Адлер, Альфред — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Адлер.
Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Биография
Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.
Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом
В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу.
Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[5]. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie über Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» — писал Фрейд Юнгу.
Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом»[6]. 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда (в своей книге «Проблемы души нашего времени» Карл Г. Юнг называет его первым учеником Фрейда). Однако согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих ещё до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга»[7]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда, и никогда не подвергался тренировочному анализу»[8].
Дальнейшая жизнь
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.
У Альфреда было четверо детей: Валентина (1898), Александра (1901), Курт (1905) и Корнелия (1909). Александра и Курт стали, как и отец, психиатрами. Валентина была деятельницей Коминтерна, работала в издательстве Иностранных рабочих в Москве и была репрессирована за поддержку троцкизма. Внучка — публицист Марго Адлер[en].
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на следующие составляющие[9]:
- чувство неполноценности и компенсация;
- стремление к превосходству;
- стиль жизни;
- социальный интерес;
- творческое Я;
- порядок рождения;
- фикционный финализм.
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Научные труды
Примечания
Ссылки
Адлер, Альфред — Википедия. Что такое Адлер, Альфред
Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Биография
Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.
Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом
В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу.
Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[5]. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie über Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» — писал Фрейд Юнгу.
Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом»[6]. 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда (в своей книге «Проблемы души нашего времени» Карл Г. Юнг называет его первым учеником Фрейда). Однако согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих ещё до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга»[7]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда, и никогда не подвергался тренировочному анализу»[8].
Дальнейшая жизнь
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.
У Альфреда было четверо детей: Валентина (1898), Александра (1901), Курт (1905) и Корнелия (1909). Александра и Курт стали, как и отец, психиатрами. Валентина была деятельницей Коминтерна, работала в издательстве Иностранных рабочих в Москве и была репрессирована за поддержку троцкизма. Внучка — публицист Марго Адлер[en].
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на следующие составляющие[9]:
- чувство неполноценности и компенсация;
- стремление к превосходству;
- стиль жизни;
- социальный интерес;
- творческое Я;
- порядок рождения;
- фикционный финализм.
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Научные труды
Примечания
Ссылки
Альфред Адлер — Австрийский Психолог
Австрийский психолог. Психиатр. Создатель системы индивидуальной психологии. Один из предшественников неофрейдизма. По его убеждению, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Его собственный жизненный путь явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в городе Вена, Австрия. В детстве несколько раз оказывался близок к смерти. В возрасте пяти лет едва выжил от тяжелой пневмонии. Далее, в подростковом возрасте дважды чуть не был убит в уличных драках. После этой истории молодой человек решил стать врачом. В 1888 году поступил в Венский университет на отделение медицины, который окончил в 1895 году.
Начав практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии. Поначалу Альфред примыкал к сторонникам Фрейда, а затем основал собственную школу. Хотя фактически не являлся учеником Фрейда, его объединял с ним тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике.
В работе «О неполноценности органов» 1907 года Альфред формулирует концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации, являющийся одним из устоев концепции Адлера, родственен позднейшему учению о гомеостазе. Компенсация толкуется им как универсальный механизм психической деятельности.
В основе всей человеческой деятельности усматривал стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Данная идея становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают уникальный «жизненный стиль». Но сама неполноценность личности выявляется только в отношении к среде. Таким образом Альфред делает вывод о том, что личность по своему формированию социальна.
Во многих своих книгах Адлер комментирует различные ситуации, которые «соблазняют» ребенка отказаться от самого мужества, пользоваться его заменой. Когда ребенок теряет веру в себя, считает психолог, то выбирает путь скорейшего с его точки зрения психологического успеха, стремясь достичь значительности и превосходства даже бесполезными способами. Это и есть своеобразный «побег в мир фикции», который дает объяснение ошибочному поведению человека. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи различной сложности. Тот, чье чувство неполноценности или недостаточно развитое чувство сообщества привели к потере им мужества, не считает возможным их преодолеть.
Таким образом, исходным пунктом побега в мир фикции индивидуальная психология считает ошибочное мнение индивида о невозможности преодолеть поставленные перед ним жизнью задачи. И если хотя бы один раз человек встал на ошибочную позицию, это может иметь для него печальные последствия, все глубже затягивая в болото заблуждения и спорных поступков.
Ряд сторон системы Адлера развивался также и другими психологическими школами: гештальтпсихологией, тезис о примате целого над отдельными психическими элементами; принцип компенсации, у немецкого экзистенциалиста Карла Ясперса; идея достижения «здорового общества» с помощью терапии «социальными фрейдистами» Эриха Фромма и Карена Хорни.
С 1910 года Адлер занимал пост Президента Венского психоаналитического общества, в годы Первой мировой войны возглавлял военный госпиталь в городе Вена.
При поддержке австрийского правительства в 1919 году ученый создал первую детскую реабилитационную клинику, а через несколько лет подобных клиник в Вене имелось уже около тридцати, где работали его ученики. Деятельность Адлера получила международную известность и вскоре такие клиники появились в других странах.
В 1926 году психолог получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в городе Нью-Йорк и с тех пор много времени уделял преподавательской работе, не забывая и про пациентов. В последние годы своей жизни активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада.
Альфред Адлер скончался 28 мая 1937 года от сердечного приступа в городе Абердин, Шотландия, в возрасте 67 лет.
Основные работы Альфреда Адлера
«Практика и теория индивидуальной психологии»;
«Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»;
«Невротическая конституция»;
«Смысл жизни»;
«Постижение человеческой природы»;
«Наука жизни»;
«Социальный интерес: вызов человечеству»;
«Образ жизни».
28.05.1937
Альфред Адлер Биография — История и биографии
Альфред Адлер был австрийским врачом и психотерапевтом, который известен тем, что создал школу мысли, известную как индивидуальная психология. Его также помнят за его концепцию комплекса неполноценности, который, по его мнению, сыграл важную роль в формировании личности. Первоначально Олдер был коллегой Зигмунда Фрейда, помогал установить психоанализ и был одним из основателей Венского психоаналитического общества.
Теория Адлера была сосредоточена на рассмотрении личности в целом, поэтому он назвал свой подход индивидуальной психологией. В конце концов Адлер был исключен из психоаналитического круга Фрейда, но он продолжал оказывать огромное влияние на развитие психотерапии. Он также оказал большое влияние на многих других великих мыслителей, включая Авраама Маслоу и Альберта Эллиса.
Лучший известный для
- Индивидуальная Психология
- Концепция комплекса неполноценности
- Президент Венского психоаналитического общества, 1910
Рождение и Смерть
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года. Он умер 28 мая 1937 года.
Ранний период жизни
Альфред Адлер родился в Вене, Австрия. В раннем детстве он страдал рахитом, который мешал ему ходить до четырехлетнего возраста. Из-за проблем со здоровьем в детстве Адлер решил, что станет врачом, и после окончания Венского университета в 1895 году с дипломом врача начал свою карьеру в качестве офтальмолога, а затем переключился на общую практику.
Карьера и дальнейшая жизнь
Вскоре Алдер обратил свои интересы в область психиатрии. В 19902 году Зигмунд Фрейд пригласил его присоединиться к психоаналитической дискуссионной группе. Эта группа встречалась каждую среду в доме Фрейда и в конечном итоге вырастет в Венское психоаналитическое общество. Пробыв некоторое время на посту президента группы, Адлер ушел частично из-за своего несогласия с некоторыми теориями Фрейда.
Хотя Адлер сыграл ключевую роль в развитии психоанализа, он также был одним из первых крупных деятелей, которые откололись, чтобы сформировать собственную школу мышления. Он поспешил указать, что, хотя он был коллегой Фрейда, он никоим образом не был учеником известного австрийского психиатра.
В 1912 году Альфред Адлер основал Общество индивидуальной психологии. Теория Адлера предполагала, что у каждого человека есть чувство неполноценности. С детства люди работают над преодолением этой неполноценности, утверждая свое превосходство над другими. Адлер называл это «стремлением к превосходству» и считал, что это побуждение является движущей силой человеческого поведения, эмоций и мыслей.
Вклад в психологию
Теории Альфреда Адлера сыграли важную роль в ряде областей, включая терапию и развитие ребенка. Идеи Алдера также повлияли на других важных психологов, включая:
- Авраам Маслоу
- Карл Ро
Адлер, Альфред — это… Что такое Адлер, Альфред?
Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Биография
Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.
В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.
Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом
В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[1]. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.
Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[2]8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда. Однако, согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.»[3]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу.»[4].
Дальнейшая жизнь
В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.
В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.
Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.
Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Примечания
Сочинения
Ссылки
См. также
Альфред Адлер, психолог: биография, книги
Альфред Адлер – знаменитый психолог, психиатр и мыслитель. Обрел всемирную известность благодаря развитию своей концепции о том, что каждый человек должен стремиться выражать свои неповторимые стремления, таланты и способности. Альфред Адлер является создателем индивидуальной психологии. Это был настоящий прорыв в истории научной мысли. Он разработал теорию, благодаря которой человек начал рассматриваться с позиции индивидуального существа, имеющего собственные привычки и потребности.
Альфред Адлер. Биография
Будущий ученый родился 7 февраля 1870 года в многодетной еврейской семье. Детство и юность его прошли в борьбе за собственное здоровье: Альфред рос слабым и хилым мальчиком. Постоянные недомогания нередко препятствовали общению со сверстниками. Именно тогда, в детстве, Альфред Адлер учился понемногу себя преодолевать, работать над своим внутренним состоянием. Он намеренно закалял характер, усилием мысли тренировал волю. Однажды ребенок даже оказался близок к смерти, но победил ее. Большим увлечением мальчика являлось чтение. Он изучил большое количество книг, которые оказали существенное влияние на формирование его индивидуального мировоззрения.
После достижения совершеннолетнего возраста Адлер поступил в Венский университет на медицинский факультет. Позже всерьез заинтересовался психиатрией и неврологий. Альфред хотел объяснить себе причины многих болезней и потому в своих исследованиях обращался к психологии. После окончания университета молодой человек получил ученую степень и смог продолжить карьеру. Сегодня он известен как автор многочисленных книг и научных трудов. Рассмотрим в данной статье некоторые из них.
Альфред Адлер «Понять природу человека»
Одна из самых известных книг, оказавших сильное воздействие на развитие психологии индивидуальности. В этом труде основная мысль такая: каждый человек в жизни осуществляет свой выбор. То, какой именно дорогой он пойдет, в дальнейшем определяет отношение к жизни в целом и ее проявлениям в частности. Каждая личность должна стремиться понять свою природу.
В противном случае ей придется всю жизнь бороться за свои идеалы, выступать против общественных организаций и установленных канонов. Вот о чем говорит в книге Альфред Адлер. «Понять природу человека» — это замечательная книга, которую стоит прочитать каждому. Автор делает упор на том, что мы сами отвечаем за принятое когда-то решение: оно может неожиданным образом сказаться на всей последующей жизни.
«Наука жить»
По сути, ее следовало бы преподавать в средних школах и университетах. Науке жить необходимо обучиться, находясь в юношеском возрасте. Альфред Адлер подчеркивает, что искусством правильного и гармоничного существования владеет далеко не каждый. Множество людей вообще никогда не задумываются о причинах своих поступков, не умеют анализировать настоящее и принимать уроки судьбы. Адлер раскрывает перед читателем истинные мотивы внутренних конфликтов, затяжных стрессов, приводящих к депрессиям.
В «Науке жить» объясняется, почему одни люди никак не могут достичь счастья, хотя стремятся к нему много лет, а другие даже при отсутствии важных составляющих финансового благополучия находятся в состоянии гармонии с самим собой и внутренней сущностью. Такую мысль подчеркивает в тексте Альфред Адлер. Психология индивидуальности получает в этой книге максимальное раскрытие.
«Воспитание детей. Взаимодействие полов»
Адлер в своих исследованиях затрагивал тему становления личности у ребенка. Он настаивал на том, что с самых малых лет необходимо воспитывать в детях индивидуальность. Как этого достичь на практике? Прежде всего, необходимо научиться уважать личность, считаться с ее мнением. В противном случае такой человек не сможет в будущем стать успешным, достичь высокого профессионального развития.
«Очерки по индивидуальной психологии»
В этой книге Адлер приводит практические примеры того, как происходит становление индивидуальности у конкретных личностей. Он мастерски и захватывающе описывает весь тот опыт, с которым людям приходится сталкиваться, раскрывает всю внутреннюю систему глубинных переживаний.
Прежде чем стать индивидуальностью, человеку, как правило, приходится пройти большой путь, побороть множество конфликтов, определиться с целями и задачами на будущее, иметь смелость воплотить их в реальность.
«Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»
Адлер рассматривал науку о душе как неотъемлемую составляющую личностного развития. Познание в целом осуществляется только путем индивидуального выбора. Каждый человек сам при этом делает выбор, на что направлять ему собственные усилия. Самопознание невозможно без развитой рефлексии и умения распознавать свои истинные мотивы.
В данной книге автор рассматривает вопрос о том, как личность начинает осознавать свою внутреннюю природу, какие усилия для этого прикладывает. «Индивидуальная психология» подчеркивает важность человеческого выбора в каких-то сложных ситуациях. Множество людей при этом теряются и не знают, как им следует поступить. Лишь единицы продолжают действовать уверенно и с энтузиазмом.
«Психология индивидуальных различий»
Известно, что все мы разные. У каждой личности имеются свои привычки и предпочтения. Индивидуальные различия между людьми часто и становятся причинами внешних конфликтов, приводящих к непониманию. В данной книге автор обращается к мыслительной способности личности осознать отличительные характеристики своего оппонента, постараться понять его.
Таким образом, большим мастером психологии индивидуальности был Альфред Адлер. Книги его и по сей день остаются невероятно востребованными, актуальными. Они помогают личности, желающей найти свое истинное «я», отыскать духовную природу, понять причины многочисленных внутренних конфликтов и барьеров на пути к счастью. Самопознание здесь выступает значимым и неотъемлемым звеном, которое и способствует стремительному продвижению вперед.
|
Книги Альфреда Адлера
«Трудности, связанные с моим критерием демаркации (D), важны, но их не следует преувеличивать. Это расплывчато, так как это методологическое правило, и поскольку разграничение между наукой и не-наукой нечеткое. Но его более чем достаточно, чтобы провести различие между многими физическими теориями, с одной стороны, и метафизическими теориями, такими как психоанализ или марксизм (в его нынешней форме), с другой. Это, конечно, один из моих главных тезисов; и никто, кто не понял этого, нельзя сказать, что понял мою теорию.
Ситуация с марксизмом, кстати, очень отличается от ситуации с психоанализом. Марксизм когда-то был научной теорией: он предсказывал, что капитализм приведет к росту нищеты и, через более или менее умеренную революцию, к социализму; предсказывалось, что это сначала произойдет в технически наиболее развитых странах; и он предсказал, что техническая эволюция «средств производства» приведет к социальному, политическому и идеологическому развитию, а не наоборот.
Но (так называемая) социалистическая революция произошла сначала в одной из технически отсталых стран. И вместо средств производства, порождающих новую идеологию, именно ленинская и сталинская идеология, согласно которой Россия должна продвигать свою индустриализацию («Социализм — это диктатура пролетариата плюс электрификация»), способствовала новому развитию средств производства.
Таким образом, можно сказать, что марксизм когда-то был наукой, но которая была опровергнута некоторыми фактами, которые оказались в противоречии с его предсказаниями (здесь я упомянул лишь некоторые из этих фактов).
Однако марксизм больше не наука; поскольку он нарушил методологическое правило, согласно которому мы должны принимать фальсификацию, и сделал себе прививку от самых вопиющих опровержений своих предсказаний. С тех пор это можно описать только как не-науку — как метафизический сон, если хотите, обрученный с жестокой реальностью.
Психоанализ — совсем другой случай. Это интересная психологическая метафизика (и, несомненно, в ней есть доля истины, как это часто бывает в метафизических идеях), но она никогда не была наукой.Может быть много людей, которые принадлежат к фрейдистским или адлеровским случаям: сам Фрейд явно был фрейдистским, а Адлер — адлеровским. Но что мешает их теориям быть научными в описанном здесь смысле, очень просто то, что они не исключают никакого физически возможного человеческого поведения. Все, что может делать кто угодно, в принципе можно объяснить в терминах Фрейда или Адлера. (Разрыв Адлера с Фрейдом был скорее адлеровским, чем фрейдистским, но Фрейд никогда не рассматривал это как опровержение своей теории.)
Дело очень ясное. Ни Фрейд, ни Адлер не исключают действия какого-либо конкретного человека каким-либо определенным образом, независимо от внешних обстоятельств. Пожертвовал ли мужчина своей жизнью, чтобы спасти тонущего ребенка (случай сублимации), или он убил ребенка, утопив его (случай вытеснения), невозможно предсказать или исключить с помощью теории Фрейда; теория совместима со всем, что могло произойти, даже без специальной иммунизации.
Таким образом, в то время как марксизм стал ненаучным, приняв стратегию иммунизации, психоанализ с самого начала был невосприимчивым и оставался им.Напротив, большинство физических теорий не содержат тактики иммунизации и с самого начала могут быть опровергнуты. Как правило, они исключают бесконечное количество мыслимых возможностей ».
—
Карл Поппер
.
Альфред Адлер — Википеди
Альфред Адлер (7 ubat 1870-28 мая 1937), bireysel psikoloji ekolünün kurucusu, Yahudi kökenli Avusturyalı psikiyatrist. Derinlik psikolojisinin üç büyük kurucusundan biridir. (diğerleri: Freud, Jung.) Alfred Adler, 7 ubat 1870 yılında Rudolfsheim-Fünfhaus’da bir kasaba olan Mariahilfer Straße’de Yahudi bir ailenin 7 çocuğundan 2.’si olarak doğdu.
Başlığın diğer anlamları için Adler sayfasına bakınız.
Avusturya Penzing’de doğdu ve Viyana’da büyüdü.Viyana Üniversitesi Tıp Okulunda doktorluk eğitimi aldı ve 1895’te mezun oldu. Pratisyen hekim olarak çalıştığı ilk doktorluk yıllarından başlayarak hastayı çevresiyle ilişkileri içerisinde ele almak gerektiğini vurguladı ve bireyle ilgili sorunlara yöneliışırdıııılı, bireyle ilgili sorunlara yöneliışırdııııılı, bireyle ilgili sorunlara yöneliışırdıııılı, Bedensel düzensizliklerle ilişkili olarak psikoloji ile ilgilenmeye başladı. 1902 г. Зигмунд Фрейд иле tanıştı, öğrencisi oldu ve birlikte Adler’in başkanlığında Viyana Psikanaliz Topluluu’nu kurdular.Bir süre sonra Freud ile fikir ayrılıkları ortaya çıktı. Adler’in Organların Yetersizliği kitabından sonra tamamen uzlaşılmaz bir hale geldi ve 1911’de, Адлер, izleyicileriyle beraber Freud’u açıkça eleştirerek bireysel psikolojiyi geliştirmeyeşladı.
Hans Vaihinger’in ruhsal inşa fikirlerinden etkilendi ve erkek egemen toplumda doğal bir sonuç olarak «Erkeksi Başkaldırı» ile organik aşağılık ve telafi teflafi. Адлер, Freud’un teorileri ile karşı görüşe geldi, fikir ayrılığı 1911’deki Weimar Psikanaliz Kongresi’nde aleni oldu.Адлер, Freud’un inandıı seks içgüdüsünün BAKSınlığı ve ego dürtüsünün libidinal (?) Olup olmadığı ile çekişiyordu, Freud’un bilinçaltına atma üzerine fikirleriş eleştirm. Adler bilinçaltına atma teorisinin, erkeksi başkaldırının aşırı telafisi ve aşağılık hislerinden türetilmiş sinirsel bir durum olan ego -savunma eğilimleri- konseptiretirıdırı Адлер Вияна Topluluundan ayrıldı ve 1912’de Bireysel Psikoloji Topluluğu adını alan, Özgür Analitik Araştırmalar Topluluu’nu kurdu.
1912’de ana fikirlerini tanımladığı Über den Nervösen Charakter kitabını yazdı. Kişinin bilinçsiz öz ereğinin temel amaçlarının basketıladığı ayrı aşamaların aşağılık hislerini üstünlüğe (veya bilakis yeterliliğe) dönüştürdüğü idlanselin derekini. Adler’e göre öz erek arzularına, toplumsal ve etnik gereksinimler karşı koyar, düzeltici etkenler umursanmaz ve kişi aşırı telafi ederse aşağılık kompleksi oluabilmerçöüzüşı, kişışıÜstünlük çabası ве Анне баба баскисы önemli.
I. Dünya Savaşı ile çalışmaları durdu, bu sırada Avusturya Ordusunda doktorluk görevi yaptı. Savaş sonrası 1930’lara olan etkisi adamakıllı arttı, 1921’den itibaren bir takım çocuk rehberliği klinikleri kurdu ve Avrupa ve Amerika Birleşik Devletleri’nde sık sık okutman, 1927’de misönivers olombiya Ünivers. Tedavi edici yöntemlerinde sosyal ilgiyi cesaretlendirip ve ödüllendirip fakat şımartma ve ihmalden kaçınarak sorunları çocukta önceden tutup, yetişkin ruha yoğunlaşmaktan kaçındı.Yetişkinlerde tedavi, suçlama veya üstünlük taslama tutumlarının tedavi edilen kimse tarafından dışarıda bırakılmasına dayanmaktaydı, kişisel davranışın farkınını Yaygın tedavi araçları mizah kullanımı, tarihi anları ve mantığa aykırı emirleri içermekteydi. Adler’in popülaritesi görece optivizmi ве fikirlerinin Freud ве Jung’unkilerle karşılaştırıldığında anlaşılabilir olması ile ilişkiliydi. Adler sıklıkla, Kişinin davranış şablonu analizi toplumla, işi ve cinsiyeti ile ilişkilidir , savını vurgulamıştı.
1934’te Avusturya Hükümeti, Yahudi olduğu için Adler’in kliniklerinin çoğunu kapattı. Адлер 1935’te Лонг-Айленд Тип Kolej’ine Profesör olarak Avusturya’dan ayrıldı. 28 мая 1937 года, İskoçya’nın üniversite kenti Aberdeen’de, yolda giderken ansızın yere yığılıp kalmış, hemen sonrasında da kalp sektesine uğrayarak yaşama gözlerini yummuştur.
Kişilik Gelişiminde Anne ve Baba EtkisiDüzenle
Адлер, çocuğun ileriki yıllarında kişilik sorunu yaşamasına neden olacak iki tür anne baba davranışı belirlemiştir.Bunlardan birincisi çocuklarına özen gösteren ve aşırı koruma sağlayan, sonuç olarak çocukta şımarma tehlikesi yaratan anne baba davranışıdır. Adler’e göre böyle bir anne baba tutumu yanlıştır. Bunun yerine çocuklar hata yapsalar bile kendi sorunlarını çözmelerine ve bazı kararları kendilerinin almalarına izin vermek uzun vadede onların iyiliğine olacaktır.
.