Возможность в философии это определение: ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — это… Что такое ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?

Возможность и действительность — это… Что такое Возможность и действительность?

        философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность — это то, что уже возникло, существует. Возможность — это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Введены древнегреческим мыслителем Аристотелем в связи с критикой предшествовавшей философской традиции, которая в вопросах возникновения и движения не выходила за рамки мифологического истолкования: «двуначальный» (мужское — женское) подход к порождению и порожденному («природа»), циклическая трактовка движения («рождение — детство — юность — зрелость — старость —смерть»). Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением бытия: «… Возникновение может совершаться не только — привходящим образом — из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности. И именно к этому бытию сводится единое Анаксагора; ибо лучше его формулы „все вместе”… сказать: „все вещи были вместе — в возможности, в действительности же — нет”» (Met. XII, 2, 1069 b 20—26; рус. пер., М. — Л., 1934). Тем самым был открыт путь к логической интерпретации движения, под которым Аристотель понимал переход «… из одного определённого данного в другое» (там же, 1068 а 7). В этом исходном варианте В. и д. отнесены к совокупности форм существования материи и связаны друг с другом через необходимость, которая и обеспечивает при переходе возможных форм в действительные выполнение законов формальной логики: стать действительной может одна и только одна из возможных форм существования. Выбор возможной формы и её перевод в действительность осуществляются, по Аристотелю, целевой и действующей причинами, причём наличное бытие (энергия) оказывается действительностью двоякого рода: продуктом внешнего определения и продуктом самоопределения (Энтелехия), доступного лишь одушевлённым существам.

         Аристотелевское понимание В.



и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т. Гоббсом было предложено новое, «контактное» толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избранные произведения, т. 1, М., 1965, с. 157—58).

         В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и с существованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи за неопределенное время, действительность — как существование в определённое время, необходимость — как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225—26). Вместе с тем эти категории выступают и как постулаты эмпирические исследования, отнесённые к разным моментам научного познания: «1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо» (там же, с. 280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различить логическую, реальную и практическую возможность. Общим для систем Ф. Шеллинга и Г. Гегеля является утверждение изначальной определённости, «запрограммированности», не оставляющей места выходу за рамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системы обнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьма напоминает этапы мифологического цикла). При таком подходе возможность выглядит обеднённо, как абстрактный момент действительности, а отношение В. и д. представляется как единство внутренней и внешней вещи в её свойствах и относящегося к ней многообразия обстоятельств при явном примате действительности. Вместе с тем рассмотрение В. и д. как категорий бытия, отвергнутое Кантом, позволило Гегелю сформулировать тезис о разумности действительности и вытекающей отсюда необходимости познания её реальных возможностей — условии разумности деятельности.

         Категории В. и д. в марксизме, обобщившем достижения и сохранившем преемственную связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом, Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производительной деятельностью и специфически социальными характеристиками общественного бытия. В. и д. рассматриваются в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе В. и д. продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем (с учётом различий в других пунктах этих концепций). Основная линия марксистского анализа В. и д. состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и категорий мышления.

         М. К. Петров.

         Интерпретируя В. и д. как соотносительные понятия, выражающие основные моменты движения и развития бытия (См. Бытие), диалектический материализм рассматривает возможность как менее богатое и конкретное понятие, чем действительность в широком смысле, т. е. объективный мир в целом с присущим ему различием, в том числе противоборствующими тенденциями. Марксизм указал на 2 взаимосвязанных момента: на внутреннее беспокойство, самодвижение, присущее бытию, которое по мере развития реализует свои собственные возможности, и на роль человеческой деятельности, общественной практики, которая имеет дело с определённым спектром возможностей (в том числе и создаваемых в самой человеческой истории) и превращает их в действительность. Действительность в узком смысле и есть реализация существующих потенций бытия и практики как его социальной формы. В этом смысле человеческая история — это история раскрытия объективных возможностей бытия, их реализация, создание новых объективных социально-культурных возможностей и их воплощение в практике.
         В зависимости от характера закономерностей, лежащих в основе того или иного типа возможностей, различают абстрактную и реальную возможности. Абстрактная возможность противостоит невозможности и вместе с тем не может непосредственно превратиться в действительность. Реальная возможность предполагает наличие объективных условий для её реализации. Различие между этими двумя типами возможности относительно, так как оба они основаны на объективных, хотя и разного порядка, закономерностях. При изменении условий абстрактная возможность может перерасти в реальную. Классический пример такого превращения дан К. Марксом при анализе генезиса кризисов: в условиях капитализма абстрактная возможность кризиса, возникающая из разделения процесса обмена на два акта — купли и продажи, становится реальной возможностью, которая превращается в действительность. Степень возможности того или иного явления выражается через категорию вероятности (См. Вероятность).

         В существовании и развитии любого объекта воплощено единство противоположных тенденций и потому содержатся возможности разного уровня, направления и значения. Конкретная совокупность реальных условий определяет, какая из возможностей становится господствующей и превращается в действительность; остальные же либо превращаются в абстрактную возможность, либо вообще исчезают. Различают объективные и субъективные условия превращения возможности в действительность. Последние специфичны для общества: здесь ни одна возможность не превращается в действительность, помимо деятельности людей. Вместе с тем субъективный момент деятельности открывает возможности для её волюнтаристского истолкования и соответствующих попыток реализации. Однако произвол в истории раньше или позже терпит крах именно в силу того, что он игнорирует реальные законы действительности, её реальные возможности. Марксизм подчёркивает решающую роль активности человека, его творческих усилий в реализации возможностей, в превращении осознанных тенденций общественного развития в действительность.

         Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Крах II Интернационала, Полн. собр. соч.,5 изд., т. 26, с. 212— 219; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 140—42, 321—22, 329—30; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М. — Л., 1929; Проблема возможности и действительности, М.—Л., 1964; Арутюнов В. Х., О категориях возможности и действительности и их значении для современного естествознания, К., 1967.

         Л. Е. Серебряков.


Возможность и действительность — Гуманитарный портал




Возможность и действительность — это взаимосвязанные понятия философского дискурса (см. Философия), означающие модальные характеристики бытия (см. Бытие), выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой — ставшую реальность. Если понятие «возможность» выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определённой закономерности его развития, то «действительность» — объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова, действительность, таким образом, есть совокупность всех реализовавшихся возможностей и предметно совпадает с феноменом наличного бытия.

Выступая в качестве парных категорий, возможность и действительность могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: возможность возникает в рамках действительности как одна из тенденций и потенциальных перспектив её эволюции, презентируя будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал действительности (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение возможности в действительность (актуализация) порождает новые возможности. Однако претворение в жизнь одной из возможностей, её превращение в действительность, означает в то же время и неосуществлённость всех других, альтернативных возможностей (их сохранение в качестве возможности или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимодействия возможность и действительность конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве действительности ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непротиворечивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, возможность противостоит и необходимости, то есть тому, что не может не стать действительностью, в отличие от которой возможность соизмеряет свой статус потенциальности с вариативной перспективой. В связи с сопоставленностью действительности с необходимостью, возможность — из соображений симметрии — ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует возможности или невозможности тех условий развития предмета, при которых возможность — с необходимостью — превратится в действительность.

Различные виды возможностей могут быть систематизированы как следующие типологические оппозиции:

  1. Формальная возможность, то есть всё то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть помыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станет папой Римским), и возможность реальная, то есть такая, которая не только может быть помыслена без нарушения законов формальной логики (см. Логика формальная), но и сохраняет потенциал актуализации при её сопоставлении с другими возможностями (в этом контексте конституируется понятие вероятности (см. Вероятность) как количественной меры возможности: «максимальная вероятность» означает акт превращения возможности в действительность).
  2. Абстрактная возможность, то есть такая, условия реализации которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная возможность, превращение которой в действительность может быть осуществлено на наличном уровне развития предмета.
  3. Обратимая возможность, превращение которой в действительность симметрично трансформирует статус прежней действительности в возможный (фигура маятникообразного взаимопревращения), и необратимая возможность, превращение которой в действительность придаёт прежней действительности статус невозможности.

Термины возможность (dinamis) и действительность (energeia) были введены впервые в «Метафизике» Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существования обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита действительность (то есть наличный, эмпирически данный Космос) представляет собой лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанциального начала (см. Субстанция) как неограниченности возможностей, причём эта возможность обратима (например, ритмические пульсации космизации и апейронизации мира у Анаксимандра, гераклитовский огонь, «мерами разгорающийся и мерами погасающий» и другие).

Наряду с этим в философии элеатов оформляется апория о невозможности возможности, ибо сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из не-сущего (что невозможно). Аналогично в рамках Мегарской школы оформляется идея о том, что возможной является только действительность, ибо вне действительности не может быть возможности («возможностью можно обладать только в акте»). На базе критики означенной аргументации («такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение») выстраивается концепция возможности и действительности Аристотеля. Возможность связывается у Аристотеля с материальным, а действительность — с формальным началами, — под действительностью, таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос. Аристотель интерпретирует взаимодействие возможности и действительности в контексте процессуального изменения бытия («осуществление того, что существует в возможности, есть движение») при безусловном примате действительности («существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально»). Понятия возможность и действительность лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя классификацию суждений — по критерию модальности — на «ассерторические» («суждения действительности»), «проблематические» («суждения возможности») и «аподиктические» («суждения необходимости»).

В средневековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако многочисленные неортодоксальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы возможность и действительность, выходят далеко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интерпретирующего понятия возможность и действительность в контексте модальной онтологии: возможность рассматривается им как сфера концептуальной непротиворечивости, логическая возможность иного мироустройства как альтернатива действительности.

В новоевропейской философии механицизм и радикальная ориентация на естествознание обусловили отрицание объективного существования возможности как случайной (в связи с трактовкой случайности как проявления незнания): «случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть» (Гоббс). У Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей какую бы то ни было возможность, определяет известный тезис о сущем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем. Наряду с этим в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о «конкуренции» между различными возможностями как вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализации той или иной версии бытия.

Критическая философия И. Канта трактует возможность и действительность в качестве априорных категорий модальности: «что согласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно. Что согласуется с материальными условиями опыта (ощущение) — то действительно. То, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо».

В рамках концепции Г. В. Ф. Гегеля осуществлено синтетическое рассмотрение возможности и действительности. Здесь возможность выступает как абстрактный момент действительности: «Возможность есть то, что существенно для действительности, но она существенна таким образом, что она вместе с тем есть только возможность. Реализованная возможность, конституировавшаяся в качестве дейс

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия

ВОЗМО́ЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИ́ТЕЛЬ­НОСТЬ, со­от­но­си­тель­ные фи­ло­соф­ские ка­те­го­рии, ха­рак­те­ри­зую­щие ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие пред­ме­та или яв­ле­ния. Раз­ли­ча­ют ло­гич. воз­мож­ность к.-л. ве­щи, ха­рак­те­ри­зую­щую прин­ци­пи­аль­ную воз­мож­ность её су­ще­ст­во­ва­ния, и ре­аль­ную воз­мож­ность, пред­по­ла­гаю­щую на­ли­чие всех не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий для её осу­ще­ст­в­ле­ния.

Раз­ра­бо­тан­ное Ари­сто­те­лем уче­ние о В. и д., или ак­те и по­тен­ции (лат. actus et potentia – схо­ла­сти­че­ский пер. греч. ἐνέργεια ϰαι δύναμις), яви­лось от­ве­том на апо­рию элей­ской шко­лы, со­глас­но ко­то­рой су­щее (τὀ ὂν) мо­жет воз­ник­нуть ли­бо из су­ще­го, ли­бо из несу­ще­го, но и то и дру­гое не­воз­мож­но, ибо в пер­вом слу­чае су­щее уже су­ще­ст­ву­ет, а во вто­ром – не­что не мо­жет воз­ник­нуть из ни­че­го. Сле­до­ва­тель­но, «воз­ник­но­ве­ние», или «ста­нов­ле­ние» (γένεσις), во­об­ще не­воз­мож­но. Ари­сто­тель ре­шил эту «апо­рию древ­них» вве­де­ни­ем по­ня­тия ак­ци­ден­таль­но­го не­бы­тия и се­ман­тич. де­ле­ни­ем «бы­тия» на «по­тен­ци­аль­ное» (δυνάμει ὂν) и «ак­ту­аль­ное» (ἐνεργείᾳ ὂν) – ста­нов­ле­ние ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ным как пе­ре­ход от пер­во­го ко вто­ро­му. По­ня­тие «В. и д.», как и по­ня­тие «дви­же­ние», не под­да­ёт­ся стро­го­му оп­ре­де­ле­нию, но ус­та­нав­ли­ва­ет­ся с по­мо­щью тех­но­морф­ных и био­морф­ных ана­ло­гий: се­мя – че­ло­век в по­тен­ции, глы­ба мра­мо­ра – из­вая­ние Гер­ме­са и т. д. Су­ще­ст­вен­но со­от­но­ше­ние ме­ж­ду В. и д., с од­ной сто­ро­ны, и фор­мой и ма­те­ри­ей – с дру­гой: со­глас­но Ари­сто­те­лю, ма­те­рия есть чис­тая по­тен­ци­аль­ность, а фор­ма, эй­дос, – дей­ст­ви­тель­ность (энер­гия, или эн­те­ле­хия) ве­щи.

Оп­по­зи­ция В. и д., пер­во­на­чаль­но вве­дён­ная Ари­сто­те­лем для ана­ли­за «воз­ник­но­ве­ния», пе­ре­но­сит­ся за­тем и на др. ви­ды «дви­же­ния». Энер­гия (дей­ст­ви­тель­ность) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вре­мен­ны́м, он­то­ло­гич. и ак­сио­ло­гич. при­ма­том над воз­мож­но­стью, по­вто­ряя, т. о., от­но­ше­ние фор­мы к ма­те­рии: тра­диц. схо­ла­сти­че­ский спор о пер­вич­но­сти «ку­ри­цы или яй­ца» Ари­сто­тель бе­зо­го­во­роч­но ре­шил бы в поль­зу «ку­ри­цы». В сфе­ре при­ро­ды этот прин­цип вы­ра­жа­ет­ся фор­му­лой «че­ло­век ро­ж­да­ет че­ло­ве­ка» или – в об­щем ви­де – «су­ще­ст­вую­щее ак­ту­аль­но воз­ни­ка­ет из су­ще­ст­вую­ще­го по­тен­ци­аль­но под дей­ст­ви­ем су­ще­ст­вую­ще­го ак­ту­аль­но» («Ме­та­фи­зи­ка», 1032 a 25, 1049 b 24) и слу­жит тео­ре­тич. по­сту­ла­том в кон­цеп­ции пер­во­дви­га­те­ля как чис­той энер­гии (дей­ст­ви­тель­но­сти), ак­туа­ли­зи­рую­щей все кос­мич. по­тен­ции.

От ак­та (энер­гии) как про­цес­са («ак­туа­ли­за­ции», осу­ще­ст­в­ле­ния) Ари­сто­тель от­ли­ча­ет энер­гию как осу­ще­ст­в­лён­ность (дей­ст­ви­тель­ность) ве­щи – эн­те­ле­хию: напр., про­цесс строи­тель­ст­ва до­ма и уже по­стро­ен­ный дом пред­став­ля­ют со­бой «ак­туа­ли­за­цию» и «дей­ст­ви­тель­ность» до­ма по от­но­ше­нию к его ма­те­рии и по­тен­ции бы­тия – кир­пи­чам. В пси­хо­ло­гии Ари­сто­тель оп­ре­де­ля­ет «ду­шу» как дей­ст­ви­тель­ность – энер­гию («Ме­та­фи­зи­ка», 1043 а 35 sq.), или эн­те­ле­хию («О ду­ше», 412 а 27), «те­ла, по­тен­ци­аль­но об­ла­даю­ще­го жиз­нью», при­чём в «дей­ст­ви­тель­но­сти» жи­во­го су­щест­ва сов­па­да­ют «фор­маль­ная», «дви­жу­щая» и «це­ле­вая» при­чи­ны, жё­ст­ко про­ти­во­пос­тав­ляе­мые «ма­те­ри­аль­ной» при­чи­не как «по­тен­ции».

В от­ли­чие от Ари­сто­те­ля ме­гар­ская шко­ла ото­жде­ст­в­ля­ла В. и д.: «тот, кто не стро­ит дом в дей­ст­ви­тель­но­сти, не об­ла­да­ет воз­мож­но­стью его стро­ить» (по сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля – «Ме­та­фи­зи­ка», 1046 b 29). Уче­ние о В. и д. бы­ло ус­вое­но не­оп­ла­то­низ­мом (од­но­им. трак­тат Пло­ти­на –«Эн­неа­ды», II, 5).

В ср.-век. фи­ло­со­фии по­ня­тие «В. и д.» рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте со­тво­ре­ния ми­ра «из ни­че­го» (т. е. уже без пред­на­хо­ди­мо­го суб­стра­та, ка­ко­вым у Ари­сто­те­ля все­гда вы­сту­па­ет «ма­те­рия») и со­от­но­ше­ния обу­слов­лен­но­го бы­тия твар­ных ве­щей с без­ус­лов­ным бы­ти­ем Бо­га. Для схо­ла­сти­ки Бог есть чис­тый акт; в нём нет по­тен­ции в ари­сто­те­лев­ском смыс­ле как спо­соб­но­сти стать чем-то, т. е. как не­со­вер­шен­ст­ва и не­до­стат­ка бы­тия. С др. сто­ро­ны, вво­дит­ся по­ня­тие ак­тив­ной по­тен­ции как спо­соб­но­сти де­лать и тво­рить; она вы­сту­па­ет как ат­ри­бут Бо­га. Со­глас­но уче­нию Фо­мы Ак­вин­ско­го, в Бо­ге как са­мо­дос­та­точ­ном бы­тии сов­па­да­ют В. и д. (actio Dei non est aliud ab eius potentia, «Сум­ма тео­ло­гии», I, 25, 1 ad 2). В. и д. со­от­но­си­тель­ны с по­ня­тия­ми сущ­но­сти и су­ще­ст­во­ва­ния: сущ­ность твар­ных ве­щей, на­ли­че­ст­вую­щая в воз­мож­но­сти в «уме Твор­ца», ста­но­вит­ся ре­аль­ной бла­го­да­ря Бо­же­ст­вен­но­му дей­ст­вию, ак­туа­ли­зи­рую­ще­му эту сущ­но­ст­ную воз­мож­ность. В. и д. при­су­щи твар­ным су­ще­ст­вам в раз­ной сте­пе­ни в за­ви­си­мо­сти от их бли­зо­сти к Бо­гу, оп­ре­де­ляю­щей ме­ру их со­вер­шен­ст­ва, т. е. боль­шей ак­туа­ли­за­ции и мень­шей по­тен­ци­аль­но­сти их бы­тия.

Г. В. Лейб­ниц ис­хо­дит из то­го, что «всё воз­мож­ное стре­мит­ся к су­ще­ст­во­ва­нию» (Соч. М., 1982. Т. 1. С. 234), од­на­ко ло­гич. воз­мож­ность к.-л. ве­щи, по­ни­мае­мая как не­про­ти­во­ре­чи­вость, ста­но­вит­ся ре­аль­но воз­мож­ной лишь в оп­ре­де­лён­ном упо­ря­до­чен­ном ми­ро­вом це­лом как со­во­куп­но­сти со­вмес­ти­мых ме­ж­ду со­бой ве­щей. Бог из всех ло­ги­че­ски воз­мож­ных ми­ров вы­би­ра­ет для осу­ще­ст­в­ле­ния наи­луч­ший, со­дер­жа­щий «наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во ре­аль­но­сти», т. е. наи­бо­лее со­вер­шен­ный.

И. Кант ста­вит во­прос о ре­аль­ной воз­мож­но­сти че­го-ли­бо как во­прос о воз­мож­но­сти опы­та, счи­тая В. и д. (на­ря­ду с не­об­хо­ди­мо­стью) ап­ри­ор­ны­ми ка­те­го­рия­ми мо­даль­но­сти, ко­то­рые «нис­коль­ко не рас­ши­ря­ют по­ня­тия» о пред­ме­те, а «вы­ра­жа­ют лишь от­но­ше­ние к по­зна­ва­тель­ной спо­соб­но­сти». Они оп­ре­де­ляют разл. ас­пек­ты со­от­вет­ст­вия по­ня­тия о к.-л. пред­ме­те ус­ло­ви­ям опы­та: воз­мож­ность со­от­вет­ст­ву­ет фор­маль­ным ус­ло­ви­ям опы­та, т. е. то­ж­де­ст­вен­на не­про­ти­во­ре­чи­во­сти, дей­ст­ви­тель­ность от­ве­ча­ет ма­те­ри­аль­ным ус­ло­ви­ям, не­об­хо­ди­мость – все­об­щим ус­ло­ви­ям опы­та.

Н. Гарт­ман в ра­бо­те «Воз­мож­ность и дей­ст­ви­тель­ность» («Möglichkeit und Wirklichkeit», 1938) по су­ще­ст­ву воз­вра­ща­ет­ся к кон­цеп­ции ме­гар­ской шко­лы: ре­аль­ная воз­мож­ность, по­ни­мае­мая как пол­но­та ус­ло­вий, не­об­хо­ди­мых для воз­ник­но­ве­ния дан­но­го яв­ле­ния, ото­жде­ст­в­ля­ет­ся им с дей­ст­ви­тель­но­стью; воз­мож­ность как та­ко­вая име­ет ме­сто толь­ко в об­лас­ти иде­аль­но­го бы­тия (напр., воз­мож­ность разл. «гео­мет­рий» в ма­те­ма­ти­ке), где она от­нюдь не сов­па­да­ет с не­об­хо­ди­мо­стью.

Содержание

сущность категорий — Новости Оптом

Содержание статьи:

Возможность и действительность в философии — диалектические категории, отражающие две ключевые ступени в развитии каждого явления или предмета в мышлении, природе или обществе. Рассмотрим определение, сущность и основные аспекты каждой из них.

Возможность и действительность в философии

Под возможностью следует понимать объективно существующую тенденцию развития предмета. Появляется она на основе тех или иных закономерностей развития предмета. Возможность служит выражением конкретной закономерности.

Вам будет интересно:Философ Франк: биография, личная жизнь, научные труды, философские учения

Действительность целесообразно рассматривать как объективно существующую единую совокупность закономерности взаимозависимости развития предметов, а также всех ее проявлений.

Сущность категорий

В стремлении познать сущность процессов и предметов человек занимается исследованием их истории, обращается к прошлому. С постижением сущности у него появляется умение предвидеть их будущее, потому что общей характеристикой всех процессов развития и изменения, которая связана с их непрерывностью, считается обусловленность будущего настоящим, а еще не возникших явлений — уже функционирующими. Один из аспектов взаимосвязи между объективным образом существующими и появляющимися на базе их явлениями представлен в теории диалектического материализма не чем иным, как связью категорий возможности и действительности в философии.

Возможность как философский термин

Вам будет интересно:Что такое объективизм? Это философия эгоиста или альтруиста?

Возможность отражает потенциальное бытие. Иными словами, категория раскрывает ту стадию развития, движения явлений, когда они существуют исключительно как предпосылки или тенденции, присущие некоторой действительности. Именно по этой причине возможность определяется в том числе как совокупность многообразных аспектов действительности, порождаемых единством, комплекс предпосылок ее изменения, а также превращения в другую действительность.

Действительность и смысл категории

Вам будет интересно:Философия Юнга: кратко и понятно. Карл Густав Юнг: философские идеи

В противоположность возможному, мыслям человека, тому, что может быть, однако еще нет, действительность является ставшим. Другими словами, это реализованная возможность. Действительность служит основой создания новой возможности. Так, действительное и возможное выступают в качестве противоположностей, которые тесно связаны между собой.

Так как любой процесс развития и изменения относится к превращению возможного в действительное, можно сделать вывод, что порождение новой действительностью соответствующих возможностей, взаимосвязь категорий составляет общий закон развития и изменения в области познания и объективного мира.

Исторический аспект вопроса

Вопрос касательно возможности и действительности в философии, их соотношения с глубокой древности был объектом внимания мыслителей. Первую систематическую его разработку можно найти у Аристотеля. Он рассматривал действительное и возможное как всеобщие стороны познания и настоящей жизни, как связанные между собой моменты становления.

Тем не менее в некоторых случаях Аристотель показывал непоследовательность: он допускал отрыв действительного от возможного. Например, в учении о материи, которая является возможностью и способна стать действительностью исключительно посредством оформления, где реализуется та или иная цель, в рассуждениях касательно первоматерии как чистейшей возможности, а также о первых сущностях, выступающих чистой действительностью, можно найти метафизическое противопоставление изучаемых категорий. Следствием здесь служит уступка идеализму в виде учения касательно «формы всех форм», то есть «перводвигателя» мира, бога и высшей цели существующих на планете предметов и явлений.

Представленную антидиалектическую тенденцию философии Аристотеля абсолютизировала, после чего сознательно поставила на службу теологии и идеализму средневековая схоластика. Стоит заметить, что в учении Фомы Аквинского материя считалась неопределенной, пассивной и бесформенной возможностью, которой только божественная идея, иными словами, форма придает объективную действительность в философии. Бог, будучи формой, выступает источником и целью движения, активным началом, а также разумной причиной реализации возможного.

Вам будет интересно:Джон Ролз: биография, личная жизнь, произведения

Тем не менее в Средние века вместе с господствующей имела место и прогрессивная тенденция в философской науке. Она воплощалась в попытках преодолеть непоследовательность Аристотеля и представить форму и материю, действительность и возможность в единстве. Ярким примером возможности и действительности в философии служит творчество Абу-Али Ибн-Сины (Авиценны), таджикского мыслителя Х — XI вв., и Ибн-Рошда (Аверроэса), арабского философа XI I в., в котором нашла воплощение представленная тенденция.

Несколько позднее идею единства рассматриваемых на базе атеизма и материализма развил Дж. Бруно. Он утверждал, что во Вселенной не форма порождает мир, в котором мы живем, действительность, а вечная материя имеет бесконечное многообразие форм. Материю, которая считается первым началом Вселенной, итальянский философ толковал по-другому, нежели Аристотель. Он утверждал, что она есть нечто возвышающееся над противоположностью формы и субстрата, выступающее в то же время как абсолютная возможность и абсолютная действительность.

Взаимосвязь между категориям в мире конкретики

Несколько другое отношение между философскими категориями для обозначения объективной реальности и возможного усматривал итальянский философ Дж. Бруно в мире конкретных вещей. Так, в данном случае они не совпадают, их необходимо различать, что, с другой стороны, не исключает их взаимосвязи.

Названные диалектические идеи метафизическим материализмом XVII — XVIII вв. были утрачены. Они остались в рамках механистического понимания детерминизма вместе с абсолютизацией определенных связей, присущей ему, а также отрицанием объективных особенностей возможного и случайного. Стоит заметить, что понятие возможного сторонники материализма включали в категорию событий, причины которых еще не познаны. Иными словами, они считали возможное специфическим продуктом неполноты людского знания.

Трактовка И. Канта

Интересно знать, что субъективно-идеалистическое определение проблемы возможного и настоящей жизни развил И. Кант. Философ отрицал объективное содержание названных категорий. Он утверждал, что «…различие действительных вещей от возможных есть такое, которое имеет значение лишь субъективного различия для человеческого рассудка». Стоит заметить, что И. Кант считал возможным то, в мысли о чем нет противоречия. Подобный субъективистский подход к действительному и возможному был подвергнут достаточно резкой критике со стороны Гегеля, который развил диалектическое учение о данных категориях, их взаимопереходах и противоположности в рамках объективного идеализма.

Закономерности категорий в философии марксизма

Закономерности взаимосвязи мира, в котором мы живем, и возможного, которые были гениально угаданы Гегелем, получили материалистическое научное обоснование в философии марксизма. Именно в ней действительность и возможность были осмыслены впервые как категории, отражающие некоторые существенные и всеобщие моменты диалектического в соответствии со своим характером развития и изменения объективного мира, а также познания.

Взаимосвязь категорий

Действительность и возможность находятся в так называемом диалектическом единстве. Развитие абсолютно любого явления начинается с назревания его предпосылок, иными словами, с его существования в виде возможности, осуществляемой исключительно в случае наличия конкретных условий. Схематически это можно отобразить как движение от возможности, появляющейся в недрах той или иной действительности, к новому действительному с присущими ему возможностями. Тем не менее такая схема, будучи всякой схемой вообще, огрубляет и упрощает реальные отношения.

В универсальном и всеобщем взаимодействии явлений и предметов любой исходный момент является результатом предшествующего развития. Он превращается в исходный пункт последующих изменений, другими словами, противоположности — действительное и возможное — оказываются в данном взаимодействии подвижными, то есть меняются местами.

Таким образом, став действительностью по итогам реализации возможностей появления при определенных условиях органических форм, заключавшихся, прежде всего, в неорганической материи, жизнь на Земле стала базой, на которой сформировалась возможность появления мыслящих существ. Получив в соответствующих условиях реализацию, она, в свою очередь, стала основой формирования возможностей дальнейшего развития человеческого общества на Земле.

Относительная противоположность

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что противоположность действительного и возможного не абсолютна — она относительна. Данные категории взаимосвязаны. Они диалектическим образом переходят друг в друга. Стоит заметить, что учет диалектических особенностей взаимосвязи действительного и возможного важен как в теории, так и на практике. Качественное своеобразие состояний, которые отражают рассматриваемые категории, предполагает, что надо учитывать представленное различие. «Именно в «методологии»…, — отмечал В. И. Ленин, — нужно различать возможное и действительное».

Рассмотрим идеи В. И. Ленина

Здесь интересно отметить следующее:

  • Чтобы отличаться успешностью, практическая деятельность должна базироваться на действительном. В. И. Ленин много раз обращал внимание на то, что марксизм основывается на почве фактов, но не возможностей. Стоит добавить, что марксист в посылки собственной политики должен ставить лишь бесспорно и точно доказанные факты.
  • Естественно, что человеческая деятельность, связанная с преобразованием действительности должна формироваться с учетом объективно свойственных данной действительности тенденций развития, возможностей. Тем не менее это не дает основания, чтобы игнорировать качественное различие, существующее между возможным и действительным: во-первых, далеко не каждая возможность реализуется; во-вторых, если возможное и становится реальностью, то не нужно забывать, что данный процесс, происходящий в общественной жизни, является подчас периодом острой борьбы сил общества и требует целенаправленной, напряженной деятельности.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели такие понятия, как возможность и действительность, а также несколько примеров из жизни касательно данной темы. В заключение следует отметить, что отождествление разобранных категорий порождает опасную пассивность и самоуспокоенность. Так, понимание диалектики действительности и возможности определяется большим практическим значением, так как помогает находить возможности, которые обоснованы совокупностью реальных отношений, сознательно бороться за абсолютное утверждение нового, передового, а также не создавать беспочвенных иллюзий.

Источник

Возможность и действительность в философии: сущность категорий

Возможность и действительность в философии — диалектические категории, отражающие две ключевые ступени в развитии каждого явления или предмета в мышлении, природе или обществе. Рассмотрим определение, сущность и основные аспекты каждой из них.

Возможность и действительность в философии

потенциальное бытие

Под возможностью следует понимать объективно существующую тенденцию развития предмета. Появляется она на основе тех или иных закономерностей развития предмета. Возможность служит выражением конкретной закономерности.

Действительность целесообразно рассматривать как объективно существующую единую совокупность закономерности взаимозависимости развития предметов, а также всех ее проявлений.

Сущность категорий

В стремлении познать сущность процессов и предметов человек занимается исследованием их истории, обращается к прошлому. С постижением сущности у него появляется умение предвидеть их будущее, потому что общей характеристикой всех процессов развития и изменения, которая связана с их непрерывностью, считается обусловленность будущего настоящим, а еще не возникших явлений — уже функционирующими. Один из аспектов взаимосвязи между объективным образом существующими и появляющимися на базе их явлениями представлен в теории диалектического материализма не чем иным, как связью категорий возможности и действительности в философии.

Возможность как философский термин

настоящая жизнь

Возможность отражает потенциальное бытие. Иными словами, категория раскрывает ту стадию развития, движения явлений, когда они существуют исключительно как предпосылки или тенденции, присущие некоторой действительности. Именно по этой причине возможность определяется в том числе как совокупность многообразных аспектов действительности, порождаемых единством, комплекс предпосылок ее изменения, а также превращения в другую действительность.

Действительность и смысл категории

В противоположность возможному, мыслям человека, тому, что может быть, однако еще нет, действительность является ставшим. Другими словами, это реализованная возможность. Действительность служит основой создания новой возможности. Так, действительное и возможное выступают в качестве противоположностей, которые тесно связаны между собой.

Так как любой процесс развития и изменения относится к превращению возможного в действительное, можно сделать вывод, что порождение новой действительностью соответствующих возможностей, взаимосвязь категорий составляет общий закон развития и изменения в области познания и объективного мира.

Исторический аспект вопроса

мир в котором мы живем

Вопрос касательно возможности и действительности в философии, их соотношения с глубокой древности был объектом внимания мыслителей. Первую систематическую его разработку можно найти у Аристотеля. Он рассматривал действительное и возможное как всеобщие стороны познания и настоящей жизни, как связанные между собой моменты становления.

Тем не менее в некоторых случаях Аристотель показывал непоследовательность: он допускал отрыв действительного от возможного. Например, в учении о материи, которая является возможностью и способна стать действительностью исключительно посредством оформления, где реализуется та или иная цель, в рассуждениях касательно первоматерии как чистейшей возможности, а также о первых сущностях, выступающих чистой действительностью, можно найти метафизическое противопоставление изучаемых категорий. Следствием здесь служит уступка идеализму в виде учения касательно «формы всех форм», то есть «перводвигателя» мира, бога и высшей цели существующих на планете предметов и явлений.

Представленную антидиалектическую тенденцию философии Аристотеля абсолютизировала, после чего сознательно поставила на службу теологии и идеализму средневековая схоластика. Стоит заметить, что в учении Фомы Аквинского материя считалась неопределенной, пассивной и бесформенной возможностью, которой только божественная идея, иными словами, форма придает объективную действительность в философии. Бог, будучи формой, выступает источником и целью движения, активным началом, а также разумной причиной реализации возможного.

Тем не менее в Средние века вместе с господствующей имела место и прогрессивная тенденция в философской науке. Она воплощалась в попытках преодолеть непоследовательность Аристотеля и представить форму и материю, действительность и возможность в единстве. Ярким примером возможности и действительности в философии служит творчество Абу-Али Ибн-Сины (Авиценны), таджикского мыслителя Х — XI вв., и Ибн-Рошда (Аверроэса), арабского философа XI I в., в котором нашла воплощение представленная тенденция.

Несколько позднее идею единства рассматриваемых на базе атеизма и материализма развил Дж. Бруно. Он утверждал, что во Вселенной не форма порождает мир, в котором мы живем, действительность, а вечная материя имеет бесконечное многообразие форм. Материю, которая считается первым началом Вселенной, итальянский философ толковал по-другому, нежели Аристотель. Он утверждал, что она есть нечто возвышающееся над противоположностью формы и субстрата, выступающее в то же время как абсолютная возможность и абсолютная действительность.

Взаимосвязь между категориям в мире конкретики

философская категория для обозначения объективной реальности

Несколько другое отношение между философскими категориями для обозначения объективной реальности и возможного усматривал итальянский философ Дж. Бруно в мире конкретных вещей. Так, в данном случае они не совпадают, их необходимо различать, что, с другой стороны, не исключает их взаимосвязи.

Названные диалектические идеи метафизическим материализмом XVII — XVIII вв. были утрачены. Они остались в рамках механистического понимания детерминизма вместе с абсолютизацией определенных связей, присущей ему, а также отрицанием объективных особенностей возможного и случайного. Стоит заметить, что понятие возможного сторонники материализма включали в категорию событий, причины которых еще не познаны. Иными словами, они считали возможное специфическим продуктом неполноты людского знания.

Трактовка И. Канта

Интересно знать, что субъективно-идеалистическое определение проблемы возможного и настоящей жизни развил И. Кант. Философ отрицал объективное содержание названных категорий. Он утверждал, что «…различие действительных вещей от возможных есть такое, которое имеет значение лишь субъективного различия для человеческого рассудка». Стоит заметить, что И. Кант считал возможным то, в мысли о чем нет противоречия. Подобный субъективистский подход к действительному и возможному был подвергнут достаточно резкой критике со стороны Гегеля, который развил диалектическое учение о данных категориях, их взаимопереходах и противоположности в рамках объективного идеализма.

Закономерности категорий в философии марксизма

новые возможности

Закономерности взаимосвязи мира, в котором мы живем, и возможного, которые были гениально угаданы Гегелем, получили материалистическое научное обоснование в философии марксизма. Именно в ней действительность и возможность были осмыслены впервые как категории, отражающие некоторые существенные и всеобщие моменты диалектического в соответствии со своим характером развития и изменения объективного мира, а также познания.

Взаимосвязь категорий

объективная действительность в философии

Действительность и возможность находятся в так называемом диалектическом единстве. Развитие абсолютно любого явления начинается с назревания его предпосылок, иными словами, с его существования в виде возможности, осуществляемой исключительно в случае наличия конкретных условий. Схематически это можно отобразить как движение от возможности, появляющейся в недрах той или иной действительности, к новому действительному с присущими ему возможностями. Тем не менее такая схема, будучи всякой схемой вообще, огрубляет и упрощает реальные отношения.

В универсальном и всеобщем взаимодействии явлений и предметов любой исходный момент является результатом предшествующего развития. Он превращается в исходный пункт последующих изменений, другими словами, противоположности — действительное и возможное — оказываются в данном взаимодействии подвижными, то есть меняются местами.

Таким образом, став действительностью по итогам реализации возможностей появления при определенных условиях органических форм, заключавшихся, прежде всего, в неорганической материи, жизнь на Земле стала базой, на которой сформировалась возможность появления мыслящих существ. Получив в соответствующих условиях реализацию, она, в свою очередь, стала основой формирования возможностей дальнейшего развития человеческого общества на Земле.

Относительная противоположность

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что противоположность действительного и возможного не абсолютна — она относительна. Данные категории взаимосвязаны. Они диалектическим образом переходят друг в друга. Стоит заметить, что учет диалектических особенностей взаимосвязи действительного и возможного важен как в теории, так и на практике. Качественное своеобразие состояний, которые отражают рассматриваемые категории, предполагает, что надо учитывать представленное различие. «Именно в «методологии»…, — отмечал В. И. Ленин, — нужно различать возможное и действительное».

Рассмотрим идеи В. И. Ленина

Здесь интересно отметить следующее:

  • Чтобы отличаться успешностью, практическая деятельность должна базироваться на действительном. В. И. Ленин много раз обращал внимание на то, что марксизм основывается на почве фактов, но не возможностей. Стоит добавить, что марксист в посылки собственной политики должен ставить лишь бесспорно и точно доказанные факты.
  • Естественно, что человеческая деятельность, связанная с преобразованием действительности должна формироваться с учетом объективно свойственных данной действительности тенденций развития, возможностей. Тем не менее это не дает основания, чтобы игнорировать качественное различие, существующее между возможным и действительным: во-первых, далеко не каждая возможность реализуется; во-вторых, если возможное и становится реальностью, то не нужно забывать, что данный процесс, происходящий в общественной жизни, является подчас периодом острой борьбы сил общества и требует целенаправленной, напряженной деятельности.

Заключительная часть

мысли человека

Итак, мы рассмотрели такие понятия, как возможность и действительность, а также несколько примеров из жизни касательно данной темы. В заключение следует отметить, что отождествление разобранных категорий порождает опасную пассивность и самоуспокоенность. Так, понимание диалектики действительности и возможности определяется большим практическим значением, так как помогает находить возможности, которые обоснованы совокупностью реальных отношений, сознательно бороться за абсолютное утверждение нового, передового, а также не создавать беспочвенных иллюзий.

Возможность и действительность

Возможность
это философская категория, в которой
отражаются предпосылки возникновения
того или иного события, процесса, его
бытие в потенциальном состоянии.

Действительность
– это философская категория, в которой
отражена реализованная на практике
возможность или возможности, т.е. все
то, что объективно существует в мире.
Возможность и действительность тесно
связаны между собой диалектической
связью. Если действительность есть
реализованная на практике возможность,
порождается развитием действительности,
которая выступает основой для формирования
новых возможностей. Действительность
являет собой актуальное бытие, а
возможность – потенциальное бытие,
т.е. будущее, содержащееся в настоящем,
в латентном состоянии.

В категории
«возможность» отражаются предпосылки
возникновения новой действительности,
которые уже имеются в наличном бытии.

Связь между этими
категориями проявляется в том, что
всякая конкретная действительность
содержит в себе возможность своего
дальнейшего изменения и развития, и
всякая конкретная действительность
есть результат реализации ранее
существующей возможности.

Аристотель, античный
философ, характеризовал изменение как
непрерывный переход возможностей в
действительность. Первенство, конечно,
принадлежит действительности, ибо она
объективно содержит в себе все возможности
своего дальнейшего развития, но ни одна
из возможностей не может охватить собой
всю действительность. Другими словами,
действительность определяет любую
возможность наступления событий.

Существует
общепринятая в литературе дифференциация
возможностей: реальные и формальные,
абстрактные и конкретные.

Реальные
– те, которые вытекают из закономерных
тенденций развития.

Формальные
– те, которые обусловлены случайными,
побочными факторами.

Реальные возможности,
в свою очередь, делятся на абстрактные
и конкретные.

Абстрактные
– те, для которых еще не сложились
условия для их реализации.

Конкретные
– те, для реализации которых сложились
или существуют необходимые условия.
Таким образом, реализация возможности
в действительности зависит 1) от природы
и сущности предмета, 2) от условий, в
которых осуществляется процесс развития.

Лекция № 7 тема: философия сознания

План

  1. Сознание как
    проблема философии. Отражение как
    генетическая предпосылка сознания.
    Эволюция форм отражения

  2. Происхождение и
    сущность сознания как общественно –
    исторического явления. Проблема
    идеального.

  3. Духовная жизнь
    общества и общественное сознание: их
    соотношение и сущность.

На протяжении всей
истории философии проблема сознания
привлекала, да и сегодня привлекает
внимание философов, ибо человеческое
сознание влияет на отношение человека
к миру и к самому себе.

Сознание человека
имеет огромные возможности воздействия
на мир и человека, поэтому на сознании
человека лежит огромная ответственность
за настоящее и будущее цивилизации,
своей собственной судьбы.

Философия сознания
– это раздел нашего курса, который
предметом своего изучения имеет такую
специфическую форму бытия как духовное
или духовный мир человека, связанный с
сознанием.

Надо сказать, что
сознание является предметом изучения
многих наук (таких как логика, психология,
биология, антропология, философия и
др.) в силу своей исключительной сложности,
многогранности и значимости.

Философия изучает
сознание под углом зрения выяснения
его происхождения, сущности, его
возможностей и значимости для человека,
его опредмечивания в общественных
состояниях или структурах.

Мы с вами уже на
предшествующих лекциях частично касались
этой проблемы, в частности, во 2-й и 3-й
темах «Философия ее предмет и роль в
обществе» и «Философия бытия». Философское
осмысления сознания нацеливает нас на
выделение двух форм бытия духовного:
а) субъективный дух (или индивидуализированное
бытие духовного, связанного с внутренним
миром человека), основными уровнями
существования которого являются:
сознание, подсознание бессознательное,
самосознание, коллективное бессознательное).
Все это является достоянием отдельного
человека, его психики;

б) объективный дух
(или объективированное бытие духовного,
основными формами проявления которого
выступают формы общественного сознания
(философия, право, политика, искусство,
эстетика, мораль и др.). Они являются
достоянием всего общества в целом, всей
цивилизации, ибо в них отражен весь
человеческий опыт.

Короче говоря, из
всего сказанного следует, что сознание,
будучи неотъемлемым атрибутом
человеческого бытия, носит как
индивидуальный, так и коллективный, как
единичный, так и общий, всеобщий характер,
т.е. сознание дуально (двойственно).
Кроме того, вопрос о включенности
человека обладающего сознанием, в мир,
о тех возможностях и ответственности,
которое налагает сознание на человека
— это далеко не полный перечень философских
аспектов этой проблемы.

Мы должны четко
понять: 1) происхождение и сущность
сознания; 2) что является содержанием
сознания? 3) Почему оно является высшей
формой отражения действительности? Где
истоки мыслей человека? и др.

Философы –
идеалисты

рассматривают сознание как самостоятельную
субстанцию, лежащую в основе материального
бытия или материи и создающее ее.

Философы
материалисты

придерживаются прямо противоположной
точки зрения, полагая, что сознание по
отношению к материи носит вторичный,
производный характер, и эта вторичность,
производность означает следующее:

  1. Сознание возникает
    на конкретно – историческом этапе
    развития материи, т.е. в истории развития
    бытия, материи существовали формы, не
    обладавшие сознанием.

  2. Сознание по
    отношению к материи носит вторичный
    характер, как свойство по отношению к
    своему носителю, т.е. мозгу.

  3. Сознание вторично,
    ибо является высшей формой отражения
    объективного мира, т.е. точно также, как
    образ вторичен по отношению к своему
    оригиналу.

Надо сказать, что
перед философами материалистических
взглядов встала непростая для решения
проблема: каким образом, в ходе эволюции,
из необладающей сознанием материи
возникает материя, наделенная сознанием?

В некоторых
учебниках по данному вопросу, говоря
об идеализме, констатируется, что,
дескать, идеализм «снимает» эту проблему
простой констатацией первичности
сознания по отношению к материи. На
самом деле это не соответствует
действительности.

Вспомните, Платон,
будучи объективным идеалистом, но
диалектиком, полагал, что нельзя понять
сущность идей без их противопоставления
миру материальных вещей, самой материи.
Вот почему именно Платон был вынужден
ввести в философию понятие «материи»
для адекватного объяснения сущности
сознания, «мира идеальных сущностей».

Как же материалисты
разрешили эту не простую, но достаточно
сложную проблему?

Так называемые
«вульгарные материалисты» (Фогт, Бюхнер,
Молешотт) приписывали сознанию, мыслям
человека материальные, вещественные
свойства или признаки. Для них крылатой
стала фраза «Мозг выделяет мысль так —
же, как печень выделяет желчь».

Другие материалисты,
стоявшие на позициях гилозоизма (hyle
– вещество, zol
– жизнь) приписывали всей материи
способность ощущать. Это течение возникло
еще в античности, но особенно ярко
проявилось в философии Нового времени
(Спиноза, Робинэ и др.)

Последующее
развитие философской мысли, особенно
в XIX
в., привело к появлению философии
марксизма, представители которого (К.
Маркс, Ф. Энгельс) доказали, что всей
материи присуще не способность к
ощущениям, а свойство отражения, т.е.
предпосылкой возникновения сознания
является отражение.

Что же такое
отражение с философской точки зрения?

Отражение есть
процесс и результат взаимодействия
двух или нескольких систем, в результате
чего в измененной форме или формах
происходит воспроизведение свойств
или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя
имеет различные уровни организации,
постольку соответственно существуют
различные, историко – генетические
формы отражения. К уровням организации
материи относятся: а) неживая природа;
б) растительный мир; в) животный мир; г)
человеческий мир (социум).

Соответственно
каждому из них по порядку относятся
формы отражения: а) элементарные
формы отражения,
которые
носят пассивный характер; б) раздражимость,
как способность проявления известной
активности в ответ на внешние раздражители;
в) чувствительность
как способность к ощущениям; г) сознание
как свойство высокоорганизованной
материи, свойство человеческого мозга,
отражать действительный мир в идеальных
образах.

В целом, если
сравнить живую природу с неживой, то
обнаружим, что в живой природе организмы
не только получают информацию о внешнем
мире, но и приспосабливаются к его
воздействию. В живом мире чувствительность,
как правило,
уже связана с развитием нервной системы
у животных и пяти органов чувств. Здесь
ощущения
проявляются как способность отражать
отдельные свойства или признаки предметов
и явлений.

С развитием
центральной нервной системы и ее главного
носителя или отдела – головного
мозга

появляется психическая
форма отражения (психика) у животных и
человека. Чем они отличаются друг от
друга?

Прежде всего тем,
что психика
животных

базируется на инстинктах и, как правило,
животные приспосабливаются к окружающей
среде, а психика
человека
,
основным фундаментом которой является
сознание как опосредованная и активная
форма отражения мира, таким образом
оказывает предметно – практическое
воздействие на окружающий мир

2-й вопрос.

Возможность и действительность в философии — Студопедия

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что «действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего». В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.



Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.

Под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность – это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей.



Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.). Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Абстрактные возможности — это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития. Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия. Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности.

На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется. Философское понятие вероятности. Вероятность — это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности. Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, кот. в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности. Мера познания объективных возможностей и условий их реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо только в отношении к законам можно выявлять объективные тенденции развития материальных систем.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как абстрактный момент действительности.

означает в кембриджском словаре английского языка

ВОЗМОЖНОСТЬ | смысл в кембриджском словаре английского языка

Есть ли возможность (что) вы могли бы забрать меня со станции?

Мы могли бы взять дополнительный персонал — это одна из возможностей.
Тезаурус: синонимы и родственные слова
,

определений в кембриджском словаре английского языка

ФИЛОСОФИЯ | определение в кембриджском словаре английского языка

Древнегреческая философия стоицизма


Тезаурус: синонимы и родственные слова
,

Аналитическая философия: примеры и определение

I. Определение

Аналитическая философия основана на идее, что философские проблемы могут быть решены посредством анализа их терминов и чистой, систематической логики. Многие традиционные философские проблемы отбрасываются, потому что их термины слишком расплывчаты, а те, которые остаются, подвергаются строгому логическому анализу.

Например, традиционная философская проблема: «Существует ли Бог?» Различные философские школы предлагали ответы на этот вопрос, но аналитическая философия подходит к нему, говоря: «Что вы подразумеваете под Богом ?» У разных религий совершенно разные представления о том, что означает слово «Бог», поэтому, прежде чем вы сможете подойти к вопросу о существовании Бога, вы должны более четко определить свои термины.

Аналитическая философия больше интересуется концептуальными вопросами — вопросами о значении слов и высказываний и их логическими отношениями, — чем духовными или практическими вопросами, такими как мораль или смысл жизни. Из-за этого фокуса, он имеет репутацию сухого и технического. Аналитические философы в своих аргументах в значительной степени полагаются на словарный запас, предположения и уравнения символической логики.

Преимущество чтения аналитической философии состоит в том, что, как только вы поймете конкретные слова автора и словарь логического анализа, их аргументы должны быть ясными и точными.Вы можете соглашаться или не соглашаться с тем, что они говорят, или находить это интересным, но если вы понимаете их язык, вы должны знать , а точнее , что они говорят, что является преимуществом перед некоторыми другими философскими школами. Если, конечно, вы не верите, что ясный и точный язык не очень хорошо отражает реальность.

Аналитическая философия охватывает все основные отрасли философии — от социальной и политической философии до метафизики и логики. Он определяется больше своим методом , чем каким-либо конкретным набором вопросов, аргументов или точек зрения.И его метод в какой-то степени информирует большинство профессиональных философских аргументов сегодня, особенно в Америке и Англии.

II. Аналитика против континентальной философии

Большинство профессиональных философов сравнивают аналитическую философию с континентальной философией и считают, что обе являются наиболее доминирующими в западной философии. Хотя, конечно, существует много альтернативных стилей философии с чуть меньшим признанием. Аналитическая и континентальная философия не определены на равных; Аналитическая философия определяется с точки зрения ее верований и методологий (основанной на западной системе логики с ее корнями в древней Греции), тогда как континентальная философия относится к широкому разнообразию философий, связанных с континентальной Европой, особенно Францией и Германией.

Однако у континентальных философий, как правило, есть общие общие ценности, которые отличают их от аналитической философии — они меньше беспокоятся о математической логике и больше формируются «гуманитарными науками», такими как философия, психология, социология, лингвистика, история, политология и литературный анализ. Континентальная философия часто имеет дело с такими вопросами, как смысл жизни — вопросы, которые по своей сути интересны, но в то же время и неопределенны. Аналитическая философия избегает таких вопросов, рассматривая их как неразрешимые и плохо сформулированные из-за отсутствия четких определений.

Кроме того, аналитическая философия обычно не связана с политическими вопросами (за явным исключением из аналитической политической философии !). Однако почти каждая отрасль континентальной философии имеет сильные политические наклонности, обычно влево. Континентальные философы, как правило, интересуются социальными вопросами, такими как феминизм, марксизм и странная теория, и пытаются бросить вызов структурам политического угнетения в отношении женщин, расовых меньшинств, бедных и т. Д. Континентальные философы утверждают, что эти проблемы актуальны для всех . отраслей философии, тогда как аналитические философы утверждают, что они не имеют отношения к таким областям, как логика или философия сознания.

III. Цитаты об аналитической философии

Цитата 1

«Истинная функция логики [состоит в том, чтобы показать] возможность до сих пор не подозреваемых альтернатив чаще, чем невозможность альтернатив, которые казались prima facie возможными. Таким образом, хотя он освобождает воображение о том, каким может быть мир, он отказывается принимать законы о том, что это за мир ». (Бертран Рассел)

В этой цитате философ-аналитик Бертран Рассел отвечает на одну из основных критических замечаний аналитической философии — то, что она закрыта и не открыта для возможностей, исследованных континентальной философией.Но правда, говорит Рассел, противоположна; Аналитическая логика позволяет нам увидеть новые возможности для того, каким может быть мир, но никогда не показывает, что одна из них — или . Таким образом, согласно Бертрану Расселу, логический анализ делает нас более открытыми, чем неструктурированные аргументы континентальной философии.

Цитата 2

«Я верю, что в конце столетия использование слов и общеобразованных мнений настолько изменилось, что можно будет говорить о машинном мышлении, не ожидая, что ему будут противоречить.(Алан Тьюринг)

Алан Тьюринг, изобретатель компьютера, никогда не называл себя философом; Сначала он был математиком. И его работа сильно повлияла на развитие аналитической логики. Теоретический a-machine Тьюринга был основой для всех языков программирования, которые мы используем сегодня, и его структура была основана на аргументах формальной логики того времени. Сегодня компьютерные ученые все еще учатся мыслить в четкой, точной, построчной логике, чтобы общаться со своими машинами — мышление аналитиков-аналитиков.Так что Тьюринг был прав: в наше столетие часто говорят о машинном мышлении или «обработке» информации, и это верно по двум причинам. Во-первых, наши машины лучше думают, чем раньше, и, во-вторых, многие наши мысли сегодня имитируют машины!

IV. История и значение аналитической философии

Аналитическая философия была основана группой британских философов, которые согласились, прежде всего, в одном: они не могли выдержать Гегеля.Гегель, весьма влиятельный немецкий философ 19-го века, блестяще теоретизировал об истории, языке и сознании, но он писал неорганизованно, с историческими аргументами, вместо того, чтобы делать систематические, построчные доказательства, предпочитаемые британцы.

Вопреки гибкому, но смутному стилю философии Гегеля, эти британские ученые разработали строгую систему для того, чтобы их аргументы были максимально математически точными. Их усилия породили новую мощную систему логики, которая добилась больших успехов в анализе высказываний и аргументов — область, в которой со времен древних греков прогресс был незначительным.

Аналитическая философия оказалась настолько мощной, что стала оружием во Второй мировой войне. Когда нацисты катились по Европе, британские военные поняли, что их невозможно остановить силой на поле боя. Нацистские технологии были слишком развиты, их население слишком велико, а их отрасли слишком быстры. Если союзники собираются переломить ситуацию, им придется делать это с помощью превосходного интеллекта.

Чтобы перехитрить силы Оси, союзники должны были взломать код Enigma, немецкую технологию, которая считалась неразрушимой.Однако в ходе войны группа математиков и аналитиков, в том числе Алан Тьюринг, собралась в Блетчли-парке, чтобы проанализировать нацистские сообщения и попытаться взломать их код. Благодаря мощной аналитической логике (и некоторой внушительной шпионской работе британских тайных агентов) взломщики кода в Блетчли-Парке успешно создали машину, способную взломать код Enigma, позволяя им заглянуть прямо в сердце нацистской военной машины. Благодаря этой информации, союзники смогли спланировать внезапную атаку в день «Д» и в конечном итоге свергнуть Ось.

V. Аналитическая философия в популярной культуре

Пример 1

Оскароносный фильм Имитация Игра рассказывает о жизни Алана Тьюринга. Фильм несколько несправедливо предполагает, что Тьюринг был одиноким гением, который в одиночку взломал код Enigma, когда на самом деле он был командным игроком с дружелюбной личностью, который работал вместе с другими блестящими мыслителями. Фильм точен, однако, в изображении Тьюринга как гея (но в шкафу) и в том, что он показывает последствия этой ориентации в британском обществе того времени.

Пример 2

Star Trek’s Мистер Спок, кажется, воплощает идеалы аналитической философии. Джин Родденберри, создатель оригинального шоу, был известен своим интенсивным интересом к философии и религии, и он, вероятно, знал о событиях в аналитической философии в 1960-х годах, когда впервые был выпущен Star Trek . Многие атрибуты Спока — его точная речь, его подозрение на эмоции и его невероятная ясность мышления — имитируют идеалы аналитической философии.

.

Что такое философия? | Философский факультет

В буквальном смысле термин «философия» означает «любовь к мудрости». В широком смысле философия — это деятельность, которую люди предпринимают, когда стремятся понять фундаментальные истины о себе, мире, в котором они живут, и их отношениях с миром и друг с другом. Как академическая дисциплина философия во многом совпадает. Те, кто изучает философию, постоянно задают вопросы, отвечают и спорят о своих ответах на самые основные жизненные вопросы.Чтобы сделать такое стремление более систематическим, академическая философия традиционно делится на основные области обучения.

Метафизика

В основе изучения метафизики лежит изучение природы реальности, того, что существует в мире, как оно выглядит и как оно упорядочено. В метафизике философы борются с такими вопросами, как:

  • Есть ли Бог?
  • Что такое правда?
  • Что такое человек? Что делает человека таким же во времени?
  • Разве мир состоит из материи?
  • Есть ли у людей мысли? Если так, то как разум связан с телом?
  • Есть ли у людей свобода воли?
  • Что означает, что одно событие вызывает другое?

Эпистемология

Эпистемология — это изучение знаний.В первую очередь это касается того, что мы можем знать о мире и как мы можем его знать. Типичные вопросы, вызывающие озабоченность в эпистемологии:

  • Что такое знание?
  • Знаем ли мы что-нибудь вообще?
  • Откуда мы знаем, что мы знаем?
  • Можем ли мы быть оправданными, утверждая, что знаем определенные вещи?

Этика

Изучение этики часто касается того, что мы должны делать и что было бы лучше всего сделать. В борьбе с этим вопросом возникают большие вопросы о том, что хорошо и что правильно.Итак, специалист по этике пытается ответить на такие вопросы как:

  • Что хорошего? Что делает действия или людей хорошими?
  • Что правильно? Что делает действия правильными?
  • Является ли мораль объективной или субъективной?
  • Как мне относиться к другим?

Logic

Другим важным аспектом изучения философии являются аргументы или причины, по которым люди отвечают на эти вопросы. С этой целью философы используют логику для изучения природы и структуры аргументов.Логики задают такие вопросы как:

  • Что представляет собой «хорошее» или «плохое» рассуждение?
  • Как мы определяем, является ли данный фрагмент рассуждений хорошим или плохим?

История философии

Изучение философии включает в себя не только формирование собственных ответов на такие вопросы, но также и стремление понять, каким образом люди отвечали на такие вопросы в прошлом. Таким образом, значительная часть философии — это ее история, история ответов и споров по этим самым вопросам.При изучении истории философии исследуются идеи таких исторических деятелей, как:

Платон Локк Маркс
Аристотель Юм Мельница
Aquinas Кант Витгенштейн
Декарт Ницше Сартр

То, что часто мотивирует изучение философии, это не просто ответы или сами аргументы, но то, являются ли аргументы хорошими и ответы верны.Более того, многие вопросы и проблемы в различных областях философии частично совпадают, а в некоторых случаях даже сходятся. Таким образом, философские вопросы возникают практически в каждой дисциплине. Вот почему философия также охватывает такие области, как:

Философия права Философия феминизма
Философия религии Философия науки
Философия разума Философия литературы
Политическая философия Философия искусств
Философия истории Философия языка

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *