Первичная малая группа это: Малые группы: понятие, признаки, типология, структура.

Содержание

Классификация малых групп. — Студопедия

Группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»,

2) деление их на «формальные» «неформальные»,

3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

(Кули) Первичная группа: семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее выделил характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. По традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, распределены роли всех членов группы, в системе подчинения структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.



«Неформальные» группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, Иногда в рамках такой группы возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.


Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц.

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»).

Групповые нормы.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют два образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества.

Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества». При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

15.Конформность. Виды и функции группового давления. Эксперимент С.Аша.

Феномен группового давления.Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. В социально- психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Еще одна позиция — позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. В действительности негативизм не есть подлинная независимость, это специфический случай конформности, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, позицию или норму. Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Они давали заведомо неправильный ответ. Последним отвечал «наивный субъект». Более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

Конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Конечно, и эти показатели достаточно значимы; например, было установлено, что на степень конформности влияют и менее развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, и многие другие обстоятельства подобного толка. Однако степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.

К важнейшим причинам этого относится прежде всего лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. В экспериментах Аша — это отрезки разной длины. Значимой в полном смысле этого слова является для личности ситуация, сопряженная с реальной деятельностью, с реальными социальными связями этой личности. Конформность, выявленная при решении таких задач, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр., но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником. Большинство критиков справедливо отмечают, что результаты экспериментов Аша вообще не могут быть распространены на реальные ситуации, поскольку «группа» здесь — не реальная социальная группа, а простое множество людей, собранных специально для эксперимента. Поэтому справедливо утверждать, что здесь изучается не давление группы на индивида, а ситуация присутствия совокупности лиц, временно объединенных для выполнения поставленной экспериментатором задачи.

Другой причиной критики рассматриваемых экспериментов является абстрактная природа участвующих индивидов — кто они, каковы их ценности, убеждения и пр. Один из исследователей, например, предположил, что в экспериментах Аша различные индивиды демонстрировали различные виды конформности: это могла быть как конформность к группе, так и конформность к экспериментатору.

Сама модель возможных вариантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лишь два типа поведения: конформное и неконформное. Но такая модель допустима лишь в лабораторной группе, которая является «диффузной», не сплоченной значимыми характеристиками совместной деятельности. В реальных же ситуациях такой деятельности может возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип поведения. Он будет демонстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Поэтому в действительности существуют не два, а три типа поведения:

1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;

2) конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

16.Процесс группового принятия решения. Виды групповой дискуссии

Процесс принятия группового решения.Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно.

Главные вопросы: что такое вообще «групповое решение»? Какую роль играет предшествующая дискуссия? Действительно ли всегда групповое решение лучше, чем индивидуальное, и если да, то в каких случаях оно лучше? Наконец, каковы последствия для группы принятия общего решения и каково значение этого факта для каждого индивида, принимавшего в нем участие?

Групповая дискуссия: Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку.

Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13 — 17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, — 32%.

Левин предложил следующую психологическую интерпретацию полученного результата. На лекции домохозяйки пассивно слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели; в группе не возникло социальной нормы, которой бы в дальнейшем следовали члены этой группы. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения, а она оказалась невысокой. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевидным факт, что другие члены группы также движутся в направлении определенного решения, это укрепляло собственную позицию. Решение таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии. Такой эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было именно принято группой.

Закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации,

2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Формы групповой дискуссии:

Совещания.

«Брейнсторминг»: выдвижение максимального количества идей – критика, выбор лучших – выбор самых лучших.

Метод синектики — метод соединения разнородного. Выработка разнообразных, в том числе прямо противоположных предложений – принятие удовлетворяющих всех решений.

Сравнительная ценность групповых и индивидуальных решений. Феномен «сдвига риска». Группа обладает свойством быть своеобразным модератором индивидуальных мнений и суждений ее членов: она отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений (нормализация группы). Исходя из этой традиции, можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафиксирован такой же факт нормализации. Однако это положение не подтвердилось в случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. В эксперименте испытуемым (группы по 5-7 человек) предлагался набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность («синица в руке»), либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность высока («журавль в небе»). Примеры дилемм: перейти без гарантий на новую, высокооплачиваемую работу или остаться на старой, среднеоплачиваемой, но зато без риска. Члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.

Качество принимаемых группой решений: его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения.

Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию, что пытаются развивать при помощи социально-психологического тренинга.

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «групповой дух» (не вполне удачный перевод английского термина «group-think»). Это высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы.

Явление поляризация группы. В ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами. Как видно, групповая поляризация противоречит ранее принятой идее об усреднении в групповом решении индивидуальных решений.

Как правило, групповая дискуссия укрепляет то мнение, которое и до нее было мнением большинства. Однако эти данные нельзя считать окончательными.

17.Процесс управления группой. Лидерство и руководство.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем: они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

18.Теории происхождения лидерства.

3 теории.

«Теория черт» концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц — возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. Если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза.

Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. После публикации Стогдилла с новыми добавлениями к списку возникло достаточно категоричное мнение о том, что теория черт оказалась опровергнутой. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера.

Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

«Ситуационная теория лидерства». Теория черт не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Интересно, что этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным).

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В- четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Теория была достаточно популярной.

Системная теория лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности. Во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии. Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

19.Стили лидерства.

Эксперимент К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше.

Руководители трех групп (взрослые) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (Левин) (в другой интерпретации «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» стиль (Журавлев).

Рассматривались содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Тогда можно «расписать» каждый из трех стилей по двум характеристикам: формальная сторона и содержательная сторона.

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения

Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме)

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны

Четкий язык, неприветливый тон

Голос руководится – решающий

Похвала и порицания субъективны

Эмоции не принимаются в расчет

Показ приемов — не система

Позиция лидера — вне группы

Первичные и вторичные группы. — Студопедия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Кафедра педагогики

Дорошенко Светлана Ивановна

Теория и методика воспитания. Социальная педагогика

Индивидуальные задания

по дисциплине «Педагогика», модуль «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование

Владимир – 2013

Задачи самостоятельной индивидуальной работы:

1.Активизация познавательной деятельности студентов

2. Развитие навыков рациональной работы с литературой

3. Индивидуализация образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы

«Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»

Практико-технологический аспект

1. Разработать развернутый план работы классного руководителя на четверть (полугодие). В плане должны быть представлены: название дела (мероприятия), его форма, направление воспитания, которое при этом преимущественно реализуется, дата проведения (по неделям).

2. Разработать подробный конспект коллективного творческого дела.

План подготовки и проведения коллективного творческого дела

(методика И.П. Иванова):

1. Подготовка детей к общему сбору. Разведка полезных дел (потребности класса или школы). Возможно ознакомление детей с неким заказом от администрации, школьного совета дела, попечительского совета школы и др.)



2. Коллективное выдвижение идей на общем сборе. «Мозговой штурм», во время которого запрещается любая критика и фиксируются все предложения.

3. Коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.

4. Выбор совета дела, распределение ответственности между членами совета.

5. Подготовка дела, распределение поручений, выработка технологии деятельности, определение сроков и степеней ответственности.

6. Проведение дела.

7. Итоговая рефлексия по поводу осуществленной деятельности, выявление достоинств и недостатков (центрация на положительном и удачном).

8. Последействие, определение перспектив, организация «радости завтрашнего дня».

3. Осуществить анализ социальной группы по плану:


1. По объему, или по числу входящих в них индивидов: большая ( малая).

2. По происхождению —первичная ( вторичные).

3. По способу и характеру организации — формальная ( неформальная).

4. По гендерному составу.

5. По типу лидерства.

6. По социальным задачам, решаемым в группе.

7. По аксиологическим ориентирам (просоциальная, асоциальная, антисоциальная).

Большие и малые группы. Большая группа отличается от малой главным образом тремя основными при­знаками: она включает в свой состав значительное число членов, ха­рактеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ним и обладает относительно меньшей степенью внутренней спло­ченности и организованности (в сравнении с малой группой). В каче­стве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизи­онную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для воз­никновения эмоциональных отношений, групповых норм и группо­вых процессов. Наиболее типичные малые группы — семья, школь­ный класс, студенческая группа, производственная бригада и т. д. Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является немногочисленность ее состава (минимум — два–три человека, максимум — количество членов, вы­званное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) соци­альная деятельность, поскольку она характеризует группу как эле­мент социальной структуры общества, системы отношений в нем. В этом плане характерно еще одно, весьма лаконичное определение малой группы, предлагаемое также Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непо­средственных личных контактов».

Первичные и вторичные группы.

Первичная группа — это разновидность малой группы, обеспечиваю­щая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Характерные образцы первич­ной группы — семья, группа друзей, сверстников, соседская общность и др.
Вторичные группы являются разновидностями, как правило, боль­ших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета — вторичной группой. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной со­стоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная — на установление взаимосвязи между ее членами.

Формальные и неформальные. Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно офи­циально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и анти­патий.

3. Лидерство в малой группе. Формальные и неформальные
лидеры в группе.Каждая социальная группа характеризуется наличием лидера. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отно­шения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Типы лидеров:

— в зависимости от содержания деятельности: вдохновитель и исполнитель;
— в зависимости от характера деятельности: универсальный и ситуационный;
— в зависимости от направленности деятельности: эмоциональный и деловой;
— в зависимости от отношения к официальному руководителю: позитивный и негативный;
— в зависимости от соответствия формальных полномочий и степени влияния: формальный и неформальный.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедея­тельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоци­ональной, связанной с процессом общения и развития психологи­ческих отношений между членами группы, выделяют также два основ­ных вида лидерства лидерство в деловой сфере (иногда его назы­вают «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональ­ной сфере («экспрессивное лидерство»).

4. Разработать план-конспект ролевой игры или представить портфолио «Игры в воспитательном процессе (для конкретного возраста)»

5. Составить кейс с набором воспитательных ситуаций и их анализом (не менее пяти ситуаций).

А) Описание педагогической ситуации

Б) задачи педагога при решении проблемы, сложившейся в данной ситуации

В) способы решения педагогических задач, которые ставит педагог применительно к данной ситуации.

Виды педагогических задач[1]

1. Задачи педагогической диагностики.

2. Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников.

3. Задачи по выбору приемов и методов педагогического взаимодействия.

4. Задачи по организации деятельности учащихся.

5. Задачи по формированию общественного мнения коллектива.

6. Задачи по переориентации ученика.

7. Задачи по изменению отношения к учебе.

8. Задачи по закреплению привычки, интереса.

9. Задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика.

10. Задачи по росту самостоятельности.

11. Задачи на развитие и проявление творчества.

12. Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности.

13. Задачи по педагогическому стимулированию.

14. Задачи по самовоспитанию.

Литература:

1. Аринина О.Н., Романова Л.А. Начинающему классному руководителю. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 144 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000. – С. 78-85.

[1] Классификация составлена по материалам учебника Н.В. Бордовской и А.А. Реана «Педагогика» (СПб.: Питер, 2000).

Малая группа — Большая советская энциклопедия

Ма́лая группа

Социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

М. г. складываются во всех сферах деятельности человека. Если М. г. представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую М. г. называют формальной. Если же М. г. возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной М. г. могут складываться одна или несколько неформальных групп.

Состояние М. г. характеризуется прежде всего её сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в М. г. всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем сплочённости М. г. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами (см. Социометрия). Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые М. г. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

М. г. оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе; на этом основании такие группы называются первичными. По мере развития личности меняется характер и число М. г., членом которых является индивид; в современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных М. г. индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других М. г., что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида; в противном случае может развиваться склонность к асоциальным формам поведения. При этом индивид иногда включается в антиобщественные М. г. (хулиганские компании, воровские шайки).

Наряду с внутренней структурой, придающей М. г. относительную самостоятельность, М. г. обладает внешней структурой, выражающей её зависимость от более крупных социальных групп и организаций.

При капитализме характер отношений в М. г. в сфере труда и других сферах определяется антагонистическими производственными отношениями на капиталистическом предприятии и в обществе в целом. При социализме коллективистские отношения сотрудничества и взаимной помощи пронизывают все сферы и уровни деятельности членов общества и превращают М. г. в сфере труда в первичные трудовые коллективы, где непосредственно сочетаются интересы общества, коллектива и личности.

Буржуазные социологи объявляют М. г. «обществом в миниатюре» (Г. Зиммель), а первичные группы — фундаментом всей общественной структуры (Ч. Кули). Подобные интерпретации искажают реальные социальные связи, игнорируют обусловленность М. г. существующими общественными, в первую очередь классовыми, отношениями. См. также статью Группы социальные и литературу при ней.

Н. И. Лапин.


Источник:
Большая советская энциклопедия
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАЛАЯ ГРУППА —
    МАЛАЯ ГРУППА. см. ГРУППА МАЛАЯ.
    Социологический словарь
  2. МАЛАЯ ГРУППА —
    МАЛАЯ ГРУППА — в социологии, психологии — простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения…
    Большой энциклопедический словарь

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА — это… Что такое ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА?



ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА


Antinazi.
Энциклопедия социологии,
2009

  • ПЕРВЕРСИЯ
  • ПЕРВИЧНЫЙ ОПЫТ

Смотреть что такое «ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА» в других словарях:

  • первичная группа — В системах с частотным уплотнением группа из 12 аналоговых каналов, которая обычно занимает спектр от 60 до 108 кГц (basic group А) и реже от 12 до 60 кГц (basic group В). Каждая первичная группа состоит из 4 трехканальных групп (предгрупп), а… …   Справочник технического переводчика

  • ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА — термин, введенный Кули для обозначения такой реальной группы взаимосвязанных людей, к рая характеризуется: а) личностными, интимными, аффективными связями; б) непосредственным, лицом к лицу , общением; в) относит. устойчивостью; г) малым размером …   Философская энциклопедия

  • ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА — (primary group) малая группа, вроде семьи, друзей или коллег по работе. Кули (1909) классифицировал группы на первичные, имеющие собственные нормы поведения и предполагающие множество интеракций лицом к лицу, и вторичные, которые благодаря… …   Большой толковый социологический словарь

  • Первичная группа — – малая социальная группа, члены которой связаны личными и продолжительными отношениями …   Словарь-справочник по социальной работе

  • первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК — первичная группа Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц. [ГОСТ 22832 77] Тематики системы передачи Синонимы первичная… …   Справочник технического переводчика

  • первичная группа цифровых сигналов электросвязи — первичная группа Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1. [ГОСТ 22670 77] Тематики сети передачи данных Синонимы первичная группа EN primary block …   Справочник технического переводчика

  • первичная группа стержней останова — (напр. жидкометаллического быстрого ядерного реактора) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN primary shutdown rods …   Справочник технического переводчика

  • Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК — 11. Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК Первичная группа D. Primargruppe Е. Group F. Groupe primaire Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Первичная группа цифровых сигналов электросвязи — 106. Первичная группа цифровых сигналов электросвязи Первичная группа Primary block Многоканальный цифровой сигнал электросвязи, характеризующийся скоростью передачи символов 2,048 млн. с 1 Источник: ГОСТ 22670 77: Сеть связи цифровая… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Первичная группа каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК — 1. Совокупность двенадцати каналов тональной частоты системы передачи с ЧРК или четырех предгрупп, занимающих в диапазоне частот смежные участки с общей шириной 48 кГц Употребляется в документе: ГОСТ 22832 77 Аппаратура систем передачи с… …   Телекоммуникационный словарь

Классификация 2

Следующая
классификация связана с таким критерием
как время
существования группы:

С
точки зрения структурной
целостности

выделяют 2 типа групп:

  • Первичная
    группа

    это не разложимое далее на составные
    части структурное подразделение
    официальной организации, например
    бригада, отдел, лаборатория.

Первичная группа
всегда малая формальная группа.

  • Вторичная
    группа

    это совокупность первичных малых групп.
    Предприятие, насчитывающее несколько
    тысяч работников, называется вторичным,
    поскольку состоит из мелких структурных
    подразделений – цехов, отделов.

[ Кричевский Р.Л.,
Дубовская Е.М. Психология малой группы:
теоретический и прикладной аспекты.
М.: Изд-во МГУ.-207с.]

Рассмотрим
классификации малых групп, которые
неоднократно являются предметом
обсуждения.

Группы классифицируются
по нескольким различающимся между собой
основаниям и по дихотомическому
принципу.

    1. Лабораторные
      – группы,
      специально создаваемые для выполнения
      экспериментальных заданий в лабораторных
      условиях

    2. Естественные
      – группы, функционирующие в реальных
      жизненных ситуациях.

  • Другая
    интересующая нас оппозиция
    организованные(формальные, официальные)
    – спонтанные(неформальные, неофициальные).
    Те
    и другие относятся к категории
    естественных групп.

    1. Организованные
      – элементарные
      ячейки социальной организации,
      возникновение которых обусловлено
      необходимостью реализации соответствующих
      организованных функций.

    2. Спонтанные
      – зарождаются
      непроизвольно, стихийно, как в недрах
      организованных групп, так и вне их, в
      процессе общения индивидов, являясь
      результатом взаимных психологических
      предпочтений.

  • В
    основе следующей оппозиции – открытые
    – закрытые

    – положена степень доступности,
    открытости группы влиянию окружающей
    ее социальной среды общества.

  • Для
    последующего анализа малые группы
    полезно расклассифицировать также,
    исходя из фактора продолжительности
    их существования, на стационарные
    и временные.

Укажем также еще
на одну часто встречающуюся классификацию
малых групп, в соответствии с которой
они подразделяются на группы членства
и референтные группы. Основанием для
подобного деления является степень
значимости группы для индивида с точки
зрения его ориентации на групповые
нормы и ценности, влияния группы на
систему его установок.

[Рогов Е.И. Психология
групп \ Е.И.Рогов.-М.: Гуман.изд.центр
ВЛАДОС, 2005.-430с. ]

Малые группы

реальные

условные

формальные

неформальные

постоянные

временные

референтные

группы
членства

становящиеся

Высокоразвитые

первичные

Вторичные

паритетные

Непаритетные

    1. Условные

      профессиональные, возрастные группы.

    2. Реальные
      – группы,
      функционирующих в реальных жизненных
      ситуациях.

    1. В
      формальной
      группе строго распределены статусы и
      соответствующие им роли в системе
      подчинения структуры власти

    2. Неформальные
      группы

      зарождаются произвольно на основе
      индивидуальных симпатий, схожести
      интересов, образования или личностных
      характеристик.

    1. К
      временным
      относят не
      только лабораторные, но и естественные
      группы, которые являются удобным
      объектом для изучения динамических
      процессов в группе.

    2. Постоянные
      – относительно стабильны

    1. Референтная
      группа
      придерживается ценностей, соотнесением
      с которыми человек оценивает свои
      собственные поступки.

    2. Группа
      членства

      – реальная группа, членом которой
      являются данный индивид.

    1. Первичные

    2. Вторичные

    1. Паритетная
      – группа,
      члены которой имеют приблизительно
      равный статус в пределах границ и
      функций группы

    2. Непаритетные

[ Андреева Г.М.
Социальная психология. Учебник для
высших учебных заведений. — М.: Аспект
Пресс,2001.-378с.]

Малая
группа

это группа, реально существующая не в
вакууме, а в определенной системе
общественных отношений, она существует
как субъект конкретного вида социальной
деятельности, «как звено определенной
общественной системы, как часть
общественной структуры».

Обилие малых групп
в обществе предполагает их огромное
разнообразие, и поэтому для целей
исследования необходима их классификация.

Допустимы самые
различные основания для классификации
малых групп: группы различаются по
времени их существования(долговременные
и кратковременные), по степени тесноты
контакта между членами, по способу
вхождения индивида.

Рассмотрим наиболее
распространенные классификации.

Впервые было
предложено Ч. Кули, который в начале дал
просто описательное определение
первичных групп, назвав такие группы,
как семья, группа друзей. Практического
применения эта классификация в настоящее
время не имеет.

Это второе из
исторически предложенных деление малых
групп.

Впервые это деление
было предложено Э.Мэйо при проведении
им знаменитых Хоторнских экспериментов.
Согласно Мэйо, формальная группа
отличается тем, что в ней четко заданы
все позиции ее членов, они предписаны
групповыми нормами(рабочая бригада,
школьный класс)

Неформальные
группы – это группы, которые складываются
и возникают стихийно, где заданной
системы по вертикали нет. Неформальная
группа может создаваться внутри
формальной.

Она была введена
Г. Хайменом, которому принадлежит
открытие самого феномена «референтной
группы». Референтные группы по Хаймеру,
это группы, в которых индивиды не включены
реально, но нормы которых они принимают.

В настоящее время
в литературе встречается двоякое
употребление термина «референтной
группы» : иногда как группа, противостоящая
группе членства, иногда как группа,
возникающая внутри групп членства.

Деление на группы
членства и референтные группы открывает
интересную перспективу для прикладных
исследований.

[Социальная
психология :Учебное пособие для вузов
\Под ред. проф. А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ
– ДАНА,2001.-543с. ]

Кроме рассмотренных,
существуют и другие классификации малых
групп. Так, А.В.Петровский различает
группы по степени их развития, учитывая
при этом характер межличностных
отношений. Иерархию реальных контактных
групп он представляет следующим образом.

  1. Диффузная
    группа
    – в
    ней взаимоотношения опосредуются
    только симпатиями – антипатиями, но
    не содержанием групповой деятельности;

  2. ассоциация
    – группа, в которой взаимоотношения
    опосредуются только личностно значимыми
    целями;

  3. корпорация
    — взаимоотношения опосредуются только
    личностно значимым, но асоциальным по
    своим установкам содержанием групповой
    деятельности;

  4. коллектив
    — взаимоотношения
    опосредуются только личностно значимым
    и общественно ценным содержанием
    групповой деятельности.

[ Крысько В.Г.
социальная психология: Схемы и
комментарии.-М.: Изд – во ВЛАДОС ПРЕСС,
2001.-208с.]

Виды
малых групп

Возрастные

Половые

Естественные

Лабораторные

Формальные

Неформальные

Слаборазвитые

Высокоразвитые

Диффузные

Коллективы

Референтные

Нереферентные

Малая
группа

это небольшие по составу общности, члены
которых объединены единой целью своей
деятельности и находятся в непосредственном
личном контакте, что является основой
для возникновения группы как целого

  • Условные
    группы

    это группы, объединенные по какому –
    то общему признаку, например, по возрасту,
    полу.

  • Реальные
    – это группы,
    в которых люди постоянно находятся в
    повседневной жизни и деятельности. Они
    бывают естественными и лабораторными.

  • Формальные
    – это группы, которые имеют официально
    заданную извне структуру.

  • Неформальные
    – это группы,
    которые образуются на основе личностных
    предпочтений.

  • Слаборазвитые
    – это группы,
    находящиеся на начальном этапе своего
    существования.

  • Высокоразвитые
    – это группы давно созданные, отличающиеся
    наличием единства целей и общих
    интересов, высокоразвитой системы
    отношений, сплоченности.

  • Диффузные
    – это группы
    случайные, в которых люди объединены
    лишь общими эмоциями и переживаниями.

  • Коллектив
    – это высшая форма объединения людей,
    создающая наиболее благоприятные
    условия для совместной деятельности.

  • Референтные
    (эталонные)

    – это группы, на которые люди ориентируются
    в своих интересах, личностных
    предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

  • Нереферентная(группы
    членства)

    – это группы, в которых люди реальо
    включены и трудятся.

Лекция 2. Малые группы. § 1. Понятие малой группы и их классификация

Малая группа– группа непосредственно
контактирующих индивидов, объединенных
общими интересами, целями и групповыми
нормами поведения.

Малая группаимеет определенный
количественный состав, структурную
организацию, социально-психологические
механизмы жизнедеятельности, групповую
динамику.

В малой группесуществует
управляющее звено – руководитель,
реализующий общие интересы, ставящий
цели деятельности и организующий
совместную деятельность членов группы.
Формальные руководители или общепризнанные
лидеры, а также сублидеры образуют
«мозговой центр» группы; основная
масса группы – исполнители с различным
групповым статусом. Возможно существование
и низкостатусных членов группы, не
нашедших в ней своего места. Существенное
значение в малой группе имеют межличностные
отношения, непосредственные межличностные
контакты. Наиболее сплоченное ядро
малой группы образует первичную
группу.

Непосредственно окружающая человека
социальная среда – микросреда –
совокупность различных малых групп.
Они – один из основных факторов
формирования поведения человека, как
социально адаптированного, так и
отклоняющегося от социальных требований
– девиантного.

Основные этапы исследования малой
группы: коакционный подход, интеракционистский
подход, деятельностный подход. Актуализация
проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение
роли малой группы в принятии решений;
возможность проведения эксперимента
в малой группе; малая группа как предметное
поле социально-психологических
исследований.

Классификации малых групп: лабораторные
и естественные, организованные и
стихийные, открытые и закрытые, формальные
и неформальные, первичные и вторичные
группы, группы членства и референтные
группы и т.д. Значение различных типов
малых групп для детерминации поведения
индивида.

Формальные группыобъединены
официальными целями и имеют
регламентированную структуру, необходимую
для достижения этих целей.

Неформальные группыне имеют
формально установленной структуры.
Взаимодействие членов неформальной
группы стихийно, оно определяется их
личными отношениями, общностью системы
ценностей. Однако и в ней существует
внутригрупповая иерархия.

Референтная(отлат.referentis– сообщающий), или эталонная группа– группа, нормы которой признаются
личностью как наиболее ценные. Так,
специалист ориентируется на определенную
группу уважаемых коллег, спортсмен –
на нормы ему известных рекордсменов и
т. п. Закоренелых преступников не огорчает
неодобрение большинства людей, но они
чутко реагируют на позицию своей
преступной группы.

Различные группы могут быть референтными
в различных отношениях. Подросток может
высоко ценить нормы поведения своих
товарищей и родителей. Многие поступки
человека в микросреде объясняются его
стремлением к самоутверждению референтной
группе.

Социально положительная группаоказывает мощное воздействие на
социально-психологическое развитие
индивида. Включаясь в эти группы уже с
рождения, ребенок черпает в них все
необходимые ему компоненты социального
опыта, человеческой культуры. В социальных
группах реализуются различные способности
индивида. В них он узнает цену себе,
осознает свои сильные и слабые стороны.

Социальные группы могут занимать
различные позиции в отношении базовых
социальных ценностей. Их деятельность
может быть социально ориентированной(производственные, учебные,
общественно-культурные и т.п. объединения),
асоциальной
– ориентированной на
удовлетворение потребностей лишь членов
данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры
и т. п.) и антисоциальные –преступные
группы.

Жизнедеятельность антисоциальной
группы осуществляется по жестким
канонам, правилам рангового соответствия,
закона силы, круговой поруки, гонения
слабых и т.п. Криминальные, антисоциальные
группы имеют принципиально иную,
отличающуюся от социально положительных
групп, организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются
примитивные группы
(дворовые
объединения, компания собутыльников и
т. п.).

Социум воспроизводит себя как экономически
стабильное образование в основном
посредством профессиональных групп.
Однако потребности общества выходят
далеко за рамки профессиональной
деятельности. Наряду с профессиональными
и другими формальными группами в нем
постоянно образуются самодеятельные
социальные группы,
ориентированные
на реализацию вновь возникающих
социальных потребностей.

Классификация
социальных групп

Переход в малую группу в дошкольном учреждении

Для перехода от одного занятия к другому в классе часто требуются методы проб и ошибок. Переходы — важная часть нашего дня в дошкольных учреждениях, даже если они кажутся незначительными моментами, которые даже не входят в наш письменный график.

Classroom Transitions: Small Group

Недавно я получил электронные письма от учителей, которые спрашивали меня, как мы переходим в малую группу. Я подумал, что было бы полезно опубликовать это здесь, но я знаю, что у многих из вас, учителей, есть отличные идеи для перехода в малую группу.Поэтому, пожалуйста, поделитесь своими идеями в разделе комментариев ниже, чтобы описать, как вы переходите в малую группу. Ваши комментарии могут быть огромным подспорьем для других дошкольных воспитателей!

Сначала проясню: в моем классе я провожу время в Малой группе отдельно от Центрального. Это две разные вещи в нашем расписании. У нас есть центры свободного выбора, так что это , а не , как мы переходим к центру времени. Я знаю, что в некоторых дошкольных классах это время проводится по-другому.Проверьте эти ссылки на то, как я занимаюсь Центром времени, а также с Малой группой.

В способе перевода детей в малую группу нет ничего необычного, потому что я просто хочу быстро переместить нас из большой группы в малую, чтобы мы могли заняться обучением.

У меня четыре группы детей, и мы чередуем группы в течение четырех дней. У меня есть магнитные доски с детскими фотографиями, которые показывают детям, на какой стол им нужно пойти в этот день.

Как я подготовил класс к переходу

В начале года я сделал фото каждого ребенка «в голову».{Подсказка: я использовал свой iPhone и настроил его для съемки квадратных фотографий. С квадратами легче работать, чем с прямоугольниками, потому что, если вам нужно немного обрезать его, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы получить правильные пропорции.}

Я распечатал фотографии каждого ребенка на карточках с их именами внизу, ламинировал их и прикрепил магнит к спине.

Я купил четыре таких очень недорогих (1 доллар) противня для печенья в Dollar Tree. Если хотите пофантазировать, вы можете покрасить их распылением, но я просто оставил их серебристыми.

Transition to Small Group in Preschool

Я сделал таблички для каждой из своих таблиц, используя номер с изображением символа. Символ помогает детям в начале года, когда / если они еще не распознают числа. Табличные таблички висят над каждым столом с рыболовным шнуром и потолочным крючком. Я сделал мини-версию табличек, чтобы использовать их в качестве магнитов на досках для небольших групп (противнях).

Table Signs in the Classroom

Магниты идеальны, поэтому я могу легко менять детские картинки, если захочу поменять группы.Я меняю группы каждые 1-3 недели, в зависимости от того, что мы делаем.

Transition to Small Group in Preschool

Магниты на табличках с мини-столиками позволяют мне переключать группы на следующий вид деятельности каждый день. Все, что мне нужно делать в начале каждого дня, — это перемещать кружки с номерами стола на следующую доску (лист печенья).

Как дети переходят в малую группу

По мере того, как мы переходим от большой группы к малой, я по очереди называю номера таблиц. Дети смотрят на доски, чтобы увидеть, куда они должны идти.Это оно! Все работает очень плавно. Конечно, в начале года все было не так гладко, поэтому мне пришлось их тренировать, чтобы добраться до этой точки.

Иногда, если ребенок бродит вокруг и спрашивает: «Куда мне идти?», Я говорю им: «Иди и посмотри на доску». Это перекладывает ответственность на них, и они не привыкают к тому, что я каждый день говорю им, куда идти. В начале года детям нужно больше направления, поэтому я на некоторое время разместила каждую магнитную доску на каждом столе.

Transition to Small Group in Preschool

Итак, как вы переводите своих учеников в небольшие группы? Делитесь в комментариях ниже!

Добро пожаловать!

Transition to Small Group in Preschool

Хотите подписаться на мою БЕСПЛАТНУЮ еженедельную рассылку обновлений? Присоединяйтесь к более чем 85 000 подписчиков!

Мы собираем, используем и обрабатываем ваши данные в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.
Не волнуйтесь — мы никогда не продаем и не передаем адреса электронной почты! ,

Pre-K Small Group — PreKinders

small group tips

Несколько читателей спросили меня о том, как я работаю в малых группах, и я почувствовал, что было бы легче пойти дальше и создать веб-страницу об этом, чтобы объяснить, как я управляю временем в малых группах. Между прочим, я не эксперт, я просто так делаю небольшие группы в своем классе. Это ответы на часто задаваемые вопросы.

Какого размера ваши малые группы? Сколько у вас групп?

Это зависит от того, сколько детей в моем классе в данный год.У меня были номера регистрации от 9 до 22! Я думаю, что небольшая группа должна быть из 4-6 детей. В зависимости от размера класса это может означать, что у вас есть 2 группы, 4 группы или больше. У меня было 8 детей в небольшой группе, но лучше 4-6.

Если мне удается разделить класс пополам, я беру одну группу, а мой ассистент — другую. Если имеется более двух групп, другая группа (группы) являются независимыми. В моем плане урока у меня есть занятие для моей группы, другое занятие для группы моего ассистента и «самостоятельные занятия» для независимой группы (групп).

На следующий день (и последующие дни) группы будут меняться, так что каждый ребенок будет работать со мной, моим помощником и самостоятельно.

Чем вы занимаетесь в малой группе? Что происходит в малой группе?

Я планирую заниматься грамотностью, искусством, мелкой моторикой, естественными науками, математикой и кулинарией. Я лучше владею грамотностью и математикой, чем другими навыками, но мне нравится сохранять баланс и включать все области. Часто действие объединяет более одного навыка (вот почему на страницах моих тематических блоков я не разделил страницы на разделы по навыкам, а скорее пометил навыки в скобках под каждым заданием, потому что многие из них объединяют более одного ).Я использую время в небольших группах, чтобы практиковать навыки, которые мы должны освоить, такие как сортировка, сопоставление, подсчет и т. Д. Мы работаем только с практическими материалами; нет рабочих листов.

Большинство моих занятий в малых группах проводится в Интернете. Посмотрите на такие страницы, как «Темы», «Математика», «Грамотность», «Искусство», «Детские рецепты» и т. Д. Используйте панель навигации вверху каждой страницы, чтобы найти их. Все эти страницы содержат информацию о том, чем мы занимаемся в небольших группах. Я не указываю на веб-странице, какие занятия относятся к небольшим группам, а какие — к центрам, потому что я часто использую занятия для обоих.

Что это значит — я иногда выполняю задание в небольшой группе / центре, подобное этому: в небольшой группе я создаю задание с материалами, которые мы собираемся использовать. Я представляю задание детям, показываю им, как использовать материалы, а затем даю им возможность использовать его. После того, как каждая группа ознакомилась с материалами, я кладу их на полку для использования в центре времени. Например, если мы работаем над сортировкой, я представляю материалы, показываю им, как их использовать, а затем дети работают в парах или индивидуально.Я помогаю детям по мере необходимости. Эти же лотки будут доступны в Математическом центре в свободное время.

Я обнаружил, что дети гораздо больше интересуются деятельностью центра математики и грамотности, если они впервые познакомились с ними в маленькой или большой группе.

Вы собираетесь в небольшие группы во время центра?

Нет. Когда я только начал преподавать Pre-K, я был обучен High Scope, так что я все еще делаю много вещей High Scope. В HS они считают, что небольшие группы не должны собираться во время центра, чтобы дети не прерывались в своей работе.Они твердо верят в непрерывность работы центров свободного выбора. Также очень важны анекдотические записи, и таким образом учитель может наблюдать и делать анекдотические записи, пока дети занимаются в своих центрах. Наблюдательная оценка намного более достоверна, чем отводить детей в сторону, чтобы «проверить» их.

Где вы получаете уроки в малых группах? Вы пользуетесь учебной программой?

Я не использую учебную программу, поэтому придумываю уроки для небольших групп самостоятельно. Некоторые из них — идеи, которые я нашел в Интернете, в справочниках или от коллег-учителей, а некоторые из них — идеи, которые я придумал сам.

Что делают другие дети, если их нет в центрах?

Независимая группа (группы) работают с видами деятельности, которые им уже были представлены. Я мог бы попросить их поработать с лотками в наших центрах математики, грамотности, точной моторики или науки. Я могу попросить их поработать с лего, выкройками, пластилином, рисованием, букмекерством или с любым другим занятием, которое они могут выполнять самостоятельно без помощи учителя.

Это когда вы занимаетесь деятельностью, основанной на вашей теме?

Если мы делаем тему, то наша деятельность может быть связана, но это не всегда.Приведу пример: мы могли бы провести научное исследование с пищевой содой и уксусом — это не соответствует теме, но я не люблю пренебрегать хорошим занятием только потому, что оно не соответствует теме.

Оцениваете ли вы детей в малых группах?

Да, часто делаю, но не всегда. Когда я это делаю, я либо делаю анекдотические записи, либо использую лист «Матрица уроков» с веб-сайта программы Pre-K штата Джорджия.

Есть ли у вас места?

Нет, они могут сидеть за столом, где захотят.Если необходимо, я просто прошу кого-нибудь перейти на другой стул, но это редко бывает необходимо. Раньше, когда я распределял места, я обнаруживал, что дети слишком территориально относятся к своему «месту», что вызывало много споров.

Для уточнения…

Так может выглядеть неделя с классом, который можно разделить на три группы. (Это не высечено в камне для каждой недели учебного года, просто пример.)

Понедельник:
Группа 1 с учителем — математика
Группа 2 с ассистентом — искусство
Группа 3 самостоятельная — грамотность

Вторник и среда: группы переключателей

Четверг:
Группа 1 с учителем — естественные науки
Группа 2 с помощником — грамотность
Группа 3, независимая — мелкая моторика

Пятница и понедельник: группы переключателей

Добро пожаловать!

small group tips

Хотите подписаться на мою БЕСПЛАТНУЮ еженедельную рассылку обновлений? Присоединяйтесь к более чем 85 000 подписчиков!

Мы собираем, используем и обрабатываем ваши данные в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.
Не волнуйтесь — мы никогда не продаем и не передаем адреса электронной почты! ,

Культурные изменения: признание ценности малых групп

от Аарона Эрлза

Южная баптистская конвенция, как и большинство евангельских деноминаций, находится в упадке. Это статистическая реальность . Вопрос в том, что мы можем сделать, чтобы изменить духовную реальность.

Кажется, есть три аспекта, которые должны быть частью любых усилий, чтобы церкви лучше отражали Иисуса и лучше охватывали свои общины.

  • Признайте ценность приверженности — продемонстрируйте новым верующим, что для того, чтобы расти как ученики Христа, они должны быть приверженной частью поместной церкви.
  • Признать ценность малых групп — стремиться побудить людей перестать сидеть на скамьях и посвятить свою жизнь общению с другими.
  • Распознавать, когда церковь умирает — постоянно оценивать здоровье местного собрания и предпринимать шаги, необходимые для воодушевления жизни.

Важность второго принципа можно описать двумя словами: группы имеют значение.

Почему группы имеют значение

Как часто говорит Эд Стетцер, мы должны переставить людей сидеть рядами на скамьях к сидению кругами группами. А это не всегда происходит.

Обычно в месяц менее 6 из 10 прихожан хотя бы один раз посещают небольшую группу по изучению Библии. Это означает, что более 40 процентов тех, кто находится в вашем церковном здании хотя бы раз в месяц, никогда не ходят в малую группу.

Новое исследование LifeWay Research показало, что те, кто не состоит в группе, упускают из виду один из самых эффективных инструментов для христианского роста.

В статье, которая будет опубликована летом 2014 года в выпуске Facts & Trends , старший писатель Боб Смиетана анализирует данные.

Шестьдесят три процента постоянных посетителей групп говорят, что они намеренно проводят время с другими верующими, чтобы помочь им возрастать в своей вере. Лишь 22 процента тех, кто не входит в группу, говорят то же самое. 73 процента участников группы заявили, что намеренно используют свои духовные дары для служения Богу и другим людям, по сравнению с 42 процентами тех, кто не посещает группу.

Прихожане, принадлежащие к какой-либо группе, с большей вероятностью будут ходить в церковь по крайней мере четыре раза в месяц (79 процентов) и читать Библию ежедневно (28 процентов).

Нахождение в группе также влияет на повседневную жизнь людей. Члены группы чувствуют себя ближе к Богу (69 процентов), лучше понимают Библию (74 процента), больше доверяют Богу (66 процентов) и становятся более любящими в своих отношениях (48 процентов).

«Бог сверхъестественным образом повелел общине освятить Свой народ», — пишут Эд Стетцер и Эрик Гейгер в своей книге « Трансформационные группы ».«Другими словами, группы создают среду, в которой люди могут расти во Христе. Призыв к ученичеству и духовной зрелости — это призыв к библейскому сообществу ».

Независимо от того, как вы определяете группы — жизненные группы, воскресная школа, классы ученичества или товарищества по изучению Библии, — говорят авторы, важность одинакова. Вы не можете подготавливать учеников отдельно от сообщества. Хотя группы — не единственное место, где происходит трансформация, авторы убеждены, что это главное место.

Группы выращивания

Частично причина, по которой люди не считали группы столь же важными, как они есть, заключалась в разрыве между церковным руководством и теми, кто фактически находится в малых группах.

Практически каждый пастор (97 процентов) говорит, что группы являются важной частью их церкви, однако менее половины (42 процента) придерживаются «четко определенного» подхода к групповому служению.

Большинство пасторов хотят, чтобы их группы концентрировались на восьми разных вещах: изучение Библии, молитва, служение тем, кто не входит в церковь, забота о тех, кто в группе, общение во время регулярных собраний, общение вне обычного собрания, приглашение людей присоединиться к их группе. , и последующие встречи с посетителями.

Стецер и Гейгер пишут, что, хотя все перечисленные виды деятельности пасторы важны, исследования показывают, что невозможно сосредоточить внимание на каждом из них должным образом. Некоторые поднимутся на вершину, а другие останутся без внимания.

У

участников группы были гораздо более конкретные цели. Восемь из 10 считают важным изучение Библии, затем молитву (64 процента) и заботу о членах группы (47 процентов).

Пасторы и руководители групп должны работать вместе, чтобы разработать стратегический план для групп и разработать реалистичные ожидания того, что должно быть достигнуто.

Другая часть объединения людей в небольшие группы — помочь им сделать то, что они уже сделали или что они хотят делать.

Более 6 из 10 (63 процента) тех, кто в настоящее время не входит в небольшую группу, участвовали в прошлом.

Те, кто прекратил посещать группу, сделали это из-за перемены в жизни (51 процент) или окончания урока (32 процента). Для тех, кто сказал, что их бросили из-за перемены в жизни, чаще всего это была общая занятость: обязанности по дому (26 процентов), слишком высокая занятость (26 процентов), требования к работе (25 процентов) или у них был ребенок (6 процентов). процентов).

На вопрос, почему они сейчас не в группе, это возвращается к вопросу времени — 33 процента ответили, что были заняты личными обязанностями в запланированное время встречи, а 22 процента сказали, что группа собралась в неудобное время.

Несмотря на все это, 78 процентов прихожан, не входящих в группу, открыты для посещения. Проще говоря, церкви должны создавать новые группы, которые собираются в удобное время для тех, кто еще не является их членами.

Менее чем каждый четвертый пастор полностью согласен с тем, что в их церкви регулярно создаются новые группы.Это должно измениться.

Новые группы создают равные условия для тех, кто участвовал ранее, и тех, кто присоединяется к группе впервые. Они привлекают новых членов и воспроизводят новых лидеров.

Когда церкви перестают привлекать новых членов и воспроизводить новых лидеров, они начинают скатываться к смерти конгрегации. В следующем посте мы поговорим о тревожных признаках умирающей церкви и о том, что делать, чтобы это исправить.

Ресурсы :


Аарон Эрлз (@W cabinDoor) — онлайн-редактор журнала Facts & Trends .

фото: Берт Кауфманн через photopin cc

Связанные

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.