Деятельностный подход леонтьева в психологии: Вы точно человек?

Содержание

Деятельностный подход в психологии (психологическая теория деятельности Леонтьева А.Н.).

Эта теория была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х — начале 30-х гг.

Основы заложил Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность.»

Исходные положения теории деятельности:

сознание не может рассматриваться как замкнутое сома в себе. Оно должно быть введено в деятельность субъекта.

поведение не должно рассматриваться в отрыве от сознания.

Принцип активности – деятельность это активный целенаправленный процесс

принцип предметности – деятельность детерминируется предметом. Предметом может быть как материальной, так и идеальной формы.

принцип субъектности – деятельность это активность конкретного субъекта.

Характеристика строения, или макроструктура, деятельности. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней: 1. уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности), 2. ур. Действий, 3. ур операций, 4. ур психофизических функций.

Действие — это основная единица анализа деятельности. По определению действие — это процесс, направленный на реализацию цели. Цель — это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеризуя понятие «действие», может выделить следующие четыре момента.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные — производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.


Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планирования.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис.

Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

Третий тезис: всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.


Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Психофизиологические функции достаются субъекту деятельности, так сказать, от природы; он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию.

Как же «вписываются» психофизиологические функции в деятельность? Можно сказать, что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Потребность — это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.

Вот эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность.

Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу же необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап — период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап — после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворённости, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.

Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе — как опредмеченная потребность.

Именно множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, — типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив — это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельности. За этими формами активности даже в обыденной речи закрепилось слово «деятельность».

Все мотивы можно разбить на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму — неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно — отрицательные эмоции.

Личностный смысл — это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые, как я уже говорила, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

 

Деятельностный подход в психологии

Определение 1

Деятельностным подходом (или по-другому теорией деятельности) называется подход, разработанный советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на основании культурно-исторического подхода Л. С. Выготского в 30-е годы 20 века.

При этом следует заметить, что подход разрабатывался учеными параллельно и независимо друг от друга, однако в связи с общностью теорий, на которые они опирались (подход Выготского и философская теория Маркса) в их теориях прослеживается много сходств.

Подход Рубинштейна

Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.

Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:

«Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Подход Леонтьева

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, занимался разработкой особенностей строения внешней и внутренней деятельности и их взаимосвязи. Его принцип строился совместно с другими представителями Харьковской психологической школы.

По Рубинштейну, деятельностью называется некая совокупность действий, направленная на достижение поставленных сознанием целей. Леонтьев расширяет и уточняет это понимание:

«Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней».

В результате исследования деятельности в неразрывной связи с сознанием удалось выявить следующие свойства деятельности:

  1. Свойство предмета психологического исследования (возможность познавать деятельность как самостоятельное явление, раскрывающее внутренний мир человека).
  2. Объяснительное свойство (в процессе исследования деятельности познается психическое содержание как ее результат).

Неразрывность исследования деятельности и личности (субъекта) связана еще с тем, что деятельность как таковая не является простой реакцией, а манифестирует некоторое отношение к действительности, что автоматически включает в проблему исследования деятельности также и личностные особенности человека.

Заслугой Леонтьева также можно считать и то, что он поставил вопрос развития психики в филогенезе, пытаясь объяснить происхождение психики в животном мире. Для этого он расширил свой принцип единства сознания и деятельности до более общего принципа – принципа единства деятельности и психики в различных ее формах. В этой связи деятельность была им разделена на три структурных единицы, каждая из которых связана с определенными условиями сознания:

  • Деятельность—Действие—Операция
  • Мотив – Цель – Условия протекания

То есть, деятельность состоит из действий, а те в свою очередь из операций. Побудительной силой деятельности является мотив, действий – цель, а операции зависят от условий, в которых они выполняются. При этом деятельность как сложная структура, как правило, полимотивирована, то есть может побуждаться несколькими мотивами.

Замечание 1

Составные части деятельности (действия и операции) динамичны и переходят друг в друга. Иными словами, то, что сегодня является действием, завтра может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если ученик читает книгу, чтобы подготовиться к экзаменам, то это действие для достижения поставленной цели. Однако если он увлечется и продолжит читать «для себя», то это действие перерастет в деятельность. Это явление у Леонтьева имеет название «сдвиг мотива на цель».

Виды деятельности

Анализируя работы Леонтьева и Рубинштейна по теории деятельности, можно классифицировать ее по нескольким критериям

  1. По направленности:

    • на объекты внешнего мира;
    • на другого человека;
    • на самого себя.
  2. По предмету деятельности:

    • Игровая;
    • Учебная;
    • Трудовая и прочее

Впоследствии Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущая деятельность» – деятельность, спровоцированная наиболее значимым в данный период жизни или для данной личности мотивом.

Сущность деятельностного подхода к изучению психики, теория деятельности А.Н. Леонтьева

Деятельный подход к изучению психики — методологическая концепция отечественной психологии, рассматривающая психологию как науку о порождении и функционировании психики в процессе деятельностного взаимодействия индивидов со средой.

Основной постулат этой концепции: психика формируется и проявляется в деятельности. На этом постулате основаны все другие принципы психологии: развития, историзма, активности, предметности, интериоризации-экстериоризации, единства строения внешней и внутренней деятельности, системного анализа психики, зависимости психического отражения от места объекта в структуре деятельности.

На основе этой концепции разработаны теория ведущей деятельности в психическом развитии индивида, теория структурной организации деятельности: деятельность — действие — операция, сдвиг мотива на цель, сдвиг условий деятельности на цель, средства и условия деятельности, психология и психофизиология регуляции деятельности; сформированы концептуально-психологические понятия значения и смысла действий, иерархия мотивов личности. Концепция деятельностного подхода широко и плодотворно используется во всех прикладных отраслях отечественной психологии (медицинской, педагогической, инженерной, юридической и др.).

Основы деятельного подхода в психологии

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.



Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды


План:

  1. Понятие деятельности.

  2. Сущность, принципы.

  3. Строение и виды.

Понятие деятельность вбирает в себя и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую, деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни, внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: и интеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можно назвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную.

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания, а также обучения.

  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что, соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.

  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.

  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом, который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов, эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Основные виды деятельности

Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

 


Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. (Пример со счетом)

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя при этом образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Основные понятия и положения общепсихологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев).

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

   В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики и деятельности.

Деятельность состоит из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операции – конкретными условиями её протекания.  Например, учебная деятельность студента может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д.  Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, которое заключает в себе ряд операций. Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, употребление кофе, чтобы не заснуть и т.п.  Способ, которым выполняются операции, определяется условиями – есть ли нужная книга, какое время суток и т.п.

Структурные единицы  деятельности подвижны. То, что вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Пример, читаете учебник, чтобы ответить преподавателю, впоследствии увлеклись, прочитали всю доступную психологическую литературу (она интересна сама по себе вне связи с учебной деятельностью).  Происходит сдвиг мотива на цель.

Деятельность различают по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека и самого себя. Деятельность различают по предмету, например: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т.д. Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл. Чувственная ткань сознания заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его. Значение – в универсальных значениях, с которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов. Различия коренятся в несовпадении культурного опыта.  Личностный смысл – фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как относится к его системе мотивов.  Личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его «моим», поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основные положения теории деятельности

1.     Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

2.     Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства со¬знания и поведения)

3.     Деятельность – это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

4.     Действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности)

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных

Предметом психологии является психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т. е. системы психического управления деятельностью

Деятельностный подход (по Леонтьеву). Деятельность есть малярная, неаддитивная единица жизни телесного материального субъекта, опосредствованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном виде. Жизнь – это деятельность.

Предмет психологии (по Леонтьеву) – деятельность, опосредствованная психическим отражением.

Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, порожденная потребностями и направленная на преобразование себя и окружающей действительности. От импульсивной активности отличается целенаправленностью и осознанностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Побудители человеческой деятельности – потребности, мотивы.

Потребность – всегда субъективное состояние нужды. Само состояние нужды не является потребностью. Потребность возникает, когда состояние нужды начинает связываться с каким-либо предметом.

Потребность – субъективно переживамое состояние нужды в конкретном предмете, которое может удовлетворить потребность.

Цель – изменить, преобразовать. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Задача – применить действие.

Мотив – предмет потребности, зависит от целей и задач, удовлетворяет различные потребности, побуждает и направляет деятельность субъекта. Виды мотива: мотивы по степени адекватности их осознания. Это мотивы цели. Если осознаются неадекватно, то называются мотиверонтными. Функции мотивов:
1) побудительная. Присутствует в любой деятельности. 2)смыслообразующая. Есть мотивы, которые одновременно побуждают и придают смысл человеческой деятельности.

Оценка – влияет на последующую деятельность.

 Виды деятельности: Игра (направлена на процесс, в опосредованной форме представляющий особенности жизнедеятельности человека), учение (направлена на приобретения знаний о действительности и взаимодействии с ней), труд (направлен на создание материальных и духовных ценностей)

Структура: ориентирование, планирование, исполнение, контроль (цели, мотивы, действия).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действие – процессы, подчиненные сознательно-поставленной цели, где цель – сознательное представление о результате, который надо достичь.

Операции – способы осуществления действий, которые соотносятся с условиями.

Операции – способы осуществления действий, которые соотносятся с условиями.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя¬занные с практическим выполнением деятельности.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Учение – следует за игрой и предваряет труд. В учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Включает в себя: восприятие материала, овладение, осмысление, закрепление.

Основная цель учения, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.

Уровни строение деятельности: социальный, физиологический.

Мотивационно-потребностный слой

Мотив – предмет потребности. Мотив – то, ради чего осуществляется  деятельность.  Мотив деятельности имеет несколько функций:

     Направляющая

     Побуждающая, или стимулирующая.

Любая деятельность полимотивирована.  Здесь можно выделить несколько мотивов, участвующих  в нормальном протекании деятельности.  Мотивы находятся в самоподчинении.

 Иерархия мотивов.

1) Смыслообразующие мотивы, главные мотивы

2) Мотивы нижележащие, мотивы-стимулы

        Мотивы-стимулы не осуществляют направляющую функцию, выполняя только побуждающую функцию. Они участвуют в регуляции деятельности, подпитывая и стимулируя ее. Если мотив переходит на другой уровень, то меняется деятельность. Иерархия мотивов есть ключ к пониманию личности. Первый параметр определения личности по Леонтьеву: широта мотивационной сферы. В процессе социализации ребенок знакомится с различными видами деятельности. Второй параметр: степень иерархизации мотивов в сфере личности. Третий параметр:  мотивационная сфера человека находится в постоянном движении. Она динамична, что связано с развитием личности. Мотивы могут осознаваться, а могут и не осознаваться, но в любом случае они отправляют, реализуют свои функции, направляя и побуждая деятельность.

Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Опыт относительно состава последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Операционально-технический слой

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – это и внешние обстоятельства, и внутренние средства. Цель, данная в определенных условиях – задача. 

Операции мало осознаются или не осознаются вообще. Это автоматические действия и навыки. Иногда операции превращаются в действие (когда нарушаются обычные условия осуществления операции). Например, ручка стала плохо писать – контроль сознания.

Любая операция есть автоматизированное действие. Одновременное совершение действий должно базироваться на том, что одно из этих действий  должно быть основано на автоматизме.  То есть существует  некая кажущаяся одновременность, в то время как одно из действий на другом уровне. Автоматизироваться могут любые действия, кроме действия планирования будущего действия. Действие планирования всегда требует сознательного контроля.  Действие планирования состоит в понимании конкретных условий постановки цели. Учитываются технологические и социальные условия.

Различают два вида операций: первичные и вторичные по происхождению. Вторичные операции – автоматизированные действия.  Первичные операции – психофизиологические функции, смысл которых состоит в средствах и способах осуществления действий. Это натуральные психические функции. Они могут формироваться на самых первых этапах онтогенеза. Обычно они не осознаются. Но, в принципе, можно осознать психофизиологические функции.  Один из приемов состоит в биологической обратной связи. С помощью приборов можно вывести вовне показатели процессов. То есть можно сосредоточиться на работе любого внутреннего органа.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процесс деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

2. А.Н. Леонтьев (1903-1979). Деятельностный подход к объяснению психических явлений

Вводимые в
психологию методологические принципы

Субъект с самого
начала находится «не перед миром», а
«внутри мира», развивающегося по
объективным материаль­ным законам;
субъект составляет часть объективного
мира.

Любой психический
процесс следует рассматривать в системе
(в составе) конкретной практической или
умствен­ной деятельности субъекта.
Психика формируется в различ­ных
формах активности, действий, деятельности.

Психика исходно
представляет собой ориентировочно-ис­следовательские
действия живого организма, результатом
которых выступает постоянно
совершенствующийся образ окружающего
мира. На основе образа мира (вторично,
производно) организуются все более
сложные формы по­ведения и деятельности.

Психологическая
наука охватывается тремя основны­ми
взаимосвязанными проблемами:

  • психология образа:
    развитие всех когнитивных процессов,
    включая внимание и сознание;

  • психология
    деятельности: формирование и развитие
    раз­личных видов, форм и уровней;

  • психология
    личности, развитие человека от индивида
    к лич­ности; формирование различных
    индивидуально-психо­логических и
    личностных свойств.

Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности

  1. Предмет исследования
    психологии как самостоятельной науки.
    Психология – наука о порождении и
    функционировании в деятельности
    индивида психического отражения
    реально­сти – «образа мира», который
    обеспечивает ориентировку субъекта в
    предметном мире и организацию деятельности
    (поведения). Психику следует изучать
    «от жизни (деятельности) к моз­гу», а
    не «от мозга к жизни». Психику человека
    следует изучать в развитии от внешних
    социальных форм к индивидуальным
    умственным формам. Психика представляет
    собой сложную активность, кото­рая
    обеспечивает живому организму
    предварительную ори­ентировку,
    организацию и регуляцию выполнения
    разнооб­разных действий и деятельностей
    на основе формирующего­ся «образа
    мира».

  2. Деятельность –
    это единица жизни, опо­средствованная
    психическим отражением, психической
    ориентировкой, которая представляет
    системный процесс: а) имеющий сложное
    функциональное строение, б) разви­вающийся
    на основе внутренних и внешних движущих
    про­тиворечий, в) порождающий психику
    – «образ мира».

Реальная жизнь
людей – это иерархия сменяющих друг
друга деятельностей. Анализ человеческой
деятельности мо­жет иметь:

  • исполнительно-технологический
    характер, когда деятель­ность
    анализируется на основе внешне
    наблюдаемых резуль­татов и способов
    их получения: деятельность – действия
    – операции;

  • смысловой
    (собственно психологический) характер,
    где любая активность человека: а) по
    отношению к мотиву субъекта выступает
    в качестве деятельности, имеющей
    личностный смысл; б) по отношению к
    поставленным субъектом целям – в
    качестве действия или системы дей­ствий;
    в) по отношению к конкретным способам
    психиче­ской ориентировки, планирования
    и исполнения в конк­ретных предметных
    условиях – как операция или система
    операций.

  1. Основания для
    психологического анализа действий и
    деятельности. В психологическом анализе
    структуры действий и деятельностей
    следует выделять:

  • мотивационную
    (интенциональную) сторону – то, что
    по­буждает и направляет деятельность
    и действия – мотивы, цели и их
    формирование;

  • операциональную
    сторону – способы и средства достиже­ния
    целей, реализации мотивов и удовлетворения
    потреб­ностей в различных предметных
    условиях.

С точки зрения
фазовой динамики действий и деятельно­сти
следует выделять:

  • фазу ориентировки
    и планирования действий и деятельно­сти;

  • фазу исполнения
    действий и деятельностей в соответствии
    с планом;

  • фазу контроля и
    коррекции получаемых результатов в
    про­цессе выполнения действий.

  1. Психологическая
    структура деятельности включает ряд
    составляющих компонентов.

Потребность
– внутреннее побуждение организма к
ак­тивности, в основе которого лежит
нужда организма в ка­ких-либо внешних
предметах или условиях. Исходно
потребности запускают ненаправленное
поиско­вое поведение, которое
обеспечивает обнаружение пред­метов,
удовлетворяющих потребности. Предметы,
обеспечивающие удовлетворение
потребно­стей, в последующем начинают
направлять активность ор­ганизма,
преобразуясь в мотивы.

Мотив
– «опредмеченная потребность» – предмет
(вос­принимаемый или представляемый),
который удовлетворя­ет потребность
и на который направляется активность
(дея­тельность). Развитие предметного
содержания потребностей и моти­вов
в процессах реализации деятельности
есть процесс раз­вития
потребностно-мотивационной сферы
человека. В человеческом обществе мотивы
формируются и развива­ются через
производство новых предметов и овладение
способами их использования. Человека
могут мотивировать к деятельности
различные стороны одного предмета.
Мотивы в деятельности человека выполняют
побудитель­ную, направляющую и
смыслообразующую функции. Один и тот
же мотив (предмет) может удовлетворять
раз­ные потребности; одна и та же
потребность может удовлет­воряться
через разные мотивы (предметы).

Осознаваемые
цели,
которые достигаются посредством
действий, благодаря чему реализуется
процесс деятельности. Процесс деятельности
реализуется посредством действий,
каждое из которых подчиняется промежуточной
осознава­емой цели и включает
ориентировочную и исполнитель­ную
части. По отношению к любому текущему
целенаправленному действию человека
мотивы выстраиваются в иерархиче­ские
отношения и связи друг с другом. Всякое
действие и всякую цель можно рассматривать:
а) в объективных предметных связях и
отношениях – как име­ющие объективные
значения; б) в отношении к потребно­стям
и мотивам субъекта – как приобретающие
субъек­тивный личностный смысл.

Автоматизированные,
неосознанно
реализуемые
способы
ориентировки, планирования, исполнения,
контроля и коррек­ции в составе
целенаправленных действий – операции.
Каждое действие складывается из операций,
которые представляют собой автоматизированные
способы ориен­тировки, планирования,
реализации, контроля и коррек­ции
целенаправленного действия.

Следует условно
различать технологические, исполнитель­ные
операции и психические операции,
обеспечивающие предварительную
ориентировку и планирование действий.

Используемые
операции зависят: а) от внешних средств
и условий, в которых действие реализуется;
б) от имеющихся у субъекта автоматизированных
способов ориентировки, планирования и
автоматизированных способов реализа­ции
действий.

  1. Психический образ
    предметного мира и его образование. В
    качестве ориентировочной основы в
    организацию и осуществление любого
    действия или деятельности включа­ется
    образ предметного мира. Образ мира –
    это психическое образование, производное
    от реализуемых субъектом дейст­вий
    и операций.

  • Ориентировочные
    операции и действия, исходно выпол­няемые
    субъектом посредством органов чувств
    по отноше­нию к объектам, являются
    средством формирования обра­за. Образ
    исходно есть продукт, результат
    определенных ориентировочных операций
    и действий.

  • Внешние (предметные)
    и внутренние (умственные) опера­ции
    выступают психологическим механизмом
    порожде­ния и существования образа:
    актуализация образа – это процесс
    сокращенного выполнения тех операций,
    кото­рые лежат в основе построения
    образа.

  • Использование
    образа в процессе решения различных
    за­дач происходит путем включения
    его в то или иное дейст­вие в качестве
    ориентировочной основы.

  1. Формирование
    сознания человека происходит путем
    интериоризации опосредствованных
    языком (речью) способов организации и
    выполнения действий и операций, которые
    отделяются от исходной внешней предметной
    формы. Это обеспечивает формирование
    внутреннего плана умственных действий
    над представлениями и понятиями, которые
    орга­низуются сначала внешними, а
    затем внутренними способа­ми
    использования языковых и других
    знаково-символических средств.

  2. Соотношение
    внешних и внутренних (умственных) формы
    человеческих операций, действий и
    деятельностей.

Исходно внешние
ориентировочно-исследовательские и
исполнительные, «технологические»
составляющие дея­тельности, по мере
овладения ими субъектом, преобразу­ются
в психические образы и представления
– умственные операции и действия,
образующие внутренние формы пси­хической
деятельности.

Психика производна
от внешних форм деятельности – это
результат интериоризации внешних
операций и действий путем их преобразования
в сокращенные умственные(психические,
идеальные) формы.

Внешние и внутренние
составляющие деятельности име­ют
одинаковый состав (функционально и
структурно изо­морфны), но различаются
по предметному содержанию условий,
целей, мотивов. Внешние и внутренние
составляющие компоненты дея­тельности
представляют единство и могут переходить
друг в друга.

Развитые внутренние
умственные формы действий над
представлениями и понятиями могут
преобразовываться во внешние формы,
реализуясь в новых знаковых и
веще­ственно-предметных продуктах
человеческой культуры(экстериоризироваться).

  1. Психическое
    развитие человека, формирование его
    созна­ния и личности обеспечивается
    присвоением индивидом общественно-исторического
    опыта, путем овладения с по­мощью
    других людей разнообразными видами
    операций, действий и деятельностей,
    которые соответствуют предме­там
    материальной и духовной культуры и
    фиксированы в орудиях и знаково-символических
    средствах. При этом наследственная
    анатомо-физиологическая орга­низация
    не имеет решающего значения для
    формирования и развития сознания,
    личности, способностей человека, а
    выступает только необходимым условием.

  2. Личность человека
    есть формирующееся и развивающее­ся
    в течение индивидуальной жизни человека
    психологиче­ское новообразование.
    Основой личности является совокупность
    общественных отношений к миру, в которые
    включается человек. Такие отношения
    формируются в реализуемых человеком
    связях с людьми через различные виды
    деятельностей.

Суть постулата непосредственности в психологии и его преодоление в деятельностном подходе школы А. Н.Леонтьева

Введение категории деятельностьв психологическую науку означало для А.Н.Леонтьева дальнейшую разработку «неклассической» концепции сознания Л.С.Выготского. Для классической психологии была характерна дихотомия «внешнего» (предметов и процессов внешнего мира) и «внутреннего» (явлений и процессов сознания), которые не имели между собой ничего общего (об этом когда-то еще говорил Декарт). Тем не менее они были связаны следующей простой связью: как только происходит воздействие на субъекта, так тут же возникает «ответ» на данное раздражение в виде объективных и субъективных явлений — это называется постулатом непосредственности в психологии. Соответственно предполагалось выявить закономерную и непосредственную взаимосвязь каких-либо объективно констатируемых параметров внешних раздражителей, с одной стороны, и свойств субъективных элементов сознания (в интроспективной психологии) или реакций как столь же элементарных составляющих поведения (в бихевиоризме), с другой.

Надо отметить, что эта схема в свое время сыграла большую роль в повороте психологии от умозрительной «науки о душе» к эмпирической психологии сознания, потому что душа исходно была тем самым таинственным «опосредствующим звеном», которое невозможно было познать научными средствами (ведь на те или иные раздражители душа отвечала «как хотела»). Поэтому введение постулата непосредственности было важнейшим шагом к победе в психологии принципа детерминизма, хотя его форма, воплощенная в схеме «стимул — реакция», была еще механистической, т.е. для психологии примитивной. Именно примитивность такого механистического детерминизма заставила многих исследователей осознать принципиальную недостаточность постулата непосредственности.



Как подчеркивал А. Н.Леонтьев, «неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его предметную деятельность… (нем. Tatigkeit — в отличие от Aktivitat). Такая абстракция от деятельности субъекта оправдана лишь в узких границах лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно, однако, выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность» [62, 75— 76]. Несостоятельность абстракции, лежащей в основе постулата непосредственности, обнаруживается в многочисленных примерах из житейской психологии, которые невозможно объяснить, исходя из этой схемы. Один из известных отечественных писателей — Владимир Тендряков (друживший с А. Н.Леонтьевым и оставивший интересные воспоминания о нем) вспоминал, что, когда он учился в художественном училище и на занятиях требовалось написать натюрморт или портрет натурщицы, у каждого из сидящих в зале будущих художников был «свой» натюрморт или свой портрет: каждый видел представленный объект по-своему, вступая с ним в своеобразный диалог.


Осознание принципиальной недостаточности постулата непосредственности даже вызвало в конце XIX — начале XX в. обратное движение «назад к душе» (представителями этого движения были в Германии Лейпцигская психологическая школа, в России — Л. М.Лопатин, С.Л.Франк и другие). Отмечались и другие попытки найти опосредствующие звенья между стимулом и реакциями (как субъективными, так и объективными). По этой линии, например, пошло развитие бихевиоризма в направлении необихевиоризма, в котором вводилось понятие промежуточных переменных (когнитивные карты, потребности и т.д.). В психоанализе таким опосредствующим звеном выступали те или иные бессознательные процессы, в Грузинской школе психологии установки’ — установка2.

По мнению А.Н.Леонтьева, введение понятия промежуточных переменных, несомненно, обогащает психологический анализ, но оно вовсе не снимает упомянутого постулата непосредственности, поскольку промежуточные переменные представляют собой лишь состояния субъекта и поэтому противопоставленность субъекта и объекта все еще имеет место (даже с учетом «обогащенного» субъекта). Главное же было не просто в поиске опосредствующих звеньев, а в том, где именно нужно искать эти опосредствующие звенья: в мире замкнутой в себе субъективности или же в реальных отношениях субъекта с миром. Эти отношения «размыкают» замкнутый круг субъективных явлений и устраняют существовавшую в психологии дихотомию: объективный, существующий независимо от субъекта мир, изучаемый одними методами, и субъективный «внутренний» мир психических явлений, который открыт субъекту сознания, и только ему, и поэтому должен изучаться принципиально иными средствами. А для этого нужно было заменить двучленную схему анализа другой, в которой противопоставленность субъекта и объекта исходно устранялась бы. Это было сделано в «трехчленной» схеме А.Н.Леонтьева, где опосредствующим «звеном» выступала человеческая деятельность. Однако в данном случае слово «звено» кажется нам чрезвычайно неудачным (хотя оно использовалось и самим А.Н.Леонтьевым), ведь деятельность — это вовсе не то, что просто «вставляется» между двумя другими звеньями (субъектом и объектом), а то, что объединяет их в единое целое. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Деятельность, таким образом, есть реальная и конкретная связь субъекта и объекта, это процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект — объект».

Деятельностный подход в психологии, таким образом, предполагает совершенно иной взгляд на происхождение образа мира человека, который всегда интересовал психологию как науку. Образ мира субъекта не определяется автоматически окружающими условиями среды и заданными генетическими программами, а обусловлен жизнью субъекта в среде, его деятельностью в ней. Это объясняет’и тот пример, который мы недавно приводили: молодые художники действительно по-разному видят изображав мые ими объекты, потому что за каждым из них стоит разный опыт деятельности, они побуждаются к своей деятельности разными мотивами, ставят перед собой разные цели и т.д. Это объясняет также и приведенный в главе 3 пример В.Джемса: каждый из четырех путешественников вынес из своего путешествия те впечатления, которые соответствовали системе его отношений с миром, реализуемых конкретными видами деятельности.

Таким образом, человек не стоит перед миром как реактивный аппарат, он активно строит отношения с ним благодаря разнообразной деятельности, и в его образе мира фактически отражается не мир как таковой, а опыт общения субъекта с миром посредством деятельности. В главе 1 мы уже развивали эту мысль (рассматривая все изучаемые в психологии феномены как те или иные формы проявления или существования человеческой деятельности). Теперь подробнее остановимся на структуре человеческой деятельности для понимания человеческой психики, поскольку, как мы когда-то определяли в той же главе, психика есть функциональный орган деятельности и поэтому неотторжима от нее.

Психологическая теория Леонтьева: понятие и основные положения — Наука

Сторонники концепции деятельностного подхода много времени спорили о психологической структуре личности в ней.

Включив в структуру личности большое количество различных элементов, таких как особенности темперамента, характера, психических процессов, психологи получили очень сложную модель большого измерения. По этой причине необходимо было найти конструкцию, которая получила бы теоретическое обоснование и подходила бы на практике.

Короче говоря, теория Леонтьева заключалась в том, что структура личности человека не зависит от его генов, наклонностей, знаний, навыков. В его основе лежит предметная деятельность, а именно механизм взаимоотношений с окружающей средой, которые реализуются через иерархию различных активностей.

Человек находится в определенных социальных отношениях. Некоторые из них — ведущие, а некоторые — подчиненные. Таким образом, ядро ​​личности включает иерархическое представление этих действий, которое, в свою очередь, не зависит от состояния человеческого тела.

Основными параметрами структуры личности являются:

  • многообразие взаимоотношений личности с миром через призму разноплановой деятельности;
  • степень иерархии отношений с миром и деятельностью;
  • обобщенная структура отношений субъекта с окружающим миром, образованная внутренними отношениями основных мотивов в совокупности деятельности.

Объективные обстоятельства формируют личность через набор действий.Человек развивается только через созидание, а не потребление.

Краткая биография Леонтьева А. Н.

Алексей Николаевич Леонтьев — известный представитель психологии периода 1940–70-х годов в СССР. Он внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки: создание кафедры психологии на философском факультете, а затем и самого факультета психологии Московского университета. Леонтьев написал большое количество научных трудов, книг.

Леонтьев Алексей Николаевич родился в 1903 году в Москве. Учился в Московском университете. Изначально его увлекала философия, так как у него было желание всесторонне оценивать события, происходившие тогда в стране. Однако тогда по инициативе Г. И. Челпанова Леонтьев написал свои первые научные труды по психологии: труд о Спенсере и эссе на тему «Учение Джеймса об идеомоторных актах». Первые публикации продолжили исследования Лурия по теме аффектов, техники сопряженной моторики, и были выполнены в сотрудничестве с ним.

После ряда подобных публикаций в 1929 году Леонтьев начал работать в культурно-исторической парадигме Выготского. В 1940 г. защитил двухтомную диссертацию «Развитие психики». Первый том включал анализ возникновения чувствительности с теоретическим и практическим обоснованием, который затем вошел в книгу «Проблемы развития психики». За эту книгу Леонтьев получил Ленинскую премию. Второй том написан о том, как развивается психика в животном мире.Затем основные постулаты были посмертно опубликованы в Леонтьевской «Философии психологии», сборнике научного наследия Леонтьева.

Леонтьев начал изучать и публиковать материалы по теме личности с 1968 года. Его окончательные представления о концепции личности легли в основу его основного труда «Деятельность. Сознание. Личность », относящаяся к 1974 г.

Формирование личности

Теория личности Леонтьева отличается абстрактностью.

Он формируется через общественные отношения, то есть «производится». Леонтьев был сторонником марксистского постулата о том, что человек действует как совокупность общественных отношений.

Психологическое изучение этого понятия начинается с человеческой деятельности, в то время как понятия «действие», «операция» являются характеристиками деятельности, а не индивидуума.

Разница концепций

Теория Леонтьева различает определение терминов «индивидуум» и «личность».

Индивид представляет собой неделимое, целостное, в силу наследственных факторов образование со своими специфическими особенностями. Под специфическими характеристиками понимаются особенности, возникшие в результате наследственности и в результате адаптации к естественной среде: внешний вид, темперамент, цвет глаз и т. Д.

Понятие личности применимо только к человеку, а не с момента его рождения, то есть человек еще должен им стать. До двух лет у ребенка нет личности.Таким образом, человек не рождается, а становится.

Она, в свою очередь, начинает формироваться, когда ребенок вступает в социальные отношения, в отношения с другими людьми. Личность — целостная сущность, но не приобретенная, а произведенная, созданная в результате взаимосвязи большого количества объективных видов деятельности. У ребенка формируются культурные формы поведения, и его психика становится иной. Акцент в теории развития у Леонтьева сделан на том, как мотивы субъекта меняются под влиянием культуры, ведь у ребенка появляется много новых социальных мотивов.

Мотивы возникают в связи с т.

.

Исторический подход, системный подход, деятельностный подход

Исторический подход

Рассматривая ту или иную проблему, психологи, естественно, обращают внимание на исторический аспект. Невозможно понять тот или иной процесс, то или иное явление без учета того, что ему предшествовало, какие концепции развивались раньше. Согласно Ясперсу, биографии, созданные в рамках гуманитарных наук, охватывают мир, направления духовной жизни, исторические периоды постольку, поскольку они представлены в личности и проявляются через нее.Наиболее ценный материал содержится в биографиях исторических личностей. Однако то старание, с которым, по мнению психиатра, составляется история болезни, анамнез позволяет представить многие психологические явления со значительной степенью ясности и непосредственной убедительности.

Биографии — это такие истории болезней, которые не столько пытаются представить отдельное явление или отдельного человека, сколько просто частный случай известного заболевания, но предназначены для визуальной демонстрации жизни человека в целом.Наблюдая за множеством психиатрических биографий и историй болезни, мы можем увидеть, насколько разные подходы к способу представления наблюдаемых фактов и явлений присущи той или иной исторической эпохе и культуре. Иногда особое внимание уделялось сенсационным персонажам, в частности, преступникам; в других случаях история болезни полностью сосредоточена на предполагаемых универсалиях и в конечном итоге выродилась во что-то скучное и пустое.

Потом была школа психиатров Э.Крепелина с описанием течения болезней. Исследования в этом случае ориентировались на представление о нозологической единице, а иногда и на дружеское, сочувственное отношение к тому или иному случаю. Процедура превратилась в метод нозологического исследования, незаметно перерастая в настоящую биографию.

Системный подход

Системный подход в психологии, как и в науке в целом, — методологический принцип, основной задачей которого является разработка методов изучения и конструирования сложноорганизованных объектов-систем разных типов и классов.Системный подход в психологии означает определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской эмпирической деятельности, способов описания и объяснения сущности анализируемых или искусственно созданных объектов. К важнейшим задачам системного подхода относятся: 1) разработка средств представления изучаемых и построенных объектов в виде систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей различных классов и конкретных свойств и систем; 3) изучить структуру системных теорий и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенный набор элементов, взаимосвязь которых определяет интегральные свойства этого набора. Основной упор делается на выявление разнообразия отношений и взаимосвязей, которые имеют место как внутри исследуемого объекта, так и в его отношениях с внешней средой и средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими интегративными связями рассматриваемого объекта.«

В современной психологии значительное место занимает так называемая теория систем. Она дала возможность сформулировать новое определение разума и умственной деятельности, показала, что любое устройство, состоящее из частей и компонентов, которые образуют довольно сложные замкнутые случайные значения с соответствующими энергетическими связями, будет иметь ментальные характеристики, чтобы реагировать на различия, обрабатывать информацию и саморегулирование.

>

На основе современных открытий стало возможным сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем.Открытые системы на всех уровнях и во всех областях являются носителями универсальной эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более новые режимы динамической сложности. С этой точки зрения жизнь сама по себе выступает далеко за узкие рамки концепции органической жизни.

Деятельностный подход

Деятельность — это специфический для человека способ отношения к внешнему миру, заключающийся в преобразовании и подчинении человеческим целям. В отличие от природы, человек относится к последней не пассивно, а активно.Человеческая деятельность многогранна. Он проявляется в разных сферах и носит разнообразный характер. Французский философ Вольтер считал, что не только в человеке, но и в любом животном, как и в любой машине, можно обнаружить принцип деятельности. По его словам, это первая машина, которая, как изначальная движущая сила, необходима и вечно контролируется волей Верховного Существа, без которой все было бы хаосом, без которого не существовал бы сам мир. «Деятельность — это наше определение», — писал Кант.В интерпретации американского философа П.А. Флоренского деятельность встречается во множественном числе: речь идет о деятельности. Когда мы произносим слово «ружье», то нам больше всего подходят молотки, пилы, плуги или колеса. Это в самом грубом смысле слова материальные инструменты технической цивилизации. П. А. Флоренский называл их для большей определенности машинами или инструментами. Такое понимание инструментов в религиозной философии США расходится с марксистским взглядом на эту проблему. Продукты человеческой деятельности рассматриваются не как технические средства, а как «проявление инструментальной активности нашего духа».«

Активность — это понятие, относящееся к характеристике целенаправленного поведения и целенаправленных систем. Системная деятельность включает два механизма: целеполагание и целеполагание. Деятельностный подход в психологии — это совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и становление исследуются в различных формах предметной деятельности субъекта. Деятельность определяет не только сущность личности, но и ее структуру, которая, в свою очередь, характеризуется единством ее социальных и психических качеств.

Основополагающий принцип современного познания личности — рассматривать личность не изолированно от ее деятельности, а непосредственно в контексте деятельности, то есть как ее субъект и в некоторой степени как объект. Другими словами, человек — это продукт и продукт деятельности, существо деятельности. На этом настаивают многие отечественные ученые и философы. Согласно Рубинштейну, личность проявляется в деятельности и через деятельность.

тематических картинок

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.