Законы и категории диалектики: Диалектика, ее законы и категории — Студопедия

Принципы, законы и категории диалектики

Закрепившаяся сущность диалектики (в идеалистических и материалистических формах) отражена в определенных принципах, законах и категориях, который способствуют раскрытию сущности процессов развития для духовного (идеального) и физического (материального) бытия.

Однако, в практической деятельности, важнейшими являются паттерны материалистической формы диалектики. Она анализирует как специфику развития, так и диалектическое сознание, мышление, и иные компоненты в развитии духовных (идеальных) форм сущего. 

Самые значимые компоненты материалистической формы диалектики представлены диалектическими принципами, диалектическими законами и диалектическими категориями.

Диалектические принципы 

В теоретическом аспекте принцип является основным, исходным положением определенных учений в некоторых научных областях, совместно с убежденностью ученых в определенных паттернах, нормой, либо правилом в их мышлении и социальных форм проявления активности.

В философии принцип является основанием, которое является базой для всего, и на которую необходимо полагаться и чем пользоваться в процессе познания и практических формах науки. 

Определение 1

Принципы диалектики – это обобщенные категории науки, в которых изложены поступательные изменения, являющиеся взаимосвязанными в собственных системах организации сущего, в которых имеются исходные значения в мыслительных и практических областях активности.

В основе их формулировки находятся диалектические категории и законы, которые выступают в качестве их обобщения. 

В качестве основных принципов диалектики принято выделять следующие: 

  1. Принцип всеобщих связей.
  2. Принцип развития. 

Помимо них также есть и остальные диалектические принципы: детерминизм, противоречивость, количественно-качественное развитие сущего, преемственность, необходимость и друг

Законы и категории диалектики. — Студопедия

Диалектика и метафизика

Это многозначные термины. Диалектику можно понимать как (диа — два, лектус — беседа) — двое беседуют, двое разговаривают. Диалектика — это также и искусство спора — эристика.

//А.Шопенгауэр «Эристика или искусство спора» — формулирует методы или приемы для содержания победы в споре, не интересуясь, на чьей стороне истина//

Различия диалектики и метафизики как методов познания

Метафизический подход: рассматривать изучаемый предмет в данном его состоянии.

Диалектический подход: изучить предмет в развитии и ориентироваться в предвидении, например, в области политики, искусства и т.п.

В метафизике предмет и метод его познания изучаются абстрагировано от внешних факторов, а только отдельно взятыми.

Например, в эпоху Хрущева жилищную проблему решали с помощью пятиэтажек. Строгий математический и экономический расчет привел к тому результату, что такие дома (без архитектурных излишеств) обходятся бюджету на треть дешевле, чем подобный высотные (15 этажей). Но Хрущев не учел, что: при увеличении радиуса, скажем, в 3 раза, площадь охватываемого круга увеличивается в 9 раз! Т.е. «насаждение» пятиэтажек (хрущевок) требует больших коммуникаций между домами, чем между этажами. К тому же, это потребовало строительства дорог, метро, разбивания зеленых насаждений — экономия «по-метафизически» вышла боком.

Конечно, отдельно взятый 15-этажный дом на треть дороже, чем отдельно взятый 5-этажный, но если учесть все нюансы, попытаться предвидеть будущее, то эта концепция уже не работает. Т.е. метафизика на дает полное знание предмета.



Диалектика — это когда для любой последовательности мы обязаны знать все свойства, связи, отношения. Имеется в виду универсальность связей каждого конкретного предмета, процесса, явления.

Диалектический метод познания — более (гораздо) трудный, но и более эффективный.

Диалектика, как наука о всеобщих законах, противоположна любым частным наукам, (вслед за Гегелем) изучает то, что относится к наукам вообще. А метафизика — это философия вообще.

Вопрос 2

Законы и категории диалектики.

Законы диалектики — основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности — универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:


(1) Сущность — нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

(2) Явление — непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление — это проявление сущности.

(3) Единичность — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

(4) Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

(5) Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. (6) Свобода — способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Вопрос 3

ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА

 

Мышление каждой эпохи, будь то научное или обыденное, опирается на категории, выработанные в сфере духовной культуры. Эти категории, фиксируя достигнутый данной эпохой уровень материального и духовного освоения мира, затем выступают в качестве «априорных форм рассудка» (И.Кант) и являются логическими средствами упорядочения содержания опыта. Поэтому категории – это не произвольные конструкции ума; они имеют онтологическое значение, то есть отображают объективные отношения действительного мира.

Диалектическая логика, начиная с античности, как раз и является той частью философии, которая систематизирует исторически изменяющийся категориальный состав мышления (см. учение о категориях Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса). Система категорий диалектики задает, таким образом, парадигму мышления конкретной эпохи и оказывает существенное влияние на формирование философской и научной картины мира.

Содержательная разработка категорий диалектики по мере развития науки все больше опиралась на ее достижения, и в этом, в частности, проявлялась научность философии. Особенно значительная роль в этом процессе принадлежала классическому естествознанию.

Парадигму классической науки можно представить в виде следующих положений:

1) природа подчиняется объективным законам;

2) законы имеют механический характер;

3) система разложима на элементы, допускающие их количественное описание;

4) существует необходимая однозначная причинная связь явлений;

5) возможно выделение из множества взаимодействий основного взаимодействия и рассмотрение его в чистом виде при отвлечении от всех других как не существенных в данном отношении;

6) уравнения движения обратимы относительно знака времени;

7) наблюдение не вносит возмущений в наблюдаемый объект, поэтому знание имеет объективный характер и может быть сколь угодно точным.

Можно было бы сформулировать еще несколько положений, однако ограничимся приведенным перечнем.

Сравнивая данные положения с принципами диалектики, можно заметить близость, если не сказать – тождество, некоторых из них. За исключением второго и шестого остальные положения парадигмы классической науки совпадают с соответствующими положениями материалистической диалектики XIX в.

В связи с научной революцией на рубеже XIX–XX вв. и формированием неклассической науки сменилась и парадигма науки, что привело к развитию диалектики, к уточнению многих ее категорий и принципов (причинность, необходимость, относительность, целостность и др.). Возникновение кибернетики и системного подхода также внесло коррективы в категориальный состав диалектики (система, организация, информация, неопределенность и др.).

Особое значение в науке конца ХХ в. приобретает новое междисциплинарное направление – синергетика, основоположником которого является Г. Хакен (1). В отличие от классической динамики, описывающей поведение линейных систем, характеризующееся тем, что малым изменениям управляющих параметров соответствуют малые изменения в поведении системы, в природе, истории и технике существуют сложные системы, в поведении которых обнаруживается парадоксальное явление: в ответ на плавное изменение внешних условий возникают резкие качественные изменения, причем выбор одного из возможных направлений эволюции системы не находится в причинной зависимости от величины изменения начальных условий. Эта особенность поведения системы наблюдается в неравновесных состояниях. Описание подобных систем и является предметом синергетики.

Таким образом, если классическая наука основное внимание уделяла устойчивости, равновесию, однородности и порядку, изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные отношения, то современная наука делает объектом изучения открытые неравновесные системы и нелинейные отношения. Для описания таких систем вырабатывается новый категориальный аппарат: аттрактор, флуктуация, положительная обратная связь, необратимость, диссипативная структура, бифуркация, хаос, порядок и др. Современная наука формирует новый образ природы, в корне отличающийся от предшествующего. Согласно классической термодинамике, возрастание энтропии мира неизбежно ведет его от упорядоченного состояния к деградации, хаосу. Современная наука, опираясь на исследование неравновесных процессов, говорит о возможности рождения порядка из хаоса. «Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность» (2).

Математическим аппаратом нового направления является теория катастроф, в которой используется теория нелинейных дифференциальных уравнений. В.И.Арнольд, ведущий российский специалист в этой области математики, формулирует на ее основе ряд методологических выводов, относящихся к теории управления сложными системами, например: «Управление без обратной связи всегда приводит к катастрофам…» (3). При переводе нелинейной системы из одного устойчивого состояния, признанного плохим, к устойчивому состоянию, признанному лучшим, имеют место следующие закономерности:

— постепенное движение в сторону лучшего состояния сразу же приводит к ухудшению. Скорость ухудшения при равномерном движении к лучшему состоянию увеличивается. Вместе с этим растет и сопротивление системы изменению ее состояния, причем максимум сопротивления достигается раньше, чем самое плохое состояние, через которое нужно пройти для достижения лучшего состояния. После прохождения максимума сопротивления состояние продолжает ухудшаться;

— слабо развитая система может перейти в лучшее состояние почти без предварительного ухудшения, в то время как развитая система, в силу своей устойчивости, на такое постепенное, непрерывное улучшение не способна;

— если систему удается сразу, скачком, а не непрерывно, перевести из плохого устойчивого состояния достаточно близко к хорошему, то дальше она сама собой будет эволюционировать в сторону хорошего состояния (4).

Таким образом, выводы на основе теории катастроф подтверждают один из принципов диалектики – несводимость качественных изменений (скачков) к количественным (постепенным, непрерывным) изменениям.

Практика осуществления экономических реформ в России в 90-е гг. является почти детальной иллюстрацией первой из названных закономерностей, а опыт реформ в Польше, Венгрии и Чехии – иллюстрацией третьей закономерности. С точки зрения методологии науки этот факт служит подтверждением идеи, что социально-экономическая система нашей страны (как и всякой другой) является нелинейной, и, следовательно, для управления ею необходимо вырабатывать действительно новое – нелинейное – мышление. Тем самым мы приходим к необходимости следующего этапа развития диалектики.

Для того чтобы диалектика была современной, она должна усвоить новые достижения науки, переработать их в новые принципы и категории и обогатить ими мышление.

 

Законы и категории диалектики — Студопедия

Законы диалектики — основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.



Два категориальных ряда категорий диалектики:

А) первый ряд выражает «устройство» и «организованность» бытия.

К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: «единичное и общее», «качество-количество», «часть-целое», «форма-содержание».


Б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. Детерминизм – это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений.

К ним относятся: «явление-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», «возможность-действительность».

