Возникновение философского мировоззрения: Происхождение философии. Философия как форма мировоззрения — Студопедия

Содержание

1.3. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения

Философия
является одной из форм мировоззрения,
составляющей его теоретический уровень.
Ей предшествовали дофилософские формы
мировоззрения: мифология
и религия
.

1.3.1. Мифология как форма мировоззрения

Мифология

это форма общественного сознания, способ
понимания природной и социальной
действительности на ранних ступенях
общественного развития. Мифы

это архаические повествования о деяниях
богов и героев, за которыми стоят
фантастические представления о мире,
об управляющих ими богах и духах.

Миф
как наиболее ранняя форма духовной
культуры человечества объединял в себе
зачатки знаний, религиозных верований,
политических взглядов, разных видов
искусства, философии. Мысль в мифе
выражалась в конкретных эмоциональных,
поэтических образах и метафорах. В
мифологии явления природы и культуры
сближались, человеческие черты
переносились на окружающий мир, космос
и другие явления природы, олицетворялись,
одушевлялись, очеловечивались. Здесь
отсутствовали отчетливые разграничения
мира и человека, мыслей и эмоций, знаний
и художественных образов, идеального
и вещественного, объективного и
субъективного.

Основным
принципом решения мировоззренческих
вопросов в мифологии был генетический.
Объяснения по поводу первоначала мира,
происхождения природных и общественных
явлений сводились к рассказу о том, кто
кого породил.

Миф
выполнял разнообразные функции. С его
помощью прошлое связывалось с настоящим
и будущим, формировались коллективные
представления того или иного народа,
обеспечивалась духовная связь поколений.
Мифология закрепляла принятую в данном
обществе систему ценностей, поддерживала
и поощряла определенные формы поведения.
Мифологическое сознание заключало в
себе также поиск единства природы и
общества, мира и человека, разрешения
противоречий, гармонии, внутреннего
согласия человеческой жизни.

1.3.2. Религия как форма мировоззрения

Второй
исторически сложившейся формой
мировоззрения является религия.

Религия

это мировоззрение и мироощущение, а
также соответствующее поведение и
специфические действия (культ), которые
основываются на вере в существование
(одного или нескольких) богов или духов.
Религия включает в себя мифологию в
качестве содержательного элемента,
отличается от нее наличием культа-системы
утвердившихся ритуалов, догматов,
обрядовых действий, направленных на
установление определенных отношений
со сверхъестественным.

Мировоззренческие
конструкции, включаясь в обрядовую
систему, приобретают характер вероучения.
Они становятся основой формальной
регуляции и регламентации, упорядочения
и сохранения нравов, обычаев, традиций.
С помощью обрядности религия культивирует
чувства любви, доброты, терпимости,
сострадания, милосердия, долга,
справедливости, придавая им особую
ценность, связывая их присутствие со
священным, сверхъестественным. Это
придает мировоззрению особый
духовно-практический характер.

Исторические
особенности религиозно-мифологического
мировоззрения связаны с низким уровнем
освоения человеком действительности,
зависимостью его от неосвоенных,
непокоренных сил природы и общественного
развития, а также с недостаточным
развитием его познавательного аппарата.
В этих условиях мировоззренческие
конструкции вступали в социальное и
индивидуальное взаимодействие в форме
образов и символов.

миф, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения.

Исторически первой
формой мировоззрения является мифология.
Она возникает на самой ранней стадии
общественного развития. Тогда человечество
в форме мифов, то есть сказаний, преданий,
пыталось дать ответ на такие глобальные
вопросы как происхождение и устройство
мироздания в целом, возникновение
наиболее важных явлений природы, животных
и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы,
посвященные устройству природы. Вместе
с тем, большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей, тайнам
рождения и смерти, всевозможным
испытаниям, которые подстерегают
человека на его жизненном пути. Особое
место занимают мифы о достижениях людей:
добывании огня, изобретении ремесел,
развитии земледелия, приручении диких
животных. Миф, как он существовал в
первобытной общине, то есть в его живой
первозданной форме — это не история,
которую рассказывают, а реальность,
которой живут. Это не интеллектуальное
упражнение или художественное творчество,
а практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа
не состоит в том, чтобы дать человеку
какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных
общественных установок, для санкционирования
определенного типа верований и поведения.
В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность
в получении специальных знаний. Таким
образом, миф — это не первоначальная
форма знания, а особый вид мировоззрения,
специфическое образное синкретическое
представление о явлениях природы и
коллективной жизни. В мифе как наиболее
ранней форме человеческой культуры
объединялись зачатки знаний, религиозных
верований, нравственная, эстетическая
и эмоциональная оценка ситуации. Мифы
были важными стабилизаторами общественной
жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая
роль мифологии. Главное значение мифов
состоит в том, что они устанавливали
гармонию между миром и человеком,
природой и обществом, обществом и
индивидом и, таким образом, обеспечивали
внутреннее согласие человеческой жизни.
В первобытном обществе мифология
находилась в тесном взаимодействии с
религией, однако мифология существует
отдельно от религии как самостоятельная,
относительно не зависимая форма
общественного сознания. Только на самых
ранних стадиях развития общества
мифология и религия составляли единое
целое. Религия имеет свою специфику. И
эта специфика заключается не в особого
типа мировоззренческих конструкциях
(например, таких, в которых преобладает
разделение мира на естественный и
сверхъестественный) и не в особом
отношении к этим мировоззренческим
конструкциям (отношение веры). Специфика
религии обусловливается тем, что основным
элементом религии является культовая
система, т. е. система обрядовых действий,
направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. И
поэтому всякий миф становится религиозным
в той мере, в какой он включается в
культовую систему, выступает в качестве
ее содержательной стороны. Мировоззренческие
конструкции, включаясь в культовую
систему, приобретают характер вероучения.
Они становятся основой формальной
регуляции и регламентации, упорядочения
и сохранения нравов, обычаев, традиций.
Основная функция религии состоит в том,
чтобы помочь человеку преодолевать
исторически изменчивые, преходящие,
относительные аспекты его бытия и
возвысить человека до чего-то абсолютного,
вечного. Таким образом, религия придает
смысл и знание, а значит, и устойчивость
человеческому бытию, помогает ему
преодолевать житейские трудности. По
мере развития человеческого общества,
установления человеком определенных
закономерностей, совершенствования
познавательного аппарата появилась
возможность новой формы освоения
мировоззренческих проблем. Эта форма
носит не только духовно-практический,
но и теоретический характер. На смену
образу и символу приходит Логос — разум.
Философия зарождается как попытка
решить основные мировоззренческие
проблемы средствами разума, т. е. мышления,
опирающегося на понятия и суждения,
связывающиеся друг с другом по определенным
логическим законам. В отличие от
религиозного мировоззрения с его
преимущественным вниманием к вопросам
отношения человека к превосходящим его
силам и существам, философия вынесла
на первый план интеллектуальные аспекты
мировоззрения, отразив нарастающую в
обществе потребность в понимании мира
и человека с позиций знания. Первоначально
она выступила на исторической арене
как поиск мирской мудрости. Термин
«философия» в переводе с греческого
языка означает любовь к мудрости. Слово
«философ» впервые употребил
греческий математики мыслитель Пифагор
(ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям,
стремящимся к интеллектуальному знанию
и правильному образу жизни. Истолкование
и закрепление в европейской культуре
термина «философия» связано с
именем Платона. Возникновение философии
означало появление особой духовной
установки — поиска гармонии знаний о
мире с жизненным опытом людей, с их
верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии и
религии их мировоззренческий характер,
их мировоззренческие схемы, то есть всю
совокупность вопросов о происхождении
мира в целом, о его строении, о происхождении
человека и его положении в мире и т. д.
Она унаследовала также весь объем
позитивного знания, которое на протяжении
тысячелетий накопило человечество.
Однако решение мировоззренческих
проблем в зарождающейся философии
происходило под иным углом зрения, а
именно с позиций рациональной оценки,
с позиций разума. Поэтому можно сказать,
что философия- это теоретически
сформулированное мировоззрение.
Философия — это мировоззрение, система
общих теоретических взглядов на мир в
целом, место в нем человека, уяснение
различных форм отношения человека к
миру, человека к человеку. Философия —
это теоретический уровень мировоззрения.
Следовательно, мировоззрение в философии
выступает в форме знания и носит
систематизированный, упорядоченный
характер. После того как сформировались
самостоятельные отрасли научного знания
— математика, физика, биология, химия и
т. д., философия утратила функцию быть
единственной формой теоретического
освоения действительности. Но в этих
условиях более четко обнаружилась
специфика философии как формы
универсального теоретического познания.
Философия — это форма познания наиболее
общих, а точнее, всеобщих оснований
бытия. Философской мысли присуще
рассмотрение мира за пределами
человеческого опыта. Никакой опыт не
позволяет постичь мир как целостную,
беспредельную в пространстве и
непреходящую во времени, бесконечно
превосходящую человеческие силы, не
зависящую от индивида и человечества
в целом объективную реальность, с которой
люди должны постоянно считаться.
Целостное понимание мира дает
мировоззренческую опору конкретным
научным исследованиям, позволяет им
двигаться вперед, правильно ставить и
решать свои проблемы. Итак, универсализм
— характерный признак философского
способа освоения действительности.
Важной особенностью философского
способа освоения действительности
является субстанционализм (от латинского
слова «субстанция», то есть сущность,
лежащая в основе). Субстанция — это
предельное основание, позволяющее
сводить чувственное многообразие вещей
и изменчивость их свойств к чему-то
постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему.
Субстанционализм проявляется в стремлении
философов объяснить происходящее,
внутреннее устройство и развитие мира
не генетически, а через единое устойчивое
начало. Следует подчеркнуть, что
универсализм и субстанционализм — это
не два разных, а единый характерный
признак философии, ибо предельные
обобщения в философии всегда простираются
до выявления субстанции всех вещей.
Универсализм и субстанционализм
характеризуют особенность философии
как теоретической формы освоения
действительности.

Проблема происхождения философии | Мудрый Философ

 

 

Все статьи сайта → Философия Проблема происхождения философии

Вопросы генезиса философии

Для того, чтобы иметь возможность говорить о генезисе философии, необходимо ответить на вопросы: из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Ответы на них выявляют различные точки зрения. Вопрос о том, где возникла философия, — это вопрос о степени теоретичности древнеиндийской, древнекитайской, вообще древневосточной философии. Вопрос о том, когда возникла философия — не только о хронологии, но и о том, на какой ступени общественного развития становится возможной философия как новая форма общественного сознания и новый вид мировоззрения и на какой ступени эта возможность реализуется. Далее в статье мы кратко рассмотрим эту проблему.

При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы. Возникают мифогенная и гносеогенная концепции генезиса философии (схема 1).

Схема 1. Концепции происхождения философии

Согласно мифогенной концепции, философия возникает из мифологии путем внутреннего (имманентного) развития последней за счет изменения одной лишь формы: личностно-образная форма сменяется на безлично-понятийную. Согласно гносеогенной концепции, философия возникает как простое обобщение знания. «Мифогенники» (Гегель, Ф. Корнфорд, А. Ф. Лосев и др.) правильно видят в социоантропоморфическом комплексе духовный источник философии. В их пользу говорит несомненное наличие переходных форм между мифологией и философией. Но ошибочно полагать, что мифология — единственный источник философии. «Гносеогенники» (Г. Спенсер, А. А. Богданов и другие позитивисты) видят источник философии в знании, однако они неправы, думая, что философия возникла из одного лишь знания.

Существует также эклектическая концепция генезиса философии, согласно которой философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм. Материализм — продолжение «линии знания», идеализм — продолжение «линии веры». Эта концепция неверна в своем схематическом упрощении. Конечно, материализм и идеализм принципиально различны и противоположны, но исторически философия возникает как таковая, а ее поляризация на материализм и идеализм — достижение определенной, достаточно зрелой стадии. Для генезиса философии первостепенную роль играет изменение уровня мировоззрения. Распадание же философии по типам — явление вторичное.

Гносеогенно-мифогенная концепция. Эта концепция стремится учесть и роль мифологического мировоззрения, и роль знания и связанного с ним мышления. Таким образом, гносеогенно-мифогенная концепция генезиса философии признает два и даже три источника возникновения философии — мифологическое мировоззрение, знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии.

 Генезис философии: предпосылки и источники формирования философской мысли

Скачок в развитии производительных сил в связи с переходом от бронзы к железу увеличил возможности людей и повысил их уверенность в своих силах перед лицом подавляющего их мира богов-деспотов, еще более активизировал их практическую деятельность, привел к дальнейшему увеличению знания и развитию мышления.

Товар как чувственно-сверхчувственная вещь (*1) и то, что «монета, помимо своего действительного бытия в виде отдельного куска золота определенного веса, получает идеальное бытие, вытекающее из ее функции» (*2), способствовали абстрагированию общественного бытия и общественного сознания, столь важному для подъема мировоззренческого сознания на второй уровень.

Развернувшаяся политическая классовая борьба подрывала авторитет традиции, в том числе и мировоззренческой. Ведь во всех обществах века бронзы, где религиозно-мифологическое мировоззрение стало исполнять охранительную социально-идеологическую функцию, дальнейшее углубление мировоззрения посредством знания и критического мышления было заторможено. Их достигнутый уровень был ограничен узкой сферой специального знания. Последнее же, став делом жреческого сословия, было сакрализовано, засекречено, и развитие его остановилось. Выход на политическую арену новых классов, дальнейшие войны и революции разрушали традицию. В результате возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечавшем уровню, образу жизни, интересам новых общественных сил, слоев, классов. Заложенная в предфилософии возможность философии стала реализовываться.

Генезис философии (или зарождение и развитие философской мысли) следует понимать как возникновение второго уровня мировоззрения. Подъем на второй уровень для мировоззрения стал возможным благодаря росту наук, что стимулировало зарождение высшей части идеологической надстройки.

Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Иначе говоря, философия зарождается как распространение мышления с узкой сферы специального знания на все мироздание. Само по себе мышление не есть философия. Философия — это мировоззренческое мышление или мыслящее мировоззрение. Основной вопрос мировоззрения принимает в философии форму основного вопроса философии.

Авторитет разума занимает место авторитета традиции. Поиски генетического начала мира дополняются поисками субстрата, субстанции, отчего само генетическое начало приобретает качественно иной характер. Понятие субстрата и тем более субстанции становится основой системности философии, которая невозможна без рационализировашюстп мышления. Так возникает философиякак системно-рационализированное мировоззрение. Природа деантропоморфизируется и демифологизируется.

Однако все это происходило постепенно и не везде одинаково. Генезис философии — длительный процесс. Философия возникает непосредственно не из мифологии как таковой, а из переходных форм, характерных для обществ бронзового века. Переходные мировоззренческие формы — это уже не первобытная стихийная мифология, а мифология с элементами самосознания и систематизации, с понятийными вкраплениями, с элементами демифологизации и деантропоморфизации. Если говорить образно, то можно сказать, что на уровне переходных мировоззренческих форм от мифологии как таковой к философии как таковой в мантии мифологического мировоззрения появляются первые дыры, сквозь которые кое-где начинает просвечивать реальная, немистифицированная природа.

Возникает философия в середине І тыс. до н. э. в трех цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Зарождение философии произошло на базе мифологии. Этапы формирования философии изображены на рисунке ниже (схема 2).

Этапы формирования философии. Схема
Схема 2. Этапы формирования философии

 

Особенности генезиса философии на Востоке и на Западе

Во всех трех частях полосы древней цивилизации в первой половине первого тысячелетия до н. э. сложилась в общем одинаковая мировоззренческая предфилософия. Но уровень предфилософской науки был не везде одинаков. В Древнем Китае и в Древней Индии такой уровень был ниже, чем в Вавилонии и в Древнем Египте. Расхождение, возможно, определялось тем, что, как говорилось, античный способ производства проявился на Востоке слабее, чем на Западе. На Востоке сама граница между веком бронзы и веком железа была стертой. Длительное господство древнеазиатского способа производства в Азии и в Северной Африке (Египет) увековечило связанные с бронзовым веком духовные мировоззренческие формы. Сила традиции в Афразии была сильнее, чем в Европе, где в те времена так и не сложилось сословие жрецов — в Древней Греции жрецы существовали при храмах, посвященных разным богам и находившихся в разных местах, и объединены не были, как это имело место особенно в Индии, а также и в других государствах Афразии, например в Египте, где жрецы как первостепенная идеологически-политическая сила иногда противостояли царям-фараонам.

В силу всех этих причин, а может быть, и благодаря некоторым психологическим различиям народов Древнего Китая, Древней Индии, Вавилонии, Сирии и Финикии, Иудеи и Израиля, Древнего Египта философия в Афразии не получила тех классических форм, которые она получила в Древней Греции, т. е. в Европе. Под классическими формами философии здесь понимается гармоничное соотношение мировоззренческого и рационально-системного аспектов философии, ее связь с науками и развитие внутри нее логического аппарата, что в целом позволяет философии четко отчлениться от пред- и парафилософии. В Древнем Китае и в Древней Индии в силу слабого проявления там античного способа производства и слабой связи философии с науками философия существовала в несколько иных формах, чем на Западе. В Вавилонии и Египте она вовсе не возникла. Древневосточная философия была недостаточно вычленена из предфилософии и недостаточно отчленена от парафилософии, часто сливаясь с обыденным нравственным сознанием (в Китае) и с религиозно-мифологическим мировоззрением (в Индии).

В других регионах философия развивалась на базе философии трех стран: Индии, Китая и Греции.

Периоды развития философии

В истории философии выделяют следующие периоды:

1. Эпоха Древнего Мира (середина І тыс. до н. э. — 476 г.)

2. Эпоха Средневековья (476г. — середина XIV в.)

3. Эпоха Возрождения (середина XIV — начало XVII вв.)

4. Эпоха Нового времени (XVII — XXI вв.)

  • Начало Нового времени (XVII — 1688 г.)
  • Эпоха Просвещения (1688—1789гг. )
  • Немецкая классическая философия (ок. 1770—1850 гг.)
  • Современная философия (XIX -XXI вв.)

В период своего формирования философия включала в себя все научные знания. Позже начали определяться отдельные научные дисциплины:

  • в IV в. до н. э. в Древней Греции — логика;
  • ко II в. до н. э. — математика, астрономия;
  • позже — филология и др.

В последствии философия приобрела роль методологического фундамента всех наук и образовалась сложная структура философского знания.

*1.  См : Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 81.
*2.  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е нзд, т. 13, с. 91.

Литература:

1. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. Фак. И отделений ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1981. – 374 с.

Автор схем: www.mudriyfilosof.ru

Читайте также:
Предмет философии
Соотношение философии и мировоззрения
Основные функции философии
Специфика и структура философского знания
Основной вопрос философии и две его стороны

Сохранить

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

2. Возникновение философии — качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.

Мифология
— форма общественного сознания, способ
понимания мира, характерный для ранних
стадий общественного развития. Мифы —
древние сказания разных народов о
фантастических существах, о делах богов
и героев. Мифы заключают в себе попытки
ответа на вопрос о начале, происхождении,
устройстве мира. О возникновении наиболее
важных явлений природы, о мировой
гармонии. Формирование мира понималось
в мифологии как его творение или как
постепенное развитие из первобытного
бесформенного состояния, как упорядочение,
превращение из хаоса в космос, как
созидание через преодоление демонических
сил. Итак, мифология была древнейшим
типом мировоззрения — т.е. это совокупность
фантастических взглядов и убеждений
людей о мире и месте в нем человека.
Разновидностями мифологии являются,
например, анимизм, связанный с одушевлением
неживой природы, тотемизм, согласно
которому животные обладают
сверхъестественными качествами,
фетишизм, в котором сверхъестественные
свойства приписываются некоторой вещи
или стихии и т.д. Важно понять, что для
древнего человека мифология не была
сказкой. Наделяя человеческими качествами
природные и социальные явления, она
обеспечивала приспособление и ориентацию
человека в мире, была жизенно-практическим
знанием. Во многом эмоциональный и
алогичный характер мифологии отчасти
преодолевается в родственной с ней
религии. Основу религиозного мировоззрения
составляет вера в существование той
или иной разновидности сверхъестественных
сил и их главенствующую роль в мировоззрении
и жизни людей. В отличие от религиозного
мировоззрения философия вынесла на
первый план, интеллектуальные аспекты
мировоззрения, отразив нараставшую в
обществе потребность в понимании мира
и человека с позиций знания, разума.
Реальные наблюдения, логический анализ,
обобщения, выводы, доказательства начали
вытеснять фантастический вымысел. Итак,
любовь к истине и мудрости (философия),
впитывающая в себя наиболее ценные,
насыщенные смыслом достижения духовной
культуры, постепенно становится
самостоятельной духовной областью и
высшей ценностью. Рождение философии
было одной из составных частей великого
культурного переворота в Древней Греции
YIII-Y веков до н. э. в контексте, которого
возникла наука. Первоначально понятие
«философия» было, по сути, синонимом
зарождающейся науки и теоретической
мысли вообще, совокупного не разделенного
на специальные разделы знания. В разные
периоды истории у разных мыслителей
вопрос, что такое философия, получал
различные ответы. С развитием человеческой
культуры, практики реально изменялся
предмет философии, ее специфика. Да и в
рамках одной эпохи рождались различные
варианты философского понимания мира
и жизни. Перестраивалось и самосознание
философов — их понимание данного предмета,
их представление о философии. Особенно
ощутимо изменялся облик философии, ее
статус, связи с наукой, политикой, древней
культурой в переломные исторические
эпохи. Но при всех переменах все же
сохранялось некоторая связь уходящих
в прошлое новых форм.

На протяжении многих
веков внимание философов привлекало
природа. Именно ее сделали предметом
изучения первые греческие философы.
При этом их интересовали не частности.
Интересовали их космогонические и
космологические вопросы: возникновение
и строение мира, Земли, Солнца, звезд.
Ядром их философии, да и позднее, было
учение о первооснове всего сущего, из
которой все возникает и в которую все
превращается. В этом поиске выражалась
суть древнегреческого мышления, для
которого рациональное понимание явления
означало сведение его к единой первооснове.
Взгляды философов были неодинаковы.
Проблема первоначала смыкалась с другой
волновавшей философов проблемой: единого
и многого. Поиск единства в многообразии
мира выражал характерную для философской
мысли задачу синтеза человеческого
опыта, знаний. Таким образом, философия
выступала как философия природы, или
натурфилософия. Эти функции сохранялись
за философской мыслью в течение многих
веков. Хотя на зрелых стадиях развития
науки, особенно ее теоретических
разделов, они существенно видоизменились,
философский интерес к природе не угас.
Постепенно в сферу философии вошли
вопросы общественной жизни людей, ее
политического, правового устройства.
Философы разрабатывали общее понимание
знания об обществе, много думали как
лучшим образом в соответствии с
гуманизмом, идеалами свободы и разума,
обустроить общество. Постоянным предметом
раздумий философов выступал и сам
человек, его природа, ум, чувства, язык,
мораль, познания, религия, искусство,
его жизненные проблемы. В греческой
философии поворот от космоса к человеку
совершил Сократ. Для него главными
философскими вопросами стали: вопросы
человеческой жизни и смерти, смысла
человеческого существования, предназначение
человека, природы знания, истины,
справедливости. Итак, предметом
философских размышлений стали природный
и общественный мир и человек в их сложных
соотношениях. Своеобразие философии
сказалось в теоретическом характере
мышления: из-под пера философов выходили
не сказания с фантастическими сюжетами,
а трактаты, обращенные к знаниям, разуму
людей.

Причины возникновения философии:

1.Ф.
и мировоззрение

Всякая философия
является мировоззрением. Однако это
вовсе не означает, что всякое мировоззрение
является также философией. Понятие
«мировоззрение» значительно шире
понятия «философия». Это означает, что
первое включает в себя второе.

Мировоззрение
это целостная
совокупность взглядов на мир и место в
нем человека.

Философия выступает как теоретическая
основа мировоззрения. Ее роль состоит
в рационально-теоретическом обосновании
мировоззрения человека, в его
структурировании, систематизации и
интеграции. Выделяют несколько типов
мировоззрения:

  • мифологическое
    мировоззрение

    – это особая, архаичная форма общественного
    сознания, отличающаяся образно-эмоциональным
    восприятием и пониманием мира как арены
    борьбы сверхъестественных сил;

  • религиозное
    мировоззрение

    – это форма мировоззрения, основанная
    на вере людей в наличие сверхъестественных
    сил, которые решающим образом влияют
    на жизнь человека и окружающий мир;

  • обыденное
    мировоззрение

    – это субъективно-эмоциональная и
    эклектичная форма мировоззрения,
    присущая всем людям в их повседневной
    жизни;

  • научное
    мировоззрение

    – это рациональное, систематизированное
    и достоверное представление о мире.
    Этот тип мировоззрения ориентирован
    на объективность, логическую
    упорядоченность знания и на его
    экспериментальную проверку;

  • философское
    мировоззрение

    – это рационально-ценностное, предельно
    обобщенное теоретико-понятийное видение
    и осмысление мира.

Философия отличается
и от религиозного, и от научного способов
постижения мира. От религиозного она
отличается своей рациональностью,
логичностью построения и опорой на
науку, а также использованием
обобщенно-понятийного типа мышления.
Эти же самые факторы сближают ее с
наукой. С религией философию сближает:
ценностно-нормативный характер; поиск
смысла и ориентация не только на изучение,
но и осмысление мира, и выработку
самосознания человека. От научного
мировоззрения философия отличается
своим ценностным характером и предельным
уровнем обобщения, ориентацией на
изучения мира в целом и отношения
человека к миру.

Следовательно,
философия выступает одним из типов
мировоззрения. Философское
мировоззрение

– это рационально-теоретический взгляд
на мир с позиций активного мыслящего
существа, осознающего как самого себя,
так и то, с чем ему приходится
взаимодействовать. Это совокупность
фундаментальных идей о человеке, мире
и об отношении человека к миру. Эти идеи
позволяют людям сознательно ориентироваться
в мире и обществе, а также рационально
мотивировать свои поступки.

2.
Возникновение ф. Основной вопрос ф.

Возникновение
философии – это крутой поворот в духовном
развитии человечества, переход его на
качественно новый уровень – от
мифологического, наивно-образного
мировосприятия к рационально-теоретическому
мышлению.

Философия как
дисциплина начинается с отделения себя
от божественной мудрости. Она – лишь
скромное стремление к ней, любовь к ней,
исследование мудрости вещей и мироздания
в целом. Если в мифе мудрость и разум не
выделяются в качестве особого объекта,
то философия делает их предметом
специального размышления и анализа.
Именно поэтому в философии сразу же на
первый план выдвигаются исследования
методов познания. Следовательно,
мифология и философия противостоят
друг другу в своем отношении к разуму
и мудрости. Философия – это формирование
и развитие разума самого человека. К
тому же разума самокритичного. Поэтому
одним из первых сугубо философских
вопросов стал вопрос о мудрости, ее
природе и истоках. Это – во-первых.

Во-вторых, становление
философского мировоззрения означало
также переход от характерного для
мифологии образно-эмоционального,
красочно-художественного восприятия
мира к мышлению рациональному, понятийному.
В любом мифе окружающий человека мир
художественно описывается, а философия
ориентирована на знание
мира. Знание
должно быть объективным, поэтому
философское знание опосредуется рядом
логичных рассуждений и выражается в
обобщенной понятийной форме.

Субъективным
мотивом перехода к философскому типу
мировосприятия выступает человеческое
любопытство и удивление перед миром,
его разнообразием и сложностью.

  • общественное
    разделение труда;

  • потребность
    в систематизации и обобщении возникающих
    конкретных знаний;

  • кризис
    мифологического мировоззрения:
    формирование представлений об
    относительности мифа, о его слабых
    объяснительных возможностях, а также
    о различии между действительностью и
    мнением о ней;

  • потребность
    в разработке и теоретическом обосновании
    нового, более рационального мировоззрения
    эпохи рыночных отношений и государственности.

Вопрос II. Философия как форма духовного освоения мира, ее предмет и специфика, структура и функции. Основной вопрос философии.

Во втором вопросе
необходимо раскрыть специфику философии,
ее предмет, а также дать характеристику
основных направлений и подходов
философской мысли.

Сложность состоит
в том, что в истории человечества
отсутствует единый универсальный шаблон
философствования. Множество философских
школ и направлений дают различные
трактовки предмета философии. Несколько
упрощая, все многообразие воззрений
можно свести к двум альтернативным
позициям – сциентистской (science
– наука) и антисциентистской. Они
расходятся по вопросу о соотношении
философии и науки. Сциентистский подход
включает философию в систему наук,
утверждает научный, рационально-критический
характер философского познания.
Альтернативный, антисциентистский
подход подчеркивает кардинальное
отличие философии от научного познания.
Философию интересует не устройство
окружающего мира, как науку, а смыслы
человеческого бытия в нем, фундаментальные
ценности нашего существования. Согласно
этому подходу, философия не носит столь
прагматичный характер, как наука,
ориентированная на обустройство
окружающего мира в соответствии с
интересами и потребностями человека.

Вряд
ли можно признать однозначную правоту
какой-либо из этих двух позиций. Сциентисты
и антисцциентисты абсолютизируют и
противопоставляют друг другу два разных
способа мышления о мире и месте в нем
человека. Существуют два различных
способа познания и интерпретации мира
– рефлективное познание действительности
и ее ценностное (валюативное) осмысление.
Рефлективное философское познание
отличает систематизированность суждений,
использование категорий, принципов и
процедур понятийного мышления, ориентация
на доказательность и рациональность.
Ценностное осмысление мира выходит за
пределы эмпирической проверяемости
(верифицируемости), ищет ответы на
вопросы не «что?» и «как?», а «зачем?».
Именно такое понимание мира может
воспринять и раскрыть целостность мира,
его противоречивое единство с человеком.
Таким образом, философия рассматривает
мир в двух взаимосвязанных аспектах –
его субстанциональной всеобщности и
интегративной целостности. Исходя из
признания этих двух различных, но
взаимодополняющих способов мышления
о мире и человеке, попробуем определить
предметное поле философии. Предметом
философского исследования выступают
всеобщие связи в окружающем мире, и,
прежде всего связи в системе отношений
между человеком и миром. По существу
философия – это рационально-теоретическое
осмысление этих связей. В природе или
культуре философию интересует в первую
очередь такое всеобщее, которое имеет
отношение к человеку, преломлено через
призму его представлений о добре и зле,
красоте и уродстве, истине и заблуждении.

1.3.3. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности

Третьей
исторически сложившейся формой
мировоззрения является философия. Она
унаследовала от мифологии и религии
всю совокупность вопросов о происхождении
мира в целом, о его строении, о происхождении
человека и его положении в мире и т.д.
Она унаследовала также весь объем
позитивного знания, которое на протяжении
тысячелетий накопило человечество.

Однако
решение мировоззренческих проблем в
зарождающейся философии происходило
под иным углом зрения — с позиции разума,
рациональной оценки. Философия — это
теоретически сформулированное
мировоззрение. Она пытается решить
основные мировоззренческие проблемы
посредством мышления, опирающегося на
понятие и суждение, связывающиеся друг
с другом по определенным логическим
законам.

Понятие

это мысль, отражающая в обобщённой форме
предметы и явления действительности и
связи между ними посредством фиксации
общих и специфических признаков, в
качестве которых выступают свойства
предметов и явлений и отношения между
ними. В философии, в отличие от
религиозно-мифологического мировоззрения,
широко применяется абстракция,
т.е.
формирование понятий для обозначения
образов реальности.

Философия вынесла на первый план,
интеллектуальные аспекты мировоззрения,
отразив нарастающую в обществе потребность
в понимании мира и человека с позиций
знания. Первоначально она выступала на
исторической арене как поиск мирской
мудрости.

Характерным
признаком философского освоения
действительности является универсализм.
Философия
— это форма познания всеобщих оснований
бытия. На протяжении всей истории
культуры она претендовала на выработку
универсального знания или универсальных
принципов духовно-нравственной жизни.

Другой
важной особенностью философского
способа освоения действительности
является субстанционализм.
Субстанция,
т.е. сущность, лежащая в основе, — это
предельное основание, позволяющее
сводить чувственное многообразие вещей
и изменчивость их свойств к чему-то
постоянному, относительно устойчивому
и самостоятельно существующему.
Субстанционализм проявляется в стремлении
философов объяснить происходящее,
внутреннее устройство и развитие мира
через единое устойчивое начало.

Одной
из характерных черт философского
размышления является сомнение. Философия
с самого начала выступает как критика
обычаев, обыденного сознания, традиционных
ценностей и норм нравственности.
Выдержавшие проверку на прочность
человеческие установления ставятся на
более прочный фундамент знания, все
прочие отбрасываются как отжившие свой
век.

1.4. Функции философии. Место философии в системе культуры

1.4.1. Философия как наука

Философия
— это форма общественного сознания;
учение об общих принципах бытия и
познания, об отношении человека к миру;
наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Как любая
наука, она имеет свой собственный объект
и предмет исследования, свои философские
категории, свой основной вопрос, свою
структуру, функции и методы исследования.
Она находится в тесной взаимосвязи с
другими науками — социальными,
гуманитарными, естественными, техническими.
Философия выступает в качестве
методологической основы для других
наук, разрабатывая всеобщие, универсальные
методы научного познания, применимые
во всех науках; в свою очередь, она
использует эмпирический материал других
наук для подтверждения или опровержения
тех или иных философских гипотез,
концепций, предположений. Она берет
научные знания в самом общем виде,
интегрирует их и на этой основе строит
систему знания о мире как целом, об
отношении человека к миру, т.е. о разуме,
о познании, о нравственности и т.д.

Философское
понимание мира осуществляется посредством
формирования различных философских
теорий. Понятие теория
в самом широком смысле

обозначает
комплекс взглядов, представлений, идей,
направленных на истолкование и объяснения
какого-либо явления. Теория
в узком и специальном смысле


это высшая, самая развитая форма
организации научного знания, дающая
целостное представление о закономерностях
и существенных связях определенной
области действительности — объекта
данной теории.

Любая
философская теория обязательно проходит
проверку практикой. Практика

это материальная, чувственно-предметная,
целеполагающая деятельность человека,
имеющая своим содержанием освоение и
преобразование природных и социальных
объектов и составляющая всеобщую основу,
движущую силу развития человеческого
общества и познания.

Философские основы личного мировоззрения, образцы отчетов

2 страницы, 724 слова

Философские основы личного мировоззрения

Винсент Уильямс

8 апреля 2011 г.

PHI-103

Философские основы личного мировоззрения

Есть много аспектов, которые формируют личность; один важный аспект — их личное мировоззрение. Большинство людей начинают формировать свое мировоззрение в раннем возрасте, исходя из жизненного опыта, отношений и того, как они росли.У многих людей разные взгляды на мир. Мировоззрение — это общая перспектива, с которой человек видит и интерпретирует мир; набор упрощающих предположений о том, как устроен мир. Набор убеждений, взглядов и ценностей, которых придерживается человек или группа людей, который влияет на то, что мы видим и не видим (www.religioustolerance.org, 2005).

Важность мировоззрения человека заключается в том, что оно составляет основу его убеждений, моральных ценностей и этики. Мировоззрение позволяет лучше понять, почему что-то происходит, и какие правильные и неправильные выборы мы делаем в своей жизни.Кроме того, может помочь людям понять, почему у других людей другое мировоззрение. Концепции мировоззрения, убеждения относительно определенных аспектов реальности — это философская теология, эпистемология, метафизика, этика и философская антропология. Эти пять концепций лежат в основе мировоззрения каждого человека.

Мировоззрение людей было очень важным и значимым для формирования всего мира, каким мы его знаем сегодня. Важность мировоззрения состоит в формировании наших действий, понимании того, почему люди выбирают неправильные поступки, а не поступают правильно на протяжении всей своей жизни, и почему мы смотрим на мир иначе, чем другие.Наши моральные решения важны для мировоззрения, поскольку они могут изменить взгляды на другие вопросы мировоззрения. Мировоззрение может влиять на других и даже влиять на власть правительств. Кроме того, СМИ имеют такое большое влияние, что могут изменить мировоззрение людей и то, как они воспринимают вещи. Средства массовой информации иногда проявляют предвзятость и влияют на человека, чтобы он изменил свое мнение о важном предмете. Мировоззрение может быть очень влиятельным, могущественным и манипулирующим, поэтому оно так важно для каждого человека, знаем мы об этом или нет, вы не можете избежать того, насколько важным стало мировоззрение.Мир настолько сложен из-за разных мировоззрений, что люди искренне принимают их точку зрения близко к сердцу и будут защищать свое мировоззрение любыми необходимыми средствами.

5 страниц, 2093 слова

Курсовая работа о наиболее важных факторах, влияющих на покупателей, совершающих покупки в Интернете

Наиболее важные факторы, влияющие на удовлетворенность потребителей при совершении покупок в Интернете С развитием науки и технологий жизнь людей стала проще и удобнее. А рост науки и техники вносит огромные изменения в жизнь людей.Интернет как один из результатов современного образа жизни играет важную роль в повседневной жизни людей. Согласно исследованиям …

Философские основы помогают каждому сформировать и понять свое личное мировоззрение. Фундамент философского богословия объясняет представления о боге: если вы верите в бога, вас считают «теистом», а в противном случае — «атеистом». Предполагая, что индивидуальная вера в бога существует вне и выше природы. Вы верите, что он превосходит личность, которую любит, всемогущ и всеведущ.Если вы теист, вы верите, что он создал вселенную, а если вы атеист, вы не верите, что Бог создал вселенную. Отношения с Богом очень важны для теиста. Фонд эпистемологии объясняет убеждения о знании и знании. То, во что вы верите в отношении знаний и знаний, влияет на то, что вы принимаете как достоверное свидетельство, и, следовательно, на то, во что вы готовы верить. Это помогает нам понять, что мы знаем и чего не знаем. Основа метафизики объясняет убеждения человека относительно конечной природы Реальности.Если вы философ-натуралист (то есть материалист) и верите, что ничего не существует вне физической вселенной, тогда вы не можете верить ни в духовное царство, ни в Бога. Фонд этики объясняет, как люди ведут себя правильно или неправильно. Если вы верите в Бога, вы должны практиковать и действовать с соблюдением этических норм. Фонд философской антропологии объясняет, есть у людей свобода воли или нет. Хотя могут быть ограничения, налагаемые законами физики и биологии или руководством Бога, у нас есть выбор, за который мы можем нести ответственность.

5 страниц, 2087 слов

Курсовая работа по эгоистичному приобретению вера в Бога Паскаль

В мире азартных игр ставки делаются на основе шансов, вероятности или вероятности того, что что-то произойдет. В судебном порядке дела решаются на основании весомых доказательств, представленных соответствующими сторонами. Общей связью между этими общими сценариями является то, что решения принимаются на основе некоторого внешнего доказательного фактора. Чем более вероятно, что что-то произойдет, тем больше доказательств…

В заключение, мировоззрение очень важно для человека и мира, в котором оно формирует убеждения, мораль и этику. Мировоззрение индивида состоит из убеждений об основных положениях реальности, которые устанавливают и убеждают всех индивидов, мыслящих, знающих, воспринимающих и действующих. Мировоззрение каждого человека состоит из философского богословия, вашей эпистемологии, вашей метафизики, вашей этики и вашей философской антропологии. Эти представления о мировоззрении людей существенно коррелируют и влияют практически на все остальные.

Ссылки

Определение мировоззрения. (2005).

Проверено 8 апреля 2011 г .:

.

www.religioustolerance.org

Мировоззрение: линзы жизни. (2011).

Проверено 8 апреля 2011 г .:

.

.

Просвещение | Определение, история и факты

Просвещение , французский siècle des Lumières (буквально «век Просвещенных»), немецкий Aufklärung , европейское интеллектуальное движение 17-18 веков, в котором идеи о Боге являются основанием , природа и человечество были синтезированы в мировоззрение, получившее широкое признание на Западе и спровоцировавшее революционное развитие в искусстве, философии и политике. Центральным в мысли Просвещения было использование и прославление разума, силы, с помощью которой люди постигают вселенную и улучшают свое собственное состояние.Целями рационального человечества считались знания, свобода и счастье.

Популярные вопросы

Когда и где произошло Просветление?

Историки помещают Просвещение в Европе (с сильным акцентом на Францию) в течение конца 17-го и 18-го веков, или, если говорить более подробно, между Славной революцией 1688 года и Французской революцией 1789 года. Это представляет собой этап в интеллектуальной история Европы, а также программы реформ, вдохновленные верой в возможность лучшего мира, в которых намечены конкретные цели для критики и программы действий.

Что привело к Просвещению?

Корни Просвещения можно найти в гуманизме Возрождения с его упором на изучение классической литературы. Протестантская Реформация с ее антипатией к общепринятым религиозным догмам была еще одним предвестником. Возможно, наиболее важными источниками того, что стало Просвещением, были дополнительные рациональные и эмпирические методы открытия истины, введенные научной революцией.

Кто были некоторые из основных фигур Просвещения?

Какие идеи были самыми важными в эпоху Просвещения?

Во времена Просвещения считалось, что человеческое мышление может открывать истины о мире, религии и политике и может использоваться для улучшения жизни человечества.Другой важной идеей был скептицизм в отношении полученной мудрости; все подлежало проверке и рациональному анализу. Религиозная терпимость и идея о том, что люди должны быть свободны от принуждения в своей личной жизни и совести, также были идеями Просвещения.

Каковы были некоторые результаты Просвещения?

Французская революция и Американская революция были почти прямыми результатами мышления Просвещения. Идея о том, что общество — это общественный договор между правительством и управляемыми, также пришла из эпохи Просвещения.В результате произошло широкое распространение образования для детей и создание университетов и библиотек. Однако за эпохой Просвещения в конце 18 — середине 19 веков последовало противодействие — романтизм.

Ниже приводится краткое описание эпохи Просвещения. Полный курс: см. Европа, История Просвещения.

Силы и способы использования разума впервые были исследованы философами Древней Греции. Римляне переняли и сохранили большую часть греческой культуры, в частности, идеи рационального естественного порядка и естественного закона.Однако среди беспорядков в империи возникла новая забота о личном спасении, и был подготовлен путь к торжеству христианской религии. Христианские мыслители постепенно нашли применение своему греко-римскому наследию. Система мышления, известная как схоластика, кульминацией которой стали работы Фомы Аквинского, воскресила разум как инструмент понимания, но подчинила его духовному откровению и раскрытым истинам христианства.

Интеллектуальное и политическое здание христианства, казавшееся неприступным в средние века, в свою очередь пало под натиском гуманизма, эпохи Возрождения и протестантской Реформации.Гуманизм породил экспериментальную науку Фрэнсиса Бэкона, Николая Коперника и Галилея, а также математические исследования Рене Декарта, Готфрида Вильгельма Лейбница и сэра Исаака Ньютона. Эпоха Возрождения заново открыла для себя большую часть классической культуры и возродила представление о людях как творческих существах, а Реформация, более прямо, но в конечном итоге не менее эффективно, бросила вызов монолитному авторитету Римско-католической церкви. Для Мартина Лютера, как для Бэкона или Декарта, путь к истине лежал в применении человеческого разума.Полученный авторитет, будь то Птолемей в науках или церковь в вопросах духа, должен был стать предметом исследования свободных умов.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Успешное применение разума к любому вопросу зависело от его правильного применения — от разработки методологии рассуждения, которая сама по себе служила бы гарантией обоснованности. Такая методология наиболее ярко проявилась в науках и математике, где логика индукции и дедукции сделала возможным создание радикальной новой космологии.Успех Ньютона, в частности, улавливания в нескольких математических уравнениях законов, управляющих движениями планет, дал большой толчок к растущей вере в человеческую способность обретать знания. В то же время представление о Вселенной как о механизме, управляемом несколькими простыми и открытыми законами, оказало подрывное воздействие на концепции личного Бога и индивидуального спасения, которые были центральными для христианства.

Исаак Ньютон Исаак Ньютон, портрет сэра Годфри Кнеллера, 1689 г. © Bettmann / Corbis

Метод разума неизбежно применялся к самой религии. Результатом поиска естественной — рациональной — религии стал деизм, который, хотя никогда не был организованным культом или движением, в течение двух столетий вступал в конфликт с христианством, особенно в Англии и Франции. Для деиста было достаточно очень немногих религиозных истин, и они были истинами, которые чувствовались очевидными для всех разумных существ: существование единого Бога, часто воспринимаемого как архитектор или механик, существование системы вознаграждений и наказаний, осуществляемых этим человеком. Бог и обязательство людей перед добродетелью и благочестием.За пределами естественной религии деистов лежат более радикальные продукты применения разума к религии: скептицизм, атеизм и материализм.

Откройте для себя влияние эпохи Просвещения на биологическую категоризацию, энциклопедии и литературу. Дж. Э. Люберинг, директор основной справочной группы Encyclopdia Britannica, обсуждает эпоху Просвещения. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотрите все видео к этой статье

Просвещение породило первые современные секуляризованные теории психологии и этики.Джон Локк считал человеческий разум при рождении tabula rasa, чистым листом, на котором свободно и смело записывается опыт, создавая индивидуальный характер в соответствии с индивидуальным опытом мира. Предполагаемые врожденные качества, такие как добро или первородный грех, не имели реальности. В более мрачном ключе Томас Гоббс изобразил людей, движущихся исключительно соображениями собственного удовольствия и боли. Представление о людях ни как ни хороших, ни в плохих, но заинтересованных в основном в выживании и получении максимального удовольствия, привело к радикальным политическим теориям.Если раньше государство рассматривалось как земное приближение к вечному порядку, а Город людей был смоделирован по образцу Города Бога, то теперь он стал рассматриваться как взаимовыгодное соглашение между людьми, направленное на защиту естественных прав и самоуправления. интерес каждого.

Идея общества как общественного договора, однако, резко контрастирует с реальностями реальных обществ. Таким образом, Просвещение стало критическим, реформаторским и, в конечном итоге, революционным. Локк и Джереми Бентам в Англии, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и Кондорсе во Франции, а также Томас Пейн и Томас Джефферсон в колониальной Америке — все они внесли свой вклад в развивающуюся критику деспотичного авторитарного государства и в набросок контура. более высокой формы социальной организации, основанной на естественных правах и функционирующей как политическая демократия.Такие мощные идеи нашли выражение как реформа в Англии и как революция во Франции и Америке.

Вольтер , бронза Жан-Антуана Удона; в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Scala / Art Resource, Нью-Йорк

Просвещение истекло как жертва собственных эксцессов. Чем более разреженной становилась религия деистов, тем меньше она предлагала тем, кто искал утешения или спасения. Прославление абстрактного разума спровоцировало противных духов начать исследование мира ощущений и эмоций в культурном движении, известном как романтизм.Царство террора, последовавшее за Французской революцией, подвергло серьезным испытаниям веру в то, что эгалитарное общество может управлять собой. Однако высокий оптимизм, которым была отмечена значительная часть мысли Просвещения, сохранился в течение следующих двух столетий как одно из самых непреходящих наследий движения: вера в то, что история человечества — это рекорд общего прогресса, который будет продолжаться в будущем. Эта вера и приверженность человеческому прогрессу, а также другие ценности Просвещения были поставлены под сомнение с конца 20 века в рамках некоторых течений европейской философии, особенно постмодернизма.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *