Бихевиоризм вклад в науку: Вклад бихевиоризма в развитие современной психологии. — Студопедия

Бихевиоризм

В начале XX века логическим завершением стремления к отрицанию всей прежней психологии стало направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология).

Уотсон заявил в своей книге Психология глазами бихевиориста» (1913), что психология, как ее видит представитель бихевиоризма (от англ. behavior — поведение), представляет собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук, задачей которой является прогнозирование поведения и управление поведением.

Согласно Уотсону, нет никакой разделительной черты между человеком и животным. Термины сознание», психическое состояние», разум» должны быть решительно отброшены как несостоятельные и заменены научными терминами раздражение», реакция», формирование поведения» и т.п. В целом, психология, как наука о поведении исходит из базового принципа, выраженного формулой S—R (стимул—реакция), и должна иметь дело только с актами типа мышечных движений или действий желез внутренней секреции, которые можно объективно описать, не прибегая к философским концепциям и терминологии.

Историческим предшественником бихевиоризма был американский зоопсихолог Э. Торндайк (1874—1949), проводивший экспериментальные исследования образования навыков У животных. Торндайк постулировал ряд законов научения, включая законы эффекта (лучше запоминается действие, приносившее удовлетворение), упражнения (чем чаще ситуация повторяется, тем лучше она запоминается) и др.

Своим идейным вдохновителем Уотсон называл И. П. Павлова, давшего ясное описание условнорефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде. При этом особую роль играло то обстоятельство, что Павлов развивал свое учение о высшей нервной деятельности с позиций чистого» физиолога, основываясь на данных своих классических экспериментов и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов типа сознание».

Уотсон считал, что анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать).

Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Бихевиоризм стали называть психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах.

Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознания стимул — реактивные отношения.

Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных — белых крысах. В качестве экспериментальных устройств взамен прежних физиологических аппаратов были изобретены различные типы лабиринтов и проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научились находить из них выход.

Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обработке. Ведь реакции животных носили не жестко предопределенный, а статистический характер.

Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, который предстал в этих опытах как большая белая крыса», ищущая свой путь в лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена и царит его величество Случай.

Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности.

Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания. Его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.

Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игру в теннис. Основа же всего — законы научения.

Основные теории бихевиоризма

Ученый

Предмет и задачи исследования

Основные результаты

Э. Торндайк

Экспериментальное исследо­вание условий и динамики научения путем анализа спо­собов решения задачи в про­блемном ящике

Законы образования коннекций (связи),
т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок

Д. Уотсон

Изучение поведения, анализ его формирования путем об­разования связи SR. Наблю­дение за естественным станов­лением поведения, эмоций, понятий, речи

Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности по­влиять на их содержание

Э. Толмен

Изучение деятельности систе­мы организм-среда, формиро­вание целостного, молярного подхода к проблеме поведения

Внутренняя переменная, опо­средующая связь SR, поня­тие о когнитивных картах и латентном обучении

К. Халл

Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изу­чению поведения, анализу факторов, влияющих на ха­рактер связи SR

Понятие первичного и вто­ричного подкрепления, закон редукции напряжения

Б. Скиннер

Разработка методов целена­правленного обучения, управ­ления и коррекции поведения. Изучение оперантного пове­дения

Законы оперантного обуче­ния, программированное обу­чение, методы коррекции по­ведения

Д. Мид

Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я»

Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскры­тие роли игры и ожиданий ок­ружающих в становлении «Я»

А. Бандура

Исследование социального научения, изучение механиз­мов формирования социаль­ного поведения и подражания, а также способов коррекции поведения

Понятие косвенного подкреп­ления, раскрытие роли модели подражания, исследование са­моэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения

Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии

Плодотворная
научная деятельность Уотсона продолжалась
менее 20 лет, но он оказал глубокое влияние
на весь ход развития психологии на
многие годы вперед. Уотсон был истинным
вестником духа времени, когда перемены
коснулись не только психологии, но и
научного подхода в целом.

XIX
век стал свидетелем блистательного
прогресса во всех отраслях науки; а XX
век сулил еще большие чудеса. Считалось,
что ученые, если только предоставить
им достаточно времени, смогут найти
решения любых проблем, ответить на любые
вопросы.

Уотсон
сделал психологию более объективной
по своим методам и терминологии. Однако,
несмотря на то, что позиции Уотсопа дали
толчок многим научным исследованиям,
позднее его исходные формулировки более
не применялись. Бихевиоризм Уотсона
был заменен построенной на его основе,
но более современной формой, получившей
название объективизма. В 1929 году историк
И. Г. Боринг небезосновательно заявил,
что бихевиоризм уже миновал свой период
расцвета. Поскольку лишь революционному
движению для обретения силы требуется
выражать протест, бихевиоризму Уотсона
— через шестнадцать лет после своего
основания — уже совершенно не нужно было
против чего-либо протестовать.

В
свое время бихевиоризм Уотсона успешно
одолел все старые течения в психологии.
В 1926 году аспирант Висконсннского
университета сообщал, что лишь немногие
из студентов знали, кто такие Вундт и
Титченер (Gengerelli. 1976). Но вот объективные
методы стали неотъемлемой частью
американской психологии, и система
Уотсона — как и многие другие успешные
начинания — умерла, поглощенная общим
потоком мышления, направленным на то,
чтобы создать стройную концепцию
современной психологии.

Несмотря
на то, что программа Уотсона так и не
достигла поставленных в ней честолюбивых
целей, сам Уотсон получил широкое
признание как основатель научной школы.
В апреле 1979 года отмечалось столетие
со дня его рождения, что совпало со
столетним юбилеем психологии как науки.
Симпозиум в университете Фурмана (где
психологическая лаборатория носит имя
Уотсона) собрал психологов со всех
Соединенных Штатов. Среди выступавших
был и Б. Ф. Скиппер, доклад которого был
озаглавлен «Что значит для меня Дж. Б.
Уотсон».

Однако
оказалось, что земляки Уотсона вспоминают
о нем гораздо менее благосклонно. Многие
из них характеризовали его как «выскочку
и безбожника, который отказался от
своего южного происхождения и баптистского
воспитания» («Greenville News», 5 апреля 1979
года). Но тем не менее, в 1984 году на
федеральной дороге, неподалеку от места
рождения Уотсона, была сооружена
мемориальная доска.

До
некоторой степени широкое признание
бихевиоризма Уотсона явилось следствием
его личных качеств. Уотсон обладал
харизмой и привлекательностью, он
пропагандировал свои идеи с оптимизмом,
увлеченностью и уверенностью в себе.
Он был сильной и притягательной фигурой,
часто восстававшей против мнения
большинства. Эти качества его личности,
взаимодействуя с духом времени, которым
он так успешно манипулировал, сделали
Джона Б. Уотсопа одним из пионеров
психологии.

Рекомендуемая
литература

Buckicy,
К.
^V. (1989) Mechanical man: fohn Broadus V^atson and the beginnmgs of
behoviorism. New
York: Guilford. О жизни и работе Уотсона, о его
карьере, о его роли популяризатора
психологии и о его влиянии на развитие
современной психологии.

Duke,
С.,
Fried, S., РЫсу,
W. & Walker, D. (1989) Rosalie Rayner Watson: The mother of a
behaviorist’s sons. Psychological
Reports, 65, 163- 169. Очерки второй жены Уотсопа,
которая является соавтором его учения
об условных эмоциональных реакциях и
помощницей в подготовке к изданию его
книги о воспитании детей.

Harris,
В.
(1979) Whatever happened to little Albert? American
Psychologist, 34, 151-160. Вопросы содержания,
интерпретации и популярного изложения
уотсоновского классического учения о
страхе.

Samcison,
F. (1981) Struggle for scientific authority: The reception of
Watson’s behaviorism, 1913-1920. Journal
of the History of the Behavioral Sciences
.
17. 399-425. О
влиянии
идей
Уотсона
после
публикации
его
манифеста
бихевиоризма.

Бихевиоризм: теория научения | Диплом по психологии

Бихевиоризм (от амер. behavior – поведение) – наука о поведении. Бихевиоризм как направление в психологии возник в начале ХХ века в США под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной научной предпосылкой возникновения бихевиоризма послужили работы выдающегося русского физиолога И.П.Павлова, и прежде всего, открытие условного рефлекса.

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон, который провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон заявил, что психология должна представлять собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение. Такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека: по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

Сущность и основные понятия теории бихевиоризма

Поведение как совокупность реакций на стимулы

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения. Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания

Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта, сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Механизм подкрепления называется обусловливанием. Выделяются 4 формы обусловливания:

  1. Классическое обусловливание, или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
  2. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
  3. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
  4. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.

Социальное научение

Процесс социального научения походит 3 основных стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.

Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения.

На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера. В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.

Лекция 25. БИХЕВИОРИЗМ — Студопедия

Вопросы лекции:

1. Методологические основания бихевиоризма.

2. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона.

3. Бихевиоризм Э. Ч. Толмена

4. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

5. Социально-когнитивное направление.

Возникновение бихевиоризма связывают с выступлением Джона Уотсона (1913 г.), в котором он критиковал традиционные психологические концепции и выдвинул новые требования к психологической науке: 1) объективность; 2) повторяемость; 3) опора на эксперимент. Основные идеи бихевиоризма развивались в рамках психологии уже в течение нескольких лет, Уотсон лишь развил и озвучил эти положения. При этом он опирался на три основных источника: 1) философские традиции позитивизма и механицизма; 2) зоопсихологию и исследования рефлексов, и 3) функциональную психологию.

Методологические основания бихевиоризма. Объективизм в философии восходит корнями к Р. Декарту, который пытался объяснить функционирование организмов, исходя из простых механистических представлений. Наиболее крупной фигурой в истории позитивизма был Огюст Конт. Согласно Конту, единственно истинным является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое. Эти критерии исключали из научной сферы интроспекцию как метод и данные самонаблюдения. Влияние этих положений на методологию Уотсона привело к тому, что в новой программе не упоминались в качестве объектов изучения ни душа, ни сознание, ни разум. В результате такого подхода стало возможным появление психологии как науки о поведении, которая рассматривала людей как некоторые, достаточно сложные машины.



Зоопсихология во многом явилась предшественницей бихевиоризма. Развиваясь на основе эволюционной теории, она породила многочисленные попытки продемонстрировать наличие разума у животных и показать непрерывность перехода от разума низших организмов к разуму человека.

Наиболее значительными в рамках данного направления явились работы Э. Л. Торндайка.

Эдвард Ли Торндайк первым утверждал, что психология должна исследовать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк создал свой подход, названный им коннекционизмом (от англ. сonnect – связывать). Подход был основан на изучении связей между раздражением (ситуацией, элементами ситуации) и реакциями организма. Торндайк первым ввел понятие связи между ситуацией (стимулом) и реакцией организма, настаивал на том, что для изучения поведения его необходимо разбить на пары стимул — реакция (S-R).



Свои исследования поведения Торндайк начал с изучения процессов научения. Он попытался количественно измерить научение, подсчитывая проявления “неправильного” поведения и регистрируя время, необходимое животным для достижения цели. Метод научения, применявшийся в экспериментах Торндайка, получил название “метод проб и ошибок”. В ходе своих экспериментов Торндайк вывел два закона научения: закон эффекта и закон упражнения.

Закон эффекта: каждое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она появляется вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.

Закон упражнения: чем чаще действие или реакция используется в данной ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией (повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению). Впоследствии Торндайк выяснил, что поощрение способствует закреплению действия (реакции) эффективнее, чем простое многократное повторение.

Из вышесказанного видно, что Торндайк во многом предвосхитил основные положения бихевиоральной психологии и разработал ряд положений и схем, которые впоследствии лягут в основу бихевиоризма.

Другим важнейшим основанием бихевиоральной психологии явились работы русских рефлексологов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Эти великие русские ученые независимо друг от друга заложили основы отечественной науки о поведении. В своих работах они разрабатывали такие фундаментальные понятия, как рефлекс (условный и безусловный), стимул, ассоциативная связь между стимулом и реакцией, подкрепление. Павлов и Бехтерев занимались изучением процесса образования условных (у Бехтерева – сочетательных) рефлексов; оба ученых считали, что сложное поведение человека (поведение высшего уровня (Бехтерев), можно рассматривать как результат накопления значительного количества условных рефлексов. Американские бихевиористы признают тот вклад, который внесли в мировую науку о поведении эти русские ученые, а также то, что бихевиоризм многими положениями обязан именно им.

Функциональная психология оказала определенное влияние на бихевиоризм. Кеттелл, Уолтер Пилсбери, Вильям Монтегю, Макс Мейер, и, наконец, сам Вильям Мак-Даугалл говорили о том, что психология должна стремиться быть более объективной, и поэтому изучать поведение, а не сознание, душу или разум. Таким образом, мысль о том, что психология должна стать наукой о поведении, начала собирать своих сторонников.

Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Считается, что основания бихевиоризма заложил американский психолог Джон Уотсон. Провозгласив требование объективного подхода к изучаемым явлениям в психологии, Уотсон разработал основные положения новой науки.

Основная задача бихевиоральной психологии, по его мнению, заключалась в том, чтобы изучать формирование поведенческих реакций и на этой основе изучать человеческое поведение как результат научения. Цель бихевиоризма заключалась в том, чтобы предсказывать поведение человека в каждой конкретной ситуации, и, в последующем, управлять этим поведением. Бихевиоризм, по мнению Уотсона, должен был стать “лабораторией общества”, в которой отрабатывались бы методы формирования и изменения поведенческих моделей отдельных личностей и групп людей. Мы увидим, как впоследствии эта позиция трансформировалась в работах Б. Скиннера в идеи государственного контроля и управления поведением граждан.

Предметом изучения бихевиоризма должно являться поведение. В качестве элементов поведения Уотсон рассматривал мышечные движения и секрецию желез. Поведение предлагалось изучать в парах “S — R”. Путем анализа таких пар и их совокупностей возможно выявить основополагающие законы человеческого поведения.

Уотсон считал, что его классическая схема дает ключ к изучению сложного, целостного поведения человека. Для этого он ввел понятие “акта” — такой целостной реакции организма. К актам Уотсон относил написание книги, игру в футбол, строительство дома и т.п. все акты, согласно Уотсону, могут быть сведены к моторным или секреторным реакциям организма. Реакции могут быть явными (внешние непосредственно наблюдаемые) и неявными (сокращения внутренних органов или секреция желез). Последние можно изучать при помощи специальных приборов.

Инстинкты: в начале своей ученой карьеры Уотсон признавал значительную роль инстинктов в поведении животных. В дальнейшем он отказался от использования данного понятия в своих научных построениях. Уотсон утверждал, что все, что кажется инстинктивным, на самом деле социально обусловлено. Более того, отказ признавать роль врожденных факторов в детерминации поведения животных и человека привел Уотсона к отрицанию существования врожденных способностей. С этим связана его знаменитая фраза: “Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков”.

Эмоции: рассматривались Уотсоном как главная реакция организма на специфический раздражитель. Эмоции – это форма неявного поведения, при которой внутренние ответные реакции проявляются в форме изменения цвета лица, учащения сердцебиения и т.д. Этот подход не предполагает изучения процесса сознательного восприятия эмоций. Уотсон предлагает описывать эмоции в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних и внутренних реакций организма.

Мышление: сводится Уотсоном к неявному моторному поведению. Он предполагал, что мышление должно включать неявную речевую реакцию или движение. По сути, Уотсон сводил мышление к беззвучному разговору, в основе которого лежат те же мышечные движения, которые мы используем для привычной речи. По мере взросления человека это “мышечное поведение” становится невидимым и неслышимым. Таким образом мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы. “Поток сознания” заменяется в бихевиоризме Уотсона “потоком активности”.

Методы бихевиоризм. Будучи реформатором психологической науки, Уотсон не мог не предложить новых методов психологического исследования. Это были методы, которые, по мнению Уотсона, отвечали требованиям объективности и повторяемости, предъявлявшиеся ко всей психологии в целом. Предполагалось использование в бихевиоральной психологии следующих методов: наблюдения, тестирования, дословной записи речи испытуемого и метода формирования условных рефлексов.

Тестирование предполагало оценивание не какого-либо психического качества испытуемого, а его поведения. Результаты тестирования должны были демонстрировать реакцию человека на определенный раздражитель или стимульную ситуацию, – и только это.

Метод дословной записи речевого поведения предполагал фиксирование речи испытуемого в определенных ситуациях и при воздействии определенных раздражителей. Исследованию подлежали собственно речевые реакции; то, что человек чувствовал или думал в данный момент в расчет не принималось.

Метод условных рефлексов, как это явствует из названия, предполагал изучение процесса формирования условных рефлексов. Метод предполагалось использовать в лабораторных условиях для изучения сложного поведения, для чего это поведение разбивалось на отдельные компоненты. По сути дела, классический лабораторный эксперимент бихевиористов берет свое начало именно в методе условных рефлексов, как его назвал Уотсон.

Бихевиоризм Э. Ч. Толмена. Основные положения учения Эдварда Чейса Толмена представлены в его работе “Целенаправленное поведение животных и человека” (1932г.). Данная научная концепция получила название целенаправленный бихевиоризм. По мнению Толмена, схема Торндайка — Уотсона S-R является наивной и недостаточной для описания поведения живых существ. При использовании данной схемы поведение как таковое теряет своеобразие, становится “раздробленным”, “молекулярным” (термин Толмена). Сам Толмен предложил свое понимание поведения, которое он считал молярным или связанным процессом.

Единицей поведения, по Толмену, являлся целенаправленный акт. Каждый такой акт строится из мускульных движений, организованных вокруг цели и направляемых когнитивными элементами. Что же представляют собой эти “когнитивные элементы”? на основании многочисленных экспериментов Толмен предположил наличие внутренних когнитивных процессов, которые “вклиниваются” между классическими S и R и детерминируют поведение. Формула S-R таким образом, превратилась в формулу S-О-R , где О – организм.

Важное место в научной системе Толмена заняла его концепция научения. Толмен отвергает законы Торндайка, утверждая, что поощрение слабо влияет на научение. Взамен Толмен предлагает когнитивную теорию научения. Он предполагает, что организм учится устанавливать смысловые связи между ситуациями (стимулами) и реакциями. Таким путем организм (животное или человек) познает окружающий мир. Результатом научения оказываются смысловые связи, которые сам Толмен называл “гештальт-знаками”; они вырабатываются в результате многократного повторения какого-либо действия в определенной ситуации. В результате научения организм вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам (ситуациям) выбора. Толмен называл такую сеть когнитивной картой. В известном смысле, крыса обретает всеобъемлющее знание своего лабиринта или иной окружающей среды.

Другие эксперименты Толмена показали наличие латентного научения — то есть такого научения, которое нельзя наблюдать, когда оно фактически происходит, но которое сказывается на последующем поведении.

Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990) – один из крупнейших представителей бихевиорального направления, по мнению многих американских исследователей науки – один из самых уважаемых психологов XX века. Его работы заложили основы американской науки о поведении.

Вслед за Уотсоном, Скиннер считал, что наука о поведении человека не отличается принципиально от других естественных наук, построенных на фактах. У таких наук общая цель – предсказать и проконтролировать изучаемое явление (в данном случае – поведение человека).

Вторым принципиальным положением, легшим в основу скиннеровского подхода, стало утверждение о том, принципы поведения организмов, стоящих на более низких ступенях развития, аналогичны таковым принципам поведения организмов, стоящих на более высоких ступенях развития. Собственно, здесь также имело место развитие традиций Торндайка и Уотсона – данные, полученные в экспериментах на цыплятах и кроликах, экстраполировались на поведение человека.

Поскольку поведение всех организмов подчиняется одним и тем же законам, особое значение придается анализу поведения единичных организмов. Скиннер считал, что вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усредненного человека, психологи должны научиться предсказывать влияние отдельных переменных на компоненты поведения отдельного организма. Такой подход не требует применения традиционных статистических методик; он требует знания законов поведения реального индивида.

Основным законом, лежащим в основе бихевиоральной теории поведения, считал Скиннер, является закон причинно-следственных отношений между условиями окружающей среды (стимулами) и открытым поведением (реакцией) организма. Практической целью этой науки является возможность манипулирования переменными окружающей среды с целью изменения поведенческой реакции организма.

Одним из главных научных достижений Скиннера стала его концепция оперантного поведения. Рассмотрим ее основные положения.

Люди (да и животные) в реальной жизни редко действуют согласно классической схеме S – R . Подобное поведение Скиннер называет респондентным (от англ. respond – отвечать, реагировать), или обусловливанием типа С (стимульным). Скиннер считал, что гораздо чаще организм активно воздействует на свое окружение, с целью добиться желаемого положения вещей. Такой тип поведения Скиннер называл оперантным.

Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией организма (обусловливание типа Р). То есть, последствия поведения изменяют тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения данного поведения в будущем увеличивается. В этом случае говорят, что произошло подкрепление реакции. Напротив, если последствия реакции неблагоприятны для организма, тогда вероятность появления данного поведения в будущем уменьшается.

Как видно, поведение определяется подкреплением. Этот термин пришел в бихевиоризм из работ И.П. Павлова и обозначает объекты или условия, которые удовлетворяют те или иные потребности организма и способствуют закреплению предшествующего поведения. Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима подкрепления. Режим подкрепления – это правило, устанавливающее вероятность, с которой будет происходить подкрепление. Скиннер выделял несколько режимов подкрепления.

1) непрерывное подкрепление предполагает появление подкрепления каждый раз, когда организм демонстрирует желаемую реакцию. Такой режим способствует быстрому закреплению желаемой реакции в поведении; однако, он часто неосуществим или неэкономичен.

2) режим прерывистого подкрепления может представлять более реальную альтернативу режиму непрерывного подкрепления. Выделяют несколько видов прерывистого подкрепления.

· Режим подкрепления с постоянным соотношением. Организм подкрепляется после совершения заранее определенного числа желаемых реакций. Данный режим позволяет также быстро закрепить в поведении желаемую реакцию, а также добиться высокой частоты ее проявления.

· Режим подкрепления с постоянным интервалом. Организм подкрепляется через заранее установленные временные интервалы. В реальной жизни примерами использования такого режима подкрепления является регулярная выплата зарплаты в учреждениях, регулярные проверки академической успеваемости студентов (сессии). Для данного режима характерна низкая частота появления желаемой реакции срезу после подкрепления.

· Режим подкрепления с вариативным соотношением. Организм подкрепляется после совершения варьирующего вокруг определенного среднего числа реакций. Режим обеспечивает медленное закрепление в поведении желаемой реакции, но также и медленное его угасание в случае отсутствия подкрепления.

· Режим подкрепления с вариативным интервалом. Организм подкрепляется через неопределенный временной интервал. Частота появления желаемой реакции в этом случае зависит от длины интервала: частое подкрепление порождает частое реагирование, а редкое подкрепление – редкое реагирование. Как и в предыдущем случае, сформированная в таком режиме подкрепления реакция угасает медленно в случае отсутствия подкрепления.

Изучая возможности научения и контроля за поведением человека, Скиннер обращал особое внимание на различные типы подкрепления и их сравнительную эффективность. С точки зрения способности удовлетворять биологические потребности организма, он выделял два вида подкрепления – первичное и вторичное. Первичное подкрепление – это любое событие или объект, само по себе способное удовлетворять потребности организма. Его ценностное значение абсолютно и не зависит от научения. Вторичное (условное) подкрепление – это событие или объект, которые приобрели способность подкреплять поведение организма в результате тесной ассоциации с первичным подкреплением.

В жизни современного человека условное подкрепление является основным видом подкрепления при научении социальному поведению и контроле за ним. Наиболее яркий пример такого условного подкрепления – это деньги. Сами по себе деньги не могут удовлетворить ни одну биологическую потребность; но, ассоциируясь с тем, что на них можно приобрести (еда, питье, физический комфорт), они становятся значительной подкрепляющей поведение силой. Обратите внимание на тот факт, что деньги ассоциируются более чем с одним первичным подкреплением. Это явление называется генерализацией условного подкрепления. Другие виды генерализованных условных подкреплений – это внимание, похвала, подчинение себе других и социальное одобрение.

Изучая возможности контролировать поведение людей в социуме, Скиннер попытался определить сравнительную эффективность подкрепления и наказания. Изначально наказание рассматривалось как противоположность подкреплению, как предъявление аверсивного (неприятного или болевого) стимула в ответ на определенную оперантную реакцию. Цель наказания – побудить организм не повторять данную реакцию. Позднее Скиннер расширил свою концепцию наказания, включив в нее позитивное и негативное наказание. Позитивное наказание происходит тогда, когда поведение приводит к появлению аверсивного стимула. Негативное наказание имеет место тогда, когда поведение приводит к устранению (возможного) позитивного стимула. По аналогии с наказанием, подкрепление также может быть позитивным (предъявление положительно стимула) и негативным (удаление аверсивного стимула).

Скиннер считал, что все формы контроля за поведением, использующие аверсивные стимулы, неэффективны и поэтому нежелательны в обществе. Особенно неэффективным средством контроля он считал наказание. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы наказание может вызывать нежелательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Более того, наказанный человек предположительно знает, что делать нельзя, но может не знать, какое поведение является желательным. Неэффективность современной пеницитарной системы Скиннер связывал именно с тем, что в ней используются неэффективные методы контроля за поведением осужденных.

Социально-когнитивное направление. Свое развитие идеи классических бихевиористов получили в социально-когнитивном направлении. В рамках этого направления сохраняются научная методология и интерес к факторам формирования поведения человека, характерные для бихевиоризма; однако само понятие поведения и роль в его формировании окружающей среды понимаются иначе.

Альберт Бандура (р. в 1925 г.) является ведущим теоретиком социально-когнитивной школы и признанным специалистом в вопросах агрессивного и полоролевого поведения. Его теории научения через наблюдение и через моделирование стали классическими и широко применяются в психологических исследованиях.

С точки зрения Бандуры, причины действий человека лежат в плоскости взаимодействия поведения, когнитивной сферы и его окружения. Данный подход, названный Бандурой взаимный детерминизм, подразумевает, что внутренние детерминанты (вера, ожидания), внешние детерминанты (поощрение и наказание) и открытое поведения являются взаимозависимыми факторами. То есть, хотя когнитивные процессы и окружение и влияют на поведение, поведение также изменяет окружение человека.

Согласно Бандуре, многое в поведении человека приобретается посредством примера. Он утверждает, что практически все сложные формы поведения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением окружающих людей и его последствиями. Во многих случаях наблюдаемое поведение в последствии воспроизводится без значительных изменений, так, как оно было продемонстрировано. Однако, наблюдая, можно выстроить новую поведенческую модель. При помощи моделирования люди извлекают общие черты из различных реакций и формулируют правила поведения, позволяющие им “выходить за рамки” увиденного образца.

Другое базовое понятие бихевиоризма, которое рассматривал Бандура, это подкрепление. В отличие от Скиннера, Бандура полагал, что хотя подкрепление способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Поведение человека зависит не только от результатов его предыдущей деятельности, но также от тех последствий, которые он ожидает или которые он создает для себя сам. Косвенное подкрепление осуществляется тогда, когда человек наблюдает реализацию поведенческой модели с последующим результатом, который (результат) оценивается как связанный с предшествующими действиями. Наблюдения за подкреплением поведения других людей могут регулировать наше поведение. Самоподкрепление осуществляется тогда, когда люди сами устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу.

Понятие самоподкрепления расширяет наше понимание процессов регуляции человеческого поведения. Для того чтобы охарактеризовать процесс регулирования человеком своего поведения, он вводит понятие саморегулирование. Наблюдая, оценивая и поощряя свои действия, человек может выстраивать сложные линии своего поведения. Оценивая результаты своих действий, человек приходит к определенному выводу относительно своих способностей справляться с различными ситуациями. Такую самооценку эффективности Бандура назвал самоэффективностью. Самоэффективность влияет на мотивацию, выбор поведенческой модели, волевую регуляцию поведения и возникающие эмоции. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно ведет к хорошему результату и повышает самооценку. Низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, обычно приводит к плохому результату, и, как следствие, снижает самооценку.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Бандура, в отличие от “классических” бихевиористов, придавал большое значение личности, с одной стороны, и социальному окружению, с другой. Эти же черты характерны для другого представителя социально-когнитивного направления – Джулиана Роттера.

Джулиан Роттер (род. в 1916) попытался создать теорию, которая объяснила бы, как люди научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. Роттер полагал, что поведение людей определяется их способностью думать, предвидеть и стремиться к ожидаемым целям. Соединение концепций ожидания и подкрепления в одной теории – отличительное свойство системы Роттера.

Основное внимание в своей теории Роттер уделял возможности прогноза человеческого поведения в сложных ситуациях. Он полагал, что наше поведение зависит от четырех переменных: потенциала поведения, ожиданий, ценности подкрепления и психологической ситуации.

Потенциал поведения это вероятность данного поведения в данной определенной ситуации в связи с каким-то подкреплением или подкреплениями. Каждая реакция имеет свой потенциал поведения, который будет высоким в одной ситуации, и низким в другой. Ожидание характеризует субъективную вероятность определенного подкрепления в результате специфического поведения. По сути дела, это наше ожидание положительных или отрицательных последствий того или иного поведения. Ожидания основаны на прошлом опыте. По этому признаку выделяют специфические ожидания (основаны на опыте конкретной ситуации) и генерализованные ожидания (отражают опыт различных ситуаций). Ценность подкрепления отражает наши предпочтения одного подкрепления другому при равной вероятности обоих подкреплений. Она связана с оценкой человеком важности для себя той или иной деятельности и ее результатов. Хотя ценность подкрепления может меняться от ситуации к ситуации, существуют относительно устойчивые различия в предпочтениях людей. Психологическая ситуация – это ситуация, какой ее воспринимает индивид.

Для того чтобы предсказать потенциал определенного поведения в определенной же ситуации, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Однако, сам ученый отмечает, что эта формула имеет скорее гипотетическую, нежели практическую ценность, а для прогноза поведения в реальной ситуации надо учитывать более общие факторы.

Центральным конструктом теории социального научения (и самым известным понятием в теории Роттера) явилось понятие локуса контроля. Локус контроля представляет собой обобщенные представления людей относительно того, в какой степени они могут контролировать результаты собственной деятельности. Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи зависят от влияния внешних сил (везения, случая, помощи окружающих и т.п.). Люди с интернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи зависят, главным образом, от их собственных усилий и способностей.

Бихевиоризм в 20 столетии. — Студопедия

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его осново­положником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служения практике.

Философскую основу бихевиоризма составили позитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок Дж.Уотсон называл исследования по психологии животных, школу объективной психологии, влияние работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

Повеление человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люда делают от рож­дения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чисто физиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к. ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, как ненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистиче­ски, сводится лишь к его внешним проявлениям. Две проблемы бихевио­ризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и по реакции судить, какой ситуацией она вызвана.

Уотсон производит классификацию реакций по двум основаниям: яв­ляются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).



Поведение рассматрива­ется как результат обучения. Навык и научение становятся главными про­блемами бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навы­ков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врож­денными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание во­едино или объединение отдельных движений так, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения.

Удерживание навыков составляет память. Уотсон выдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными реф­лексами, а приобретенные — условными, Дж.Уотсон утверждает, что важ­нейшим условием образования связи между ними является одновремен­ность в действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, пер­воначально не вызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызы­вать.



В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Несмотря на некоторую ограни­ченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

К середине 20-х г.г. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время, исследователям становится все более ясно, что исключение из рассмотрения психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Если исключить из поведения его мотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование от­дельных реакций в тот или иной поступок или деятельность. В механисти­ческой трактовке поведения игнорируется активная сознательная деятель­ность субъекта, не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека по сравнению с животным.

Исторической заслугой Уотсона является заострение проблемы объ­ективного подхода в психологии и исследование поведения, способов управления им.

В 1913 г. У.Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями пока­зал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул, пове­дение предполагает переработку стимула в организме. -Этим была постав­лена новая проблема. Попытки преодолеть упрощенную трактовку поведе­ния по схеме «стимул — реакция» за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал фак­тора сознания, но вместо схемы «стимул — реакция» Халл вводит формулу, предложенную в 1929 г. Вудвортсом, «стимул — организм — реакция», где организм — некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Приме­няя логический и математический анализ. Халл старался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами и поведением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность, которая вызывает активность организма, его по­ведение. От силы потребности зависит сила реакции. Потребность опреде­ляет характер поведения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образо­вании поведенческих связей. Он разработал математический расчет зави­симости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, по­стоянное), от времени его предъявления.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на эксперимен­тальных исследованиях и теоретическом анализе, Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.

Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливани­ем типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с

какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением) определя­ется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма по­вторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмыслен­но рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неиз­вестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своей теории он предла­гает вариант программированного обучения, предполагающий расчлене­ние материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждого шага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терми­нах реакций, а человек — как реактивное существо, подвергающееся воз­действиям внешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы, ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннера способствует решению социальных проблем путем кон­троля одних людей над другими.

Оценивая необихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в современной психологии. Наука о по­ведении способствовала утверждению объективного метода в психологии

 

 

Бихевиоризм Википедия

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего, фокусируются на средовых факторах.

Бихевиоризм сочетает элементы философии, методологии и психологической теории. Он появился в конце девятнадцатого века как реакция на глубинную психологию и другие традиционные формы психологии, которые зачастую не справлялись с экспериментальной проверкой предсказаний. Первые производные бихевиоризма могут быть отслежены уже в XIX веке, когда Эдвард Торндайк открыл закон эффекта (процесс, включавший в себя усиление поведения посредством подкрепления).

В течение первой половины двадцатого века, Джон Б. Уотсон разрабатывал методологический бихевиоризм, который отвергал методы интроспекции и старался понять поведение, измеряя только наблюдаемое поведение и события. Но только в 1930-х Б.Ф. Скиннер предположил, что личные события, включая мысли и чувства, контролируются теми же переменными, что и наблюдаемое поведение. Это стало основой его философии радикального бихевиоризма[en][1]. В то время как Уотсон и Павлов исследовали процедуры стимула-реакции классического обусловливания, Скиннер придавал значение контролирующей природе последствий и антецедентов (или дискриминативных стимулов), которые создают условия для поведения; техника стала известна как оперантное обусловливание.

Радикальный бихевиоризм Скиннера преуспел в области экспериментов благодаря неиспользованным ранее методам, которые открыли новые феномены. Но скиннеровское уклонение от теорий ограничило его развитие. Теоретический бихевиоризм[2] признал, что историческая система, организм в нормальном состоянии обладает чувствительностью к стимулам и возможностью осуществлять реакции. На самом деле, сам Скиннер признавал возможность того, что он называл «латентными» реакциями людей, однако не распространял эту идею на крыс и голубей[3]. Набор латентных реакций и приводит к определённым последствиям[4].

Прикладной анализ поведения[5] (англ. applied behavior analysis, ABA) — научная дисциплина, использующая принципы радикального бихевиоризма для решения практических проблем. В основном, применение ABA известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания ВИЧ[6], сохранение природных ресурсов[7], образование[8] (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости[9]), геронтологию[10], поддержание здорового образа жизни и физическую культуру[11], промышленную безопасность[12], изучение языков[13], загрязнение природы[14], медицинские процедуры[15], воспитание детей[16], использование ремней безопасности[17], терапию при тяжёлых психических нарушениях[18], спорт[19], управление зоопарками и уход за животными[20], управление организационным поведением и борьбу со злоупотреблением наркотиками[21][22][23]. Более того, хотя бихевиоризм и когнитивные школы психологии имеют теоретические расхождения, они дополняют друг друга в когнитивно-поведенческой терапии, которая приносит пользу в лечении определённых патологий, включая фобии,

46. Становление и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм.

Возникновение
бихевиоризма связывают с выступлением
Джона
Уотсона

(1913 г.), в котором он критиковал традиционные
психологические концепции и выдвинул
новые требования к психологической
науке: 1) объективность; 2) повторяемость;
3) опора на эксперимент.

Основная
задача бихевиоральной психологии, по
его мнению, заключалась в том, чтобы
изучать формирование поведенческих
реакций и на этой основе изучать
человеческое поведение как результат
научения. Цель бихевиоризма заключалась
в том, чтобы предсказывать поведение
человека в каждой конкретной ситуации,
и, в последующем, управлять этим
поведением. Бихевиоризм, по мнению
Уотсона, должен был стать “лабораторией
общества”, в которой отрабатывались
бы методы формирования и изменения
поведенческих моделей отдельных
личностей и групп людей.

Предметом
изучения бихевиоризма должно являться
поведение. В качестве элементов поведения
Уотсон рассматривал мышечные движения
и секрецию желез. Поведение предлагалось
изучать в парах “S
— R”.
Путем анализа таких пар и их совокупностей
возможно выявить основополагающие
законы человеческого поведения.

Уотсон
считал, что его классическая схема дает
ключ к изучению сложного, целостного
поведения человека. Для этого он ввел
понятие “акта” — такой целостной реакции
организма. К актам Уотсон относил
написание книги, игру в футбол,
строительство дома и т.п. все акты,
согласно Уотсону, могут быть сведены к
моторным или секреторным реакциям
организма. Реакции могут быть явными
(внешние непосредственно наблюдаемые)
и неявными (сокращения внутренних
органов или секреция желез). Последние
можно изучать при помощи специальных
приборов.

Уотсон
утверждал, что все, что кажется
инстинктивным, на самом деле социально
обусловлено. Более того, отказ признавать
роль врожденных факторов в детерминации
поведения животных и человека привел
Уотсона к отрицанию существования
врожденных способностей. С этим связана
его знаменитая фраза: “Доверьте мне
десяток здоровых нормальных детей и
дайте возможность воспитывать их так,
как я считаю нужным; гарантирую, что,
выбрав каждого из них наугад, я сделаю
его тем, кем задумаю: врачом, юристом,
художником, коммерсантом и даже нищим
или вором, независимо от его данных,
способностей, призвания или расы его
предков”.

Необихевиоризм
Б.Ф. Скиннера.
Беррес
Фредерик Скиннер (1904
— 1990) – один из крупнейших представителей
бихевиорального направления, по мнению
многих американских исследователей
науки – один из самых уважаемых психологов
XX
века. Его работы заложили основы
американской науки о поведении.

Одним
из главных научных достижений Скиннера
стала его концепция оперантного
поведения.
Рассмотрим ее основные положения.

Люди
(да и животные) в реальной жизни редко
действуют согласно классической схеме
S
– R
. Подобное поведение Скиннер называет
респондентным
(от
англ. respond
– отвечать, реагировать), или обусловливанием
типа С (стимульным). Скиннер считал, что
гораздо чаще организм активно воздействует
на свое окружение, с целью добиться
желаемого положения вещей. Такой тип
поведения Скиннер называл оперантным.

Оперантное
поведение определяется событиями,
которые следуют за реакцией организма
(обусловливание типа Р). То есть,
последствия поведения изменяют тенденцию
организма повторять данное поведение
в будущем. Если последствия благоприятны
для организма, то вероятность повторения
данного поведения в будущем увеличивается.
В этом случае говорят, что произошло
подкрепление реакции. Напротив, если
последствия реакции неблагоприятны
для организма, тогда вероятность
появления данного поведения в будущем
уменьшается.

6 Вклад дисциплин в область организационного поведения

В области организационного поведения существует ряд важных дисциплин, которые широко его развили.

Из-за усложнения организационной структуры требуются различные виды знаний, которые во многом помогают.

6 Содействие дисциплинам в области поведения организации:

  1. Психология.
  2. Социология.
  3. Социальная психология.
  4. Экономика.
  5. Антропология.
  6. Политология.

Психология

Психология, пожалуй, первое влияние в области организационного поведения, потому что это наука о поведении. Психолог изучает практически все аспекты поведения.

Психология занимается изучением поведения человека, которое стремится объяснить, а иногда и изменить поведение людей и других животных.

Психологи в первую очередь заинтересованы в прогнозировании поведения людей в значительной степени путем наблюдения за динамикой личностных факторов.

Те, кто внесли свой вклад и продолжили добавлять знания OB, — это преподаватели-теоретики, теоретики личности, психологи-консультанты и психологи первичной, промышленной и организационной сферы.

Некоторые из многочисленных областей интересов в рамках дисциплин психологии:

  • Общая психология
  • Экспериментальная психология
  • Клиническая психология
  • Психология потребителей
  • Личная и социальная психология
  • Психология производства
  • Психология консультирования
  • Педагогическая подготовка Психология
  • Консалтинг Психология

Понимание психологических принципов и их моделей значительно помогает в получении знаний о детерминантах индивидуального поведения, таких как

  • учебный процесс,
  • техник мотивации,
  • детерминант личности и развитие,
  • процесс восприятия и его последствия,
  • учебный процесс,
  • эффективность руководства,
  • удовлетворенность работой,
  • принятие индивидуальных решений,
  • оценка производительности,
  • измерение ориентации,
  • 9001 Выбор 1 сотрудника,

  • дизайн работы и стресс работы.

Социология

Основное внимание социологов уделяется изучению социальных систем, в которых индивиды исполняют свои роли. Основное внимание уделяется групповой динамике.

Они внесли свой наибольший вклад в OB, изучая групповое поведение в организациях, особенно в официальных и сложных организациях.

Социологические концепции, теории, модели и методы помогают значительно лучше понять динамику группы, организационную культуру, теорию и структуру формальной организации, корпоративные технологии, бюрократию, коммуникации, власть, конфликт и межгрупповое поведение.

Психологи в первую очередь заинтересованы в том, чтобы сосредоточить свое внимание на индивидуальном поведении.

Ключевые понятия социологии являются;

Сегодня большинство социологов определяют дисциплину, используя одно из трех утверждений:

  • Социология занимается взаимодействием людей, и это общение является ключевым фактором, влияющим на людей в социальных условиях.
  • Социология — это исследование множественного поведения. Два или более взаимодействующих индивида составляют модель поведения множества.
  • Социология — это систематическое исследование социальных систем:

Социальная система — это оперативная социальная единица, которая структурирована для достижения цели.

Он состоит из двух или более лиц разного статуса с различными ролями, играющими роль в образце, который поддерживается физической и культурной основой.

При анализе организации как социальной системы существуют следующие элементы:

  • Люди или субъекты
  • Акты или поведение
  • Концы или цели
  • Нормы, правила или нормативы, регулирующие поведение или поведение
  • Убеждения, которыми придерживаются люди как актеры
  • Статус и статусные отношения
  • Полномочия или влияние на других акторов
  • Ролевые ожидания, ролевые действия и ролевые отношения.

Таким образом, социологии рассматривают организации как состоящие из множества людей с различными ролями, статусом и степенями власти.

Организация пытается достичь определенных обобщенных и конкретных целей.

Для достижения некоторых абстрактных целей, таких как развитие лояльности компании, руководители организации обращаются к общей культурной базе.

Социальная психология

Это было определено как научное исследование того, как мысли, чувства и поведение людей зависят от фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других.

Это касается того, как на людей влияют другие люди, которые физически присутствуют, или которые предполагаются присутствовать, или даже чье присутствие подразумевается.

В целом, социология фокусируется на том, как организованы группы, организации, социальные категории и общества, как они функционируют, как они меняются.

Единицей анализа является группа в целом, а не отдельные лица, которые составляют группу.

Социальная психология имеет дело со многими из тех же самых явлений, но стремится объяснить все индивидуальное человеческое взаимодействие, и человеческое познание влияет на культуру и находится под влиянием культуры.

Единицей анализа является отдельный человек в группе.

В действительности некоторые формы социологии тесно связаны с социальной психологией.

Социальные психологи изучают огромный спектр тем, включая соответствие, убеждение, власть, влияние, послушание, предрассудки, дискриминацию, стереотипы, сексизм и расизм, малые группы, социальные категории, межгрупповое поведение, поведение толпы, социальные конфликты, социальные изменения принятие решений и т. д.

Среди них наиболее важными темами, относящимися к области поведения организации, являются изменение поведения, изменение отношения, коммуникация, групповой процесс и групповое принятие решений.

Социальные психологи вносят значительный вклад. Социальные психологи вносят значительный вклад в измерение, понимание и улучшение отношений, моделей общения в том, как группы могут удовлетворить индивидуальные потребности и групповые процессы принятия решений.

Антропология

Основная цель антропологии состоит в том, чтобы лучше понять взаимоотношения человека и окружающей среды.

Адаптация к окружающей среде составляет культуру.То, как люди видят свое окружение, является частью культуры.

Культура включает в себя те идеи, которые разделяют группы людей и языки, с помощью которых эти идеи передаются. По сути, культура — это система усвоенного поведения.

Их работа в области культуры и окружающей среды помогла нам понять различия в фундаментальных ценностях, отношениях и поведении людей в разных странах и в разных организациях.

Многие из наших сегодняшних представлений об организационной культуре, окружающей среде и различиях между национальными культурами являются результатом работы антропологов или тех, кто использует их методологии.

Мир — это лаборатория антропологов, и люди должны изучаться в естественной среде обитания. Понимание важности изучения человека в естественных условиях с течением времени позволяет понять диапазон антропологии.

Бихевиоризм — EduTech Wiki

Эта статья или глава является неполной, и ее содержание требует дальнейшего внимания.
Некоторая информация может отсутствовать или может быть неправильной, возможно, необходимо улучшить орфографию и грамматику, используйте свое суждение!

1 Определение

  • Бихевиоризм — это прежде всего парадигма в методологии исследования.
  • В области психологии и образования бихевиоризм относится к подходам, которые изучают людей путем (манипулирования) и наблюдения за их поведением, обычно в хорошо контролируемых ситуациях.
  • Нео-бихевиоризм, который более популярен в образовании, утверждает, что мысль может быть концептуализирована с помощью промежуточных переменных (см. Также: когнитивизм).

2 Первые годы бихевиоризма

Рождение бихевиоризма, задуманного в научной манере, может быть датировано 1913 годом, когда Джон Бродус Уотсон (1878-1958) прочитал лекцию, в которой он боролся за резкое пересмотр цели и метода психологического исследования.
По его словам, психология должна стать «экспериментальной отраслью естествознания» (Возняк, 1997), ориентированной на изучение, прогнозирование и контроль поведения.

Как следствие, интроспективный анализ занял второе место, и поведение считалось уникальным параметром, способным выразить реальную психологию человека, независимо от существования какого-либо сознания. Кроме того, эта новая теория приравнивает человека и животное, которые в своей основе будут следовать одной и той же схеме поведения, даже если человек разработал более утонченные и сложные формы жизни.

После включения в первую главу «Поведение: учебник сравнительной психологии » лекция Уотсона во всех отношениях стала «манифестом бихевиоризма».Таким образом, мы можем считать 24 февраля 1913 года днем ​​рождения «современного бихевиоризма» (Возняк, 1997), даже несмотря на то, что последователи Уотсона справедливо подчеркивали этот факт. Они наверняка были восхищены ошеломляющей харизмой, продемонстрированной Уотсоном «бихевиористом» (тогда Уотсон торжественно говорил о себе в третьем лице).

Более того, сам Уотсон способствовал широкому распространению своей теории различными способами: используя свою соответствующую роль в качестве профессора психологии в университете Хопкинса; редактируя много работ на эту тему; и редактируя статьи в газетах.Прерывание его академической карьеры в 1920 году и отказ от активной дискуссии в начале 1930-х годов не препятствовали распространению его идей, что кратко привлекло внимание академического мира.

Действительно, Уотсон был не первым, кто противопоставил бихевиоризм концепции интроспекции; и при этом он не был первым, кто принял унитарный, объективный и экспериментальный метод наблюдения за поведением. Поскольку многие исследования по этому вопросу уже были выполнены к тому времени, когда Уотсон написал свой манифест, мы можем сказать, что его вклад не был таким инновационным и революционным, как утверждают многие последователи.

Тем не менее, мы не можем не отдавать должное Уотсону за семантическое и географическое расширение изучения бихевиоризма в 1920-х годах, прежде всего, в качестве антагонизма к ментализму в психологической теории как привлекательного элемента.
Однако необходимо сказать, что многие бихевиористы задумывали теории, которые отличались или выходили за рамки теории Уотсона, потому что под руководством блестящих профессоров многие университеты (Гарвард, Колумбия, Чикаго, Миссури, штат Огайо, штат Миннесота и т. Д.).) разработали свои собственные концепции бихевиоризма, породив множество сложных изменений в оригинальной мысли Уотсона.

Объединение всех этих вкладов определило предпосылки для укрепления бихевиористской дисциплины в американской психологии, дисциплины, которая привлекла многих молодых людей, заинтересованных в объективизме. В результате «к середине 30-х годов американская психология стала наукой о поведении, а бихевиоризм, методологический и / или теоретический, стал ее доминирующей ориентацией» (Возняк, 1997).

3 Классическое и оперативное кондиционирование

Этот раздел был полностью воспроизведен (с небольшими отличиями в макете) из Standridge (2002) 14:46, 14 августа 2007 года (MEST). Его содержимое доступно в соответствии с авторским правом Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5.

Джон Б. Уотсон (1878-1958) и Б. Ф. Скиннер (1904-1990) являются двумя основными создателями бихевиористских подходов к обучению. Уотсон считал, что поведение человека является результатом определенных стимулов, которые вызывали определенные ответы.Основная предпосылка Уотсона заключалась в том, что выводы о развитии человека должны основываться на наблюдении за явным поведением, а не на предположениях о подсознательных мотивах или скрытых когнитивных процессах. (Shaffer, 2000). Взгляд Ватсона на обучение был частично основан на исследованиях Ивана Павлова (1849-1936). Павлов изучал процесс пищеварения и взаимодействие слюноотделения и функции желудка, когда понял, что рефлексы в вегетативной нервной системе тесно связаны между собой. Чтобы определить, повлияли ли внешние раздражители на этот процесс, Павлов позвонил, когда давал еду экспериментальным собакам.Он заметил, что собаки слюноотделаются незадолго до того, как им давали еду. Он обнаружил, что, когда колокол звонил при повторных кормлениях, один только звук звонка ( условных раздражителей ) вызывал слюноотделение собак ( условных реакций ). Павлов также обнаружил, что условный рефлекс подавлялся, если стимул оказывался «неправильным» слишком часто; если прозвенел звонок и пищи не появилось, собака в конце концов перестала выделять слюну при звуке звонка.

Классическое кондиционирование

  1. Еда = слюноотделение
  2. Еда + Стимул = слюноотделение (условный стимул)
  3. Один только колокол производит слюноотделение (условный ответ)

Расширяя базовую модель стимула-ответа Уотсона [и основываясь на предыдущей работе Торндайка], Скиннер разработал более всесторонний взгляд на кондиционирование, известный как оперантное кондиционирование .Его модель была основана на предпосылке, что удовлетворительные ответы обусловлены, а неудовлетворительные — нет. Оперантная обусловленность — это вознаграждение части желаемого поведения или случайного действия, которое приближается к нему. Скиннер отметил, что «вещи, которые мы называем приятными, оказывают энергетическое или укрепляющее влияние на наше поведение» (Skinner, 1972, стр. 74). Благодаря исследованиям Скиннера на животных он пришел к выводу, что и животные, и люди будут повторять действия, которые приводили к благоприятным результатам, и подавлять те, которые приводили к неблагоприятным результатам (Shaffer, 2000).Если крыса нажмет батончик и получит пищевой шарик, он, скорее всего, нажмет его снова. Скиннер определил реакцию нажатия на брусок как оперант , а пищевой шарик как усилитель . Наказатели , с другой стороны, являются последствиями, которые подавляют ответ и уменьшают вероятность того, что это произойдет в будущем. Если крыса была в шоке каждый раз, когда она нажимала на планку, поведение прекращалось. Скиннер полагал, что привычки, которые развивает каждый из нас, являются результатом нашего уникального опыта обучения (Shaffer, 2000).

Оперантное кондиционирование
Эта иллюстрация иллюстрирует оперантное кондиционирование. Мышь нажимает на рычаг и получает пищевое вознаграждение. Поэтому он будет нажимать на рычаг несколько раз, чтобы получить удовольствие.
Получено 22:38, 13 августа 2007 г. (MEST) с http://projects.coe.uga.edu/epltt/

Психология поведения рассматривает человеческий мозг как черный ящик, к которому нельзя получить доступ. Обучение рассматривается как процесс стимула-ответа, который можно наблюдать и манипулировать.Другими словами «Поведенческая психология утверждает, что поведение может измениться в результате внешних мотиваторов, таких как стимулы, награды и наказания. Бихевиористы отстаивают влияние на поведение посредством систематической корректировки стимулов-ответных реакций ». (Коннер, 2002).

  • См. Также статью о типе обучения, например, уровни обучения, что включает в себя некоторое обсуждение бихевиористских исследований, например, Таксономия Блума, которая до сих пор обеспечивает основную концептуальную основу для разработки учебных мероприятий.

(необходимо написать)

5 Поведенческая педагогика

Педагогика бихевиоризма направлена ​​на развитие и изменение наблюдаемого поведения. Он считает обучения поведением, которое демонстрирует приобретение знаний или навыков.

Согласно Standridge (2002), среди методов, полученных из бихевиористской теории для практического применения в классе, есть «классические» правила биннеровского поведения Скиннера:

  • Положительное подкрепление (награда): Представлен стимул, который улучшит поведение, e.грамм. хвалить ученика
  • Отрицательное подкрепление (снятие отрицательных эффектов): ответ, который удаляет то, что студентам кажется неприятным. Например. учащиеся, регулярно выполняющие домашние задания, могут пропустить оценочную викторину.
  • Положительное наказание: например потребовать от ученика остаться после
  • класса

  • Отрицательное наказание: например удалить доступ к компьютеру после плохого поведения
  • Исчезновение (неисполнение): в частности, поведение, которое всегда подкреплялось положительными стимулами, будет уменьшаться, когда оно больше не будет исполняться.

Кроме того, она также перечисляет:

  • Моделирование, то есть обучение на основе наблюдений, с помощью которого дети учатся положительным и неблагоприятным реакциям, наблюдая за окружающими их людьми
  • Cueing: предоставление ребенку вербального или невербального (заранее) сигнала о целесообразности поведения.
  • Контракты: учитель и ученик соглашаются (новые) модели поведения
  • Последствия: вступают в силу немедленно после возникновения поведения (то есть комбинация
  • Восстановление путем вымирания: Удалить ранее введенный стимул, который не оказался успешным.Например. вместо того, чтобы снимать 1/2 для поздней домашней работы, не оценивайте их вообще.

На основе этих кирпичей усиления, наказания и вымирания существуют более сложные стратегий , такие как:

  • Формирование: процесс постепенного изменения качества ответа.
  • Модификация поведения.

Уже Скиннер заметил, что определенные схемы усиления / наказания были более успешными. Принцип прерывистого усиления гласит, что всегда усиленное поведение быстро увеличивается по частоте, но также быстро погаснет, когда вознаграждение прекратится.«Напротив, поведение, которое поощряется периодически, увеличивается по частоте медленнее, но является более продолжительным или устойчивым к исчезновению». (Алесси, 2001: 18)

Большинство бихевиористской педагогики, т. Е. Связанные модели учебного дизайна, на самом деле нео-бихевиористские, т. Е. Включают когнитивистские идеи о психических процессах (рассматриваются как гипотетические промежуточные переменные)

5.1 Примеры

5.2 Критика

Ненаблюдаемые аспекты обучения, т. Е. Обработка информации человеком, также могут быть ориентированы на учебные стратегии и методы.Чистый бихевиористский дизайн просто игнорирует такие явления, как рефлексия, мотивация или когнитивная нагрузка.

Трудно точно измерить сложные результаты обучения, т. Е. Применение знаний в реальных ситуациях или построение сложных знаний (например, как в проектно-ориентированном обучении). «Однако ограничение рабочих знаний субъекта ограниченным числом задач или фактов во многих случаях представляется ошибочным». (Коннер, 2002).

В современной учебной теории бихевиоризм, кажется, влияет на определенные компоненты дизайна (т.е.е. представление информации, обучение базовым навыкам, различные методы информирования, связанные с более активными действиями учащихся-строителей и т. д.). Другими словами, теория бихевиористского обучения как целостный подход не является доминирующей, как это было на ранних этапах учебного проектирования и образовательных технологий. В качестве примера, эта тенденция хорошо демонстрируется эволюцией читателей Рейгелута (издание 1983 и 1999 гг.).

Бихевиоризм стал довольно непопулярным в образовательных программах для взрослых (в отличие от краткосрочного обучения на рабочем месте).Цитируется Коннером (2002), Стивеном Брукфилдом (1989), ведущим теоретиком образования для взрослых, в статье «Понимание и содействие обучению взрослых» написано:

[Бихевиоризм] наиболее заметно проявляется в тех случаях, когда цели, которые должны быть достигнуты, недвусмысленны, где об их достижении можно судить в соответствии с общепринятыми критериями успешной работы и когда существует явный дисбаланс между областями знаний преподавателей и учащихся. Примерами могут быть обучение инъекции, изучение компьютерной программы, обучение процедурам бухгалтерии, обучение плаванию или обучение управлению сложной машиной.Хотя ни одно обучение не обходится без элементов рефлексии или эмоциональных измерений, все эти примеры находятся в основном в области ориентированного на задачи, инструментального обучения, и именно эта область легче всего подходит для бихевиористского подхода.

.

6 ссылок

7 Справки

  • Алесси, Стивен. М. и Троллоп, Стэнли. R., (2001) Multimedia for Learning (3-е издание), Pearson Allyn & Bacon, ISBN 0-205-27691-1.
  • Brookfield, S.D. (1989). Облегчение обучения взрослых. В, С.Б. Merriam и P. Cunningham (Eds.), Справочник по образованию взрослых в США. Сан-Франциско: Джози-Басс. (Примечание: это может быть не та ссылка, на которую ссылается Коннер).
  • Коннер, Марсия (2002) Л. Учебник по психологии образования, HTML, полученный 14:46, 14 августа 2007 г. (MEST).
  • Гарланд Л., Мартин Л., Сюн М. (2002). Сценарии использования бихевиоризма. В М. Орей (ред.), Новые перспективы на обучение, преподавание и технологии.HTML. Получено 14:46, 14 августа 2007 г. (MEST), http://projects.coe.uga.edu/epltt/
  • Mergel Brenda (1998), Теория преподавания и обучения, Саскачеванский университет, курсовая работа HTML, получено 14:46, 14 августа 2007 г. (MEST)
  • Пегги А. Эртмер и Тимоти Дж. Ньюби (1993). Бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм: сравнение критических характеристик с точки зрения учебного дизайна. Улучшение производительности Ежеквартально, 6 (4), с. 50-72.
  • Рейгелут (изд.) (1983). Теории и модели учебного дизайна: обзор их современного состояния. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 0898592755
  • Reigeluth (ed.) (1999). Теории и модели учебного дизайна: новая парадигма теории обучения. 2 (Теории и модели учебного проектирования), Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 0805828591
  • Скиннер, Б.Ф. (1938), Поведение организмов , Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Скиннер, Б.(1972). Утопия через контроль человеческого поведения. В John Martin Rich, ed., Чтения по философии образования. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
  • Скиннер, Б.Ф. (1969). Технология обучения , Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Торндайк, Э.Л. (1913). Психология образования: психология обучения (Том 2.) , Нью-Йорк: издательство Teachers College Press.
  • Возняк Р. (1997). Бихевиоризм: первые годы .Получено в воскресенье 3, 2006 из [1]

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *