Айзенка биография: Ганс Юрген Айзенк: жизнь, карьера и вклад в науку

Содержание

5 интересных фактов из биографии создателя теста IQ Ганса Айзенка

4 марта 1916 года в Берлине появился на свет будущий автор популярного теста на интеллектуальные способности Ганс Юрген Айзенк.

Профессор Айзенк всегда был личностью со скандальной репутацией. Многие его не выносили за расизм, за беспощадную критику Фрейда и за хладнокровное спокойствие в любых ситуациях. Тем не менее “ужасный ребёнок 1970-х” (его так называли, несмотря на уже пожилой возраст) имел почет в научном мире, богатство и мировую славу, а его тест IQ пользуется популярностью и по сей день.

Ганс родился в Берлине и рос в актёрской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать была звездой немого кино. Родители видели своего сына тоже на съёмочной площадке, и в восемь лет маленький Айзенк уже сыграл небольшую роль в одном из фильмов. Мать с отцом развелись, а ребенок так и не встал на актерский путь, ведь его всегда тянуло в науку. По окончании гимназии в 1934 году юноша поступил в Берлинский университет на факультет философии. Здесь он столкнулся с давлением фашистской идеологии: все его приятели и товарищи, мягко говоря, советовали ему вступить в СС. А ведь ещё в школе, по словам Айзенка, он был «единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Но если в гимназии он еще мог постоять за личные убеждения, вступая в драку со своими обидчиками, то в университете такой метод уже был неприемлем.

Положение Ганса, его матери и отчима, еврейского режиссера, постепенно усугублялось, поэтому семья решила переехать во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете. Через год они эмигрировали в Англию. Здесь он поступает в Лондонский университет, учится на психологическом факультете и оканчивает его с отличием в 1938 году, получив степень бакалавра, а еще через два года — доктора философии. Его университетские сокурсники отмечали, что Ганс никогда усердно не занимался и не учил предметы, а просто владел искусством речи и мог дискутировать на любые темы, производя на педагогов неизгладимое впечатление. Английские профессора назвали его “надеждой будущей науки” и в дополнение к диплому приложили многочисленные рекомендации. К юному ученому сразу же посыпались приглашения из колледжей, чтобы тот выступил с лекциями. Это не могло не льстить Гансу Айзенку, который с головой ринулся в мир науки, чтобы найти ответ на вопрос всей его жизни: как устроен интеллект?

Айзенк возвращается в Германию и начинает углубленно заниматься астрологией и евгеникой. Этот период жизни ученого производит довольно странное впечатление: с одной стороны, он выступал против нацизма, а с другой — откровенно восхищался науками, которые были почитаемыми в Третьем рейхе, т.е. астрологией, парапсихологией, оккультизмом и расовыми теориями. Его всегда возбуждали разговоры о сверхнации, которая должна состоять из совершенных людей. Айзенка потрясали генетические эксперименты над людьми, проводимые в гитлеровской Германии, а также в Италии и Японии. Он даже сам пытался выяснить, зависит ли размер человеческого мозга от его умственных способностей. Вернувшись в Англию, ученый стал писать статьи в фашистском духе, хотя сам всегда отрицал эту идеологию. В своих работах она развивал теории перенаселенности Земли и селекции господствующей белой расы. Айзенк терпеть не мог демократию и утверждал, что такой форме правления свойственны слабовольные политики, губящие свой народ. Своей научной публицистикой он нажил себе немалое количество врагов.

Во время второй мировой войны профессора Айзенка мобилизовали в военный госпиталь Милл Хилл для лечения психически неуравновешенных солдат. Это было ему на руку: он не только помогал раненым реабилитироваться, но и проводил на пациентах свои опыты, задавая им всяческие вопросы из книг ученых-психологов XIX века. В госпитале ценили его работу и постепенно продвигали по служебной лестнице. Айзенк продолжал печататься и был уже довольно известной личностью. Однако пик популярности обрушился на него в 40-х годах, когда профессор разработал тест по выявлению коэффициента интеллекта (IQ). За основу он взял идею французского психолога Альфреда Бине, который в 1904 году тестировал уровень сообразительности детей для школьного обучения, опираясь на их возраст. Айзенк смог разработать подобные задания для взрослых и создал свой собственный тест, который приобрел сумасшедшую популярность. IQ тест проводился везде — начиная от офисов и контор и заканчивая простыми домами. Каждый жаждал выяснить, насколько он умнее своих окружающих. Профессор был нарасхват — его умоляли выступить у себя ведущие вузы Европы и США, ему платили огромные деньги лишь за одну лекцию, а пообщаться с ним хотели первые люди государства. Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое. Тем временем тираж его книг вырастал с каждым годом. Особенной популярностью пользовались такие работы, как «Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности», «Парадоксы психологии», «Многомерность личности» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».

Всего Ганс Айзенк написал 84 книги и 1094 статьи. Почти 10 лет он был заведующим психологическим отделением при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, а с 1955 работал в Институте психологии при Лондонском университете. Выйдя в отставку в 1983 году в должности почетного профессора психологии, учёный не бросил своего любимого дела, а продолжал заниматься научными исследованиями. Скончался Айзенк 4 сентября 1997 года от рака мозга.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 5 интересных фактов о создателе теста IQ.

1. В период сильного увлечения астрологией ученый лично составлял гороскопы для первых лиц гитлеровской Германии. В преддверии войны он отправил в рейхстаг письма Йозефу Геббельсу и Генриху Гиммлеру, в которых находились их индивидуальные астрологические карты. Политики так ему и не ответили, хотя Айзенк в гороскопе предостерег их от неизбежного провала, многочисленных смертей, безумной агрессии и насилия. Возможно, верхушка Третьего рейха приняла его за сумасшедшего и косвенно способствовала его эмиграции.

2. За бесконечные поиски «интеллектуального измерителя» Айзенку дали прозвище «человек-термометр». В его квартире на окраине города копилось множество измерительных приборов всех времен и народов, а также коллекции книг про насекомых и необъятные астрологические карты. А студенты всегда подшучивали над профессором, потому что на свои лекции он всегда тащил мешок с кучей градусников, термометров, весов и других измерительных приборов. Такие странности он объяснял фразой, в которой заключалась вся его деятельность: «Измерить можно всё, и мозги тоже».

3. Ганс Айзенк был известен как и ярый критик тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда. «Психотерапия — это просто чушь,- настаивал он.- Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе». Его научные контрпримеры, низводящие психотерапию, вызывали у общественности большой интерес. А его книга “Закат и гибель империи Фрейда” сделала ему громкое имя.

4. Нередко публичные выступления Айзенка заканчивались скандалами и побоями. К примеру, в 1971 году, после выхода в свет его статьи «Раса, интеллект и образование», на одной из лекции в ученого полетели тухлые яйца. Присутствующие были возмущены тем, что тот в своём труде отчётливо написал: «у чёрных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода». А два года спустя в Сорбонне его избили леворадикально настроенные студенты, которые кричали ему «Расист! Фашист!». Однако профессор не стал выдвигать юношам никакого обвинения, проявив хладнокровность к их действиям и тем самым поддержав свою скандальную репутацию.

5. Ганс Айзенк абсолютно был уверен в безвредности курения. «Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью», — писал учёный. А в 1990-е годы он даже провел четырёхлетнее исследование,которое подтвердило его высказывания. Сообщество учёных не поверило результатам, аргументируя это подтасовкой фактов. И тогда Айзенк предложил провести эксперимент на себе. «Я не знаю, что такое ярость, депрессия или страх, вот и делайте выводы о моих предрасположенностях». В момент тестирования ученого с помощью электродов приборы показали, что реакции абсолютно нулевые — он был мертвецки спокоен и непоколебим.

Поделиться в FBПоделиться в VKПоделиться в TWПоделиться в OK

Айзенк Википедия

Ганс Юрген Айзенк
Hans Jürgen Eysenck
Hans.Eysenck.jpg
Дата рождения 4 марта 1916(1916-03-04)
Место рождения Берлин
Дата смерти 4 сентября 1997(1997-09-04) (81 год)
Место смерти Лондон
Страна Великобритания
Научная сфера психология
Место работы
  • Королевский колледж Лондона
Альма-матер Лондонский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по психологии
Научный руководитель Сирил Бёрт[d]
Известные ученики José Luis Pinillos[d]
Известен как Автор теста Айзенка, основатель журналов
Награды и премии

стипендия Уильяма Джемса[d] (1994)

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — немецко-британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
    • 2.1 Трёхфакторная теория личности
    • 2.2 Трёхфазная теория возникновения невроза
    • 2.3 Критика
  • 3 Примечания
  • 4 Работы учёного
    • 4.1 На английском языке
      • 4.1.1 Книги

Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел

Что мы знаем об авторе? Даже те, кто далек от психологии, наверняка слышали про знаменитый тест Айзенка на уровень интеллекта или про его тест на выявление темперамента. В анализируемом большом труде, который включает в себя сразу три книги, предпринята попытка систематизировать научные психологические знания по самым разным направлениям: с позиций психоанализа, гештальт-подхода, бихевиоризма, гуманистических теорий. Своей задачей автор видел отделение зерен от плевел: он старался оставаться максимально объективным, обосновывал собственные критические высказывания, подробно изучал всевозможные психологические эксперименты и «продлевал» их, давая собственное видение гипотетического, умозрительного «продолжения» эксперимента. Так, говоря об обусловливании, открытом И. Павловым, он доказывал, что, если продолжить эксперимент и искусственно подавить у собаки условный рефлекс, он с новой силой будет возникать вновь и вновь по прошествии времени, и это связано с законами возбуждения и торможения, которые русский физиолог Павлов, возможно, и сам недооценил.

Труд Айзенка называют неоднозначным и противоречивым, и это действительно так. Однако сам автор считал, что цель этой книги – не убеждение, и даже не систематизация имеющегося знания, но стимул к диалогу с читателем, активизация его размышлений. Эта книга доставит интеллектуальное удовольствие любому, кто так или иначе связан с психологией.

Чем полезна психология?

В первой части этой большой работы Айзенк анализирует психологию как объект многих споров и дискуссий. Почему политики скептически относятся к психологии? Почему не выделяются достаточные средства на проведение научных исследований в этой области? Потому что психология выглядит не всегда убедительно, недооценивается ее значимость, в конце концов, итоги исследований могут вызывать опасения у заинтересованных в манипуляции политиков.

Степень объективности данных проверяется, например, на основе тестов интеллектуального потенциала человека. Можно ли доверять тестам умственных способностей, как они составлены, что поддается конкретному измерению в столь многогранном феномене, как личность? Кстати, будучи автором тестов на уровень интеллекта, Айзенк утверждает: «Правильно составленные тесты измеряют скорость умственных действий, которые являются основой их эффективности» [1, С. 42]. Интересно учесть, что умственные способности не есть величина постоянная, поэтому тесты условны в том смысле, что измеряют лишь актуальный уровень, а с годами он изменяется. Но тогда возникает еще один закономерный вопрос: можно ли говорить о падении интеллекта в рамках нации? А научно подтвержденных данных на этот счет нет, притом что система образования в ряде стран находится просто в плачевном состоянии, и многие сетуют на падение уровня интеллекта молодежи.

Полезность психологии сказывается и на области труда. Интересны размышления Айзенка о методах отбора персонала. Он критикует собеседование как изживший себя метод, подтвердивший свою неэффективность, но повсеместно используемый и сейчас. На этот счет есть научные доказательства: исследования Бине, Холлингворта убедительно доказали ложность прогнозов на основе собеседования. Что же тогда делать? Айзенк предлагает – проводить психологические тесты (например, способности и темперамент, если работа идет в экстремальных условиях, или специальный тест на вождение для отбора водителей). А при отборе будущих студентов важно учитывать не просто компетенции, но и тип личности, и характер. Такой подход к социальным сферам действительно может оправдать себя. Но сколько времени пройдет, прежде чем мы будем готовы отказаться от устаревших моделей социального поведения?

Отклонение от нормы

Айзенк ставит еще одну проблему: нарастание психических заболеваний в обществе в геометрической прогрессии. И решает ли психотерапия в таком случае свои задачи? После проведенных исследований оказалось, что 2/3 пациентов-невротиков выздоравливают как после курса психотерапии, так и находясь в психиатрических стационарах (проходя медикаментозное лечение). Говорит ли это в пользу психотерапии? Нет. Хотя и недооценивать ее тоже не стоит.

В этой части работы особенно интересна критика психоанализа Айзенком. Нет, он не склонен полностью отказываться от достижений З. Фрейда – все-таки открытие сферы бессознательного, работа с детскими травмами, защитными механизмами, подавленными желаниями – все это имеет рациональное зерно и оказало большое влияние на развитие психологии как науки. «Мне бы не хотелось, чтобы читатель подумал, будто я являюсь ярым противником психоанализа во всех его проявлениях. Как и многие другие психологи, я ценю тот свежий глоток воздуха, который Фрейд вдохнул в затхлую, сухую атмосферу академической психологии XIX века. Гениальность его ума открыла нам двери в новый мир, а его необычная проницательность подарила множество интересных теорий и гипотез, над которыми ещё долго будут размышлять исследователи. Безусловно, многие идеи Фрейда являются важными, но это вовсе не значит, что мы должны соглашаться с ним во всём и воспринимать его теорию как некое откровение свыше» [1, С. 230-231]. Психоанализ как раз и занимался первоначально отклонениями от нормы – Фрейд исследовал, в первую очередь, невротических пациентов.

Однако он считал, что корень пессимистичности личности – в том, что произошло слишком раннее отлучение от груди. Как показывает Айзенк, корреляция есть, но можно предположить, что у депрессивной матери рождаются депрессивные дети, и такие матери рано отлучают детей от груди. Что превалирует: наследственность либо окружающая среда – остается открытым вопросом.

В чем же, по Айзенку, недостатки психоанализа?

  • Ненаучный подход. «Психоанализ пытается, скорее, понять, чем объяснить, а значит, он не является научным и к нему следует подходить с позиций веры, а не с позиций доказательств и научного обоснования» [1, С. 215].
  • Уровень аргументации. «Доказательства – в основном, клинические, а не экспериментальные» [1, С. 218]. И если в клинических случаях какие-то проявления закономерны, носит ли это характер типизации? И справедливо ли для нормальных индивидов, без патологий? При этом аргументация не имеет системного характера, что тоже важный недостаток. Отсутствие контрольной группы влечет за собой субъективность выводов, нередко в угоду терапевту.
  • Сильная эмоциональная связь клиента и терапевта. Это приводит к неизбежным искажениям и привносит много субъективного.
  • Размытость гипотез Фрейда. А потому – их неуязвимость перед критикой. «Психоаналитики слишком обобщают свои заключения» [1, С. 226].
  • Претензия на универсальность. «Психоаналитики применяют свои принципы к социальным явлениям в целом, хотя факт их применимости в данном случае не доказан» [1, С. 226].
  • Искусственность аргументов. «Психоаналитики подстраивают факты под свои аргументы» [1, С. 228].

Вывод Айзенка: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни. Этот недостаток достоверных доказательств часто скрывается от читателя превосходными писательскими способностями Фрейда, за что в Германии ему заслуженно была присуждена премия Гёте за достижения в области литературы. Однако в науке убеждение не должно подменять доказательств, и нам следует более тщательно исследовать доказательные попытки Фрейда, прежде чем сделать вывод о достоверности его гипотез» [1].

Социальные установки

Это тоже важный вопрос, который затрагивает развитие общества в самом широком понимании. Стереотипы – это то, с чем мы встречаемся ежедневно. И их модальность (положительная или отрицательная) связана с устоявшимися субъективными отношениями. Так, говоря об антисемитизме, Айзенк приводит тест на отношение к евреям и попутно доказывает, что в основе любого стереотипа лежит эмоция – а значит, никакие доказательства и апелляции к уму не работают. Так и опросы общественного мнения – важны и востребованы, особенно сейчас, но методика и корректность их составления оставляют желать лучшего: выявляются погрешности формулировок ответов, факторов, влияющих на ответы. То есть, вопрос валидности опроса очень важен (интересно, что и самого Айзенка критиковали за размытость, а то и неверность ответов и формулировок в его тестах на уровень интеллекта).

Пограничные зоны науки: гипноз и внушаемость

Во второй части своего труда Айзенк рассматривает феномен гипноза. Как и в случае психоанализа, многие пациенты утверждают о наступлении улучшений после сеансов, однако проверить эти результаты не представляется возможным (эксперименты Месмера, Брейда, Бернхейма, Либо, Шарко). Закономерность такова: «чем проще задача, тем больше улучшение, и наоборот, чем сложнее задача, тем меньшим будет улучшение» [1, С. 335]. Если обратиться к Фрейду, то сам он считал, что степень погружения в гипнотическое состояние напрямую связана со степенью переноса. Понятие «перенос» трактуется в книге Айзенка в более широком смысле, нежели это понимал сам Фрейд.

Детекторы лжи

Анализируя феномен детектора лжи, Айзенк приходит к выводу: «чтобы быть признанным в качестве доказательства лжи, физиологический отклик на релевантный вопрос должен полностью отличаться от физиологического отклика на нерелевантный вопрос» [1, С. 373]. Учет этого аспекта позволит избежать погрешностей при проверке на детекторе лжи.

Телепатия и ясновидение

В части работы, анализирующей данные феномены, рассматриваются работы Райна, Тиррела, Соула, Карингтон, которые «оставляют, кажется, очень небольшую возможность для отрицания того, что «предвидение» существует» [1, С. 425]. Причем когда индивид обладает чем-то одним, есть большая вероятность наличия и способностей ко второму.

Толкование сновидений

Эта глава буквально повторяет название работы Фрейда. «Согласно теории Фрейда и многих других…сновидения ничего не открывают о будущем» [1, С. 438]. А посвящены исключительно прошлому и настоящему, в символической форме. Здесь тоже не обходится без критического подхода к психоанализу: Фрейд считал, что в сновидении все имеет смысл (но эта мысль существовала в культуре давно, а он лишь ее популяризировал), все связано с удовлетворением желания (и это тоже не оригинально), причем сознательно подавленного (и только эта мысль – действительно открытие Фрейда (см.: [1, С. 439]). Да и метод словесных ассоциаций, как доказывает Айзенк, скорее, открытие Ф. Гальтона. Кроме того, не доказана правомерность символического толкования снов (так, Холл доказывал, что одно и то же действие у разных людей вызывает разные реакции и ассоциации).

Измерение отдельных сторон личности: парадокс или реальность?

Человек – это существо биологическое и социальное одновременно, а потому «…изучение только сегментарных процессов в полной изоляции мало что скажет о поведении всего организма» [1, С. 467]. Работы И. Павлова, русского физиолога, заслуживают уважения, с точки зрения Айзенка, хотя русский ученый снисходительно относился к психологии. Важным итогом экспериментов Павлова стало не только открытие обусловливания, но и тезис о том, что «торможение рассеивается быстрее, чем возбуждение» [1, С. 534] – а это важно для психотерапии. Вот почему искусственное погашение реакции собаки на стимул в виде звоночка кратковременно (гипотетически): собака рано или поздно «вспоминает» реакцию слюноотделения в ответ на звонок и продолжает ее выдавать даже после погашения этой реакции. То же касается и травматического опыта: искусственно погашенный, вытесненный, «забытый», он вновь и вновь будет напоминать о себе, пока не окажется полностью проработанным в сопровождении профессионального психолога. «Обусловливание – неотъемлемая основа социализации» [1, С. 549], — считает Айзенк.

«Аналогично этому, там, где Фрейд приписывает бескорыстность и духовную деятельность супер-эго, происходящему от родительского обучения и примера, психолог будет рассматривать обусловливание по теории Павлова как средство достижения этой цели» [1, С. 550]. Но в первом случае это не доказано точным методом, во втором – доказано. Здесь вновь столкнулись «биологический» и «социальный» аспекты трактовки личности.

Личность во всей ее сложности

В последней части книги речь идет о личности, в том числе, в контексте политики, и приводятся интересные исследования о том, что люди среднего класса – более покладисты, а из рабочей среды – более склонны проявлять непримиримость. Рассматривается фашизм, коммунизм, с общими допущениями о том, какие именно личности поддержали эти массовые движения. Вопрос экстраверсии/интроверсии, эмоциональности/рациональности является одним из базовых, когда речь о специфике характера.

И наконец, ученый вновь возвращается к категории научности/ненаучности. Можно ли исследовать ум, душу психику? Нет. А вот поведение – да, и именно этим занимается психология. Поведение – следствие активности ума, психики и души.

«На протяжении тысячелетий человечество пыталось управлять поведением людей, не прибегая к помощи научного подхода и лабораторных исследований, и потерпело явную неудачу. Возможно, и научно-лабораторный подход тоже не справится с этой задачей» [1, С. 674].

Что ж, согласимся с Айзенком – этому авторитету в психологии точно можно доверять, судя по той основательности, с которой он подошел к объему накопленного за столетие с небольшим психологического знания. Однако уже то, что психологи пытаются честно и с большим интересом анализировать и прогнозировать, на первый взгляд, непредсказуемое поведение человека, вторгаются в неисследованные зоны, преодолевая скепсис и насмешки, дают мощный стимул развитию человеческой цивилизации – безусловно, заслуживает уважения. И вызывает большой интерес.

Источник: Айзенк Г. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, Харвест, 2003, 729. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.klex.ru/nbo. Дата доступа: 24.05.2018.

Автор: Павловская Гражина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Ганс Айзенк и его вклад в развитие психологии

Автор Татьяна в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 13/03/2015

Годы жизни: 4 марта 1916 — 4 сентября 1997

Ганс Юрген Айзенк родился в Германии в семье знаменитых актёров. После развода родителей его воспитанием занималась бабушка. Его антипатия к Гитлеру и нацистам заставила его переехать в Англию, когда когда ему исполнилось 18 лет. Из-за своего немецкого гражданства он с трудом нашёл в Англии работу. В конце концов, в 1940 году он получил степень доктора в области психологии в Университетском колледже Лондона, научным руководителем его стал Сирил Берт, получивший известность благодаря своим исследованиям на тему наследуемости интеллекта.

Карьера

Во время Второй мировой войны Айзенк занимался исследовательской деятельностью в Mill Hill Emergency Hospital. Позже он основал кафедру психологии в Институте психиатрии при Лондонском университете, где продолжал работать до 1983 года. Он состоял при университете в качестве почетного профессора вплоть до своей смерти в 1997 году. Стоит отметить, что он был чрезвычайно плодовитым писателем: за время своей карьеры он опубликовал более 75 книг и 1600 статей в журналах. До самой своей смерти он был одним из наиболее часто цитируемых ныне живущих психологов.

Вклад в развитие психологии

Он был не только одним из самых известных психологов, но и одним из самых спорных. Жаркие споры вызывал, например, доклад о последствиях психотерапии, который он опубликовал в 1952 году. В своей работе Айзенк сообщил, что состояние двух из трёх пациентов значительно улучшается или восстанавливается в течение двух лет, независимо от того, прибегали ли они к психотерапии или нет.

Также он был ярым критиком психоанализа, отвергая его как абсолютно ненаучный подход.
Наибольшие споры вокруг Айзенка вызывал его взгляд на наследуемость интеллекта — в частности, его мнение по поводу того, что расовые различия в интеллекте могут быть частично связаны с генетическими факторами. После того, как один из его учеников подвергся жёсткой критике за публикацию работы, в которой он предположил, что именно генетика определяет расовые различия в интеллекте, Айзенк выступил в его защиту со своей статьёй «Аргумент IQ: раса, интеллект и образование» (The IQ argument: Race, Intelligence, and Education), которая только подогрела споры и критику. Лишь в своей автобиографии (1990) он изложил более умеренную точку зрения и отдал должное значению, которое оказывают на формирование интеллекта окружающая среда и опыт.

Ганс Айзенк был, конечно, неоднозначной фигурой в психологии, но невозможно не согласиться с тем, что его широкие исследования оказали большое влияние на развитие и становление психологии как науки. Кроме того, его работа в сфере личности и интеллекта, сыграла важную роль в установлении подходов к подготовке специалистов и психотерапии, которые прочно укоренились в области эмпирических исследований и науке в целом.

Теги: биография

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Ганс Юрген Айзенк: биография и вклад в науку — наука

Довольно часто «несчастные случаи» (которые, как известно, не случайны) играют важную роль в жизни человека. Например, выбирая дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы там, где встречаемся. И тот, кто находит ответ на вопрос, почему это происходит, надолго остается в человеческой памяти.

Во многом благодаря поиску нестандартных ответов на экстравагантные вопросы, вспомнил ученый Айзенка Ганса Юргена.

Детство и юность Эйзенка

Самое интересное, что впоследствии может сыграть ключевую роль в развитии человека, происходит в детстве. Ханс Юрген Айзенк (04.03.1916 — 09.04.1997) был сыном «культурной интеллигенции» — и мать, и отец были актерами. Рут Вернер (под псевдонимом Хельга Моландер) блистала на экранах немого кино, а Антон Эдвард Айзенк совмещал пение и актерское мастерство. На родителей не оставалось времени. Два года спустя они расстались, и Ганса Юргена Айзенка отправила воспитывать бабушка по материнской линии.

Из воспоминаний Ганса Айзенка можно узнать, что маленькому внуку всегда предоставлялась полная свобода действий, к его шалостям относились снисходительно. Возможно, поэтому мальчик «все перепробовал на прочность и надежность».

«Бунтарский» стиль поведения Ганса Юргена Айзенка был известен во всех кругах. Хотя именно благодаря этой особенности были выдвинуты научные идеи и доказана их обоснованность.

Переезд в Англию

Осознание своей уникальности пришло к Гансу еще в школе: ему часто нравилось демонстрировать превосходство своего знания предмета над знаниями преподавателей, окончивших военные университеты.Будучи первым спортсменом в школе, он открыто выразил свои негативные впечатления о нацистском митинге и выступлении на нем Гитлера. Товарищи, сговорившись, избили его толпой. Однако будущего доктора философии это не смутило. На следующий день Ганс поймал одного за другим своих преступников и совершил «правосудие». Однако умение держать удар не помогло молодому человеку при поступлении в Берлинский университет.

Впервые в жизни у молодого человека был выбор: присоединиться к тайной нацистской полиции и поступить в университет или отказаться от него как студента.Ганс Юрген Айзенк уезжает из Германии в Англию.

Повышение квалификации

Перемещение скорректированных планов для Ганса. Мечты о поступлении на физический факультет Лондонского университета не сбылись по ряду причин. Однако, не желая терять целый год из-за несоблюдения требований, Айзенк поступает на курс психологии. В 1938 году молодой психолог получил степень бакалавра. А в 1940 году стал доктором философии.

С того же года Ханс начал работать в больнице Милл-Хилл, принимая пациентов с различными психическими расстройствами.Следует отметить, что до этого момента у Айзенка не было психиатрической и клинической практики. Это не означало, что молодой доктор философии. избавили от трудностей. Ганс считает критерии и категории клинической диагностики неудовлетворительными и находит возможность применить на практике только разработанные в то время факторные теории личности. Благодаря этим исследованиям, обширной практике и неустанным наблюдениям теория формирования личности была сформулирована в книге «Измерения личности» (1947).

Факторный анализ — вклад Айзенка Ганса Юргена в психологию и частично психиатрию того времени. Он отметил, что в описании личностных качеств есть два основных фактора: невротизм с одной стороны и экстраверсия (интроверсия) с другой. Окончательную версию эта идея получит в

году.

Ганс Айзенк — Интересные истории об известных людях, биографии, юмористические рассказы, фото и видео.

4 марта 1916 — 4 сентября 1997

Ханс Юрген Айзенк (4 марта 1916 г. — 4 сентября 1997 г.) был психологом, родившимся в Германии, который провел свою профессиональную карьеру в Великобритании. Его лучше всего помнят за его работу над интеллектом и личностью, хотя он работал в самых разных областях. На момент смерти Айзенк был живым психологом, на который чаще всего ссылались в научных журналах.Хаггблум, С. Дж. (2002). 100 самых выдающихся психологов ХХ века. Обзор общей психологии , 6, 139 & ndash; 152.

Жизнь

Айзенк родился в Берлине, Германия. Его матерью была кинозвезда силезского происхождения Хельга Моландер, а отец, Эдуард Антон Айзенк, работал в ночном клубе и был однажды признан «самым красивым человеком на Балтийском побережье». Эйзенк, Ханс Дж., Бунтарь с причиной (автобиография) ) , Лондон: WH Allen & Co., 1990 (стр.& nbsp; 8–11). Айзенка воспитывала его бабушка по материнской линии (его бабушка была ревностной лютераниной; после ее смерти в концлагере Айзенк узнал, что она «очевидно» была из еврейской семьи). (стр. & nbsp; 80). Первоначальный переезд в Англию в 1930-х годах стал постоянным из-за его оппозиции нацистской партии. «Моя ненависть к Гитлеру и нацистам, а также ко всему, что они отстаивали, была настолько подавляющей, что ни один аргумент не мог ей противостоять» (стр. 40). Из-за своего немецкого гражданства он сначала не смог найти работу, и почти интернирован во время войны.Он получил докторскую степень в 1940 году в Университетском колледже Лондона (UCL), работая на факультете психологии под руководством профессора сэра Сирила Берта, с которым у него были бурные профессиональные отношения на протяжении всей своей трудовой жизни. (стр. 118–119).

Айзенк был профессором психологии в Институте психиатрии Королевского колледжа в Лондоне (входящий в состав колледжа Федерального университета Лондона) с 1955 по 1983 год. Он внес большой вклад в современную научную теорию личности и блестящий учитель, который помог найти лечение психических заболеваний. Поведенческая терапия и невроз , под редакцией Ханса Айзенка, Лондон: Pergamon Press, 1960. Эйзенк, Ханс Дж., Эксперименты в поведенческой терапии , Лондон: Pergamon Press, 1964. Айзенк также создал и развил отличительную размерную модель личности основанный на факторно-аналитических обзорах, смело пытаясь закрепить эти выводы в биогенетической изменчивости. Он был редактором-основателем журнала Личность и индивидуальные различия , автором около 80 книг и более 1600 журнальных статей.Его сын Майкл Айзенк также является известным профессором психологии. Ганс Айзенк умер от опухоли мозга в лондонском хосписе в 1997 году.

Биографии

  • Х. Б. Гибсон (Тони Гибсон), который работал с Айзенком в Институте психиатрии, опубликовал его биографию.
  • Автобиография Айзенка была опубликована в 1990 году и пересмотрена в 1997 году.
  • Биография Айзенка, написанная Родериком Бьюкененом, была опубликована Oxford University Press в 2010 году: Игра с огнем: неоднозначная карьера Ханса Дж.Айзенк , ISBN 0198566883.

Просмотры и их прием

Примеры публикаций, в которых взгляды Айзенка вызвали споры, включают (в хронологическом порядке):

  • Документ 1950-х годов, в котором делается вывод о том, что имеющиеся данные «не подтверждают гипотезу о том, что психотерапия способствует выздоровлению от невротического расстройства».
  • Глава «Использование психологии и злоупотребления ею» (1953), озаглавленная «Что не так с психоанализом».
  • Раса, интеллект и образование (1971) (в США: The IQ Argument ).
  • Секс, насилие и средства массовой информации (1978).
  • Астрология & mdash; Наука или суеверие? (1982).
  • Курение, личность и стресс (1991).

Позиция Айзенка была резюмирована в его автобиографии Rebel with a Cause (Transaction Publishers, 1997, ISBN 1-56000-938-1): «Я всегда чувствовал, что ученый должен миру только одно, и это правда. как он это видит. Если истина противоречит глубоко укоренившимся убеждениям, это очень плохо.Такт и дипломатия хороши в международных отношениях, в политике, возможно, даже в бизнесе; в науке имеет значение только одно, и это факты ». Он был одним из подписавших Гуманистический манифест.

.

PPT — What Hans Eysenck PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • What Hans Eysenck мог бы подумать о… Винни-Пух А. А. Милна и Иа-Иа! Аманда Хансма и Кортни Шрудер

  • Краткое содержание • Биография • Теории (измерения личности) • Черты характера • Анализ личности • Вопросы • Ссылки

  • Биография Айзенка • Родился в Берлине, Германия в марте 4-е, 1916 г.• Его родители были актерами, которые развелись, когда он был молод, поэтому Ганса воспитывала его бабушка. • Плохая родительская дисциплина. • Его еврейские убеждения заставили его бросить бабушку в возрасте 18 лет, когда к власти пришли нацисты. • В Англии он продолжил образование и получил степень доктора психологии. • Считал, что биологические факторы более важны для развития личности, чем факторы окружающей среды.

  • Биография (продолжение) • Он стал известен своими интересами к модификации поведения и личности, а также своими несогласиями с психоаналитическими теориями Фрейда.• Во время Второй мировой войны он работал психологом-исследователем в больнице скорой помощи. • Позже он стал руководителем психологического отделения больницы Модсли. • Он также стал приглашенным профессором Пенсильванского университета и Калифорнийского университета в Беркли. • Он умер от рака 4 сентября 1997 года в Лондоне.

  • Теории Айзенка • Три измерения темперамента: невротизм, интроверсия-экстраверсия и психотизм. • Невротизм: варьируется от нормальных, довольно спокойных и собранных людей до нервных, стрессовых и эмоционально нестабильных людей.-высокий уровень невротизма может привести к тревоге, истерии и обсессивно-компульсивным расстройствам. — принятая модель диатеза-стресса, объясняющая предрасположенность некоторых людей к высокому уровню невротизма.

  • Теории Айзенка (продолжение) • Интроверсия-экстраверсия: колеблется от застенчивых, осторожных, вдумчивых, тихих людей до общительных, импульсивных, сообразительных, громких людей. -Люди с высоким уровнем интроверсии избегают ситуаций, которые могут вызвать излишнее возбуждение.-Люди с высоким уровнем экстраверсии преуспевают в опасных ситуациях и любят приключения. -различие из-за физиологического состояния, которое в основном передается по наследству.

  • Теории Айзенка (продолжение) • Связывает его размеры с типами личности Гиппократа. Черты каждого типа: холерик — легко разгневанный, вспыльчивый, агрессивный характер; меланхолик — подавленный, бессонный, грустный, пессимистичный, раздражительный сангвиник. смелый, обнадеживающий, жизнерадостный, оптимистичный, приятный Флегматик — спокойный, бесстрастный, медлительный, ленивый, скучный

  • Теории Айзенка (продолжение) — колеблется от альтруистических, высоко социализированных, заботливых, уступчивых и склонных к сотрудничеству людей. конец шкалы P — эгоцентрическим, неконформным, импульсивным, враждебным и агрессивным людям, находящимся на верхнем конце шкалы.- Лица, входящие в верхнюю часть шкалы, обычно оказываются в учреждениях отдельно от остального человечества. — люди с высокими показателями P генетически более уязвимы к стрессу, чем люди с низкими показателями P. • Психотизм:

  • Личность Дистальные антецеденты Проксимальные антецеденты Проксимальные последствия Дистальные последствия Общительность Преступность Креативность Психопатология Сексуальное поведение Обусловливание Чувствительность Бдительность Восприятие Восприятие Воспоминание Память Воспоминания Биологические факторы взаимодействия с личностными факторами Исследования ДНК-посредников 9000 Анализ ДНК-факторов, определяющих биологические факторы6

  • Глубоко в лесу сотки акров, где Кристофер Робин играет…

  • Винни Пух Черты: -позитивное отношение -приятный-жизнерадостный-любимый Кристофер Робин -хороший друг -вольно-всегда голодный

    декально

  • Винни-Пух Что бы сказал Айзенк: • Невротизм: Пух находится где-то в середине шкалы N.Довольно спокойный и собранный, но имеет небольшой случай обсессивно-компульсивного расстройства. • Интроверсия / экстраверсия: Винни-Пух находится примерно в середине шкалы E, но ближе к концу экстраверсии. Он общительный и предприимчивый, но ему нравится все обдумать, прежде чем действовать (даже если он не делает никаких выводов). • Психотизм: Пух находится на самом нижнем конце шкалы Р, так как он общителен, заботлив и часто действует альтруистично.

  • Винни-Пух обладает чертами личности как Сангвиника, так и холерика .

  • И-Ё Черты: -пад -независимость -негативное отношение -надежность-надежность-мрачновато-медленный

  • И-Ё Что бы сказал Айзенк: Невротизм: Иа-Ё находится на верхнем конце шкалы N. он подавлен, у него часто мрачные мысли, у него упадок сил и неспособность радоваться жизни. Интроверсия / экстраверсия: он находится на нижнем уровне шкалы Е, с очень интровертной личностью.Иа любит побыть в одиночестве, ведет себя довольно тихо и старается избегать ситуаций, вызывающих большое волнение. Психотизм: Иа-Иа находится примерно в середине шкалы P. Он не очень общителен и находится в довольно депрессивном состоянии, но у него заботливый характер и он не ведет себя враждебно или агрессивно.

  • Иа-Иа имеет черты меланхолического типа личности.

  • Вопросы • Как бы Айзенк рассматривал Пятачка с точки зрения интроверсии / экстраверсии личности? • Основываясь на теориях Айзенка, какой персонаж Винни-Пуха вам больше всего подходит и почему?

  • Ссылки Рисунки (в порядке появления) • Lawsy’s Web.Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.lawsysweb.50megs.com/wtpcolourings.html. • Hans Eysenck.jpg. Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.answers.com/topic/hans-eysenck-jpg. • Винни-Пух-Иа. (1992). Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; ru.easyart.com/art-prints/Mini-Posters/Winnie…. • H. J. EYSENCK. Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.ub.es/personal/SEIDI/eysenck.htm. • Даган, Ричард. Темперамент. (2000). Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; http: // intraspec.ca / temper0.php. • Винни-Пух. Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.winnie-the-pooh.kwakkers.com/map.php. • Дисней и другие аппликации. Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.bestinternetshopping.com/…/patches5.htm. • Логгинс, Кенни. Дом на углу Пуха. Получено 31 октября 2007 г. из Интернета; solosong.net/pooh.html. • Фото-свидетельства. Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.biology.lsu.edu/grads/biograds/Photos!.htm. • LaughingPlace.Com. Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.laughingplace.com/News-ID115010.asp. • AllPosters.Com. (1998). Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; www.allposters.com/-sp/Eeyore-Posters_i207310…. • Очень занят, впереди мул. (2007). Получено 20 октября 2007 г. из Интернета; darwen.us/southcon/labels/Personal.html. • Заставки Disney. Получено 31 октября 2007 г. из Интернета; www.kelleytown.com/PreviewDisney.html.

  • Источники (продолжение) • Бейкер, Элизабет.(2006). Всем нужен Иа-Иа. Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http://www.winnsborotoday.com/Eeyore/Oct%20-%2006.htm. • Бори, Г. К. (1998–2006). Ганс Айзенк (1916-1997). Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http://webspace.ship.edu/cgboer/eysenck.html. • Файст, Дж. И Файст, Дж. (2006). Теории личности. Нью-Йорк: Макгроу Хилл. • (2002–2006). Ганс Дж. Айзенк. Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http: // www.a2zpsychology.com/great_psychologies/hans_j_eysenck.htm. • Мэнсфилд, Тимоти. (2004). Очаровательная прогулка с Пухом, непреднамеренным даосом. Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http://www.amazon.com/review/R3VJ9SX662Q6BL. • (2007). Мои мысли обо всем и ни о чем. Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http://myoughttsoneverythingandnothing.blogspot.com/2007/04/winnie-pooh.html. • (1999-2003). Психологические биографии. Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http: // allpsych.doc / biographies / eysenck.html. • (1996-2007). Полные сказки Винни-Пуха. Получено 30 октября 2007 г. из Интернета; http://www.amazon.com/Complete-Tales-Winnie-Pooh/dp/0525457232. Справочная:

  • .

    Ганс Айзенк — Врачи, факты, жизнь

    Вставить эти биографические истории