Что означает закон неравномерности развития: Закон неравномерности развития. Закон неравномерного развития отдельных народов. Существуют и другие типологии обществ

Содержание

НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН — это… Что такое НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН?


один из имманентных законов капиталистич. общественно-экономич. формации. На монополистич. стадии капитализма приобретает особо важное значение в развитии Лениным теории социалистич. революции, стратегии и тактики революционной борьбы пролетариата за социализм. Господство частной собственности на средства производства, анархия произ-ва и погоня капиталистов за прибылью обусловливают неравномерность развития капиталистич. экономики – отд. предприятий, отраслей нар. хозяйства, целых стран. Эта неравномерность присуща капитализму с самого его возникновения; она рассматривается Марксом в «Капитале» и Лениным в «Развитии капитализма в России» при исследовании домонополис-тической стадии капитализма.
Неравномерность развития капитализма крайне обострилась в результате смены домонополистич. капитализма монополистическим. При господстве свободной конкуренции капитализм в целом развивался сравнительно плавно, в результате чего одни страны могли догонять другие без скачков, на протяжении длит. периода времени. Господство монополий придало конкурентной борьбе ранее небывалый, разрушит. характер, при к-ром гибнут сотни и тысячи мелких и крупных предприятий. Мощными факторами обострения неравномерности развития являются научно-технический прогресс, отделение капитала-функции от капитала-собственности, гигантский рост фиктивного капитала, процессы концентрации производства и капитала, в особенности же вывоз капитала.

Приток дани в страну, вывозящую капитал, зачастую усиливает в ней черты паразитизма и загнивания. Приток капиталовложений в страны, обладающие необходимыми экономическими и политическими предпосылками для быстрого развития капитализма (США, Япония), способствует ускорению их роста.
Неравномерность развития усиливается благодаря борьбе двух противоположных тенденций: тенденции к быстрому росту произ-ва и тенденции к загниванию. Порождаемая монополиями экономич. возможность задержки технич. прогресса приводит к застою и отставанию ряда старых отраслей пром-сти. Новые отрасли, свободные от тормозящего груза старых капиталовложений, быстро вырываются вперед, используя преимущества новой техники. В этих условиях технич. прогресс открывает перед нек-рыми странами, позднее других вступившими на путь индустриального развития, возможность при благоприятно сложившихся конкретно-историч. условиях догнать и опередить своих ушедших вперед соперников, перепрыгивая через ряд ступеней технич. развития, к-рые отняли у более старых стран целые десятилетия. В результате с небывалой быстротой меняется соотношение сил между странами, происходит непрерывная смена мест отд. стран на пром. карте мира.
На монополистич. стадии капитализма завершен территориальный раздел мира и происходит ожесточенная борьба за его передел. В историч. обстановке безраздельного господства империализма во всем мире эта борьба выливалась в форму империалистич. войн. 1-я и 2-я мировые войны, в свою очередь, привели к дальнейшему обострению неравномерности развития капиталистич. стран. В итоге 1-й мировой войны резко изменилось соотношение сил в капиталистич. мире. США продвинулись далеко вперед в экономич. отношении по сравнению со странами Европы. Значительно ослабли не только потерпевшая поражение Германия, но и Англия, а также Франция. В дальнейшем герм. империализм вновь вышел на арену борьбы за мировое господство и развязал 2-ю мировую войну. В результате 2-й мировой войны преобладающая роль США в капиталистич. части мира еще более усилилась. В последующий период темпы экономич. роста США замедлились, а страны Зап. Европы и Япония развивались значительно быстрее, что привело к сдвигам в соотношении сил между США и др. капиталистич. державами. Однако в последние годы темпы экономич. роста США возросли, в то время как в Зап. Европе и Японии они резко снизились. С неравномерностью экономич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма тесно связана неравномерность их политич. развития. При общей для всех капиталистич. стран в период империализма тенденции к господству реакции соотношение классовых сил и обстановка для борьбы рабочего класса складываются в различных странах по-разному. Не одинаково развиваются в отд. странах политич. сознательность, организованность и революционность пролетариата, его отношения с осн. массами крестьянства и др. слоями. Это обусловливает разновременность вызревания политич. предпосылок социалистич. революции. Ленин отмечал, что «пролетарская революция растет во всех странах неравномерно, так как все страны стоят в разных условиях политической жизни, и в одной стране слишком ослаблен пролетариат, а в другой – он сильнее. Если в одной стране верхушечная группа пролетариата слаба, то в других странах бывает так, что на время буржуазии удается расколоть рабочих, как это случилось в Англии и Франции, – вот почему пролетарская революция развивается неравномерно» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 37, с. 117).

В разных странах происходит и неравномерное высвобождение рабочего класса из-под влияния бурж. идеологии, и рост политической сознательности. Н. р. к. з. в период империализма является основой всемирно-исторического вывода Ленина о возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

Из Н. р. к. з. в период империализма Ленин сделал вывод о неизбежности мировых империалистич. войн в условиях полного господства империализма во всем мире. Возникновение социалистич. системы, выступающей оплотом сил мира и непримиримым борцом против империалистич. агрессии в любой форме, превращение социализма в мировую систему и крушение колониальной системы привели к резкому и прогрессирующему изменению соотношения сил между социализмом и империализмом. В документах и решениях XX, XXII и XXIII съездов КПСС, на совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960 творчески решены проблемы войны, мира и революции, что имеет большое значение для понимания действия Н. р. к. з.
Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 591; Ленин В. И., О лозунге Соединенных Штатов Европы, Соч., 4 изд., т. 21; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22, гл. 7–10; его же, Военная программа пролетарской революции, там же; Μотылев В. В., Неравномерность развития совр. капитализма, М., 1966.

Л. Леонтьев. Москва.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

Закон — неравномерность — развитие

Закон — неравномерность — развитие

Cтраница 1

Закон неравномерности развития в период империализма означает скачкообразное развитие одних стран в отношении других, быстрое оттеснение с мирового рынка одних стран другими, периодические переделы уже поделенного мира в порядке военных столкновений и военных катастроф, углубление и обострение конфликтов в лагере империализма, ослабление фронта мирового капитализма, возможность прорыва этого фронта пролетариатом отдельных стран, возможность победы социализма в отдельных странах.
 [1]

Открытый Лениным закон неравномерности развития при империализме явился основой для вывода о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой, стране. Неравномерность экономического и политического развития, — писал Ленин в августе 1915 года в статье О лозунге Соединенных Штатов Европы, — есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране Ч Через год в статье Военная программа пролетарской революции Ленин конкретизировал эту мысль: Развитие капитализма совершается в высшей степени неравномерно в различных странах. Иначе и не может быть при товарном производстве.
 [2]

Особенностью действия закона неравномерности развития в современных условиях является и то, что сам по себе высокий экономический и научно-технический потенциал еще не гарантирует неуязвимость той или иной страны от колебания конъюнктуры мирового капиталистического хозяйства.
 [3]

Особенности действия закона неравномерности развития капитализма в современных условиях обусловливаются научно-технической революцией, углублением и изменением форм проявления противоречий капитализма. Сдвиги в науке и технике в разных странах происходят неравномерно. Поэтому в одних капиталистических странах наблюдаются периоды роста, скачкообразного движения, в то время как в других — периоды более или менее длительного застоя. Этим объясняется внезапное выдвижение отдельных стран и столь же быстрое оттеснение других. Если раньше такие процессы продолжались длительное время, то теперь соотношение экономических сил империалистических стран меняется быстро, периоды роста и упадка следуют друг за другом в пределах одного-двух десятилетий.
 [4]

Из чего исходит закон неравномерности развития.
 [5]

В мировой системе капитализма закон неравномерности развития отдельных стран обусловливает углубление пропасти между высокоразвитыми и слаборазвитыми, между богатыми и бедными странами. В мировой системе социализма закон планомерного, пропорционального развития, братская взаимопомощь стран определяют неуклонный рост экономики всех входящих в нее стран, что естественно ведет к сближению уровней их экономического развития.
 [6]

В чем состоят основные элементы закона неравномерности развития при империализме.
 [7]

Это изменение связано с действием закона неравномерности развития капиталистических стран в период империализма.
 [8]

Но из этого следует, что закон неравномерности развития при империализме мог быть открыт и обоснован лишь в начале XX столетия.
 [9]

В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития, рассмотренный нами выше. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития.
 [10]

Соотношение экономической мощи капиталистических стран в результате действия закона неравномерности развития капитализма изменяется и в настоящее время. Все острее развертывается экономическая и политическая борьба между империалистическими державами. Следовательно, экономическая основа империалистических войн продолжает существовать.
 [11]

Жиров явно ошибается, ставя на одну доску политическую сторону закона неравномерности развития капиталистических стран с его экономической стороной. Что обе эти стороны составляют содержание закона неравномерности, это, конечно, верно.
 [12]

В капиталистических странах транспорт размещен крайне неравномерно, что отражает действие закона неравномерности развития капитализма. Наряду с такими странами, как США, Великобритания, Франция, Бельгия, Япония, Италия, ФРГ и некоторыми другими, располагающими мощными системами транспорта, имеется много слаборазвитых стран, в которых сеть транспорта ничтожна, а ее техническое вооружение находится на весьма низком уровне ( см. приложение, стр.
 [13]

Кто отрицает возможность победы социализма в отдельных странах, тот вынужден замолчать значение закона неравномерности развития при империализме, а кто вынужден замалчивать значение закона неравномерности, тот не может не затушевывать разницы, существующей между капитализмом доимпериалистическим и капитализмом империалистическим.
 [14]

Научно-техническая революция, углубление и изменение форм проявления противоречий капитализма обусловливают особенности действия закона неравномерности развития капитализма в современных условиях. Объективная материальная основа скачкообразности развития капиталистической экономики заложена в природе капитализма на его империалистической стадии и особенно ярко проявляется в темпах научно-технического прогресса.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3




Неравномерность развития

Понятие закономерности и неравномерности развития

Исследования, проводимые в области развития человека, выявили ряд важных закономерностей развития. Данные закономерности должны присутствовать в период становления и развития каждого человека. В том случае если нарушается их ход или «выпадает» какой-то период, то может наблюдаться отставании в развитии.

В практической педагогике принято выделять следующие закономерности развития человека:

  1. В раннем возрасте физическое развитие происходит интенсивно, по мере того как человек становится старше, тем его развитие становится медленнее.
  2. Физическое развитие ребенка не равномерно, в определенные периоды оно протекает интенсивнее, в другие – медленнее.
  3. Развитие каждого человеческого органа происходит в индивидуальном темпе, в общем же все части тела развиваются не только неравномерно, но и не пропорционально.

Замечание 1

Физическое развитие ребенка находится во взаимосвязи с духовным. Динамика духовного развития имеет значительные колебания, которые обусловлены неравномерностью развития и созревания нервной системы и психических функций.

Готовые работы на аналогичную тему

Духовное развитие так же имеет ряд закономерностей:

  1. Темпы духовного развития находятся в зависимости от возраста человека. Чем человек моложе, тем выше темп его духовного развития, с возрастом темп замедляется.
  2. Духовное развитие протекает неравномерно. Это связано с тем, что в разных жизненных ситуациях, благоприятных и не очень, психические свойства и функции личности, находятся на разных уровнях развития. Так ряд условий могут оказывать положительное кратковременное влияние на развитие качеств личности.
  3. Для становления и развития различных видов психической деятельности, существуют оптимальные периоды жизни человека. Именно в эти периоды важно развивать данные деятельности, так как с их становлением связано развития духовных качеств личности. Указанные периоды развития, являющиеся оптимальными для становления различных качеств личности, принято называть сенситивными.

Основные причина сенситивности развития:

  • Неравномерное созревание головного мозга
  • Неравномерное созревание нервной системы
  • Неразвитость предшествующих качеств и свойств

Замечание 2

Так же необходимо отметить, что большое значение в развитии и становлении является процесс социализации ребенка и его жизненный опыт.

Характеристика неравномерностей развития

Определение 1

Развитие – это направленный процесс изменения духовных и материальных объектов личности, с целью их совершенствования.

Процесс развития по своей природе является неравномерным, то есть развитие различных психических свойств, функций и образований осуществляется неравномерно.

Неравномерность развития – это природная закономерность психического и физического развития и становления.

Все психические функции имеют свой особенный темп и ритм становления. Какие-то развиваются быстрее и «подтягивают» за собой другие. После может быть так, что функции, которые отставали, с возрастом приобретают приоритет в развитии и выходят на первый план. Некоторые развиваются и образуют основу для дальнейшего становления и усложнения психической деятельности ребенка. Например, в младенчестве у детей интенсивно развиваются органы чувств, на основании которых в последующем формируются предметные действия. В дальнейшем, уже предметные действия переходят в особую деятельность, оказывающую влияние на становление и развитие речи, мышления, памяти и т.д.

Все психические и физические процессы протекают не равномерно, что обуславливает неравномерное развитие личности. То есть нельзя ставить детей в определенные рамки и шаблоны. Кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить и т.д. Все это обусловлено закономерностями возрастного развития и наличием в каждом периоде ведущих видов деятельности.

Большое значение в развитии имеют задатки, которые были переданы ребенку по наследству от родителей.

Определение 2

Задатки – это переданные по наследству от родителей природные предпосылки развития личности, определяют успешность в выполнении определенной деятельности.

Задатки определяют успехи в осуществлении какой-либо деятельности. Ребенок, имеющий задатки в конкретной деятельности, соответственно и развивается в этом виде деятельность быстрее своих сверстников. Например, в том случае, если имеются художественные задатки, то ребенку интересно рисование, соответственно хорошо развивается мелкая моторика, которая влечет за собой успешное становление и развитие речи.

В процесс становления ребенка, необходимо обращать пристальное внимание на его развитие. Это связано с тем, что если отмечаются какие-либо проблемы, то их необходимо устранять и предотвращать незамедлительно. Иначе можно упустить сенситивный период.

Для того, чтобы понять протекает ли развитие полноценно или же имеются какие-либо отклонения, необходимо знать, как протекала беременность и роды, условия проживания матери, а также ребенка в первые месяцы жизни.

Игнорирование неравномерности развития ребенка приводит к тому, что дети со слабым развитием могут начать отставать все больше и больше в развитии. Способные дети, чье развитие игнорируется родителями и педагогами могут утратить интерес к обучению.

Акселерация

Одной из актуальных проблем развития является акселерация.

Определение 3

Акселерация – это ускоренное умственное и физическое развитие живого организма.

В настоящее время проблема акселерации детей, занимает умы врачей, биологов, социологов и преподавателей всего мира.
Выделяют следующие виды акселерации:

  1. Биологическая акселерация – это изменения, которые касаются биологии развития человека.
  2. Социальная акселерация – это увеличение объема знаний и скорости восприятия информации. У детей нынешних времен, скорость восприятия информации значительно выше, по сравнению с их сверстниками 50-100 лет назад.
  3. Половая акселерация — это ускоренное половое созревание. Половое созревание у современных детей наступает на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века.

Таким образом, переходный возраст девочек и мальчиков передвинулся в среднем на 2,5-4 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями.

2.2 Закон неравномерности. Развитие общества

Похожие главы из других работ:

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

1. Естественное право и естественный закон

Томас Гоббс

Своеобразным было отношение к революции одною из наиболее выдающихся английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 — 1679). Известны его близость (на некоторых этапах жизни) к роялистским кругам, боязнь революционных пертурбаций…

Всеобщий закон развития народонаселения

2. Всеобщий закон развития народонаселения

Первым теоретиком о всеобщем законе народонаселения был Т. Мальтус, английский экономист XVIII-XIX вв., пастор (аббат), который установил, что темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования…

Життя і діяльність О. Конта

5. Закон «трьох стадій»

Закон «трьох стадій» Конт покладає в основу соціальної динаміки і за його допомогою характеризує основні етапи прогрессу людського розуму: теологічну, метафізичну та позитивну стадії…

Качество жизни населения: понятие, показатели, современное состояние в России

7.11. Графическое изображение концентрации (доходов) изучаемого признака при неравномерности его распределения

Кривая Лоренца — это графическое изображение концентрации отдельных элементов совокупности по группам: концентрация населения по группам семей с разным уровнем душевого дохода; концентрация работающих по группам с разным уровнем оплаты…

Наследие О. Конта

3. Закон «трёх стадий» по О. Конту

Закону трех состояний Конт придает чрезвычайно важное значение. В ограниченном смысле он относится к собственно социологии, при изложении которой Конт и развивает его с достодолжной аргументацией и обстоятельностью…

Освіта та соціальна мобільність

1.1 Види, зміст та закон функціонування механізмів соціальної мобільності

Відомий соціолог П. Сорокін вважав, що соціальна мобільність — це переміщення індивідів всередині соціального простору (соціального всесвіту, який складається з народонаселення Землі) [35, 373] П.О…

Проблема удовлетворения потребностей человека

2. Закон возрастающих потребностей

Закон возрастающих потребностей — экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях…

Развитие общества

2.1 Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно…

Соціальні небезпеки: алкоголізм, тютюнокуріння, проституція

12. Закон Украйни.

«right»>ПроектВноситься народним депутатом УкраїниО.Б.Мельниковим

ЗАКОН УКРАЇНИ «Про заходи протидії тютюновій епідемії в Україні»

Цей Закон покликаний зменшити темпи зростання кількості людей, залежних від тютюну в Україні…

Судьба русских сирот за границей

Закон Димы Яковлева

Для начала хотелось бы рассказать историю трагичной судьбы Димы Яковлева.

Дима Яковлев, 2006 года рождения, был помещён в Псковский областной Дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики…

Эволюционизм в социологии. Взгляды Огюста Конта и Герберта Спенсера

1.2 Закон трех стадий

В социальной динамике Конта базисным является закон трех стадий развития ума человека, общественное сознание, стремление людей к познанию, т.е. вся история человечества неизбежно проходит три стадии последовательно в своем развитии…

19. Сущность закона неравномерности развития

Практическая педагогика опирается на
закономерности физического развития:

1) в более молодом возрасте физическое
развитие человека идет быстрее и
интенсивнее; по мере того как человек
становится старше, темп развития
замедляется;

2) физически ребенок развивается
неравномерно: в одни периоды — быстрее,
в другие — медленнее;

3) каждый орган человеческого тела
развивается в своем темпе; в целом части
тела развиваются неравномерно и
непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное
развитие, в динамике которого также
есть значительные колебания, обусловленные
неравномерностью созревания нервной
системы и развития психических функций.
Духовное развитие подчиняется ряду
общих закономерностей:

1) между возрастом человека и темпами
духовного развития проявляется обратно
пропорциональная зависимость: чем ниже
возраст, тем выше темп духовного развития;
с возрастом темп духовного развития
замедляется;

2) духовное развитие людей протекает
неравномерно;

3) существуют оптимальные сроки для
становления и роста отдельных видов
психической деятельности и обусловленного
ими развития духовных качеств;

4) по мере развития психика человека и
его духовные качества приобретают
устойчивость, постоянство, сохраняя
при этом пластичность и возможность
компенсации.

20. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6—10 лет)

В шестилетнем возрасте ребенка ждет
первая крупная перемена в жизни. Переход
в школьный возраст связан с изменениями
в его деятельности, общении, отношениях
с другими людьми. Ведущей деятельностью
вместо игры становится учение, изменяется
уклад жизни, появляются новые обязанности,
новыми становятся и отношения ребенка
с окружающими.

В младшем школьном возрасте совершенствуется
нервная система, интенсивно развиваются
функции больших полушарий головного
мозга, усиливается аналитическая и
синтетическая функции коры. Быстро
развивается и психика ребенка. Повышается
точность работы органов чувств. Восприятие
младших школьников отличается
неустойчивостью и неорганизованностью,
но и в то же время остротой и свежестью.
Внимание младших школьников непроизвольно,
недостаточно устойчиво, ограничено по
объему. Поэтому весь процесс обучения
и воспитания ребенка начальной школы
подчинен воспитанию культуры внимания.

Мышление у детей начальной школы
развивается от эмоционально-образного
к абстрактно-логическому. В школе
интеллект развивается обычно так, как
ни в какое другое время. Здесь особенно
велика роль учителя. Мышление детей
развивается во взаимосвязи с их речью.
Словарный запас нынешнего четвероклассника
насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Большое значение в познавательной
деятельности школьника имеет память.
Естественные возможности школьника
первой ступени очень велики: его мозг
обладает такой пластичностью, которая
позволяет ему легко справляться с
задачами дословного запоминания. Его
память имеет по преимуществу
наглядно-образный характер. Однако
ученики начальной школы не умеют
распорядиться своей памятью и подчинить
ее задачам обучения.

21. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет)

Средний школьный возраст — переходный
от детства к юности. Он характеризуется
общим подъемом жизнедеятельности и
глубокой перестройкой всего организма.
В этом возрасте происходит бурный рост
и развитие всего организма. Характерная
особенность подросткового возраста —
половое созревание организма. У девочек
оно начинается с одиннадцати лет, у
мальчиков — несколько позже — с
двенадцати-тринадцати лет. Половое
созревание вносит серьезные изменения
в жизнедеятельность организма, нарушает
внутреннее равновесие, вносит новые
переживания.

В подростковом возрасте продолжается
развитие нервной системы. Восприятие
подростка более целенаправленно,
планомерно и организованно, чем восприятие
младшего школьника. Характерная черта
внимания ученика среднего школьного
возраста — его специфическая избирательность:
интересные уроки или интересные дела
очень увлекают подростков, и они могут
долго сосредоточиваться на одном
материале или явлении. На легкая
возбудимость, интерес к необычному,
яркому часто становятся причиной
непроизвольного переключения внимания.
Оправдывает себя такая организация
учебно-воспитательного процесса, когда
у подростка нет ни желания, ни времени,
ни возможности отвлекаться на посторонние
дела.

В подростковом возрасте происходят
существенные сдвиги в мыслительной
деятельности. Мышление становится более
систематизированным, последовательным,
зрелым. Улучшается способность к
абстрактному мышлению.

19. Сущность закона неравномерности развития

Практическая
педагогика опирается на закономерности
физического развития:

1)
в более молодом возрасте физическое
развитие человека идет быстрее и
интенсивнее; по мере того как человек
становится старше, темп развития
замедляется;

2)
физически ребенок развивается
неравномерно: в одни периоды – быстрее,
в другие – медленнее;

3)
каждый орган человеческого тела
развивается в своем темпе; в целом части
тела развиваются неравномерно и
непропорционально.

С
физическим неразрывно связано духовное
развитие, в динамике которого также
есть значительные колебания, обусловленные
неравномерностью созревания нервной
системы и развития психических функций.
Духовное развитие подчиняется ряду
общих закономерностей:

1)
между возрастом человека и темпами
духовного развития проявляется обратно
пропорциональная зависимость: чем ниже
возраст, тем выше темп духовного развития;
с возрастом темп духовного развития
замедляется;

2)
духовное развитие людей протекает
неравномерно;

3)
существуют оптимальные сроки для
становления и роста отдельных видов
психической деятельности и обусловленного
ими развития духовных качеств;

4)
по мере развития психика человека и его
духовные качества приобретают
устойчивость, постоянство, сохраняя
при этом пластичность и возможность
компенсации.

20. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6—10 лет)

В
шестилетнем возрасте ребенка ждет
первая крупная перемена в жизни. Переход
в школьный возраст связан с изменениями
в его деятельности, общении, отношениях
с другими людьми. Ведущей деятельностью
вместо игры становится учение, изменяется
уклад жизни, появляются новые обязанности,
новыми становятся и отношения ребенка
с окружающими.

В
младшем школьном возрасте совершенствуется
нервная система, интенсивно развиваются
функции больших полушарий головного
мозга, усиливается аналитическая и
синтетическая функции коры. Быстро
развивается и психика ребенка. Повышается
точность работы органов чувств. Восприятие
младших школьников отличается
неустойчивостью и неорганизованностью,
но и в то же время остротой и свежестью.
Внимание младших школьников непроизвольно,
недостаточно устойчиво, ограничено по
объему. Поэтому весь процесс обучения
и воспитания ребенка начальной школы
подчинен воспитанию культуры внимания.

Мышление
у детей начальной школы развивается от
эмоционально-образного к
абстрактно-логическому. В школе интеллект
развивается обычно так, как ни в какое
другое время. Здесь особенно велика
роль учителя. Мышление детей развивается
во взаимосвязи с их речью. Словарный
запас нынешнего четвероклассника
насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Большое
значение в познавательной деятельности
школьника имеет память. Естественные
возможности школьника первой ступени
очень велики: его мозг обладает такой
пластичностью, которая позволяет ему
легко справляться с задачами дословного
запоминания. Его память имеет по
преимуществу наглядно-образный характер.
Однако ученики начальной школы не умеют
распорядиться своей памятью и подчинить
ее задачам обучения.

21. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет)

Средний
школьный возраст – переходный от детства
к юности. Он характеризуется общим
подъемом жизнедеятельности и глубокой
перестройкой всего организма. В этом
возрасте происходит бурный рост и
развитие всего организма. Характерная
особенность подросткового возраста –
половое созревание организма. У девочек
оно начинается с одиннадцати лет, у
мальчиков – несколько позже – с
двенадцати-тринадцати лет. Половое
созревание вносит серьезные изменения
в жизнедеятельность организма, нарушает
внутреннее равновесие, вносит новые
переживания.

В
подростковом возрасте продолжается
развитие нервной системы. Восприятие
подростка более целенаправленно,
планомерно и организованно, чем восприятие
младшего школьника. Характерная черта
внимания ученика среднего школьного
возраста – его специфическая
избирательность: интересные уроки или
интересные дела очень увлекают подростков,
и они могут долго сосредоточиваться на
одном материале или явлении. На легкая
возбудимость, интерес к необычному,
яркому часто становятся причиной
непроизвольного переключения внимания.
Оправдывает себя такая организация
учебно-воспитательного процесса, когда
у подростка нет ни желания, ни времени,
ни возможности отвлекаться на посторонние
дела.

В
подростковом возрасте происходят
существенные сдвиги в мыслительной
деятельности. Мышление становится более
систематизированным, последовательным,
зрелым. Улучшается способность к
абстрактному мышлению.

тенденция неравномерности общественного прогресса. — Студопедия

Неравномерность понимается в двух основных аспектах:

а) неравномерность развития отдельных социальных организмов (стран, народов, государств) в нашу эпоху все усиливающийся разрыв в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами называют одной из глобальных проблем: из двух линий напряжения современной эпохи: социалистический Восток ® капиталистический Запад; богатый Север ® бедный ЮГ — первая в последнее время заметно ослабла, а вторая продолжает усиливаться;

б) неравномерность также проявляется в разных темпах развития отдельных сфер общественной жизни; в XX веке, например, отчетливо осознано противоречие между бурными темпами научно-технического прогресса и отставанием развития в духовно-нравственной сфере; парадокс: люди духовно не готовы, не созрели для пользования машинами, которые сами создали (яркий пример — Чернобыль).

Закон — тенденция ускорения темпов общественного прогресса.

Особенно явно эта тенденция проявляется в XX веке. Иллюстрацией этого закона могут служить такие цифры:

Млекопитающие существуют на Земле » 50 млн. лет

Гоминиды » 4 млн. лет

Homo sapiens » 40 тыс. лет

Сельское хозяйство » 8 тыс. лет

Промышленная революция » 200 лет

НТР » 50 лет

В нашем XX1 веке все больше чувствуется человеческое измерение прогресса, проявляются такие желательные тенденции, как демократизация, деидеологизация, интернационализация общественной жизни, объединение человечества и движение его к общечеловеческим духовным ценностям. Однако, есть такое понятие как «плата за прогресс». В нашу эпоху — это глобализация многих проблем и противоречий (экологический кризис, гонка вооружений и др.). К сожалению, до сих пор актуально замечание К.Маркса, о том, что прогресс подобен языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых. И, тем не менее, у человечества всегда жива мечта о лучшем будущем, а раз человек, по выражению Ф.Петрарки, желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренне и вполне — такое желание не может быть безуспешным.

«Закон» неравномерного и комбинированного развития

  • Ресурс исследования

  • Проводить исследования

    • Искусство и гуманитарные науки
    • Бизнес
    • Инженерная технология
    • Иностранный язык
    • История
    • Математика
    • Наука
    • Социальная наука
    Лучшие подкатегории
    • Продвинутая математика
    • Алгебра
    • Базовая математика
    • Исчисление
    • Геометрия
    • Линейная алгебра
    • Предалгебра
    • Предварительный расчет
    • Статистика и вероятность
    • Тригонометрия
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Астрономия
    • Астрофизика
    • Биология
    • Химия
    • Науки о Земле
    • Наука об окружающей среде
    • Науки о здоровье
    • Физика
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Антропология
    • Закон
    • Политология
    • Психология
    • Социология
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Бухгалтерский учет
    • Экономика
    • Финансы
    • Менеджмент
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Аэрокосмическая техника
    • Биоинженерия
    • Химическая инженерия
    • Гражданское строительство
    • Компьютерные науки
    • Электротехника
    • Промышленное проектирование
    • Машиностроение
    • Веб-дизайн
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Архитектура
    • Связь
    • Английский
    • Гендерные исследования
    • Музыка
    • Исполнительское искусство
    • Философия
    • Религиоведение
    • Письмо
    • другое →
    Лучшие подкатегории
    • Древняя история
    • Европейская история
    • История США
    • Всемирная история

.

Неравномерное развитие | Статья о неравномерном развитии от The Free Dictionary

Это объясняет разрозненное, неорганизованное и неравномерное развитие Метро Манилы в разных городах. «Недовольство проистекает не только из-за неравномерного развития между штатами Борнео и Малайской федерацией после 56 лет, но и из-за неравномерного распределения бюджета между Сабахом и Сараваком, пока они по-прежнему вносят основной вклад в национальную экономику. Кайл Ярош сочетает углубленные тематические исследования провинций Хунань, Цзянси, Шэньси и Цзянсу с количественным анализом, чтобы пролить свет на политические факторы неравномерного развития.Кроме того, практика правящей партии — это продолжение поощрения неравномерного развития провинции. Он покрывает руководство для начинающих по интерпелляции; закон дислокации; закон неравномерности развития; теория социальной формации; и идеология, правда и наука. В то время как правительство премьер-министра Шейха Хасины рекламирует швейные фабрики и блестящие офисные башни в северной части Дакки как признаки прогресса, нелегальные магазины и перенаселенность в Чавкбазаре, одном из многих безлюдных южных районов города, препятствовали способность пожарных потушить пожар на прошлой неделе, что свидетельствует о неравномерном развитии страны.В то время как правительство премьер-министра Шейха Хасины рекламирует швейные фабрики и блестящие офисные башни в северной части Дакки как признаки прогресса, незаконные магазины и перенаселенность в Чавкбазаре, одном из многих южных районов города, похожих на лабиринты, препятствовали способности пожарных потушить пламя прошлой недели, иллюстрирующее неравномерное развитие страны. Пока правительство премьер-министра Шейха Хасины рекламирует швейные фабрики и блестящие офисные башни в северной части Дакки, незаконные магазины и перенаселенность в Чавкбазаре, одном из многих южных районов города, похожих на лабиринты, препятствовали способность пожарных потушить пожар в среду вечером, что свидетельствует о неравномерном развитии страны.«Способность делать зрелые суждения обусловлена ​​всплеском гормонов, нейрохимических веществ в головном мозге и неравномерным развитием мозга», — пояснила она. В отношении спроса сомнений нет: Южная Азия — это регион с неравномерным развитием и серьезными социальными проблемами. экономические проблемы и проблемы развития. Меморандум о взаимопонимании формализует сотрудничество между BCCI и отраслевыми ассоциациями. Согласно BCCI, все частные секторы в настоящее время работают отдельно, что приводит к неравномерному развитию; призывая все ассоциации частного сектора собраться вместе и понять работу друг друга.BCCI и ассоциации будут встречаться каждые три месяца для обсуждения вопросов и способов обеспечения единообразного развития в частном секторе.
.

Каковы последствия неравномерного развития?

  • Twitter
  • Facebook
  • Youtube
  • 0 Тележка
  • Магазин
  • Шире
    • Расширенный дом
    • Более широкие познания в географии
    • Более широкое изучение географии
    • Более широкое понимание географии
    • Более широкое чтение по географии
    • Более широкие технологии в географии
    • Более широкое наблюдение в географии
  • iGCSE
    • Население и расселение — iGCSE Geography
      • Знакомство с населением
      • Прирост населения мира
      • Перенаселенность и малонаселенность
      • Основные причины изменения численности населения
      • Естественное изменение численности населения
      • Политика в области народонаселения
      • Страна с высокими темпами роста населения — Китай
      • Перенаселенная страна — Бангладеш
      • Малонаселенная страна — Австралия
      • Страна с низкими темпами прироста или убыли населения — Япония
      • Что такое миграция и почему люди мигрируют?
      • Каковы последствия миграции?
      • Международная миграция из Сирии в Европу
      • Структура населения
      • Пирамиды населения
      • Япония — страна с высокой зависимостью населения
      • Что такое плотность населения?
      • Какие факторы влияют на плотность и распределение населения?
      • Пример малонаселенной местности — Гималаи
      • Пример густонаселенной местности — Большой Лондон
      • Что такое поселение?
      • Узоры поселения
  • AQA География
    • Вызов природных опасностей
    • Физические пейзажи в Великобритании
    • Живой мир
    • Меняющийся экономический мир
      • Как классифицируются страны?
      • Как выглядит мировое развитие?
      • Насколько надежны экономические показатели развития?
      • Как измеряется социальное развитие?
      • Почему важен Индекс человеческого развития?
      • Модель развития, изменения населения и демографического перехода
      • Какие факторы влияют на развитие?
      • Стратегии сокращения разрыва в развитии
      • Как рост туризма может сократить разрыв в развитии? Пример из практики Ямайки
      • Как рост туризма может сократить разрыв в развитии? Пример из практики Туниса
      • Каково расположение и важность Нигерии?
      • Каков более широкий контекст Нигерии?
      • Как меняется экономика Нигерии?
      • Какова роль транснациональных компаний в Нигерии?
      • Как меняются торговые и политические отношения Нигерии?
      • Международная помощь в Нигерии
      • Какое влияние на окружающую среду оказывает экономическое развитие в Нигерии?
      • Как экономическое развитие в Нигерии влияет на качество жизни?
      • Экономические изменения в Великобритании
      • Деиндустриализация в Великобритании
      • Постиндустриальная экономика Великобритании
      • Какое влияние оказывает промышленность на физическую среду?
      • Как меняется сельский пейзаж?
      • Развитие инфраструктуры в Великобритании
      • Разделение с севера на юг
      • Великобритания в мире
    • Городские проблемы и вызовы
    • Управление ресурсами AQA
    • Географические навыки
  • Темы
    • Изменение климата
      • Что такое изменение климата?
      • Происходит ли изменение климата?
      • Что вызывает изменение климата?
      • Каковы последствия изменения климата?
      • Как можно управлять последствиями изменения климата?
    • Побережья
      • Что такое волны?
      • Конструктивные волны
      • Разрушительные волны
      • Что такое химическое и механическое выветривание?
      • Что такое массовое движение?
      • Что такое береговая эрозия?
      • Скалы и волнорезанные платформы
      • Формы береговой эрозии
      • Бухты и мысы
      • Эрозия мыса
      • Что такое прибрежный транспорт?
      • Что такое прибрежный дрейф?
      • Что такое прибрежные отложения?
      • Формы береговых отложений
      • Соленое болото
      • Как образуются песчаные дюны?
      • Управление прибрежной зоной
      • Hard Engineering Управление прибрежной зоной
      • Софт Инжиниринг
      • Прибрежная перестройка
      • Песчаный ландшафт в Бактоне
      • Пример из практики Happisburgh
      • Пример из практики Блейкни-Пойнт
      • Побережье Холдернесса — Пример
      • Дорсет-Кост — Пример из практики
        • Чесил Бич
        • Дердл Дверь
        • Бухта Лулворт
        • Старый Гарри Рокс
    • Землетрясения
      • Что такое землетрясение?
      • Почему случаются землетрясения?
      • Каковы последствия землетрясений?
      • Как измеряются землетрясения?
      • Какие факторы влияют на эффекты и реакцию на тектоническую активность?
      • Сравнение двух землетрясений — Непал и Л’Акуила
      • Можно ли снизить риск землетрясений?
      • Что такое цунами?
      • Землетрясение в Кобе 1995
      • Землетрясение в Турции в 1999 г.
      • Землетрясения в Калифорнии
      • Землетрясение в Гуджарате 2001
      • Землетрясение в Л’Акуиле, 2009 год
      • Землетрясение на Гаити 2010
      • Землетрясение в Японии 2011 г.
      • Пример землетрясения в Крайстчерче
      • Землетрясение в Непале 2015
      • Пример из практики землетрясения в Индонезии, Ломбок, 2018
      • Практический пример землетрясения и цунами в Сулавеси, Индонезия
    • Экосистемы
      • Что такое экосистема?
      • Что такое биом?
      • Человек и биосфера
      • Как изменения влияют на баланс экосистемы?
      • Экосистемы Великобритании
      • Пример из практики Epping Forest
      • Тропический лес
        • Что такое тропический лес?
        • Где расположены тропические леса?
        • Как устроен тропический лес?
        • Какой климат в тропическом лесу?
        • Круговорот питательных веществ в тропических лесах
        • Как растительность тропических лесов адаптировалась к климату?
        • Как животные приспособились к среде тропического леса?
        • Биоразнообразие и тропические леса
        • Изменение темпов обезлесения тропических лесов
        • Каковы причины вырубки лесов в Амазонии?
        • Каковы последствия вырубки лесов в Амазонке?
        • Устойчивое управление тропическими лесами
        • Устойчивое управление тропическими лесами Амазонки
      • Лиственный лес умеренного пояса
        • Что такое лиственный лесной массив умеренного пояса?
        • Где расположены лиственные леса умеренного пояса?
        • Какова структура лиственного леса умеренного пояса?
        • Каким образом умеренный лиственный лес стал таким?
        • Как растительность в лиственных лесах умеренного пояса адаптировалась к климату?
        • Каково влияние человека на лиственные леса умеренного пояса?
        • Устойчивое развитие в лиственных лесах умеренного пояса
      • Тайга
        • Что такое тайга?
        • Где находится Тайга?
        • Откуда такая Тайга?
        • Какое влияние оказывает человек на тайгу?
        • Устойчивое развитие в тайге
      • Саванна
        • Что такое саванна?
        • Где находится саванна?
        • Как саванна стала такой?
        • Какое влияние оказывает человек на саванну?
        • Устойчивое развитие в саванне
      • Пустыня
        • Что такое пустыня?
        • Где находятся пустыни?
        • Почему пустыни расположены вдоль тропиков?
        • Взаимозависимость в жаркой пустыне
        • Биоразнообразие жарких пустынь
        • Как жаркая растительность пустыни адаптировалась к климату?
        • Как животные приспособились к пустыне?
        • Возможности и проблемы в пустыне Сахара
        • Возможности и проблемы в пустыне Тар
        • Возможности и проблемы Западной пустыни
        • Каково влияние человека на пустыню?
        • Снижение риска опустынивания
        • Устойчивое развитие в пустыне — Великая зеленая стена
      • Холодные среды — полярные и тундровые
        • Что такое холодная среда?
        • Где расположены полярные и тундровые зоны?
        • Каковы физические характеристики холодных сред?
        • Как животные приспособились к холоду?
        • Как растения приспособились к холоду?
        • Как холодная среда взаимозависима?
        • Пример из практики Аляски
        • Пример из практики Шпицбергена
        • Где находится тундра?
        • Защита холодных сред как дикой природы
        • Откуда такая Тундра?
        • Каково влияние человека на тундру?
    • Экологические проблемы
      • Что такое кислотный дождь?
      • Какие проблемы вызывает кислотный дождь?
      • Что такое парниковый эффект?
      • Что такое глобальное потепление?
      • Что вызывает глобальное потепление?
      • Какие проблемы вызывает глобальное потепление?
      • Каковы преимущества глобального потепления?
    • Эрозия и выветривание
      • Что такое эрозия?
      • Как выглядит пейзаж, образованный эрозией?
      • Что такое выветривание?
      • Какие бывают типы выветривания?
    • Продовольственные ресурсы
      • Каковы различия в потреблении калорий и снабжении продуктами питания в мире?
      • Почему растет спрос на продукты питания?
      • Что влияет на количество еды, которую мы едим?
      • Как отсутствие продовольственной безопасности влияет на людей?
      • Как отсутствие продовольственной безопасности влияет на окружающую среду?
      • Как мы можем увеличить производство продуктов питания во всем мире?
      • Что такое новая зеленая революция?
      • Альмерия в Испании: крупномасштабное сельскохозяйственное развитие
      • Что такое устойчивое снабжение продуктами питания?
      • Устойчивые поставки продуктов питания в СНД — Бангладеш
    • Оледенение
      • Что такое оледенение?
      • Как разрушаются ледники?
      • Как движутся ледники?
      • Как ледники переносят материал?
      • Почему происходит отложение ледников?
      • Ледниковые формы рельефа — возвышенности
      • Какие формы рельефа возникают в результате движения или таяния льда?
      • Ледниковые формы рельефа — особенности низменностей
      • Ледниковые формы рельефа в Озерном крае
      • Хозяйственная деятельность на ледниковых возвышенностях
      • Фотогалерея оледенения — Козье холм, остров Арран
    • Городской рост в Нигерии — Лагос
      • Расположение Лагос
      • Рост Лагоса
      • Что вызывает рост населения в Лагосе?
      • Как урбанизация помогла Нигерии развиваться?
      • Как рост Лагоса вызвал неравенство?
      • Экономические возможности и проблемы в Лагосе
      • Поселки скваттеров в Лагосе
      • Водоснабжение и загрязнение Лагоса
      • Пробки в Лагосе
      • Градостроительство в Лагосе
    • Городской рост в Рио-де-Жанейро — Бразилия
      • Каково расположение и важность Рио-де-Жанейро?
      • Как вырос Рио-де-Жанейро?
      • Какие социальные и экономические возможности связаны с ростом Рио?
      • Какие проблемы связаны с ростом Рио?
    • Известняк
      • Что такое известняк?
      • Как выветривание влияет на известняк?
      • Известняк (карстовые особенности) — Обзор
      • Известняк под землей
      • Известняки над землей
      • Известняк и отдых
      • Как используются известняковые ландшафты?
      • Пример использования известняка — Малхэм, Йоркшир-Дейлс
      • Устойчивое управление разработкой карьеров
    • Миграция
      • Что такое миграция?
      • Какие основные типы миграции?
      • Почему люди мигрируют?
      • Коэффициенты выталкивания и вытягивания
      • Миграция в Европу
    • Тектоника плит
      • Строение Земли
      • Границы плит
      • Что такое дрейф континентов?
      • Почему движутся тектонические плиты?
      • Где случаются извержения вулканов и землетрясения?
      • Консервативные поля тарелки
      • Поля конструктивной плиты
      • Разрушающие поля пластины
      • Горячие точки вулкана
      • Тихоокеанское огненное кольцо
      • Складные горы
    • Население
      • Каково распределение населения?
      • Что такое плотность населения?
      • Какие факторы влияют на плотность населения?
      • Как изменилось население Земли?
      • Что вызывает изменение населения?
      • Какая продолжительность жизни?
      • Что такое модель демографического перехода?
      • Что такое пирамиды населения?
      • Изменение численности населения в LEDC
        • Пример: Китай
        • Пример

        • Население: Керала, Индия
      • Изменение численности населения в МЭК
    • ресурса
      • Виды энергии
      • Невозобновляемая энергия
      • Возобновляемая энергия
    • Управление ресурсами
      • Значение продуктов питания, воды и энергии
      • Обзор глобального неравенства в предложении и потреблении ресурсов
      • Спрос на продукты питания в Великобритании
      • Углеродный след, «продовольственные мили» и переход к местным поставщикам продуктов питания
      • Тенденция к агробизнесу
      • Как изменился спрос на воду в Великобритании?
      • Углеродный след, «продовольственные мили» и переход к местным поставщикам продуктов питания
      • Качество воды и борьба с загрязнением в Великобритании
      • Где в Великобритании области дефицита и избытка воды?
      • Водный транспорт в Великобритании
      • Как меняется спрос на энергию в Великобритании?
      • Как меняется структура энергетики Великобритании?
      • Каковы экономические и экологические проблемы производства энергии?
    • Реки
      • Выветривание и движение масс в долинах рек
      • Как реки размываются?
      • Как речки транспортируют материал?
      • Почему реки откладывают наносы?
      • Как геология влияет на формирование речного рельефа?
      • Длинный профиль реки
      • Поперечные профили реки
      • Формы рельефа в верхнем течении реки
      • Рельеф в среднем течении реки
      • Формы рельефа в нижнем течении реки
      • Как погода и климат влияют на речные ландшафты?
      • Деятельность человека в речных ландшафтах
      • Человеческие и физические факторы, вызывающие наводнение реки
      • Как наводнение влияет на людей и окружающую среду?
      • Река Тис — формы эрозии и отложений
      • Круговорот воды
      • Что такое бассейн реки?
      • Речной сток
      • Гидрографы наводнения
      • Затопление рек и управление ими
      • Реки — тяжелая инженерия
      • Реки — Софт Инжиниринг
      • Пример

      • — Бассейн реки Ганг / Брахмапутра
      • Великие наводнения 2000 года
      • Пример наводнения в Керале
    • Скалы, ресурсы и пейзажи
      • Геологическое время отличается от человеческого времени
      • Типы горных пород и цикл горных пород
      • Рок и выветривание
      • Различные скалы создают контрастные формы рельефа и ландшафты
      • Как используются гранитные пейзажи?
      • Как используются известняковые ландшафты?
      • Какое влияние оказывает разработка карьеров?
      • Устойчивое управление разработкой карьеров
    • Расчеты
      • Что такое поселение?
      • Каково местоположение и положение населенного пункта?
      • Каковы функции поселения?
      • Что такое иерархия поселений?
      • Что мы подразумеваем под землепользованием?
      • Что такое зоны землепользования?
        • CBD
        • Внутренний город
        • Пригород
        • Сельский городской край
      • Что такое модели землепользования?
      • На что похожи модели землепользования в MEDC?
      • Какие модели Landuse для LEDC?
      • Что такое трущобы / фавелы?
      • Каковы схемы улучшения лачуг?
    • Туризм
      • Что такое туризм?
      • Как вырос туризм?
      • Какое влияние оказывает туризм?
      • Туризм в MEDC — Великобритания
      • Что такое национальные парки?
      • Национальные парки Англии и Уэльса
      • Проблемы национальных парков
      • Castleton Туристический горшок с медом в Пик Дистрикт
      • Castleton — Пример из практики, страница
      • Туризм в LEDC — Кения
      • Экотуризм
      • Экотуризм — Пример
    • Урбанизация
      • Что такое урбанизация?
      • Что вызывает урбанизацию?
      • миллионов городов
      • Что такое мегаполис?
      • Противоурбанизация
      • Городские проблемы в LEDC
        • Пример использования — Рио-де-Жанерио
        • Пример использования

        • — Favela
        • Схемы самопомощи
      • Городские проблемы в МЭРЦ
        • Пример — Реконструкция внутренних районов города — Лондонские доки
    • Вулканы
      • Что такое вулкан?
      • Где расположены вулканы?
      • Что такое огненное кольцо?
      • Что такое действующие, спящие и потухшие вулканы?
      • Каковы основные характеристики вулкана?
      • Какие бывают типы вулканов?
      • Что такое лахары и пирокластические потоки?
      • Что такое супервулкан?
      • Почему люди живут недалеко от вулканов?
      • Можно ли снизить риски извержения вулканов?
      • Извержение горы Сент-Хеленс в 1980 году
      • Извержение горы Пинатубо в 1991 году
      • Извержение Попокатепетля в 2000 г.
      • Извержение горы Мерапи в 2010 г.
      • Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 г.
      • Анак Кракатау и цунами в Зондском проливе, Индонезия, 2018 г.
    • Погода и климат
      • Что такое климатические зоны?
      • Какие факторы влияют на климат?
      • Что такое климатические графики?
      • Что такое воздушная масса?
      • Что влияет на воздушную массу?

.

Неравномерное и комбинированное развитие и системный анализ мира: комбинированный подход

Успешно ли понятие «неравномерного и комбинированного развития» улучшается по сравнению с «теорией мировых систем» в контексте интернационала?

Что, если бы ученые, занимающиеся анализом мировых систем (WSA) и неравномерным и комбинированным развитием (U&CD), были чем-то похожи на экспедиции Амундсена и Скотта на Южный полюс: оба стремились к теории «интернационального» с инновационными онтологиями и критическими эпистемологиями, но оба экспедиции стремятся к такой социальной теории «интернационала» в негласной конкуренции из-за взаимного невежества.В этом эссе будет предпринята попытка установить совместный диалог, рассматривая U&CD Розенберга как парадигматический прогресс как сам по себе, так и в рамках WSA. После введения парадигм я рассмотрю онтологические и диалектические уточнения UC&D, но также укажу на его текущую недостаточную теоретизацию. Затем я рассмотрю историческую случайность и универсальность капитализма как проблемные области в единой парадигме WSA-U & CD и закончу замечаниями об утопических возможностях. Эти обсуждения подготавливают вывод, состоящий из трех частей, что (1) WSA действительно выигрывает от подсистемного внимания к деталям U&CD, потому что WSA постулирует иерархические системы и потому что U&CD может учитывать внутреннюю множественность системы, которая составляет такую ​​«жизнь»; что (2) некоторые из эпистемологических предпосылок оказываются проблематичными для совместимости двух парадигм; что (3) улучшая WSA, U&CD звучит также как «отдельная» теория.

Анализ мировых систем

WSA как учет «интернационального» использует онтологический подход, явно отличный от традиционных социальных наук, которые Валлерстайн описывает как «дискретные» дисциплины, объясняющие частичные социальные реальности (Wallerstein 2004, 1). В противоположность этому, WSA предлагает исчерпывающий, системный отчет, который обращается к этим трудностям в сочетании с новой единицей анализа и «социальных темпоральностей» (там же, 16). В основном новаторским является концепция «исторической системы» как единицы анализа, которая заменяет национальное государство как составную часть «интернационала».Исторические системы существуют как минисистемы, мироэкономики и миросистемы, каждая из которых не обязательно является всемирной, но есть миры сами по себе, то есть автономные социально-политико-экономические системы, которые «пересекают множество политических и культурных единиц» (там же. , 17). Это имеет последствия для эпистемологии WSA, особенно потому, что «структуры знания» по своей сути являются частью миросистемы (там же, 20).

Следующими важными концепциями являются осевое разделение труда и производства, которое Валлерстайн представляет как вдохновленную марксистами систему ядро ​​/ полупериферию / периферию, нынешней формой которой, восходящей к 16 веку, является «мир-экономика» капитализма (там же ., 22ff). Этот отчет о доминировании помещает Валлерстайна в традицию теории зависимости Франка и материалистической эпистемологии (1978): ядро ​​составляют сильные европейские государства с коммерчески активной буржуазией, которая концентрирует капитал; периферия эксплуатируется ядром как из-за более дешевой рабочей силы, так и для получения сырья (Griffiths 1999, 384). Полупериферия служит для стабилизации системы против политики бинарной оппозиции, будучи «эксплуатируемой и эксплуатирующей» (Wallerstein 1974, 388).Подход Валлерстайна «ядро / периферия» явно экономичен, и в отличие от ученых WSA, таких как Чейз-Данн и др., Он не будет «материализовать» целые государства как локусы процессов ядра / периферии, поскольку любой из них может происходить повсюду в системе (2000). ). Следовательно, WSA может вместить горизонтальных « разработок» транснациональными капиталистическими классовыми структурами (Гальперин 2007).

По мнению Валлерстайна, «ядро» стремится увеличить прибыльность мир-системы (2011 г.), в котором основное внимание в нашем описании «международного» уделяется «гегемонистским» государствам, навязывающим такие режимы, как периферийная зависимость от долга, обеспечивающего прибыль ядра. в ущерб периферии.Однако как экономическое, так и геополитическое лидерство «самоликвидируется», поскольку «гегемония» основана на порядке относительно (Wallerstein 2010, 133). По мере того, как развивающаяся (полу) периферия все больше требует своей доли капиталистической прибыли, сами основы капиталистической эксплуатации глобальной периферии размываются, а вместе с ней и прибыльность капитализма. Это увеличивает противоречия существующей системы и способствует возможному «системному кризису».

Капиталистическая мир-экономика мыслится как Контратьевско-циклическая: за периодом расширения следует сокращение, тогда как меры, принятые против последнего, приведут к несколько иному, новому расширению; это составляет лонгитюдные «светские тенденции» (Wallerstein 2010, 138).В то время как Валлерстайн отводит longue durée капиталистического мира-экономики, понятие «структурный кризис» описывает системное состояние, далекое от равновесия, когда происходит бифуркация между другим циклом и действительно новой мировой системой (Wallerstein 2010, 140). . Мир-система преодолевается не марксистской «сознательной революцией», а нарастанием внутренних противоречий.

Неравномерная и комбинированная застройка

В этом разделе будет обсуждаться парадигма U&CD Джастина Розенберга (1996), в то время как «пространственные» описания U&CD будут включены лишь косвенно.Они не менее важны и, возможно, более подробны (Harvey 2006; Massey 1995; Smith 2000) в их поддержке экономико-пространственного объяснения господства внутри капитализма (Harvey 2006, 75–77). Тем не менее, эта «пространственная» парадигма не может соответствовать явному изложению Розенберга «интернационального» и государства, просто указывая на «диалектику территориального [т.е. «Политическая»] и капиталистическая логика власти »(там же, 107). Розенберг расширяет основополагающую историческую работу Троцкого 1930 года всесторонним описанием «интернационализма», не в последнюю очередь, начиная с проблематики IR «интернализма», а также:

[N] реалистические подходы в IR, противодействующие эссенциализации «анархии», придают мало или не придают никакого теоретического значения множественности обществ, составляющих международное (Rosenberg 2012, 571).

Давайте сначала обратимся к концепции «развития» Троцкого. Он рассматривает диалектику как «интерактивную нетождественность» между концепциями, тогда как «идентичность» имеет определенную «терпимость» (Rosenberg 2012, 575). Розенберг называет это «временной и пространственной пристрастностью понятий», что делает диалектику «логикой развития» (там же, 576). Таким образом, «развитие» зависит от неравномерности во временных и пространственных измерениях. Расширяя посылки Троцкого, Розенберг устанавливает социальную теорию «интернационала» через « количественную множественность» обществ (там же., 581).

Как же тогда происходит «развитие»? Вопреки «педантическому схематизму» однолинейной «теории модернизации» Троцкий постулирует «универсальный закон неравномерности», из которого, основываясь на вышеупомянутой числовой множественности, выводит «закон комбинированного развития» (Троцкий 1980, 5–6). Это «сближение различных этапов пути», результатом которого является «слияние архаических форм с более современными» (там же). Центральным является (красиво названный) « кнут внешней необходимости », который, учитывая множественность обществ, оказывает внешнее социально-экономическое давление на общества, заставляя их развиваться, чтобы выжить: Розенбергу удается создать « области развития » на фоне международного развития. неравномерность, но из-за «комбинированного» скачка вперед социальные конфигурации на «периферии» взаимодействуют во времени и пространстве, а также внутри общества и на международном уровне.Следовательно, Розенберг выступает в качестве коронера теории «глобализации», поскольку последняя нечувствительна к этим измерениям (2005).

Значение этого почти подозрительно ясного «закона» нельзя недооценивать — подумайте о критике постмодернистской культуры / политики идентичности или о «комбинированном» развитии нового регионализма. Что наиболее важно, это материалистический и социологический анализ неравенства в мире. Это неравенство, если рассматривать его как интерактивную «социальную множественность» как ключевой референт «интернационала», соответствует более ориентированному на господство, но в равной степени «реляционному» взгляду на интернационал, предложенному Валлерстайном.Фактически, мы сможем понять мировую системную стабильность намного лучше, если посмотрим на «жизнь» системы как на «интерактивный, а также репродуктивный» процесс социального развития (Rosenberg 2012, 595).

Взносы и противоречия

В оставшейся части этого эссе мы исследуем U&CD как разбор «механики» WSA, а также его последствия и проблемы. Прежде чем сделать это, давайте установим, что теоретические амбиции U&CD менее «велики», чем WSA, и что экономическая концепция капиталистической мир-системы Валлерстайном подверглась широкой критике (см.Arrighi 1994 с более «эволюционной» точки зрения, Brenner 1977 — с более ортодоксальной марксистской точки зрения), поскольку он пренебрегает важной внутрисистемной актуальной динамикой, которая составляет «жизнь» мир-системы. Если мы согласимся с тем, что U&CD менее дерзок по сравнению с грандиозными нарративами, но также признаем слабость «подавленного» функционализма WSA (Skocpol 1977), это парадигматическое продвижение действительно окажется взаимовыгодным.

Диалектика и проблемный «хлыст»

Диалектический метод U&CD опирается на псевдомеханический социально-материальный «кнут» неравномерности, порожденный множеством обществ.Это интерактивное и многолинейное «развитие» соответствует негативной диалектике Адорно как «неидентичности тождественного и неидентичного» (Адорно, 1983, 161). В отличие от гегелевской телеологической «утвердительной» диалектики, неравномерное и комбинированное «развитие» неизбежно делает общества более сложными и противоречивыми, за пределами «терпимости» по отношению к межсоциальной идентичности. К сожалению, однако, «кнут внешней необходимости» заметно деполитизирован в U&CD Розенберга до такой степени, что на самом деле он не обеспечивает связи для динамики доминирования ядра / периферии WSA и концептуально слеп к потенциальному политико-экономическому (нео-экономическому) ) империалистическое состояние «кнута».Кажется, что «кнут» нуждается в дальнейшей теоретизации как в связи с макро-системным господством, а также для частных лиц «международные» счета «развития», чтобы неоспоримо превзойти неореалистический Борется с блок-уровень объяснения по системной анархии. Только тогда мы сможем, особенно имея возможность понять, как государство развивается посредством U&CD, вернуться на уровень мировой системы, чтобы показать, как разворачивается империализм. Например, евроцентризм в теории «либерального мира» (см. Sabaratnam 2013) тогда будет основной специализированной «структурой знания» для расширения и продления эксплуатации периферии, тогда как либерализм приукрашивает «неравномерность» в государствах, в которых доминируют основные процессы.Однако, если «кнут» не в состоянии объяснить «противоречия» мир-системы, тогда троцкианская диалектика «неравномерности» не может опираться на эпистемологии Валлерстайна и Адорно, которые в конечном итоге опираются на «человеческие страдания» как движущую силу преодоления. такие противоречия (Адорно 1983, 17).

Онтологическое уточнение

С их онтологической точки зрения ни WSA, ни UC&D не реифицируют государство, но, объясняя, как реконфигурируются социальное и экономическое, Розенбергу удается объяснить эмпирическую важность правительств штатов и явно политических процессов гораздо лучше, чем Валлерстайн.Вместо «анархии» реализма, мир-система, состоящая из множества обществ, обеспечивает неэссенциалистский, социологический подход к «интернациональному» и экономическому. Это уже удалось Троцкому:

Российское государство, построенное на основе российских экономических условий, продвигалось дружественным, а тем более враждебным давлением соседних государственных организаций, выросших на более высокой экономической основе (Троцкий 1930, в Билер и Мортон 2011, 3).

Историческая непредвиденность вместо системного кризиса?

Если у U&CD меньше стремления к великому повествованию, то он по-разному объясняет времена революционных изменений в «развитии» — то, что Валлерстайн называет «системным кризисом» и «бифуркацией» в сторону новой мировой системы. Важно отметить, что Валлерстайн считает, что капитализмы происходят из «долгого 16 века», но он также подчеркивает фанонский хаотический и жестокий характер системного кризиса.Таким образом, Валлерстайн может предвидеть только постепенные «светские тенденции» или системные изменения, в которых «политическая сила преобладает над структурным детерминизмом» (Wallerstein 2011). Если мы возьмем капиталистический мир-экономику как текущую миро-систему, то U&CD позволит докапиталистическому развитию быть интерактивным во времени и пространстве, что более сложно в WSA (Rosenberg 2012, 587). Таким образом, U&CD, кажется, более ценит исторические обстоятельства, когда WSA не может их объяснить.Это приводит к предпоследнему вопросу об универсальности капитализма, а также к заключительному пункту о возможности критики и утопии WSA и U&CD.

Универсальность капитализма как теоретический и историографический вызов

Розенберг может быть чрезмерно усердным в наделении детерминированности «социальной множественностью» универсально: Аллинсонс и Анивас утверждают, что указанный детерминантный характер «полностью активируется только в конкретных социально-исторических условиях всеобщего товарного производства», что означает, что докапиталистическая межобщественная «международный» воздействовал на другой детерминант, а не на детерминант общего товарного производства (Allinson and Anievas 2009, 49).Однако даже Маркс не избежал трудностей, связанных с универсальностью капитализма и его вызовами методологической абстракции докапиталистических времен (Fracchia 2004). Тем не менее, мы можем смело утверждать, что U&CD является надежным объяснением «интернационализма» в капиталистической мир-экономике. Что касается WSA, то наиболее жесткая критика в адрес работы Валлерстайна указала на кажущуюся неадекватную концепцию динамики капитализма, особенно после феодализма (Skocpol 1977, 55ff) и зарождения капиталистической мир-экономики (Teschke 2009).

Каковы последствия этой очевидной трудности использования материалистической эпистемологии вне (неправильно понятого) капиталистического мира-экономики? Возникают две прагматические альтернативы универсализму Валлерстайна:

(i) Во-первых, следует оценить значительный вклад WSA и UC&D Розенберга в капиталистической мир-системы со светскими тенденциями и меняющимися гегемонами в основе.

(ii) Второй вариант — отказаться от великой теории WSA, но сохранить UC&D как учетную запись для «международного» в целом.

Впоследствии нам нужно будет определить, является ли UC&D сам по себе универсальным, а всего лишь modus operandi капитализма, как предполагают теоретики «пространственного» U&CD (Билер и Мортон 2011; Смит 2006, 182). Розенберг, однако, настаивает на том, что U&CD и капиталистическое государство могут быть социологически обоснованы в эпоху после охотников и собирателей (2010, 183). Я возвращаюсь к этому вопросу в заключении.

Запреты U&CD радикальному утопизму в WSA

Если мы принимаем WSA повсеместно, мы сталкиваемся с новой социальной теорией в форме всеобъемлющей «великой теории» «интернационала» с материалистической методологией.Если теория всегда является идеологией в форме систематизированного знания (Cox, 1981), каковы пути для праксиса? В частности, Валлерстайн, похоже, взял на себя роль «бифуркационного авангарда» и, похоже, пытается ускорить переход к новой мировой системе. Такой академический активизм заслуживает похвалы, но его идеологическая ориентация на более справедливую мировую систему должна нас предостеречь: возможно, в WSA есть неявная телеология, частично основанная на «приглушенной» функционалистской предпосылке самовоспроизведения мир-системы (Skocpol 1977). ? Таким образом, похоже, что Wallerstein’s оперирует неявной диалектикой системного кризиса , которая «утвердительна» в отношении реализации лучшего мира.Такая телеология соответствует все более откровенным утопическим устремлениям в IR (Brincat 2009) и вызывает параллели с явной телеологией Гегеля и Маркса — возможно, поэтому мир-система — это Weltgeist ? Хотя мы невероятно далеки от телеологии Маркса, основанной на его понимании того, что «национальные различия и антагонизмы между народами с каждым днем ​​все больше и больше исчезают» через капитализм (Маркс и Энгельс 1848, 49), что приведет к последующей революции, мне кажется что в то время как возможность для такой неявной телеологии WSA должна вдохновить нас на академическом уровне; Личный желаемый исход нынешнего системного кризиса Валлерстайна следует отличать от WSA в целом без такой криптонормативности.Если бы мы отрицали экстракапиталистическую универсальность WSA, то одно только U&CD предлагает гораздо меньший эмансипативный потенциал на системном уровне и остается более понятным, особенно если принять во внимание универсальность U&C для капиталистической мир-экономики.

Заключение

Я считаю, что он точно продемонстрировал, как U&CD действительно улучшает WSA благодаря своему подсистемному вниманию к деталям, но также и раскрытию WSA. Кроме того, разногласия по поводу универсальности и начала капитализма, исторической случайности и различных возможностей радикальной политической утопии препятствуют полной совместимости.Концепции, мобилизованные в этом эссе, приобретают еще большее значение, когда мы думаем о изречении Славоя Жижека «нам легче представить конец мира [системы?]
, чем конец капитализма». Социальная теория не исключение: «структуры знания» Валлерстайна являются врожденными системными, и сверхпоздно-капиталистические объяснения «интернационала» немыслимы. Даже если у нас время раздвоения, голоса «капиталистического реализма» (Фишер 2009) могут преобладать в пользу еще более ориентированного на U & CD «развития».Таким образом, если у нас возникает соблазн отказаться от «великой теории» WSA на основе проблемных функционалистских предпосылок, U&CD поддерживает это как диалектику функционального воспроизводства системы, функции которой развивают свою собственную жизнь, что ведет к несовместимости двух парадигм: «международный» отрывается от системного.

Библиография

Адорно, Теодор В. 1983. Отрицательная диалектика . Нью-Йорк: Континуум.

Аллинсон, Джейми Си и Александр Анивас.2009. «Использование и неправильное использование неравномерного и комбинированного развития: анатомия концепции». Кембриджский обзор международных отношений 22 (1): 47–67.

Арриги, Джованни. 1994. Долгий двадцатый век: деньги, власть и истоки нашего времени . Лондон, Нью-Йорк: Verso.

Билер, Андреас и Адам Дэвид Мортон. 2011. «Неравномерное и комбинированное развитие и неравный обмен: второе дыхание неолиберальной« свободной торговли »?» В Ноттингемском университете. http: // www.andreasbieler.net/wp-content/workshop/Andreas%20and%20Adam%20-%20Globalizations.pdf.

Бреннер, Роберт. 1977 г. «Истоки капиталистического развития: критика неосмитианского марксизма». Обзор новых левых (104): 25–92.

Бринкат, Шеннон. 2009. «Возвращение к утопическому воображаемому в теории IR». Обзор международных исследований 35 (03): 581.

Чейз-Данн, Кристофер, Юкио Кавано и Бенджамин Д. Брюэр. 2000. «Глобализация торговли с 1795 года: волны интеграции в мировую систему».» Американский социологический обзор 65 (1): 77–95.

Кокс, Р. У. 1981. «Социальные силы, государства и мировые порядки: за пределами теории международных отношений». Миллениум — Журнал международных исследований 10 (2): 126–55.

Фишер, Марк. 2009. Капиталистический реализм: нет альтернативы? Винчестер, Великобритания; Вашингтон [округ Колумбия]: Zero Books.

Фраккия, Джозеф. 2004. «О трансисторических абстракциях и пересечении исторической теории и социальной критики.» Исторический материализм 12 (3): 125–46.

Франк, Андре Гундер. 1978. Зависимое накопление и отсталость . Лондон: Макмиллан.

Гриффитс, Мартин. 1999. Пятьдесят ключевых мыслителей в международных отношениях . Лондон: Рутледж.

Гальперин, Сандра. 2007. «Переосмысление глобального развития: концептуальные и методологические вопросы». Глобализации 4 (4): 543–58.

Харви, Дэвид. 2006. Пространства глобального капитализма.К теории неравномерного географического развития . Лондон; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Verso.

Маркс, Карл и Фридрих Энгельс. 1848. «Манифест Коммунистической партии». В Избранные произведения , Москва: Иностранные языки.

Мэсси, Дорин Б. 1995. Пространственное разделение труда: социальные структуры и география производства . 2-е изд. Нью-Йорк: Рутледж.

Розенберг, Джастин. 1996. «Исаак Дойчер и утерянная история международных отношений.» New Left Review (215): 3–15.

Розенберг, Джастин. 2005. «Теория глобализации: вскрытие». Международная политика 42 (1): 2–74.

Розенберг, Джастин. 2010. «Основные проблемы теории неравномерного и комбинированного развития. Часть II: Неравномерность и политическая множественность ». Кембриджское обозрение международных отношений 23 (1): 165–89.

Розенберг, Джастин. 2012. «Философские предпосылки неравномерного и комбинированного развития.» Обзор международных исследований 39 (03): 569–97.

Сабаратнам, М. 2013. «Аватары евроцентризма в критике либерального мира». Диалог по вопросам безопасности 44 (3): 259–78.

Скочпол, Теда. 1977. «Мировая капиталистическая система Валлерстайна: теоретическая и историческая критика». Американский журнал социологии 82 (5): 1075–90.

Смит, Нил. 2000. «Реструктуризация пространственного масштаба и новая глобальная география неравномерного развития.» Jinbun Chiri 28: 51–66.

Смит, Нил. 2006. «География неравномерности развития». В г. 100 лет перманентной революции: итоги и перспективы , ред. Билл Данн и Хьюго Радис. Лондон: Pluto Press, 180–95.

Тешке, Бенно. 2009. Миф 1648 года: класс, геополитика и формирование современных международных отношений . Лондон: Verso.

Троцкий, Леон. 1980. История русской революции . Нью-Йорк, Н.Y .: Anchor Foundation: Распространяется Pathfinder Press.

Валлерстайн, Иммануил. 1974. «Взлет и будущий упадок мировой капиталистической системы: концепции для сравнительного анализа». Сравнительные исследования в обществе и истории 16 (4): 387–415.

Валлерстайн, Иммануил. 2004. Анализ мировых систем: Введение . Дарем и Лондон: издательство Duke University Press.

Валлерстайн, Иммануил. 2010. «Структурные кризисы». Обзор новых левых 62: 133–42.

Валлерстайн, Иммануил. 2011. «Структурный кризис в мир-системе: что делать дальше?» 62 (10). http://monthlyreview.org/2011/03/01/structural-crisis-in-the-world-system (31 декабря 2013 г.).


Автор: Ули Стэгер
Написано: SOAS, Лондонский университет
Написано для: д-р Марк Лаффи и д-р Мира Сабаратнам
Дата написания: январь 2014 г.

Дополнительная литература по электронным международным отношениям

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *