Ловкость — это… Что такое Ловкость?
Ло́вкость — (определение, данное Н. А. Бернштейном) — способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
- правильно (адекватно и точно),
- быстро (то есть, скоро и споро),
- рационально (целесообразно и экономично),
- находчиво (изворотливо и инициативно).
Ловкость и координационные способности
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
* пространственную ориентировку;
* точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
* статическое и динамическое равновесие.
Пространственная ориентировка подразумевает:
1) сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и
2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.
В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности — точность пространственных, силовых и временных параметров — развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе — при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом — за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений.
Ловкость в фольклоре
В компьютерных играх
Во многих компьютерных играх с элементами RPG ловкость (agility) является одним из параметров, определяющих свойства персонажей. Чаще всего она влияет на вероятность избежания повреждений или их уменьшения и вероятность попадания по врагу.
Литература
Ссылки
ЛОВКОСТЬ
Ловкость и координационные качества являются фундаментом, на котором легко строить здание арсенала технических приёмов. Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.
Двигательная ловкость — царица управления движениями. Н.А. Бернштейн (психофизиолог, основатель советской школы биомеханики)
Ловкость — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.
Ловкость — комплексное качество, которое позволяет:
— быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации
— выполнять сложные по координации движения рационально и экономично
— точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях
— рационально и экономно решать двигательные задачи
— быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать
Вот ещё одно интересное определение ловкости, связанное с семантикой названия.
«… Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная, инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникшей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость….»
Бернштейн Н.А. (психофизиолог, основатель советской школы биомеханики)
Ловкость сложное качество, но она не являются суммой простых. Сложное качество — это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Это надо не забывать, когда мы будем говорить об эффективности развития ловкости, целенаправленно воздействуя на его отдельные составные части.
Обобщая все эти определения, можно сказать.
Ловкость — термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости, физическое и психическое в человеке, выступают в единстве с наибольшей полнотой.
Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:
— координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)
— разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)
— чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)
Для того, чтобы качественно и эффективно достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей составляющих это физическое качество.
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.
Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.
Виды и степени развития ловкости.
Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.
Различают ловкость:
— общую
— специальную
— прыжковую
— акробатическую
— скоростную
Степени ловкости.
Различают три степени ловкости.
Первая — характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.
Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.
Третья — высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.
Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.
Ловкость определяется, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки – с другой.
Периодизация развития ловкости.
Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.
Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.
Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.
В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.
Периодизация развития ловкости как физического качества не имеет однозначного мнения в методической литературе. Высокий возрастной порог начала развития ловкости, по всей видимости связан с практикой начала систематических и организованных (официальных) занятий спортом. Только недавно (несколько лет назад) началось привлечение к тренировкам в спортивных школах 3-5 летних детей.
Нельзя пускать вопросы развития ловкости и координационных качеств на «самотёк». Родители, которые заинтересованы в успешной спортивной карьере своих детей должны самостоятельно и целенаправленно помогать своему ребёнку, достигнуть максимального уровня развития этих физических качеств начиная с самого младшего возраста. И начинать можно с 2-3 лет.
Методы и способы развития ловкости.
Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:
— координационных способностей:
— перестроение и/или переключение движений
— двигательная точность
— умение различать темп и амплитуду движения
— прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени
— дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения
— чувства:
равновесия: — статическое; — динамическое
— совершенствования вестибулярного аппарата
— «ловкой» быстроты
— частоты движений
— способность к изменению ритма
— пространственное ориентирование
— мышечное чувство
— чувства времени и пространства
— реакции:
— зрительно-моторные
— переключение внимания
Эффективность в развитии ловкости, определяется:
— правильной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки
— целенаправленной тренировочной работой
Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей.
Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.
Для себя мы сделали схему (таблицу) включающую в себя все составные части ловкости и их характеристики. По которой и составляем планы работы по развитию ловкости.
Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:
1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности
2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.
3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.
При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
— разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания
— варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
— регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
— определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий
Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.
Специальная ловкость.
Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий на коньках с клюшкой и шайбой, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем выполнения упражнений с клюшкой и специальным мячом для дриблинга, соответствующим по своей структуре игровым движениям формирующим технико-тактическое мастерство игрока.
Физиология ловкости.
В основе ловкости, по мнению физиологов, в большей степени, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры головного мозга. Другими словами, от объема моторных навыков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости человека. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости.
Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов, а также от пластичности центральной нервной системы.
Информация, получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
Анализатор человека — подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора — рецептор, центральная часть анализатора — мозг.
Анализаторы в биологии — сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на человека. Обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям внешней и внутренней среды. Анализаторы представляют собой сложно организованные структуры, снабжающие мозг точной и достаточно подробной информацией о многих биологически значимых событиях, как вне организма, так и внутри него.
Важными для обеспечения двигательной активности человека являются двигательный и вестибулярный анализаторы.
Двигательный анализатор — нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.
Вестибулярный анализатор орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у человека. Окончательное ее развитие завершается к 10 – 12. С физиологической точки зрения этот аппарат — часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.
Нужны ли Вам все эти теоретические знания? Возможно, для кого-то это будет невостребованная информация. Но для тех, кто серьезно озабочен развитием у своего ребенка такого важного двигательного качества, как ловкость, эти знания лишними не будут точно.
Мы приводим данную теоретическую информацию для того, чтобы люди, прочитавшие её могли понимать на основании чего мы собираемся строить систему развития ловкости у вашего ребёнка. Ловкость и координационные способности являются фундаментом (мощным и надёжным) обучения техническим приёмам, как в хоккее, так и в любом другом виде спорта.
основные виды и ее развитие :: SYL.ru
Ловкость, скорость, сила… Наверное, именно эти три качества наиболее ценятся в физической культуре. Большинство людей сходятся во мнении, что ловкость, в отличие от других свойств, является врожденным фактором, который либо есть, либо нет. Отчасти это правда, однако данный навык можно усовершенствовать при правильном подходе к тренировкам. В нашей статье речь пойдет именно об этом. Что такое ловкость? Как ее развить? Какие упражнения будут наиболее эффективными для достижения цели? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Понятие
Для начала стоит определиться с термином. Ловкость – это способность человека выполнять сложные движения. В старину ловкими считались охотники и рыбаки, которые могли принести домой много пойманной добычи. Суть понятия сводилась к точности движений, их координации и скорости выполнения. Стоит отметить, что и по сей день эти факторы являются определяющими, когда речь заходит о рассматриваемом понятии.
Люди стараются усовершенствовать навык ловкости во время занятий физической культурой. Перед тем как выполнять упражнения, рекомендуется пройти полное медицинское обследование и убедиться в том, что вы здоровы. Что такое ловкость? Данное понятие можно охарактеризовать как быструю смену положения тела без нарушения координации. Чтобы определить уровень навыка, попробуйте пробежать челночным бегом. Результат скажет сам за себя, и таким образом вы сможете определить уровень физической подготовки.
Быть ловким – сложная задача, и далеко не каждый может похвастать таким качеством. Изменение скорости движения предполагает задействование всех групп мышц. Существуют отдельные упражнения для тренировки основных групп, которые нужно использовать для улучшения навыка.
Признаки ловкости
Нужно сказать, что в разных книгах выделено разное количество критериев ловкости. В данном случае мы рассмотрим только основные из них:
- Трудность движений. Этот фактор зависит от уровня физической подготовки человека и работы его мышц. Лучше всего справляются люди, которые занимались гимнастикой, легкой атлетикой или боевыми видами спорта. Одним из наиболее сложных элементов является сальто. Гимнасты это упражнение делают с легкостью, а значит, и остальные движения не покажутся им сильно трудными.
- Правильность выполнения. Качество ловкость не может быть развито без точности. И координация, и равновесие без основного элемента теряются. Здесь большое значение имеют вестибулярный аппарат и центральная нервная система человека, которые могут выдавать правильные и четкие рефлексы при должных тренировках.
- Изменение положения тела. Наверное, наиболее важный критерий из всех вышеперечисленных. Что такое ловкость? По одной из версий, это скорость изменения положения тела. Рассуждая логически, можно сделать вывод, что чем быстрее человек может менять положение тела в пространстве, тем сильнее у него развит навык.
От чего зависит ловкость?
Как уже было отмечено, ловкость отчасти дается с рождения, но и развить это качество в процессе тренировок вполне реально. Для достижения положительного результата необходимо быстро оценивать ситуацию в любой момент, понимать свои возможности и использовать их на все сто процентов. Ловкость, гибкость, сила являются неотъемлемыми составляющими физической формы человека. Чтобы чувствовать себя уверенно, следует проводить правильные эффективные тренировки на усовершенствование своих качеств.
Что касается ловкости, то здесь нельзя не вспомнить волевой фактор. Умение бороться с трудными ситуациями играет очень значимую роль. Но наиболее важным является умение передвигать тело в пространстве с максимальной скоростью. Именно этот фактор в большей степени определяет ловкость.
Значение равновесия
Рассматриваемое нами понятие довольно многогранное, и умение держать равновесие своего тела при ограниченной опоре дорогого стоит. Сохранять устойчивое положение в разных ситуациях довольно сложно, и этот момент также необходимо тренировать. Упражнения на ловкость включают ряд занятий, которые в комплексе дают желаемый результат. Важно рассматривать равновесие как двигательное качество, которое необходимо развивать. Особенно нужно это представителям таких профессий, как специалист по туризму или верхолаз.
Умение сохранять устойчивое положение тела как в динамике, так и в статике определяет ловкость. Чтобы достичь эффекта, необходимо тренировать вестибулярный аппарат. Ведь после быстрого изменения положения тела неподготовленный человек может нехорошо себя почувствовать. Во избежание таких ситуаций следует развивать навык равновесия и ловкости в целом.
Классификация умения. Общая
Ловкость имеет две разновидности: общую и специальную. Без первой составляющей невозможно приобрести вторую. Общая является базой, основой для дальнейшего развития специального навыка. Гибкость, ловкость общего характера достигаются за счет выполнения физических упражнений. Основной упор рекомендуется делать на усовершенствование силы, мощности и скорости.
Когда начинающий спортсмен достигает первых успехов, ему становится значительно проще приобретать специальный навык. Здесь уже речь идет об определенной отрасли мирового спорта. Если человек занимается смешанными единоборствами, ему стоит делать упор на одни упражнения. В случае увлечения легкой атлетикой стоит проводить другие занятия. Более узкая специализация позволяет достичь наиболее эффективного результата в конкретной сфере.
Специальная
Получив базовые знания в области ловкости движений, можно приступать к покорению новых высот. Для начала стоит выбрать вид спорта, в котором вы хотите развиваться. В любом случае тренировки будут проходить легче, так как вы уже подготовлены физически. Новые упражнения сразу усвоятся, и результат не заставит себя долго ждать.
В свою очередь, специальная разновидность ловкости подразделяется на два подтипа: акробатический и прыжковый. Первый вариант более подходит гимнастам, так как совершенствует навык при совершении технически сложных приемов. Также акробатический тип направлен на улучшение защиты в силовых видах спорта.
Прыжковая ловкость характеризуется использованием общих основных умений во время положения невесомости. Стоит отметить, что рекомендуется развивать не только физические навыки, но логику, спокойствие, внимание. Кроме этого, необходимо быстро усваивать информацию.
Развитие ловкости
Есть масса примеров того, что именитые спортсмены, которые уже не раз становились чемпионами мира, не имеют достаточно развитого навыка ловкости. Это объясняется тем, что данное умение очень сложно усовершенствовать. Для того чтобы максимально эффективно продвигаться в области развития ловкости, необходимо выполнять комплексные упражнения в течение нескольких лет.
Если вы новичок, при первых неудачах не стоит вешать нос. У всех бывают промахи, но нужно вернуться еще сильнее и более мотивированным. Проблемы с развитием этого умения существуют и среди выдающихся спортсменов, поэтому новичку и вовсе незачем переживать. О конкретных упражнениях, которые помогут достичь желаемого результата, мы поговорим ниже.
Виды спорта, развивающие ловкость
Существует довольно много видов спорта, усовершенствующих ловкость. К ним относятся и фигурное катание, и прыжки на батуте, и легкая атлетика, и всевозможные игровые виды. Все они считаются координированными. Это означает, что человек получает навык быстрого изменения положения тела в пространстве. Данный фактор является основополагающим в физической ловкости.
Выполнение трюков на перекладине, прыжки через трамплин по силам сделать только тем спортсменам, которые за минимальный отрезок времени могут изменить положение своего тела. Перед тем как заняться спортом, рекомендуется провести осмотр у врача. Если специалист не допустил вас к занятиям, не стоит самовольничать во избежание травм.
Ловкость непосредственно связана с гибкостью. Данный навык отлично развивается при занятиях теннисом, легкой атлетикой, плаванием и т. д. Также практически в каждом виде спорта есть позиции, которые занимают наиболее гибкие люди. Самый простой пример: в футболе это амплуа принадлежит голкиперу, ведь чтобы не пропустить гол, ему нужно вытягиваться и максимально быстро перестраиваться.
Упражнения на ловкость. Общий вид
В данном материале мы разграничим тренировки для развития общего и специального навыков. По логике начнем с первого варианта:
- старайтесь выполнить задний кувырок, сгибая руки в локтях;
- берпи – отличное упражнение из сферы кроссфита, которое развивает не только ловкость, но и выносливость;
- передний кувырок с выпадами на руки, согнутые в локтях;
- выполнение кувырков в разные стороны;
- стойка на голове, при этом стараясь максимально контролировать рефлексы и координацию;
- стойка на руках даст очень хороший эффект в плане развития координации;
- из всевозможного реквизита лучше всего остановиться на батуте, следует совершать прыжки с поворотами, приземляться по возможности на спину и совершать резкие подрывы.
Как развить специальную ловкость?
После освоения основ данного навыка стоит перейти к более специализированным упражнениям. Они являются еще более эффективными, но в процессе выполнения могут возникнуть определенные сложности.
Рекомендуется совершать следующие тренировки:
- для этого вам понадобится только мяч. Выйдете на футбольное поле и начинайте вести мяч, через каждые 10 м делайте прыжок вверх, и дальше продолжайте до тех пор, пока не устанете;
- кидайте мяч об стену и старайтесь ловить его в руки, постоянно меняя положение тела;
- на баскетбольной площадке ведите мяч от центра до линии штрафной, далее резкий кувырок, и потом бросок по кольцу;
- если есть возможность, используйте бег с препятствиями, для усложнения задачи можно вести мяч;
- во время ходьбы прыгайте на скакалке, одновременно стараясь вести мяч.
Вышеперечисленные упражнения будут эффективными для игровых видов спорта, в том числе баскетбола и футбола. Чтобы развиваться в других сферах, необходимо подобрать индивидуальные упражнения, которые в конкретной ситуации будут наиболее эффективными.
Вместо заключения
Что такое ловкость? Определений этого термина довольно много. Главное, что необходимо понимать, ловкий спортсмен будет иметь преимущество перед своими конкурентами и соперниками. Координация движений, точность, равновесие, умение максимально быстро перемещать свое тело в пространстве – на всем этом строится ловкость.
Чтобы получить результат, необходимо постоянно трудиться. Только упорством и желанием можно развить данный навык. Усовершенствование происходит за счет тренировок, которые следует регулярно выполнять на протяжении нескольких лет. Рекомендуется оттачивать это умение еще с детства, тогда во взрослой жизни будет намного проще. Дети значительно быстрее учатся и воспринимают информацию. Поэтому можно через подвижные игры привить ребенку любовь к спорту и тренироваться вместе с ним.
Урок 4. физические качества — Физическая культура — 1 класс
Физическая культура, 1 класс
Урок № 4. Физические качества
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- физические качества;
- игры на развитие физических качеств.
Урок посвящён ознакомлению с физическими качествами человека, его способностям проявлять силу, быстроту, выносливость через подвижные игры.
Глоссарий
Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени).
Выносливость – способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.
Гибкость – это способность, необходимая для выполнения движений с большой и предельной амплитудой.
Ловкость – это способность быстро овладевать сложными движениям.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Физические качества – врожденные качества, благодаря которым возможна двигательная активность.
Эспандер – упругий элемент или их группа, обеспечивающие нагрузку при противодействии движению.
Основная литература:
Физическая культура. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Что же такое «физические качества» и почему о них нужно знать? Физические качества – это врождённые качества, которые помогают нам двигаться. В разряд таких качеств входят быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость.
Быстрота – это способность человека выполнять максимальное число движений за минимальный отрезок времени. Быстрота важна не только в спорте, но и в повседневной жизни. Способность быстро бегать, быстро реагировать на опасности может спасти жизнь.
Выносливость – это способность выполнять человеком какое-либо действие долгое время, не утомляясь. Это очень важное качество для любого человека.
О следующем качестве Вы знаете не понаслышке. Что такое сила? Почему она важна для каждого человека? Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему с помощью мышц. Это качество важно абсолютно для всех, но больше всего — для спортсменов. Ведь именно с помощью силы они часто выигрывают соревнования. Но сила важна не только на соревнованиях. Сила нам нужна и в повседневной жизни: поднять тяжелые сумки, взять на руки маленького ребёнка, передвинуть стол и так далее.
Ещё одним важным качеством является ловкость. Ловкость – это способность выполнять сложные по координации движения или быстро изменить положение тела. Например, чтобы смягчить падение или увернуться от летящего в вас мяча.
Последним, не менее важным физическим качеством человека, является гибкость. Гибкость – это способность суставов человека к большой подвижности. Это качество тренируется с детства специальными упражнениями.
Упражнения для тренировки ловкости
«Мяч в цель»
Описание игры: участники делятся на 3–4 команды. В каждой команде назначается ведущий, которому дают обруч. В двух метрах от команды ставится кольцеброс, корзина или ведро. Участники в команде по очереди бросают мяч, стараясь попасть в цель. Попадание засчитывается за 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Упражнения для тренировки быстроты
«Передал – садись»
Описание игры: Участники делятся на две команды и выстраиваются в колонны, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого встать напротив своей команды на расстоянии 2–3 м. У ведущих в руках по мячу. По сигналу педагога капитан бросает мяч первому игроку в своей команде. Участник ловит мяч, возвращает его капитану и сразу же приседает. Затем ведущий бросает мяч второму, третьему и так по порядку. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдаёт мяч ведущему, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Чья команда быстрее выполнит передачи мяча от ведущего к игрокам и обратно, та и побеждает.
Упражнения для тренировки координации
«Стоп»
Описание игры: На расстоянии 10–16 шагов от границы площадки проводится линия, за которой стоят участники. На другом конце площадки очерчивается круг диаметром 2–3 шага – место ведущего. Повернувшись спиной к детям, ведущий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! стоп!» на эти слова все идут к ведущему, делая шаг на каждое слово. На слово «стоп» останавливаются, а ведущий быстро оглядывается. Того, кто сделал лишние шаги, ведущий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной и повторяет «Быстро шагай, смотри не зевай! стоп!». Участники продолжают движение с того места, где остановились первый раз. Те, кого направили на исходную линию, начинают движение оттуда. Побеждает тот, кто первым успел встать в круг к ведущему.
Упражнения для тренировки выносливости
«Эстафета парами»
Описание игры: Участники делятся на 2 колонны. Внутри каждой колонны они также делятся парами и становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне располагаются ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.
Усложнение: участники встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.
Упражнения для тренировки силы
«Тяни в круг»
Описание игры: Участники, взявшись за руки, образуют круг. Внутри круга перед каждым играющим лежит снежный ком (обруч, ватман, гимнастический коврик). По первому сигналу дети идут по кругу по часовой стрелке (или же наоборот; по усмотрению). По второму сигналу движение прекращается и каждый старается втянуть своего соседа в круг, чтобы тот наступил на снежный ком. При этом руки расцеплять нельзя. Тот, кто не сумеет удержаться и наступит на ком, получает штрафной балл. Участник, набравший два балла, выбывает из игры. Побеждают те, кто ни одного штрафного балла не получил.
Усложнение: ввести бег по кругу.
Упражнения для тренировки гибкости
«Ящерицы»
Описание игры: Участники делятся на 2 команды. На игровом поле расставляют кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего первые игроки двух команд одновременно ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Если кегля сбита, ведущий быстро ставит её на место, но с команды снимаются очки. Выигрывает та команда, которая пройдёт дистанцию с минимальной потерей очков.
«Птичка и клетка»
Количество игроков: любое. Класс делится на 2 команды: 1 команда – «птицы», 2 команда – «клетки». Ребята, которые образуют «клетки», встают по 3–4 человека, взявшись за руки (руки подняты на уровне плеч). Задача играющих «птичек» – пробежать по всем «клеткам» под сцепленными руками ребят. По свистку ведущего «клетки» опускают руки. Тот, кто попал в «клетку», считается пойманным и присоединяется к ловцам. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна «птица-победительница». Правила игры: пробегать по всем «клеткам»; когда «клетка» закрылась, ребята считаются пойманными и не могут вырваться из «клетки». Ребята, которые выполняют роль «клетки», не могут опустить руки раньше, чем учитель дал сигнал.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Расставьте силуэты по дорожке так, чтобы они составили последовательность действий при выполнении упражнения «Многоскоки».
Решение.
Силуэты необходимо разместить на дорожке в правильном порядке. Его можно определить по информации из объясняющего модуля или по расстоянию от кончиков пальцев до дорожки.
2. Впишите названия упражнений из представленного перечня в соответствующие графы таблицы с названием физических качеств.
- Плавание на 25,50,100 метров
- Езда на велосипеде
- Катание на коньках
- Приседания
- Прыжки в длину
- Кувырки
- Эстафеты
- Наклоны в положении сидя
- Бег из различных исходных положений
- «Мост»
Решение.
одно из важнейших физических качеств человека
БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им.Т.Хахлыновой»
Методические указания для студентов
«Ловкость – одно из важнейших физических качеств человека»
г.Элиста, 2014г.
Методические указания для студентов медицинского колледжа являются дополнительным источником знаний по теме: «Здоровый образ жизни» на I курсе на базе 11 классов.
Целью данной работы является:
— определение и значение физического качества «ловкость»
— научить студентов средством и методом развития ловкости
— обучения методике развития ловкости
Разработчик: Пашукевич Б.Д., преподаватель физического воспитания первой квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ____ от 10 мая 2014г.
Председатель ЦМК _______Бараева И.М.
Согласовано
Зав.метод.отделом_______Тагирова Н.В.
Ловкость: методика воспитания и контроля уровня развития
Цель занятия:
Знать – средства, методику развития и контроля ловкости.
Уметь – индивидуально подбирать упражнения и виды спорта для развития ловкости и самостоятельно методически правильно ее развивать.
План занятия:
Ловкость как физическое качество.
Средства развития ловкости.
Методика развития ловкости.
Методы контроля уровня развития ловкости.
Ход занятия.
1. Ловкость – способность быстро и легко овладевать новыми движениями (быстро обучаться) осознанно выполняя движения, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой и всегда находить оптимальное решение. Проявление ловкости тесно связано со сложными психическими процессами, необходимыми для сознательного программирования двигательных действий, с функционированием двигательного слухового, зрительного, тактильного, вестибулярного анализаторов. Ловкость зависит от уровня развития, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости.
2. Средства развития ловкости.
Для развития ловкости используют упражнения с постоянным включением элементов новизны, действие которых снижается по мере автоматизации движений. Ловкость развивают акробатика, все виды борьбы спортивных игр, гимнастика, прыжки в воду и на батуте, подвижные игры, а также общеразвивающие упражнения, упражнение вдвоем и т.д.
Некоторые общеразвивающие упражнения.
1. Передвижение на четвереньках в упоре на коленях.
2. То же в упоре лежа.
3. Стойка на коленях, сесть на голени, упор на руки.
4. Встать из стойки на коленях.
5. Приседание в упоре – кувырком вперед – присесть в упоре.
Некоторые упражнения вдвоем.
1. Стойка на руках с помощью партнера.
2. Стойка на руках. Сгибание и разгибание рук с помощью партнера.
3. Партнеры бегут навстречу друг другу. «А» делает кувырок вперед. «Б» перепрыгивает через него.
Некоторые упражнения с использованием предметов и снарядов.
1. Удар мячом об пол – удар по мячу ногой – ловля мяча руками.
2. Удар по мячу ногой вверх – прыжок – поймать мяч в воздухе.
3. Ведение мяча с передачей его с руки на руки под коленом.
4. Бросить мяч через голову быстро повернуться и поймать его после отскока от пола.
5. Передача мяча из руки в руки над головой.
Методика развития ловкости.
К методам развития ловкости относятся методы повторного, непрерывного, равномерного и переменного выполнения упражнений и методы контрастного выполнения упражнений с последующим сближением требований контрастности. Например, броски мяча в корзину с ближней и дальней дистанции или сильное напряжение мышц с последующим их полным расслаблением и т.д. Совершенствовать ловкость нужно постоянно, вместе с тем лучшим периодом для этого является дошкольный и младший школьный возраст.
Упражнения на ловкость включает в подготовительную часть занятия и в начало основной части короткими, но не более чем 15 минутными, сериями, выполняющимися на фоне неутомленного состояния организма. Таким образом, отдельные занятия для развития ловкости не проводятся, но если упражнения на ловкость проводятся блоками, то первыми в занятии до утомления организма.
Ловкость формируется в процессе всей жизни человека и базируется на врожденных и приобретенных движениях.
Развитие ловкости осуществляется двумя путями. Первый путь связан с развитием способности осваивать координационно-сложные двигательные действия, то есть систематическим пополнением двигательного опыта человека новым содержанием и формами движений, второй – из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановкой, с преодолением координационных трудностей.
Первый путь реализуется в процессе разучивания новых физических упражнений, когда необходимо преодолевать неудачи и помехи и согласовывать движения, неизбежные на первых этапах формирования двигательных умений.
Второй путь реализуется введением факторов внезапности, необычности при выполнении привычных упражнений, предъявляющих дополнительные требования к координации движений.
Начиная с детства, постоянно совершаются непроизвольные и произвольные (целесообразные) движения. В результате многократных повторений они становятся навыками. Объединение приобретенных навыков, умение приспособить их к конкретным жизненным условиям позволяет решать все более широкий круг двигательных задач, а значит достичь высокого уровня в развитии ловкости.
Для развития координационных способностей используются следующие методические приемы.
Содержание методического приема
Примеры
Применение необычных исходных положений
Прыжки в длину, стоя спиной к направлению прыжка
Зеркальное выполнение упражнений
Броски мяча левой рукой (для правшей)
Изменение скорости или темпа движений
Выполнение упражнений в ускоренном темпе
Изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения
Уменьшение площадки для спортивных игр
Усложнение упражнений дополнительными движениями
Передача мяча в парах после поворота на 3600
Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях
Применение различных тактических комбинаций в игре
Выполнение знакомых в неизвестных заранее сочетаниях
Соревнование на выполнение гимнастических комбинаций «с листа»
Методы контроля уровня развития ловкости
Ловкость – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Для развития ловкости могут быть использованы любые формы физических упражнений, представляющие для студентов элементы новизны и координационной трудности.
Ловкость развивается с освоения каждого нового упражнения, особенно координационно сложного. Наиболее активно это качество развивается в подвижных и спортивных парах. При этом необходим особо тщательный контроль со стороны преподавателя, так как эмоциональный подъем во время игр ослабляет чувство самоконтроля за дозировкой нагрузки. Игровые виды следует включать только в середину основной части занятия. Какое бы физическое качество мы ни воспитывали у студентов, какими бы двигательные навыки им ни прививали, всегда и во всем будут присутствовать элементы ловкости.
Лучше всего это качество совершенствовать такими видами, как метание в цель, толкание ядра, набивного мяча, прыжки в длину с места и разбега, а также различными эстафетами и спортивными играми, челночным бегом.
как развить, какие упражнения выполнять, в каких видах спорта необходима
Ловкость – это крайне важный навык не только в спорте, но и в жизни, оно представляет собой набор качеств, данных человеку от природы, и которые можно развить путем выполнения различных упражнений. Не имея достаточно развитой ловкости, были бы невозможными ни акробатические номера, ни выполнение серьезных задач, связанных с риском для жизни, как например, работа спасателей или войск специального назначения, в обыденные дела которых входят прыжки с парашютом, альпинистская подготовка, спуск по отвесной скале и многое другое.
Содержание
Определение физического качества ловкость
Ловкость – это способность, которая позволяет решить любую двигательную задачу.
Как развить ловкость
Для развития ловкости существует целая уйма упражнений. Если разобрать понятие «ловкость» на составляющие, то сразу становится ясно, какие упражнения и движения способствуют развитию ловкости.
В понятие «ловкость» входят следующие качества: реакция, координация, скорость, внимание и, конечно же, скорость мышления!
Исходя из этого становится ясно, что упражнения, в которых задействованы такие факторы, как координация и скорость, работа со своим телом, будь то подъем с переворотом или тренировка на координационной лестнице, и будут отличным вариантом развития ловкости. Конечно же, подобные упражнения лучше всего усложнять, например, движения на координационной лестнице следует усложнить ловлей мяча или его отбитием.
- Различные эстафеты, наподобие школьных, тоже являются отличным средством улучшить ловкость. Даже простое упражнение – бег с разворотом тела, когда спортсмен начинает бежать вперед и по команде разворачивается спиной, продолжая бежать в том же направлении, будет отличным упражнением для развития ловкости.
- Также добиться хорошей ловкости не удастся без подготовленного тела. Суставы, мышцы и связки должны быть гибкими, эластичными и сильными, чтобы выполнять те или иные движения с нужной скоростью. Поэтому, как минимум базовая физическая подготовка обязана быть.
- Упражнения, развивающие реакцию, например, ловля мяча, работа в спаррингах, движение на противодействие, упражнение на сбивание рук в американском футболе, когда один игрок выставляет руки, а второй должен среагировать и сбить их как можно быстрее. Это упражнение развивает реакцию и внимание. Таких упражнений очень много и они, на первый взгляд, кажутся простыми и легкими. На деле же, это эффективный способ развить и скорость, и внимание, и как производное – ловкость.
Еще для развития ловкости будет актуально выполнять акробатические упражнения, например:
- Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки.
- Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
- Кувырки в стороны.
- Подъем с положения лежа на время.
- Гимнастическое колесо.
- Стойка на руках.
- Ходьба на руках.
- Прыжки с разворотом на 180 и 360 градусов (лучше выполнять на батуте). Как вариант, можно усложнить задачу и добавить ловлю мяча в прыжке с последующим пасом.
- Ходьба по гимнастическому бревну.
Виды ловкости
Основных видов ловкости два:
- Общая ловкость, которая развивается у человека с самого рождения и уже в двенадцатилетнем возрасте развита на девяносто процентов.
- Профессиональная ловкость, которая развивается в процессе активности, связанной с жизнедеятельностью человека, например, у участника команды игрового вида спорта. Этот вид ловкости развивается в любом возрасте и зависит от способности человека к обучению.
Также большую роль играет мышечная и двигательная память. Чем больше времени посвятить тренировкам, тем быстрее будет улучшаться профессиональная ловкость.
Примеры профессиональной ловкости
Хороший пример – это упражнение в стрелковом виде спорта (практическая стрельба). Задача упражнения следующая. Стрелку нужно совершить рывок, пробежав пять метров к столу, зарядить ружье, раскрыв коробку с патронами (ружье и патроны расположены на столе перед стрелковым рубежом), после чего поразить все мишени. Упражнение выполняется на время. Все манипуляции и движения основаны на профессиональной ловкости.
Еще один яркий пример – это игра принимающего игрока во время розыгрыша в американском футболе. Его задача – как можно быстрее обойти игроков команды-соперника, пробежав на всех парах по заданной траектории, поймать пас и добраться до зачетной зоны соперников. Во время розыгрыша этот игрок проделывает очень тяжелый путь, который совершить просто невозможно без должного уровня ловкости, ведь ему придется уворачиваться от ударов в момент движения и ловли мяча, а после успешной передачи паса – добраться до зачетной зоны, минуя атаки противника, демонстрируя чудеса акробатики, нечеловеческой реакции и проворства!
Какие виды спорта развивают ловкость
Практически каждый вид спорта, имеющий достаточную двигательную активность, развивает ловкость. Было бы проще перечислить те виды спорта, которые ловкость не развивают. Кстати, к таким относятся: бодибилдинг, армрестлинг, шахматы, гольф и подобные им. Причем, те же бодибилдеры или армрестлеры, включив в свои тренировки упражнения тяжелой атлетики, тоже могут способствовать развитию ловкости.
Ловкость развивают следующие виды спорта:
- Прыжки в воду.
- Водные лыжи.
- Все игровые виды спорта.
- Все виды единоборств.
- Большой и настольный теннис.
- Все виды танцев.
- Кроссфит.
- Акробатика.
- Легкая атлетика.
- Тяжелая атлетика.
- Фехтование.
- Практическая стрельба.
Комплекс упражнений для развития ловкости
- Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130 градусов. Усложнить упражнение можно пасом мяча.
- Ловля мяча с кувырком.
- Ловля двух мячей от стены (Вместо стены можно выполнять в паре).
- Запрыгивания на возвышенность с разворотом корпуса (лучше всего использовать разную высоту из трех тумб).
- Бег с резким изменением направления по команде.
- Бег спиной с разворотом (по хлопку спортсмен разворачивается лицом вперед, по следующему хлопку – спиной вперед).
- Ловля мяча в движении (лучше всего выполнять в паре). Если нет такой возможности, то с помощью отбития от стены. Для этого упражнения подойдет теннисный мяч.
- Ведение мяча (как в баскетболе) во время вращения вокруг своей оси.
Заключение
Большое значение в спорте и в повседневной жизни играет развитая ловкость. Человек, не занимающийся спортом, может выполнять хотя бы простейшие упражнения для его развития. Существует большая вероятность того, что ловкость непременно спасет жизнь и сохранит здоровье! В повседневной жизни ловкость стоит во главе таких качеств, как сила и выносливость.
А также читайте:
Как развить гибкость тела →
Лучшие упражнения для развития координации →
Что такое функциональный тренинг →
Ловкость. Теория
Ловкость и координационные качества являются фундаментом, на котором легко строить здание арсенала технических приёмов. Сначало немного общей теории (немного, по сравнению с полным объёмом информации), для полного осознания механизмов реализации качества в спортивной жизни и правильного понимания методики развития ловкости и применения этих знаний в систематической тренировочной работе. Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.
Двигательная ловкость — царица управления движениями. Н.А. Бернштейн
Ловкость — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.
Ловкость — комплексное качество, которое позволяет:
— быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации
— выполнять сложные по координации движения рационально и экономично
— точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях
— рационально и экономно решать двигательные задачи
— быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать
Вот ещё одно интересное определение ловкости, связанное с семантикой названия.
«… Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная, инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникшей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость….»
Бернштейн Н.А. (психофизиолог, основатель советской школы биомеханики)
Ловкость сложное качество, но она не являются суммой простых. Сложное качество — это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Это надо не забывать, когда мы будем говорить об эффективности развития ловкости целенаправленно воздействуя на его отдельные составные части.
Обобщая все эти определения, можно сказать.
Ловкость — термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.
Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:
— координационные способности (согласование и перестроение движений,
дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)
— разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)
— чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)
Для того чтобы качественно и эффективно достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей составляющих это физическое качество.
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет наиболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.
Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.
Виды и степени развития ловкости.
Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.
Различают ловкость:
— общую
— специальную
— прыжковую
— акробатическую
— скоростную
Степени ловкости.
Различают три степени ловкости.
Первая — характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.
Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.
Третья — высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.
Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.
Ловкость определяется, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки – с другой.
Периодизация развития ловкости.
Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.
Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.
Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.
В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.
Периодизация развития ловкости как физического качества не имеет однозначного мнения в методической литературе. Высокий возрастной порог начала развития ловкости по всей видимости связан с практикой начала систематических и организованных (официальных) занятий спортом. Только недавно (несколько лет назад) началось привлечение к тренировкам в спортивных школах 3-5 летних детей.
Нельзя пускать вопросы развития ловкости и координационных качеств на «самотёк». Родители, которые заинтересованы в успешной спортивной карьере своих детей должны самостоятельно и целенаправленно помогать своему ребёнку достигнуть максимального уровня развития этих физических качеств начиная с самого младшего возраста. И начинать можно с 2-3 лет.
Методы и способы развития ловкости.
Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:
— координационных способностей:
— перестроение и/или переключение движений
— двигательная точность
— умение различать темп и амплитуду движений
— прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени
— дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения
— чувства:
равновесия: — статическое
— динамическое
— совершенствования вестибулярного аппарата
— «ловкой» быстроты
— частоты движений
— способность к изменению ритма
— пространственное ориентирование
— мышечное чувство
— чувства времени и пространства
— реакции:
— зрительно-моторные
— переключение внимания
Эффективность в развитии ловкости, определяется:
— правильной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки
— целенаправленной тренировочной работой
Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей.
Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.
Для себя я сделал схему (таблицу) включающую в себя все составные части ловкости и их характеристики. Мне это очень помогает при составлении планов работы по развитию ловкости.
Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:
1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности
2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.
3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.
При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
— разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания
— варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
— регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
— определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий
Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.
Специальная ловкость.
Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с ракеткой и мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям.
Физиология ловкости.
В основе ловкости, по мнению физиологов, в большей степени, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры большого мозга. Другими словами, от объема моторных навыков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости человека. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости
Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов, а также от пластичности центральной нервной системы.
Информация, получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
Анализатор человека — подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора — рецептор, центральная часть анализатора — мозг.
Анализаторы, в биологии, — сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на человека. Обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям внешней и внутренней среды. Анализаторы представляют собой сложно организованные структуры, снабжающие мозг точной и достаточно подробной информацией о многих биологически значимых событиях, как вне организма, так и внутри него.
Важными для обеспечения двигательной активности человека являются двигательный и вестибулярный анализаторы.
Двигательный анализатор — нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.
Вестибулярный анализатор орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у человека. Окончательное ее развитие завершается к 10 – 12. С физиологической точки зрения этот аппарат — часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.
Нужны ли Вам все эти теоретические знания? Возможно, для кого-то это будет невостребованная информация. Но для тех, кто серьезно озабочен развитием у своего ребенка такого важного двигательного качества, как ловкость, эти знания лишними не будут точно.
Я привожу данную теоретическую информацию для того, чтобы читающие могли понимать на основании чего можно строить систему развития ловкости у своего ребёнка. Ловкость и координационные способности являются фундаментом (мощным и надёжным) обучения техническим приёмам в ЛЮБОМ виде спорта.
Ловкость | Наука для спорта
Что такое ловкость?
За последние несколько десятилетий «аджилити», кажется, называли почти всем, что требует от спортсмена многократно быстро менять направление движения. В качестве яркого примера, T-тест, тест на ловкость в Иллинойсе, тест на ловкость с наконечником стрелы и тест на проворство исторически назывались тестами на ловкость просто потому, что они требуют от спортсмена пройти заранее запланированный курс изменения направления. как можно быстрее.Однако важно понимать, что в дальнейшем эти тесты представляют собой , а не , на самом деле показатель маневренности, а вместо этого показатель «скорости изменения направления».
Agility был темой большого обсуждения в последние годы, и несколько экспертов попытались дать ему четкое определение. Возможно, лучшее определение гибкости в настоящее время предложено Шеппардом и Янгом (1):
.
Ловкость — это «быстрое движение всего тела с изменением скорости или направления в ответ на раздражитель».
Во всяком случае, основные слова, которые следует помнить в этом определении, — «в ответ на раздражитель». Именно этот фрагмент определения отделяет «истинный» тест на ловкость от простого теста скорости изменения направления (например, теста на проворство) — таким образом, маневренность содержит реактивный компонент. Этот реактивный компонент состоит из множества когнитивных функций (1), таких как:
- Визуальная обработка
- Сроки
- Время реакции
- Восприятие
- Ожидание
Это отсутствие этих когнитивных функций во время традиционных тестов на ловкость (например,грамм. t-test), что означает, что на самом деле это просто тесты на изменение скорости (COD). Разница между гибкостью и COD заключается не только в семантике, это совершенно разные качества производительности, которые имеют лишь небольшую связь друг с другом, если таковые имеются (2, 3, 4).
Например, реакция защитника на внезапное движение нападающего будет классифицироваться как движение, основанное на ловкости, поскольку требует от него принятия ответного решения, основанного на импульсивном движении нападающего. Напротив, когда спортсмена инструктируют пробежать через запланированное расположение конусов (например,грамм. T-test), то реактивный компонент удаляется, и это чисто пример их ХПК.
Хотя ловкость требует использования когнитивных компонентов, она также состоит из других качеств, а именно «физических» и «технических». Считается, что именно эти несколько качеств (когнитивные, физические и технические) вместе формируют ловкость (рис. 1). Эта комбинация независимых качеств плюс незапланированный характер ловкости означает, что ловкость сама по себе считается сложным и открытым двигательным навыком (5).
.
Почему «способность к обучению» является ключом к успеху сотрудников — говорят эксперты
Согласно Нейт Мастерсон , менеджер по персоналу Maple Holistics, компании, специализирующейся на безжалостных, натуральных и экологически безопасных продуктах личной гигиены — какого-либо конкретного навыка не «обязательно» достаточно, чтобы компенсировать отсутствие других навыков. Способность всегда лучше намерения, потому что способность в конечном итоге оплачивает счета. Однако хорошее отношение необходимо, и если сотрудник медленно учится, но целеустремлен, лучше проявить терпение для компании.С другой стороны, удержать талантливого, гибкого ученика, который асоциально или с плохим отношением к делу, не стоит трудностей, потому что он может испортить офисную культуру. В конце концов, каждому сотруднику нужен работоспособный уровень способностей, но если это все, что у них есть, то он недостаточно ценен . ‘
‘ Способность к обучению не имеет большого веса, чем намерение учиться, а скорее они оба необходимы учащемуся. Для того, чтобы обучение происходило, учащийся должен иметь разную степень намерений и способностей; необходимые уровни каждого зависят друг от друга.Например, если у сотрудника низкое намерение учиться, ему потребуется более высокий уровень способностей, чтобы помочь ему понять новую информацию. Если у сотрудника низкие способности, ему потребуется большее намерение, чтобы помочь ему поймать », — добавляет Рен .
Дэн Мейер , соучредитель и генеральный директор Pocketdoor, компании, занимающейся ремонтом дома, несколько иначе выразил важность способности к обучению и намерения учиться: « Я ищу два ключевых элемента способности к обучению.Первый — это любопытство, которое дает врожденную мотивацию к обучению. Члены команды, которым присуще любопытство к открытию, больше заинтересованы в решении новых проблем, ответах на новые вопросы и исследовании областей, в которых команда никогда раньше не была. Они также лично награждаются своими успехами. Второй — это способность учиться, а затем адаптироваться, и то и другое требует непредвзятости для определения вопросов и последующего применения полученных результатов по-новому. Это дает максимальную отдачу от усилий отдельного члена команды и всей команды в целом.”
.
Гибкость обучения — что это значит для сотрудников, руководителей и предприятий
Дэвид Хофф — главный операционный директор и исполнительный вице-президент по развитию лидерства в EASI Consult. Он является соавтором книги «Способность к обучению: ключ к лидерскому потенциалу».
Одна из великих загадок программ развития лидерства, инициатив по планированию преемственности и усилий с высоким потенциалом заключается в том, насколько они эффективны в улавливании результатов прошлых усилий и прогнозировании способности кого-то справиться с еще неизвестными проблемами.
Те из нас, кто посвятил свою карьеру управлению талантами, давно искали «серебряную пулю» или «секретный соус». Считалось, что компетенции демонстрируют, как хорошо выглядит, но проблема в том, что они ретроспективны, а не перспективны.
Способность к обучению, которая фокусируется на способности работать в будущем, дает ответ. Уорнер Берк, профессор психологии Колумбийского университета, шесть лет изучал ловкость в обучении и описывает ее как пребывание в незнакомой ситуации, когда он не знает, что делать, и не разбирается в ней.
Д. Скотт ДеРю, декан школы бизнеса Стивена М. Росса при Мичиганском университете имени Эдварда Дж. Фрея, резюмирует, что гибкость обучения включает два элемента — скорость и гибкость. Скорость — это способность действовать быстро, отбрасывая идеи, которые не работают, чтобы ускорить другие возможности. Гибкость — это открытость для новых идей и предложение новых решений. Берк опирался на работу ДеРю и определил семь дополнительных параметров, связанных с гибкостью обучения:
- Экспериментируем.
- Риск производительности.
- Межличностный риск.
- Сотрудничаем.
- Сбор информации.
- Поиск обратной связи.
- Отражение.
Исследование Берка привело к набору из 38 вопросов, которые с высокой степенью достоверности и надежности позволяют измерить эти девять параметров. Вопросы включают в себя опросник Burke Learning Agility Inventory ™, который позволяет измерить обучаемость для определения «базового уровня» человека.”
Но то, что кто-то знает, что делать, не означает, что его мотивация будет достаточной, чтобы преодолеть неизвестное и приложить усилия, необходимые для достижения успеха. ДеРю назвал мотивацию и контекст своего исследования факторами, оказывающими значительное влияние на способность к обучению.
Способность к обучению может изменить правила игры. У него есть потенциал, чтобы стать важным фактором для лидеров и их людей, и его не нужно применять системно, как общее управление качеством или знаниями.Везде, где организация решает принять гибкость в обучении (индивидуум, команда, функция или организация), она должна стать частью разговорного языка. Например, если лидер работает над укреплением межличностного риска или сотрудничества, то его коуч, наставник или лидер должны знать, что эти вещи означают и что этот человек делает для улучшения в этих областях.
Параметры обучаемости действуют как линза для просмотра конкретной цели, чтобы все заинтересованные стороны могли поддерживать или укреплять обучение и развитие.Размышление должно быть частью каждого вида деятельности, чтобы то, что было изучено, было явным и было определено, что можно улучшить в будущем.
Итак, какие приложения для лидеров?
Влияние гибкости обучения может начаться с адаптации , когда новые руководители сотрудников заполняют Burke LAI и узнают, как их результаты демонстрируют сильные стороны и возможности для улучшения.
Затем на встрече «Управление производительностью и развитием » со своим руководителем супервизор может поговорить о гибкости обучения в контексте планов развития.Цели эффективности будут составлять «что» и аспект обучаемости в «как».
Способность к обучению может быть одним из инструментов оценки, используемых в различных программах обучения лидерству. Поскольку предполагается, что весь этот опыт связан с обучением, что может быть лучше, чтобы подчеркнуть это, чем предоставить эти результаты участникам в начале программы? В последующих упражнениях спросите участников: «Какие параметры обучаемости вы могли бы здесь использовать?» Цели улучшения могут включать в себя параметры обучаемости, которые будут использоваться.
Планирование преемственности программ изо всех сил пытались реализовать потенциал. Способность к обучению — это потенциал. Если ваша компания использует девять измерений для определения ваших талантов, теперь у вас есть объективная мера потенциала на общем уровне баллов. Доступны конкретные параметры обучаемости, которые необходимо усилить, и их можно интегрировать в новое задание.
Дэвид Хофф — главный операционный директор и исполнительный вице-президент по развитию лидерства в EASI Consult.Он является соавтором книги « Способность к обучению: ключ к лидерскому потенциалу». С ним можно связаться по адресу [email protected].
.
обучаемости: как ее измерить?
Любая компания может требовать от сотрудников, обладающих фундаментальными знаниями, высокого уровня обучаемости. Чтобы определить спрос на гибкость обучения для каждой должности, отрасли и организации, мы разработали ‘Mercer | Матрица гибкости обучения Mettl. ‘ Эту матрицу можно использовать для категоризации рабочих ролей, отраслей и организаций на основе их требований к гибкости обучения. В соответствии с этой Матрицей мы выделили четыре категории обучаемости, основанные на различных перестановках и комбинациях способности к обучению и намерения учиться.Есть четыре типа: средний, энтузиазм, скрытый и высокий потенциал.
Mercer | Mattl’s Learning Agility Matrix — это матрица, которая измеряет обучаемость человека / организации и предоставляет действенные идеи, необходимые для повышения эффективности и продуктивности организации .
Средний учащийся
Кто такой средний ученик?
Средний учащийся — это человек, обладающий средним уровнем как подвижного интеллекта (способностей), так и поведенческих черт, которые поддерживают мышление (намерение) гибкого обучения
Когда вам нужен средний ученик?
Должность, отрасль или организация требуют учеников среднего уровня, если работа требует выполнения рутинных, не новаторских и простых задач.
например, Ввод данных, KPO / BPO
Учащиеся с энтузиазмом
Кто такой ученик с энтузиазмом?
Активный ученик — это человек, имеющий средний уровень подвижного интеллекта (способностей) и уровень поведенческих навыков выше среднего , который поддерживает мышление (намерение) обучения Agile
Когда вам нужен активный ученик?
Должность, отрасль или организация требуют увлеченных учеников, если они связаны с выполнением работы, требующей творчества, навыков работы с людьми, энтузиазма, опыта в своих областях и новаторского мыслительного процесса.
например, Журналистика, СМИ и развлечения, Фотография
Скрытые ученики
Кто такой скрытый ученик?
Скрытый учащийся — это человек, имеющий на выше среднего уровень гибкого интеллекта (способности) и средний уровень поведенческих черт , который поддерживает мышление (намерение) обучения гибкости
Когда вам нужен скрытый ученик?
Должность, отрасль или организация требуют скрытых учащихся, если они включают выполнение работы, требующей внимания к деталям, сосредоточенности и настойчивости, выполнение сложных рутинных задач и сильных когнитивных способностей.
напр., Бухгалтерский учет, банковское дело
Высокопотенциальные ученики
Кто такой высокопотенциальный ученик?
Высокий потенциал — это человек, обладающий как: очень высоким уровнем гибкого интеллекта (способностей), так и поведенческими чертами , которые поддерживают мышление гибкого обучения (намерение).
Когда вам нужен ученик с высоким потенциалом?
Должностная роль, отрасль или организация требуют от учеников высокого потенциала, если они связаны с выполнением работы, требующей очень сильных межличностных, когнитивных, аналитических навыков, навыков решения проблем, логического мышления и принятия решений.Высокие возможности требуются, когда характер работы очень сложен, нов и связан с высокими ставками.
например, CXO и руководящие должности, торговля на фондовом рынке, консультант по вопросам управления
Learning Agility — это мета-концепция, отражающая совокупность когнитивных способностей и поведенческих предрасположенностей человека. Результаты High Learning Agility включают в себя способность плавного перехода между разными ролями в соответствии с требованиями роли / компании, наличие высокого потенциала для карьерного роста и повышение производительности труда за счет постоянного добавления новых навыков и знаний.
.