Первый ряд категорий можно назвать «горизонтальными», второй – «Вертикальными».

1. Единичное и общее.

Единичноехарактеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то, что неповторимо в явлении, присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным.

Общее –это то, что повторяется в других явлениях, что присуще не одному, а многим явлениям. Общее – это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.

2. Явление и сущность.

Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называются явлением.

Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью.

Законы и категории диалектики. — Студопедия

1.Под марксисткой философией понимают совокупность философских взглядов, которые были разработаны в середине XIX века в Германии Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Марксистская философия возникла в определённых исторических условиях и имеет как свои историко-философские источники, так и естественно-научные предпосылки.

Исторические условия формирования марксистской философии характеризуются бурным ростом капиталистического способа производства и оформления пролетариата в самостоятельную политическую силу. Маркс и Энгельс стали изучать и обобщать практику классовой борьбы для выработки пролетарского мировоззрения и новых средств, путей и целей классовой борьбы.

Теоретическими источниками марксисткой философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.

Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Критикуя идеализм Гегеля с позиций материализма Фейербаха, Маркс взял из диалектики Гегеля идею о движении, развитии, и создал свой диалектический метод, отличающийся материалистической направленностью — диалектический материализм, который в применении к обществу стал называться историческим материализмом. Идеи английских экономистов А. Смита, Д. Рикардо, создавших трудовую теорию стоимости, способствовали созданию исторического материализма. Идеи французских социалистов-утопистов Ш. Фурье,А. Сен-Симона, Р. Оуэнапривели Маркса и Энгельса к мысли о революционном преобразовании социальной реальности и создании нового социального общества.



Возникновение философии марксизма имело также естественно-научные предпосылки. Рост крупной машинной промышленности стимулировал дальнейшее развитие естествознания, которое оказывало обратное влияние на производство и подрывало идеализм и метафизику в понимании природы. Идеи материализма, всеобщей связи и развития чётче проступают сквозь совокупность естественно-научных фактов. Особое значение для материалистического и идеалистического понимания мира имели три открытия в естествознании XIX века:

— Открытие в 1845г. Р. Майером закона сохранения энергии, согласно которому качественно различные формы энергии превращаются друг в друга в равных количественных соотношениях, т.е. доказано, что движение не сводимо только к механистическому перемещению, оно существует в различных формах и не возникает и не исчезает.


— Создание в 1839г. Я. Шлейденом и Т. Шванном клеточной теории, утверждающую общность происхождения и строения мира растений и животных. Было доказано единство растительного и животного царств и их развитие, эволюция путём размножения клеток.

— Создание в 1859г. Ч Дарвином эволюционного учения о происхождении видов растений и животных. Дарвин доказал, что эти виды не постоянны, а изменчивы, они произошли от других видов путём естественного отбора полезных для организма целенаправленных изменений. Тем самым был научно обоснован один из главнейших принципов диалектики — принцип развития.

Таким образом, обобщение данных естествознания и преобразование гегелевского идеализма и фейрбаховского антропологического материализма привели Маркса и Энгельса к диалектике и материализму, соединённым в единую цельную философскую систему.

2.Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс и Энгельс связали в единый узел теорию с практикой. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В противоположность идеалистического понимания истории общества марксизм показал, что люди сами являются творцами истории на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных материальных условий. Человек выступает как субъект исторического действия и являет собой единение природного и социального, физического и духовного. Он не обладает врождёнными идеями, а его мысли появляются в результате воздействия среды и социальной группы, интересы которой он представляет.

В 40-е-50-е годы XIX столетия в работах «К критике гегелевской философии права», «Экономико-философские рукописи», «Святое семейство», «Немецкая идеология» формируются основные положения марксистской философии: мир по своей природе материален и познаваем, развивается по диалектическим законам, в основе общественного развития лежит также материальная деятельность. В концепции исторического материализма, Маркс и Энгельс показывают определяющую роль материального производства в жизни общества. Понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть связанную с ним и им порождённую форму общения — гражданское общество — как основу всей истории. Маркс пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а гражданское общество определяет государство, т.е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным пунктом материалистического понимания истории.

На основной вопрос философии исторический материализм отвечает однозначно — бытие людей (производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет их сознание. Продолжая решение этой проблемы, Энгельс, в работе «Анти-Дюринг»показывает, что сознание — продукт человеческого мозга, человек — продукт природы. Мышление есть отражение бытия. Возможности познания безграничны, но и процесс познания бесконечен. Единство мира состоит в его материальности, пространство и время — основные формы бытия. Движение — способ существования материи и состоит из таких форм, как: механическое, физическое, биологическое, химическое и социальное. Энгельс раскрыл сущность диалектики как науки о всеобщих законах движения и развития природы.

В своём главном произведении «Капитал»Маркс концентрируется на вопросах политэкономии, где, по его мнению, кроются коренные проблемы человечества. Маркс наиболее полно разработал материалистическую диалектику как метод политэкономии, дал понятие прибавочной стоимости, развил дальше материалистическое понимание истории. В то же время, основным способом установления справедливого общества Маркс показывает революцию, игнорируя эволюционный путь общественного прогресса.

Таким образом, принципиальная новизна философии марксизма заключается в том, что она показала человека субъектом деятельности, который практически преобразовывает природу, изменяясь в этом процессе сам. Марксизм состоит из двух главных частей — диалектический материализм,который исходит из признания материального мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности; исторический материализм, раскрывающий движущие силы и основные закономерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерности смены общественно-экономических формаций.

3.Согласно диалектическому материализму, материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира результат его внутренних противоречий. Для познания единства и связи, взаимозависимости и целостности мировых процессов необходимо познать законы их развития и изменения. Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определённый порядок причинной и устойчивой связи между явлениями. В материалистической диалектике фундаментальными законами являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностейявляется ядром диалектики. Он указывает причину, диалектику развития. Согласно ему, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности и противоречия. Закон предполагает развитие всех явлений в мире через борьбу этих противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга. Отношение между противоположностями есть противоречие. На всех этапах развития противоречие выступает его движущей силой.

Диалектика мышления исходит из того, что всем объектам внутренне присуще тождество и различие. Отношение вещи к себе, к другой вещи, характеризующееся устойчивостью, есть тождество. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другой вещи в силу изменчивости. Чем сложнее форма движения материи, тем выше роль различия, тождество уходит вглубь явления. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Закон перехода количественных изменений в качественныепоказывает, каким образом происходит изменение и его механизм в процессе развития. Согласно диалектической концепции развития, все предметы и явления, постоянно изменяясь, обладают относительной устойчивостью. Об устойчивости объекта позволяет судить его качественная определённость. Качество —определённость объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, сходных черт с другими объектами. Необходимо отметить, что существуют не качества, а вещи, обладающие ими.

Различие внутри качества есть различие количественное. Количество —характеристика различия внутри качества или одинаковых качеств. Для полной характеристики любого объекта необходимо знать количественные и качественные стороны. Количественные изменения внутри одного качества определяются мерой — интервал, в котором качество остаётся самим собой. Таким образом, качественные изменения могут происходить лишь путём количественного убавления или увеличения материи или движения. Формами качественного изменения являются скачок, эволюция и революция, отличающиеся друг от друга резкими или постепенными изменениями.

Закон отрицания отрицания органически связан с двумя предыдущими. Его сущность выражается в следующем: всякая конечная система, развивающаяся на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы отражают новизну и спиралевидный характер развития, проявляющегося в повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Развитие основано на наличии внутреннего противоречия. Оно осуществляется благодаря накопленным количественным изменениям и перехода явления в новое качественное состояние. Становление нового качества идёт путём отрицания старого и утверждения нового. Т.о., развитие не может происходить без отрицания прежних форм существования. Отрицание отрицания предполагает:

— повторяемость в процессе развития;

— возврат к исходному положению на новой ступени развития;

— относительную завершённость конкретных циклов развития;

— несводимость развития к движению по кругу.

Формами познания универсальных связей бытия в диалектике служат категории — наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих противоположные стороны целостных явлений. Выделяют группу категорий, выражающих устройство, организованность бытия — единое-общее, качество-количество, форма-содержание; и группу категорий, выражающих универсальные связи, отношение: явление-сущность, причина-следствие, случайное-необходимое, возможное-действительное.

Единичное — характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственно-временным и другим свойствам от иных;

Общее — объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.

Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях.

Сущность — внутренняя, скрытая, относительно устойчивая сторона объекта, совокупность черт, характеристик, определяющих его природу;

Явление —внешняя, наблюдаемая, изменчивая характеристика объекта.

Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Сущность обнаруживается через явление и существует через него.

Содержание —категория,охватывающая совокупность всех компонентов объекта, их внутренние и внешние взаимодействия и изменения;

Форма —организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Не существует бессодержательной формы и неоформленного содержания. Содержание стремится к изменчивости, форма — к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму.

Необходимость —связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой определённое явление — следствие. Это то, что должно обязательно произойти в конкретных условиях;

Случайность —связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных связей. Случайность выступает как форма проявления необходимости.

Возможность —то, чего нет, но оно может быть;

Действительность —реализовавшаяся возможность. Реальные возможности порождены закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости.

Лекция 10

Понятие о законах и категориях диалектики — Студопедия

Категория — древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики — это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики — это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. К ним относятся также понятия, как причина и следствие, сущность и явление, необходимость и случайность и целый ряд других.

Надо сказать, что система категорий диалектики не является замкнутой, она продолжает пополняться новыми категориями, отражая не только бесконечность развития материального мира, но и непрерывное углубление его познания человеком.

Задача познания — исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Категория «закон» рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.



Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей.

Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Мы не будем их отменить или изменить, но, зная эти законы, можем преобразовать природу и общество. Иначе мы были бы рабами слепой необходимости.


Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностями. Следовательно, не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.

Таким образом, закон — это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

Законы различаются по степени общности: всеобщие — это законы диалектики, общие — законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы — законы, отражающие связи определенного круга явлений — биологические, химические, социальные и др.

Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы.

Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения материи: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала динамические законы движения тел и планет Солнечной системы, разработала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде.

Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.

Кроме того, различают законы развития и функционирования. Первые характеризуют переходы от одного состояния к другому, превращение систем в друг друга и т. д. Это законы диалектики, биологические законы развития популяций. Законы второго вида отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования). Завершая анализ понятия закон, подчеркнем, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания. В диалектике выделяют три основных закона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений и изменений качественных и отрицания отрицания. Взаимосвязь в рамках каждой пары категорий (необходимость случайность, сущность — явление и т. д. ) тоже дает особые законы, выражая отдельные существенные стороны, моменты процесса развития. Однако названные выше законы являются основными, поскольку выражают наиболее существенные стороны развития: его источник, взаимоотношения между формами развития и его ведущую направленность.

Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.

Законы и категории диалектики — Студопедия

Основные идеи марксистской философии. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Формирование философской позиции К. Маркса. Немецкая классическая философия. Английская политэкономия. Французский социализм.

Материалистическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса

Лекция 9

1.Под марксисткой философией понимают совокупность философских взглядов, которые были разработаны в середине XIX века в Германии Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Марксистская философия возникла в определённых исторических условиях и имеет как свои историко-философские источники, так и естественно-научные предпосылки.

Исторические условия формирования марксистской философии характеризуются бурным ростом капиталистического способа производства и оформления пролетариата в самостоятельную политическую силу. Маркс и Энгельс стали изучать и обобщать практику классовой борьбы для выработки пролетарского мировоззрения и новых средств, путей и целей классовой борьбы.

Теоретическими источниками марксисткой философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.

Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Критикуя идеализм Гегеля с позиций материализма Фейербаха, Маркс взял из диалектики Гегеля идею о движении, развитии, и создал свой диалектический метод, отличающийся материалистической направленностью — диалектический материализм, который в применении к обществу стал называться историческим материализмом. Идеи английских экономистов А. Смита, Д. Рикардо, создавших трудовую теорию стоимости, способствовали созданию исторического материализма. Идеи французских социалистов-утопистов Ш. Фурье,А. Сен-Симона, Р. Оуэнапривели Маркса и Энгельса к мысли о революционном преобразовании социальной реальности и создании нового социального общества.



Возникновение философии марксизма имело также естественно-научные предпосылки. Рост крупной машинной промышленности стимулировал дальнейшее развитие естествознания, которое оказывало обратное влияние на производство и подрывало идеализм и метафизику в понимании природы. Идеи материализма, всеобщей связи и развития чётче проступают сквозь совокупность естественно-научных фактов. Особое значение для материалистического и идеалистического понимания мира имели три открытия в естествознании XIX века:


— Открытие в 1845г. Р. Майером закона сохранения энергии, согласно которому качественно различные формы энергии превращаются друг в друга в равных количественных соотношениях, т.е. доказано, что движение не сводимо только к механистическому перемещению, оно существует в различных формах и не возникает и не исчезает.

— Создание в 1839г. Я. Шлейденом и Т. Шванном клеточной теории, утверждающую общность происхождения и строения мира растений и животных. Было доказано единство растительного и животного царств и их развитие, эволюция путём размножения клеток.

— Создание в 1859г. Ч Дарвином эволюционного учения о происхождении видов растений и животных. Дарвин доказал, что эти виды не постоянны, а изменчивы, они произошли от других видов путём естественного отбора полезных для организма целенаправленных изменений. Тем самым был научно обоснован один из главнейших принципов диалектики — принцип развития.

Таким образом, обобщение данных естествознания и преобразование гегелевского идеализма и фейрбаховского антропологического материализма привели Маркса и Энгельса к диалектике и материализму, соединённым в единую цельную философскую систему.

2.Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс и Энгельс связали в единый узел теорию с практикой. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В противоположность идеалистического понимания истории общества марксизм показал, что люди сами являются творцами истории на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных материальных условий. Человек выступает как субъект исторического действия и являет собой единение природного и социального, физического и духовного. Он не обладает врождёнными идеями, а его мысли появляются в результате воздействия среды и социальной группы, интересы которой он представляет.

В 40-е-50-е годы XIX столетия в работах «К критике гегелевской философии права», «Экономико-философские рукописи», «Святое семейство», «Немецкая идеология» формируются основные положения марксистской философии: мир по своей природе материален и познаваем, развивается по диалектическим законам, в основе общественного развития лежит также материальная деятельность. В концепции исторического материализма, Маркс и Энгельс показывают определяющую роль материального производства в жизни общества. Понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть связанную с ним и им порождённую форму общения — гражданское общество — как основу всей истории. Маркс пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а гражданское общество определяет государство, т.е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным пунктом материалистического понимания истории.

На основной вопрос философии исторический материализм отвечает однозначно — бытие людей (производство материальных благ и складывающиеся на этой основе отношения между людьми в процессе труда) определяет их сознание. Продолжая решение этой проблемы, Энгельс, в работе «Анти-Дюринг»показывает, что сознание — продукт человеческого мозга, человек — продукт природы. Мышление есть отражение бытия. Возможности познания безграничны, но и процесс познания бесконечен. Единство мира состоит в его материальности, пространство и время — основные формы бытия. Движение — способ существования материи и состоит из таких форм, как: механическое, физическое, биологическое, химическое и социальное. Энгельс раскрыл сущность диалектики как науки о всеобщих законах движения и развития природы.

В своём главном произведении «Капитал»Маркс концентрируется на вопросах политэкономии, где, по его мнению, кроются коренные проблемы человечества. Маркс наиболее полно разработал материалистическую диалектику как метод политэкономии, дал понятие прибавочной стоимости, развил дальше материалистическое понимание истории. В то же время, основным способом установления справедливого общества Маркс показывает революцию, игнорируя эволюционный путь общественного прогресса.

Таким образом, принципиальная новизна философии марксизма заключается в том, что она показала человека субъектом деятельности, который практически преобразовывает природу, изменяясь в этом процессе сам. Марксизм состоит из двух главных частей — диалектический материализм,который исходит из признания материального мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности; исторический материализм, раскрывающий движущие силы и основные закономерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерности смены общественно-экономических формаций.

3.Согласно диалектическому материализму, материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира результат его внутренних противоречий. Для познания единства и связи, взаимозависимости и целостности мировых процессов необходимо познать законы их развития и изменения. Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определённый порядок причинной и устойчивой связи между явлениями. В материалистической диалектике фундаментальными законами являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностейявляется ядром диалектики. Он указывает причину, диалектику развития. Согласно ему, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности и противоречия. Закон предполагает развитие всех явлений в мире через борьбу этих противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга. Отношение между противоположностями есть противоречие. На всех этапах развития противоречие выступает его движущей силой.

Диалектика мышления исходит из того, что всем объектам внутренне присуще тождество и различие. Отношение вещи к себе, к другой вещи, характеризующееся устойчивостью, есть тождество. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другой вещи в силу изменчивости. Чем сложнее форма движения материи, тем выше роль различия, тождество уходит вглубь явления. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Закон перехода количественных изменений в качественныепоказывает, каким образом происходит изменение и его механизм в процессе развития. Согласно диалектической концепции развития, все предметы и явления, постоянно изменяясь, обладают относительной устойчивостью. Об устойчивости объекта позволяет судить его качественная определённость. Качество —определённость объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, сходных черт с другими объектами. Необходимо отметить, что существуют не качества, а вещи, обладающие ими.

Различие внутри качества есть различие количественное. Количество —характеристика различия внутри качества или одинаковых качеств. Для полной характеристики любого объекта необходимо знать количественные и качественные стороны. Количественные изменения внутри одного качества определяются мерой — интервал, в котором качество остаётся самим собой. Таким образом, качественные изменения могут происходить лишь путём количественного убавления или увеличения материи или движения. Формами качественного изменения являются скачок, эволюция и революция, отличающиеся друг от друга резкими или постепенными изменениями.

Закон отрицания отрицания органически связан с двумя предыдущими. Его сущность выражается в следующем: всякая конечная система, развивающаяся на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы отражают новизну и спиралевидный характер развития, проявляющегося в повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Развитие основано на наличии внутреннего противоречия. Оно осуществляется благодаря накопленным количественным изменениям и перехода явления в новое качественное состояние. Становление нового качества идёт путём отрицания старого и утверждения нового. Т.о., развитие не может происходить без отрицания прежних форм существования. Отрицание отрицания предполагает:

— повторяемость в процессе развития;

— возврат к исходному положению на новой ступени развития;

— относительную завершённость конкретных циклов развития;

— несводимость развития к движению по кругу.

Формами познания универсальных связей бытия в диалектике служат категории — наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих противоположные стороны целостных явлений. Выделяют группу категорий, выражающих устройство, организованность бытия — единое-общее, качество-количество, форма-содержание; и группу категорий, выражающих универсальные связи, отношение: явление-сущность, причина-следствие, случайное-необходимое, возможное-действительное.

Единичное — характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственно-временным и другим свойствам от иных;

Общее — объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.

Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях.

Сущность — внутренняя, скрытая, относительно устойчивая сторона объекта, совокупность черт, характеристик, определяющих его природу;

Явление —внешняя, наблюдаемая, изменчивая характеристика объекта.

Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Сущность обнаруживается через явление и существует через него.

Содержание —категория,охватывающая совокупность всех компонентов объекта, их внутренние и внешние взаимодействия и изменения;

Форма —организация устойчивых связей между компонентами содержания.

Не существует бессодержательной формы и неоформленного содержания. Содержание стремится к изменчивости, форма — к постоянству, устойчивости. Содержание определяет форму.

Необходимость —связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой определённое явление — следствие. Это то, что должно обязательно произойти в конкретных условиях;

Случайность —связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных связей. Случайность выступает как форма проявления необходимости.

Возможность —то, чего нет, но оно может быть;

Действительность —реализовавшаяся возможность. Реальные возможности порождены закономерным развитием системы и необходимыми связями и отношениями. Формальные возможности опираются на случайность как дополнение необходимости.

Понятия «категория» и «закон». Типы законов. Законы диалектики — Студопедия

Категории – это предельно общие понятия, в которых отражаются всеобщие сущностные св-ва и связи предметов и явлений.

Чем более развит понятийно-категориальный аппарат, тем большим кол-вом сущностей овладела наука.

Категории отображают внутренние связи.

Закон выражает внутреннюю необходимую, существенную, повторяющуюся, объективную связь предметов и действительности.

Закон определяет характер функционирования и развития предмета.

На основе законов человек способен изменять природу.

Связь между законом и категорией:

1. В онтологическом аспекте они находятся в единстве

2. В гносеологическом аспекте: категории и понятия – это основа для формирования законов.

Классификация законов:

— по степени общности:

1. частные законы (физика, химия)

2. общие законы (законы общества)

3. всеобщие законы в природе, в обществе, в человеческом мышлении (диалектика).

Законы диалектики.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
1.Закон единства и борьбы противоположностей.



Источником и содержанием всякого развития и движения являются противоречия, борьба противоположностей. Этот закон отображает формы движения и развития и раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое.

Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

Противоречие – это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон.

Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов» (Ленин В. И., «Философские тетради», М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
2. Закон перехода количества в качество.


Согласно диалектике всякое развитие, взятое в достаточно широких и целостных пределах, происходит первоначально в форме количественных изменений, которые закономерно приводят к коренным качественным изменениям, в свою очередь обусловливающим новые количественные изменения.

Качество – это внутренняя специфическая определённость вещи. Категория качества выражает то обстоятельство, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество.

Количество – это внешняя специфическая определённость вещи. Количество может меняться в широких пределах, а природа вещи остаётся неизменной.
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Категории диалектики в философии

В диалектике существует ряд закономерностей, конкретизирующих и дополняющих ее основные законы. Они выражены в категориях. Законы и категории диалектики существуют в философской системе, где определяется ее содержание. Наиболее важные, базовые и существенные понятия в научной дисциплине называются категориями. Приоритет открытия диалектических закономерностей и образования категорий принадлежит немецкому философу Г.Гегель.

Такие категории диалектики, как «сущность и явление», отражают общие формы окружающего мира предмета и его изучение человеком. Сущность — это внутреннее (имплицитное) содержание объекта, которое выражается в единстве всех разнообразных и противоречивых форм его существования, а феномен — это внешние (явные) формы его бытия, обнаружение (проявление) этого объект. Категории «сущность и явление» в мышлении человека означают переход от многообразия существующих форм предмета к его внутренней сущности.

«Форма и содержание» — это категории диалектики, где содержание является определяющей стороной целого и представляет единство свойств объекта, его внутренних процессов, взаимосвязей элементов, а форма — это способ существования и проявление содержания.

«Необходимость и случайность» — еще одна парная диалектическая категория, конкретизирующая понимание характера зависимости явления, выражающее разные типы связей, степень детерминированности явления.Случайность — это по большей части отражение внешних, незначительных, индивидуальных проявлений реальности, а необходимость характеризуется естественной связью внутренних, устойчивых, повторяющихся связей и отношений реальности.

«Причина и следствие» — это категории диалектики , , которые отражают универсальную форму общения и взаимодействия явлений. Причина — это явление, которое определяет, определяет, вызывает другое явление, которое называется следствием.Последствия, порождаемые причиной, зависят от определенных условий. Одна причина в разных условиях может вызвать разные последствия. Разница между причиной и состоянием относительна. Любое состояние в некоторых отношениях может быть причиной, а причина в определенном отношении может быть состоянием. Причина и следствие находятся в диалектическом единстве: одни и те же причины при одинаковых условиях вызывают одни и те же последствия.

«Возможность и реальность» — еще две категории диалектики, которые отражают этапы развития любого объекта или явления в обществе, природе и человеке.Говоря о возможности диалектической категории, необходимо иметь в виду, что это реально существующее направление в эволюции явления или объекта, которое может возникнуть на основе некоторой закономерности в эволюции объекта и определяет его. Однако под действительностью мы понимаем объективно существующее единство естественной взаимосвязи эволюции явлений или объектов.

Следующие диалектические категории, которые мы рассматриваем, «единичное, особенное и универсальное». Под индивидом мы понимаем конкретное, ограниченное во времени и пространстве тело, вещь или систему вещей определенного качества.Под особенным — диалектическая категория, которая выражает актуальный предмет или явление в соотношении его противоположных моментов — индивидуального и всеобщего. Особенное, как правило, рассматривается как нечто, что опосредует отношения между индивидуальным и универсальным. Под категорией универсального мы будем понимать отражение объективного единства различных явлений природы и общества в сознании человека.

Итак, в этой статье мы рассмотрели основные категории диалектики.

p >>

.

Закон, Закон единства и борьбы противоположностей, Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон отрицания отрицания

Закон

Задача, цель науки — понять природу, общество и мышление как закономерный процесс движения и развития, процесс, который обусловлен и направляется объективными законами. Все в мире, начиная от движения физических полей, элементарных частиц, атомов, кристаллов и заканчивая галактическими системами, обществом и обществом, подчиняется действию определенных законов и закономерностей.

Понятие права — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на позднем этапе развития человеческого общества, в период становления науки как системы знаний.

Закон — это существенный, стабильный, регулярный и необходимый тип связи между процессами и явлениями в системе вселенной. Содержание закона — это внутренняя связь и взаимозависимость процессов и явлений, сам закон есть форма всеобщности.

Законы как отношения сущности и между сущностями являются гарантами структурной устойчивости, функциональной гармонии мироздания и, в то же время, его развития. Благодаря знанию законов человек охватывает в понятиях всю Вселенную в ее единстве и целостности.

С точки зрения сферы действия законы делятся на универсальных — это законы диалектики, охватывающие всю систему мироздания, всю разнообразную реальность.На общий — это законы, выражающие связь между довольно общими свойствами разнородных объектов (например, в физике — законы сохранения массы, энергии, количества движения, в биологии — закон естественного отбора, в обществе — закон естественного отбора). определяющая роль способа материального производства в историческом процессе). На частный — законы, которые действуют в той или иной сфере деятельности (в экономике, медицине, педагогике, обороне и т. Д.).

По типу связи законы делятся на законов структуры, законов функционирования и законов развития. Первые выражают корреляционную взаимозависимость (связь) на абиотическом, биотическом и социальном уровнях; вторые отражают причинно-следственную связь, определяющую устойчивое функционирование различных систем — неорганических, органических и социальных; третьи характеризуют связь между причинной детерминацией актуальных и потенциальных процессов и действуют как тенденции, прокладывающие путь через диалектику необходимости и случайности.

Закономерность , в отличие от закона, отражает слабо детерминированный характер объективной необходимости, но лишь ту или иную степень вероятности ее проявления.Со временем и при наличии определенных условий закономерность может приобрести характер закона, а при отсутствии условий вполне может быть определенной тенденцией того или иного процесса.

Исходя из законов природы и общества, люди действуют осознанно, предвидят наступление определенных событий, трансформируют объективный мир в собственных интересах, целенаправленно меняют условия жизнедеятельности. Незнание закономерностей протекания тех или иных процессов или сознательное игнорирование их рано или поздно приводит к наступлению событий, негативно влияющих на развитие, тормозящих его.

В области философского знания в целом взглянем на характерный тип общения, который позволяет говорить о сущности проявления законов. Имеются в виду всевозможные законы, причем выбор законов диалектики имеет универсальный тип связи. Диалектика как философская наука имеет своим объектом универсальные законы мироздания. Они действуют везде и везде, охватывают все аспекты реальности. Законы диалектики — это законы природы, общества и мышления.Следовательно, они имеют универсальное (универсальное) познавательное и методологическое значение. Диалектика — это одновременно метод и наука. Как метод универсален для познавательной деятельности человека и основан на системе принципов : принцип поляризации, принцип универсальности, принцип материального единства мира, принцип взаимосвязи, принцип система. Существенной основой диалектики как науки являются универсальные законы:

— закон единства и борьбы противоположностей;

— закон перехода количественных изменений в качественные;

— закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон считается стержнем диалектики, как учения о развитии природы, общества и мышления. По его словам, все объекты, явления и процессы характеризуются внутренними противоречиями, которые являются источником движения и развития, этот источник находится не где-то вне вещей, явлений и процессов или в сверхъестественных силах, эзотерических конструкциях, а в них. Закон подчеркивает безграничные возможности познания мира, позволяя понять любую целостность, как сложную и расчлененную систему, содержащую элементы или тенденции, которые прямо несовместимы друг с другом.Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, приводит к росту противоречий, разрешаемых на определенном этапе, что приводит к исчезновению старого и появлению нового, что дает возможность последующего, более идеальное развитие.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон раскрывает наиболее общий механизм развития, предполагает такую ​​взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон объектов, явлений и процессов, в силу чего точечные, частные, изначально незаметные количественные изменения, постепенно накапливающиеся, рано или поздно нарушают их меру. и вызывают качественные изменения, происходящие в виде скачков.Скачок включает в себя момент устранения прежнего состояния возникновением и осуществляется в зависимости от характера вещей и условий их развития в различных формах, а качественные и количественные изменения взаимно определяют друг друга. Отличительной чертой скачка является то, что появление нового качества означает конец имевших место ранее закономерностей количественных изменений.

Закон отрицания отрицания

Этот закон характеризует направленность развития, единство прогресса и преемственность в развитии, возникновение нового с относительным повторением моментов предыдущего.В результате диалектическое отрицание — это не просто отрицание, отвергающее предыдущие достижения, но условие развития, которое сохраняет все позитивное содержание предыдущих стадий, повторяет на более высоком уровне определенные черты исходных шагов и имеет прогрессивный восходящий характер. Цепь отрицания старого и появления нового не имеет ни начала, ни конца; постоянное диалектическое самоотречение характерно для всех стадий саморазвития в природе, обществе и познании.

Следует отметить, что принципы и законы диалектики проявляются во взаимодействии со всей системой законов науки, обладающих важнейшим свойством универсальности. Это же свойство присуще категориям диалектики.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.