Методическая разработка: Заучивание 10 слов Лурия
«Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Слова для запоминания
Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед
Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост
Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж
Интерпретация результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
— при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.
Запоминание двух групп слов
Цель: исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, фактора интерференции
мнестических следов, а такж возможности удержания порядка предъявляемого материала.
Оборудование: для исследования используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного
Группы слов для запоминания
Дом, лес, кот
Холод, рыба, книга
Брат, окно, вода
Лед, меч, круг
Куб, луч, трон
Шуба, ваза, пирог
Сон, чай, гриб, лось, дуб
Шум, мед, боль
Пар, кость, рожь, лещ, слон Вор, гусь, нож
Дед, мак, труд, поле, стул Пила, мир, лото
Методика заключается в виде нескольких последовательных процедур (этапов) запоминания и воспроизведения, возможно использование соревновательной и иных форм мотивации. Вначале перед ребенком ставится задача запоминания.
Инструкция 1 «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты, послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Давай попробуем. Ты понял?» Далее психолог с интервалом в полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, психолог ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует, делать замечание, нужно лишь обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова.
Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (в правильном или неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов, фиксируются правильность повторения и все привнесенные слова. Инструкция 2 «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. Вся процедура повторяется.
Инструкция 3 «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Инструкция 4 «А теперь повтори другие слова, которые ты и запоминал». Регистрируются все слова, которые произносит ребенок. Возрастные особенности использования и нормативы выполнения. Как правило, дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке после 1 предъявления, группу из 5 слов – после 2 предъявлений. Порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы
групп, а слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов в основном сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1-2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1-2 слова)
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Стимульный материал
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = 2С / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Расшифровка показателей:
Результат Значение
0–2 Очень высокая устойчивость
3–4 Высокая
5–6 Средняя
7–8 Низкая
9–10 Очень низкая
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Расшифровка показателей:
Результат в % Расшифровка
0–20 Очень высокая переключаемость
21–40 Высокая
41–60 Средняя
61–80 Низкая
81–100 Очень низкая
Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)
Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Интерпретация результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
— при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.
Источник:
|
«Заучивание 10 слов»- методика А.Р. Лурия
Тестирование заключается в выявлении скорости и величины слухоречевого запоминания 10 слов. Методика применяется для определения количества их воспроизведения через некоторый промежуток времени. Результатом исследования становится получение сведений о том, может ли ребёнок долго и целеустремлённо прорабатывать слухоречевой материал.
В чём заключается методика
В исследовании применяются простые односложные или двусложные, частотные, но абсолютно разные по смыслу 10 слов. Методика предполагает их использование в единственном числе и именительном падеже. Обычно количество их повторений может достигать пяти, хотя бывает, что нужно повторять слова до совершенного запоминания. Для наглядности результатов после проведения исследования строят кривую.
При этом проводится изучение таких характеристик:
- объём слухоречевого запоминания;
- особенности мнестической деятельности;
- скорость запоминания слов в предоставленном количестве;
- объём воспроизведения через промежуток времени;
- особенности слухового восприятия.
Проведение тестирования
А.Р. Лурия предложил методику для определения утомляемости, интенсивности внимания, степени запоминания. Она удобна тем, что не предполагает использования какого-либо специального оборудования. Единственным условием для того, чтобы получить действительно прозрачный результат, является соблюдение тишины. Дело в том, что любой шум (особенно если это разговоры) отвлекает и снижает способность к запоминанию слов.
Исследование можно производить с детьми от 7 лет. Здоровые испытуемые обычно запоминают 9-10 слов. Методика предполагает, что отсроченный результат (проверка памяти через промежуток времени) должен показать 80% от полученной ранее словесной цепочки. При работе с детьми до 7 лет используется меньшее количество исходной информации – 5-8 слов.
Примеры цепочек для исследования:
- Кот. Рог. Стол. Гриб. Мёд. Луч. Вода. Круг. Мост. Дым.
- Хлеб. Вес. Брат. Ход. Лук. Ёж. Усы. Боль. Окно. Чай.
- Кит. Зонт. Ром. Бег. Смех. Пёс. Роза. Пень. Кум. Ёрш.
Начало исследования
Перед тем как приступить к тестированию, экспериментатор записывает в одну строку 10 слов. Методика предполагает использование простых наименований, не вызывающих между собой явных ассоциаций. Чаще всего каждый проверяющий использует какой-либо один словесный ряд. Но если тестирование проводится в группе детей, то нужно подготовить несколько таких цепочек, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки. Очень важно в этом эксперименте произносить слова чётко, а также неукоснительно придерживаться инструкции.
Сначала нужно сказать ребёнку подобную фразу: «Я прочитаю 10 слов. Их нужно внимательно слушать. Когда закончу чтение, тебе нужно перечислить те слова, которые помнишь. Говорить их можно в любой последовательности. Ясно?». Медленно и хорошо проговаривая, экспериментатор читает слова. Когда ребёнок их повторяет, то в протоколе методики, которую предложил А.Р. Лурия, нужно выставлять крестики.
После этого следует очередная часть работы. Нужно сказать: «Я прочитаю те же слова, что и в первый раз. А тебе нужно повторить те из них, которые ты уже называл(а) и остальные, что тогда пропустил(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, отмечает крестиками слова, которые назвал ребёнок.
Потом нужно сделать несколько повторений этой же процедуры. Объяснения больше не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «Ещё раз».
Дополнительные уточнения
В тех случаях, когда испытуемым называются дополнительные слова, проверяющий должен отметить их рядом с имеющимися крестиками. Если происходят повторения, то каждый новый раз нужно ставить ещё одну пометку.
Бывает так, что при проведении исследования ребёнок пытается что-либо рассказывать или комментировать. В таких случаях нужно объяснить ему, что этого сейчас делать не нужно. На самом деле отвлекающие внимание разговоры методика «10 слов» (Лурия) запрещает.
По истечении 5-разового повторения экспериментатор начинает заниматься другими тестами. Но через 50-60 минут возвращается к запоминаемому ряду и просит рассказать его ещё раз. Но прочитывания уже использованных 10 слов методика на память больше не предполагает. Именно эти повторения теперь следует отметить кружочками, чтобы избежать возможных ошибок.
Заполнение таблицы и построение кривой запоминания
Протокол при исследовании выглядит так:
Количество повторений | Кот | Рог | Стол | Гриб | Мёд | Луч | Вода | Круг | Мост | Дым |
1 | + | + | + | + | ||||||
2 | + | + | + | + | + | |||||
3 | + | + | + | + | + | + | ||||
4 | + | + | + | + | + | |||||
5 | + | + | + | + | + | + | + | |||
Спустя час | О | О | О |
В дальнейшем он используется для построения кривой запоминания. Для этого по горизонтали откладываются номера повторений, а по вертикали – количество слов, названных правильно. Наклон кривой может быть различным. У детей от 7 лет, которые здоровы, первые 3 повторения представлены в виде одного из следующих вариантов:
- 5, 7, 9.
- 6, 8, 9.
- 5, 7, 10.
То есть к третьему повторению ребёнок способен назвать 9-10 слов. А при дальнейшем прочитывании ряда количество называемых слов становится равно 9-10.
Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая
Умственно отсталым детям свойственно называть малое количество слов. Бывает, что ребёнок произносит лишнее слово. А потом застревает на этой ошибке, вновь повторяя её. Подобные моменты при тестировании демонстрируют дети с органическими заболеваниями мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называют много лишних слов.
Также график кривой может свидетельствовать о сильной утомляемости и слабом активном внимании. То есть при повторении ребёнок называет 8-9 слов, а дальше – всё меньшее их количество. Это указывает на рассеянность и забывчивость в жизни, вызываемую преходящей астенией. Кривая может не иметь резкого наклона, а выглядеть зигзагообразно, что говорит о неустойчивости и колебаниях во внимании.
Как свидетельствует методика, запоминание 10 слов в редких случаях сводится к тому, что испытуемые начинают произносить один и тот же неполный ряд. Стабилизация подобного рода говорит об отсутствии интереса в улучшении результата, об эмоциональной вялости. Низко расположенная прямая свидетельствует о слабоумии и безразличии при паралитических синдромах.
Количество слов, перечисляемых испытуемым через час после последнего повторения, говорит о его памяти в буквальном смысле. Поэтому используя различные, но однотипные по сложности словесные цепочки, можно повторять это исследование, чтобы увидеть действенность лечения, оценить течение заболевания.
Методика запоминания 10 слов
Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти.
Стимульный материал 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: «Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке».
Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Цифры в протоколе запоминания отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов пациентом независимо от его результата необходимо сказать следующее: «Процедура исследования такова, что я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас». Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы больной их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как больной воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, больного об этом не предупреждают. В этот период выполняют другие тесты, однако иные методики, направленные на оценку мнестических функций, желательно в это время не проводить
В результате протокол опыта принимает следующий вид:
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.
Оцениваемые параметры:
1. Объем непосредственного воспроизведения количество слов, воспроизведенных после 1-го предъявления (норма 72 слова).
2. Объем отсроченного воспроизведения (долговременной памяти) количество слов, воспроизведенных через 50-60 мин.
3. Эффективность запоминания на основании полученных результатов строится график («кривая запоминания»), отражающий динамику запоминания 10 слов (объем отсроченного запоминания не включается). Оценивается характер «кривой запоминания»: платообразный, ломаный, возрастающий и др.
Таблицы Шульте
Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.
Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.
Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания.
Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента.
Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности.
Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.
Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости (утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как:
эффективность работы (ЭР),
степень врабатываемости (ВР),
психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий. http://neurology.com.ua/2010/09/28/tablicy-shulte.html
Ишемическая шкала Розена.
1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).
2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.
3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.
4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.
5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.
6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.
7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.
8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.
Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.
Шкала Шахновича.
Шкала для ориентировочной оценки глубины угнетения сознания. Широко используется в России.
Умеренное оглушение
1. Словесный контакт возможен, но затруднен
2. Ориентация в собственной личности, месте, времени, обстоятельствах нарушена.
3. Команды выполняет.
Оглушение
Словесный контакт возможен, но затруднена ориентация в собстенной личности, месте, времени, обстоятельствах нарушена команды выполняет
Глубокое оглушение
Словесный контакт практически невозможен ориентация отсутствует команды выполняет (пытается выполнять)
Сопор
1. команды не выполняет
2. открывание глаз спонтанное, на окрик, боль целенаправленная двигательная реакция на боль тонус мышц (шеи) сохранен
Кома умеренной глубины
1. Глаза не открывает
2. Нецеленаправленная реакция на боль (сгибание, разгибание конечностей) 3. тонус мышц (шеи) сохранен, дыхание не нарушено
Глубокая кома
1. реакция на боль нецеленаправленная, снижена 2. тонус мышц (шеи) снижен 3. нарушения дыхания центрального, обструктивного,смешанного типов
Терминальная кома
1. реакция на боль отсутствует
2. атония мышц
3. тяжелые нарушения дыхания
4. двухсторонний мидриаз
Сопоставление шкал Глазго и шкала Шахновича
Умеренное и глубокое оглушение — более 10 баллов.
Сопор— 8—10 баллов.
Умеренная кома — 6—7 баллов.
Глубокая кома — 5 баллов.
Терминальная кома — менее 5 баллов.
Шкала ишемии Хачинского
Если сумма баллов по шкале Хачинского составляет:
4 и меньше — атрофическая деменция.
7 и выше— сосудистая деменция.
4 — 7-не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.
Свыше 7 баллов— предполагает сосудистую причину деменции
4 и менее баллов — не подтверждает сосудистую этиологию процесса.
Как мы видим, наиболее значимыми признаками ишемической шкалы Хачинского, которые отличают мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, является острое начало, ступенеобразное прогрессирование и флюктуирующее течение заболевания, наличие артериальной гипертензии, инсульта в анамнезе и очаговой неврологической симптоматики.
Ишемическая шкала Хачинского помогает дифференцировать мультиинфарктную деменцию от болезни Альцгеймера, однако ее ценность для диагностики безинсультных форм сосудистой деменции, а также смешанной деменции остается низкой. Таким образом, с помощью этой шкалы удается с относительно высокой точностью диагностировать лишь один из вариантов сосудистой деменции — мультиинфарктную деменцию.
Признаки | Баллы |
Внезапное развитие деменции | |
Ступенеобразное развитие | |
Флюктуирующее развитие | |
Дезориентация в ночное время | |
Относительная сохранность личности | |
Депрессия | |
Эмоциональная неустойчивость | |
Артериальная гипертония в анамнезе | |
Инсульт в анамнезе | |
Наличие атеросклероза (результаты ЭКГ | |
и ультразвукового исследования сосудов) | |
Очаговая неврологическая симптоматика | |
Патологические знаки |
Шкала Рэнкина
Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функциональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функциональ ного состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина и индекс Бартел
Шкала Рэнкина включает пять степеней инвалидизации после МИ.
Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.
Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.
Третья степень умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.
Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.
Пятая степень сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.
Шкала Гамильтона
Шкала для оценки депрессии, является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части А и Б, заполняемые альтернативно.
Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):
1. Депрессивное настроение.
(подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности)
0- отсутствие
1- выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2- жалоба высказывается спонтанно
3- определяется невербально (поза, мимика, голос, плаксивость)
4- пациент выражает только эти чувства, как в высказываниях, так и невербально
Чувство вины.
0- отсутствие
1- самоуничижение, считает, что подвел других
2- чувство собственной вины, мучительные размышления о собственных ошибках и грехах
3- настоящее заболевание расценивается как наказание, бредовые идеи виновности
4- вербальные галлюцинации обвиняющего и/или осуждающего содержания, и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания
Суицидальные намерения.
0- отсутствие
1- чувство, что жить не стоит
2- желание смерти или мысли о возможности собственной смерти
3- суицидальные высказывания или жесты
4- суицидальные попытки
Ранняя бессонница.
0- отсутствие затруднений при засыпании
1- жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (более 30 минут)
2- жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
Средняя бессонница.
0- отсутствие
1- жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2- многократные пробуждения в течение всей ночи, подъем с постели
Поздняя бессонница.
0- отсутствие
1- раннее пробуждение с последующим засыпанием
2- окончательное раннее утреннее пробуждение
Методика «Заучивание десяти слов» [10]. Психологическая безопасность: учебное пособие
Методика «Заучивание десяти слов» [10]
Может быть использована для обследования детей (с пяти лет) и взрослых.
Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Описание. Исследование проводится в несколько этапов. На каждом из них заполняется протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Протокол
Фамилия, имя_________________ возраст_________
Инструкция для детей. 1. Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке. (Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.)
2. Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас.
Инструкция для взрослых. 1. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.
2. Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен.
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-б-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз».
Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания».
По форме кривой можно сделать выводы об особенностях запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Методика «10 слов» | 07online.ru
Текст записи:
Методика «10 слов», А.Р.
Методика «10 слов», А.Р. Лурия
Цель. Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Инструкция к тесту
Вариант для детей:
«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых:
«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Интерпретация результатов теста
По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия)
Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей от 7 лет.
Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности.
Проводится в тишине.
Стимульный материал — 10 простых слов, не связанных друг с другом по смыслу. Например:1) год, слон, мяч, мыло, соль, шум, река, пол, весна, сын или: 2) гора, пила, роза, мыло, нога, перо, очки, река, диван, хлеб
Желательно иметь несколько таких наборов.
Инструкция: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Так как все слова никто с первого раза не запоминает, я прочитаю их тебе несколько раз. После каждого раза ты будешь повторять все слова, какие ты запомнил, в любом порядке».
Инструкция при 2-м предъявлении: «Сейчас я повторю слова еще раз, а ты запоминай и повтори за мной все, какие запомнил, в том числе и те, которые говорил в прошлый раз».
При 3 и 4 предъявлении достаточно сказать «Слушай еще раз», при 5 — «Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постараешься повторить побольше». В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно стимулировать его словами «Ещё! Постарайся вспомнить ещё!».
После заучивания ребенок занимается другими заданиями, а в конце исследования необходимо проверить, сколько слов осталось у него в памяти (отсроченное воспроизведение).
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом — 8-10. Отсроченное воспроизведение — 7 — 9 слов. Результаты заносятся в протокол исследования.
Оценка результатов:
4 балла — Высокий уровень — запомнил 9 — 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла — Средний уровень — запомнил 6 — 8 слов после 5-го предъявления, 5 — 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла — Ниже среднего — запомнил 3 — 5 слов после 5-го предъявления, 3 — 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл — Низкий уровень — запомнил 0 — 2 слова после 5-го предъявления, 0 — 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
1 балл — ребенок не понял смысла задания.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Гора | Пила | Роза | Мыло | Нога | Перо | Очки | Река | Диван | Хлеб | Допол-нитель-ные слова | Итог |
Через час |
Результаты исследования по методике «Запоминание 10 слов»
(А.Р. Лурия)
№ | Ф.И. ребенка | Балл | Уровень | № | Ф.И. ребенка | Балл | Уровень |
Авдюшкин | Низкий | Алексеев | Высокий | ||||
Баркина | Средний | Алексеева | Средний | ||||
Каримов | Низкий | Султанов | Средний | ||||
Исекеева | Средний | Тагиров | Средний | ||||
Покорный | Средний | Фарафонов | Средний | ||||
Гарипова | Низкий | Зименкова | Средний | ||||
Домушников | Низкий | Гафуров | Средний | ||||
Петров | Средний | Диньмутов | Средний | ||||
Султанова | Средний | Хасбиев | Средний | ||||
Родионов | Низкий | Нафиков | Средний | ||||
Миронова | Низкий | Ларионов | Высокий | ||||
Насопов | Средний | Маркова | Высокий | ||||
Щащин | Средний | Мишина | Высокий | ||||
Родинина | Средний | Толибанва | Средний | ||||
Калмыков | Средний | Тимбиев | Средний | ||||
Кашапова | Высокий | Цуканов | Средний | ||||
Белова | Средний | Уляшина | Средний | ||||
Бочкарева | Высокий | Карипов | Средний | ||||
Дейкова | Средний | Ершова | Средний | ||||
Нелюбин | Высокий | Набиуллин | Средний | ||||
Кагарманов | Средний | Гарипова | Средний | ||||
Мухутдинова | Высокий | Шарипов | Средний | ||||
Бахтиев | Высокий | Щукина | Средний | ||||
Сулейманова | Средний | Зиннуров | Средний | ||||
Галимзянов | Средний | Хатипова | Средний | ||||
Нургалиева | Высокий | Фазлыева | Средний | ||||
Хамзина | Высокий | Вафина | Средний | ||||
Тимербаева | Высокий | Архипов | Средний | ||||
Хамидуллин | Средний | Парамонов | Средний | ||||
Зарипов | Средний | Рашитов | Средний |
Приложение 3
Как запомнить словарный запас на иностранном языке с помощью этих 7 безумно эффективных методов
Вы когда-нибудь беспокоились о том, как запомнить словарный запас?
Вы пытались запоминать слово снова, и снова, и снова, но оно просто не закрепляется?
Со мной такое случалось много раз. И позвольте мне сказать вам, это разочаровывает .
Вы прикладываете много усилий, чтобы одна короткая последовательность букв попала в ваш мозг, и по какой-то причине она просто попадает в одно ухо и выходит из другого.
И это лишь одно из многих слов. Даже языки с «маленьким» словарным запасом обычно содержат как минимум десятки тысяч слов. Это настоящая гора, которую нужно преодолеть.
Учитывая, что изучение словарного запаса является совершенно неизбежной частью изучения языка, я потратил годы на изучение и тестирование различных инструментов и методов, пытаясь понять, как сделать это проще, эффективнее и увлекательнее.
Сегодня я хочу поделиться с вами моими семью лучшими методами запоминания слов , чтобы они могли быть инструментами, которые помогут вам подняться на вершину горы и дальше.
Давайте прямо сейчас в это дело?
ИНСТРУМЕНТ 1: СЕТИ СЛОВ
Иногда одно слово может иметь много разных значений.
Рассмотрим слово «игра», например:
Если я спрошу вас: «Вы играете на вечеринку завтра вечером?» Я спрашиваю вас, , можете ли вы прийти на эту вечеринку.
Если я говорю «Эрнест Хемингуэй часто любил охотиться на крупную дичь в Африке», я говорю о том, как опытный писатель любил охотиться на крупных животных , таких как слоны и носороги.
Это одно слово с двумя совершенно разными значениями. И это без учета всех других значений, которые имеет игра, например, во фразах видео игра , игра шоу, честная игра и другие.
Что могут сделать изучающие английский язык, чтобы все эти значения разделялись? Как можно быть уверенным, что когда вы видите или слышите слово «игра», вы точно знаете, какое определение имеется в виду?
Ответ контекст .
Если слово имеет несколько значений, контекст или слова, окружающие конкретное слово, часто могут помочь нам сузить круг возможных вариантов и определить правильный вариант.
Например, «Ты играешь?» и «Хемингуэй охотился на крупную дичь» используют слово «игра» в качестве ключевого слова, легко увидеть, что их окружающие контексты совершенно разные.
В «Вы играете?» кто-то задает вам вопрос, особенно, если вы обладаете качеством «быть игрой»
В «Хемингуэй охотился на крупную дичь», дичь является прямым объектом предложения и тем, на что «охотится» «Хемингуэй». Даже если вы никогда раньше не слышали, чтобы игра использовалась в этом контексте, если вы знаете глагол «охотиться», вы можете с уверенностью предположить, что «игра» имеет какое-то отношение к животным.
Итак, как контекст может помочь вам более эффективно учить словарный запас?
Просто!
Когда вы записываете слово, никогда не записываете его отдельно .
Вместо этого, запишите полное предложение или фразу , в которой она встречается, вместе с определением или переводом, если необходимо.
Когда вы изучаете новое слово вместе с другими похожими словами, которые часто встречаются рядом с ним, вы создаете своего рода «сеть слов» в своем уме.
Каждый раз, когда вы вспоминаете одно слово в сети, оно автоматически вызывает в памяти другие слова, которые вам понадобятся, чтобы выразить правильное значение.
ИНСТРУМЕНТ 2: СЛУШАНИЕ И ЧТЕНИЕ
Многим людям нравится разделять язык на четыре отдельных навыка; говорить, слушать, читать и писать.
Хотя это разделение может быть полезным, иногда оно может скрыть тот факт, что очень часто два или более из этих навыков можно практиковать одновременно.
Если вы, например, разговариваете, вы, скорее всего, много слушаете и много говорите, и все это за короткий промежуток времени.Таким образом, разговорная речь и аудирование — это навыки, которые поддерживают друг друга.
Слушание — это навык, который сильно поддерживает , чтение , что может быть чрезвычайно полезно для изучения языка.
Возьмем, к примеру, языки с уникальным алфавитом, такие как японский, амхарский, грузинский или корейский.
Начинающим изучающим эти языки необходимо преодолеть две основные проблемы:
- Научиться читать все новые символы в скрипте
- Научиться определять все новые звуки в разговорной речи
Это возможно обе эти вещи по отдельности, посвящая часть своего учебного времени каждой отдельной задаче.
Однако гораздо эффективнее делать и то, и другое одновременно; to слушайте, пока читаете, и читайте, пока слушаете.
Если вы читаете текст, который идет со звуком, например, воспроизводит звук, пока вы читаете .
Если в вашем тексте нет звука , попробуйте прочитать текст вслух самостоятельно или попросите носителя языка сделать это за вас.
Совместная практика аудирования и чтения — отличный способ укрепить связь между произносимыми звуками и письменными символами языка, чтобы вы могли быстро учиться на обоих.Он также добавляет слой контекста, который, как мы видели в последнем разделе, может значительно улучшить ваше понимание любого текста или разговорного звука.
Этот метод особенно полезен для начинающих, поскольку большинство языковых курсов в настоящее время поставляется с компакт-дисками или mp3-записями письменных материалов курса.
ИНСТРУМЕНТ 3: ВЫБОР
Позвольте мне спросить вас кое-что:
Словари — это огромные коллекции слов и их определений, верно?
Если это правда, то зачем нам учить слова из других источников?
Не могли бы мы просто выучить каждое слово на нашем изучаемом языке из какого-нибудь огромного, полного словаря?
Наверное.Но, скорее всего, нет.
Даже если словари, по крайней мере теоретически, содержат все слова, которые вам когда-либо понадобятся, попытка прочитать словарь, чтобы улучшить свой словарный запас, была бы катастрофой при изучении языка.
Почему? В основном по трем причинам:
1
Словари содержат намного больше слов и значений, чем вам когда-либо понадобится активно использовать.
2
Многие словарные статьи не отображают слова в контексте (что, как мы уже видели, бесполезно для изучения)
3
Словари не очень интересный материал для чтения.
На самом деле ни один изучающий язык не должен знать каждое слово на изучаемом языке. Это приведет к потере времени и бесполезным знаниям.
На самом деле единственные слова, которые вам нужно знать на целевом языке, — это те, которые вы знаете:
- Скорее всего, вы услышите или прочитаете.
- Скорее всего, буду говорить или писать.
Если вы это знаете, тогда вы можете очень избирательно выбирать, какие слова вы выучите , а какие нет.
Для эффективного пополнения словарного запаса я рекомендую вам сосредоточиться на изучении слов, которые соответствуют трем основным критериям:
1
Эссенциальность — В любой ситуации есть слова, которые вам абсолютно необходимо знать, или вы не поймете, что происходит. Например, если вы любите садоводство, вам обязательно нужно понимать такие важные слова, как «мастерок», «пестициды» и «клумба», даже если эти слова не очень распространены в других ситуациях.
2
Личная значимость / интерес — Даже если два человека говорят на одном языке, их отдельные словари, вероятно, сильно различаются. Врач, например, будет знать больше слов для описания анатомии человека, чем художник, но у этого художника будет больше слов для обозначения художественных приемов, чем у врача. Это потому, что у нас есть естественная склонность учить слова, которые имеют отношение к нашей жизни, нашей работе и нашим интересам. Вы должны сделать то же самое на своем целевом языке.
3
Частота — Вам нужно знать много слов, независимо от того, кто вы и чем занимаетесь. Обычно это слова для обозначения общих действий, таких как «еда», «сон» и «ходьба», но также и функциональные слова, такие как предлоги / послелоги (к, вверху, внизу) и артикли (the, a / an). Они различаются от языка к языку, но вы можете найти «списки частот» для многих языков в Интернете.
Если вы столкнулись с большим количеством неизвестных слов одновременно, постарайтесь сосредоточиться в первую очередь на неизвестных словах, которые соответствуют указанным выше требованиям.
Если их слишком много, просто сосредоточьтесь на изучении части из них. Примерно треть или четверть — хорошее начало.
Что бы вы ни делали, не пытайтесь перегружать себя, набивая в мозг слишком много слов одновременно.
Делайте это медленно и медленно, и при достаточной выдержке и времени вы выучите все нужные вам слова.
ИНСТРУМЕНТ 4: АССОЦИАЦИЯ
Ранее мы упоминали, как контекст может помочь вам определить правильное значение слова из нескольких вариантов.
Контекст также полезен для сохранения новых слов в памяти.
Подумайте обо всех словах, которые вы знаете, как о мухах в огромной паутине.
Например, такое слово, как «солнце», застряло в сети рядом с другими словами, такими как «луна», «звезды», «солнечный свет» и «солнечный свет».
Когда вы слышите слово «солнце», все эти другие слова также быстро приходят на ум, потому что все они прочно связаны с «солнцем» и контекстами, в которых оно появляется.
Если у вас уже есть паутины сильно связанных слов в вашем уме, то легче добавить еще связанных слов в эту сеть, и легко запомнит из них .
Это случилось со мной недавно с греческим языком, и это помогло мне запомнить ряд сложных слов с первого раза.
Когда я прочитал слово «λιος» («ilios», что означает «солнце»), я автоматически понял, что оно означает, потому что я уже знал итальянское слово «eliocentrico» и его английский эквивалент «гелиоцентрический».
Когда я прочитал слово «έκλεψαν» (э-клепсан, «украли»), я вспомнил итальянское «клептоман» и английский «клептоман».
Эти совершенно новые греческие слова имели аналогичные значения слов, которые уже глубоко укоренились в моей долговременной памяти, поэтому я смог почти мгновенно запомнить их.
Когда вы выучите новых слов , постарайтесь искать ассоциации и отношения с идеями и концепциями, которые вы уже знаете.
Даже если вы изучаете язык, который полностью отличается от того, который вы знаете в настоящее время, вы можете быть удивлены, обнаружив подсказки и другие мелкие детали, которые помогут активировать вашу умственную «паутинку» слов и, таким образом, облегчить запоминание и обучение.
ИНСТРУМЕНТ 5: ДЕКОНСТРУКЦИЯ
До сих пор мы в основном обсуждали инструменты и концепции, которые помогут вам запоминать целые слова.
Иногда, однако, легче всего запомнить слов, когда вы разбираете их или разбиваете на части и смотрите на значение полученных частей.
Это особенно характерно для таких языков, как английский и немецкий, которые позволяют объединять слова в так называемые «составные слова».
Английские составные слова относительно короткие, например, «газета» (например, «новости» + «бумага»), «дверной звонок» («дверь» + «звонок») и «космический корабль» («пространство» + «корабль». ).
В немецком языке есть более длинные составные слова, которые могут напугать учащихся, пытаясь их запомнить.
Например, что бы вы почувствовали, если бы кто-то сказал вам, что вы должны запомнить слово «Freundschaftsbeziehung» или «Unabhängigkeitserklärungen»?
Думаю, тебя, наверное, немного подташнивает. По крайней мере, вы, , почувствовали бы тошноту, пока не поймете, что эти слова являются просто более короткими и простыми немецкими словами, соединенными вместе, например:
Freundschaftsbeziehung = Freundschaft-s-beziehung = «демонстрация дружбы»
Unabhängigkeitserklärungen = Unabhäng erklärungen = «декларации независимости»
Эти более мелкие части тоже можно разбить на части.В «Freundschaftsbeziehung» подраздел «Freundschaft» можно разделить на «Freund» и «-schaft», что очень похоже на подразделение «дружба» («друг» + «-шип»).
Итак, если вы когда-либо сталкивались со словом, которое кажется слишком длинным или сложным для одновременной обработки, попробуйте разобрать его и посмотреть, не легче ли усвоить более мелкие кусочки.
ИНСТРУМЕНТ 6: ДИНАМИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Когда вы были моложе в школе, какую стратегию подготовки к экзаменам вы предпочитали?
Большинство людей, если бы они вообще учились, пытались бы перечитывать или пересматривать материал снова и снова, пока не убедятся, что запомнили каждую деталь.
Такой вид обзора, называемый механическое запоминание , чрезвычайно распространен, и большинство из нас учили верить в его эффективность.
Но если вы похожи на меня, и вы действительно пробовали это время от времени, то знаете, что механическое запоминание на самом деле не работает . Вы будете видеть одну и ту же информацию снова и снова, но, поскольку вы никогда не получите из нее ничего нового, вы вообще ничего не обработаете.
Когда римляне сказали «repetita juvant» («повторение помогает»), я не думаю, что они имели в виду именно это.
Я имею в виду, что повторение действительно помогает, но вы должны делать это таким образом, чтобы материал оставался свежим и интересным при каждом просмотре.
Моя стратегия для этого известна как «Динамическое повторение», и я думаю, что это метод, который может значительно улучшить ваш словарный запас.
1
Начните с освещения ресурса, как обычно (чтение текста, прослушивание аудиоклипа и т. Д.).
2
Подождите несколько дней и вернитесь к материалу.
3
Когда вы вернетесь к материалу, используйте другой подход. Если вы сначала прочитали текст, теперь сделайте аудиозапись, как вы читаете его вслух. Если вы слушали аудио, попробуйте записать то, что вы слышали, от руки.
4
Подождите еще несколько дней и снова вернитесь к материалу. При необходимости повторите с шага 3.
5
Каждый раз, когда вы возвращаетесь к материалу, старайтесь впитать его новым уникальным способом. Это поможет сохранить интерес к процессу обучения и позволит просматривать один и тот же контент десятки раз, прежде чем он вам надоест.
Я рекомендую попробовать динамическое рецензирование даже со старыми материалами, которые вы уже просмотрели. Проявив немного творчества, вы удивитесь, насколько легко вдохнуть новую жизнь и полезность в старый ресурс.
ИНСТРУМЕНТ 7: ЗАПИСЬ
Я потратил почти всю эту статью, рассказывая о методах и техниках органического запоминания новых словарных слов.
Однако я не упомянул об одном из самых больших недостатков запоминания — даже при использовании лучших техник не всегда гарантируется, что оно сработает!
Вы знаете, что такое память.В один прекрасный день вы можете прочитать целые сцены из любимого фильма в любой момент, а в следующий день вы даже не сможете вспомнить, где оставили ключи от машины.
Проще говоря, ваша память не всегда под рукой, когда она вам нужна.
Но не волнуйтесь! Есть простой способ сохранить весь свой важный словарный запас в безопасности, даже если вы не можете его вспомнить. Все, что вам нужно сделать, это делать заметки!
Это может показаться неприятным, но это работает.
Чтобы делать заметки как эффективный инструмент для запоминания словарного запаса, вам нужно приобрести достаточно маленький блокнот, чтобы его можно было всегда носить с собой.Если вы разбираетесь в технологиях, вы также можете использовать свой телефон.
Держите под рукой инструмент для заметок, а всякий раз, когда вы обнаружите новое, неизвестное слово на целевом языке, запишите его вместе с датой и контекстом, когда и где это слово было найдено.
Когда вы находитесь дома и просматриваете свои языковые ресурсы, вы можете искать слова, которые вы не знали, и, возможно, даже искать в Интернете предложения или фразы, чтобы дать вам более глубокий смысл и контекст.
Делайте много словарных заметок и регулярно просматривайте их, и у вас будет незаменимый инструмент для изучения слов, который никогда не забудет .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда вы только начинаете изучать новый язык, огромное количество неизвестных слов перед вами может показаться невероятно пугающим.
Даже когда у вас за плечами приличное количество слов, вам все равно нужно придумать, как их связать и заставить работать вместе, чтобы сказать то, что вы, , хотите сказать.
Семь инструментов, которыми я поделился с вами в этой статье, помогут упростить и ускорить процесс запоминания .
Один за другим эти инструменты помогут вам взять огромное количество слов в вашем целевом языке и разделить его на более мелкие и мелкие части, которые вам будет намного легче усвоить.
По мере продвижения вы также узнаете ценность контекста и то, как соединение слов друг с другом сделает вашу память для словарного запаса более сильной и надежной.
Но эти методы не сработают для вас, если вы просто примените их один раз и забудете. Вы должны использовать их каждый день и сделать их привычкой.
Итак, сегодня выбирают один из этих семи инструментов. Используйте его в следующий раз, когда попытаетесь выучить новые слова. А затем придерживайтесь его хотя бы в течение следующей недели.
Как только этот инструмент станет привычкой, возьмите еще один, и еще один, и сделайте то же самое.
Если вы думаете, что справитесь с этой задачей, попробуйте внедрить все семь инструментов за семь недель. Если вы можете это сделать, дайте мне знать в комментариях!
И, наконец, если вы хотите глубже погрузиться в различные техники запоминания словарного запаса, вам следует проверить мой курс на LinguaCore «Простой способ выучить слова ».
Автор Лука Лампариелло
,
Как запоминать английские слова (3 метода запоминания)
Вы все время забываете английские слова, которые выучили?
Вы пытались неоднократно искать одни и те же слова в словаре?
Если да, то вы попали в нужное место.
Из этого руководства вы научитесь трем основным методам запоминания словарного запаса.
Вот методы:
- Глубоко обрабатывать слова
- Связывать слова с мысленными образами
- Просматривать слова через определенные интервалы
Давайте подробно рассмотрим каждый метод.
Метод № 1: Глубокая обработка слов
Этот метод основан на эффекте «Уровни обработки», который утверждает, что слова, которые «обрабатываются» более глубоко, запоминаются лучше.
Большинство людей не пытаются запоминать слова. Когда ищут слово в словаре, они просто читают определение один раз и переходят к следующему. Это «поверхностная» обработка, и это плохой способ что-либо запомнить.
Итак, как вы можете выучить слово более глубоко?
Ну, первое, что вы можете сделать, это прочитать все определения (если они имеют несколько значений), а также примеры использования.
Но это все еще мелочь и не требует больших умственных усилий.
Вы можете пойти еще глубже.
Например, подумайте об общем значении этого слова. Спросите себя, хорошее это значение, плохое или нейтральное .
Предположим, вы учите слово усилие (энергичная или решительная попытка, физическое или умственное напряжение), как бы вы отнесли это слово к категории?
Для меня общее значение усилия дает мне представление о том, как кто-то изо всех сил пытается чего-то достичь, поэтому я классифицирую это как хорошее.
Но кого-то еще это слово может заставить подумать о ком-то, кто пытается закончить множество скучных задач, поэтому они сочтут это плохим.
На самом деле не имеет значения, считаете ли вы слово хорошим, плохим или нейтральным. Важно то, что этот процесс заставляет вас задуматься о значении слова более глубоко.
Категоризация слов — это всего лишь один из способов глубоко запомнить слова. Еще вы можете сделать попытаться придумать синонимы и антонимы слова (слова со схожими и противоположными значениями).
Или вы можете создать мысленный образ или рассказ, который обозначает значение слова. Например, если вы хотите запомнить слово , потерять (потерять что-то в качестве наказания за проступок), возможно, вы можете представить, что теряете много денег из-за того, что сделали что-то против закона.
Главное — выполнить какое-то умственное упражнение, которое заставит вас задуматься о значении слова на более глубоком уровне.
Мои мысли о технике
Этот метод, вероятно, самый простой, поскольку его можно выполнить быстро, не используя ничего особенного, например, словарного программного обеспечения.
Недостаток в том, что это, вероятно, наименее эффективный метод из трех.
Природа новых воспоминаний такова, что они быстро исчезают, если вы не пытаетесь вспомнить их впоследствии.
Итак, даже если вы попытаетесь глубоко запомнить слова, все равно есть шанс забыть.
При этом, если вы хотите немного лучше запомнить словарный запас и не хотите использовать слишком сложные или трудные для выполнения методы, эта техника очень хороша.
Техника № 2: Связывание слов с мысленными образами
Ага!
Вы когда-нибудь слышали о чемпионатах мира по запоминанию?
Это соревнования, в которых участники соревнуются, запоминая как можно больше информации в течение определенного периода времени.
В таких событиях нетрудно найти человека, который сможет запомнить порядок 50 случайных карточек в течение трех минут.
Эти люди не сверхлюди; они могут делать то, что они делают, с помощью практики и ряда техник запоминания.
Давайте посмотрим на один из этих приемов: метод ассоциации.
Как выполнять технику
Во-первых, вам нужно знать произношение слова, которое вы пытаетесь запомнить. Иногда его можно угадать по написанию.Если вы не уверены, послушайте произношение в словаре (или на YouTube).
После этого повторяйте или слушайте слово снова и снова. Это похоже на другое слово (или слова), которые вы знаете? Звучит как имя человека? Животное?
Слово (слова), которые вы придумываете, могут быть английскими словами или словами вашего родного языка. Но они должны относиться к вещам, которые вы можете визуализировать: объектам, животным, людям или местам.
Допустим, я хочу запомнить эти слова:
- Ловкий: умный или искусный в использовании рук или разума.
- Усилие: энергичная или решительная попытка, физическое или умственное напряжение.
- Неустойка: потеря чего-либо в качестве наказания за проступок.
Вот как каждый из них звучит для меня:
- Adroit звучит как android (человекоподобный робот).
- Усилие звучит как F (буква) и Ford (производитель автомобилей)
- Forfeit звучит как четыре (число) и Fed (Fed может относиться либо к доставке FedEx, либо к Роджеру Федереру. ).
После того, как вы придумали заменяющее слово (а), визуализируйте эти слова в своем уме и попытайтесь «связать» (связать) этот мысленный образ со словом, означающим .
Как связать образ андроида (наше слово, заменяющее ловкий ) со значением «умный или умелый в использовании рук или разума?»
Может быть, вы можете представить, как андроид делает что-то, что требует сложных движений рук. Возможно, представьте, как он играет на сцене гитарное соло.
Рок никогда не умирает!
Приложите немного усилий. Добавьте некоторые детали к этому мысленному образу. Возможно, представьте себе, что андроид использует несколько продвинутых гитарных приемов, таких как выбор скорости, свинг и постукивание.
И все. В следующий раз, когда вы увидите или услышите слово « ловкий », оно напомнит вам об андроиде, тогда вы подумаете об этом глупом мысленном образе и вспомните значение слова!
Давайте рассмотрим еще один пример: неустойка (звучит как четыре и Fed ).
Как вы связываете , четыре и Fed со значением «потерять что-то в качестве наказания за проступок?»
Возможно, мы можем представить, что у Роджера Федерера трое братьев и сестер (так что есть «четыре федерала»). Они очень любят друг друга. Затем однажды во время теннисного матча Роджер Федерер полностью пропустил мяч. Он так злится на себя за такую глупую ошибку и бросает ракетку на землю.
Из-за этого неправомерного действия ассоциация тенниса решает посадить трех его братьев и сестер в тюрьму.Итак, Роджер Федерер теряет троих любимых из-за своего проступка.
А теперь приложите реальные усилия для визуализации этой истории.
Концентрат… действительно… действительно… трудно.
Это не сработает, если вы сделаете это случайно.
Готово! В следующий раз, когда вы встретите слово и , вы подумаете о четырех федералах, подумаете об этой глупой истории и запомните ее значение.
Мои мысли о технике
Если немного попрактиковаться, эта техника может оказаться действенной.
Если ассоциация, которую вы создаете, достаточно сильна, можно запомнить слово навсегда, без каких-либо повторений.
Это работает по разным причинам:
- Мы склонны запоминать образы и истории лучше, чем слова и значения.
- Заставляет обратить внимание на произношение и значение.
- Информация лучше запоминается, если она создана вами (эффект генерации).
Небольшая проблема, с которой я столкнулся с этой техникой, заключается в том, что вы должны знать произношение.
Несмотря на то, что существует множество онлайн-словарей со звуковым произношением, это может раздражать в некоторых ситуациях, например, когда вы находитесь в библиотеке или классе и у вас нет наушников.
И, как видите, требуются некоторые усилия, время и творческий подход, чтобы придумать заменяющие слова и мысленные образы. (Но с практикой это станет легче.)
В целом, это очень эффективная техника. Это весело и не требует специальных инструментов. (Лично мне больше всего нравится этот.)
Метод № 3: Повторение слов через определенные промежутки времени
В 1885 году немецкий психолог провел ряд экспериментов с памятью.
Эксперименты включали запоминание списков бессмысленных слогов, таких как DAX, BOK и YAT.
В одном эксперименте он запомнил два списка двумя разными способами:
- Он повторил первый список 36 раз за один день.
- Он повторял второй список 12 раз в день в течение трех дней (таким образом, общее количество повторений составляет 12 X 3 = 36, то же самое, что и в первом списке).
Позже он вспомнил два списка и обнаружил, что вспоминание второго списка было значительно лучше.
Что это значит?
Это означает, что вы лучше запоминаете, когда повторы «растянуты».
Таким образом, вместо того, чтобы запоминать определенное слово много раз в течение одного дня, вы можете делать это в течение нескольких дней или недель следующим образом:
- Первое повторение: 1 день
- Второе повторение: 7 дней
- Третье повторение : 16 дней
- Четвертое повторение: 35 дней
Эта стратегия повторения с интервалом позволяет вам лучше запоминать с меньшим количеством повторений.
Причина, по которой это работает, является предметом бурных дискуссий среди исследователей. Некоторые предположили, что, когда вы вспоминаете информацию таким образом, он сигнализирует вашему мозгу, что информация важна и должна храниться в течение длительного времени.
Практическое применение
Как вы применяете интервальное повторение для изучения словарного запаса?
Это относительно просто. Многие приложения для словарного запаса / запоминания имеют функцию интервального повторения, интегрированную в свое программное обеспечение, поэтому вам не нужно выяснять, когда следует повторять определенные слова, приложение позаботится об этом за вас.
Anki — популярное приложение для интервальных повторений. Если вы хотите запомнить слово, вы создаете обучающую карточку (это карточка с целевым словом на одной стороне и значением на другой).
После того, как вы ввели достаточное количество слов в Anki, вы можете начинать их просмотр. Если вы ошиблись в слове, приложение вскоре снова покажет то же слово. Если вы поймете слово правильно, вы его не увидите некоторое время.
Вы можете посмотреть это видео, чтобы увидеть, как это работает:
Мои мысли о технике
В целом, чем сложнее метод запоминания, тем дороже его использование.
Хотя этот метод повторения с интервалом эффективен, он имеет свою цену.
Цена в том, что вам нужно постоянно добавлять новые слова в приложение. И вам нужно потратить время на их рассмотрение. Для некоторых людей (в том числе и для меня) это может быть проблемой.
Однако, если вы хотите запомнить каждое слово безошибочно и не возражаете против небольшой сложности, этот метод для вас.
Если вы не уверены, вы можете попробовать. Если это окажется для вас непосильно, можно прибегнуть к первым двум приемам.
Последние мысли: как запоминать английский словарь
Вы выучили три лучших метода запоминания слов на английском (или любом другом языке).
Теперь вам пора выбрать метод (или методы) для использования.
Все эти методы научно проверены и протестированы. Вы можете использовать один, два или даже все три в зависимости от того, насколько сложным вы хотите, чтобы ваш подход был:
- Более сложный подход более эффективен, но менее удобен и требует больше времени.
- Более простой подход менее эффективен, но его легко реализовать (крайний пример — не пытаться запоминать словарный запас вообще)
Какой бы подход вы ни выбрали, напомните, что словарный запас английского языка — это только один аспект вашей компетенции в английском языке . Не зацикливайтесь на этом слишком сильно и не забывайте улучшать другие вещи, такие как грамматика, понимание, разговорные и письменные навыки.
Так что, если вы хотите сосредоточиться на общей картине, ознакомьтесь с моим руководством по изучению английского языка.
.