Внимание. Определение, свойства, виды. Внимание и деятельность.
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное
внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального
внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
В психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.
Итак,
непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.
Новизна раздражителя
также вызывает непроизвольное внимание.
Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.
Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.
Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.
Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.
Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.
Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.
Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое
действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.
Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Объем внимания
измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания
не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, — пишет Станиславский, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.
Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.
Переключение внимания
состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Виды внимания. Определение, особенности, свойства внимания — Студопедия
Определение, особенности, свойства внимания
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становится содержанием размышлений.
Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, они выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
1. Устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
2. Сосредоточенность — проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
3. Переключаемость — перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
4. Распределение — способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
5. Объем
Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.
Способность произвольно направлять психическую деятельность —одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.
Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов.
Проявление так называемого непроизвольного внимания, оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Вызывают непроизвольное внимание несколько причин:
1. Относительная сила раздражителя.
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы. Французский психолог Т. Рибо особенно выделял этот фактор, он считал, что именно благодаря целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание, оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Психологи еще третий вид внимания, которое возникает после определенных волевых усилий, но когда человек как бы «входит» в работу, начинает легко сосредотачиваться на ней. Такое внимание советский психолог Н. Ф. Добрынин назвалпослепроизвольным (или вторичным) , так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.
Если условием появления непроизвольного внимания являются, как было сказано, качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы) , то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательными.
9. Внимание как деятельность. Его особенности, свойства, функции и виды. Теория внимания (на выбор). Развитие внимания в онтогенезе.
Особенности???
у Петровского особенности те же, что и
свойства
Внимание
— это избирательная направленность
и сосредоточенность
сознания человека на определённом
объекте,
имеющем
для личности
устойчивую или ситуативную значимость
при одновременном отвлечении
от других объектов.
Свойства внимания:
Избирательность
(селективность) внимания связана с
возможностью успешной настройки
субъекта на восприятие информации,
относящейся к сознательной цели или
установкам личности.Объём
внимания
— количество объектов, держащихся
одновременно в фокусе ( 7 плюс-минус 2
элемента)Концентрация
внимания характеризуется
степенью
сосредоточенности сознания
на объекте и выражает интенсивность
связи субъекта с объектом. Максимальной
величины концентрация внимания достигает
при восприятии одного объекта.Колебание
—
свойство, противоположное устойчивости
( причинами колебания внимания
являются утомление и адаптация органов
чувств)Переключение
(сознательный перенос внимания с
одного объекта на другой) — дает человеку
возможность быстро ориентироваться в
ситуации.Распределение
(дает возможность удерживать в сфере
внимания одновременно нескольких
объектов) .
Функции внимания:
Селекция
(отбор значимого и игнорирование
ненужного) информацииПоддержка
активности до окончания деятельностиРегуляция
, улучшение качества и контроль
протекающей деятельностиОбеспечение
ясности и четкости отражения объекта,
на которое направлено сознание.
Виды внимания:
в
зависимости от локализации
объекта – внешнее
(направлено на внешние объекты) и
внутреннее
(направлено на внутренний мир человека)по
видам
объектов
внимания: сенсорное
(связано с органами чувств) и
интеллектуальное
(связано с мыслительными процессами.)в
зависимости от характера
направленности
и сосредоточения:
Непроизвольное
внимание
возникает и поддерживается независимо
от сознательных намерений и целей
человека.Произвольное
внимание
— сознательно направляемое и регулируемое
сосредоточение.
Постпроизвольное
внимание — возникает
с появлением заинтересованности
человека в процессе первоначально
непривлекательной деятельности
Моторная теория внимания Теодюля Рибо (Франция)
Т.
Рибо считал, что внимание, независимо
от того, является оно ослабленным или
усиленным, всегда
связано с эмоциями
и вызывается
ими,
предполагал особенно тесную зависимость
между эмоциями и произвольным вниманием.
Он считал, что интенсивность и
продолжительность такого внимания
непосредственно обусловлены интенсивностью
и продолжительностью ассоциированных
с объектом внимания эмоциональных
состояний.
Состояние
внимания всегда сопровождается не
только эмоциональными переживаниями,
но также определенными
изменениями физического и физиологического
состояния
организма. Т. Рибо подчеркивал значение
физиологических связей психических
процессов
и состояний,
поэтому его теория — психофизиологическая.
Внимание, как чисто физиологическое
состояние, имеет комплекс сосудистых,
дыхательных, двигательных и других
произвольных или непроизвольных реакций.
Состояния
сосредоточенности внимания сопровождаются
также движениями всех частей тела; эти
движения являются необходимыми
поддержания внимания на должном уровне.
Усилие,
прилагаемое для сосредоточения и
удерживания, всегда имеет под собой
физическую основу. Ему соответствует
чувство мышечного напряжения, а
наступающие впоследствии отвлечения
внимания связаны, как правило, с мышечным
переутомлением.
Т.
Рибо полагал, что двигательный
эффект внимания
состоит в том, что некоторые ощущения,
мысли, воспоминания получают
особую интенсивность
и ясность по сравнению с прочими оттого,
что
вся двигательная
активность
оказывается сосредоточенной на них.
В
умении управлять движениями заключается
и секрет произвольного внимания.
Произвольно восстанавливая
движения,
связанные с чем-то, мы
тем самым обращаем на это наше внимание.
Дайте определение понятия «внимание». Назовите виды внимания. Охарактеризуйте свойства внимания. Определите роль внимания в процессе обучения.
ПОНЯТИЕ ВНИМАНИЯ
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или деятельности. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Еще Аристотель различал произвольное внимание, сознательно сосредоточенно на чем-либо, и непроизвольное – обращенное на стимул помимо нашей воли.Непроизвольное внимание легче останавливается на том, что связано с интересами и увлечениями, потребностями, целями человека, а также со всем, что выделяется на общем фоне (девушка в красном пальто в черно-серой толпе, суперсовременный или старинный автомобиль на улице, бабочка, порхающая в воздухе поздней осенью).
В отличие от непроизвольного внимания, произвольное включается только тогда, когда мы ставим перед собой цель сосредоточиться и прилагаем к этому определенные усилия.Примечательно, что, раз установившись, произвольное внимание переходит в непроизвольное (в начале работы мы приложили усилия для концентрации, затем увлеклись). Такое внимание называется постпроизвольным.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
1. Человек постоянно выделяет в окружающем мире что-то одно в ущерб другому. Например, погрузившись с головой в чтение детектива, мы перестаем слышать шум дождя за окном, разговор рядом сидящих людей, музыку из соседнего помещения. Однако нередко приходится выполнять несколько действий сразу, одновременно. Например, слушать и записывать объяснения учителя, да еще и следить за тем, что он показывает на карте. Это достигается благодаря распределению внимания(умение выполнять более 2х видов деятельности, удерживая на них свое внимание). Некоторые люди одарены исключительными способностями в этом плане. Исторические источники сообщают, что Юлий Цезарь в одно и то же время читал, делал записи и выслушивал донесения гонцов. Наполеон параллельно формулировал и диктовал секретарям несколько важных государственных документов.
Исследования сообщают, что обычный человек способен совершать несколько действий одновременно, если большая часть из них доведена до автоматизма. Не составит труда, например, в течение 5 минут болтать ногой, читать вслух книгу и гладить кошку. Одно действие при этом находится в центре внимания, а остальные – на его периферии. Но, если взяться за два недостаточно освоенных дела, на успех лучше не рассчитывать. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом.
2. Важным свойством внимания является его переключаемость – способность произвольно перемещать его с одного объекта на другой. Иногда это совершается быстро, иногда требует немало усилий, особенно если приходится отвлекаться от чего-то интересного. Легче всего внимание переключается на то, что значимо для нас, например, мы чутко улавливаем в общем разговоре свое имя или имена близких. Переключающим фактором служит также опасность. На оживленном перекрестке любой водитель автоматически выходит из разговора с попутчиком полностью сосредоточивается на дороге.
3. Как долго внимание будет приковано к предмету, зависит от его устойчивости (длительное удержание внимания на предмете, деятельности). По способности к длительной сосредоточенности люди сильно различаются. Далеко не все выдерживают занятия на инструменте несколько часов подряд. Некоторым нужны более частые перерывы, чтобы снять усталость и переключить внимание. Неустойчивость внимания часто бывает от скучной, неинтересной, механической, никому не нужной работы, а также от непосильной и чрезмерно утомительной.
4. Сосредоточенность (или концентрация) внимания – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, это свойство определяет, насколько интенсивно внимание обращено на объект. Показатель концентрации – сопротивляемость отвлекающим факторам (шум за окном, телефонные звонки, разговоры рядом и т.д.). Многие известные поэты, писатели, ученые создавали свои произведения и делали открытия в условиях, казалось бы, совсем не подходящих: за столиком кафе, на шумной вечеринке, а иногда окопах и даже в тюрьме. Но в целом, если человек работает с постоянными помехами, это приводит к быстрой утомляемости и порождает неточности и ошибки.
5. Если способность к концентрации внимания можно развивать, то объем внимания – количество объектов, которые удается схватывать одновременно, – практически не поддается изменению. Обычно школьниками воспринимается лишь 2-5 простых объектов (цифр, букв, фигур, слов и т.д.), взрослыми — 5-7.
Хорошая концентрация и устойчивость внимания – важные условия достижения успеха в любой деятельности.
РОЛЬ ВНИМАНИЯ В УЧЕБЕ
Внимание необходимо для восприятия, понимания, усвоения, воспроизведения учебного материала, для воображения и творчества. Внимание при обучении помогает правильно ставить задачи, решать и проверять их. В учебном процессе распространено как произвольное, так и непроизвольное внимание. Но наибольшее значение, конечно, имеет произвольное, самоуправляемое внимание. К серьезным нарушениям учебного процесса приводят рассеянность, провалы и разбросанность внимания, связанные с отвлечением от работы. Весьма ценным качеством является сознательное, волевое переключение, т.е. управление собственным вниманием, умение сосредоточиться. Этому способствует интерес, поиск мотива, смысла учебной работы, а также способность анализировать; организация контроля и самоконтроля. Внимание также зависит и от силы впечатлений – новизны, неожиданности, яркости, ясности изложения материала, логической связанности.
Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.
План
ответа
Определение
внимания.Виды
внимания.Функции
внимания.Внимание
в психологии сознания и современное
понимание.Свойства
и эксперименты.Нарушения
внимания.
Ответ:
Определение внимания.
Внимание
– это направленность психики, сознания
на определенный объект, имеющий для
личности устойчивую или ситуативную
значимость. Оно предполагает повышение
функционирования сенсорики, памяти,
интеллекта. Внимание может быть направлено
на процессы, происходящие внутри нас и
на предметы окружающего мира. Внимание
обеспечивает положительную задержку
активности на том или ином предмете.
Установка определяет выбор тех или иных
впечатлений, событий, концентрацию на
них психической энергии. Таким образом,
внимание – специфическая человеческая
психическая деятельность, которая
служит для трансформации тех или иных
установок импульсивного поведения.
Внимание является сквозным психическим
процессом, так как никогда не выступает
отдельно, а только вместе с какой-либо
деятельностью, как ее сторона или
характеристика. Внимание не имеет
особого содержания, оно находится внутри
всех процессов. Сущность внимания
заключается в направленности, которая
определяет селекцию информации,
предполагающую произвольный и
непроизвольный выбор объектов и более
длительную обработку, сохраняющуюся в
сознании. Сущность также заключается
в сосредоточенности субъекта на объекте.
Виды внимания.
Различаются
три вида внимания:
-1-
непроизвольное внимание как непреднамеренно
возникающая ориентировочная реакция;
-2-
произвольное внимание, связанное с
целенаправленными волевыми усилиями;
и
-3-
постпроизвольное внимание, когда в
результате сдвига мотива на цель
выполнение действия осуществляется
без значительных волевых усилий.
В
непроизвольном
выделяют:
вынужденное
– определяется видовым опытом субъектом
и обусловлено внешними факторами среды;невольное
– зависит от индивидуального опыта,
проявляется в минуты отдыха, может быть
длительным и устойчивым при сильном
интересе, привлекают его объекты,
которые находятся ближе всего, более
значимы и более бросаются в глаза;привычное
– обусловлено установками субъекта и
намерением выполнить ту или иную
деятельность, внимание к алгоритму
деятельности (водитель – знаки).
В
произвольном:
волевое
– проявляет себя в условиях помех,
когда есть конфликт между хочу и надо;выжидательное
– проявляется во всех задачах на
бдительность;собственно
произвольное – сознательное внимание,
но протекающее довольно легко, с минимум
усилий;спонтанное
– высшая форма развития внимания,
аналогично послепроизвольному, это
когда нам трудно начать что-то, но начав
уже нет необходимости прилагать усилия.
Функции внимания.
(а)
избирательность деятельности
(б)
направленность деятельности
(в)
активность деятельности
(г)
улучшение качества любой деятельности
(д)
отбор и удержание значимых воздействий
(е)
регуляция и контроль деятельности –
направляем энергию (интеграция,
встраивание, расширение и углубление
знания)
14. Определение внимания и его функции.
Внимание– это направленность
психики (сознания) на определенные
объекты. Разделяют внешнее и внутреннее
внимание. Внешнее направлено на окружающие
предметы, а внутреннее — на собственные
мысли, переживания, чувства.
Функции внимания:
активизирует нужные и тормозит ненужные
в данный момент психологические и
физиологические процессы,способствует организованному и
целенаправленному отбору информации,обеспечивает избирательную и длительную
сосредоточенность на одном и том же
объекте или виде деятельности,контроль и регуляцию деятельности.
15. Физиологические основы внимания и сравнительная характеристика видов внимания.
Внимание– это направленность
психики (сознания) на определенные
объекты. Разделяют внешнее и внутреннее
внимание.
Установлено, что избирательное внимание
основано на общем бодрствовании коры
головного мозга, повышении активности
ее деятельности. При наличии очагов
оптимального возбуждения человек
постоянно к чему-либо проявляет внимание.
Особенно подчеркивается важная роль
лобных областей мозга в отборе информации.
С помощью нейрофизиологических
исследований в мозгу обнаружены особые
нейроны, получившие названия «нейронов
внимания». Это клетки-детекторы
новизны, которые наблюдаются на всей
поверхности коры головного мозга и даже
во внутренних структурах.
Установлено, что в глубоких отделах
мозга имеется скопление нервных клеток
и волокон, идущих в различных направлениях
и тесно переплетающихся между собой.
Нервные импульсы, идущие от стволовой
части мозга, где расположено скопление
нервных клеток, возникают в результате
воздействия на органы чувств сильных,
новых или неожиданных раздражителей,
которые и возбуждают кору больших
полушарий.
Виды внимания:
В зависимости от характера направленности
и сосредоточения выделяют непроизвольное
(непреднамеренное),произвольное(преднамеренное)
ипосле произвольноевнимание.
Внимание, возникающее без всякого
намерения и без заранее поставленной
цели, называется непроизвольным.
Внимание, возникающее вследствие
сознательно поставленной цели, называется
произвольным, а после произвольное
возникает через интерес.
16. Структура внимания. Развитие внимания у детей.
По своему происхождению выделяют 2
видавнимания:
Непроизвольное —является
наиболее простым видом внимания, его
называют пассивным, оно возникает
независимо от сознания человека, но в
комплексе с целым рядом причин, в которые
входят физические, психофизиологические
и психические причины.
Произвольное внимание– оно
управляется сознательной целью. Этот
вид внимания связан с волей человека,
и выработан в результате трудовых
усилий.
Причины произвольного внимания тесно
связаны с чувствами, интересами.
Существует ещё один вид внимания, который
носит целенаправленный характер и
первоначально требует волевых усилий.
Такое внимание названо последовательным.
Внимание обладает рядом свойств:
устойчивость, концентрация, распределение,
переключение, отвлекаемость и объем
внимания.
Развитие внимания.
В первые месяцы жизни у ребёнка отмечается
наличие только непроизвольного внимания.
Зачатки произвольного проявляются к
концу 1-го началу 2-го года жизни (связано
с процессом воспитания). В младшем
школьном возрасте формируется усидчивость,
способность контролировать своё
поведение. Преобладает непроизвольное
внимание. В старших классах произвольное
внимание достигает более высокого
уровня развития. На качество внимания
оказывают влияние не только условия
воспитания, но и особенности возраста.
Физиологические изменения 13-15 лет
сопровождаются повышенной утомляемостью
и раздражительностью, приводят к снижению
характеристик внимания.
определение видов по The Free Dictionary
Но во вторичном смысле те вещи называются субстанциями, в которые как виды включены первичные субстанции; а также те, которые как роды включают виды.
В этом случае название вида «человек» применяется к индивиду, поскольку мы используем термин «человек» при описании индивидуума; и определение «человека» также будет основано на индивидуальном человеке, поскольку индивидуальный человек является одновременно человеком и животным.
«Животное» относится к виду «человек», следовательно, к индивидуальному человеку, поскольку, если бы не было отдельного человека, которому это можно было бы предсказать, это вообще не могло бы быть предопределено к «человеку» вида.
Из вторичных субстанций вид является более субстанцией, чем род, поскольку он более близок к первичной субстанции.
Уоллес, который сейчас изучает естественную историю Малайского архипелага, пришел почти к тем же общим выводам, что и я относительно происхождения видов.В прошлом году он прислал мне мемуары на эту тему с просьбой переслать их сэру Чарльзу Лайелю, который отправил их Линнеевскому обществу, и они опубликованы в третьем томе Журнала этого общества.
Рассматривая происхождение видов, вполне возможно, что натуралист, размышляя о взаимном сходстве органических существ, об их эмбриологических отношениях, их географическом распределении, геологической последовательности и других подобных фактах, мог бы прийти к заключению, что каждый виды не были созданы независимо, а произошли, как и разновидности, от других видов.
Затем я перейду к изменчивости видов в естественном состоянии; но я, к сожалению, буду вынужден остановиться на этом предмете слишком кратко, так как он может быть рассмотрен должным образом, только дав длинные каталоги фактов.
В следующих четырех главах будут приведены наиболее очевидные и серьезные трудности теории: а именно, во-первых, трудности переходов или понимания того, как простое существо или простой орган можно изменить и усовершенствовать в высокоразвитый. являющийся или искусно сконструированный орган; во-вторых, предметом инстинкта или умственных способностей животных, в-третьих, гибридизма или бесплодия видов и плодовитости разновидностей при скрещивании; и в-четвертых, несовершенство геологической летописи.
Метафора — это применение чужеродного имени путем передачи либо от рода к виду, либо от вида к роду, либо от вида к виду, либо по аналогии, то есть пропорции Таким образом, от рода к виду, как: «Вот мой корабль. ‘; лежание на якоре — это разновидность лежания.
Взаимоотношения, хотя и отдаленные, между Macrauchenia и Guanaco, между Toxodon и Capybara, — более тесные отношения между многими вымершими Edentata и живыми ленивцами, муравьедами и броненосцами, теперь столь явно характерные для жителей Южной Америки. зоология — и еще более тесная связь между ископаемыми и живыми видами Ctenomys и Hydrochaerus — наиболее интересные факты.
Что же тогда истребило столько видов и целых родов?
Каждое животное в естественном состоянии регулярно размножается; тем не менее, у давно существующего вида любое значительное увеличение численности, очевидно, невозможно, и его необходимо сдерживать некоторыми средствами.
.
определение внимания по The Free Dictionary
Он сосредоточил свое внимание на тщательном поиске мешочка, но нигде на трупе или около трупа не было никаких следов пропавшего предмета или его содержимого. После такого поведения, свидетелем которого я стал в течение последнего месяца, к мисс Смит, такое внимание, как я Обращаться ко мне в такой манере — это действительно неустойчивый характер, которого я и не предполагал! Когда они проходили через ворота, французские офицеры, узнавшие свое звание, часто и низко кланялись, снисходительно однако вмешиваться в то внимание, которое они видели, с особым тактом, могло быть неприятно.После того, как русский и его группа, состоявшая из Полвича и нескольких человек, которых он оставил на Кинкейде для работы с углем, отступили перед ее огнем, Джейн поняла, что это будет лишь временная передышка от их внимания, которую она одержали победу, и с убеждением пришла решимость нанести решительный и последний удар на пути к свободе от угрожающей угрозы злого замысла Рокова. Обращая наше внимание на периоды, установленные между нами, для избрания самых многочисленных ветвей законодательных собраний штата , мы находим их совпадение ни в коем случае не больше в данном случае, чем на выборах других гражданских магистратов.де Вильфор, объект необычайного внимания, и мы почти сказали, что восхищаемся ими, сел в кресло и спокойно огляделся вокруг. Богатый, уважаемый, довольно хорошо образованный и здоровый — обычно со многими другими преимуществами. ценится теми, у кого они есть, и желанны теми, у кого их нет — я иногда думаю, что был бы менее несчастен, если бы мне отказали, потому что тогда контраст между моей внешней и моей внутренней жизнью не требовал бы постоянно болезненного внимания .В стрессе лишений и необходимости усилий я мог иногда забывать мрачную тайну, когда-либо сбивающую с толку предположение, которое она заставляет: гвардейцы не обращали ни малейшего внимания на своих подопечных, потому что красные люди не могли отойти на два фута от больших колец. к которому они были привязаны, хотя каждый из них схватил оружие, с которым он был задействован, когда я вошел в комнату, и был готов присоединиться ко мне, если бы они не сделали это. Хотя он мог рискнуть упасть с карниза крыши он боялся сделать это, чтобы не привлечь внимание прохожих и вероятного открытия.Все было связано на благо этого ребенка, который, время от времени навещая своего отца и мать в Норланде, до сих пор завоевал расположение своего дяди такими влечениями, которые отнюдь не являются необычными для детей двух или двух лет. три года; несовершенная артикуляция, искреннее желание поступить по-своему, множество хитрых уловок и много шума, которые перевешивают всю ценность внимания, которое он годами получал от своей племянницы и ее дочерей. был полон радости и внимания.Первые полчаса она потратила на разведение огня, чтобы она не пострадала от смены комнаты; По его желанию она перешла на другую сторону камина, чтобы быть подальше от двери. Пила-Лошадь не обратила никакого внимания на эту команду, и в следующее мгновение поставила одну из его деревянных ног на ногу Типа, так что принудительно, чтобы мальчик от боли отскочил на более безопасное расстояние, откуда он снова закричал:
.
видов | Определение, типы и примеры
Виды , в биологии, классификация, включающая родственные организмы, которые имеют общие характеристики и способны к скрещиванию. Эта концепция биологического вида широко используется в биологии и смежных областях исследований. Однако существует более 20 других концепций различных видов. Некоторые примеры включают концепцию экологических видов, в которой вид описывается как группа организмов, ограниченных ресурсами, от которых они зависят (другими словами, их экологическая ниша), и концепцию генетических видов, в которой рассматриваются все организмы, способные унаследовать признаки от одного человека. другой — в пределах общего генофонда и степенью генетических различий между популяциями этого вида.Как и концепция биологических видов, концепция генетических видов рассматривает, какие особи способны к скрещиванию, а также количество генетических различий между популяциями этого вида, но ее также можно использовать для оценки времени возникновения вида.
nautilus Наутилус ( Nautilus ), плавающий в водной толще океана. © Kristof Degreef / Shutterstock.com
Таксономия
Обозначение видов берет свое начало в таксономии, где вид является основной единицей классификации, признанной Международной комиссией по зоологической номенклатуре.Каждому виду присваивается стандартное название рода и вида, состоящее из двух частей. Род — это родовое название, которое включает близкородственные виды; Серый волк, например, классифицируется как Canis lupus и является близким родственником койота, обнаруженного в Северной Америке и обозначаемого как Canis latrans , их систематическое родство обозначено тем, что они имеют одно и то же название рода — Canis . Точно так же роды с общими признаками (или признаками) классифицируются в одном таксономическом семействе; родственные семейства располагаются в том же порядке; связанные заказы размещаются в одном классе; и связанные классы помещаются в один тип.Эта классификационная система представляет собой иерархию, применяемую ко всем животным и растениям, как первоначально сформулировал шведский естествоиспытатель Каролус Линней в 18 веке.
Организмы сгруппированы по видам частично в соответствии с их морфологическим или внешним сходством, но более важным при классификации организмов, воспроизводящих половым путем, является способность организмов успешно скрещиваться. Особи одного вида могут спариваться и производить жизнеспособное потомство друг с другом, но почти никогда с представителями других видов.Известно, что отдельные виды производят гибридное потомство (например, лошадь и осел, производящие мула), но, поскольку потомство почти всегда неплодородно или бесплодно, скрещивание не считается успешным.
Скрещивание только внутри одного вида имеет большое значение для эволюции, поскольку особи одного вида имеют общий генофонд, которого нет у представителей других видов. Внутри одного пула всегда существует определенное количество вариаций среди индивидов, и те, чьи генетические вариации ставят их в невыгодное положение в конкретной среде, как правило, устраняются в пользу тех, у которых есть выгодные вариации.Этот процесс естественного отбора приводит к тому, что генофонд развивается таким образом, что выгодные вариации становятся нормой. Поскольку генетические вариации происходят от особей вида и поскольку эти особи передают свои вариации только внутри вида, то эволюция происходит именно на уровне вида. Эволюция одних видов в другие называется видообразованием.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
.Свойство
: Определение — Вики по введенным характеристикам морских видов
из MarineSpecies представляет черты вики
Это свойство типа Text. Он ссылается на страницы, которые используют форму MstConcept.
Использование 708Показано 20 страниц с использованием этого свойства. Виды, которые, как сообщалось, когда-то присутствовали, но не были зарегистрированы впоследствии, считаются «Отсутствующими». + Тенденции численности и численности популяций видов были зарегистрированы там, где была доступна эта информация.+ Обычен в регионах II, III, IV ОСПАР. + Населяет дно океана на глубине примерно 4000-6000 м. Обычно более или менее плоская равнина (Lincoln et al., 1998). + Перекрывает равнины крупных бассейнов океана с нижней границей около 6000 м. + Другие структуры, такие как щупальца, щупальца или радиолярная коронка («щупальца с бороздками»). Существуют формы одной пары щупиков с бороздками, которые почти всегда прикрепляются дорсально или около стыка простомиума и перистомиума, или множественные щупики с бороздками, иногда образующие корону.Дорсо-латеральные ресничные складки на крыше ротовой полости могут присутствовать у некоторых полихет. + Организм, который строит рифы или приподнятые русла из наросших материалов, например связанный песок у видов ‘Sabellaria’ spp. + Ползучая личиночная стадия некоторых гипоидов (изменить) + Репродуктивно способная (зрелая), полностью сформированная, обычно наиболее долгоживущая стадия жизненного цикла животных. + Прикреплены к взрослой особи или прикреплены к ней, но не удерживаются в специализированных отростках / сосудах + Яйца помещаются или хранятся в норе родителей + Там, где вид физически изменяет природу слоя / среды обитания.+ Возраст записывается в днях, месяцах, годах. + Организм, который создает рифы и приподнятые русла из-за скопления большого количества особей посредством постоянного или полупостоянного прикрепления, например мидии, устрицы и грядки Crepidula. + Образует глубокие слои клубеньков известковых водорослей, например maerl bed + Виды, завезенные человеком в места за пределами их естественного ареала. +
.