Что такое мышление в психологии определение: Мышление (психология) — это… Что такое Мышление (психология)?

Содержание

это что такое в психологии, краткое и понятное определение мыслительного процесса человека

Возможность мыслить – это один из главных инструментов, позволяющих познавать мир и определяющих взгляды на жизнь. С ее помощью человек получает информацию о действительности и явлениях в ней, в которых он не может принять непосредственное участие, а также решает будничные задачи, стараясь достигнуть максимальной эффективности. В этой статье я расскажу, что такое мышление, как это относится к психологии, дам определение и обозначу виды.

  1. Немного о понятии
  2. Функции
  3. Формы
  4. Процессы
  5. Расстройства
  6. Развитие мышления
  7. Разновидности

что такое мышлениечто такое мышление

Немного о понятии

Это высочайший уровень человеческого сознания, способствующий ориентации в окружающей среде, накоплению опыта, формированию общего представления о предметах и реалиях. С его помощью личность может анализировать ситуации и прогнозировать дальнейшее развитие событий, создавать модель закономерностей действительности.

Этой темой занимаются многие науки:

  1. Логика акцентируется на правильном, или как его еще называют, истинном мышлении.
  2. Психология в отличие от логических сфер берет также во внимание нарушенные формы, а также заинтересовано понятием, как основанием для получения результатов в определенной деятельности.
  3. Философия рассматривает его в качестве сознания или психики и пытается связать с бытием.
  4. Кибернетика настроена на создание искусственного интеллекта.
  5. Нейрофизиология пытается понять суть механизма.

Размышлять можно по-разному. Например, математик настроен на решение трудных уравнений, а писатель выстраивает в уме сюжет будущей книги. Бывают моменты, когда мы и вовсе не мыслим. Когда чистим зубы или открываем дверь. Так как эти манипуляции проводились миллионы раз, память выдает нужный алгоритм. Поэтому процесс действует только тогда, когда встают новые задачи.виды и различные типы мышлениявиды и различные типы мышления

Функции

Явление подразумевает умение:

  • понимать и анализировать условия ситуаций;
  • строить цепь действий, приводящих к разрешению проблем;
  • ставить цель и выстраивать зависимость между известной и недостающей информацией;
  • разбирать собственную разновидность мышления и деятельности, что позволяет индивиду взять под контроль свое поведение.

Формы

Структура включает в себя:

  1. Понятие. Это представление личности о предметах и реалиях, которые его окружают. С ее помощью можно объединить вещи по общим признакам. Модель разделяется на конкретную и относительную. Первая означает истинные объекты – квартира, стул. А вторые не имеют постоянной величины и зависят от индивидуального восприятия (счастье, любовь все объясняют по-разному). Стоит отметить, что содержание всех определений раскрывается через словесную речь.
  2. Суждение. Это отрицательные или утвердительные высказывания о действительности и ее частях. Получают его двумя путями: зрительное, слуховое, обонятельное восприятие или с помощью третьей формы.
  3. Умозаключение. Это создание нового мнения на основе уже существующих. Оно формируется в качестве цепи идей, а способность человека к ее выстраиванию зависит от развития мышления. Они разделяются на индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (целая группа явлений объединяется в одно обобщенное).

понятия и разбор мышленияпонятия и разбор мышления

Процессы

Это целенаправленное использование понятий и суждений с целью получить конкретный результат. Перед процедурой происходит определенная ситуация (она и становится условием задачи), а затем собираются данные и анализируются.

На завершающем этапе цепочки личность приходит к умозаключению, подразумевающему решение проблем, поиск выхода из обстоятельств и прогноз дальнейшего развития происходящего.

Цепь включает в себя несколько пунктов:

  • приготовление;
  • нахождение способа разрешения вопроса;
  • достижение;
  • пересмотр итогов.

Явление начинается с возникновения стремления разрешить то или иное затруднение. Затем следует собрать исходную информацию, оценить ее и вывести заключение.

Дарья МилайДарья Милай

Психолог Дарья Милай

Известные приемы размышлений:

  • анализирование – задача разбивается на компоненты, выявляется ее «фундамент»;
  • синтез – все части объединяются на основе обобщенных признаков, а после устанавливается связь каждой из них с целым. Этот метод противоположен первому;
  • сравнение – выявляются сходные черты и отличия между предметами и реалиями;
  • обобщение – это раскрытие общего среди разных объектов и объединение выявленного в отдельный класс;
  • классификация – разделение на группы и подгруппы;
  • конкретизация – отражение сути явления;
  • абстрагирование – создание абстрактного образа.

Способов развития мышления существует довольно много. Но при этом необходимо брать в расчет и персональные особенности. Так, например, если у человека отлично развито воображение, то ему нужно обратить внимание на творческий подход к поиску решений. При склонности к последовательности и точности – совершенствовать следует именно эту сторону. расстройства мышлениярасстройства мышления

Расстройства

Это нарушения мыслительного процесса, разделяющиеся на два вида. Количественные связаны со сбоями речевого аппарата, интеллектуальной отсталостью и торможением нейропсихологического совершенствования.

Также выделяется качественный тип, имеющий несколько форм:

  • Задержка психического развития наблюдается в раннем возрасте от 2 или 3 лет.
  • Деменция связана с нарушением механизмов психики у взрослых и подростков.
  • Олигофрения также диагностируется у детей и является отставанием в умственном прогрессе.

Все это связано со скоростью мышления, зависящего от работы головного мозга. Расстройства возникают ввиду значительного возбуждения или замедления мыслительной активности:

  1. Разорванность – мысли довольно быстро сменяются, что делает речь человека приближенной к абсурду: отсутствует логическая цепочка и последовательность рассуждений. Разговор представляет собой обрывки предложений и фраз, но при этом грамматика сохраняется. Встречается при шизофрении.
  2. Обстоятельность. Чрезмерное погружение в детали: индивиду сложно переключиться с одной темы на другую. Присуще эпилепсии.
  3. Аутическое в большинстве случаев наблюдается у замкнутых персон. Признаки расстройства: плохая адаптация и ориентация в обществе, отгороженность от действительности, полное погружение в собственный внутренний мир и переживания.
  4. Бредовое мышление. В этой ситуации появляются мысли, которые не поддаются переубеждению. Это может быть мнительность, беспричинные подозрения в измене, боязнь слежки.
  5. Обсессивный синдром. Характерной чертой является возникновение навязчивых идей. Больной не в состоянии от них избавиться даже несмотря на то, что мысленно он понимает весь их абсурд. Такие размышления несут угнетающее, разрушительное воздействие и вызывают страдания и негатив.

Отметим, что подобные патологии серьезно влияют на эмоциональный фон. Они провоцируют депрессию, апатичность или, наоборот, эйфорию. При возникновении нарушений следует обязательно обратиться к специалисту. В зависимости от обстоятельств он назначит медикаментозное лечение или курсы психотерапии. что такое мышление в психологиичто такое мышление в психологии

Развитие мышления

Совершенствование мыслительных навыков берет начало с раннего детства. Новорожденный мыслить еще пока не умеет, но вот уже через год после рождения появляются зачатки процесса.

Персональная консультацияПерсональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультацияОнлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Чтобы умение прогрессировало, необходимо накопление опыта, знаний, а также требуется память. По мере взросления ребенок копит все эти составляющие путем познания окружающего его мира, начинают проявляться самые простые размышления.

Степень зависит от того, насколько хорошо родители взялись за воспитание своих детей. Ведь с малышом нужно регулярно заниматься, чтобы сформировать и закрепить эти навыки.

Каждый этап жизни человека имеет свои особенности в этом плане:

  1. У маленьких детишек преобладает наглядно-действенная разновидность. Все его действия направлены на достижение простейших целей: взять в руки машинку или куклу, достать с полки конфетку. Познавательный процесс проходит в форме игры.
  2. Когда ребенок уже научился говорить, его мышление выходит на новый уровень. Речь и мысли теперь тесно взаимосвязаны. Посредством нее взрослые передают информацию, а обучение становится гораздо проще.
  3. Развитие речевых умений способствует тому, что дети могут теперь использовать слова. В этот период набирает обороты воображение, проявляются творческие качества.
  4. В школе преподаватели учат оперировать полученными знаниями. На основе логики и опыта ученики понимают, как делать выводы, а различные школьные предметы и программы позволяют производить умозаключения на более высокой скорости.
  5. Старшеклассники обретают способности абстрактного размышления. Этому способствует изучение художественной литературы, развивающее фантазию.

Взрослея, ребенок задействует большее количество способов размышлять. А основным средством для их совершенствования является обучение.приемы размышленийприемы размышлений

Разновидности

Мышление человека — это высшая степень его познавательной деятельности. Процессы происходят не только на сознательном, но и на подсознательном уровнях. Благодаря им мы узнаем окружающий мир, можем объяснить происходящие события и явления и более продуктивно решать насущные проблемы.

Развитие этих навыков помогает личности стать успешной. Но для этого необходимо определить свой тип и уже отталкиваться от него. На моей консультации я готова помочь вам на пути саморазвития и сделать собственную жизнь гораздо лучше. А в качестве обзора приведу краткие определения основных видов.

Критическое

Оно способствует тому, что человек выбирает наиболее правильное решение проблемы и оценивает возможность его осуществления.

Позитивное

В этом случае во внимание берутся такие составляющие, как удача и доброта. Личность видит все в радужном свете, не отрекается от веры в лучшее и считает, что из любой ситуации всегда найдется выход.

Абстрактное

Позволяет увидеть картину в целостности, отбросив все детали, и должно развиваться с ранних лет. На ярко выраженную способность указывает огромная скорость размышлений и уникальный подход к достижению целей.

Особенная черта таких людей – быстро ориентироваться при любых обстоятельствах, даже если они являются незнакомыми. За короткий промежуток времени данные собираются и анализируются, а на их основе можно опосредовать умозаключение.

Логическое мышление в психологии – кратко об этом

Уклон делается на причинно-следственную связь. Благодаря этой разновидности можно применить уже имеющуюся информацию, обработав ее в определенной последовательности.

Результатом станет нахождение наиболее верного пути. Логика способствует быстрому получению выводов, определению последующей стратегии и разрешению задачи в ускоренном режиме.разные формы и типы мышленияразные формы и типы мышления

Клиповое

Восприятие происходит исходя из наиболее заметных образов, вырванных из контекста. Рассуждение формируется из коротких новостей или отрывков. Все это позволяет выхватывать необходимые данные, не вдаваясь в подробности. Минусом является отсутствие способности изучить вопрос с разных сторон.

Креативное

Основное качество – нестандартный подход, отличный от ожидаемых решений. Такие люди всегда будут в плюсе перед теми, кто мыслит шаблонно. В творчестве это помогает реализовывать неповторимые идеи, а в бизнесе – решать задачи, кажущиеся неразрешимыми.

Наглядно-образное

Основывается на использовании зрительных образов и предоставляет возможность практически мгновенно обрабатывать информацию. Развивается преимущественно у детей. Для этого необходимо показать им предмет для запоминания, а потом попросить детальное описание.

Системное

Допускает определение взаимосвязей между разными предметами и реалиями. Способность видеть данные связи позволяет спрогнозировать итог в самом начале действий, предвидеть различные пути развития ситуации, выявить совершенные ошибки и исправить их.

Пространственное

Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, воспринимать местность, как единое целое, вспоминать расположение всех объектов между собой и относительно точки, где он находится. что такое мышление и какое бываетчто такое мышление и какое бывает

Стратегическое

Индивидуум способен к прогнозу не только собственных результатов, но и своего оппонента. Он рассчитывает все действия противника и действует на опережение. Тем самым всегда оставаясь в выигрыше.

Аналитическое

Перед тем как начать действовать, личность все достаточно хорошо обдумывает. Способность из минимума материала «выжать» максимум данных позволяет рассмотреть ситуацию со всех ракурсов и найти самый подходящий выход.

Творческое

Это умение создавать нечто новое, с субъективной точки зрения, на основе уже известного. Кроме того, этот вид дает возможность находить решения, выходя за пределы привычного.

Латеральное

Такой человек при достижении целей опирается не только на накопленные знания, но и на интуицию и чувства. Он изучает объект с разных сторон, использует нестандартный подход и в итоге получает высокие результаты.

Ассоциативное

Это умение формировать яркие образы, связанные с предметом, что способствует анализу на эмоциональном и чувственном уровне, помимо понятийного. При хорошо развитом психологическом процессе индивид способен мысленно связать события, не имеющие общего с конкретным явлением. Например, ситуации из жизни с фильмом или книгой. мышление в психологии: что этомышление в психологии: что это

Дивергентное и конвергентное

Благодаря первому понятию можно найти массу выходов, основываясь лишь на исходном материале. Второе является прямо противоположным – внимание акцентируется только на одной версии, а остальные полностью отклоняются.

Нестандартное

Оно способствует нахождению необычного и уникального решения при любых обстоятельствах. Основное преимущество – решить задачу, которая кажется безвыходной.

Саногенное и патогенное

Люди с первым типом мышления устанавливают некий барьер от негатива, создают для себя комфортное эмоциональное состояние и не находятся в зависимости от стрессовых ситуаций. Вторая разновидность представлена, как разрушительная. Такая личность может сотню раз прокручивать в голове отрицательные события, уже давно прошедшие, и создавать при этом негативные эмоции: гнев, злость.

Рациональное и иррациональное

Еще одни противоположности. Основой рациональности является строгое следование логике и конкретной структуре, что позволяет выходить из большинства обстоятельств.

Задайте вопрос

А иррациональности характеризуется обрывками суждений и невозможностью построить четкий мыслительный процесс. Такие индивиды часто переходят с одной темы на другую, а их мысли движутся в хаотичном порядке.

Понятийное

Присуще школьникам и проявляется в создании определенных истин, не требующих наличия доказательств. В этом случае исключается возможность рассматривать объект с разных сторон, так как уже сформирован некий шаблон. различные формы мышленияразличные формы мышления

Научное

Человек стремится узнать первопричину реалий, докопаться до сути. Характерные черты – системность, сбор доказательной базы, объективность. Плюс состоит в умении анализировать окружение и на основе полученных знаний приносить пользу людям или себе.

Стереотипное

События воспринимаются и оцениваются по установленным стандартам, а логика или творческий подход при этом не применяются. Это палка о двух концах. С одной стороны, индивидуум имеет возможность социализироваться, но с другой – теряет индивидуальность, становится частью массы. Главное оружие против этого направления – развитие фантазии.

Когнитивное

Включает в себя высочайшую степень прогресса всех мыслительных механизмов, что обеспечивает способность находить оптимальное решение с помощью сбора и анализа информации, оценки с разных ракурсов, а также интуитивных, эмоциональных и логических действий. процессы мышления и описаниепроцессы мышления и описание

Заключение

В этой статье я постаралась понятно и кратко объяснить, что такое мышление. Совершенствовать этот процесс можно и нужно на протяжении всей жизни. И главное – не останавливаться, проявлять любознательность и не брать в приоритет бессознательное.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Мышление в психологии — Психологос

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Мышление без-образное (англ. imageless thought) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

Мышление визуальное (англ. visual thinking):

1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (представления, воображения ( А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).

2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Мышление дискурсивное (discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

Мышление комплексное (англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. Подробнее…

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

Мышление образное — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.

Мышление практическое (англ. practical thinking) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.

Мышление продуктивное (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. Подробнее…

Мышление теоретическое — основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Мышление технократическое — (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Основные виды и формы мышления в психологии, его определение и понимание

Как рассматривает мышление психологияВ психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.

Определение термина

Как рассматривает мышление в психологииПсихология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Основные виды мышления

Разновидности мышленияСуществует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Теоретический и практический виды мышленияПрактическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Пралогическое мышление

Первобытное мышление Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Логическое мышление Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

МЫШЛЕНИЕ — это… Что такое МЫШЛЕНИЕ?

— способность человека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли. В М. человек рассматривает интересующий его предмет в связях, которые не даны ему в непосредственном восприятии. В этом плане М. есть особого рода «реконструкция» форм функционирования или изменения предмета, выходящая за рамки его непосредственной данности. В М. человек сопоставляет свое поведение с поведением других людей, может рассматривать себя и свои возможности с позиций и точек зрения, принадлежащих другим людям, использовать такое рассмотрение или размышления для «проектирования» своих действий, для «конструирования» связей своего бытия. М. есть деятельная способность, с помощью которой человек может осуществлять особого рода преобразования объектов, не производя в них реальных изменений и не совершая реальных действий с ними. Такая — «идеальная» (по терминологии Э. В. Ильенкова) — деятельность М. является условием функционирования социальных структур, воспроизводства социальных связей, сохранения и развития культуры. В философской традиции, разделяющей познание на чувственное и рациональное (логическое), М. противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение реальности непосредственному.


М. изучается логикой, психологией, лингвистикой и многими др. науками. Философские исследования М. так или иначе всегда были связаны с вопросом о логике М. В отличие от логики как самостоятельной дисциплины, занимающейся структурами М., философию интересовали вопросы связи М. с деятельностью человеческого индивида, с развитием общества, с функционированием культуры. В одних направлениях (например, в сенсуализме) акцент делался на обусловленности человеческой мысли чувственным опытом индивидов, на М. как обобщении непосредственных данных. В других — внимание концентрировалось на формах М» которые не изобретаются каждым человеком в отдельности, но используются им, передаются, а также корректируют и направляют его непосредственно индивидуальное переживание и осмысление бытия. М., таким образом, оказывается супериндивидной формой, осваиваемой индивидуальным сознанием; возникает возможность трактовать М. не как средство деятельности и самоопределения индивидов, а как форму, которая реализуется в деятельности индивидов, «использует» их в качестве силы своего воспроизводства и развития (Гегель).

Рассмотрение в философии М. прежде всего с т. зр. его логики естественно выдвигало на первый план исследование связей между понятиями. Связи между другими образами и формами, фактически обеспечивающими переживание индивидами своего бытия, возможность их общения, воспроизведение и изменение предметной обстановки их жизни, в философии учитывались явно недостаточно. Структуры повседневного опыта людей — причем структуры весьма различные, — ориентирующие взаимодействия людей и их самоопределение, трактовались сквозь призму общих форм как более или менее логичные. М. в разных вариациях философствования (здесь имеется в виду главным образом европейская «классическая» философия) оказывалось обобщением человеческого опыта или приобщением человека к неким всеобщим формам разумной деятельности. Тема развития М., предполагавшая сопоставление различных мыслящих субъектов, также развертывалась на основе признания универсальных форм познания и логики, которые может осваивать (или не осваивать) человеческий разум, присоединять (или не присоединять) к своей деятельности человеческий субъект. Различия М. ученого и профанного, культурного и «варварского» во многом определялись убеждением в том, что единство М. зиждется на универсальных формах.

М., структурированное всеобщими категориями и законами, рассматривалось не только как средство проникновения человека в различные сферы бытия, но и как связь (в принципе — социальная связь), обеспечивающая преемственность культуры, сохранение ее норм, а стало быть — и возможности взаимопонимания между людьми, взаимосогласованного их поведения. Воспроизведение европейской культуры в значительной мере понималось именно как сохранение логики М. с помощью общих категорий, понятий, определений. М. же по большей части выступало в роли логики обобщения, сводящего различия индивидуальных явлений к правилу, закономерности, тенденции. Понятие, вырастающее из обобщения, оказывалось вместе с тем и культурной формой, общезначимой нормой, соединяющей поведение и М. людей. Эта традиция фактически воспрепятствовала развитию в философии логики индивидуального, особенного, конкретного, идеи, к развертыванию которой были близки В. Дильтей, В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Вопрос о мысли, вырастающей в М. о конкретном, особенном, целостном был фактически сформулирован уже к середине XIX в. в немецкой классической философии (Лейбниц, Гете, Гегель, Шеллинг, Маркс). Однако в распространившихся в конце XIX в. вульгарных версиях гегельянства и марксизма идея М. о конкретном была сведена к идее диалектики как логики всеобщего. Так эта традиция сомкнулась с традицией понимания М. как оперирования общими понятиями и всеобщими определениями, в крайних догматических вариантах — как использования готовых мыслительных форм в познании, образовании, построении практических действий. Реакцией на эту традицию явились попытки рассматривать и формулировать М. на основе идей, что были определены Дильтеем, Риккертом и Виндельбандом, и, соответственно, — потребностями понимания конкретных индивидов, событий, групп, субкультур.

Хотя «понимание» на первых порах трактовалось по преимуществу психологически, как взаимодействие индивидов на уровне «обмена» чувствами, мотивациями, предпочтениями, в дальнейшем его истолкование стало сближаться с философской традицией описания М. Поскольку важнейшим моментом понимания оказывается подстановка субъектом себя на место другого (как средство «вживания» в структуры его психики и мышления), постольку выявляются непсихологические моменты понимания, необходимость мыслительного, рационального, логического определения среды понимания, его конкретного контекста. М. в этом плане выступает в роли инструмента, определяющего временные и пространственные формы, задающие систему понимания, его общезначимые параметры, «картину» ситуации, которой пользуются взаимодействующие субъекты. Под знаком этой задачи возникает традиционный вопрос о категориях М., но подход к категориям оказывается нетрадиционным, ибо суть вопроса — не всеобщая природа категорий, а их «естественное» функционирование во взаимодействиях субъектов, их роль в упорядочивании или выстраивании контекста межсубъектных связей. В понимании, трактуемом достаточно широко, образ «другого» оказывается нетождественным образу индивида-собеседника: в разных познавательных и практических ситуациях в этом качестве могут выступать группы, субкультуры, художественные или религиозные направления, предельные мыслительные характеристики мироздания, доступные человеку. Возникает естественная потребность преобразования мыслительных форм, их выведения за пределы обычного опыта, а стало быть — использования рационально-логических средств и культуры оперирования этими средствами, созданной философией.

В XX в. основная проблематика М. перемещается из плоскости соотнесения мысли индивида с универсальными формами разумности в многомерное пространство взаимодействия человеческой мысли с разными способами практического и духовного освоения мира, с разными, характеризующимися собственной логикой бытия, классическими и «неклассическими» объектами. Культура перестает быть внешним ориентиром М. и становится его внутренней формой. Более того, этот «поворот» обнаруживает, что и прежде культура была «внутренней формой», «настраивающей» и «выстраивающей» М., хотя она иногда — как, например, в европейской рациональности, — и выступала в превращенной форме некоей привилегированной или универсальной логики. Переход от одномерного к многомерному представлению о М. выявил проблему его эволюции, периодизации этого процесса, выделения типов М. и разных способов их взаимодействия. Вопрос о М. включается в исследования, описывающие разные типы социальности и связанные с ними культуры мышления (см. «Логика», «Гносеология», «Онтология», «Понимание»).

В. Е. Кемеров


Современный философский словарь. — М.: Панпринт.
В.Е. Кемеров.
1998.

Мышление

Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

С точки зрения философии

В диалектической логике мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека.

  • Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

Понятие мышления у Платона

Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека — это воспоминания души, которая пребывала в мире идей перед тем, как вселиться в человеческое тело.

Понятие мышления у Р. Декарта

Под словом мышление я понимаю все, что происходит в нас таким образом, что мы это непосредственно замечаем сами; таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души — желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на «нематериальные предметы», например интеллектуальная радость познания. Душа соединена с телом, особенно с мозгом — она помещена в гипофизе.

Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т. д.

В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение. То есть следует сомневаться во всём, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным. Однако Декарт подчёркивал, что метод сомнения стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину, так как в жизни часто для понимания сути вещей и явлений достаточно использовать правдоподобные, или вероятные, знания.

Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира, то есть Декарт утверждает, что в желании познать объективную реальность не стоит опираться на органы чувств, так как они далеко не всегда правильно её отражают.

Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ — сомнение во всём. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, то есть на свои мысли и сомнения.

Понятие мышления в истинном значении(т.е. соответствует реальности и удовлетворяет разум) Мышление-процесс соединения чувственных восприятий,переданными органами чувств,с предшествующей информацией,посредством которых разъясняется реальная действительность

Понятие мышления у Спинозы

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Анатомия и мышление

То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В состав её сложной и высокоспециализированной структуры входит приблизительно три четверти всех нейронов большого мозга, число которых составляет несколько миллиардов. Первичная зрительная кора, находящаяся в затылочной доле, перерабатывает зрительные сигналы и ответственна за функцию зрения. Однако подобного рода врождённая жёсткая связь со специфическими функциями для ряда крупных областей коры ещё не установлена.

Ассоциативная кора

Эти большие «неопределённые» области называют ассоциативной корой. Традиционная наука о мозге утверждает, что здесь образуются ассоциативные связи между специализированными областями и интегрируется приходящая из них информация. Кроме того, здесь, как полагают, текущая информация объединяется с эмоциями и воспоминаниями, что позволяет людям думать, решать, составлять планы.

Так, например, считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, — сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений — со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя.

Принято считать, что на наше решение при встрече с медведем или кошкой опосредованно влияют ассоциативные поля лобной доли. Интегрированная сенсорная картина события передаётся лобной коре. Благодаря обширным двусторонним связям с лимбической системой к этой картине добавляется эмоциональный оттенок, а также информация, взятая из памяти. Другие нервные связи тоже доставляют информацию, которая позволяет лобной коре оценить текущие требования организма и окружающей среды и выбрать среди них первоочередные — решить, что лучше, а что хуже для организма в данной ситуации. Лобная кора, по-видимому, ответственна и за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее, а также за нашу оценку различных обстоятельств в связи с этими целями.

Где именно в коре происходят эти сложнейшие процессы фильтрации и абстрагирования данных и как они осуществляются, пока неизвестно. Однако, как показали современные методы исследования, большая часть того, что прежде называли «ассоциативной корой», возможно, состоит из ряда сенсорных зон всё более высокого порядка, наивысшая из которых получает, фильтрует и интегрирует информацию от различных органов чувств. Как отмечал Верной Маунткасл, основной тип строения коры — это вертикальные колонковидные образования, состоящие примерно из 100 клеток. Особая роль этих кортикальных колонок в «ассоциативных» полях, а также во всей коре, вероятно, связана с их способностью к установлению ассоциаций, то есть образованию временных связей, с другими колонками из других участков мозга. При изменении условий такие связи могут изменяться.

При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека — использование языка — основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались — как приятные или неприятные. Обширные поражения этой зоны могут привести к потере долговременной памяти (или по крайней мере к неспособности извлекать из неё информацию). Очевидно, что функции лобных долей по составлению планов должны быть связаны с восстановлением в памяти соответствующих ситуаций из прошлого опыта; эти данные могут поступать из височной коры.

Ещё один анатомический аспект, имеющий важное значение для понимания того, что такое сознание и язык, — это полушарная организация мозга.

Большие полушария головного мозга

Два полушария, составляющие передний мозг, в нескольких местах соединены между собой пучками волокон, из которых крупнейшим и важнейшим является мозолистое тело. Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, а левое осуществляет аналогичный контроль над правой половиной. В отношении зрения и слуха полушарный контроль несколько сложнее. Поле зрения каждого глаза состоит из левой и правой половин. Информация из правой части поля зрения обоих глаз поступает только в левое полушарие, а из левой части — только в правое полушарие. Связь между зрительными зонами левого и правого полушарий в норме осуществляется через мозолистое тело. Человеческая речь в отличие от этих контралатеральных функций локализована только в одном из полушарий мозга.

Наиболее глубокое проникновение в тайны физиологических основ мышления и сознания было достигнуто благодаря клиническому исследованию лиц с повреждениями мозга (результат несчастного случая, заболевания или хирургической операции), в частности тех, у кого вследствие операции полушария оказались отделёнными друг от друга.

Особенности мышления

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Особенности мужского и женского мышления

Развитие мозга началось несколько миллионов лет назад, когда предки современного человека начали питаться мясом, белки которого существенно ускорили развитие головного мозга. Добытчиками мяса были мужчины, что требовало больше физических и умственных сил, чем собирательство, которым занимались женщины. Так исторически сложилось, что мозг мужчины и женщины развивался в различных направлениях.

Классификация мышления

Виды мышления
  • Логическое мышление
  • Панорамное мышление
  • Комбинаторное мышление
  • Нестандартное мышление
  • Латеральное мышление
  • Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Дивергентное мышление
  • Практическое мышление
  • Oбходное мышление
  • Саногенное мышление
  • Патогенное мышление
  • Стратегическое мышление
  • Музыкальное мышление
Классификация по психическим процессам
  • Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
  • Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 – до 7 лет)
  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
Классификация по результатам мышления
  • творческое;
  • репродуктивное.
Классификация по уровню психических процессов
  • аналитическое;
  • интуитивное.

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Когнитивная психология: определение и примеры

Cognitive Psychology
(Последнее обновление: 11 июля 2018 г.)

Когнитивная психология — это область психологии, которая фокусируется на внутренних психических процессах. К таким процессам относятся мышление, принятие решений, решение проблем, речь, внимание и память. Эта область часто считается частью более широкой области когнитивной науки. Эта ветвь психологии также связана с несколькими другими дисциплинами, включая нейробиологию, философию и лингвистику.

Основное внимание в когнитивной психологии уделяется тому, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Когнитивные психологи заинтересованы в изучении того, что происходит в сознании людей.

Что такое когнитивная психология? Определение

Хотя когнитивная психология сегодня является популярной отраслью психологии, на самом деле это относительно молодая область изучения. До 1950-х годов бихевиоризм был доминирующей школой психологии. Между 1950 и 1970 годами начался сдвиг в сторону поведенческой психологии, направленной на такие темы, как внимание, память и решение проблем.Этот период, который часто называют когнитивной революцией, породил значительные исследования по таким темам, как модели обработки, методы когнитивных исследований и первое использование термина «когнитивная психология».

Термин «когнитивная психология» был впервые использован в 1967 году американским психологом Ульриком Нейссером в его книге Когнитивная психология . Согласно Нейссеру, познание включает в себя «все процессы, с помощью которых сенсорный ввод преобразуется, сокращается, обрабатывается, сохраняется, восстанавливается и используется.Нейссер также предположил, что при таком широком и всеобъемлющем определении познание участвует во всем и во всем, что делают люди.

По сути, все психологические события — это когнитивные события. Сегодня Американская психологическая ассоциация определяет когнитивную психологию как «изучение высших психических процессов, таких как внимание, использование языка, память, восприятие, решение проблем и мышление».

Причины когнитивной революции

Некоторые факторы, которые способствовали развитию когнитивной психологии, включают:

  • Неудовлетворенность бихевиористским подходом, который в основном сосредоточен на изучении внешних влияний на поведение.Что поведенческая перспектива не учитывала, так это внутренние процессы, влияющие на человеческое поведение. Когнитивный подход возник, чтобы заполнить эту пустоту.
  • Повышенное использование компьютеров. Ученые начали сравнивать то, как работает человеческий разум, с тем, как компьютер хранит информацию на жестком диске. В результате модель обработки информации стала популярной.

Благодаря этим влияниям когнитивная психология становится все более важной отраслью психологии.Бихевиоризм утратил свою доминирующую позицию, и психологи стали более пристально смотреть на память, обучение, язык и другие внутренние процессы.

Как психологи изучают познание?

Когнитивные психологи полагаются на строгие научные методы исследования человеческого разума. Во многих случаях это включает использование экспериментов, чтобы определить, приводят ли изменения в независимой переменной к изменениям в зависимой переменной.

Например, эксперимент с памятью может включать случайным образом назначенных участников, которые проходят серию тестов памяти, чтобы определить, привело ли определенное изменение условий к изменениям в способностях памяти.Используя строгие эмпирические методы, психологи могут точно определить, что это независимая переменная, вызывающая изменения, а не какой-либо другой фактор.

Важные темы и теории когнитивной психологии:

Как упоминалось ранее, любое психическое событие считается когнитивным. Есть ряд более крупных тем, которые интересовали когнитивных психологов последние несколько десятилетий.

Сюда входят:

Обработка информации

Как вы могли догадаться, изучение того, что происходит в мыслях человека, — не всегда самое простое занятие.В самом начале истории психологии Вильгельм Вундт попытался использовать процесс, известный как интроспекция, для изучения того, что происходит в сознании человека. Это включало обучение людей сосредотачиваться на своем внутреннем состоянии и записывать, что они чувствовали, думали или переживали. Как вы можете себе представить, этот подход был чрезвычайно субъективным, поэтому в качестве инструмента когнитивных исследований он просуществовал недолго.

Для изучения человеческого разума когнитивные психологи разработали различные модели, показывающие, как работает мышление.Одним из самых популярных из них является метод обработки информации .

При таком подходе разум во многом похож на компьютер. Мысли и воспоминания разбиты на более мелкие единицы знания. Когда информация поступает в разум через органы чувств, мозг манипулирует ею, а затем определяет, что делать с информацией. Некоторая информация вызывает немедленную реакцию. Остальные единицы информации передаются в долговременную память для использования в будущем.

Единиц знаний

Когнитивные психологи часто разделяют единицы знания на три различных типа: концепции, прототипы и схемы.

  • Концепция — это, по сути, большая категория знаний. В вашем уме существует обширная категория для этих концепций, в которой похожие элементы сгруппированы вместе. У вас есть концепции конкретных вещей, таких как собака или кошка, а также концепции абстрактных идей, таких как красота, гравитация и любовь.
  • Прототип относится к наиболее узнаваемым образцам определенной концепции. Например, что приходит в голову, когда вы думаете о стуле. Если сразу приходит на ум большое удобное кресло, это ваш прототип концепции стула. Если вам в голову приходит скамейка, офисный стул или барный стул, то это будет ваш прототип для этой концепции.
  • Схема — это ментальная структура, которую вы используете, чтобы разобраться в окружающем мире. По сути, концепции — это строительные блоки, которые используются для построения схем, которые являются ментальными моделями того, что вы ожидаете от окружающего мира.У вас есть схемы для самых разных объектов, идей, людей и ситуаций.

Итак, что происходит, когда вы сталкиваетесь с информацией, которая не вписывается в одну из ваших существующих схем? В некоторых случаях вы можете даже столкнуться с вещами в мире, которые бросают вызов или полностью опровергают ваши идеи.

Когда это происходит, вы можете усвоить или приспособить информацию. Усвоение информации предполагает расширение вашей текущей схемы или даже создание новой.Чтобы приспособиться к информации, необходимо полностью изменить ваши прежние идеи. Этот процесс позволяет вам узнавать новое и разрабатывать новые и более сложные схемы для окружающего вас мира.

Внимание

Внимание — еще одна важная тема, изучаемая в области когнитивной психологии. Внимание — это состояние сосредоточенного осознания некоторого аспекта окружающей среды. Эта способность фокусировать ваше внимание позволяет вам получать знания о соответствующих стимулах в окружающем вас мире, в то же время отфильтровывая вещи, которые не особенно важны.

В любой момент времени вы получаете огромное количество информации от ваших зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и вкусовых ощущений. Поскольку человеческий мозг имеет ограниченные возможности для обработки всей этой информации, внимание ограничено и избирательно. Процессы внимания позволяют вам сосредоточиться на вещах, которые имеют отношение к вашему выживанию, при этом отфильтровывая посторонние детали.

Память

Как люди формируют, вспоминают и сохраняют воспоминания — еще один важный аспект изучения когнитивной психологии.Два основных типа памяти, на которые обычно обращают внимание исследователи, известны как кратковременная память и долговременная память. Краткосрочные воспоминания — это все, о чем вы активно думаете и о чем осознаете в любой момент. Этот тип памяти ограничен и очень краток. По оценкам, вы, вероятно, сможете удерживать от 5 до 9 элементов в кратковременной памяти примерно от 20 до 30 секунд.

Если эта информация активно репетируется и обрабатывается, она может быть перенесена в так называемую долговременную память.Этот тип памяти, как следует из названия, намного долговечнее. Хотя эти более длительные воспоминания по-прежнему подвержены забвению, информация, хранящаяся в вашей долговременной памяти, может длиться от нескольких дней до десятилетий.

Когнитивные психологи интересуются различными процессами, которые влияют на формирование, хранение и последующее извлечение воспоминаний. Они также смотрят на вещи, которые могут мешать формированию и хранению воспоминаний, а также на различные факторы, которые могут привести к ошибкам памяти или даже ложным воспоминаниям.

Человеческий интеллект

Человеческий интеллект также является одной из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии, но также и одной из самых горячих, а иногда и спорных. Мало того, что было много вопросов о том, как измеряется интеллект (или даже можно ли его измерить), но эксперты также расходятся во мнениях относительно того, как именно определять интеллект. Один опрос психологов показал, что эксперты дали более 70 различных определений того, что составляет интеллект.Хотя точные определения различаются, многие согласны с тем, что две важные темы включают как способность учиться, так и способность адаптироваться на основе опыта.

Исследователи обнаружили, что более умные люди, как правило, лучше справляются с задачами, требующими рабочей памяти, решения проблем, избирательного внимания, формирования концепции и принятия решений. Изучая интеллект, когнитивные психологи часто сосредотачиваются на понимании психических процессов, лежащих в основе этих критических способностей.

Причины изучения когнитивной психологии

Поскольку когнитивная психология затрагивает многие другие дисциплины, эту отрасль психологии часто изучают люди в разных областях. Даже если вы не изучаете психологию, может быть полезно изучить некоторые основы когнитивной психологии.

Ниже приведены лишь некоторые из тех, кому может быть полезно изучение когнитивной психологии.

  • Студенты, интересующиеся поведенческой нейробиологией, лингвистикой, производственно-организационной психологией, искусственным интеллектом и другими смежными областями.
  • Учителя, разработчики учебных программ, разработчики учебных программ и другие преподаватели могут посчитать полезным узнать больше о том, как люди обрабатывают, изучают и запоминают информацию.
  • Инженеры, ученые, художники, архитекторы и дизайнеры могут извлечь выгоду из понимания внутренних психических состояний и процессов.

Ключевые моменты, которые следует помнить о когнитивной психологии:

  • Когнитивная психология возникла в 1960-70-е годы и стала одной из основных сил в области психологии.
  • Когнитивные психологи интересуются психическими процессами, включая то, как люди воспринимают, хранят и используют информацию.
  • Когнитивная психология часто полагается на модель обработки информации, которая уподобляет человеческий разум компьютеру.
  • Выводы из области когнитивной психологии применяются во многих областях, включая наше понимание обучения, памяти, морального развития, внимания, принятия решений, решения проблем, восприятия и терапевтических подходов, включая когнитивно-поведенческую терапию и рациональную эмоциональную поведенческую терапию.

Список литературы

Легг, С., & Хаттер, М. (2007). Сборник определений интеллекта. Границы в области искусственного интеллекта и приложений, 157, 17-24.

Миллер Г. А. (1956). Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор, 63 (2), 81–97.

Neisser, U. (1967). Когнитивная психология. Издательская компания Мередит.

Изображение: Джулия Фриман-Вулперт / freeimages.com

Первоначально опубликовано 3 сентября 2016 г. Обновлено 15 сентября 2017 г.

.

Что такое фиксация? Психология, определение и эволюция перспектив

Автор: Jon Jaehnig

Обновлено 19 мая 2020 г.

Медицинский обзор: Уитни Уайт, MS. CMHC, NCC., LPC

Вы когда-нибудь чувствовали себя настолько сосредоточенными на чем-то одном, что переключить ваше внимание на что-то еще казалось невозможным? Или вы когда-нибудь были настолько застряли в одном месте, что не могли пройти мимо него? Если это так, возможно, вы испытываете фиксацию.

Зацикленность означает застревание и невозможность двигаться вперед. Это похоже на автомобиль, застрявший в густой грязи, где один двигатель не может заставить его двигаться вперед или назад. Требуется гораздо более сильная сила, чтобы выбраться из колеи на более плавный и ровный путь.

Чувство фиксации или застревания — на человеке (или ситуации) в вашей жизни?

Узнай, как не застрять. Обратитесь к лицензированному терапевту сегодня!
Источник: pixabay.ком

Что такое психология фиксации?

Концепция фиксации восходит к фрейдистским исследованиям. В этом исследовании Фрейд утверждал, что люди застревают на одной стадии психосексуального развития. Определение психологии фиксации относится к привязанности к людям или вещам, сохраняющейся с детства до взрослой жизни. Фрейд считал, что стойкие фиксации связаны с нерешенными проблемами на предыдущих психологических стадиях развития личности.Другими словами, мы можем стать одержимыми и зацикленными на вещах, потому что где-то застряли в своем росте и развитии.

Эволюция взглядов на фиксацию

Зигмунд Фрейд

Фрейд предположил, что фиксации заставляют людей сосредотачиваться на энергиях, которые создают удовольствие на более ранней стадии психосоциального развития. Он считал, что нужно решить проблему или конфликт на одном этапе, прежде чем можно будет перейти на следующий этап, но, поскольку они были сосредоточены на создании удовольствия, они не всегда хотели пройти этап, на котором они созреют и сосредоточьтесь на других энергиях.

Фрейд выделил три типа фиксации:

  1. Устный
  2. Анал
  3. Фаллический

Фрейд утверждал, что если кто-то не может пройти устную стадию с разрешением, он зациклится на устной стадии. Фиксация заставит их продолжать искать оральные удовольствия, такие как кусание ногтей, жевание резинки и чрезмерное питье. Как только они смогут пройти этот этап, они смогут перейти к следующему этапу.

Источник: unsplash.com

Фрейд описал вторую стадию психосексуального развития как анальную стадию. Этот этап в первую очередь ориентирован на то, чтобы дети учились контролировать свой стул. Фрейд предположил, что люди, застрявшие на анальной стадии, могут стать анально-удерживающими или анально-изгоняющими. Согласно теории Фрейда, задержка в анусе может быть результатом детей, чьи родители или опекуны жестко приучили их к горшку. Травма, которую они пережили, могла заставить их быть чрезмерно одержимы опрятностью и порядком.С другой стороны, люди, страдающие анальным изгнанием, возможно, имели вялый опыт приучения к горшку, который превратил их в беспорядочных и дезорганизованных взрослых.

На последней стадии Фрейд определил, что фаллическая фиксация — это то место, где дети наиболее склонны отождествлять себя с родителем того же пола. Люди, застрявшие на фаллической стадии, могут стать тщеславными, стремящимися к удовольствиям или сексуально агрессивными.

Фрейд также считал, что дети сосредотачивают свою энергию на разных частях тела на разных психосексуальных стадиях.Например, во время анальной стадии дети получают чувство удовлетворения после того, как могут успешно контролировать свой мочевой пузырь и опорожнение кишечника. Для них жизненно важно завершить этот этап, прежде чем они смогут перейти к следующему, иначе они застрянут на анальной стадии. Фрейд также обобщал фиксации, утверждая, что если определенный этап психосексуального развития оставил доминирующее впечатление на личность человека, то у него могли развиться фиксации.

В области разрешения психосексуальных конфликтов Фрейд определил, что разрешение конфликтов требует значительного количества энергии от либидо.Для людей, которые потратили много своей энергии на попытки решить какую-то точку в своем развитии, этап, на котором они сосредоточились, скорее всего, оставит более сильное впечатление на личность этого человека.

Важно отметить, что это взгляды Фрейда, и многие психологи сегодня не согласны с его методами. Несколько других исследователей немного побаловались психологией фиксации.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн сосредоточила свою работу на параноидно-шизоидном и депрессивном поведении.Она связала части своей работы с понятием фиксации. Она считала фиксацию патологической проблемой. Она считала, что люди подавляют воспоминания, подсознательно блокируя их, чтобы защитить себя от повторного переживания болезненных воспоминаний. Поскольку эти воспоминания заблокированы, люди могут зацикливаться на этих событиях, потому что они не пережили никакого разрешения.

Чувство фиксации или застревания — на человеке (или ситуации) в вашей жизни?

Узнай, как не застрять.Обратитесь к лицензированному терапевту сегодня!
Источник: pexels.com

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон был еще одним известным исследователем, который относил различные области своей работы к фиксации. Эриксон считал, что фиксации, которые у нас есть на более ранних уровнях развития, помогают нам понять наши проблемы в более позднем возрасте. Эриксон также связал фиксацию с теорией либидо, полагая, что наше либидо помогает нам организовывать вещи мысленно.

Эрик Берн

Эрик Берн был канадским психиатром, который разработал теории транзакционного анализа.Эти теории основаны на представлении о том, что наше поведение и социальные отношения являются отражением взаимодействия между родительским или взрослым разумом и детскими чертами личности, которые мы наблюдаем в раннем детском развитии. Берн предположил, что определенные игры и сценарии, наряду с физическими симптомами, основаны на различных зонах и режимах.

Хайнц Кохут

Хайнц Кохут в первую очередь изучал концепцию нарциссизма. Он предположил, что люди, у которых были грандиозные представления о себе, были зациклены на нормальной стадии развития в детстве.

Другие исследователи изучали роль фиксации в отношении агрессии и преступности.

Какие методы лечения для фиксации?

Психология фиксации предполагает, что общий режим терапии заключается в замене агрессивных и нежелательных мыслей более здоровыми образцами мышления. В результате большинство методов лечения фиксации включает в себя помощь человеку в выявлении нездоровых или бесполезных стереотипов мышления.

У детей часто возникают оральные фиксации, такие как проблемы с прекращением сосания, кусания, жевания и сунуть что-нибудь в рот.Детям может потребоваться специализированная помощь, если оральная фиксация сохраняется. Младенцы используют оральные фиксации как способ успокоиться или исследовать окружающий мир. Оральные фиксации, давно вышедшие из младенческого возраста, включают побочные эффекты, такие как слюнотечение, плохое питание и ужасные привычки гигиены полости рта. У них также может быть недостаточный или избыточный вес, они могут отставать в социальном отношении или иметь проблемы с разлукой со своими родителями.

Источник: pexels.com

Лучшее, что можно сделать для детей, живущих с оральной фиксацией, — это попросить обследования у эрготерапевта или логопеда, чтобы исключить задержку в развитии как причину и выбрать подходящий курс лечения.

У детей старшего возраста, подростков и взрослых фиксации чаще принимают форму устойчивых мыслей. Для взрослых лечение сосредоточено на выполнении упражнений, которые помогают контролировать свои мысли. Существует бесконечное количество стратегий, которые помогут направить ваши мысли в более здоровые модели мышления, и квалифицированный консультант может помочь вам найти лучшие стратегии, которые помогут вам.

Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных стратегий передачи мыслей, которые могут предложить консультанты.

Внимательность

Внимательность — это процесс, который помогает вам понять, что чувствует ваш разум и тело в данный момент.Это постепенно приучает людей лучше осознавать, что они чувствуют или о чем думают, чтобы они могли распознавать нездоровые или непродуктивные мысли и чувства, прежде чем они станут проблематичными. Если все сделано правильно, это может быть превентивным шагом.

Отвлечение

Практика внимательности может занять много времени, но отвлечение — это подход, который человек может использовать без какой-либо дополнительной помощи или ресурсов.

Возьмите свой список дел и приступайте к одному из проектов.Почитайте книгу, сходите в кино или совершите короткую поездку туда, куда вы всегда хотели пойти, даже если вам этого не хочется. Как только ваш разум переключится, вы сможете перестать беспокоиться о проблемах, которые не можете контролировать. Единственная проблема заключается в том, что как только мысль или чувство становятся заметными для человека, ему может быть трудно отвлечься. В результате этот подход может работать лучше в сочетании с такими методами, как осознанность.

Утверждения

Подумайте о том, что вам нравится в себе или в своей жизни.Запишите их. Произнесите их вслух. Утверждения могут принимать форму цитат, утверждений, утверждений, молитв, стихов или песен. Это может помочь вам сосредоточиться на позитивных областях вашей жизни и отвлечь внимание от объекта вашей фиксации.

Упражнение

В хорошую погоду выйди на улицу и прогуляйся. Во время прогулки нужно сосредоточить внимание на множестве вещей. Обратите внимание на щебетание птиц, шелест листьев, смех играющих детей и почувствуйте, как солнце согревает ваше тело.Если погода не в вашу пользу, сделайте быструю тренировку на беговой дорожке или включите какую-нибудь мелодию и начните танцевать. Сосредоточившись на внешнем, вам будет легче изменить настроение изнутри.

Чувство фиксации или застревания — на человеке (или ситуации) в вашей жизни?

Узнай, как не застрять. Обратитесь к лицензированному терапевту сегодня!
Источник: pexels.com

Еще есть бонус в том, что упражнения высвобождают химические вещества, которые запускают центр вознаграждения в мозгу, заставляя человека чувствовать себя хорошо.

Считайте свои благословения

Как бы плохо ни казалось, всегда есть кто-то, у кого дела обстоят намного хуже. Легко настолько увлечься своей головой, что вы не можете вспомнить все, что делает вашу жизнь счастливой и полноценной. День благодарения — не единственное время, чтобы поблагодарить своих друзей, семью и положительные обстоятельства в вашей жизни. Подумайте обо всем, что у вас есть, и запишите их в качестве напоминания.

Подобно осознанности, это упражнение может постепенно научить человека быть более оптимистичным.Чем больше времени вы тратите на поиск вещей, за которые стоит быть благодарным, тем легче находить вещи, не глядя.

Телефон друга

Жизнь становится настолько насыщенной, что встречи с друзьями легко отложить. Позвоните или напишите сообщение другу, которого вы давно не видели, и составьте план пойти куда-нибудь за бокалом вина или чашкой кофе. Вы даже можете просто выйти на улицу, чтобы насладиться декадентским десертом. Идите в тихое место, чтобы поболтать сколько душе угодно.

Когда времена пытаются, и обстоятельства беспокоят вас, возникает соблазн слишком много обдумывать.Повторение мыслей снова и снова — редко бывает хорошим вложением времени. Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые нам неподвластны. Приняв меры по замене нездоровых мыслей здоровыми, будет легче избавиться от надоедливых привязанностей и вы сможете наслаждаться значительно улучшенным душевным состоянием.

Получить помощь

Все вышеперечисленные методы могут применяться практически без посторонней помощи. Они могут быть очень полезны людям с легкой фиксацией, но ни один из них на самом деле не устранит фиксацию.Это означает, что для людей с тяжелой фиксацией описанных выше шагов может быть недостаточно.

Если фиксация является симптомом более серьезной проблемы, поставщик медицинских услуг может диагностировать ее и направить пациента к психологу. Это направляет их в правильное русло и часто повышает вероятность того, что лечение будет оплачено страховкой. Если человек не может получить помощь от поставщика медицинских услуг, он также может не получить эту помощь. В этом случае лучшим вариантом может быть посещение терапевта онлайн.

Попробуйте BetterHelp

BetterHelp — это онлайн-платформа, которая может соединить вас с лицензированными профессионалами, и она очень доступна. Многочисленные терапевты и консультанты готовы поговорить с вами через сообщения, телефонные звонки и даже текстовые сообщения. Ниже приведены некоторые обзоры терапевтов BetterHelp от людей, которые сталкиваются с рядом проблем, связанных с развитием детей.

Отзывы консультанта

«Доктор Селоссе — это все, на что терапевт потенциально может надеяться.Она платоновская форма терапевта. До того, как я начал свои сеансы с BetterHelp и доктором Селоссе, моя жизнь и моя психика были в полном беспорядке. Я очень боролся и так расстраивался, что не видел никакой надежды. Я думал, что люди вокруг меня пытались помочь, но только поговорив с доктором Селосс, я наконец смог найти какие-то основания для себя. Всего за несколько недель общения с ней я смог добиться прогресса из детства, от которого я даже не думал, что смогу сбежать.Я чувствую, что нахожусь в этой точке только с ее помощью и под ее руководством. Она терпеливая, добрая, сострадательная, сверхразумная, вдумчивая, любящая, обладает глубокой способностью слушать, не имеет суждений, философски ориентирована, невероятно интуитивна и обеспечивает кому-то безопасное пространство. Я всем рекомендую доктора Селоссе, потому что считаю ее одним из лучших терапевтов, которых я когда-либо встречал. Вам повезет, если она появится в вашей жизни ».

«Доктор.Бэггс очень помог мне справиться с тревогой, и я в целом доволен этим опытом. Она помогла мне преодолеть и понять травмы моего детства, а также помогла мне осознать, что я на правильном пути к получению помощи и улучшению своей жизни. В целом очень хорошее впечатление. «

Движение вперед

Фиксации могут отвлечь вас и помешать достижению ваших целей. Тем не менее, после небольшой психологической тренировки и, возможно, помощи экспертов, любой может избавиться от своих привязанностей и жить полноценной и здоровой жизнью.Сделайте первый шаг сегодня.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *