Воображение как познавательный процесс: Воображение. Психический познавательный процесс (стр. 1 из 2)

Содержание

Воображение как познавательный процесс

Почти вся человеческая материальная и
духовная культура является продуктом
воображения и творчества людей. Является
основой наглядно-образного мышления.

Воображение – это психический
процесс, выражающийся:

  1. в построении образа средств и конечного
    результата предметной деятельности
    субъекта;

  2. в создании программы поведения, когда
    проблемная ситуация неопределенна;

  3. в продуцировании образов, которые не
    программируют, а заменяют деятельность;

  4. в создании образов, соответствующих
    описанию объекта.

От восприятия оно отличается тем, что
его образы не всегда соответствуют
реальности. Воображаемый объект всегда
несколько отличается от воспринимаемого
или вызванного из памяти.

Физиологическую основу памяти составляет
замыкание временных нервных связей и
их последующее воспроизведение, т.е.
припоминание. А в процессе воображения
эти системы связей как бы распадаются
и объединяются в новые системы.

Т.е. у фантазирующего человека группы
нервных клеток связываются по-новому.
Никакая фантазия не способна изобрести
нечто такое, что человеку не было бы
известно
.

Воображение – функция коры больших
полушарий, но и более глубоко залегающих
отделах мозга.

Процессы воображения имеют
аналитико-синтетических характер.
Основная тенденция памяти — возобновление
образов в максимальном приближении к
эталону, а основная тенденция воображение
– преобразование образов, обеспечивающее
создание модели ситуации заведомо
новой, ранее не возникавшей.

Воображение тесно связано с мышлением
и выступает с ним в единстве. Сходство:
так же как и мышление, воображение
возникает в проблемной ситуации, т.е. в
тех случаях, когда необходимо отыскать
новое решение. Так же как и мышление,
оно мотивируется потребностями личности.Отличие: опережающее отражение
действительности, осуществляемое в
процессах воображения, происходит в
конкретно-образной форме, в виде ярких
представлений, а опережающее отражение
в процессах мышления происходит путем
оперирования понятиями, позволяющими
обобщенно и опосредованно познавать
мир.

Включение воображения или мышления
в процесс деятельности определяется
степенью неопределенности проблемной
ситуации, полнотой или дефицитом
информации, содержащихся в исходных
данных задачи
. Если исходные данные
известны, то ход решения задачи подчиняется
преимущественно законам мышления; если
же эти данные с трудом поддаются анализу,
то действуют механизмы воображения.
Нередко одна и та же задача может быть
решена как с помощью воображения, так
и с помощью мышления. И человек выберет
тот способ, который соответствует его
типу мышления – образному (художественный
тип) или логическому, в зависимости от
того, какое полушарие головного мозга
у него ведущее.

Не вообразив себе готовый результат
труда, нельзя приниматься за работу. В
представлении ожидаемого результата
с помощью воображения – коренное отличие
человеческого труда от инстинктивного
поведения животных.

Итак, первоеи важнейшее назначение
воображения как психического процесса
заключается в том, чтооно позволяет
представлять результат труда до его
начала
, тем самым, ориентируя
человека в процессе деятельности.
Создание с помощью воображения модели
конечного или промежуточного продукта
труда способствует его предметному
воплощению.

Втораяважная особенность воображения:оно выводит человека за пределы его
сиюминутного существования
,
напоминает ему о прошлом, открывает
будущее. Обладая богатым воображением,
человек может «жить» в разном времени,
что не может себе позволить никакое
другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти,
произвольно воскрешаемых усилием воли,
будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Функции воображения.

  1. Представлять действительность в образах
    и иметь возможность пользоваться ими,
    решая задачи. Эта функция связана с
    мышлением.

  2. Регулирование эмоциональных состояний.
    Таким образом удовлетворяются многие
    потребности, в том числе и физиологические.
    Может снять напряжение или повысить
    его при актуализации потребности.

  3. Произвольная регуляция познавательных
    процессов и состояний человека, в
    частности восприятия, внимания, памяти,
    речи. С помощью искусно вызываемых
    образов человек может обращать внимание
    на нужные события.

  4. Формирование внутреннего плана действий
    – способности выполнять их в уме,
    манипулируя образами.

  5. Планирование и программирование
    деятельности – составление таких
    программ, оценка их правильности,
    процесса реализации.

Воображение как высший познавательный процесс.

Воображение — это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое /по А.В. Петровскому/.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Таким образом, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи, однако в данном случае пути решения проблемы недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах:

— преобразование представлений;
создание новых образов на основе имеющихся (отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях).
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

— агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
заострение — подчеркивание каких-либо из признаков;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение — создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Оно предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Наполнение воссоздающего воображения происходит через привлечение различных знаковых систем: словесной, числовой, графической и других. Такой вид воображения имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой, внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т. е. в мечтании.

Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.

Воображение как познавательный процесс. — Студопедия

Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Является основой наглядно-образного мышления.

Воображение –это психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

От восприятия оно отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности. Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующее воспроизведение, т.е. припоминание. А в процессе воображения эти системы связей распадаются и объединяются в новые системы. Т.е. у фантазирующего человека группы нервных клеток связываются по-новому. Никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

Воображение – функция коры больших полушарий, но и более глубоко залегающих отделов мозга.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетических характер. Основная тенденция памяти – возобновление образов в максимальном приближении к эталону, а основная тенденция воображение – преобразование образов, обеспечивающее создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Воображение тесно связано с мышлением и выступает с ним в единстве. Сходство: так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации. Так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Отличие: опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.



Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащихся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. И человек выберет тот способ, который соответствует его типу мышления – образному (художественный тип) или логическому.

Воображение как познавательный процесс — Студопедия

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Является основой наглядно-образного мышления.

Воображение – это психический процесс, выражающийся:

1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

От восприятия оно отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности. Воображаемый объект всегда несколько отличается от воспринимаемого или вызванного из памяти.

Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующее воспроизведение, т.е. припоминание. А в процессе воображения эти системы связей как бы распадаются и объединяются в новые системы.

Т.е. у фантазирующего человека группы нервных клеток связываются по-новому. Никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

Воображение – функция коры больших полушарий, но и более глубоко залегающих отделах мозга.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетических характер. Основная тенденция памяти — возобновление образов в максимальном приближении к эталону, а основная тенденция воображение – преобразование образов, обеспечивающее создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.



Воображение тесно связано с мышлением и выступает с ним в единстве. Сходство: так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение. Так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.Отличие: опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир.

Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащихся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. И человек выберет тот способ, который соответствует его типу мышления – образному (художественный тип) или логическому, в зависимости от того, какое полушарие головного мозга у него ведущее.


Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Итак, первоеи важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, чтооно позволяет представлять результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Втораяважная особенность воображения:оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Функции воображения.

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением.

2. Регулирование эмоциональных состояний. Таким образом удовлетворяются многие потребности, в том числе и физиологические. Может снять напряжение или повысить его при актуализации потребности.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности – составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

13. Воображение как познавательный процесс

Наличие в воображении
творческого начала позволяет считать
фантазию (так можно называть воображение)
и мышление как бы единой мыслительной
деятельностью. Но в то же время между
ними есть различия.

Воображение — это
психический процесс создания новых
образов на основе преобразования
прошлого опыта. Это конечно отражение
действительности, но человек преобразует
что-то ранее отображенное. И, обратите
внимание, в отличие от мышления,
воображение не оперирует понятиями.
Только образы!

Как воображение
связано с действительностью?

Воображение — это
свойство, характерное только человеку
и возникает только с возникновением
трудовой, познавательной деятельности.
Уже этот факт говорит о том, что связь
между действительностью им воображением
прямая. Для нас же будут интересны
следующие взаимосвязи:

Новые образы всегда
складываются из элементов, отраженных
в действительности;

Образы вызываются
и порождаются реальными запросами
действительности;

На основе образов
воображения создаются новые реальные
предметы, процессы и явления;

Образы воображения
вызывают у человека вполне реальные
чувства;

Наконец, образы
воображения могут стать стимулом,
подтолкнувшим человека к активной,
преобразующей деятельности.

Данные взаимосвязи
убеждают нас, что воображение развито
не только у тех, кто «витает в облаках»,
но и является необходимой основой для
любого творческого процесса, основой
активности человека.

Приемы воображения.

Приемы воображения,
или приемы ассоционирования образа
(создания ассоциаций) разделяют на три
группы:

Объединение частей
(комбинирование). При задании, нарисовать
несуществующее животное, человек просто
берет часть от птицы, часть от тигра,
часть от лягушки и т.д., и получает нечто,
что не существует в реальности.

Объединение и
подчеркивание общих признаков (типизация,
акцентирование, преувеличение
(гиперболизация), приуменьшение).

Переосмысление.
Такие ассоциации могут быть выдвинуты
на основе контраста, неожиданной
комбинации, столкновении взглядов,
теорий или просто изменения точки
зрения.

Виды воображения.

Воображение бывает
пассивным и активным.

Пассивное воображение
не требует каких-то специальных действий
и усилий с нашей стороны. Если говорить
о норме такого воображения, то необходимо
перечислить сновидения, просоночные
образы (в момент, когда человек еще не
до конца стряхнул оцепенение сна, и не
четко улавливает связь с действительностью),
имиджы (образы привычек). Если же говорить
о патологии, то речь пойдет о галлюцинациях,
которые могут возникать у человека в
силу каких-то психических заболеваний
или под воздействием стимуляторов.

Пассивное воображение
нецеленаправленно, это бессознательная
или подсознательная переработка
информации прошлого опыта. Такие образы
не имеют под собой явного внешнего
воздействия.

Активное воображение
— это целенаправленное, сознательное
(в соответствие с поставленной целью)
воображение, контролируемое мышлением
человека. Это наши мечты, наше творчество.
Лежит в основе создания чего-то нового,
в основе новых научных открытий.

Какое место занимает
воображение в структуре личности?

Воображение связано
с ощущением и восприятием — они дают
основу для преобразований;

Существует в
единстве с памятью, но память стремиться
сохранить точность, а воображение
изменяет характер связей и тем самым
обеспечивает новизну;

Совместно с мышлением
образует нечто новое, но если мышлению
требуется большая достаточность
информации, то воображение часто
включается в действие при недостаточность
информации; мышление познает связи и
отношения объективной действительности,
тогда как воображение создает новые
отношения и связи; научные истины
пересматриваются и стареют, а образные
произведения, созданные с помощью
воображения, практически не стареют;

Образы воображения
могут вызывать реальные чувства;

Воображение так
же можно соотнести с волевой организацией
личности, если это воображение действенно.

14. Индивид.
Личность. Индивидуальность

Личность, индивид
и индивидуальность:
Индивид
выражает общие свойства человека,
как организма.
Индивидуальность
выражает специфику отдельного человека,
причем специфика эта может носить
наследственный или случайный характер.

Личность —
результат процесса воспитания и
самовоспитания.

Личность — это
индивид, осознающий свою индивидуальность.

Личность является
базовой категорией и предметом изучения
психологии
личности.
Личность — это совокупность
выработанных привычек и предпочтений,
психический настрой и тонус, социокультурный
опыт и приобретённые знания, набор
психофизических черт и особенностей
человека, его архетип, определяющие
повседневное поведение и связь с
обществом и природой. Также личность
наблюдается как проявления «поведенческих
масок», выработанных для разных ситуаций
и социальных групп взаимодействия.

Воображение и познавательные процессы — Студопедия

Воображение – психический процесс преобразующего отражения, представляющий создание нового образа на основе ранее сформированных представлений. Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее.

Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необ­ходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удо­влетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действитель­ности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — выбор, например, способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми орга­нически слиты яркие представления того, как будет осуществ­ляться действие.



Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характе­ризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышле­ния. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопре­деленность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев.


Воображение связано с восприятием, но если в восприятии образы появляются в непосредственном влиянии раздражителя на органы чувств и источники раздражения являются реально существующие в данный момент объекты, то в воображении образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержит такие элементы, которых могло и не быть в реальности. Если образ восприятия повторяет реальный оригинал, образ воображения не может ориентироваться на оригинал, он не может быть точным, это нечто новое. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение отличается от представления. Представления порождают в сознании образы, отсутствующие в данный момент, но эти образы, как и в восприятии должны повторять свой оригинал.

Связь воображения с памятью очевидна, так как благодаря ей человек способен использовать ранее накопленный опыт и сохранять продукты своего воображения.

Тема 8. Воображение как вид познавательного процесса

План

  1. Понятие
    о воображении, его основных видах и
    процессах.

  2. Физиологические
    основы процессов воображения.

  3. Роль
    фантазии в игре детей и творчестве
    взрослых.

Основная
и дополнительная литература, а также

Брунер
Д. С. Психология
познания. За пределами непосредственной
инфор­мации.— М., 1977.

Веккер
Л. М. Психические
процессы. — Т. 1. — Л., 1974.

Галин
А. Л. Личность
и творчество. Психологические этюды. —
Новосибирск, 1989.

Найсер
У. Познание
и реальность. — М., 1981.

Познавательные
процессы и способы в обучении. — М.,
1990.

Родари
Дж. Грамматика
фантазии. — М., 1990.

Якобсон
П. М. Психология
художественного творчества. — М., 1971.

Тема 9. Внимание

План

  1. Понятие внимания,
    его виды.

  2. Свойства внимания.

Основная
и дополнительная литература, а также

Веккер
Л. М. Психические
процессы. — Т. 1. — Л., 1974.

Грановская
Р. М. Элементы практической психологии.
— Л., 1988.

ЛурияА.
Р. Внимание и память. — М., 1975.

Найсер
У. Познание
и реальность. — М., 1981.

Познавательные
процессы и способы в обучении. — М.,
1990.

Тихомирова
Л. Ф. Развитие познавательных способностей
детей. Популярное пособие для родителей
и педаго­гов.
— Ярославль:
Академия развития,
1996.

Тема 10. Мышление как вид познавательного процесса

План

  1. Общая
    характеристика мышления.

  2. Виды
    мышления.

  3. Основные
    мыслительные операции и приемы мышления.

Основная
и дополнительная литература, а также

Грановская
Р. М. Элементы
практической психологии. — Л., 1988.

Давыдов
В. В. Проблемы
развивающего обучения. — М., 1986.

Петухов
В. В. Психология
мышления. Учебно-метод. посо­бие. — М.,
1987.

Тихомиров
О. К. Психология
мышления. — М., 1984.

Тема
11. Речь

План

  1. Проблема
    происхождения речи.

  2. Основные
    виды речи.

  3. Речь
    и язык.

Основная
и дополнительная литература, а также

Грановская
Р. М. Элементы
практической психологии. — Л., 1988.

Давыдов
В. В. Проблемы
развивающего обучения. — М., 1986.

Петухов
В. В. Психология
мышления. Учебно-метод. посо­бие. — М.,
1987.

Тихомиров
О. К. Психология
мышления. — М., 1984.

Тема
12. Сознание человека

План

  1. Развитие
    психики в филогенезе.

  2. Возникновение
    сознания.

  3. Структура
    сознания и бессознательное в психике
    человека.

Основная
и дополнительная литература, а также

Ананьев
Б.Г. О
проблемах современного человекознания.
— М., 1977.

Выготский
Л. С. Собрание
сочинений. В 6 т. — М., 1982.

Психология
сознания /Сост. Л. В. Кулико­ва. — СПб.:
Питер, 2001.

Леонтьев
А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. — М., 1975.

Тема
13. Сознание человека

План

1.
Категория сознания в психологии

2. Уровни
сознания.

3. Развитие
индивидуального сознания

Основная
и дополнительная литература, а также

Ананьев
Б.Г. О
проблемах современного человекознания.
— М., 1977.

Выготский
Л. С. Собрание
сочинений. В 6 т. — М., 1982.

Психология
сознания /Сост. Л. В. Кулико­ва. — СПб.:
Питер, 2001.

Леонтьев
А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. — М., 1975.

Тема
14. Чувства человека

План

  1. Определение
    чувств и их физиологические основы.

  2. Формы
    переживания чувств.

  3. Чувства
    и эмоции.

Основная
и дополнительная литература, а также

Изард
К. Эмоции
человека. — М., 1980.

Куликов
Л.В. Психология
настроения. — СПб,1997.

Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М., 1997.

Психология эмоций:
Тексты. — М., 1993.

Тема
15. Эмоции

План

1. Определение
эмоций.

2. Классификация
эмоций.

3.
Функции эмоций.

Основная
и дополнительная литература, а также

Изард
К. Эмоции
человека. — М., 1980.

Куликов
Л.В. Психология
настроения. — СПб,1997.

Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М., 1997.

Психология эмоций:
Тексты. — М., 1993.

Тема 16. Воля

План

  1. Понятие воли.

  2. Физиологические
    основы волевых процессов.

  3. Структура и
    основные этапы волевого акта.

Основная
и дополнительная литература, а также

Зимин П.П. Воля и
ее воспитание у подростков.- Ташкент,
1985.

Иванников
В.А. Психологические механизмы волевой
регуляции.- М.,1998.

Ильин
Е.П. Психология воли.- Спб., Питер, 2000

Тема
17. Общение

План

  1. Понятие
    общения.

  2. Виды
    общения.

  3. Функции
    общения.

Основная
и дополнительная литература, а также

Бодалев
А.А. Восприятие
и понимание человека человеком. —
М.,1983.

Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М., 1997.

Тема 18. Общение

План

  1. Общение
    как категория психологии.

  2. Правила
    и техники общения.

  3. Барьеры
    общения и их причины.

Основная
и дополнительная литература, а также

Бодалев
А.А. Восприятие
и понимание человека человеком. —
М.,1983.

Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М., 1997.

Шмидт
Р. Искусство общения. – М.,1992.

Тема
19. Восприятие человека человеком

План

  1. Механизмы
    восприятия.

  2. Особенности
    восприятия: половозрастные, социокультурные,
    профессиональные, национальные,
    индивидуальные.

  3. Влияние
    физической привлекательности на процесс
    общения.

Основная
и дополнительная литература, а также

Бодалев
А.А. Восприятие
и понимание человека человеком. —
М.,1983.

Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М., 1997.

Маслоу
А. Мотивация
и личность. — СПб, 1999.

Шмидт Р. Искусство
общения. – М.,1992.

Шибутани
Т. Социальная
психология. — М., 1969.

Тема
20. Закономерности функционирования и
развития групп

План

  1. Уровни
    развития групп.

  2. Дифференциация
    в группах разного уровня развития.

  3. Интеграция
    в группах разного уровня развития.

Основная
и дополнительная литература, а также

Бодалев
А.А. Восприятие
и понимание человека человеком. —
М.,1983.

Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М., 1997.

Маслоу
А. Мотивация
и личность. — СПб, 1999.

Реан
А.А., Коломинский Я.Л. Социальная
педагогическая психология. — СПб., 1999.

Рудестам
К. Групповая психотерапия.- Спб., 1998

Шмидт
Р. Искусство общения. – М.,1992.

Шибутани
Т. Социальная
психология. — М., 1969.

когнитивных функций — простое объяснение

Таблица

когнитивных функций — показывает, какие из ваших функций самые сильные.

В этой статье описаны 8 ваших когнитивных функций, а также что такое интроверсия и экстраверсия. Эти концепции формируют основу для понимания и использования типа личности.

Мозг и ваш тип личности

Мозг получает информацию за нас (воспринимая), а затем помогает нам принимать решения (оценивать).

Это 2 самые основные, фундаментальные функции мозга, помимо поддержания жизни, заставляя нас есть и дышать.

Есть 4 совершенно разных способа восприятия и 4 совершенно разных способа суждения.

Вместе они называются 8 когнитивными функциями.

Различия в том, как мы все воспринимаем и судим, объясняют основные различия в личности. В значительной степени различия в восприятии и суждении — вот почему все мы такие разные.

Теория типов личности фактически исходит из понимания этих 8 функций. Ваш четырехбуквенный тип личности на самом деле представляет собой код, который скажет вам, в каких функциях вы сильны, а какие, вероятно, слабые, и что вызовет у вас всевозможные проблемы.

К сожалению, вы не можете хорошо использовать все 8 из этих функций.

Вы, вероятно, очень хорошо владеете двумя из этих когнитивных функций, и они будут учитывать ваши сильные стороны.2 функции будут слабыми и укажут на ваши слепые зоны.

И, чтобы было интересно, 4 из 8 функций будут находиться в бессознательном и неподконтрольном вам. Эти «теневые функции» обычно появляются, чтобы доставить вам неприятности, когда вы находитесь в состоянии стресса.

Зачем это нужно изучать и кому это нужно?

Небольшое понимание когнитивных функций и типа личности даст вам основу для понимания себя и других людей.

Итак, если вы хотите улучшить отношения дома или на работе, тип личности даст вам метод понимания людей и корректировки вашего подхода к людям, особенно к трудным людям в вашей жизни.

Это требует некоторой практики. Но как только вы поймете основы типа личности и увидите, что человек ведет себя определенным образом, система скажет вам, почему он так себя ведет и что вы можете с этим сделать.

Лучший способ узнать о типе личности — это начать с когнитивных функций, описанных ниже.

Но сначала давайте посмотрим на интроверсию и экстраверсию

Интроверсия и экстраверсия известны как «установки», и они влияют на функции.

Почти каждый слышал термины «экстраверт» и «интроверт».

Карл Юнг, швейцарский психоаналитик, был первым, кто дал определение этим терминам.

Экстраверты — это те люди, которые говорят немного больше, говорят немного громче, говорят немного быстрее и, кажется, получают больше удовольствия от того, что вокруг есть больше людей и больше действий в своей жизни.

Определение экстраверта — это тот, кто получает энергию от большей активности в реальном мире. Больше людей, больше событий, больше звуков, больше достопримечательностей и т. Д.

Интроверты — это люди, которые более энергичны, находясь в своей голове, со своими собственными мыслями, идеями, мечтами, видениями и т. Д.

Интроверты предпочитают тишину. Они меньше говорят. Они говорят медленнее, если только они не говорят о своих любимых предметах, и в этом случае они могут выглядеть как экстраверты.

Есть два мира, в которых мы все живем. Мир внутри нашего разума, в котором интроверты предпочитают проводить большую часть своего времени, и мир внешний по отношению к нашему разуму. Это будет реальный физический мир, полный действий, людей и событий. Это внешний мир, в котором экстраверты предпочитают проводить большую часть своего времени.

У экстраверсии и интроверсии есть научная причина, и это немного удивительно. Исследователи обнаружили, что из-за химического состава мозга интроверты обычно имеют более высокий уровень нейрохимической стимуляции, происходящей в их мозге.Таким образом, они обычно чрезмерно стимулируются и пытаются смягчить ситуацию.

У экстравертов меньше нейрохимической стимуляции в частях мозга, поэтому они ищут больше стимуляции во внешнем мире.

Ключ, который следует запомнить, заключается в том, что когда вы думаете о термине «экстравертный», думайте о том, что происходит в реальном мире, вокруг вас и в настоящем. Это всегда в настоящий момент.

Когда вы думаете об «интроверте», подумайте о том, что происходит в вашем уме, и эта деятельность может включать прошлое, настоящее и будущее.

Ярким примером человека, предпочитающего экстраверсию, является тот, кто любит ходить на прямые трансляции спортивных мероприятий, таких как бейсбольные матчи, футбольные матчи или рок-концерты. Я не говорю о человеке, который ходит раз в год. Я говорю о человеке, у которого есть абонемент и который старается попасть на как можно больше матчей. Их вдохновляет толпа, игра, мероприятие в целом. Затем после мероприятия им, вероятно, захочется еще большего волнения. Они захотят и дальше проводить время со своими друзьями.

В толпе все еще есть интроверты, но после всей этой внешней стимуляции они захотят вернуться домой и подзарядиться в спокойной обстановке.

Интроверты по-прежнему хотят и нуждаются в людях, просто им нравится, чтобы их взаимодействие с людьми было немного менее шумным, менее тесным и менее хаотичным. Они предпочитают проводить время с одним или двумя близкими друзьями, а не с большими группами. Причина в том, что они нейрохимически более чувствительны.

Функции восприятия

Четыре способа получения информации:

Помните, когда вы слышите слово «экстравертный», это означает то, что происходит вне вашего ума.Это означает то, что происходит в реальном физическом мире. Также помните, что это происходит в настоящий момент, в реальном времени.

Когда вы слышите слово «интроверт», это означает то, что происходит в вашем уме. Это будут ваши мысли, чувства, идеи, концепции, теории и воспоминания. Они выходят за рамки времени. Они могут быть о прошлом, настоящем или будущем.

Экстравертное восприятие — это то, что происходит, когда вы обращаете внимание на то, что ваши 5 чувств (осязание, вкус, обоняние, слух, зрение) говорят вам о реальном мире.Это процесс в реальном времени, который происходит сейчас.

Итак, если вы обращаете внимание на звук, исходящий от птицы прямо за дверью, это ваш мозг, используя свою экстравертную функцию восприятия, чтобы обратить внимание на звук.

Introverted Sensing — это когда вы вспоминаете птичий звук, который вы слышали на прошлой неделе. Потому что вы обращаете внимание на воспоминания об этом в уме, а не на реальное живое событие.

Экстравертная интуиция — это когда вы видите несколько возможных вариантов будущего.Это когда вы проводите быстрый мозговой штурм. Это когда вы видите связи и закономерности между людьми и событиями.

Introverted Intuiting — это когда вы получаете идеи, которые, кажется, приходят из ниоткуда. Это когда у тебя бывают моменты «ага».

Судейские функции

Есть 4 основных способа принятия решений. Это ваши судейские функции:

Экстравертное мышление принимает решения о внешнем мире, используя объективные факты.

Экстравертное чувство принимает решения на основе системы ценностей, которая заботится о благополучии людей. Эти ценности более глобальные и культурные, чем личные.

Интровертное мышление — это принятие решений на основе данных, категорий и теорий в вашем уме.

Интровертное чувство — это принятие решений, основанных на ваших личных ценностях, и забота о том, как вещи влияют на вас лично, чем о том, как влияет на группу.

Понимание порядка ваших 8 функций

Хотя у всех нас есть 8 функций, наша способность использовать их различна для каждого из 16 типов личности

Есть два способа перечислить свои 8 функций: в порядке силы, измеренной с помощью оценки когнитивных функций, или с помощью так называемой модели или иерархии Джона Биби1.

Джон Биби — один из ведущих юнгианских аналитиков в современном мире, он вывел тип личности Юнга на новый уровень.

Каждая когнитивная функция ведет себя по-разному в зависимости от того, в какую позицию / роль она попадает в Иерархии Биби.

Интроверты

Роль

ISTJ

ISFJ

INFJ

ИНДЖ

ISTP

INTP

ISFP

INFP

1

Доминанта / Герой

Si

Si

Ni

Ni

Ti

Ti

Fi

Fi

2

Вспомогательный / Хороший родитель

Te

Fe

Fe

Te

SE

Ne

SE

Ne

3

Relief / Eternal Child

Fi

Ti

Ti

Fi

Ni

Si

Ni

Si

4

Стремление / Душа / Дух

Ne

Ne

SE

SE

Fe

Fe

Te

Te

5

Противоположные

SE

SE

Ne

Ne

Te

Te

Fe

Fe

6

Критический родитель

Ti

Fi

Fi

Ti

Si

Ni

Si

Ni

7

Обманщик

Fe

Te

Te

Fe

Ne

SE

Ne

SE

8

Дьявольское / Преобразующее

Ni

Ni

Si

Si

Fi

Fi

Ti

Ti

Экстраверты

Роль

ESTP

ESFP

ENFP

ENTP

ESTJ

ENTJ

ESFJ

ENFJ

1

Доминанта / Герой

SE

SE

Ne

Ne

Te

Te

Fe

Fe

2

Вспомогательный / Хороший родитель

Ti

Fi

Fi

Ti

Si

Ni

Si

Ni

3

Relief / Eternal Child

Fe

Te

Te

Fe

Ne

SE

Ne

SE

4

Стремление / Душа / Дух

Ni

Ni

Si

Si

Fi

Fi

Ti

Ti

5

Противоположные

Si

Si

Ni

Ni

Ti

Ti

Fi

Fi

6

Критический родитель

Te

Fe

Fe

Te

SE

Ne

SE

Ne

7

Обманщик

Fi

Ti

Ti

Fi

Ni

Si

Ni

Si

8

Дьявольское / Преобразующее

Ne

Ne

SE

SE

Fe

Fe

Te

Te

Понимание ролей (архетипов)

Все мы играем разные роли в жизни.Иногда отец, мать, ребенок, брат, сестра, учитель, ученик. У ваших функций есть 8 различных ролей.

Функция 1) Роль героя / героини

Ваша самая сильная роль будет в роли героя / героини. Так вы «спасаете положение». Это ваша основная когнитивная функция.

Когда жизнь призывает вас спасти положение, вы будете призывать и зависеть от своей доминирующей функции.

Если вы посмотрите на свою жизнь в то время, когда вы добились наибольшего прогресса или сделали что-то действительно важное, где вам пришлось много работать над этим, но вы преуспели, это была функция вашего героя, которая делала тяжелую работу и спасала день для тебя.

Функция 2) Вспомогательная / поддерживающая / родительская роль

Это ваша вторая самая сильная функция. Он поддерживает вашу функцию Героя. Полезно думать, что вместе первые две функции составляют ~ 90% вашей личности.

Она называется «родительской» функцией, потому что используется в качестве полезной, позитивной и поддерживающей.

По словам Джона Биби, юнгианского аналитика, расширившего работу Карла Юнга о 8-функциональной модели, когда вы обращаетесь к кому-то за помощью, вы начинаете с второй функции.

Функция 3) Третичное образование / вспомогательная роль / вечный ребенок

Какая бы функция ни попала на 3-ю позицию, «Роль помощи» почти всегда будет слабой и проблемной.

Не развивается до середины жизни. Из-за этого он получает очень мало упражнений и очень мало практики. Таким образом, если вас попросят использовать эту функцию в подростковом возрасте или в возрасте 25 лет, вы упадете лицом вниз.

Вы не сможете рассчитывать на эту функцию, поскольку вы выполняете две основные функции.

Психологи советуют знакомиться со своей высшей функцией в расслабленной, игровой, развлекательной, свободной от стресса манере. Таким образом, это называется функцией «Рельеф».

Функция 4) Низшая / желательная роль

Какая бы функция ни попала на 4-ю позицию, она также будет для вас слабой, но в ней есть что-то особенное, как указывает название «Желаемый».

Какая бы функция здесь ни была, она описывает то, к чему вы стремитесь.

Да, в раннем возрасте использование четвертой функции — источник слабости, может быть, неудач, может быть, даже стыда.Вероятно, вы не сможете выполнять навыки и задачи, которые обычно связаны с этой функцией.

Но вы получите огромное удовлетворение и, возможно, даже прорывы, если будете периодически пытаться использовать эту функцию.

В частности, 4-я функция считается дверью в бессознательное. Именно благодаря использованию этой функции без напряжения, с низким уровнем стресса и дружелюбным способом вы можете задействовать бессознательное и всю энергию и творчество, которые в нем хранятся.

Поэтому убедитесь, что вы продолжаете использовать свою 4-ю функцию.Это поможет вам стать тем, кем вы можете быть.

Функция 5) Противоположная роль

Ваша пятая функция используется в основном как защита. Это то, как вы можете стать упрямым, отказываться от сотрудничества, недружелюбным, грубым или препятствующим действиям.

Итак, посмотрите на пятую функцию для вашего 4-буквенного типа. Посмотрите, о чем идет речь, и спросите себя, не из-за этого ли вы становитесь оборонительным, упрямым и т. Д.

Функция 6) Критическая родительская роль

У всех нас в жизни был критический родитель.Это когда родитель говорит вам, что вы делаете что-то не так или делаете что-то не так.

Критичный родитель — это голос в вашей голове, который заставит вас критиковать себя и других.

Какая бы функция ни попала в эту позицию, определит вкус вашей самокритики.

Функция 7) Роль обманщика

Какая бы функция ни была на седьмой позиции, вы будете горевать на протяжении всей жизни.

Роль обманщика — обмануть и исказить то, что вы испытываете или думаете, что переживаете.

Майк Шур, специалист по оценке и эксперт по типам личности, описывает седьмую функцию как прогулку по дому веселья на карнавале. Это комната, полная зеркал, которые растягивают и искажают вас, делая вас выше и тоньше, чем вы есть на самом деле.

Седьмая функция чаще всего проявляется при стрессе, давлении или чрезмерной усталости. Вы не можете доверять своему восприятию или суждениям, когда ответственна ваша седьмая функция.

Вы будете видеть вещи и верить в то, что нереально.Вы поставите себя или других в двойную ситуацию, которая заставит людей проиграть.

Люди описывают это как выполнение своей 7-й функции.

Функция 8) Демоническая / преобразующая роль

Какая бы функция ни попадала на 8-ю позицию, описывает, как вы себя чувствуете, когда вы наиболее разрушительны. Отсюда и термин «демоническая роль».

8-я функция также может быть трансформирующей, продвигая вас к большему личному росту и зрелости.

Но чаще всего, когда ситуация требует от вас использовать вашу 8-ю функцию, это не будет хорошо.

Ваши сильные и слабые стороны и слепые пятна

Самая сильная функция называется доминантной функцией, и обычно она хорошо развивается к 13 годам.

Вторая по значимости функция называется вспомогательной / поддерживающей функцией. Он поддерживает вашу доминирующую функцию. Обычно развивается к 21 году.

Вместе ваша доминирующая и вспомогательная функции, вероятно, описывают 90% вашего типа личности в хороший день. Таким образом, вам почти не нужно знать о других 6 функциях.

За исключением того, что знание этих 6 других функций покажет вам, где вы наиболее слабые, где у вас есть слепые зоны и где вы достигнете наибольшего личностного роста, став взрослым.

Ваша третья функция известна как ваша третичная функция. Это никогда не будет настолько сильным, что вы можете на него положиться, но вы, вероятно, обнаружите, что занятия, использующие вашу третью функцию, будут для вас очень расслабляющими и развлекательными.

Ваша 4-я функция неспроста называется подчиненной.Это слабое место для вас. Однако он также представляет собой область максимального личностного роста.

Считается, что четвертая функция — это дверь в ваше бессознательное. На самом деле бессознательное — это источник всей нашей энергии. Он полон новых возможностей. Итак, для роста вы хотите открыть дверь и позволить чему-то выходить наружу. Действия, связанные с вашей 4-й функцией, откроют вам дверь.

Давайте посмотрим, например, на INTJ. Их 8 функций перечислены ниже в так называемой модели Биби, в честь Джона Биби, отметил юнгианский аналитик.

Роль

ИНДЖ

1 Доминанта (Герой / Героиня)

Ni

2 Вспомогательный (поддерживающий, хороший родитель)

Te

3 Третичное (помощь, вечное дитя)

Fi

4 Низший (Желание, Душа / Дух)

SE

5 Противоположные

Ne

6 Критический родитель

Ti

7 Обманщик / Обманщик

Fe

8 Демонический / Ангельский

Si

Доминирующая функция (роль = герой)

Для INTJ доминирующей функцией является Ni.

Доминирующая функция человека — самая сильная и развитая.

Когда доминирующей функцией человека является интроверт, этот человек ведет себя как интроверт. И наоборот, когда доминирующая функция человека экстравертна, он ведет себя как экстраверт.

Обратите внимание, что для интровертов их вспомогательная функция гораздо более заметна и легко распознается ими самими и другими. Это потому, что их доминирующая функция интровертирована и скрыта от внешнего мира.

Когда вы впервые встречаетесь с интровертом, вы видите его вторую функцию, потому что они будут сдерживаться, показывая вам свою доминирующую функцию, пока не станут доверять вам. Таким образом, узнать интровертов сложнее.

По этой причине, когда интроверты сдают оценку 8 функций, баллы за их вспомогательную функцию могут оказаться выше, чем баллы за их доминирующую функцию.

Какая бы функция ни была вашей доминантой, она также известна как функция «героя», потому что лично для вас это функция, которая спасает положение.Это функция, на которую вы можете положиться.

Ваша доминантная функция достаточно хорошо развита к 13-16 годам. Фактически для большинства людей это будет единственная функция, развитая в этом раннем возрасте.

Вспомогательная функция (роль = поддержка, хороший родитель)

Вспомогательная функция — вторая по значимости.

Ваша вспомогательная функция развивается к возрасту ~ 21 год.

Доминирующий и вспомогательный работают вместе и поддерживают друг друга, и они составляют ~ 90% типа личности человека в возрасте 21 года.

Доминирующие и вспомогательные функции сливаются воедино, и их трудно различить.

Для INTJ вспомогательной функцией является экстравертное мышление (Te).

Когда вы обращаетесь к людям, чтобы помочь, вы делаете это сначала с помощью вспомогательной функции, а затем с помощью третичной функции.

Так что посмотрите, временами вы пытаетесь помочь людям. Скорее всего, вы используете вторую функцию. Итак, когда INTJ пытается помочь людям, первым выходит Те, что может выглядеть как помощь в организации реального мира, осмыслении мира, составлении расписания, планировании, постановке целей и других аспектах Те.

Третичная функция (роль = помощь, вечное дитя)

Третья функция развивается в среднем возрасте, но никогда не будет такой сильной, и первые две функции. У большинства людей третичная функция всегда будет слабой. Это то, на что нельзя полагаться.

В среднем возрасте он добавляет свои характеристики к доминирующим и вспомогательным.

Для INTJ 3-я функция — это интровертное чувство (Fi).

Для INTJ Fi помогает им сочувствовать другим.INTJ могут быть холодными и отдаленными, пока Fi не разовьется. Тогда они могут стать более чувствительными к чувствам других. INTJ может даже захотеть потратить время на помощь людям, будь то наставничество или волонтерская работа. То, что было немыслимо в молодости INTJ.

Когда вы пытаетесь помочь кому-то, вы сначала предлагаете помощь своей вспомогательной функции, а затем вводите третичную функцию, которая, как мы указывали, может быть не так уж хорошо развита и надежна.

Для INTJ интровертное чувство (Fi) будет вызвано вместе с экстравертным мышлением (Te).

Низшая функция (роль = стремление, душа / дух)

Четвертая функция называется «Нижняя», потому что это так. Это никогда не будет чем-то, на что вы можете полностью положиться, но оно имеет положительное влияние.

Ее также называют Желательной ролью, потому что она представляет собой область личного роста. Вы надеетесь стать лучше в этой области.

Четвертая функция также считается дверью в бессознательное, полное энергии и потенциала.Таким образом, получив доступ к своей 4-й функции, вы можете творчески подключиться к энергии своего бессознательного.

Для INTJ второстепенной функцией является экстравертное зондирование (Se).

Выполнение действий типа Se поможет INTJ расслабиться и получить доступ к энергии и идеям в их бессознательном.

Активности типа Se: походы, бег трусцой, езда на велосипеде, фотографирование природы, приготовление пищи, рисование маслом, игра на музыкальном инструменте. Все, в чем используются 5 чувств.

При выполнении действий экстравертного восприятия при низком стрессе и нулевом давлении INTJ может установить связь с бессознательным.

Четвертая функция никогда не будет такой сильной. INTJ не хотели бы зависеть от экстравертного восприятия, чтобы зарабатывать на жизнь. Как и 3-я функция, это больше для расслабления, отдыха и саморазвития.

Функции с 5 по 8

Последние 4 функции находятся в бессознательном.

Это означает, что вы не можете их контролировать. Они слабы и неразвиты из-за того, что их не используют.

Когда вам нужен один из них, они обычно вас подводят или доставляют вам неприятности.

Пожалуйста, поймите, что рассмотрение функций с 5 по 8 считается довольно продвинутым, и вам не нужно заходить так далеко, чтобы получить больше от типа личности. Многие люди, которые сталкиваются с типом личности, даже не беспокоятся об этих функциях Тени.

Пятая функция — функция противодействия

Какая бы функция ни попала на 5-ю позицию, вы станете упрямыми. В примере INTJ пятая функция — это экстравертное интуитивное мышление.Что касается INTJ, они могут сопротивляться деятельности Ne. Если они это сделают, им это может не понравиться.

Действия

Ne будут включать в себя изучение кажущихся случайными связей между вещами, мозговой штурм в течение нескольких часов, обсуждение широкого спектра возможностей на будущее.

6-я функция — Критический родитель (Ведьма / Сенекс)

Шестая функция — это функция, при которой вы станете чрезмерно критично относиться к себе и другим. Кроме того, это будет то, в чем вы слабы.Для выполнения этой функции потребуется много дополнительной энергии.

Для INTJ 6-я функция — это интровертное мышление (Ti). Интровертное мышление — это такие вещи, как точное категоризация идей и концепций, подробный анализ, детальное и точное использование сложных теорий, вспоминание правильной терминологии или названия чего-либо, создание новой терминологии, новых категорий, новых теорий.

7-я функция — Обманщик / Обманщик

7-я функция тоже очень слабенькая.Но у него есть особенность в том, что когда вам действительно нужно использовать эту функцию, она искажает все, что вы видите и думаете.

Итак, для INTJ их 7-я функция — это экстравертное чувство (Fe), которое связано с общением с группами людей, чтением людей, пониманием эмоций людей и скрытых целей.

Большинство INTJ скажут вам, что у них проблемы в отношениях. Они не умеют читать людей. Им сложно общаться с людьми. Их отношения могут сильно искажаться и запутаться.

8-я функция — дьявольское и разрушительное

Восьмая когнитивная функция — Дьявол и Разрушитель. Какая бы функция ни попала в это положение, вы не только будете чем-то настолько слабым, что вы не сможете на это рассчитывать, но и заставите вас делать то, о чем вы потом пожалеете.

Для INTJ их 8-я функция — интровертное восприятие (Si). Действия Si, с которыми INTJ, вероятно, столкнутся, это: точное воспроизведение событий из прошлого, вспоминание таких деталей, как лица, имена, даты и числа.Обработка деталей и работа с ними также будет сложной.

Список литературы

Когнитивные функции — это работа Карла Густава Юнга. Однако ряд людей расширили его работу и сделали ее более доступной для обычного человека:

(Примечание: Джон Биб сделал для теории когнитивных функций больше, чем кто-либо другой с 1990 года. Большая часть нынешней теории исходит от Джона.)

Джон Биби, доктор медицины, юнгианский аналитик. Энергии и закономерности в психологическом типе: резервуар сознания

1Джон Биби, юнгианский аналитик.«Тип и архетип ». Статья.
Часть 1, Часть 2

Леона Хаас и Марк Хунцикер, «Строительные блоки типа личности» подробно описывает каждую функцию.

Линда В. Беренс, Ph.D. «Динамика типа личности, понимание и применение когнитивных процессов Юнга».

.

ENTP и их 8 когнитивных функций

Тема ENTP — изобретение, поиск оригинальных решений для людей и технических проблем.

Таланты заключаются в превращении идей в функциональные и инновационные приложения, являющиеся первыми в своем роде.

Преуспевайте в поиске новых способов использования теорий для повышения эффективности систем и улучшения положения людей.

Жажда новых проектов.

Верьте в их способность мгновенно придумывать новые подходы, которые будут работать.Инженеры человеческих отношений и систем, а также в более научных и технологических областях.

ENTP — Схема процессов

РОЛЬ

ПРОЦЕСС

ОБЗОР

ПЕРВИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ведущий

Экстравертный ИНТУИТИНГ

Интерпретация ситуаций и отношений, улавливание значений и взаимосвязей в других контекстах
Опорные Интровертное мышление Анализ, категоризация и оценка в соответствии с принципами
Рельеф Экстравертное чувство Подключение и рассмотрение других и группы
Желаемый Интровертное восприятие Анализ и напоминание о прошлом опыте и поиск подробных данных

ТЕНИ ПРОЦЕССОВ

Противоположная Интровертный ИНТУИТИНГ Предвидение последствий, преобразований и вероятных последствий
Критически важный родитель Экстравертное мышление Сегментирование, организация для повышения эффективности и систематизация
Обман Интровертное чувство Ценить и учитывать важность, убеждения и ценности
Дьявольский Экстравертное зондирование Опыт и действия в непосредственном контексте.

Книги типа личности Линды Беренс


®Myers-Briggs Type Indicator, Myers-Briggs, MBTI, являются зарегистрированными товарными знаками MBTI Trust, Inc.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *