Задачи психология: Тема 1.1. Психология как наука

Содержание

Основные задачи современной психологии — Психология закономерностей

Выделение задач в науке, это дело не простое. Поскольку они могут быть общими и частными, узкими и широкими. Но все же, главной задачей в психологии является изучение психологических явлений и их закономерностей.

Исходя из главной задачи современной психологии, вытекают второстепенные

  • Понимание — необходимо разобраться, как именно работают те или иные психологические явление и закономерности;
  • Управление — по мимо понимания принципа работы, необходимо найти им практическое применение, то есть научиться управлять ими;
  • Теоретическая база — полученные знания необходимо обработать, для дальнейшего развития науки психология.

Изучение психологических явлений и закономерностей, помогает пониманию процессов отражения объективного мира в мозгу человека, так же помогает выяснить чем и как регулируются действия человека, а так же в целом, как развивается человек в течении всей своей жизни. Сознание и психика это объективная реальность человека, изучая психологические закономерности, устанавливается взаимосвязь между психическими явлениями и деятельностью человека. Однако на деятельность человека влияют не только объективные факторы, но и субъективные, поэтому современная психология ставит задачи выявить эти факторы.

Изучение психических процессов таких как: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции дает возможность разработать эффективные методики обучения. Что в свою очередь, положительно влияет на будущих специалистов.

Решение задач психологии имеет ряд проблем. Так для решения некоторых задач, требуется знания из других наук, что в свою очередь усложняет процесс поиска ответов. На этой почве, как раз и создаются новые отрасли психологии, которые призваны решать те или иные задачи современной психологии.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Задачи профессиональной деятельности психолога. — Студопедия

Есть такая профессия — ПСИХОЛОГ

Область профессиональной деятельности психолога.

Область профессиональной деятельности определена специфической проблематикой, которой занят профессиональный психолог. Эта проблематика предъявляет ряд совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.

Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек — его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.

Быть психологом

Очевидно, что человек всю жизнь исследующий природу и свойства души и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, подмечать неочевидное, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает ресурсы для своего развития и самостоятельно принимает верное решение. Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться лучше и счастливее.



Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям решать совершенно конкретные задачи и трудности).


Задачи профессиональной деятельности психолога.

Задачи профессиональной деятельности определяются тремя основными типами деятельности психолога:исследованием (порождением нового научного знания),обследованием (изучением тех или иных психических свойств и состояний) и преобразованием(коррекцией, развитием, формированием). В плане задач, таким образом, психолог выступает в двух основных (условно разделяемых) ролях: как психолог-исследователь и как психолог-практик.

Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.

Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, рекламе, дизайне, информационных технологий, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология, психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.

1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии

Конспекты лекций

по курсу

«Психология и
педагогика»

Тема №1 (2ч.)

Сфера
психологического знания

У психологии
огромная предыстория

и очень короткая
история.

Г. Эббингауз
(1850-1909),

немецкий психолог

Основные
вопросы:

  1. Понятие о психологии.
    Предмет, объект психологии.

  2. История развития
    психологического знания и основные
    направления в психологии.

  3. Структура
    психологической науки и ее место в
    системе наук.

  4. Методы психологических
    исследований.

Литература:

Психология / Под
ред. В.Н. Дружинина. — СПб., 2004. — С. 349-381.

Маклаков А.Г.
Общая психология. — СПб., 2007. — С. 11-37.

Немов Р.С.
Психология. — М.: ВЛАДОС, кн. 1, 2006. — С. 5-25,
с. 91-109.

Столяренко Л.Д.
Психология: Учебник для вузов. – СПб.:
Питер, 2008.– С. –5-37

Реан А.А,. Бордовская
Н .Б., Розум С.И. Психология и педагогика.-
СПб.: Питер, 2003.– С. –9-29

Слово «психология»
в переводе с древнегреческого буквально
означает «наука о душе» (psyche
– «душа»,
logos
– «понятие»,
«учение»).

Психология
– наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы
психики.

Объектом психологии
является человек или группа людей.

Предметом
психологии являются психика и психические
явления, как одного конкретного человека,
так и психические явления, наблюдаемые
в группах и других общностях людей.

Основными задачами
психологии являются:

  1. Научиться понимать
    сущность психических явлений и их
    закономерности.

  2. Научиться управлять
    ими.

  3. Использовать
    полученные знания, чтобы повысить
    эффективность жизнедеятельности людей
    в различных областях, в том числе
    укрепить психическое здоровье,
    удовлетворенность в повседневной
    жизни.

  4. Быть теоретической
    основой практической деятельности
    психологических служб.

2. История развития психологического знания и основные направления в психологии

Основными этапами
развития психологического знания
являются:

I этап
психология
как наука о душе
.
Такое
определение психологии было дано более
двух тысяч лет назад. Наличием души
пытались объяснить все непонятные
явления в жизни человека.

Представления
о психике человека носили анимистический
характер–каждый предмет наделялся
душой. В одушевленности видели причину
развития явлений и движения. Аристотель
распространил понятие психического на
все органические процессы, выделяя
растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные
точки зрения на психику – материалистическая
(Демокрит)
и идеалистическая
(Платон).
Демокрит
считал,
что психика, как и вся природа, материальна.
Душа состоит из атомов, только более
тонких, чем атомы, составляющие физические
тела. Познание мира происходит через
органы чувств. По мнению же Платона,
душа
не имеет ничего общего с материей и в
отличие от последней идеальна. Познание
мира – это не взаимодействие психики
с внешним миром, а воспоминание души о
том, что она видела в идеальном мире до
того, как попала в тело человека.

II
этап
психология
как наука о сознании
.
Возникает
в XVII
веке в связи с развитием естественных
наук. Способность думать, чувствовать,
желать назвали сознанием. Основным
методом изучения считалось наблюдение
человека за самим собой и
описание
фактов.

В этот
период были заложены методологические
предпосылки научного понимания психики
и сознания. Так, Р.
Декарт
считал,
что животные не обладают душой и их
поведение является рефлексом на
воздействия извне. По его мнению, человек
обладает сознанием и в процессе мышления
устанавливает наличие у себя внутренней
жизни. Д.
Локк
утверждал,
что в разуме нет ничего, что не прошло
бы через органы чувств, он выдвинул
принцип атомистического анализа
сознания, согласно которому психические
явления могут быть доведены до первичных,
далее не разложимых элементов (ощущений)
и на их основе сформированы через
ассоциации более сложные образования.
Позднее английские ученые Т.
Гоббс
и
Д.
Гартли
развили
детерминистское представление об
ассоциациях, лежащих в основе
функционирования психики, а французские
исследователи П.
Гольбах
и
К.
Гельвеции
разработали
концепцию о социальном опосредовании
психики человека.

  1. этап –
    психология
    как наука о поведении
    .
    Возникает
    в конце
    XIX
    века.
    Задача психологии – ставить эксперименты
    и наблюдать за тем, что можно непосредственно
    увидеть, а именно поведение, поступки,
    реакции человека (мотивы, вызывающие
    поступки, не учитывались).

Большую
роль в превращении психологии в
самостоятельную отрасль знаний сыграли
разработка теории условных рефлексов
в физиологии И.П.
Павловым
и
практика лечения психических заболеваний,
а также проведение непосредственных
экспериментальных исследований психики.
В начале XX
в. основатель бихевиоризма американский
психолог Д.
Уотсон
указал
на несостоятельность декарто-локковской
концепции сознания и заявил, что
психология должна отказаться от изучения
сознания и сосредоточить свое внимание
только на том, что доступно наблюдению,
т.е. на поведении человека.

  1. этап (современный)
    психология
    как наука, изучающая объективные
    закономерности, проявления и механизмы
    психики.
    Начиная
    с середины XX
    в., психология стала превращаться в
    многоотраслевую, прикладную область
    знаний, обслуживающую интересы
    практической деятельности людей и
    общества.

Зарубежная
психологическая наука использует
различные подходы к осмыслению психики
человека:

  • Гештальт-психология
    (Т. Вертгеймер,
    В. Келер, К. Левин) направление предметом
    которого стали закономерности
    формирования, структурирования и
    трансформации психического образа.

  • психоаналитический
    (З.
    Фрейд (ортодоксальный психоанализ), А.
    Адлер (индивидуальная психология), К.
    Юнг (аналитическая психология) и др.)
    Основным предметом данного направления
    являются закономерности формирования
    побудительных сил, лежащих в основе
    поведения человека, их взаимоотношения
    с сознанием и усвоенными личностью
    социальными требованиями. Основными
    категориями здесь являются: потребность,
    мотив, сознательное, бессознательное,
    «Я», сверх-Я, защитные механизмы и др.

  • бихевиористский
    (Д.
    Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б.
    Скиннер и др.), это направление акцентирует
    внимание на закономерностях формирования
    поведения. В основе его методологии
    лежит утверждение о том, что наиболее
    достоверными переменными в психике
    человека и животных являются их реакции
    в той или иной ситуации, вызванные
    определенными стимулами. Стимул –
    любое воздействие на организм со стороны
    среды, в том числе, наличная ситуация,
    реакция, подкрепление, в качестве
    которого для человека сожжет выступать
    и словесная и эмоциональная реакция
    окружающих людей. Субъективные
    переживания при этом в современном
    бихевиоризме не отрицаются, но ставятся
    в положение, подчиненное этим воздействиям.

  • когнитивистский
    (У.
    Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер
    и др.), направление, исследующее различные
    формы познавательных процессов и
    способы получения знаний, лежащие в
    основе построения чувственных и
    умственных образов реальной
    действительности.

  • гуманистический
    (Г.
    Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К.
    Роджерс и др.) подход предметом
    психологических исследований полагает
    здоровую творческую личность человека
    и условия ее развития в социуме.

Российская
психологическая наука придерживается
диалектико-материалистического
взгляда
на происхождение психики. В советский
период ее исследования носили неоднозначный
характер. В них активно участвовали
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов,
С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако
с началом массовых сталинских репрессий
в 30-е годы XX
в. эти исследования прекратились на
тридцать лет. В 60–80-е годы началось
возрождение отечественной психологии.
Значительный вклад в разработку ее
проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В.
Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин,
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К.
Платонов, Б.М. Теплов и др. Методологической
основой отечественной психологии стала
теория
деятельности
,
подчеркивающая активную природу психики.
При этом деятельность является средством
и условием развития психики человека.

Задачи психологии управления

Психология управления позволяет решать проблемы управленческой деятельности, правильно мотивировать коллектив, эффективно организовывать совместную деятельность, а также переквалифицировать довольно разобщенный коллектив в успешную команду. Это настоящий ключ к достижению вершин бизнеса.

Облегчая работу управленцев и делая ее гораздо эффективнее, психология управления решает определенные задачи.

Анализ деятельности управляющего персонала

Один из важнейших аспектов психологии управления – это анализ деятельности менеджеров, руководителей и остальных должностных лиц, принадлежащих к управляющему составу. Важно не только правильно организовывать управленческую деятельность, но также уметь анализировать, наблюдать за обстановкой в коллективе, делать соответствующие выводы и принимать решения на основе полученных результатов.

Именно поэтому особое внимание уделяется поведению управленца и его психологическим особенностям, так как эти качества во многом являются определяющими успеха всего коллектива.

Исследование мотивации

Главным двигателем человека к прогрессу и достижениям в бизнесе является правильная мотивация. Изучение механизмов мотивации является основополагающим аспектом психологии управления.

Благодаря правильной мотивации люди способны не только добиваться успехов, но и сплотиться, объединяться в единую команду и стремиться к общей цели. Некоторые сотрудники в силу своей скромности, стеснительности, аскетичности и многих других черт характера не могут эффективно работать в коллективе. Но если руководитель грамотно мотивирует не только команду в целом, но и всех сотрудников в отдельности, то каждый из них способен побороть подобные негативные эмоции и перестать действовать в одиночку, положившись на своих коллег.

Изучение процессов регулирования трудовой деятельности в разных ситуациях, в том числе и экстремальных

Профессиональный руководитель должен уметь осуществлять грамотную управленческую деятельность в любых условиях, в том числе и в экстремальных: в условиях ограниченности времени, ресурсов, нехватки кадров. Истинная ценность хорошего руководителя заключается в умении осуществлять управление коллективом и правильного его мотивировать, несмотря на невыгодные ситуации. Правильные, скоординированные действия выведут команду из затруднений, а ошибки загонят только в ещё большие проблемы.

Именно поэтому психология управления уделяет особое внимание изучению деятельности руководителей в разных ситуациях.

Разработка рекомендаций по использованию теоретических знаний в управленческой деятельности

Мало только владеть теоретическими знаниями, важно уметь применять их на практике в разных ситуациях: разрешении конфликтов, регулировании психологического климата в коллективе, правильной мотивации. Именно поэтому особое внимание уделяется не только изучению различных аспектов управленческой деятельности, но и возможности применения их на практике.

Исследование особенностей лидерства

Существуют некоторые теории на тему того, что лидером невозможно стать, им можно только родиться. Психология управления занимается изучением необходимых личностных качеств, которые в совокупности составляют такое понятие, как «лидер».

На основе полученных данных составляется психологический портрет лидера, на основе которого происходит подготовка и обучение будущих управленцев. Лидером не обязательно родиться, в современном обществе необходимым лидерским качествам можно научиться, освоить их и стать прекрасным управленцем, даже если до этого наблюдалась скрытность, закомплексованность и прочие проблемы личностного характера.

Исследование процесса взаимодействия в группе

Успех не каждого отдельного сотрудника, а всего коллектива в совокупности зависит от их успешного взаимодействия между собой. У разобщенного коллектива нет прочных связей, стремлений к единой цели, дружеского взаимодействия и необходимого доверия, без которого успех просто невозможен.

Чтобы разрешить подобные проблемы, психология управления занимается изучением способов преодоления барьеров внутри коллектива, достижения сплоченности и совместной мотивации, которая позволит двигаться вперёд.

Для выполнения поставленных задач с коллективом необходимо проводить правильную психологическую работу, тренинги, бизнес-игры. Исследование процессов взаимодействия сотрудников позволяет в дальнейшем разработать индивидуальную схему мотивации.

Психология управления – это важный раздел психологии, который занимается изучением деятельности руководящего состава, механизмов мотивации и способов взаимодействия сотрудников в коллективе. Благодаря полученным данным можно «воспитать» достойный управляющий состав, обучив всем тонкостям психологии управления и наделив качествами перспективных лидеров.

Помимо работы с руководителями, психология управления занимается изучением тонкостей работы коллектива, способами взаимодействия и возможностью разрушения барьеров. Это крайне важная наука, так именно она позволяет оптимизировать работу всего коллектива, а деятельность управляющего состава сделать более продуктивной.

Автор: Марина Орлова, дизайнер

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Ситуационные задачи по психологии — Студопедия

1. Составьте план проведения диагностической беседы (4-5 вопросов) с детьми среднего дошкольного возраста с целью изучения их отношения театрализованной деятельности (на примере инсценировки сказки «Теремок»). Оформите план в виде таблицы.

№ вопросаПлан беседы (вопросы)
1. 
  
  

2. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов. В другой раз экспериментатор пришел в группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, — сказал он, — а вы будете покупателями. Вот мои товары: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА (назвал те же слова, какие произносил при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.

Вопросы: 1. Назовите причину резких отличий результата эксперимента. 2. Раскройте основные отличительные признаки естественного и лабораторного эксперимента.

3. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Студентка выполняла курсовую работу по теме «Игровая деятельность дошкольников» и должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в ДОО, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»



Вопросы: 1. Будут ли данные, полученные студенткой достоверными? 2. Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

4. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация 1Ребенок «все понимает», как считает мама, но слова еще произносит нечетко; знает название многих предметов, действий, выполняет команды.

Вопросы: 1. Укажите приблизительный возраст ребенка. 2. Укажите стадию развития речи, перечислите закономерности данной стадии. 3. Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации по развитию речи ребенка на данной стадии развития речи.

5. Проанализируйте предложенную ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Мать двухлетнего ребенка пришла к психологу, описав ситуацию: в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: пронзительно кричит, падает на пол, стучит руками и ногами.


Вопросы: 1. О каком феномене в данном случае идет речь? 2. Причина возникновения подобного явления? 3. Какие психолого-педагогические рекомендации можно дать маме?

6. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Мама предложила дочке Нине (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села одна птичка. Сколько было деревьев?» Нина задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Вопросы: 1. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? 2. Какой психический процесс является ведущим в дошкольном возрасте?

7. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Миша (2 года 5 мес.) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.Коля (2 года 5 мес.) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато «много видит». Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

Вопросы: Что недоучитывают мама Миши и мама Коли? 2. Какое влияние это может оказать на психическое развитие детей в каждой из описанных ситуаций? 3. Какие психолого-педагогические рекомендации вы можете предложить маме в первом и во втором случаях?

8. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. При поступлении в школу один ребенок мог считать до десяти; знал двенадцать букв, мог написать отдельные слова. Другой ребенок ничего этого делать не мог.

Вопросы: 1. Можно ли считать, что первый ребенок подготовлен к школе лучше, чем второй? 2. Почему? 3. Что включает в себя понятие «готовность к школе»?

9.Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Родителидетей первоклассников часто не ценят игровую деятельность детей. Поэтому они, например, ограничивают время игр, объясняя «Теперь ты ученик, надо делать уроки», или запрещают носить в школу игрушки.

Вопросы: 1. Правы ли родители этих детей? 2. Объясните действия и желания детей этого возраста.

10. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Малыш (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрослый пытается помочь.

— Я сам! – протестует малыш. — Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

— Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

— Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.

Вопросы: 1. Можно ли считать поведение ребенка упрямством или это особенность формирующейся личности? 2. Какая?

11. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, малыш играет с тем, что попадет в его поле зрения: увидел мячик и играет с ним, через 1-2 минуты увидел куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

Вопросы: 1. О каких особенностях развития детей свидетельствует такое поведение?

12. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. На уроках русского языка в 1 классах написаны на доске слова: вода, водитель, водить, наводнение. В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на 2 группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик». В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все слова, написанные на доске, разбейте их на 2 группы по смыслу, запишите каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой – в правой)».

Вопросы: 1. С какой целью предлагаются эти задания? 2. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения? 3. Почему?

13. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Дети 6-7 лет начинают тяготиться обществом младших дошкольников, с уважением и завистью смотрят на учебные принадлежности старших братьев и сестер, мечтают о том времени, когда им самим будет принадлежать весь набор таких принадлежностей.

Вопросы: 1. О каких особенностях мотивационной сферы и поведения дошкольников свидетельствует данная ситуация? 2. Со становлением какого психического новообразования связаны эти особенности дошкольников?

14. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Девушка 14-ти лет собирается на ночь уходить из дома.

— Куда одеваешься? – спрашивает мама.

— У Лены будет вечеринка. Мы поедим, послушаем музыку и разъедимся по домам.

— Лена не тот человек, с кем можно дружить. Я слышала про нее много плохого, видела не раз ее в плохой компании. А в прошлый раз, когда ты пришла от Лены, от тебя был запах спиртного.

— Это не так!

— Раздевайся, ты никуда не идешь, тем более что завтра тебе на учебу!

— Я сама буду решать, куда и к кому мне ходить и с кем дружить. Ты не имеешь права вмешиваться в мою личную жизнь…

Между матерью и дочерью разгорается конфликт.

Вопросы: 1. Назовите возможные причины конфликта. 2. Какие возрастные особенности дочери были проиллюстрированы?

15. Для младшего школьника большое значение имеет оценка его учителем, в то время как для подростка важно то, как принимают его в группе сверстников?

Вопросы: 1. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

16. В каком опыте первоклассники продемонстрируют лучшие результаты запоминания? Почему?

Опыт 1. Запомнить 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок).

Опыт 2. Запомнить 10 слов конкретного содержания (без показа картинок).

Опыт 3. Запомнить 10 слов абстрактно содержания (храбрость, белизна, тяжесть и т.п.)

17. Дети младшего школьного возраста воспринимают оценку качества выполнения задания как оценку своих стараний. Так, дети часто говорят, что учатся хорошо, несмотря на наличие плохих оценок. Если преподаватель, комментируя плохую оценку, не распространяет впечатление от выполненной работы на свойства характера, дети не расстраиваются.

Вопросы: 1. Прокомментируйте особенности отношения детей младшего школьного возраста к учебе. 2. Каковы их причины?

18. Наблюдения показали, что ученики начальных классов, проверяя свою работу, часто не видят свои ошибки, пропускают их, хотя хорошо знают правила. Вопросы: Чем объяснить такое явление? Закономерно ли оно?

19. Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуация. Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Вопросы: 1. Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? 2. Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие — с характером?

20. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1. Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

5. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

21. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности.

2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека.

3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.

5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной духовной силы человека.

6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

22. Обобщите данные рекомендации, дайте им психологическое обоснование.

1. Лучший способ изучить что-либо — открыть самому. Для того чтобы изучение было наиболее эффективным, учащийся должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. (Д. Пойа)

2. То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость. (Д. Пойа)

23. Установите соответствие. В левом столбце в алфавитном порядке перечислены основные методы исследования. В правом – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?

Основные методыОбъекты изучения
1. Анкетирование1. Индивидуальные особенности сознания
2. Беседа, интервью2. Межличностные отношения
3. Контент-анализ3. Причинно-следственные связи
4. Изучение продуктов деятельности4. Протоколы, отчеты, сочинения
5. Наблюдение5. научные тексты
6. Тест6. Факты поведения людей
7. Социометрия7. Факты сознания (мнения, интересы и др.)
8. Эксперимент8. Ценностные установки и ориентации

Задачи психологии

Задачи
психологии

в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать
    сущность психических явлений и их
    закономерности;

  • научиться управлять
    ими;

  • использовать
    полученные знания с целью повышения
    эффективности тех отраслей практики,
    на пересечении с которыми лежат уже
    оформившиеся науки и отрасли;

  • быть теоретической
    основой практики психологической
    службы (7).

Важнейшая
задача психологической науки — раскрытие
психо­логических закономерностей
формирования человека как личности.

Формы
сотрудничества:

А)
Научный и житейский психолог совпадают
в одном лице

Б)
Житейское знание – основа для научных
понятий и методов

В)
Научное знание становится средством
для понимания людьми своих житейских
проблем.

Основные методологические принципы научной психологии

Психология
— наука о
закономерностях развития и функционирования
психики как — особой формы жизнедеятельности.

Выделяют
два типа методологических проблем:

1.
Собственно-методологические

(проблема предмета психологии).

2.
Содержательно-методологические:

• Проблемы личности;

• Проблемы мышления:

• Проблемы
деятельности;

• Проблема средств.

1)
Проблема соотношения биологического
и социального

2)
Проблема соотношения обучения и развития

3)
Проблема развития знаковых функций
сознания

4)
Проблема ведущей деятельности

5)
Проблема предмета психологии

6)
Проблема личности

7)
Проблема мышления (Чужой реферат)

Основные
методологические принципы психологии:

  • признание
    детерминированности (причинной
    обусловленности) пси­хических явлений
    материальной действительностью;

  • генетический
    подход к психическим явлениям —
    исследование их в раз­витии;

  • признание
    неразрывной взаимосвязи психики и
    деятельности;

  • изучение
    психики человека с учетом взаимосвязи
    биологических и cо­циальных
    факторов.

Современная
научная психология исходит из принципа
психофизио­логического единства

сохраняя
свое качественное своеобразие, психи­ка
имеет материальную, нейрофизиологическую
основу.

Но
отражение мира в психике выходит за
пределы явлений, происходя­щих в
структурах мозга. Психика человека
опосредствуется внешними взаимосвязями,
характером деятельности человека,
образом его жизне­деятельности.
Психическая деятельность — не пассивный
продукт мозга, а результат его активного
взаимодействия с миром на социально-куль­турной
основе. С переходом от биологической к
общественно-исторической форме
жизнедеятельности психика человека
принципиально преобразуется, приобретает
черты сознания и начинает опосредоваться
общественно-историческим опытом
человечества. Основным средством
психической саморегуляции становится
социально выработанная чело­веческая
знаковая система — речь.
Сознание
человека, его психика становятся не
биологическим, а историческим, социально
обусловленным продуктом (9).

Методология
науки


это система знаний о принципах построения,
формах и способах организации научного
по­знания, а также о способах установления
степени достаточ­ной обоснованности
и верифицированности знаний, полу­чаемых
в процессе научного исследования
естественных (природных) и социальных
явлений.

Когда рассматриваются
методологические основания со­временной
научной психологии, часто собственно
методо­логические проблемы смешиваются
с проблемами теорети­ческими, с одной
стороны, и с проблемами методическими,
с другой стороны. Эти две группы проблем
полезно разво­дить.

Методологические
проблемы психологии,
как
правило, свя­зываются с поиском ответов
на два центральных для психо­логии
вопроса:

• Что выступает
предметом исследования в психологии?
Что такое психика?

• Как добиться
научной достоверности и объективности
знаний, получаемых в процессе исследования
психиче­ских явлений?

Теоретические
проблемы психологии,
как
и любой другой науки, возникают в связи
с построением конкретных психо­логических
теорий, направленных на объяснение
опреде­ленной группы психических
явлений, и с ответами на вопро­сы:

• Как объяснить
особенности состава, структуры, функций,
происхождения, формирования и развития
различных психических явлений?

• Какие закономерные,
причинно-следственные связи ле­жат
в основе формирования, развития
психических явле­ний?

Методические
проблемы
связаны
с планированием, орга­низацией и
анализом конкретных способов получения
но­вых научных результатов, с ответами
на вопросы:

• Какие существуют
конкретные способы (методы) получе­ния
новых научных данных?

• Как могут быть
организованы конкретные условия и какие
средства могут быть использованы для
получения новых научных данных?

Как
правило, выделяется три
уровня методологического анализа
научных исследований и получаемых
результатов

научных
знаний:
общефилософский,
общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский
уровень

методологической ориенти­ровки
определяется теми философскими позициями,
кото­рые занимает ученый по отношению
к изучаемым явлениям. Диапазон возможных
стихийных или осознаваемых фило­софских
позиций достаточно широк, и
их
последовательный анализ или обоснование
требует от исследователя высокой
философской культуры.

Общенаучный
уровень

методологической ориентировки
обеспечивает обоснование тех критериев,
в соответствии с которыми организация
исследований и получаемые резуль­таты
признаются научными и относительно
верными для данного уровня развития
познавательной деятельности.

Конкретно-научный
уровень

методологии обеспечивает ориентировку
в организации научной деятельности и
в ана­лизе научных знаний в рамках
каждой конкретной науки (8).

Я больше не могу ни начать, ни закончить даже самые простые задачи. — школа психологии мотивация

А я про все про все. Люди, школа, проекты, хобби … Я всегда, всегда отказываюсь от того, что начинаю. И дело даже не в потере интереса. Да, есть вещи, к которым я со временем потеряю интерес и уйду, и это не проблема. Меня беспокоит то, что я бросаю и то, что мне действительно интересно. Например, я был полностью поглощен книгой, которую читал на прошлой неделе. Действительно, действительно в это.Тогда можно было подумать, что я закончу, но я этого не сделал. У меня есть целая библиотека, в которой полно недочитанных книг, большинство из которых я бы хотел снова начать читать, но просто не могу. Не будет. Не могу. Тьфу.

Так бывает абсолютно со всем. Я увлечен психологией и начал изучать ее, но в конце концов остановился, несмотря на мой постоянный интерес. Я бы написал рассказ, перешел к середине и остановился, независимо от моего желания продолжать работу над ним. Я никогда не заканчиваю художественные проекты, никогда не заканчиваю видеоигры и редко заканчиваю фильмы или сериалы.Черт возьми, я даже не могу дослушать песни! Неважно, насколько я люблю эту песню — у меня все еще есть ужасная привычка останавливать музыку на полпути и переходить к следующей.

Я занимаюсь этим и другими вещами, помимо проектов и хобби. Я бы подружился с кем-нибудь и, в конце концов, просто отдалился бы от него, и не потому, что он мне больше не интересен, или что-то в этом роде. Я просто. Я так хорошо учился в школе в течение нескольких месяцев, а потом просто бросил. И дело не в том, что я ненавижу школу или что-то в этом роде. На самом деле, мне очень нравится школа.Однако в конечном итоге это ничего не значит.

Я не знаю, что со мной не так и что делать, чтобы это исправить. Я заставлял себя закончить дела в прошлом (очевидно), но обычно после этого я чувствую себя измученным и совершенно незаинтересованным почти во всем, вместо того, чтобы чувствовать себя сильным или чем-то вроде того, чего вы ожидаете. И это ощущение продлится ДНЯ. Например, предположим, я заставил себя написать эссе. Я чувствовал себя таким уставшим после этого, и закончить ЧТО после этого было бы вдвойне тяжело.Я действительно не знаю, что мне делать.

Я должен закончить колледж в этом месяце (через шесть лет), и я даже не знаю, смогу ли я выполнить задания, необходимые для моих выпускных курсов, не говоря уже о том, чтобы потом делать что-нибудь ценное в своей жизни. Что со мной не так?

.

Когнитивная психология в UX — Как работает краткосрочная память

Представьте, что у вас нет воспоминаний. Может быть, вы страдаете амнезией смешанного типа. Вы живете здесь и сейчас. Вы можете только изучить процедуры и моторику. Страшно правда? Но все же в UX необходимо учитывать когнитивную психологию, то, как работает человеческий разум.

Итак, вы когнитивно неповреждены, так что, возможно, вы все еще можете помнить такие факты, как столица Великобритании или ваш адрес, но не свою историю или даже то, что произошло две секунды назад.

Ограниченность настоящим делает людей нежизнеспособными. Нам нужна способность помнить. Он содержит информацию о том, как жить и что делать в определенных условиях. Когнитивная психология также помогает нам решать проблемы здесь и сейчас.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Почему когнитивная психология важна в UX
  • Разница между краткосрочной и долгосрочной памятью
  • Тест, чтобы увидеть в действии вашу кратковременную память!
  • 4 вещи, которым следует научиться из когнитивной психологии в UX

Когнитивная психология предлагает исследователям UX важные уроки

Как следствие, исследования и дизайн UX / UI должны ценить когнитивную психологию.Исследования UX происходят из когнитивной психологии, большая часть которой сосредоточена на памяти.

Тем не менее, мы не очень понимаем, как эта сложная и замечательная функция работает в нашем мозгу. Многие разные модели пытаются объяснить, как работает память. Они отличаются друг от друга количеством и типом отсеков в модели и способом консолидации памяти.

Теория когнитивной психологии для использования в UX: кратковременная и долговременная память

Одна широко принятая теория когнитивной психологии, теория Баддели, устанавливает краткосрочную и долгосрочную память, каждая из которых выполняет разные роли.

Кратковременная память хранит информацию на данный момент и хранит ее временно до вызова. Примеры включают решение математической задачи или запись номера телефона девушки на салфетке.

Мы используем долговременную память, вспоминая что-то из прошлого. Это охватывает факты и вызывает чувство «я знаю это» или воспоминание о поездке на лодке с семьей, а также дает чувство «я помню».

Cognitive Psychology In UX - Funny quote

Краткосрочная память в основном относится к прямому взаимодействию и решению проблем, например, достижению цели через пользовательский интерфейс.Между тем, понимание атрибутов долговременной памяти помогает нам планировать и проводить более качественные исследования, такие как интервью.

Существуют краткосрочные ограничения памяти, которые следует учитывать при проектировании пользовательского интерфейса и пользовательского интерфейса

Теория Баддели также предполагает три элемента кратковременной памяти. Сейчас существует четыре, но мы пока не будем рассматривать эту часть.

  1. Центральная исполнительная власть контролирует и распределяет мощности.
  2. Визуально-пространственный блокнот обрабатывает всю визуально обработанную информацию, а
  3. Фонологический цикл обрабатывает и обрабатывает звуковую информацию.

Когнитивная психология также обнаружила, что наша кратковременная память имеет ограниченные возможности. Наш мозг может обрабатывать очень много информации. Мир вокруг нас постоянно вращается, но, в конце концов, мы можем обращать внимание только на его ограниченное количество.

Таким образом, у нас есть возможность обрабатывать визуальную информацию, например, запоминать картинки или перемещаться. С другой стороны, у нас есть возможность передавать звуковую информацию, например, когда с нами кто-то разговаривает. Действительно, центральная исполнительная система распределяет общую мощность.

Множественные слуховые и зрительные задачи мешают

Мы можем выполнять задачу визуальной обработки и задачу вербальной обработки одновременно. Нам труднее выполнять две визуальные задачи одновременно, потому что они мешают друг другу, что снижает производительность. То же самое относится и к выполнению двух словесных заданий одновременно.

Итак, у нас есть кратковременная память, состоящая из трех основных частей: босса, уха и глаза. Вместе они имеют ограниченную емкость, но аудиовизуальные отсеки имеют свои ограничения.

Cognitive Psychology In UX - Short-term memory

Хотите сами это доказать? Давайте проверим это на наших любимых коллегах и на себе — как мы это сделали здесь, в нашей UX-компании — и немного почувствуем себя когнитивными психологами.

7 — магическое число: это количество, которое вы можете запомнить

Когнитивные психологи используют типовые задания для тестирования моделей кратковременной памяти.

Один представляет, сколько цифр люди могут запомнить. Если вы когда-нибудь слышали термин «семь — магическое число», теперь вы можете проверить его сами.Вот так.

Для этого требуется тестовый человек и список случайных чисел.

Участник слышит последовательность цифровых цифр и должен правильно вспомнить последовательность, причем в каждом испытании проверяются все более длинные последовательности. Если участник ошибся, сократите количество цифр для следующего раунда. Если отзыв был успешным, добавьте цифру к следующей.

Считайте отдельные цифры, а не целое число. Повторите для 20-30 результатов. В результате будет получено среднее количество успешно отозванных цифр, которое показывает кратковременную емкость памяти для цифр.Если средний показатель упадет ниже семи, не волнуйтесь. Может быть, их ум занят или просто устал — сделайте перерыв и попробуйте еще раз позже.

В конце спросите тестировщиков об их стратегии запоминания чисел по мере их увеличения. Скорее всего, они использовали некоторые техники группирования для запоминания. Мы лучше запоминаем сгруппированную информацию, например. 1234-8643-9285

Итак, мы доказали, что объем памяти в краткосрочной перспективе ограничен. Но что происходит с двумя одновременными задачами? Или две визуальные или две звуковые задачи одновременно?

Проверьте свои когнитивные способности вот так:

Попробуйте выполнить две задачи, требующие зрительной способности.

Покажите испытуемому такие картинки:

Cognitive Psychology In UX - Test

Дайте им запомнить их 30 секунд.

Первая задача

Попросите их вспомнить картинки по часовой стрелке, но при этом попросите их жестикулировать против часовой стрелки.

Вторая задача

Повторите тест с другим набором картинок и попросите их вспомнить без жестов. Как они выступили?

Жесты в противоположном направлении использовали ту же способность, что и для вызова изображений.Это распределенные ресурсы, делающие выполнение этих двух задач одновременно очень сложным.

Третье задание

Третье задание демонстрирует, как быстро информация выпадает из нашей головы, если нам нужно решить другую задачу или мы отвлекаемся на что-то другое.

В этом сценарии тестер должен повторять цифры, но длина цифр варьируется. После того, как докладчик зачитывает цифры вслух, он добавляет концептуальную категорию. Прежде чем тестировщик сможет вспомнить цифры, он должен дать три подходящих слова.

Пример

18394 Фрукты__ Сюда приходит ответ тестировщика: Лимон, Дыня, Драконьи фрукты ___

12 животных ____

984755 Города ____

3 цвета ____

Распределяйте и объединяйте цифры и категории случайным образом, получая не менее 20 пар. Вторая задача нарушит процесс удержания чисел в кратковременной памяти. Он использует пространство памяти для второй задачи, и цифры исчезают.

Cognitive Psychology In UX - Memory

4 вещи, которые следует изучить из когнитивной психологии в UX

После приятного сеанса связи с вашим заказчиком и вовлечения его в странные задачи во имя исследования UX и когнитивной психологии давайте подведем итоги основных моментов.

  1. Запоминание требует ресурсов. Не заставляйте пользователей вспоминать что-то без надобности. Покажите всю информацию, необходимую для управления или решения определенной задачи.
  2. Емкость ограничена. Не ожидайте, что они выполнят несколько задач или выполнят задачу, для которой им потребуется больше, чем средняя мощность.
  3. Люди различаются, но их характеристики не сильно отличаются по четырем позициям. Не заставляйте их вспоминать больше.
  4. Если им нужно выполнять две задачи одновременно, не занимайте емкости из одного и того же отсека (аудио или видео).

Недостаточно? Посмотрите этот пример проверки диапазона цифр.

Повлияет ли ручной ввод на среднюю производительность по сравнению с вызовом вслух? Что вы думаете?

Если вас также интересуют процессы разработки продуктов, мы рекомендуем вам ознакомиться с нашей бесплатной электронной книгой — Руководством менеджера по продукту по UX-дизайну.

И для вас есть дополнительная информация! Также ознакомьтесь с нашей книгой о дизайне продуктов! Мы отправляем его по всему миру.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *