Психология и психолингвистика: Психолингвистика — психология

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и психология; психолингвистика и лингвистика.




Стр 1 из 6Следующая ⇒

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и психология; психолингвистика и лингвистика.

Термин психолингвистика был введен в США в 50-е г. Психолингвистика возникла из-за интереса к теоретическим проблемам, таким как: языковое сознание, образ мира, процессы категоризации, восприятие и понимание речи, вербальная и невербальная коммуникация, а так же к практическим проблемам: речевое воздействие, вербальная суггестия, обучение иностранному языку, вопросы логопедии, языковые нарушения, компьютерный перевод.

Цель психолингвистики: описание, объяснение функций языка как феномена.

Объект психолингвистики: совокупность речевых фактов и речевых событий (речь, язык).

Предмет психолингвистики многие ученые трактовали по-своему. Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении ее полувековой истории.

Ч. Осгуд. наука о кодировании и декодировании сообщений в процессе коммуникации.

Словен. наука об усвоении и использовании структуры языка.

Леонтьев А.А. Предмет – речевая деятельность. Процессы речепроизводства и речевосприятия.

Психолингвистика изучает связи языка с когнитивными процессами, личностью и поведением.

Психолингвистика на стыке психологии и лингвистики.

Психолингвистика как психологическая наука. Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н.Леонтьевым понимать психологию как …конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов, то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.

Наиболее тесно связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией, социальной психологией и психологией общения, психологией развития (детской и возрастной психологией) и с этнопсихологией.


Психолингвистика и языкознание (лингвистика). Объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Предметом лингвистики и является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации).

Лингвистика выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не диктуется ее психологической (психофизиологической) структурой, а относится к вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей. В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога — это уже проблема лингвистическая. В любом языке обязательно есть гласные и согласные звуки — это тоже диктуется психофизиологией. А вот сколько этих звуков, какие они, в каких отношениях находятся друг к другу — это уже дело лингвиста.

В лингвистике есть множество направлений и школ, описывающих принципиальную общую структуру любого языка или <индивидуальную> структуру того или иного конкретного языка на основе различного концептуального базиса (различной системы понятий и различного понимания отношений между ними). Поэтому здесь трудно дать общую характеристику лингвистическому подходу к трактовке речевой деятельности.

Актуальные проблемы психолингвистики.

С учетом динамики актуальных для разных периодов времени общенаучных подходов и ставившихся конкретных исследовательских задач под тем или иным углом зрения рассматривались прежде всего проблемы овладения языком и функционирования языка при производстве и понимании речи.

При рассмотрении особенностей текущего периода и ставших популярными за последние 15-20 лет тем Д. Кэрролл говорит о всё усиливающейся трактовке психолингвистики как части междисциплинарной когнитивной науки и о том, что возбужденный Хомским интерес психологов к синтаксису пробудил интерес и к другим аспектам языка. Д. Кэрролл отмечает, что в настоящее время психолингвистика занимается более широким кругом проблем, чем это было несколько десятилетий назад:



1) Как люди понимают, запоминают и продуцируют дискурс. Исследования дискурса помогают глубже заглянуть в процессы общения с позиций психотерапии.

2) Лексикон, или ментальный словарь. Изучение слов стало значительно более популярным в последнее десятилетие. Изучение лексикона помогает понять, как дети учатся читать.

3) Как ребенок овладевает языком. Интерес к врожденным языковым механизмам дополняется возрождением исследований языкового окружения ребенка. Взрослые говорят с детьми иначе, чем со взрослыми, с точки зрения фонологии, семантики, синтаксиса и прагматики, и многие исследователи изучают роль «языковых уроков» в овладении языком.

В общем: Так же изучаются методология психолингвистических исследований, различия в понимании речи со слуха и при чтении, восприятие звучащей речи, узнавание слов со слуха, узнавание слов при чтении, роль контекста при переработке неоднозначных слов, переработкой предложений, понимание фигурального языка (метафор, идиом и др.), процессы получения выводного знания разных видов, уровни репрезентации в памяти текстов и дискурса, построение ментальных моделей содержания текста, переработку дискурса, овладение языком детьми и взрослыми, индивидуальные различия в понимании текста детьми, особенности овладения чтением, продуцирование речи на уровнях грамматического кодирования и дискурса, мозговые механизмами и нейропсихологические проблемы языка и др. Большое внимание при этом уделяется значению слова с учетом новых подходов к трактовке понятий признака, прототипа и т.д.

По Улановскому:

1) Теоретические проблемы: языковое сознание, образ мира, процессы категоризации, восприятие и понимание речи, вербальная и невербальная коммуникация)

2) Прикладные проблемы: речевое воздействие, вербальная суггестия, обучение иностранному языку, вопросы логопедии, языковые нарушения, компьютерный перевод.

Е гг.

Сам термин <психолингвистика>, впервые прозвучал в статье американского психолога Н.Пронко. Как отдельная наука она возникла в 1953 году на научном семинаре в Индиане. Вдохновителями этого семинара были два психолога с мировым именем – Ч. Осгуд и Д. Кэролл — и литературовед, Томас Сибеок.

Суть психологической концепции Ч.Осгуда такова. Речь есть система непосредственных или опосредствованных реакций человека на речевые или неречевые стимулы. При этом речевые стимулы вызывают частично то же поведение, что соответствующие неречевые, благодаря возникновению ассоциаций между речевым и неречевым стимулами. Речевое поведение опосредствовано системой фильтров, задерживающих и преобразующих речевой стимул (на входе) и (или) речевую реакцию (на выходе). Такая система фильтров, имеющая врожденный характер, и отождествляется им с речевым механизмом или языковой способностью человека.

Особенности психолингвистики первого поколения:

1) Ее реактивный характер. Она целиком укладывается в бихевиористскую схему стимул-реакция. При этом психолингвистика первого поколения теория речевого приспособления к среде.

2) Атомизм. Она имеет дело с отдельными словами, грамматическими связями или грамматическими формами.

3) Индивидуализм. Это теория речевого поведения индивида, вырванного не только из общества, но даже из реального процесса общения, который сведен здесь к простейшей схеме передачи информации от говорящего к слушающему.

Психолингвистика второго поколения. Н.Хомский и Дж.Миллер.

60-е гг.

Уже в конце 1950-х гг. у осгудовской психолингвистики появился сильный оппонент. Это был молодой лингвист Ноэм Хомский.

Заслуга Н.Хомского в том, что он реализовал свой подход в виде целостной модели описания языка — порождающей грамматики. Причем порождает она лишь текст. В этой грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как единому целому.

Уже с начала 1960-х гг. стали появляться их совместные работы, написанные характерным стилем Н.Хомского, в которых Дж.Миллер как бы растворялся. Эти работы совершенно не похожи на те более ранние публикации Дж.Миллера, которые сделали его известным.

Ввел понятие глубинной структуры, определяющей семантическую интерпретацию синтаксической конструкции предложения. По Хомскому, последовательность порождения предложения такова. Базовые грамматические отношения порождают глубинные структуры. Глубинная структура подается в семантический компонент и получает семантическую интерпретацию; при помощи трансформационных правил (они бывают 4 видов: добавление, ощущение, перестановка, замена) она преобразуется в поверхностную структуру, которой далее дается фонетическая интерпретация при помощи правил фонологического компонента.

Он стал встраивать в структуру своей модели не только грамматические, семантические и фонетические (фонологические), но и так называемые прагматические правила — правила употребления языка.

Развил идею о принципиальном различии модели языковой способности и модели языковой активности. Первая есть потенциальное знание языка, и оно-то как раз и описывается порождающей моделью. Вторая — это процессы, происходящие при применении языковой способности в реальной речевой деятельности.

Важнейшее отличие психолингвистики второго поколения — был преодолен атомизм этой последней. Особенно ясно это видно на примере трактовки усвоения языка: согласно школе Н.Хомского, это не овладение отдельными языковыми элементами (словами и т.д.), а усвоение системы правил формирования осмысленного высказывания. Системность поведения или деятельности человека оказывается непосредственно выведенной из системности языка — психика в лучшем случае накладывает определенные ограничения на реализацию языковых структур (это касается, например, объема памяти).

Недостатки:

1) Два других недостатка осгудовской психолингвистики остались непреодоленными

2) Хомский рассматривает именно предложение, а не высказывание, т.е. игнорируется реальное соотношение различных языковых уровней в формировании и восприятии той или иной коммуникативной единицы.

3) Предложение рассматривается вне реальной ситуации общения.

4) Игнорируется место речи, а также ее восприятия, в системе психической деятельности человека — речь и ее восприятие рассматриваются как автономные, самоценные процессы.

5) Игнорируются индивидуальные, в частности личностно обусловленные, особенности восприятия и производства речи: сама идея индивидуальных стратегий оперирования с языком отвергается с порога.

Психолингвистика третьего поколения (Верч – «новая психолингвистика»).

Конец 70-х гг.

Сформировалась в середине 1970-х гг. Она связана в США с именем Дж.Верча и в других странах — Брунера, Дюбуа.

Язык – объект социально-исторически детерминированный. К тому же необходимо учитывать условия высказывания: цель и т.п.

Психолингвисты третьего поколения критически относятся к явному преувеличению Н.Хомским и его школой роли врожденных универсальных языковых структур.

Преодолели изоляционизм школы Н.Хомского — они берут психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти. Поэтому именно их работы составили в основном теоретическую базу для развития когнитивной психологии.

Психолингвисты третьего поколения сознательно и последовательно ориентируются либо на французскую социологическую школу в психологии, а также на взгляды Л.С.Выготского.

.

Е гг.

Сам термин <психолингвистика>, впервые прозвучал в статье американского психолога Н.Пронко. Как отдельная наука она возникла в 1953 году на научном семинаре в Индиане. Вдохновителями этого семинара были два психолога с мировым именем – Ч. Осгуд и Д. Кэролл — и литературовед, Томас Сибеок.

Суть психологической концепции Ч.Осгуда такова. Речь есть система непосредственных или опосредствованных реакций человека на речевые или неречевые стимулы. При этом речевые стимулы вызывают частично то же поведение, что соответствующие неречевые, благодаря возникновению ассоциаций между речевым и неречевым стимулами. Речевое поведение опосредствовано системой фильтров, задерживающих и преобразующих речевой стимул (на входе) и (или) речевую реакцию (на выходе). Такая система фильтров, имеющая врожденный характер, и отождествляется им с речевым механизмом или языковой способностью человека.

Особенности психолингвистики первого поколения:

1) Ее реактивный характер. Она целиком укладывается в бихевиористскую схему стимул-реакция. При этом психолингвистика первого поколения теория речевого приспособления к среде.

2) Атомизм. Она имеет дело с отдельными словами, грамматическими связями или грамматическими формами.

3) Индивидуализм. Это теория речевого поведения индивида, вырванного не только из общества, но даже из реального процесса общения, который сведен здесь к простейшей схеме передачи информации от говорящего к слушающему.

 

5. Психолингвистика Хомского; понятие глубинных и поверхностных структур, понятие трансформации; трансформационная модель.

60-е гг.

Уже в конце 1950-х гг. у осгудовской психолингвистики появился сильный оппонент. Это был молодой лингвист Ноэм Хомский.

Заслуга Н.Хомского в том, что он реализовал свой подход в виде целостной модели описания языка — порождающей грамматики. Причем порождает она лишь текст. В этой грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как единому целому.

Уже с начала 1960-х гг. стали появляться их совместные работы, написанные характерным стилем Н.Хомского, в которых Дж.Миллер как бы растворялся. Эти работы совершенно не похожи на те более ранние публикации Дж.Миллера, которые сделали его известным.

Ввел понятие глубинной структуры, определяющей семантическую интерпретацию синтаксической конструкции предложения. По Хомскому, последовательность порождения предложения такова. Базовые грамматические отношения порождают глубинные структуры. Глубинная структура подается в семантический компонент и получает семантическую интерпретацию; при помощи трансформационных правил (они бывают 4 видов: добавление, ощущение, перестановка, замена) она преобразуется в поверхностную структуру, которой далее дается фонетическая интерпретация при помощи правил фонологического компонента.

Он стал встраивать в структуру своей модели не только грамматические, семантические и фонетические (фонологические), но и так называемые прагматические правила — правила употребления языка.

Развил идею о принципиальном различии модели языковой способности и модели языковой активности. Первая есть потенциальное знание языка, и оно-то как раз и описывается порождающей моделью. Вторая — это процессы, происходящие при применении языковой способности в реальной речевой деятельности.

Важнейшее отличие психолингвистики второго поколения — был преодолен атомизм этой последней. Особенно ясно это видно на примере трактовки усвоения языка: согласно школе Н.Хомского, это не овладение отдельными языковыми элементами (словами и т.д.), а усвоение системы правил формирования осмысленного высказывания. Системность поведения или деятельности человека оказывается непосредственно выведенной из системности языка — психика в лучшем случае накладывает определенные ограничения на реализацию языковых структур (это касается, например, объема памяти).

Недостатки:

1) Два других недостатка осгудовской психолингвистики остались непреодоленными

2) Хомский рассматривает именно предложение, а не высказывание, т.е. игнорируется реальное соотношение различных языковых уровней в формировании и восприятии той или иной коммуникативной единицы.

3) Предложение рассматривается вне реальной ситуации общения.

4) Игнорируется место речи, а также ее восприятия, в системе психической деятельности человека — речь и ее восприятие рассматриваются как автономные, самоценные процессы.

5) Игнорируются индивидуальные, в частности личностно обусловленные, особенности восприятия и производства речи: сама идея индивидуальных стратегий оперирования с языком отвергается с порога.

 

6.Трансформационная лингвистика и современная психотерапия.

Трансформационная лингвистика, она же генеративная (трансформационная порождающая грамматика, трансформационно-генеративная грамматика, хомскианская лингвистика) — наиболее популярное с конца 1950-х гг. направление в мировом языкознании, которое ставит целью разработать теорию языка по образцу естественных наук; основоположник и лидер — Ноам Хомский. Цель лингвистической теории по Хомскому заключается в том, чтобы объяснить факт поразительно быстрого усвоения родного языка ребенком на основе явно недостаточного внешнего стимула, то есть той информации, которая может быть извлечена из речи окружающих. В основе языковой способности человека лежит врожденный биологически обусловленный компонент, который определяет основные параметры человеческого мышления и, в частности, структуру языкового знания. При взаимодействии врожденного компонента, общего у всех людей, и внешнего стимула, у ребенка формируется полноценное владение своим родным языком. В последнее время Хомский упоминает и третий фактор — свойства, которые объединяют язык с другими биологическими и когнитивными системами (например, принцип, согласно которому при построении сложных единиц из простых структура простых единиц не видоизменяется).

В центре внимания генеративной лингвистики находится теория грамматики, но она оказала определяющее влияние на многие направления в семантике, психолингвистике и философии языка. Начиная с 1960-х гг. генеративная лингвистика — безраздельно господствующее лингвистическое направление в США и наиболее влиятельное — в Европе и Азии. Основными оппонентами её выступают сторонники функциональной и когнитивной лингвистики. Описательные методы генеративной лингвистики оказали влияние на развитие формальных направлений в советском языкознании 1960-х гг.; влияние её на российскую лингвистику несколько усилилось начиная со второй половины 1990-х гг., хотя в России позиции сторонников функциональной и когнитивной лингвистики традиционно являются более прочными.

Из лекций! При трансформации происходит: добавление, опущение, перестановка и замена. Виды трансформаций: отрицательная, вопросительная, пассивизательная и т. д.

Трансформация опущения – отсутствие упоминания важного элемента. Слова не могут быть опущены, если в них содержится важный референтный импульс. Трансформация номинализации – превращение того, что на уровне глубинной структуры является процессом, а затем превращается в событие на поверхностном уровне. Трансформация обобщения – неправомерное обобщение в каком то утверждении.

При этом важно упомянуть теорию Хомского, если вкратце, то она гласит: «Процесс предполагает правила формирования осмысленных высказываний».

Современная психотерапия. Это НЛПишники, которые опирались на идеи Хомского, а так же гипноз (эриксоновский и классический).

 

7. Психолингвистика третьего поколения, психолингвистика и когнитивная психология. Отечественная психолингвистика.

 

Психолингвистика третьего поколения (Верч – «новая психолингвистика»).

Конец 70-х гг.

Сформировалась в середине 1970-х гг. Она связана в США с именем Дж.Верча и в других странах — Брунера, Дюбуа.

Язык – объект социально-исторически детерминированный. К тому же необходимо учитывать условия высказывания: цель и т.п.

Психолингвисты третьего поколения критически относятся к явному преувеличению Н.Хомским и его школой роли врожденных универсальных языковых структур.

Преодолели изоляционизм школы Н.Хомского — они берут психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти. Поэтому именно их работы составили в основном теоретическую базу для развития когнитивной психологии.

Психолингвисты третьего поколения сознательно и последовательно ориентируются либо на французскую социологическую школу в психологии, а также на взгляды Л.С.Выготского.

.

Слово и его функции.

Основной функцией слова является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он видел, с которыми он мог манипулировать. С помощью языка он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые не входили в состав его собственного опыта.

Из слов рождается не только удвоение мира, но и волевое действие по управлению своим восприятием, представлением, памятью и действиями, ибо, произнося слова <поднять руку>, <сжать руку в кулак>, человек может выполнить эти действия мысленно. Благодаря слову он может оперировать вещами мысленно при их отсутствии, совершать умственные действия и эксперименты над вещами. Удваивая мир, слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений.

Основа языка является слово, обозначающее отдельные предметы и действия. Какова психологическая структура слова, которое коренным образом отличается от выразительного жеста или звука животных? Слово имеет две основные функции, которые всегда надо иметь ввиду, когда говоришь о языке. Первая из них – это функция замещения предметов или функция представления, то есть функция, замещающая предмет знаком, ставящимся вместо предмета, иначе ее называют функцией предметной отнесенности. Каждое слово, как я уже сказал, обозначает всегда известный предмет, действие или качество: стол, часы, лампа, бежать, спать, желтый, вкусный.

Если слово обозначает предмет, то мы можем иметь дело с предметом в его отсутствии.

Слово, обозначающее предмет, как бы удваивает мир рядом с миром, непосредственно, чувственно воспринимаемых предметов, оно ставит представление о предметах, образы предметов, которые слово может вызвать искусственно даже тогда, когда этих предметов здесь нет. Следовательно, наличие обозначающей функции слова дает возможность вызывать образ данного предмета при его отсутствии. Это огромное преимущество, которое мы увидим ниже, имеет решающее значение в организации нашего восприятия, внимания и памяти человека от восприятия, внимания и памяти животных.

Есть, однако, вторая, еще более существенная функция слова, на которой я остановлюсь специально. Слово не только обозначает вещь, замещает ее, – слово перерабатывает опыт, оно позволяет человеку совершать с воспринимаемым образом сложную работу. Слово является орудием, позволяющим анализировать и синтезировать те впечатления, которые человек получает из внешнего мира. Слово есть мощное орудие не только памяти, но и мощное орудие отвлечения и обобщения. Слово, тем самым, есть средство для абстракции и средство обобщения. Отвлечение и, вместе с тем, обобщение сигналов, доходящих до человека, есть основное свойство второй сигнальной системы или системы слов языка. Это играет особенно важную роль для всего материала, с которым мы дальше будем иметь дело.

Слово, прежде всего, не только замещает вещи, но и выделяет из вещей соответствующий важный признак. Представьте, что я назвал этот предмет «стол». Слово «стол» имеет с качестве корня СТЛ – стлать, постилать, постель, настил. Этим самым слово анализирует эту вещь. Оно выделяет из него признак, существенный для стола: настил, доска, на которую можно постлать что – то.

Незаметно для нас слово анализирует воспринимаемую вещь. Если я говорю «часы», то это слово не обозначает вещь, но оно выделяет в этой вещи существенные свойства: явно, что это прибор, чтобы показывать час, время. Если я сказал «очки», то слово будет не только обозначать предмет «очки», но он выделяет какой – то важный признак этого предмета при отнесении к слову «очки», «глаза», то есть показывает, что этот предмет имеет какое – то отношение к глазам.

 

Развитие значения слова

Ребенок 3—3,5 лет прекрасно знает, что такое «кошка», «чашка», «петушок», «рыбка», «окно», и никогда не спутает одну вещь с другой. Значит ли это, однако, что слово завершило свое развитие и как клеточка языка и как элемент сознания уже полностью готово?

Выяснилось, что дальнейшее развитие слова заключается в том, что даже после того, как оно приобрело четкую предметную отнесенность и эта предметная отнесенность стала уже устойчивой, развитие слова касается уже не предметной отнесенности, а обобщающей и анализирующей функции слова, иначе говоря, его значения.

Л. С. Выготский: на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняет одну и ту же предметную отнесенность, но значение слова развивается. За значением слова на каждом этапе стоят различные психологические процессы.

Таким образом, вслед за Л. С. Выготским мы можем сделать вывод, что значение слова развивается даже и после того, как предметная отнесенность слова достигла своей устойчивости, и что оно меняет не только свою смысловую структуру, но и свое системное строение.

Этот факт означает вместе с тем, что наше сознание меняет свое смысловое и системное строение. На раннем этапе развития ребенка сознание носит аффективный характер, оно аффективно отражает мир. На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему практических наглядно-действенных связей. Только на завершающем этапе сознание приобретает отвлеченный вербально-логический характер, отличный от предшествующих этапов как по своему смысловому, так и по своему системному строению, хотя на этом этапе связи нашего изложения следует остановиться и на некоторых более специальных вопросах, которые могут служить существенным дополнением к сказанному выше.

Таким образом, на этом этапе развития слово имеет еще конкретное значение и сам ребенок не применяет этот термин к самому себе. Лишь позже слово приобретает относительное значение, когда ребенок может абстрагироваться от себя самого.

 

Внутренняя и внешняя речь.

Внутренняя речь — 1) речь, обращенная к самому себе, то есть внутренняя программа высказывания, не реализуемая в звучащей речи; 2) артикуляторные движения, не сопровождаемые звуком («внутреннее проговаривание»). Изучение внутренней речи способствует пониманию закономерностей мышления и его взаимоотношений с речью; 3) различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа Внутренней речи: а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно Внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин и др.). В онтогенезе Внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Внешняя речь адресована к другим людям. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

 

Психология текста и чтения.

Техники быстрого чтения.

Виды чтения:

· быстрое

— Сплошное быстрое

— Ознакомительное

— Выборочное

— Чтение поиск

· медленное

— Углубленное (аналитическое, изучающее, эффективное)

— Чтение на запоминание

 

Навыки эффективного чтения.

— постановка вопросов к тексту

— составление плана, графических схем

— составление сводных таблиц

— формулирование тезисов

— комментирование

— мысленное повторение

 

Хорошее понимание текста будет при гибкости чтения, т.е. это способность менять стратегию чтения в зависимости от целей и структуры текста.

Приемы быстрого чтения:

1) чтение по ключевым словам

2) выделение смысловых единиц

3) обобщение единиц текста

4) избавление от артикуляции (прием «выстукивание ритма»)

5) движение глаз при чтении: сверху вниз/фиксация на одной точке

6) развитие внимания

 

Л.С.Выготский говорил:

1) «Обычно думают, что понимание лучше при медленном чтении, однако при быстром чтении понимание идет лучше, ибо сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения. Но, к сожалению, чтение до сих пор изучалось как сложный сенсомоторный навык, а не как психический процесс очень сложного порядка. Работа зрительного механизма является до известной степени подчиненной процессам понимания»

2) умения понимания заключаются в том, чтобы <ориентироваться в сложном внутреннем пространстве, которое можно было бы назвать системой отношений. В этом устанавливании отношений, выделении важного, в сведении и переходе заключается процесс, называемый обычно пониманием

3) Чтение — сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка… Понимание текста предполагает сохранение соответствующего пропорционального веса слов или изменение пропорций, пока они не дадут результата, удовлетворяющего цели чтения. Понимание рассказа подобно решению задачи в математике. Оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а также в придавании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности. Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи

 

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и психология; психолингвистика и лингвистика.

Термин психолингвистика был введен в США в 50-е г. Психолингвистика возникла из-за интереса к теоретическим проблемам, таким как: языковое сознание, образ мира, процессы категоризации, восприятие и понимание речи, вербальная и невербальная коммуникация, а так же к практическим проблемам: речевое воздействие, вербальная суггестия, обучение иностранному языку, вопросы логопедии, языковые нарушения, компьютерный перевод.

Цель психолингвистики: описание, объяснение функций языка как феномена.

Объект психолингвистики: совокупность речевых фактов и речевых событий (речь, язык).

Предмет психолингвистики многие ученые трактовали по-своему. Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении ее полувековой истории.

Ч. Осгуд. наука о кодировании и декодировании сообщений в процессе коммуникации.

Словен. наука об усвоении и использовании структуры языка.

Леонтьев А.А. Предмет – речевая деятельность. Процессы речепроизводства и речевосприятия.

Психолингвистика изучает связи языка с когнитивными процессами, личностью и поведением.

Психолингвистика на стыке психологии и лингвистики.

Психолингвистика как психологическая наука. Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н.Леонтьевым понимать психологию как …конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов, то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.

Наиболее тесно связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией, социальной психологией и психологией общения, психологией развития (детской и возрастной психологией) и с этнопсихологией.

Психолингвистика и языкознание (лингвистика). Объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Предметом лингвистики и является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации).

Лингвистика выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не диктуется ее психологической (психофизиологической) структурой, а относится к вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей. В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога — это уже проблема лингвистическая. В любом языке обязательно есть гласные и согласные звуки — это тоже диктуется психофизиологией. А вот сколько этих звуков, какие они, в каких отношениях находятся друг к другу — это уже дело лингвиста.

В лингвистике есть множество направлений и школ, описывающих принципиальную общую структуру любого языка или <индивидуальную> структуру того или иного конкретного языка на основе различного концептуального базиса (различной системы понятий и различного понимания отношений между ними). Поэтому здесь трудно дать общую характеристику лингвистическому подходу к трактовке речевой деятельности.



Рекомендуемые страницы:

Психолингвистика или лингвистическая психология – концепция единой науки

Психолингвистика или лингвистическая психология – концепция единой науки

В этой главе мы представляем междисциплинарный взгляд на психолингвистику как современную науку, рассматривая ее, в духе нового времени, в концептуальном синтезе с психологией речи.

Нам созвучны слова А. А. Леонтьева, который еще на заре психолингвистики говорил, что «возможна в сущности не одна, а множество психолингвистик, отвечающих различным пониманиям языка, психики и структуры процесса коммуникации» [440, с. 6]. В этой работе мы предлагаем свою версию подходов к данной науке.

С одной стороны, психолингвистика появилась на свет как новый исторически закономерный виток в сближении лингвистической и психологической наук, с другой же – как отклик на настоятельные требования целого ряда смежных с ней дисциплин, (таких как педагогика, дефектология, медицина (включая нейрофизиологию и психиатрию), криминалистика, политология, наука о массовой пропаганде, коммуникации и рекламе, военная и космическая инженерия и многих других), помочь им в решении прикладных задач, связанных с речью [222, с. 21]. Тем не менее, она приобрела, по большей части, не практический, а сугубо теоретический характер и оказалась разобщенной на два лагеря – психологический и лингвистический. Более того, несмотря на все призывы к единению, эта наука трактуется языковедами все же лингвистически, и все, что не вмещается в узкие рамки такого понимания, выводится ими в зону психологии речи.[2]

И если отечественная лингвистическая традиция подчеркивает в психолингвистике языковедческое начало, определяя ее как «науку, изучающую процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка» [238, с. 404], то А. С. Ребер (A. S. Reber) – автор одного из самых авторитетных американских психологических словарей – подчеркивает, что психолингвистика как постоянно развивающаяся научная отрасль представляет собой неотъемлемую часть психологии; в широком смысле психолингвистика занимается всеми вопросами, имеющими отношение к речевым явлениям любого рода. Подотрасли психолингвистики, отмечает он, включают проблемы овладения речью и обучения речи, психологию чтения и письма, билингвизм, прагматику как науку о функционировании языковых знаков в речи, теорию речевых актов, вопросы грамматики, взаимоотношения речи и мышления и т. п. В связи со всеобъемлющим характером речевой деятельности и речевого поведения человека, говорит А. С. Ребер, психолингвистика полноправно вторгается и в иные, смежные с собой области, например, такие, как когнитивная психология, психология памяти и других познавательных процессов, наука о переработке информации, социолингвистика, нейрофизиология, клиническая психология и т. д. [544, с. 615].

Схожий в основных чертах подход к психолингвистике мы встречаем и в отечественном учебнике «Общая психология» под редакцией Е. И. Рогова, где предлагается следующее понимание этого вопроса: «Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой» [297, с. 266].

Часто между психолингвистикой и психологией речи фактически ставится знак равенства. Такой подход мы встречаем у многих не только прошлых, но и современных исследователей, авторов научных трудов и справочных изданий. Так, например, один из последних академических справочников «Современная психология» под редакцией В. Н. Дружинина (1999) констатирует, что в настоящее время отмечается «мягкое» и свободное использование терминов «психолингвистика», «психология языка» и «психология речи» и что в материалах, публикуемых под данными рубриками, обсуждаются практически идентичные проблемы [415, с. 266]. В справочнике говорится, что «такая терминологическая неустойчивость не случайна – она отражает смену научных представлений… и в большой мере связана со сближением или, напротив, противопоставлением основных понятий – языка и речи» [415, с. 266]. В нем приводятся исторические факты того, что вплоть до XX века сохранялось целостное рассмотрение речевой способности человека, восходящее к идеям В. Гумбольдта и В. Вундта, когда ученые тесно связывали речь и язык, и понятия «психология речи» и «психология языка» употреблялись синонимично. С разграничением Ф. де Соссюром языка и речи (речь он считал явлением преходящим и неустойчивым, а язык – явлением социальным с системной организацией) психология речи была строго отделена от языка и последний передан в ведение лингвистики. «Однако, – отмечается далее в справочнике, – установленные рамки оказались, безусловно, тесными для сколько-нибудь полного и непредвзятого исследования речевой способности человека… В 50-е гг. нашего века преграды между исследованиями языка и речи были преодолены. Возникла психолингвистика – отрасль науки, направленная на сближение и соединение лингвистических и психологических данных… В терминологическом же плане все исследования, которые прежде относились к кругу психологии речи или языка, квалифицируются теперь как психолингвистические» [415, с. 266].

Для подобных точек зрения, на наш взгляд, имеются самые веские основания, поскольку часто, особенно в экспериментальных условиях, провести четкую границу между этими дисциплинами, т. е. психолингвистикой и психологией речи, бывает невозможно.

Признавая право на жизнь всех вышеописанных мнений, мы подчеркиваем, что наша работа по исследованию речи и созданию системы ее обучения является симбиозом теории, эксперимента и практики. Поэтому она проводилась комплексно, как в русле психологии речи (в контексте общей психологии), так и в русле психолингвистики, понимаемой нами расширенно – как концептуальный синтез обеих наук. Здесь хотелось бы вспомнить мудрые слова А. А. Потебни, украинского и русского филолога и философа, который еще в середине 50-х годов XIX века также приветствовал «сближение языкознания с психологиею, при котором стала возможна мысль искать решения вопросов о языке в психологии и, наоборот, ожидать от исследований языка новых открытий в области психологии, возбуждая новые надежды…» [329, с. 45]. А. А. Потебня мечтал о создании науки, которая называлась бы «лингвистической психологией». Казалось бы, психолингвистика явилась на свет как воплощение ожиданий и чаяний ученого. Но, к сожалению, в связи с логичным и общим для последующего этапа истории развитием разных дисциплин не вширь, а вглубь, доскональной их детализацией отечественная психолингвистика оказалась зажатой, по большей части, все в тех же в узких рамках языкознания. И как бы не хотелось поверить в замечательные слова в справочнике по психологии под редакцией В. Н. Дружинина о соединении в психолингвистике лингвистических и психологических наук и в выдвинутый там тезис, что разделение «речь – объект психологии, язык – лингвистики» в настоящее время теряет свою силу, на деле (в силу устоявшихся традиций обеих наук, особенно языкознания) такое положение до сих пор остается спорным.

Наша работа – это попытка сделать данный тезис былью. Она навеяна свежим дыханием времени и связана с настоятельными требованиями жизни: приблизить, по возможности, теоретическую психолингвистику к реальному человеку. Это стало вероятным лишь в результате ее закономерного расширения в сторону психологии, их синтетического, но естественного слияния, что позволило максимально раздвинуть границы исследования и свободно и непредвзято рассматривать такое сложное, многогранное и многоплановое явление, как речь.

Нам кажется, что термин А. А. Потебни «лингвистическая психология», с таким провидением предсказанный им еще 150 лет назад, оказался как никогда актуальным в наши дни и наиболее точно и полно раскрывает суть нашей работы. Впрочем, и термин психолингвистика, в широком его понимании, тоже вполне органично отражает ее содержание.

Психолингвистика представляется нам наукой воистину междисциплинарной, основной задачей которой является комплексное, интегративное изучение речи – во всей многогранности ее лингвистических и психических сторон.

Объект и предмет психолингвистики. Психолингвистика и психология; психолингвистика и лингвистика.

Термин психолингвистика был введен в США в 50-е г. Психолингвистика возникла из-за интереса к теоретическим проблемам, таким как: языковое сознание, образ мира, процессы категоризации, восприятие и понимание речи, вербальная и невербальная коммуникация, а так же к практическим проблемам: речевое воздействие, вербальная суггестия, обучение иностранному языку, вопросы логопедии, языковые нарушения, компьютерный перевод.

Цель психолингвистики: описание, объяснение функций языка как феномена.

Объект психолингвистики: совокупность речевых фактов и речевых событий (речь, язык).

Предмет психолингвистики многие ученые трактовали по-своему. Сопоставим несколько определений предмета психолингвистики, дававшихся разными авторами на протяжении ее полувековой истории.

Ч. Осгуд. наука о кодировании и декодировании сообщений в процессе коммуникации.

Словен. наука об усвоении и использовании структуры языка.

Леонтьев А.А. Предмет – речевая деятельность. Процессы речепроизводства и речевосприятия.

Психолингвистика изучает связи языка с когнитивными процессами, личностью и поведением.

Психолингвистика на стыке психологии и лингвистики.

Психолингвистика как психологическая наука. Приведенное только что определение предмета психолингвистики показывает, что психолингвистика на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук. Если вслед за А.Н.Леонтьевым понимать психологию как …конкретную науку о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов, то язык и речевая деятельность участвуют и в формировании и функционировании самого этого психического отражения, и в процессе опосредования этим отражением жизнедеятельности людей.



Наиболее тесно связана с общей психологией, в особенности с психологией личности и с когнитивной психологией, социальной психологией и психологией общения, психологией развития (детской и возрастной психологией) и с этнопсихологией.

Психолингвистика и языкознание (лингвистика). Объектом лингвистики является речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Предметом лингвистики и является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации).

Лингвистика выделяет в речевой деятельности то, что непосредственно не диктуется ее психологической (психофизиологической) структурой, а относится к вариантности внутри предоставляемых этой структурой возможностей. В речи на любом языке не может не быть членения на слоги. Но какова структура русского, немецкого, китайского слога — это уже проблема лингвистическая. В любом языке обязательно есть гласные и согласные звуки — это тоже диктуется психофизиологией. А вот сколько этих звуков, какие они, в каких отношениях находятся друг к другу — это уже дело лингвиста.


В лингвистике есть множество направлений и школ, описывающих принципиальную общую структуру любого языка или <индивидуальную> структуру того или иного конкретного языка на основе различного концептуального базиса (различной системы понятий и различного понимания отношений между ними). Поэтому здесь трудно дать общую характеристику лингвистическому подходу к трактовке речевой деятельности.

Учебное пособие «Тесты по психолингвистике»

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Логопедия

Разработала: Данилова М.Э.

1. Тематическая структура дисциплины

Тема

1

Теоретические и методологические вопросы психолингвистики

1

Психолингвистика как наука о речевой деятельности.

2

История психолингвистики

3

Основы психолингвистической теории

4

Тенденции в современной психолингвистике

2

Речь и текст как объекты психолингвистики

5

Онтогенез речи

6

Производство речи. Теория происхождения речи. Модели порождения речи

7

Восприятие речи

8

Основные способы реализации речевой деятельности

9

Слово – высказывание – текст. Виды текста. Включенность текста в неречевую деятельность. Производство текста

10

Затекст – текст – подтекст. Гипертекст. Восприятие текста. Пересказ текста. Пошаговость восприятия. Многозначность

11

Свойства текста. Ошибки в тексте. Дискурс. Нарратив

12

Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации

3

Внутренняя структура психолингвистики

13

Основные разделы психолингвистики

14

Этнопсихолингвистика

15

Патопсихолингвистика

16

Судебная психолингвистика

4

Прикладные аспекты психолингвистики

17

Экспериментальные исследования в психолингвистике

18

Автоматический анализ текста. Машинный перевод

19

Психолингвистика речевого воздействия

2. Содержание тестовых материалов

Тест № 1. «Психолингвистика как наука о речевой деятельности»

Задание 1. Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Термин «психолингвистика» впервые употребил Н. Пронко в статье «Язык и психолингвистика», опубликованной в США в __________ году.

1946

1930

1970

1968

Задание 2. Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Назовите основателя психолингвистики.

Ч.Осгуд

Н. Хомский

Т.Слама-Казаку

А.А. Леонтьев

Задание 3. Привести в соответствие предложенный набор элементов.

Соотнесите подход к определению предмета психолингвистики с его автором.

Ответ:

Психолингвистика имеет дело с процессами

кодирования декодирования речи.

А.А. Леонтьев

Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека – с другой.

Т. Слама-Казаку

Психолингвистика является наукой, изучающей то, что происходит, когда люди общаются между собой, соответственно, она должна выявлять и изучать последствия использования слов в общении; другими словами, сама научная суть психолингвистики определяет ложащуюся на неё великую ответственность.

И.Н. Горелов, К.Д. Седов

Психолингвистика составляет ядро антропоцентрического подхода в лингвистике. Предметом психолингвистики является языковая личность, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте.

Задание 4. Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Определите, каким образом формулирует предмет психолингвистики А.А. Леонтьев. Предмет лингвистики – это

речевая деятельность как целое и заканомерности её комплексного моделирования

интенции говорящих

прагматические употребления языка

проблемы восприятия и порождения предложения

Задание 5. Назвать фамилию лингвиста – основателя отечественной нейролингвистики.

Ответ: Лурия

Тест № 2. «История психолингвистики»

Задание 1. Выбрать несколько из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Кого из указанных исследователей можно считать психолингвистами второго покаления?

Дж. Миллер

Н. Хомский

Ч. Осгуд

Т. Слама-Казаку

Дж. Верч

Задание 2. Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Вставьте пропущенные слова в следующее высказывание: … имеет тенденцию к развитию проблематики так называемой когнитивной психолингвистики, которая становится ориентированной не только и не столько на вербальные, сколько на предметные значения, ставя задачей синтезировать психолингвистическую теорию слова (знака) и психолингвистическую теорию осмысления образа.

современная психолингвистика

психолингвистика первого поколения

психолингвистика второго поколения

Санкт-петербургская психолингвистическая школа

Задание 3. Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Как называется теория Ч.Озгуда, которую он впервые предъявил в 1954 году в книге «Психолингвистика – 54»?

теория уровней языка

теория трансформационно-генеративной крмматики

модель производства речи «ТОТЕ»

модель непосредственно составляющих

стохастическая модель производства речи

Задание 4. Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Определите, постулат Московской психолингвистической школы, который выступает в форме утверждения об активном характере процессов речевосприятия.

в основе восприятия речи лежат процессы частично воспроизводящие процессы ее порождения

единицей психолингвистического анализа является статистический коррелят

стратегия речевого поведения жестко задана анализом конкретной ситуации

единицей психолингвистического анализа является психолингвистическая реальность

Задание 5. Выбрать один из предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос.

Где находится штаб-квартира международной организации прикладной лингвистики (ISAPL)?

Португалия

США

Великобритания

Россия

Тест № 3. «Основы психолингвистической теории»

Задание 1Выбрать один из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Продолжите высказывание: Большинство специалистов психолингвистики третьего поколения сознательно и последовательно ориентируются на психологическую школу …...

Л.С. Выготского

А.А. Леонтьева

Л.В. Сахарного

А.Р. Лурия

Задание 2. Выбрать несколько из предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос.

Определите, какие аспекты соотношения языка – речи – речевой деятельности выделяет А.А. Леонтьев.

языковая

Лучшие колледжи с дипломами по когнитивной психологии и психолингвистике

1 Брауновский университет Провиденс, Род-Айленд

Brown University предлагает 4 программы получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это частный университет среднего размера в городе среднего размера. В 2015 году 15 студентов получили высшее образование по специальности когнитивная психология и психолингвистика, а 15 студентов получили степень бакалавра.

На основе 12 отзывов

2 Северо-Западный университет Эванстон, Иллинойс

Северо-Западный университет предлагает 2 программы получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это большой частный университет в небольшом городе. В 2015 году 33 студента получили высшее образование по специальности когнитивная психология и психолингвистика, а 33 студента получили степень бакалавра.

На основе 40 отзывов

3 Бостонский университет Бостон, Массачусетс

Boston University

Бостонский университет предлагает 2 программы получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это большой частный университет в большом городе. В 2015 году 7 студентов получили высшее образование по специальности когнитивная психология и психолингвистика, а 7 студентов получили степени магистра.

На основе 104 отзывов

4 Колледж Уэллсли Уэлсли, Массачусетс

Wellesley College

Wellesley College предлагает 2 программы получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это небольшой частный университет в большом пригороде. В 2015 году 10 студентов получили высшее образование по специальности когнитивная психология и психолингвистика, а 10 студентов получили степень бакалавра.

На основе 20 отзывов

5 Университет Коннектикута Сторрс, Коннектикут

University of Connecticut

Университет Коннектикута предлагает 5 программ для получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это крупный государственный университет в большом пригороде. В 2015 году 21 студент получил высшее образование по специальности «Когнитивная психология и психолингвистика», причем студенты получили 15 степеней бакалавра, 3 степени доктора, 2 степени сертификата и 1 степень магистра.

На основе 48 отзывов

6 Университет Эмори Атланта, Джорджия

University Logo

Университет Эмори предлагает 2 программы получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это большой частный университет в большом пригороде. В 2015 году 11 студентов получили высшее образование по направлению когнитивная психология и психолингвистика, а 11 студентов получили степени бакалавра.

На основе 16 отзывов

7 Помона Колледж Клермонт, Калифорния

Pomona College

Pomona College предлагает 2 программы получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это небольшой частный университет в большом пригороде. В 2015 году 15 студентов получили высшее образование по специальности когнитивная психология и психолингвистика, а 15 студентов получили степень бакалавра.

8 Claremont McKenna College Клермонт, Калифорния

Claremont McKenna College

Claremont McKenna College предлагает 1 программу получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это небольшой частный университет в большом пригороде.

На основе 4 отзывов

9 SUNY в Бингемтоне Вестал, Нью-Йорк

SUNY at Binghamton

SUNY в Бингемтоне предлагает 1 программу получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это крупный государственный университет в пригороде среднего размера. В 2015 году 1 студент получил высшее образование по направлению когнитивная психология и психолингвистика, со студентами, получившими 1 докторскую степень.

На основе 32 отзывов

10 Калифорнийский университет в Санта-Крус Санта-Крус, Калифорния

University of California-Santa Cruz

Калифорнийский университет в Санта-Крус предлагает 1 программу получения степени по когнитивной психологии и психолингвистике.Это крупный государственный университет в небольшом городе.

На основе 20 отзывов

.

Психолингвистика (MA) — аспирантура, Йоркский университет

Вы будете работать с ведущими учеными мира, которые побудят вас мыслить независимо и преуспевать во всем, что вы делаете. Наш подход к обучению предоставит вам знания, возможности и поддержку, необходимые для роста и успеха на глобальном рабочем месте.

Коронавирус (COVID-19): изменения в курсах

Мы вносим изменения, чтобы соответствовать правилам социального дистанцирования. Мы стремимся проводить как можно больше очного обучения при поддержке высококачественных онлайн-альтернатив там, где это необходимо.

Узнайте подробности о мерах, которые мы планируем защитить наше сообщество.

Изменения курса для новых студентов

Формат обучения

Вы будете обучаться, сочетая лекции, семинары, практикумы и практические занятия. У вас будет примерно три часа в неделю для каждого модуля. По некоторым модулям вы будете выполнять совместную групповую работу вне уроков. Вы получите необходимое чтение и будете выполнять еженедельные упражнения.

Модуль научно-исследовательской подготовки проводится в течение осеннего, весеннего и летнего семестров для поддержки вашего развития академических навыков лингвиста.

Все модули, включая модуль «Обучение исследованиям», предлагают оценки развития, которые не влияют на вашу итоговую оценку. Это дает возможность попрактиковаться в своих навыках и получить полезную обратную связь о своем прогрессе и понимании, прежде чем вы сдадите заключительную оценку. Член преподавательского состава будет действовать в качестве вашего руководителя на протяжении всей степени, помогая направлять вашу учебу и отслеживать прогресс.

Объекты

У всех наших модулей есть веб-сайты виртуальной учебной среды (VLE), где доступны все важные материалы — списки для чтения, раздаточные материалы, доски обсуждений.

Наша электронная лаборатория предоставляет вам доступ к разнообразным ресурсам, включая специализированное лингвистическое программное обеспечение, корпуса различных видов и онлайн-материалы для изучения языков.

Место обучения

Вы будете работать на факультете языка и лингвистических наук в Западном кампусе.Большинство ваших контактных часов будет в колледже Ванбру или рядом с ним, с некоторыми дополнительными занятиями в других местах на Западном кампусе.

О нашем кампусе

Наш красивый зеленый кампус предлагает студентам благоприятную обстановку для жизни и учебы, недалеко от центра города. По кампусу легко передвигаться — все находится в пределах пешей досягаемости или педали, или вы всегда можете воспользоваться быстрым и частым автобусным сообщением.

Оценка и отзывы

Используются различные форматы оценок.Вы будете отправлять упражнения, короткие сочинения или сдавать экзамены по модулям осеннего семестра. Вы напишете эссе на 5000 слов для дополнительных модулей Spring Term. Вы представите четыре коротких задания в ходе модуля «Ключевые идеи в лингвистике».

Для модуля «Обучение исследованиям» вы сдадите один экзамен и напишете методологическую критику исследовательской работы по лингвистике. Вы также защитите диссертацию.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.