Внушение и убеждение в педагогическом процессе: Педагогическое внушение и убеждение

Содержание

Технология убеждения и внушения в образовательном процессе

Технология убеждения и внушения в образовательном процессе

  1. Понятие «убеждение». Формы и правила убеждения.

  2. Внушение как психологическое воздействие.

Убеждение —это процесс интеллектуального сопереживания совместной мыслительной деятельности (А. С. Маслов).

Оно построено таким образом, чтобы через логическое обоснование добиться согласия от человека, поэтому убеждение — это прежде всего интеллектуальное воздействие.

Убедить — это не просто добиться согласия с определенной точкой зрения, главное, чтобы человек сделал то, что ему предлагают, по собственной воле.

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания

— язык, на котором говорят субъекты взаимодействия: форма обращения, эмоциональная окраска голоса, употребление профессиональной терминологии. Если употребляется специальный малознакомый термин, то его следует тут же расшифровать, давая пояснения относительно сущности сказанного;

— логика и последовательность изложения мысли, так как перескакивание с одной мысли на другую, ее незавершенность или слишком пространные примеры отнюдь не способствуют пониманию;

—привлечение внимания аудитории. Например, в случае утомления и отключения внимания во время лекции можно использовать психогимнастические упражнения, гимнастику для глаз, приемы музыкальной психотерапии, рисование, а также изменение интонационной выразительности речи преподавателя;

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания

— установка на восприятие сказанного. Реально для этого использовать содержательную установку, которая формирует направленность на тему, поэтому принимается и понимается любая информация обозначенной темы;

— усиление процесса понимания учебной информации приемом «от противного». Преподаватель намеренно создает или предлагает студентам вообразить необычную ситуацию с подтекстом: «А что, если это выглядит иначе. Представьте себе, что это выглядит иначе». Цель приема — уйти от так называемого эффекта узнавания, разрушить поверхностные или неправильные представления студентов о проблеме, затронутой в лекции;

— понимание становится результативным благодаря причинно-следственному рассуждению с включением в него аудитории. Известные факты, истины, посылы, принятые всеми, группируются в такие связи и отношения, которые помогают слушателям принять новые истины и сделать новые заключения. Таким образом, каждая предыдущая мысль становится обоснованием последующей, ход мыслей преподавателя разделяется как бы на две части: на данное, т. е. известные факты, и новое, т. е. то, что вытекает из них.

Убеждения человека складываются из 3-х компонентов:

Знание – чувства – поведение

Здесь реализуется формула:

Понято – пережито – принято — сделано

Формы убеждений:

— Дискуссии

— Беседы

— Рассказ

— Личный пример

Правила предъявления требования:

Содержание и форма убеждения должны отвечать возрастным особенностям воспитанников.

— Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанника (знать истинную жизненную позицию).

— Убеждение должно содержать обобщенные положения (принципы и и правила) и конкретные факты, примеры.

— При убеждении надо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам.

— Убеждая других, педагог должен глубоко верить в то, что сообщает.

(А.Г.Ковалев «Психология личности»)

Логика убеждения: Тезис – аргумент – иллюстрация

Внушениеэто психологическое воздействие, воспринимаемое субъектом без должного контроля сознания, но приобретающее существенное значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности.

Внушаемость это:

— степень восприимчивости к внушению, определяемая готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

— Нормальное свойство психики.

Зависит от возраста, пола, уровня интеллекта, состояния здоровья, авторитета внушающего.

Что усиливает внушающее воздействие?

— Конкретность выразительных средств

(конкретный смысл > абстрактный смысл)

— Мягкость и сила голоса одновременно (эффект неожиданности)

— Музыка (особенно ритмичная)

30. Убеждение и внушение в педагогическом процессе (Шварц и.Е.)

Убеждение
– это способ педагогического воздействия,
при кот педагог обращается к сознанию,
к чувствам и опыту детей с целью
формирования у них осознанного отношения
к окружающей действительности. Цель у:
научить ученика мыслить и действовать,
разбираться в совершенных ошибках.
Методы убеждающего воздействия: расскахз,
разъяснение, док-во, беседа, лекция,
пример. Содержание и форма У должны
соответствовать уровню развития,
учитывать индивид особ-ти человека, У
д/б тактичным и максимально доказательным,
оно должно содержать конкретные факты
и выводы. Внушение – это одно из средств
взаимовлияния людей в их общении и
деятельности. В. Оказывает влияние на
внутреннее состояние человека незаметно.
Пед. Внушение – это целенаправленное
воздействие педагога, адресованное к
неосозноваемой сфере психики воспитуемого,
т.е. при пониженной критичности его
сознания и пораждающее его стремление
активно совершенствовать свои
морально-волевые качества. Механизмы
В.
:
1)в бодрствующем состоянии 2)состояние
релаксации 3)гипноз 3)состояние
естественного сна. Виды
внушения:

1) Непреднамеренное. Это влияние всей
окр обстановки на эмоциональную сферу
человека, протекает непроизвольно.
Влияние могут оказать цвет стен, тон
разговора. 2)Преднамеренное 3)Положительное
4)отрицательное по способу воздействия:
5)прямое (приказ, повеление, указание,
запрещение, распоряжение) 6)косвенное(рассказ,
описания случая, намек, косвенное
одобрение, осуждение, шутка). Общее в У.
и В.: инструмент воздействия –слово.
Преодоление психических барьеров.
Различия: Убеждение обращено к сознанию,
цель-формировать мировоззрение, внушение
обращено к неосознанному, цель-повлиять
на эмоц состояние и сформировать
установку на моральное поведение.

33. Предмет и основные категории дидактики. Актуальные проблемы современной дидактики и школы.

Дидактика

(от греч. didaktikos — обучающий) — часть
педагогики, разрабатывающая проблемы
обучения и образования. Предмет Д-это
закономерности и принципы обучения,
его цели, содержания образования, методы,
формы и ср-ва обучения. Общая Д отвечает
на ?: чему и как обучать уч-ся по всем
предметам и на всех уровнях, предметная
Д(частные) исследуют обучения по отдельным
предметам или по уровню образования(Д.высшей
школы). Основными категориями дидактики
являются преподавание, учение, обучение,
образование, знания, умения, навыки,
а также цель, содержание, организация,
формы, методы, средства, результаты
(продукты) обучения. Преподавание

упорядоченная деятельность педагога
по реализации цели и задач обучения,
обеспечение информирования, восприятия,
осознания, усвоения, упрочения и
практического применения знаний.
Учение

процесс собственной деятельности
учащегося, в ходе которого на основе
познания, упражнения и приобретенного
опыта у него возникают новые знания,
умения, формы деятельности и поведения,
совершенствуются ранее приобретенные.
Обучение

совместная деятельность педагога и
учащихся, упорядоченное их qnrpsdmhweqrbn,
направленное на достижение поставленной
цели.
Образование

— система приобретенных в процессе
обучения знаний, умений, навыков,
способов мышления. Знания

отражение познаваемого мира в мысли
человека, совокупность идей, в которых
выражается теоретическое овладение
определенным предметом. Умения

это применение знании на практике.
Навыки

— умения, доведенные до автоматизма,
высокой степени совершенства. Цель
(учебная, образовательная)
—то,
к чему стремится обучение, будущее, на
которое направлены его усилия. Содержание
(обучения, образования)

— система научных знаний, практических
умений и навыков, способов деятельности
и мышления, которыми учащимся необходимо
овладеть в процессе обучения. Метод-
путь достижения (реализации) цели и
задач обучения. Средство
— предметная поддержка учебного
процесса. Средствами являются голос
(речь) педагога, его мастерство в широком
смысле, учебники, классное оборудование.
Для поддержки учебного процесса
используются разнообразные технические
средства. Результаты
(продукты обучения) — то, чего достигает
обучение, конечные следствия учебного
процесса, степень реализации намеченной
цели. Задачи
Д:

1)описывать и объяснять процесс обучения
и условия его реализации. 2)разрабатывать
более совершенную организацию ПО, новые
обуч системы и технологии. 3)Разрабатывать
пути гуманизации и дифференциации уч.
Процесса. Современная дидактика
стремится к разумному рационализму.
Ее кредо и главная цель — выводить
учащихся на заданный уровень обучения
с минимальными затратами времени, сил,
средств. Многочисленные попытки
разработать систему дидактических
принципов в работах исследователей
нового времени. Их анализ позволяет
выделить в качестве основополагающих,
общепризнанных следующие принципы:
сознательности и активности, прочности,
наглядности, систематичности и
последовательности, связи теории с
практикой.

34.
Содержание образования в современной
школе. Проблемы содержания образования
на современном этапе. Характеристика
учебных планов (оазисный учебный план),
программ, учебников современной
общеобразовательной школы. Единство
требований к содержанию образования
во всех типах средних учебных заведений
нашей страны (Государственный стандарт).

Содержание
образования

(обучения, учебного процесса) — конкретный
ответ на вопрос чему учить подрастающие
поколения. Под содержанием понимается
четкая система знаний, умений, навыков,
отобранных для изучения в определенном
типе учебного заведения. Эта система
содержит знания об окружающем мире,
современном производстве, культуре
и искусстве; обобщенные интеллектуальные
и практические умения приобретения
знаний и способов их использования;
навыки познавательной деятельности,
творческого решения теоретических
и практических проблем, овладение
которыми обеспечивает определенный
уровень интеллектуального, социального
и духовного развития учащихся. Категория
содержания образования отображает
социальный опыт, в котором выделяются
известные людям знания о природе,
человеке, обществе; приобретенные знания
о человеческих умениях выполнения
известных способов деятельности; опыт
решения новых проблем, которые
возникают перед обществом; опыт
общественных и межличностных отношений;
опыт познания мира и человека в нем;
оценочные суждения о жизни, природе,
окружающем мире и т. д. Иногда социальный
опыт человечества называют общечеловеческой
культурой. С накоплением социального
опыта и увеличением количества
учебных предметов началась дифференциация
(раздробление) неразрывного в своей
основе опыта, выделение новых его частей
— предметов. Но теперь уже ясно, что
дальнейшая дифференциация и увеличение
количества учебных предметов — тупик,
из которого нет выхода. Мировая
педагогика возвратилась к интеграции
(объединению) учебных предметов вокруг
общих стержневых идей. Этот принцип
взят в основу перестройки содержания
обучения и в российской школе — уже
не отдельные предметы, а предметные
области становятся основной единицей
социального опыта. Свою руководящую
роль государство реализует через
создание и внедрение Государственного
стандарта образования.

Государственный стандарт общего
среднего образования определяется
как требования, которые предъявляет
государство к уровню образования
выпускников школ, и гарантии государства
по его достижению. Соблюдение
Государственного стандарта обязательно
для всех учебных заведений страны
независимо от подчинения, типов и форм
собственности. В образовательном
стандарте выделяются два компонента
— инвариантное (неизменное) ядро
образования, которое пересматривается
и изменяется сравнительно редко, и
вариативная часть — для быстрого
реагирования на запросы общества. Эта
часть систематически обновляется и
пересматривается. Структура стандарта:
типовой (базисный) учебный план
общеобразовательных учебных заведений,
общая характеристика инвариантной
и вариативной составляющих содержания,
государственные требования к
уровню общеобразовательной подготовки
учащихся. Базисный учебный план дает
целостное представление о содержательном
наполнении и соотношении образовательных
областей знаний по годам обучения b
средней школе и его общей структуре.
Государственный компонент составляет
инвариантную часть базисного плана, а
региональный (школьный) компонент —
часть вариативную. Устанавливается
распределение часов на образовательные
области, индивидуальные и групповые
занятия, курсы по выбору и факультативы.
Содержание учебного процесса
регламентируется учебными
планами
,
учебными программами по предметам и
фиксируется в учебных книгах, электронных
накопителях информации (видеодисках,
видеокассетах, компьютерных
программах). Учебный план — это
сертификат учебного заведения,
определяющий продолжительность учебного
года, длительность четвертей и каникул;
полный перечень предметов, изучаемых
в учебном заведении; распределение
предметов по годам обучения; количество
часов по каждому предмету за все время
обучения и на изучение предмета в каждом
классе; количество часов в неделю на
изучение каждого предмета; структуру
и продолжительность практикумов,
лагерных сборов и т. п. В учебном плане
находят отражение принятый обществом
воспитательный идеал, намеченные цели,
победившая концепция формирования
содержания. Он разрабатывается с учетом
закономерностей учебно-воспитательного
процесса, санитарно-гигиенических и
организационных требований,
сложившихся традиций. Предметы,
включенные в учебный план, делятся на
обязательные и факультативные (по
выбору). В большинстве стран учебные
планы разрабатываются и утверждаются
центральными органами просвещения.

Модернизация
образования является в настоящее время
ведущей идеей и центральной задачей
российской образовательной политики.
Модернизация образования— это
комплексное, всестороннее обновление
всех звеньев образовательной системы
и всех сфер образовательной деятельности
в соответствии с требованиями современной
жизни, при сохранении и умножении лучших
традиций отечественного образования.
Это фронтальный пересмотр принципов
функционирования системы образования,
унаследованных от ушедшей эпохи, равно
как и принципов управления данной
системой. Это масштабные изменения в
содержании, технологии и организации
самой образовательной деятельности,
которая также несет в себе значительные
рудименты прошлого и во многом подчинена
задачам вчерашнего дня. Это, наконец,
глубокие изменения в образовательном
мировоззрении, все еще в немалой степени
авторитарном и тоталитарном, в
образовательной политике, пока еще
оторванной от потребностей личности,
общества, страны. Два
центральных направления модернизации
образования — кардинальное обновление
содержания образования и экономики
образования. Ее стержневые задачи —
повышение доступности, качества и
эффективности образования.

Без
решения этих задач образование не сможет
выполнить свою историческую миссию —
стать двигателем поступательного
развития страны, генератором роста ее
человеческого капитала.

Убеждение и внушение в педагогическом процессе

Убеждение и внушение в педагогическом процессе

Доступные файлы (1):

n1.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Убеждение как метод воспитания личности…………………….…….…….4

Внушение в учебно-воспитательном процессе……………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога [6].

Традиционно выделяются 4 основных способа влияния:

убеждение;

внушение;

заражение;

подражание [8].

Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом виде, а основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке [1].

Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Если убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого, то внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на доверии.

Цель реферата – подробно рассмотреть возможности применения методов убеждения и внушения в педагогическом процессе.
1. Убеждение как метод воспитания личности
Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов или для актуализации имеющихся знаний [4].

Убеждение считается одним из основных методов воспитания и перевоспитания. Оно применяется как по отношению к взрослым, так и к детям, как здоровым, так и больным людям. Его с успехом применяют в психотерапии. Дюбуа первый ввел в обиход понятие «рациональная терапия» – лечение посредством убеждения [5].

Когда говорят об убеждении, то чаще всего имеют в виду воздействие на ум человека, на его понимание себя и внешнего мира, с тем чтобы это понимание перестроить, привести в соответствие с требованиями научного знания, требованиями морали, но забывают при этом, что убеждение воздействует не только на разум, но и на чувство человека и только при этом условии оно оказывается эффективным. Однако надо помнить о том, что при воздействии на рациональное можно вызвать эмоциональное, так как первое и второе взаимосвязаны. Вместе с тем всем хорошо известен факт расхождения между пониманием и переживанием, между знанием и поведением человека. Такая картина имеет место тогда, когда знания преподносятся учащимся формально, без учета реальной жизни и духовного мира самой личности. Необходимо, чтобы воспитание личности осуществлялось в процессе воздействия на рациональную, эмоциональную и волевую сферы. В плане психологии перевоспитания убеждение можно определить как метод воздействия, посредством которого дефективные отношения перестраиваются в отношения, отвечающие требованиям морали.

Убеждение как метод воздействия, например, в отличие от других – внушения, примера требует активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого. Только при условии, когда воспитанник стремится понять и осознать то, что ему говорят, размышляет и приходит к определенным выводам, переживает и осуждает отрицательное в себе и, наконец, принимает решение работать над собой, допустимо говорить об эффективном убеждающем характере воздействий.

Процесс убеждения и переубеждения связан с максимальным напряжением активности второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой [3].

Процесс убеждения нередко представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания. Один из них выдвигает положения и доказывает их, приводя все новые и новые доводы. Второй ставит вопросы, чтобы выяснить что-то, высказывает свои сомнения или противоположное мнение, подтверждает, соглашается и т. д.

Если воспитывающий и воспитываемый относительно близки, доверяют друг другу, то дискуссия ведется открыто: если есть известная отдаленность и официальность этих лиц, то убеждаемый ведет дискуссию про себя, мысленно. Во втором случае тот, кто ведет убеждение, должен по еле уловимым чертам угадывать состояние и логику мысли воспитанника. Воспитатель, не сумевший это сделать, не может достичь цели.

Для того чтобы убеждение как метод воздействия было бы максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований:

1. Содержание и форма убеждений должны отвечать уровню возрастного развития личности. Иными словами, убеждающая беседа должна быть понятна и доступна.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого. Прежде всего, необходимо знать истинную жизненную позицию или отношения школьника.

Ложная позиция может быть четко неосознанной и необоснованной, когда учащийся сам не может сказать, почему он так поступает, а может быть и обоснованной, когда у школьника складывается своя «философия» жизни или система отношений. Вполне понятно, что в первом случае убедить в противном легче, чем во втором.

3. При всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным.

4. Убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Когда имеют дело с ребенком, то большое место в убеждении как методе воспитания должен занимать наглядно-образный материал, примеры.

5. При убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам. Знание обоими одного и того же факта важно потому, что дает возможность парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода.

6. Убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает. Известно, что беседующие друг с другом люди по внешним проявлениям: мимике и пантомимике, вокальной мимике, по интонации — чувствуют реальное отношение говорящего к тому, к кому он обращается, и к тому, с чем обращается.

Вот почему большое значение имеет форма словесного воздействия типа убеждения.

При перевоспитании методом убеждения очень важно отыскать у воспитанника пункты внутренних колебаний или те пункты, в которых чаще всего разыгрывается борьба мотивов, имеют место сомнения («Так ли я поступаю»). Знание этих пунктов колебаний позволит концентрированным воздействием, с одной стороны, расшатать неустойчивую отрицательную позицию, а затем и вовсе затормозить ее и, с другой стороны, укрепить и развить те положительные тенденции или склонности, которые вступили в конфликтные отношения с дефективными отношениями.

Убеждение нельзя смешивать, отождествлять с морализированием. При убеждении положение доказывается, при морализировании декларируется в таких, например, формах: «школьник должен», «и не стыдно», «и не совестно» и т. п. Обычно все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно школьникам, а само морализирование понимается воспитанниками как проявление формальной, должностной обязанности учителя, воспитателя. К морализированию школьники относятся иронически, презрительно [2].

Таким образом, путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни, а тем самым побудить школьника к самовоспитанию.
2. Внушение в учебно-воспитательном процессе
В настоящее время внушение является составной частью обычного человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально–психологические функции:

– содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;

– направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.

В этом плане вызывает интерес следующий факт: Л.Н. Толстой и В.М. Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о громадном значении внушения в воспитании: «Дети всегда находятся, и тем более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».

Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью, определяемую как субъективную готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.

Эффект внушения, как было доказано В.М. Бехтеревым и И.П. Павловым, состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.

В этом плане велика роль внушения в педагогическом процессе.

Исследования и наблюдения, проводившиеся учёными (В.М. Бехтерев, К.Н. Куликов, И.П. Павлов, К.И. Платонов, Д.Н. Узнадзе, И.Е Шварц) свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Так, В.М. Бехтерев, один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё хорошее. В практике учебно-воспитательной работы большую роль, по мнению И.Е. Шварца, играет авторитет педагога, его личный пример и соблюдение меры внушающего воздействия.

Внушение, как механизм воздействия на личность ребёнка в педагогическом процессе, не может применяться шаблонно. Важны осознанность, соблюдение педагогического такта и меры внушающего воздействия, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, причин возникших трудностей.

В этом плане важно знать и грамотно применять в психолого-педагогической работе различные виды внушения, к которым относятся:

1. Прямое внушение (приказ, команда, наставление). Такое внушение способствует выработке у ребёнка автоматизма действий, являясь важным средством дисциплинирования. Оно действенно тогда, когда сформировался соответственный навык исполнения требования.

Применение внушающего наставления целесообразно в плане изменения сложившегося в силу различных обстоятельств неблагоприятного психологического климата в классе, либо в отношениях между отдельными учениками.

Его задача – дать ребёнку первый импульс к преодолению своих проблем, трудностей, неверия в собственные силы.

2. Косвенное внушение (намёк, одобрение, осуждение). Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая, которое будучи воспринято ребёнком, оказывает, помимо его воли и критики влияние на его поведение. Это воздействие путём примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на ребёнка окольным путём.

3. Самовнушение. Применение в воспитательных целях самовнушения требует довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли и борьбой с внутренними колебаниями.

Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения является высокая степень сознательности человека. В первоначальной беседе педагог разъясняет ребёнку, что успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от его умения сосредоточиться на предмете внушения.

Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени, в утвердительной форме: «Я могу выполнить это в лучшем виде» и пр.

Сеансы самовнушения проводятся перед сном и сразу после пробуждения. Именно в это время кора головного мозга слегка заторможена, вследствие чего снижена критическая сторона психики.

Если субъект обучен приёмам аутотренинга, то целесообразно формулы самовнушения произносить в состоянии мышечной релаксации. Вводя школьника в состояние расслабления, мы временно как бы «обрезаем» многочисленные внутренние и внешние каналы связи психики и оставляем только один – внушающий голос педагога. Тем самым в состоянии релаксации повышается восприимчивость ребёнка к внушению.

Релаксация в дидактических целях включает в себя принципиальные возможности интенсификации процесса обучения путём суггестопедического ввода учебной информации.

При этом важно знание правил, обеспечивающих «внушение наяву»:

1. Будьте абсолютно уверены в своих силах.

2. Говорите громко и ясно, твёрдо, чётко.

3. Смотрите в глаза своему партнеру.

4. Максимально расслабьтесь. Используйте местоимение «Я».

5. Дайте установку на требуемое ожидание.

6. Не извиняйтесь, если Ваши требования не обоснованы.

7. Не раздражайтесь, будьте спокойны и решительны.

8. Не давайте втянуть себя в дискуссию.

9. Не давайте оценку и не оскорбляйте испытуемого.

10. Обязательно выразите понимание позиции партнера [7].

Следовательно, внушение является одним из механизмов поведения, предоставляющее ему возможность воспринимать внушающее влияние и отражать его. Применения внушения в педагогическом процессе предполагает соблюдение педагогического такта и меры внушающего воздействия, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, причин возникших трудностей. Педагогу необходимо учитывать специфику организации внушающего воздействия, обеспечивая пластичное развитие личности ребёнка в контексте гуманистической парадигмы развития современного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности, а внушение – воздействует на неосознаваемом, подсознательном уровне.

Убеждение – это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.

Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию.

Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их. Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Методы убеждения и внушения эффективны как при воспитании, так и при перевоспитании, успешно применяются в воспитательном отношении с педагогически запущенными детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е. Залесский – М.: МГУ,1994. – 129 с.
  2. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев – М.: Просвещение, 1970. – 398 с.
  3. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы [Текст] / В.Н. Мясищев – Л.: ЛГУ, 1960. – 378 с.
  4. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика [Текст]: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л.Г. Павлова – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  5. Психологические основы методов воспитания [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html#11.1.4

  1. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998-1999. – 672 с.
  2. Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1–2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I [Текст] / под ред. Л.А.Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь: ПГПУ, 2009. – 324с.
  3. Чалдини, Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. АСТРАХАНИ« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 »

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Учитель английского языка

МБОУ г. Астрахани СОШ№29

Ляхова Алевтина Николаевна

2017 г.

ВНУШЕНИЕ КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Внушение – это одно из средств взаимодействия людей в процессе их общения и деятельности.

Долгое время роль внушения в педагогическом процессе не признавалась. Однако хотим мы этого или нет, элемент внушения имеет место практически в любом акте педагогического взаимодействия.

Различные виды внушение обогащают, арсенал средств педагогического воздействия дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Поэтому учитель не должен игнорировать этот метод воздействия, пренебрегать им.

В последние годы, как за рубежом, так и у нас в стране издано немало работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы применения внушения в учебной и воспитательной практике.

Классифицируя внушение, встречающееся в педагогическом процессе, мы, прежде всего, различаем сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.

Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка, встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей. Здесь отсутствует специальная целенаправленность суггестивного влияния, хотя различные факторы, составляющие педагогический процесс, воздействуют по механизму внушения на психическое состояние школьника.

Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).

Понимание сущности сопутствующего внушения и учет его в конкретной педагогической ситуации дают возможность учителю усилить или ослабить этот сильный фактор воздействия на внутренний мир школьника.

Пользуясь методом убеждения в условиях хорошей восприимчивости к нему и высокой готовности к усвоению знаний и требований, педагог обязан снизить удельный вес сопутствующего внушения. В ситуациях недоверия учащихся к слову педагога роль сопутствующего внушения должна возрасти.

Изучение возможностей использования различных видов внушения в возрастном аспекте выявило определенную тенденцию. Она заключается в смене одних видов внушения другими в связи со становлением и развитием личности: от внушения в виде обычных наставлений в младшем возрасте к специальным внушениям с помощью релаксации в подростковом возрасте и от них к самовнушению, охотно используемому юношами и девушками. Разумеется, это только схема, отражающая существенную тенденцию. Жизнь настолько многообразна, что все случаи педагогического влияния невозможно вместить в прокрустово ложе схемы.

Значительную роль в выборе средств внушающего воздействия играет учет индивидуальных особенностей школьника. Необходимо учитывать тип нервной деятельности школьника, степень его внушаемости и другие показатели, дающие возможность избрать оптимальный для данного случая вид внушения.

. Воспринятое воздействие в условиях сниженной критики оказывает действенное влияние на поведение школьника.

Изучение «передовой практики и опытные данные позволяют сформулировать основные принципы применения прямого и косвенного внушения в школе: идейная направленность внушаемого содержания, использование внушения для развития духовных качеств и преодоления, недостатков личности, связь внушения со всей системой средств педагогического воздействия.

Прямое внушение, согласно его психологической природе, следует рассматривать в двух аспектах: влияние внушения на эмоции, установку, неосознаваемые мотивы (внушающие наставления) и влияние на автоматические акты поведения (команды и приказы). Такое деление свидетельствует, что путем внушения мы можем адресоваться к неосознаваемым внутренним побудительным силам, формировать необходимую нам предуготовленность организма к соответствующему действию. Наряду с этим внушающее слово способно также вызвать акты поведения, которые, некогда усвоенные сознательно, после соответствующей тренировки стали автоматизмами действия и регулируются подсознанием. Первый тип воздействия характерен для внушающих наставлений, второй — для команд и приказов.

Отличие внушающего наставления от других форм словесного воздействия заключается не только в смысловом содержании информации (стимул к действию или ограничение действия), но и в структурном построении словесной формулы и ее эмоциональной окраске. Для этого вида воздействия характерно лаконичное и императивное построение речи. Словесная форма внушающего наставления — повеление, указание, распоряжение, запрещение.

Использование внушающего наставления допустимо при положительном отношении между учителем и учеником; в условиях стабильной конфликтности этих отношений оно обречено на неудачу.

Внушающие наставления применяются не только в повседневной педагогической практике. Этот вид воздействия дает положительный результат и в качестве специально организованного влияния на трудных подростков.

Наряду с внушающим наставлением к прямому внушению относятся также команды и приказы.

По своим внешним признакам команды и приказы представляют собой вербальное воздействие, выраженное в краткой форме, точно определяемой существующими нормативными указаниями или традициями. Педагогическое значение команд и приказов заключается в том, что они являются средствами дисциплинированные учащихся и способствуют совершенствованию эстетики детского коллектива. В диссертации раскрываются педагогически целесообразные условия применения команд и приказов в учебно-воспитательной практике.

Ограничить практику вербального воздействия педагога только наставлениями, приказами и командами было бы непростительной ошибкой. Категорический императив приемлем только в определенных ситуациях. Воспитание в целом требует более тонких средств. Особенно ценны такие способы воздействия, которые дают возможность не выставлять на первый план педагогическую позицию воспитателя. Этот психологический момент хорошо реализуется в косвенном внушении.

Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подается не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого-либо случая или намека, которые помимо воли и критики воспринимаются человеком и оказывают существенное влияние на его поведение.

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника. В диссертации показано, как воздействие их на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки своих поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Так как содержание косвенного внушения опирается на положительный опыт школьника, он, как правило, находит силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.

При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным

Задача учителя при организации коммуникативного воздействия на ребёнка — чётко определить степень воздействия и подобрать соответствующие средства, делающие его убеждения внушительным, а внушение убеждающим.

Список литературы :

Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

Психология и педагогика, Кравченко, Альберт Иванович, 2010г.

Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю. Исаева; Российская академия образования (РАО). — М.: Флинта: МПСИ, 2010. — 200 с. http://znanium.com/bookread.php?book=254470.

Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 400 с. http://znanium.com/bookread.php?book=175559

Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты: Монография / И.В. Арябкина. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 184 с. http://znanium.com/bookread.php?book=319931

Доклад на тему «Убеждение и внушение как способы воздействия в педагогическом процессе»

«Убеждение и внушение как

способы воздействия в педагогическом процессе»

Рефлексия: упражнение-активатор: «Разожми кулак»

Эмоциональный разогрев.

Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется. Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.

Слад 2Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.

Слайд3 Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников.
Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие психологические качества как неприятие критики, социальный инфантилизм, неспособность воспринимать жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на проблемах, повышенная тревожность, ориентация на недостатки детей и коллег и т.п. Эти негативные проявления психологического плана окрашивают всю деятельность педагога, формируя его культуру взаимодействия и воздействия на учащихся.

Слайд4 Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Слайд5 Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия:

— Убеждение

Убеждение и внушение являются механизмами преднамеренного влияния.

Слайд6 Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Слайд 7 психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Суть убеждения в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

. Цель убеждения — стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 8 Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.

Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убеждённости в том, о чём он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

Например: В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.  Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Слайд 9 При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более того, при грамотном использовании технологий убеждения повышается авторитет педагога, что значительно упрощает процесс образования, воспитания и межличностного взаимодействия.

Упражнение Семь богатырей

В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Время. 20-25 минут.

Размер группы. 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.

Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда.  В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы  уговорить царевну остаться  у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Слайд 10 Внушение

психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

Слайд 11 Рассматриваются следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить.

При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят.

Например: Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.

Слайд 12 Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.

По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение.

Прямое внушение — внушение, при котором педагог дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»),. При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Например: Какое упражнение ты будешь делать первым?

Косвенная форма внушения в условиях школьной практики используется в виде намека, шутки, ироничного высказывания. В ситуации, когда учитель делает прямое замечание, ученик, как правило, занимает защитную позицию, пытается «спасти» свое мнение или самооценку. Косвенная же форма внушения способствует безоговорочному некритическому приятию информации, при этом позиция учителя не навязывается учащемуся, не затрагивает его самолюбия. Поэтому сообщаемые факты не отвергаются учеником еще до того, как они были им восприняты. Слайд13 В педагогической практике различают следующие приемы косвенного внушения: намек (ученику, ленящемуся выполнять письменно упражнение, учитель говорит: «Бедный, ты сегодня переработал. В тетради написаны целых три предложения. Наверно устал, отдохни»), косвенное одобрение (после проверки домашнего задания учитель говорит: «Меня сегодня порадовали ученики нашего класса, сумевшие дать правильные ответы на все мои вопросы и получившие оценку «отлично». Думаю, их работу остальные должны расценивать как пример»), косвенное осуждение (учитель случайно стал свидетелем некорректного общения учеников класса на перемене, о чем в самом начале урока он сказал так: «К большому моему сожалению, у нас в классе, оказывается, есть ученики, которые до сих пор не умеют правильно и красиво общаться друг с другом. Их поведение на перемене очень меня огорчило»).

Косвенное внушение, в том числе может происходить и в виде раскрытия какого-либо внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого-либо случая. При правильной методической подготовке, педагогически целесообразном подборе примера или рассказа большой силы эмоционального воздействия, косвенное внушение может оказаться более эффективным, чем прямое.

Уважаемые коллеги, сейчас давайте определим насколько каждый из вас внушаем.Я скажу вам только одно слово «Лимон». И если вы почувствуйте слюноотделение, сводит скулы,то это говорит о том,что вы легко поддаётесь внушению и подвержены гипнозу, вас легко загипнотизировать специалисту. Если вы ничего не ощущаете, то вы попадаете в маленькиц процент населения негипнабельных людей (8-10%)

Слайд 14 В з а и м о с в я з ь у б е ж д е н и я и в н у ш е н и я в х о д е п е д а г о г и ч е с к о г о процесса

Убеждение и внушение бывают настолько взаимосвязаны, что в определенных ситуациях их трудно дифференцировать. Это обусловлено существованием ряда общих для них черт, а именно: основным средством влияния при убеждении и внушении является слово; коммуникативное воздействие на сознание ученика должно быть комплексным, то есть убеждение должно иметь внушающий характер, а внушение должно быть убедительным и готовить почву для дальнейшего убеждающего воздействия; и убеждение, и внушение воздействуют как на сознание, так и на чувства учащихся.

Отличие между этими методами заключается в том, что убеждение, как правило, не имеет косвенной формы и не может формулироваться кратко в виде команд и приказов. При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным.

15 слайд Дорогие коллеги! Поздравляю всех Вас с началом Нового учебного года! Желаю Вам крепкого здоровья, отличного настроения, творческих успехов, хороших учеников, адекватных родителей, достойной зарплаты.

В экспериментальных трудах показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными детьми, когда другие приемы воздействия не помогают или малоэффективны, можно применять так называемую релаксопедию. Это вербальное внушение, использующее релаксацию для усиления степени воздействия

Минуты релаксации

«Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»

Убеждение и внушение в педагогическом процессе. — Студопедия

Культура педагогического общения.

Культура в педагогической деятельности.

Педагогическая культура — высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура педагога выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

— профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

профессионально-педагогическая культура— это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;



— единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

— особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество- это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от педагога адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.


Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей педагога. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Убеждение– это способ педагогического воздействия, при кот педагог обращается к сознанию, к чувствам и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности.

Цель убеждения: научить ученика мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках. Методы убеждающего воздействия: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция, пример. Содержание и форма учителя должны соответствовать уровню развития, учитывать индивид особенности человека,

Учитель должен быть тактичным и максимально доказательным, оно должно содержать конкретные факты и выводы.

Внушение – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности.

Внушение.

Оказывает влияние на внутреннее состояние человека незаметно. Педагогическое Внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосознаваемой сфере психики воспитуемого, т.е. при пониженной критичности его сознания и порождающее его стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества.

Механизмы Внушения.:

1)в бодрствующем состоянии

2)состояние релаксации

3)гипноз

4)состояние естественного сна.

Виды внушения:

1. Непреднамеренное. Это влияние всей окружающей обстановки на эмоциональную сферу человека, протекает непроизвольно. Влияние могут оказать цвет стен, тон разговора.

2.Преднамеренное

3.Положительное

4.Отрицательное по способу воздействия: прямое (приказ, повеление, указание, запрещение, распоряжение), косвенное(рассказ, описания случая, намек, косвенное одобрение, осуждение, шутка).

Общее в Убеждении. и Внушении.:

Инструмент воздействия –слово.

Преодоление психических барьеров. Различия:

Убеждение обращено к сознанию, цель-формировать мировоззрение, внушение обращено к неосознанному, цель-повлиять на эмоциональное состояние и сформировать установку на моральное поведение.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, шесть групп способов (методов) воздействия на личность:

1. убеждение;

2. внушение и заражение, «личный пример» и подражание;

3. упражнения и приучения;

4. обучение;

5. стимулирование;

6. контроль и оценка.

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника.

Внушение в педагогическом процессе — Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет


Шварц Израиль Ефремович (31.05.1919 – 26.05.1989)

  • Шварц Израиль Ефремович (31.05.1919 – 26.05.1989)
  • Основатель и руководитель научной школы (1961–1989), заведующий кафедрой педагогики (1961–1985) и научных основ управления школой (1985–1989)
  • доктор педагогических наук, профессор
  • Веб-сайт

Наименование научной школы: «Внушение в педагогическом процессе»

Код специальности по отраслям наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Код по ГРНТИ: 14.07.07 – общая теория образования и обучения

Научные направления

Основные идеи школы И.Е. Шварца

Своеобразие Пермской научно-педагогической школы составляет целостное отношение к личности воспитанника, воспринимаемого в единстве физиологической, психической и социальной сторон, во взаимовлиянии не только деятельностной, эмоциональной, когнитивной сфер, но и неосознаваемой составляющей психики.

Данная научная школа занималась разработкой концептуальной идеи о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс в целом и развитие личности, в частности.

Педагогическая концепция профессора Израиля Ефремовича Шварца о внушении в педагогическом процессе создавалась в период так называемой «оттепели» в идеологической жизни нашего государства. В 60-е годы XX столетия в лоно науки возвращались многие идеи, изгнанные в свое время по идеологическим причинам. К ним относится и разработка концептуальных идей о взаимодействии убеждения и внушения в педагогическом процессе.

Традиционно в педагогике тех лет явления убеждения и внушения считались несовместимыми, т.к. убеждение адресовано сознанию, а внушение обращено к бессознательной области психики. Считалось, что основное назначение внушения – это полное торможение сознания, расслабление воли до её подавления, что совершенно исключало внушение из методов педагогического воздействия на личность.

Целесообразность, необходимость, важность применения внушения наравне с убеждением и во взаимосвязи с ним в педагогическом процессе показал И.Е. Шварц (1971). Этому открытию посвящены труды ученого, в то числе пособие «Внушение в педагогическом процессе». В его трудах изложены основные идеи этой концепции.

И.Е. Шварц доказал, что внушение может быть педагогическим влиянием на личность. Эффективность этого влияния во многом зависит от индивидуального свойства личности – степени внушаемости.

На основе экспериментальных данных в педагогическом аспекте И.Е. Шварц определил внушаемость как динамичное свойство личности, выражаемое неосознанной реакцией на внушающее воздействие внешней среды. Оно детерминировано психическим состоянием личности в данный момент. По силе реагирования на внушение И.Е. Шварц определил три степени внушаемости личности: низкую, среднюю, высокую. Им разработана методика определения степени внушаемости. И.Е. Шварц выявил значительную зависимость (обратную) между степенью внушаемости личности и уровнем ее стремления к самовыражению. Шварцем выделен (по методу В.С. Мерлина) симптомокомплекс личности – трудновнушаемой и легковнушаемой, когда степень внушаемости может выражать вероятную связь между свойствами данной личности.

Другая важная идея концепции И.Е. Шварца – в определении механизма внушающего влияния на личность. Ответ на этот вопрос И.Е. Шварц считал кардинальным. Только найденный ответ, по его мнению, мог говорить с уверенностью о целесообразности внушающего влияния на личность в целях ее нравственной социализации.

Механизмом внушения И.Е. Шварц определил доминанту (по Р.Н. Узнадзе А.А. Ухтомскому и П.А. Анохину). При взаимодействии убеждения и внушения формируется система доминантных установок: личностных (для предметной деятельности) и социальных (при социальной деятельности и поведении). По И.Е.Шварцу доминантные установки способны создаваться, протекать, реализовываться и, при неблагоприятных условиях, угасать.

Определение механизма позволило решать еще одну важную концептуальную идею – создавать классификацию методов влияния на личность в педагогических целях путем взаимодействия методов убеждения и внушения. Начинал он с дидактики. Им разработаны совершенно новые педагогические методы влияния на личность, обозначенные как релаксация.

Признавая как педагогическое явление гипнопедию – восприятие обучаемым информации репродуктивного характера в условиях естественного сна – И.Е. Шварц как педагог за основу брал урок, на котором учащиеся вводились в состояние релаксации (мнимое расслабление, подсознательные состояние, когда критичность психики и мозга были несколько снижены, но активно работала сверхпамять), давалась педагогическая информация: иностранный язык, слова в довольно в большом количестве – 60-80 единиц. Они хорошо запоминались. Затем учащиеся выводились из релаксации, активно стимулировались с помощью убеждения, работая с запасом слов, реализуя их в деятельности. Это давало большой педагогический эффект в изучении иностранного языка. Попытки вводить другую информацию, требующую осмысления, эффекта не давали. Работала в основном репродукция: по истории хорошо запоминались времена и даты, по русскому языку – иностранные слова, не имеющие в русском языке правил.

В области воспитания в основе своей работают эти же закономерности, но технология другая, не менее эффективная.

Прежде всего, успешно реализовывалась идея психогигиены: снятие усталости, тревоги, пограничных состояний, коррекция поведения в определенных ситуациях, преодоление стрессовых состояний, стимулирование уверенности, веры свои силы и т.д.

В целом система педагогических методов, основанных на взаимосвязи убеждения и внушения, выглядела следующим образом:

  • Дидактика – релаксопедия.
  • Воспитание – прямое педагогическое внушение в системе общего воспитательного воздействия: команды, приказы, наставления, т.е. то, что не обсуждается, а просто принимается на веру и тут же или через некоторое время реализуется.
  • Косвенное педагогическое внушение. Оно рассчитано на безоговорочное принятие информации в виде ситуаций, отражающих сущность определенного вида поведения или деятельности, но не напрямую, а через другую, похожую ситуацию. Это сложный метод, требующий высокого уровня педагогической техники. Применяется тогда, когда заведомо известно, что прямое обращение будет заблокировано.
  • Самовнушение. Чаще всего применяется в самовоспитании и тренингах при решении задач саморазвития. Всегда идет от лица субъекта – от «Я». Учениками И.Е. Шварца и при его помощи разработаны требования к формулам самовнушения и общая схема: от «хочу» ‑ «могу» ‑ «делаю»- «нравится делать» до «хочу делать всегда». Исключается слово «должен», при неосознании или малом осознании оно может заблокировать всю систему.
  • Педагогическое внушение, осуществляемое в целях нравственного и социального воспитания, организуемое в специальных формах:
    • Психорегулирующая тренировка: система сеансов с введением человека в релаксацию, когда даются формулы прямого внушения, несущие воспитательную информацию для решения обозначенной проблемы. Чаще всего создаются доминантные установки на реализацию предметного поведения.
    • Педагогический аутотренинг: основа для введения формул самовнушения нравственного характера; формируются доминантные установки нравственного поведения.
    • Социально-педагогический тренинг: сложная система организационных форм, каждая из которых решает определённую задачу.
    • Детские передачи телевидения, в которых осуществляется педагогическое воздействие на аудиторию на основе методов убеждения и внушения.

Учениками И.Е.Шварца защищено около 50 диссертаций на степень кандидата педагогических наук. Концептуальные идея о взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого при решении сложных педагогических проблем легли в основу докторских диссертаций учеников И.Е.Шварца: Л.К.Гейхман, А.С. Новосёловой, А.И.Санниковой, И.Ю.Черепановой.

навыков ведения переговоров и убеждения | SkillsYouNeed

Время от времени, когда люди собираются вместе, неизбежно возникают конфликты и разногласия. У людей разные потребности, желания, цели и убеждения, и иногда они противоречат друг другу.

Переговоры — это процесс, который можно использовать для разрешения и разрешения разногласий между людьми, а также для поиска точек соприкосновения.

Без переговоров такие конфликты могут привести к спору и негодованию, в результате чего одна или все стороны будут недовольны.Смысл переговоров состоит в том, чтобы попытаться достичь соглашений, не создавая в будущем препятствий для общения.

Работаем вместе


Переговоры в «старом стиле» предполагали попытку «выиграть», обычно посредством процесса, устанавливающего «общую почву», когда обе стороны давали что-то, не опускаясь ниже своей «чистой прибыли».

Совсем недавно стили ведения переговоров изменились, и теперь стало понятно, что совместная работа над поиском действительно хорошего решения может быть лучше для обеих сторон.


Понимание переговоров

Наши страницы для переговоров разработаны, чтобы помочь вам понять процесс переговоров и способы их успешного ведения.

Они также помогут вам понять важность хорошего общения и почему беспроигрышный подход может быть более успешным, чем другие подходы к переговорам.

01 — Что такое переговоры?

Переговоры не всегда должны быть формальными, но они могут помочь, если вы будете следовать аналогичному набору этапов в любом переговорном процессе.

Наша страница на Что такое переговоры? объясняет эти этапы.

Здесь также обсуждается важность отношения, знаний и навыков межличностного общения для проведения успешных переговоров.

02 — Переговоры в действии

Существует несколько различных подходов к переговорам. Два основных варианта: беспроигрышный вариант, торг и беспроигрышные переговоры.

Наша страница: Negotiation in Action объясняет, как работают оба метода, и дает несколько примеров того, как они могут работать на практике.Он также предлагает некоторые идеи о том, как найти беспроигрышное решение и почему это важно.

03 — Транзакционный анализ

Трансактный анализ — это психологическая техника, популяризированная доктором Томасом Харрисом в его книге «Я в порядке, ты в порядке».

Транзакционный анализ — полезная поддержка для понимания того, почему беспроигрышные переговоры с большей вероятностью будут успешными.

Наша страница Transactional Analysis объясняет больше о науке, лежащей в основе этой техники, и о том, как использовать ее в ваших отношениях с другими.

04 — Как избежать недоразумений при переговорах

Как и в любом процессе общения, на переговорах возможно возникновение недоразумений, которые являются частой причиной срыва переговоров.

Наша страница, Как избежать недоразумений в переговорах объясняет больше о том, как могут возникать недопонимания, и о наиболее важных навыках межличностного общения, необходимых для их предотвращения и преодоления.

05 — Одноранговое согласование

Фраза « сверстников » — это термин, используемый для одноранговых переговоров, часто среди молодых людей, хотя его также можно успешно использовать на рабочем месте или в добровольной позиции.

Идея состоит в том, чтобы использовать навыки, необходимые для официальных переговоров, для разрешения трудностей между людьми до того, как они перерастут в серьезные конфликты.

Наша страница Peer Negotiation объясняет больше о навыках, необходимых для этого.

06 — Навыки убеждения и влияния

Ключевой частью умения успешно вести переговоры является умение убеждать и влиять на других.

Разработка беспроигрышного решения — это гораздо больше, чем просто выложить предложение и дождаться ответа от другой стороны.Умение успешно отстаивать свое предложение и убеждать других в его достоинствах является ключевым моментом.

Наша страница Навыки убеждения и влияния объясняет, как вы можете развить необходимые для этого навыки.



Переговоры, конфликты и посредничество

Многие навыки межличностного общения очень тесно связаны.

Навыки ведения переговоров, возможно, особенно тесно связаны с навыками разрешения конфликтов и посредничества.Если, например, ваши переговоры не увенчаются успехом, вам, возможно, придется обратиться к навыкам разрешения конфликтов. Если вы пытаетесь разрешить конфликтную ситуацию, вы, скорее всего, обнаружите, что используете методы переговоров, и особенно методы, связанные с попытками найти беспроигрышное решение.

Поэтому, прежде чем приступить к переговорам, вы можете прочитать некоторые из наших разделов о разрешении конфликтов и посредничестве.


Conflict Resolution and Mediation

Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Разрешение конфликтов и посредничество

Узнайте больше о том, как эффективно разрешать конфликты и поддерживать личные отношения дома, на работе и в обществе.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и они полны простой и понятной практической информации.


Формальные или неформальные навыки?

Навыки ведения переговоров, такие как навыки разрешения конфликтов и посредничества, подходят не только международным государственным деятелям или даже профсоюзным чиновникам.

Навыки ведения переговоров могут быть полезны во многих ситуациях дома и на работе, например, для согласования времени, к которому ваш подросток должен быть дома, или для обсуждения того, кто и где будет сидеть в новом офисе.

Ключевой вопрос заключается в том, чтобы стремиться к беспроигрышному решению и вести переговоры о нем: решение, которое дает что-то каждому и, надеюсь, обеспечивает лучший результат вместе, чем кто-либо мог бы получить в одиночку.

.

Что такое переговоры? — Введение в переговоры

Переговоры — это метод урегулирования разногласий. Это процесс, с помощью которого достигается компромисс или соглашение, избегая споров и споров.

В любом разногласии люди по понятным причинам стремятся достичь наилучшего возможного результата для своей должности (или, возможно, организации, которую они представляют). Однако принципы справедливости, поиска взаимной выгоды и поддержания отношений являются ключами к успешному исходу.

Конкретные формы переговоров используются во многих ситуациях: например, международные отношения, правовая система, правительство, трудовые споры или внутренние отношения. Тем не менее, общие навыки ведения переговоров можно изучить и применить в самых разных сферах деятельности. Навыки ведения переговоров могут оказаться очень полезными для разрешения любых разногласий, возникающих между вами и другими людьми.


Этапы переговоров

Для достижения желаемого результата может быть полезно придерживаться структурированного подхода к переговорам.Например, в рабочей ситуации может потребоваться организация встречи, на которой могут собраться все вовлеченные стороны.

Процесс переговоров включает следующие этапы:

  1. Препарат
  2. Обсуждение
  3. Уточнение голов
  4. Переговоры для достижения беспроигрышного результата
  5. Соглашение
  6. Выполнение плана действий

1. Препарат

Перед проведением любых переговоров необходимо принять решение о том, когда и где состоится встреча для обсуждения проблемы и кто на ней будет присутствовать.Установка ограниченного временного интервала также может быть полезной, чтобы предотвратить продолжение разногласий.

На этом этапе необходимо убедиться, что все относящиеся к делу факты известны, чтобы прояснить вашу собственную позицию. В приведенном выше примере работы это будет включать в себя знание «правил» вашей организации, кому оказывается помощь, когда помощь не считается уместной, и оснований для таких отказов. У вашей организации могут быть политики, на которые вы можете ссылаться при подготовке к переговорам.

Подготовка к обсуждению разногласий поможет избежать дальнейшего конфликта и ненужной траты времени во время встречи.


2. Обсуждение

На этом этапе отдельные лица или члены каждой стороны выдвигают доводы так, как они их видят, то есть свое понимание ситуации.

Ключевые навыки на этом этапе включают вопросы , слушания и разъяснения .

Иногда бывает полезно делать заметки на этапе обсуждения, чтобы записать все выдвинутые вопросы на случай, если возникнет необходимость в дополнительных разъяснениях.Чрезвычайно важно слушать, так как в случае разногласий легко сделать ошибку, сказав слишком много и слишком мало слушая. У каждой стороны должны быть равные возможности изложить свою позицию.


3. Уточнение целей

В ходе обсуждения необходимо уточнить цели, интересы и точки зрения обеих сторон разногласий.

Полезно перечислить эти факторы в порядке приоритета. Благодаря этому разъяснению часто можно определить или установить некоторые точки соприкосновения.Разъяснение является важной частью переговорного процесса, без него вероятно возникновение недоразумений, которые могут создать проблемы и препятствия на пути к достижению выгодного результата.


4. Переговоры к беспроигрышному результату

На этом этапе основное внимание уделяется так называемому «беспроигрышному» исходу, когда обе стороны чувствуют, что они добились чего-то положительного в процессе переговоров, и обе стороны считают, что их точка зрения была принята во внимание.

Беспроигрышный исход — обычно лучший результат.Хотя это не всегда возможно, путем переговоров это должно быть конечной целью.

На этом этапе необходимо рассмотреть предложения альтернативных стратегий и компромиссов. Компромиссы часто являются позитивной альтернативой, которая часто может принести больше пользы для всех заинтересованных сторон по сравнению с сохранением исходных позиций.


5. Договор

Соглашение может быть достигнуто, если будет учтено понимание точек зрения и интересов обеих сторон.

Важно, чтобы все участники были непредвзятыми, чтобы достичь приемлемого решения. Любое соглашение должно быть четко сформулировано, чтобы обе стороны знали, что было решено.


6. Реализация плана действий

Из соглашения должен быть реализован план действий для выполнения решения.

См. Наши страницы: Стратегическое мышление и Планирование действий для получения дополнительной информации.


Отсутствие согласия

Если процесс переговоров прерывается и соглашение не может быть достигнуто, то требуется переназначение следующей встречи. Это позволяет избежать вовлечения всех сторон в жаркие дискуссии или споры, которые не только тратят время, но и могут повредить будущим отношениям.

При следующей встрече этапы переговоров следует повторить. Следует принять во внимание любые новые идеи или интересы и взглянуть на ситуацию заново.На этом этапе также может быть полезно рассмотреть другие альтернативные решения и / или привлечь другого человека для посредничества.

Дополнительную информацию см. На нашей странице Навыки посредничества .

Неформальные переговоры

Бывают моменты, когда необходимо вести более неформальные переговоры. В таких случаях, когда возникают разногласия, может оказаться невозможным или нецелесообразным пройти этапы, изложенные выше, формальным образом.

Тем не менее, запоминание ключевых моментов на этапах официальных переговоров может быть очень полезным в различных неформальных ситуациях.


В любых переговорах важны следующие три элемента, которые могут повлиять на окончательный результат переговоров:

  1. Отношения
  2. Знания
  3. Навыки межличностного общения

Отношения

На все переговоры сильно влияет базовое отношение к самому процессу, например, отношение к проблемам и личностям, вовлеченным в конкретный случай, или отношения, связанные с личными потребностями в признании.

Всегда имейте в виду, что:

  • Переговоры — это , а не арена для реализации индивидуальных достижений.
  • Может возникнуть негодование по поводу необходимости переговоров со стороны тех, кто находится у власти.
  • Определенные особенности переговоров могут влиять на поведение человека, например, некоторые люди могут занять оборонительную позицию.

Знания

Чем больше у вас знаний по рассматриваемым вопросам, тем шире ваше участие в процессе переговоров.Другими словами, необходима хорошая подготовка.

Сделайте домашнее задание и соберите как можно больше информации о проблемах.

Кроме того, следует понимать способ обсуждения вопросов, поскольку переговоры потребуют различных методов в разных ситуациях.


Навыки межличностного общения


Хорошие навыки межличностного общения необходимы для эффективных переговоров, как в формальных ситуациях, так и в менее формальных переговорах или переговорах один на один.

Эти навыки включают:


Conflict Resolution and Mediation

Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Разрешение конфликтов и посредничество

Узнайте больше о том, как эффективно разрешать конфликты и поддерживать личные отношения дома, на работе и в обществе.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и они полны простой и понятной практической информации.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *