Зейгарник мышление: Б.В. Зейгарник Нарушения мышления | Psylist.net

Содержание

Глава VII. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ. «Патопсихология»

 


Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболевания психиатр часто руководствуется наличием того или другого вида нарушений мышления. Поэтому во всех учебниках и монографиях по психиатрии, посвященных самым различным клиническим проблемам, имеется немало высказываний относительно расстройства мышления; имеется множество работ, описывающих расстройства мыслительной деятельности, и в психологической литературе. Однако единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет; происходит это потому, что при описании и анализе нарушений мышления исследователи базировались на различных психологических теориях мышления, на различных философско- методологических положениях.


Психология мышления — одна из самых разработанных областей психологической науки, она являлась всегда центральной проблемой и именно в этой области психологии яснее всего обнаруживаются различия исходных теоретических позиций исследователей. В связи с техническим прогрессом психология испытывает на себе влияние кибернетических исследований. Наметился новый подход к деятельности мышления как деятельности управления поиском решения задач. Несмотря на то что такой подход к деятельности мышления обогатил во многом психологическую науку, создались неправильные взгляды на природу самого человеческого мышления. Ряд зарубежных ученых выдвинули положения, согласно которым мышление может быть сведено к элементарным информационным процессам, к манипуляциям символами [220]. Программа решения задач на электронно- вычислительных машинах (ЭВМ) стала выдаваться за теорию мышления. Поэтому в настоящее время встает новая проблема — выявление в управлении поисками решения задач специфически человеческого.


Исследование творческого мышления человека, проведенное О. К. Тихомировым [185] на большом экспериментальном материале, показало невозможность описать действительную природу человеческого мышления в системе кибернетических понятий.


Задача исследования специфически человеческого в работе мышления стала первоочередной задачей.


Анализ различных форм патологии мыслительной деятельности представляет собой богатейший материал, который показывает правомерность признания специфичности человеческого мышления, данные экспериментально-психологических исследований убедительно показывают, что к мышлению следует подходить, как к одной из форм деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).


Как мы уже говорили выше, анализ расстройств мышления проводился в понятиях современных доминирующих психологических концепций. Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность принимались лишь ощущения и их копии.


Психологический анализ мышления заключался в выяснении законов ассоциации, по которым сложные идеи или образы создаются из элементарных. Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бэн отводит ассоциациям по сходству основную роль в мышлении. Хотя введение В. Вундтом в психологию экспериментального метода было, безусловно, прогрессивным фактором в истории психологической науки, однако психологические исследования, проведенные им и его последователями, проводились на основах ассоциативной психологии.


Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен — крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени — считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Другие представители экспериментальной ассоциативной психологии считают, что мышление сводится к актуализации ассоциаций.


Репродукция идей стала краеугольным камнем ассоциативной теории мышления. Само мышление рассматривается как производная функция от других психических функций: памяти, внимания. На подобных концепциях основывались работы психологической лаборатории психиатрической клиники крупнейшего немецкого психиатра Э. Крепелина.


Эти положения ассоциативной психологии определили во многом исследования в области патологии мышления. Нарушения мышления выводились из нарушений других функций. Пытались показать, что в основе нарушения мышления лежало нарушение так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания. Так, например, нарушение мыслительной деятельности больных эпилепсией объяснялось нарушением комбинаторных способностей (Э. Крепелин, К. Гельброннер, М. Я. Серейский), неустойчивостью внимания (В. П. Осипо

Варианты расстройств мышления по Зейгарник

Варианты расстройств мышления (Зейгарник)

Б. В. Зейгарник предложила патопсихологическую классификацию нарушений мышления:

— нарушение операциональной стороны мышления;

— нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления;

— нарушение динамики мышления.

1. Нарушение операциональной стороны мышления (синтез, анализ, абстрагирование)

а) снижение уровня обобщения

а) в мышлении больных можно выделить конкретность, недостаточный уровень абстрактности, использование простых однозначных связей между явлениями, конкретно-ситуационный тип решения задач. Т.е. больной делает вывод, использует ситуацию для объединения ситуаций между собой, ситуации связаны с жизненным опытом. Например: методика классификаций. При рассмотрении конкретной ситуации больным будет выделен абстрактный признак. Это будет проявляться при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, умственной отсталости, олигофрении.

б) искажение процесса обобщения

б) вытеснение суждений с опорой на неосновные латентные признаки. Больной использует не стандартные признаки, а побочные связи. Например: воробей и соловей

— больной шизофренией скажет, что они могут издавать звуки.

2. Нарушение динамической стороны мышления.

-лабильность мышления — чрезмерная подвижность мыслительных процессов (часто при маниакальном состоянии). Больной перескакивает с одного на другое, мыслит вслух.

— непоследовательность, соскальзывание — больной способен некоторое время удерживать правильный ход рассуждений, но в какой-то момент переключается и выполняет задание неправильно.

— часто при сосудистых заболеваниях головного мозга

— часто обусловлено колебаниями внимания.

Мимолетные колебания работоспособности:

— откликаемость

— больной не способен длительное время удерживать ход рассуждений и его мыслительная деятельность дезорганизуется в результате появления побочных стимулов.

— инертность мышления (ригидность, жесткость) обусловлена жесткостью уже образованных связей, способов действия и прошлым опытом. Трудно переключиться с одного на другой вид, тип деятельности и возникают трудности включения в задание.

3. Нарушение мотивационного аспекта мышления

1). резонерство — бесплотное рассуждательство. Больной достаточно детализировано рассуждает на какую-либо тему, чего не требует ситуация.

У больных шизофренией — непродуктивные рассуждения, нерезультативность процесса.

При каждом психическом заболевании своя специфика.

— при шизофрении — тема значима, имеет отвлеченный характер, множество деталей в ее разработке при отсутствии результата рассуждений, неадекватность всей ситуации. Вычурность определений, оторванность от реальности

— при эпилепсии — больной как моралист, защитник правил, этических норм, человек пафосно объясняется, позиция вещателя.

— при органических поражениях головного мозга резонерство носит компенсаторный характер, для больного это способ компенсировать свою несостоятельность, избежать выполнения трудного задания.

— вынесение в план громкой внешней речи, выполняемость операций и общей программы действий. Уход от темы, от сложной ситуации.

2). разноплановость мышления при выполнении одного и того же задания больной исходит из разных установок, часто не связанных ни с инструкцией, ни с содержанием задания. В результате больной может допускать противоречивые суждения. Наиболее часто встречается при шизофрении

Уровни разноплановости:

— соскальзывание — единичные акты, единичные отступления от общего хода выполнения задания

— собственно разноплановость

— разорванность мышления вообще

Часто невозможно восстановить логические связи и суждения больного. Речь и суждения отрывочны, могут быть правильно оформлены грамматически, но лишены смысла, бессодержательны целые фразы, но с правильной грамматической структурой

4. Нарушение критичности

Нарушение критичности — включается личностный уровень. Встречаются часто, в принципе у всех, за исключением невротиков.

Невозможность адекватно оценить свои действия, их соответствие требованиям задания, недостаточное планирование, контроль за своими действиями, коррекция ошибок.

У разных больных разные аспекты критичности. Критичность связана с социальной адаптацией, возможностью оценить свое поведение в соответствие с социальными требованиями и правилами.

Классификация нарушений мышления: VIKENT.RU

Классификация нарушений мышления по Б.В. Зейгарник

Б. В. Зейгарник предложила  патопсихологическую классификацию нарушений мышления:

—  нарушение операциональной стороны мышления;
—  нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления;
—  нарушение динамики мышления.

«Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные  сочетания разных видов нарушений. Например, нарушение процесса обобщения в одних случаях сочетается с нарушением целенаправленности мышления, в других — с различными подвидами нарушений его динамики.

Нарушение операциональной стороны мышления. Это нарушение процессов обобщения и опосредования, при котором теряется способность пользоваться основными операциями мышления.

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. […] При исследованиях мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, отмечает Зейгарник, обнаружено, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам:

— снижение уровня обобщения;
— искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения. В данном случае в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Так, например, в опыте по методу классификации один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, «потому что они враждуют»; другой больной не объединяет лису и жука, потому что «лиса живёт в лесу, а жук летает». Частные признаки «живёт в лесу», «летает» больше определяют суждения больного, чем общий признак «животные».

При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию: для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены. Даже стол и стул нельзя отнести к одной группе, так как «на стуле сидят, а на столе работают и кушают». В некоторых случаях больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например, ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка, тетрадь и карандаш. Иногда испытуемые объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета (больной рассказывает что-нибудь по поводу этих предметов), но классификация не производится. Например, одну группу составляют яйцо, ложка, нож; другую — тетрадь, перо, карандаш; третью — замок, ключ, шкаф; четвертую — галстук, перчатки, нитки, иголки и т. п. При этом испытуемый объясняет: «Он пришёл с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш…» Такого рода ошибочные решения мы обозначаем как конкретно-ситуационные сочетания. В некоторых случаях, при более выраженной  степени заболевания, больные затрудняются даже объединить слова по конкретному признаку.

При более выраженной степени интеллектуального снижения больные не могут понять самого смысла предлагаемой задачи. Они не могут усвоить, что для исключения четвёртого, лишнего, предмета необходимо объединить три предмета по какому-то принципу, руководствуясь которым, надо противопоставить им четвертый. Сама умственная операция объединения и противопоставления оказывается им не под силу. Нередко сразу же после ознакомления с инструкцией больные протестуют: «Здесь ничего лишнего нет, все предметы нужны». Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании.

Особенно четко выступает непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор.

Пословицы являются таким жанром, в котором обобщение, суждение передаются через изображение отдельного факта или явления конкретной ситуации. Истинный смысл пословицы только тогда становится понятным, когда человек отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говорится в пословице, когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения. Только при этом условии осуществляется перенос содержания ситуации пословицы на аналогичные ситуации. Такой перенос сходен по своим механизмам с переносом способа решения одной задачи на другую, что особенно четко выступает при отнесении фраз к пословицам. Рассматривая проблему переноса, С. Л. Рубинштейн отмечает, что «в основе переноса лежит обобщение, а обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи».

Больные, которые не могли выделить обобщенный признак в опыте на классификацию предметов, часто не могут передать переносного смысла пословиц. «Куй железо, пока горячо», по мнению одного из больных, означает, что «железо нельзя ковать, когда оно холодное». Другой больной заявляет: «Железной рука не бывает. Если речь идёт о протезе — его делают из дерева, а не из железа». Ещё один больной при предъявлении пословицы «Не в свои сани не садись» говорит: «Зачем же в чужие сани садиться? Как же это? Нехорошо в чужие сани лезть!» Экспериментатор пытается объяснить, что эту пословицу можно понять и не по отношению к саням. Больной не соглашается: «Как же это случилось, чтобы в чужие сани сесть? Может быть, кто задумался и по рассеянности не в своих санях уехал?» Экспериментатор: «Ну а если человек не за свое дело взялся, можно применить эту поговорку?» Больной: «Нет, нельзя, тут ведь сани, а там какое-то дело». Лишь с большим трудом удавалось в отдельных случаях объяснить больному переносный смысл; однако при предъявлении следующей поговорки такой больной опять пытался передать лишь ее конкретное содержание. Вследствие того что слово выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить условность, которая кроется в поговорке.

В некоторых случаях, отмечает Зейгарник, отсутствие свободного охвата условного значения выражается в том, что больные способны понять переносный смысл, но пословица кажется им недостаточно точной, не отражающей все фактически возможные жизненные случаи. Так, один больной не соглашается с пословицей «Шила в мешке не утаишь», заявляя: «Это не всегда так. Бывает же, что жулики скрываются, их не поймаешь. Я знаю такой случай». Другой больной заявляет по поводу поговорки «Волков бояться — в лес не ходить»: «Это неверная пословица. Иногда не нужно рисковать: эта пословица проповедует лихачество». В данном случае больные в состоянии понять условный смысл пословицы, однако тот факт, что она не может быть применена ко всем жизненным случаям, мешает им признать ее правильность. Больные не могут отвлечься от того, что смысл пословицы может не совпадать с частными жизненными ситуациями. Следовательно, и в этих случаях выступает чрезмерная связанность суждений больных с реальными жизненными фактами, неумение абстрагироваться от них, что приводит к непониманию условности содержания пословицы и метафоры.

Особенно четко выступает непонимание условности в опыте на опосредованное запоминание (метод пиктограмм). Сложность этого задания состоит в том, что рисунок не может (и не должен) отражать того обилия ассоциаций, которые могут актуализироваться при восприятии слова; необходимо отобрать лишь какую-нибудь из них, которая способна «встать» на место слова, а это возможно лишь при достаточном уровне обобщения.

Г. В. Биренбаум обнаружила с помощью этой методики у больных с грубыми органическими поражениями мозга преобладание конкретно-ситуационных связей; она указывает, что затруднение в правильном установлении условных связей было обусловлено нарушением образования понятий. Зейгарник подтвердила эти данные. Так, при необходимости найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной говорит: «Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же Вы хотите?» Этот же больной не может придумать рисунок для запоминания слов «тяжелая работа»: «Что Вы называете тяжелой работой? Мне трудно было в школе задачи решать, а Вам, вероятно, тяжело заниматься физическим трудом, Вы слабая. Не понимаю, что нарисовать?» Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания «больная женщина». Он пытается нарисовать кровать, но сразу же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: «У нее может быть грипп, и она его на ногах переносит». Тогда испытуемый решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: «Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает. Может быть, она лечится физиотерапией, может быть, у нее только зубы болят, а может быть, у неё роды… Хотя нет, роды — не болезнь» и т. д.

Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение «веселый праздник» больной говорит: «Что же нарисовать? Надо бы гармонь, пляску, или можно еще накрытый стол, бутылочки бы надо, ну, и еду. Как все это изобразить? Я же не художник, да и художнику надо долго рисовать».

Зейгарник приводит следующие наблюдения. Так, один из больных хочет для запоминания слов «голодный человек» нарисовать хлеб, но тут же отвергает этот рисунок как неправильный: «У голодного человека-то ведь как раз и нет хлеба». Тут же он решает изобразить фигуру худого человека, но и этот рисунок его не удовлетворяет, ибо «ведь человек может быть худой не из-за голода, а из-за болезни».

Не будучи в состоянии понять условность, содержащуюся в задании, больные часто пытаются уточнить буквальный смысл слова. Так, больной, о котором только что говорилось, с раздражением упрекает экспериментатора: «Вы же мне не сказали, какой это голодный человек и почему он голодный: потому ли, что жертва стихийного бедствия, или потому, что он безработный в капиталистической стране, или он просто не успел покушать». Вместо обобщенного понятия «голодный человек» выступают разные представления о голодном человеке в разных ситуациях.

Таким образом, при сопоставлении данных, полученных с помощью различных методов (классификации предметов, метода исключения, объяснения пословиц и метода пиктограмм), обнаружено у больных эпилепсией, энцефалитом и у олигофренов нарушение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переноса, условности. Эти больные были объединены в группу лиц, у которых нарушения мышления квалифицировались как снижение уровня обобщения.

Снижение уровня обобщения обнаруживалось, по данным Зейгарник, не только при выполнении экспериментальных проб, требовавших более или менее сложной аналитико-синтетической деятельности, но и при актуализации ассоциаций. При ассоциативном эксперименте обнаруживается необобщенный характер ассоциаций больных. Само требование «отвечать любым словом» являлось для больных слишком условным заданием: «Стол есть стол, что же мне говорить?» Около трети ответных реакций больных являлись обозначением функции или признака предмета («карандаш — писать», «ягода — красная»). Частично ответы были синонимами предъявленного слова. Резюмируя, можно сказать, что мыслительная деятельность подобных больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо при полноценном процессе отражения объективных свойств и закономерностей вещей всегда предполагается умение абстрагироваться от конкретных деталей».

Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / Сост. С.Л. Соловьева, М., «Aст»; СПб, «Сова»,  2007 г., с. 89-96.

 

 

Эффект Зейгарник: Блюма Вульфовна в патопсихологии

Зейгарник Блюма Вульфовна

Выдающийся психолог советского времени, одна из создателей Факультета психологии МГУ, основательница советской патопсихологии — Блюма Вульфовна Зейгарник, вместе со своим мужем — работником торгового представительства СССР, в 1921 году оказалась в Берлине, где поступила учиться в Берлинский университет.

В ту пору одним из выдающихся молодых преподавателей Берлинского университета являлся Курт Левин, который глубоко изучал психологию личности, исследовал поведение человека: движущие мотивы, потребности и «квази-потребности», и их зависимость от социума. «Квази-потребностями» Левин называл те потребности, которые отличаются от первичных, естественных потребностей, таких как: еда, питьё, сон и т.д. «Квази-потребность» возникает, когда человек начинает какое-то действие, тем самым создавая напряжение, стремящееся к разрядке, то есть к завершению.

На подсознании такие вещи часто срабатывают, например, когда мы слышим знакомую песню, подпеваем, проникаемся и вдруг песня обрывается. Возникает сильная фрустрация и желание дослушать или хотя бы допеть эту песню. Песня может преследовать нас сутки и даже больше, пока мы её не допоём до конца, или не дослушаем, не удовлетворим свою потребность.

Именно под руководством Курта Левина, Блюме Зейгарник повезло защитить в 1927 году дипломную работу, сделавшую её всемирно знаменитой в психологической среде. А эффект, названный в её честь «эффектом Зейгарник» (его еще называют «эффектом незавершённого действия»), стал одним из столпов гештальтпсихологии.

В процессе работы над дипломом проводился ряд экспериментов, в которых испытуемым предлагали решить ряд задач за определённое время. Часть из них прерывали в процессе выполнения, не давая завершить, ссылаясь на истёкшее время для решения. После всех заданий, испытуемых просили вспомнить и перечислить все задачи, которые им пришлось решать. На тех заданиях, которые были прерваны в процессе и не были завершены, возникал повышенный уровень эмоциональной напряжённости. И именно эта неудовлетворённость, по сути, фрустрация, приводила к фиксации человека на этой задаче. Как следствие, испытуемые в 2 раза чаще запоминали именно незавершённые действия.

Данные эксперименты показали, насколько незавершённые действия запоминаются лучше завершённых, что впоследствии и было названо эффектом Зейгарник.

Интересный факт, что на подобные исследования Курта Левина и Блюму Вульфовну натолкнул обычный официант, когда они обедали в кафе, обсуждая будущий диплом. Как когда-то на открытие закона всемирного тяготения Ньютоном повлияло падение с ветки яблока, так возникновение одной из важнейших основ гештальтпсихологии было подсказано расторопным официантом, который привлёк к себе внимание Левина и Зейгарник тем, что не записывал заказы в блокнот. Когда любопытный Курт Левин спросил его помнит ли он свои заказы, официант без запинки назвал те, что ещё не были завершены. Предыдущие же заказы, которые он выполнил несколько минут назад, он вспоминал с огромным трудом и ошибками. Как только заказы были оплачены, официант тут же их забывал.

Так ответим на вопрос в чём же заключается эффект Зейгарник? По сути, это явление, характеризующее влияние на процессы памяти. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу запоминания. И состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если по какой-то причине не смогли её закончить и получить удовлетворение от результата.

Эффект Зейгарник в психологии

Если кратко сформулировать то, как работает эффект Зейгарник в психологии, то можно выделить такую последовательность происходящего:

  1. Любое начатое действие рождает в человеке психоэмоциональное напряжение.
  2. Возникшее напряжение логически тяготеет к завершению. Человек стремится избавиться от напряжения.
  3. Напряжение исчезает только в момент завершения действия, получая разрядку.

Смысл заключается в том, что, если завершения не происходит, напряжение остаётся и влияет на поведение человека.

В Гештальтпсихологии есть понятие «незавершённый гештальт». Суть этого понятия заключается в том, что психика человека способна принимать как собственный опыт только завершённые дела. Если по какой-то причине начатое не было завершено, то гештальт остаётся открытым, то есть личность испытывает напряжение, волнение, высокий уровень тревоги. Если таких ситуаций скапливается немало, это может вызывать неврозы. Ибо, с точки зрения гештальта, для ощущения удовлетворённости жизнью необходима завершённость и целостность в делах и любых начинаниях. Таким образом, открытие Блюмы Вульфовны стало одной из отправных точек гештальттерапии.

Самостоятельно «закрыть гештальт», то есть завершить неоконченные дела, не всегда случается возможным, так как незавершённости могут быть в отношениях с родителями, с педагогами, с воспитателями. Могут вызывать тревогу ранние воспоминания, когда только грамотный психолог может помочь «завершить гештальт» и убрать точку напряжения с помощью игровых, образных и арт-терапевтических форм воздействия.

Примеры использования эффекта Зейгарник

В нашей повседневной жизни мы повсеместно сталкиваемся с проявлением данного эффекта. Например:

  1. Данный эффект широко используется, например, изобретателями компьютерных игр. Напряжение, когда игрок проходит всё новые и новые этапы, стремясь к завершению прохождения игры, в случае проигрыша, накапливает огромное психическое напряжение. Стремление избавиться от напряжения тянет его продолжить игру и постепенно рождает игровую зависимость.
  2. На этом же феномене человеческой психики базируются воздействия сериалов. Когда постоянная незаконченность сюжета рождает огромное напряжение, которое можно разрешить лишь досмотрев сериал до конца.
  3. Широко используется в рекламе. Рекламные ролики построены так, чтобы зацепить слушателя в первые две секунды, и он не выключил ролик, а захотел послушать что будет дальше. То же самое работает и с контекстной рекламой, где вначале вас цепляют интересной фразой или картинкой, и вы кликаете по ссылке, чтобы посмотреть, что же дальше.

Патопсихология

Глубоко изучая это направление и став, по сути, основателем направления патопсихологии в СССР, Зейгарник большое значение уделяла исследованию нарушений мышления.

Проведя анализ всех существующих теорий относительно мышления, Блюма сделала вывод, что мышление — это деятельность, направленная на решение задач, где существует цель и условия реализации этой цели. Она выделила следующие виды нарушения мышления:

  1. Нарушение операционной стороны мышления. При некоторых психических заболеваниях больные не могут использовать систему операций обобщения и исключения.
  2. Нарушение динамики мышления.
    Первым видом нарушения динамики является непоследовательность суждений, характерной особенностью которого является неустойчивость способов выполнения задания.
    Второй вид данного нарушения — лабильность мышления. Что выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений. Логические связи подменяются случайными ассоциациями.
    Третий вид нарушения — ригидность мышления. Неспособность быстро переключаться, инертное, тяжелое течение мыслей.
  3. Нарушение мотивационного компонента мышления. Потеря поставленной цели. Разноплановость мышления. Незавершённость действий.
  4. Нарушение критичности мышления. Отсутствие критичности к ошибкам в ходе эксперимента. Неспособность отличить заведомо бредовые идеи от нормальных.

Все эти патологические формы мышления в разной степени присущи больным с эпилепсией, шизофренией, олигофренией.

Переменные в эксперименте Зейгарник

После оригинального эксперимента, проведённого Блюмой Зейгарник, многие учёные повторили её эксперимент в разных условиях. Среди последователей были Богославский и Гатри, которые сделали выводы из своих испытаний, что напряжённость, возникающая в процессе решения задачи, усиливает её запоминание.

Результаты исследований у Розенцвейга были наоборот прямо противоположными, что он объяснил желанием вытеснить из памяти неудавшиеся задания, чтобы не воспринимать себя как недостаточно умного или умелого человека.

Ряд других учёных предположили влияние стресса, усталости и индивидуальных различий для объяснения расхождения результатов с оригинальным экспериментом.

Американский психолог Джон Аткинсон в своём варианте исследования нашёл подтверждение эффекта Зейгарник, однако сделал вывод, что на запоминание незавершенных задач сильно влияют индивидуальные различия. Аткинсон заметил, что те участники, которые подошли к выполнению заданий с более высокой мотивацией, стараясь решить как можно больше задач, увеличили число незавершенных задач при условии ограничения времени. И назвали в результате больше запомнившихся заданий. Участники с меньшей замотивированностью не смогли запомнить большое количество заданий, так как они были им менее интересны.

Эффект Зейгарник в отношениях

Каким образом может проявляться эффект незавершённого действия в любви?

  1. На самом деле, самый простой вариант, когда влюблённые внезапно расстались по причине какой-то трагедии. Самое явное — смерть одного из пары. Для другого это является кроме горя, ещё и сильной фрустрацией, когда много неоконченных действий, недосказанных слов, нереализованных желаний.
    Оставшийся один партнёр мучается тем, что не досказал, что не сделал, чем обидел. И в таком варианте событий, помочь «завершить гештальт» может только грамотный психолог, используя различные техники достраивания ситуации.
  2. Вариант, когда оба живы, но расстались без окончательного выяснения отношений, без финального разговора, без расставления точек над i. Та же самая недосказанность, прокручивание в голове обид, желание доказать свою правоту, объясниться.
    Самое простое, написать письмо со всем что хочешь сказать бывшему партнёру, которое можно даже не отсылать. Главное, выговорить всё, что требуется. Либо, составить реальный разговор, если партнёр адекватный и тоже готов к итоговому разговору.
  3. Внезапный уход из отношений одного из партнёров, без объяснения причин. Тяжелейшая фрустрация второго партнёра, для которого это полная неожиданность. Его состояние будет сопровождаться болью, гневом, желанием разговора, потребностью понять причины, разобраться. Справедливо в такой ситуации второму партнёру пойти на уступки и объясниться с брошенным человеком.
  4. Отношения любовников, длящиеся годами. У каждого из партнёров в любовных отношениях есть свои ожидания и картина того, во что должны вылиться отношения в будущем. Когда годами длится сюжет любовников, не перерастающий никуда, постепенно нарастает напряжение, возникают обиды, гнев за нереализованные ожидания. Однако, расстаться в такой форме отношений достаточно сложно как раз из-за отсутствия логического завершения такого вида связи.

Эффект незавершённости действия проявляется во многих сферах нашей жизни, создавая тревожность и внутреннюю неудовлетворённость собой и действительностью. Важно научиться замечать в себе и в других эти напряжения, учиться завершать свои действия и помогать близким обретать внутреннюю гармонию и душевный покой.

Практикующий психолог, кинезиолог, сексолог.
Вы можете получить консультацию автора, написав на [email protected]

Интересные статьи на сайте:

3. Классификация нарушений мышления по б.В.Зейгарник.(74)

Источник:
Патопсихология: Хрестоматия. Сост. Н.Л.
Белопольская. 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Когито-Центр, 2000. – 289 с

Особенности мышления
каждого отдельного больного далеко не
всегда могут быть квалифицированы в
пределах одного вида нарушений мышления.
Нередко в структуре патологически
измененного мышления больных наблюдаются
более или менее сложные сочетания разных
видов нарушений.

Три вида патологии
мышления:

  1. нарушение операциональной стороны
    мышления

  2. нарушение динамики мышления

  3. нарушение личностного компонента
    мышления

1) Нарушение операциональной стороны мышления

Исследования мышления
больных, страдающих различными
заболеваниями мозга, обнаружили, что
нарушения операциональной стороны
мышления принимают различные формы.
При всем их разнообразии они могут быть
сведены к двум крайним вариантам:

  • снижение уровня
    обобщения
    состоит в том, что в
    суждениях больных доминируют
    непосредственные представления о
    предметах и явлениях; оперирование
    общими признаками заменяется установлением
    сугубо конкретных связей между
    предметами. При выполнении экспериментального
    задания подобные больные не в состоянии
    из всевозможных признаков отобрать
    те, которые наиболее полно раскрывают
    понятие. (Для выявления всех нарушений
    используются методики классификация
    предметов, пиктограммы, понимание
    смысла пословиц)

  • искажение
    процесса обобщения
    состоит в том,
    что больные в своих суждениях отражают
    лишь случайную сторону явлений,
    существенные же отношения между
    предметами мало принимаются во внимание,
    предметное содержание вещей и явлений
    часто не учитывается. Так, выполняя
    задание на классификацию предметов,
    они руководствуются чрезмерно общими
    признаками, неадекватными реальным
    отношениям между предметами.

2) Нарушение динамики мыслительной деятельности

Для успешного выполнения
интеллектуального акта необходимо
выделять адекватные системы связей,
отбрасывать побочные, оценивать каждую
мыслительную операцию по ходу ее
выполнения. Особенности выполнения
такой сложной, многоэтапной по своей
структуре деятельности составляют ее
динамическую характеристику.

  • Лабильность
    мышления
    . Характерная особенность
    этого нарушения заключалась в
    неустойчивости способа выполнения
    задания. Уровень обобщения больных в
    основном не был снижен; больные правильно
    обобщали материал; операции сравнения,
    переноса не были нарушены. Однако
    адекватный характер суждений больных,
    как мы говорили выше, не был устойчивым.

  • Инертность
    мышления
    . В этих случаях больные не
    могут менять избранного способа своей
    работы, изменять ход своих суждений,
    переключаться с одного вида деятельности
    на другой.

3) Нарушение личностного компонента мышления

В клинике психических
заболеваний наблюдаются нарушения
мышления, обусловленные нарушениями
личности. К ним можно отнести разноплановость
мышления, нарушение критичности и
саморегуляции.

  • Разноплановость
    мышления
    заключается в том, что
    суждения больных о каком-нибудь явлении
    протекают в разных плоскостях. Больные
    могут правильно усваивать инструкцию.
    Они могут обобщить предлагаемый им
    материал; актуализируемые ими знания
    о предметах могут быть адекватными;
    они сравнивают объекты на основании
    существенных, упроченных в прошлом
    опыте свойств предметов. Вместе с тем
    больные не выполняют задания в требуемом
    направлении: их суждения протекают в
    разных руслах.

  • нарушение
    критичности и саморегуляции

    – проявляется в трудностях,
    неспособности больных к планированию
    деятельности при решении задачи, и
    контроля при ходе решения задачи. Эти
    нарушения выражаются в невозможности
    целенаправленной организации своих
    мыслительных действий

  • Резонерство— «склонность к бесплодному мудрствованию»,
    тенденция к непродуктивным многоречивым
    рассуждениям.

Классификация нарушений мышления по зейгарник. Нарушение мышления. II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях

На основании экспериментально-психологических исследований мышления обычно можно выделить три основных вида нарушений мышления (Б.В. Зейгарник, 1962): 1) нарушения операциональной стороны мышления; 2) нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления; 3) нарушения динамики мыслительной деятельности. Возможны также различные сочетания этих нарушений.

1. Нарушения операциональной стороны мышления заключаются в том, что у больных нарушается и теряется возможность пользоваться основными операциями мышления. Чаще всего это относится к операциям обобщения и отвлечения (абстрагирования). Обобщение как психический процесс мышления является формой отражения общих признаков и свойств предметов и явлений в сознании человека. Простейшее обобщение заключается в объединении, группировании объектов на основе случайного признака. Более высокие его уровни требуют отвлечения от конкретных деталей и объединения объектов не по случайным признакам, а по определенным основаниям. Наиболее сложно такое обобщение, где выделяются видовые и родовые признаки, а сам объект включается в систему понятий.

Нарушения операциональной стороны мышления обычно сводятся к двум крайним вариантам: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

а) Снижение уровня обобщения — в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больные совсем не справляются с задачей на классификацию, т.е. они не могут объединить по общим признакам разные предметы или создают много мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними (например — ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка). Суждения больных о предмете не включают в себя всего того существенного, что действительно к нему относится. Затруднена также умственная операция объединения и противопоставления (исключение лишнего из 4 предъявленных предметов), недоступным становится толкование и понимание переносного смысла пословиц.

Все проявления мышления неизбежно сводятся к суждениям и умозаключениям, по которым мы судим и об интеллекте человека. Интеллект представляет собой совокупность психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Для оценки интеллекта в норме и патологии принята схема, которая включает: предпосылки интеллекта (память, внимание, темп функционирования психики и др.), собственно интеллект (ум или способность к логическому мышлению) и «психический инвентарь» (совокупность знаний, приобретенных в процессе индивидуального опыта). Слабость собственно интеллекта, даже в тех случаях, когда она выражена не так резко, проявляется в том, что мышление конкретно-образное выступает на первый план, а отвлеченное (понятийно-абстрактное) мышление становится малодоступным для больного. Кроме снижения уровня обобщения при слабости интеллекта, очень характерно обеднение речи, т.е. уменьшение словарного запаса.

б) Искажение процесса обобщения — существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. При этом нельзя сказать, что больной не может их выделить путем абстрагирования, напротив, — в основу обобщения им берутся чрезвычайно общие признаки и связи, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер. Например, при классификации больной объединяет вилку, стол и лопату в одну группу по признаку «твердости», а гриб, лошадь и карандаш объединяет в группу по признаку «связи органического с неорганическим». Подобного рода результаты выполнения задания Б.В. Зейгарник (1986) обозначает как выхолощенные, вычурные и бессодержательные. Все это создает основу для бесплодного мудрствования — резонерства. Описывая такие нарушения мышления у больных, Ф.В. Бассин употребляет для их обозначения образное выражение «смысловой опухоли». Наиболее характерны нарушения мышления по типу искажения процесса обобщения для больных шизофренией.

2. Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления — проявляются в нарушениях регулирующей, мотивационной функции мышления, его критичности с феноменами: 1) актуализации латентных свойств понятий, 2) «разноплановости» мышления и 3) «разорванности» мышления.

Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, оно всегда определяется целью, т.е. поставленной задачей. Утеря целенаправленности приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к утрате мышлением регулирующих поведение функций, поскольку не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений и чувств человека, его личности в целом.

Для личности значимым и существенным всегда является то, что приобрело для нее личностный смысл. Явление, предмет или событие могут в разных жизненных ситуациях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются прежними. Конечно, сильные эмоции могут и у здорового человека привести к тому, что предметы и их свойства начнут выступать для него в каком-то измененном значении. Однако в экспериментальной ситуации, как бы она ни была значима для человека, объекты понимаются однозначно — посуда всегда понимается как посуда, а мебель как мебель. При всех индивидуальных различиях (разнице образования, разнообразии мотивов и интересов) здоровый человек при необходимости классифицировать объекты не подходит к столовой ложке как к «движущемуся объекту». Признаки предметов, на основании которых проводится классификация, для здорового человека носят устойчивый характер. Эта устойчивость объективного значения вещей часто нарушается у больных шизофренией, что в экспериментальной ситуации приводит к актуализации латентных, т.е. скрытых, понятных и интересных лишь самому больному, признаков и свойств предметов. Эти «латентные» знания основаны на каких-то личных вкусах и предпочтениях и приобрели смысл для нег

Разноплановость мышления и резонерство зейгарник. Патопсихология. Нарушения мышления. Нарушение операциональной стороны мышления

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR
означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR
разработка

Оператор NOT
исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT
разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$
исследование $
развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

»
исследование и разработка»

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#
» перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#
исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~
» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~
» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

»
исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^
» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4
разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная

Как использовать эффект Зейгарник для улучшения вашей жизни

8

На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.

Когда вы сталкиваетесь с задачей, будь то проект, статья, которую вы должны написать, или даже что-то простое из вашего списка дел, можете ли вы выполнить ее, отметить ее как выполненную и двигаться дальше?

Я знаю, когда я могу вычеркнуть что-то из своего списка — на это ушло 2 минуты или 2 месяца — я чувствую облегчение, когда полностью избавляюсь от ответственности или бремени.Когда я могу провести черту через середину перечисленной задачи, я почти всегда устно заявляю себе: «Хорошо, , выполнено», а затем это как будто стирается из моей памяти. Я просто перехожу к следующему, не имея никаких оснований отдавать выполненной задаче больше своей умственной энергии.

В качестве альтернативы, если у меня заканчивается время и мне приходится откладывать незавершенный проект или меня прерывают, когда я пытаюсь работать, я, как правило, запоминаю более подробную информацию о проекте (ну, по крайней мере, до его завершения).Фактически, если меня прервут во время написания статьи, мой разум будет искренне думать о том, что я собираюсь написать дальше или какие выводы я мог бы сделать в своем окончательном варианте.

Этот психологический феномен называется эффектом Зейгарник , названным в честь Блюмы Зейгарник — психиатра и психолога, определившего это понятие в 1927 году.

В этой статье я подробно расскажу, что такое эффект Зейгарник. и как вы можете использовать это, чтобы улучшить свою жизнь.Давайте начнем с того, что подробнее рассмотрим детали этого человеческого поведения.

( Боковое примечание: еще один положительный способ улучшить свою жизнь — читать и узнавать что-то новое каждый день. Отличный инструмент для этого — присоединиться к более чем 1 миллиону других и начать свой день с последних БЕСПЛАТНЫХ информативных новостей от этот сайт .)

Что такое эффект Зейгарник?

Обедая в ресторане со своими друзьями в 1920-х годах, д-р Зейгарник была впечатлена способностью официантов легко запоминать длинные и сложные заказы от посетителей, однако, как только заказы были оплачены, официанты не могли вспомнить ни одного подробности о том, что люди заказывали.Как будто они крепко держались за эту информацию, и как только заказ был передан на кухню, они отпустили его и позволили себе забыть его.

Зейгарник продолжал активно изучать эту психологическую тенденцию как у детей, так и у взрослых. Она продолжала обнаруживать, что люди были более склонны запоминать детали о задачах, которые еще выполнялись, чем о задачах, которые были выполнены.

Как только вы приступаете к задаче, в вашем уме возникает напряжение, связанное с конкретной задачей, что помогает вашему мозгу вспомнить любую важную информацию.Если вас прерывают во время работы или вам нужно отложить проект на некоторое время, напряжение остается, а это означает, что вы все еще можете легко получить доступ к соответствующему контенту. Однако, как только задача выполнена, когнитивное напряжение снимается.

Распространенные мысли, которые вы испытываете по поводу нерешенных вопросов, часто побуждают вас вернуться и завершить задачу. Даже если вы попытаетесь заняться чем-то другим, незавершенная работа все равно может повлиять на вас.

Как понимание эффекта Зейгарник может повысить производительность.

Чтобы лучше понять это, подумайте, как маркетинговые компании используют эффект Зейгарник для мотивации потребителей. Я уверен, что вы видели в Интернете рекламу, на которую нельзя было не нажимать. Эти «кликбейт-объявления» — один из наиболее эффективных способов для компаний привлечь внимание потребителей — даже в обществе, где все борются за ваше время.

Вот пример: « Храп до смерти: как апноэ во сне может быть фатальным.

Если вы знаете кого-то, кто храпит (а вы, вероятно, и делаете), вы, вероятно, нажмете эту ссылку, чтобы найти решение этой проблемы.

Или, скажем, вы только что закончили смотреть последнюю серию сезона любимого телешоу, и она закончилась круто, но не выйдет в эфир еще 6 месяцев. Я бы пошел дальше и предположил, что вы указываете эту дату в своем календаре, чтобы вы могли почувствовать завершение того, что только что оставило вас в нетерпении знать, что будет дальше.

Как использовать эффект Зейгарник для улучшения своей жизни

Итак, как вы можете использовать эффект Зейгарник для улучшения своей жизни? Давайте взглянем.

1. Это может помочь улучшить вашу память.

Исследование Зейгарник на эту тему дало другим психологам прекрасное понимание того, как работает память. Информация обычно сохраняется в вашей сенсорной памяти в течение короткого периода времени, как только вы ее воспринимаете. Если вы уделите ей особое внимание, она может остаться в вашей краткосрочной памяти. Хотя большая часть этих воспоминаний скоро забывается, если вы активно репетируете информацию, она может перерасти в вашу долговременную память.

Помните когнитивное напряжение, о котором мы упоминали ранее, что позволяет вам легко получить информацию о незавершенной задаче? Это напряжение заставляет вас использовать больше умственной энергии, поскольку вы продолжаете резюмировать информацию в своей голове, чтобы вы могли держать ее в центре внимания.

Использование эффекта Зейгарник для улучшения вашей памяти

Это означает, что эффект Зейгарник поддерживает идею о том, чтобы делать перерывы или прерывать работу над проектом, чтобы помочь вам улучшить вашу способность сохранять информацию.

Итак, допустим, вы готовитесь к тесту. Вместо того, чтобы пытаться усвоить всю информацию накануне вечером, изучайте материал поэтапно, чтобы повысить вероятность запомнить его во время теста. Или представьте, что вы только что получили новую работу, а фамилия вашего босса не только длинная, но и очень сложная для написания. Вы знаете, что вам нужно будет уметь правильно писать имя своего босса во время работы там, и вы обнаруживаете, что вам всегда нужно искать его, прежде чем записывать.

Используя эффект Зейгарник, чтобы помочь вам запомнить, как это пишется, вы можете некоторое время сосредоточиться на первой половине фамилии, пока не запомните ее. Затем переходите ко второй половине и проделайте то же самое. После того, как вы сложите их вместе, вам не придется постоянно искать, как правильно написать имя.

2. Это может повысить вашу мотивацию.

Если у вас есть цель, которую вы хотите достичь, даже если вы работаете над чем-то совершенно не связанным, вы все равно будете думать об этой цели, пока она не будет достигнута.И если эти мысли постоянно возникают у вас в голове, вы еще больше захотите достичь цели.

Незавершенные задачи, которые вы ставите перед собой в качестве личных целей, занимают много места в вашем уме и используют ваши умственные ресурсы, которые могут отвлекать вас от других вещей, над которыми вы работаете в своей жизни. И поскольку ваш мозг считает, что незавершенные задачи важны, эти мысли не будут останавливаться, пока вы не выполните задачу. Поэтому, когда вам нужно дополнительное повышение мотивации для достижения цели, попробуйте работать над ней меньшими порциями.Это поможет убедиться, что вы будете испытывать эти навязчивые мысли о своей цели, пока она не будет достигнута.

3. Это может уменьшить вашу склонность к прокрастинации.

Люди нередко дожидаются последней минуты, чтобы отправить налоговую почту или завершить проект, у которого есть строгие сроки. Но прокрастинация не только вызывает стресс, но и может привести к ошибкам в спешке по работе и, возможно, к плохой оценке результатов.

Если вы примете во внимание эффект Зейгарника, вы с большей вероятностью сделаете первый шаг к выполнению задания задолго до его срока, даже если это будет незначительная задача.После того, как вы начали проект, вы обнаружите, что продолжаете думать о незавершенной работе, пока она не будет фактически завершена. Каждый маленький шаг, который вы делаете для работы над проектом, приближает вас к завершению, что не только дает вам мотивацию, необходимую для его завершения, но и освобождает ваши умственные способности, позволяя вам начать работать над чем-то другим.

По правде говоря, большинство людей стремятся закрыть любые ментальные петли, которые остаются открытыми на незавершенных проектах. И чем ближе вы к завершению цикла, тем больше вы будете мотивированы выполнить задачу.Это означает, что если вы поставите себе цель закрыть свои умственные петли, ваш мозг будет полон решимости сделать это.

4. Это может повысить вашу производительность.

Дальнейшие исследования эффекта Зейгарник, проведенные в Университете штата Флорида Роем Баумейстером и Э. Дж. Масикампо, пролили свет на то, как простое знание этого явления может помочь вам повысить вашу производительность. Их исследования показали, что причина, по которой людям трудно перейти к новой задаче, если у них все еще была незавершенная задача, заключается в том, что все, над чем они работали, все еще оставалось в их памяти.

Чтобы попытаться исправить это, исследователи попросили участников записать конкретные планы выполнения своей первоначальной задачи на более поздний срок, что избавило от отвлекающих и навязчивых мыслей о незавершенных задачах.

Поскольку эффект Зейгарник показал нам, что наш мозг будет продолжать пилить нас по поводу незавершенных задач, которые затем могут привести к чрезмерному стрессу, теперь мы обладаем знаниями о том, как бороться с этим психологическим явлением. Это может помочь вам повысить продуктивность, поскольку вы всегда сможете полностью сосредоточиться на текущей задаче.Запишите все, над чем вам еще нужно поработать, чтобы замкнуть умственные петли и уменьшить умственное напряжение, которое может вызвать незавершенное дело.

Большинство людей стремятся закрыть любые ментальные петли, которые остаются открытыми на незавершенных проектах, поэтому, если вы поставите цель закрыть свои умственные петли, ваш мозг будет полон решимости сделать это.

Кроме того, вы можете использовать эффект Зейгарника для повышения производительности, целенаправленно оставляя задачи невыполненными. Если в вашем списке дел есть что-то, чего вы боитесь или знаете, что будет сложно выполнить, начните задание, но завершите его только половину.Поскольку вы знакомы с эффектом Зейгарник, вы будете знать, что ваш мозг скоро включится, мотивируя вас закончить задачу, поскольку вашему мозгу крайне не нравится думать о незавершенных проектах.

Последние мысли об эффекте Зейгарник

Первоначальное наблюдение эффекта Зейгарник в ресторане 1920-х годов, а также все последующие исследования, проведенные как Зейгарник, так и ее коллегами, предполагают, что мы склонны хранить информацию о незавершенных задачах в в первую очередь в нашей памяти, в то время как детали любой задачи, которая была завершена, обычно выпадают из нашего разума.

Существует множество элементов, которые могут повлиять на вашу способность вспоминать информацию о ваших текущих или прошлых проектах, но попробуйте делать целенаправленные перерывы в следующий раз, когда вы будете выполнять задачу. Вы можете понять, что легче вспомнить важную информацию о проекте, почувствовать мотивацию завершить работу и помочь вам выполнить ее быстрее.

Наконец, если вы хотите еще один позитивный способ улучшить свою жизнь, читайте и узнавайте что-то новое каждый день.Отличный инструмент для этого — присоединиться к более чем 1 миллиону других и начать свой день с последних БЕСПЛАТНЫХ, информативных новостей с этого веб-сайта .

Конни Стеммле — профессиональный редактор, писатель-фрилансер и писатель-призрак. Она имеет степень бакалавра в области маркетинга и степень магистра в области социальной работы. Когда она не пишет, Конни либо проводит время со своей 4-летней дочерью, занимается бегом, либо прилагает усилия в своем сообществе для обеспечения социальной справедливости.

.

Боретесь с прокрастинацией? Эффект Зейгарник может помочь …

Примерно в середине написания этой статьи мне было поручено сделать копию для следующего информационного бюллетеня. Помимо написания блога, мне назначают другие задачи по написанию для Zenkit, поэтому эта добавленная задача не была аномалией.

Копия информационного бюллетеня не была срочным, и количество времени, которое у меня было до крайнего срока, было более чем разумным, однако, похоже, я не мог полностью выбросить эту задачу из головы.Настолько, что я обнаружил, что изо всех сил пытаюсь закончить эту статью, потому что не мог перестать думать об этом.

Что в этом забавного, и причина, по которой я решил выделить это, заключается в том, что сама концепция, о которой я писал, была эффектом Зейгарник.

Изображение Кейт Таунсенд через Unsplash

Что такое эффект Зейгарник?

Эффект Зейгарник — психологический феномен, установленный его тезкой, советским психологом и психиатром Блюмой Зейгарник, который предполагает склонность запоминать незавершенные задачи над выполненными.В 1920-х годах, наблюдая за официантами в оживленном ресторане, Зейгарник заметил, что официанты могли отслеживать неоплаченные заказы, даже если они были сложными, однако, как только заказы были оплачены, они больше не могли вспомнить какие-либо подробности о них.

Очарованная наблюдением, Зейгарник решила развить эту идею, проводя эксперименты в своей лаборатории. В одном из них она попросила участников выполнить ряд простых задач, таких как решение головоломок или сборка плоской коробки.Во время эксперимента, когда они выполняли задания, их прерывал руководитель эксперимента. Затем им было приказано продолжить выполнение оставшихся задач, которые они выполнили без помех.

Она обнаружила, что участники могли вспомнить детали задач, которые были прерваны, лучше, чем те, которые не выполнялись. Ее результаты подтвердили ее наблюдение за официантами с их заказами, в которых только когда цель была достигнута, она могла быть выброшена из нашей памяти.

Примеры применения эффекта Зейгарника

Концепция прерывания и его влияние на обработку памяти очевидны не только в индустрии гостеприимства. В современной культуре есть и другие области, где он применяется, например:

  • Клиффхэнгер-финалы в мыльных операх и сериальных телешоу. Продюсеры используют это как тактику, потому что они знают о нашем желании знать, что будет дальше (любой, кто смотрит шоу на Netflix, знает).
  • Использование многоточия для замены точки в таких областях, как интернет-маркетинг, реклама и журналистика.Это должно побудить читателя или зрителя захотеть узнать больше о продукте или прочитать статью. 😉
Но подождите, а задача должна быть выполнена на 100%?

В 2006 году, памятуя о теории Зейгарник о фиксации нашего разума невыполненными целями, Рой Ф. Баумейстер и Э.Дж. Масикампо провел небольшое исследование, которое добавило новый пласт к психологическому феномену. После проведения нескольких экспериментов результаты показали, что не обязательно полностью выполнять цели, чтобы они исчезли из нашего сознания; что простого процесса составления плана может быть достаточно, чтобы удовлетворить.

Баумейстер и Масикампо обнаружили, что в одном из своих экспериментов участники хуже справлялись с задачей мозгового штурма, когда им не позволяли завершить задачу разминки. Это было связано с тем, что они все еще думали о незавершенной разминке. Позже в ходе эксперимента они позволили участникам составить план того, как они будут выполнять задание на разминку, но все еще не позволяя им завершить его, и обнаружили, что затем они лучше справились с задачей мозгового штурма.

Как это может помочь в повседневной жизни?

Навязчивые мысли, проиллюстрированные эффектом Зейгарник, — это то, с чем сталкиваются многие из нас — возьмем, к примеру, мое испытание с копией информационного бюллетеня и этой статьей.Если мы рассмотрим исследования, которые были проведены вокруг этого, то, возможно, мы сможем лучше понять, как это может помочь с блокировками производительности, такими как прокрастинация.

Когда мы откладываем дела на потом, мы откладываем дела, и причина этого может быть связана с тем, что мы склонны думать о более сложных аспектах текущей задачи или проекта. Подумайте о случаях, когда вы избегаете чего-либо, и обдумайте причину этого. Можно с уверенностью сказать, что это, вероятно, связано с, казалось бы, непреодолимыми усилиями, которые необходимо приложить, чтобы сдвинуть его с мертвой точки.

Но если принять во внимание то, что говорил Зейгарник, то преодолеть это не должно быть слишком сложно. Все, что вам нужно сделать, это просто начать с задачи, и это должно сдвинуть с мертвой точки. Считается, что эта психологическая концепция полностью реализуется, когда она сочетается с мотивацией. Так что, если ваша задача кажется нежелательной, найдите в ней что-нибудь приятное, что может подтолкнуть вас к ее завершению. Если это не удается, подумайте о последствиях, которые могут произойти, если это не будет выполнено, и используйте это как мотивацию.

waiter serving beverages waiter serving beverages GIF через Giphy

Если вы испытываете недостаток концентрации из-за деструктивных мыслей. Тогда, возможно, вы сможете воспользоваться рекомендациями Баумейстера и Масикампо и составить план для тех надоедливых задач, которые отнимают вашу умственную энергию. Как только это будет сделано, вы должны освободить место в вашей голове, чтобы вы могли выполнять другие познавательные задачи.

Именно это я и сделал.

Как только я понял, что не могу перестать думать о вещах, связанных с задачей копирования информационного бюллетеня, таких как кампания, в которую она будет включена, и иллюстрации, которые будут сопровождать ее, я поставил эту статью на паузу и начал писать план для информационного бюллетеня.Как только это было сделано, я возобновил работу над этой статьей и обнаружил, что печатаю без навязчивых мыслей о копии информационного бюллетеня. Ура!


Как преодолеть промедление и другие препятствия в производительности? Сообщите нам свои мысли (навязчивые или нет) в разделе комментариев ниже. 🙂

Cheers,

Динни и команда Zenkit

Была ли эта статья полезной? Пожалуйста, оцените это! [Всего: 1 Среднее: 2/5].

Как незавершенные задачи вызывают стресс [Ментальные модели]

Люди запоминают незавершенные задачи лучше, чем выполненные

Когда вы слушаете песню, которая неожиданно прервана посередине, ваш разум будет многократно вводить в поток ваших мыслей фрагменты песни, пытаясь напомнить вам, что вы еще не «закончили» слушать. Но как только вы полностью прослушаете эту песню, ваш ум будет двигаться дальше.

Психологи определяют эту тенденцию к тому, что прерванные задачи — и мысли — вызываются лучше, чем выполненные задачи Эффект Зейгарника .

Раздумывание о незавершенных задачах вызывает беспокойство

Об этом явлении впервые сообщил в 1920-х годах литовский психолог Блюма Зейгарник. Работая со своим научным руководителем Куртом Левином из Берлинского университета, Зейгарник заметила, что официанты ресторана, казалось, запоминали сложный заказ, пока он находился в процессе подготовки и обслуживания, но не после того, как он был выполнен.

Эффект Зейгарник и Клиффхэнгеры

Эффект Зейгарник действует, когда эпизод телесериала заканчивается захватывающим сюжетом, оставляя публику в напряжении до следующего эпизода.Учителя, завершающие лекции, задают непонятный вопрос, побуждают класс подумать над ответом до следующего урока.

Еще одно видное использование клиффхэнгера и эффекта Зейгарник в качестве литературного приема — английский писатель Чарльз Диккенс выпустил большую часть своих романов в виде серийных публикаций, то есть ежемесячными или еженедельными выпусками. Клиффхэнгеры Диккенса вызвали у читателей такое предвкушение, что его американские поклонники соберутся в доках Нью-Йорка, чтобы увидеть последнюю партию, которая прибудет на корабле из Англии.Формат выпуска также позволил Диккенсу переработать развитие своего персонажа и сюжеты в зависимости от реакции публики.

Эффект Зейгарника и необходимость закрытия: управление задачами

Исследование психолога Блюмы Зейгарник показало, что человеческий разум ненавидит незавершенные задачи. Зейгарник предположил, что незавершенные задания вызывают в вас «психическое напряжение», которое может быть убедительным стимулом для выполнения задания. Пока вы оставляете задачу незавершенной, ваш мозг находится в неудобном положении.Мысли о задаче напоминают вашему мозгу о том, что ему нужно сделать, чтобы снова почувствовать себя комфортно. Как только вы выполните задание, это напряжение снимается, и при этом ваш мозг позволяет уму высвободить мысли о задаче из сознания.

Другими словами, требуется много умственных усилий, когда ваши задачи прерываются или все еще находятся в процессе выполнения.

С точки зрения тайм-менеджмента незавершенные задачи и невыполненные цели имеют свойство всплывать в вашей голове и постоянно беспокоить вас, пока задача не будет завершена и цель не достигнута.

Освободите свой разум от назойливых задач, чтобы довести дело до конца

Согласно книге Джона Тирни и Роя Баумейстера Сила воли: новое открытие величайшей силы человека , дальнейшие исследования в области когнитивной психологии показали, что эффект Зейгарник существует не только до тех пор, пока вы действительно не закончите задание, но и до тех пор, пока вы не составите конкретные планы, связанные с задача.

… оказывается, что эффект Зейгарник не является, как предполагалось десятилетиями, напоминанием, которое не ослабевает до тех пор, пока задача не будет выполнена.Постоянство отвлекающих мыслей не означает, что бессознательное работает над выполнением задачи. И это не бессознательное, требующее немедленного выполнения задачи. Вместо этого бессознательное просит сознательный разум составить план. Бессознательный разум, по-видимому, не может сделать это самостоятельно, поэтому он требует от сознательного разума составить план с такими особенностями, как время, место и возможности. Как только план составлен, бессознательное может перестать приставать к сознанию напоминаниями.

Согласно Сила воли , одно исследование просило студентов подумать о важном экзамене. Половине студентов было предложено написать конкретные планы того, что / где / когда они будут учиться. Позже всех студентов попросили пройти тест на ассоциацию слов. Группа студентов, которые не писали никаких учебных планов, произвела больше словесных ассоциаций, связанных с обучением, потому что учеба все еще была в их мыслях; группа, которая записывала свои планы исследования, не показала сопоставимого смещения во время теста словесных ассоциаций.

Освободите свой разум от назойливых задач, чтобы довести дело до конца

Эффект Зейгарник — центральная теорема в легендарном методе «Getting Things Done» Дэвида Аллена для управления задачами.

Аллен считает, что основной причиной повседневного беспокойства является то, что вы никогда не уверены во всех «вещах», которые должны делать. Вы знаете, что у вас есть дела, о которых нужно позаботиться, и о которых нет. Поэтому ваш разум бессвязно пересматривает все, что важно, но еще не завершено.Эти «открытые петли» занимают большую часть ваших когнитивных усилий и ослабляют ваше внимание, вызывая беспокойство, истощая вашу энергию и истощая вашу силу воли.

Основным преимуществом использования системы Аллена Getting Things Done является снижение беспокойства за счет освобождения вашего ума от назойливых задач, упорядочивания (или записи) всего, что должно быть сделано, помещения их в систему обработки и планирования фрагментов времени, чтобы целенаправленно заниматься важными делами.

Человеческий разум ненавидит незавершенные задачи

Согласно эффекту Зейгарник, нерешенные и прерванные задачи отнимают внимание вашего мозга до тех пор, пока у вас не появится четкое — пусть и подсознательное — предложение о том, что вы собираетесь с ними делать.

Простой акт выполнения задачи, которая достигает вашей головы, может достичь этого чувства завершения. Даже если вы не выполнили задачу, вы будете знать, что выполнили то, что можно было сделать на данный момент.

Вот три умных способа использовать эффект Зейгарник в своих интересах:

  • Используйте правило двух минут «Сделай это сейчас». См. Мою предыдущую статью об этой дисциплине управления задачами — вкратце: действуйте немедленно после задуманной задачи, если она может быть выполнена менее чем за две минуты.Не добавляйте его в список дел.
  • Составьте конкретный план. Всякий раз, когда у вас есть задача, прекратите делать то, что вы делаете, возьмите чистый лист бумаги и потратьте одну минуту на то, чтобы спланировать и записать, как вы собираетесь решать задачу. Если вы собираетесь написать эссе, напишите план; если это отчет, начните список содержания.
  • Разумно используйте списки дел. Установите и изучите надежную систему, чтобы фиксировать ваши проекты и задачи, а также обязательства, которые вы имеете перед собой и другими.Согласно книге Дэвида Аллена Getting Things Done , ваш человеческий мозг является неэффективным и ненадежным хранилищем всего, что вы пытаетесь в него втиснуть. Все эти «вещи» в совокупности загромождают ваше пространство. Выкинуть все из головы и поместить в надежную систему может принести глубокое облегчение.

,

Эффект Зейгарник — PsyBlog

Чему официанты, сериал «Остаться в живых» и писатель Чарльз Диккенс могут научить нас тому, как избегать прокрастинации?

Один из самых простых способов победить прокрастинацию практически в любом деле был вдохновлен занятыми официантами.

Эффект Зейгарник назван в честь русского психолога Блюмы Зейгарник (вверху слева), которая заметила странную вещь, сидя в ресторане в Вене. Официанты, казалось, запоминали только заказы, которые находились в процессе обслуживания.По завершении приказы испарились из их памяти.

Зейгарник вернулся в лабораторию, чтобы проверить теорию о том, что происходит. Она попросила участников выполнить около двадцати простых небольших заданий в лаборатории, например, разгадывать головоломки и нанизывать бусины (Зейгарник, 1927). За исключением того, что иногда их прерывали на полпути. После этого она спросила их, чем они занимались. Люди почти в два раза чаще запоминали задачи, во время которых они были прерваны, чем те, которые они выполняли.

При чем здесь прокрастинация? Я дам вам еще один ключ к разгадке…

Спустя почти шестьдесят лет Кеннет МакГроу и его коллеги провели еще одно испытание эффекта Зейгарник (McGraw et al., 1982). В нем участникам предстояло решить по-настоящему непростую задачу; за исключением того, что они были прерваны до того, как кто-либо из них смог решить ее, и сказали, что исследование окончено. Несмотря на это, почти 90% все равно продолжали работу над головоломкой.

Уже поняли?

Cliffhanger

Вот еще одна подсказка: одна из старейших уловок в телевизионном бизнесе, позволяющая зрителям следить за сериалом неделю за неделей, — это захватывающий момент.Кажется, что герой упал с горы, но выстрел прерывается, прежде чем вы можете быть уверены. А потом эти роковые слова: «ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ …» Буквально захватывающий дух.

Вы настраиваетесь на следующую неделю, чтобы узнать о разрешении, потому что тайна тикает в глубине души.

Великий английский писатель Чарльз Диккенс использовал точно такую ​​же технику. Многие из его работ, такие как Оливер Твист , хотя позже были опубликованы как полные романы, изначально были сериализованы.

Его захватывающие духи вызывали у людей такое предвкушение, что его американские читатели ждали в доках Нью-Йорка последнюю партию, которая прибудет на корабле из Великобритании.Это были , которые отчаянно пытались выяснить, что же произошло дальше.

Я начал, поэтому закончу.

Все эти примеры объединяет то, что когда людям удается начать что-то, они более склонны его закончить. Прокрастинация укусит сильнее всего, когда мы сталкиваемся с большой задачей, которую стараемся не начинать. Это может быть потому, что мы не знаем, с чего начать или даже с чего начать.

Эффект Зейгарник учит тому, что одно из средств борьбы с прокрастинацией начинается где-то… где угодно.

Не начинайте с самого сложного, сначала попробуйте что-нибудь простое. Если вы можете просто приступить к работе над какой-либо частью проекта, остальное приложится. Если вы начали, пусть даже тривиальное, вас что-то тянет к концу. Он будет вертеться в глубине души, как захватывающий дух Lost .

Хотя методика проста, мы часто забываем о ней, потому что так зацикливаемся на размышлениях о наиболее сложных частях наших проектов. Предчувствие дурного предчувствия может быть большим фактором прокрастинации.

Эффект Зейгарник имеет важное исключение. Это не так хорошо, когда мы не особо мотивированы для достижения нашей цели или не ожидаем, что преуспеем. Это верно для целей в целом: когда они непривлекательны или невозможны, мы не беспокоимся о них.

Но если мы ценим цель и думаем, что она возможна, даже первый шаг может стать разницей между неудачей и успехом.

Об авторе

Психолог, Джереми Дин, доктор философии является основателем и автором PsyBlog.Он имеет докторскую степень по психологии Университетского колледжа Лондона и две другие ученые степени по психологии.

Он пишет о научных исследованиях в PsyBlog с 2004 года. Он также является автором книги « Making Habits, Breaking Habits » ( Da Capo, 2003 ) и нескольких электронных книг:

→ биография доктора Дина, Twitter, Facebook и как с ним связаться.

Изображение предоставлено: Gestalt Theory

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *