§39. Воссоздающее воображение. Психология. Учебник для средней школы.
§39. Воссоздающее воображение
Воссоздающим воображением называется построение образа объекта в соответствии с описанием (или чертежом, схемой и т. п.) этого объекта. Читая в учебнике физики или химии описание какого-нибудь опыта, учащийся должен возможно яснее представить себе расположение предметов и приборов, действия, которые надо произвести, результат этих действий и т. д. Это и есть деятельность воссоздающего воображения.
Рассматривая плоскостной чертёж машины, надо уметь совершенно отчётливо представить себе расположение отдельных частей этой машины в пространстве и взаимодействие их. Это также работа воссоздающего воображения, а именно той его разновидности, которая называется «техническим воображением». Техническое воображение, необходимое в деятельности инженера, техника, квалифицированного рабочего, предполагает уменье, глядя на чертёж, мысленно «видеть» машину, аппарат, деталь, изображённые на этом чертеже.
Особенно большую роль играет воссоздающее воображение при изучении таких наук, объекты которых не могут быть знакомы из личного опыта. Это относится к ботанике, зоологии, географии, в особенности же к истории; события далёкого прошлого, людей тех времён, обстановку, в которой они действовали, можно представить себе только с помощью воображения. Изучение истории, не опирающееся на работу воссоздающего воображения, остаётся на уровне механического запоминания слов.
Недостаточно, однако,— о какой бы науке ни шла речь — воображать себе что-нибудь. Задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным, давать образы, соответствующие действительности.
Эго возможно при наличии двух условий:
1. Нужно уметь правильно понимать те описания схемы, чертежи, от которых отправляется работа воображения.
Чтобы представить себе по чертежу машину, надо уметь «читать чертёж», понимать применяемые в нём способы изображения, знать условные обозначения. Чтобы создать верную картину событий прошлого, надо прежде всего правильно понимать текст исторического описания и рассказа.
2. Нужно иметь достаточный запас наглядных образов из соответствующей области действительности.
В первом параграфе этой главы мы уже говорили о том, что без достаточного материала, полученного в восприятии, невозможна продуктивная работа воображения, и приводили пример неправильных исторических представлений, возникающих от недостатка такого материала.
Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видал и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.
Ярче всего развёртывается деятельность воссоздающего воображения при чтении художественной литературы. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Л Н. Толстого, Горького и других крупных писателей сами собой оживают в воображении читателя, и сама собой развёртывается картина событий, изображаемых автором. Всякий знает, что гораздо легче получить яркие и живые образы прошлого, читая исторический роман или повесть, чем изучая учебник по истории или научное историческое сочинение. Вспомните с этой точки зрения такие произведения, как «Капитанская дочка» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Пётр I» A. H. Толстого. Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его.
Но не всякое чтение художественной литературы является такой школой. Беглое просматривание произведения, преследующее одну цель — узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше»,— не только не развивает воображения, а, наоборот, приучает его бездействовать. Уменье читать художественную литературу требует активной работы воображения, требует, чтобы читатель мысленно «видел и слышал» всё то, о чём идёт речь. Люди, не обладающие этим уменьем, склонны бывают при чтении художественного произведения пропускать описания. Это вполне естественно: для человека с «ленивым воображением» художественное описание должно казаться скучным и ненужным.
Чтобы понять художественное описание, недостаточно понять значение слов и сообразить, о каких предметах идёт речь; необходимо с полной наглядностью представить себе картину, которую развёртывает автор. Мало того. Чтобы эта картина ожила, во многих случаях необходимо дополнить зрительный образ её целым рядом других представлений: слуховых, обонятельных и т. п. Только тогда можно действительно перенестись воображением в ту обстановку, в которую хочет вас перенести писатель, «пережить» её.
Прочтите следующие строчки из данного Тургеневым описания июльского утра:
«Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи; воздух весь напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; ещё свежо, но уже чувствуется близость жара. Голова томно кружится от избытка благоуханий… Вот заскрипела телега… Звучный лязг косы раздаётся за вами».
Чтобы действительно понять эти строчки, надо мысленно «увидеть» и стену дубового леса, блестящую и алеющую на солнце, и зелёный след на побелевшей траве, надо мысленно «услышать» скрип телеги и лязг косы. Мало того, надо представить себе горький запах полыни и медовый запах гречихи и «кашки», представить свежесть утра и начинающую чувствоваться близость жара, представить ощущение «томного» головокружения. Тогда можно действительно пережить то, что пережили бы вы, «бродя на заре по кустам», т. е. действительно перенестись в изображаемую ситуацию.
Искусству читать художественную литературу надо учиться, а овладевая этим искусством, в то же время развиваешь и совершенствуешь своё воображение.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
воображение воссоздающее — это… Что такое воображение воссоздающее?
- воображение воссоздающее
— развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
- воображение активное
- воображение пассивное
Смотреть что такое «воображение воссоздающее» в других словарях:
воображение воссоздающее — (репродуктивное – от лат. re – приставка со значением вновь , снова и producere – производить; буквально – воспроизводящее) – разновидность воображения, имеющее в своей основе создание образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ВОССОЗДАЮЩЕЕ) — мысленное представление предмета, соответствующее заданной схеме, чертежу, рисунку или словесному описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении… … Профессиональное образование. Словарь
воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия
воображение активное — есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь
Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — (англ. imagination) универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально смыслового опыта. В. это… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Готовимся к школе. День за днем. Тетрадь к хрестоматии. В 2-х частях. Часть 1. Осень-Зима. ФГОС, Кубасова Ольга Владимировна. Комплект методических пособий для литературного образования детей старшего дошкольного возраста включает: — хрестоматию с литературными текстами, вопросами и заданиями, а также с… Подробнее Купить за 343 руб
- Готовимся к школе. День за днем. Тетрадь к хрестоматии в 2-х частях. Часть 2. Весна-Лето. ФГОС, Кубасова Ольга Владимировна. Комплект методических пособий для литературного образования детей старшего дошкольного возраста включает: — хрестоматию с литературными текстами, вопросами и заданиями, а также с… Подробнее Купить за 343 руб
- Готовимся к школе день за днем. Тетрадь к хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2. Весна, лето, Кубасова Ольга Владимировна. Комплект методических пособий для литературного образования детей старшего дошкольного возраста включает:- хрестоматию с литературными текстами, вопросами и заданиями, а также с методическими… Подробнее Купить за 292 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «воображение воссоздающее» >>
Воссоздающее воображение — Студопедия
Воссоздающее воображение — это процесс рефлекторного преобразования воспринимаемой устной или письменной речи (слов) в зрительные образы, с пространственной организацией образов в воображении.
В связи с этим, необходимо напомнить вам о том, что мышление бывает непроизвольным (автоматическим) и произвольным (сознательным).
Когда вы в своем воображении сознательно манипулируете зрительными образами — увеличиваете их, поворачиваете, выделяете части, это называется произвольным, сознательным мышлением.
Когда при восприятии речевого высказывания образы сами организуются в вашем воображении, это называется непроизвольным или автоматическим мышлением. Другими словами, в этом случае вашим мышлением управляет речь другого человека. Пример: ворона держит в клюве кусочек сыра.
Мышление бывает прямым и непрямым (опосредованным).
Если вы управляете зрительными образами в своем воображении в полной тишине, не используя слова, это называется прямым мышлением.
Если вы для управления образами в воображении привлекаете внутреннюю речь, то вы управляете образами не напрямую, а с помощью речи, с помощью механизма воссоздающего воображения.
Прямое мышление намного эффективнее хотя бы по той причине, что такое мышление на порядок быстрее. Когда вы управляете образами с помощью внутренней речи, то скорость вашего мышления ограничена скоростью вашего говорения. Это первый важный недостаток «словесного мышления».
Вторым недостатком речевого мышления является то, что в заученных до автоматизма фразах могут содержаться ошибки. В заученных с детства фразах часто «заморожены» ложные связи. Это обычно называется «предрассудком», «заблуждением». Человек мыслящий словами, то есть управляющий образами в воображении с помощью слов, сам себе блокирует понимание вполне очевидных явлений.
В магазинах продаются толстые энциклопедии, в которых разъясняются тысячи «заблуждений» — ложных связей, «замороженных» в устойчивых словосочетаниях в сознании миллионов людей с легкой руки какого-нибудь журналиста с хорошим природным чувством юмора.
В механизме воссоздающего воображения можно выделить два параллельных канала. Первый — канал рефлекторного преобразования существительных слов в зрительные образы. Второй — канал пространственной организации образов в воображении, или канал пространственных операторов.
Существительные рефлекторно преобразуются в зрительные образы: стол, стул, авторучка, яблоко, рубашка.
Глаголы, прилагательные, падежные окончания, предлоги, суффиксы — это пространственные операторы. Их назначение — управление образами в вашем воображении. НА столЕ СТОИТ лампа. ПОД столОМ ЛЕЖИТ кошка. ЧЕРНАЯ чашка. КРАСНАЯ чашка. ЗЕЛЕНАЯ чашЕЧка.
Из двух каналов может быть получено всего четыре комбинации. Четыре варианта работы воссоздающего воображения. Внимательно понаблюдайте за своим воображением и проанализируйте от чего зависит понимание речи и как это происходит.
Вариант первый. Полное понимание. Информация проходит по двум каналам воссоздающего воображения: на столе стоит ваза с красной розой.
Вариант второй. Неполное понимание. Отключен канал пространственных операторов: ложка, листок. (Мозг не знает как пространственно организовать образы)
Вариант третий. Неполное понимание. Отключен канал рефлекторного преобразования слов в зрительные образы: глокая куздра кудрячит бокра. (Мозг готов пространственно организовать образы, но самих образов нет).
Вариант четвертый. Полное непонимание речи. Ватащива рондон дайнгакуно ниход гакубуно гаусэй десу. Блокированы оба канала воссоздающего воображения. Нет ни слов-образов, ни пространственных операторов. Мозг НЕ РЕАГИРУЕТ на данное речевое сообщение. Вы даже не сможете его повторить.
Непроизвольное запоминание и припоминание речи (или текстов) осуществляется на основе механизмов электрической памяти. Когда вы слышите речь, слова речи не только вызывают образы в вашем воображении, но и СОЕДИНЯЮТ их. То есть, образование связи между зрительными образами (электрическая память) происходит автоматически. Пример: на березе, покрашенной в красный цвет, вместо листьев висят конфеты. Слова текста не только возбудили образы в вашем воображении, но и связали их в пространственно организованную картинку. И, именно благодаря автоматическому связыванию образов, вы запомнили эту картинку.
Припоминание речи происходит в обратном порядке. Вы вспоминаете (генерируете) по зафиксированным связям зрительные образы и вновь переводите их в речь. Поэтому текстовая информация пересказывается всегда приблизительно.
СМЫСЛ — это пространственно организованная картинка, возникающая в вашем воображении. Когда человек говорит «я не вижу смысла в вашем высказывании», он имеет ввиду то, что его мозг не смог сгенерировать пространственно организованную комбинацию образов.
Если мы в высказывании «на столе стоит ваза» поменяем местами слова: «ваза стоит на столе», то СМЫСЛ, пространственно организованная комбинация зрительных образов, не изменится.
Занятия мнемотехникой мощно развивают внимание и визуальное мышление — способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное мышление является основой ПОНИМАНИЯ. Если при чтении текста у человека не возникают зрительные образы в воображении, то человек НЕ ПОНИМАЕТ этого текста.
Известно, что мнемонисты очень часто работают художественными и научными редакторами, благодаря сверхнормальной способности понимать текстовую информацию и видеть ошибки и несоответствия в текстах.
Альберт Эйнштейн, человек, безусловно, мыслящий, говорил: «По-видимому, слова языка в их письменной или устной форме не играют никакой роли в механизме мышления. Психические сущности, которые, вероятно, служат элементами мысли, — это определенные знаки и более или менее ясные образы, которые можно произвольно воспроизводить и комбинировать между собой… обычные слова и другие знаки приходится мучительно изыскивать лишь на втором этапе, когда упомянутая игра ассоциаций достаточно установилась и может быть по желанию воспроизведена». Иными словами, речь на известном этапе мышления — это просто механизм для вывода информации из мозга и ввода ее в другой мозг.
При запоминании информации методами мнемотехники вы увидите, что речь нужно подключать лишь тогда, когда возникает необходимость передать информацию другому человеку. Многие образы, используемые для запоминания как вспомогательные, часто вообще нет надобности как-то называть, так как они никогда не выводятся из мозга, достаточно их видеть в своем воображении.
На мой взгляд, значение речи в процессе мышления очень сильно преувеличено в академической психологии. Более того, когда на улице вдруг встречается человек, громко мыслящий вслух, разговаривающий сам с собою — это выглядит очень и очень подозрительно…
Воображение | Словарь психолога
ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения — в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход — представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения — воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:
1) воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;
2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико‑синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:
1) агглютинация‑соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
3) заострение — подчеркивание некоих признаков;
4) схематизация‑сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:
1) воображение пассивное;
2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.
ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ — есть два вида его:
1) воображение творческое;
2) воображение воссоздающее.
ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ — развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.
ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ — характерно созданием образов, кои не воплощаются в жизнь; программ, кои не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из‑за коего человек отказывается от необходимости действовать. Воображение пассивное может быть:
1) преднамеренным — создает образы (грезы), не связанные с волей, коя могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности;
2) непреднамеренное — наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
1) новизна объективная — если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего‑либо, имеющегося в опыте других людей;
2) новизна субъективная — если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений — как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных «лесов», покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль воображения творческого неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.
(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.
В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн) и т. д.
В. — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.
Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.
Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.
В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е — в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.
Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.
Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)
(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)
Воображение в психологии
Воображение — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Но представляем ли мы то, что на самом деле является воображением? В психологии этим словом описывается процесс создания в вашем сознании образа объекта. Это не всегда объект, соответствующий его реальному прототипу. В некоторых случаях картина, созданная в нашем сознании, не соответствует действительности, такой образ называют фантастическим.
Важно помнить, что воображение прочно связано с двумя психологическими процессами: памятью и познанием.Каждый из них в той или иной степени проявляется в разные моменты.
К функциям воображения относятся: представление действительности, формирование плана действий, регуляция эмоционального состояния и когнитивных процессов.
Психология воображения, как и большинство психологических процессов, изучается до сих пор. Однако некоторым ученым удалось научиться. Наибольший интерес для среднего человека может представить описание различных типов этого процесса.
Воображение в психологии делится на несколько видов по двум принципам.Первый принцип — степень осознанности процесса. Легко понять, что в этом случае воображение делится на сознательное и бессознательное. Второй принцип разделения, согласно выполняемой задаче, характерен для информированного воображения: творческий, воссоздающий мечту.
Начать следует с самого простого, а именно с бессознательного воображения. В этом случае воля человека абсолютно не задействована в процессе. Это наиболее характерно для маленьких детей.Взрослые встречаются с ним в основном во сне или в полусне. Для некоторых психических расстройств также характерно бессознательное воображение. В психологии в данном случае говорят о галлюцинациях: человек подсознательно создает образ предмета или вещества и переносит его в реальный мир.
Рекомендовано
Хороший семейный психолог, Москва: отзывы
Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы).Показывает ли нынешняя жизнь в российской столице востребованность профессии «семейный психолог» (Москва)? Обзоры в …
Воспроизведение воображения, наиболее тесно связанного с памятью, так как его задача — точное воспроизведение предметов и картин из прошлого, которые люди видели. Например, когда ученик контролирует, стараясь запомнить, что было написано на доске, когда он сдавал этот предмет, он может мысленно попытаться сыграть перед собой на этой самой доске.
Это можно отнести к попыткам человека представить описание того, чего он никогда не видел. Например, человек, читающий о море, может попытаться представить его на основе своего прошлого опыта и литературных описаний.
А что про творческое воображение говорит психология? Воображение этого типа жизненно важно для художников: писателей, художников, скульпторов … Его также можно разделить на несколько типов: агглютинация — когда изображение создается путем соединения различных частей и качеств, акцент делается на то, когда он построен вокруг одной черты или детали. , а самое сложное — набор текста — создание собирательного усредненного образа.Для творческого воображения важнее всего склад ума, хотя память, конечно, играет роль.
Не забывайте, что научная деятельность во многом основана не только на экспериментах и расчетах. Прежде чем их нарушать, нужно представить себе что-то новое, неизвестное или отвергнутое наукой. Подумайте, какое воображение нужно иметь, чтобы представить, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Конечно, сейчас это общеизвестный факт, но до каждого было очевидно, что Земля — центр Вселенной.
Dreams — это воображение, направленное в будущее, когда человек воображает, что он хочет иметь день или год, которые он хочет сделать.
В целом воображение в психологии — предмет достаточно сложный, требующий всестороннего и подробного рассмотрения. Однако не всем нужно знать все детали. Но общая идея — иметь еще полезный.
.
Воображение в психологии — Психология
Воображение — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Но все ли мы представляем, что такое воображение на самом деле? В психологии этим словом описывается процесс создания образа того или иного объекта в сознании. В этом случае этот объект не всегда будет соответствовать своему реальному прототипу. В некоторых случаях картинки, созданные в нашем сознании, совершенно не соответствуют действительности, такое изображение называют фантастическим.
Важно помнить, что воображение прочно связано еще с двумя психологическими процессами: памятью и мышлением.Каждый из них в разной степени проявляется в разное время.
Функции воображения заключаются в следующем: представление действительности, формирование плана действий, регулирование эмоционального состояния и когнитивных процессов.
Психология воображения, как и большинство психологических процессов, до конца не изучена. Однако кое-что ученым все же удалось узнать. Описание различных типов этого процесса может представлять наибольший интерес для обычного человека.
Воображение в психологии делится на несколько типов по двум принципам. Первый принцип — это степень осознанности процесса. Легко понять, что в этом случае воображение делится на сознательное и бессознательное. Второй принцип разделения по выполняемой задаче характерен только для сознательного воображения: творческое, воссоздающее и мечтательное.
Начать стоит с самого простого, а именно с бессознательного воображения.В этом случае воля человека не участвует в процессе. Это наиболее характерно для маленьких детей. Взрослые встречаются с ним в основном во сне или в полусне. Некоторые психические расстройства также характеризуются бессознательным воображением. В психологии в данном случае говорят о галлюцинациях: человек подсознательно создает образ предмета или существа и помещает его в реальный мир.
Воссоздание воображения наиболее тесно связано с памятью, поскольку ее задача — точно воспроизвести предметы и картинки из прошлого, то есть то, что человек уже видел.Например, когда школьник в диспетчерской изо всех сил пытается вспомнить, что было написано на доске, когда они проходили эту тему, он может попытаться мысленно воспроизвести эту доску перед собой.
Сюда также входят попытки человека описать то, чего он никогда в жизни не видел. Например, человек, читающий о море, может попытаться представить его на основе своего прошлого опыта и художественного описания.
Что психология говорит о творческом воображении? Воображение такого типа просто необходимо людям искусства: писателям, художникам, скульпторам … Его также можно разделить на несколько типов: агглютинация — когда образ создается путем соединения различных частей и качеств, акцент — когда он строится вокруг единичный признак или деталь, а самое сложное — типизация — создание собирательного усредненного образа.Для творческого воображения наиболее важно мышление, хотя память, естественно, играет значительную роль.
Не забывайте, что научная деятельность во многом основана не только на экспериментах и расчетах. Прежде чем в них ворваться, необходимо представить себе что-то новое, неизвестное или отвергнутое наукой. Подумайте, какое воображение вам нужно, чтобы представить, что Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Конечно, сейчас это общеизвестный факт, но раньше всем было очевидно, что Земля является центром Вселенной.
Мечты — это воображение, направленное в будущее, когда человек представляет, что он хочет иметь через день или через год, чем он хочет заниматься.
Вообще, воображение в психологии — довольно сложная тема, требующая всестороннего и детального рассмотрения. Однако не всем нужно знать все детали. Но общая идея все же полезна.
.
Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение
Список образов, которыми человек оперирует в своей жизни, включает не только предметы или явления, существующие в объективной реальности. Это может быть что-то, что раньше не воспринималось непосредственно человеком: далекое прошлое или будущее, места, где этого никогда не бывает и не посещают, живые существа, которых нет во Вселенной. Отвечая на вопрос, что такое воображение, главной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход из реального мира как во времени, так и в пространстве.
Однако бытовые и научные определения человеческих фантазий сильно различаются. В первом случае это просто все нереальное, не соответствующее окружающей нас реальности, а потому не наделенное никаким практическим значением. Ученые не совсем разделяют мнение обычных людей о том, что такое воображение. Его определение с научной точки зрения охватывает все аспекты культурной жизни человека и дает импульс развитию художественного, научного и технического творчества.
О феномене воображения
Человек — единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление .
Говоря о том, что такое воображение в биологии, мы можем сказать, что это когнитивные процессы представления любых будущих событий, основанные на создании новых образов, которые были обработаны в результате восприятия, мышления и знания о мире конкретного человека. полученные в прошлых жизненных ситуациях.Суть любой фантазии — это преобразование объективной реальности, в которой есть предметы и явления, не имеющие точек соприкосновения с реальностью. Именно это явление является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.
О мышлении и воображении
Советский психолог Лев Семенович Выготский назвал эти два процесса близкими как по структуре, так и по функциям. Они характеризуются ими как чрезвычайно родственные, имеющие схожее происхождение и структуру.Говоря о том, что такое воображение в психологии, ученый считал необходимым, незаменимым моментом мышления, особенно творческого, объясняя это тем, что процесс мышления включает в себя как предсказание, так и предвидение событий.
Различные проблемные ситуации заставляют человека думать, фантазировать, формировать в сознании представление о том, что можно сделать, усиливая мотивацию нахождения решения и определения его направления. Степень неопределенности спорных моментов жизни определяет важность роли воображения, которое выполняет свои функции даже при неполной исходной ситуации, дополняя ее продуктами своей деятельности.
Закон эмоциональной реальности воображения Выготского
Говоря о том, что такое воображение в психологии, нельзя не упомянуть его связь с эмоционально-волевыми процессами, называемую, согласно учению Льва Выготского, законом эмоциональной реальности мира. воображение. Основное ее проявление — появление истинных, а не воображаемых эмоций, когда в сознании человека возникает образ. Это способствует реализации желаемого и предотвращению нежелательных психологических воздействий.Например, размышляя о существующей ситуации, человек может испытывать неприятные эмоции при размышлении о конкретном сценарии, что заставляет его искать другие способы решения проблемы.
Продолжая тему того, что такое воображение и фантазия, необходимо упомянуть тот факт, что и то, и другое находится под влиянием человеческих эмоций и чувств. Наиболее яркое проявление этого постулата — частая тревога по поводу не реальных, а воображаемых событий. Правильный способ справиться с этим — изменить воображаемый образ.Это поможет снизить уровень тревожности и снять психологическое напряжение.
«Примерка» на себе опытов других людей помогает формировать и проявлять по отношению к ним такие чувства, как сочувствие или сочувствие. Представляя в уме, делая что-то, их конечный результат, человек побуждает себя их совершить. Яркость изображения напрямую связана с движущей силой, но главную роль играет его реалистичность и значимость.
Воображение — один из значимых факторов, влияющих на всестороннее развитие личности.Идеалы, укорененные в фантазии, к которым стремится человек, пытаясь им подражать, становятся для него образцами, в соответствии с которыми он организует свою жизнедеятельность, личностное и нравственное развитие.
Какие бывают человеческие фантазии?
Ранее мы уже в общих чертах обрисовывали такую фантазию. Определение и характеристики более узкого персонажа напрямую зависят от того, какой это вид в каждом конкретном рассматриваемом случае.
Воображение делится на несколько видов.
По степени целеустремленности может быть:
По результатам:
По степени волевого усилия:
Также воображение индивидуума может быть:
- воссоздавшим;
- креатив;
- реалистично;
- социологический.
Активные фантазии
Отвечая на вопрос «Что такое активное воображение?», Мы можем охарактеризовать его как процесс создания в мозгу человека различных образов, которые реализуются в будущем практическими усилиями и действиями и отражаются в продукты человеческой деятельности.Такая фантазия иногда требует много времени и больших усилий. Тем не менее, способствует повышению творческого содержания и эффективности как трудовой, так и других видов индивидуальной деятельности.
Пассивные фантазии
Говоря о том, что такое пассивное воображение, следует особо отметить, что оно d
.
Типы воображения в психологии — Психология
Люди, места, события и другие образы, которые человек использует в своей жизни, могут быть не только реально существующими предметами и явлениями. Представленные в голове образы создают картины далекого прошлого, в котором человек не мог принять участие, или невероятного будущего. Места, которые люди никогда не посещали и никогда не посетят, люди, животные и другие существа, которых нет в реальном мире — такие изображения на самом деле являются воображением.Но не забывайте, что любые придуманные места, люди и события основаны на ранее полученной информации.
Что подразумевается под воображением в науке и повседневной жизни?
В повседневной жизни и науке такие понятия, как воображение и фантазия, различаются по своей природе. Например, в обычной жизни люди относят все нереальное, невозможное, не имеющее смысла и практического значения к воображению и фантазии. Но на самом деле это в корне неверно, потому что воображение — это основа любой творческой деятельности, и оно влияет на все аспекты культурной жизни человека.Именно благодаря воображению мы можем похвастаться художественным, музыкальным, научным и даже техническим творчеством.
Воображение — вещь полезная, так как помогает человеку строить свое будущее на основе ощущений, восприятия и мышления. Для того, чтобы смоделировать (представить) будущее, человек использует опыт и знания, полученные ранее, за счет чего образуются образы предметов, ситуаций, которые на данный момент не существуют или не произошли, но могут быть позже воплощены в конкретных объектах. сознание.Такая способность как отражение ближайшего будущего, позволяющая действовать в ожидаемой, или, лучше сказать, воображаемой, ситуации, присуща исключительно человеку.
Так что же такое воображение?
Прежде всего, воображение — это познавательный процесс, с помощью которого человек получает возможность моделировать будущее, создавая образы, которые ранее не существовали, на основе полученного опыта или знаний, обрабатывая образы восприятия.
Типы воображения и типы мышления тесно связаны.В науке эти два понятия получили определение «чрезвычайно связанных», поскольку воображение является неотъемлемым элементом мышления, особенно творческого.
Чтобы выйти из любой сложной, нетипичной ситуации, человек использует не только мышление, но и воображение. Чем неопределеннее и сложнее та или иная ситуация, тем больше фантазии включается в работу, часто отодвигая мышление на второй план. Даже если человек не знает определенных данных или процессов, воображение заполнит эти пробелы и смоделирует решение проблемы.Пополнение неполных исходных данных называется продуктом собственного творчества.
Связь воображения и эмоций
Важным аспектом является также взаимосвязь между типами человеческого воображения и эмоционально-волевыми процессами. Этот процесс объясняется тем, что даже когда в голове человека возникают воображаемые образы и ситуации, он может испытывать вполне реальные, а не воображаемые эмоции.
Работает он следующим образом. Например, человеку нужно пройти широкое поле, и он знает, что в этих местах водятся ядовитые змеи.Представление о том, что змея может атаковать и укусить, человека далеко не воображаемое, а настоящий страх. Благодаря этому, через воображение человек начнет изобретать более безопасные способы обойти это поле.
Воображение существенно влияет на силу переживаемых эмоций и чувств. Человек может беспокоиться о мнимых событиях, а не о реальных. И только, опять же, с помощью воображения можно свести страх к минимуму и снять напряжение.
Благодаря воображению человек испытывает чувство сопереживания.Чем ярче и реалистичнее образы, созданные воображением, тем сильнее оно влияет на действие.
Воображение — один из основных факторов, влияющих на формирование человека как личности. Идеалы, принципы и взгляды — это воображаемый образ, которому человек стремится соответствовать. Эти воображаемые отношения являются примером человеческой жизни и развития
.