций существуют в реальном мире.
  • .

    Преимущества и недостатки [IELTS Writing]

    В задании 2 письменного теста IELTS вам может быть задан вопрос о преимуществах и недостатках чего-либо. Это довольно распространенный тип вопросов, поэтому вы должны хорошо знать, как на него отвечать.

    В сегодняшней статье я постараюсь показать вам все, что вам нужно знать о написании такого рода эссе. Но сначала имейте в виду золотое правило IELTS: не существует одного идеального способа дать ответ! IELTS — это просто проверка вашего знания английского языка, и есть лотов, способов добиться успеха.

    В любом случае, я собираюсь показать вам следующее:

    • Пример вопроса о преимуществах и недостатках
    • Две возможные структуры эссе
    • Типовое эссе

    Обзор вопросов о преимуществах / недостатках

    Прежде всего , давайте посмотрим на основы. Некоторые из вас, возможно, никогда раньше не сдавали IELTS или могут быть относительно новичками в этом. Если вы опытный кандидат или преподаватель, вы можете пропустить этот раздел.

    Письменный тест IELTS состоит из двух частей (обычно называемых «задачами»).Первый попросит вас описать какие-то визуальные данные, такие как линейный график или гистограмма, а второй будет более традиционным вопросом типа эссе. Он будет посвящен общей теме IELTS, такой как окружающая среда, общество, технологии и так далее.

    Как правило, эти типы вопросов можно разбить на пять категорий:

    • Согласен или не согласен
    • Преимущества и недостатки
    • Причины и решения
    • Обсудить обе точки зрения
    • Вопросы из двух частей

    Все они требуют немного разных подходов, но обычно вы можете написать не менее 250 слов, разделенных на 4 или 5 абзацев, и получить довольно хороший ответ.

    Однако сегодня мы сосредоточимся на втором пункте этого списка: преимуществах и недостатках.

    Примеры вопросов

    Чтобы показать вам, что такое вопрос «преимущества и недостатки», мы рассмотрим образец вопроса. Вот один из официального Кембриджского руководства по IELTS:

    В прошлом, когда студенты получали университетскую степень, они, как правило, учились в своей стране. В настоящее время у них есть возможность учиться за границей.

    Какие преимущества и недостатки этой разработки?

    Вы должны использовать свои собственные идеи, знания и опыт и подкреплять свои аргументы примерами и соответствующими доказательствами.

    В вопросе IELTS по письменному заданию 2 вы часто найдете одно или два предложения, которые вводят идею, а затем другое предложение, которое дает вам задание в виде инструкции или вопроса. В этом случае возникает вопрос: «В чем преимущества и недостатки этой разработки?»

    Здесь «развитие» означает изменение предыдущих линий (люди, которые теперь имеют возможность учиться за границей).Тогда ваша задача — подумать как о преимуществах, так и о недостатках этой ситуации, а затем объяснить их. Я покажу вам, как это сделать в следующем разделе.

    ielts books

    Если вы действительно хотите улучшить IELTS, взгляните на мои книги.

    Как структурировать эссе о преимуществах и недостатках

    Когда вам задают такой вопрос, вы должны тщательно продумать свой ответ. Это означает, что подумайте над вопросом и придумайте, что вы скажете в своем ответе.

    Конечно, нужно помнить одну вещь: не следует говорить слишком много . Помните, что для IELTS у вас есть всего 40 минут, чтобы написать 250 слов, и если вы просто втиснете в эссе как можно больше идей, у вас либо не хватит времени до того, как вы закончите, либо ваше эссе будет серьезно недоставать с точки зрения когерентности и сплоченности. . (Это один из четырех компонентов, по которым экзаменатор будет выставлять вам оценку. Он составляет 25% вашей оценки. Вы можете увидеть рубрику выставления оценок здесь.)

    Я предлагаю здесь две структуры для вашего эссе. Это самые распространенные, но возможны и другие.

    Пример структуры № 1

    Введение Объяснение темы
    Укажите цель эссе
    Основной абзац 1 Опишите преимущества
    Поддержите и объясните
    Основной абзац 2 Опишите недостатки
    Поддержка и объясните
    Заключение Обобщите сказанное вами

    Это, безусловно, наиболее распространенный тип структуры , используемый для такого рода вопросов, и он определенно очень эффективен.Он прост в использовании, и вы можете написать действительно фантастическое эссе с этими 4 абзацами.

    Пример структуры # 2

    Введение Объясните тему
    Задайте цель эссе
    Основной абзац 1 Опишите 1 st преимущество
    Объясните
    Основной абзац 2 Опишите 2 nd преимущество
    Объясните
    Основной абзац 3 Опишите недостаток
    Объясните
    Заключение Обобщите сказанное вами

    Вы можете видеть, что это в основном то же самое, что и предыдущее, но с лишний абзац.Некоторым людям это может показаться труднее, но другим будет легче разделить и объяснить свои идеи. Это зависит от тебя. Вам не дадут более высокий балл за написание большего количества абзацев, и на самом деле большее количество абзацев часто ведет к снижению согласованности. Тем не менее, это нормально и может дать отличный ответ.

    Очерк модели преимуществ и недостатков

    ielts question advantages and disadvantages.

    IELTS Преимущество Недостаток Примеры вопросов для эссе

    Ниже приведен список примеров вопросов для IELTS для эссе о преимуществах / недостатках в письменном задании 2. Эти типы эссе часто преподаются вместе с дискуссионными эссе, но я думаю, что стоит изучить их отдельно, чтобы быть лучше подготовлен.

    Преимущества / недостатки Советы для эссе

    • потратьте время на планирование преимуществ и недостатков данного утверждения
    • убедитесь, что у вас есть соответствующие опорные точки
    • объедините ваши преимущества в один основной абзац и то же самое с недостатками
    • следуй за безопасным преимуществом недостатком эссе модель
    Преимущества / недостатки Вопросы для сочинения

    Все более популярными становятся периоды перерыва между окончанием школы и поступлением в университет.Каковы преимущества и недостатки этого?

    Некоторые думают, что для крупных компаний и промышленности было бы лучше переехать в региональные районы за пределами крупных городских центров. Как вы думаете, преимущества перевешивают недостатки?

    С ростом количества электронных книг приходит упадок бумажных книг. Некоторые люди видят в этом хороший шаг вперед, а другие нет. В чем преимущества и недостатки этого направления?

    Рост количества полуфабрикатов помог людям идти в ногу со скоростью современного образа жизни.В чем преимущества этого направления? Перевешивают ли преимущества недостатки?

    Похоже, что наблюдается растущая тенденция к оцениванию студентов посредством экзаменов, а не непрерывного оценивания. Каковы преимущества и недостатки экзаменов как формы оценивания?

    Исследование космоса ежегодно обходится налогоплательщикам в непомерную сумму денег. Какие преимущества и недостатки тратить деньги на исследование космоса?

    Многие пожилые люди не получают длительного ухода в своих семьях, а помещаются в дома престарелых или дома престарелых.В чем преимущества и недостатки этого направления?

    Часто считается, что перемены более выгодны для людей, чем попытки избежать их и оставить все по-прежнему. Вы думаете, что преимущества перемен перевешивают недостатки?

    Другие вопросы для эссе IELTS

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *