Активное целостное отражение мира: Позновательные психические процессы — Умная Сова

Содержание

Позновательные психические процессы — Умная Сова

Апперцепция это –

Выберите один ответ:

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов это –

Выберите один ответ:

Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах это –

Выберите один ответ:

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями это –

Выберите один ответ:

Восприятие это –

Выберите один ответ:

Двигательная память это –

Выберите один ответ:

Долговременная память представляет собой:

Выберите один ответ:

К интероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

К проприоцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

К экстероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:

Кратковременная память представляет собой:

Выберите один ответ:

Мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений –

Выберите один ответ:

Мышление это

Выберите один ответ:

Образная память это

Выберите один ответ:

Оперативная память представляет собой:

Выберите один ответ:

Основными свойствами ощущений являются:

Выберите один или несколько ответов:

Ощущение это –

Выберите один ответ:

Память это –

Выберите один ответ:

Под константностью понимают:

Выберите один ответ:

Под перцепцией понимают:

Выберите один ответ:

Предположение о том, что в восприятии сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта принадлежит:

Выберите один ответ:

Расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку –

Выберите один ответ:

Установление между предметами сходства или различия это –

Выберите один ответ:

Утверждение о том, что процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью относится к:

Выберите один ответ:

Эмоциональная память это —

Выберите один ответ:

Глава 2 Восприятие. Общая психология

Глава 2 Восприятие

2.1. Восприятие как процесс

Восприятие – отражение в сознании человека предметов, ситуаций и явлений, воздействующих на рецепторы органов чувств. Для восприятия недостаточно лишь факта наличия органов чувств: в отличие от ощущения восприятие предполагает особую активность, направленную на постоянный поиск информации и уточнение отражаемых в сознании образов предметов, явлений и ситуаций. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности. Восприятие как более сложный активный психический процесс, связанный с деятельностью человека, включает в себя ощущение и основывается на нем.

Рассмотрим основные свойства восприятия.

1. Константность – относительная постоянность образа, свойств предметов при изменении условий их восприятия. Человек воспринимает качества объектов (их величину, форму, цвет) относительно постоянными, вне зависимости от расстояния до воспринимаемого предмета, угла восприятия, степени освещенности и т.д. Известный нам предмет будет казаться нам таким же даже при значительных изменениях. К примеру, большая красная пожарная машина всегда будет восприниматься нами таковой, вне зависимости от того, стоим мы с ней рядом или видим ее издалека. Еще один пример: если вытянуть одну руку, а вторую оставить на небольшом расстоянии от глаз, то ладони будут восприниматься как равные, несмотря на разницу в расстоянии до них.

2. Предметность – способность отражать объекты не в виде набора отдельных ощущений, а виде определенных предметов. Предметность восприятия не является врожденным качеством, а формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с предметом. Человеку сложно охарактеризовать предмет без участия движений, без соотнесения его с тем, как он используется или какую функцию несет. Каждый знакомый нам предмет имеет свое назначение, присущие ему форму и свойства.

3. Целостность – внутренняя мысленная достройка некоторых частей объекта до целостного образа. Различные объекты и ситуации воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части в данный момент не могут быть наблюдаемы. Человек в состоянии завершать образ предмета до нужной формы, объединяя отдельные, разрозненные части объекта в знакомый ему образ. Например, мы достраиваем образ товара, находящегося в непрозрачной упаковке; читая книгу, мы воспринимаем не набор отдельных букв, а предложения, связанные в текст.

4. Обобщенность – отнесение образа к некоторому определенному классу объектов, имеющих сходство по какому-либо признаку. Так, рассматриваемый нами товар может быть отнесен к «качественному» или «дешевому» в зависимости от признаков, которые характеризуют его как представителя целого класса предметов или объектов.

5. Осмысленность – свойство приписывать объекту восприятия какой-либо смысл, обозначать его термином или понятием. Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнавая тот или иной предмет, мы соотносим его с уже известным нам образом этого предмета. Зачастую для узнавания предмета нам достаточно знать лишь некоторые его отличительные признаки.

Исходя из преобладания того или иного анализатора, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое восприятие.

Существует еще одна разновидность классификации, в которой выделяют три основных вида восприятия: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

2.2. Восприятие пространства

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины предметов, их взаимного расположения, а также расстояния до предметов и между ними.

С помощью зрения мы отмечаем основные детали окружающих нас объектов или предметов, их характерные признаки. Определяющее значение при восприятии формы предметов играют движения глаз, направленные на определение контуров предметов.

Целостность восприятия предметов достигается благодаря основным законам восприятия, сформулированным в рамках гештальт-психологии.

1. Закон фигуры и фона. Воспринимаемые человеком предметы всегда осознаются им как некоторые фигуры, выделяющиеся на том или ином фоне. Человек воспринимает фигуру как некоторое замкнутое целое, расположенное впереди фона.

Лучшей иллюстрацией этого закона служит «ваза Рубина».

Знаменитая картина, часто использующаяся для объяснения концепции фигуры и фона, была разработана датским психологом Эдгаром Рубином (1886–1951) примерно в 1915 г. и впервые представлена в книге Рубина «Зрительные фигуры» (Synsoplevede Figurer).

В зависимости от того, какой цвет – черный или белый – является фигурой (выдвигается на передний план) или фоном (уходит на задний план), наш мозг интерпретирует картинку в виде двух разных изображений. Зачастую сложно, а иногда и невозможно воспринимать оба изображения одновременно, без переключения с одного на другое.

Иллюстрацией с оптической иллюзией фигуры и фона является, кстати, национальный флаг Канады.

2.  Принцип близости. Предметы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Чем ближе друг к другу располагаются те или иные элементы, тем больше вероятность воспринять их как единый образ.

На приведенном ниже рисунке можно увидеть десять объектов, которые мы в силу принципа близости склонны воспринимать как три отдельные группы.

3.  Принцип схожести. Имеют тенденцию восприниматься вместе однородные стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме. В единую структуру нами относятся объекты, обладающие симметрией или периодичностью.

Оценивая представленную ниже картинку, мы скорее воспринимаем пять строк, нежели пять столбцов.

4.  Принцип замкнутости. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. Видя фрагментарное изображение или слыша обрывочную фразу, человек всегда будет стараться дополнить недостающие детали воспринимаемого объекта.

На приведенном рисунке мы видим ромб и окружность, несмотря на то что изображение в целом не завершено.

В восприятии величины предметов значительную роль играют параметры его изображения на сетчатке глаза. Чем больше оказывается изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется сам предмет. При рассматривании близких предметов кривизна хрусталика увеличивается, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Зрительное восприятие пространства различается в зависимости от того, осуществляется ли оно одним глазом (монокулярно) или двумя глазами (бинокулярно).

Существуют два механизма изменения в работе глаз для настройки четкого видения предметов на различном удалении – аккомодация и конвергенция.

Аккомодация (от лат. accommodatio – приспособление) – изменение кривизны хрусталика при взгляде на близкие и отдаленные объекты или их детали, что достигается за счет сокращения или расслабления цилиарной мышцы глаза. Когда цилиарная мышца находится в расслабленном состоянии, прикрепленный к цилиарному телу ресничный поясок натягивается и хрусталик уплощается. В таком состоянии глаз может увидеть предметы, расположенные на удаленном от него расстоянии. Чтобы рассмотреть предметы, расположенные вблизи, хрусталик становится более выпуклым. Теоретическое обоснование аккомодации глаза дали английский физик Томас Юнг (1773–1829) и немецкий физиолог Герман Гельмгольц (1821–1894).

Конвергенция (от лат. convergo – сближаю) – сведение осей глаз, происходящее при восприятии приближающихся или удаляющихся объектов.

Восприятие величины предметов действует в определенных пределах: 5–6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.

2.3. Восприятие движения

Восприятие движения позволяет отразить изменения в том положении, которое объекты занимают в пространстве. Направление движения оценивается по перемещению изображения объекта на сетчатке, а также исходя из того, каким образом работают мышцы глаз при наблюдении за движением объекта.

Движение предметов воспринимается в зависимости от их удаленности от человека и скорости их движения. Человек практически не воспринимает крайне медленные движения и в состоянии судить о них лишь по косвенным признакам. Чем дальше удалены от глаз человека предметы, тем меньшей ему кажется скорость их движения.

Воспринимая движение каких-либо предметов или объектов, мы воспринимаем их отличительные черты – форму движения (прямая, круговая и т.д.), амплитуду движений, направление, продолжительность и скорость движения.

Способность верно оценивать пространственные отношения между предметами или объектами называется глазомером. Выделяют статический и динамический глазомер.

Статический глазомер заключается в способности к определению размеров статичных, неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем.

Динамический глазомер – это способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.

Острота зрения – это характеристика способности видеть самые мелкие предметы.

2.4. Восприятие времени

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени зависит от того, чем оно заполнено, и от эмоционального состояния человека. Хорошее настроение, положительные эмоции, интересная работа «ускоряют ход времени»; при дурном настроении минуты могут казаться часами.

Обычно также несколько преувеличивается длительность небольших промежутков времени, а большие интервалы времени уменьшаются.

2.5. Иллюзии восприятия

При восприятии объектов у человека может возникать искаженное зрительное восприятия признаков тех или иных предметов – зрительные иллюзии.

Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий.

1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях. Примером такой иллюзии может служить иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет которой светлые предметы на черном фоне воспринимаются как более крупные, чем равные с ними черные предметы на светлом фоне.

В данном случае белый квадрат может казаться нам бо?льшим, чем черный.

2. Иллюзия, при которой длина вертикальных линий воспринимается как бо?льшая по сравнению с длиной горизонтальных.

Горизонтально-вертикальная иллюзия была описана Вильгельмом Вундтом в 1858 г.

Можно привести пример рисунка с увеличенной на треть горизонтальной линией, на котором обе линии начинают восприниматься нами как равные.

3. Иллюзия контраста, при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и как меньший среди больших фоновых предметов. Данная иллюзия называется также «иллюзией Эббингауза» в честь знаменитого немецкого психолога Германа Эббингауза (1850–1909). На самой известной иллюстрации данной иллюзии два одинаковых по размеру круга изображены таким образом, что один из них окружен большими окружностями (и кажется меньшим), тогда как другой – маленькими (и кажется бо?льшим).

4. Иллюзия перенесения признаков целой фигуры на ее части. В качестве иллюстрации можно использовать вариацию «иллюзии Мюллера – Лайера».

На рисунке изображены две горизонтальные линии в виде стрел, одна из которых имеет стандартные наконечники, а другая – повернутые в обратную сторону. Длина линий абсолютно равна, но человек воспринимает первую линию как более длинную.

5. «Иллюзия Понзо», или «иллюзия железнодорожных путей». Данная иллюзия была впервые продемонстрирована итальянским психологом Марио Понзо (1882–1960) в 1913 г. Автор предположил, что человек воспринимает размер объекта в зависимости от фона.

На данном рисунке верхняя горизонтальная линия кажется нам более длинной, хотя на самом деле они одинаковы.

6. «Иллюзия Геринга», или «иллюзия веера». Была обнаружена немецким психологом Эвальдом Герингом (1834–1918) в 1861 г. Геринг установил, что фон создает неверное восприятие глубины.

Линии на самом деле прямые, но выглядят искривленными.

7. «Иллюзия Поггендорфа», или «иллюзия пересечения», предложенная немецким ученым Йоханом Кристианом Поггендорфом (1796–1877) в 1860 г. С помощью данной иллюзии мы можем оценить особенности восприятия при взаимодействии диагональных и вертикальных линий.

Прямую линию составляют AC, а не AB, как кажется.

8. «Иллюзия Германна», или «иллюзия решетки», предложенная немецким ученым Людимаром Германном (1838–1914) в 1870 г. на основе книги знаменитого английского физика Джона Тиндаля «О звуке» (1867).

Иллюзия характеризуется наличием некоторых точек-призраков, которые мы воспринимаем, глядя на пересечения белых полос. Эти точки исчезают, если зафиксировать наш взгляд на каком-то конкретном пересечении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тест по психологии «Ощущение и восприятие»

Тест «Ощущение и восприятие»

Вариант 1

1. Ощущение – это:
+1) деятельность специальных нервных аппаратов, приводящих к созданию образов предметов и явлений;
2) отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
3) информация, которая поступает в мозг и на основе которой, складывается целостный образ.

2. Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется:

1) восприятием

+2) ощущением

3) деятельностью

4) рефлексом

3. Величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его, называется:

1) контрастом ощущений

2) адаптацией
+3) порогом чувствительности

4) верхним порогом чувствительности

4. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется порогом:

+1) нижним абсолютным

2) верхним абсолютным

3) разностным

4) дифференциальным

5. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это…

1) категориальность восприятия

2) модальность ощущения

3) константность восприятия 

+4) предметность восприятия

6. К свойствам ощущений не относят:
1) продолжительность;

2) интенсивность;

3) качество;

+4) интероцептивность.

7. Восприятием называется психический процесс, суть которого в:

+1) отражении в сознании человека предметов или явление в совокупности его свойств
2) опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов
3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4) абстрактом отражении предметов и явлений материального мира

8. Восприятие человека человеком носит специальное название:

1) аттракция

2) рефлексия

3) эмпатия

+4) социальная перцепция

9. Сознательно воспринимать предмет – это значит:

1) воспринимать предмет или явление, находясь в сознании, т.е. осознавая факт своего восприятия этого предмета
+2) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове

3) воспринять предмет под углом зрения потребностей
4) просчитать возможные последствия взаимодействия этих предметов

10. Что не относится к видам восприятия:
1) восприятие деятельности;

2) восприятие пространства;

3) восприятие движения;
4) восприятие времени;

+5) восприятие человека человеком;
+6) восприятие предметов и явлений окружающего мира;

+7) восприятие мира;

Вариант 2

1. Ощущением называется психический процесс, состоящий в:

1) целостном отражении объектов окружающего мира
2) обобщенном отражении предметов и явлений материального мира
+3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира

4) опосредованном отражении отдельных свойств физического мира

2. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является:

1) потребность

2) мышление

+3) ощущение

4) воображение

3. Способность к ощущениям имеется:

1) у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой
+2) у всех живых существ
3) только у человека
4) у всех живых существ, обладающих нервной системой

4. Осознаваемые ощущения доступны:

1) всем биологическим формам жизни

2) человеку и высшим животным

+3) только человеку

5. К экстерорецептивным ощущениям не относят:
1) вкусовые;

2) обонятельные;

3) слуховые;

4) зрительные;

+5) двигательные.

6. Восприятие – это:
+1) целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
2) наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними улавливается.
3) функциональное состояние органов чувств, зависящее от чувствительности анализаторов соответствующего типа.

7. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется:

1) избирательностью

+2) предметностью

3) адекватностью

4) осмысленностью

8. Для какого познавательного процесса характерны следующие свойства «предметность, апперцепция, константность, осмысленность, избирательность, целостность»:

1) мышление;

2) ощущения;

3) внимание;

+4) восприятие.

9. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

1) Представление

+2) восприятие

3) когнитивный диссонанс

4) ощущение

10. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, называется:

1) ощущением

2) мышлением

3) воображением

+4) восприятием

Без имени 1 — 1 Апперцепция это a восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей Вопрос 2

Вопрос 1

Апперцепция это –

Вопрос 2

Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов это –

Вопрос 3

Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах это –

Вопрос 4

Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями это

Вопрос 5

Восприятие это –

Вопрос 6

Двигательная память это –

Вопрос 7

Долговременная память представляет собой:

Вопрос 8

К интероцептивным ощущениям относятся:

Вопрос 9

К проприоцептивным ощущениям относятся:

Вопрос 10

Текст вопроса

К экcтероцептивным ощущениям относятся:

Вопрос 11

Кратковременная память представляет собой:

Вопрос 13

Мышление это —

Вопрос 14

Образная память это –

Вопрос 15

Оперативная память представляет собой:

Вопрос 16

Основными свойствами ощущений являются:

Выберите один или несколько ответов:

a. продолжительность и пространственная локализация 

b. абсолютный и относительный пороги ощущений 

d. качество и интенсивность 

Вопрос 18

Память это –

Вопрос 19

Под константностью понимают:

Вопрос 20

Под перцепцией понимают:

Вопрос 21

Предположение о том, что в восприятии сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта принадлежит:

Вопрос 22

Расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку –

Вопрос 25

Эмоциональная память это —

a.Память на чувств

Восприятие — Медицинская энциклопедия

Восприя́тие

Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.

Восприятие бредовое — нарушенное В. у психически больного, при котором лица, предметы и события приобретают для него новый неясный смысл.


Источник:
Медицинская энциклопедия
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ВОСПРИЯТИЕ —
    ВОСПРИЯТИЕ — процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств.
    Новейший философский словарь
  2. Восприятие —
    Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств…
    Толковый словарь психиатрических терминов
  3. восприятие —
    1. Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта.
    Толковый переводоведческий словарь
  4. Восприятие —
    (лат. perceptio — принятие в себя, восприятие) целостное отражение предметов, ситуаций, событий, действий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
    Криминалистическая энциклопедия
  5. восприятие —
    См. воспринимать
    Толковый словарь Даля
  6. восприятие —
    Восприя́/ти/е [й/э].
    Морфемно-орфографический словарь
  7. восприятие —
    ВОСПРИЯТИЕ — форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для…
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. восприятие —
    Восприятие, восприятия, восприятия, восприятий, восприятию, восприятиям, восприятие, восприятия, восприятием, восприятиями, восприятии, восприятиях
    Грамматический словарь Зализняка
  9. Восприятие —
    Сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
    Большая советская энциклопедия
  10. восприятие —
    ВОСПРИЯТИЕ Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на организм раздражителей и обеспечивающее ориентировку в окружающем мире. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)
    Словарь спортивных терминов
  11. восприятие —
    Способность живых организмов видеть, слышать, осязать, ощущать вкус и запахи, г. е. детерминированный внеш. причинами процесс познания, в к-ром явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений, образов или словесных символов.
    Биологический энциклопедический словарь
  12. Восприятие —
    Субъективный образ человека, предмета, явления, который в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, а также сами действия, направленные на ознакомление с предметом, чувственно-исследовательская деятельность (осматривание, слушание…
    Сексологическая энциклопедия
  13. ВОСПРИЯТИЕ —
    ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) — англ. perception; нем. Wahrnehmung. Субъективный образ предмета, явления, ситуации, непосредственно воздействующих на органы чувств, а также процесс формирования этого образа, включающий понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта.
    Социологический словарь
  14. восприятие —
    ВОСПРИ’ЯТИЕ, восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).
    Толковый словарь Ушакова
  15. восприятие —
    ВОСПРИЯТИЕ, я, ср. 1. см. воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия.
    Толковый словарь Ожегова
  16. ВОСПРИЯТИЕ —
    ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий).
    Новая философская энциклопедия
  17. восприятие —
    ВОСПРИЯТИЕ -я; ср. 1. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. Целостное в. Детское в. Поэтическое в. действительности. В. природы, красоты. Быстрота восприятия. 2. Психол., филос.
    Толковый словарь Кузнецова
  18. ВОСПРИЯТИЕ —
    (англ. perception). 1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
    Большой психологический словарь
  19. восприятие —
    орф. восприятие, -я
    Орфографический словарь Лопатина
  20. восприятие —
    восприятие I ср. Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. II ср. Психический процесс чувственного отражения действительности в сознании, включающий в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта.
    Толковый словарь Ефремовой
  21. ВОСПРИЯТИЕ —
    ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
    Большой энциклопедический словарь
  22. Восприятие —
    (чувственное). — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово…
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  23. Восприятие —
    Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.
    Педагогический терминологический словарь
  24. восприятие —
    сущ., кол-во синонимов…
    Словарь синонимов русского языка

1.2. Восприятие

Тема, посвященная
восприятию, является одной из ключевых
тем для организационного поведения.
Восприятие, как отмечается в одном из
наиболее известных учебников по
менеджменту, влияет на ожидания и на
все остальные аспекты поведения.
Восприятие очень важно, потому что
именно оно определяет, что такое
«реальность» для конкретного индивидуума.
Люди реагируют не на то, что действительно
происходит в их окружении, а на то, что
они воспринимают как действительно
происходящее. То, что происходит в
действительности, влияет на поведение
только в той мере, в какой это воспринимается
самим человеком [Мескон и др., С. 101].

Не существует двух
людей, которые могли бы воспринять
что-то совершенно одинаково. Например,
зная закономерности восприятия можно
лучше понять и объяснить то обстоятельство,
что начальник отдела и его подчиненный
могут совершенно по-раз­ному реагировать
на одно и то же указание высшего
руководства. Кроме того, послед­ние
исследования показали: такое явление,
как возрастное восприятие, может оказать
влияние на продвижение по службе и
деятельность индивидуума. Ф. Лютенс,
например, отмечает, что в ходе одного
из ис­следований обнаружилось, что
слияние двух фирм не состоялось главным
образом по­тому, что 40-летние руководители
одной фирмы и 65-летние руководители
другой разо­шлись в вопросе о том,
какая из этих групп более способна
принимать решения [Ф.Лютенс, С. 98].

Рассмотрим более
подробно закономерности процесса
восприятия.

1.2.1. Сущность и значимость восприятия

В психологии
восприятие определяется как целостное
отражение предметов, ситуаций, явлений,
возни­кающих при непосредственном
воздействии физических раздражителей
на рецепторные поверхности органов
чувств.

Понятие «вос­приятие»
взаимосвязано с понятием «ощущение»,
однако между ними сущест-вуют и корен­ные
различия. Говоря об ощущениях, подчеркивают,
что их содер­жание не выходит за
пределы элементарных форм отражения,
а суть процессов ощущения заключается
в отражении лишь отдельных свойств
объектов и явлений окружающего нас
мира. Однако реальные процессы отражения
внешнего мира выходят далеко за пределы
элементарных форм. Человек живет не в
мире изоли­рованных световых или
цветовых пятен, звуков или прикосновений,
он живет в мире вещей, предметов и форм,
в мире сложных ситуаций. Все, что бы
человек ни воспринимал, неизменно
предстает перед ним в виде целостных
образов.

Опи­раясь на
совместную работу органов чувств,
происходит синтез отдельных ощу­щений
в сложные комплексные системы. Этот
синтез может протекать как в пре­делах
одной модальности (например, когда мы
смотрим кинокартину, происходит
объединение отдельных зрительных
ощущений в целые образы), так и в пределах
нескольких модальностей (воспринимая
апельсин, мы фактически объединяем
зрительные, осязательные, вкусовые
ощущения, присоединяя к ним и наши
зна­ния о нем). Лишь в результате такого
объединения изолированные ощущения
пре­вращаются в целостное восприятие,
переходят от отражения отдельных
призна­ков к отражению целых предметов
или ситуаций. Поэтому основным отличием
восприятия от ощущения является
предметность осознания всего, что
воздейству­ет на нас, т. е. отображение
объекта реального мира в совокупности
всех его свойств или, иными словами,
целостное отображение предмета.
«Восприятие человека — не только
чувственный образ, но и осознание
выделяющегося из окружения противостоящего
субъекту предмета. Осознание чувственно
данно­го предмета составляет основную,
наиболее существенную отличительную
чер­ту восприятия. Возможность
восприятия предполагает у субъекта
способность не только реагировать на
чувственный раздражитель, но и осознавать
соответ­ственно чувственное качество
как свойство определенного предмета.
Для этого предмет должен выделиться
как относительно устойчивый источник
исходя­щих от него на субъект воздействий
и как возможный объект направленных на
него действий субъекта», — отмечает С.Л.
Рубинштен [Рубинштейн, С. 226].

Восприятие включает
в себя ощущение и основывается на нем.
При этом всякий перцептивный образ
включает в себя целый ряд ощуще­ний,
так как любой предмет или явление
обладают многими и различными свой­ствами,
каждое из которых способно независимо
от других свойств вызвать ощу­щение.
Однако было бы ошибочным полагать, что
такой процесс (от относительно простых
ощущений — к сложному образу восприятия)
является простым сумми­рованием
отдельных ощущений. Рубинштейн пишет
об этом следующее [Рубинштейн, С. 227-228]:

…восприятие вместе
с тем и не сводится к простой сумме
ощущений. Оно всегда является более или
менее сложным целым, качественно отличным
от тех элементарных ощущений, которые
входят в его состав. В каждое восприятие
входит и воспроизведенный прошлый опыт,
и мышление воспринимающего, и — в
известном смысле — также его чувства
и эмоции. Отражая объективную
дей­ствительность, восприятие делает
это не пассивно, не мертвенно-зеркально,
пото­му что в нем одновременно
преломляется вся психическая жизнь
конкретной личности воспринимающего.

В самом чувственном
своем составе восприятие не является
простой механи­ческой суммой друг от
друга независимых, лишь суммирующихся
в процессе восприятия ощущений, поскольку
при этом различные раздражения находятся
в многообразных взаимозависимостях,
постоянно взаимодействуя друг с другом.

Наблюдение и
экспериментальное исследование
свидетельствуют, например, о воздействии
цвета на видимую величину предмета:
белые и вообще светлые предметы кажутся
больше, чем равные им черные или темные
предметы (так, в светлом платье человек
кажется крупнее, полнее, чем в темном),
относительная интенсивность освещения
влияет на видимую отдаленность предмета.
Расстоя­ние или угол зрения, под
которым мы воспринимаем изображение
или предмет, влияет на его видимую
окраску: цвет на расстоянии существенно
изменяется. Включение предмета в состав
того или иного так или иначе окрашенного
цело­го влияет на его воспринимаемый
цвет.

Таким образом, как
мы видим, помимо ощущений в процессе
вос­приятия задействован предыдущий
опыт, процессы осмысления того, что
воспри­нимается, т.е. в процесс
восприятия включаются психические
процессы еще более высокого уровня,
такие как память и мышление. Поэтому
восприятие очень часто называют
перцептивной системой человека.

Исследования
показывают, что восприятие является
очень сложным процессом, требующим
значительной аналитико-синтетической
работы. Прежде всего, получаемая нами
информация об объектах и явлениях
окружающе­го мира ни в коей мере не
является результатом простого раздражения
орга­нов чувств и доведения до коры
мозга возбуждения от периферических
восприни­мающих органов. В процесс
восприятия всегда включены двигательные
компо­ненты (ощупывание предметов и
движение глаз при восприятии конкретных
предметов; пропевание или проговаривание
соответствующих звуков при воспри­ятии
речи). Поэтому восприятие правильнее
всего обозначать как воспринимаю­щую
(перцептивную) деятельность субъекта.
«Воспринимая, человек не только видит,
но и смотрит,
не только слышит,
но и слушает,
а иногда он не только смотрит, но
рассматривает
или всматрива­ется,
не только слушает, но и прислушивается;
он часто активно выбирает установку,
которая обеспечит адекватное восприятие
предмета; воспринимая, он таким образом
производит определенную деятельность,
направленную на то, чтобы привести образ
восприятия в соответствие с предметом,
необходимое в конечном счете в силу
того, что предмет является объектом не
только осознания, но и практического
действия, контролирующего это осознание»,
— писал С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн, С.
226]. Результатом этой деятельности
яв­ляется целостное представление о
предмете, с которым мы сталкиваемся в
реаль­ной жизни.

В свою очередь,
целостное отражение предмета требует
выделения из всего комплекса воздей-ствующих
признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.)
основных ведущих признаков с одновременным
отвлечением (абстракцией) от несуществен­ных.
Вероятно, не будет ошибкой предположение
о том, что на дан­ном этапе восприятия
в формировании перцептивного образа
может принимать участие мышление. В то
же время следующий этап восприятия
требует объедине­ния группы основных
существенных признаков и сопоставления
воспринятого комплекса признаков с
прежними знаниями о предмете, т.е. в
процессе восприя­тия участвует память.
Если при таком сопоставлении гипотеза
о предлагаемом предмете совпадает с
поступающей информацией, возникает
узнавание предмета и происходит его
восприятие. Если гипотеза не согласуется
с реально доходящей до субъекта
информацией, поиски нужного решения
продолжаются до тех пор, пока субъект
не найдет его, т. е. пока он не узнает
предмет или не отнесет его к опре­деленной
категории, мысленно не назовет его.
Рубинштейн отмечает, что каждый

«…предмет определен
понятием, за­крепленным в слове; в
значении слова зафиксированы признаки
и свойства, вскрывшиеся в предмете в
результате общественной практики и
общественного опыта. Сопоставление,
сличение, сверка образа,

возникающего в индивидуаль­ном
сознании, с предметом,
содержание — свойства, признаки —
которого, вы­явленные общественным
опытом, зафиксированным в значении
обозначающего его слова, составляет
существенное звено восприятия как
познавательной деятельности
.

Процесс восприятия
включает в себя познавательную
деятельность «прощу­пывания»,
обследования, распознавания предмета
через образ; возникновение образа из
чувственных качеств в свою очередь
опосредовано предметным значе­нием,
к которому приводит истолкование этих
чувственных качеств. Предметное значение
как бы апперципирует, вбирает в себя и
истолковывает чувственные данные,
возникающие в процессе восприятия»
[Рубинштейн, С. 227].

Причем следует
иметь в виду, что восприятие знакомых
пред­метов (чашка, стол), их узнавание
происходит очень быстро — человеку
до­статочно объединить два-три
воспринимаемых признака, чтобы прийти
к нужно­му решению. Однако при восприятии
новых или незнакомых предметов узнавание
их протекает гораздо сложнее и в более
развернутых формах. Полное восприятие
таких предметов возникает как результат
сложной аналитико-синтетической ра­боты,
при которой выделяются одни, существенные,
признаки, тормозятся дру­гие,
несущественные, и воспринимаемые
признаки объединяются в одно осмыс­ленное
целое. Поэтому скорость узнавания или
отражения объекта реального мира во
многом определяется тем, насколько
восприятие, как процесс, активно, т. е.
насколько активно идет отражение этого
объекта.

Следовательно,
огромную роль в восприятии играет наше
желание восприни­мать тот или иной
предмет, сознание необходимости или
обязанности воспринять его, волевые
усилия, направленные на то, чтобы добиться
лучшего восприятия, настойчивость,
которую мы в этих случаях проявляем.
Таким образом, в восприя­тии предмета
реального мира задействованы внимание
и направленность (в дан­ном случае
желание).

Говоря о роли
желания воспринимать объекты окружающего
нас мира, мы не­вольно доказы-ваем то,
что наше отношение к тому, что мы
воспринимаем, имеет большое значение
для процесса восприятия. Предмет может
быть интересен или безразличен для нас,
т. е. он может вызывать у нас различные
чувства. Естествен­но, что интересный
для нас предмет будет восприниматься
нами более активно, и наоборот, безразличный
для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким
образом, процесс вос­приятия можно
охарактеризовать как сложное взаимодействие
процессов выбора, си­стематизации и
интерпретации
.
И хотя восприятие во многом зависит от
органов чувств, которые являются своего
рода источником получения «сырых»
данных, про­цесс познания способен
отфильтровывать,
модифицировать

и даже совершенно из­менять
эти исходные данные. В качестве простого
примера можно привести разгля­дывание
одной стороны неподвижного объекта,
например статуи или дерева. Мед­ленно
перемещая взгляд на другую часть объекта,
наблюдатель, возможно, ощутит,
что
перемещается объект. Однако человек
воспринимает объект как неподвижный.
Восприятие, следовательно, превалирует
над ощущением, и человек «видит», что
объект неподвижен. Иными словами, процесс
восприятия как бы добавляет или вычитает
нечто из картины «реального» чувственного
мира.

Ключ к пониманию
процесса восприятия заключается в
признании того факта, что восприятие
является уникальной интерпретацией
ситуации, но
не точным ее отражением (вспомним
соотношение между картой и территорией).
Иначе говоря, восприятие — это весьма
сложный познавательный процесс,
формирующий уни­кальную картину мира,
которая, однако, может значительно
отличаться от реальности.

Подводя промежуточный
итог, можно отметить, что восприятие
выступает как осмысленный
(вклю­чающий принятие решения) и
означенный
(связанный с речью) син­тез
разнообразных ощущений,
получаемых от целостных предметов или
сложных, воспринимаемых как целое
явлений. Этот синтез вы­ступает в виде
образа данного
предмета или явления, который скла­дывается
в ходе активного их отражения.

a психоанализом b в бихевиоризме c гуманистической психологией d научной психологией В. Вундта – (Верно) Вопрос



https://infourok.ru/itogoviy-test-metodika-vospitaniya-3807854.html

ПСИХОЛОГИЯ


Вопрос 1 — Непосредственный опыт человека в качестве предмета психологии определено:

Выберите один ответ:


a. психоанализом

b. в бихевиоризме


c. гуманистической психологией

d. научной психологией В.Вундта – (Верно)


Вопрос 2 — Психический факт – это:

Выберите один или несколько ответов:


a. отражение действительности (Верно)

b. субъективное переживание


c. реальная действительность (Верно)

d. событие, явление в психике личности, группы людей


Вопрос 3 — Психология – это наука о:

Выберите один ответ:


a. закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (Верно)

b. индивидуально-типологических характеристиках личности


c. психических свойствах и состояниях личности

d. закономерностях изучения психического развития человека


Вопрос 1 — Апперцепция это –

Выберите один ответ:


a. восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей (Верно)

b. непосредственное восприятие объектов окружающего мира


Вопрос 2 — Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов это –

Выберите один ответ:


a. наглядно-действенное мышление Верно

b. наглядно-образное мышление


c. словесно-логическое (или понятийное) мышление

Вопрос 3 — Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах это –

Выберите один ответ:


a. словесно-логическое (или понятийное) мышление

b. наглядно-действенное мышление


c. наглядно-образное мышление Верно

Вопрос 4 — Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями это –

Выберите один ответ:


a. наглядно-действенное мышление

b. словесно-логическое мышление Верно


c. наглядно-образное мышление

Вопрос 5 — Восприятие это –

Выберите один ответ:


a. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

b. Отражение отдельных свойств предметов


c. Активное целостное отражение мира Верно

Вопрос 6 — Двигательная память это –

Выберите один ответ:


a. Память на чувства

b. Память на картины природы, представления, звуки и запахи


c. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений Верно

Вопрос 7 — Долговременная память представляет собой:

Выберите один ответ:


a. процесс хранения информации Верно

b. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени


c. удержания на некоторое время данных

Вопрос 8 — К интероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:


a. Ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов Верно

b. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи


c. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях

Вопрос 9 — К проприоцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:


a. Ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов

b. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи


c. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях Верно

Вопрос 10 — К экcтероцептивным ощущениям относятся:

Выберите один ответ:


a. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи Верно

b. Ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях


c. Ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов

Вопрос 11 — Кратковременная память представляет собой:

Выберите один ответ:


a. удержания на некоторое время данных Верно

b. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени


c. процесс хранения информации

Вопрос 12 — Мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений –

Выберите один ответ:


a. анализ Верно

b. конкретизация


c. сравнение

d. классификация


e. обобщение

f. систематизация


Вопрос 13 — Мышление это -

Выберите один ответ:


a. Отражение отдельных свойств предметов

b. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта


c. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

d. Обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях Верно


Вопрос 14 — Образная память это –

Выберите один ответ:


a. Память на картины природы, представления, звуки и запахи Верно

b. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений


c. Память на чувства

Вопрос 15- Оперативная память представляет собой:

Выберите один ответ:


a. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени Верно

b. процесс хранения информации


c. удержания на некоторое время данных

Вопрос 16 — Основными свойствами ощущений являются:

Выберите один или несколько ответов:


a. качество и интенсивность Верно

b. продолжительность и пространственная локализация Верно


c. неконтролируемость

d. Скорость и контролируемость


e. абсолютный и относительный пороги ощущений Верно

f. рефлексивность


Вопрос 17 — Ощущение это –

Выберите один ответ:


a. Отражение отдельных свойств предметов Верно

b. Активное целостное отражение мира


c. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта

Вопрос 18 — Память это –

Выберите один ответ:


a. Отражение отдельных свойств предметов

b. Отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта


c. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта Верно

d. Активное целостное отражение мира




Вопрос 19 — Под константностью понимают:

Выберите один ответ:


a. Связь восприятия с мышлением

b. Относительную независимость образа от условия восприятия Верно


c. Способность выделять в потоке связанных сигналов отдельные элементы

Поделитесь с Вашими друзьями:

Стили обучения Колба и экспериментальная модель обучения

Примечание. Хотя вы можете начать с любой из основных тем, перечисленных слева от этого экрана, вам следует прочитать Введение, чтобы получить представление о стилях обучения.

В то время как VAK, возможно, популяризировал стили обучения, Дэвид Колб, профессор организационного поведения в Университете Кейс Вестерн Резерв, считается инициатором движения стилей обучения в начале семидесятых и, возможно, является одной из самых влиятельных разработанных моделей обучения.

Обучение — это процесс, посредством которого знания создаются путем преобразования опыта. Знание является результатом сочетания восприятия опыта и его преобразования. — Кольб (1984, 41)

Кольб предполагает, что экспериментальное обучение имеет шесть основных характеристик:

  • Обучение лучше всего рассматривать как процесс, а не как результат.
  • Обучение — это непрерывный процесс, основанный на опыте.
  • Обучение требует разрешения конфликтов между диалектически противоположными способами адаптации к миру (обучение по самой своей природе наполнено напряжением).
  • Обучение — это целостный процесс адаптации к миру.
  • Обучение предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой.
  • Обучение — это процесс создания знаний, который является результатом взаимодействия между социальными
    знания и личные знания.

Теория обучения Колба определяет четыре различных стиля обучения, которые основаны на четырехэтапном цикле обучения. В этом отношении модель Колба отличается от других, поскольку она предлагает как способ понимания индивидуальных стилей обучения, которые он назвал «Перечень стилей обучения» (LSI), так и объяснение цикла экспериментального обучения , применимого ко всем ученики.

Основа модели экспериментального обучения Колба

Примечание : «Экспериментальный» означает относящийся к опыту или вытекающий из него, а «экспериментальный» означает относящийся к эксперименту или основанный на нем. Колб использует термин «эмпирический», поскольку его теория больше основана на отражении переживаний. В то время как другие используют термин «экспериментальный», когда ссылаются на методы экспериментального исследования, которые требуют от учащихся проверки гипотезы (эксперимента) о содержании знаний.

Модель обучения Колба основана на двух континуумах, которые образуют квадрант:

Для увеличения нажмите на изображение

  • Континуум обработки: наш подход к задаче, например, предпочтение учиться, делая или наблюдая.
  • Континуум восприятия: Наша эмоциональная реакция, например, предпочтение учиться, думая или чувствуя.

Цикл обучения

Эта матрица обеспечивает цикл обучения, который включает четыре процесса, которые должны присутствовать для того, чтобы обучение происходило. Обратите внимание, что эта часть модели Колба более полезна в том смысле, что вместо того, чтобы пытаться определить стиль обучения, он предоставляет программу обучения модели.

Кольб назвал это экспериментальным обучением , поскольку опыт является источником обучения и развития (1984).Каждый конец континуумов (режимов) обеспечивает шаг в процессе обучения:

Для увеличения нажмите на изображение

  • Конкретный опыт (чувство): обучение на конкретном опыте и общение с людьми. Чувствителен к чужим чувствам.
  • Отражающее наблюдение (наблюдение): наблюдение перед вынесением суждения путем рассмотрения окружающей среды с разных точек зрения. Ищет смысл вещей.
  • Абстрактная концептуализация (мышление): логический анализ идей и действие на интеллектуальное понимание ситуации.
  • Активное экспериментирование (выполнение): способность добиваться результатов, влияя на людей и события посредством действия. Включает в себя риск.

В зависимости от ситуации или окружения учащиеся могут войти в цикл обучения в любой момент и лучше всего усвоят новое задание, если будут практиковать все четыре режима.

Ниже приведены некоторые примеры:

  • Обучение езде на велосипеде:
    • Отражающее наблюдение — Думая о поездке и наблюдая за тем, как другой человек едет на велосипеде.
    • Абстрактная концептуализация — понимание теории и четкое понимание концепции велосипедного спорта.
    • Конкретный опыт — получение практических советов и приемов от специалиста по велоспорту.
    • Активные эксперименты — прыгать на велосипеде и пробовать.
  • Изучение программы:
    • Активные эксперименты — прыгать и делать это.
    • Рефлексивное наблюдение — размышления о том, что вы только что сделали.
    • Абстрактная концептуализация — чтение руководства, чтобы получить более четкое представление о том, что было выполнено.
    • Concrete experience — использование справки для получения советов от экспертов.
  • Обучение тренеру:
    • Конкретный опыт — наличие тренера поможет вам научить кого-то другого.
    • Активное экспериментирование — Использование ваших навыков работы с людьми с тем, что вы узнали, для достижения собственного стиля коучинга.
    • Рефлексивное наблюдение — наблюдение за тем, как другие люди тренируют.
    • Абстрактная концептуализация — Чтение статей для выяснения плюсов и минусов различных методов.
  • Изучение алгебры:
    • Абстрактная концептуализация — слушание объяснений того, что это такое.
    • Конкретный опыт — пошаговое рассмотрение уравнения.
    • Активные эксперименты — Практика.
    • Рефлексивное наблюдение — Запись своих мыслей об алгебраических уравнениях в журнал обучения.

Колб рассматривает процесс обучения как контекст людей, перемещающихся между режимами конкретного опыта (CE) и абстрактной концептуализации (AC), а также рефлексивного наблюдения (RO) и активного экспериментирования (AE). Таким образом, эффективность обучения зависит от способности сбалансировать эти режимы, которые Колб рассматривает как противоположные виды деятельности, которые лучше всего способствуют обучению.

Кроме того, Колб (1999) утверждает, что конкретный опыт и абстрактная концептуализация отражают мышление правого и левого полушария соответственно.

Стили обучения Колба

Колб предположил, что четыре комбинации восприятия и обработки определяют один из четырех стилей обучения тому, как люди предпочитают учиться. Колб считает, что стили обучения — это не фиксированные черты личности, а относительно стабильные модели поведения, основанные на их прошлом и опыте. Таким образом, их можно рассматривать скорее как предпочтения в обучении, чем как стили.

Для увеличения нажмите на изображение

  • Расходящиеся (бетон, отражающий) — подчеркивает новаторский и творческий подход к работе.Рассматривает конкретные ситуации с разных точек зрения и адаптируется путем наблюдения, а не действия. Заинтересован в людях и склонен ориентироваться на чувства. Любит такие занятия, как совместные группы и мозговой штурм.
  • Ассимиляция (абстрактный, рефлексивный) — объединяет несколько различных наблюдений и мыслей в единое целое. Любит индуктивно рассуждать и создавать модели и теории. Любит дизайн-проекты и эксперименты.
  • Конвергенция (аннотация, активный) — подчеркивает практическое применение идей и решение проблем.Любит принятие решений, решение проблем и практическое применение идей. Предпочитает технические проблемы межличностным вопросам.
  • Приспособление (конкретный, активный) — Использует метод проб и ошибок, а не размышления и размышления. Хорошо приспосабливается к меняющимся обстоятельствам; решает проблемы интуитивно понятным способом, методом проб и ошибок, например, обучение открытию. Также легко общается с людьми.

Каждый стиль обучения находится в разных квадрантах цикла обучения:

Кольб является источником вдохновения для большого числа теоретиков.Например, модель Хани и Мамфорда напрямую выводится из теории Колба. Чтобы помочь вам понять стили обучения, см. Опрос о стилях обучения

.

Список литературы

Коффилд Ф., Мозли Д., Холл Э. и Экклстоун К. (2004). Стили обучения и педагогика в обучении после 16 лет: систематический и критический обзор. www.LSRC.ac.uk: Центр изучения обучения и навыков. Проверено 15 января 2008 г .: http://www.lsda.org.uk/files/PDF/1543.pdf

.

Кольб Д. (1984). Опытное обучение: опыт как источник обучения и развития. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Кольб Д. (1999). Перечень стилей обучения Колба, Версия 3. Бостон: Hay Group.

.

Отражение света — Science Learning Hub

Отражение — это когда свет отражается от объекта. Если поверхность гладкая и блестящая, как стекло, вода или полированный металл, свет будет отражаться под тем же углом, что и он. Это называется зеркальным отражением.

Диффузное отражение — это когда свет попадает на объект и отражается в разных направлениях. Это происходит, когда поверхность шероховатая. Большинство вещей, которые мы видим, происходит потому, что свет от источника отражается от него.

Например, если вы посмотрите на птицу, свет отражается от нее и распространяется почти во всех направлениях. Если часть этого света попадает в ваши глаза, он попадает на сетчатку в задней части глаза. В мозг передается электрический сигнал, который интерпретирует его как изображение.

Зеркальное отражение

Угол, под которым свет падает на отражающую поверхность, называется углом падения, а угол, под которым свет отражается от отражающей поверхности, называется углом отражения

Если вы хотите измерить эти углы, представьте себе идеально прямая линия под прямым углом к ​​отражающей поверхности (эта воображаемая линия называется «нормальной»).Если вы измеряете угол падения и угол отражения относительно нормали, угол падения будет точно таким же, как угол отражения. С плоским зеркалом легко показать, что угол отражения такой же, как и угол падения.

Вода также является отражающей поверхностью. Когда вода в озере или море очень спокойная, отражение ландшафта идеальное, потому что отражающая поверхность очень плоская. Однако если в воде есть рябь или волны, отражение искажается.Это связано с тем, что отражающая поверхность больше не плоская и может иметь неровности и впадины, вызванные ветром.

Можно сделать зеркала, которые ведут себя как неровности или впадины, и из-за того, что они по-разному отражают свет, они могут быть очень полезными.

Вогнутые зеркала

Внутренний изгиб ложки — пример вогнутого зеркала

Вогнутые зеркала используются в некоторых типах астрономических телескопов, называемых отражающими телескопами. Зеркала конденсируют много света от слабых источников в космосе на гораздо меньшую зону обзора и позволяют зрителю видеть удаленные объекты и события в космосе, которые были бы невидимы невооруженным глазом.

Световые лучи движутся к зеркалу по прямой линии и отражаются внутрь, чтобы встретиться в точке, называемой фокусной точкой.

Вогнутые зеркала удобны для изготовления зеркал для макияжа, потому что они могут увеличивать размер предметов. Эта вогнутая форма также подходит для автомобильных фар и спутниковых антенн.

Выпуклые зеркала

Выпуклые зеркала изогнуты наружу, как внешняя сторона воздушного шара.

Параллельные лучи света падают на зеркало и отражаются наружу.Если проследить воображаемые линии, кажется, что они исходят из фокусной точки за зеркалом.

Выпуклые зеркала полезны для обеспечения безопасности магазинов и зеркал заднего вида на транспортных средствах, поскольку они обеспечивают более широкий обзор.

Рассеяние света

Некоторое количество света рассеивается во всех направлениях при попадании на очень маленькие частицы, такие как молекулы газа, или гораздо более крупные частицы, такие как пыль или капли воды.

Величина рассеяния зависит от размера частицы по сравнению с длиной волны света, падающего на нее.Меньшие длины волн рассеиваются сильнее.

«Почему небо голубое?» это общий вопрос. Свет от солнца состоит из всех цветов радуги. Когда этот свет попадает на частицы азота и кислорода в нашей атмосфере, он рассеивается во всех направлениях. Синий свет имеет меньшую длину волны t

.

Активное участие родителей жизненно важно для целостного развития детей

Активное участие родителей важно для целостного развития детей

Как вы думаете, что такое воспитание детей? Ограничивается ли оно интенсивными моментами ухода за ребенком в первые годы его / ее жизни, особенно для удовлетворения основных потребностей, таких как кормление, смена подгузников, переодевание и отправка в школу? Нет! Воспитание — это гораздо больше, и оно требует не только удовлетворения основных потребностей ребенка в выживании, но и внесения вклада в общее развитие детей.

Воспитание, на самом деле, оказывает значительное влияние на определение личности ребенка, успеваемость, эмоциональное развитие, поведенческие привычки, социальное развитие и т. Д. Родители — это столпы, которые должны воспитывать и поддерживать детей, чтобы укреплять в них доверие, а также укреплять способ их физического, эмоционального и интеллектуального роста на разных этапах развития. Вот почему активное участие родителей жизненно важно для детей и в значительной степени способствует их целостному развитию.

Существует множество свидетельств того, как участие родителей влияет на академическое, социальное и психологическое развитие ребенка. Однако влияние людей и условий на эти области разработки часто недооценивается. Что наиболее важно, отношения между ребенком и родителем, поведение родителей и личностные черты критически влияют на академические достижения ребенка, когнитивное развитие, самооценку, таланты, мотивацию и социальное поведение.

Поскольку родители — самая важная часть жизни ребенка, они могут влиять на детей как положительно, так и отрицательно.Способ поощрения родителей, возмездие за нежелательные действия и обмен знаниями действительно имеют кумулятивный эффект на детей. Когда родителям не удается наказать своих детей за непослушные и / или агрессивные действия, они косвенно влияют на их социальное поведение в будущем. Точно так же поощрение или проявление интереса к занятиям ребенка может коррелировать с его уровнем отзывчивости во взрослом возрасте. Таким образом, то, как родители участвуют в развитии своего ребенка, играет важную роль в его социальном поведении, успеваемости и психологической стабильности.

Академическое развитие:

Участие родителей в академическом развитии ребенка включает в себя поддержку родителей его успеваемости как дома, так и в школе. Участие родителей в школьных мероприятиях, а также качество и частота общения с учителями ребенка должны играть большую роль. Только при наличии хороших отношений между родителями и учителями можно улучшить общее развитие ребенка. Активное участие родителей связано с более высокими академическими успехами.

Участие родителей также характеризуется ценностями и установками, которые родители внушают детям в отношении образования. Хотя ценности и установки могут не напрямую влиять на академические результаты ребенка, но они косвенно повышают академическую успеваемость, способствуя настойчивости и мотивации ребенка в учебе. сложные образовательные задачи. Когда родители стремятся к своим детям, они, естественно, склонны повышать успеваемость своих детей.

В идеале участие родителей должно быть на всех этапах академического развития ребенка, включая помощь в выполнении домашних заданий, школьные проекты, постановку академических целей и содействие их достижениям, развитие хороших отношений с учителями и школой, а также мониторинг, поддержку и пропаганду все аспекты успеваемости детей. Обогащенная учебная среда дома будет способствовать большей настройке на успеваемость ребенка.

Психологическое развитие:

Родительская роль связана не только с академическими достижениями ребенка.Есть еще более важные аспекты, в которых неизбежно активное родительское общение. Мы говорим здесь об эмоциональных и психологических потребностях ребенка. Родители, которые предлагают своим детям любовь, принятие, признательность, руководство и поддержку, действительно создают необходимые условия для воспитания и развития ребенка в правильном направлении. Например, принятие интересов ребенка с быстрой и случайной реакцией поддерживает обучение, вселяет уверенность и способствует развитию ребенка.

Было обнаружено, что активное участие родителей даже связано с тем, как ребенок выражает свои эмоции, с его / ее механизмами преодоления стресса и с его / ее взаимодействием с другими.

Каждый способ, которым родители участвуют в жизни своих детей, проводя с ними качественное время, — это вложение, которое поддерживает ребенка эмоционально.

Социальное развитие:

Подобно академическому и психологическому развитию, поведенческое и / или социальное развитие также важно, и родители также играют здесь важную роль.Родители играют решающую роль в формировании социального развития ребенка, поскольку они влияют на различные аспекты общего роста ребенка.

Социальное развитие включает в себя изучение ценностей, навыков и знаний, которые позволяют детям вносить позитивный вклад в свое окружение и эффективно взаимодействовать с другими. Такое обучение обычно передается детям напрямую от родителей и опекунов, а также косвенно через их социальные отношения со сверстниками и друзьями вокруг них.Хотя социальные отношения играют важную роль в социальном развитии ребенка, ответственность за их социальный рост должен лежать на родителях. Самое главное, что приемы родительского поощрения и наказания в домашних условиях имеют большое влияние на поведение ребенка.

Здесь важно понимать, что активное и уместное участие родителей не только влияет на поведение ребенка, но также служит для решения проблемного поведения и внесения правильных изменений для улучшения социального функционирования.Недавние исследования показывают, что участие родителей связано с лучшим социальным развитием детей и, как известно, снижает проблемы плохого поведения, особенно среди детей-подростков. При правильном взаимодействии и руководстве со стороны родителей дети могут лучше определять свои сильные стороны и таланты и лучше осознавать свои социальные роли, ценности и ожидания.

Таким образом, не остается никаких сомнений в том, что активное участие родителей действительно оказывает большое влияние на то, как дети выглядят физически, академически, социально и эмоционально.Обеспечивая правильную поддерживающую среду, положительную обратную связь и ролевое моделирование для здорового поведения и социального взаимодействия, родители могут развить детей в эмоционально устойчивых личностей с превосходной успеваемостью и дисциплинированным социальным поведением.

Автор: —

Шри Рошан Агарвал
Известный педагог, серийный предприниматель и движущая сила быстрого успеха школы.

.

Сравнение между отражением в действии и отражением в действии

Для эффективного достижения целей рефлексивной практики было сформулировано несколько моделей и теорий, облегчающих процесс рефлексии. С течением времени рефлексия была разделена на две основные категории, а именно рефлексию в действии и рефлексию в действии.

Размышление о действии относится к ретроспективному созерцанию практики, предпринимаемой с целью раскрытия знаний, используемых в практических ситуациях, путем анализа и интерпретации вспоминаемой информации (Fitzgerald, 1994).Следовательно, необходимо оглядываться назад после того, как событие произошло. Он включает в себя превращение информации в знания с помощью когнитивного вскрытия. Также считается, что такого рода размышления не только расширяют знания, но и бросают вызов теориям и концепциям, которых придерживается человек (Bolton 2004).

Рефлексия в действии, с другой стороны, относится к размышлениям о том, что человек делает, в то время как он это делает; обычно это вызвано неожиданностью, чем-то, что озадачило соответствующего практикующего (Greenwood, 1993).Это дает практикующему возможность изменить дизайн того, что делается, в то время как это делается, и, следовательно, связано с опытными практиками (Schon 1983).

В этом эссе рассматривается размышление о действии и проводится сравнение двух моделей рефлексивной практики, а именно модели Гиббса для отражения и модели отражения Джонса.

Модель Гиббса для отражения

Это предполагает использование нескольких шагов для достижения успешного отражения на практике.

Шаг 1: Описание события

На этом этапе практикующий должен подробно описать событие, о котором он или она размышляет. Описание пытается ответить на такие вопросы, как где был практикующий, кто еще присутствовал на мероприятии, почему практикующий был на мероприятии, что практикующий делал, что другие люди делали на мероприятии, каков контекст мероприятия. был; что потом произошло; роль, которую играет практикующий; роль, которую играли другие люди, и каков был окончательный результат (Fook, 2000).

Шаг 2: Чувства и мысли

Этот шаг посвящен самосознанию практикующего, поскольку ожидается, что он или она будет вспоминать и исследовать то, что происходило в его / ее голове. Этот шаг включает в себя ответы на такие вопросы, как ощущения практикующего в начале мероприятия; что практикующий думал о времени проведения мероприятия; как это заставило его / ее чувствовать; как другие люди заставляли себя чувствовать практикующего; как он / она думает об исходе мероприятия и, наконец, что практикующий думает о мероприятии.

Шаг 3: Оценка

Практикующий специалист на этом этапе должен попытаться сделать или оценить суждение о том, что произошло. Ожидается, что он / она также будет учитывать и различать то, что хорошо, и то, что плохо.

Шаг 4: Анализ

На этом этапе практикующий должен разбить мероприятие на составные части. Это дает возможность исследовать отдельные части, тем самым давая практикующему возможность задавать подробные вопросы, на которые будет достаточно ответов на последнем этапе.Практикующему может потребоваться ответить на вопросы, ответы на которые объясняют, что произошло ожидаемым образом, что практикующий сделал хорошо, что другие сделали хорошо, что не вышло так, как ожидалось, и, наконец, каким образом практикующий вместе с другими участниками способствовали происходящему.

Шаг 5: Заключение

Эта стадия также называется стадией синтеза и характеризуется развитием инсайта в том, что поведение практикующего врача способствовало исходу событий.Как указывалось ранее, цель размышления включает в себя извлечение уроков из опыта человека или группы людей. Чтобы максимально использовать возможности обучения, которые открываются на этапах, важно провести честное исследование и провести подробный анализ. Это гарантирует, что не произойдет потеря бесценной информации. Этот этап предоставляет практикующему возможность спросить себя, что он сделал бы лучше

Шаг 6: План действий

Это этап самооценки, на котором практикующий спрашивает себя, что бы он / она сделал иначе, если бы событие произошло снова.

Модель Гиббса

фокусируется на размышлении о действии, но ее также можно использовать, чтобы сосредоточиться на размышлении в действии во время практики.

Модель отражения Джонса

Это структурированная модель, в которой практикующему дается руководство, поскольку он / она стремится достичь большего понимания текущей ситуации (Johns 1995). Модель разработана таким образом, что она осуществляется через акт обмена с наставником или коллегой, и это позволяет опыту, полученному практикующим специалистом, стать актуальными и бесценными знаниями быстрее, что было бы лучше, чем если бы практикующий зависел только от размышлений.

Модель подчеркивает важность наличия опытного практикующего специалиста и человека, который имеет возможность доступа к информации и, по возможности, должен иметь возможность применять на практике после того, как информация была получена (Atkins & Murphy 1994).

Модель использует подходы «вглядывания» и «взгляда» на окружающую среду внутри и вокруг него / нее. Взгляд вовнутрь предполагает размышление о мыслях и эмоциях, тогда как взгляд вовнутрь предполагает размышление о переживаемой ситуации.Модель очень всеобъемлющая и облегчает прикосновение к нескольким важным элементам (Johns 1995).

Модель была в основном разработана для среды здравоохранения и включает использование 5 контрольных вопросов, которые обычно делятся на более мелкие акценты, чтобы способствовать очень подробному размышлению (Kim 1999). Контрольные вопросы основаны на:

Опыт Описание

Ожидается, что практикующий опишет опыт в реальном времени и укажет факторы, которые способствовали существованию данного опыта.Ожидается, что практикующий врач обрисовывает в общих чертах основные факторы различных переживаний, составляющих контекст. Наконец, практикующий должен уточнить ключевые процессы, которые будут использоваться при отражении опыта (Smyth 1989).

Отражение

Это включает в себя практикующего, стремящегося к убеждению от самого себя, путем предоставления ответов на вопросы, которые требуют определения цели вмешательства и способа, которым оно было проведено.Практикующий должен также оценить последствия своих действий для окружающих, будь то члены семьи (в социальном развитии), пациенты (в здравоохранении) или студенты (в образовании) (Carper 1978).

В соответствии с этим, практикующий должен стремиться обрисовать чувства, которые он / она испытывал во время переживания, и должен сравнить их с тем, что чувствовал получатель (член семьи, студент или пациент) в то же время.

Факторы влияния

Вопросы здесь призваны дать информацию о различных внешних и внутренних факторах, которые повлияли на процесс принятия решения практикующим специалистом.Это предполагает понимание различных источников информации или знаний, которые могли повлиять на принятие решения.

Оценка

Этот этап включает анализ созданного источника и способа его выполнения. Существует беспристрастный анализ других доступных альтернатив или вариантов, которые мог бы выбрать практикующий специалист. Наконец, в вопросе делается попытка проанализировать потенциальные последствия, сопровождающие некоторые из доступных вариантов.

Обучение

Вопросы под этой подсказкой нацелены на то, чтобы проиллюстрировать чувства, которыми обладает практикующий в конце опыта. Также ожидается, что практикующий сравнит результаты своего настоящего опыта с результатами аналогичного предыдущего опыта.

Справочный лист

Аткинс, S & Murphy, K 1994, «Рефлексивная практика», Стандарт медсестер, т. 8, вып. 1. С. 23-34.

Bolton, G 2001, Рефлексивная практика: письмо и профессиональное развитие, Paul Chapman Publishing, Лондон

Боуд, Д. и Уокер, Д. 1985, Содействие отражению в обучении: модель , Коган Пейдж, Лондон.

Бойд, FA 1983, «Рефлексивное обучение: ключ к обучению на опыте», Journal of Humanistic Psychology, vol. 23, нет. 2. С. 99 — 117

Карпер, Б. 1978, «Фундаментальные способы познания в сестринском деле», Advances in Nursing Science vol.1, вып. 1. С. 13-43.

Fook, JL 2000, P Профессиональная экспертиза: практика, теория и образование для работы в условиях неопределенности , Whiting and Birch Ltd, Англия

Фитцджеральд, М. 1994, Теории отражения для обучения , Blackwell Scientific, Оксфорд.

Гиббс, Г. 1988, Обучение на практике: Руководство по преподаванию и методам обучения . Оксфордское отделение дополнительного образования, Оксфорд.

Гринвуд, Дж. 1993, «Рефлексивная практика как критика работы Аргирис и Шон», Journal of Advanced Nursing vol.27, с. 13-17.

Johns, C 1995, «Обрамление обучения через рефлексию в рамках фундаментальных способов познания Карпера в сестринском деле», Journal of Advanced Nursing vol. 22. С. 226-234.

Ким, HS 1999, «Критический рефлексивный опрос для развития знаний о сестринской практике», Journal of Advanced Nursing, vol. 29, нет. 5. С. 120-125.

Schon, DA 1983, The Reflective Practitioner, Basic Books, Нью-Йорк. Смит, Дж. 1989, «Развитие и поддержка критического осмысления в педагогическом образовании», Journal of Teacher Education, vol.40, нет. 2. С. 2-9.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *