Бланк семейная социограмма: Бланк теста «Семейная социограмма»

Бланк теста «Семейная социограмма» — МегаЛекции


Инструкция.

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте себя в нем самого и членов вашей семьи в форме кружков и подпишите их.

 

 

 

14. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова)

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

( А.Н. Волкова)1

 

Цель методики:

1. Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, ________________________

1. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.,1990.

профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

Описание методики

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке».


 

Текст опросника (женский вариант)

 

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

18. Муж – это, прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.

21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.

22. Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.

23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

 

Текст опросника (мужской вариант)

 

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота жены — чтобы в семье были накормлены и ухожены.

8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.

17. .Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.

18. Жена – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.

23. Я люблю заниматься домашними делами.

24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.

25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Консультация по коррекционной педагогике на тему: Пример работы с семьей коррекции семейных взаимоотношений

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ОРО)
(А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

ОПИСАНИЕ
Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин.
В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Тест-опросник ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними.
Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.
Опросник включает 61 вопрос каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
1. Шкала «Принятие — отвержение ребенка». Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Шкала «Кооперация»- социально желательный образ родительского отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.·
3.»Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.·Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. Шкала «Контроль» («Авторитарная гиперсоциализация» ) — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка»  («Маленький неудачник») — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИЯ
На сегодняшний день существует два варианта обработки и, соответсвенно, интерпретации данных.
Первый вариант обработки [Рогов, 1999; Тест родительского отношения, 2001]

Ключ
Шкала 1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Шкала 2. «Образ социальной желательности поведения»: 6,9,21,25,31,34,35,36.
Шкала 3. «Симбиоз»: 1,5,7,28,32,41,58.
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.
Шкала 5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Соотношение процентилей и сырых баллов по шкалам.

1. Шкала «Принятие / отвержение ребенка»

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

процент

0

0

0

0

0

0.63

3.79

12.02

31.01

53.79

68.35

77.21

балл

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

процент

84.17

88.60

90.50

92.40

93.67

94.30

95.50

97.46

98.10

98.73

98.73

99.36

балл

25

26

27

28

29

30

31

32

 

 

 

 

процент

100

100

100

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

2. Шкала «Кооперация»

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

процент

1.57

3.46

5.67

7.88

9.77

12.29

19.22

31.19

48.82

80.93

 

3. Шкала «Симбиоз»

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

4.72

19.53

39.06

57.96

74.97

86.63

92.93

96.65

 

4. Шкала «Контроль»

балл

0

1

2

3

4

5

6

процент

4.41

13.86

32.13

53.87

69.30

83.79

95.76

5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка»

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

14.55

45.57

70.25

84.81

93.04

96.83

99.37

100

Интепретация
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интепретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приведены выше в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов= 160

Второй вариант обработки и интерпретации [Немов, 2001]

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов.
Ключ
1. Шкала «Принятие / отвержение ребенка»: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51,-52, 53, 55, 56, 60.
2. Шкала «Кооперация»: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Шкала «Симбиоз»: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
4. Шкала «Контроль»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация
Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Шкала «Принятие / Отвержение»
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка  и нередко своим отношением третирует его. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Шкала «Кооперация»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)– являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала «Симбиоз»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности практически никогда.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала «Контроль»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала «Отношение к неудачам ребенка»
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

ИНСТРУКЦИЯ: «Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Бланк теста «Семейная социограмма»

Инструкция.

Перед
Вами на листе круг. Нарисуйте себя в нем
самого и членов вашей семьи в форме
кружков и подпишите их.

2.3. Опросник «Семейные роли»

(автор модификации
Черников А.С.)
1

Назначение
методики:
выявление
ролевой структуры семьи. Опросник
является модификацией психотерапевтической
техники «Ролевая карточная игра» (авторы
техники Джина Огден и Энн Зевин, 1970) и
помогает определить вклад каждого члена
семьи в организацию совместной жизни
(роли-обязанности), а также типичные
варианты поведения в конфликтных
ситуациях (роли взаимодействия). Кроме
того, опросник позволяет косвенно
оценить статус членов семьи и степень
их влияния на принятие семейных решений.

Инструкция:
«Впишите
имена членов Вашей семьи и отметьте
количеством звездочек, насколько
перечисленные роли характерны для
каждого из них:

*** — его (ее) постоянная
роль;

** — довольно часто
он (она) это делает;

* — иногда это
относится к нему (к ней).

Некоторые из
упомянутых ролей не свойственны Вашей
семье или никогда не исполняются тем
или иным ее членом; в этом случае оставьте
графу пустой. Возможно, в Вашей семье
есть свои уникальные роли, отсутствующие
в общем списке, — допишите их.

Затем среди всего
списка выделите три роли, которые Вы
считаете наиболее важными для жизни
семьи».

_________________

1.
Черников А.В. Системная семейная терапия:
Интегративная модель диагностики. –
М.: Независимая форма «Класс», 2001. С. 113
– 114, 196 – 197.

Бланк

РОЛИ

ИМЕНА

Роли-обязанности:

Организатор
домашнего хозяйства

Закупщик
продуктов

Зарабатывающий
деньги

Казначей

Его
превосходительство плохой исполнитель
всех своих обязанностей

Убирающий
квартиру

Выносящий
мусор

Повар

Убирающий
со стола после обеда

Тот,
кто ухаживает за животными

Организатор
праздников и развлечений

Мальчик
на побегушках

Человек,
принимающий решения

Починяющий
сломанное

Роли
взаимодействия:

Буфер,
посредник в конфликте

Любитель
поболеть

Сторонник
строгой дисциплины

Главный
обвинитель

Одинокий
волк

Утешающий
обиженных

Уклоняющийся
от обсуждения проблемы

Создающий
другим неприятности

Держащийся
в стороне от семейных разборок

Приносящий
жертвы ради других

Семейный
вулкан

Затаивающий
обиду

Шутник

Члены семьи, которые
чаще других играют важные роли, как
правило, обладают большей властью в
семье. Методику можно проводить
индивидуально или со всей семьей в
целом. Она очень наглядна, информативна
и в групповом варианте может служить
основой для обсуждения семейной ситуации
и разницы в восприятии членов семьи.

4.1.2. Тест «Семейная социограмма»

Тест
«Семейная социограмма», авторами
которого являются Э. Г. Эйдемил-лер и О.
В. Черемисин, относится к рисуночным
проективным методикам (Эй-демиллер Э.
Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).
Он позволяет выя­вить положение
субъекта в системе межличностных
отношений и определить характер
коммуникаций в семье (прямой или
опосредованный). Данная про­ективная
методика дает возможность экстернализации
неосознаваемого кон­текста
взаимоотношений между членами семьи,
что делает ее эффективным инструментом
семейной диагностики, консультирования
и психотерапии.

Описание
методики

Для
проведения обследования испытуемым
выдают бланки (на каждом блан­ке
нарисован круг диаметром ПО мм). Задание
выполняется индивидуально. Испытуемым
предлагается нарисовать в виде кружочков
самих себя и других членов семьи.

Интерпретация
результатов

Авторами
предложены критерии, по которым
производится оценка резуль­татов
тестирования:

□ число
членов семьи, попавших в площадь круга;
П величина кружков;

□ расположение
кружков относительно друг друга; П
дистанция между ними.

Оценивая
результат по первому критерию,
исследователь сопоставляет число членов
семьи, изображенных испытуемым, с реально
существующим. Возмож­но, что член
семьи, с которым испытуемый находится
в конфликтных отноше­ниях, не попадет
в большой круг, он будет «забыт». В то
же время кто-то из посторонних лиц,
животных, любимых предметов может быть
изображен в качестве члена семьи.

Далее
внимание обращается на величину кружков.
Больший, по сравнению с другими, кружок,
выполненный для обозначения испытуемым
самого себя, говорит о достаточной или
завышенной самооценке, меньший — о
понижен­ной самооценке. Величина
кружков других членов семьи говорит об
их значи­мости в глазах испытуемого.

Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тестового поля круга
и по отношению друг к другу (третий
критерий). Изображение ис­пытуемым
своего кружка в центре круга может
говорить об эгоцентрической направленности
личности, а помещение себя внизу, в
стороне от кружков, сим­волизирующих
других членов семьи, может указывать
на переживание эмоцио­нального
отвержения. Наиболее значимые члены
семьи изображаются испы­туемым в виде
больших по размеру кружочков в центре
или в верхней части тестового поля.

Наконец,
определенную информацию можно получить,
проанализировав расстояния между
кружками (четвертый критерий). Удаленность
одного кружка

150

от
других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональ­ном
отвержении со стороны испытуемого или,
наоборот, в его адрес. Своеоб­разное
«слипание», когда кружки наслаиваются
один на другой, соприкасают­ся или
находятся друг в друге, говорит о
недифференцированности «Я» этих членов
семьи, наличии симбиотических связей.
В качестве примера можно привести тест
матери девочки (рис. 2), больной шизофренией
(такой же ре­зультат выполнения теста,
который условно называется авторами
«матрешкой», встречается примерно в 3%
случаев тестирования здоровых, социально
адап­тированных родителей).

Другой
пример иллюстрирует динамику семейных
взаимоотношений в про­цессе семейной
психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Добряков
И. В., Николь­ская И. М., 2003). В начале
психотерапии мать изобразила себя, сына
и своих родителей в одну «линию» (с мужем
она в разводе). Интерпретируя результаты
тестирования, можно сказать, что у
испытуемой недостаточно дифференци­рованное
отношение к членам семьи и опосредованное
(через бабушку) отно­шение к отцу (рис.
3). При завершении семейной психотерапии
мать мальчика сказала: «У меня есть своя
семья — это я и мой сын. К вам, родители,
у меня есть уважение, но мои семейные
дела для меня важней». Заключительная
со­циограмма представлена на рис. 4.

Использование
теста «Семейная социограмма» позволяет
членам семьи в считаные минуты в ситуации
«здесь и сейчас», до сеанса семейной
психотера­пии или во время него,
наглядно представить характер
взаимоотношений в семье, а затем, сравнив
свои бланки, обсудить результаты друг
с другом.

Существуют
различные варианты проведения данной
методики. Так, напри­мер, И. М. Никольская
в процессе семейной диагностики
предлагает испыту­емому последовательно
нарисовать несколько вариантов семейной
социограм-мы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков
И. В., Никольская И. М., 2003):

1.
Стандартная
социограмма, на которой изображены сам
испытуемый и все члены его семьи.

2.
Социограммы,
на которых могут отсутствовать
определенные члены се­мьи и/или
присутствовать люди и объекты, которые
к семье номиналь­но не принадлежат.

3.
Социограммы,
которые относятся к разным этапам
жизненного цикла семьи.

151

Социограмма, Образец курсовых работ

2 страницы, 629 слов

СОЦИОГРАММА: Социограмма — это созданное учителем устройство, которое используется для предоставления дополнительной информации об ученике и о том, как он / она взаимодействует со сверстниками. Это ценный инструмент для определения того, как к ученику относятся его / ее одноклассники. Социограммы были разработаны Джейкобом Л. Морено для анализа выбора или предпочтений в группе. [2] Они могут составить схему структуры и моделей группового взаимодействия. Социограмму можно составить на основе множества различных критериев: социальных отношений, каналов влияния, линий связи и т. Д.Социограмма — это графическое изображение социальных связей, которые есть у человека. Это график, который отображает структуру межличностных отношений в групповой ситуации. Те точки социограммы, у которых есть много вариантов выбора, называются звездами. Те, у кого мало или нет выбора, называются изолятами. Известно, что люди, выбирающие друг друга, сделали взаимный выбор. Односторонний выбор относится к людям, которые выбирают кого-то, но на выбор не получают взаимности. Клики — это группы из трех или более человек в большой группе, которые выбирают друг друга (взаимный выбор).

Социограммы — это диаграммы или инструменты, используемые для нахождения социометрии социального пространства. В рамках модели социальной дисциплины социограммы иногда используются для уменьшения ненадлежащего поведения в классной среде [3]. Социограмма строится после того, как учащиеся ответят на ряд вопросов, проверяющих их принадлежность к другим одноклассникам. Диаграмма затем может быть использована для определения путей социального признания плохо себя ведущих учеников. В этом контексте полученные социограммы известны как диаграмма дружбы.Часто самый важный человек / вещь оказывается в большом пузыре для всех остальных. Размер пузыря представляет важность: самый большой пузырек означает самый важный, а самый маленький — наименее важный. . Учащиеся отвечают на указания учителя, такие как «Составьте список двух одноклассников, с которыми вам больше всего хотелось бы сесть», «Напишите имя человека, с которым вам было бы приятно работать над проектом», «Если бы вы собирались продолжить работу». каникулы, кого из ваших одноклассников было бы приятно провести и почему? » Вы также можете оценить взаимодействие и социальное восприятие, используя негативные высказывания или вопросы, такие как «С кем бы вы не хотели играть во время перемены?» (Хотя было показано, что это изменение не оказывает долгосрочного воздействия на дошкольников, оно, вероятно, приведет к обиду у детей старшего возраста.)

1 страница, 470 слов

The Essay on Dawn Social Justice Group

Группа социальной справедливости DAWN (сеть женщин-инвалидов Онтарио) — это провинциальная организация женщин со всеми видами инвалидности. Это феминистская организация, которая поддерживает женщин в их борьбе за контроль над собственной жизнью. Dawn Ontario контролируется женщинами с ограниченными возможностями. В его состав входят женщины с ограниченными возможностями и женщины без инвалидности. Также включены лесбиянки, бисексуалы…

Затем результаты заносятся в таблицу, чтобы определить, сколько раз каждый студент был выбран и кем. Эта информация представлена ​​в графическом виде для определения социальных изоляторов, популярных студентов, нелюбимых молодых людей и изменений в моделях взаимодействия с течением времени. Социограмма может быть полезна по-разному: Разрешение студенту работать с выбранным сверстником может быть инструментом мотивации. Социальные изоляты (не выбранные другими) могут быть помещены в ситуации взаимодействия с принимающими сверстниками или могут быть в центре внимания на таких должностях, как лидер шарад или капитан команды.Те, кто негативно воспринимается другими, могут пройти обучение социальным навыкам. Развивая хорошие отношения с лидерами класса, вы могли бы иметь большее влияние, убеждая их (и, соответственно, их последователей) следовать указаниям. Кроме того, изменение взаимодействия и дружбы, а также прогресс учащегося в том, чтобы стать более приемлемым для других, можно отслеживать с помощью частого применения метода социограммы. При использовании этой техники важны осторожность и профессионализм. Мы не хотим навредить самооценке любого подростка.

Критики: Существуют ограничения на использование социограмм, о которых учителя должны знать. Проверяя достоверность, надежность и объем исследования, учителя должны иметь возможность эффективно использовать социограммы, потому что все ответы предоставлены учащимися и могут неточно отражать то, что на самом деле происходит в классе

4 страницы, 1600 слов

Курсовая работа по взаимодействию учеников и учителей

В этой статье исследуются проблемы, связанные с двумя типичными взаимодействиями учеников и учителей.(8 страниц; 2 источника; стиль цитирования MLA. II Введение Взаимодействие ученика и учителя может привести как к положительному, так и к отрицательному опыту, что, в свою очередь, может повлиять на происходящее обучение. Такое взаимодействие является одной из основ обучения В этой статье описаны два типичных взаимодействия, и …

.

Скачать SocioGram APK Full | ApksFULL.com

    • Heroes Charge

      501,102

    • Racing Rivals

      926,200

    • Казино Quick Hit игры — Бесплатные игровые автоматы

      246,617

    • 0

    • k Toy Blast

      2 737 977

    • Pet Rescue Saga

      3 440 702

    • YAHTZEE® With Buddies: Веселая игра в кости для друзей

      212 656

    • My KONAMI Slots — Бесплатные игровые автоматы Vegas Casino
    • Cookie Match
    • 322 Игры | Подключите 3 или более

      1,031,453

    • Казино Caesars: бесплатные игровые автоматы

      576,154

    • WWE SuperCard — многопользовательская карточная боевая игра

      587,779

    • SimCity War 9,006 — Last 9,006 : Стратегия

      872 963

    • Farm Heroes Saga

      8 638 284

    • Уголовное дело

      4 200 241

    • Brave Frontier

      727 845

    • Cookie Jam ™ Match 3 Games | Подключите 3 или более

      1,031,453

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.