Диагностика социометрия в начальной школе: Материал (1 класс) по теме: Социометрия класса

Содержание

Социометрические диагностики для начальной школы

ГБПОУ КК ЕПК

Социометрические диагностики для начальной школы

Подготовила студентка Ш-31 группы

Печерская Алена

Преподаватель: Орел И.А.

Ейск, 2017

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже ,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

«Наша группа»

Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов о вашей группе. Возьмите лист бумаги и напишите сверху дату, фамилию, инициалы, группу. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду читать вопрос, а вы отвечать на него «да» или «нет» (+ или –). В скобках после ответа можно указывать фамилии ребят, о которых спрашивается в вопросе (только по желанию!).
1. Есть ли у Вас в группе настоящие друзья?
2. Есть ли ребята, умеющие проявлять чуткость, понимание Ваших жизненных трудностей?
3. Есть ли в группе человек, который умеет организовать общее серьезное дело?
4. Есть ли ребята, которые могут в трудной ситуации поднять Ваше настроение, приободрить?
5. Есть ли в группе ребята, с которыми у Вас враждебные отношения?
6. Считаете ли Вы, что в группе есть учащиеся, которые «болеют» только за себя, никогда не посочувствуют другому?
7. Есть ли в группе люди, склонные разрушать любое общее дело?
8. Есть ли ребята, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят Ваше настроение?

Ключ

Наличие в группе

Начисление баллов

+

1

друзей

1

0

2

альтруистического лидера

1

0

3

делового лидера

1

0

4

эмоционального лидера

1

0

5

неприятелей

0

1

6

эгоистического лидера

0

1

7

дезорганизатора дел

0

1

8

«нытиков»

0

1

Примечание. В данном случае понятие «лидер» применяется достаточно условно, как значимая в определенном отношении для отвечающего личность, не обязательно ведущая «массы» за собой.
Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру группы, группировки, степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в группе и др. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость группы для ее членов. И наоборот, при наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и хуже самочувствие членов в группе. Если положительных лидеров больше, то у группы есть шансы к развитию.

Примерные критерии оценки уровня развития группы
Если сумма баллов опрашиваемого больше 4, то его группу можно считать высокого уровня развития, если сумма меньше или равна 4, но больше 2, то группа, по его мнению, среднего уровня, если сумма меньше или равна 2 – группа низкого уровня развития. Группа среднего уровня часто имеет противоречивую структуру с наличием положительных и отрицательных группировок.

Статья по теме: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

             

                           Диагностические методики

      Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

       Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

      —    особенности возраста учащихся класса;

      —    степень сформированности детского коллектива;

      —    особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

      —    степень доверия друг другу детей и взрослых.

      Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

      Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

      Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

      Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

      Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

      Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

      Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

      Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

      Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

      Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

      Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

      Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

      Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

      Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

      Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

     • Изучение личностных качеств учащихся класса.

     • Изучение общих и специальных способностей класса.

     • Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.

     • Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации          классных дел.

     • Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся

           Диагностические методики изучения классного коллектива

          Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

          Диагностическая методика № 1. «Фотография»

          Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

          Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»

          Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

          Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

          Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»

          Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

          Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»

          Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

          Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

          Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»

          Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:

Школьная неделя

Значимые события

                                       я

класс

1-ая

2-ая

34-ая

 

          Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»

          Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

          Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

          Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»

          Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

          Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»

          Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

          Диагностическая проективная методика № 9

          Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

          1.   Самый близкий мне человек в классе, это…

          2.   Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это…

          3.   Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это…

          4.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это…

          5.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это…

          6.   Ребята, с которыми я не общаюсь, это…

          7.   Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это…

          8.   Ребята, интересы которых мне чужды, это…

          9.   Ребята, которые мне неприятны, это…

          10. Ребята, которых я избегаю, это…

          Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»

          Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

          1.   Как называется фильм?

          2.   Где происходит действие фильма?

          3.   Кто является главным героем фильма?

          4.   Кто играет второстепенные роли в фильме?

          5.   Каким является фильм по жанру?

          6.   Каков финал фильма?

          7.   В каком цвете снимался фильм?

          Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

    Диагностики изучения личности учащегося

          Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.

          Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.

          Диагностика № 1. «Памятные даты моей жизни»

          Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:

     

             

       

    Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

          Диагностика № 2. «Мой портрет в интерьере»

          Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги ,на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

          Диагностика № 3. «Мое состояние»

          Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.

    Затем можно перейти к подсчету результатов:

Движение

         

 Спокойствие                    

 Уверенность          

неуверенность

А-4

А-10

А-10

А-10

Б-8

Б-8

Б-8

Б-8

В-2

В-2

В-6

В-2

Г-10

Г-4

Г-2

Г-6

    Интерпретация результатов выглядит так:

    от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

    от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

    от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

    от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

    от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.

Диагностика № 4. «Моих 10 — Я»

      Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

            1-я —                     4-я —                     7-я —                     10-я —

            2-я —                     5-я —                     8-я —

            3-я —                     6-я —                     9-я —

      Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

      Диагностика № 5. «Недописанный тезис»

      Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

      1.   Я считаю, что я…

      2.   Главное в моей жизни —это…

      3.   Мне хорошо, когда…

      4.   Мне плохо, когда…

      5.   Мне нравится, когда взрослые…

      6.   Мне не нравится, когда взрослые…

      7.   В свободное время я…

      8.   Самая большая радость моей жизни…

      9.   Самая моя большая ошибка…

      10. Иногда мне хочется…

      Диагностика № 6. Блиц — опрос

      В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю

      1.   Любимое имя

      2.   Любимая пора года

      3.   Любимый цвет

      4.   Любимая книга

      5.   Любимое дерево

      6.   Любимый цветок

      7.   Любимая группа

      8.   Любимая песня

      9.   Любимая одежда

      10. Любимый праздник

      11. Любимый музыкальный инструмент

      12. Любимый певец

      13. Любимое животное

      14. Любимая еда

      15. Любимый месяц

      Диагностика № 7. «Самореклама»

      Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.

      Диагностика № 8. «Готовность к саморазвитию»

      Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):

      1.   Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

      2.   Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

      3.   Я всегда уверен в своих силах.

      4.   Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.

      5.   У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

      6.   Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

      7.   Мне хочется учиться лучше и результативнее.

      8.   Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

      9.   Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.

      10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

      11. Мне трудно себя воспитывать.

      12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

      13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

      14. Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ:

1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)

Результат:

          Хочу знать о себе — баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

          Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.

Диагностика № 9. «Сочинение»

      Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:

«Ода моему классу»

«Мой класс через 5лет»

«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»

«Удивительные истории моего класса»

«Болезни роста нашего класса»

      Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:

«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,

«Письмо самому себе»,

«Мои «хочу», «могу» и «надо».

      Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

      Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:

«Мои осенние размышления»

«Привет самому себе из сентября 2002 года»

«Год 2003. Мои поиски истины»

«Мои взлеты и падения»

      Диагностика №10. «Полемика с самим собой»

      Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:

Дисциплина — это свобода

Дисциплина — это неволя

Учит жизни не книга, а опыт

Учит жизни не опыт, а книга

Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.

Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.

      Диагностика № 11. «Незаконченный тезис»

      Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей.       Жизнь —это…

Друг —это…

Быть человеком — значит…

Наивысшая радость — это…

Самая большая беда — это…

Добрая память о себе — это…

Плохая память о себе — это…

Главное в жизни — это…

Мелочи жизни — это…

Радости жизни —это…

      Диагностика №12. «Ассоциативный ряд»

      Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 — 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием.

      Например: любовь — радость — родители — единение -тепло — удовольствие — праздник — подарок — чувство -глупость -мужество — взаимность — эйфория — безопасный секс -кольца — дети — свет — романтика — переживание — наслаждение.

      Диагностика № 13. «Социометрия»

      Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:

Задание 1. Утебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Метод социометрического выбора — метод, позволяющий выразить количественно, графически , структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:

1)     выявила лидеров и изолированных детей;

2)     выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива

                                     Организация диагностики.

 Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую  диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.

Предлагаю методику, которая была разработана  сотрудником кафедры педагогики доктором пед.наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса (  в качестве обобщающей диагностики).Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:

по горизонтали – все об одном ученике;

по вертикали — состояние класса по одному показателю.

Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.

В таблице  отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

* К демографическим данным относится:

— ФИО (1)

— дата рождения ( 2)

—  профессия матери и отца

* К медицинским данным отнесем:

— сведения о заболевании детей

— степень физического развития

* Психологические сведения:

— способности               — доминирующие черты характера

— увлечения                   — специальные умения

— интересы

 

* Педагогические данные:

— успеваемость

— поведение

— отношение к учению, труду

— положение в классе

— отношения с товарищами

— социальная активность

— внешкольные занятия

— профессиональные умения

 

Для получения данных используется комплекс методов:

— разовый письменный опрос

— беседы

— анализ документов и работ учеников

— наблюдение

— социометрические и проективные ( тесты) методики

— анкеты

         Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию , самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.

         Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

 № 1. —         ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

 № 2 —          возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

 № 3 —          профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

 № 4 —          тип воспитания ( демократический, авторитарный, попустительский) —  получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

 № 5 —          состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.

 № 6 —          успеваемость —  можно фиксировать произвольно, указывая  преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.

                   Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

 № 7,8  —       черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

 № 9 —          ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях —  дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при  организации досуга.

 № 10 —        одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

 № 11 —        отношение к учению, мотивы учения —  выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:

                   — познавательная активность,

                   — интерес

                   — чувство долга …

                   нужно для развития интереса к учебе, способностей.

 

№ 12 —        общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий,  достаточный, средний,  низкий уровень.

                   Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

 № 13 —        положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются  лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально  активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.

Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.

Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

 № 14 —        принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям —  можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и   нейтрализации социально-неодобряемого поведения.

 № 15  —       постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

 № 16 —        трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.

№ 17 —        профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.

 № 18 —        сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников —  учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.

 Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.

Так же карта поможет мне обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.

По сути своей диагностическая карта и есть  мониторинг в работе классного руководителя.

Методика социометрия для младших школьников

Содержание статьи

Система начального образования в современной школе составляет 4 года обучения. В этот период у ребенка не только формируются знания, но и появляются навыки взаимодействия. Правильная организация воспитательного процесса, место ребенка в среде сверстников играют большую роль в развитии у ребенка чувства коллективизма. Оценить взаимоотношения между учениками помогает социометрия. Методика социометрия для младших школьников призвана выявлять особенности взаимоотношений среди школьников внутри класса.

Цель социометрической методики в младших классах

В основе методики лежит исследование Дж. Морено. Он выдвигал мнение, что полноценное развитие личности, его успехи в обучении и общее психологическое состояние напрямую зависят от неформального общения в коллективе сверстников.

Социометрическую методику применяют как в младших, так и в старших группах. Ее целями являются:

  1. Измерение уровня эмоционально-психологической близости отдельных детей в коллективе;
  2. Выявление мини-коллективов внутри класса;
  3. Определить уровень сплочения коллектива;
  4. Установить лидеров среди учащихся.

Проводить социометрию рекомендуется, начиная с 3-4 класса. Именно в этот период ученики начинают тесно общаться друг с другом. В первые два года у школьников редко присутствует совместная деятельность. Они учатся вместе, сидят за партами, их общение носит ситуативный характер. В дальнейшем, они начинают оценивать своих сверстников по их успешности в классе.

Часто на выбор лидера в этом возрасте влияют высказывания учителя. Например, он хвалит кого-то. Результаты социометрии в начальном классе помогут не только выявить проблемы в коллективе, но и помогут учителю пересмотреть свое отношение и поведение в коллективе.

Примеры проведения социометрии

Анкетирование, опросы в классе проводит классный учитель. Его уже знают дети, он пользуется авторитетом, доверием. Чтобы правильно расположить детей, грамотно начать исследование, необходимо составит инструкцию, в которой должны быть прописаны четко цели и примеры проведения.

Можно поиграть в игру «Два домика». Нарисуйте две разные картинки. На одной должен быть изображен красивый дом, раскрасьте его яркими красками. На втором изобразите маленький, невзрачный домик. Расскажите ребенку, что в большом красивом доме очень весело, много игрушек. Предложите ребенку поселиться в красивый домик и пригласить своих одноклассников, а также спросите, кого из детей он поселит в маленький домик.

Результаты этого тестирования очень просты. Здесь будет ярко выражены симпатии и антипатии ребенка. Особое внимание нужно уделить тем ребятам, которых большинство одноклассников отправили в маленький домик. Это либо очень конфликтные дети, которые успели поссориться с основной массой ребят, либо очень замкнутые.

Самое главное, привлечь детское внимание, заинтересовать их, превратить опрос в игру. Например: « Хотите узнать, дружный ли у нас класс? А давайте мы это с вами узнаем? Давайте мы с вами поиграем в игру под названием социометрия». Далее нужно предложить детям отвечать на вопросы.

Каждому ребенку необходимо отмечать, кого они хотят видеть рядом с собой, а какого ребенка нужно удалить. Вопросы нужно составлять таким образом: «Кого ты пригласишь к себе на День Рождения?».

Результаты проведения опроса

После результата опроса, проводится подсчет и составляется социометрия. Для этого составляется таблица, в которую вносятся все имена учеников, им присваиваются номера. Клетки пересечения одинаковых номеров заштриховываются. Основываясь на матрицу, определяются участники по количеству голосов. По вертикали вносятся фамилии, горизонталь – это номера, под которыми испытуемые находятся в списке.

После подсчета голосов выделяются категории:

  • Звезды, это те дети, с которыми предпочитают общаться и дружить большинство учеников;
  • Предпочитаемые – те, кто набрал от 3 до 5 выборов;
  • Принятые – 1-2 выбора;
  • Изолированные – те, кто не набрал ни одного голоса.

Две последние группы являются неблагоприятными. На основании количества членов в группе, составляется общая картина в классе. Низкий уровень благополучия в классе должен вызывать сигнал тревоги. Он означает эмоциональное неблагополучие в общении в коллективе.

Класс – это слаженный коллектив, в котором ребенок проводит большое количество времени. От того, как он себя чувствует в коллективе, зависит психологическое состояние, успеваемость в школе. Социометрия призвана вовремя выявить проблемы в общении и предотвратить конфликтные ситуации.

Материал (4 класс) на тему: Результаты социометрии

Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе

(февраль 2017)

В анкетировании принимали участие 26 учащихся 4 «Б» класса.

Как должно быть.

1. Для учащихся начальной школы должно быть характерно позитивное отношение к учебе: интерес к большинству предметов, наличие учебных притязаний.

2. Учащиеся начальной школы должны чувствовать хорошее отношение к ним со стороны учителей.

3. Учащиеся начальной школы должны положительно оценивать отношение к ним классного руководителя.

4. Учащиеся начальной школы должны чувствовать дружелюбное отношение к ним со стороны одноклассников.

5. Учащиеся начальной школы должны отмечать сплоченность и дружеские отношения в классе.

6. Учащиеся начальной школы должны чувствовать себя  в школе комфортно и  безопасно.

Хорошим считается тот результат, когда более 75 % детей, из числа опрошенных совершают положительный выбор.

Сильные места:

  • Отношение к школе.

26 (100%) учащихся ответили, что им нравится учиться в школе.

Отрицательных ответов (нет, скорее нет) дано не было.

  • Отношения с одноклассниками.

24 (92%) учащихся считают, что большинство ребят относятся к ним по-дружески.

Ответ «скорее нет» дали 2 (8%) учащихся:

Отрицательного ответа «нет» дано не было.

21 (81%) человек считают, что у них в классе много друзей.

Ответ «мало друзей» дали 5 (19%) учащихся:

Ответа «нет друзей» дано не было.

  • Желание поменять классного руководителя.

Все учащиеся написали о том, что не поменяли бы классного руководителя

  • Желание учиться в другом классе.

24 (92%) ученика ответили, что не хотели бы учиться в другом классе.

Ответ «не знаю» дали 1 (4%) ученик:

Положительного ответ «да» дал 1 (4%) ученик (в связи с тем, что он уходит из класса и поступает в Кадетский корпус)

Остальные показатели:

Отвечая на открытый вопрос « Что ты считаешь своими успехами в гимназии?» дети писали разные варианты ответов, среди них:

  • Успехи в учебе (хорошие оценки, новые знания) – 9
  • Грамоты, дипломы, сертификаты, награды – 1
  • Много друзей — 5
  • Конкурсы – 5  
  • Танцы – 2
  • Английский язык – 1
  • Футбол – 1
  • Олимпиады – 2

Отвечая на открытый вопрос «Я горжусь, что я?» дети писали разные варианты ответов, среди них:

  • Успехи в учебе – 9
  • Учеба в гимназии (в этом классе) – 10
  • Участие в мероприятиях – 2
  • Участие в олимпиадах – 1
  • Спорт – 1
  • Не люблю зазнаек – 1
  • Хороший, добрый, умный — 2

Отвечая на открытый вопрос «В каких школьных мероприятиях ты участвовал?» дети писали разные варианты ответов, среди них:

  • НИИЧАВО – 5
  • Олимпиады – 3
  • Соревнования – 6
  • ИТИ — 3
  • Весенняя капель – 1
  • Лучшая новогодняя игрушка — 3
  • В бегу – 2
  • Научные конференции – 8
  • День здоровья — 2

Отвечая на открытый вопрос «Представь, что ты чего-то очень хочешь, и у тебя пока не получается. Что ты будешь делать?» дети писали разные варианты ответов, среди них:

  • Стараться и трудиться, тренироваться, делать, пока не получится, учиться, добиваться, стремиться, разбираться – 23 (88%)
  • Попрошу помощи – 3 (12%)

Статья (подготовительная группа) на тему: «Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе».

«Социометрическое исследование как метод выявления особенностей взаимоотношений в детском коллективе».

Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, – и все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Вы говорите: дети меня утомляют.
Вы правы.

 Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. 
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

 Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.

               Я. Корчак

На мой взгляд очень глубокое высказывание в отношении понимания детских чувств.

И ведь, действительно, что бы понять и приблизиться к истинным чувствам ребенка, нам необходимо проделать коллосальную работу над собой. Очень часто слушать ребенка не значит « слышать и понимать»..

Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих  товарищей, а другие – менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Вы все, наверное, замечали, что в группе детей всегда есть лидер, иногда явный, иногда ( реже) находящийся в «тени», но, тем не менее, имеющий определенное влияние на большинство процессов, происходящих во взаимодействии между детьми в группе.

Так же вы наверняка замечали и таких деток, которые  играют в одиночестве, или, что еще более печально, детей, которых по каким – то причинам (объективным или субъективным) не принимают в игру или какой – то другой вид взаимодействия.

А как вы считаете, нужно ли таких детей, как например одиночек, привлекать в коллективные занятия, игры?

А нужно ли так называемых « лидеров» скажем так — опускать «с небес на землю»?

Действительно, кандидат психологических наук Марина Ростиславовна Битянова считает, что человеку полезно побывать в разных статусных позициях, так как смена статусов обеспечивает большую социальную гибкость, обогащает опыт социального поведения личности. Постоянное пребывание в «звездах» в дошкольном и школьном возрасте делает человека ригидным, социально уязвимым и беззащитным, перед неминуемыми изменениями. Столь же опасна для развития личности устойчивая позиция отверженного или изолированного в группе. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, пессимистический взгляд на отношения с другими людьми — вот только некоторые следствия устойчивого нахождения человека в позиции отверженного или изолированного.

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Традиционно для исследования эмоциональных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин “социометрия” происходит от латинских слов “socius” – друг (товарищ) и “metrum” – измерение( мера). Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий. Использование диагностических методики, такой как социометрия, может дать достаточно надежные и достоверные результаты, опираясь на которые, можно сбалансировать взаимоотношения детей в группе. В работе с детьми используются различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенным является ”Выбор в действии” (“Два домика”, “Варежка” , “У кого больше?” и «Секрет»). 

— Целью социометрического исследования является

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

-Как же проходит данная процедура?

Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего социометрию проводить в группе с численностью до 25 человек, что облегчает процесс обработки полученных данных.

Особенности социометрических исследований в ДОУ

При классической процедуре социометрии участнику исследования предлагается письменно ответить на социометрические вопросы которые предъявляются на бланке (к примеру, “С кем во время спортивной эстафеты вы хотели бы оказаться в одной команде?” и “С кем бы вы не хотели пойти в совместный поход?”). Учитывая возрастные особенности дошкольников, способы и приемы проведения данной методики в детском саду существенно отличаются от изначального варианта.

— Во-первых, в силу недостаточной сформированности у детей дошкольного возраста навыков письма, и чтения  исследователь предлагает устно ответить на социометрический вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии.

— Процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой “игре”, и завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования.

— Ребенку предъявляются две картинки с изображениями домиков и говорится: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

— Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу).В том порядке, в котором ребенок делал выбор, присваивая ранговый номер.

Процедура проводится строго индивидуально, либо специалистом, либо воспитателем, при условии, что присмотр за группой осуществляет кто-то еще.

— Этап обработки результатов

Конечно, обработать и интерпретировать данные полученные в ходе исследования должен узкий специалист, и если у вас в учреждении имеется психолог, то после обработки данных исследования он предоставит расшифрованные результаты  в виде таблиц (матриц), диаграмм, с указанием всей необходимой информации по исследованию. И вот когда к вам в руки попадают данные в которых уже указаны социометрические позиции детей группы, можно их анализировать, сравнивая с собственными наблюдениями за повседневной деятельностью детей.

В таблице все очень просто, мы видим сколько выборов положительных ( +) и отрицательных ( — ) получил каждый член группы. Так же, видим статус присвоенный каждому ребенку в группе. На социограмме можно четко проследить наличие миркрогрупп в коллективе.

Разберемся со значениями социометрических позиций

Звезды- здесь все понятно, это дети получившие большее количество положительных выборов, таким образом этот ребенок является в коллективе негласным лидером, он так или иначе влияет на поведение приближенных к нему членов группы.

Предпочитаемый- это благоприятный социометрический статус, так принято называть тех, кто получил значительное количество положительных выборов. В группе данная категория детей свободно контактирует со всеми членами группы в том числе и с лидером.

Пренебрегаемый- это условно благоприятный статус, однако эти дети имеют некоторые проблемы во взаимодействии с коллективом, возможно они имеют одного – двух приятелей, но при этом получают отрицательные выборы от некоторых членов группы. Такие дети не популярны в группе.

Изолированный- Это неблагоприятный соц.статус, такие дети не получают никаких выборов вообще, их как будто не существует для группы. Для уточнения ситуации следует разобраться как долго посещает ребенок данную группу/учреждение. Часто ли отсутствует?

Отверженный- неблагоприятный соц.статус. Получены только отрицательные выборы. Это дети которые активно не принимаются группой

и вот в этой ситуации необходимо разобраться более подробно, как раз опираясь на социоматрицу и социаграмму, в таблице можно проследить от кого получил отрицательный выбор данный ребенок, и принять к сведению эту информацию при построении дальнейшей работы по сплочению детского коллектива.

А можно ли вообще  изменить статус ребенка в группе? Отечественные психологи отвечают на этот вопрос утвердительно! Основной путь это – организация разнообразных видов групповой деятельности, направленных на сплочение коллектива и создания ситуации публичной успешности для детей находящихся в неблагоприятном социометрическом статусе.

Для того что бы начать работу по сплочению детского коллектива, необходимо понять что же может служить препятствием для полноценного взаимодействия детей в группе? Как вы считаете? Ответы:(психологические особенности детей в неблагополучном статусе, социальная принадлежность, внешность и т.д)        

На формирование социометрического статуса влияет ряд психологических и социальных факторов:

К психологическим особенностям можно отнести

 — Застенчивость

— чрезмерно заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний.

— Некоторые свойства темперамента.

— Отставание в психическом развитии.

К социальным факторам

— Отношение ребенка к определенной социальной прослойке ( попросту говоря, наличие модной одежды, популярных игрушек и т.д… Дети копируют взрослых.. а у взрослых зачастую внешнее благополучие и достаток выводятся на первый план)

— Долгое отсутствие в коллективе

— Адаптационный период

— Наличие физического дефекта  ( к сожалению в детском коллективе наличие физического дефекта служит поводом для насмешек и издевок, дети прямолинейны и зачастую не обладают достаточным чувством такта..)

Ребенок  «изолированный» или «отверженный» в первую очередь лишен полноценного общения со сверстниками, а в одиночку ребенок может развиться до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка это сфера его жизнедеятельности, самоутверждения, самореализации, обогащения.

Для сплочения детского коллектива и изменения неблагоприятного социометрического статуса детей в коллективе педагогу- психологу необходимо решить ряд задач направлениях на:

— развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и т.д.

— повышения уровня самооценки

— повышения уровня эмпатии        

— создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения ( мимика, жесты, пантомимика)

— Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

— Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

— Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

-Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

— Обучение детей правилам хорошего тона.

Но и воспитатель может сплотить детский коллектив и сбалансировать отношения в нем реализуя ряд групповых занятий таких  как:

— этюды (проигрывание различных ситуаций)

— упражнения творческого и подражательного характера

— творческие игры

— совместные дидактические, развивающие игры

— мини- конкурсы

— моделирование и анализ заданных ситуаций

— импровизация

— совместное сочинение историй

 Работая в данном направлении дети активно взаимодействуют  друг с другом,  учатся налаживать контакты со всеми участниками процесса, таким образом, мы сплачиваем группу, выравнивая неблагоприятные социометрические статусы, получаем высокий коэффициент сплочения группы.

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей:учеб.пособие / М.Р. Битянова.-М.,2001 ( Серия «Кафедра психологии»)
  1. Социальная психология малой группы: учеб.пособие/ Р. Л.Кричевский,

       Е.М. Дубровская.-М., 2001

     3.Петровский А.В.личность,деятельность,коллектив/А.В.Петровский.-  М.,1982

Наука в начальной школе | Oxford Owl

Учебный год> Тематические руководства> Наука

Захватывающий и практичный

Наряду с английским языком и математикой, естественные науки остаются одним из основных предметов в начальной школе. Это может быть один из самых увлекательных и практичных предметов и, как следствие, настоящая радость для учителей и учеников. Детям нравится возможность учиться, будучи полностью вовлеченными и узнавая что-то самостоятельно — идеальный способ понять мир вокруг них.Положительный опыт в области начальных наук также является ключом к поощрению будущих поколений не только изучать их в средней школе, но и потенциально делать это в качестве карьеры.

Программа естественных наук в начальных школах Англии

Начальный этап начального образования (EYFS)

В EYFS наука включена в область обучения Understanding the World. Как и в случае с другими видами обучения на приеме, ваш ребенок в основном будет узнавать о науке через игры и игры — например, какие предметы плавают и тонут во время игры в воде.Подобные занятия помогут вашему ребенку развить важные навыки, такие как наблюдение, предсказание и критическое мышление.

Ключевой этап 1 (годы 1 и 2) и ключевой этап 2 (годы с 3 по 6)

Содержание преподавания и обучения естественным наукам изложено в Национальной учебной программе 2014 г. для начальных школ Англии. При этом определенные темы и области повторяются в группах по годам, а это означает, что дети могут возвращаться к определенной теме в каждом году начальной школы, но с возрастающими трудностями и каждый раз с разным фокусом.

Например, ареал обитания животных, включая человека, исследуется в каждой годовой группе с очень четким прогрессом знаний и понимания за шесть лет:
В первый год это включает: изучение человеческого тела, распознавание групп животных и сортировку этих животных.
К 6-му году это перерастет в знание внутренней структуры человеческого тела в отношении кровообращения, классификацию живых существ на основе более сложных характеристик и изучение научных исследований по этой классификации.

Более подробное содержание для каждой годовой группы выглядит следующим образом:

Год 1

  • Заводы (основная конструкция)
  • Животные, включая человека (базовые знания о частях человеческого тела и сравнение животных)
  • Повседневные материалы (с описанием свойств)
  • Сезонные изменения.

Год 2

  • Растения (какие растения нужны для выращивания)
  • Животные, включая человека (потребности в выживании, питании и гигиене)
  • Использование повседневных материалов (изучить и сравнить материалы для использования)
  • Живые существа и их среда обитания (исследуйте разнообразные среды обитания, простые пищевые цепи).

Год 3

  • Растения (жизненные циклы)
  • Животные, включая человека (питание, скелет и мышцы)
  • Камни (окаменелости и почвы)
  • Свет (отражение и тени)
  • Силы и магниты (магнитные материалы, притягивающие и отталкивающие).

Год 4

  • Животные, включая человека (пищеварительная система, зубы и пищевые цепи)
  • Живые существа и среды обитания (классификационные ключи)
  • Состояния вещества (изменения состояния, испарение и конденсация)
  • Звук (вибрация, высота и громкость)
  • Электроэнергия (простые цепи, изоляторы и проводники).

Год 5

  • Животные, включая человека (развитие человека от рождения до старости)
  • Живые существа и среды их обитания (жизненные циклы и размножение человека и растений)
  • Свойства и изменения материалов (растворение, разделение материалов, обратимые и необратимые изменения)
  • Силы (сила тяжести, сопротивление воздуха, водонепроницаемость, трение)
  • Земля и космос (Земля, Солнце и Луна, Солнечная система).

Год 6

  • Животные, включая человека (система кровообращения, диета и упражнения, здоровый образ жизни)
  • Живые существа и среда их обитания (классификация, характеристика групп растений и животных)
  • Свет (как движется, как мы видим, тени)
  • Электроэнергия (напряжение и мощность в цепях, элементы схем, символы и схемы)
  • Эволюция и наследование (как живые существа менялись с течением времени, окаменелости, динозавры, адаптация к окружающей среде).

Наряду с этими областями работает Научно-исследовательский элемент. В нем особое внимание уделяется навыкам, которые необходимы детям, чтобы стать точными, внимательными и уверенными в себе учеными-практиками. Ожидается, что дети овладеют определенными навыками в каждой годовой группе, и каждая школа имеет очень четкую последовательность их развития. Например:

В 1 классе ребенку, возможно, придется задавать вопросы, выполнять простой тест, записывать простые данные, а затем пытаться отвечать на вопросы.

К 6-му году они должны уметь планировать и проводить честные испытания, точно используя оборудование и снимая точные показания или измерения. Также ожидается, что они смогут делать выводы из своих результатов и записывать их, используя ряд графиков и диаграмм.

Учебная программа по естествознанию в начальных школах Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии

  • Для получения информации о программе повышения квалификации и результатах в области естественных наук в Шотландии посетите сайт Education Scotland.
  • Подробную информацию о естествознании в национальной учебной программе Уэльса можно найти на веб-сайте Learning Wales.
  • В Северной Ирландии наука включена в область обучения «Мир вокруг нас». Посетите CCEA для получения подробной информации.

Как я могу поддержать своего ребенка в науке?

1. Интересуйтесь

Узнайте темы их семестров (большинство школ предоставят эту информацию каждый семестр, или вы всегда можете спросить их учителя) и проявите интерес — найдите соответствующие книги в библиотеке или книжном магазине, проведите небольшое исследование, освежите свои собственные знания по теме ! Тогда у вас будет возможность вести интересные беседы, в которых вы оба учитесь одновременно.

2. Поездка

Почему бы не пойти в музей науки, зоопарк или аквариум? Это не обязательно должно быть полностью связано с тем, что они изучают в школе. Любой визит может помочь их любопытству и общению с наукой.

3. Сделайте это личным

Узнайте об известных ученых и исследуйте уникальные и захватывающие изобретения вплоть до наших дней. Кто знает, может быть, у вас дома будет следующий Стивен Хокинг или Мария Кюри!

4.Получите практический опыт

Найдите веселые практические научные эксперименты, которые вы можете проводить дома с предметами повседневного пользования.

Например:

  • Спросите: «Что произойдет, если добавить пищевой краситель в молоко?» Затем добавьте жидкость для мытья посуды и посмотрите, что произойдет.
  • Почему бы не попробовать сделать свой собственный миниатюрный взрывающийся вулкан? Просто добавьте бикарбонат соды, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды и уксус. Тогда отойдите и наблюдайте за извержением!
  • Кулинария — это также прекрасная возможность смешать ингредиенты, добавить тепла и изучить меняющиеся состояния.
  • Попробуйте исследовать меняющиеся состояния с помощью льда и воды, чтобы увидеть те изменения, которые можно обратить вспять, и те, которые нельзя.
  • Настоящим фаворитом должен быть «gloop» — используйте воду и кукурузный крахмал (при необходимости добавьте пищевой краситель), чтобы исследовать твердые и жидкие вещества. Только будьте готовы запутаться!
  • Конечно, есть еще несколько замечательных научных наборов, которые можно купить, чтобы продвинуть своих ученых дальше — создание кристаллов, ракет и даже надувных шаров.

Все, чем они могут заняться, и увидеть, как наука происходит на их глазах, гарантированно заинтересует их.

Дополнительная поддержка и полезные ссылки

Из блога

Супер научные занятия, которые можно попробовать дома


Практические занятия — отличный способ начать разговор о науке дома.

Книги для вдохновения молодых ученых


Развивайте интерес своего ребенка этими замечательными книгами, чтобы вдохновить молодых ученых.

,

Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной субструктуры коммуникации старшеклассников

https://doi.org/10.20339/AM.04-17.037

Г.Ф. Голубева — канд. (Психология), док. в Брянском государственном университете им. академик И.Г. Петровский e mail : [email protected]

Обсуждается актуальная тема непараметрической социометрии при анализе связи формальной и неформальной субструктуры общения старшеклассников.Характеризуется процесс обучения в старших классах школ и высших учебных заведений с позиций социальной и педагогической психологии. Представлены эмпирические данные по названному процессу, полученные с помощью анкеты Кеттеля и метода непараметрической социометрии при анализе связи успешности обучения с групповыми социометрическими показателями. Сделан вывод автора, что чем выше сплоченность коллектива старшеклассников и учащихся, тем выше показатель успеваемости в классе.Также представлены практические рекомендации для успешной реализации метода непараметрической социометрии в учебном процессе.

Ключевые слова: непараметрическая социометрия, статус студентов, личностные качества, социометрическая согласованность, успешность обучения.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психологические особенности профессиональной группы. В кн .: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Москва, 2003, с.199-210.
  2. Голубева, Г.Ф. Формирование профессиональной идентичности будущих профессионалов. Alma mater (Вестник высшей школы), 2014, вып. 9. С. 47–49.
  3. Голубева Г.Ф., Спасенников В.В. Экономическая психология делового общения. Брянск, 2013.
  4. Глоточкин А.Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операционных аспектов взаимодействия операторов. Психологический журнал, 1986, вып. 1. С. 22–27.
  5. Деев, А.А. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторной личной анкеты. Психологический журнал, 1984, вып. 6. С. 106–110.
  6. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Москва, 2001.
  7. Самойленко, Е.С. Особенности предметно-ориентированного сравнения применительно к школьникам с различным социометрическим статусом. Экспериментальная психология, 2011, вып. 1. С. 65–84.
  8. Спасенников, В.V. Анализ и дизайн групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. Москва, 1992.
  9. Спасенников, В.В. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых. Москва, 1990.
  10. Спасенников, В.В. Экономическая психология. Москва, 2003.
  11. Тайфель, Х. Группы людей и социальные категории: Исследования по социальной психологии. Кембридж, 1981.
  12. Тернер, Дж. Социальная категоризация и самооценка: социальная когнитивная теория группового поведения.В кн .: Успехи в групповых процессах. Лондон, 1985, стр. 77–121.

.

Информатика в начальной школе

Учебный год> Руководства по дисциплинам> Информатика

Вычислительная техника, информационные технологии и цифровое гражданство

Учебная программа по информатике изменилась в последние годы, и в ней все больше внимания уделяется науке о вычислениях, чтобы помочь нашим детям хорошо понять, как работают компьютеры в эту эпоху цифровых технологий. Вне зависимости от того, вырастет ли ребенок программистом или нет (и в любом случае выбор профессии для восьмилетнего ребенка будет далеким!), Компьютерные навыки полезны, потому что многие из них сосредоточены на решении проблем, которые могут применяться во многих других контекстах.

Учебная программа по информатике в начальных школах Англии

Программа обучения вычислительной технике в рамках Национальной учебной программы 2014 года содержит обзор целей обучения, которым детей следует обучать к концу каждого ключевого этапа. У каждой годовой группы нет целей, поэтому школы имеют свободу в том, как и когда они выполняют их в рамках своей учебной программы.

Начальный этап начального образования (EYFS)

Computing не распространяется на ранние годы (EYFS), но технология упоминается в структуре EYFS.Одна из областей обучения, «Понимание мира», устанавливает, что у детей должна быть возможность исследовать, наблюдать и узнавать о технологиях.

Ключевой этап 1 (годы 1–2) и ключевой этап 2 (годы 3–6)

Полезно то, что цели как для ключевого этапа 1, так и для 2 соответствуют трем основным направлениям: информатика, информационные технологии и цифровая грамотность.

Информатика: ключевые этапы 1 и 2

Информатика охватывает такие темы, как:

  • как работают компьютерные сети
  • алгоритмов
  • последовательность
  • выбор
  • переменных

В программе обучения вычислительной технике нет конкретных языков программирования, поэтому школы могут решать, как преподавать эти концепции.Очень популярны языки визуального программирования, которые предполагают объединение блоков вместо ввода текста, такие как Scratch. Задачи без подключения к сети, когда концепции преподаются вне компьютера с использованием таких приемов, как ролевые игры, также могут работать хорошо.

Информатика: ключевой этап 2

Это не означает, что некоторые школы не будут вводить немного текстового программирования для старших детей; Python довольно популярен, чтобы начать с ключевого этапа 2. В эти годы вычислительное мышление также получает дальнейшее развитие с помощью таких концепций, как декомпозиция, что означает разбиение больших проблем на более мелкие части.

Информационные технологии: ключевой этап 1 и ключевой этап 2

Информационные технологии очень широки, поскольку они включают создание, организацию и обработку цифрового контента на обоих ключевых этапах — цифровой контент можно интерпретировать как множество вещей, от аудио до изображений, фильмов и т. Д.

Информационные технологии: ключевой этап 2

На ключевом этапе 2 информационные технологии развиваются, потому что детей также следует обучать тому, как эффективно использовать поисковые технологии и как анализировать, представлять и оценивать данные.

Цифровое гражданство: ключевой этап 1 и ключевой этап 2

Компонент цифрового гражданства в учебной программе по информатике включает в себя многое из того, что называется «онлайн-безопасностью» — безопасное, уважительное и ответственное использование технологий. Всех детей следует научить различным способам сообщать о любых проблемах, которые могут у них возникнуть.

Цифровое гражданство: ключевой этап 2

Кроме того, учащиеся Key Stage 2 должны также научиться оценивать содержание и учитывать, насколько надежна информация, которую они находят в Интернете.

Учебная программа по информатике в начальных школах Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии

  • Для получения информации о программе повышения квалификации и результатах в области технологий в Шотландии посетите Education Scotland.
  • Подробную информацию об информационных и коммуникационных технологиях в национальной учебной программе Уэльса можно найти на веб-сайте Learning Wales.
  • В Северной Ирландии технологии включены в область обучения «Мир вокруг нас».Посетите веб-сайт CCEA для получения более подробной информации.

Как я могу поддержать своего ребенка компьютерами?

Лучший способ поддержать вашего ребенка в любом аспекте работы с компьютером — это получить удовольствие от использования с ним технологий и смоделировать их безопасное и ответственное использование. Вот пять идей:

1. Стать студентом

Позвольте им показать вам, как использовать их любимые приложения или делать то, чему они научились в школе.

2. Помогите им использовать технологии для выполнения домашних заданий

Если им нужно попрактиковаться в математике, помогите им создать обучающее видео, демонстрирующее этот навык.Почему бы не создать короткометражный фильм на основе написанного ими рассказа? Или, может быть, анимацию? Найдите видеоролики на YouTube или поиграйте вместе в игры, которые поддержат то, чему они учатся в школе.

3. Исследования с ними

Исследуйте тему, которую они изучают или интересуют вместе с ними. Вместе решите, насколько надежным, по вашему мнению, является каждый веб-сайт — появляется ли информация на нем где-нибудь еще? Кто создал сайт? Обсудите ранжирование — почему поисковая система ставит одни на вершину, а другие — на более низкую?

4.Общайтесь с семьей

Поддерживайте связь с членами семьи, составляя электронные письма вместе или используя такие службы, как Skype, для видеозвонков. Обсудите, насколько полезными могут быть эти инструменты при ответственном использовании.

5. Общайтесь регулярно

Спросите детей, как они использовали технологии на этой неделе, какое их любимое приложение и т. Д. Убедитесь, что они чувствуют, что могут обратиться к вам, если у них возникнет проблема.

Дополнительная поддержка и полезные ссылки в Интернете

  • СМИ с здравым смыслом — они нацелены на расширение прав и возможностей родителей и учителей, предоставляя объективную информацию, чтобы помочь им использовать силу СМИ и сделать их положительной силой в жизни детей.Существуют семейные справочники, в которых рассматриваются многие проблемные темы.
  • NSPCC — ключевой совет по обеспечению безопасности вашего ребенка в Интернете
  • SCRATCH — узнайте больше о визуальном кодировании и научитесь делать это с вашим ребенком бесплатно
  • Vodafone: цифровое воспитание — подробный журнал от Vodafone с идеями по укреплению уверенности и устойчивости в Интернете.

.

Урок в начальной и средней школе

Введение

школы в Ирландии обязаны открываться на 183 дня в году в начальной школе.
уровень и 167 дней в году после начального образования
уровень. Когда-то школы имели большую гибкость в отношении начала
и окончание школы. Это означало, что были значительные различия в
когда ученики вернулись в школу после каникул, таких как Рождество и в середине семестра
брейки.

С 2004 года школьные условия были стандартизированы в соответствии с рядом соглашений.
между представителями школ, профсоюзов учителей, родителей
организации и другие соответствующие органы.

Даты начала и окончания учебного года не
стандартизированный
, поэтому школы могут сами выбирать, когда учащиеся
летом заканчивают школу, а осенью идут в школу. Все
школы закрыты на июль и большую часть (или весь) август. Даты проведения
Рождественские, пасхальные и среднесрочные перерывы стандартизированы.

В начале учебного года родители / опекуны получают список дней
что школа будет закрыта в течение года, включая каникулы и обучение
дни для учителей.Если будут другие неожиданные закрытия, школа разрешит
вы знаете заранее.

Циркуляр Департамента образования и повышения квалификации
0005/2020 касается стандартизации школьных лет с 2020/21
до 2022/23. В проспектах также содержится руководство о том, как школы могут компенсировать
любое время, которое потеряно из-за непредвиденного закрытия.

Правила

Начало и конец учебного года

Даты начала и окончания учебного года как в начальной, так и
постшкольный уровень не фиксируется.Однако в связи с началом государственных экзаменов средние школы
обычно не открывается после пятницы перед государственным праздником июня (первый
Понедельник в июне) в любой год. Учебный год обычно начинается на неделе в
который выпадает 1 сентября.

Дискреционные дни

Каждая школа должна быть открыта не менее 183 дней на уровне начальной школы и 167 дней.
дней на уровне послесначального. Школы могут использовать любые оставшиеся дни
по своему усмотрению продлить период летних каникул или закрыть религиозные или
другие праздники.

Однако школы не могут использовать эти дни для продления Рождества, Пасхи или
среднесрочные перерывы (если на это время не выпадает религиозный день (дни)
школы определенной деноминации или веры). Если в школе нет
достаточно свободных дней для религиозного праздника, он может обозначать этот день
внеучебный день.

Учебный год 2020/21

Октябрь 2020 промежуточный перерыв

Все школы закрываются с понедельника, 26 октября 2020 г., по пятницу, 30 октября 2020 г.
включительно.

Рождество 2020

Все школы закрываются во вторник 22 декабря 2020 года, который является последним днем
учебный семестр. Все школы вновь откроются в среду, 6 января 2021 г.

Февраль 2021 среднесрочный перерыв

Начальные школы закрываются на 2 дня, в четверг 18 февраля 2021 г. и пятницу 19
Февраль 2021 г. Начальные школы могут использовать 3 дополнительных дня, чтобы продлить этот срок до
5-дневный перерыв, начинающийся в понедельник 15 февраля 2021 года, если им не нужны эти дни для
восполнить время, потерянное из-за непредвиденного закрытия школ.

Средние школы закрываются на неделю, с понедельника 15
С февраля 2021 г. по пятницу 19 февраля 2021 г. включительно, если не требуется изменений
чтобы наверстать потерянное время из-за непредвиденного закрытия школ.

Если средней школе необходимо восполнить такое время, она может сократить
среднесрочный перерыв, оставаясь открытым до среды 17 февраля включительно
2021.

Пасха 2021

Все школы закрываются в пятницу 26 марта 2021 г., в последний день
учебный семестр, если не требуется изменений, чтобы наверстать потерянное время
непредвиденное закрытие школ.Если школе нужно наверстать такое время, она может
сократить среднесрочный перерыв, оставаясь открытым до среды 31 включительно
Март 2021 г.

Все школы вновь откроются в понедельник, 12 апреля 2021 г.

Учебный год 2021/22

Октябрь 2021 г. Промежуточный перерыв

Все школы закрываются с понедельника 25 октября 2021 г. по пятницу 29 октября 2021 г.
включительно.

Рождество 2021

Все школы закрываются в среду, 22 декабря 2021 г., в последний день
школьный семестр.Все школы вновь откроются в четверг 6 января 2022 года.

Февраль 2022 г. промежуточный перерыв

Начальные школы закрываются на 2 дня, в четверг, 24 февраля 2022 г., и в пятницу, 25
Февраль 2022 г. Начальные школы могут использовать 3 дополнительных дня, чтобы продлить этот срок до
5-дневный перерыв, начинающийся в понедельник 21 февраля 2022 года, если им не нужны эти дни для
восполнить время, потерянное из-за непредвиденного закрытия школ.

Средние школы закрываются на неделю, с понедельника 21
С февраля 2022 г. по пятницу 25 февраля 2022 г. включительно, если не требуется изменений
чтобы наверстать потерянное время из-за непредвиденного закрытия школ.

Если средней школе необходимо восполнить такое время, она может сократить
среднесрочный перерыв, оставаясь открытым до среды 23 февраля включительно
2022.

Пасха 2022

Все школы закрываются в пятницу 8 апреля 2022 г., в последний день
учебный семестр, если не требуется изменений, чтобы наверстать потерянное время
непредвиденное закрытие школ. Если школе нужно наверстать такое время, она может
сократить промежуточный перерыв, оставаясь открытым до среды 13 включительно
Апрель 2022 г.

Все школы вновь откроются в понедельник 25 апреля 2022 года.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.