определение, сравнительный анализ, роль в творческой деятельности. — Студопедия.Нет
Воображение — психич. познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в общей психологии, фантазия – это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних – репродуктивную.
Фантазия — обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или её недостаточно.
Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.
Что же касается воображения, то под его определение попадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается зымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, будь то искусство, наука или техническая деятельность. Писатели, живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности.
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.
Психология подросткового возраста: социальная ситуация развития, особенности познавательной и личностной сферы.
Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет.
Особенности перехода к младшего подросткового возраста:
- резкая ломка психики — “подростковый кризис”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период
- ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение)
- психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.
Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития, которым принадлежит будущее. С точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход – это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.
Основное противоречие возраста (задача развития).
У подростков наблюдается тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослым. Это стремление быть взрослым сталкивается с сопротивлением со стороны окружающих.
Индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены:
1. Особенностями биологического развития организма;
2. Культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;
3. Условиями обучения и воспитания;
4. Резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.
Внутренней движущей силой процесса развития является единство борющихся противоположностей. Разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития. Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики, личности, а раскрытие их субстратных характеристик позволяют прогнозировать ход развития личности. Возникновение психических новообразований характеризует “непрерывный процесс самодвижения” личности (Л.С. Выготский). Причем процесс самодвижения в современной психологической науке рассматривается в единстве двух противоположных сторон:
1. интериоризация существующих во вне социальных факторов, их усвоение;
2. выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.
Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала “вырастания” из него.
Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.
Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.
“Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”.
Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.
Особенности развития познавательных процессов
По Ж.Пиаже — логические операции развиваются у детей только к 11-12 годам. Исследования Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей.
К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п.
В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом.
- Главное развитие мышления, по Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий. Глубокие, фундаментальные изменения прежде всего происходят в содержании мышления подростка. С образованием понятий подросток начинает лучше понимать себя, ему раскрывается мир объективно-общественного сознания, одновременно с этим его внимание в большей степени направляется на других людей.
- Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т.д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса. В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым.
- Увеличивается объем памяти — лучше запоминается материал, появляется его логическое осмысление. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения.
Особенности и проблемы, связанные с коммуникацией
Трудности в отношениях со взрослыми:
- негативизм
- упрямство
- безразличие к оценке успехов
- уход из школы
В это время появляются детские компании ( поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
Сравнивая себя со взрослым подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет разницы. Центральное новообразование переходного возраста — возникновение о себе представления как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, у него еще нет подлинного, полноценного ощущения взрослости, но он испытывает огромную потребность в признании его взрослости окружающими. Д.В.Эльконин различал в развитии подростков несколько видов взрослости:
- Объективную взрослость
· в интеллектуальной сфере — самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию
· социально-моральной сфере — помощь взрослым, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростков
- Субъективную взрослость
· проявление потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности
· наличие собственных линий поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников
Виды взрослости изученные и выделенные Т.В.Драгуновой:
- подражание внешним признаком взрослости — курение, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде и прическе, косметика, приемы кокетства, способы отдыха.
- социальная зрелость — возникновение в условиях сотрудничества ребенка и взрослого, подросток занимает место помощника взрослого
- интеллектуальная взрослость — стремление подростка что-то знать и уметь по-настоящему
Ведущий тип деятельности подростков — общение со сверстниками, которое строиться на кодексе товарищества и полного доверия, стремление к абсолютному взаимопониманию.
В этом возрасте для ребенка важно место, которое он занимает внутри коллектива, это становится важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение человека как к человеку.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы
Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает подростка “доказать”, что она случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к учению, может влиять возникновение какого-либо сильного, всепоглощающего интереса в области, непосредственно не связанной с учением, а именно – увлечение спортом, музыкой и др. Некоторые исследователи находят причины снижения интереса к учебе в том, что в подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в “первую любовь”. О своих первых переживаниях и мальчики, и девочки боятся говорить друзьям, родителям, учителям, боятся, что над ними будут смеяться. И они часто бывают правы.
Следует сказать также о том, что надо бороться с наблюдающимся у младших подростков стремлением одновременно браться за многое. Широта интересов может повлечь за собой их разбросанность.
Основные интересы подростка, выделенные Л.С.Выготским:
- «Доминанта дали»
- «Эгоцентрическая доминанта»
- «Доминанта усилия»
- «Доминанта романтики»
Божович отмечала, что в подростковом возрасте коренным образом меняется содержание мотивов, что связано с формированием мировоззрения подростков. Структура мотивов характеризуется иерархической системой.
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника. В подростковом возрасте возникают и формируются нравственные убеждения, основанные на жизненном опыте ребенка, убеждения становятся специфическим мотивом поведения.
Также возникает нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений.
Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей
Приветствую, друзья. Представьте себе собаку. Представили? Отлично, значит все у вас с воображением в порядке! Вот только некоторые из вас представили собаку в общих чертах, а другие — какую-то особенную, с кличкой и характером. Дело в том, что у всех воображение развито по разному. Его недостаток может стать камнем преткновения на пути личного развития или карьерного роста. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение и фантазию, чтобы научиться мыслить креативно и генерировать новые идеи.
