Принцип активности и сознательности в обучении: Принцип сознательности и активности

Содержание

Принцип активности и сознательности обучения — Студопедия

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания.

Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся и на этой основе сознательность усвоения учебного материала.

Один из таких приемов – подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять рисунок. Чем полнее учащиеся осознают как общие цели обучения изобразительному искусству, так и задачи конкретного урока, тем сознательнее они будут подходить к учению, тем активнее будут относиться к объекту изображения и процессу рисования. Четкое знание целей и задач урока, последовательности работы позволяет учащимся самостоятельно распределить свое время, творчески подойти к выполнению задания.

Активности учащихся на уроке способствует и постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимися вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока. Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.



Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома. Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника.


В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

Не следует думать за ученика или рисовать за него – пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Активизация познавательной деятельности. Активность учащихся к обучению проявляется в интересе к изучаемой теме, к заданию, во внимании, понимании изучаемого материала. Можно выделить 3 уровня познавательной активности.

1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, но здесь отсутствует у учащихся стремление к углублению знаний.

2. Интерпретирующая активность – характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях. На этом уровне активности учащиеся более самостоятельны, при затруднении ищут пути преодоления их.

3. Творческий уровень активности – характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения проблемы. Учащиеся настойчиво продвигаются к цели, проявляя разносторонний интерес.

Повышает усвоение изученного материала уроки с элементами игры, соревнования, конкурса. Важным является использование наглядных и раздаточных пособий.

Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.

Принцип активности и сознательности обучения — Студопедия

Принцип научности

Впроцессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, пра­вильно отражающих предметы и явления реального мира. В соот­ветствии с этим в основе методики обучения должен лежать прин­цип научности.

Задача педагога — изложить закономерности строения при­роды и законы ее изображения на плоскости так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.

Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. П. П. Чистяков, определяя искусство, писал: «Вы­сокое, серьезное искусство живописи без науки не может сущест­вовать. Наука в высшем проявлении ее переходит в искусство». История убедительно показывает, что выдающиеся художники всегда использовали науку в практике искусства.

Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем пред­мет, но и познаем его, мы не только стараемся скопировать его внешнюю форму, но и стремимся понять внутреннюю структуру. Рисуя, человек познает мир, анализирует его. Процесс познания реальной действительности лежит в основе и науки и искусства, различны лишь формы отражения: наука воплощает результаты познания реальной действительности в форме поня­тий, суждений и умозаключений, искусство же — в образной форме.



Основной задачей преподавателя является указание путей правильного наблюдения и познания реальной действительности. Одно из основных требований принципа научности — точ­ность терминологии. Научность обучения требует от учителя изобразительного искусства хорошей научно-теоре­тической подготовки, постоянного повышения уровня профес­сионального мастерства.

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоя­тельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обяза­тельной активности и самостоятельности учеников, без чего не­возможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен. Сознательность усвоения учебного материала является не­обходимым условием его успешного запоминания.


Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся и на этой основе сознательность усвоения учебного материала.

Один из таких приемов — подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять ри­сунок. Чем полнее учащиеся осознают как общие цели обучения изобразительному искусству, так и задачи конкретного урока, тем сознательнее они будут подходить к учению, тем активнее будут относиться к объекту изображения и процессу рисования. Четкое знание целей и задач урока, последовательности работы позволяет учащимся самостоятельно распределить свое время, творчески подойти к выполнению задания.

Активности учащихся на уроке способствует и постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимися вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока. Особое значение, как отмечает большинство методистов, прин­цип активности и сознательности имеет в практических заня­тиях.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной рабо­те, как в классе, так и дома. Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Школа должна обес­печить также и сознательное отношение учащихся к самому про­цессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конк­ретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Повышая активность и сознательность учеников, надо пом­нить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, актив­ного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.

Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Активизация познавательной деятельности.Активность учащихся к обучению проявляется в интересе к изучаемой теме, к заданию, во внимании, понимании изучаемого материала. Можно выделить 3 уровня познавательной активности.

1. Воспроизводящая активность – характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, но здесь отсутствует у учащихся стремление к углублению знаний.

8. Принцип активности и сознательности учащихся в обучении

Одной
из целей обучения является формирование
у учащихся адекватного отношения к
окружающей действительности и
соот­ветствующих
убеждений. Известно, что только те знания
стано­вятся
убеждениями, которые усвоены сознательно.

В
процессе школьного обучения мы не только
формируем зна­ния,
но и развиваем мыслительную деятельность
учащихся. Это достигается
применением методов и приемов,
активизирующих познавательную
деятельность школьников, расчленением
сложно­го
материала на части, выделением главного,
синтезом целого из частей, варьированием
материала и т. д. Основными признаками
сознательного усвоения знаний является
умение облекать эти зна­ния
в правильную речевую форму, положительное
и заинтересо­ванное отношение учащихся
к изучаемому материалу, степень
са­мостоятельности
в процессе обучения.

Реализация
этого принципа способствует более
интенсивному развитию
школьника.

Особая
роль в сознательном и активном усвоении
знаний при­надлежит интересу (Н.Г.
Морозова), который может сопровождать
не
только изучение данного материала, но
и сам процесс обучения, познания.

9. Принцип прочности усвоенных знаний, умений и навыков

Принцип
прочности означает способность учащихся
при необ­ходимости воспроизвести
изученное и воспользоваться
соответст­вующими
знаниями в практической деятельности.

Прочность
заключается не только в хорошем
запоминании, но и
в умении воспользоваться этим в нужный
момент. Прочными становятся те знания,
в которых школьники испытывают нужду
и потребность,
которые могут применить в своей
практической дея­тельности.

Реализации
данного принципа способствует
систематическое и вариативное
повторение материала, использование
системы спе­циальных
упражнений, включение различных форм
самостоятель­ной
работы учащихся, применение сформированных
знаний и умений
на практике. Такая работа формирует
интерес к процессу обучения
в целом.

Развитие
и изменение характера общественных
отношений, достижения
науки и педагогической практики влекут
за собой как появление
новых принципов, отвечающих требованиям
современ­ности, так и изменение
содержания традиционных принципов.

Вопросы и задания к главе «Специальные задачи вспомогательной школы и пути их осуществления»

  1. Каковы
    задачи специальных коррекционных школ
    VIII
    вида?

  2. Охарактеризуйте
    школьное обучение умственно отсталых
    детей сего­дня.
    Сравните его с обучением во вспомогательной
    школе времен А.Н.
    Граборова.

  3. Как
    реализуются идеи интеграции в обучении
    умственно отсталых детей
    в России на современном этапе?

  4. Что
    такое принципы обучения?

  5. Какие
    факторы определяют наличие и содержание
    тех или иных
    принципов
    обучения на разных этапах развития
    общества?

  6. Сравните
    принципы обучения во вспомогательной
    школе, представ­ленные
    в работе А.Н. Граборова, с принципами,
    на которых строится обучение
    в современных специальных школах VIII
    вида.

  7. Раскройте
    взгляды А.Н. Граборова на роль наглядности
    в процессе формирования
    понятий и познания окружающего мира.

  8. Охарактеризуйте
    роль интереса в современном процессе
    обучения умственно
    отсталых учащихся. Уделял ли внимание
    А.Н. Граборов в своей работе формированию
    интересов у школьников?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА

  1. Дефектологический
    словарь. / Гл. ред. А.И. Дьячков и др. М.,
    1970.

  2. Интегрированное
    обучение: проблемы и перспективы. СПб.,
    1996.

  3. Морозова
    Н.Г.
    Формирование
    познавательных интересов у аномальных
    детей. М.: Просвещение, 1969.

  4. Специальная
    педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой.
    М.: Ака­демия, 2001.

  5. Обучение
    детей с нарушениями интеллектуального
    развития. / Под ред. Б.П. Пузанова. М:
    Академия, 2001.

  6. Шипицыиа
    Л.М., Рейсвейк ван К.
    Навстречу
    друг другу: пути интеграции.
    СПб., 1998.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ — Студопедия

ПРИНЦИП(лат. principium — начало, основа) –

1) Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т.п.

4) Основные правила деятельности, установившиеся, укоренившиеся, общепринятые.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие, принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов.

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:

— сознательности и активности;

— наглядности;

— систематичности и последовательности;

— прочности;

— научности;

— доступности;

— связи теории с практикой.

Принцип сознательности и активности подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.

Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т.п.



Принцип наглядности обучения— опора на реальные представления учеников.

Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.


Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Если систематически не развивать навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. Таким образом, принцип систематичности и последовательности обучения — это получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний.

Принцип прочности — основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности — это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.

Принцип доступности обучения вытекает из выработанных многовековой практикой обучения требований, с одной стороны, учета закономерностей возрастного развития учащихся, а с другой — организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых — Студопедия.Нет

Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учителя (преподавателя), выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам.Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления.

Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения, так как недостаточная осмысленность любого из этапов учебной деятельности может сделать этот процесс неуправляемым, вызвать отключение от выполнения необходимых учебных действий, овладение которыми является базой для следующих. В случаях затруднений осмысления учениками учебной деятельности педагог должен дать аргументированные разъяснения, провести повторную отработку действий, показать вариативные способы и приемы решения учебных задач.

Реализации принципа сознательности и творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с развитием у них самостоятельности как личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки, излишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.


 

Сущность: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания. Обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

Правила реализации:

1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения

2. включать ученика в решение проблемных ситуаций

3. использовать разнообразные активные методы обучения: дидактические игры, дискуссии, стимулировать коллективные формы работы.

 

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности

требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.

Однако обучение не должно быть излишне легким.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.



Опытный педагог заботится о подборе и постепенном усложнении учебных задач, понимая, что обучаемый может легко разувериться в своих способностях и возможностях и отказаться от выполнения кажущихся ему невозможными заданий. Это требует не приблизительного, а точного знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, имеющегося у них опыта решения задач определенного типа.

Приходится считаться и с тем, что возможности обучаемых могут не только возрастать в процессе обучения, но и временно снижаться из-за усталости, развивающейся обычно к концу полугодия. Порой усугубляют это ошибки в планировании учебного процесса.

Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению.

При предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. Обучение, оставаясь доступным, должно вызывать интеллектуальные, нравственные и физические усилия.

Традиционная дидактика в целях обеспечения доступности при изложении учебного материала и организации учебной деятельности рекомендует идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п.Однако этот же принцип, но в другой дидактической системе реализуется не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со структуры, не с частей, а с целого (В.В.Давыдов).

 

Сущность: доступным для человека является то, что соответствует его объему знаний и уровню развития. Принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения возможностей учащихся и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок.

Правила реализации:

1. переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному

2. учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся

3. вести учебный процесс в оптимальном темпе

4. следить за ясностью изложения учебного материала

5. использовать мыслительные процессы: сравнение и аналогию, сопоставление и противопоставление

6. управлять познавательной деятельностью учащихся, использовать проблемные методы изложения

 

Принцип наглядности

Я.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного — 25 %, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности.

При раскрытии понятия «тон» учитель может проделать опыт с кусочками картона различной окраски и фактуры. Освещая их одним источником света, он может показать как меняется тон под различными углами освещения в зависимости от расстояния до источника света. Можно показать изменение тональных отношений с помощью изменения фона: натура на светлом и темном фоне.

 

Сущность: органы ощущений обладают разной чувствительностью к вешним раздражителям. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Правила реализации:

1. в обучении использовать все органы чувств человека

2. оптимально использовать наглядность

3. выполнять правила работы с наглядностью

4. с возрастом предметная наглядность должна все более уступать символьной наглядности

5. использовать современные средства наглядности

 

 

Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе .активной познавательной и практи­ческой деятельности

Принцип сознательности и активности в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе .активной познавательной и практи­ческой деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное от­ношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит 9т ряда условий и факторов: мо­тивов обучения, уровня и характера познавательной активности, орга­низации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и прак­тическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, уме­ний и навыков.

В основе данного принципа лежат закономерности: ценность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной ум­ственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоя­щей работы;

• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

• применять наглядные пособия, использовать технические средства;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

• использовать активные и интенсивные методы обучения;

• логически увязывать неизвестное с известным;

• учить учащихся находить причинно-следственные связи;

• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Принцип сознательности и активности

В его основе лежат установленные
наукой закономерные положения: подлинную
сущность человеческого образования
составляют глубоко и самостоятельно
осмысленные знания, приобретаемые путем
интенсивного напряжения собственной
умственной деятельности; сознательное
усвоение знаний зависит от ряда условий
и факторов: мотивов обучения, уровня и
характера познавательной активности
учащихся, организации учебновоспитательного
процесса, управления познавательной
деятельностью учащихся, применяемых
учителем методов и средств обучения и
др.; собственная познавательная активность
школьника является важным фактором
обучаемости и оказывает решающее влияние
на темп, глубину и прочность овладения
учебным материалом.

Практическая реализация
принципа осуществляется путем соблюдения
ряда важных правил.

Ясное понимание целей и
задач предстоящей работы — необходимое
условие сознательного обучения; покажите
их учащимся, объясните важность и
значение, раскройте перспективы.

Обеспечивайте понимание
учащимися смысла каждого слова,
предложения, понятия; раскрывайте их,
опираясь на знания и опыт учащихся,
используйте образные сравнения. Не
вводите понятий, на обстоятельное
раскрытие которых вы не рассчитываете.

Используйте силу взаимообучения
учащихся. Обеспечивайте надлежащие
условия для развития коллективных форм
поиска правильного ответа. То, что
говорит товарищ, нередко учащимися
воспринимается лучше и легче, чем
объяснение учителя, а потому не объясняйте
того, что могут объяснить товарищам
ваши лучшие ученики.

То, что учащимся неизвестно,
логически увязывайте с известным: где
нет логической связи между усвоенными
и усваиваемыми знаниями, там нет
сознательного обучения.

Учите находить и различать
главное и второстепенное в изучаемом,
выделяйте главное, добивайтесь прежде
всего понимания и усвоения главного.
Вводите оптимальное количество примеров,
но так, чтобы они не затмили сущность
главного.

Постоянно изучайте и
используйте индивидуальные интересы
своих учащихся, развивайте и направляйте
их таким образом, чтобы они согласовывались
с личными и общественными потребностями.

Принцип наглядности

Это один из самых известных
и интуитивно понятных принципов обучения,
использующийся с древнейших времен. В
его основе — строго зафиксированные
научные закономерности: органы чувств
человека обладают разной чувствительностью
к внешним раздражителям, у подавляющего
большинства людей наибольшей
чувствительностью обладают органы
зрения; пропускная способность каналов
связи от рецепторов к центральной
нервной системе различная: оптического
канала связи — 1,6×106, акустического —
0,32×106, тактильного — 0,13×106 бит/с. Это
означает, что органы зрения «пропускают»
в мозг почти в 5 раз больше информации,
чем органы слуха, и почти в 13 раз больше,
чем тактильные органы; информация,
поступающая в мозг через органы зрения
(по оптическому каналу), не требует
значительного перекодирования, она
запечатлевается в памяти человека
легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала
большое количество правил, раскрывающих
применение принципа наглядности. Вот
некоторые из них.

Используйте в обучении тот
факт, что запоминание ряда предметов,
представленных в натуре (на картинках
или моделях), происходит лучше, легче и
быстрее, чем того же ряда, представленного
в словесной форме, устной или письменной.

Помните: ребенок мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями
вообще, отсюда — необходимость наглядного
обучения, которое строится не на
отвлеченных понятиях и словах, а на
конкретных образах, непосредственно
воспринимаемых ребенком.

Золотое правило обучающих:
все, что только можно, следует представлять
для восприятия чувствами, а именно:
видимое — для восприятия зрением,
слышимое — слухом, запахи — обонянием,
подлежащее вкусу — вкусом, доступное
осязанию — путем осязания.

Принцип сознательности и активности студентов для успешного обучения — Наука

За сотни лет своего развития педагогика определила ряд принципов, влияющих на успешность обучения, усвоение знаний учениками. Все они взаимосвязаны между собой, и их использование в комплексе обеспечивает наиболее полное, успешное усвоение новых знаний и навыков. Один из основных принципов — принцип сознательности и активности.

Определение принципов обучения

Принципы обучения — основные положения, определяющие содержание, методы и формы, которые будут использоваться при обучении тому или иному предмету. На принципах обучения выстраивается весь образовательный процесс, начиная с содержания обучения и заканчивая выбором наиболее эффективных форм и методов обучения школьников и студентов.

Далее мы рассмотрим основные дидактические принципы — сознательность деятельности, систематичность и другие.Каждый принцип отражает один аспект обучения и является основой для формирования правил обучения.

Основные принципы обучения

Основные принципы обучения сформированы на основе практики и опыта таких педагогов и психологов, как Я.А. Коменский, В. Давыдов, А. Дистервег, К. Ушинский.

Каждый из их ученых предложил свою классификацию принципов, подчеркивая ту или иную особенность человеческой психики, возможности разума.Но, как оказалось, все они взаимосвязаны и полноценно функционировать друг без друга не могут.

Современная педагогическая наука выделяет следующие принципы обучения: сознательность и активность, ясность науки, систематичность, стойкость, эмоциональность, доступность, связь обучения с жизнью, индивидуальный подход к обучению. На них нужно опираться при обучении.

Принцип науки

В основе принципа науки лежит раскрытие причинно-следственных связей, проникновение в суть явлений, раскрытие истории развития науки, взаимосвязи между разными областями знания.Все изученные правила и законы должны быть научно правильными и обоснованными.

Учителю необходимо знакомить учеников с объективными научными фактами и теориями, отбирая для этого только научно обоснованный материал, подталкивая детей к овладению методами научного поиска.

Принцип систематичности

Принцип систематического и последовательного обучения определяется логикой в ​​науке, особенностями познавательной деятельности в зависимости от возраста учащихся.Предполагает системный подход в работе учителя как над собой, так и над материалом со стороны студентов; систематичность в работе студентов.

Принцип систематичности предполагает обучение в определенном порядке. Каждый новый урок — это продолжение старого. Работа над темами идет по принципу «от фактов к выводам». Ученики наблюдают за явлениями, фактами и приходят к определенным выводам.

Также подразумевается регулярная работа с boo

.

Общие принципы Особые принципы Особые принципы (в обучении

1. Коммуникативность 1. Образцовая практика

2. Доминирующая роль упражнений 2. Устный подход Auding

3. Интеграция и дифференциация 3. Интенсивное изучение разговорной речи

4. Основы родного языка Начальный этап Чтение

4. Приближенное письмо).

Каждый предмет обучения строится на универсальных принципах воспитательного обучения, принципах дидактики: сознательность, активность, наглядность, доступность, прочность, последовательность, систематичность.

7 дидактических принципов независимы и в то же время взаимосвязаны. Ни один из них не должен быть переоценен в ущерб любому из вышеперечисленных. В каждом школьном предмете эти принципы применяются отдельно. Например, принцип наглядности по-разному реализуется в неуверенных предметах: математика, история, иностранные языки.

Теперь мы остановимся на мгновение на Конкретном применении этих основных принципов в FLT.

Универсальные принципы педагогического обучения в основном реализуются через содержание текстов и иллюстраций, приведенных в учебниках.

Принцип сознания

подразумевает такой процесс обучения, когда языковые явления языка изучаются сознательно посредством сравнения, объяснений, демонстраций, исторических комментариев, чтобы облегчить процесс усвоения и предотвратить вмешательство:

родной

ЭЛ1 ЭТ2

Сравнения способствуют полному пониманию материала, поскольку побуждают учащихся наблюдать и анализировать языковые явления.

Например, информация о происхождении статей помогает понять их значение;
другие примеры: рука-рука.

Использование наглядных пособий и графического представления в значительной степени способствует сознательному и интеллектуальному усвоению.

Принцип сознания должен пронизывать весь процесс FLT, но он в основном относится к передаче знаний, а не к развитию привычек и навыков, потому что привычки реализуются автоматически в результате многочисленных повторений и полуавтоматически требуют определенных знаний и привычек.

Осознанно усвоенный материал бесполезен, если обучающийся не может применить его на практике 1 .

Сознание — нет; обязательно означает перевод или имитацию (что всегда подсознательно) FL

Обучение, проводимое по принципу осознанного обучения, расширяет филологический кругозор учащихся.

В этом случае сознательное обучение служит образовательной цели.

Если вы не знаете, куда идете, нет возможности добраться туда.

Чтобы обеспечить усвоение языка учениками, учитель должен прибегать к объяснению, демонстрации и никогда не допускать механической зубрежки (или заучивания наизусть). Правила могут помочь и помочь.

Принцип действия (активности)

В китайской пословице говорится:

Я могу вспомнить 20% — из того, что я слышу,

Я могу вспомнить 40% — того, что я слышу и вижу;

Я помню 80% того, в чем я участвую.

Люди изучают язык наиболее эффективно, когда решают проблемы, создают вещи сами или говорят о личном опыте. Следует поощрять участие и гибкое исследовательское (творческое) мышление. В соответствии с коммуникативно-когнитивным подходом к FLT ученики должны активно задействовать все свои когнитивные механизмы, такие как память (долговременная память и кратковременная память), мышление и операции мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и т. д.) восприятие и др.

Принцип Деятельности (Активности) требует активности как в трусах Т, так и учащихся: хоровая, индивидуальная работа, работа в малых группах (решение проблем, проектная работа и т. Д.). Но следует учитывать, что ученики разные: экстраверты и интроверты по-разному проявляют свою деятельность.

В FLT — принцип активности реализуется следующими способами:

1. С самого начала учеников учат живой речи, а не только звукам и словам.Использование живой речи, ответы на вопросы на иностранном языке — это активное использование языка, в то время как произнесение звуков и слов — это просто пассивное следование указаниям воспроизводить вещи, а не создавать их.

2. Учеников учат думать на иностранном языке. Мышление — это активный процесс.

3. На ранних этапах FLT новый материал вводится и активируется орально. Для этого используются разные виды устных упражнений.

4. На протяжении всего курса FLT! практика предшествует теории.

5. Широкое использование хоровой, индивидуальной работы, работы в парах, работы в малых группах по три-четыре человека и т.д., обеспечивающих взаимодействие.

6. Исправление ошибок должно быть щадящим и не мешающим. Необязательно исправлять каждую ошибку.

7. Активность во многом зависит от интереса.

Активность не является самодостаточной. Нельзя пренебрегать менее активными формами работы, а скорее эффективными (например, имитационными репродукциями).

В китайской легенде говорится: «Дайте человеку рыбу, и он будет есть ее весь день; покажите ему, как ловить рыбу, и он будет есть круглый год».

По возможности учащиеся должны быть открыты для общения. С 1-го урока учителя должны учить своих учеников, как общаться на английском языке, а не только как произносить тот или иной звук, как выполнять грамматические упражнения или выбирать правильный ответ a, b, d. Для этого Т должен уделять достаточно времени производственной деятельности, которая может иметь следующие характеристики:

1) зазоры разного вида

Обоснование информационного мнения

связь

щели щели щели

2) разнообразие средств организации класса, ролей учащихся и т. Д.

3) наслаждение; наиболее вероятно, что учащиеся будут мотивированы, если они найдут занятие стимулирующим и интересным.

4) интегрированные навыки.

5) участие в собственном процессе урока.

6) творчество — предоставление учащимся возможности использовать полученные знания и навыки индивидуально и в индивидуальном порядке.

7) атмосфера — создание позитивного учебного климата, чтобы учащиеся чувствовали, что они могут участвовать и рисковать.

Лингвистические игры и ролевые игры должны широко использоваться в процессе FLT, особенно с маленькими детьми: игры — их второй мир.

Рекомендуется практиковать лингвистические игры и ролевые игры для развития навыков и навыков.

Игры вызывают интерес учеников и помогают учителям пополнять словарный запас учеников за счет запоминания слов и выражений в процессе игры.

Методисты рекомендуют в конце урока вводить лингвистические игры, стишки, близнецы, иначе ученики не захотят снова возвращаться к обычному уроку:

1) Чернильный, мизинец, понки.Мой папа купил осла. Осел умер, папа плакал; Чернильный, мизинец, понки.

2) Одна девушка из Нигера улыбалась, катаясь на тигре. Они вернулись с прогулки с дамой внутри и улыбкой на лице тигра.

3) Греби, греби, греби своей лодкой Осторожно по течению Весело, весело, весело, жизнь — всего лишь мечта.

Деятельность или процесс, включающий определенный навык или качество и предназначенный для достижения результата, называется упражнением.

Характеризуется следующим:

1. У упражнения всегда есть цель;

2. он всегда нацелен на что-л.

3. Предполагает многократное повторение.

4. Любой отл. основан на формировании стереотипов; они должны

5. Обеспечить формирование привычек;

6. Характер бывших различается в зависимости от того, какие привычки они формируют.

7. Минимум ex, необходимый для формирования навыков и навыков, зависит от определенных условий преподавания (обучения).: -. Важность системы ex-s состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса обучения и организацию процесса обучения.

8. ex-s выполняют различные функции в зависимости от целей FLT.

Идея системы экзаменов в FLT в нашей стране была впервые выдвинута в начале 40-х годов — Грузинской.

Принцип визуальности

Мы знаем, что придание большого значения визуальности или использованию визуальных впечатлений в FLT согласуется с психологическим принципом ассоциативного запоминания и с теорией Павлова о двух сигнальных системах.

Широкое использование визуальности при обучении всем предметам также является одним из основных требований современной дидактики.

Визуализация объекта

Визуальность бывает 3-х видов графическая визуальность

визуальность языка

Ролевая игра — реализация языковой Визуальности. Объект наглядно заключается в демонстрации объекта, действий, материалов. Графика визуально состоит из картинок, таблиц и диаграмм, диафильмов, фильмов, статических и динамических картинок, таблиц замены (впервые рекомендовано, 1592-1670).

Принцип систематичности.

Каждая работа требует систематического, а не механического выполнения. Дидактический принцип систематичности требует не только планомерной и систематической работы учителя, но и приобретения учениками систематических знаний.

Само по себе систематическое или систематизированное знание — то же самое, что теория. Он подразумевает относительную полноту, обобщение и классификацию.

Языковые систематизированные знания Ph, Gr, Voc.способствует хорошим результатам. Использование таблиц, карточек, настенных диаграмм и т. Д. Может значительно облегчить учебу ученикам; знаний Gr, Voc, Ph.

Принцип доступности

По этому принципу:

1) Материал должен соответствовать умственным способностям обучающихся; это не должно быть для них ни слишком трудным, ни слишком легким, ни слишком детским; градация трудностей тоже есть; непременное условие доступности.

2) правильно дозировать;

3) он должен быть правильно оценен.

Принцип долговечности

пр. Устойчивость стоит особняком от других дидактических принципов, поскольку определяет характер не обучения, а усвоения материала учениками.

Устойчивое усвоение или длительное удержание учащимися обеспечивается соблюдением части Т всех рассмотренных дидактических принципов, особенно принципа систематичности.

Ассоциации могут быть:

1) дремлющее, то есть не является полем сознания, когда не стимулируется;

2) активный или пробужденный — в области сознания, когда система нервных путей, которым они соответствуют, возбудилась в ответ на некоторый раздражитель.

Таким образом, ассоциации могут быть длительными или преходящими, хорошо запоминаться или быстро забываться.

Устойчивые знания и установившиеся привычки обусловлены повторением 2-х видов:

сверла ревизионные

Устойчивые ассоциации и установившиеся привычки соответствуют системам устоявшихся нервных путей — в терминологии Павлова динамических стереотипов.

При повторной работе необходимо соблюдать 5 условий:

1) экс-экзамены должны выполняться со всем вниманием и интересом;

2) они должны быть выполнены с полной точностью в каждой детали. Практика приносит скорость. Сначала точность, затем беглость.

3) Постоянное знание может быть обеспечено регулярным пересмотром и постоянным выполнением через равные промежутки времени в течение довольно длительных периодов времени.

4) Поскольку установленные связи ослабевают из-за неиспользования, практика не должна прекращаться, как только достигается удержание или способность, но необходимо проделать определенный объем дополнительной работы, чтобы обеспечить постоянную фиксацию и приобретение материала.

5) Исправление вступает в силу, если материал снова и снова представляется в новом виде и содержании.

Принцип последовательности

Последовательность от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от ближайшего к более отчетливому.

В соответствии с Концепцией развития ФО в Республике Казахстан реализуются следующие принципы:

1) Принцип преемственности и преемственности в обучении FLT.В этом отношении важность начального этапа FLT трудно переоценить.

2) Принцип коммуникативно-культурного взаимодействия;

3) Принцип проблемности и интерактивности в организации FLT, который заставляет учеников активно познавательно вовлекаться в процесс изучения языка.

4) Принцип индивидуальной ориентации в FLT, подразумевающий использование различных подходов.

5) Принцип фундаментальности FLT Education, который предполагает глубокое знание языка.

6) Принцип обеспечения международных стандартов уровня изучения языка.

7) Принцип творческой и познавательной активности в FLL и FLT, который подразумевает использование проектов, ролевых игр и других видов деятельности, стимулирующих творчество и познавательную работу учащихся.

8) Принцип рефлексивной регулярности;

9) Принцип профессионализма в FLT.

1. Научный подход подразумевает тщательное определение того, что и как учить для достижения целей, поставленных программой.Поскольку ведущая роль принадлежит практической цели, одним из основных методологических принципов является принцип практического или коммуникативного подхода. Это означает, что ученики должны участвовать в устном и письменном общении на протяжении всего курса изучения ФЗ. Учеников обучают ФЛ как средству общения.

2. Следующий принцип тесно связан с подбором материала и его расположением, чтобы обеспечить доступность для изучения языка со стороны учеников.

3. Принцип прочности подразумевает способность ученика сохранить в памяти лингвистический и языковой материал. Долговечность обеспечивается яркой подачей материала, постоянным пересмотром упражнений, использованием материала для коммуникативных нужд, систематическим контролем.

4. Принцип сознательного подхода к изучению языка подразумевает осознание учеником языкового феномена языкового материала. Ученики должны понимать как форму, так и содержание материала, а также знать, как им следует обращаться с материалом при выполнении различных примеров.

5. Принцип деятельности . При обучении FL необходимо стимулировать активность учеников, вовлекая их в акт общения на изучаемом языке, в устной (аудирование, говорение) или письменной (чтение, письмо) форме. Чтобы овладеть языком, нужно много практиковаться в использовании языка.

6. Принцип визуализации . Визуализацию можно определить как специально организованную демонстрацию языкового материала и языкового поведения, характерного для изучаемого языка, с целью помочь ученику понять, усвоить и использовать его в связи с поставленной задачей.Визуализация подразумевает широкое использование аудиовизуальных средств и аудиовизуальных материалов на протяжении всего курса FLT.

7. Принцип индивидуализации . Учитель должен оценить прогресс каждого человека в классе и найти способ управлять классной деятельностью, чтобы самые медленные ученики не впадали в депрессию, оставаясь позади, а самые быстрые и способные ученики не расстраивались, когда их сдерживали.



: 2016-10-27; : 3842 | |


:

:

:

© 2015-2020 лекции.org — -.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *