Домики тест: Методическая разработка: Домики. (Орехова) | Социальная сеть работников образования

Содержание

Методическая разработка: Домики. (Орехова) | Социальная сеть работников образования

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица . Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный

частичный

недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Лист ответов к тесту «Домики»

Фамилия, имя                                             класс                                дата                

1 задание

1          2           3            4             5             6             7             8

2 задание

           1                    2                   3                4               5                 6                7                8                  9             10

3 задание

             1                  2               3                 4                5                 6                 7                8                9               10

№10 ________________________________________________________________________

Приложение 3

Ф.И.

Физиологический компонент

Деятельностный компонент

Эмоциональный компонент

Общий уровень адаптации

Заболевания в период адаптации

Психосоматическая симптоматика

Вегетативный коэффициент

Уровень физиологической адаптации

Проблемы в учебной деятельности

Уровень усвоения школьной программы

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Отношение к одноклассникам

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Уровень эмоциональной адаптации

Иванов А.

ОРЗ

есть

0,4

недостаточный

нет

достаточный

+

+

12

амбивалентный

частичный

Макарова М.

нет

нет

0,8

достаточный

Чтение, письмо

неполный

+

+

+

17

положительный

достаточный

Васин П.

нет

нет

0,6

достаточный

Чтение, письмо

недостаточный

+

24

отрицательный

недостаточный

Сводная таблица по результатам  исследования адаптации первоклассников

Парфёнова Наталья Владимировна | Тест «Домики»

«Ребята! Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Посмотрите, что ле­жит у вас на столах: лист, который мы будем раскрашивать. На листе вы ви­дите три задания, обозначенные римскими цифрами. Начнем с первого.

I задание.

Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше осталь-ных? Не смот­рите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Каранда­шом, ко-торый вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось! Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не пона­добится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону…»

Таким образом нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо про­следить, чтобы раскра-шивание производилось слева направо. Для стимуля­ции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже краси­вый», «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, мож­но стимулировать маленьких детей следующим образом: «Посмотри, каран­дашикам грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик говорит тебе, что он тоже красивый, лучше других».

В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой краси­вой, разноцветной стала наша дорожка.

II задание.

«Второе задание отличается от первого. Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? На домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцвет­ная, неинтересная. Нужно ее раскрасить. Но прежде чем начинать раскра­шивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в до-миках живут разные хозяева. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы по­красьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

Например: «В первом домике живет счастье. Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков много, больше, чем каран­дашей, а их хозяева могут быть похожими».

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доб­рота, злоба, скука, восхищение (для детей 5-7 лет).

Все слова произносятся с четким интонированием, для маленьких эмо­ционально окрашиваются. Если детям непонятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. Необходимо избе-гать объяснения через поня­тия: счастье — это радость. Новые слова могут оказаться также непо-нятны детям. В объяснении лучше использовать предикаты, содержащие глаголь­ные формы, и наречия, выражающие чувства и настроения.

Рекомендуемые пояснения:

Счастье — когда нам весело, всё хорошо получается и мы все довольны.

Горе — когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроил­ся, ему очень горько.

Справедливость — когда все по-честному, поровну, по правилам.

Обида — когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили. Обманули, что-то отняли.

Дружба — когда мы дружим, помогаем друг другу, защищаем друг друга.

Ссора — когда кто-то раздружился и ругается.

Доброта — когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный, жалеет тех, кому плохо.

Злоба — когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.

Скука — когда неинтересно, нечего делать, все надоело, мамы дома нет.

Восхищение — когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем большое удовольствие.

Следует объяснить детям, что во втором задании домиков много и хозя­ева могут быть похожими, а значит, и цвет домиков может быть одинаковым, поэтому карандаш после использования нужно положить к остальным. Таким образом обеспечивается адекватный выбор цветов. После выполнения задания необходимо похвалить детей, полюбоваться, какой веселой стала улица. Этим достигается позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.

Для детей 4-5 лет.

Этот домик веселый,

а этот грустный, его кто-то обидел.

Этот домик добрый,

а этот злой, он сердится, ругается.

Этот домик скучает, а этот удивляется, ему все интересно.

III задание.

«Ребята, у нас осталось еще одно задание. Чтобы его выполнить, нужно послушать еще одно правило. Открою тайну. На этой улице живем мы. В каждом домике мы делаем что-то особенное, и в зависимости от того, что мы там делаем, этот домик нужно раскрасить в свой подходящий цвет».

Обозначение домиков (для детей 5-8 лет):

первый домик — наш сад (школа),

во втором домике мы рисуем,

в третьем мы танцуем,

четвертый домик — музей,

в пятом мы поем,

в шестом — считаем,

в седьмом — читаем, в восьмом — играем,

в девятом — наблюдаем природу и т. д.

Инструкция для раскрашивания последнего домика.

«Придумайте и поселите в этом домике своего хозяина, для кого вы бы раскрасили этот домик, придумайте и то, что он там делает. Выберите для своего хозяина подходящий цвет и покрасьте домик. Кто закончит раскра­шивать, тихонько на ушко мне скажет, кто в этом домике живет и что там делает тот, для кого вы раскрасили этот домик».

На ответном листе делается пометка, для кого был раскрашен домик и что делал его хозяин.

Для детей 4-5 лет.

Этот домик занимается полезными делами.

Этот домик читает сказки.

Этот домик конструирует.

Этот домик поет,

Этот — рисует.

Этот домик играет.

А для этого домика придумай занятие сам.

Допускается для детей дошкольного возраста помогать в случае необхо­димости в раскраши-вании, если ребенок не успевает и это сдерживает рабо­ту группы, на ответном листе делается соответствующая пометка.

Схема описания ответных листов.

1. Характер раскрашивания. Определение психологического состоя­ния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства — особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.

По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, корич­невый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен больше на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.

Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) — он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутрен­нем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.

Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими деть­ми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привес­ти к развитию у ребенка замкнутости.

Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрос­лыми. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категорич­ность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.

Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчи­вым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.

Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мело­чи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок — у него развито обоб­щающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связан­ными вещами. Это — фантазер со склонностями к литературе и искусствам.

Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния погранич­ный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка- пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность воспри­ятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.

2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорож­ки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое миро­ощущение. Психолог дол

Психологический тест Ореховой , для первоклассников «Домики.»

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов <Приложение 2>

  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия.

Соответствие цвета порядковому номеру:

1 – синий

2 – зеленый

3 – красный

4 – желтый

5 – фиолетовый

6 – коричневый

7 – серый

8 – черный

Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

с положительным отношением к школе

с амбивалентным отношением

с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Далее заполняется сводная таблица <Приложение 3>. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)

частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)

недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный

частичный

недостаточный (или дезадаптация)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Литература.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.

Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.

Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .

Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.

Фамилия, имя ___________________________________________ класс ________дата ____________

1 задание

1 2 3 4 5 6 7 8

2 задание

Пятиугольник 12Пятиугольник 14Пятиугольник 13Пятиугольник 15Пятиугольник 16Пятиугольник 17Пятиугольник 18Пятиугольник 19Пятиугольник 20Пятиугольник 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3 задание

Пятиугольник 2Пятиугольник 4Пятиугольник 3Пятиугольник 5Пятиугольник 6Пятиугольник 7Пятиугольник 8Пятиугольник 9Пятиугольник 10Пятиугольник 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Фамилия, имя ___________________________________________ класс ________дата ____________

1 задание

1 2 3 4 5 6 7 8

2 задание

Пятиугольник 12Пятиугольник 14Пятиугольник 13Пятиугольник 15Пятиугольник 16Пятиугольник 17Пятиугольник 18Пятиугольник 19Пятиугольник 20Пятиугольник 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3 задание

Пятиугольник 2Пятиугольник 4Пятиугольник 3Пятиугольник 5Пятиугольник 6Пятиугольник 7Пятиугольник 8Пятиугольник 9Пятиугольник 10Пятиугольник 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение 3

Физиологический компонент

Деятельностный компонент

Эмоциональный компонент

Общий уровень адаптации

Заболевания в период адаптации

Психосоматическая симптоматика

Вегетативный коэффициент

Уровень физиологической адаптации

Проблемы в учебной деятельности

Уровень усвоения школьной программы

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Отношение к одноклассникам

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Уровень эмоциональной адаптации

Иванов А.

ОРЗ

есть

0,4

недостаточный

нет

достаточный

+

+

12

амбивалентный

частичный

Макарова М.

нет

нет

0,8

достаточный

Чтение, письмо

неполный

+

+

+

17

положительный

достаточный

Васин П.

нет

нет

0,6

достаточный

Чтение, письмо

недостаточный

+

24

отрицательный

недостаточный

Сводная таблица по результатам исследования адаптации первоклассников

Тест «ДОМИКИ» для 1 класса по адаптации

 

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

·                    Лист ответов

·                    Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

·                    0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

·                    0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

·                    0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

·                    Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (342516087) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

·                    Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

·                    10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

·                    Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

·                    с положительным отношением к школе

·                    с амбивалентным отношением

·                    с негативным отношением

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

·                    первоклассников с недостаточным уровнем адаптации

·                    первоклассников с частичной адаптацией

Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.

Лист ответов к тесту «Домики»

 

Фамилия, имя                                                          класс                                      дата               

 

 

 

 

1 задание

 

1                     2                 3                 4                 5                6                7                8

 

2 задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1                 2                  3                 4                5               6               7              8           9              10

 

3 задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1                     2               3                4                5                6             7                8              9               10

№ 10 ________________________________________________________________________

 

Проективный тест Домики Ореховой

Определение 1

Тест «Домики» (разработан О.А. Ореховой) – это диагностическое средство, направленное на выявление дифференциации эмоциональной сферы у детей.

Общая характеристика теста

Проективный тест «Домики», предложенный О.А. Ореховой, основан на цвето-эмоциональном эксперименте, который был предложен А.М. Эткиндом для осуществления анализа отношений. Тестирование позволяет исследователю «увидеть» полную картину индивидуальных предпочтений и особенностей, духовных и познавательных потребностей, способностей к формированию взаимоотношений в обществе и исследуемых детей. Кроме того, исследователь имеет возможность определить имеющиеся у ребенка психологические проблемы и внутренние противоречия.

Тест «Домики» О.А. Ореховой, частично напоминает методику, разработанную в 1956 году Т. Обоэ и Т. Мацуока «Тест символизма цветов».

Процедура проведения теста предусматривает процесс раскрашивания, результат которого определяет личностное отношение ребенка к конкретным социальным категориям.

Готовые работы на аналогичную тему

Методика проводится среди детей 4-11 лет. Для проведения необходимы специальные бланки, которые немного различаются в зависимости от возраста испытуемых, а также 6 цветных карандашей. У дошкольников методика проводится индивидуально, у детей школьного возраста возможно групповое проведение.

Процедура проведения теста осуществляется в несколько этапов:

  • 1 Этап – простое раскрашивание, выявляется цветовое предпочтение из шести предложенных цветных карандашей.
  • 2 Этап – подбор цветов для раскрашивания домиков, в которых, по мнению ребенка, проживают разнообразные человеческие эмоции (радость, веселье, печаль, злость, восхищение и т.д.).
  • 3 Этап – определение отношения к наиболее актуальным сферам детской деятельность (школа, детский сад). В зависимости от выбора ребенком цвета, составляют его индивидуальную шкалу предпочтений.

Все результаты, полученные в ходе методики, проходят процедуру обязательного шкалирования. То есть исследователь определяет уровень предпочтения каждого из полюсов социальных эмоций ребенка.

Практика проведения данной методики определяет ряд правил, соблюдение которых положительно сказывается на достоверности получаемого результата:

  1. Целесообразно использовать индивидуальную форму тестирования, вне зависимости от возраста испытуемых. Индивидуальная форма позволяет исследователю зафиксировать не только итоговые результаты тестирования, но и то, как вел себя испытуемый во время раскрашивания, его комментарии, вопросы, реакцию на стимульный материал и т.п.
  2. При проведении методики предпочтительно использовать восемь цветов, вместо шести. Это позволяет анализировать особенности эмоционального состояния ребенка уже по итогам проведения первого этапа.

Описание заданий теста

Проективный тест «Домики» О.А. Ореховой, состоит из нескольких заданий:

Первое задание — раскрашивание дорожки, которая состоит из шести клеточек. Педагог предлагает ребенку раскрасить дорожку цветом или цветами, которые на его взгляд больше всего подходят для этой дорожки, и которые ему больше всего нравятся. Раскрашивание необходимо осуществлять строго слева направо.

Второе задание – раскрашивание домиков, которые представлены в ряд, то есть в виде улицы. Прежде, чем приступить к раскрашиванию домиков, педагог говорит ребенку, о том, что это не просто домики, а у них очень интересные и разные хозяева – эмоции. Педагог предлагает детям перечень эмоций и они уже сами решают какая в каком домике «живет», и, исходя из этого, раскрашивает их.

Список слов-эмоций: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение (для детей 5-7 лет).

Произнося каждое слово, педагог окрашивает его эмоционально.

Третье задание – детям так же предлагают раскрасить домики, но в них уже живут не эмоции, а находится то, что ребенок делает или посещает ежедневно, например: домик – школа, домик – кружок танцев, домик – театр и т.д.

Задача ребенка не просто придумать и поселить в каждом домике хозяина, но и раскрасить его в соответствии с подобранным хозяином.

При проведении тестирования среди детей дошкольного возраста допускается оказание им небольшой помощи в раскрашивании. Особенно если тестирование проводится в группе, в случае если ребенок не успевает и это задерживает работу всей группы. При оказании ребенку помощи, необходимо делать соответствующую пометку на ответном листе ребенка.

Схема описания ответных листов

Схема описания ответных листов осуществляется следующим образом:

  1. Характер раскрашивания – определяется психологическое состояние ребенка, в зависимости от предпочитаемого цвета, характеру заполнения пространства и штриховки.

  2. Цветовые выборы (предпочтения) – анализируется выбор цветов при раскрашивании дорожки, которая дает исследователю возможность понять цветовое мироощущение ребенка. Обращают внимание на основные цвета, используемые при раскрашивании, их интерпретация и сочетание, местоположение основных цветов. Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового градуснике имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций.

  3. Сфера социальных эмоций. При осуществлении анализа обращают внимание на два основных факта:

    • Первый факт – дифференциация эмоций ребенка при выполнении задания, его психологическое отношение к заданиям и их выполнению. Обращают внимание на то, каким цветами ребенок обозначил позитивные и негативные эмоции.
    • Второй факт – является производным первого факта и определяет систему личностных отношений между основными блоками структуры личности ребенка, указывает на наличие возможных вариантов и деформаций индивидуального развития ребенка. При нормально варианте развития у ребенка полюс положительных эмоций по рейтингу всегда выше отрицательных.
  4. Сфера деятельностных отношений – определяет систему деятельностного отношения ребенка и его актуальных ценностных потребностей. Считается, что именно эти отношения и указывают на сформированность определенных потребностей и сфер деятельности ребенка.

  5. Резюме — констатируются основные положения интерпретации цветовых выборов ребенка и формулируются его проблемы.

  6. Рекомендации — указывается необходимый комплекс коррекционных работ, дополнительных исследований на основании выявленных у ребенка проблем.

Проективный рисуночный тест «Дом» с интерпретацией

В рамках марафона «Познакомься с собой» психолога Зоряны Лужиной участникам предлагались интересные тесты, в том числе проективный рисуночный тест «Дом». Тест достаточно простой, и уметь рисовать здесь совсем не обязательно.

Задание

1. Взять лист бумаги и нарисовать дом, какой угодно.
На этом инструкция заканчивается, потому что если начать ставить условия, то это загоняет испытуемого в некие рамки и может значительно исказить конечный результат и его интерпретацию.

2. Далее, и только после того, как дом уже нарисован, предлагается ответить на ряд вопросов:

  • Где находится этот дом?
  • Сколько комнат в доме?
  • Кто в нем живет?
  • Где этот дом стоит?
  • Какое место в нем самое уютное, почему?
  • Какое место наименее уютное, почему?

Пример

Я не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни.
2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок.
3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты.
4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный.
5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом.
6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Интерпретация

А теперь приступим к расшифровке.
Сам дом – это как бы внутренний мир, он характеризует человека в целом и олицетворяет его.
Если рисунок в целом неяркий, бледный, выполнен еле видными линиями и штрихами – это может означать усталость и общую апатию испытуемого. Имеющаяся штриховка отдельных элементов демонстрирует тревожность и неуверенность.
Далее Зоряна в марафоне предлагала оценивать получившийся рисунок дома по элементам.

1. Дверь.
Дверь в проективном тесте «Дом» означает коммуникацию и открытость в общении. Обращаем внимание на ее наличие, расположение, размер и ширину.

Если она впереди, на фасаде дома – это означает, человек коммуникабельный и общительный, открытый к коммуникации.

Если дверь находится сбоку – то имеются сложности в коммуникации и избирательность в общении.

Если дверь узкая или крыльцо узкое, значит, человек не всех готов принять к общению и нужно пройти испытания, чтобы стать близким. Иными словами, человек впускает в свой мир только избранных, преодолевших испытания; принимает людей, только если они откровенно подходят ему, а не всех подряд.

Если дверь расположена на высоком крыльце (как на моем примере) – человек не каждого принимает к общению. Ему сложно довериться, поверить людям сразу, необходимо время, чтобы появилось доверие.

Если имеются вензеля на двери – это означает стеснительность, и еще это можно интерпретировать как желание развить свою женственность (такие рисунки чаще свойственны женщинам).

Если имеется тропинка к двери – значит, есть сложности в общении.

Цвет двери имеет значение, если неестественно выделяется, а не дополняет основную картину.

Решетки на двери означают потребность в защите, т.е. демонстрируют наличие страхов у человека.

2. Окна – глаза у дома.
Окна означают степень интереса к миру, заинтересованности в информации. Потребность смотреть за миром, познавать, наблюдать, читать, анализировать.

Чем больше размер окон – тем более человек склонен познавать мир, любопытен. Такое часто наблюдается в детских рисунках.
Если не очень большое окно – соответственно, это означает небольшую любознательность.
Когда окна достаточно большие и на них много всего (растения, лампы, разные вещи) – это значит, что присутствует заинтересованность в наблюдении за миром, но человеку страшно, имеется определенный барьер. Иными словами, хочется быть на виду, человек наблюдательный и хочет себя показать. Но что-то ему мешает.
Когда окна огромные – значит человек хочет быть на виду, жить напоказ, возможно, выступать на публике. Имеется потребность состояться социально, ему необходимо быть в потоке жизни и деятельности.

Если рисунок очень простой и в доме присутствуют светлые горящие окна – это характеризует человека как наблюдателя и наличие у него качества созерцательности.

Если есть кресты и решетки на окнах – значит, имеются тревога, недоверие, возможно, человек пережил предательство. Часто это означает, что были проблемы в детстве, множественные родительские запреты. В настоящее время у человека имеются какие-либо комплексы. Причина кроется в детстве – родители соткали ковер из ограничений и убеждений («туда не ходи, это не делай»), которыми человек руководствуется и теперь. Проблемные убеждения могут мешать выйти из дома наружу.

Важно понимать, что если человек осознает наличие у себя таких вредных и неконструктивных установок – это уже наполовину решает проблему. Когда мы понимаем, что есть детские запреты, и хотим от них избавиться, то это уже не запреты, а повод обратиться к психологу. И решетки на окнах часто демонстрируют именно неосознаваемые негативные убеждения и социальные запреты, которые человек может и не признавать.

Отсутствие решеток на окнах означает достаточно открытого к жизни человека (не обязательно к общению), для которого существует очень мало границ и запретов.

Если имеются жалюзи или шторы – это желание посмотреть на мир, самому, а не показать себя.

Узорчатые занавески – стремление привлечь внимание. Важно быть красивой и нравиться окружающим. В целом украшательство и много деталей означает желание привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя.

Затемненные окна означают эмоциональное оскуднение, этап усталости.

3. Крыша.
Крыша – это символ нашей головы, ума и разума.
Любые украшения на крыше – это потребность продемонстрировать интеллектуальные способности.
Чем больше заштрихована, проработана крыша – тем более выражена тревога относительно своих интеллектуальных способностей.
Если имеется окно в плоскости крыши и в него можно заглянуть – это означает переживания человека. Ощущение, что за человеком наблюдают. Он чувствует, что его мысли ему не принадлежат, а как бы вложены ему в голову. Возможно, в детстве человек был как под микроскопом, у него не было личного пространства, и ему все время что-то навязывали. И сейчас он чувствует, что проживает не свою жизнь.

4. Труба.
Труба может быть, а может не быть.
Причем мужчины, как правило, обязательно рисуют трубу, т.к. это фаллическая символика и означает их принадлежность к сильному полу.

Дым из трубы символизирует эмоциональность, выход каких-то чувств.
Если труба есть, а дыма нет – присутствует самоконтроль, человек живет чужими идеями, мыслями, не своей жизнью.
Если нет трубы – возможно, проблемы сексуальной сферы для человека не значимы.
Дымка нет – все под контролем.
Если дыма очень много – это демонстрирует эмоциональность и возможно агрессивность, вспыльчивость.

Труба в целом не только про сексуальные переживания, но и про то, насколько мы умеем выплескивать свои эмоции, выпустить пар, либо держим эмоции при себе, присутствует самоконтроль, сдержанность.
Если дым адекватный (не слишком густой) – человек умеет выпускать эмоции.

Если имеются антенны на окнах или крыше – значит присутствует высокая потребность в информации и знаниях.

Пример: Окно на крыше, дом с закрытыми ставнями. Интерпретация: Человек сам хочет наблюдать за миром, только когда захочет. Откроет свой мир не каждому.

5. Чердак – означает рассудок.
Когда на рисунке много хлама, вещей, деталей, зимний сад – можно делать вывод, что у испытуемого не очень хорошо с психикой. Не управляемый ум. Либо имеются навязчивые мысли, но их вытесняют, в том числе неотложными делами. Это повод задуматься, своей ли жизнью ты живешь, возможно, есть сильные нереализованные желания.

6. Прочие элементы – забор, дорога, животные, деревья.

Если дорога идет мимо дома – призыв «проходите мимо, я вас внутрь не пущу», т.е. это низкая заинтересованность в социальных контактах.

Если есть забор – то человек живет в своем внутреннем мире, переживает из-за социальных контактов, предпочитает не выходить в социум.

Если 2 дорожки – значит есть разные притоки друзей, непересекающиеся компании.
На примере моего рисунка: «сначала попади ко мне во двор, а потом я решу, пускать ли тебя во внутренний мир».

Дом с высоким фундаментом, укрепленным – крепость. Если дом в целом выглядит как крепость, значит, с одной стороны, ему есть что скрывать, а с другой – он готов дать серьезный отпор тем, кто покусится на его внутренний мир.

Еще пример: Если дверь находится на главном фасаде, она большая и на низком крыльце, но к двери ведет сильно заштрихованная дорожка, это означает следующее:
Интерпретация: Кто-то испортил жизнь, сделал так, чтобы вера к людям и миру потерялась. Изначально все было хорошо. Человек закрыт по внешней причине. Присутствует одиночество. Человек хочет общения, но не может. И это не черта характера, а приобретенное свойство личности.

Если балкон полон решеток – это не просто наблюдение за жизнью. Имеется сфера в душе, в которой куча запретов и которую закрыли на замок. Там травмы, проблемы, установки и т.п.
Животное – символ хранителя или страха. Или это просто может быть желание завести животное.
Если вокруг дома есть и другие дома – это характеризует стремление примкнуть к коллективу.
Одиночный дом означает стремление дистанцироваться от общества.

Ответы на вопросы

Из рисунка этих элементов не видно, но они также имеют значение.

1. Количество комнат говорит об уровне самооценки и притязаний.
В среднем если комнат до 5 – это норма. Если комнат больше – у человека возможны проблемы с реальностью: хочется объять необъятное, побывать во всех местах, человек не сопоставляет свои мечты с реальностью.
Много комнат может означать завышенную самооценку в смысле того, что человек много от себя требует. Присутствует перфекционизм, потребность быть самым лучшим.
Одна комната – заниженная самооценка.
Если человек не знает, сколько комнат – это означает боязнь представить свои цели; не чувствует, чего может достичь.

2. Где в доме находится самое уютное место?
Хорошо, если оно где-то возле камина, в гостиной – там, где собираются люди.
Если на кухне – значит человек чувствует себя хозяином в доме.
Терраса – это граница дома и внешнего мира. Означает, что дома не комфортно, человек пытается расширить зону своего влияния, стремится раздвинуть границы.
Если уютное место на втором этаже, в мансарде или отдельной комнате – человек любит побыть собой наедине, имеется потребность уединиться, отдохнуть, заняться хобби.
Коридор и прихожая не должны быть уютным местом.
Если это кресло-качалка – потребность расслабиться и отдохнуть.
Если гостиная, наоборот, является неуютным местом, значит человек не любит быть на людях.

3. Где в доме находится неуютное место?
Традиционно это коридор, место перед дверью, где чужие люди и беспорядок. Это норма.
Кухню не любят те, кто на диете, или не любят готовить и убирать за всеми.
Если на чердаке неуютно – значит неуютно быть с самим собой. А возможно, там поселились детские страхи, которые мешают жить.
Когда спальня неуютная – это часто означает разборки в семье или личной жизни.
Подвалы и погреб в целом характеризуют сексуальную сферу и подсознание.
Наличие подвала еще могут означать проблемы в роду. Либо когда женщину воспитывают в нелюбви к себе, имеются проблемы с удовольствием, в восприятии себя. Человек не может чувствовать себя счастливым, он все время в каких-то рамках.
Кладовка также связана с подсознанием, ранним детством.

Ну и в целом — если ощущения и общее впечатление от дома хорошие – значит все в порядке. Если есть сомнения – ищите проблемы.

А вот еще одна интерпретация проективного теста «Дом»:

Конечно, оценка проективных тестов очень субъективна, но в целом она позволяет получить общее впечатление об объекте.

А вы умеете рисовать? И как бы выглядел ваш дом?😊

Возможно, вам будут интересны и другие проективные тесты:
Тест Автопортрет

Вас также может заинтересовать:

Визуальный тест: выберите домик и узнайте, какая вы хозяйка

Вы, конечно, и сами догадываетесь, какая вы хранительница очага. Но этот короткий тест может удивить вас кое-чем новым и даже вдохновить. Попробуйте!

Дом и хозяйство тесно связаны — тут сложно поспорить. А дома каждому из нас нравятся разные. Нравятся, однако, не только за красоту — они могут сказать кое-что о нашем характере.

https://pixabay.com/ru/

Тест

Рассмотрите эту картинку с домами и выберите тот, который вам больше всего по душе. Только не надо очень долго думать, иначе ответ будет не точным. Доверьтесь интуиции.

Главная

Результаты теста

Первый домик

Для вас главное — уют. А где — не так уж важно. Вы сможете сделать душевное жилище даже из крошечной комнатки. Семейные фотографии, гирлянды, фрукты в вазах, мягкие пледы — это всё про вас. Вы — хозяйка, которая обожает украшать свой дом. Правда, порой, из-за этого может накапливаться хлам.

Второй домик

Чистота и порядок — вот девиз вашего жилища. В вашем доме можно проводить операции — ни одной пылинки не упадёт. Вы всегда знаете, где лежит та или иная вещь. Всё буквально разложено по полочкам. Вот только иногда бываете слишком педантичны и вас раздражает, когда кто-то из домочадцев положил вещь не в то место.

Третий домик

Ваш дом выглядит как обложка с модного журнала про интерьер. Вы обожаете, когда всё в доме новое и стильное. Дизайн квартиры продуман до мелочей. Кто бы ни пришёл к вам в гости, уходит с восторгом. Правда, в погоне за модой порой вы забываете убираться или выбрасывать лишнее. Но какая разница, если всё равно все в восторге.

Четвёртый домик

Минимализм — вот ваш идеал. В вашем доме невозможно найти хлам или разбросанные вещи. Вы храните только то, что нужно и чем пользуетесь, а в самом доме много пространства и есть где развернуться. Иногда, правда, жилище кажется вам излишне холодным, каким-то безликим. Но в целом вас всё устраивает.

Пятый домик

Вы — творческая личность, которая живёт в своём волшебном мире. И дом это отражает. Необычные картины и плакаты, рисунки, самодельные вазы, игрушки, яркие шторы — ваш дом больше похож на причудливый музей, а не на жилище. И вам не особо важно, натёрта до блеска ванна или нет. Вы и так счастливы.

Шестой домик

Гармония — вот что важно для вас. В жизни вы успешно сочетаете работу и уход за домом. В вашем жилище уютно и приятно находиться, чувствуется душа. По всему видно, что вы — идеал хозяйки. Продолжайте в том же духе.

Тест Hogwarts House

Тест Sorting Hat в Хогвартсе — это совершенно ненаучный и «просто для развлечения» личностный тест, который достиг удивительной популярности благодаря успеху франшизы о Гарри Поттере.

Эта версия теста Сортировочная шляпа определит, к какому Хогвартсу вы принадлежите, используя реальные психометрические элементы.

Для каждого из следующих утверждений укажите уровень вашего согласия ниже.

IDRlabs Hogwarts House Sorting Hat Test (IDR-HHSHT ©) является собственностью IDRlabs International.IDR-HHSHT использует концепцию домов Хогвартса, но не связан с J.K. Роулинг, Поттермор или франшиза о Гарри Поттере, и не является эквивалентом других тестов «Поттермор» или «Сортировочная шляпа». HARRY POTTER является товарным знаком Warner Bros. Entertainment Inc. Настоящий тест никоим образом не одобрен и не связан с Warner Bros., Pottermore или аналогичными организациями. Настоящий тест не предполагает никаких нарушений.

Этот тест в Хогвартс-Хаусе был проведен с помощью профессиональных аналитиков, имеющих опыт работы в области организационной психологии.Хотя концепция домов Хогвартса полностью ненаучна, в этом тесте, тем не менее, используются подлинные психометрические элементы для измерения соответствия респондента четырем Домам Хогвартса — Гриффиндору, Когтеврану, Хаффлпаффу и Слизерину. Тем не менее, имейте в виду, что этот тест не является научным и не имеет серьезной научной поддержки.

Тесты

Sorting Hat, будь то профессиональные, используемые в академических исследованиях или бесплатные онлайн-тесты, подобные этому, являются индикаторами, которые помогут вам понять, какой Хогвартс вам больше нравится.В целом, когда речь идет о психометрии, ни один из когда-либо разработанных тестов не может определить роли вашей команды с полной точностью и надежностью, и ни один тест не может заменить углубленное ознакомление с соответствующей теорией и моделями. Для получения дополнительной информации о четырех домах Хогвартса — Гриффиндоре, Равенкло, Хаффлпаффе и Слизерине — обратитесь к материалам официальной франшизы о Гарри Поттере.

Авторы этого бесплатного онлайн-теста Hogwarts House Sorting Hat Test сертифицированы в использовании множества различных личностных тестов и профессионально работали в области психологии, политической психологии и тестирования личности.Перед использованием нашего бесплатного онлайн-теста обратите внимание, что результаты предоставляются «как есть» бесплатно и не должны толковаться как предоставление профессиональных или сертифицированных рекомендаций любого рода. Чтобы узнать больше о нашем онлайн-тесте командных ролей, ознакомьтесь с нашими Условиями обслуживания.

,

Тест Ilvermorny House

Ilvermorny House Test — это совершенно ненаучный тест, который проводится «просто для развлечения», который достиг удивительной популярности благодаря успеху франшизы о Гарри Поттере.

Эта версия теста Дома Ильверморни определит, к какому дому Ильверморни вы принадлежите, используя реальные психометрические элементы.

Для каждого из следующих утверждений укажите уровень вашего согласия ниже.

Тест IDRlabs Ilvermorny House Test (IDR-IHT) является собственностью IDRlabs International.IDR-IHT использует названия и компоненты из франшизы о Гарри Поттере, но никоим образом не связан с J.K. Роулинг, Поттермор, Волшебный мир или франшиза о Гарри Поттере. Это не эквивалент других викторин по сортировке домов «Pottermore» или «Wizarding World». HARRY POTTER является товарным знаком Warner Bros. Entertainment Inc. Текущий тест не утверждает, что он связан с Warner Bros., Pottermore, Wizarding World или другими связанными организациями. Текущий тест не предполагает никаких нарушений.

Этот тест Ilvermorny House создан профессионалами-психологами, имеющими опыт работы с типологией и оценкой личности. Хотя дома, рассматриваемые в этом тесте, являются вымышленными, в этой викторине используются реальные психометрические элементы и анализ, чтобы определить, для какого дома лучше всего подходит пользователь. Он классифицирует проценты пользователей по четырем домам Ильверморни: Тандерберд, Рогатый Змей, Вампус и Пакваджи.

Тесты, связанные с франшизой о Гарри Поттере и школой волшебства Ильверморни, будь то профессиональные, образовательные или бесплатные онлайн-викторины, такие как эта, просто сначала исследуют некоторые аспекты вашей личности.Что касается текущего теста, ваши результаты дадут ключ к разгадке вашего соответствия личности с одним из четырех возможных домов Ильверморни (Thunderbird, Wampus, Horned Serpent и Pukwudgie). Как правило, когда дело доходит до оценки личности, ни один из когда-либо разработанных тестов не может определить вашу личность с полной точностью или надежностью, и никакая оценка не может заменить изучение теорий и моделей личности из первых рук. Для получения дополнительной информации о вышеупомянутой школе волшебников и ее домах, обратитесь к официальным материалам франшизы Гарри Поттера.

Школа чародейства и волшебства Ильверморни, вдохновленная Хогвартсом, расположена в Массачусетсе и дает образование многим волшебникам Северной Америки. Он также разделен на четыре конкурирующих дома: Thunderbird, Wampus, Horned Serpent и Pukwudgie. J.K. Роулинг рассказывает нам о церемонии сортировки Ильверморни: «… одного за другим [учеников] призывают встать на символ гордиева узла, установленный в центре каменного пола…. Если Рогатый Змей хочет ученика, кристалл, вставленный в его лоб, загорится.Если вампу нужен ученик, он рычит. Громовая птица выражает свое одобрение, взмахивая крыльями, а Пакваджи поднимает стрелу в воздух. Если более чем одна резьба означает желание включить ученика в свой дом, выбор остается за учеником ».

