Гениальность и талант – что такое, признаки гениальности
Отклонение от нормы принято считать нездоровым проявлением. Однако не любое отклонение нужно подвергать устранению. Гениальность и талант являются положительными отклонениями, которые имеют соответствующие признаки. Что это такое и как их сохранить, расскажет статья интернет-журнала psytheater.com.
Талантами могут обладать многие люди. Под гениальностью понимается развитый талант, который человек применяет в своей жизни. Однако есть люди, которые не знают или не имеют талантов. Здесь начинается пародирование, направленное на достижение славы и успеха.
Люди разными путями достигают своей славы. И если у человека не получается достичь успеха путем поощрения своего таланта, то он начинает его высмеивать, получая возможность хотя бы обратить на себя внимание общества. Так, например, девушка, которая не умеет петь, может создать образ известной личности и начать ее пародировать. Другими словами, если талант человека не соответствует стандартным требованиям, то он продолжает свое развитие в комичной форме – высмеивание того, что не было оценено.
Насколько долго можно прославиться путем высмеивания искусства в той области, в которой талант человека не был оценен? Все зависит от правильной подачи насмешки. Есть мужчины, которые одеваются по-женски, называя себя дизайнерами, и лишь единицы из них действительно становятся известными. Есть женщины, которые увеличивают свою грудь до чрезвычайно огромных размеров, и из них тоже единицы становятся известными.
Пожалуй, можно понять, что антикультурная подача своего таланта немногим приносит славу. И главное, что может позволить такому человеку все-таки заинтересовать общество, — это какое-то соответствие той культуре, которую он высмеивает. То есть мужчина, который одевается, как женщина, должен делать это красиво, стильно, чтобы на него было приятно смотреть. В таком случае его неестественный образ будет принят обществом. А женщине с большими грудями необходимо ими пользоваться по делу, например, рекламировать бюстгальтеры, платья с декольте и т. д.
Почему антикультурное движение имеет место быть? Потому что реакция людей, которая видит этих людей, не агрессивная. Люди смеются, улыбаются, некоторые даже воспринимают это спокойно, если вдруг увидят мимо проходящего голого мужчину. А раз отсутствует безнаказанность и достигается цель – слава, поскольку внимание незнакомых людей – это и есть слава, — то все больше можно увидеть, как не талантливые люди высмеивают ту красоту природы, культуры, искусства, стиля, морали, в которой они не смогли прославиться общепринятыми путями.
Если у человека нет таланта, тогда он начинает его высмеивать. Что это такое?
Что такое гениальность?
Трудно дать четкое определение, что такое гениальность. Это способность человека реализовывать свои умственные, двигательные или творческие способности на более высшем уровне, нежели обычные люди. Нередко гениальность связывают с новаторством, вдохновением, незаурядностью. Это выход за пределы обычного в науке, искусстве, творчестве, что позволяет делать новые открытия и создавать новые технологии.
В психологии под гениальностью понимается отклонение, которое сопровождается одаренностью. Гениальных людей очень мало в большей степени из-за того, что никто не помогает людям развивать свои таланты. С самого детства каждый проходит среднестатистическое воспитание, которое не предусматривает развитие гениальности. Лишь в редких случаях ребенок может проявлять наклонности, развитие которых приводит к гениальности.
4 теории возникновения гениальности:
- Развивается на фоне психических отклонений и безумия. Часто люди наблюдали безумные состояния у тех, кто творил некоторые новшества. Нервные расстройства, неврозы, трансовые состояния и прочие проявления наблюдались у гениев. Однако отмечается, что ничего полезного для общества человек с психическими отклонениями сделать не может.
- Развивается в результате правильной направленности, использования и совершенствования своих навыков под действием мотивации. Здесь рассматривается механизм направленности половой энергии в другое русло или компенсация недостающих качеств развитием других.
- Развивается в благоприятном стечении социальных и экономических обстоятельств, где определенные качества и навыки имеют возможность совершенствоваться.
- Рассматривается как более высокоразвитый тип личностей, обладающих особыми способностями.
перейти наверх
Признаки гениальности
Гениальность определяется высокой активностью интеллекта, психики и креативности. Также в ней выделяют определенные признаки:
- Нестандартное мышление, выделяющееся на общем фоне.
- Целеустремленность – желание человека проявлять свои таланты.
- Перфекционизм – совершенство.
- Внимание к деталям и воображение, которое помогает выдавать новые идеи, мысли, думать гибко и т. д.
- Мультипотенциальность – развитие навыков сразу в нескольких направлениях.
- Высокая самооценка и много энергии, что идет неразрывно.
- Оригинальное и спонтанное поведение.
- Ранний возраст проявления (в редких случаях одаренность проявляется во взрослом возрасте).
- Любознательность – склонность к постоянному получению новой информации, связанной с даром.
- Чрезмерная чувствительность, восприятие деталей.
Гениальный человек не стоит на месте. Он жаждет открытий, новизны, опережения своего времени. Это происходит за счет умения человека взглянуть на ситуацию или вещь под новым углом. Если большинство думает стереотипно, шаблонно, так, как их приучили, то гениальный человек мыслит масштабно, смотрит с разных сторон, отмечает детали, которые могут привести его к новым открытиям.
перейти наверх
Талант и гениальность
Лишь в последнее время идет четкое разделение таланта, гениальности и одаренности. Однако эти понятия имеют схожие черты, перетекающие один в один. Под талантом понимается некое качество, способность, навык, который позволяет человеку показывать его на высшем уровне. Обычно речь идет об определенной сфере деятельности, где человек использует свой навык, что проявляется в оригинальности, новизне, высоких достижениях.
Под гениальностью понимается развитие талантов, то есть наивысшее достижение уровня, когда человек проявляет его во многих, нередко противоположных, сферах. Гениальность часто связана с поиском нового, устранением привычного устоя, изменением мировоззрения. Вот почему гениальные люди часто не принимаются современниками, которые не желают меняться и познавать нового.
Талант и гениальность являются не генетическими, а врожденными особенностями. У обычных родителей может родиться одаренный ребенок, как и у талантливых мамы и папы может появиться обычный малыш.
Талант и гениальность имеют различные природы своего происхождения. Талант можно понять и развить, довести до совершенства. Гениальность обычно либо есть, либо отсутствует в человеке. Она является врожденным качеством, которое проявляется в человеке.
- Гениальность иррациональна, талант рационален.
- Гениальность проявляется сама по себе, талант развивается путем усилия воли.
- Гениальность позволяет быстро достигать чего-то нового, делать открытия. Талант обычно является результатом упорства и правильного выполнения действий, благоприятными обстоятельствами, которые способствовали его проявлению.
- Гениальность невозможно объяснить, особенно в ее проявлениях. Талант же можно распознать и направить в нужном направлении.
Талантом называют способность человека видеть социальные и экономические условия, в которые он погружен, и выбирать именно те поступки, которые помогут ему в достижении цели. Если гениальность идет по совершенно новым путям, то талант идет по привычным тропинкам, но тогда, когда это нужно.
Школа уничтожает гения в человеке. И это не пропаганда, а факт реальной жизни. Что делает современная школа? Она направляет все свои силы на то, чтобы загрузить детей знаниями, большая часть из которых каждому ребенку абсолютно не нужна. Вспомните, родители, сколько знаний вы имеете до сих пор со школьной скамьи. Лишь первые 3 класса являются основополагающими, когда человека обучают читать, писать, считать и т. д. А все остальные школьные годы – пустая трата времени и сил.
Гений – это не убитый внутри ребенок. А ребенка ломает воспитание родителей, которое принято в обществе, и курс обучения в школах. В учебных заведениях делают рабов, ломая личностей. Из 90% талантливых первоклашек из школы выходят 10% личностей, а все остальные являются сломанными людьми. На выходе получаются рабы государства, которые уже свыклись с мыслью о том, что они будут работать на кого-то и копить денюжку на пенсию.
Почему обучение ломает людей, делая из них рабов? Это полезно государству, которое должно контролировать большое количество людей. Из талантливого человека с бесконечными возможностями школа делает послушного раба, готового трудиться на благо государства. Потенциал огромный, но система ценностей и парадигм школьного образования делает так, чтобы человек стал рабом. Вот почему школа уничтожает гения в человеке: она готовит «полноценных членов общества», а не взращивает личностей, индивидуальностей и уникальных людей.
Где вы видели, чтобы к каждому ученику в школе был применен индивидуальный подход? Нигде такого нет, потому что школа «штампует полезных членов общества», которые будут трудиться на благо государства и надеяться на минимальную пенсию.
Почему школа уничтожает гения в человеке? Потому что это не выгодно государству. Умными и свободными людьми управлять очень сложно. С ними нужно договариваться. А рабу сказал, дал жвачку или телевидение, футбол, пиво – и получил от него все, что захотел. Другими словами, с гениями, потенциально успешными, свободными и думающими людьми нужно договариваться. А зачем это делать, если можно людей сломать в тот период, когда они только развиваются и обретают навыки, чтобы сделать из них «послушных рабов», которым ничего не нужно, кроме еды, дома, пива и сериалов по телевизору?
перейти наверх
Итог
Каждый родитель хотел бы, чтобы у него родился гений. Каждый человек хотел бы взрастить в себе имеющиеся таланты. Однако окружающий мир, который создан людьми, государством, обществом, не заинтересован в создании таких уникальных личностей. Итогом становится единичные проявления талантов и гениальности, когда человеку удается проявить себя.
Чтобы развить в своем ребенке хотя бы таланты, необходимо его воспитывать не так, как это принято в обществе. Государственную систему не изменить. Но можно изменить климат внутри своей семьи, где каждый сможет проявить свои способности.
Талант и гениальность — сходство и различия
Талантом — называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, — долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.
Досхоластический период.
1. Античная философия — это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.
Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, — человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям. Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность — особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.
Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.
Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.
На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.
Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие — одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).
Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.
- Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
- Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
- К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
- За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т.д.
Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты — менее глубокое.
Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.
Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью. Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».
Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант — творит рационально, на основе продуманного плана.
Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.
Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.
В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.
Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.
Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.
Критериями гениальности научного открытия принято считать:
- новизну и оригинальность;
- значимость, ценность для общества;
- совершенство исполнения.
Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.
Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:
- врожденная одаренность;
- собственные усилия;
- ближайшее окружение;
- ситуация в обществе в целом.
Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:
- интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
- творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
- самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
- реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
- чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.
Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.
Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.
В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».
Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.
Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.
Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.
В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
Согласно С. Л. Рубинштейну:
«все специальные способности человека — это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности… к обучению и труду».
Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.
Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).
Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями — индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.
Чем отличается талант от гениальности
В последние годы принято легко бросаться словами «талант» или «гений», оценивая чью-либо деятельность. А ведь талант и тем более гениальность – это дар свыше, который дается человеку крайне редко. Причем чести быть знакомым с гением удостаиваются совсем немногие. В чем же отличие таланта от гениальности? Попробуем разобраться.
Определение
Талант – очевидная способность человека к чему-либо, которую могут отточить время и опыт.
Гениальность – наибольшее проявление творческого потенциала личности относительно остальных людей, наивысшая степень одаренности в чем-либо.
к содержанию ↑
Сравнение
В отличие от талантливого человека гений, как правило, создает нечто уникальное, то, чего до него не было в этом мире. Гений все время совершает открытия, позволяя обществу совершить качественный переход на следующую ступень развития. Интеллект и работоспособность гениев поистине поразительны. Поэтому гений затмевает собой талантливых личностей рядом. К примеру, во времена А.С. Пушкина было множество хороших поэтов и писателей, но о них мы знаем крайне мало или не знаем вообще, так как на фоне автора «Евгения Онегина» и многих других гениальных произведений они просто потерялись. Личности гения присущ космический масштаб. Обычно гений творит заметно продуктивнее и быстрее своих современников и ровесников, намного позже достигающих признания в той же сфере деятельности. Причем такая продуктивность в работе для гениев является врожденным качеством. Гений – исключительная по одаренности личность. Говорят, что гении рождаются тогда, когда Вселенная готова их принять.
Талантливый человек тоже способен творить, но он может лишь развивать то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения. Еще одна особенность таланта – он способен подготовить почву, быть предвестником деятельности гения, наметив путь, которым затем уверенно пройдет гениальная личность. Талант к чему-либо есть практически у каждого человека, живущего на Земле, нужно просто его найти и развить. Талант можно отточить неустанным кропотливым трудом.
к содержанию ↑
Выводы TheDifference.ru
- Гениальный человек одарен от природы больше, чем талантливый. Гениальность – это гипертрофированный талант.
- Следствие гениальности – создание новейших, уникальных, небывалых, не виданных миром творений, способных изменить ход истории, повлиять на души и события. Творения гениев живут в веках. Талант не создает ничего революционного.
- Гениальности свойственна нестандартность мышления, особый мыслительный процесс, недоступный никому, даже выдающемуся таланту.
- Гениальность выходит за пределы обыденности, она непостижима. Талант «ближе к земле», его можно развить, отточить.
- Талант обычно развивается в благоприятном социальном окружении, гениальность нередко формируется в напряженных жизненных обстоятельствах.
- Гениальность человека часто признается уже после его смерти.
Талант или Гениальность? | Социальная сеть работников образования
Талантливых людей довольно много. Если у человека что-то получается лучше, чем у большинства других людей, говорят. что у него к этому талант, особенно если это что-то касается творчества. А вот гениальных людей единицы. Это те люди, которые открывают в какой-то области что-то совершенно новое, которым потом все человечество пользуется. А сумасшедшим у нас часто называют просто человека с нестандартным мышлением. Потому и гении и талантливые люди вполне могут в эту категорию попадать.
На поставленный вопрос, наверное, предполагалось получить однозначный ответ. Но вопрос изначально поставлен так, что однозначного ответа не получится. Это простая психологическая закономерность.
К этому нужно добавить еще и сомнительность начальной посылки, из которой автор темы пытается строить размышления. Все логические рассуждения, исходящие из ложной или сомнительной посылки, являются ложными по законам логики. Поэтому в своих рассуждениях необходимо больше внимания уделять базовым, изначальным знаниям и овладению умением непрерывного последовательного мышления. Не говоря уже о других формах мышления более высокого порядка.
Как правило, большинство людей не уделяют должного внимания именно этим отправным точкам мышления, пытаясь строить философские стены на песке, а не на прочном фундаменте.
Наша речь связана с мышлением, мышление отражает состояние сознания.
Те люди, которые способны мыслить, опираясь на надежный фундамент мышления и обладающие способностями мыслить большими мерностями (большей скоростью и объемностью), и являются людьми гениальными, по нашему представлению. Поскольку их мыслительные способности кажутся обычным людям чем-то сверхобычным. Однако вполне можно считать обычным именно мышление гениев. Но тогда мышление обычных людей требует соответствующей оценки, что не очень приемлемо для этих обычных людей.
На мой взгляд талант от гениальности отличается также, как наличие способностей отличается от результата их применения. Также, как обладание хорошим инструментом отличается от умения создавать этим инструментом качественный и востребованный результат деятельности. Но здесь разговор идет о свойствах мышления, поэтому разбираться в тонкостях этих различий необходимо, разбираясь в тонкостях мышления.
Добавьте к этому и то, что ярлык «гениальности» часто присваивается личностям, которые ценны для Социальной Системы как пример для подражания, а вовсе не как пример истинной гениальности. Также как современная христианская церковь причисляет к лику святых всех, кого ни попадя, лишь бы был известный страдалец. Истинные качества личности при этом не учитываются и не играют никакой роли. Значок «гениальности» навешивается тем, чьи действия идут на пользу Системе, а не тем, кто помогает человечеству на пути самопознания и истинно духовного развития. Другими словами, неплохо отличать «системные заказы» от истинной гениальности. Потому что истинно гениальные люди чаще всего системе не нужны и признаются гениальными только после смерти, когда перестают быть источниками социальной нестабильности.
Действительно, вкладывать душу в свою работу, выполняя ее гораздо лучше, чем другие, одержимость любимым делом — это и есть проявления таланта. Т.е., кроме выполнения работы что-то еще, что-то, что говорит людям о таланте. Но начинается все именно с применения способностей, применения способностей в деле — кто узнает о том, как я таланлива, если я ничего не буду делать?
Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности — талантом. О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит.
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
- Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
- Цифровой (характерен для математиков, программистов)
- Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
- Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
- Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
- Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
- Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
- Предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).
Альтернативное определение: Талант — результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им М.В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.
Широко распространено мнение о гениальности Альберта Эйнштейна.
Гениальность (от лат. genius — дух) — практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:
Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10000000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. («Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон)
Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
Чем является гениальность? Определение, тесты, возможно ли развить?
Что такое гениальность? В общем смысле, она представляет собой крайнюю степень творческого, интеллектуального или иного потенциала человека. То есть такой особый склад личности и психической конституции, при котором человек способен с высокой эффективностью и продуктивностью заниматься той или иной деятельностью.
Как правило, представляет собой универсальную в некотором роде структуру. Позволяет эффективно решать большой круг вопросов, требующих нестандартного мышления. Однако, наиболее продуктивно такой одаренный представитель общества, может заниматься только одной-двумя сферами, порой проявляя полную беспомощность в простых вопросах. Это парадоксальное явление, но оно не является редкостью.
Чем отличаются гениальность от одаренности и таланта?
Эти понятия нужно разграничивать. Одаренность представляет собой некое сочетание группы качеств, которые есть с рождения и обеспечивают потенциальную возможность продуктивной активности в определенной сфере. Это так называемые задатки. Если их не развивать, они так и останутся нереализованными. Талант — группа качеств, позволяющих добиваться результатов в той или иной активности. В чем отличие от одаренности? В более развитой степени качеств, необходимых для реализации. Плюс присутствует компонент быстрого обучения: все вопросы, связанные с талантом даются без проблем.
Гениальность же представляет собой высшую степень одаренности и таланта. Это исключительно редкое явление. И даже наличие такой психической конституции и особенностей личности не дает стопроцентной гарантии успешности в жизни. Как и в остальных случаях, нужно создавать условия, чтобы необходимые свойства личности развивались и давали плоды. Вопрос гениальности рассматривается как клиническими психологами, так и нейрофизиологами, специалистами по психиатрии. Пока сказать точно по этой теме можно не так много.
О природе феномена. Рождаются гениями или становятся, можно ли развить это качество?
Понятие гениальности настолько избитое, что среднестатистический человек давно не понимает, что собой представляет подобное явление. Термин используется как синоним одаренности и таланта, что не верно. Встречается масса мифов относительно такого феномена. В том числе о происхождении крайней степени одаренности от рождения. Что можно сказать по этому поводу, какова природа гениальности? Существует группа теорий.
- Биологическая или генетическая
Считается одной из ведущих на сегодня. В чем ее суть? Согласно воззрениям большой группы нейрофизиологов, крайняя степень одаренности обуславливается сочетанием некоторой группы генов, которые в ответе за мыслительные процессы и продуктивность деятельности, общий тонус организма. Теория имеет право на жизнь, однако она встречается со сложным вопросом, косвенно ее отрицающим. Если гениальность детерминирована генетически, почему гениальность не передается от родителей детям и даже через несколько поколений? Возможно, речь идет о случайных, спонтанных сочетаниях или мутациях. Доказательств или опровержений пока нет. Идут дальнейшие научные изыскания в этой области.
Согласно ей, основу составляет особенность окружения ребенка с момента его рождения. И далее сфера, в которой существует потенциальный «баловень природы». В этом случае крайняя одаренность ставится в зависимость от влияния окружающей среды на индивида. Насколько справедлива такая теория? Сказать пока трудно. С большой вероятностью, гениальность — не та черта, которую можно развить. Она скорее врожденная. Но без сомнения, при неправильном воспитании, угнетении инициативы, отсутствии адекватной нагрузки, есть все шансы разрушить потенциал человека и загубить его таланты. Если рассматривать вопрос в этом контексте, вероятно влияние социальной среды на гениальность.
Спорная и довольно старая теория. Согласно ей, масштаб и количество сверходаренных людей не поддается исчислению в текущий момент времени. Поскольку многие идеи могут оказаться опережающими, не понятыми другими. Окружение и историческая обстановка создают одаренного индивида, а признание приходит позднее. Теория не поддерживается большинством ученых. Поскольку, как уже было сказано, социальная среда играет далеко не первостепенную роль. А с другой стороны, если в прежние времена такое явление действительно существовало, сейчас открытия в большинстве своем проходят объективную проверку и могут оцениваться трезво. Процент исключений крайне мал.
- Психологическая
Имеет косвенное значение. По сути, сторонники психологической теории ставят знак равенства, между гениальностью и неординарностью, оригинальностью. То есть говорят о случайности развития этого феномена. Природа перебирает различные варианты качеств, миллионы и в результате конструирует определенные психотипы, личности и характеры, наделенные теми или иными свойствами. При удачном случайном сочетании получается крайне выгодный в интеллектуальном или творческом плане «набор». Доля истины в этом есть, поскольку, как ни странно, крайняя степень одаренности проявлялась у людей, рожденных от родителей без особых интеллектуальных качеств или творческого потенциала, реализации. То же самое касалось детей гигантов мысли, которые не выказывали особых навыков, знаний, умений.
- Психопатологическая
Считается наиболее распространенной на сегодняшний день. Хотя генетика гениальности пока и не ясна, ученые в большинстве своем признают, что крайняя степень талантливости сопряжена с развитием у пациента некоторых психических расстройств. Часто увязываются гениальность и шизофрения.
Действительно ли ген шизофрении и гениальности идут рука об руку?
Нет, это не более чем миф. Шизофрения — болезнь, разрушающая психику. В результате длительного или агрессивного течения патологического процесса, возможность продуктивно использовать мышление, думать с логических позиций становится нереально. Потому столь тяжелого больного в расчет брать нельзя. Связь гениальности с психическими расстройствами встречается в более легких клинических случаях. Например, при вялотекущих формах шизофрении, шизоаффективных расстройствах. Гораздо чаще исключительные качества наблюдаются у лиц, страдающих всевозможными фобиями, необычными сексуальными расстройствами (расстройствами половых предпочтений), пациентов с депрессиями, биполярно-аффективными психозами. То есть теми расстройствами, которые не нарушают функционирование личности.
Наблюдаются особые качества не только при психических заболеваниях, но и при органических патологиях. Например, гидроцефалии, эпилепсии, в некоторых случаях после перенесенной внутриутробной гипоксии и прочих. Вариантов множество.
Учитывая все сказанное, правда ли, что гениальность – это болезнь?
Нет, не правда. Это группа личностных качеств, особенностей психики и прочих факторов. Но никак не болезнь. Хотя такой комплекс полезных свойств может идти «в комплекте» с психическими расстройствами. Не сумасшествие, а более легкие варианты.
Наконец, можно ли развить гениальность?
Ученые утверждают, что нет. Это врожденный комплекс качеств личности. Вероятно, есть группа генов (не один ген гениальности), которые и обуславливают подобный склад. Однако, как можно судить из истории, такой дар природы совсем не обязателен для достижения выдающихся результатов в интересующей сфере.
Какие факторы влияют на скорость реализации?
Как было сказано ранее, гениальность можно не только быстрее реализовать, но и загубить. Во втором — человеческое общество достигло особых успехов. Социальная среда является тем катализатором или же ингибитором, обуславливающим реализацию природных талантов. Какие именно факторы оказывают существенное влияние?
- Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
- Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
- Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
- Окружение. Влияет существенным методом.
- Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.
Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.
О тестировании на гениальность. Как диагностировать неординарность человека?
Тестирование в подобном контексте представляет большие трудности. Особенно, если проверка проводится у ребенка. Зачатки не всегда можно распознать с ходу, порой требуется не одна консультация. Вопросом диагностики занимаются специалисты по клинической психологии. Психолог обязан обладать достаточным опытом, иначе результаты будут не точными или вовсе ложными.
Нет единого теста на гениальность, поскольку речь идет об интегральном качестве, объединяющем в себе три характерных черты:
- Высокий уровень интеллекта.
- Предельный уровень креативности.
- Высокая гибкость и подвижность психики. Также ее активность.
В рамках обследования назначаются специальные мероприятия.
Устная беседа
Позволяет оценить логику высказываний, построение речи обследуемого. Также направить разговор в нужное русло, вывести на определенные действия. Провокации также используются для того, чтобы понимать, как человек выходит из сложных ситуаций. Здесь опять же от специалиста требуется достаточный опыт и безукоризненное следование правилам формальной логики.
Тест Торренса
В разных модификациях. В рамках этого тестирования используется особый стимулирующий графический материал: фигуры, линии. Обследуемому предлагается дополнить нарисованные формы по своему усмотрению, чтобы получились целостные образы или даже композиции. Расшифровкой занимается психолог. По окончании выставляется конечный балл. В зависимости от полученного результата, можно говорить, как об очень низком, так и о крайне высоком творческом потенциале индивида. Перед проведением, особенно если тестируется ребенок, нужно тщательно рассказать правила, чтобы не допускать недопонимания и ложного занижения итогов.
Тесты на уровень интеллекта
Равена, Айзенка, прочие модификации. Разумеется, с учетом возраста обследуемого. Вопросы, которые используются, разбиваются по категориям – от логических (какая фигура лишняя) до математических, основанных на простейших расчетах. Также вербальных, оценивающих способность к операциям с языковыми единицами. Некоторые тесты используют только графическое представление материала. Применение различных тестов и опросников позволяет получить наиболее точные и непредвзятые результаты. В такой ситуации ошибки практически исключены.
Наблюдение за поведением обследуемого. Оценка его интересов и предпочтений
Выводы делаются на основе наблюдений и собственного разумения специалиста. Хотя формальных критериев и нет, признаки гениальности человека заметны довольно четко.
Как проявляется гениальность? Среди черт:
- высокий интеллект — во взрослом возрасте, граница, указывающая на исключительные способности, пролегает на уровне 145-150 единиц и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, это число может быть больше или чуть меньше;
- предельный уровень креативности — оригинальность мышления, даже в стандартных ситуациях такие люди приходят к парадоксальным и нестандартным выводам, что заметно при проведении тестов;
- хорошо развитое воображение — встречается у всех, но при этом, далеко не всегда позволяет эффективно заниматься художественной деятельностью в широком смысле, в детские годы воображение особенно хорошо заметно, при диагностике это облегчает задачу;
- мультизадачность — способность решать сразу несколько задач параллельно, встречается не только у гениев, но у них это качество органично и не требует особых усилий для развития или текущей реализации;
- гибкость психики — способность быстро переключаться с одного вопроса на другой, сопровождается достаточным уровнем психической энергии, это в свою очередь обуславливает крайнюю работоспособность таких людей, они редко устают и быстро восстанавливают свои силы, с готовностью дальше трудиться;
- мультипотенциальность — т. е. развитие неординарных качеств сразу в нескольких областях, нередко люди, предельно одаренные, способны продуктивно работать сразу в нескольких сферах;
- сенситивность — высокая чувствительность, восприимчивость к факторам извне, стимулам и прочим моментам;
- любознательность.
Подобные критерии гениальности трудно вычленить за одну консультацию. Нужно наблюдать определенное время, чтобы сделать выводы.
Способы развития качеств, присущих гениям. Как приблизиться к этому уровню?
Развить гениальность невозможно. Но есть возможность добиться прогрессирования естественных природных задатков. Помогает творческая художественная деятельность, чтение, постоянное обучение, критическое мышление.
В целом же, несмотря на то, что гениальность можно назвать подарком судьбы, она не является обязательным условием для продуктивной и результативной, полезной деятельности. Выдающихся результатов добиваются многие люди, постоянно работающие в сфере науки, искусства, академической практики. Все ли они гении? Нет, далеко не все. Гениальность в популяции встречается на уровне статистической погрешности. Это означает, что настолько одаренных людей можно насчитать существенно меньше процента от общего населения. В таком случае, как получается, что люди, не обладающие столь исключительными качествами от рождения, добиваются больших успехов?
Все дело в развитии необходимых навыков, умений и приобретении знаний. При длительной работе в определенных условиях, психика адаптируется, «затачивается» под требования сферы деятельности и начинает работать не только на сознательном, но и на подсознательном уровнях, порой подбрасывая необычные и интересные идеи. Это так называемая профессиональная интуиция. Все эти качества развиваются, они не врожденные. Гениальность позволяет добиться результатов быстрее и с меньшим количеством усилий, но не дает никаких гарантий положительного результата без труда.
Потому люди, обладающие пусть и меньшим потенциалом от рождения, при упорной работе достигают куда больших высот, чем гении, недостаточно активные. Весь вопрос заключается в количестве вложенных усилий. Зачастую исключительные природные свойства нивелируются с годами. Это нужно иметь в виду. Гоняться за гениальностью не стоит, потому как это крайне редкое и не необходимое для высоких результатов свойство.
Читайте также: Индивидуальность
Талант и гений — Студопедия
Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природные способности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
По определению В.В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант — это человек, оригинально решающий всем известные задачи.” [9]
Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:
Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.
Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.
Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.
Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры из горячей головни.
Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и в результате является победа (Моро). Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно не сознавая этого.
“Все гениальные произведения, — говорит Вольтер в письме к Дидро, — созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.
Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях, фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”).
Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие галлюцинации, потому что человек видит тогда предметы, существующие лишь в его воображении. Так Гросси рассказывал, что однажды ночью, после того как он долго трудился над описанием появления призрака Прина, он увидел этот призрак перед собою и должен был зажечь свечу, чтобы избавиться от него. Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.
Если мы обратимся теперь к решению вопроса — в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.
Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении — умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму «Человек дождя». Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и т.д.
Согласно новой гипотезе Джона Митчелла из Центра изучения разума в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы утверждают, что способности, проявляющиеся у идиотов-гениев, маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а «человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими более простыми отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.
Например, при попадании изображения на сетчатку глаза разные участки мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс и передаются в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.
Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых называют «чудо-счётчиками» — календарные расчёты. Например за 2-3 секунды они могут сказать каким днём недели будет 1 сентября 2039 года. Снайдер утверждает, что и вы способны на такие моментальные расчёты, но ответ остаётся в подсозании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчёта, подавляют его результат, не допуская «вывода на монитор». Австралийские учёные уверены, что любому из нас свойственно моментально определять высоту и продолжительность ноты в музыке, просто мозг осознаёт бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность нот определённой высоты и продолжительности.
Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности. И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и т.д.), также объясняются отключением мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.
Имеются факты, противоречащие теории о том, что способностей «гениев-идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н.С трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.
Возможно все мы в раннем детстве «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает, где проходят границы между словами в произнесённой фразе. Взрослому напротив, приходится специально учить новый язык — просто жить среди его носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации.
Вывод. Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления. Последний вопрос имеет сейчас очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможность как можно раньше начать реализовывать свой потенциал.
Список литературы
1. Несмеенов Е.Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 2006.
2. Конович Л.Г., Медведева Г.И. «Философия — учебник для высших и учебных заведений», Ростов — на — Дону; 2005.
3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.
Вот еще ссылка, там надо зарегаться, чтоб скачать реферат http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/8367.html
Это второе что я нашла!
3. Талант
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность [24, с. 106].
Талант — это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве [9, с. 104].
В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30 и т.д. [6, с. 98].
Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества [24, с. 121].
Что такое талант и как живет гений? — Рассказ
Если человек талантлив, то в жизни ему доступно многое, по крайней мере, так считается.
Таланты и гики
Обычно особые способности проявляются в детстве. Юное дарование легко справляется с задачами, которые порой приходится решать зрелым специалистам. Такие одаренные дети даже придумали особое имя — «гики» (от немецкого — удивительный ребенок).
Тех, кто не блещет способностями, дразнят остроумие «Детский лес», что с того же немецкого языка переводится как «детское дерево».Одаренные дети, взрослея, редко становятся гениями. Избалованные похвалами и привыкшие к тому, что им все дается легко, они остаются беззащитными перед суровыми реалиями взрослого мира, а необходимость много работать часто вызывает у них протест и отвращение.
Способности и работа
Какой талант закопан в землю? Понятно, что особые способности к определенному виду деятельности являются, говоря современным экономическим языком, нематериальным активом.С ним нельзя делать манипуляции, как с чем-то. Это означает, что древняя денежная единица (1 талант = 6 тысяч драхм), закопанная как клад, изымается из полезного оборота и не приносит прибыли.
Точно так же нематериальный, но очень важный подарок должен оставаться в вечном движении, иначе его стоимость, в отличие от номинальной стоимости драгоценной монеты, закопанной в землю, не будет сохранена, и в этом случае нет сомнений в полезности. На вопрос, что такое талант, один гениальный музыкант ответил, что это лишь малая доля его способностей, а все остальное — это большой труд.
Научный подход к поиску талантов
Кроме того, каким бы ни был талант, он требует идентификации. Хорошо, если родители поймут, что у ребенка в раннем детстве есть особые способности, и приложат усилия для их развития. Например, отец Вольфганга Моцарта с детства учил своих детей музыке, порой очень сильно заставляя их заниматься сочинением музыки, сольфеджио и прочими, на первый взгляд, скучными вещами.
Учителя и социологи пытались поставить на научную основу определение способностей в раннем детстве на протяжении последних нескольких десятилетий.В 80-х годах ХХ века вышла книга Г. Гарднера «Обрамления разума», в которой он классифицировал склонности людей к разным видам деятельности и определил, какой талант применить в будущей профессии, выделив восемь основных его типов. Дары могут проявляться в вербально-лингвистическом, цифровом, пространственном, физическом, личностном, межличностном направлениях, а также во взаимоотношениях человека с окружающей средой.
Однако эта классификация, несмотря на ее очевидную универсальность, не отвечает на вопросы о том, что такое талант, каковы его границы, откуда он берется и почему талантливые люди удивительно разнообразны.
Загадка и трагедия гениев
Считается, что великие писатели достигают пика своего творческого потенциала примерно к тридцати годам, когда они приобретают определенный жизненный опыт. Однако ранние произведения некоторых поэтов и писателей иногда удивляют зрелость мысли и изысканность, обычно не свойственные молодости.
Как правило, лучшие таланты мира жили ярко, но недолго, и их судьбу нельзя назвать благополучной.Божий дар — это не только счастье творчества, но и огромная ноша. Невозможно сдержать потребность выразить то, что переполняет душу, а процесс создания шедевра очень болезненный. К тому же тонкая душа мастера всегда остро ощущает зависть никчемных коллег по цеху и неприятие обывателей.
Великие русские таланты, обогатившие мировую культуру, не исключение. Если перечислить только поэтов, живших в XIX и XX веках, остается только оплакивать трагедию жизни Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Есенина, Маяковского, Блока, Мандельштама, Бродского и многих других.Что ж, такова участь гения, тяжелая, но все же счастливая.
.
Шопенгауэр о том, что делает гением, и о ключевой разнице между талантом и гением — Сбор мозга
«Гений рождает, талант дает», — утверждал Джек Керуак, размышляя о том, рождаются ли великие художники. «Талант ничтожен. Я знаю много талантливых руин », Джеймс Болдуин предостерег начинающих писателей, считая, что это настоящие строительные блоки гения. Более века назад Торо провел важное различие между ремесленником, художником и гением.
Но, пожалуй, самый полезный и вневременной проницательный взгляд на извечное недоумение по поводу разницы между талантом и гением был сделан через год после рождения Торо великим немецким философом Артур Шопенгауэр (22 февраля 1788 — 21 сентября 1860) в его 1818 masterwork Мир как воля и представление ( публичная библиотека ).
Центральная посылка Шопенгауэра состоит в том, что талант достигает того, чего не могут достичь другие, тогда как гений достигает того, чего другие не могут себе представить.Он утверждает, что это видение иного порядка отличает гениев от простых смертных, и оно возникает из превосходной способности к созерцанию, которая побуждает гения преодолевать малость эго и входить в бесконечный мир идей. Он пишет:
Только через [такое] чистое созерцание… Идеи могут быть постигнуты; а природа genius состоит в выдающейся способности к такому созерцанию. Теперь, поскольку для этого требуется, чтобы человек * полностью забыл себя и отношения, в которых он находится, genius — это просто самая полная объективность , т.е.е. объективная склонность ума в противоположность субъективной, которая направлена на собственное «я», другими словами, на волю. Таким образом, гений — это способность оставаться в состоянии чистого восприятия, терять себя в восприятии и привлекать к этому служению знание, которое первоначально существовало только для служения воле; иными словами, гений — это способность полностью оставлять свои интересы, желания и цели вне поля зрения, таким образом, полностью отказываться от собственной личности на время, чтобы оставаться чистым познающим субъектом , ясным видением мира ; и это не просто в моменты, но в течение достаточного периода времени и с достаточным сознанием, чтобы дать возможность сознательно воспроизвести то, что было таким образом воспринято.
Но хотя превосходная способность воображения является центральным элементом гениальности, Шопенгауэр предостерегает от принятия воображения за всю гениальность:
Воображение по праву признано неотъемлемым элементом гениальности; иногда его даже считали тождественным ему; но это ошибка. Поскольку объекты гения — это вечные Идеи, постоянные, существенные формы мира и всех его явлений, и поскольку знание Идеи обязательно является познанием через восприятие, а не абстрактным, знание гения будет ограничено Представления об объектах, фактически представленных его личности и зависящие от цепочки обстоятельств, которые привели к ним эти объекты, если его воображение не расширило его горизонт далеко за пределы его фактического личного существования и, таким образом, позволило бы ему построить целое. из того немногого, что входит в его собственное реальное восприятие, и, таким образом, позволить почти всем возможным сценам жизни пройти перед ним в его собственном сознании … Затем воображение расширяет интеллектуальный горизонт гениального человека за пределы объектов, которые на самом деле предстают перед ним. его, как в отношении качества, так и количества.Поэтому необычайная сила воображения сопровождает и действительно является необходимым условием гения. Но обратное неверно, поскольку сила воображения не указывает на гениальность; напротив, люди, лишенные гениальности, могут обладать большим воображением.
Но проклятие экстраординарного, предполагает Шопенгауэр, — это определенное одиночество, с которым гениальный человек идет по жизни, всегда находясь немного в стороне от обычного мира, будучи немного выше него:
Обычный смертный, тот продукт Природы, который он производит тысячами каждый день, как мы уже сказали, не способен, по крайней мере, не постоянно, к наблюдению, которое во всех смыслах совершенно бескорыстно, как чувственное созерцание, строго говоря. так называется, есть.Он может обращать свое внимание на вещи только постольку, поскольку они имеют какое-то отношение к его воле, каким бы косвенным оно ни было … С другой стороны, гениальный человек, чрезмерная сила знания которого освобождает его от служения воле, сосредоточен на рассмотрении самой жизни, стремится понять Идею каждой вещи, а не ее отношения к другим вещам; и при этом он часто забывает рассмотреть свой собственный жизненный путь, и поэтому по большей части идет по нему достаточно неловко. В то время как для обычного человека его способность познания — это светильник, освещающий его путь, для гениального человека это солнце, которое открывает мир … Человека, в котором живет и работает гений, легко отличить по его взгляду, который одновременно и проницателен. и устойчивый, и несет печать восприятия, созерцания.
Во втором томе своего трактата Шопенгауэр пересматривает тему противопоставления таланта и гения через призму времени — талант, как он утверждает, блестяще говорит о моменте и относится к моменту, в то время как гений говорит о вечности и вечности. Он пишет:
Простые люди таланта всегда приходят в нужное время; ибо, будучи возбужденными духом своего времени и вызванными к существованию его потребностями, они только лишь способны удовлетворить их. Следовательно, они идут рука об руку с прогрессирующей культурой своих современников или с постепенным развитием специальной науки; за это они получают награду и одобрение.Но для следующего поколения их работы больше не доставляют удовольствия; они должны быть заменены другими; и они не могут не появиться.
Гений, с другой стороны, освещает свой возраст, как комета на пути планет, чьим хорошо регулируемым и понятным расположениям чужды его совершенно эксцентричный курс. Соответственно, он не может идти рука об руку с обычным течением культуры того времени, как было найдено; напротив, он бросает свои работы далеко на дорогу впереди (точно так же, как император, предавшись смерти, швыряет свое копье в врага), и тогда время должно первым их настигнуть … Талант умеет достигать того, чего не могут достичь другие люди, но не того, что выходит за рамки их понимания; поэтому он сразу находит своих ценителей.Достижение гения, с другой стороны, превосходит не только способности других к достижениям, но и их способность предвидеть; поэтому они не сразу осознают это. Талант подобен стрелку, который поражает цель, недоступную другим; гений подобен стрелку, который поражает цель … которую другие даже не видят.
Мир как воля и репрезентация — одна из любимых книг Оливера Сакса и источник непреходящего понимания силы музыки Шопенгауэром — незаменимое чтение в целом.Дополните его рассказом Шопенгауэра об интеллектуальном вознаграждении скуки, а затем вернитесь к Уильяму Джеймсу о привычке ума, которая отличает гениев, и математику Марку Кацу о двух типах гениев.
* См. Блестящий комментарий Урсулы К. Ле Гуин о гендерном языке прошлого
.
цитат и цитат мудрых по всем вопросам творчества
Талант и гений так часто сравнивают, что у них есть раздел
самих себя. Так в чем разница? Читайте дальше …
См. Также
художника, дети, образование, эксперты, гений *, знания, ум, потенциал,
талант *, мышление
Цитаты
«Талант — это не гений, и никакое количество энергии не может этого сделать».
— Луиза Мэй Олкотт
«Людям нужно много времени, чтобы понять разницу между талантом и
гений, особенно амбициозных юношей и девушек.’
— Луиза Мэй Олкотт
«Легко делать то, что другим трудно, — это талант; делать то, что невозможно
ибо талант — гений ».
— Анри-Фрдрик Амиэль
«Здравый смысл — это всего лишь модификация таланта. Гений — это возвышение
Это. Следовательно, разница заключается в степени, а не в природе ».
— Эдвард Джордж Бульвер-Литтон
«Талант, лежащий в понимании, часто передается по наследству; гений, будучи
действие разума или воображения, редко или никогда.’
— Сэмюэл Тейлор Кольридж
«Посредственность не знает ничего выше себя, но талант сразу распознает
гений. ‘
— Артур Конан Дойл
«Талант — это способность делать все, что зависит от приложения и
промышленность; это произвольная сила, а гений — непроизвольный ».
— Уильям Хэзлитт
«Мир всегда готов принять таланты с распростертыми объятиями. Очень часто это
не знает, что делать с гением.’
— Оливер Венделл Холмс
«Иногда действительно бывает такое несоответствие между гением и его
человеческие качества, которые нужно задать себе, может ли чуть меньший талант
не было лучше. »
— Карл Густав Юнг
«Талант — это то, что во власти человека. Гений — это тот, чья сила в человеке
is. ’
— Джеймс Рассел Лоуэлл
«Гений делает то, что должен, а талант делает то, что может.’
— Эдвард Роберт Буллвер-Литтон
«Талант полон мыслей, Гений — мысли. Талант — цистерна, Гений —
фонтан. ‘
— Эдвин Перси Уиппл
«Талант приводит к выводам, к которым Genius делает гигантский шаг».
— Эдвин Перси Уиппл
«Я вложил в свою жизнь свой гений; все, что я вкладываю в свою работу, — это мой талант ».
— Оскар Уайльд
.