Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитаня. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания
Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу личности) Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание пед. поддержки во всестоон. развитии. Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.
Принципы целостного педагогического процесса как отражение его основных закономерностей. Единство и взаимосвязь принципов в целостном педагогическом процессе. Гуманизм как основа принципов.
Принципы обучения. Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч. 1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у. 2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием. 3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности. 4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.5. Принцип наглядности.6. Принцип доступности обучения. 7. Принцип прочности рез. Обучения .8. Принцип связи обучения с жизнью. 9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся.
Понятие о воспитании
Воспитание
в социальном смысле
В широком социальном
смысле воспитание
— это передача накопленного опыта
(знания, умения, способы мышления,
нравственные, этические и правовые
нормы) от старших поколений к младшим.
В узком социальном
смысле под воспитанием
понимается направленное воздействие
на человека со стороны общественных
институтов с целью формирования у него
определенных знаний, взглядов и убеждений,
нравственных ценностей, политической
ориентации, подготовки к жизни.
Воспитание
в педагогическом смысле
В широком
педагогическом
смысле воспитание
— это специально организованное,
целенаправленное и управляемое
воздействие коллектива, воспитателей
на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое
в учебно-воспитательных учреждениях и
охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.
В узком педагогическом
смысле воспитание
— это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных
воспитательных задач.
Влияние
воспитания на развитие личности
Роль воспитания
оценивается по-разному — от утверждения
его полной бессмысленности (при
неблагоприятной наследственности и
плохом влиянии среды) до признания его
единственным средством изменения
человеческой природы. Воспитанием можно
добиться многого, но полностью изменить
человека нельзя.
Важнейшая
задача воспитания
— выявление склонностей и дарований,
развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями человека, его способностями
и возможностями.
Зависимости
воспитания от степени развития
Специальные
исследования показали, что воспитание
может обеспечить развитие определенных
качеств, только опираясь на заложенные
природой задатки. Воздействуя на развитие
человека, воспитание само зависит от
развития, оно постоянно опирается на
достигнутый уровень развития.
Цели и методы
воспитания должны соответствовать не
только уровню развития, уже достигнутому
ребенком, но и «зоне его ближайшего
развития». Только то воспитание признается
хорошим, которое идет вперед развития.
Формирует личность воспитание, ведущее
за собой развитие, ориентирующееся на
процессы, которые еще не созрели, но
находятся в стадии становления.
См.также: Закономерность
физического и духовного воспитания
Виды и классификация воспитания, цели воспитания Умственное воспитание
Цель воспитания
— это то, к чему стремится воспитание,
будущее, на достижение которого
направляются его усилия.
Сегодня главная
цель средней школы
— способствовать умственному,
нравственному, эмоциональному и
физическому развитию личности,
всемерно раскрывать ее творческие
возможности.
Сознательное
усвоение системы знаний содействует
развитию логического мышления, памяти,
внимания, воображения, умственных
способностей, склонностей и дарований.
Задачи умственного
воспитания:
усвоение определенного
объема научных знаний;формирование
научного мировоззрения;развитие умственных
сил, способностей и дарований;развитие
познавательных интересов и формирование
познавательной активности;развитие потребности
постоянно пополнять свои знания,
повышать уровень подготовки.
понятие, формы, методы — Студопедия
Воспитание –это процесс воздействия на поведение человека, это система мер, направленных на интеграцию в сознании людей, политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности, как мировой, так и национальной правовой культуры.
Правовое воспитание в широком смысле – представляет собой весь процесс формирования правосознания и правовой культуры под влиянием различных социальных факторов.
Правовое воспитание в узком – это систематический управляемый процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных средств и методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры
Содержание правового воспитания:
Приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности и выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание включает в себя элементы:
1)Субъекты воспитания (органы гос-ва, гос. служащие, политики, преподаватели)
2)Объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы)
3)Содержание воспитания
4)Методы воспитания
Формы правового воспитания:
1)Нравственно – правовое воспитание ребенка в семье
2)Изучение основ правоведения в общеобразовательных школах и иных учреждениях
3)Профессиональное юридическое образование
4)Самообразование (собственный анализ правовых явлений)
5)Правовой всеобуч (работа специальных правовых семинаров)
6)Правовая пропаганда СМИ (распространение правовых идей и правовых требований среди населения, посредством телевидения, радио, иных СМИ, это беседы на правовые темы, круглые столы специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам, тематические передачи)
7)Массовая воспитательная работа с гражданами по месту жительства:
· Лекционная пропаганда
· Лекторий по юридической тематике
· Недели правовых знаний
· Научно практические конференции
8)Работа с молодежью – школьные правовые олимпиады, диспуты на тему права и морали, кружки молодого юриста
9)Юридическая практика – способствует передачи юридической информации, знаний, посредством участия граждан в процессе и прежде всего, в правоприменительной деятельности.
10)Издание литературы по юридической проблематики (комментарии законов, юридические практики, брошюры).
11)Создание и распространение компьютерных баз данных (Консультант+)
Методы правового воспитания –совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры.
1)Метод убеждения
2)Метод поощрения
3)Метод принуждения
4)Метод рекомендации
Правовое воспитаниедолжно осуществляться на следующихпринципах:
1)Связь с юридической практикой, с жизнью
2)Научность
3)Яркость и образность
4)Правдивость
5)Ориентация на укрепления законности, повышение авторитета закона
6)Выработка знания действующих норм и умения ими пользоваться
Правовой нигилизм, недооценка правового воспитания – затрудняет процесс воспитательной работы.
61. Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
Правомерное поведение –социально полезное поведение, волевое, осознанное поведение субъектов права соответствующие предписаниям и гарантированное государством. Правомерное поведение отвечает интересам общества, государства, отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством.
Признаки правомерного поведения:
1)Социальная полезность поведения
2)Волевой, осознанный характер, проявляющийся в выборе варианта действий, в соответствии со своими интересами и потребностями
3)Подконтрольность государству (гарантированность государством – обеспечение охраны)
4)Соответствие правовым предписаниям
5)Влечет юридические последствия
Правомерное поведение имеет структуру (Краснов и Власенко):
1) субъект правомерного поведения – право и дееспособное лицо
2)объект – общественно полезный результат
3)Объективная сторона – действие\бездействие, не противоречащее праву
4) субъективная сторона – позитивные цели, мотивы, установки.
Виды правомерного поведения:
1)По степени социальной значимости:
· Необходимое – соблюдение запретов и выполнение обязанностей (уплата налогов, служба в армии)
· Желательное поведение – использование субъектом права на участие в выборах, заключение брака (гос-во заинтересовано)
· Допустимое поведение – государство не заинтересовано в данном поведении, но допускает его (развод, неявка на избирательный участок, отправление религиозных культов – Власенко относит в допустимое поведение)
2)В зависимости от субъектного состава:
· Индивидуальное
· Коллективное
3)По форме реализации:
· Соблюдение (не совершать преступление)
· Исполнение (уплата налогов)
· Использование (получение образования)
4)По субъективной стороне:
В зависимости от его мотивов, в соответствии с которыми оно подразделяется на:
— социально активное правомерное поведение (осознанное, инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержания правопорядка, законности, направлена на защиту интересов государства, общества и личности. В данном случае субъект предпринимает действие по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются субъектом, как объективно-необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности и устремления. Данный вид поведения наиболее желательный в обществе, потому что субъект действует на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения).
— социально пассивное поведение – это когда субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий без активности, равнодушно соблюдают законы, хотя внутренне могут быть с ними не согласны.
— привычное поведение. В основе данного поведения лежит привычка субъекта к соблюдению и исполнению нормы права, следование усвоенным правовым идеям для человека становится само собой разумеющимся постоянно повторяющимся действием. Привычное поведение формируется под воздействием семейного, иного воспитания, сложившихся правил, стереотипов, традиций.
-конформистское поведение – стремление к единообразию, соответствию, поступаю как все. Оно выступает как следствие, приспособление личности к внешним обстоятельствам пассивного соблюдения норм права, в силу подчинения своих действий, либо бездействия, поведению окружающих по инерции. Это ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая у субъекта еще не сформировалась.
— маргинальное поведение – личность по разным мотивам, например, личных расчетов, страха перед ответственностью, либо боязни осуждения со стороны окружающих, понимания выгодности законопослушания, соблюдает нормы права, но его индивидуальное правосознание находится в противоречии с теми нормами права, которые субъект соблюдает. Данный вид поведения наименее значимый для общества и государства.
Понятие цели воспитания — Студопедия
Глава 3. Целеполагание в педагогике
Проблема научного обоснования цели воспитания обуславливается объективной зависимостью между осознанием личностью цели деятельности и достижением ее результатов.Чтобы добиться успеха, надо знать к чему стремиться, чего надо достигать. При этом обеспечивается активность, целенаправленность, плановость самой деятельности, что и является условием результативности деятельности.
Цель(как научное понятие) – это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.
Отмечая эту особенность цели, К. Марксписал, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.
В физиологии (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) имеется понятие модели потребного будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата, который, в свою очередь, и определяет отбор целесообразных действий и средств для его достижения.
Под целью воспитанияследует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни и труду. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Объективный характерцели воспитания (в широком социальном смысле слова) заключается в ее соответствии представлению общества об идеале человеческой личности и нравственно-правовым требованиям социума к личности. Цель воспитания определяется потребностями общественного развития и зависит от уровня развития производительных сил и общественных отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ и духовной деятельности людей.
Цель воспитания носит исторический характер,так как на всех исторических этапах развития человечества воспитательная цель определялась интересами правящих классов общества. Так, при первобытнообщинном строе, когда не было классового деления, целью воспитания было простое обеспечение существования человека. В эпоху феодализма, крепостного права в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения.В этой связи много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. В настоящее время целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы гуманизма, демократии, свободы, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о мире, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер; ведется борьба с авторитарным подходом в воспитании, общении; методы взысканий и наказаний используются все реже (физическое наказание в современной школе недопустимо).
Многовековая история социального развития показывает, что в качестве идеала воспитания в обществе выступала всесторонняя и гармонично развитая личность.
3к.филол.—————-Выдвижение в воспитательной практике целевой установки на развитие всесторонней и гармоничной личности указывает на объективный и исторический характер цели общественного воспитания. Идея всестороннего развития личности имеет древнюю историю. Она зародилась в античной Греции и принадлежит древнему греческому философу-педагогу Аристотелю.Он обосновал, что целью воспитания выступает развитие высших сторон души личности – разумной и волевой; природа дает человеку лишь зародыш способностей; необходимо развивать их посредством физического, нравственного, умственного воспитания. Достижение всесторонне развитой личности предполагает, что процесс воспитания осуществляется по основным направлениям, соответствующим условно выделенным сферам личности: сознанию, потребностно-мотивационной, практико-деятельностной. Воспитание гармонично развитой личности означает, что все указанные сферы личности должны формироваться в тесной связи между собой и обеспечивать становление целостной личности (гармония в переводе с греческого языка означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое целое.).
В современной образовательной теории и практике проблема разработки и реализации воспитательной цели – всестороннее и гармоничное развитие личности – является центральной.
Во всестороннем и гармоничном развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание.Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение, в том числе, компьютерное; овладение современными достижениями техники.
Велика роль и нравственного воспитанияв развитии и формировании личности. Действительно, прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается личностному духовному росту, приобщению молодежи к сокровищам культуры, формированию у нее высокихэстетических чувстви качеств, что соответствуетэстетическому воспитанию.
Таким образом, основными структурными компонентами всестороннего и гармоничного развития личности являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в разнообразную социально-значимую деятельность и производственный труд.
Рассматривая проблему научного обоснования цели воспитания, важным является представление таксономии или иерархии воспитательных целей.
Цели воспитания делятся на:
1) общую (генеральную) цель, которая указывает общее направление воспитательной деятельности всех учреждений образования; определяет характер педагогического воздействия на растущую личность. В ходе общественного развития может возникать необходимость уточнения этой общей цели;
2) частные (рабочие)цели, связанные с решением определенных воспитательных задач на том или ином этапе формирования личности;
3) конкретные (оперативные)цели, в качестве которых могут выступать цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия или любой другой формы организации учебно-воспитательного процесса; эти цели направлены на формирование у учащегося определенных знаний, конкретных способов мышления и деятельности, опыта творческой работы, отношений;
4) личныецели – это целевые установки каждого участника педагогического процесса; в процессе обучения и воспитания учащихся педагог, с одной стороны, должен учитывать их личные цели для придания образовательному процессу гуманистического, личностно-ориентированного характера; с другой стороны, должен включать воспитанников в формирование собственных целей, обучать их способам разработки целевых установок и проектов деятельности по их достижению. Лично осмысленная и значимая для человека цель всегда отвечает его потребностям и интересам и является средством включения личности в деятельность, что и обеспечивает ее эффективное развитие.
Добро пожаловать в Parenting Concepts! — Концепции воспитания
Уважаемые родители,
Часто ли вы чувствуете себя подавленным из-за требований ваших детей?
Вы когда-нибудь задумывались, является ли ваш ребенок или ваша семья «нормальными»?
Вы иногда теряетесь в поведении ребенка?
Вы когда-нибудь сомневались в своих родительских способностях или даже чувствуете, что иногда трудно чувствовать связь и близость со своими детьми?
Я основал Parenting Concepts , чтобы помочь родителям и другим опекунам лучше понять мир и потребности своих детей и разобраться в непонятном поведении своих детей.В то же время я побуждаю родителей заглянуть внутрь себя и увидеть свою роль в динамике взаимоотношений между детьми и родителями, чтобы получить более удовлетворительный и позитивный опыт общения со своими детьми. Моя цель — не просто научить различным инструментам и техникам, но и сделать шаг глубже и понять концепции и идеи, лежащие в основе такого поведения или семейной динамики. Понимая и интегрировав мои родительские концепции , вы сможете стать родителем, которым всегда хотели быть , и дать своим детям домашнюю среду, в которой они нуждаются, чтобы процветать в будущем.
Надеюсь, мой сайт вас вдохновит и обогатит!
С уважением,
Эли Вайс — Концепции воспитания
.
Концепции воспитания навыков воспитания
Серия «Воспитание как отношения»:
Изучай своих детей | Родители как люди | Секретный инструмент обучения
Навык воспитания основан на трех концепциях воспитания. Эти концепции определяют убеждения родительской программы «Родительские навыки». И понимание этих концепций является неотъемлемой частью не только понимания программы, но и понимания отношений между родителями и детьми.
Итак, зачем ждать так долго, чтобы опубликовать их, если они такие цельные?
Короткий ответ: вы до сих пор следили за блогом, поэтому теперь вы более восприимчивы к тому, как эти концепции улучшают отношения между родителями и детьми (по крайней мере, это идея :)].
Длинный ответ: представленные концепции воспитания всегда были встроены в сообщения. Идея заключалась не в том, чтобы засыпать вас всеми техническими материалами, прежде чем вы получите возможность узнать меня как писателя и блогера, а в том, чтобы дать вам шанс увидеть, что я здесь, чтобы помочь вам, родитель.Я хочу, чтобы вы знали, что я на вашей стороне. Концепция воспитания не была разработана для того, чтобы ругать ваше воспитание. Эти концепции были разработаны, чтобы помочь вам построить прочную, менее разочаровывающую и более полноценную связь с вашим ребенком.
Три концепции воспитания в учебной программе «Родительские навыки»:
1. Воспитание — это тяжело.
2. Все дети разные
3, иметь отношения со своим ребенком
Идеи дисциплины, построения отношений, воспитания детей и получения поддержки охватываются этими тремя основными концепциями.Эти концепции также основаны на том, что я считаю эффективным воспитанием детей:
«Эффективное воспитание относится к выполнению обязанностей по воспитанию детей и обращению с ними таким образом, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к полной реализации своего человеческого потенциала. Это стиль воспитания детей, который увеличивает шансы ребенка стать самым способным человеком и взрослым, каким он или она может быть ». (Источник)
Эффективное воспитание для целей программы «Навыки воспитания» означает, что родитель понимает следующие идеи:
- — присутствует родитель
- — Родитель пытается решить проблему]
- — Родитель использует дисциплину как средство обучения
- — Родители открыты и гибки
- — Родитель, который верит в свои силы (Ребенка; семьи; самих себя)
Давайте рассмотрим каждую концепцию воспитания индивидуально:
Воспитание — это тяжело
Ну да, да? Самую простую концепцию воспитания труднее всего понять.Многие родители иногда отвергают эту истину. Ключ к эффективному воспитанию детей лежит в понимании того, что они не сверхчеловеки; быть родителем сложно. Но как вы можете помнить об этой концепции воспитания детей, когда вы пережили повседневную жизнь, наполненную разочарованиями, напряженным графиком, усталостью, работой, детьми и т. Д. Помните следующее:
- Знайте свои потребности и ограничения в качестве материнской компании: Признайте свои сильные стороны; активно работать над своими слабостями; иметь реалистичные ожидания в отношении себя, своего супруга и детей.Забота о себе не эгоистична. Если ты не в порядке, как ты можешь быть рядом с кем-то еще ?!
Все дети разные
Часто родители предполагают, что дети определенного возраста такие же; чтобы дети проходили одни и те же фазы в одно и то же время; или что все дети видят / переживают вещи одинаково. Эта концепция воспитания требует от родителей сделать одну важную вещь: признать, что каждый ребенок уникален. Когда вы чувствуете, что эта концепция воспитания уходит из вашего сознания, попробуйте подумать об этом:
- Будьте гибкими и будьте готовы изменить свой стиль воспитания: Разочарования и разочарования — обычная часть воспитания.Однако, когда их станет больше, чем триумфов и успехов, взгляните на свои ожидания от ребенка. Родителям может быть полезно прочитать об определенных формах поведения / стадиях развития или поговорить с другими родителями (предупреждение системы поддержки !!) или специалистом по развитию ребенка (если поведение кажется более серьезным).
Поддерживайте отношения со своим ребенком
Вы, наверное, устали от того, что я продолжаю и налаживаю отношения с вашим ребенком ! Но это одна из самых важных концепций воспитания, которую необходимо усвоить.В возрасте от 1 дня до 25 лет все дети процветают благодаря здоровым отношениям. Однако иногда родители позволяют поведению ребенка определять отношения. Отношения, на развитие которых вы тратите время с ребенком (независимо от того, начинаете ли вы его с рождения или осознаете это и начинаете в подростковом возрасте), будут определять не только количество головных болей, которых вы можете избежать, но они также будут способствовать его развитию. Дети, у которых есть прочные отношения со своими родителями, лучше справляются с преодолением вех в развитии и учатся использовать родителей как хранителей чувств, чтобы справиться с трудностями.Одна вещь, которая поможет вам запомнить эту концепцию воспитания:
- Повышайте самооценку ребенка: Избегайте громких заявлений или использования слов как оружия. Резкие комментарии наносят урон точно так же, как и физические удары. Тщательно подбирайте слова и проявляйте сострадание. Пусть ваши дети знают, что все делают ошибки и что вы все еще любите их, даже если вам не нравится их поведение. Практическое правило: хвалить, поощрять и направлять!
Забавно, не правда ли? Эти концепции не являются техническим, клиническим жаргоном, который пролетает над вашей головой.Это очень простые концепции. И я могу поспорить, что вы уже знали об этом, не так ли?
Конечно, да! Опять же, идея концепции воспитания заключается в том, чтобы взять то, что родители уже знают, и помочь им использовать это в своей повседневной жизни, а не держать это в голове и реагировать на возникающие ситуации. Идея состоит в том, что если вы будете практиковать эти концепции ежедневно, вы будете готовы справиться с разочарованиями, которые возникают у ваших и вас детей.
Понравились ли вам концепции воспитания? Поделитесь своими мыслями в комментариях!
.
Последний прием для родителей — передать самые сложные части на аутсорсинг
Если у вас есть деньги, почти каждую головную боль родителей можно решить, наняв аутсорсинг специалисту. И на это я говорю: а почему бы и нет?
Воспитание уже не то, что было раньше.
Совсем недавно, пару десятилетий назад, концепция «воспитания» не существовала. Люди собирались вместе, рожали детей и по большей части воспитывали своих детей более или менее так, как они были воспитаны.Кое-где был прогресс — законы о детском труде, Улица Сезам, , ремни безопасности, детский сад с полным рабочим днем и т. Д. — но большинство молодых родителей просто запутались, придумывая это по ходу дела или поправляясь. -смысловой совет бабушки и дедушки или их врача.
Сегодня, однако, совсем другая игра. Дело не только в количестве информации, доступной во всех мыслимых формах — книги, видео, веб-сайты, родительских групп в Facebook , онлайн-курсы, влиятельные лица в Instagram с их шестью наборами очаровательных близнецов и искренними подписями к эссе на «Реальные проблемы» семейной жизни — это тот факт, что, если у вас есть деньги, почти каждое головокружительное родительское болото теоретически может быть решено с привлечением специалиста.
То, что началось с консультантов по грудному вскармливанию и тренажеров сна для младенцев (теперь почти стандартное), стало быстрорастущей отраслью экспертов. В городе, где я живу, я могу нанять консультанта, который придет ко мне домой и даст моей семье индивидуальный совет по всем вопросам — от экранного времени моего ребенка, диеты и предпочтений в еде до приучения к туалету, истерик и уровня тревожности. Существуют групповые программы и индивидуальные тренеры, которые научат вашего ребенка ездить на двухколесном транспортном средстве, определять время, успокаиваться во время стресса, медитировать и даже завязывать шнурки.Хорошо, я шучу насчет последнего, но там — это уроков на YouTube. Я знаю, потому что смотрел их. (Если вы спросите меня, метод двух петель работает лучше всего.)
5 секретов ухода за младенцами от любимой няни Голливуда До того, как у меня появились дети, я очень критически относился к перспективам консультантов, потому что меня, как и многих людей моего поколения, воспитывала почти исключительно мама. Как и у большинства мам ее поколения, у моей не было доступа к экспертам. У нее была одна книга, Dr.Спок, вот и все. Как жена домработницы коммивояжера, живущего с двумя крошечными дочерьми посреди сельской местности, у моей матери едва было друзей, не говоря уже о помощи . У нее даже Интернета не было! Меня заставляет содрогаться от одиночества при мысли о том, насколько изолированной и смущенной она, должно быть, чувствовала себя, не имея возможности задать в Google такие важные вопросы, как: «Может ли 18-месячный ребенок обезвоживаться от слюни?»
Как и в случае с наиболее ясными и твердыми суждениями, вынесенными мной до отцовства, когда я испытал в полной мере реальность материнства, я был вынужден пересмотреть свою позицию.Я стал гораздо более снисходительным, но, что наиболее важно, я перестал судить о том, как родители решают передать свои обязанности сторонним организациям. Потому что давайте посмотрим правде в глаза: хотя все эти вещи имеют решающее значение, многие из них до безумия сложны и просто отвратительны. Приучение к туалету , например, просто обуза. В этом нет ничего веселого, кроме того, что все закончилось. Никто не находит удовольствием соскребать фекалии с внутренней части брюк мини-смокинга в туалете модного ресторана во время свадебного приема их сестры (как это сделала недавно я).
Я сам не нанимал экспертов, и это было чем-то очень самодовольным, пока я, подумав, не понял, что это произошло потому, что мы наняли няню на полный рабочий день вместо этого. Мы с мужем небогаты, и это было серьезным финансовым трудом, но мы чувствовали, что должны это сделать, чтобы я могла продолжать работать фрилансером без пособий по беременности и родам. Я работаю дома, что во многом облегчило нашу ситуацию (например, кормление грудью), но теперь я понимаю, что самым большим преимуществом из всех является то, что наша няня была невероятно опытной и научила нас всему, что нам нужно было знать, показывая нам как это сделать.Она показала мне, как пеленать моего ребенка, и научила его брать бутылочку. Она знала признаки , что он был готов к отлучению от груди , и на своем примере продемонстрировала лучший способ воспитывать упрямого малыша (держаться твердо и никогда не увеличивать). Самое главное, что когда мы с мужем просто не могли или отчаянно не хотели что-то делать сами, она делала это за нас. Эта экстраординарная привилегия — возможность время от времени уклоняться — облегчила переживание нового материнства больше, чем что-либо другое.Это вполне могло спасти и мой рассудок, и мой брак. Хотя это было финансово наказуемо, я все же убежден, что это стоило каждого до последнего цента.
Сказав это, я полагаю, что аутсорсинг, будь то в форме консультантов или опытного ухода за детьми на дому, подходит не всем, не говоря уже о большинстве людей. Это безумно дорого, и поколения людей придумали, как обойтись без него, так что ни на секунду не расстраивайтесь, если вы не можете себе это позволить или чувствуете, что он не для вас. Точно так же, если вы — молодой родитель, который недавно оказался в зарослях, казалось бы, неразрешимой загадки, будь то приучение к туалету, бессонница или необъяснимый внезапный аппетит вашего ребенка к окуркам в песочнице, просто помните, что старая пила о том, что «взять деревню», чтобы вырастить ребенка, — истина золотого стандарта.Да, у молодых родителей сегодня есть ресурсы, такие как BabyCentre и Today’s Parent , просто нажав на них, но ни один веб-сайт не может положить руку вам на плечо, когда 4 часа утра, и каждый человек в вашем доме плачет и говорит: «Ты делаешь отличная работа, это действительно сложно. А теперь ложись и позволь мне ненадолго занять свое место ».
Только другой человек может это сделать. Если это не мать, не тетя, не сестра или не сосед, скорее всего, вы заплатите кому-нибудь. А если вы не можете позволить себе платить, вот что вы можете сделать: спросите.Когда вы сломлены, боретесь и исчерпали себя, помните, что ваши друзья и семья помогут вам, если вы попросите. Есть также горячие линии и телефоны доверия, а также врачи и консультанты, которые ответят, если вы позвоните, потому что это их работа — помогать. Современное воспитание настолько безумно, сложно, забавно, приносит удовлетворение и беспощадно, что в какой-то момент каждому нужно каким-то образом передать его на аутсорсинг. Уловка, как говорят эксперты, состоит в том, чтобы выяснить, что работает для вас.
Подробнее:
Я люблю своих детей, но не люблю воспитывать детей — и знаю, что я не один.
Спросите консультанта по сну: что родители должны знать о режиме сна новорожденных
.
Воспитание подростков в Индии: культурная перспектива
1. Введение
С тех пор, как концепция родительского воспитания эволюционировала, его повсеместно определили как одну из наиболее важных ролей. Обширные исследования еще больше повысили его значение, подчеркнув его далеко идущие последствия для потомства, родителей, братьев и сестер и других значимых людей. С растущим осознанием родительские обязанности все чаще рассматриваются как навык, который необходимо оттачивать с помощью опыта и обучения.В результате многие родители пытаются стать «идеальными» отцом или матерью. Без четко определенного правила для идеального воспитания это, несомненно, проблема, особенно в подростковые годы.
В попытке получить полное представление о воспитании детей становится важным признать множественные факторы внутри семьи, а также динамику семьи с большим сообществом [1]. Обширные исследования подтвердили влияние культурных контекстов на отношения между родителями и детьми, например, см. Ссылки.[2–4]. Следовательно, влияние этих факторов на развитие практики воспитания детей в рамках конкретной культуры предполагает более серьезные последствия. Последние несколько десятилетий стали свидетелями значительной адаптации подходов к воспитанию детей во всем мире, например, см. [5–7]. В меняющиеся времена развиваются не только практики воспитания, но и модели привязанности и восприятие, особенно в отношениях между родителями и подростками. В этой главе делается попытка выделить такие культурные влияния, взаимодействующие в процессе воспитания подростков, а также исследуются стратегии воспитания, основанные на внимательности, с особым подходом к развивающейся современной индийской культурной среде.
2. Развитие подходов к воспитанию детей: с тех пор и по настоящее время
Воспитание часто метафорически описывается как увлекательное и полезное путешествие, дающее чувство удовлетворения, которое, как говорят, несравнимо с большинством других важных жизненных этапов. Тем не менее, это путешествие также рассматривается как потенциальный источник огромных стрессоров и проблем как для родителей, так и для других значимых людей. Эти самые чувства по поводу воспитания подростков были правильно выражены как источник «волнения и беспокойства; счастья и неприятностей; открытия и недоумения; и разрывов с прошлым и все же связей с будущим »[8].С развитием достижений и прогрессом в нашем обществе за последние несколько десятилетий практика воспитания, а также представления о воспитании, несомненно, стали свидетелями адаптации в соответствии с меняющимися временами.
2.1. Теоретические основы
Воспитание как переменная широко изучается в ходе исследований человеческого развития [9]. Теоретические основы воспитания появились в новаторской работе Баумринда с концептуализацией трех конкретных стилей воспитания, а именно авторитарного, снисходительного и авторитарного, наряду с определением родительской отзывчивости и родительского спроса как двух фундаментальных элементов воспитания [ 10, 11].Согласно этой традиционной классификации, родители с авторитарным стилем склонны быть строгими, директивными и эмоционально отстраненными; родители с снисходительным стилем склонны устанавливать меньше ограничений или ограничений; в то время как родители с авторитетным стилем, как правило, дают четкие и твердые указания, проявляя умеренную дисциплину, теплоту и гибкость [12].
Стиль воспитания — это представление стандартных стратегий, используемых родителями для воспитания своего потомства [12], и, следовательно, как психологическая конструкция зависит от поведения и отношения родителей.Фактически, стиль воспитания не всегда должен вписываться в определенные теоретические парадигмы, а вместо этого может быть создан самими родителями; он может быть получен из комбинации нескольких переменных, которые будут развиваться со временем, когда их подопечные начинают развивать свои индивидуальные личности и испытывают переходы на разных этапах жизни [13].
2.2. Традиционное воспитание
Попытки проследить путь того, как начиналось бы отцовство с новыми родителями, не пользующимися какой-либо поддержкой со стороны исследователей и теоретиков, и попытки определить единую оригинальную «традицию» воспитания, к сожалению, были тщетными.Это происходит потому, что модели воспитания имеют тенденцию проявлять вариации в зависимости от множества факторов, включая культуру, личность, происхождение родителей, уровень образования, социально-экономический статус, размер семьи, религию и т. Д. [14]. С традиционной точки зрения, большинство стилей воспитания, как правило, проистекает из того, как были воспитаны сами родители. Тем не менее, это не обязательно должно включать в себя повторение аналогичных родительских практик, а может в противоречии включать отказ от такого повторения или избегание такого повторения.Это может быть просто потому, что это единственные методы воспитания, о которых они знают, или с намерением учиться на ошибках своих родителей, или бессознательно полагаясь на чужое обучение тому же самому. Фактически, даже современные родители считают, что на их стиль воспитания в значительной степени влияет то, как они были воспитаны собственными родителями, что служит отправной точкой для начала собственного родительского пути [15, 16].
Поскольку было установлено, что стили воспитания в значительной степени основаны на культурных системах ценностей, которые были усвоены внутри семьи, было бы уместно и уместно в этой главе получить понимание традиционных практик воспитания детей в индийском контексте.В то же время важно помнить о небольшом количестве исследований, посвященных изучению таких факторов в современной Индии [17]. Основываясь на документальных свидетельствах коллективистского характера индийского общества, неудивительно, что традиционное индийское воспитание также было сосредоточено на поощрении социальной сплоченности и взаимозависимости [18]. Ценность таких родительских целей помогает индийским семьям обеспечивать заботу, эмоциональную связь и социальную поддержку [17]. Учитывая сильную иерархическую структуру родства в традиционных индийских семьях, можно явно ожидать акцента на подчинении авторитету.Наконец, как культура, которая склонна придавать большее значение принадлежности и контакту, традиционное индийское воспитание делает упор на большую физическую близость между родителем и ребенком, включая близость к телу, частый массаж и совместный сон, особенно в младенчестве [ 19, 20].
2.3. Изменения в современных подходах к воспитанию детей
Практика воспитания неизбежно эволюционировала в соответствии с меняющимися потребностями в течение определенного периода времени. При неизменности основной цели воспитания, методы и стратегии, используемые для достижения этой цели, претерпели значительные изменения.За прошедшие десятилетия были отмечены исторические изменения, в том числе большая автономия, предоставляемая родителями, как с точки зрения личного самовыражения потомства, так и с точки зрения выражения неповиновения родителям [21]. Также имело место уменьшение автономии, предоставляемой родителями в отношении свободы передвижения, и отсроченное принятие значимых обязанностей [21]. Традиционно авторитарный стиль воспитания, предполагающий беспрекословное повиновение, сейчас почти устарел, и его заменяет предпочтение ощущению родительского контроля [22].Такие переходы были засвидетельствованы посредством качественного анализа колонок с советами родителей, результаты которого свидетельствуют о том, что родители в начале прошлого века не знали о местонахождении потомства, и подчеркивали, что выполнение домашних обязанностей и послушание являются родительской целью; но времена перемены привели к изменению степени важности, придаваемой этим же целям, с большим упором на свободу самовыражения в доме, усиление ограничений на их независимость вне дома и упор на то, чтобы домашние дела были заменены приданием ценности. академикам [21].
Следовательно, эволюция стилей воспитания, особенно среди городских образованных родителей, привела к ориентации на чувство связанности, автономии, а также контроля, а практика воспитания стала более снисходительной, ориентированной на ребенка и отзывчивой; и поэтому кажется, что больше соответствует авторитарному стилю воспитания Баумринда, чем традиционному авторитарному подходу [10, 22, 23]. Фактически, есть основания предполагать диалектический синтез как материальной независимости, так и психологической взаимозависимости как характеристики современных моделей воспитания детей в городских условиях Индии [22].С приходом технологического вторжения, особенно с возрастанием роли социальных сетей, можно наблюдать определенное изменение характера коммуникативных моделей в семьях [24]. Кроме того, произошли изменения в размере и структуре семей [17], например, увеличение числа семей с двойным доходом (с работающими родителями) или увеличение числа одиноких родителей, среди прочего, также лежат в основе значительных изменений в родительском воспитании. тенденции. Такая семейная адаптация была связана с новой формой родительского удовольствия, поскольку родители тратят больше времени, энергии и ресурсов на образование и карьеру своих детей, по иронии судьбы принимая на себя более требовательную роль с точки зрения родительских ожиданий достижений и успеха [22 ].
В то же время, современные родители, похоже, готовы пересмотреть свой подход к воспитанию детей в попытке построить лучшие отношения со своим ребенком или подростком [16]. На заре глобализации, лучшего образования и более широкого знакомства с западными культурами и родители, и подростки пришли к пониманию важности независимости и уверенности в себе в современном мире [25]. В сочетании с таким воздействием, это растущее осознание также способствует большей чувствительности родителей, что само по себе может привести к потенциальным последствиям для подхода к воспитанию детей «в перчатках» в будущем.Такой интерфейс, таким образом, приводит к объединению традиционной родительской мудрости с последними идеями и достижениями в области ухода за детьми и воспитания детей [20].
3. Воспитание подростка
Подростковый возраст как этап характеризуется быстрым развитием, включая как физические, так и психологические изменения. Это решающий этап развития не только для подростка, но и для родителей, который несет с собой ряд опасений и тревог. Нередко можно услышать беспокойство родителей о приближающемся подростковом возрасте, связанном с изменением ожиданий и отношений.Фактически, большинство родителей считают подростковый период самым трудным этапом воспитания детей [13, 26]. В этом разделе исследуются модели привязанности подростков по отношению к их потребностям развития, а также исследуется влияние различных культурных переменных в этом взаимодействии.
3.1. Модели привязанности между родителями и подростками
Хотя было проведено множество исследований моделей привязанности, вытекающих из основополагающей работы Боулби и Эйнсворт, например, см. Ref.[27]; больше всего внимания уделяется передаче моделей привязанности в младенчестве и детстве [28]. С тех пор, как эти пионеры начали работать, было согласовано, что привязанность к родителю (или опекуну) обычно начинается с младенчества. Однако по мере того, как ребенок приближается к стадии подросткового возраста, нередко можно заметить сдвиг в таких привязанностях, который, по-видимому, больше направлен на сверстников [29]. Было обнаружено, что функция привязанности к родителям меняется от фазы детства к подростковому возрасту [30].Хотя родительская привязанность к подростку не требует такой же степени физической близости, как в детстве, тем не менее, существует большая потребность в родительской чуткости в эти подростковые годы [31].
Родители также часто чувствуют себя изолированными, воспитывая подростков, что, возможно, может быть связано с этим сдвигом в моделях привязанности. Однако для них жизненно важно осознавать важность своей роли родителей и настойчиво прилагать усилия для повышения осведомленности о субъективном мире подростка, при этом будучи доступными для обеспечения руководства, направления и поддержки, особенно в современном мире [ 13].
3.2. Потребность в автономии
Поскольку подростковый возраст служит переходным периодом между детством и взрослостью, достижение чувства автономии было определено как одна из важнейших характеристик этой фазы развития. Он также был признан периодом перехода от зависимости от руководства и защиты взрослых к самоуправлению и самоопределению [13]. Подростки склонны применять исследовательский подход с основной целью достижения независимости.Как описал Эриксон в своей теории развития, основная психосоциальная задача подросткового возраста — это формирование идентичности [32]. Следовательно, именно во время этой фазы подростки, вероятно, продемонстрируют смещение своего внимания с родителей и семьи, вместо этого, стремясь к более тесному взаимодействию с системами вне семьи [33]. Признание такого сдвига подтверждает тот факт, что привязанность подростка к родителю не может рассматриваться как аналогичная привязанности детско-родительских отношений.
Кроме того, важно также отметить, что стремление к автономии не обязательно подразумевает уменьшение привязанности между подростком и его / ее родителями. Однако нормальное развитие подростков характеризовалось таким постепенным сдвигом от важности семейных отношений к межличностным отношениям со сверстниками с целями социализации, самоопределения, дружбы и систем поддержки [13]. Подросток просто стремится уменьшить зависимость от родителей и, следовательно, будет иметь тенденцию формировать привязанность со сверстниками, соседями и другими членами сообщества.Более того, также могут быть случаи, когда подростки чувствуют себя потерянными или подавленными своей независимостью, и это время, когда они могут положиться на своих родителей, служащих им надежной базой [27]. Кроме того, позитивные отношения между подростками и их родителями часто могут служить предиктором способности подростка развивать чувство автономии [34].
Также необходимо упомянуть роль культурных факторов, взаимодействующих с такой потребностью в развитии, хотя эти факторы будут обсуждаться более подробно в следующих разделах.Обычно большая часть конфликтующих интересов между родителями и подростками объясняется этой потребностью в автономии. Такой конфликт часто может быть преувеличен в индийском контексте, с акцентом родителей на взаимозависимость как неотъемлемую часть коллективистской культуры Индии. Это несоответствие часто объясняют проявлением подросткового бунта или родительской консервативности. Однако здесь необходимо повторить роль межкультурных переменных, так как в индивидуалистических культурах цели воспитания, как правило, ценят независимость, в то время как, с другой стороны, цели воспитания в Индии более склонны к оценке послушания и хороших манер [28].Кроме того, было также продемонстрировано, что родительская практика американских родителей азиатского происхождения, придерживающихся традиционных азиатских ценностей, может не соответствовать уровню аккультурации их детей, что также может порождать дальнейшие конфликты [35].
Одновременно появляется все больше противоречивых свидетельств с универсалистской точки зрения, которые демонстрируют важность удовлетворения потребности в автономии как в индивидуалистических, так и в относительно более коллективистских обществах [36].Однако такие очевидные противоречия проистекают из различных определений автономии с обеих противоборствующих точек зрения [37, 38]. Наконец, необходимо отметить, что существует пробел в существующих исследованиях этого аспекта воспитания, которые в основном основаны на западных популяциях и, таким образом, не принимают во внимание межкультурные различия в путях развития [28].
3.3. Роль культурных факторов
Несмотря на прогрессирующий прогресс, традиционные системы культурных ценностей и верования по-прежнему играют важную роль в влиянии на воспитание, родительские привязанности и восприятие родительских практик [21, 39–41].Такое влияние можно отнести не только к психосоциальным и культурным факторам, влияющим на ближайшее окружение, но и к опыту этих родителей во время их собственного воспитания. Была признана роль связи между культурой и воспитанием, как в построении, так и в поддержании модели воспитания [2]. Последние данные подчеркивают влияние темперамента родителей и детей на стиль воспитания, принятый родителями, а также в значительной степени под влиянием их собственного воспитания и культуры [13].Поэтому кажется уместным посвятить следующие подразделы исследованию таких культурных вариаций, влияющих на подростковые привязанности и восприятие в различных культурных условиях.
3.3.1. Культурные различия в родительско-подростковой привязанности
Анализ более ранних исследований, кажется, предполагает, что большинство теоретиков привязанности сосредоточились на универсалиях, а их меры были основаны на западных ценностях, таких как индивидуация и исследование; следовательно, роль культурных различий, похоже, игнорировалась [42].Культурные различия в развитии привязанности могут включать различия в субъективном значении родительской чувствительности, восприятии родительского принятия или контроля, а также в значениях, присущих различным методам воспитания [28, 43].
Исследования показали, что изменения в родительских привязанностях различаются в разных культурах из-за различий в путях развития, которые характеризуются культурно-специфическими концепциями независимости или взаимозависимости. Это предполагает, что индивидуалистические культуры имеют тенденцию уделять больше внимания пути развития независимости по сравнению с конструкцией взаимозависимости, преобладающей в коллективистских культурах [43, 44].Культурно значимые различия в родительско-подростковых отношениях также были подтверждены, например, симбиотическая гармония характеризует их отношения в азиатских культурах, таких как Япония, поддерживая стабильные отношения как с родителями, так и со сверстниками; с другой стороны, в западных культурах, например в США, отношения между родителями и подростками характеризуются генеративным напряжением, с передачей близких отношений от родителей к сверстникам, что, как следствие, приводит к оспариванию родительских ценностей и конфликтам между подростками. и их родители [43].Разрабатывая культурно-специфическую функциональную роль привязанности, можно понять, что такие симбиотические и взаимозависимые отношения удовлетворяют потребность в гарантии и, кроме того, служат средством обеспечения универсальной потребности в компетентности в таких культурах; это противоположно стремлению к независимости и обособленности, ведущему к компетентности в рамках западной культуры [45]. Следовательно, родительско-подростковая привязанность может рассматриваться как зависящая от культурного восприятия и интерпретации их потребностей, включая компетентность, автономию и родство, которые считаются тремя основными психологическими потребностями человека [37, 46].
3.3.2. Культурное восприятие родительского контроля против родительской чувствительности
Было обнаружено, что кросс-культурные факторы также влияют на восприятие родительских практик. Например, степень родительского контроля, воспринимаемого людьми из разных культур, не может быть обобщена, тем более что результаты исследований, касающихся родительского контроля, как правило, больше сосредоточены на культурно гетерогенных выборках [47].
Особенно с культурно-релятивистской точки зрения, семейный климат с большим упором на зависимость, вероятно, будет демонстрировать большую степень родительского контроля по сравнению с семейным климатом с упором на достижения [38].Согласно исследованию, у родительского контроля может быть два конкретных выражения: ориентированный на зависимость контроль, предполагающий использование давления для обеспечения большей физической и эмоциональной близости к родителю; и контроль, ориентированный на достижение результатов, включающий использование давления для стремления к совершенству в ситуациях, основанных на результатах [48]. Наряду с тем же была доказана роль культурно значимых различий в этих проявлениях родительского контроля [38].
В зависимости от их культурной ориентации, интерпретация подростками родительского контроля, чувствительности и связанной с этим аффективной коннотации может отличаться [38].В индивидуалистической культуре подростки склонны воспринимать родительский контроль как навязчивый и враждебный, как сдерживающий фактор, противоречащий относительно мягкому и подходящему восприятию в форме поддерживающего и более чуткого подхода в коллективистских культурах [49, 50].
Усиление родительского контроля может быть связано с пагубным воздействием на подростков, особенно с точки зрения подавленной независимости, наряду с поощряемой зависимостью. Однако такие негативные эффекты родительского контроля будут иметь отношение только к культурным контекстам, в которых высоко ценится независимость, что несовместимо с преобладающими культурными ценностями [38].Исходя из таких различий в культурных ориентациях, родительский контроль в азиатских странах, вероятно, будет восприниматься как выражение родительского участия и заботы, согласованного с их традиционными культурными ценностями [51]. Следовательно, положительное значение чувствительности может быть придано родительскому контролю в семьях, в которых ценятся лояльность, родительское участие и сотрудничество [38]. Однако здесь важно подчеркнуть роль растущей вестернизации, растущей осведомленности через образование и СМИ, а также большей культурной осведомленности, что, в свою очередь, может привести к развитию культурных ценностей, влияющих на восприятие подростками родительского контроля.
3.3.3. Индивидуалистические и коллективистские культуры
Исследование культурных переменных, влияющих на воспитание детей в Индии, было бы неполным без понимания природы коллективизма, характеризующего индийскую культуру. Как обсуждалось выше, подростковый возраст отмечен развитием автономии и родства как универсальной задачей. Однако есть данные исследований, подтверждающие, что культурные факторы влияют на степень важности каждой из этих двух задач; например, индивидуалистические культуры делают упор на автономию в большей степени, чем коллективистские культуры, которые делают упор на родительский контроль и семейные обязанности [28, 44].Исследования воспитания детей в индийских семьях наводят на мысль о большем внимании к взаимозависимости [52]. Это различие может быть объяснено различиями в размере и структуре семьи в разных культурах, при этом родительские цели меньших семейных единиц сосредоточены на воспитании автономных и независимых людей, а зависимость не поощряется как психологически нездоровая [41].
Взаимозависимость — это культурно-специфическая конструкция, подчеркивающая роль семейных отношений и обязательств, что подчеркивается в коллективистской культуре, такой как в Индии [28].Об этом может свидетельствовать сила родственных связей и расширенных семей, которые преобладали в Индии [53]. Таким образом, такой культурный фон обычно подчеркивает верность семейным ценностям; следовательно, стремление к независимости от родителей могло быть осуждено в такой культурной среде.
При изучении культурных различий в стилях воспитания было обнаружено, что азиатские родители демонстрируют авторитарный стиль воспитания [54]. В частности, индийские отцы традиционно были патриархальными фигурами, доминирующими в своих семьях [55].Усвоение ценностей коллективистских культур в процессе воспитания детей обычно сдерживает выражение собственных потребностей индивида из-за уважения к потребностям других; впоследствии обычно отмечается более авторитарное и сдерживающее воспитание с большим ожиданием зависимости от послушания и общительности; Напротив, родители из индивидуалистических культур склонны ценить уверенность в себе, личный интерес и автономию в процессе социализации, тем самым имея большие родительские ожидания исследования и независимости с авторитетным стилем воспитания [56].В то же время, важно отметить, что ограничительное и нормативное воспитание в коллективистских культурах не обязательно связано с отторжением родителей или отсутствием теплоты [57–60].
Наконец, важно также упомянуть, что, хотя азиатские страны часто изображаются как однородно коллективистские по своей природе, такая статическая характеристика культур в целом может быть чрезмерно упрощенной [61]. Одновременно с этим интересно наблюдать несколько экземпляров индейцев, сохраняющихся на значение семейного единства и сыновнюю почтительность, несмотря на последствие увеличения воздействия рассматривается ответственностью за убывающие традиционные ценности в течение десятилетий [62].И поэтому преобладающие культурные факторы в семье необходимо исследовать как независимые образования, которые могут существенно повлиять на отношения между родителями и подростками.
4. Подход к воспитанию, основанный на внимательности
Согласно учению Будды, внимательность, будучи вездесущей по своей природе, может быть полезной везде [63]. В качестве фундаментальной родительской практики внимательность в контексте воспитания и обучения родителей была предложена как значительная сила в повышении эффективности родительских вмешательств [64].Такой подход может не только улучшить качество отношений между родителями и подростками, но также может повлиять на их самоэффективность. Учитывая давление, которое испытывают большинство родителей с целью «добиться правильного воспитания», а также их обеспокоенность по поводу уровня их уверенности в своих силах. их воспитание [16], принятие подхода, основанного на внимательности, может быть чрезвычайно полезным. С растущей популярностью концепции внимательности и растущими доказательствами, указывающими на ее преимущества в области психического здоровья и прикладных исследований, включение такого подхода в нашу родительскую практику, несомненно, может раскрыть его потенциал в направлении улучшения родительского опыта как для родителей, так и для родителей. подросток.
4.1. Исторические основы осознанности
Корни осознанности как практики были заимствованы из восточных медитативных и западных христианских созерцательных традиций, особенно из учений и практик, связанных с буддийскими традициями [65]. Термин «внимательность» — это английский перевод палийского слова sati на язык буддийской психологии 2500 лет назад, означающего осознание, внимание и запоминание [66]. Хотя это не первый случай заимствования компонентов буддийской практики и других восточных медитативных практик, за последние несколько десятилетий было разработано множество таких интеграций между буддизмом и западной психологией, начиная от таких включений в исходные психоаналитические традиции и заканчивая более поздними интеграциями внутри. когнитивно-поведенческие традиции [67, 68].Конструкция внимательности заняла нишу в качестве устоявшегося компонента нескольких современных психотерапевтических методов, включая снижение стресса на основе осознанности, когнитивную терапию на основе осознанности и ее производные, терапию диалектического поведения, терапию принятия и приверженности, терапию, ориентированную на сострадание, и улучшение отношений на основе осознанности [67, 69].
По словам Марши Линехан, разработавшей модель диалектической поведенческой терапии, основная внимательность является одним из фундаментальных модулей программы обучения навыкам, направленной на улучшение индивидуального контроля над вниманием и разумом, что также было признано многообещающим. вмешательство для подростков [70, 71].Практика внимательности была определена как «осознание, которое возникает благодаря намеренному обращению внимания в настоящий момент без суждений на развертывание опыта момент за моментом» [72]. Также совпадают и более западные психологические точки зрения, описывающие внимательность как «восприимчивое внимание и осознание текущих событий и опыта» [73].
4.2. Модель осознанного воспитания
Концепция осознанного воспитания была впервые предложена Майлой и Джоном Кабат-Джиннами в 1997 г., в которых суверенитет, принятие и сочувствие были определены как основные черты воспитания [74].По их мнению, суверенитет описывается как процесс признания «целостности» ребенка через «способность видеть под поведением»; а принятие относится к «попытке примириться с природой вещей» внутри родителя, ребенка или в конкретной ситуации [74]. Родительские установки сострадания, принятия и доброты, наряду с их полным присутствием во время их взаимодействия со своими детьми, являются ключевыми характеристиками осознанного воспитания [75, 76].
Хотя пока нет большого количества эмпирических данных для изучения применения внимательности в воспитании детей, имеется достаточно доказательств, подтверждающих ее роль в профилактической парадигме в отношении психического здоровья [77].Модель внимательного воспитания можно рассматривать как структуру, в которой родители намеренно привносят моментальную осознанность в отношения родитель-ребенок посредством интеграции различных компонентов основной внимательности; они могут включать в себя поведение, эмоциональное осознание, саморегуляцию и принятие без осуждения как неотъемлемые части родительской практики [78]. Продолжая развивать эту модель, недавнее исследование операционализировало осознанное воспитание, состоящее из шести измерений, которые включали (i) слушание с полным вниманием, (ii) сострадание к ребенку, (iii) принятие родительских функций без осуждения, (iv) эмоциональная инертность в воспитании детей, (v) эмоциональное осознание ребенка и (vi) эмоциональное осознание себя [79].Комбинация этих параметров позволяет родителям быть внимательными, поддерживая согласованность с их родительскими целями и ценностями в сфере родительско-детских отношений [78].
Интеграция подхода, основанного на внимательности, в родительскую практику позволяет сдвинуть родительскую осведомленность в сторону настоящего родительского опыта, тем самым становясь одним из наиболее важных аспектов родительских отношений [78]. Фактически, применение такого подхода к воспитанию детей создает разграничение между целями воспитания, в которых преобладает мотивация, ориентированная на родителей или на детей [80].Модель осознанного воспитания повторяет такое различие, поощряя внимательное осознание родителями и принятие потребностей ребенка, тем самым улучшая их отношения с ребенком [78].
5. Применимость для подростков в индийском контексте
Исходя из предложенных выше выводов, с интеграцией различных культурных факторов, влияющих на воспитание детей, представляется интересным изучить возможность применения такой модели воспитания, основанной на внимательности, в Индии.Такой подход можно было бы рекомендовать особенно для воспитания подростков, учитывая характерные проблемы, связанные с этой фазой развития. Несомненно, роль воспитания не обходится без проблем, ведь в ретроспективе легче находить недостатки. Фактически, с увеличением количества стрессоров действительно становится трудно эффективно воспитывать детей в современном мире [7]. В свете исследований, подтверждающих пользу осознанности в повседневной жизни, такая модель также может иметь потенциальные последствия не только для отношений между родителями и подростками, но и для снижения родительского стресса и повышения их собственного благополучия [73].
5.1. Включение внимательности в коммуникативные модели
Поскольку ценность взаимозависимости в индийской культуре была установлена ранее, применение одного из наиболее важных компонентов модели внимательного воспитания может иметь серьезные последствия. Внимательное слушание со стороны родителей, то есть с полным вниманием и осознанием происходящего в настоящий момент, может иметь важные последствия для отношений между родителем и потомством.Поскольку родительская привязанность претерпевает сдвиг в подростковом возрасте, такое внимательное слушание может повысить качество привязанности и безопасности. Более того, это могут оценить подростки, которые часто жалуются на то, что их родители «не понимают».
Эта модель также может играть важную роль в формировании восприятия родительской чувствительности по отношению к подростку. Ожидается, что это отразится на их точном и повышенном понимании вербальных, а также поведенческих сигналов подростка, а также одновременном сокращении родительских ожиданий от подростка.Это приобретает большее значение, учитывая недостаточную осведомленность родителей о местонахождении подростка во внешнем мире [81].
Наконец, недавние предварительные данные свидетельствуют о том, что самооценка внимательного воспитания может быть связана с взаимодействием между родителями и молодежью [82]. Кроме того, такое внимательное внимание и осведомленность, вероятно, улучшат точность родительского восприятия мыслей и чувств подростков, тем самым приводя к значительному уменьшению количества конфликтов или разногласий и обманчивости подростков, которые считаются характерными для этой фазы. [81, 83].
5.2. Принятие безоценочной позиции
Учитывая масштабы конфликтов между подростками и родителями, модель воспитания, основанная на внимательности, отстаивает безоценочное принятие как себя, так и подростка [78]. В сочетании с более глубоким и внимательным пониманием мыслей и чувств подростка такая позиция позволяет родителям смириться с наличием борьбы в родительско-подростковых отношениях. Такое принятие приносит с собой более реалистичный набор ожиданий, а также повышенное чувство родительской самоэффективности.
Была выдвинута гипотеза, что внимательность в рамках родительских подходов снижает озабоченность родителей и / или негативную предвзятость [77]. Это также позволяет родителям идентифицировать свое взаимодействие с подростком, которое может способствовать разрыву отношений [84]. Таким образом, родительская цель смещается от избегания таких конфликтов к обретению более полного и непредвзятого понимания настоящего момента (на основе внимательного внимания). Такая точка зрения может служить основой для превентивного подхода к родительским конфликтам и, в свою очередь, улучшения отношений между родителями и подростками.
6. Последствия: путь вперед
Воспитание, основанное на осознанности, может служить основой для улучшения важнейших отношений между родителями и подростками. Как было предположено Дунканом [78, 82], реализация модели воспитания, основанной на внимательности, может помочь в создании семейного контекста, более благоприятного для удовлетворительных родительских отношений с ребенком. Такая модель обладает огромным потенциалом в плане превентивного подхода к воспитанию детей подростками. Эта модель может в значительной степени повлиять на восприятие и отношение подростков к своим родителям, что, в свою очередь, улучшит качество привязанности родителей к подросткам.
Включение подхода, основанного на внимательности, в наши стили воспитания может сыграть важную роль в изменении характера реакции на эмоции подростка. Это также может уменьшить проявление негативного аффекта в отношениях родителей и подростков. Вдобавок внимательные родители, как правило, развивают более адаптивные механизмы преодоления трудностей, тем самым вооружая их, чтобы справляться со своими родительскими стрессами. Таким образом, эта модель приносит двойную пользу как подросткам, так и их родителям.
Наконец, ожидается, что успех такого подхода, основанного на внимательности, будет более восприимчивым, учитывая природу духовности, уходящую корнями в индийскую культуру. Несмотря на исследования, поддерживающие осознанное родительство как превентивную модель, существует потребность в эмпирических исследованиях эффективности такого воспитания, основанного на внимательности, как средства для достижения положительных результатов для подростков [77, 85]. Совершенно необходимо, чтобы будущие исследования, посвященные изучению эффективности такой модели, могли расширить этот дискурс, а также сформулировать более чувствительные с культурной точки зрения методы воспитания в социальной сфере Индии.
.