Зачем людям нужны воображение и фантазия
«Воображение важнее, чем знание.» Альберт Эйнштейн.
Некоторые люди ошибочно считают, что фантазирование и сочинительство — это пустые занятия, не имеющие никакой прикладной пользы. Но хорошо развитая фантазия является фундаментом для креативного мышления, которое так ценится в современном обществе.
Только вдумайтесь: мы не повинуемся одним только инстинктам. Вместо этого мы мечтаем и имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Невозможно мечтать, если не можешь вообразить себе объект мечтаний. Поэтому наличие воображения — это то, что отличает людей от животных.
Вот несколько доводов в пользу того, что развитое воображение — это полезная штука:
- Воображение дает вам развиваться. Если вы будете строить планы, опираясь только на приобретенный опыт, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет границы и позволяет поставить перед собой те цели, которых вы ранее не достигали.
- Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того, чтобы пытаться сделать «как всегда», люди с развитым воображением придумывают новые стратегии и решают проблемы быстрее. Это называется креативным мышлением.
- Воображение приводит к открытиям. Например, Альберт Эйнштейн воображал о таком месте, где люди могли бы остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни навечно. В итоге, такие размышления привели его к созданию Общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. А без воображения люди по сей день считали бы время постоянной величиной.
- Воображение дает миру новые изобретения. Воздушные перелеты, разговоры по телефону, горячая вода в ванной — все это начиналось с воображения. Люди хотели летать, как птицы, говорить с теми, кто далеко, не мерзнуть в ванной. Список можно продолжать долго. Все те классные вещи, которые нас окружают, существуют благодаря воображению.
- Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни киновселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с «Жили-были». Увидели необычное красивое здание? Так вот, сперва его в своем воображении увидел архитектор. Воображение и творчество — понятия неразделимые.
- Воображение дает возможность видеть красоту. Слышали фразу «Это поражает воображение»? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью… Мы все это воспринимаем через наше воображение, потому и видим красоту. Скажем так, человек без воображения не сможет долго наблюдать за тем, как горит огонь или течет вода. Хотя есть коты, которые могут долго смотреть в одну точку. Но мне кажется, тут дело в чем-то другом.
Отличный пример человека с развитым воображением — это Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во множестве уголков Вселенной, изучая и поражаясь ее величию. Открытия Хокинга о космологии и квантовой гравитации сделаны прямиком из инвалидного кресла, к которому он был прикован почти всю свою жизнь. Человеку без фантазии и воображения такое не под силу. Кстати, я наконец-то решил ознакомиться с книгами Стивена Хокинга, сейчас читаю «Краткую историю времени». Написано о сложном простым языком.
Чем воображение отличается от фантазии
Завтра строится в воображении людей сегодня, сегодняшняя наука — это фантазия из прошлого.
Воображение — это средство, которое делает идею реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические обоснования. Фантазия — это размышления на свободную тематику, она может быть ничем не обоснована и перечит здравому смыслу. Тем не менее, фантазия и воображение тесно связаны, а любое созидание без них попросту невозможно.
Это легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, воображая о технологиях, которых еще не видел мир. Например, в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» описан подводный корабль еще до того, как появились настоящие подводные лодки. Но это не фантазия. Автор именно вообразил существование такого корабля в реальном мире.
Сегодня это фантастика о космических кораблях и покорении Вселенной. Космический туризм еще находится в стадии зарождения, а полеты на Марс нам только обещаются Илоном Маском. Но авторы книг типа «Марсианин» уже воображают, как бы это могло быть с научной точки зрения. Такая фантастика опирается на логику и здравый смысл. Потому фантастика называется научной, а знакомые с физикой люди разносят в пух и прах те произведения, в которых авторы напридумывали околесицу.
Фантазия, в свою очередь, не ограничена законами и правилами. Это все, что может прийти в вашу голову. Она далека от науки, но может привести к действительно толковым идеям. Фантазию используют все творческие люди. Художникам и музыкантам вместо логики нужны буйство красок и неожиданные повороты мелодий. Взрослея, многие люди прекращают фантазировать. Поэтому говорят, что творческие люди — это большие дети.
Можно подытожить: наши идеи появляются из фантазии, крепнут в воображении и затем уже воплощаются в реальность. Теперь давайте наконец перейдем к тому, как развить воображение и фантазию.
Как развить воображение и фантазию у взрослых
«Воображение — это все. Это предварительный просмотр предстоящих достопримечательностей жизни.» Альберт Эйнштейн.
Воображение — это способность, которая присуща каждому человеку. Поэтому ему не нужно учиться, его нужно просто расшевелить.
Для развития воображения достаточно совершать действия, которые его стимулируют. Ниже представлен список рекомендаций, которые я нашел самыми простыми и действенными.
1. Выключите телевизор и найдите хобби
Просмотр телепередач — это распространенный способ снять напряжение после тяжелого рабочего дня. Я сам тоже люблю посмотреть пару серий сериала в свой выходной или перед сном. Но это способ пассивного отдыха, при котором мозг бездействует.
Вместо того, чтобы постоянно наблюдать за жизнью других людей, найдите себе хобби, которое позволит вам создать собственную историю.
2. Обращайте внимание на забавные мелочи
Постарайтесь находить странные и забавные вещи там, где их нет. Нелепое сочетание надписей на рядом стоящих билбордах, причудливая форма облаков, смешная походка голубя. Все это требует работы воображения и может сделать вашу жизнь чуточку веселее (приятный бонус).
Например, кошка моей сестры Алиска застыла в позе отстреливающегося от индейцев ковбоя. И да, я знаю, что ковбои — это просто пастухи.
3. Попробуйте ничего не делать
Наш разум постоянно находится в шумной обстановке из-за внешних импульсов. Это может быть тот же самый телевизор, музыка, постоянное общение в социальных сетях и конвейер уведомлений. Попробуйте посидеть в тишине и послушать свои собственные мысли. Иногда можно поразиться от того, какие идеи и умозаключения приходят в голову, когда ничто не отвлекает.
4. Слушайте музыку без слов
Доказано, что прослушивание музыки повышает производительность во время работы. Но если это песни с текстом, мы на подсознательном уровне прислушиваемся к их идеям, оставляя свои за бортом. По себе замечаю, что даже песни на незнакомом мне языке могут сбить с мысли. С другой стороны, музыка без текста стимулирует ваше воображение и дает зеленый свет новым идеям.
Я за работой над статьями слушаю музыку в стиле Trance, Deep или Ambient. Люблю Drum’n’Bass, но под него можно разве что траншеи копать. Ученые рекомендуют прослушивание джаза, блюза и классики, но каждому свое.
5. Читайте разные книги
Даже если вы постоянно читаете художественную литературу, это тоже может стать своего рода зоной комфорта. Мозгу требуется разный контент. Если вы обычно читаете научную фантастику — прочтите детектив, это даст вам новый опыт и расширит области воображения.
6. Смотрите фильмы с закрученным сюжетом
Теперь что касается фильмов. Я говорил, что просмотр ТВ лучше ограничить. Но есть киноленты, которые бросают вызов обычному методу повествования. Подойдут фильмы с нелинейным сюжетом, в которых очень сложно предугадать события или концовку. Например, фильм «Остров проклятых» с Ди Каприо. Так вы не дадите воображению отдыхать.
7. Пишите в свое удовольствие
Во-первых, возьмите за правило записывать интересные мысли. Так вы сможете к ним вернуться, просмотрев свои записи, и дать развитие новым идеям.
Во-вторых, написание текста на свободную тему рекомендуется как терапевтическое средство для отдыха и может здорово подстегнуть ваше воображение. Попробуйте просто описать свой обычный день, даже если он был самым скучным. Напишите, как бы могли развиваться события, если бы вы сделали другой выбор в разных ситуациях. Если вы умеете рифмовать, напишите короткое стихотворение о чем-то обыденном, показав привычные вещи с другой, красивой или смешной стороны. Например:
Я сижу за столом, и он старше меня.
Кто-то раньше сидел за тобой, но не я.
Может, кто-то обедал и в карты играл,
А теперь на тебе создается статья.
Стихотворение вышло так себе, но вот я уже воображаю, как за моим старым столом сидит шумная компания и режется в покер. Может быть, кто-то этот стол даже выиграл. Не важно, главное — подстегнуть воображение.
8. Научитесь что-то делать сами
Вам не нужно менять работу, чтобы начать заниматься чем-то творческим. Можно просто записаться на курсы, обучающие создавать. Подойдет что угодно, чем вы раньше не занимались: вышивание крестиком, выжигание по дереву, создание дизайна открыток, кулинария. В крайнем случае, есть много обучающих видео в интернете. Мне попадались интересные каналы на YouTube, где авторы показывают как сделать те или иные вещи. Например, как сделать перстень из монеты.
Для работы своими руками требуется творческое воображение. Потому что вам нужно сперва придумать, что вы будете делать, а затем вообразить конечный результат.
9. Разговаривайте с друзьями
Вы можете собраться с друзьями для просмотра нового фильма или футбольного матча, но такое времяпровождение не научит вас ничему новому. Попробуйте поговорить на абстрактные темы, это включит ваше воображение и заставит мозг работать. Если вас интересует политика, можете пофантазировать о том, как изменится ситуация в стране при тех или иных изменениях законов. Или обсудите научные открытия и вообразите, к чему они могут привести человечество. Живое общение — это то, чего сегодня многим не хватает.
У меня есть друг, с которым мы могли часами говорить на разные темы, фантазируя и воображая. Сейчас я переехал, и мне очень не хватает нашего общения. Поэтому я советую ценить людей, с которыми вы можете долго говорить, даже если ваши взгляды во многом не совпадают.
10. Придумайте десятый пункт о том, как развить воображение и фантазию
Пунктов получилось 9, но число 10 внушает более серьезное впечатление. Поэтому у вас есть уникальная возможность включить воображение и представить заключительный пункт о том, как развить воображение и фантазию.
Видите, креативный подход помог мне быстрее закончить список из 10 пунктов, что еще раз доказывает силу воображения.
Итог
Если ввести в поисковой системе «Как развить воображение и фантазию», можно найти всякие игры, развивающие фантазию, и разные упражнения. Но я считаю, что воображение должно работать постоянно, а не по 5 минут в день. Поэтому выбранные мной советы подходят для повседневного использования и позволят вам задействовать воображение как можно чаще.
Есть еще интересная тема — как развить фантазию и воображение у ребенка. Об этом я напишу в другой статье статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить публикацию.
Друзья, напишите в комментариях ваши способы, как развить воображение и фантазию. Возможно, я дополню статью новыми вариантами.
И напишите, какую собаку представили вы:)
До новых встреч, ваш Александр Горохов.
Книги для развития воображения
- «Кради как художник», Остин Клеон
- «Шесть шляп мышления», Эдвард Де Боно
- «Гениальность на заказ», Марк Леви
- «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно», Майкл Микалко
- «Взлом креатива: Как увидеть то, что не видят другие», Майкл Микалко
- «Учись видеть. Уроки творческих взлетов», Марина Москвина
- «Гибкий ум», Эстанислао Бахрах
- «Как люди думают», Дмитрий Чернышев
- «Скетчи по воскресеньям», Кристоф Ниманн
- «Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция.», О. Кинякина, О. Овчинникова, П.Лем, Т. И. Захарова, Ю. Асоскова
Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии
Как отличить Активное Воображение от пассивной фантазии
Активное Воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность уже хорошо доказана, о нем мало кто знает, за исключением последователей юнгианства. А многие из тех, кто слышал о нем, считают, что разбираются в нем не настолько хорошо, чтобы применять его на практике.
В данном разделе этой книги мы исследуем основные концепции Активного Воображения, рассмотрим некоторые примеры и узнаем метод пофазового подхода, который вы сможете применять, занимаясь Активным Воображением самостоятельно.
В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Вероятно, самым первым зарегистрированным применением Активного Воображения в его современной форме было видение Юнга, в котором не прозвучало ни единого слова, зато имело место активное взаимодействие между его осознающим разумом и образами, появившимися из его бессознательного. Это было одно из тех событий, благодаря которым Юнг понял, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами.
«Я сидел за своим столом и снова обдумывал все свои опасения. Затем я позволил себе «упасть» Неожиданно возникло такое ощущение, будто земля, в буквальном смысле этого слова ушла у меня из-под ног, и я полетел в черную пропасть. Я не мог избавиться от чувства страха. Но затем, пролетев не такое уж большое расстояние, я приземлился на ноги, почувствовав под ними мягкую липкую массу. Я ощутил огромное облегчение, хотя и находился в непроглядной тьме. Через несколько минут мои глаза привыкли к мраку, который напоминал, скорее, глубокие сумерки. Передо мной находился вход в темную пещеру. Посреди входа стоял гном с высохшей, словно у мумии, кожей. Я протиснулся мимо него в пещеру и побрел по доходившей мне до колен ледяной воде к другому ее концу, где я увидел сверкающий красный кристалл лежащий на скальном выступе. Я схватил камень, поднял его и обнаружил под ним пустоту. Поначалу я ничего не мог разглядеть, но затем увидел поток воды. Этот поток пронес мимо меня труп молодого светловолосого человека с раной в голове. За ним последовал гигантский черный скарабей, а потом красное солнце поднялось из водных глубин»[13]
Активное Воображение помогает лучше понять» что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго
Хотя Юнг высоко ценил сны, он считал Активное Воображение еще более прямым путем к бессознательному. Разница заключается в следующем: когда вам что-либо снится, вы действительно, получаете сигналы от бессознательного, но ваш осознающий разум в этом процессе не участвует. Когда вы просыпаетесь, осознающий разум может вспомнить сон и задуматься над его значением, но во время самого сна осознающий разум бессилен. С Активным Воображением все наоборот — в этом случае осознающий разум бодрствует. Он осознанно принимает участие в событиях.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Любопытно, что, когда человек начинает заниматься Активным Воображением, количество его сновидений резко сокращается. Если вы серьезно относитесь к этому искусству как к особому способу медитации, то вы ассимилируете содержимое бессознательного раньше, чем у него возникнет потребность передать его вам посредством сна. Решение поставленных сновидениями проблем происходит в процессе Активного Воображения.
Ввиду связи между снами и Активным Воображением, Юнг прописал Активное Воображением людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнете регулярно заниматься Активным Воображением, то обнаружите, что количество ваших сновидений резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами сновидения стали более «сфокусированными». Когда вы решаете ваши проблемы посредством Активного Воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот, вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения. Вы заводите разговор с другими исполнителями, обмениваетесь точками зрения, вместе отправляетесь навстречу приключениям и, в конце концов, учитесь сами и учите других.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно, В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Во всех случаях Активного Воображения вы обратите внимание на то, что имеете дело с историей, которая относится к первому лицу: в ней всегда присутствует «я». «Я» иду в определенное место. «Я» вижу образ. «Я» взаимодействую с ним. «Я» должно обязательно там присутствовать, взаимодействовать с другими персонажами, ибо, в противном случае, эго не будет принимать в происходящем никакого участия.
Воображение не может быть активным, если в спектакле не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие — символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.
Посредством вашего активного участия вы превращаете то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Меняются отношения между эго и бессознательным. Если имеет место невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, то эту брешь можно заделать, дополняющие друг друга противоположности можно свести воедино. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «я».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Как развить фантазию и воображение у взрослых: условия и методы
Добрый день, мои дорогие читатели!
Сегодня я хочу поговорить на тему, которая будет не только познавательной с точки зрения психологии, но и интересна сама по себе. И постараюсь подробно рассказать, как развить фантазию и воображение у взрослых.
На самом деле, взрослые больше нуждаются в советах на этом поприще, чем дети. Потому что детское воображение гораздо богаче и ярче, а фантазия – намного живее, чем у тех, кто вырос и уже смотрит на мир рациональнее.
Может быть, вы скажете, что и без воображения человек может спокойно жить всю жизнь. Я соглашусь с вами, но лишь отчасти.
В то же время, способность фантазировать обогащает, расширяет границы, добавляет красок в жизнь – словом, делает ее интереснее.
Кроме этого, отсутствие оных может представлять реальную проблему, или хотя бы неудобство. Согласитесь, не все наши повседневные дела рациональны. Иногда нам нужно подходить к ним творчески, с выдумкой.
Если вдруг вы из тех, кто не может похвастаться яркостью образов, возникающих в голове. Если творческие задания вгоняют вас в ступор – эта статья для вас. Итак, давайте вместе поищем способы вам помочь.
Типы воображения
Воображение можно разделить на несколько видов:
- Активное – сознательное создание образов усилием воли.
- Пассивное – спонтанное, невольное возникновение образов.
- Продуктивное – мысленное преображение реальных образов.
- Репродуктивное – мысленное воспроизведение реальности, как она есть.
К ним можно добавить еще два, которые возникают помимо воли человека:
- Галлюцинации и иллюзии – видение несуществующих образов, воспринимающихся, как реальные.
- Сновидения – произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.
Нельзя сказать, что у некоторых людей вовсе отсутствует воображение. Например, в определенных ситуациях у них в голове все же возникают образы – лица, предметы, еда, знакомые ландшафты. Но кто-то способен представить их ярче и живее, дополнить деталями.
А кому-то будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.
Способность фантазировать приходит из детства. То, как она развивается, напрямую зависит от поощрения родителей. Для детей это настоящая потребность.
Но не все мамы и папы ее одобряют, считая глупой и бесполезной. Они считают, что на мир надо смотреть трезво, и чем раньше ребенок этому научится, тем лучше.
У таких детей во взрослом возрасте фантазия развита слабее чем у тех, в ком родители поощряли желание выдумывать и генерировать идеи.
Воображение и возраст
Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:
- Детство;
- Переходный возраст;
- Юность.
В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.
В детстве ребенок познает мир как таковой. Шаблонное мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет знаний об окружающем мире.
Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.
Подросток мыслит по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение опирается на настоящее, но при этом рисует картины будущего. Важной составляющей мышления становятся мечты. Иногда безумные и наивные, но уже рациональные.
Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.
Методы развития воображения
Одно из главных условий развития фантазии – наличие пищи для ума: зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.
Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.
Книги
Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.
Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.
В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.
Однако читая, вы не имеете перед собой картины, и ваш мозг дорисовывает все образы.
Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!
Еще одно достоинство книги – она способна перенести вас в любое время и место. Читая, вы раздвигаете все возможные границы и действительно получаете впечатления, составляющие основу нашей фантазии.
Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.
Ассоциации
Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.
Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?
Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?
Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.
Слушайте музыку. Часто песни и просто музыкальные композиции без слов стимулируют воображение настолько, что в голове прокручиваются целые клипы. И опять же, конкретная музыка может вызывать связанные с ней воспоминания.
Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.
Творчество
В-третьих, вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.
Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.
В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.
Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.
Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.
И не забывайте то, о чем говорилось выше – воображение и фантазия присущи любому человеку. Так как это врожденная способность, которая за ненадобностью ослабевает, а при тренировке – развивается и крепнет.
На десерт, забавное видео как развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).
На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!
1.2 Фантазия и воображение как смежные категории
Зачастую
как в психологической, так и в
литературоведческой литературе мы
встречаем тот факт, что понятие фантазия
модифицируется иными понятиями. Наиболее
часто происходит замещение понятия
«фантазия» понятием «воображение».
В
разных источниках говорится как о тесной
взаимосвязи одного понятия с другим,
так и о том, что одно понятие вытекает
и является продуктом другого, и наоборот.
В
связи с этим, мы уделим особое внимание
этому вопросу и постараемся выяснить,
насколько данные понятия смежны и
справедливым ли является подмена одного
понятия другим.
Как
нам уже удалось выяснить, определения
понятия «фантазия» весьма разнообразны.
Несмотря на это, нам всё же удалось
выделить основные черты, присущие
данному понятию, и вывести своё
определение, на которое мы сможем
опираться и далее в ходе нашего
исследования. Итак:
Фантазия
прямо или опосредованно связана с
процессом творческой деятельности, её
продуктом является создание чего-то
нового, что влияет, в свою очередь, на
облик действительности, определённым
образом преображая её.
Данная
дефиниция при обобщении многообразных
и многоликих определений фантазии
является, на наш взгляд, наиболее верной,
а потому данного определения мы будем
придерживаться в ходе всего дальнейшего
исследования.
Как
мы уже отметили, зачастую проводится
параллель между понятиями «фантазия»
и «воображение». В связи с этим, попытаемся
выяснить, насколько справедлив данный
подход и правомерно ли выделять сходные
черты у данных понятий, или же данные
понятия являются если не диаметрально
противоположными, то, по крайней мере,
определяют абсолютно различные виды
деятельности.
Воображением,
то есть способностью представлять вещи,
факты, события, визуализировать их, по
сути, может обладать человек любой
профессии – физик, историк, программист.
В нехудожественных произведениях может
также прослеживаться богатое воображение
автора.
Например,
Иосиф Эйгес в своей статье «Фантазия в
поэзии» определяет фантазию как «основную
способность, которая создает
художественность какого бы то ни было
рода; она есть то, что обусловливает
художественные качества произведения
и существенно определяет их». (И.Эйгес,
«Фантазия в поэзии»)
В
свою очередь, Эйгес разделяет понятия
«воображение» и «художественная
фантазия».
По
его мнению, зачастую произведение может
быть написано даже талантливо и умно,
но не художественно.
Например,
в своей статье Эйгес ссылается на
Белинского, который, по его мнению,
придавал большое значение фантазии для
построения художественного текста:
«Душа и чувство есть необходимое условие
поэзии, но не ими все оканчивается: нужна
еще творческая фантазия, способность
вне себя осуществлять внутренний мир
своих ощущений и идей и выводить во вне
внутренние видения своего духа». Поэтому,
некоторых авторов следует отнести к
разряду людей «неодаренных художественной
фантазией, но одаренных воображением,
чувством и способностью владеть языком».
(Эйгес)
В
то же время, И.М. Розет в своей работе
«Психология фантазии» также уделяет
особое внимание оппозиции понятий
«фантазия» и «воображение».
«Наряду
с термином «фантазия», — пишет он, — широко
употребляется в нашей речи термин
«воображение».
В обиходном понимании они чаще всего
являются не тождественными. Со словом
«воображение» обычно ассоциируется
мысль о чем-то реальном и осуществимом,
тогда как за словом «фантазия» закрепилось
значение несбыточного, нереального.
Некоторые ученые также разводят эти
понятия, используя термин «фантазия»
для обозначения одного из видов
воображения – творческого. Они применяют
понятие фантазия только для описания
художественно-творческой деятельности.
Обычно в психологической литературе
понятия «воображение» и «фантазия»
считаются равнозначными». (Розет,
Психология фантазии)
И.М.
Розет не только отмечает факт того, что
фантазия находится в тесной взаимосвязи
с воображением, он утверждает, что
фантазия в некотором роде является
продуктом воображения, призванным
изменять облик действительности.
«Несмотря
на многообразие родовых понятий, под
которые подводится фантазия, видовой
отличительный признак почти полностью
совпадает во всех определениях: он
содержит указание на то, что результатом
этой силы, или способности, или функции
является создание чего-то нового —
новых образов, оригинальных идей, мыслей,
композиций, новых сочетаний образов и
идей, нового их порядка, новых зависимостей
и т. д». [ Розет, Психология фантазии ]
В
свою очередь, например, В.Вундт,
рассматривая в своей работе «Фантазия
как основа искусства» оппозицию
«фантазия» и «воображение» подключает
ещё одно понятие – «память».
«Память,
— утверждает Вундт, — в качестве простой
возможности возобновления понятий,
совершенно мнимых, хотя и не измененных
в своих существенных свойствах,
рассматривается как функция первичная;
а фантазия,
которая произвольно или непроизвольно
изменяет доставленный памятью материал,
рассматривается как функция вторичная
и несравненно более совершенная; само
собой разумеется, что для того, чтобы
могло произойти какое-либо изменение,
необходимо, чтобы то, над чем это изменение
должно произойти было налицо». (Вундт,
Фантазия как основа искусства)
Художественную
же деятельность воображения В.Вундт
трактует как «наиболее ясную и совершенную
форму возникновения фантазии». (Вундт,
Фантазия как основа искусства)
«Фантазии
являются низшими формами «силы
воображения», то есть возможности
создавать понятия, объекты которых не
существуют реально, то, прежде всего,
должна была бы существовать возможность
представить себе что-либо вообще, то
есть фантазия». (Вундт, Фантазия как
основа искусства)
То
есть, иными словами, фантазия, по Вундту,
является одной из форм воображения,
некой способностью представить себе
вообще что-либо не существующее реально.
Сходного
мнения об оппозиции фантазия-воображение
придерживается и Л.С.Выготский, уделивший
этому вопросу особое внимание в своей
книге «Психология искусства». Во-первых,
так же, как и В.Вундт, Л.С Выготский
говорит о генетическом родстве воображения
и памяти. Специфика воображения состоит,
по мнению Л.С.Выготского, в переработке
прошлого опыта – в преобразовании
образов, хранимых в памяти. В свою
очередь, воображение тесно связано с
эмоциональной сферой: образ может
вызвать сильные чувства, и наоборот –
возникшая однажды эмоция может пробудить
активность воображения. Фантазия же,
по мнению Выготского, является центральным
выражением эмоциональной реакции. То
есть прорабатывая эмоциональное
напряжение, объект как бы «разряжает»
его посредством фантазии. Таким образом,
фантазия является конечным звеном
воображения.
Итак,
принимая во внимание мнения исследователей,
можно сделать следующее обобщение:
фантазия является, по сути, формой
воображения. То есть воображение
представляет собой более обобщенное
понятие. Тем не менее, несмотря на тот
факт, что многие исследователи разводят
понятия «фантазия» и «воображение»,
всё же будет справедливым отметить, что
данные термины имеют множество сходных
черт, а, следовательно, данные понятия
являются синонимичными, и данного
утверждения мы и будем придерживаться
в рамках нашего исследования.
Развитие фантазии и воображения у детей.
Развитие фантазии и воображения у детей.
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря,
Воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.
Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Репродуктивное — это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».
Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?
При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Фантазия и воображение, образцы эссе
3 страницы, 1202 слова
Почему Мария Монтессори поощряла развитие воображения, а не фантазии? Почему не фэнтези до 6 лет? Как мы можем стимулировать воображение и его продуктивность? Приведите подробные соответствующие примеры.
«Воображение расширяет человека за пределы его самых смелых мечтаний — фантазия в конечном итоге ограничивает его». Есть разница между фантазией и воображением, которую люди, кажется, неправильно понимают, и ценность, которую каждое из них имеет для развития ребенка.Воображение — это способность концептуализировать объекты или события, которых нет, но которые основаны на реальности, поэтому воображение связано с познанием. С другой стороны, фантазия нереальна, это мысленный процесс, посредством которого мы создаем или убегаем в альтернативный мир, которого не существует.
Мария Монтессори заметила, что развивающий и нормализующий эффект от реальной деятельности играет более важную роль в качестве основного времяпрепровождения для детей. Когда у детей был выбор, они выбирали реальные, а не воображаемые занятия.Мария Монтессори поощряла развитие воображения, а не фантазии, потому что воображение — это проявление абстрактной мысли; это умственный процесс, посредством которого ребенок начинает понимать мир, в котором мы живем. Ребенок использует свой интеллект, чтобы взять то, что он узнал и представить, и применить это в своей работе и игре. «Человеческое сознание приходит в мир как пылающий шар воображения. Все человеческие существа, физические или умственные, являются плодом чьего-то воображения ». Мария Монтессори считала, что детям нужна реальность и точная информация, основанная на конкретных вещах, которые ребенок может исследовать сенсорно.«Воображение может иметь только сенсорную основу. Сенсорное образование, которое подготавливает к точному восприятию различных деталей качеств вещей, поэтому является основой наблюдения явлений вещей, которые предстают перед нашими чувствами ». Она считала, что фантазия препятствует естественному развитию ребенка: «когда разум полон фантазий, они выстраивают стену против реальности», что она назвала «бегством в фантазии». Дети смотрят на нас как на образцы для подражания, мы пытаемся научить его миру, и если мы подпитываем ложную информацию или позволяем фантазии, ребенок будет создавать впечатления, не основанные на реальности.Ребенок увлекается историями из реальной жизни, потому что они отражают его / ее собственный опыт, все это помогает воображению в виде ролевых игр или ролевых игр для ребенка
5 страниц, 2391 слово
Курсовая работа по созданию воображения и реальности
Соблазн кино зависит в первую очередь от способности медиума передавать и вызывать многочисленные эмоции, реакции и переживания, основанные на его внутренней природе; Магия создания изображений, как реальных, так и воображаемых, — это территория кино с помощью его техник.Благодаря тщательной оркестровке всего процесса производства фильма, включая написание сценария, режиссуру, актерское мастерство, дизайн производства и искусство …
будет взаимодействовать с ним — он отражает их жизнь и помогает им смириться и понять это. Благодаря использованию воображения ребенок постепенно приобретает понимание и познание своего мира.
Мария Монтессори считала, что когда ребенок погружается в свой характер, он / она часто невосприимчивы к другим стимулам или социальному взаимодействию.Ребенок пропускает занятия, которые его окружают, потому что он / она теряется в фантазиях.
Мария Монтессори считала воображение прекрасным атрибутом детей. Это позволяет им использовать предыдущий опыт для информирования о своем понимании и игре. Повторяющийся характер деятельности в благоприятной среде позволяет впечатлениям закрепиться в сознании.
Она не верила, что детям младше 6 лет следует знакомиться с фантазиями, потому что они все еще находятся в процессе развития и познания мира.Она чувствовала, что маленьким детям это не помогает. Она считала, что очень трудно удалить фантазию, когда она была встроена в ребенка, и попытаться заменить ее реальностью ». сообщество. Если вы хотите внести новую истину, вы должны забить ее, ее просто не примут во внимание ».
1 страница, 475 слов
Эссе о дефиците биотинидазы Биотин активность детей
Биотинидаза Дефицит биотинидазы Дефицит биотинидазы Дефицит биотинидазы — это наследственное нарушение обмена веществ, которое препятствует нормальной переработке биотина в организме.Оно не было обнаружено до 1983 г. (Thibodeau, Wolf, 1999), поэтому долгосрочных исследований этого заболевания не проводилось. Детям с этим заболеванием дают большие дозы свободного биотина, который снижает …
Дети проходят через определенные чувствительные периоды от рождения до 6 лет. Фантазии будут мешать чувствительным периодам у ребенка. Ребенок проходит через эти определенные чувствительные периоды, чтобы развить навыки и получить умственные знания, если ум ребенка застрял в мире фантазий (нереальном мире), он пропустит свои чувствительные периоды, и как только чувствительный период пройдет, он никогда не сможет повториться. .«Никакое высшее образование не может перевесить то, что ребенок узнал в младенчестве». Фантазия неосязаема; он не конкретен и не имеет чувственной базы. Фантазия тогда заставит ребенка отклониться, это может вызвать истерику, и ребенок скорее будет убегать от реальности, чем сталкиваться со своими проблемами. Фантазия может быть опасной, дети перестают осознавать последствия своих действий, у них формируется ложное представление о жизни, и это может привести к разочарованиям.
Мы можем стимулировать воображение и его продуктивность, подготовив для ребенка богатую среду.В подготовленной среде должны быть мероприятия и материалы, справочные и информационные книги — ценные ресурсы для этого. Действия повседневной жизни и сенсорный материал дают ребенку опыт, который является прочной основой для последующего обучения. Материалы просты и не загромождены ненужными украшениями, такими как популярные герои мультфильмов. Представленные занятия привлекательны своей направленностью, а не тем, что ребенка соблазняет клоун или котенок на коробке.Информация, которую предоставляет это занятие, четко усваивается ребенком и дает ему ценные навыки. Следует также признать, что эти действия сами по себе побуждают использовать воображение, часто основанное на жизненном опыте ребенка. Дети будут притворяться, что открытие и закрытие коробок и бутылочек — это часть их рутины макияжа или домашней ситуации. Широкая лестница превращается в шлейф, поскольку призмы расположены в последовательности по длине. Дети, разговаривающие сами с собой во время этих занятий, становятся свидетелями их творческой игры, обычно отражающей их повседневную жизнь.
3 страницы, 1389 слов
Эссе по развитию у маленьких детей физической активности и навыков мышления
1.1 Объясните, почему физическая активность важна для здоровья и благополучия детей в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Физическая активность является неотъемлемой частью здоровья и благополучия детей. Нашему телу также необходима физическая активность, чтобы быть здоровыми. Понимание и поддержка физической активности поможет детям заложить правильную основу для здоровой и счастливой жизни.Положительный опыт работы с …
«Не игрушки для детей, а домики для них; не игрушки для них, а земля, на которой они могут работать небольшими инструментами; не куклы для детей, а настоящие другие дети и социальная жизнь, в которой они могут действовать сами за себя ». Если Директор любит природу и любит жизнь, она может передать свою реальность своему классу таким образом, чтобы изменить жизнь. Она может показывать им картинки или передачи о природе, посещать фермы и зоопарки, а также показывать книги и журналы, такие как National Geographic и книги о животных.Она может показать фотографии разных частей света и людей, которые живут в этих местах, что они едят, что носят и как живут. Она может обсудить с детьми места, в которых они были, и то, что они там наблюдали, она может попросить, а затем написать художественное произведение о том, что им больше всего понравилось в месте, которое они посетили, или даже о своей целеустремленной работе, которую они сейчас делают, все помогает детям понять, что реально, и они могут использовать свое воображение, чтобы развить этот опыт.Ребенок учится через целенаправленную работу, и мы, как директора, должны направлять его.
Для развития воображения, необходимого ребенку, свободы мысли, движения, поощрения и возможности открывать новые вещи. Ему нужен порядок, реальный мир, никаких фантазий, чувственные материалы, конкретные материалы, полное понимание и здоровое воображение. Это приведет к нормализации. Мария Монтессори «не была полностью против фантазии. Но только против фантазии ».
.
О воображении-фантазии | DeviantArt
Присоединяйтесь к нашей группе Отправить сообщение
О насУчредитель
Больше Соучредители
Больше
Больше
О нас
Искать админа: У нас также есть: 34 Наблюдатели {«21329674»: «rocktalonkicksass», «21433953»: «ImaginationFantasy-G», «21442940»: «Love-Is-Reall»}
АдминистраторыУчредительСоучредители |
.