Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители
Бихевиористская школа
В середине $XX$ века активно развивались такие науки, как социология и социальная психология. Практические методы и инструментарий этих научных направлений стали использоваться в менеджменте.
Определение 1
Бихевиоризм – наука о поведении человека.
Применение бихевиоризма в менеджменте получило название школы поведенческих наук, которая стала очередным эволюционным этапом школы человеческих отношений. Идеи этой школы базировались на применении психологических и социологических инструментов в организационных процессах с целью повышения их эффективности.
Базовая концепция бихевиоризма заключается в утверждении, что сотрудника необходимо развивать. Эффективность и результативность сотрудников зависит от их поведенческих характеристик, психоэмоционального состояния, а также от коммуникаций внутри организации и сложной системы групповых внутриорганизационных взаимоотношений.
Идеи бихевиоризма проникли во все сферы управления и дали начало таким управленческим концепциям, как теории мотивации, теории лидерства, организационные структуры компании, теории власти и коммуникации и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Пример 1
Ключевыми представителями школы поведенческих наук считаются:
- К. Арджирис,
- Р. Лайкерт,
- Д. Мак-Грегор,
- Ф. Герцберг.
В основу всех концепций школы поведенческих наук легли две основные теории, разработанные в начале 19050-х годов американским специалистом в области социальной психологии Дугласом Мак-Грегором, — теория X и теория Y. Мак-Грегор считал, что управление должно базироваться на какой-либо из этих теорий. При этом теория Х соответствует взглядам классических школ управления, а теория Y является более прогрессивной, отражающей современные научные течения в менеджменте.
Сущность теории Х
Большинство сотрудников всячески избегают труда вследствие врожденной неприязни к нему. Они не амбициозны, не хотят принимать на себя ответственность за выполнение работы и предпочитают, чтобы ими управляли. Для таких сотрудников высшей ценностью является безопасность – именно она мотивирует их работать, чтобы сохранить свое стабильное рабочее место.
В соответствии с теорией Х менеджмент должен быть жестким, чтобы обеспечивать контроль за выполнением работы. Основной целью менеджмента является принуждение к труду. В рамках такой организации работы менеджмент должен угрожать сотрудникам различными санкциями для обеспечения достойного качества их работы, необходимого для достижения организационных целей. Менеджеры, действующие в соответствии с положениями теории Х, называются автократичными руководителями.
Сущность теории Y
Любой человек имеет естественную предрасположенность к труду, физическому и умственному. Сотрудник может самостоятельно находить мотивацию к работе и контролировать ее выполнение. Среднестатистический сотрудник готов принимать на себя ответственность и стремится к выполнению работы наилучшим образом. Такой сотрудник креативен и изобретателен, он занимается саморазвитием, самостоятельно стремится повысить уровень профессиональной квалификации, постоянно готов развиваться и принимать на себя дополнительные обязательства.
В соответствии с теорией Y менеджмент организации должен быть нацелен на создание и укрепление такой корпоративной культуры, которая позволит сотрудникам самореализоваться.
Замечание 1
Основной задачей управления является создание открытой дружелюбной атмосферы в компании, с помощью которой можно заинтересовать сотрудников организационными проблемами. Постановка задач должна осуществляться таким образом, чтобы повысить заинтересованность сотрудников в их решении. Менеджеры, действующие в соответствии с положениями теории Y, называются демократичными руководителями.
Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители
Появление бихевиоризма
Бихевиоризм является крупным психологическим направлением, в соответствии с которым человек с рождения обладает относительно небольшим количеством врождённых схем поведения (например, дыхания, глотания и др.). Над этими схемами поведения надстраиваются более сложные процессы, при этом удачные реакции закрепляются и в дальнейшем имеют тенденцию к воспроизведению.
Основой бихевиоризма является понимание поведения людей и животных в качестве совокупности двигательных и сведенных к ним вербальных и эмоциональных реакций на внешние стимулы.
Бихевиоризм возникает на рубеже 19-20 века, после непосредственных экспериментальных исследований психики животных.
Основа бихевиоризма
Основателем бихевиоризма считается Э.Торндайк, которым был изложен обширный экспериментальный материал. Этот исследователь написал докторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов». Первой его работой было издание «Ум животных» (1898), которое стало важным этапом по пути внедрения объективных методов в исследования процесса учения. С этой целью автор использовал «проблемные» ящики. Он помещал подопытного животного (кошку, собаку, низших обезьян) в «проблемные ящики», которые представляли собой экспериментальное устройство различной сложности. В процессе опыта фиксировали характер двигательных реакций животных, которые были направлены на выход из ящика и получение подкрепления.
Помещённые в ящик животные могли выйти из него (получать еду) только при помощи приведения в действие специального устройства путем нажатия на пружину (тянуть петлю). Изначально животные совершали большое количество движений, бросаясь в разные стороны, царапая ящик и др. В определенный момент одно из движений случайным образом оказывалось для них удачным.
Заключение, которое принял ученый, основывалось на пробах, ошибках и случайном успехе, которые были характерны для всех типов поведения (не только животного, но и человека).
Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители
Бихевиористические теории считаются поведенческими (психологическими) концепциями, основное внимание которых сконцентрировано на вопросах обучения эффективным формам поведения. Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители определяли поведение лидеров, основываясь на следующие критерии:
- ориентация поведения на создании удовлетворения от труда у подчиненных, их постоянное развитие,
- характеристика поведения исключительно с позиции выполнения любой ценой производственных задач.
Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители характеризуются утверждением, что великими лидерами можно становиться и не обязательно ими рождаться.
Эта теория своими корнями уходит в учение, в котором главное внимание уделяли действиям лидера, а не его внутреннему состоянию или качествам. Основные представители бихевиоризма и школы поведенческих наук: Ф. Герцберг, К. Арджирис, Р. Лайкерт и Мак-Грегор Д.
Бихевиористские теории производительности
Направление бихевиоризма в менеджменте и его представители Р. Лайкерт и коллеги (Мичиганский университет) разрабатывали систему лидерства через сравнение групп людей высокой и низкой производительности труда в различных компаниях. Ученые объясняли разницу в производительности стилем лидерства.
Аналогично теории «Х» и «У», сформулированной Мак Грегором, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались в зависимости от континуума, который помещался в пределах от одной крайности (сосредотачивался на работе — теории «Х»), до другой (сосредотачивался на человеке — теории «У»).
На основании проводимых Лайкертом исследований был сделан вывод о том, что стили руководства во всех случаях будут направлены на работу или на людей (сотрудников). В дальнейшем данное положение подвергли неоднократным опровержениям другие исследователи.
Примеры решения задач
Бихевиоризм в менеджменте
Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее. Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – предвидеть – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).
Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».
Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.
Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.
Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[1]
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.
Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).
Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).
Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э.Бауэра, О.Фиша и Ф.Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.
От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.
Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на себя подобно домашнему скоту.
С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на хозяина, находясь в рабстве.
Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.
Другим вектором развития школы поведенческих наук стало изучение систем управления в животном мире (особенно лидерство и доминирование) и в среде общественных насекомых. Причем второе направление очень интересовало теоретика анархизма П.А.Кропоткина, который часто рассматривал совместный труд пчел в качестве образца для производственного поведения людей.
Тема, действительно, очень интересная как с точки зрения управленческих воздействий, так и передачи информационных сигналов. Пока современная наука объяснить не может, как осуществляется разделение труда и координация работы огромного количества особей.
Из мирмекологии нам известно, что муравьи и термиты – отличные строители, охотники и солдаты; их согласованные действия вызывают удивление и восхищение в своей разумности и целесообразности. Но объяснить закономерности и механизмы управления их поведением мы пока не можем. Возможно, они похожи на «разумные» действия внутри нас, когда, например, лейкоциты атакуют чужеродные микроорганизмы и вирусы, попадающие в кровь, или тромбоциты, повинуясь неизвестным законам управления, «ремонтируют» поврежденные кровеносные сосуды или кожные покровы. Возможно, раскрытие закономерностей управления и поведения на микроуровне придаст в будущем новый импульс к развитию управленческой науке в целом.
Еще одним направлением школы поведенческих наук является подразделение типов и методов управления на этнические (национальные) составляющие. Упрощенная схема построения теоретического материала здесь такова: каждая нация, несмотря на многообразие характеров и психотипов людей, образует некую этническую целостность с определенными качествами, мышлением и поведением.
Относительное единство ментальности, моральных ценностей и взглядов формируется, главным образом, генетически, вместе с расовыми признаками, цветом кожи, физическими данными людей, которые образуют особую культурную и цивилизационную среду.
В таких сообществах формируется свой тип трудовых и управленческих отношений, вытекающий из черт национального характера. Это дает основание исследователям управленческих отношений в бизнесе классифицировать их по этнической или национальной принадлежности – например, японская модель управления; европейский, немецкий или американский тип менеджмента и т.д. (см. рис.3).
Рис.3. Условная схема формирования национального типа управления бизнесом.
Еще одно важнейшее направление в школе поведенческих наук – лидерство, его виды и влияние на процессы управления. Эта проблематика необычайно важна для исследования феномена управления бизнесом, так как руководитель в предпринимательских организациях – это всегда лидер, а сама организация – удлиненная тень лидера, его проекция на методы осуществления предпринимательской деятельности, на коммуникации между сотрудниками, на коллективное и индивидуальное поведение.
С точки зрения школы поведенческих наук лидерство – явление широкого плана; его следует изучать в самых разных аспектах, начиная с исследований иерархий власти и доминирования в животном мире и заканчивая проблематикой формального и неформального лидерства в социальных, политических и экономических сообществах.
В рамках общего обзора мы не будем, естественно, останавливаться на каких-либо подробностях или конкретизации даже общих подходов в анализе лидерства, поведенческих реакциях ведущих и ведомых. Отметим лишь, что исследования проблем обучения лидерству, раскрытия лидерских качеств, признания или неприятия авторитетов, оппортунистического поведения и прочих проблем, находятся в стадии активной разработки и постоянного пересмотра концепций. Практические выводы из теорий бихевиоризма находят свое отражение в консультациях имиджмейкеров, специалистов по коммуникациям и бизнес-процессам.
[1] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). — М., 1981 С. 106 -107.
См.: Школа поведенческих наук (бихевиоризм)
Бихевиоризм в менеджменте
Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее.
Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – анализировать – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.
Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).
Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».
Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Открытия русского учёного И.П. Павлова, ставшего первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, потрясли мир. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.
Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.
Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[1]
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.
Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).
Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).
Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э.Бауэра, О.Фиша и Ф.Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.
От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.
Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на хозяина подобно домашнему скоту.
С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на угнетателя, находясь в рабстве.
Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.
Другим вектором развития школы поведенческих наук стало изучение систем управления в животном мире (особенно лидерство и доминирование) и в среде общественных насекомых. Причем второе направление очень интересовало теоретика анархизма П.А.Кропоткина, который часто рассматривал совместный труд пчел в качестве образца для производственного поведения людей.
Тема, действительно, очень интересная как с точки зрения управленческих воздействий, так и передачи информационных сигналов. Пока современная наука объяснить не может, как осуществляется разделение труда и координация работы огромного количества особей.
Из мирмекологии нам известно, что муравьи и термиты – отличные строители, охотники и солдаты; их согласованные действия вызывают удивление и восхищение в своей разумности и целесообразности. Так, израильские учёные провели эксперимент и попытались выяснить, как муравьи координируют свои трудовые действия при перемещении габаритных грузов — и при этом не теряют направления передвижения к муравейнику. Этот интересный опыт наглядно представлен на видео. Не менее захватывающими оказываются способы управления насекомых другими видами в своих целях — например, гусениц и пауков-зомби.
Но объяснить закономерности и механизмы управления их поведением мы пока не можем. Возможно, они похожи на «разумные» действия внутри нас, когда, например, лейкоциты атакуют чужеродные микроорганизмы и вирусы, попадающие в кровь, или тромбоциты, повинуясь неизвестным законам управления, «ремонтируют» поврежденные кровеносные сосуды или кожные покровы. Возможно, раскрытие закономерностей управления и поведения на микроуровне придаст в будущем новый импульс к развитию управленческой науке в целом.
Еще одним направлением школы поведенческих наук является подразделение типов и методов управления на этнические (национальные) составляющие. Упрощенная схема построения теоретического материала здесь такова: каждая нация, несмотря на многообразие характеров и психотипов людей, образует некую этническую целостность с определенными качествами, мышлением и поведением.
Относительное единство ментальности, моральных ценностей и взглядов формируется, главным образом, генетически, вместе с расовыми признаками, цветом кожи, физическими данными людей, которые образуют особую культурную и цивилизационную среду.
В таких сообществах формируется свой тип трудовых и управленческих отношений, вытекающий из черт национального характера. Это дает основание исследователям управленческих отношений в бизнесе классифицировать их по этнической или национальной принадлежности – например, японская модель управления; европейский, немецкий или американский тип менеджмента и т.д. (см. рис.3).
Рис.3. Условная схема формирования национального типа управления бизнесом.
Еще одно важнейшее направление в школе поведенческих наук – лидерство, его виды и влияние на процессы управления. Эта проблематика необычайно важна для исследования феномена управления бизнесом, так как руководитель в предпринимательских организациях – это всегда лидер, а сама организация – удлиненная тень лидера, его проекция на методы осуществления предпринимательской деятельности, на коммуникации между сотрудниками, на коллективное и индивидуальное поведение.
С точки зрения школы поведенческих наук лидерство – явление широкого плана; его следует изучать в самых разных аспектах, начиная с исследований иерархий власти и доминирования в животном мире и заканчивая проблематикой формального и неформального лидерства в социальных, политических и экономических сообществах.
В рамках общего обзора мы не будем, естественно, останавливаться на каких-либо подробностях или конкретизации даже общих подходов в анализе лидерства, поведенческих реакциях ведущих и ведомых. Отметим лишь, что исследования проблем обучения лидерству, раскрытия лидерских качеств, признания или неприятия авторитетов, оппортунистического поведения и прочих проблем, находятся в стадии активной разработки и постоянного пересмотра концепций. Практические выводы из теорий бихевиоризма находят свое отражение в консультациях имиджмейкеров, специалистов по коммуникациям и бизнес-процессам.
Израильские ученые отыскали логику в поведении сумасшедших муравьев
Гусениц обвинили в зомбировании муравьев с помощью наркотиков
Ученые описали процесс превращения пауков в зомби-ткачей
Зарождение менеджмента как науки
Управление бизнесом как наука
Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия
Менеджмент как наука и профессия
Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта
Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация
Информационные ресурсы в менеджменте
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев
Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке
Школы менеджмента
Школа научного управления
Административная (классическая) школа управления
Школа человеческих отношений
Эмпирическая школа
Школа поведенческих наук (бихевиоризм)
Математическая школа управления
Современные подходы к бизнес-менеджменту
[1] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). — М., 1981 С. 106 -107.
11.5. Роль бихевиоризма в развитии управленческой науки и практики
Бихевиористское направление менеджмента непосредственно примыкает к школе человеческих отношений. Представители поведенческого направления управленческой мысли предлагают такой подход к управлению, при котором каждый работник может быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Основные отличия бихевиористской школы от школы человеческих отношений:
1. Изучение сложного и разнообразного комплекса потребностей человека как социоиндивида, а не только упрощенных психофизиологических потребностей.
2. Рассмотрение преимущественно не методов налаживания межличностных отношений сотрудников и отношений «начальник – работник», а отношения рабочих к работе самой по себе, которое расценивалось как главный фактор поддержки мотивации.
3. Индивидуализация анализа, стремление оказать работнику помощь в осознании его собственных возможностей.
4. Разработка алгоритма повышения эффективности труда преимущественно отдельного работника.
5. Формирование научной основы управления, использование научных методов и исследований для изучения поведения людей и применение концепций поведенческих, социологических наук к управлению организациями.
Как и все предшествующие теории, теории представителей бихевиористской школы не лишены недостатков и дискуссионных моментов. Критики поведенческой школы указывают на такие моменты, как:
• невозможность успешного описания разнообразных потребностей разных людей;
• переоценка заинтересованности работников производственной группы в независимости, предпочтения неформальных отношений и ориентации на высокоэффективный труд;
• ориентация на субъективизм, не позволившая справиться с реальным многообразием ситуаций;
• несостоятельность рекомендаций в ситуациях, отличных от тех, которые исследовали приверженцы бихевиористского подхода.
Тем не менее теории представителей бихевиористской школы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В конце ХХ в. произошел значительный рост числа бихевиористских концепций, что во многом определяется усилением конкуренции в глобальном масштабе.
В целом сторонники гуманистического направления управленческой науки основное внимание уделяли анализу поведения людей в процессе труда, изучению особенностей их взаимоотношений на рабочих местах и групповых процессов. Современный этап развития гуманистического менеджмента характеризуется большим вниманием к вопросам развития, эффективного использования человеческих ресурсов на основе изучения потребностей и мотивов поведения индивидов, направленного на решение задач инновационного развития экономики.
_________________________________________________________________________________________________________________
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
Бихевиоризм как одна из научных школ менеджмента
Зарождение и развитие бихевиоризма
Определение 1
Бихевиоризм – это одно из значимых направлений психологии, в основу которого положено изучение поведения как людей, так и животных.
В основе бихевиоризма лежат:
- предположение о ведущей роли рефлексивных реакций на определённые стимулы в окружающей среде,
- личностный опыт в конкретных ситуациях,
- индивидуальные мотивационные сиюминутные аспекты,
- стимулы личностного контроля.
Также бихевиористами принимается во внимание наследственность, предопределяющая поведение, но в первую очередь делается фокус на средовых факторах. В бихевиоризме нашли сочетание элементы философии, методологии и психологической теории.
Появление бихевиоризма относят к концу XIX века и считают реакцией на так называемую «глубинную» и другие традиционные формы психологии, в инструментарии которых не было возможностей проверки предсказаний методом эксперимента. Так, Эдвардом Трондайком был открыт «закон эффекта» — процесс усиления поведения за счет подкрепления.
Готовые работы на аналогичную тему
Другой ученый, Джон Б. Уотсон, на протяжении первой половины XX века вел разработку методологического бихевиоризма, отвергающего методы интроспекции. Своей задачей он ставил понимание поведения при измерении только наблюдаемого поведения и происходящих событий.
Определение 2
Интроспекция – это метод психологического исследования, который состоит в наблюдении за собственными психическими процессами без применения какого-либо инструментария.
В 30-е годы XX века Б.Ф Скиннером было высказано предположение, что контроль личных событий, в том числе мыслей и чувств, осуществляется посредством тех же переменных, что и наблюдаемое поведение. Это предположение легло в основу его философской концепции радикального бихевиоризма. Скиннер считал, что параллельно исследованиям Уотсона и Павлова в сфере процедур стимула-реакции классического обусловливания большое значение имеет и контролирующая природа последствий и антецедентов (или дискриминативных стимулов), создающих условия для поведения. Такая техника контроля получила название оперантного обусловливания.
В своих экспериментах Скиннер применял ранее не используемые методы исследований, что позволило открыть ему новые феномены.
Бихевиоризм как прикладной анализ поведения
Бихевиоризм как направление психологии предметом психологии поставил не сознание, т.е. психику человека, а его поведение. Бихевиористы утверждали, что человека можно «запрограммировать» на любое поведение, любые действия; главное, что нужно для этого сделать – закрепить связку «стимул-реакция». Это направление недолго просуществовало в чистом виде; дав направление когнитивной психологии и методам психоанализа и психокоррекции, бихевиоризм остался как одна из неоклассических теорий в психологии, с небольшим числом последователей её «чистого» вида. Бихевиористические эксперименты не получили хорошего экспериментального подтверждения, да и сами эксперименты проводились некорректно.
В противовес бихевиоризму можно привести теории эмоционального поведения, в которых человеческое поведение основывается на совладании и волевой регуляции. Кроме того, ряд исследований:
- метафизический трактат Генона,
- трифункциональная теория Дюмезиля,
- традиционализм А. Дугина
подтверждают, что, несмотря на рамки и условности социума, поведенческая структура человека такова, что в силу сознания за эти рамки выходит. Следовательно, бихевиоризм несправедливо отказался от сознания, акцентировав внимание на поведении, т.е., по сути, сделав попытку руководить сознанием человека через поведение. На каждую жизненную ситуацию невозможно сформировать рефлекс и приготовить стимул.
Применение бихевиористских концепций в управлении
Возникновение школы бихевиоризма в менеджменте относится к концу 50-х годов минувшего столетия и формируется на перерождении школы человеческих отношений в школу поведенческих наук. Первостепенное место в управлении занимает уже не построение методологии межличностных отношений, а формирование методов, направленных на эффективность сотрудника и предприятия в целом. Поведенческие научные подходы и школы менеджмента сформировали новую функцию менеджмента – управление персоналом.
В развитие данного направление внесли вклад
- МакГрегор Дуглас,
- Ф.Герцберг,
- К. Арджирис,
- Р. Лайкерт.
Они исследовали социальные взаимодействия, мотивацию, власть, лидерство и авторитеты, организационные структуры, коммуникации, качество труда. В основу управления были положены не методы налаживания отношений в коллективах (как ранее), а оказание помощи сотруднику в осознании им его собственных возможностей. Концепции поведенческих наук нашли применение в создании организаций и менеджменте. Своей целью школа поставила высокую эффективность человеческого ресурса, из чего должна бы следовать высокая эффективность предприятия. Мак-Грегором Дугласом была разработана теория двух типов управления «Х» и «У», основанная на типе отношения к управляемому персоналу — автократического и демократического. По завершении исследования ученым был сделан вывод о наибольшей эффективности демократического стиля управления. По его мнению, задачей менеджеров должно стать создание таких условий, при которых будет происходить не просто затрата усилия для достижения целей предприятия, но и достижение личных целей сотрудника.
Значимый вклад в развитие данной школы внес А. Маслоу, считавший, что в задачу руководителя входит понимание потребности сотрудников и выбор оптимальных методов мотивации. Маслоу считал, что у любого человека есть первичные и вторичные потребности, первые – постоянные, или физиологические, а вторые – постоянно изменяющиеся, т.е. социальные, духовные. Пирамида потребностей Маслоу легла в основу многих современных мотивационных моделей.
Таким образом, в науке в определенный период её развития бытовало мнение, сторонники которого имеются и на сегодняшний день, что поведение человека – не волевое действие и не эмоциональное проявление; его можно запланировать, заранее «запрограммировав» психику человека на определенные рефлексы определенными же стимулами. Изучение поведенческих аспектов человека получило название бихевиоризма и нашло применение в управлении человеческим ресурсом организации, сформировалось в научную школу менеджмента.
Бихевиоризм в менеджменте. Поощрения и наказания
Бихевиоризм. 4 способа получения желаемого поведения от сотрудников:
наказание: прилагается негативный стимул, нежелательное поведение уходит. «Вы сегодня опоздали на работу, это крайне непрофессионально. Впредь, пожалуйста, приходите во время или предупреждайте заранее»;
позитивное поощрение: прилагается положительный стимул, желаемое поведение поощряется. Пример – руководитель хлопает сотрудника по спине после того, как сотрудник успешно провел презентацию;
избегание неприятного стимула: Негативный стимул убирается, если выполняется определенное поведение. Для того, чтобы избежать ворчания руководителя, сотрудник качественно выполняет свои должностные обязанности;
исчезновение: Стимул убирается, и, как следствие, нежелательно поведение уходит. Сотрудник шутит во время совещаний, так как получает поощрение – смех коллег. Если коллеги перестают смеяться над его шутками, он перестает шутить (нежелательное поведение уходит).
Как эффективно наказывать.
У наказаний и жесткого стиля управления есть существенные недостатки. Во-первых, сотрудник будет ассоциировать негативные последствия наказания с руководителем, который его администрировал. Во-вторых, в отсутствие руководителя, нежелательное поведение будет появляться снова. В-третьих, когда сотрудника наказывают, он узнает, чего делать нельзя. Но при этом, сотруднику никто не говорит, как выполнять работу правильно.
Что стоит помнить об администрировании наказаний?
наказывайте только в тех случаях, когда это на самом деле необходимо;
администрируйте наказание немедленно после поведения сотрудника;
объясните причины наказания в уважительной манере;
объясните сотруднику, как правильно поступать в данной ситуации;
наказывайте поведение, а не человека;
удостоверьтесь, что наказание вызывает необходимую негативную реакцию, но не переусердствуйте с наказанием;
будьте последовательны. Если вы наказываете какое-то поведение, делайте это всегда и со всеми сотрудниками;
не наказывайте желаемые поведения.
Как вознаграждать:
убедитесь, что награда обладает поощряющими качествами именно для того сотрудника, которому она назначается;
вознаграждения сотрудников должны быть следствием их результатов, а не личных предпочтений руководителя;
не вознаграждайте нежелательные поведения.
Помните, что каждое ваше поведение, как сотрудника или руководителя, и каждое ваше слово приводят к определенному результату. Никогда ничего не делайте и не говорите просто так. Если вы что-то делаете или говорите, это должно быть средством для выполнения важной организационной задачи.
Практическое поведение на рабочем месте
Использование слов «практический» и «бихевиоризм» бок о бок может быть немного излишним, если вы хоть немного знакомы с историей этой школы психологии. По сути, он стремится сосредоточить внимание на том, что можно наблюдать. Джон Ватсон однажды сказал:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сложенных, и мой собственный определенный мир, чтобы вырастить их, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал специалистом любого типа, которого я выберу — доктором, юрист, художник, купец и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков.”
Хотя взгляды Джона Ватсона были несколько крайними, утверждая, что разум и сознание не существуют, и каждая человеческая реакция может быть объяснена простой причиной и следствием, я хотел бы сосредоточиться на работе Бурхуса Фредерика Скиннера. или Б.Ф. Скиннер.
Б.Ф. Скиннер признал свою веру во внутреннюю работу человека, но обнаружил, что ментальные события не обладают наблюдаемыми качествами, поэтому их нельзя изучить или узнать. Следовательно, предпочтение человеческому поведению.
Скиннеру приписывают разработку теории подкрепления. Проще говоря, подкрепляемые модели поведения сохраняются, а те, которые не используются, обычно исчезают.
В основе теории Скиннера лежит то, что поведение людей, как и животных, может быть обусловлено.
Как все это относится к менеджменту? Разве не ясно?
Правильно тренируя свою команду и обеспечивая правильный тип подкрепления, вы можете выработать предпочтительное поведение и (будем надеяться) предотвратить пагубное поведение.
Важно отметить, что существует три типа оперантов, которые могут (или не могут) формировать поведение:
- Нейтрально — не влияет на поведение
- Подкрепление — способствует поведению
- Наказание — Активно препятствует поведению
Нам не нужно беспокоиться о нейтральных оперантах, потому что они ничего не делают. Достаточно сказать, что я не буду поощрять наказание ради вас и вашей команды, потому что это может вызвать недовольство, которое способствует отстранению или активно отстранению персонала (примерно 70% сотрудников в США принадлежат к этой группе).
Теперь вы, вероятно, задаетесь вопросом: «Как мне реализовать что-то подобное?» или «Я получу то, что есть у этого парня!»
Это довольно просто, и вы, вероятно, уже это делаете. Целью Скиннера как ученого было наблюдение и измерение в контролируемой среде. Чтобы наблюдать их, эти подкрепления должны уже присутствовать в нормальных социальных взаимодействиях.
Теперь ваш вопрос должен быть больше похож на: «Что мне продолжать делать и что мне перестать делать?»
Здесь все становится интересно.Чтобы понять и ответить на эти вопросы, я разобью различные типы подкреплений: положительные и отрицательные.
Положительное подкрепление представляет собой положительный стимул в ответ на желаемое поведение, чтобы способствовать его продолжению. Отрицательное подкрепление — это устранение отрицательного стимула, способствующее продолжению желаемого поведения.
Отрицательное подкрепление сложнее, потому что нужно быть немного маниакальным, чтобы реализовать что-то подобное.Например, воспроизведение песни Рика Эстли «Never Gonna Give You Up» в постоянном цикле дает временную передышку только после того, как задача выполнена удовлетворительно.
Вы правы! Это безумие!
Положительное подкрепление намного проще для всех участников, и это тактика, которую вы узнаете из бестселлеров по бизнесу, относящихся к началу века, а может быть и позже. За любое предпочтительное поведение, действительно отличную презентацию, отчет или презентацию, предложите своей команде награду или узнайте их.
Это наиболее эффективно, когда вы делаете это с перерывами, чтобы ваша команда не ожидала, что за хорошую работу всегда следует награда. Также полезно, если вы можете связать это с вознаграждением, имеющим внутреннюю ценность для членов вашей команды. Вдумчивое, личное и хорошо написанное поздравительное письмо, спонсируемая компанией прогулка, чтобы выразить вашу признательность, или даже быстрое приветствие могут иметь большое значение.
Как вы можете применить это к своей команде? У вас появилось нежелательное поведение? Оставь это в комментариях!
Загрузите электронную книгу и узнайте, как использовать нейробиологию для привлечения нужных талантов, удержания высокоэффективных сотрудников и развития коллективных команд.
Изображение предоставлено по лицензии Depositphotos.com
.
Преподавательские и учебные ресурсы / Бихевиоризм
Подумайте о ключевых словах, которые вы могли бы использовать для исследования этой темы. Попробуйте сочетания бихевиоризма, бихевиористов, теорий обучения, учебных стратегий, технологий, образовательных технологий, теоретиков, методов, классной комнаты … Убедитесь, что вы ссылаетесь на информацию, которую вы включаете, чтобы ваши читатели знали, откуда она взялась и где искать дополнительную информацию. См. Стиль MLA для электронных источников.
- Университет Западной Вирджинии. «Классический кондиционер». http://www.as.wvu.edu/~sbb/comm221/chapters/pavlov.htm.
- Университет Западной Вирджинии. «Оперантное кондиционирование». http://www.as.wvu.edu/~sbb/comm221/chapters/rf.htm.
- Huitt, W., & Hummel, J. (2006). Обзор поведенческой точки зрения. Педагогическая психология Интерактивный . Валдоста, Джорджия: Валдостский государственный университет. Получено [дата] с http://www.edpsycinteractive.org/topics/behsys/behsys.html
- Huitt, W., И Хаммел Дж. (2006). Обзор поведенческой точки зрения. Педагогическая психология Интерактивный . Валдоста, Джорджия: Валдостский государственный университет. Получено [дата] с http://www.edpsycinteractive.org/topics/behsys/behsys.html
- Huitt, W., & Hummel, J. (1997). Введение в классическое (респондентское) кондиционирование. Педагогическая психология Интерактивный . Валдоста, Джорджия: Валдостский государственный университет. Получено [дата] с http://www.edpsycinteractive.org/topics/behsys/classcnd.HTML
- Huitt, W., & Hummel, J. (2006). Обзор поведенческой точки зрения. Педагогическая психология Интерактивный . Валдоста, Джорджия: Валдостский государственный университет. Получено [дата] с http://www.edpsycinteractive.org/topics/behsys/behsys.html
- Бихевиоризм и развивающийся ребенок
- Бихевиоризм
- BF Скиннер
.
.
.
Определение:
Привлекает внимание к наблюдаемому; таким образом он окружает поведение, а не то, что доступно только человеку, например, восприятия, мысли, образы и чувства.
Бихевиоризм сосредоточен на поведении, которое можно только наблюдать. Бихевиоризм имеет дело с последствиями поведения, и такое поведение может быть вознаграждено или наказано. Например, награда может состоять из какой-то похвалы, такой как наклейки, угощения, еда и покупки. Наказание будет заключаться в отсутствии игрового времени, дополнительных хлопот и изъятии предметов. Это некоторые из основных последствий поведения. Подкрепление вознаграждения может усилить поведение или улучшить поведение, например, похвала способствует хорошему поведению.Цель наказания — уменьшить поведение или вероятность того, что оно повторится снова, например, если ребенок отыгрывает, чтобы получить дополнительную работу или не было перерыва.
Теория разумных действий и теория запланированного поведения
Теория обоснованного действия утверждает, что индивидуальное выполнение определенного поведения в первую очередь определяется намерением человека выполнить это поведение. Это намерение определяется двумя основными факторами: отношением человека к поведению (т.д., убеждения о результатах поведения и ценности этих результатов) и влияние социальной среды человека или субъективной нормы (т. е. убеждения о том, что, по мнению других людей, человек должен делать, а также мотивация человека подчиняться с мнением других). Теория запланированного поведения добавляет к теории разумных действий концепцию воспринимаемого контроля над возможностями, ресурсами и навыками, необходимыми для выполнения поведения. Концепция воспринимаемого поведенческого контроля аналогична концепции самоэффективности — восприятию человеком своей способности выполнять поведение.Предполагаемый поведенческий контроль над возможностями, ресурсами и навыками, необходимыми для выполнения поведения, считается критическим аспектом процессов изменения поведения.
Я получил эту информацию со следующего веб-сайта: (требуется правильное форматирование для цитирования в тексте — см. Мой комментарий ниже) http://www.csupomona.edu
Основные теоретики:
Иван Павлов:
(1849 — 1936) Гениальный русский психолог, заложивший основы современных подходов к обучению.Павлов был бихевиористом . Это означает, что он наблюдал за поведением. Он утверждает, что человеческий разум следует интерпретировать как черный ящик, который можно открыть. Другими словами, то, что входит, может проявиться как знание. Павлов изучал рефлексы. Рефлексы бывают реактивными и ответными. Он также изучал автоматическое поведение, которое вызывается стимулом из окружающей среды. Он изучал изучаемые концепции классической обусловленности. Классическая обусловленность — это форма ассоциативного обучения, впервые продемонстрированная им.(требуется цитирование в тексте)
Джон Б. Уотсон:
(1878–1958) Американский психолог, внесший важный вклад в классический бихевиоризм. Уотсон предложил идею объективного исследования поведения, известного как бихевиоризм. Уотсон рассматривал психологию как исследование действий людей со способностью предсказывать и контролировать эти действия. Эта идея получила название бихевиористской теории. Ватсон использовал животных в начале своего исследования, а позже переключился на изучение человеческого поведения и эмоций в Университете Джона Хопкинса.Работа Уоткина была основана на экспериментах Павлова и классической обусловленности. (требуется цитирование в тексте)
Б. Ф. Скиннер
(1904–1990) Американский бихевиорист, разработавший систему, основанную на оперантной обусловленности. «Оперантное обусловливание» — это идея, что мы ведем себя так, как мы, потому что такое поведение имело определенные последствия в прошлом. Скиннер выделяется в истории психологии как великий системный строитель. Его величайшим вкладом было описание влияния подкрепления на ответы.Скиннер связал эти открытия с отдельными людьми, а также с социальными группами. (требуется цитирование в тексте)
Принципы / базовые концепции:
В основе бихевиоризма лежит концепция обучения подкрепления. Предоставление студентам награды за хорошую успеваемость сохранит их интерес к учебе. фрагмент
Влияние на аудиторию:
Обустройство классных комнат таким образом, чтобы учитель мог наблюдать за поведением учеников в соответствии со стратегией обучения, которую они предложили ученикам.Учителя также могут захотеть создать материалы для самообучения, которые не требуют от них особого обучения, что называется независимым обучением.
Управление классом
Использование бихевиористской теории в классе может быть полезным как для учеников, так и для учителей. Изменение поведения происходит не просто так; многие студенты работают над тем, что вызывает у них положительные эмоции и за одобрение их сверстников. Они могут изменить свое поведение, чтобы удовлетворить те желания, которые они научились ценить.Как правило, они избегают поведения, которое ассоциируется с неприятностями, и развивают привычное поведение из тех, которые часто повторяются (Parkay & Hass, 2000). Основная причина модификации поведения состоит в том, что большая часть поведения усваивается. Если поведение можно изучить, то его также можно отучить или заново изучить. Поведение — это то, чему человек научился и делает неоднократно. Когда в их среде происходят изменения или перебои, то и поведение учащихся меняется.(требуется цитирование в тексте)
Бихевиористская теория обучения важна не только для достижения желаемого поведения в обычном образовании; Учителя специального образования имеют планы изменения поведения в классе, которые они могут реализовать для своих учеников. Эти планы гарантируют этим учащимся успех в школе и за ее пределами. (требуется цитирование в тексте)
Создание учебной среды
выбор обучающих стратегий
техника в классе
Технология разработана в ответ на потребности человека в решении проблем и облегчении жизни.Педагоги считают, что тот же принцип применим и к школам. Интеграция технологий в классе может облегчить обучение и решить многие образовательные проблемы. Школы стремятся предоставить всем учащимся эффективные образовательные возможности. Инвестиции в компьютерные технологии в школе поддерживают идею обучения, ориентированного на учащихся.
Интеграция технологий в классе может быть решением, но это также проблема. Классы изменились по внешнему виду. Среда обучения больше не отражается во фронтальном обучении, когда учитель активно участвует в работе, а ученик пассивно сидит.Студенческая работа пришла на смену фронтальным лекциям. «Трудно найти« фронт »в классе, потому что основное внимание уделяется обучению, а не обучению» (McKenzie, 1998). Учителя теперь являются фасилитаторами и менеджерами, которые организуют занятия и делегируют работу ученикам. Они заняты поиском у студентов значимых «дел, которые способствуют обучению» (Cambourne et al, 2001). Организовать и управлять классом с улучшенными технологиями непросто. Учителя должны проявлять творческий подход, обладая навыками менеджера и эксперта по технологиям, чтобы «помогать ученикам определять, выбирать и использовать наиболее подходящие технологические инструменты для всех видов учебной деятельности» (ETS, 2003).
Классы с компьютерами или компьютерные классы нуждаются в организации и управлении. Планирование и ротация — важный аспект «проводного» класса (McKenzie, 1998). Учителя должны заранее спланировать ротацию учеников. В игру вступает множество переменных, таких как количество компьютеров, доступных для каждого ученика, и эффективность учебной деятельности. Студенты работают в другом темпе. Даже в классе с компьютером для каждого человека необходимо обеспечить работой быстро работающих учеников, которые выполнили задание и имеют свободное время.Получено с http://www.nelliemuller.com/effectiveclassroommanagementstrategiesfortechnology.htm
(неверное форматирование для цитирования)
Последствия, связанные с использованием технологий:
Технологические программы, которые используются сегодня, чтобы помочь детям учиться на компьютере, — это программы, которые помогают ребенку учиться методом упражнений и практики, который использует подкрепление, практику и обратную связь. (требуется цитирование в тексте)
Дополнительные чтения:
Бихевиоризм.(2010). Tech for Instruction and Assessment Wiki. Получено с http://techforinstructionandassessment.wikispaces.com/Behaviorism
Грин, Д. М. (7 июля 2009 г.). Бихевиоризм и технологии в современном классе. Получено с http://derrickmgreen.wordpress.com/2009/07/07/behaviorism-and-technology-in-the-modern-classroom/
.
Ноэль, Дж. (10 марта 2010 г.). Бихевиоризм и образовательные технологии: достаточно ли? Получено с http: // sixthgradetechnology.blogspot.com/2010/03/behaviorism-and-educational-technology.html
Стэндридж, М. (2002). Бихевиоризм. В М. Ори (ред.), Новые перспективы обучения, преподавания и технологий . Получено http://projects.coe.uga.edu/epltt/index.php?title=Behaviorism
.
«Бурруа Фредерик Скиннер.» http://www.funderstanding.com/content/behaviorism
Стендридж, M . Департамент педагогической психологии и педагогических технологий, Университет Джорджии.Получено http://projects.coe.uga.edu/epltt/index.php?title=Behaviorism
.
Брей, Б. (2003). Стратегии управления классом для использования компьютера: стратегии организации и управления классом, в котором используются компьютеры. Получено 19 января 2005 г. с http://my-ecoach.com/online/resourcepub.php?resourceid=459
.
Камбурн Б., Лаббо Л. Д. и Карпентер М. (2001, ноябрь). Что мне делать с остальной частью класса? Сущность учебно-методической деятельности. Language Arts, 79 (2), 124–136.
Центр усовершенствованного инженерного и научного образования. (2000). Обзор руководства по управлению проектами. Получено 18 января 2005 г. с сайта http://www.k12science.org/training/projectmgt/index.html
.
Услуги образовательных технологий. (2003). Классный и учебный менеджмент: организация и использование. Получено 19 января 2005 г. с сайта http://www.edutech.nodak.edu/ndpcc/classroom/
.
Каспрович, Т.(2002, май). Управление классом с помощью технологий. Tech Directions, 61 (10). Получено 14 января 2005 г. с сайта http://xrl.us/epxp
.
Маккензи, Дж. (1998, март). Проводной класс: создание технологий, улучшающих учебную среду, ориентированную на учащихся. Отныне Образовательный журнал, 7 (6). Получено 18 января 2005 г. с http://www.fno.org/mar98/flotilla.html#anchor279688
.
Мой eCoach. (2004). Возможности eCoach: Управление классом для использования технологий.Получено 14 января 2005 г. с http://www.my-ecoach.com/opportunities/z7.html
.
WestEd RTEC. (2002). Методы управления классом. Получено 14 января 2005 г. с http://www.wested.org/techplan/tk_cms.html
.
Вестерн, М. (2002, 24 июля). Стратегии управления технологиями в классе. Получено 14 января 2005 г. с сайта http://www.janinelim.com/bc/4thur/management.htm
.
Артикул:
Дэвис, Стивен, Ф.и Джозеф Дж. Палладино, Психология , главы 1 и 5, страницы 25 и 178 (требуется информация об издателе)
Психология образования, 11-е изд., Woolfork, Annita, ISBN LB1051.W74 2010, стр. 202-3 (требуется информация об издателе — без ISBN #).
.
Поведенческий подход и его применение в сфере управления
Поведенческий подход появился в начале двадцатого века как ответ на много обсуждавшееся тогда о психоаналитической теории. Поскольку психоаналитической теории не хватало научного подхода, и ее нельзя было подвергнуть экспериментальным методам для предсказаний. С другой стороны, бихевиористы считали, что разные поведенческие предрасположенности можно объяснить с научной точки зрения. Поведенческие подходы были объяснены в работах Ивана Павлова, Эдварда Ли Торндайка, Джона Б.Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Вместо того чтобы сосредотачиваться на внутренних конфликтах в форме мыслей и убеждений, бихевиористский подход сосредоточен на наблюдаемых или явных моделях, которые извлекаются из окружающей среды.
Поведенческая психология — это теория обучения, основанная на представлении о том, что любое поведение является результатом обусловленности. Из-за взаимодействия с факторами окружающей среды бихевиористы полагают, что наши действия или реакции управляются стимулами окружающей среды.По мнению бихевиористов, поведение можно систематически изучать и анализировать независимо от внутренних психических состояний, таких как настроения, эмоции и познания, которые являются относительно слишком субъективными. Главный стресс бихевиористов — это обусловленность. Они считали, что любого человека можно научить справляться с любой задачей, независимо от генетических особенностей или внутренних ощущений, путем эффективного кондиционирования.
Джон Б. Уотсон, которого также считают отцом поведенческого подхода, описал бихевиоризм в своей статье «Психология как бихевиористские взгляды на это», которая была опубликована в 1913 году.Бихевиористы считали, что поведение — это результат опыта. Бихевиоризм стал преобладающей школой психологии с 1920 до середины 50-х годов.
Классический кондиционер Ивана Павлова
Иван Павлов, русский физиолог, объяснил теорию классического кондиционирования с помощью эксперимента, проведенного на собаках. В экспериментальной установке Павлов обучал своих собак проявлять условную реакцию на условные раздражители даже в отсутствие естественных раздражителей.Кондиционирование можно разделить на два типа:
- Классическое кондиционирование : Классическая техника кондиционирования используется во многих программах обучения поведению для закрепления обучения или желаемого поведенческого паттерна. В случае классического обусловливания нейтральный раздражитель сочетается с естественными раздражителями. Благодаря процессу постепенного обуславливания нейтральный стимул также демонстрирует ту же реакцию или поведение, что и при наличии естественных стимулов.Стимул, участвующий в этом процессе, называется условным стимулом, а реакция или усвоенное поведение также называется условной реакцией.
- Оперантная обусловленность : Также известная как инструментальная обусловленность, предложенная психологом Б.Ф. Скиннером, представляет собой метод обучения посредством поощрений и наказаний. Согласно теории инструментальной обусловленности, между поведением и последствиями поведенческого результата устанавливается тесная связь.Подкрепления используются, чтобы усилить поведение или сделать его повторяющимся, с другой стороны, наказания удерживают человека от поведения или действий определенным образом. Следовательно, основная цель наказания — ослабить нежелательное или нежелательное поведение. В текущем сценарии организации во многом полагаются на инструментальное кондиционирование, чтобы поддерживать мотивацию своих сотрудников и действовать в соответствии с ожидаемым кодексом поведения.
Эксперимент Джона Б. Ватсона : американский психолог Джон Б.Уотсон с помощью своего эксперимента «Маленький Альберт» попытался доказать, как эмоциональные реакции могут быть обусловлены. Он использовал классический подход к кондиционированию, чтобы научить 9-месячного мальчика бояться белой игрушечной крысы, ассоциируя крысу с внезапным шумом.
Закон эффекта Эдварда Ли Торндайка : Американский психолог Эдвард Торндайк выдвинул закон эффекта, который гласит, что поведение будет усилено, если оно будет иметь удовлетворительный эффект или имеет положительные последствия.С другой стороны, ответы, которые вызывают дискомфорт или приводят к неудовлетворенности, с меньшей вероятностью будут повторяться.
Ключевые предпосылки поведенческой психологии
- Обучение — это результат ассоциаций, как это объясняется в подходе Павлова классической обусловленности.
- Диапазон факторов влияет на различные стадии классической кондиционирования. Во время первой стадии, которая также известна как стадия приобретения, на которой создается и усиливается поведенческая реакция.На этапе усвоения различные факторы, такие как наличие стимулов и время предъявления стимулов, будут по существу определять, насколько быстро может быть установлена связь. С другой стороны, во время стадии угасания, когда ассоциация ослабевает, именно сила условной реакции будет влиять на то, как быстро произойдет угасание.
- Обучение также может быть интегрировано с Вознаграждениями и Наказаниями, как описано в Оперантной обусловленности Б.Ф. Скиннера.Не только это, график подкрепления или время, которому следует следовать, также будут играть решающую роль в приобретении нового поведения или ослаблении поведения, которое неприемлемо. Подкрепления могут быть непрерывными или частичными по своему характеру, которые могут предоставляться через фиксированный интервал или по графику в форме повышения заработной платы, продвижения по службе или выгодных льгот для сотрудников в организационной структуре.
- Поведенческая психология развивалась как научная область исследования с участием различных психологов, таких как Эдвард Торндайк (Закон эффекта) и Кларк Халл (Теория влечения).
- Поведенческая психология была основой для различных терапевтических вмешательств, используемых для лечения различных поведенческих расстройств и полезной в обучении людей приобретению новых навыков или желаемых моделей поведения.
Сильные и слабые стороны подхода к поведенческой психологии
Поведенческий подход основан на научных методах, которые можно наблюдать, тестировать, количественно оценивать и дополнительно исследовать для объяснения различных поведенческих процессов.Поведенческий подход может использоваться в терапевтических областях для изменения или формирования вредного или дезадаптивного поведения как у взрослых, так и у детей. Различные поведенческие терапевты следуют теории оперантного обусловливания Скиннера, согласно которой поведение может быть усилено или ослаблено с помощью поощрений и наказаний. Его радикальный бихевиоризм постулировал структуру или модель «тройной случайности», которая пыталась проанализировать взаимосвязь между поведением, окружающей средой и разумом. Впоследствии это привело к созданию другой модели прикладного анализа поведения (ABA) для объяснения того, как интенсивность поведения можно усилить или ослабить с помощью наказаний и поощрений.
С другой стороны, бихевиоризм подвергался критике за то, что он ограничен одним измерением, игнорируя при этом другие важные параметры, такие как настроения, мысли и чувства, которые являются внутренними процессами. Более того, поведенческий подход не может объяснить обучение, которое происходит в отсутствие наказаний или поощрений.
Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Теорий мотивации: поведение
Теории мотивации: поведение
Теории процессов объясняют, как работники выбирают поведенческие действия для удовлетворения своих потребностей и определяют свой выбор. Каждая из следующих теорий предлагает совет и понимание того, как люди на самом деле делают выбор усердно или не работать усердно, исходя из своих индивидуальных предпочтений, доступных вознаграждений и возможных результатов работы.
Теория капитала
Согласно теории справедливости, основанной на работе Дж.Стейси Адамс, работники сравнивают потенциальное вознаграждение с усилиями, которые они должны затратить. Справедливость существует, когда работники осознают, что вознаграждают равные усилия (см. Рисунок 1).
Но сотрудники просто смотрят не на свое потенциальное вознаграждение, они смотрят на вознаграждение других. Неравенство возникает, когда люди чувствуют, что их вознаграждения уступают вознаграждениям, предлагаемым другим людям, выполняющим те же рабочие нагрузки.
Сотрудники, которые считают, что с ними обращаются несправедливо, могут демонстрировать следующее поведение:
- Меньше усилий в работе
- Просите о лучшем лечении и / или наградах
- Найдите способы сделать свою работу лучше, сравнивая ее
- Перевод или увольнение с работы
Теория справедливости делает хороший вывод: люди ведут себя в соответствии со своими представлениями.То, что думает менеджер, не имеет отношения к сотруднику, потому что реальная проблема заключается в том, как сотрудник воспринимает свою ситуацию. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, должно положительно сказываться на удовлетворенности работой и производительности; эти вознаграждения, воспринимаемые как несправедливые, могут вызвать неудовлетворенность работой и вызвать проблемы с производительностью.
Каждый менеджер должен гарантировать, что любые негативные последствия сравнения капитала избегнуты или, по крайней мере, сведены к минимуму при распределении вознаграждений. Информированные менеджеры предвидят предполагаемое негативное неравенство, когда распределяются особенно заметные вознаграждения, такие как повышение заработной платы или продвижение по службе.Вместо того, чтобы позволить заботам о справедливости выйти из-под контроля, эти менеджеры тщательно сообщают предполагаемую величину получаемых вознаграждений, уточняют служебные аттестации, на которых основаны эти вознаграждения, и предлагают соответствующие точки сравнения.
Теория ожидания
Виктор Врум представил одно из наиболее распространенных объяснений мотивации. Проще говоря, теория ожидаемой продолжительности гласит, что сотрудник будет мотивирован прилагать большие усилия, если он или она считает, что:
- Усилия приведут к хорошей служебной аттестации.
- Хорошая оценка приведет к организационному вознаграждению.
- Организационное вознаграждение удовлетворит его или ее личные цели.
Ключом к теории ожидания является понимание целей человека и взаимосвязи между усилиями и производительностью, между производительностью и вознаграждением и, наконец, между вознаграждением и индивидуальным достижением цели. Когда у сотрудника высокий уровень ожидания и вознаграждение является привлекательным, мотивация обычно высока.
Таким образом, чтобы мотивировать работников, менеджеры должны укреплять восприятие работниками своих усилий как возможных и целесообразных, разъяснять ожидания в отношении результатов деятельности, связывать вознаграждения с результатами и следить за тем, чтобы вознаграждения были желательными.
Теория подкрепления
Теория подкрепления, основанная на законе эффекта Э. Л. Торндайка, просто рассматривает взаимосвязь между поведением и его последствиями. Эта теория фокусируется на изменении поведения сотрудника на рабочем месте с помощью надлежащего использования одного из следующих четырех методов:
- Положительное подкрепление поощряет желаемое поведение.Положительное подкрепление, такое как повышение заработной платы или продвижение по службе, предоставляется в качестве награды за положительное поведение с целью повышения вероятности повторения желаемого поведения.
- Избегание — это попытка показать сотруднику, какими будут последствия неправильного поведения. Если сотрудник не ведет себя ненадлежащим образом, он не испытает на себе последствий.
- Extinction в основном игнорирует поведение подчиненных и не обеспечивает ни положительного, ни отрицательного подкрепления.Классные учителя часто используют эту технику, когда игнорируют учеников, которые «разыгрывают», чтобы привлечь внимание. Этот метод следует использовать только в том случае, если руководитель считает такое поведение временным, нетипичным и несерьезным.
- Наказание (угрозы, докупка, отстранение) — это попытка снизить вероятность повторения поведения путем применения негативных последствий.
Теория подкрепления имеет следующие последствия для менеджмента:
- Изучение того, что приемлемо для организации, влияет на мотивированное поведение.
- Менеджеры, которые пытаются мотивировать своих сотрудников, должны обязательно рассказывать им, что они делают неправильно, и быть осторожными, чтобы не вознаграждать всех одновременно.
- Менеджеры должны рассказывать людям, что они могут сделать, чтобы получить положительное подкрепление.
- Менеджеры должны быть уверены, что применяют подкрепление как можно ближе к возникновению поведения.
- Менеджеры должны осознавать, что отказ от вознаграждения также может изменить поведение.Сотрудники, которые считают, что они заслуживают вознаграждения, но не получают его, часто разочаровываются как в своем менеджере, так и в компании.
Теория постановки целей
Теория постановки целей, представленная в конце 1960-х Эдвином Локком, предполагала, что намерения работать для достижения цели являются основным источником трудовой мотивации. По сути, цели говорят сотрудникам, что нужно сделать и сколько усилий нужно приложить. В целом, чем сложнее цель, тем выше ожидаемый уровень производительности.
Менеджеры могут устанавливать цели для своих сотрудников, или сотрудники и менеджеры могут разрабатывать цели вместе. Одним из преимуществ участия сотрудников в постановке целей является то, что они с большей вероятностью будут работать над достижением цели, которую они помогли достичь.
Однако независимо от того, кто ставит цель, сотрудники добиваются большего успеха, когда получают отзывы о своем прогрессе. Помимо обратной связи, на взаимосвязь целей и результатов влияют еще четыре фактора:
- Сотрудник должен быть привержен цели.
- Сотрудник должен верить в то, что он способен выполнить задачу.
- Задачи, связанные с достижением цели, должны быть простыми, привычными и независимыми.
- Теория постановки целей связана с культурой и популярна в культурах Северной Америки.
Если следовать теории постановки целей, менеджеры должны работать со своими сотрудниками над определением целевых задач, чтобы обеспечить цели для мотивации.Кроме того, поставленные цели должны быть конкретными, а не общими по своему характеру, и менеджеры должны предоставлять отзывы о производительности.
.