Психология интроспективная: Интроспекция в психологии — что это такое

Содержание

Интроспекция — Психологос

Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.

История метода

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале ХХ века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Варианты метода

  • аналитическая интроспекция
  • систематическая интроспекция
  • феноменологическое самонаблюдение
  • интроспективная психология

Аналитическая интроспекция разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные „элементы“, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.

Систематическая интроспекция разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.

Феноменологическая интроспекция разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности „наивным испытуемым“. Этот метод, находящий свои истоки в методе „внутреннего восприятия“, разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Плюс метода в том, что никто не знает человека лучше, чем он сам. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Никто другой не может залезть к нему в душу и вывернуть ее наизнанку. Однако, главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Интроспекция (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интроспекция или самонаблюдение[1] (от лат. introspecto —смотреть внутрь») — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углублённого исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и тому подобного.
Метод, основанный В. Вундтом, используется в структурализме[2].

История метода

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Суть и варианты метода

  • Суть метода. Психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определенных раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач. Проводился в строго контролируемых лабораторных условиях. Направлялось на выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. Описание не внешних качеств раздражителя, а именно ощущения, которые вызывают (не просто красное и большое яблоко, а “Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого…”). У разных людей ощущения идентичны и универсальны.
  • Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
  • Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
  • Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущества и недостатки метода

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией.

Однако главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.

Интроспективная психология

Интроспективная психология — обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности и принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, ведущим психологическим методом при этом подходе оказывается интроспекция, т.е. субъективное описание внутреннего опыта.

Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка.

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.

См. также

  • Найкан — один из методов интроспекции

Примечания

Ссылки

психология интроспективная — это… Что такое психология интроспективная?



психология интроспективная

— ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный — наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.

При этом чужое сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с их внешними проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.

К данному направлению можно отнести школу В.


Вундта, психологию структурную Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, школу Вюрцбургскую, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

При этом предполагалось, что ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения можно преодолеть специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя. Сведения, о коих сообщали испытуемые, признавались научными фактами, лишь если при постоянных раздражителях внешних возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной ткани сознания изучались с позиции их качества, интенсивности и пр.

Психология интроспективная, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности, отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, так что сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм психологии интроспективной привели ее к кризису и лишили научного влияния. Она была подвергнута острой критике — преимущественно с механистических позиций — сторонниками бихевиоризма и психоанализа. Ее методологическая критика велась и в работах отечественных психологов.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

  • психология инженерная
  • психология искусства

Смотреть что такое «психология интроспективная» в других словарях:

  • интроспективная психология — (от лат. introspecto гляжу внутрь, всматриваюсь) ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки И. п. восходят к учению Р.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции»… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию …   Большой Энциклопедический словарь

  • Интроспективная Психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка , основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и не …   Психологический словарь

  • Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое»… …   Википедия

  • психология и философия — психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Интроспективная психология — (от лат. intro – внутрь и specto – гляжу, всматриваюсь) – в широком смысле – всякая психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т. е. наблюдения за своими переживаниями и… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • интроспективная психология — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию. * * * ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию …   Энциклопедический словарь

  • Интроспекция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интроспекция. Интроспекция (от лат. introspecto  смотрю внутрь)  метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без… …   Википедия

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — что такое в Большом психологическом слова

Смотреть что такое ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в других словарях:

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

        одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 — нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования мето… смотреть

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки И. п. восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см. самонаблюдение), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. эксперимент).При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у к-рых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о к-рых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер (см. структурная психология). Другой вариант И. п. представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, к-рая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа. И. п., выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. И. п. была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа…. смотреть

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции» собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологич.» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовскотитченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер).
Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии. Возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю. Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в…. смотреть

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(от лат. intro – внутрь и specto – гляжу, всматриваюсь) – в широком смысле – всякая психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т. е. наблюдения за своими переживаниями и психическими процессами. Интроспективная психология считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредственной познаваемости. Одним из вариантов интроспективной психологии является учение о «внутреннем опыте», согласно которому психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.
Интроспективная психология – господствующая доктрина буржуазной философии и психологии. Попытки отдельных буржуазных философов подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистического представления о сознании. Глубокая критика интроспективной психологии содержится в трудах И. М. Сеченова, в работах советских психологов.
Попытки раскрыть закономерности психической деятельности человека с помощью метода интроспекции оказались научно несостоятельными, так как самонаблюдение дает лишь исходный материал для объективного причинного объяснения процессов и фактов сознания.
На рубеже XX в. субъективизм интроспективной психологии выявляется особенно отчетливо. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психические факты в их «чистой культуре», исключить из них какой бы то ни было намек на существование объектов внешнего мира (Э. Титченер и др.)…. смотреть

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Истоки этого воззрения восходят к Августину; подробно обосновали его Декарт и Локк, к-рые, однако, пытались соединить концепцию И. п. с детерминистич. представлениями о поведении. Эти представления полностью были отвергнуты Беркли, Юмом и Т. Брауном, чья доктрина И. п. была субъективно-идеалистической. И. п. считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредств. познаваемости. Одним из вариантов И. п. является учение о «внутреннем опыте», согласно к-рому психич. явления познаются принципиально иным способом, чем материальные. И. п. – господствующая доктрина бурж. философии и психологии. Попытки отдельных бурж. философов (напр., Конта) подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистич. представления о сознании. Несостоятельность И. п. вскрыл марксизм. Глубокая критика И. п. содержится в трудах Сеченова. На рубеже 20 в. субъективизм И. п. обнажается до предела. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психич. факты в их «чистой культуре», исключив из них какой бы то ни было намек на объекты внешнего мира (Титченер). Лит. см. при ст. Самонаблюдение. М. Ярошевский. Душанбе. … смотреть

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта — и Дж. Локка — , основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и не… смотреть

Интроспекция (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Интроспекция или самонаблюдение[1] (от лат. introspecto —смотреть внутрь») — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углублённого исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и тому подобного.
Метод, основанный В. Вундтом, используется в структурализме[2].

История метода

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Суть и варианты метода

  • Суть метода. Психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определенных раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач. Проводился в строго контролируемых лабораторных условиях. Направлялось на выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. Описание не внешних качеств раздражителя, а именно ощущения, которые вызывают (не просто красное и большое яблоко, а “Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого…”). У разных людей ощущения идентичны и универсальны.
  • Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
  • Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
  • Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущества и недостатки метода

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией.

Однако главным недостатком метода интроспекции является его необъективность, субъективизм.

Интроспективная психология

Интроспективная психология — обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности и принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, ведущим психологическим методом при этом подходе оказывается интроспекция, т.е. субъективное описание внутреннего опыта.

Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка.

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.

См. также

  • Найкан — один из методов интроспекции

Примечания

Ссылки

Интроспективная психология — это… Что такое Интроспективная психология?



Интроспективная психология
(от лат. intro – внутрь и specto – гляжу, всматриваюсь) – в широком смысле – всякая психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т. е. наблюдения за своими переживаниями и психическими процессами. Интроспективная психология считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредственной познаваемости. Одним из вариантов интроспективной психологии является учение о «внутреннем опыте», согласно которому психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.

Интроспективная психология – господствующая доктрина буржуазной философии и психологии.


Попытки отдельных буржуазных философов подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистического представления о сознании. Глубокая критика интроспективной психологии содержится в трудах И. М. Сеченова, в работах советских психологов.

Попытки раскрыть закономерности психической деятельности человека с помощью метода интроспекции оказались научно несостоятельными, так как самонаблюдение дает лишь исходный материал для объективного причинного объяснения процессов и фактов сознания.

На рубеже XX в. субъективизм интроспективной психологии выявляется особенно отчетливо. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психические факты в их «чистой культуре», исключить из них какой бы то ни было намек на существование объектов внешнего мира (Э. Титченер и др.).

Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер.
М. А. Гулина.
2008.

  • Интерпретативная социология
  • Интуиция

Смотреть что такое «Интроспективная психология» в других словарях:

  • интроспективная психология — (от лат. introspecto гляжу внутрь, всматриваюсь) ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки И. п. восходят к учению Р.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции»… …   Философская энциклопедия

  • ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию …   Большой Энциклопедический словарь

  • Интроспективная Психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка , основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и не …   Психологический словарь

  • Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое»… …   Википедия

  • интроспективная психология — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию. * * * ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию …   Энциклопедический словарь

  • психология интроспективная — ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. При этом чужое сознание рассматривается как специально… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • психология и философия — психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Интроспекция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интроспекция. Интроспекция (от лат. introspecto  смотрю внутрь)  метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без… …   Википедия

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ — что такое в Большой психологической энцик

Смотреть что такое ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ в других словарях:

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

ряд направлений в психологии, использующие как единственный метод изучения психики интроспекцию, метод интроспективный — наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
При этом чужое сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с их внешними проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.
К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, психологию структурную Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, школу Вюрцбургскую, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.
При этом предполагалось, что ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения можно преодолеть специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя. Сведения, о коих сообщали испытуемые, признавались научными фактами, лишь если при постоянных раздражителях внешних возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной ткани сознания изучались с позиции их качества, интенсивности и пр.
Психология интроспективная, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности, отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, так что сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Идеализм и субъективизм психологии интроспективной привели ее к кризису и лишили научного влияния. Она была подвергнута острой критике — преимущественно с механистических позиций — сторонниками бихевиоризма и психоанализа. Ее методологическая критика велась и в работах отечественных психологов. … смотреть

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

Словообразование. Происходит лат. intrо — внутри + skоreо — смотрю и греч. psyche — душа + logos — учение.
Категория. Ряд психологических направлений.
Специфика. Основана на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. Имеет своим истоком учения Р.Декарта и Дж.Локка. Чужое сознание рассматривается как реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Здесь был разработан метод аналитической интроспекции, как самонаблюдения, осуществляющегося в строго регламентированных условиях и удовлетворяющего основным принципам научного анализа.
Виды. К данному направлению относятся:
— школа В.Вундта,
— структурная психология Э.Титченера,
— психология акта Ф.Брентано,
— Вюрцбургская школа,
— учение Л.М.Лопатина,
— учение Г.И.Челпанова. … смотреть

ПСИХОЛОГИЯ ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию, а также ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова. … смотреть

Самоанализ — Scholarpedia

Самоанализ относится к наблюдению, а иногда и к описанию содержания собственного сознания. Считается, что интроспекция — это рефлексивный метакогнитивный процесс, направленный на внимание или размышление о себе или о том, что в настоящее время переживает сам. Было много споров о том, является ли интроспекция действенным и надежным научным методом.

Самоанализ и научная методология

Возобновление интереса к сознанию в рамках экспериментальных дисциплин, особенно когнитивной нейробиологии, привело к определенным методологическим проблемам.Когнитивные нейробиологи обычно считают, что объективные данные являются единственным надежным свидетельством, и они будут склонны рассматривать субъективные отчеты как вторичные или полностью игнорировать их. Однако для сознательных ментальных событий этот подход кажется бесполезным: субъективное сознание нельзя наблюдать «извне» с помощью традиционных объективных средств. Соответственно, некоторые будут утверждать, что перед нами стоит задача использовать субъективные отчеты в рамках экспериментальной психологии.

Некоторые ученые утверждали, что есть и другие возможные решения. Например, Persaud, McLeod & Cowey (2007) утверждали, что пари в экспериментальных ситуациях, буквально ставка на правильность собственной реакции на стимул, является объективным способом измерения того, насколько субъект осознает этот стимул. Однако, насколько хорошо такие методы действительно измеряют сознание, а не другие когнитивные или эмоциональные процессы, еще не исследовано.

Отцы интроспективной методологии

Существуют исторические разногласия относительно того, что представляет собой доступ субъекта к его или ее собственному разуму.Франц Брентано (1874) утверждал, что существует парадокс в отношении между наблюдениями за «внутренними» ментальными состояниями и «внешними» объектами. Чтобы наблюдать и знать, скажем, переживание красного яблока, нужно отвлечь внимание от того внешнего объекта, который был причиной ощущения. Это должно логически привести к прекращению существования релевантного опыта, а значит, и попытки самоанализа. Другими словами, Брантано утверждал, что любой активный самоанализ немедленно устранит сам себя. Брентано утверждал, что единственный возможный вид интроспекции — это пассивное внутреннее восприятие, состоящее в изменении фокуса.Вильгельм Вундт (1907) принял эту интерпретацию субъективного знания, но утверждал, что пассивное внутреннее восприятие могло бы стать научным предприятием, если систематически обучать субъектов сообщать о том, что таким образом пассивно воспринимается. Вундт считал, что эксперименты следует проводить только тогда, когда у вас есть внешний контроль над стимулами, например, с восприятием, и что обучение необходимо для получения надежных отчетов. Таким образом, интроспективные эксперименты Вундта проводились в принципиально воспроизводимых условиях с контролируемыми стимулами, которые, как утверждалось, «пассивно наблюдались с помощью внутреннего восприятия» хорошо обученными субъектами.Хотя Вундт во многих отчетах описывается как «отец интроспективной методологии», четкое различие между систематическим использованием «нормальных, не интроспективных отчетов» и «интроспективных отчетов» трудно найти в его работах (Lyons, 1986).

Историческая критика интроспективных методов

Конт выдвинул два возражения против науки, основанной на интроспекции (Lyons, 1986). Первое возражение Конта заключалось в том, что в науке нельзя отождествлять наблюдателя и объект наблюдения.Он утверждал, что наблюдателя нельзя «разделить на две части», чтобы одна часть наблюдала за другой, и, таким образом, наблюдение за собственными внутренними переживаниями — это невозможный проект. Второе возражение Конт было более эмпирическим: он утверждал, что даже если мы отложим в сторону основные проблемы, связанные с интроспекцией, она будет генерировать недостоверные и противоречивые данные. Это второе возражение, которое казалось скорее утверждением, чем реальным аргументом, относилось к разногласиям по поводу данных, полученных из лабораторий Корнелла или Вюрцбурга.Такие противоречия и отсутствие успеха в воспроизведении результатов, вероятно, привели к росту интереса к бихевиоризму, а не к какой-либо теоретической проблеме, связанной с самоанализом (Overgaard, 2006).

Действительно ли интроспекция ретроспективно?

Термин «интроспекция» Уильям Джеймс имел в виду разновидность активного наблюдения. Джеймс знал о возражениях Конта и ответил на них, защищая интроспективную методологию. Прежде всего, Джеймс утверждал, что Конт не может отрицать, что мы знаем о наших собственных ментальных состояниях, поэтому, когда мы не можем «разделиться на два», наше лучшее знание о наших «внутренних состояниях» происходит через память: ранее имел.Рассматривая интроспекцию как «ретроспективу», Джеймс также ответил на опасения Вундта и Брентано, что активное наблюдение за ментальными состояниями может изменить или разрушить переживаемое содержание.

Можно предположить, что в ответ на Конта можно было взглянуть с другой точки зрения, нежели тот, который выбрал Джеймс. Конт возражал против разделения сознания на «две части», но не указал никаких причин, кроме «prima facie странности» этого. Сегодня некоторые исследователи в разных контекстах аргументировали именно возможность того, что «я» не всегда действует как единое неделимое целое.Однако эмпирическая поддержка таких аргументов в основном относится к более «крайним» случаям, таким как анозогнозия при гемиплегии — состоянии, при котором пациенты настаивают на сохранении функций организма, даже если они парализованы (Marcel, Tegner, & Nimmo-Smith, 2004). .

Можно было бы также выдвинуть противоположный аргумент, что описание интроспекции, приводящей к расщеплению сознания, на самом деле является описанием, вводящим в заблуждение. «Я» или субъект явно не идентичны содержанию его или ее сознания; например, субъект наслаждается бесчисленным количеством сознательных «состояний» на протяжении всей своей жизни.Если бы субъект был идентичен сознательному содержанию, он или она представляли бы как можно больше я, сколько возможно, количество содержаний, непрерывно начинающих и прекращающих свое существование. Таким образом, интроспекцию можно представить как простое разделение между субъектом, наблюдающим за его или ее сознательным содержанием, что не должно служить теоретической проблемой.

Одна проблема, возникающая в связи с решением Джеймса по превращению интроспекции в ретроспективу, заключается в следующем: если его решение
должно работать, активно наблюдаемое воспоминание должно быть бессознательным.Если бы память была в
Осознание фактов, самоанализ текущих ментальных событий было бы возможным. Были ли память частью
сознание субъекта, возражение Конта, по-видимому, все еще применимо. Итак, чтобы доказать, что интроспекция — это ретроспекция, человек вынужден не принимать интроспекцию текущих сознательных состояний. Однако на практике разве обращение к бессознательной памяти не сделает ее содержание осознанным? В то время как из-за таких трудностей решение Джеймса выглядит менее привлекательным, проблемы, содержащиеся во втором возражении Конта, вызвали самые серьезные трудности при использовании интроспекции в ранней экспериментальной психологии.

Самоанализ сегодня

Некоторые авторы (например, Schooler, 2002), кажется, используют термин «интроспекция» по-другому, имея в виду нечто большее, чем «рационализация». Среди этих авторов Нисбетт и Уилсон (1977) предложили до сих пор широко распространенное мнение о том, что интроспективным отчетам нет места в научных исследованиях. Можно было поспорить. Однако этот вывод не следует напрямую из эмпирических данных, сообщают они. Субъекты, дающие интроспективный отчет, например, о том, нравится ли им определенный объект, они могут давать совершенно хороший и научно пригодный отчет о том, что они испытали, даже если они могут быть неспособны объяснить причинную историю, стоящую за симпатией к объекту.Нисбетт и Уилсон правильно отвергли интроспекцию как методологию изучения (некоторых аспектов) выбора и принятия решений, поскольку их поведенческие данные предполагали совершенно иное объяснение, чем то, о котором сообщали сами испытуемые.

Другая интерпретация результатов, однако, может заключаться в том, что в некоторых неизвестных (но, вероятно, огромном) количестве ситуаций люди не имеют интроспективного доступа к своим собственным когнитивным процессам. Однако неудивительно, что у них все еще есть некоторый опыт и интерпретация собственных действий.Таким образом, противоречие в данных между субъективным отчетом и поведением можно интерпретировать как показывающее, что опыт субъекта отличается от того, что можно проанализировать, исходя из его или ее поведения, и, таким образом, автоматически не следует, что интроспективный отчет недействителен.

Можно утверждать, что даже самые жесткие в методологическом отношении эксперименты в когнитивной науке нуждаются в интроспективной методологии на определенном уровне. Во-первых, когнитивная наука часто использует субъективные отчеты. В экспериментах с сознанием испытуемых спрашивают, насколько они уверены в том, что дают правильный отчет или какой цвет они восприняли, без ранее существовавших методологических дискуссий о том, как эмпирически обрабатывать субъективные данные.Такие отчеты явно представляют собой интроспективные отчеты, поскольку они конкретно касаются сознательных состояний.

Но даже если человек полностью избегает использования устных отчетов любого рода, интроспективных или не интроспективных, всегда будет какая-то мотивация для проведения эксперимента определенным образом. Например, ученый может задавать вопросы о разнице между восприятием разных цветов, нахождением в разных эмоциональных состояниях, о том, существуют ли определенные когнитивные процессы бессознательно и т. Д.Лежащая в основе мотивация во всех этих случаях должна в конечном итоге быть опытом ученого с его или ее собственными сознательными состояниями или, так сказать, основываться на самоанализе. Если бы у ученого не было интроспективного доступа к восприятию, эмоциям и т. Д., У него не возникло бы идеи поднимать научные вопросы о них. То есть даже эксперименты, в которых используются только не интроспективные доказательства, в психологии по крайней мере, полагайтесь на интроспективные доказательства. Этот факт, кажется, делает невозможным заниматься экспериментальной психологией или, возможно, какой-либо другой психологией без интроспекции.

Самоанализ и сознание

Сегодня многие считают, что интроспекция может функционировать как один из методов среди многих других методов (анализ поведения и т. Д.) И что она не предназначена для получения знаний обо всех аспектах человеческого познания. Некоторые даже скажут, что интроспекция — это ключевой метод изучения сознания (Jack & Roepstorff, 2003). Кажется, что мы застряли в самоанализе, если хотим знать о сознании. Таким образом, вместо того, чтобы обсуждать, как избавиться от интроспекции, во многих недавних работах утверждается, что мы должны использовать интроспекцию в научных экспериментах более дисциплинированно (Jack & Roepstorff, 2003, 2004; Overgaard, 2006).

Самоанализ и феноменология

Существуют разные интерпретации того, следует ли рассматривать интроспекцию как идентичную феноменологии или как отличную от нее (Overgaard, 2006). Однако большинство философов, похоже, рассматривают интроспекцию как своего рода когнитивный акт более высокого порядка, обращенный к «внутренним событиям», тогда как феноменология направлена ​​на мир или «переживание существования в мире».

Философы и ученые, занимающиеся феноменологией, считают сознание несводимым, и это считается отправной точкой любого анализа или утверждения.Фундаментальный подход, вдохновленный работами Гуссерля, заключается в постановке в скобки онтологических вопросов, касающихся внешнего мира, так что все повседневные убеждения о том, что реально, а что нет, методологически приостановлены. С этого момента каждый идет вперед и тщательно описывает, как мир выглядит для наблюдающего субъекта (например, Varela, 1996; Varela & Shear, 1999).

Хотя существует ряд вариаций феноменологии (некоторые из которых в основном вдохновлены восточными созерцательными традициями), в целом можно провести различие между трансцендентальной феноменологией и феноменологической психологией.Трансцендентальная феноменология — это попытка заявить о природе сознания и объектов в мире посредством систематических описаний переживаний. Феноменологическая психология — это в основном научное предприятие, основанное на словаре слов, которые относятся к сознательному опыту (Overgaard, 2004). Хотя можно указать на важные онтологические различия между трансцендентальной феноменологией и допущениями, лежащими в основе большинства версий интроспекционизма, методологически они весьма схожи (Overgaard, Gallagher & Ramsøy, 2008).

Практика самоанализа

На самом деле, очень немногие недавние статьи могут что-то сказать о реальной практике интроспекции. Тем не менее, несколько «руководящих принципов» такой практики можно экстраполировать из теоретической (и, в некоторых случаях, экспериментальной) литературы:

  1. Понимание, полученное в результате самоанализа, может напрямую направлять экспериментальный дизайн (Gallagher, 2003). То есть различия, известные нам посредством интроспекции, могут формировать вопросы, на которые экспериментальная наука может ответить.
  2. Субъекты должны быть обучены «наблюдать переживания» без предубеждений. То есть, экспериментальные субъекты могут иметь представления о природе различных видов сознательного опыта до эксперимента, и поэтому субъекты должны встречаться с экспериментальными ситуациями «не теоретическим образом». (Варела, 1996).
  3. Характер психических состояний не должен быть предопределен исследователем-экспериментатором. Следовательно, ученый должен обсудить методологию субъективного сообщения до фактического эксперимента (Ramsøy & Overgaard, 2004).
  4. Постфактум следует проводить для ретроспективного изучения опыта испытуемых во время эксперимента, чтобы собрать информацию, слишком богатую или сложную для исследования в ходе реального эксперимента (Jack & Roepstorff, 2002). Такие интервью могут вдохновить на перегруппировку данных.

Фактическое применение этих или других методов, основанных на интроспективном или феноменологическом подходе, может помочь ученым-когнитивистам получить гораздо более точные данные о том, что на самом деле испытывают их испытуемые.В различных областях клинической работы также могут помочь лучшие методы получения субъективных отчетов. Петитменгин, Наварро и Ле Ван Куен (2007), например, применили «нейро-феноменологический» подход для обнаружения и предотвращения эпилептических припадков.

Список литературы

  • Брентано, Ф. (1874): Психология с эмпирической точки зрения, Рутледж и Кеган Пол
  • Галлахер, С. 2003. Феноменология и экспериментальный дизайн. Журнал исследований сознания 10 (9-10): 85-99.
  • Jack, A. & Roepstorff, A. (2002): Ретроспекция и когнитивное картирование мозга: от стимула-реакции к сценарию-отчету, Trends in Cognitive Science, 6 (8), 333-339 doi: 10.1016 / S1364 -6613 (02) 01941-1.
  • Джек А. И. и Рёпсторф А. (2003). Доверяя субъекту I, спецвыпуск. Журнал исследований сознания, 10, 9–10.
  • Джек А. И. и Рёпсторф А. (2004). Доверяя субъекту II, спецвыпуск журнала.Журнал исследований сознания, 11, 7–8.
  • Лайонс, W. (1986): Исчезновение самоанализа, MIT Press
  • Марсель А. Дж., Тегнер Р. и Ниммо-Смит И. (2004). Анозогнозия для плегии: специфичность, распространение, пристрастность и разобщенность телесного неосознавания. Cortex, 40 (1), 19–40.
  • Нисбетт Р. Э. и Уилсон Т. Д. (1977). Рассказывать больше, чем мы можем знать: устные отчеты о психических процессах. Психологическое обозрение, 84, 231–259.DOI: 10.1037 / 0033-295X.84.3.231.
  • Овергаард М., Галлахер С., Рамсой Т.З. (2008): Интеграция методологий от первого лица в когнитивную науку, Журнал исследований сознания, 15: 5, 100–120
  • Петитменгин, К., Наварро, В. и Ле Ван Куен, М. (2007): Предвкушение приступа: пререфлективный опыт в центре нейрон-феноменологии, сознания и познания, 16 (3), 746- 764 DOI: 10.1016 / j.concog.2007.05.006.
  • Школьник, JW (2002): Повторное представление сознания: Диссоциация между сознанием и метасознанием.Тенденции в когнитивной науке, 6, 339-344. DOI: 10.1016 / S1364-6613 (02) 01949-6.
  • Варела, Ф. Дж. (1996). Нейрофеноменология: методологическое средство от сложной проблемы. Журнал исследований сознания, 3 (4), 330–349.
  • Варела, Ф.Дж. и Шир, Дж. (1999): Методологии от первого лица: что, почему, как?, Журнал исследований сознания, 6 (2-3), 1-14
  • Wundt, W. (1907): Über Ausfrageexperiments und über die Methoden zur Psychologie des Denkens, Psychologische Studien, 3, 301-360

Внутренние ссылки

Рекомендуемая литература

  • Автор (Год) Название Издатель

Внешние ссылки

См. Также

Внимание, сознание, память, модели сознания, мотивация

.

определение интроспективы в The Free Dictionary

Однако это молодые люди современного интроспективного типа с новой теорией для всего. Мы, по правде говоря, почти всегда были вместе, и, обладая интроспективным складом ума, я часто пытался проанализировать и определить новое чувство, с которым она вдохновила меня — тайное, тонкое, но мощное влечение, которое постоянно побуждало меня искать ее; но попытка была безнадежной. «Я так думаю», — пробормотал провинциальный мэр; и, нахмурив брови, он погрузился в самоанализ, его губы шевелились, как у человека, который повторяет мистические слова.Его лицо приобрело более суровые черты, глаза, казалось, пристально смотрели на огромный календарь, свисающий со стены. Единственной ошибкой Билли было его чрезмерное добродушие, а Джо был прямо противоположным, кислым и задумчивым, с вечным рычание и злобный взгляд. Но когда мы подходим к психологии с более интроспективной точки зрения, мы должны отличать ощущения и восприятия, если это возможно, от других психических явлений, если таковые имеются. Он никогда не был интроспективным. Он был просто самой потрясающей реакцией на раздражители, которую я когда-либо знал.Постепенно искрящаяся точка сознания и идентичности, которой был Джон Таруотер, погружалась все глубже и глубже в глубины его существа, которые были составлены еще до того, как человек стал человеком, и когда он становился человеком, когда он, прежде всего животные, считал себя с интроспективным взглядом и заложил основы морали в основы кошмара, населенного монстрами его собственных этически побежденных желаний. Это, как и «Странник», является одним из многих интроспективных отрывков в произведении, и он полон намеков и намекает на ницшеанский взгляд на жизнь.Его глаза, которые были особенно светлыми, водянисто-серыми, казалось, всегда сохраняли тот отстраненный, интроспективный взгляд, который я наблюдал только у Шерлока, когда он проявлял все свои силы. «Вот!» или «Привет!» Но в глубине души, когда он встречается с этим холодным голубым интроспективным взглядом, он дрожит.
.

Используйте интроспективу в предложении

Его основные идеи заключаются в следующем: (1) что, частично из-за недостатка способностей у историков, а частично из-за сложности социальных явлений, крайне мало сделано для открытия принципов, управляющих характер и судьба наций, или, другими словами, к созданию исторической науки; (2) Хотя теологический догмат предопределения является бесплодной гипотезой, выходящей за пределы области знания, а метафизический догмат свободы воли основывается на ошибочной вере в непогрешимость сознания, это доказано наукой, и особенно статистикой, что человеческие действия регулируются законами, такими же фиксированными и регулярными, как те, что правят в физическом мире; (3) Что климат, почва, пища и аспекты природы являются основными причинами интеллектуального прогресса — первые три косвенно, через определение накопления и распределения богатства, и последние, напрямую влияя на накопление и распространение мысли. воображение стимулируется, а понимание подавляется, когда явления внешнего мира возвышенны и ужасны, понимание ободряется, а воображение сдерживается, когда они маленькие и слабые; (4) Что великое разделение между европейской и неевропейской цивилизацией основывается на том факте, что в Европе человек сильнее природы, а в других местах природа сильнее человека, следствием чего является то, что только в Европе человек подчинил природу. его служба; (5) Прогресс европейской цивилизации характеризуется постоянно уменьшающимся влиянием физических законов и постоянно увеличивающимся влиянием ментальных законов; (6) Что ментальные законы, которые регулируют прогресс общества, не могут быть открыты метафизическим методом, то есть интроспективным изучением индивидуального разума, а только таким всеобъемлющим обзором фактов, который позволит нам устранить нарушения, то есть методом средних значений; (7) Человеческий прогресс был обусловлен не моральными факторами, которые неподвижны и уравновешивают друг друга таким образом, что их влияние не ощущается в течение какого-либо длительного периода, а интеллектуальной деятельностью, которая постоянно изменялась и развивалась. : — «Действия людей в значительной степени зависят от их моральных чувств и страстей; но они, будучи антагонистичными страстям и чувствам других людей, уравновешиваются ими, так что их влияние в больших средних человеческих делах нигде быть увиденным, и все действия человечества, рассматриваемые как единое целое, должны регулироваться полным знанием, которым обладает человечество «; (8) Что индивидуальные усилия незначительны в огромной массе человеческих дел, и что великие люди, хотя они существуют и должны «в настоящее время» рассматриваться как тревожные силы, являются просто созданиями той эпохи, к которой они принадлежат; (9) Что религия, литература и правительство в лучшем случае являются продуктами, а не причинами цивилизации; (10) Прогресс цивилизации варьируется прямо как «скептицизм», склонность сомневаться и исследовать, и обратно как «легковерие» или «защитный дух», склонность поддерживать, без изучения, установленные верования и обычаи.

.

определение интроспекции по The Free Dictionary

В Новом Южном Доке определенно не было времени для угрызений совести, самоанализа, покаяния или каких-либо явлений внутренней жизни ни для плененных кораблей, ни для их офицеров. Таким образом, он олицетворял постоянный самоанализ, которым он мучил, но не мог очиститься. принял уродство, из-за которого ему так тяжело жить; он знал, что это исказило его характер, но теперь он увидел также, что благодаря этому он приобрел ту способность самоанализа, которая доставляла ему столько удовольствия.Если не сама вещь, то она удивительно на нее похожа, тем более что из-за того неземного и неосязаемого качества, которое заставляет все это исчезать при слишком близком самоанализе. Поэтому возьмите его, пока вы можете не бормотать, — не сомневайтесь, — но извлеките из него максимум! Несмотря на всю свою способность к самоанализу, он еще не осознал того факта, что это был его собственный страх, до сих пор Совершенно неожиданная, способность к безрассудству, но секунда самоанализа дала тревожный результат, показав ему, что его разум, если смотреть изнутри, больше не является знакомой почвой.Вы знаете что-нибудь о радостях самоанализа? Являются ли разум и логика какой-либо частью вашей жизни? »Они полностью отрицают существование отдельного источника знания, называемого« интроспекция », с помощью которого мы можем узнать о себе такие вещи, которые мы никогда не могли бы увидеть в других. Он не был похож на свою сестру в мире. Но в выражении его ясных, ярких глаз, совершенно лишенных самоанализа, и в том, как он улыбался. Его глаз на мгновение непрофессионально блеснул, прежде чем вернуться к привычному выражению спокойного самоанализа.Болезненная робость и столь же болезненный религиозный самоанализ, усугубляемые разочарованием в любви, помешали ему в молодости занять очень удобную должность клерка в палате лордов и приводили его в периодическое безумие, которое в последние годы становилось все более мрачным. Это привилегия ранней юности — жить впереди своих дней во всей прекрасной непрерывности надежды, не знающей пауз и самоанализа.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *