Чем отличается фантазия от воображения
Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.
- Определения
- Сравнение
Определения
Фантазия
Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.
Воображение
Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.
к содержанию ↑
Сравнение
На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.
Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.
Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.
Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.
Фантазия | Воображение |
Представляемая человеком ситуация, далекая от действительности | Совокупность идей и образов, основанных на реальности |
Остается вымыслом | Нарисованные картинки могут воплощаться в жизнь |
Разница между воображением и фантазией — Разница Между
Разница Между 2020
Ключевая разница: Воображение — это опыт, который человек испытывает, когда он имеет дело с реальностью или как он имеет дело с реальностью, в то время как фантазия является нереалистичным побочным пр
Содержание:
Ключевая разница: Воображение — это опыт, который человек испытывает, когда он имеет дело с реальностью или как он имеет дело с реальностью, в то время как фантазия является нереалистичным побочным продуктом этого воображения.
Часто легко спутать воображение и фантазию как одно и то же или даже схожие вещи. Тем не менее, они полностью отличаются друг от друга, но тесно связаны. Давайте разберемся оба термина в деталях.
Воображение определяется в «Словаре психологии» как «реорганизация данных, полученных из прошлого опыта, с новыми отношениями, в современный идеологический опыт». Это означает, что воображение часто основывается на реальном опыте или опыте человека со своей собственной реальностью. Можно с уверенностью сказать, что воображение — это то, как человек смотрит на мир. Для некоторых это может быть полстакана, в то время как для других это может наполовину стакан пуст. Это часто отдых мира. Так что, если кого-то попросят закрыть глаза и описать место, они воссоздают в своей голове образ своего идеального мира, и это будет воображение.
Воображение является частью повседневной жизни, дневные сны включают воображение, дикие идеи и мысли могут включать воображение. Воображение также может быть преувеличенной формой реальности. Регистр определяет воображение как «синтез мысленных образов в новые идеи. Это способность разума формировать ментальные представления мысли, концепции, сна, символа или фантазии ».
Это подводит нас к тонкой грани, которая разделяет воображение и фантазию. Воображение — это ключ к фантазии. Фантазия определяется словарем Мериам Вебстер как «нечто, производимое воображением: идея делать что-то, что далеко от нормальной реальности». Итак, воображение — это то, что заставляет человека создавать фантазию. Фэнтези также может быть определена как ветвь фантастики, которая имеет дело со сверхъестественным, таким как магия, легенды, мифы, суперспособности и т. Д.
Простой способ различить эти два — воображение — это опыт, который человек испытывает, когда он имеет дело с реальностью, или то, как он имеет дело с реальностью, в то время как фантазия является нереалистичным побочным продуктом этого воображения.
Сравнение между воображением и фантазией:
Воображение | Фантастика
| |
Определение | Организация данных в нашем мозгу, которая получается из того, что человек видит и как он воспринимает реальность | Жанр, который имеет дело с миром, который нереален по своей природе |
реальность | Могут быть реальными объектами | В основном это абстрактные идеи реальности |
Методическая разработка по теме: Фантазия и воображение
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?
Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач? При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения».
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазии и воображения.
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
- в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
- в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы;
- в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Приемы развития фантазии и воображения.
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.
Консультация для педагогов
Фантазия и воображение
Подготовила
Педагог-психолог д/с №21
Глубокова Евгения Александровна
Разница между фантазией и воображением. Доклад.воображение и фантазия
Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.
Определения
Фантазия
Фантазия
– представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.
Воображение
Воображение
– способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.
Сравнение
На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.
Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.
Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.
Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.
План:
1.
Введение
2.
Воображение и фантазия
2.1
Определение воображения
2.2
Воображение в творчестве
2.3
Условия работы
актерского воображения
3.
Заключение
1
. Введение
Образы,
которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением
непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то,
что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то,
чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс,
протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому
что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и
преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике,
нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение
— это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не
обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений
искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов.
Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они
смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная
культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение
выводит человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом,
открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека
обедня
Статья «Развитие фантазии и воображения у детей»
Развитие фантазии и воображения у детей.
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?
При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Развиваем фантазию и воображение у детей
Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии. Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно. Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.
Чем отличается фантазия от воображения?
Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.
Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.
А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.
Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.
Фантазия
|
Воображение
|
Ситуация, далекая от реальности
|
Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться
|
Так и остается вымыслом
|
Может воплотиться в жизнь
|
Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.
Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?
- он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
- он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
- он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.
Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.
Различают несколько видов воображения
- Воссоздающее. Например, ребенок прочитал книжку, услышал сказку, запомнил урок, и по данной информации изображает то, что узнал из внешнего мира.
- Творческое, или креативное. Ребенок рисует, пишет или создает своими руками то, что придумал сам. Его мысли и идеи становятся реальностью на листах бумаги, в глине или в красках.
- Неуправляемое. Детство часто связано у нас с необъяснимыми вещами, творящимися у нас в голове. Поэтому иногда малыш создает разнообразные нелепицы. В отличие от творческого вида воображения, у этих небылиц нет логической завязки и завершения.
Воображение у детей от 7 до 12 лет
Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?
Советы для родителей, как развить воображение:
- Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
- Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
- Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
- Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
- Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
- Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.
Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.
Способы развития фантазии и воображения
Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.
- Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
- Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
- Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
- Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
- Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.
Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.
Воображение и фантазия — ИЗЮМИНКА-2014, занятие 6 (69): krotovv — LiveJournal
Переход на летнее время (только для нашей студии)
Переходим на летний режим работы. Тем более что и обычный, весенний режим уже стал труден половине участников. Это занятие продлится до 15 июля (не до 16-го!). Следующее занятие начнётся 20 июля (закончится 31 августа), а потом уже – 5 сентября.
Изменившиеся плюсики:
aderkachev = 53, iliysakucc = 85, klina = 97, lanemru = 64, mashkin_84 = 75, obi_van_ki_ro = 34, perrou = 67, tanaisie = 6, tania_al = 107, voyd_absolute = 46.
Глядите, как жара и прочие обстоятельства проредили наши ряды… Слава тем, кто остался!
Занятие 6 (69). Воображение и фантазия
Как ни странно, на эту тему у нас в Изюминке не было ни одного занятия! Разве что в разговоре о сказках она упоминалась. Правда, есть главка с таким названием в НСК (кое-что важное я повторю и здесь). Так что повоображаем и пофантазируем почти с самого начала…
Прежде всего поговорим о различии между фантазией и воображением. Ведь эти слова кажутся похожими, да и в словарях фигурируют как синонимы. Но мне они представляются очень даже разными, относящимися к четырём разным явлениям.
Почему к четырём, а не к двум? Потому что каждое из них может относиться к способности (воображать или фантазировать), а может относиться к результату (и мы говорим: «Это только в твоём воображении» или «Это чистая фантазия»). Но вернёмся к смысловому различию.
Воображение – это представление о том, с чем я не сталкивался, но что вполне может существовать или случиться. Это, так сказать, создание несуществующего из существующего. Наш образообразующий фонтан. Наша палитра с бесконечным количеством реалистичных красок.
Фантазия – это представление о том, что вряд ли существует или может случиться, но мы это наделяем определённым правдоподобием (иначе будет просто выдумка-небылица). Способность соединять несоединимое, видеть невидимое и разгадывать незагаданное. Если сравнивать, то это воображение, поражающее своей невообразимостью.
Ещё немного о различиях
Итак, воображение и фантазия родственны, но во многом различаются. Во-ображение, как подсказывает нам само слово, – это способность к воплощению идей и мыслей не просто в слове, но в образном изображении. Фантазия (от греческого «фантасма», призрак) означает скорее способность к созданию произвольных образов.
Наша задача – поставить фантазию на службу воображению, но ни в коем случае не отдавать воображение в рабство фантазии. Это важный творческий выбор. Когда фантазия работает на воображение, усиливаются выразительные возможности мысли. Когда воображение работает на фантазию, оно способствует развитию лишь развлекательных свойств произведения.
Воображение – один из главных инструментов писателя, даже самого реалистического. Оно обеспечивает способность к пониманию других людей и даже других существ. На нём основано умение перевоплощаться, необходимое любому автору. Опора правды на воображение необходима и для придуманной истории (воображение даёт возможность говорить об истинном с помощью выдумки), и для взятой из жизни (воображение позволяет заглянуть в мир персонажа или восстановить скрытую основу описываемой ситуации).
Фантазия делает другую работу: примеривает несуществующее к существующему, пытается угадывать и предвидеть, что и как может произойти. Но часто и фантазия помогает разобраться в реальности, моделируя, воспроизводя её в ином облике, то есть метафорически. Ведь иногда реальное можно лучше понять через возможное. Или даже через невозможное.
Убедительность во что бы то ни стало
Фантастика и фантазия не отменяют проблему убедительности. Её даже должно быть не меньше, а больше! Ведь мы же должны достоверно описать несуществующее, то есть преодолеть естественное побуждение читателя сомневаться в том, что придумано.
Но и в чисто реалистическом произведении правдивость состоит не в старательном перечислении фактических подробностей (описать их ВСЕ – физически неосуществимо), а в искренности автора, в честном стремлении к пониманию жизни. Если я вижу, знаю, понимаю, представляю или воображаю что-то и пишу об этом искренне – это уже половина дела. Вторая половина – в том, чтобы сделать это убедительно для читателя. Чтобы он мог достаточно ярко увидеть, понять или вообразить описанное. Чтобы жизненный опыт автора, его мысль и его художественное свидетельство были достойны читательской веры (отсюда и слово «достоверность»).
Таким образом, на достоверности придуманного нами лежит двойная ответственность – описательная и смысловая. То есть мы и описать должны убедительно, и зарядить описание нашей собственной уверенность в его смысловой наполненности. В том, что есть ради чего стараться: нам писать, а читателям – читать.
Выдумка и образ
Всё, на что работают наше воображение и фантазия, чтобы это не осталось просто выдумкой, должно обрести смысл, но ещё и образную силу. Образы не только украшают повествование, они одухотворяют его. Образ – это та увиденная в душе картинка, с которой читатель остаётся после завершения чтения.
Когда мы пишем о реальном и когда придумываем то, чего не было и даже быть не могло, мы делаем, в общем-то, одну и ту же работу. Мы рисуем словами и подробностями жизни, как художник рисует красками. Различаются лишь наборы красок (хотя многие краски входят в оба набора) и технические приёмы нашей словесной живописи.
И в живописи, и в литературе особенно удачны такие образы (такие картины или зарисовки), которые, кажется, вот-вот сойдут с холста или со страниц книги. Если это у нас получилось, то не так важно, какова мера нашего воображения и нашей фантазии в таком образе.
Созидательность и разрушительность
Но в то же время с воображением и фантазией нужно обращаться внимательно, соблюдать некоторые гигиенические предосторожности. Очень важная линия разделения пролегает между тем, что работает на созидание, и тем, что располагает к разрушению. Не по какой-либо механической формальной классификации, а по смыслу того, о чём речь.
Разрушительные фантазии страшны не злобными воплями вурдалаков, отрубленными головами, чёрной магией или ожившими трупами. К бутафории такого типа быстро привыкаешь. Всё это лишь раздражает одних и щекочет нервы другим. Но страшен тот эмоциональный нравственный хаос, то разрушение этической гравитации, к которому чёрные (или даже всего лишь серые) повествования располагают человеческую душу. Страшно привыкание к тёмным ситуациям, к дозволенности всего. Различение верха и низа способствует смысловой и нравственной ориентации. Вихри хаоса, раскручивающие воображение во все стороны, эту ориентацию разрушают.
Здесь снова стоит вспомнить тему последнего прошлогоднего занятия: «То, для чего». То, для чего по-настоящему нужно литературное творчество, и побуждает нас к вниманию, различению и гигиенической осторожности.
Развивающие упражнения
Не стоит думать, что достаточно понять основные принципиальные вещи, относящиеся к воображению и фантазии, — и эти писательские свойства сами по себе расцветут пышным цветом. Как и всё в природе, они нуждаются в развитии и тренировке.
Попробую дать здесь краткий перечень конкретных возможностей, располагающих к такому развитию, — хотя бы по десять пунктов. Наверняка к ним можно добавить и другие. Может быть, даже более подходящих именно для себя самого. Пробуйте пересиленное, ищите дополнительное и сигнальте мне о найденном, чтобы и другие могли это опробовать.
Напомню ещё раз про то, что очень полезно записывать и сохранять результаты своих упражнений. Кто знает, что из этого окажется всхожим зёрнышком, которое прорастёт в самый что ни на есть творческий текст…
Развитие воображения
— Придумать биографию незнакомцу по его облику или по каким-то фрагментам информации. Например, когда едешь в метро или в автобусе, можно выбрать кого-то и подумать, кто он по профессии, какой у него характер, что у него было и не было в жизни.
— Покатать человека по своему воображению в машине времени. Представить, каким он был в разных прожитых возрастах, каким будет в ещё не прожитых.
— Попробовать найти наиболее подходящий художественный образ (из классики или из современной литературы) для выбранного человека. Или найти подходящий психологический тип, знак Зодиака и т.п.
— В разных ситуациях пробовать свои предсказательные способности. Не обязательно во всеуслышание, просто для тренировки навыка заглядывать в будущее, перенося туда сегодняшние возможности.
— Пытаться угадывать сюжеты литературных произведений, кинофильмов и просто рассказов из жизни, принимая во внимание и сюжетную убедительность и своеобразие мысли автора.
— Внимательное «прочитывание» сюжета живописной картины, рисунка, фотографии. Даже в школе используют упражнения «Написать рассказ по картине» или «Проанализировать стихотворение». Самому же можно придумать много увлекательных путешествий в интересные миры.
— Привычка мечтать тоже может быть не просто блаженным времяпровождением, но ещё и тренингом воображения, если выстраивать свои мечты в некоторые конкретные композиции – такие, что даже записать захочется.
— Поскольку в основе гадания по картам лежат не только мистические способности, а графология и хиромантия – не только науки, подобные упражнения тоже тесно связаны с воображением. Это не значит, что стоит заняться такими делами основательно, но поиграть можно.
— Развитию воображения может помочь и опыт сценической игры, навыки воплощения в различных персонажей, особенно если мы углубляемся в образ по-настоящему, независимо от длины роли.
— Для тех, кто любит жанр детектива, он может тоже стать школой воображения. И угадывание разворотов сюжета в книге, и приложение своего энтузиазма к угадыванию раскладов в реальной жизни – способствуют этому.
Развитие фантазии
— Рассказывать сказки детям (впрочем, можно и взрослым), не задумываясь о том, умеешь или нет. Можно поначалу плести что угодно. С помощью детей (их внимания или участия) фантазия будет оживать и плодоносить. И очень хорошо хотя бы вкратце записать рассказанное.
— Играйте с детьми, приветствуя их фантазии и внося собственную лепту в виде разнообразный фантазийных элементов игры. Детям естественно быть фантазёрами, присоединяйтесь к ним!
— Если говорить именно о сказочной области, полезно познакомиться с картами Проппа, а лучше – с их вариацией, описанной в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».
— Быть внимательным к наиболее неожиданным разворотам своих снов. Речь не об их токовании, а именно о необычных ирреальных моментах.
— Читая фэнтези и фантастику, не забывайте пытаться предугадывать дальнейший ход событий. Может случиться, что ваша собственная альтернатива даже окажется интереснее.
— Почаще упражняйтесь в превращении встреченных предметов, явлений или событий в фантазийную тему. А наиболее удачные из таких тем – записывайте. Или даже все, на всякий случай.
— Изобразительное искусство, если оно не приковано к сугубо реальному миру, если преодолевает рационалистические границы, — лучший тренажёрный зал для фантазии.
— Декоративно-прикладное творчество тоже даёт необыкновенные возможности фантазировать и увидеть свои фантазии не только внутренним взором, но и воочию.
— Встречаясь с новинками научно-технического прогресса, старайтесь не залипать на них, а представить себе, какими будут устройства и гаджеты через десять, тридцать или пятьдесят лет. А если хватит отваги заглянуть через сто или двести лет, прорывайтесь и туда.
— Если интересоваться наукой и хоть немного следить за её открытиями, за новыми горизонтами физики и космических исследований, это тоже замечательный полигон и для фантазии, и для фантастики.
Игра – против занудства
В литературе воображение может проявляться разными способами. Это и выбор темы, и построение сюжета, и образы, и идеи. Воображение может проявляться и в стилистике фразы, и в самой авторской лексике.
Реализация воображения и фантазии может происходить при обращении к мифу (когда автор по-своему воссоздаёт условно обозначенную мифом картину) или к историческому преданию (когда он даёт прошлому новую, сегодняшнюю жизнь). С их помощью создаётся игровая сторона повествования. Они позволяют выступать под той или иной необходимой маской.
Творческая фантазия – это детская игра в сотворение миров для сопоставления их с жизнью. Необычное не даёт читателю соскучиться, тонизирует его. Да и того, кто пишет сказку, оно тоже мобилизует на разнообразие, не даёт впасть в монотонное русло.
Воображение и фантазия спасают нас от занудства, от чрезмерной правильности, от назидательности, от многих других прямолинейных свойств. Они раскрепощают нас, как раскрепощает игра. Полезно иногда поиграть изо всех своих творческих сил!..
Вопросы для ответов
1. Насколько значительными для себя как пишущего человека ты считаешь воображение и/или фантазию?
2. Что для тебя интереснее – писать о том, что бывает, или о том, чего не бывает?
3. Как по-твоему, нужны ли воображение и фантазия для некоторых конкретных жанров или для всех?
4. Какие пункты списка упражнений по развитию воображения и фантазии, были для тебя неожиданными? Какие кажутся наиболее важными для себя?
5. Что ты добавил бы к этим двум перечням?
ВОЗ-1
Времени для задания в полтора раза больше, чем обычно (хотя оно и летнее). Тема занятия такая, что смешно было бы что-то заранее предписывать. Фантазируйте, начиная с темы и жанра того, что напишете. Условие одно: дайте разгуляться своим В и Ф.
Но если приблизитесь к объёму в 7000 знаков, спохватитесь и остановитесь.
ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОДЕЛЬ (имитация), МОДЕЛЬ (человек), МОДЕЛЬЕР.
ВОЗ-3
Придумай три самых фантастических (но всё-таки общеупотребительных) слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.
Tannhauser от LordAvatarZ на DeviantArt
Холст, масло
30 ‘x 40’
Поскольку я впервые предал свои уши фурор и волнение, которые неизбежно вызываются страстными мелодиями этого мастерского музыкального произведения, на которое эта картина воздавая должное, я был осторожен, чтобы не потерять то драгоценное первое впечатление, которое в результате знакомства со временем теряет свою удивительную живость и всегда привлекает предсказуемую тупость. Хотя рано утром и я был жертвой сонливости, мне удалось позволить своим мыслям уноситься туда, куда их приводила музыка, и записать примерно следующее впечатление:
Как только заиграла музыка, я попал в мир чистейшее спокойствие и красота, в которых собрано все совершенное и несовершенное в природе, и процветает на зеленом поле, которое дышит воздухом сладчайшего качества.Каждая травинка, каждый росток листа, мягкий, хрупкий и полупрозрачный, свидетельствует о свежести земли, из которой они появляются; каждая капля воды, которая задерживается и танцует на восковой поверхности всей растительности, несет в себе идею положительной прохлады и энергии. Поднимая вверх наши взгляды, золотые лучи солнца подавляющим образом проникают сквозь беззащитную массу облаков высоко наверху, в то же время насыщая и рассеивая их светимость. По мере того, как рожки и скрипки на заднем плане набирают свой темп и громкость, все внезапно оживает на нашем воображаемом лугу: деревья, виноградные лозы, цветы и фрукты менее чем за мгновение пронеслись по полю, как волны цвета и аромата.Один толкает другого, непобедимый и неудержимый, словно с непостижимой для смертных решимостью и силой. Горы поднимаются с самолета, поднимаются и присоединяются к оркестру. С их тяжелыми шагами грохота и грома они появляются в таком титаническом масштабе, сопровождаемые таким оглушительным ревом, что сам Зевс дрожал бы на коленях в таком присутствии … Насилие постепенно утихает, наши эмоции трансформируются из трепета в восторг. Птица взлетает, приближается к солнцу и рассеивает все оставшиеся части облака, которые подобны волнам вибрации на земле.Он плавает, трепещет, хлопает, приближается и удаляется, позволяет ветру нести свой вес и опускается на землю, как будто это кусок сухого листа, падающий с огромной энергией, амбициями и инициативой…
Идеи воображения и цвета — это наконец обратились и задумались. Отмечая, что Воображение не должно быть связано с Фантазией, но должно реализовываться через способность извлекать сущность природы и составлять их в картину целостности. Делакруа сравнивает Природу с книгой Словаря и настаивает на том, что художник должен использовать слова, которые в лучшем случае могут предложить Природа, в композиции своей картины, которая одновременно должна быть стихотворением.Таким образом Воображение сильно и фундаментально отличается от Фантазии: смысл и искренность создают одно, шум и невежество создают другое. Воображение — это не то, что позволяет нарисовать самое красивое дерево или самую синюю волну, а то, что заставляет наблюдать рост дерева, движение волны, чтобы, наконец, выразить на холсте форму беспомощности первого, сгибание и уступка рук перед сильным ветром; а также спонтанность и густота поведения последних.Воображение — это то, что делает убедительной гармонию света, предмета, цвета и формы. Для того, чтобы дерево выглядело реалистично, требуется немного художественного чутья, но ощущение его живого и ощущение жизни его окружения — единственный путь к использованию своего воображения.
.
«Воображение от фантазии к иллюзии» Лоис Оппенгейм
В «Воображении от фантазии к иллюзии» Лоис Оппенгейм иллюстрирует усиление «я», которое дает творчество, отношения воображения к себе как агенту. Предпосылка этой книги двоякая. Во-первых, воображаемое реально. Чем она отличается от того, что мы обычно принимаем за реальность, так это структурой и формой. Воображаемое искусства, например, не является иллюзией, поскольку оно феноменологически поддается описанию и даже изображению, что демонстрируется саморефлексивными усилиями художников и писателей-модернистов.Не менее реальным, чем воображаемое в искусстве и, следовательно, в фантазии, является воображаемое заблуждения, которое можно установить в самой функции, которую оно выполняет. Хотя в корне они разные, у фантазий и заблуждений есть одна важная черта: озабоченность свободой выбора. Вторая предпосылка состоит в том, что изменениям, усилению себя посредством увеличения свободы действий, способствует биология вознаграждения: удовольствие от возросшего самосознания — эффективность, приобретенная благодаря знанию мира и приписыванию ему смысла, в конечном итоге sine qua non образной мысли.
Оппенгейм подчеркивает идею о том, что воображение порождает знания. Наши сенсорные системы, как и наши высшие когнитивные функции, дают человеческому мозгу знания для поддержания гомеостатического баланса, необходимого для выживания, и для обогащения чувства собственного достоинства, необходимого для свободы воли. И, по ее мнению, воображение — это функция их действий. Более того, она исследует конструкцию, с помощью которой мы постигаем работу воображаемой фантазии, и рассматривает, из чего состоят ментальные образы, которые ее наделяют, как фантазия может передаваться трансгенерационным путем и как заблуждение может быть препятствием для воображения, а также быть его продуктом ,Кроме того, она сравнивает психоанализ с созданием искусства как процессом приобретения знаний и рассматривает творчество как способ познания.
На протяжении всей книги проходит несколько противоположных потоков. Первая — это парадигмы интра- и интерпсихической психоаналитики. Это теоретическое противопоставление имеет отношение к нашему пониманию эстетического опыта как сублиматического по сравнению с объектно-реляционным, а также к нашему пониманию конструкции значения. Вторая оппозиция заключается в понятии агентности (с его импликацией самосогласованности), которое имеет прямое отношение к функции эго и, по-видимому, к полезности «бессознательной фантазии», краеугольного камня психоанализа, который теперь ставится под сомнение постмодернистскими сторонниками. диссоциации по поводу подавления и других механизмов защиты.Последним, но не менее значимым является контраст, переплетающийся между эмпиризмом нейробиологии и метафизикой философской мысли. Основная задача Оппенгейма состоит в том, чтобы исследовать обоснованность этих противоположностей, которые, похоже, не сохраняются так твердо, как мы склонны предполагать.
.
Как использовать свое воображение для создания, мечты и решения проблем
Альберт Эйнштейн сказал в интервью 1929 года:
«Воображение важнее знаний. Ибо знание ограничено, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, рождая эволюцию ».
Это стало известной цитатой, но как вы думаете, он был прав?
Эйнштейн озвучивал ценность, которую он придавал воображению в отношении научных исследований, области, в которой традиционно (и в настоящее время) преобладает чистый рационализм.
Как насчет бизнеса и профессиональной работы? Вы цените воображение больше (или столько, сколько) того, что вы знаете?
Вряд ли. Мы предпочитаем знания воображению, разум — интуиции. Вы можете назвать это культурным уклоном .
Но только из воображения мы создаем роман непредвиденное, неожиданное и часто даже лучшее.
Сегодня давайте погрузимся в сферу нашего воображения.
Источник воображения
Более десяти лет назад я отправился в пятилетнюю глубокую интеллектуальную одиссею, чтобы раскрыть источник творчества.Я изучил работы многих исследователей творчества и прочитал все, что смог найти от творческих гениев, описывающих свои процессы.
Я полагал, что когда мы понимаем источник творчества, у нас появляется больше возможностей для более свободного доступа к нему.
Когда Эйнштейн говорит «знание», он имеет в виду наш сознательный, рациональный разум. Это сознательный ум, которым мы в основном действуем каждый день. В основном мы используем свой интеллект и способности к рассуждению, чтобы оценивать наше окружение, принимать решения и общаться друг с другом.
Когнитивные науки, однако, продолжают открывать, что большая часть нашего поведения, отношения и решений находится под влиянием, если не под контролем, бессознательных процессов.
Думайте о бессознательном как о всем, о чем вы не подозреваете. Это бессознательное, которое часто ошибочно называют бессознательным, является хранилищем всех воспоминаний, образов, мыслей, чувств и переживаний, которые у нас когда-либо были, но оно даже более обширно.
Психиатр Карл Юнг постулировал, и другие подтвердили, что это бессознательное имеет коллективный или универсальный элемент, который обращается к воспоминаниям, образам, мыслям, чувствам и переживаниям всего человечества на протяжении всего периода .
Эти универсальные образы, символы и модели поведения называются архетипами. Эти архетипы кажутся частью нашего культурного и биологического наследия.
И именно в глубинах этого бессознательного мы находим источник творчества, источник нашего воображения.
Как будто глубоко внутри каждого из нас неисчислимые скрытые сокровища, идеи и идеи просто ждут, чтобы мы их открыли.
Ваш внутренний проводник по воображению
Живя строго осознанной жизнью, многие люди редко используют эти способности к воображению.А тех, кто пьет из этого внутреннего источника, мы называем художниками.
Древние традиции и современные интегративные методы лечения предполагают, что существует посреднический фактор, который позволяет нашему сознательному уму (часто называемому эго) получать доступ, общаться и даже дружить с силами бессознательного.
Египтяне назвали его Ba-Soul . Древние греки (включая Сократа) называли этот путеводитель внутренним даймоном . Римляне считали это гением в каждом.
Западные религии иногда называют его ангелом-хранителем или душой . В даосизме это изначальный дух . Другие восточные философии и трансперсональные психологии называют это Я Я (заглавная буква «S»).
Многие художники называют его Muse . Для Моцарта это был его Божественный Творец; для Уильяма Блейка, Poetic Genius .
Как бы то ни было, это Внутренний Проводник, к которому мы обращаемся, когда течет наше воображение.
«Язык» бессознательного
Точно так же, как наш сознательный разум обеспечивает нас постоянным потоком мыслей, наше бессознательное постоянно пытается выразить себя.
Только мы не научились уделять этому внимание, слушать и относиться к нему или понимать его.
Используя наш сознательный разум, люди общаются друг с другом посредством языка. Язык — это работа рационального разума (или коры головного мозга).
Трудность подхода к бессознательному в том, что оно не общается словами.Он выражается в образах и символах. Лишь немногие научились интерпретировать эти образы и символы, которые приходят к нам в снах, фантазиях и видениях.
Доступ к этим изображениям и внимание к ним — первый шаг; научиться интерпретировать и переводить их — второе.
Возвращение мечтателя
Чтобы уравновесить нашу склонность к рационализму, мы можем создать пространство для воображения.
Disney использует метод создания творческой работы, который может позаимствовать любой предприниматель или творческий профессионал.Они различают три роли, необходимые для генерации творческих идей и их реализации: Мечтателя, Реалиста и Критика.
- Мечтатель обращается к бессознательному, позволяя уму блуждать без ограничений. Мечтать нельзя просто так; это приветствуется.
- Реалист обращается к сознательному разуму, который организует идеи, разрабатывает планы и излагает стратегии для их выполнения.
- Критик проверяет план, играет роль Защитника дьявола и ищет, что может пойти не так.
Эти три роли представляют три разных архетипа. Признавая Сновидца как одну из трех частей творческого процесса, мы начинаем отводить этому архетипу законное место.
См. Это руководство для исчерпывающего взгляда на творческий процесс.
Как испытать воображение
«Взрослым» иногда трудно получить доступ к воображению, особенно когда мы отождествляем серьезность со взрослостью.
Более того, сложно проявлять творческий подход, когда ваше тело испытывает ненужное напряжение или беспокойство. Врата к бессознательному — это само тело . Расслабление тела — это нераскрытый секрет, позволяющий задействовать ваше воображение.
Начните с нескольких медленных, устойчивых, глубоких вдохов. Вдохните нижней частью живота и выдохните, позволяя воображаемому воздушному шарику в вашем животе сдуться. (Видите, мы уже используем наше воображение.)
Закрывание глаз может помочь, поскольку побуждает использовать мысленный взор, а не внешнее зрение. Отпустите попытки контролировать то, что может случиться дальше.
Вы можете начать с чистого листа, как Гарольд и фиолетовый мелок, и начать рисовать. Или, может быть, вы будете ездить на луче света, как Эйнштейн, когда он открыл теорию относительности.
Когда ваше тело расслабляется, вы можете ощущать энергию, легкость и простор вокруг себя. Отсюда вы можете свободно путешествовать и исследовать. Если вы не посещали это царство какое-то время, оно все равно будет казаться вам жутко знакомым, поскольку это было место, которое вы часто посещали в ранние годы до того, как так называемые взрослые, и сама система образования разорвала вашу связь с ним.
Но он всегда был здесь, ожидая твоего возвращения.
Барьеры для воображения
Чувствуете ли вы сейчас неиспользованный потенциал внутри себя?
Этот источник воображения доступен всем нам, но немногие пьют его свободно. Зачем? Мы созданы, чтобы мешать.
Интересно, что большинство тех же способов, которыми мы похищаем личное мастерство, применимы к тому, как мы блокируем наши способности воображения. Ср:
- Двигайтесь слишком быстро
- Мыслить одержимо
- Держитесь ограничивающих убеждений
- Истощение наших запасов энергии
Все эти действия вызывают физическое и умственное напряжение.(В этом руководстве я предлагаю способы преодоления каждого из этих препятствий.) И, как мы уже говорили выше, расслабление — это предвестник возвращения к воображению.
Психологи-гуманисты Абрахам Маслоу и Карл Роджерс подчеркивают это в своих исследованиях творчества. Они обнаружили, что творчество имеет тенденцию процветать у людей и культур, которые психологически безопасны (отсутствие которых создает страх и физическое напряжение).
4 совета, которые помогут вам использовать воображение
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы усилить связь с воображением:
Больше спать
Помните: врата в бессознательное проходят через ваше физическое тело.Ваше тело любит поспать, а большинство современных людей недосыпают. Спите дольше и больше спите. (Дополнительные советы о том, как улучшить качество вашего сна, можно найти в этом подробном руководстве по взлому сна.)
А посмотрите этот обзор лучших органических матрасов.
Заинтересуйтесь своей мечтой
Юнг и многие другие видели сны как мост в бессознательное. Бессознательное использует образы ваших снов, чтобы общаться с вашим сознанием.Вам не нужно декодировать и прерывать эти изображения. Просто позвольте этим образам остаться в вашем сознании после пробуждения. Поинтересуйтесь этими изображениями.
Обними странника
Странник — это архетип — один из четырех, которые я выделяю в этом руководстве по творческому процессу. Помедленнее. Проводите время в одиночестве. Позвольте себе войти в состояние задумчивости, позволяя вашему сознанию дрейфовать. Лень может быть вашим другом.
Расслабьте свое тело
В конечном счете, как я уже сказал, это важный ключ.То, как вы расслабитесь, зависит от вашего макияжа. Я предлагаю множество руководств с практиками, дающими результаты, в том числе:
Я также предлагаю программу, специально разработанную для того, чтобы помочь вам расслабить тело и восстановить разум, под названием «Метод мастерства».
Пробуйте разные вещи, пока не поймете, что работает для вас.
Примечание : декальцинирование шишковидной железы с последующей ее активацией также поддержит вашу миссию в этой области.
Как использовать свое воображение для создания
Чем больше внимания вы уделяете своему воображению, тем больше оно вам пригодится.Использование воображения для творчества требует от вас развития своего рода «мускулов» или навыков.
Один из способов экспериментирования — попросить свое воображение помочь в решении проблемы перед сном. Сообщается, что Томас Эдисон назвал это «запросами» к вашему подсознанию.
Просьба о помощи, когда вы засыпаете, а после пробуждения успокойтесь. Настройтесь и слушайте. Вспомни свои мечты. Без мысленного редактирования фиксируйте любые возникающие идеи и образы.
Еще одна вещь, которую вы можете сделать, чтобы использовать свое воображение для создания, — это останавливаться в случайное время в течение дня и позволить своему разуму дрейфовать.По сути, мечта нарочно.
«Попытка» использовать свое воображение будет работать против вас, поскольку попытки создают напряжение. Вместо этого будьте игривы, ориентируясь на образ мышления любопытного исследователя.
Представьте себе будущее и свое предпринимательское видение
Если вы предприниматель, можете ли вы увидеть неиспользованный потенциал, который дает вам воображение? Можете ли вы представить себе новые и лучшие способы построения своего будущего и обслуживания клиентов? Ваш Внутренний Гид может. Поверьте, что это правда; смотрите и слушайте внутри.
Воображение питает все великие мечты. Все дальновидные лидеры видят будущее, которого еще не существует. Стив Джобс, например, никогда не видел в Apple бизнеса по продаже компьютеров. В его воображении Apple создавала продукты, раскрывающие творческий потенциал людей.
Никогда не недооценивайте силу своего воображения. Он может восстановить баланс и способствовать созданию чего-то, что окажет положительное влияние на человечество.
Читать дальше
Полный список архетипов (более 325)
Четыре этапа творческого процесса
Руководство по архетипам для новичков
Как создать творческий утренний распорядок
,