ВОСПИТАНИЕ — это… Что такое ВОСПИТАНИЕ?
ВОСПИТАНИЕ
Слово воспитание представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII — начала XVIII в. глагол воспитать выражал только физические значения: `вскормить, взрастить’. Только в XVIII в.
— с изменением основ русской культуры — глагол воспитать приобретает переносное отвлеченное значение: `стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь’.
В «Записках» Г. И. Добрынина (под 1778 г.) читаем: «Всякой приступ к просьбе производил во мне душевную революцию. Я знаю и ощутил, что это свойство самое беспокойное; но не знаю, можно ли его было исправить наставлением или просвещением». Сюда сделано примечание: «По нынешнему воспитанием, хотя воспитание и пропитание неоспоримо значит: воскормление и прокормление. Но, понеже вообще в Европе, всякой век имеет свой язык, свои нравы и свои обыкновения, для того, всякой настоящий европейский век говорит о себе, что он умнее прошедшего; почему и не легко отыскать, в котором веке в Европе был ум полутче других веков? Чему надобно учиться? и как разуметь слова своего языка, по старому или по новому?» (Русск. старина, 1871, т. 4, с. 22).
В сочинении Гр. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (с. 17): «А на воспитание царевича или царевны, выбирают всяких чинов из жон, — жену добрую и чистую, и млеком сладостну, и здорову, и живет та жена у царицы в Верху на воспитание год».
Л. Н. Толстой в статье «Воспитание и образование» писал: «Воспитание, французское éducation, английское education, немецкое Erziehung — понятия, существующие в Европе… Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известною эпохой идеалом человеческого совершенства». Сам Л. Толстой определяет воспитание так: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим» (Л. Толстой 1912, 4, с. 83, 86, 87).
Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи, сохранившейся в архиве на 3-х небольших ветхих листках.
О слове воспитание В. В. Виноградов упоминает в книге «Язык Пушкина» (с. 383) в связи с характеристикой речи мелкопоместного дворянства: «Еще ближе к крестьянскому языку была речь мелкого провинциального дворянства. М. А. Дмитриев в ”Мелочах из запаса моей памяти“ (с. 17) писал: ”Барыни и девицы были почти все безграмотные… Собственно, о воспитании едва ли было какое понятие, потому что и слово это принимали в другом смысле. Одна из этих барынь говаривала: ”Могу сказать, что мы у нашего батюшки хорошо воспитаны: одного меду невпроед было!“» — Е. К.
В. В. Виноградов.
История слов,
2010
Воспитание — это… Что такое Воспитание?
Воспитание
♦ Education
Преобразование человеческого детеныша, который при рождении почти не отличается от своего далекого предка, жившего десяток тысяч лет назад, в цивилизованное человеческое существо. Это предполагает, что ему по возможности передают все лучшее и наиболее полезное, что совершило человечество, или что оно полагает таковым: определенные знания и навыки (начиная с умения говорить), определенные правила, определенные ценности, определенные идеалы, наконец, доступ к некоторым творениям и способность пользоваться ими. Это также означает признание того, что не существует наследственной передачи приобретенных черт и что человечество в каждом из нас совершает приобретение: мы рождаемся мужчинами или женщинами, мы становимся людьми. Из этого вытекает, что свобода не дается изначально, что она немыслима без разума, как разум – без обучения. Свободным не рождаются, им становятся. Для этого нужна любовь, которую дает семья, но также и принуждение. В еще большей степени это справедливо для школы с ее дисциплиной, необходимостью трудиться, предпринимать усилия. А как же удовольствие? Удовольствия, как известно, слишком много не бывает. Но главная функция школы и даже семьи отнюдь не в том, чтобы служить источником удовольствий. Воспитание почти целиком основывается на принципе реальности. И речь здесь идет не о том, чтобы заменить усилие удовольствием, а о том, чтобы помочь ребенку научиться постепенно находить удовольствие в добровольном, осознанном усилии. А как же игра? Наиграться, как известно, тоже довольно трудно. Но лишь труд по сравнению с игрой велик, и именно труд позволяет расти над собой. Впрочем, ведь и дети охотно играют в «работу», из чего можно судить, в каком направлении развиваются их интересы. Вопреки расхожему мнению, воспитание нужно вовсе не детям – оно нужно тем взрослым, которыми им хочется стать и которыми они должны стать.
Вместе с тем заблуждением было бы считать, что воспитание должно формировать будущее.
По какому праву родители и педагоги, занятые воспитанием детей, стали бы выбирать им будущее вместо них самих? Подлинная функция воспитания, в частности школы, не в изобретении будущего, а в передаче прошлого. Это зорко увидела Ханна Арендт (***) в 1950-е годы: «Сущность воспитания – консерватизм, понимаемый в смысле консервации [я бы предпочел слово “передача”]». Разумеется, это не означает отказа от идеи переделки мира; напротив, это означает, что у детей, когда они вырастут, будет возможность переделать мир по своему желанию. «Именно для того, чтобы в каждом ребенке сохранить все новое и революционное, воспитание должно быть консервативным» (Арендт, «Кризис культуры»). То же самое в 1920-е годы говорил Ален: «Образование должно быть решительно старомодным. Не ретроградным, как раз напротив. Чтобы двигаться прямо, ему необходимо сделать шаг назад; ведь тот, кто никогда не ставит ногу в минувший миг, не в состоянии его преодолеть» («Заметки о воспитании», XVII). Действительно, можно в каждый класс принести кучу газет и заставить их компьютерами. Они не заменят шедевров – литературных, художественных, научных, тех самых, что и сделали человечество таким, какое оно есть. Впрочем, ведь и газеты, и компьютеры – тоже принадлежность прошлого (они выходят из употребления прежде, чем широко распространятся), и, уж конечно, устареют они гораздо скорее, чем Паскаль и Ньютон, Гюго и Рембрандт. А как же прогресс? Но прогресс предполагает трансмиссию, следовательно, никогда не позволит от нее отмахнуться. Ну а будущее? Будущее не является самоценностью (в противном случае именно таковой для каждого человека была бы смерть). Будущее приобретает смысл, точнее, должно приобретать смысл лишь при условии, что мы будем хранить верность тому, что получили и что обязаны передать дальше. Не стоит превращать прошлое в tabula rasa – чистую доску.
***
Ханна Арендт (1906–1975) – немецкий философ, ученица Хайдеггера и Ясперса. В 1933 г. эмигрировала из Германии во Францию, с 1940 г. жила и работала в США. Автор книг «Истоки тоталитаризма», «О революции», «Жизнь духа» и других. Особенное внимание уделяла критике антисемитизма и тоталитаризма.
Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна».
Андре Конт-Спонвиль.
2012.
Воспитание детей — это… Что такое Воспитание детей?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Воспитание детей — целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Основную роль в воспитании детей призваны играть их родители (усыновители).
Принципы воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к принципам воспитания
- 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
- 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
- 3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.
1.Принципы воспитания в трудах А. С. Макаренко
- 1.1 Воспитание современного человека, по мнению Макаренко, — процесс социальный в самом широком смысле слова. Другими словами, один человек сам по себе, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка. Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов. Материалом будет жизнь во всех её многообразных проявлениях.
- 1.2 Семейный коллектив даёт опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребёнку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности. Если родители видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить.
- 1.3 В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
- 1.4 Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
- 1.5 Развитие чувства долга, чести и дисциплины. «Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности».
2.Принципы воспитания в трудах В. А. Сухомлинского.
- 2.1 Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми.
- 2.2 Справедливость — это основа доверия ребёнка к воспитателю. Но нет какой то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка.
- 2.3 Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта..
- 2.4 Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях
- 2.5 Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и, вместе с тем, источником богатой духовной жизни.
- 2.6 Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
- 2.7 Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания.
- 2.8 Музыка — могучий источник мысли.
- 2.9 Нравственная убежденность невозможна без поступков, без нравственных привычек.
- 2.10 Человек таков, каково его представление о счастье.
3. Принципы воспитания вальдорфской педагогики.
- 3.1 Нужно воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности как свои.
- 3.2 Воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Если предоставить возможность духу и воле ребёнка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферой, необходимой современной цивилизации.
- 3.3 Оценка — как отрицательная, так и положительная — является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого
- 3.4 Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребёнка от необходимости самоутверждения и позволить реализоваться его собственным силам и способностям.
- 3.5 Подражание воспитателю. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром Нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать
4. Принципы воспитания системы Монтессори.
Самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. Особое внимание уделяется сензитивным периодам развития.
6. Принципы воспитания в исламе.
- 6.1 «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей»
- 6.2 Все беды, ошибки в воспитании ребёнка в окружении ребёнка — семьи, детского сада, школы, двора.
- 6.3 Формирование внутреннего духовного мира ребёнка начинается с создания семьи — его отца и матери.
- 6.4 Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов.
- 6.5 Философия исламского воспитания — это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан.
- 6.6 Воспитанием детей в мусульманских семьях занимаются матери «Рай находится под ногами вашей матери»
7. Принципы воспитания в христианстве.
- 7.1 Образ Божий в человеке неуничтожим. И пока человек жив — есть надежда.
- 7.2 Нужно почувствовать особенности жизненного пути вот этого именно, данного человека. Трафаретных путей нет. Каждый путь ко Христу уникален.
- 7.3 Нужно научиться таким понятиям как «осквернение (души и тела) через грех», «очищение через покаяние».
- 7.4 На поприще преодоления «себя — грешного» и формируется воля, рождающая мужество и терпение, способность сладить с житейскими трудностями и не осквернить при этом свою душу.
- 7.5 Все, что относится к Богу, к религии, обращается к высшему в человеке, к образу Божьему в его душе и должно быть обязательно сопряжено с чувством благоговения. Голая информированность вообще не решает и не может решать никаких нравственных и духовных задач.
- 7.6 Принцип освоения наследия края. Нормальный, цивилизованный патриотизм не базируется на ненависти к другим, каким бы то ни было народам. Патриотизм не должен носить агрессивного характера. Это сила, которая в Церкви именуется добролюбезной. Видимо наступает время, когда мир будет осознавать себя единым организмом. И мы вовсе не должны пытаться спрятать от детей то или иное религиозное учение, то или иное духовное \ Необходимо стремиться к тому, чтобы вывод о глубине и правде Православия был выводом самого ученика.
- 7.7 Принцип меры. Принцип меры имеет и аскетический аспект. Молитвенная нагрузка детей должна быть строго дозирована — не больше и не меньше. В молитве присутствует момент трудничества, но для ребёнка она прежде всего должна быть в радость.
- 7.8 Принцип единства мистического и рационального. Принцип здравого, трезвенного вхождения в духовную жизнь является основой православной аскезы. Глубина веры должна сочетаться с безвидной молитвой.
- 7.9 Принцип соподчинения духовного, душевного и телесного в структуре личности.
- 7.10 Задача не в том, чтобы задавить душевное и телесное ради духовного. Высшая задача так уравновесить все три сферы, чтобы духовная направляла и просветляла душевную и телесную нашу жизнь.
- 7.11 Нравственные основания жизни. — Соборное начало Церкви и христианское братство людей. Дух, удивительно светлая, прозрачная и чистая атмосфера апостольской соборности, всегда служат недосягаемым образцом.
Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания
См. также
Процесс воспитания — это… Что такое Процесс воспитания?
- Процесс воспитания
- процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностям и отношениям.
Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.
А.С. Воронин.
2006.
- Парадигмальная концепция обучения
- «Вальдорфская педагогика»
Смотреть что такое » Процесс воспитания» в других словарях:
Процесс воспитания — процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формирование личности, организацию и стимулирование активной… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ — процесс пед. взаимодействия, в к ром в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности… … Педагогический словарь
процесс — а, м. 1) Ход развития какого л. явления; последовательная смена состояний в развитии чего л. Исторический процесс. Необратимый процесс. Процесс воспитания. Процесс творчества. Бракоразводный процесс. Ускорить процесс созревания садовых культур.… … Популярный словарь русского языка
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия
Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и… … Энциклопедия современной юридической психологии
Процесс обучения — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В П.о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П.о.… … Педагогический терминологический словарь
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия
Персонализация воспитания (и обучения) — (лат. – личность) – создание в процессе воспитания и обучения специальных условий, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей. Это возможно посредством привнесения в педагогический процесс… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Инновация, инновационный процесс — процесс создания, распространения и использования новшеств, т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быт осуществлены при условии масштабности их использования эффективности результатов могут быть стать основой… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Высокая теория воспитания — (ВТВ) устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением… … Википедия
Книги
- Педагогика. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / Новый курс: Учебник для вузов /, И. П. Подласый. 256 стр. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Рассматриваются принципы организации… Подробнее Купить за 393 грн (только Украина)
- Педагогика. Новый курс. В 2 книгах. Книга 2. Процесс воспитания, И. П. Подласый. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Рассматриваются принципы организации педагогического… Подробнее Купить за 280 руб
- Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы. Часть 3, Щуркова Надежда Егоровна, Пескова М. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т.. Представленная книга — третья из серии информационно-методической литературы для руководящих работников школы по проблеме воспитания. В ней очерчивается круг методических проблем, с которыми… Подробнее Купить за 152 руб
Другие книги по запросу « Процесс воспитания» >>
Свободное воспитание — это… Что такое Свободное воспитание?
— направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
Ведущие принципы С.в.: вера педагога в творческие способности ребёнка, сочетаемая с убеждённостью в том, что любое внешнее (даже самое благотворное) влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления (по типу общины).
Сторонники С.в. считали, что в преобразовании современного общества в гуманное решающее значение имеет создание условий для реализации доброй природы человека, чему препятствует авторитарное воспитание.
С.в. как самостоятельное педагогическое движение оформилось в начале 20 в., но исторически оно связано с гуманистическими педагогическими традициями эпохи Возрождения. Непосредственным предшественником теории С.в. считается Ж.Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогических теориях и практике представителей филантропизма и неогуманизма.
На рубеже 19-20 вв. сторонники педоцентризма (см. Детоцентризм) (Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитания, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника.
Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.
Жизнедеятельность воспитанников в «свободных школах» строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Гл. роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести «Улей» С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), «Свободную школьную общину» Г. Винекена, «свободные школы» А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария) и др.
В России одним из первых взгляды, близкие идеям С.в., высказал Ф.Ф. Резенер. Родоначальником С.в. в России выступил Л.Н Толстой. По его мнению, школа должна была создаваться для ребёнка и помогать его свободному развитию, предоставляя учащемуся свободу воспринимать то учение, которое согласно с его требованиями. Толстой считал недопустимым навязывание педагогом своей воли детям. Однако в 1890-е гг. Толстой отказался от своих педагогических воззрений и пришёл к выводу, что С.в. является «прихотью и развратом детей» и противопоставил ему религиозное воспитание. Тем не менее именно идеи раннего Толстого стали катализатором распространения С.в. Его выразители (К.Н. Вентцель, А.У. Зеленко и др.) консолидировались вокруг журнала «Свободное воспитание» (ред. И.И. Горбунов-Посадов, 1907- 1918), в 1918 выходил под названием «Свободное воспитание и свободная школа».
Наиболее глубокое обоснование теория С.в. в России получила в работах Вентцеля. В «Декларации прав ребёнка» (1917) он провозгласил право каждого человека на свободное развитие всех заложенных в нём сил, способностей и дарований, трактуя это как право на образование и воспитание, сообразное с его индивидуальностью.
В начале 20 в. в России были осуществлены первые попытки практического применения идей С.в.: «Дом свободного ребёнка» Горбунова-Посадова (Москва), «Школа шалунов» А. Радченко (Баку), «Московская семейная школа» О.В. Кайдановой, детские общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые Зеленко и С.Т. Шацким.
После 1917 идеи С.в. официально рассматривались как противостоящие прежней «школе учёбы». Некоторые из них получили отражение в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность, творческая активность и др.
В 1918-19 на принципах С.в. в значительной мере строилась деятельность школ-коммун. В советской педагогике некоторые гуманистические тенденции, свойственные С.в., стали возрождаться в опыте В.А. Сухомлинского во 2-й половине 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы С.в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255)
Ч313
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.
Что такое авторитетное воспитание? Определение и преимущества
Если вы читаете заголовки, может показаться, что большинства стилей воспитания следует избегать. Вы же не хотите быть родителем-вертолетчиком. Или родитель газонокосилки. Но на самом деле большинство из нас просто пытается быть хорошими родителями, верно? Так какой же стиль для этого?
У каждого свое мнение. Тем не менее, исследования, похоже, сходятся во мнении, что авторитетный стиль лучше всего подходит для детей. Давайте посмотрим, что включает в себя авторитетное воспитание и чем оно отличается от других стилей воспитания.
Авторитетное воспитание — один из четырех стилей воспитания, основанный на исследованиях и работе психолога по развитию Дайаны Баумринд:
Эти стили определяются тем, как родители:
- выражают любовь
- справляются с потребностями и желаниями своего ребенка
- власть над своими детьми
В случае авторитетного воспитания существует здоровый баланс между ними.
Авторитетные родители всегда поддерживают и любят своих детей.Они гибки и приветствуют открытое общение, но дисциплина не откладывается на второй план.
Они устанавливают четкие правила и ожидают, что их дети будут вести себя и прислушиваться к правилам дома. В то же время они не являются чрезмерно строгими или необоснованными.
По сравнению с другими стилями воспитания, авторитетное воспитание оказывает наиболее положительное влияние на детей.
Разрешительное воспитание во многом схоже с авторитетным. Эти родители также лелеют своих детей и испытывают к ним сильную привязанность.Разница в том, что снисходительные родители не устанавливают четких правил. Они несовместимы с дисциплиной. Есть много снисходительности, и их дети часто испытывают ограничения.
Авторитарные родители придерживаются «серьезного» подхода. Эти родители также устанавливают и соблюдают правила, как авторитетные родители. Но они более строгие, требовательные и критичные. Кроме того, они могут иметь необоснованные ожидания в отношении своих детей.
Невовлеченное воспитание — полная противоположность авторитетному воспитанию.Благодаря этому стилю родители полностью отдаляются от своих детей. Нет никаких ожиданий, отзывчивости или правил. И им не хватает какой-либо эмоциональной привязанности.
Чтобы прояснить ситуацию, авторитетное воспитание не везде одинаково. Каждый ребенок индивидуален. Таким образом, даже в одном доме он может выглядеть по-разному в зависимости от ребенка.
Допустим, у вас есть малыш, который не хочет есть свой обед. Сдержанный родитель может в ответ приготовить ребенку другую еду.Авторитарный родитель может в ответ потребовать, чтобы они сели за стол, пока их тарелка не станет чистой. Авторитетный родитель может использовать эту возможность, чтобы обсудить свой отказ, но объяснить, что сейчас самое время поесть.
Авторитетные родители гибки, поэтому им может не потребоваться чистая тарелка. Но они могут ожидать, что ребенок будет есть то, что ему подают сейчас, если он голоден, с пониманием того, что другая еда не будет доступна до следующего приема пищи или перекуса. Они будут обеспечивать это, даже если ребенок скулит или устраивает истерики.
Вот еще пример. Старший ребенок может захотеть поиграть на улице, прежде чем закончить свои дела. Снисходительный родитель может позволить ребенку отказаться от работы по дому в пользу ранних игр. Между тем авторитарный родитель может закричать, расстроиться или пригрозить наказанием, если ребенок не выполнит свои обязанности.
Авторитетный родитель использует другой подход. Они не сдаются и не реагируют негативно. Они сохраняют спокойствие, понимая, почему ребенок хочет играть, а не заниматься домашними делами.Однако их ожидания в отношении ребенка неизменны.
Ребенку еще нужно закончить свои дела до начала игры. Но поскольку эти родители хотят, чтобы их дети научились ответственности, они могут предложить им советы, которые помогут им быстрее закончить. Таким образом, они смогут раньше начать играть.
Авторитетное воспитание меняется от семьи к семье и даже от ребенка к ребенку. Помните, что этот стиль воспитания направлен на достижение здорового баланса. Эти родители заботливые, чуткие и заботливые, но твердые.
Основное преимущество заключается в том, что у детей может быть больше шансов развить сильную эмоциональную связь со своими родителями. Кроме того, они более счастливы. К другим преимуществам относятся:
Надежная привязанность
Авторитетные родители — воспитатели и слушатели. Они создают пространство, в котором ребенок чувствует себя в безопасности. Этот тип отношений известен как безопасное прикрепление.
Согласно небольшому исследованию 2012 года, в котором оценивалось, как стили воспитания влияют на интимные отношения, надежная привязанность приводит к более здоровым отношениям.У этих детей также более высокая самооценка, больше уверенности в себе и они более дружелюбны.
Лучшие навыки преодоления трудностей
Каждый человек в какой-то момент сталкивается с гневом, разочарованием и грустью. Тем не менее, мы также учимся справляться с этими эмоциями, чтобы контролировать свое поведение и чувства.
Эмоциональная регуляция — это то, чему научились. Согласно дополнительным исследованиям, дети авторитетных родителей обладают более сильными эмоциональными регулирующими навыками.
Это, вероятно, связано с тем, что эти родители поощряют, но также и направляют своих детей в решении проблем в случае возникновения стрессовых ситуаций.Они учат в раннем возрасте, как справляться, а не устранять для них препятствия. А из-за своей способности к саморегулированию и справлению эти дети, как правило, лучше решают проблемы.
Более высокая успеваемость
Авторитетные родители вкладывают средства в учебу своего ребенка и поддерживают его. Эти родители внимательно следят за оценками своего ребенка и выполнением домашних заданий.
По возможности, они присутствуют на школьных мероприятиях и собраниях. Их ожидания в отношении дома и школы последовательны, но разумны и соответствуют возрасту.
Одно исследование, проведенное в 2015 году с участием 290 человек, показало, что средние баллы в колледже были умеренно выше у тех, у кого «авторитетные» родители, чем у «мало авторитетных» родителей.
Хорошее поведение
Авторитетные родители не придерживаются строгой дисциплины, как авторитарные родители. Но они устанавливают границы для своих детей и предусматривают соответствующие последствия за несоблюдение правил.
В результате их дети, как правило, более склонны к сотрудничеству и могут демонстрировать лучшее поведение, чем дети, воспитанные снисходительными или авторитарными родителями.
Открытый
Эти родители легко приспосабливаются и готовы дать объяснения. Они помогают своим детям понять причину определенных правил.
Такой тип открытости и обсуждения помогает ребенку развить хорошие коммуникативные и социальные навыки. Они также могут стать более гибкими и открытыми по отношению к другим.
Многие исследования авторитетного воспитания делают вывод, что это, вероятно, наиболее эффективный метод с наилучшими результатами. Однако он попадает в середину авторитарного и вседозволенного воспитания.Таким образом, можно перейти к одному из этих стилей.
Родители могут продолжать поддерживать и воспитывать своего ребенка, но со временем становятся более снисходительными к правилам, ожиданиям и требованиям. Вместо того чтобы оставаться последовательными, они могут уступить, когда их ребенок скулит или устраивает истерики.
Или родитель может стать более жестким и негибким в отношении правил и решений. Они могут меньше беспокоиться о чувствах своего ребенка по определенным вопросам. Вместо обсуждения они диктуют.
Переключатель с любой стороны может повредить ребенку.Позитивное воспитание может привести к большему бунтарству и плохому контролю над импульсами. Авторитарное воспитание может привести к более высокому риску низкой самооценки, проблем с психическим здоровьем и плохих социальных навыков.
Чтобы избежать смены, вот несколько способов использовать авторитетное воспитание:
- Установите четкие границы, разумные ожидания и границы.
- Будьте последовательны при обеспечении разумных последствий.
- Слушайте точку зрения вашего ребенка на вопросы.
- Предложите объяснения, чтобы помочь вашему ребенку понять правила или ограничения.
- Поощряйте независимость.
- Будьте гибкими и адаптируемыми.
- Уважайте ребенка как личность.
- Не всегда приходят на помощь, а позволяют решить проблемы.
Воспитание ответственных, счастливых и отзывчивых детей требует поддержки и воспитания. Также должны быть последствия за негативное поведение. Авторитетное воспитание может и не быть идеальным стилем воспитания, но это стиль воспитания, в который верят многие эксперты.
.
Как вы определяете успешное воспитание детей?
Мэри Джейн была первым человеком, которого я нанял, и я хорошо помню ее ответ на мой вопрос о ее величайшем достижении:
«Воспитание двух моих сыновей, чтобы они стали ответственными взрослыми, оба закончили колледж и сделали значительную карьеру. внимательный и щедрый по отношению к другим, и теперь один женат и ждет своего первого ребенка ».
Это был не отрепетированный ответ, которого я ожидал, и он отличал ее от других менее зрелых соискателей.Подобно двум незнакомцам на свадьбе, это был обмен, который начал формировать основу для моей философии воспитания, когда мои дети были просто огоньками глаз:
Теперь я знал, что мне нужно.
Вы не растите своих маленьких детей, чтобы стать большими детьми, вы растите их, чтобы они стали взрослыми . Я готов поспорить, что большинство родителей согласны с этим мнением, но осознают это на раннем этапе и позволяют понять, насколько важны ваши родители.
Родители постоянно подталкивают и тянут — с нетерпением ожидают и отмечают вехи и вехи, сопротивляясь быстрому бегу времени.
Сосредоточение внимания на попадании в цель имеет большое значение.
В ваших детях у вас есть возможность формировать будущее. Ваша цель — не создавать автоматов, которые просто повторяют ваши взгляды, потому что думают, что это именно то, что вы хотите услышать. Когда вы достигнете сердца подростка и…
- научите его принимать во внимание других со своим выбором,
- внушите ей, что у действий есть последствия,
- и научите своих детей реагировать разумно, а не эмоционально на вызовы
… вы воспитываете ответственного взрослого, который внесет свой вклад в культуру и общество.
Если вы давно читаете «Простую мамочку», то вы уже знакомы с ее предложением написать заявление о семейной миссии. Хотя эта мысль никогда не приходила мне в голову, когда наши дети были маленькими, она может относиться и к воспитанию детей.
• Вместе с супругом определите те качества и черты характера, которые наиболее важны для вас обоих. Убедитесь, что ваш выбор родителей соответствует этим качествам.
• Подражайте персонажу, которого вы хотите показать своим детям. Улавливается больше, чем учат.
• Дьявол кроется в деталях, так что не увязайте ни в чем формальном или ограничивающем. Будьте гибкими, чтобы приспосабливаться к изменению обстоятельств и убеждений.
• Очень важно открытое общение со своим супругом и детьми. Никто не умеет читать мысли.
Фото Эрин М.С. Хаммер
Все это можно выразить иначе: как узнать, что вы прибыли, если не знаете, куда собираетесь?
Хотя это может быть чрезмерным упрощением родительского «успеха», и я не думаю, что вы когда-нибудь «доберетесь», потому что родительские обязанности в некоторой степени никогда не заканчиваются, я до считаю, что это полезно для семьи и общества. иметь в виду цели, когда вы являетесь родителем.
Воспитание с намерением означает, что вы осознаете мотив, стоящий за вашим выбором, и вы руководите, а не реагируете ; Родительство с конечной целью означает, что вы определили критерий успеха, и ваши решения поддерживают эту цель.
Успех, определяемый американскими стандартами, во многом материален. Но для меня гораздо важнее родительский «успех». Я благодарен Мэри Джейн за эту мысль.
Важно добавить, что вы можете делать все «правильно» как родитель и при этом оставлять детей бездомными; Точно так же вы можете быть жалким извинением для родителей, и ваши дети будут чудесно воспитаны.Нет ничего определенного. Но поскольку я считаю, что быть мамой — самая важная работа на планете, я сделаю все, что в моих силах, с тем, что у меня есть.
В прошлом месяце я написал серию статей под названием «31 день воспитания подростков и подростков». Если вы хотите узнать больше, нажмите кнопку и пролистайте всю серию.
Ваша очередь: Как вы определяете «успешное воспитание»? Вы бы сказали, что воспитываете детей с учетом этого?
.
WordReference Англо-французский словарь © 2020:
WordReference Англо-французский словарь © 2020:
WordReference Англо-французский словарь © 2020:
‘ parenting ‘ également Trouvé dans ces Entrées: На английском языке по описанию: Français: |
.
Воспитание на свободном выгуле: 6 за и против
Против: повышенный риск
Есть причина, по которой в последние годы все больше и больше родителей склоняются к использованию вертолетов. Это потому, что все мы слышали трагические истории о том, что может случиться, когда детская свобода нарушается.
Еженедельно выпускаются новости о похищениях и утоплениях. Мы все слышали, что издевательства зашли слишком далеко или детей сбивали машины.
По статистике, сегодня для наших детей нет большего риска, чем 20 лет назад.Например, похищения незнакомцами всегда были и остаются крайне редкими. Но 24-часовой новостной цикл означает, что мы теперь лучше осведомлены об этих трагедиях, что может затруднить избавление от них. Большинство родителей считают, что если они будут держать своих детей на виду, они смогут обезопасить их. И в некоторой степени они могут быть правы.
Против: вмешательство государства
Сегодня одна из самых больших проблем для родителей, которым нравится это независимое исследование, — это возможность нарушения закона.В новостях сообщалось о нескольких случаях, когда в службу защиты детей обращались к родителям, которые разрешали своим детям играть на улице в одиночестве или разрешали им самостоятельно идти домой из школы. В некоторых случаях даже были возбуждены уголовные дела.
Важно знать законы своего штата и знать, что разрешено. Даже если по закону вы находитесь в рамках своих прав, нет никакой гарантии, что какой-нибудь занятой сосед не вызовет на вас полицию из-за пренебрежения просто потому, что вы предоставили своему ребенку некоторую свободу.Страха перед этим достаточно, чтобы удержать многих родителей от полного принятия стратегии свободного выгула.
Против: отсутствие деревни
Сегодняшнее общество просто не то, что было 20 лет назад. В то время родители часто могли позволять своим детям бродить, потому что знали, что все остальные родители на улице делают то же самое и не обращают внимания.
Если что-то случится, если ребенок пострадает или возникнет проблема, родители вмешаются, чтобы помочь и позвонить друг другу, чтобы сообщить новости.
Сегодня гораздо более вероятно, что даже другие родители на вашей улице менее осведомлены о том, что происходит за пределами их собственной входной двери, в основном потому, что у них, вероятно, есть собственные дети, играющие в видеоигры. И вы больше не можете рассчитывать на то, что этот деревенский менталитет сработает, чем вы можете быть уверены, что ваш сосед не вызовет полицейских на вашего блуждающего ребенка.
Минусы воспитания на свободном выгуле
- Дети сталкиваются с повышенным риском без постоянного присмотра.
- Некоторых родителей обвинили в безнадзорности детей.
- Родители могут не получить той поддержки общества, которую они имели в предыдущие десятилетия, если что-то пойдет не так.
.