Разработчики этого бесплатного онлайн-теста Ilvermorny House Test — профессионалы в использовании многочисленных оценок личности и работают в областях, связанных с психологией и типологией личности. Перед тем, как пройти этот онлайн-тест, имейте в виду, что результаты предоставляются «как есть» и не должны быть ошибочно приняты за профессиональную оценку или рекомендации любого рода.Для получения дополнительной информации о нашем бесплатном онлайн-тесте Ilvermorny House Test ознакомьтесь с нашими Условиями обслуживания.

,

Гарри Поттер: Сортировочная шляпа Викторина: в каком ты доме?

С тех пор, как Гарри Поттер впервые надел Сортировочную шляпу в J.K. Миллионы фанатов сериала о волшебном мире Роулинг задались вопросом, какой из четырех факультетов им будет назначен в свой первый вечер в Хогвартсе: Гриффиндор, Когтевран, Хаффлпафф или Слизерин.

[ Новинка! Узнайте, кто, по вашему мнению, должен победить в Игра престолов ]

На протяжении многих лет многие сайты стремились ответить на этот вопрос с помощью викторин с несколькими вариантами ответов, взятых из анекдотов из семи книг.В честь 20-летия публикации первого тома 26 июня мы подумали, что пришло время ответить на этот вопрос более строго: объединившись с социологами из Кембриджского университета, чтобы создать научную викторину, на основе которой Хаус лучше всего подходит вам. личность. Теперь ваша очередь пройти тест и выяснить, какой из этих домов по статистике наиболее соответствует вашей личности. Вы также увидите, насколько хорошо вы соответствовали трем другим домам.

(Чтобы пройти полный тест, нажмите здесь.)

Для достижения этой цели мы вместе с исследователями разработали викторину из 21 вопроса, составленную из нескольких хорошо зарекомендовавших себя научных опросов личности, выбрав вопросы, относящиеся к преобладающим темам в книгах. В течение нескольких недель мы набрали сотни поклонников Гарри Поттера, чтобы пройти этот опрос от имени 20 разных персонажей из книг, по пять от каждого Дома. Десятки тысяч собранных нами данных дали нам подробный портрет того, как разные личностные черты соответствуют личностям членов каждого из четырех Домов.

СЛЕДУЮЩИЙ: Узнайте, к какому дому Гарри Поттера принадлежит ваш штат

В духе многих других проектов, в которых TIME сотрудничает с социологами, чтобы позволить читателям участвовать в их исследованиях, эта викторина предлагает вам анонимно отправить свои ответы исследователям, которые предоставят данные для своих исследований.

Может показаться немного необычным применение сложной области психологии личности к вымышленной вселенной, но внимательное прочтение канона Гарри Поттера — или, во многих наших случаях, несколько перечитываний — предполагает кое-что интересное: Сортировочная шляпа сама по себе личностный тест! Так что было разумно попытаться преобразовать этот процесс в научный обзор.

К счастью, этой теме посвящено множество научных исследований.В отличие от популярного личностного теста Майерса-Бриггса, научная ценность которого мало доказана, социологи разработали ряд хорошо изученных опросов личности, которые показывают статистически строгие различия в поведении людей. Самый известный из них называется тестом «Большой пятерки», который измеряет пять черт: «открытость опыту», «сознательность», «экстраверсия», «доброжелательность» и «невротизм». Вы, возможно, помните, что видели сокращенную версию этого опроса в функции TIME, в которой говорится о вашей личности.

21 вопрос в викторине о Гарри Поттере взят из теста Большой пятерки и ряда других хорошо изученных личностных обзоров, которые измеряют другие черты характера, которые обычно встречаются в романах о Гарри Поттере, такие как «смелость» и «смирение». » Опрос был составлен психологами из Кембриджа Фридрихом Гётцем и Джо Скоттом в сотрудничестве с TIME. Собранные нами данные о персонажах Гарри Поттера, от самого Гарри до профессора Снейпа, Луны Лавгуд и многих других, показывают, что есть существенные различия в личностных чертах персонажей из разных Домов.

Когда вы проходите этот тест, мы анализируем ваши ответы и сравниваем их с тем, насколько они соответствуют каждому из четырех домов, используя стандартную статистическую модель, разработанную для измерения взаимосвязи между наборами данных. Ваша близость к каждому дому измеряется независимо, поэтому вполне возможно, что ваша личность близко соответствует двум разным домам — феномен, с которым сама Сортировочная шляпа хорошо знакома, учитывая ее историю болтовни между двумя домами, когда личность персонажа не является очевидный матч для одного.Как отметили многие фанаты, например, яростное стремление Гермионы Грейнджер к знаниям больше похоже на прилежание, связанное с Когтевраном, чем с Гриффиндором — загадка, которую Роулинг признает на Pottermore.com: «Сортирующая шляпа потратила почти четыре минуты, пытаясь решить, следует ли ей ставить Гермиона в Рейвенкло или Гриффиндоре.

Примечание: этот тест не одобрен и не связан с J.K. Роулинг, Pottermore Limited или Warner Bros.

Получите краткую информацию.Подпишитесь, чтобы получать самые важные новости, которые вам нужно знать прямо сейчас.

Спасибо!

В целях вашей безопасности мы отправили письмо с подтверждением на указанный вами адрес. Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени.Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.

Напишите Крису Уилсону по адресу [email protected]

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *