Что раньше возникло философия или мировоззрение: 1.     Мировоззрение и его исторические типы (мифология, религия и философия).: radaevslava — LiveJournal

Философия и мировоззрение. Всякая философия – мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия

Всякая философия – мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия. Многозначность понятия «мировоззрение» постоянно выявляется как в научном, так и в обыденном словоупотреблении. Мировоззрение может быть религиозным, научным, материалистическим, идеалистическим, механистическим, метафизическим, оптимистическим, пессимистическим и т. д. Мы говорим о феодальном, буржуазном, коммунистическом мировоззрениях.

Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.

Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувст, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.[15] Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.

В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные).

Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.



Мировоззрение конкретного человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Это связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл его существования. Это не четкость и противоречивость – условие свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека — сплав общего и частного, опыта человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего человечества.


Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Идеологи – творцы идей, а идеологии – систематизированные, упорядоченные, обоснованные в программы действий конкретного общества (государство) или социальной группы, класса. Наиболее общие идеологии – религия и философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируют наиболее общие программы. Более частные идеологии – политические. Они формулируют программы действий в сфере политики. Существуют еще более узкие «идеологии», которые формулируют программы (кодексы поведения) отдельных профессиональных групп: врачей, ученых, военных и т.д.

Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) – это, собственно, представления о цели деятельности и способах ее достижения. Общие программы формулируют общие, «конечные», главные цели, частные – цели частные, промежуточные, ближние. Цели (программы), которые человек принимает, считает своими, приобретают эмоциональный окрас, становятся значимыми, обретают статус ценности. Индивидуальное мировоззрение – конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия – через чувство. Религия и философия – формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).

Таким образом, виды (формы) мировоззрения можно выделять по различным основаниям. По степени доказательности различаются религия и философия как формы мировоззрения.

Виды (формы) мировоззрения различаются также по содержанию утверждаемых идей («программ», целей, ценностей). Это различные «измы»: либерализм, социализм, фашизм, национализм и т.д.

Различаются также мировоззрения различных эпох (феодальное, капиталистическое и т.д.), различных социальных групп, классов (рабов, крестьян, аристократии, буржуазии, пролетариата, интеллигенции и т.д.).

Таким образом, мы выяснили, в общих чертах, что такое мировоззрение, каковы его формы. Вернемся к вопросу о специфике философского мировоззрения. Его особенность состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой общее теоретическое мировоззрение. Именно теоретическая форма, опора на логику и доказательства отличает философию от религии. Проблема «человек – мир» — ядро философского и религиозного мировоззрений.

Рассматривая проблему «человек — мир» философия трансформирует ее в более абстрактную проблему соотношения духовного и материального. В зависимости от ее решения в философии сформировались два направления – материализм и идеализм. Материалистическое направление (мировоззрение) рассматривает материальное начало как первичное, определяющее, а дух, сознание, разум – как свойство материи. Идеалистическое направление (мировоззрение) рассматривает духовное начало как главное, определяющее, а материю как порождение духа. Тот или иной вариант решения проблемы взаимосвязи материального и духовного определяет решение многих других философских проблем, определяет философское мировоззрение в целом.

Предельность абстракций и универсальность постановки мировоззренческих проблем – особенность философского мировоззрения. Именно теоретический характер осмысления общественной практики позволяет философии выработать и обосновать те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в мире. Философия не просто познает действительность (как это делает наука), но и интерпретирует ее определенным образом, осмысливает, оценивает. Философское мировоззрение наиболее синтетично, так как оно опирается на совокупный опыт человечества, обобщает и синтезирует различные типы отношения человека к миру.

Философия является формой самосознания человеческой деятельности вообще.

Философское мировоззрение есть прежде всего постановка вопросов, осознаваемых как главные вопросы. Вопросы эти возникают не только из научных исследований, но также из индивидуального и общественно-исторического опыта, на что уже указывалось выше. Они могут быть названы главными, поскольку, ставя эти вопросы, философия приступает к обсуждению того, что существенно важно для всего человечества. Таковы, например, знаменитые вопросы «Критики чистого разума», решение которых, по Канту, составляет истинное призвание философии:

1.Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

22. Этимология слова «философия»:

1.
Любовь к мудрости.
2.
Устремленный к истине и красоте.
3.
Мудрый человек.
4.
Ищущий правды.
5.
Всезнающий.
6.
Учитель мудрости.
7.
Все перечисленное.

ФИЛОСОФИЯ (греч. филио — любовь, софия —
мудрость), считает, что первым стали
применять в школе знаменитого Пифагора,
чтобы подчеркнуть различие между
мудрецами и теми, кто еще только на пути
к мудрости. Впоследствии «философов»
отличали от «софистов» — учителей
мудрости.

23. Что не является функцией философии?

1.
Мировоззренческая функция.
2.
Методологическая функция.
3.
Аксиологическая (ценностно-оценочная)
функция.
4.
Уголовно-правовая функция.

В ФУНКЦИИ философии не входит
«уголовно-правовая», хотя философия
как мировоззрение лежит в основе и
политических, и правовых, и моральных,
и эстетических, и религиозных, и научных
принципов.

24. Из каких двух уровней состоит мировоззрение?

1.
Эмоционально-образного и логико-рассудочного.
2.
Практического и теоретического.
3.
Обыденного и научного.
4.
Индивидуального и общественного.
5.
Объективного и субъективного.
6.
Стихийного и сознательного.

В соответствии с определением МИРОВОЗЗРЕНИЯ
(см.1.1.) оно включает два компонента
(уровня): чувственное, или мироощущение,
и интеллектуальное, или миропонимание.

Деление относительное, ибо единая душа
(духовный мир) человека «двуедина».
В ней чувства «разумные» и разум
«чувствителен»

25. Специфика ХУДОЖЕСТВЕННОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ (искусства) в том, что
оно
:

1.
Выражено в несловесных образах (музыка,
живопись, архитектура), кроме литературы.
2.
Является раскрытием субъективного
впечатления художника, а не объективных
качеств предмета.
3.
Больше имеет влияние на душевное
состояние человека, чем на результаты
его практической деятельности.
4.
Все перечисленное.

ИСКУССТВО отличается от философии по
множеству аспектов как содержания, так
и формы. Но главное различие в том, что
искусство основное внимание уделяет
чувственно-художественно-образной
стороне бытия, в чем ближе к мифологии,
чем к философии. Если философию считали
способом интеллектуального
самосовершенствования, то искусство
считалось средством чувственного
очищения (катарсис) души.

26. Научное мировоззрение отличается от философского тем, что:

1.
Отражает действительность в форме
только истинных знаний.
2.
Выражается только в понятийно-категориальной
форме.
3.
Абстрагирован от личностных качеств
познающего субъекта.
4.
Словесная форма выражения может быть
заменена знаковой символикой.
5.
Всем перечисленным.

НАУКА — отражение действительности в
системе истинных знаний. Предельно
рационализированное мировоззрение
имеет свои преимущества, которые прежде
всего в точности информации и предсказаний.
Но стремление к абсолютной научности
ведет к потере целого пласта, имевшегося
в философском мировоззрении — чувственного
и несистематизированного, который
логическому мышлению не дается, а
постигается сверхинтеллектуально,
чувственно-интуитивно

27. Исторические формы МАТЕРИАЛИЗМА:

1.
Античный.
2.
Европейский.
3.
Метафизический ( =механический).
4.
Американский.
5.
Антропологический.
6.
Диалектический.
7.
Все, кроме «европейского».
8.
1, 3, 5, 6.

1.
Античный.
Метафизический ( =механический).
Антропологический.
Диалектический.

2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.

  1. Понятие
    философии, ее предмет.

Слово философия
появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство
приписывают древнегреческому математику
и мыслителю Пифагору, который впервые
употребил слово “философ” по отношению
к людям, стремящимся к высокой мудрости
и достойному образу жизни. Слово состоит
из 2-х составляющих – “филео” и “софе”.
“Филео” – любовь; “софе” – мудрость,
следовательно, философия — «любовь
к мудрости
».

Философия включает
в себя учение об общих принципах бытия
мироздания, о сущности и развитии
человеческого общества, учение о человеке
и его бытии в мире, теория познания,
проблемы теории познания, творчества,
эстетику, этику, культуру и историю
философии. Философия — все сущее во всей
полноте своего содержания и смысл.
Философия занимается всеобщим, ни одна
другая наука не занимается этим.

Философия
это
такая область духовной деятельности
человека, которая основывается на
особом, философском типе мышления,
лежащем в основе именно философского
познания, и на самостоятельности предмета
философии.

Иными словами,
философия изучает наиболее общее
отношение человека к миру в системе
«мир-человек».

Предметом
философии

являются всеобщие свойства и связи
(отношения) действительности — природы,
обществ, человека, отношения объектов
действительности и субъектов мира,
материального и идеального, бытия и
мышления.

Всеобщее —
это свойства, связи, отношения, присущие
как объектам действительности, так и
субъективному миру человека. Количественная
и качественная определённость, структура
и причинно-следственные связи и другие
свойства, связи относятся ко всем сферам
действительности: природе, обществу,
сознанию. Предметом философии является
не индивидуальный субъект с его особенными
качествами, а субъект как общее, субъект
как универсальная категория,
противопоставленная столь же универсальной
категории объекта. В этом смысле философия
рассматривает не только, скажем, проблему
“я”, но проблему соотношения этого “я”
с другими “я”, проблему понимания, как
одну из центральных проблем теории
познания.

Интересно, что
Кант,
определяя предмет философии, поставил
следующие вопросы:

что я могу знать? Что должен делать? На
что могу надеяться? Что есть человек?
Философы не придумывают ответы на эти
вопросы, они ищут ответы на них. При этом
совершенно ясно, что эти вопросы не
могут быть решены окончательно, т.к.
каждая эпоха ставит эти вопросы перед
человеком заново.

Предмет философии
необходимо отличать от проблем философии.
Предмет философии существует объективно,
независимо от философии. Всеобщие
свойства и связи (пространство и время,
количество и качество) существовали,
когда философии ещё и не было. Это та
область духовной деятельности человека,
в основании которой лежит рефлексия
над самой этой деятельностью и,
следовательно, над её смыслом, целью и
формами и в конечном счёте над выяснением
сущности самого человека как субъекта
культуры, то есть сущностных отношений
человека к миру. Человек, его уникальная
личность, будучи, во-первых, предметом
философии, во-вторых, единственным
субъектом любого знания вообще и тем
более философского, является также и
непременным атрибутом философии.

Предпосылки
возникновения философии.

В древнейший
период своей истории человечество
удовлетворялось эмпирическими знаниями,
получаемыми в процессе жизненного
опыта. Но с течением времени люди
столкнулись с тем, что одни лишь
эмпирические знания не всегда гарантируют
успех деятельности. Жизнь заставляла
задумываться над тем, что представляет
собой мир в целом, каков характер
взаимодействия людей с окружающим
миром.

С достижением
определенного временного этапа наступает
необходимость теоретического понимание
действительности, чему способствует
отделение умственного труда от физического

Две точки зрения
на появление философии:

Материалистическая.
(Маркс и Энгельс):
вызвана
материалистическим пониманием истории:
главное — материальные потребности, они
руководят человеком во время формирования
исторического процесса. Вся человеческая
деятельность направлена на поиск пищи.
Материальное производство порождает
духовное мышление, духовное бытие.
Материальное производство главенствует,
это база истории – совокупность
производственных отношений, сил и
юридических отношений. Идеи — не
самостоятельная сущность, они производятся
обществом. Смена отношения к собственности
ведет к смене идеологии, изменении
философии. Т.е. философия появляется
при переходе от одной формации
производственных отношений к другой.

Идеалистическая
(Гегель В.Ф.)
:
Дух — самостоятельная реалия. Мышление
— духовная составляющая человека, оно
заложено в человеке изначально.
Индивидуальное развитие человека
сравнивают с развитием истории. Идеалисты
замечают аналогию между развитием
одного человека и развитием общества
в целом. В человеке нельзя развить того,
что в нем не заложено генетически.
Человек появляется как существо
ощущающее, затем активизируется
восприятие, затем воображение, затем
рассудок (мышление). Становление
рассудочного мышления проходит несколько
этапов:

  1. умение пользоваться
    словом

  2. освоение чисел

  3. появление
    отвлеченных рассудочных понятий

  4. становление
    разума, способностей

  5. становление
    отвлеченного философского мышления.

Когда на родовом
уровне доминирует воображение — появляется
мифология,
когда способность отвлеченного мышления
— появляется философия.
Поэтому Философия появляется независимо
и одновременно у разных народов. Но
философия появляется только в зрелых
этносах. К появлению философии одна
причина. Причина – это семя, а условие
– почва. Философия появляется, когда
на уровне рода вызревает способность
отвлеченного разумного мышления.
Причины:
материальные и наличие свободного
времени. Философия – оппозиция религиозной
точке зрения, т.е. инакомыслие. Инакомыслие
подрывает основы государства, где не
было одной религии, философия появлялась,
где нетерпимо относились к инакомыслию,
философия либо не появлялась, либо
быстро исчезала.

Истоки философии.

Существуют 4
основных концепции источников философии:
мифогенная,
теологическая,
гносеогенная,
синтетическая.

Мифогенная. К
источникам философии можно отнести:
народное творчество в целом (мифы и
т.д.) и накапливающийся опыт.

В преддверии
философии стояла мифология. В своей
сущности мифология представляет форму
общественного сознания, способ понимания
мира на ранних стадиях человеческой
истории. Ее основной
смысл
состоял
в ориентации на преодоление фундаментальных
противоречий человеческого существования,
на нахождение гармонии отношений
личности, общества, природы. Миф обычно
совмещает в себе два
аспекта — диахронический (рассказ о
прошлом) и синхронический (объяснение
настоящего и будущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое
связывалось с будущим, и это обеспечивало
духовную связь поколений. Содержание
мифа представлялось первобытному
человеку в высшей степени реальным,
заслуживающим абсолютного доверия.
Центральный
вопрос мифологии

— человек в окружающем его мире, мире в
котором он живет. Задача
мифа
не
состоит в том, чтобы дать человеку
какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных
общественных установок, для санкционирования
определенного типа верований и поведения.
В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность
в получении специальных знаний.

Миф
это не первоначальная форма знания, а
особый вид мировоззрения, специфическое
образное синкретическое представление
о явлениях природы и коллективной жизни.

Теологическая.
Уход человека от первобытности привел
к угасанию мифа. Но не прекратился
начатый им поиск многих вопросов. Многие
мифы вошли в культуру. Наследником мифа
является и религия. Природа религиозного
мировоззрения далеко не изучена. Но
совершенно очевидно, что у религии и
философии предмет общий — сущность мира
и место в нем человека. Совпадает и
общественная миссия:
формировать убеждения людей. Правда,
велика и пропасть между ними. Религия
всегда обращается к догматам. Догматы
— аксиомы, не подлежащие ни доказательству,
ни критике. Философия же несет с собой
любовь к мудрости, к поиску, отражает
потребность в понимании мира с позиции
разума, интеллекта. Любовь к истине и
мудрости немыслима без высокого
напряжения умственных сил человека,
без приобщения к духовному опыту наших
предшественников и современников, без
серьезного критического анализа
действительности. Критичность и диалог,
столкновение мнений, борьба идей —
наиболее адекватная форма существования
и развития философии на протяжении всей
ее истории. Основная функция религии
состоит в том, чтобы помочь человеку
преодолевать исторически изменчивые,
преходящие, относительные аспекты его
бытия и возвысить человека до чего-то
абсолютного, вечного. В духовно-нравственной
сфере это проявляется в придании нормам,
ценностям и идеалам характера абсолютного,
неизменного, не зависящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат
человеческого бытия, социальных
институтов и т. д. Таким образом, религия
придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.

Гносеогенная.
Философия возникла в результате обобщения
различного рода знаний — космогонии,
медицины и т.д.

Наиболее адекватной
представляется 4 концепция – синтетическая
конструктивно учитывающая элементы
каждой из трех названных концепций
сводящаяся к представлению о том, что
философия возникла из мифологии,
накопления знаний, науки.

1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

  1. Определение
    философии, философского знания.

  2. Как
    философия появляется в контексте
    культуры. Соотнесение философии с
    мировоззрением (конкретного типа).

Мировоззрение

Соотнесение с
мифологией.

Соотнесение с
религией.

Возникновение
философского мировоззрения

  1. Природа
    философских проблем.

Основные проблемы
(тем самым обозначив структуру фил.
знания)

Соотнесение с
другими отраслями (с наукой)

Специфика фил.
Проблем.

Сверхзадача:
Философия – специфический род знания
и освоения действительности в теоретическом
мышлении.

1. Философия –
феномен в культуре человеческого
общества, особая область знания, которая
своими истоками уходит в глубокую
древность, середину 1 тысячелетия до
н.э. в эпоху осевого времени по Ясперсу.
Философия это знание которое, будучи
фрагментом духовной культуры общества
(которое нацелено на освоение системы
ЧЕЛОВЕК-МИР ) претендует на выявление
глубинных
принципов бытия человека и мира, и связей
в этой системе человек-мир.

2.1. В этом своем
качестве она оформляется в середине
первого тысячелетия до н.э. в противоборстве
с такими формами освоения мира как
мифология. Философия как и мифология –
определенный тип мировоззрения.

Что такое
мировоззрение? Мировоззрение
это совокупность взглядов на человека
на мир и на место человека в этом
мире.(Представление человека о мире, о
человеке и о своем месте в этом мире) .
Мировоззрение обладает сложной внутренней
организацией. Она представляет собой
(Структура
Мировоззрения
)
– знания, убеждения, ценности,
эмоционально-чувственная компонента.
Мир для человека ценностно окрашен,
эмоционально представлен. В этом
специфика мировоззрения.

Мировоззрение
развивается вместе с эволюцией
человеческого общества, структурировать
можно по разному а) (обыденное мировоззрение,
теоретическое мировоззрение). Можно
говорить о разных формах мировоззрения:
б) общественное, индивидуальное. Основные
типы мировоззрения в историческом
плане, в) исторически первым типом
мировоззрения выступает мифология,
затем религия, затем философия, и затем
можно назвать науку, но это достаточно
спорное утверждение.

2.2.Особенности
мифологии: превалирующими над
знаниями были убеждения

и эмоции,
синкретизм
– разные версии понимания мира, ориентации
на различные фрагменты мира сплавлены
единое целое и знания, и убеждения, и
эмоции, и представления человека.
Мифология апеллирует
к воображению
,
эмоциональной
сфере человека
,
не к рациональному, не к человеческому
интеллекту. Отличительная черта –
образность,
художественность, яркость.

Наделяет мир сверхъестественными
качествами, обожествляя
мир
.
Ориентация
на генезис мира
:
ориентация не на то как устроен мир , а
как он произошел. В мифологической
традиции превалируют предки животные-предки,
предки природного происхождения.

Мифологическое
знание это исторически первая форма
освоения духовного мира, на том этапе
развития человеческого общества, когда
его социальная структура весьма и весьма
не развита, и когда его социальная
практика находится в зачаточном
состоянии.

2.3.Следующий этап
– середина первого тысячелетия до н.
э. С 8-6 век рождаются религия и первые
фил. знания. Китай – конфуцианство,
даосизм, Индия – Буддизм, Иран, Персия
– заостризм(огнепоклонники- религиозно-фил.
концепция с больщим превалированием
религиозности, сохранились до середины
20 века, проторелигия, первобытные формы
религиозных культов), ближний восток,
Палестина – появляются пророки, и
предпосылки для возникновения мировых
религий – религий спасения (указывают
человеку его земной путь ведущий к
спасению, регламентируют его поведение
в этом мире (сюда также относится даосизм,
буддизм) , всем этим религиям присуще
наличие нравственного кодекса).

2.4.В Греции, это же
время появляются первые философские
системы, этому способствовало зарождение
полисов. Это начало зарождения истории.
Изменилась социальная практика начинают
зарождаться городские поселения,
информационно избыточная среда (кстати
она необходима для зарождения науки).
В земледельческой культуре наука не
развивается. На ряду со скотоводством
и земледелием возникает ремесло,
усиливается интенсивность обмена,
возникает торговля, стремительно
меняется структура общества, помимо
полово-возрастной структуры, которая
существовала до этого возникает
социально-классовое деление (касты,
классы, сословия). Этот новый принцип
деления об-ва обнаруживает недостаточность
мифологии. Мифология консолидирует
всех членов маленького об-ва, мифология
задает единое представление о мире и
том что такое хорошо и что такое плохо.
Это социальные эталоны, процесс
социализации идет в русле этих эталонов.
Что касается разделенного по другим
критериям об-ва такой синкретичный
взгляд на мир не устраивает новое об-во,
и картина мира возникает с позиции
разных социальных групп, разных социальных
сил, разных сословий и в этой связи само
мировоззрение структурируется,
усложняется и появляются такие его типы
как религиозное и философское
мировоззрения. В основе возникновения
новых типов мировоззрение события
происходящие в социальной жизни.

Религия как тип
мировоззрения – специфичным являтеся
обособление двух миров естественного
и сверхестественного, природного и
сверхестественного, реального
и духовного, приоритет веры над разумом
(принцип патристики – верую ибо абсурдно),
это не просто выполнение культовых
обрядов, это следование моральному
кодексу, постоянное внутреннее переживание
соотнесенности с абсолютом, каким бы
ни рисовался этот абсолют, ощущение
другого мира и соотнесенности с ним. В
этом плане религия выполняет целый ряд
функций в усложняющемся социальном
организме. Наряду с религией, в контакте
с ним развивается философское
мировоззрение.

Основные черты
фил. мировоззрения: превалирование
рационального над эмоциональным,
духовным. Любая философия призывает не
слепо верить, а рассждать, анализировать,
в отличии от мифологии и религии нуждается
в обосновании, выработке логических,
гносеологических, и разных других
способах обоснования полученных знаний,
теоретическая форма постижения мира,
она не может существовать без развернутой
системы логических обоснований. Отличие
от мифологии и религии, в том, что миф.
и рег. предлагают догматы следование
которым безусловно. Следуюцая черта
философии –рефлексия – самокопание,
рассмотрение самое себя со стороны,
взгляд критический, оценивающий,
предполагающий как положительную, так
и отрицательную оценку. Критицизм –
еще одна черта фил. Рефлексия, критицизм,
пересмотр не только результатов но и
методов которыми эти результаты были
получены – отл. черта фил. В этом философия
близка к науке. От науки тоже отличается.
Если взять на рассмотрение систему
СУБЪЕКТ средства деятельности ОБЪЕКТ,
то наука преследует цель выделить объект
таким какой он есть, потому что главная
цель науки преобразование объекта в
продукт, все что связано с человеком,
его личной судьбой, его ценностными
ориентациями, вписанность в культуру
в разные эпохи ее не интересует, нет
соотнесения с миром ценностей. В отличие
от этого философия обращена на исследование
связей человека с миром, поэтому знание
пропущено через субъективый момент,
через ценности, убеждения, традиции,
менталитет людей живущих в какой-либо
области это «нагруженные» знания.
(Кстати ценностно нагруженное знание
– это мораль, но моральных норм не
много). Нормы морали исторически
укоренены, всегда ценностно нагружены,
всегда в ним вплавлены ориентиры
развития, что касается философии она
точно также это демонстрирует. Т.е. для
науки необходимо получение объективного
знания о мире , а для философии знание
всегда ценностно нагружено, это знание
о мире, о месте человека в этом мире с
позиции социальных сил определенной
исторической эпохи, определенного
контекста развития общества.

3. Природа философских
проблем. В чем отличительная специфика
проблем философского знания по отношению
к науке? Наука неразрешенные вопросы
рано или поздно закрывает, законы
доказанные неоднократно догматирует.
Научное сообщесво ее больше не
рассматривает, кто сильно хочет, конечно,
пожалуйста, но в целом проблема
закрыта(пример проблема вечного
двигателя, до сих пор находятся умельцы,
создающие вечные двигатели, сейчас это
вызывает только смех). Философские
проблемы сквозные, человек находящийся
в плену обыденного сознания может
сказать, что это за знания, когда нет
никогда ответа, ему хочется получить
однозначный красивый ответ. Почему это
вечные проблемы, сквозные, потому что
каждый раз рассмотрение этих глубинных
проблем пропускается через человеческую
субъективность, проще говоря меняются
условия в системе, меняются ценностные
ориентации, сами условия функцианирования
этих систем, внутренняя структура
социальной системы, и все это приводит
к возвращению этим казалось бы вечным
уже решенным проблемам.

Пример: проблема
пространственно временного континуума,
первым наткнулся на противоречивость
пространственно-временного континуума
и на этом основании заключил, что движение
невозможно Зенон (априори Зенона), у
элеатов эта проблема закрыта, дальше
классическая механика, рождается
субстанцианальная концепция пространства
и времени, пространство и время –
вместилище объектов их свойства не от
чего не зависят, дальше в начале ХХ века
возникает Теория относительности и
Реляционная концепция пространства и
времени. И для современной науки и
философии данная проблема не закрыта,
отправные точки размерность пространства
и времени, сущесвование различных типов
пространственно временных структур в
живой и не живой природе, специфика
физического, биологического, социального
пространства и времени, т.е. проблема
остается открытой, но это касательно
природы там, где наука подбрасывает все
новые и новые идеи, которые философия
обязана анализировать. А если рассмотреть
другие проблемы касающиеся самого
человека: что такое добро, зло, что такое
благо, что такое истина, что такое
свобода. Как быстро меняется представление
о свободе – в архаическом обществе:
свобода – это вольность (что хочу, то
ворочу), дальше возникает техногенное
общество с ее регламентацией всех сторон
жизни, прежде всего в отношении к природе
и тогда понимание свободы как «осознанной
необходимости»- Спиноза, наряду с ним
понимание свободы стоиков, христиан
свобода – это внутренняя характеристика
человека, и человек заточенный в темнице,
и перед лицом самых страшных жизненных
обстоятельств остается свободным,
дальше ХХ век понимание свободы – это
не только благо, но и бремя человека,
обремененность асациируется с проблемой
выбора и ответственности, и так казалось
бы многократно решенная проблема
обретает все новые и новые смыслы.

Философские
проблемы весьма и весьма многочисленны,
но вместе с тем их можно подвергнуть
классификации, и выделить целые проблемные
поля, и тогда важнейшие философские
проблемы – это натурфилософия
и онтология
,
следующий массив проблематики –
социальная
реальность

(как функционирует об-во, на что может
рассчитывать в обществе отдельный
человек, как связаны интересы отдельного
человека и об-ва ), в историческом
процессе

(смысл истории, движущие силы исторического
процесса, субъект исторического
процесса).

Существенным
отличием философии от науки являтеся
то, что наука ограничивает класс
каких-либо объектов, и больше ни на что
не претендует, а философия претендует
на рассмотрение открытого практически
бесконечного класса, поэтому ее знание
не может быть завершенным, и не может
быть однозначного решения.

Следующая область
знания: духовная
реальность

– мир индивидульного и надиндивидуального,
так же как и природа и социальная среда.

На перекрестке
всех этих трех проблем – этика(1.Совокупность
норм поведения, мораль какой-нибудь
общественной группы Партийная э.
Врачебная э. Научная э. 2.Философское
учение о морали, ее развитии, принципах,
нормах и роли в обществе.),
эстетика
(Философское
учение о сущности и формах прекрасного
в художественном творчестве, в природе
и в жизни, об искусстве как особом виде
общественной идеологии Курс эстетики.),
теория познания, философия науки
,
она не изучает природу, она изучает то
как человек изучает природу, обращена
к духовной сфере.

Человек как
квинтэссенция этих форм, человек –
природное существо, человек – социальное
существо, человек – существо несущее
духовное начало. И называется эта область
знания философская антропология.

В соответствии с
проблематикой возможно структурирование
философского знания.

R.C. Росток философии Нью Эйдж и «Иное мировоззрение»

The Other Worldview По словам Питера Джонса, наша культура в целом сменила мировоззрение за последние несколько десятилетий. Вместо того чтобы поддерживать фундаментальное различие между Богом и Его творением, преобладающее сегодня мировоззрение рассматривает все как единое целое.

В своей новой книге Другое мировоззрение Джонс объясняет разницу между тем, что он называет «онизмом» и «двойственностью». Он раскрывает языческие корни онеизма и прослеживает его распространение и влияние в западной культуре.Самое главное, он показывает нам, почему онеизм неспособен никого спасти или по-настоящему изменить мир к лучшему.

Вот отрывок из книги Р.К. Предисловие Спраула к «Другой мир» :

Мы видели, как полуденное солнце раскрывает разрушение святости жизни, святости брака, святости секса и святости самого священного. Культура не просто постхристианская и постмодернистская. Он стал не только неоязычным, но и неоварварским.

У идей есть последствия. Идеи Нью Эйдж, нашей эпохи, уходят корнями в древний гностицизм. Эта особая философия включала в себя форму пантеизма или монизма: Бог — «Единственный» — сумма всего. Все есть Бог, и Бог есть все.

Конечно, если все есть Бог, тогда ничто не является Богом. Само слово «Бог» не может указывать ни на что отдельное от всего. Это становится бессмысленным, непонятным словом.

Питер Джонс потрудился, чтобы показать различие и влияние духа времени онеизма (монизма) и двойственности (двойственности).Двойственность, о которой говорит доктор Джонс, не является древней формой дуализма, которая охватывала равные и противоположные силы добра и зла. Нет, это космическая двойственность, которая четко и ясно видит различие между созданием и Создателем и отношения между ними.

Это не простая арифметическая задача, в которой мы учимся считать от одного до двух. Эти числа имеют суффиксы. Суффикс -ism добавляется к единице и двойке. Суффикс -ism добавляет к простому числу целое мировоззрение или философскую точку зрения, которую они разделяют.

Доктор Джонс предоставляет нам четкую карту. На этой карте прослеживаются исторические пути, философские маршруты и культурные переулки, которые привели нас в Эру Водолея. Это обязательное чтение для каждого заинтересованного американца — и особенно для каждого христианина, который плачет на могиле своей культуры.

The Other Worldview в настоящее время находится в предварительной версии, но цена вырастет на 7 долларов при его отправке. Сделайте предзаказ сегодня и сэкономьте!

.

Должен ли христианин изучать философию?

Вопрос: «Следует ли христианам изучать философию?»

Ответ:


Слово философия происходит от греческого слова философия , что означает «любовь к мудрости». Изучение философии связано с использованием рациональных аргументов и критического мышления для анализа того, как люди думают, знают и воспринимают окружающий их мир — как физический, так и абстрактный мир идей. Вопросы типа «что реально?» и «можно ли узнать правду?» и «что такое красота?» это все философские вопросы.Как любящие Бога и верующие в Иисуса Христа, мы должны любить мудрость (Притчи 4: 6; 7: 4), и поэтому нет ничего плохого в христианском изучении философии. Изучение философии хорошо и правильно, поскольку способствует поиску истины. Книга Экклезиаста глубоко погружается в философские вопросы, рассматривая несколько различных мирских философий, прежде чем сделать вывод, что философия, которая боится Бога и повинуется Ему, является лучшей (Екклесиаст 12:13).

Ответы на все необходимые вопросы, касающиеся Бога, вечности и благочестивой жизни, содержатся в Библии.Однако как область академических исследований философия может быть просветляющей и полезной в отношениях с миром. Интересно изучать, как люди веками думали о природе реальности и своей цели (или ее отсутствии) в космосе. Столь же увлекательно обнаружить, что различные философы на протяжении всей истории приходили к библейским истинам, иногда даже невольно.

Понимание различных взглядов людей — ценный инструмент в евангелизации. Это помогает узнать, откуда люди «пришли», и понять, почему они думают именно так.Присоединяется ли этот человек к версии пантеизма Спинозы? Он читал Гоббса? Склоняется ли он к рационализму, субъективизму или экзистенциализму? Евангелист, обладающий некоторыми знаниями в области философии, может с большей готовностью привлечь людей, которым небезразличны такие вещи, и встретить их там, где они есть. Павел дает прекрасный пример этого, поскольку он смог привлечь философов на Марсовом холме, поскольку он был знаком с греческими писаниями (Деяния 17:28). Он также процитировал критского философа, чтобы подчеркнуть точку зрения Титу 1:12.

Вера часто рассматривается как «не интеллектуальное» стремление, то, что понимается духом и сердцем, а не разумом. Некоторые люди — даже некоторые христиане — доходят до того, что говорят, что вера противоположна разуму, как если бы вера была неизбежно иррациональной или антиинтеллектуальной. Если это не имеет смысла, ничего страшного. Но Библия представляет веру в Бога и Евангелие как основанную на реальности. Мы верим в то, что реально; наша вера основана на исторических событиях, записанных очевидцами необычных событий.Лука пишет о «многих убедительных доказательствах» воскресения Иисуса (Деяния 1: 3). Служение Христа «совершалось не в углу», как Павел указывает скептически настроенному царю (Деяния 26:26).

Идея о конфликте веры и разума восходит к древним временам. Греческая культура, родина философии, не могла понять христианское послание, которое им казалось иррациональным. Как сказал Павел, проповедь креста была глупостью для греков (1 Коринфянам 1:23) — указанием на ограниченность человеческой философии.Философия, созданная руками человека, хотя и является полноценной областью исследования сама по себе, никогда не может прийти к истине Евангелия самостоятельно. Павел предупреждал об обращении внимания на «противоположные идеи о том, что ложно называется знанием» (1 Тимофею 6:20) или «так называемым знанием» (NLT). Большая часть светской философии попадает в эту категорию. Нам нужно откровение Бога, чтобы увидеть истину. «Верою мы понимаем» (Евреям 11: 3).

Без Божьего откровения Библии человек в своем естественном состоянии не может понять то, что от Духа Божьего (1 Коринфянам 2: 14–16).Мудрость не исходит из естественного ума, потому что человеческий ум и его разум падшие; то есть они подвержены влиянию греха. Мудрость — это дар от Бога (Иакова 1: 5). Чтобы по-настоящему мыслить рационально, человек должен познакомиться с высшим источником мудрости, которым является Сам Бог. Нам нужен «разум Христов» (1 Коринфянам 2:16). Через веру мы полагаемся на Божье руководство, а не только на свою мудрость (Притчи 3: 5–6).

Христиане могут и должны изучать философию, если их ведут в этом направлении, но, как и во всем в жизни, изучение должно проводиться в подчинении Богу.Философию можно использовать для построения красивых и поучительных аргументов, основанных на том, что Бог показал истинность, или ее можно использовать для деконструкции и запутывания падшего разума, который доверяет себе, а не своему Создателю. Мы славим Господа за христианских философов на протяжении веков, которые оказали положительное влияние на мир философии и указали людям на истину: Августина, Аквинского, Кальвина, Кьеркегора и других. Мы также в долгу перед более современными мыслителями, такими как К. С. Льюис, Элвин Плантинга, Норман Гейслер, Фрэнсис Шеффер, Рави Захариас и Уильям Лейн Крейг, которые продолжали доказывать, что христианское богословие более чем достаточно в изучении философии.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *