21. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии.
Бихевиори́зм
(англ. behavior — поведение) — направление
в психологии человека и животных,
буквально — наука о поведении. Это
направление в психологии, определившее
облик американской психологии в 20-ом
столетии, радикально преобразовавшее
всю систему представлений о психике.
Его кредо выражала формула, согласно
которой предметом психологии является
поведение, а не сознание. Поскольку
тогда было принято ставить знак равенства
между психикой и сознанием (психическими
считались процессы, которые начинаются
и заканчиваются в сознании), возникла
версия, будто, устраняя сознание,
бихевиоризм тем самым ликвидирует
психику. Основателем данного направления
в психологии был американский психолог
Джон Уотсон. Важнейшими категориями
бихевиоризма являются стимул, под
которым понимается любое воздействие
на организм со стороны среды, в том числе
и данная, наличная ситуация, реакция и
подкрепление, в качестве которого для
человека может выступать и словесная
или эмоциональная реакция окружающих
людей. Субъективные переживания при
этом в современном бихевиоризме не
отрицаются, но ставятся в положение,
подчиненное этим воздействиям.
Развитие бихевиоризма
в 60-х годах 20 века связано с именем
Скиннера. Американского исследователя
можно отнести к течению радикального
бихевиоризма. Скиннер отвергал
мыслительные механизмы и полагал, что
методика выработки условного рефлекса,
заключающаяся в закреплении или
ослабления поведения в связи с наличием
или отсутствием поощрения или наказания,
может объяснить все формы человеческого
поведения. Этот подход применялся
американским исследователем к объяснению
самых разнообразных по сложности форм
поведения, начиная с процесса обучения
и заканчивая социальным поведением.
В соответствии с
концепцией классического бихевиоризма
Уотсона Скиннер исследует поведение
организма. Сохраняя двучленную схему
анализа поведения, он изучает только
его двигательную сторону. Основываясь
на экспериментальных исследованиях и
теоретическом анализе поведения
животных, Скиннер формулирует положение
о трех видах поведения: безусловнорефлекторном,
условно-рефлекторном и оперантном.
Последнее и составляет специфику учения
Б. Скиннера.
Безусловно-рефлекторный
и условно-рефлекторный виды поведения
вызываются стимулами (S) и называются
респондентным, отвечающим поведением.
Это реакция типа S. Они составляют
определенную часть репертуара поведения,
но только ими не обеспечивается адаптация
к реальной среде обитания. Реально
процесс приспособления строится на
основе активных проб — воздействий
животного на окружающий мир. Некоторые
из них случайно могут приводить к
полезному результату, который в силу
этого закрепляется. Такие реакции (R),
которые не вызываются стимулом, а
выделяются («испускаются») организмом
и некоторые из которых оказываются
правильными и подкрепляются, Скиннер
назвал оперантными. Это реакции типа
R. По Скиннеру, именно эти реакции являются
преобладающими в адаптивном поведении
животного: они являются формой
произвольного поведения.
На основе анализа
поведения Скиннер формулирует свою
теорию научения. Главным средством
формирования нового поведения выступает
подкрепление. Вся процедура научения
у животных получила название
«последовательного наведения на
нужную реакцию».
Данные, полученные
при изучении поведения животных, Скиннер
переносит на человеческое поведение,
что приводит к крайне биологизаторской
трактовке человека. Так, на основе
результатов научения у животных возник
скиннеровский вариант программированного
обучения. Его принципиальная ограниченность
состоит в сведении обучения к набору
внешних актов поведения и подкреплению
правильных из них. При этом игнорируется
внутренняя познавательная деятельность
учащихся, и как следствие этого обучение
как сознательный процесс исчезает.
Следуя установке уотсоновского
бихевиоризма, Скиннер исключает
внутренний мир человека, его сознание
из поведения и производит бихевиоризацию
его психики. Мышление, память, мотивы и
т.п. психические процессы он описывает
в терминах реакции и подкрепления, а
человека — как реактивное существо,
подвергающееся воздействиям внешних
обстоятельств. Например, интерес
соответствует вероятности, являющейся
результатом последствий поведения
«проявления интереса». Поведение,
которое ассоциируется с дружбой с
каким-либо человеком, изменяется,
поскольку этот человек изменяет
поставляемые им подкрепления.
Биологизаторский подход к человеку,
характерный для бихевиоризма в целом,
где нет принципиального различия между
человеком и животным, достигает у
Скиннера своих пределов. Вся культура
— литература, живопись, эстрада —
оказывается в его трактовке «хитроумно
придуманными подкреплениями».
Доведенная до крайности бихевиоризация
человека, культуры и общества приводит
к абсурду, что особенно выразительно
проявилось в печально нашумевшей книге
«По ту сторону свободы и достоинства»
(1971). Трансформация Скиннером понятий
свободы, ответственности, достоинства
фактически означает их исключение из
реальной жизнедеятельности человека.
Для разрешения
социальных проблем современного общества
Б. Скиннер выдвигает задачу создания
технологии поведения, призванной
осуществлять контроль одних людей над
другими Поскольку намерения, желания,
самосознание человека не принимаются
во внимание в бихевиоризме, средством
управления поведением не является
обращение к сознанию людей. Таким
средством выступает контроль за режимом
подкреплений, позволяющий манипулировать
людьми.
Так называемая
жетонная система
вознаграждения демонстрирует одну из
методик, применяемых в бихевиоральной
терапии. При жетонной системе вознаграждения
люди, обычно госпитализированные
взрослые с тяжелыми поведенческими
расстройствами, награждаются жетонами
(то есть символическими или вторичными
подкреплениями) для поощрения различной
желаемой деятельности. Жетон — это просто
символический заменитель, который
делает доступным некоторое количество
желаемых вещей (предметов или действий),
вроде пластиковой карточки или оценки.
Таким образом, индивиды могут быть
награждены за участие в такой позитивной
деятельности, как уборка своих комнат,
самостоятельное питание, завершение
рабочего задания или проявление
инициативы в разговоре с другими
пациентами и обслуживающим персоналом.
Жетоны, которые они получают за участие
в такой деятельности, затем обмениваются
на разнообразные желаемые побудительные
стимулы (например, сладости, сигареты,
журналы, билеты в кино, разрешение
уходить из больницы). В некоторых
программах пациенты могут лишаться
жетонов за негативное поведение, такое,
как провоцирование драк, эксцентричные
действия или уклонение от обязанностей.
Насколько эффективна жетонная система
вознаграждения в устранении неадаптивного
поведения и приобретении здорового,
ответственного поведения у людей?
Исследование, которое провели Этхоу и
Kpacнep, дает весьма обнадеживающий ответ.
Эти два клинициста сделали первую
попытку учредить программу жетонного
подкрепления в психиатрическом отделении
Госпиталя для ветеранов. Ее целью было
«изменить аберрантное поведение
хронически больных, особенно поведение,
считающееся апатичным, слишком зависимым,
причиняющим ущерб или раздражающим
других». Были обследованы 60 человек,
средний возраст — 57 лет, которые в среднем
провели в госпиталях 22 года. Большинство
из них ранее были диагностированы как
хронически больные шизофренией, у
остальных был поврежден головной мозг.
Исследование продолжалось в течение
20 месяцев и состояло из трех этапов.
Первые шесть месяцев были основным, или
оперантным периодом, в течение которого
исследователи каждый день регистрировали
частоту появления поведения, подлежащего
последовательному подавлению. За этим
следовал трехмесячный период формирования,
когда пациентов информировали о видах
деятельности, которой им следовало
заниматься, чтобы получить жетон и
«реализовать» его в столовой
госпиталя. Наконец, в течение
экспериментального периода, продолжавшегося
11 месяцев, пациенты получали жетоны за
то, что вели себя желаемым образом —
обслуживали себя, посещали занятия,
общались с другими или проявляли
ответственность. Каждый получал жетон
сразу после завершения желаемой
деятельности, социальное одобрение со
стороны персонала выражалось словами
«прекрасная работа» или улыбкой.
Анализ результатов показал, что пациенты
стали чаще вести себя «нужным»
образом, у них повысились инициатива,
активность, ответственность и улучшились
навыки социального общения. В течение
оперантного периода средний недельный
коэффициент участия был равен 5,8ч на
каждого пациента. С введением жетонной
системы вознаграждения этот коэффициент
возрос до 8,4ч за первый месяц и в среднем
составил 8,5ч в течение всего
экспериментального периода. Кроме того,
коэффициент возрос до 9,2 ч в те три месяца
в пределах экспериментального периода,
когда подкрепляющая ценность жетонов
возросла от одного до двух жетонов за
час участия. Другие данные, о которых
сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа
нарушений, совершенных пациентами.
Обычно многие пациенты в госпитале
отказываются утром вставать, умываться
или покидать спальню в установленное
время, таким образом создавая необходимость
в помощи дополнительного персонала.
Непосредственно до того, как была введена
жетонная система вознаграждения,
регистрировалось по одному нарушению
в неделю по каждому из этих трех пунктов.
В результате в среднем было 75 нарушений
(или чуть больше одного на пациента) в
неделю. Во время эксперимента жетон
выдавали ежедневно, в том случае если
не было зарегистрировано нарушения по
любому из этих пунктов. Число нарушений
снизилось после введения жетонной
системы. Исследователи никак не
прокомментировали неожиданный рост
нарушений (до 39) в течение четвертой
недели экспериментальной программы. В
течение последних шести месяцев
экспериментального периода частота
нарушений в среднем составляла девять
за неделю. Несмотря на впечатляющие
результаты, полученные в этом клиническом
исследовании, все же не ясно, изменялось
ли поведение именно от специфических
подкреплений. Например, существует
возможность того, что пациенты, участвующие
в эксперименте с жетонной системой
вознаграждений, просто реагируют на
энтузиазм, внимание и ожидания персонала
госпиталя. Сторонники бихевиоральной
терапии настаивают на том, что такое
объяснение не обоснованно и что изменения
в поведении пациента являются прямым
результатом применения вероятностного
метода. Эйлон и Эзрин безусловно
поддерживают эту точку зрения. Они
обнаружили, что проявления желаемого
поведения прямо зависят от наличия или
отсутствия жетонного подкрепления.
Основываясь на шести специфических
экспериментах с жетонной системой
вознаграждений, они пришли к заключению,
что желаемое поведение сохранялось «на
высоком уровне, пока применялась
подкрепляющая методика». Таким
образом, вероятно, можно заключить, что
жетонная система вознаграждений может
быть использована для закрепления
нормального адаптивного поведения у
пациентов. Исследования также показали,
что при жетонной системе вознаграждений
может сократиться срок пребывания
пациентов в больнице и уменьшиться
коэффициент повторной госпитализации.
Далее следует отметить, что жетонная
система вознаграждений интенсивно
использовалась в различных ситуациях
в классе с «нормальными» детьми,
делинквентными подростками, людьми,
склонными злоупотреблять наркотиками,
и умственно отсталыми. Наконец, жетонную
систему вознаграждений можно использовать,
чтобы устранить страх, гиперактивность,
агрессивное поведение у детей и уменьшить
супружеские разногласия.
16. Бихевиористическое направление в теории личности. Концепция личности б.Скиннера.
Бихевиористскаяская
теория личности имеет еще и другое
название — поведенческая или
наученческая», поскольку
главный тезис данной теории гласит:
наша личность является продуктом научения.
Существуют
два направления в бихевиористской
теории личности — рефлекторное и
социальное. Рефлекторное направление
представлено американскими бихевиористами
Уотсоном и Скиннером. Социальное
направление — американцами А. Бандурой
и Дж. Роттером.
Главным
источником
развития личности,
согласно обоим направлениям, является
среда.
В личности нет ничего от генетического
или психологического наследования.
Личность
— продукт научения, а ее свойства — это
обобщенные поведенческие рефлексы и
социальные навыки.
С
точки зрения бихевиористов, можно по
заказу сформировать любой тип личности
— труженика или бандита, поэта или
торговца. Например, рефлектолог Уотсон
не делал никаких различий между выработкой
эмоциональных реакций у человека и
слюноотделительного рефлекса у собаки,
полагая, что все эмоциональные свойства
личности (страх, тревога, радость, гнев
и т. д.) являются результатом выработки
классических условных рефлексов.
Скиннер,
утверждал, что личность
— это совокупность социальных навыков,
сформировавшихся в результате оперантного
научения. Оперантом Скиннер называл
любое изменение среды в результате
какого-либо моторного акта. Человек
стремится совершать те операнты, которые
подкрепляются, и избегает тех, за которыми
следует наказание. Таким образом, в
результате определенной системы
подкреплений и наказаний человек
приобретает новые социальные навыки
и, соответственно, новые свойства
личности — доброту или честность,
агрессивность или альтруизм.
По
мнению представителей социального
направления, важную роль в развитии
личности играют не столько внешние,
сколько внутренние факторы, например
ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура
назвал поведение человека, детерминированное
внутренними факторами, саморегуляцией.
Основная задача саморегуляции —
обеспечивать самоэффективность, т. е.
совершать только те формы поведения,
которые человек может реализовать,
опираясь на внутренние факторы в каждый
данный момент.
Бихевиористы
считают, что личность формируется и
развивается в течение всей жизни по
мере социализации, воспитания и научения.
Однако ранние годы жизни человека они
рассматривают как более важные. Основа
любых знаний, способностей, в том числе
творческих и духовных, по их мнению,
закладывается в детстве. В личности
рациональные и иррациональные процессы
представлены в равной мере. Их
противопоставление не имеет смысла.
Все зависит от типа и сложности поведения.
В одних случаях человек может четко
осознавать свои поступки и свое поведение,
в других — нет.
Согласно
поведенческой теории, человек практически
полностью лишен свободы воли. Наше
поведение детерминировано внешними
обстоятельствами. Внутренний мир
человека объективен. В нем все от среды.
Личность полностью объективизируется
в поведенческих проявлениях. Никакого
«фасада»
нет.
Наше поведение и есть личность.
Поведенческие признаки личности
поддаются операционализации и объективному
измерению.
В
качестве элементов личности в
бихевиористской теории личности
выступают рефлексы или социальные
навыки.
Важно
подчеркнуть, что проблема подкрепления
у бихевиористов не сводится только к
пище. Представители этого направления
утверждают, что для человека существует
своя экологически валидная иерархия
подкреплений. Для ребенка наиболее
мощным, после пищевого, подкреплением
является активностное подкрепление
(посмотреть телевизор, видео), затем —
манипулятивное (поиграть, порисовать),
далее — поссессиальное (от англ. possess —
владеть)
подкрепление (посидеть на папином стуле,
надеть мамину юбку) и, наконец, социальное
подкрепление (похвалить, обнять, ободрить
и т. д.).
Таким
образом,
у бихевиористов, личность
— это система социальных навыков и
условных рефлексов, с одной стороны, и
система внутренних факторов:
самоэффективности, субъективной
значимости и доступности — с другой.
Согласно бихевиористской теории
личности, структура
личности
— это сложно организованная иерархия
рефлексов или социальных навыков, в
которой ведущую роль играют внутренние
блоки самоэффективности, субъективной
значимости и доступности.
Концепция
личности Б. Скинера.
Отдельную
линию в развитии бихевиоризма представляет
система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего
теорию оперантного бихевиоризма. Его
механистическая концепция поведения
и разработанная на ее основе технология
поведения, используемая в качестве
орудия управления поведением людей,
получили широкое распространение в США
и оказывают влияние и в других странах,
в частности в странах Латинской Америки,
как инструмент идеологии и политики.
Скиннер
исследует поведение организма. Сохраняя
двучленную схему анализа поведения, он
изучает только его двигательную сторону.
Основываясь на экспериментальных
исследованиях и теоретическом анализе
поведения животных, Скиннер формулирует
положение о трех видах поведения:
безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном
и оперантном. Последнее и составляет
специфику учения Б. Скиннера.
Скиннер,
утверждал, что личность
— это совокупность социальных навыков,
сформировавшихся в результате оперантного
научения.
Скиннер
утверждал, что человеческий организм
— это «черный
ящик».
Его
содержимое (эмоции, мотивы, интрапсихические
конфликты, влечения) нельзя объективно
измерить, поэтому их следует исключить
из сферы эмпирического наблюдения.
Скиннер
предложил в качестве метода исследования
поведения — функциональный анализ
поведения. Он указывал, что поведение
лучше всего изучать, обращаясь к тому,
как оно соотносится с предшествующими
событиями. Он полагает, что поведение
можно изучить и контролировать посредством
манипулирования средой, в которую
включен организм. При этом нет необходимости
рассматривать механизмы, действующие
внутри организма.
Скинер
считает, что необходимо отказаться от
мысли, что поведение порождается силами,
находящимися внутри индивида (чертами,
потребностями, мыслями, чувствами), в
пользу более научных представлений о
силах, лежащих вне человека. Он полагает,
что поведение человека регулируется
не изнутри, а снаружи — окружающей средой.
Изучение личности по Скиннеру -это
нахождение своеобразного характера
взаимоотношений между поведением
организма и результатами этого поведения,
которые и подкрепляют его в последствии.
В соответствии с этой точкой зрения,
индивидуальные различия между людьми
следует понимать в терминах интеракций
поведение—окружение во времени. Этот
подход фокусируется на прогнозировании
и контроле наблюдаемого поведения.
При
рассмотрении скиннеровского подхода
к личности следует различать две
разновидности поведения:
респондентное и оперантное поведение.
Респондентное
поведение подразумевает
характерную реакцию, вызываемую известным
стимулом, последний всегда предшествует
первой во времени. Хорошо знакомые
примеры — это сужение или расширение
зрачка в ответ на световую стимуляцию,
дрожь при холоде. Также респондентное
поведение обычно влечет за собой
рефлексы, включающие автономную нервную
систему. Однако респондентному поведению
можно и научить.
Оперантное
поведение
(вызванное оперантным научением)
определяется событиями, которые следуют
за реакцией. Если последствия благоприятны
для организма, тогда вероятность
повторения операнта в будущем усиливается.
Когда это происходит, говорят, что
последствия подкрепляются, и оперантные
реакции, полученные в результате
подкрепления (в смысле высокой вероятности
его появления) обусловились. Сила
позитивного подкрепляющего стимула
таким образом определяется в соответствии
с его воздействием на последующую
частоту реакций, которые непосредственно
предшествовали ему.
И
напротив, если последствия реакции не
благоприятны и не подкреплены, тогда
вероятность получить оперант уменьшается.
Скиннер полагал, что, следовательно,
оперантное поведение контролируется
негативными
последствиями.
По определению, негативные, или аверсивные
последствия ослабляют поведение,
порождающее их, и усиливают поведение,
устраняющее их. Если человек постоянно
угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем
избегать его.
Бихевиористский подход
Медицинский и
психоаналитический подходы к аномальному
поведению акцентируют внимание на
внутренних причинах поведенческих
расстройств. Напротив, бихевиористы
видят в аномальном поведении, как и во
всяком другом, результат научения и
поэтому считают, что причины его могут
быть только внешними. Страх, вызванный
Уотсоном и его сотрудницей у маленького
Альберта, убедительно свидетельствует,
на их взгляд, о том, что развитие у
человека разнообразных нарушений можно
объяснить просто-напросто классическим
обусловливанием (см. документ 7.1).
С точки зрения
бихевиористов, воздействие внешней
среды как источника подкрепления в
основном позволяет понять, каким образом
ослабевают одни формы поведения и на
их месте возникают другие, в том числе
аномальные, подкрепляемые факторами
окружения. Следует, кроме того, отметить,
что во многих случаях на процесс
обусловливания накладывается и социальное
научение путем наблюдения над «моделью».
Например, при воспитании ребенка в
преступной среде весьма вероятно, что
у него выработается антисоциальное
поведение; точно так же воспитание,
сопровождающееся сильным подавлением
сексуальности, может привести к появлению
в зрелом возрасте психосексуальных
расстройств. Здесь уместно вспомнить
и о том, как, по мнению Селигмена,
развиваются чувства бессилия и неудачи
по принципу научения на основе депрессии
(см. досье 7.1).
Такие
более серьезные расстройства личности,
как шизофреническое поведение,
бихевиористы объясняют бегством от
реальности, которое,
по
их мнению, для некоторых людей оказывается
самым действенным средством спасения
от жизненного стресса. Как мы увидим
дальше, этому объяснению соответствуют
и предлагаемые бихевиористами методы
терапии.
Когнитивный подход
Этот подход основан
на том принципе, что чувства и действия
человека перестают соответствовать
ситуации, после того как он начинает
расшифровывать эту ситуацию, пользуясь
иррациональными и потому неадекватными
соображениями. Например, эмоциональное
расстройство, сопровождаемое чувством
тревоги и бессилия, связано скорее с
ложной когнитивной интерпретацией
человеком тех или иных событий, нежели
с самими этими событиями.
Эллис
(Ellis,
1962)
выделил ряд иррациональных
представлений, которые,
по его мнению, бывают причиной большинства
неадекватных поступков человека. Вот
некоторые из них: «главное — заставить
всех, с кем приходится сталкиваться,
полюбить себя»; «важно всегда проявлять
компетентность, вести себя, сообразуясь
с обстоятельствами, и доводить до
успешного конца любое начинание»;
«переживать жизнь как катастрофу, если
события развертываются не так, как того
хотелось бы»; «людей, желающих нам зла,
следует всегда порицать и наказывать»;
«против суровой жизненной реальности
всегда можно найти эффективное средство».
Подобные представления
покоятся на заложенных в каждого из нас
глубинных потребностях (потребность
рассчитывать на поддержку других,
потребность быть любимым, проявлять
свою компетентность и т. п.), удовлетворение
которых необходимо для душевного
равновесия. Весь парадокс, однако,
заключается в том, что, поскольку мы
приписываем этим потребностям чрезмерное
значение, их удовлетворение становится
очень трудной или даже невыполнимой
задачей, а сами мы при этом испытываем
эмоциональные расстройства и тревогу.
В
своей «теории ABC»
Эллис
(Ellis
,
1976) показывает, каким образом эмоциональную
реакцию (С) человек чаще всего приписывает
«активирующему событию» (А), тогда как
на самом деле она обусловлена теми
представлениями (В) об этом событии,
которые имеются у человека (рис. 12.5).
Рис.
12.5. Согласно теории ABC
Эллиса,
причиной стресса (С) и вызываемых им
фрустрации или неадаптивного поведения
бывает не столько сама ситуация (А),
сколько связанные с нею убеждения (В).
Так, стресс (С), в
результате которого студент может
провалиться на экзамене, вызван скорее
мыслью, что «ему ни за что его не сдать»
(В), нежели содержанием самого экзамена
(А). Очень часто для того, чтобы исправить
положение, достаточно лишь объективно
оценить ситуацию, рассмотрев каждый ее
аспект с разумной точки зрения и осознав,
что «это еще не конец света». Именно так
и следует поступать в большинстве
жизненных обстоятельств, имея в виду
их материальные, социальные или
аффективные последствия.
Вопрос 5. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм.
Бихевиоризм то
английского
слова behavior, что означает поведение.
Бихевиоризм зарубежная психология
возникла в начале 20 века отрицающие
сознание, как предмет научного
исследования и сводящие психику к
различным формам поведения. Бихевиористы
опирались на исследования Павлова и
Торндайка (они проводили опыты на
животных).
Лидером этого
направления был Джон Уотсон. Под
поведением им понималась объективно
наблюдаемая система реакций организма
на внешние и внутренние стимулы. Уотсон
доказывал, что поведение представляет
собой единственный объект, доступный
изучению, а потому психология должна
исключить сознание из своего предмета,
оставив в нем только поведение. Отсюда
и главная формула Уотсона, воспринятая
бихевиоризмом: стимул-реакция (S R).
Впоследствии
длругой бихевирист Толмен возражал
против того, чтобы ограничиваться в
анализе поведения только формулой
стимул реакция и игнорировать факторы,
которые играют незаменимую роль в
промежутке между ними. Эти факторы он
и назвал промежуточными переменными.
Таким образом, схема Уотсона S R была
переделана в S O R, где О внутренняя
переменная (напримет мотивация).
Гештальтпсихологическое
направление
в психологии возникло в начале 20-х годов
в Германии. Его создание связано с
именами: М.Вертгеймера, В. Келера, К
Коффки и К.Левина заложивших методологию
этой школы. Гештальтпсихология
исследовала целостные структуры
(восприятие), из которых состоит
психическое поле, разрабатывая новые
экспериментальные методы.
Главная идея этой
школы состояла в том, что в основе
психики лежат не отдельные элементы
сознания, но целостные фигуры гештальты,
свойства которых не являются суммой
свойств их частей. Идеи, развиваемые
гештальтпсихологами, основывались на
экспериментальном исследовании
познавательных процессов. Необходимо
подчеркнуть, что эта школа одна из
первых обратила существенное внимание
на разработку новых, объективных
экспериментальных методов исследования
психики. Кроме того, это была первая и
единственная школа, которая начала
строго экспериментальное изучение
структуры и качеств личности.
Одним
из наиболее важных для развития
современной психологии направлений
является психоанализ.
Психоанализ создан в конце XIX века
австрийским учёным З. Фрейдом. Фрейд
впервые отметил, что психика чел
структурна и состоит из Эго («Я»),Суперэго
(«Сверх-Я»),Ид («Оно»)). Эго
– это Я человека, наше
сознание. Суперэго
(«Сверх-Я»), так обычно называют моральные
установки человека. Представление
человека о том, что в этом обществе он
должен делать, а что — нет..
Ид («Оно»)
– это бессознательное. Фрейд выделил
2 ведущих инстинкта, регулирующих
поведение: сексуальный (или либидо).
Второй инстинкт – смерти. Психоанализом
занимались:
Австрийский психолог Альфред
Адлер Индивидуальная
психология. Его центральной идеей
является идея о бессознательном
стремлении человека к совершенству;.
Швейцарский психолог и философ
Карл-Густав
Юнг
(1875 1961). Основа теории Юнга учение о
коллективном бессознательном,
существующем в душевной жизни наряду
с личным бессознательным и сознанием
и во взаимодействии с ними.
Карен Хорни,
создатель теории, называемой
Культурно-философская психопатология,
полагала исходным моментом в развитии
личности так называемую основную
тревогу бессознательное переживание
враждебности мира по отношению к
человеку.
Крупнейший
специалист в области возрастного
развития Эрик Эриксон главную роль в
формировании личности отвел человеческому
Я, которое не просто служит Оно (как
утверждал Фрейд), но отвечает за главное
психическое здоровье личности, ее
идентичность.
Для Эрика Фромма
главная проблема обретения личностью
психологической свободы, истинной
жизни в условиях общества, старающегося
эту свободу подавить, Концепция Фромма
называется Гуманистический психоанализ.
Гуманистическая
психология.
Сформировалась в 1950-1960-е гг., предметом
изучения кот явл уникальная, целостная
неповторимая личность, осознающий свое
назначение в жизни чел. Основатели:
Маслоу и Роджерс. Сторонники считают,
что каждый чел больше всего хочет
самоактуализироваться, но не каждый
это умеет. Поэтому задача общества
создать соц условия, в кот каждый чел
мог бы раскрыть свои возможности. В
гуманистической психологии в качестве
основных предметов анализа выступают:
высшие ценности, самоактуализация
личности, творчество, любовь, свобода,
ответственность, автономия, психическое
здоровье, межличностное общение.Поэтому
только стремление к развитию, личностному
росту, т.е. к самоактуализации, есть
основа развития человека и общества.
Маслоу считал,
что самое ценное в психике ее самость,он
выделил несколько категорий
потребностей:Физиологические
потребности
(в пище, воде, сне)
Потребность в
безопасности
(стабильности, порядке)
Потребность в
любви и принадлежности
(в семье, дружбе)
Потребность в
уважении
(самоуважении, признании)
Потребность в
самоактуализации
(развитии способностей) .Вклад
в психологию
— гуманистическая психология выступает
против построения психологии по образцу
естественных наук и доказывает что
человек,даже будучи обьектом
исследования,должен изучаться как
активный субьект,оценивающий
эксперериментальную ситуацию и
выбирающий способ поведения.
Когнитивная
психология
Когнито (знание).
Работы Пиаже и
Брунера во многом способствовали
появлению нового направления, появившегося
в 60-е годы когнитивной психологии.
Ученые этого
наравление пытаются объяснить как
интеллект или мышление помогают человеку
адаптироваться в мире, решать проблемы.
А также занимаются тем как развивать
интеллект.
Основатель
генетической психологии швейцарский
психолог Ж.Пиаже является одним из
наиболее известных ученых, чьи работы
составили важный этап в развитии
психологии. Он разработал новый метод,
который собирался применить для изучения
мышления детей. Этот метод получил
название метода клинической беседы.
Пиаже открыл
такие особенности детского мышления
как эгоцентризм (неумения встать на
чужую точку зрения), синкретизм
(нерасчлененность детского мышления),
трансдукция (переход от частного к
частному, минуя общее), артифициализм
(искусственность, созданность мира),
анимизм (одушевленность), нечувствительность
к противоречиям.
Открытие
новых закономерностей познавательного
развития детей связано с именем
американского психолога Д.С.Брунера.
В своих исследованиях Брунер впервые
начал изучение того, каким образом
потребности и ценностные ориентации
влияют на процесс восприятия.
Д.Миллер
(1920) создал первый научный Центр
Когнитивной Психологии и начал
разрабатывать новые методы изучения
познавательных процессов. У.Найссер
выпустил в 1967 г. книгу Когнитивная
психология, в которой изложил основные
положения этого направления.
26. Подходы к изучению личности в рамках бихевиоризма.
Бихевиористский
(поведенческий) подход. Здесь фактически
ставится под вопрос необходимость
употребления понятия «личность».
Представители теории убеждены, что
человек не наследует личностных свойств:
личность порождается воздействиями
окружающей среды. Реагируя на эти
внешние воздействия, человек обучается,
т. е. приобретает навыки поведения в
среде, а также определи ные рефлексивные
реакции. Другими словами, человек
рассматривается бихевиористами какчистый лист бумаги, на котором
с помощью специально составленной
программы подкреплений и наказаний за
выполненный им поведенческий акт можно
«нарисовать» личность с любыми свойствами.
«…Я гарантирую, что выбрав наугад
ребенка, могу сделать его специалистом
любого профиля — врачом, адвокатом,
художником, торговцем, даже нищим или
вором, карманником — вне зависимости от
его склонностей и способностей, рода
занятий и расовой принадлежности его
предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм»
основатель подхода Джон Уотсон
(1878-1958).
Появлению
бихевиоризма способствовали учение
Ивана Павлова (1849-1936 гг.) об условных
рефлексах, законы научения Эдварда Ли
Торндайка (1874-1927 гг.), открытие Владимиром
Бехтеревым (1857-1949 гг.) сочетательных
рефлексов, отдельные работы представителей
функционализма в психологии.
В рамках
бихевиоризма выявились два альтернативных
варианта: операциональный и социальный
бихевиоризм.
Операциональный
бихевиоризм исходил из позиции: в
личности подлежат изучению только те
процессы, которые можно представить
через набор операций, объективно их
описывающий. Другими словами, если
психолог сумеет найти поддающиеся
измерению операции, относящиеся к
изучаемому психическому процессу, то
он может точно описать и сам процесс.
Например, силу голода человека следует
определять не через какие-то интроспективные
наблюдения голодающего субъекта, а
через точное количество часов лишения
его пищи. Операционализм в психологии
представлен работами Эдварда Толмена
(1886-1959),Кларка Халла, Берреса Скиннера.
По мнению
Э. Толмена, личность формируется не по
классической форме бихевиоризма «стимул
— реакция», а по формуле «стимул — организм
— реакция». Составляющая «организм»
вводится через так называемые
«промежуточные переменные» — ненаблюдаемые,
но предполагаемые факторы организма,
которые фактически обусловливали
определенное поведение личности. Задача
психолога состоит в нахождении их связи,
с одной стороны, со стимулами (независимыми
экспериментальными переменными), а с
другой -с поведенческой реакцией
организма. Примером промежуточной
переменной может служить голод, а
операциями для его измерения
-продолжительность лишения человека
пищи. Толмена считают представителем
«целенаправленного бихевиоризма»,
утверждающим, что поведение человека
«пахнет целью», т.е. всегда направлено
на достижение какой-либо цели. И хотя
это порождало противоречие (ведь
целеобразование возможно лишь при
наличии сознания), он настойчиво повторял,
что для его исследований понятия
«сознания» не требуется.
К. Халл
рассматривал психикику личности человека
через призму привития ему определенного
набора условных рефлексов. По его мнению,
к личности следует относиться как к
«самоподдерживающемуся роботу». Он
высказывал удивление сходством
человеческого организма с умной машиной
(«и все же только машиной»).
По мнению
Б. Скиннера, любое поведение (моторное,
вербальное) личности является заученным,
т. е. психическая жизнь человека
обусловлена единственным всемогущим
стимулом — системой подкреплений.
Сформулированный им закон подкрепления
(психологический рисунок поведения
закрепляется тем быстрее, чем чаще в
повседневной жизни личности используются
положительные подкрепления определенного
характера) направлен на развитие
операн-тного поведения личности. Индивид
должен получать подкрепление лишь в
том случае, когда он самостоятельно
выполнит то, что от него требуется. Крыса
получит порцию пищи лишь после того,
как, побегав по ящику, нажмет специальный
рычажок, находящийся внутри (первый раз
это может быть случайное нажатие, но
впоследствии такие действия реализуются
на базе быстро формируемых условных
рефлексов).
Социальный
бихевиоризм проявил интерес к когнитивным
процессам в поведении человека. Так, А.
Бандура отрицал прямую связь между
стимулом и реакцией, включив между ними
когнитивные процессы личности. Научение
личности может осуществляться не только
путем прямых подкреплений, непосредственно
направленных наличность, как это
представлено в схеме классического
бихевиоризма. Источниками изучения
моделей поведения других людей могу
также выступать средства массовой
информации, литературные герои,
повседневные наблюдения на улице и др.
Джулиан
Роттер утверждал, что основным фактором
научения человека является социальный
опыт наблюдения за взаимодействием
других людей.
Поведенческий (бихевиористский) подход — Студопедия
Бихевиористы считают, что монополярную депрессию вызывают изменения в вознаграждениях и наказаниях, которые люди получают в своей жизни, и лечат депрессивных пациентов, помогая им выстроить более приемлемые модели подкрепления. Наиболее известное поведенческое объяснение и методика лечения были предложены психологом Питером Левинсоном (Lewinsohn et al., 1990, 1984).
<Привязанность и разлука. Указывая на связи между травмирующей разлукой в детстве и депрессией, психодинамические и другие клинические теоретики выражают беспокойство в отношении детей, которых возвращают их биологическим родителям, после того как они прожили долгое время с приемными родителями. В 1995 году «Малыш Ричард», как его называли во время судебных разбирательств, был отнят от своих приемных родителей и передан биологическим родителям после юридических баталий, которые продолжались в течение всех 4 лет его жизни.>
Поведенческие причины. Левинсон предполагает, что в жизни некоторых людей происходит уменьшение числа позитивных вознаграждений, в результате чего они совершают все меньше и меньше конструктивных действий. Это, в свою очередь, приводит их в состояние депрессии. Например, когда молодая женщина завершает обучение в колледже и начинает работать, она перестает получать вознаграждения, связанные с жизнью в студенческом сообществе; или же стареющий баскетболист может лишиться вознаграждений в виде высоких заработков и славы, утрачивая свою спортивную форму. Хотя многим людям удается наполнить свою жизнь иными видами вознаграждений, некоторые теряют веру в свои силы. Позитивных эпизодов в их жизни становится еще меньше, а уменьшение вознаграждений приводит к очередному сокращению позитивных моделей поведения. Тем самым человек может двигаться по спирали, все более и более приближаясь к депрессии.
Левинсон обнаружил, что количество вознаграждений, получаемых человеком, действительно связано с возникновением или отсутствием депрессии. Субъекты с депрессией не только сообщают о меньшем количестве вознаграждений по сравнению с теми, кто ей не страдает, но когда число получаемых вознаграждений возрастает, улучшается и их настроение (Lewinsjhn, Youngren & Grosscup, 1979).
Левинсон и другие бихевиористы полагают, что в этой нисходящей спирали особенно важное значение имеют социальные вознаграждения (Peterson, 1993; Lewinsohn et al., 1984). Исследования подтверждают, что депрессивные люди действительно получают меньше социальных вознаграждений, чем те, кто не страдает депрессией, и что когда улучшается их настроение, увеличивается и число их социальных вознаграждений. Хотя люди с депрессией иногда являются жертвами социальных обстоятельств, вполне возможно также, что их однообразные модели поведения и мрачное настроение способствуют снижению числа получаемых ими социальных вознаграждений (Davila et al., 1995; Segrin & Abramson, 1994).
Поведенческая терапия. Согласно предложенной Левинсоном бихевиористской методике лечения монополярной депрессии, терапевты стремятся к тому, чтобы жизнь их пациентов вновь наполнилась приятными событиями и видами деятельности, устраняют их депрессивные модели поведения и помогают им усовершенствовать свои социальные навыки (Lewinsohn et al., 1990, 1982; Teri & Lewinsohn, 1986).
Сначала терапевт определяет виды деятельности, которые доставляют пациенту радость, например, походы по магазинам или занятие фотографией, и побуждает человека составить недельный график таких действий. Исследования показывают, что если жизнь человека обогащается позитивными видами деятельности, это может действительно способствовать улучшению настроения (Leenstra, Ormel & Giel, 1995; Teri & Lewinsohn, 1986).
<Депрессия у пожилых людей. Старость может сопровождаться потерей здоровья, близких родственников и друзей, а также способности контролировать собственную жизнь. И психодинамические и поведенческие терапевты связывают такие потери с повышенным распространением депрессии, обнаруживаемым среди пожилых людей. Однако депрессия не является неизбежной спутницей старения.>
Затем терапевты пытаются устранить депрессивные модели поведения. Бихевиористы утверждают, что когда люди впадают в депрессию, их негативное поведение — жалобы, плач или самоуничижение — отдаляет от них окружающих, уменьшая возможность позитивного подкрепления. Чтобы изменить эту модель, терапевты стараются не замечать депрессивное поведение человека, обращая при этом внимание на конструктивные высказывания и действия и как-то вознаграждая их (Liberman & Raskin, 1971).
Наконец, Левинсон и другие терапевты бихевиористского направления обучают своих пациентов эффективным социальным навыкам. В одной из программ групповой терапии, получившей название обучения личной эффективности, участники группы работают друг с другом с целью совершенствования «экспрессивных» действий, таких как контакт глаз, выражение лица, интонация голоса и поза (Hersen et al., 1984; King et al, 1974).
По-видимому, бихевиористские приемы Левинсона помогают лишь в ограниченной степени, когда применяется только один из них. Например, в группе людей с депрессией, которым рекомендовали обогатить свою жизнь приятными видами деятельности, отмечалось не больше улучшений, чем в контрольной группе людей с депрессией, которым предлагали просто проследить за своими действиями (Hammen & Glass, 1975). Однако лечебные программы, которые сочетают в себе несколько поведенческих приемов, очевидно, помогают снять депрессивные симптомы, особенно в случае легкой депрессии (Jacobson et al., 1996; Teri & Lewinson, 1986).
<Предотвращение депрессии у пожилых людей.Бихевиористы говорят, что людям следует наполнять свою жизнь приятными событиями, с тем чтобы хорошо себя чувствовать и избежать депрессии. Принимая это во внимание, в настоящее время пожилых людей стараются вовлекать во все большее число мероприятий — таких как Олимпийские игры для престарелых, — которые становятся источником значимых вознаграждений, стимуляции и удовлетворения.>
Крупным планом
Безрадостные новости для женщин
Женщинам, живущим в таких удаленных друг от друга местах, как Париж, Бейрут, Новая Зеландия и Соединенные Штаты, диагноз монополярной депрессии ставят по меньшей мере в два раза чаще, чем мужчинам (Joiner & Blalock, 1995; Weissman & Olfson, 1995). Кроме того, у женщин, по-видимому, депрессия случается в первый раз в более молодом возрасте, приступы носят более частый и продолжительный характер и лечение проходит менее успешно (Pajer, 1995; Weissman & Olfson, 1995). В чем же причина столь большого различия между полами в данной области? Выдвинуто несколько теорий (Blehar & Oren, 1995; Brems, 1995; Nolen-Hoeksema, 1995; 1990. 1987):
1. Теория артефактов. Согласно этой теории, женщины и мужчины подвержены депрессии -в равной степени, просто клиницистам не удается выявить депрессию у мужчин. Возможно, мужчины считают для себя менее социально приемлемым поступком признаться в депрессивных чувствах или обратиться к врачу. Возможно, женщины с депрессией демонстрируют более эмоциональные симптомы, такие как чувство тоски и плач, которые легко диагностировать, тогда как мужчины прячут свою депрессию за такими традиционно «маскулинными» симптомами, как гнев (Mirowsky & Ross, 1995).
Это объяснение не находит систематических подтверждений в исследованиях (Fennig & Schwartz & Bromet, 1994). Выясняется, что женщины в действительности стремятся или способны идентифицировать свои депрессивные симптомы и обратиться к врачу не в большей степени, чем мужчины (Nolen-Hoeksema, 1990; Amenson & Lewinsohn, 1981).
2. Гормональная теория. Другая теория утверждает, что у многих женщин депрессию вызывают гормональные изменения (Pajer, 1995; Parry, 1995). Биологическая жизнь женщины, начиная с раннего подросткового периода и вплоть до среднего возраста, отмечена частными изменениями в уровне содержания гормонов в организме. Половые различия в частоте возникновения депрессии приходятся на те же самые годы (Weissman & Olfson, 1995).
Однако маловероятно, что за высокий уровень депрессий у женщин ответственны одни лишь гормональные изменения. В периоды наступления половой зрелости, беременности и менопаузы происходят важные социальные и жизненные события. Кроме того, гормональные объяснения критикуют за их сексизм, поскольку они подразумевают, что физиология женщина таит в себе изъяны (Nolen-Hoeksema, 1990).
3. Теория качества жизни. Возможно, женщины в нашем обществе больше подвержены стрессу, чем мужчины. В среднем они чаще сталкиваются с нуждой, чаще работают в качестве прислуги, живут в худших жилищных условиях и подвергаются большей дискриминации, чем мужчины, — все эти факторы связывают с депрессией (Wu & DeMaris, 1996; Brems, 1995). Во многих семьях женщины выполняют непропорционально большую часть обязанностей по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства (Wu & DeMaris, 1996).
4. Теория отсутствия контроля. Согласно этой теории, женщины более предрасположены к депрессии потому, что они в меньшей степени контролируют свою жизнь. Фактически, исследования подтверждают, что в лабораторных условиях состояние выученной беспомощности у женщин возникает чаще, чем у мужчин (Le Unes, Nation & Turley, 1980).
В согласии с теорией отсутствия контроля было установлено, что когда человек, будь то мужчина или женщина, становится жертвой какого-то преступления, начиная от кражи и кончая изнасилованием, это обстоятельство часто вызывает чувство общей беспомощности и увеличивает количество симптомов депрессии. Женщины же в нашем обществе чаще, чем мужчины, становятся жертвами различных преступлений, в частности сексуальных нападений и жестокого обращения в детском возрасте (Andrews et al, 1995; Brems, 1995). Несмотря на эти корреляции, исследователям еще предстоит проверить данную идея с помощью надежных тестов (Nolen-Hoeksema, 1990, 1987).
5. Теория «самообвинений». Исследования показывают, что женщины чаще, чем мужчины, приписывают свои неудачи отсутствию способностей, а свои успехи объясняют везением — атрибутивный стиль, который также связывают с депрессией (Wolfe & Russianoff, 1997). Возможно, далеко не случайно, что эти гендерные различия в атрибуции начинают иметь место в подростковый период, примерно в то самое время, когда впервые отмечаются половые различия в депрессии (Nolen-Hoeksema & Girgus, 1995).
Каждое из этих объяснений половых различий в монополярной депрессии дает пищу для размышлений. Каждое собрало достаточно доказательств, делающих его интересным, и в то же время имеется достаточно фактов, которые ему противоречат и потому вызывают сомнения в адекватности. Тем самым в настоящее время половые различия в депрессии остаются одним из наиболее обсуждаемых, но хуже всего понимаемых феноменов в клинической области.
<Толчком к написанию картины «Меланхолия (Лаура)» Эдварду Мунку послужили тяжелые приступы депрессии, которыми страдала его сестра.>
Личностно-ориентированный подход к преподаванию английского языка как иностранного | TeachingEnglish | British Council
Однако у некоторых учащихся, особенно молодых, такое внимание к личной жизни может выдвинуть на первый план личные проблемы, которые могут фактически помешать их изучению языка или повлиять на их уверенность в классе. В этой статье эта проблема обсуждается в реальных ситуациях и предлагается практический способ решения проблемы, способ, который фактически расширяет коммуникативные способности студентов.
- Правильный ответ — это правильный ответ?
- Поиск личных причин, личных проблем
- Реальная ситуация, реальная проблема
- Практический подход, практическое решение
Моя первая проблема
Мой первый опыт личностно-ориентированного подхода к решению Преподавание английского языка как иностранного произошло около семи лет назад, когда после многих лет преподавания в университете я начал работать в школе, причем в младших классах.
Десятилетняя девочка, одна из моих лучших учениц, внезапно перестала делать домашнее задание, отказалась отвечать на уроках и в конце концов впала в истерику. Когда все вышли из класса, я спросил ее, в чем дело, не раздражал ли я ее чем-то. Несколько минут молчания, потом она выпалила: «Ты всегда рядом со своими детьми, я тоже хочу, чтобы мама обняла меня!» Она расплакалась, я обнял ее, чувствуя, как дрожит все ее маленькое тело, и подумал: «Вот и все, наша текущая тема -« Семья », а учебники русского английского языка полны вопросов, которые дети считают очень личными».
Правильный ответ — это правильный ответ?
Таких проблем не возникает, например, на уроках физики или математики. Но на любом уроке ребенок вынужден давать «правильный» ответ, который иногда воспринимается им как «истинный».
Я поговорил с дедушкой девушки и узнал об очень типичной современной ситуации. Родители девочки давно развелись; отец обзавелся новой семьей и забыл о дочери; мать надолго уехала за границу, поэтому ребенок остался с бабушкой и дедушкой.Вокруг полно таких «забытых» детей. Если они живут с родственником или опекуном, это не самое худшее. Так я начал разрабатывать свой личностно-ориентированный подход.
В поисках личных причин
Я знаю, что сегодня, по крайней мере в России, под «личностно-ориентированным подходом» подразумевается то, что каждому ученику требуется индивидуальный подход в зависимости от проявленных способностей. Один должен получить дополнительное задание, чтобы не скучать, другому с трудом удается уследить за уроком, третьему требуется меньшее задание и дополнительное внимание.Учитель должен искать новые источники мотивации и поощрения, что довольно сложно, учитывая, что зарплата российских учителей очень мала, и они обычно задерживаются.
Я считал, что новый подход должен включать способность учителей смотреть дальше отказа ученика отвечать или иногда плохой дисциплины, чтобы увидеть, нет ли каких-либо личных причин, которые не имеют ничего общего со школой или предметом. Каждый год, собираясь в новый класс, я проверяю их семьи, разговариваю с классными руководителями, слушаю самих детей.Естественно, я получаю свою долю лентяев, хулиганов и недееспособных детей. Но все они дети. Они не всегда могут контролировать свои эмоции или справляться со своими проблемами. Для некоторых из них учитель заменяет родителей.
Реальная ситуация, реальная проблема
Семья традиционно входит в список школьных выпускных экзаменов EFL, в 10-м (предпоследнем) классе мы будем обсуждать это в течение всего второго семестра. Проблемы молодежи, структура семьи, такие вопросы, как «кто за кем в вашей семье», словарь, который включает такие слова, как «поддерживающий, понимающий, дисфункциональный…».С другой стороны, я имею дело с настоящими подростками. Каждый год проверяю свои группы. Две неполные семьи в одной группе, четыре в другой, сирота и разведенные родители в третьей… Есть и нормальные полные семьи. Тем не менее, когда я знаю, что недавно умерла 37-летняя мать ребенка, не следует ли мне забыть об одном потерявшем ребенка ребенке и задавать им вопросы из учебника: кто кого берет, кто готовит, кто шьет?
Практический подход, практическое решение
Дети часто воспринимают вопросы как нечто, на что нужно дать исчерпывающий и правдивый ответ, они сбиваются с толку и не знают, что делать, когда им задают что-то совершенно невинное, что они видят как нечто личное.
Итак, я начинаю подготовку в сентябре, когда мы изучаем совершенно нейтральную тему — «Образование». Когда мы переходим к разговорной задаче, я серьезно объясняю, что от нее ожидается. Мы учимся строить грамматически правильные предложения на английском языке. Можно ответить на что угодно, если это разумно и по делу. Например, если я спрашиваю вас: «Где Тихий океан?», А вы забыли, просто отвечайте: «Я точно не помню, но я знаю, что он где-то на Земле». Сюда; вы показываете, что поняли мой вопрос; вы построили собственное предложение; связь была достигнута.
К ноябрю, к концу 1 семестра, все мои ученики хорошо подготовлены. Результаты? Мальчик, отец которого недавно их бросил, перестал трепетать при каждом «личном» вопросе и уверенно говорит о современных семейных ценностях. Девушка, у которой умерла мать, перестала тихо плакать и теперь принимает участие во всех обсуждениях. Когда мы дошли до вопросов и комментариев, вся группа перестала поворачивать головы.
Заключение
Я написал несколько уроков в дополнение к учебникам. Мои ученики сдали выпускные экзамены очень хорошо.В конце концов, ни один учитель не может знать всех обстоятельств, которые могут повлиять на ответ или поведение ученика, когда член экзаменационной комиссии может задавать какие-либо вопросы по теме. Мои ученики всегда готовы, они знают, как вести беседу, как справиться с «личным» вопросом.
Нина Коптюг, к.э.н., доцент кафедры английского языка, Россия
.
Как лучше всего определить психологию личности? | научное исследование того, что делает каждого из нас уникальным | |
Психология личности задает вопрос: | 1.Чем мы уникальны как личности? | |
Что из следующего является точным способом оценки личности? | 1.хиромантия | |
Что из следующего НЕ является источником теории личности? | проводимость (аналогия, индукция, вычет АР) | |
Что из перечисленного могло бы быть индуктивным подходом к изучению личности? | Наблюдая за людьми на вечеринке, вы решаете, что экстравертам нравятся вечеринки больше, чем интровертам. | |
Статистика полезна психологам по личностным качествам, потому что: | 1.они обеспечивают сжатые способы установления отношений. | |
Что из восьми точек зрения, обсуждаемых в вашем тексте, НЕ верно? | Очень немногие из перспектив все еще считаются полезными. (Все они предоставляют полезную информацию о личности. Каждый из них отражает точку зрения на человеческую природу. Исследования показали, что одни точки зрения более полезны, чем другие. Полезно узнать о сильных и слабых сторонах всех восьми точек зрения). | |
Корни психологии личности можно проследить до театра, потому что | актеры часто изображают «персонажей» или легко узнаваемых типов людей, И раннее использование масок указывало на увлечение природой людей | |
Одним из первых сторонников психологического тестирования (и где все еще проводится много тестов) было . | ||
В 19 веке важной личностью в происхождении психологии личности была: | ||
Что из следующего больше всего подчеркивает важность лонгитюдного исследования личности на протяжении жизни? | ||
Гештальт-традиция подчеркивала идею, что: | «целое больше, чем сумма его частей.« | |
Если вы однажды утром прочитали в газете о новой «находке», но заметили, что только Кавказский | ||
Успехи в области биологической науки… | помогли исследователям более ясно понять, что такое личность. | |
Гештальт-психологи считают, что | люди — это больше, чем сумма их частей. | |
Номотетический подход к личности | стремится сформулировать общие законы. | |
Если вы читаете свой гороскоп в утренней газете и твердо чувствуете, что это личный | ||
Номотетический и идиографический подходы к изучению личности отличаются тем, что | номотетические подходы имеют тенденцию быть более общими, в то время как идиографические фокусируются на уникальных аспектах личности. | |
Если мы попросим всех в классе описать личности всех остальных, кого они знают в классе, а затем использовать эти данные для формирования теории о личности студентов колледжа, мы используем | ||
Хорошая теория — это все, КРОМЕ… | тавтологический (исчерпывающий, производительный, гибкий, экономный) | |
Когда в психологии личности используется термин «силы эго», имеется в виду . | чувство идентичности или себя. | |
Коэффициент корреляции — это математический индекс . | степень согласия (или связи) между двумя показателями И степень, в которой значения одного показателя предсказывают значения другого | |
Высокая отрицательная корреляция между недосыпанием и тревогой указывает на то, что | чем больше человек недосыпает, тем меньше он / она тревожится. | |
Термин темперамент, используемый в психологии личности, относится к . | характерная эмоциональная и мотивационная природа человека. | |
Представление о том, что существуют «типы» личности, группы характеристик, которые имеют тенденцию встречаться вместе, | можно проследить, по крайней мере, до древних греков. | |
Эволюционная теория Дарвина повлияла на развитие области личности | идея, что люди подчиняются законам природы, как и другие животные. | |
На взгляд Маргарет Мид на роль культуры в личности повлияли ее открытия из нескольких разных культур, которые | в некоторых культурах и мужчины, и женщины обладали характеристиками, которые наша культура определяет как «мужские».« | |
Если теория классифицируется как «опровергнутая», это означает, что теория | может оказаться ложным с помощью некоторых типов данных. | |
Исследования показывают, что домашние животные | иметь личности, с которыми могут согласиться разные люди. | |
Каково определение индуктивного подхода? | Основание на данных, полученных наблюдением, к теории | |
Какое из следующих утверждений верно в отношении бессознательного? | Психология личности изо всех сил пытается понять, как и в какой степени бессознательное играет роль в поведении 100% | |
По мнению Олпорта, каков метод изучения личности? | ||
.