Виды социально педагогических технологий: Основные виды социально-педагогических технологий, их характеристика.

Основные виды социально-педагогических технологий, их характеристика.




⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33

Социально-педагогическая технология — это:

✓ совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения;

✓ способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Социально-педагогические технологии обладают следующей спецификой:

✓ концептуальностью — опорой на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования;

✓ системностью — обладают всеми признаками системы;

✓ экономичностью — их применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени;

✓ относительной (частичной) алгоритмизируемостью — в социально- педагогических технологиях крайне ограничено использование принципа четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие части;

✓ корректируемостью деятельности — обладают возможностью постоянной оперативной обратной связи в процессе своего осуществления;

✓ воспроизводимостью, которая напрямую зависит от степени их алгоритмируемости.

Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах:

✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;

✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях.

✓ индивидуальном (или авторском), на котором происходит реализация технологии в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи;

✓ групповом (или профильном), на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в рамках определенного социального института;


✓ управленческом (или территориальном), на котором реализация конкретных задач осуществляется в границах определенной территории.

Виды и формы социально-педагогических технологий:

✓ общие — воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности;

✓ частные — в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке;

✓ специальные — посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п.

✓ экстренные — направлены на выживание индивида;

✓ непрерывные (или постоянные) — направлены на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии включает несколько обязательных компонентов».

✓ определение цели деятельности;

✓ отбор и формулирование ее содержания;

✓ выбор основного способа организации деятельности;

✓ подбор методов и средств деятельности;

✓ определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы;

✓ подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов.

Технологизация — комплекс мер, направленных на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. Этапы технологизации:

✓ теоретический, включающий обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними;

✓ методический, связанный с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием;



✓ процедурный, который связан с непосредственным осуществлением конкретной деятельности.

 

6. Социально-педагогическая деятельность на предприятиях и в учреждениях.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы. Кроме отдельных лиц, субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. В то же время таким субъектом может быть и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между возникшими проблемами и ресурсами.

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.

В качестве средств социально-педагогической деятельности могут рассматриваться совместная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Целью социально-педагогической деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).

Главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Это личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

-диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

-моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

-организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

-уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

-составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

-создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

-формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

-предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

-создание благоприятных условий в микросоциуме, использование потенциала социума для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

-реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

-системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

-установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

-социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

-социально-педагогическая опека и посредничество;

-социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др.

Виды социально-педагогической деятельности:психосоциальная работа;медико-социальная работа;социально-правовая работа;культурно-досуговая работа;информационно-воспитательная работа.

Формы социально-педагогической деятельности:

социально-педагогическая диагностика;

социально-педагогическая помощь;

социально-педагогическая поддержка;

социально-педагогическая профилактика;

социально-педагогическое консультирование;

социально-педагогическое сопровождение;

социально-педагогическая коррекция;

социально-педагогическая реабилитация;

медико-психолого-педагогический консилиум;

-посредничество

 



Рекомендуемые страницы:

Основные виды социально-педагогических технологий, их характеристика.

Социально-педагогическая технология — это:

✓ совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с клиентами для обеспечения эффективности процесса социализации подрастающего поколения;

✓ способ осуществления социально-педагогической деятельности конкретным социальным педагогом на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией с целью выбора оптимальных средств и методов для их выполнения.

Социально-педагогические технологии обладают следующей спецификой:

✓ концептуальностью — опорой на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования;

✓ системностью — обладают всеми признаками системы;

✓ экономичностью — их применение позволяет оптимизировать труд социального педагога за счет создания резерва рабочего времени;

✓ относительной (частичной) алгоритмизируемостью — в социально- педагогических технологиях крайне ограничено использование принципа четкого пооперационного, детального разделения общего процесса деятельности на составляющие части;

✓ корректируемостью деятельности — обладают возможностью постоянной оперативной обратной связи в процессе своего осуществления;

✓ воспроизводимостью, которая напрямую зависит от степени их алгоритмируемости.

Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах:

✓ в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности;

✓ в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях.

✓ индивидуальном (или авторском), на котором происходит реализация технологии в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи;

✓ групповом (или профильном), на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в рамках определенного социального института;

✓ управленческом (или территориальном), на котором реализация конкретных задач осуществляется в границах определенной территории.

Виды и формы социально-педагогических технологий:

✓ общие — воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности;


✓ частные — в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке;

✓ специальные — посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т. п.

✓ экстренные — направлены на выживание индивида;

✓ непрерывные (или постоянные) — направлены на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии включает несколько обязательных компонентов».

✓ определение цели деятельности;

✓ отбор и формулирование ее содержания;

✓ выбор основного способа организации деятельности;

✓ подбор методов и средств деятельности;

✓ определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы;

✓ подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов.

Технологизация — комплекс мер, направленных на повышение эффективности социально-педагогической деятельности. Этапы технологизации:

✓ теоретический, включающий обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними;

✓ методический, связанный с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием;

✓ процедурный, который связан с непосредственным осуществлением конкретной деятельности.

 

6. Социально-педагогическая деятельность на предприятиях и в учреждениях.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека.


М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы. Кроме отдельных лиц, субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. В то же время таким субъектом может быть и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между возникшими проблемами и ресурсами.

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.

В качестве средств социально-педагогической деятельности могут рассматриваться совместная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

 

целью социально-педагогической деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).

Главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Это личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

-диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

-моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

-организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

-уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

-составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

-создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

-формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

-предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

-создание благоприятных условий в микросоциуме, использование потенциала социума для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

-реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

-системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

-установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

-социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

-социально-педагогическая опека и посредничество;

-социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др.

Виды социально-педагогической деятельности:

психосоциальная работа;

медико-социальная работа;

социально-правовая работа;

культурно-досуговая работа;

информационно-воспитательная работа.

Формы социально-педагогической деятельности:

социально-педагогическая диагностика;

социально-педагогическая помощь;

социально-педагогическая поддержка;

социально-педагогическая профилактика;

социально-педагогическое консультирование;

социально-педагогическое сопровождение;

социально-педагогическая коррекция;

социально-педагогическая реабилитация;

медико-психолого-педагогический консилиум;

посредничество

33. Виды социально-педагогических технологий. Классификация социально – педагогических технологий

выделяют
основные социально-педагогические
технологии, которые делятся на два типа
— технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические
технологии общего типа (общие
социально-педагогические технологии).
Это технологии, включающие полный цикл
социально-педагогической работы с
клиентом, группой. На практике часто
вместо выражения «социально-педа-гогическая
технология» используются термины
«методика», «программа», «сценарий» и
пр.

Эти
технологии могут иметь как направленное
целевое, так и комплексное назначение.
Комплексные технологии общего типа
обусловлены тем, что довольно часто
социальным педагогам приходится решать
комплекс задач, обусловленных различными
причинами и прежде всего отклонениями
в развитии и воспитании человека. В этом
случае и возникает потребность в
комплексной социально-педагогической
помощи.

Каждая
из технологий имеет свое содержание и
требует учета особенностей ее реализации.

По
субъектному применению такие технологии
ориентируются на специально подготовленного
специалиста, чаще всего — на группу
специалистов и на его (их) специализацию
и профессиональную подготовку.

Каждая
технология общего типа ориентирована
также на определенную категорию объекта
применения с учетом его социально-педагогических
проблем и индивидуальных возможностей
их разрешения. К таким технологиям
социально-педагогической работы
относятся:

а)
социально ориентированные — это
технологии, предназначенные для
социально-педагогической работы с
различными социальными группами людей
— школьниками, студентами, военнослужащими,
семьями и пр.;

б)
возрастные — это технологии, которые
наиболее целесообразны в
социально-педагогической работе с
людьми определенного возраста — детьми,
подростками, молодежью; школьниками
начальных, средних классов, старшеклассниками
и др.;

в)
групповые — это технологии, предназначенные
для использования в группах;

г)
индивидуально ориентированные — это
технологии индивидуального развития,
воспитания ребенка с определенной
патологией, определенного возраста;
надомное воспитание ребенка;
индивидуально-коррекционное,
коррекционно-компенсаторное развитие
и воспитание детей с отклонениями в
развитии и др.

По
месту реализации общие технологии часто
предусматривают определенные условия,
обеспечивающие решение конкретных
функциональных задач, а поэтому они
могут применяться только в специально
подготовленных центрах, аудиториях,
лабораториях и т.п. Некоторые из них
ориентированы на использование
возможностей различных условий
(специального центра, медицинского
учреждения, образовательного учреждения,
места жительства и пр.). Каждая технология,
как правило, предусматривает оптимальные
условия, при которых она наиболее
целесообразна.

По
способу реализации технологии общего
типа, в зависимости oт решаемых задач,
подразделяются по ведущему методу,
средству, которые определяют основное
своеобразие деятельности по достижению
прогнозируемой цели. С этой точки зрения
могут быть выделены:

а)
социально-педагогические технологии,
обусловленные ведущим методом практической
деятельности: игры, театрализованная
деятельность, тренинги, туристические
походы и др.;

б)
социально-педагогические технологии,
построенные на определенной
последовательности, взаимосвязи группы
методов. Таких технологий может быть
множество. Они определяются проблемами
объекта, опытом деятельности учреждения
и его возможностями. Название технологии
может быть определено по специфике
учреждения, в котором решается проблема,
по ведущему методу, применяемому в
технологии, и др.;

в)
авторские методики — специальные
методики, разработанные конкретным
специалистом и положительно
зарекомендовавшие себя на практике.
Например, воспитание в коллективе А. С.
Макаренко; коммунарская методика
И.П.Иванова; методика коррекции
бродяжничества П. Г. Бельского; технология
саморазвития М. Монтессори; технология
свободного труда С. Френе и др. Таких
методик появляется все больше. Накопление
специалистом опыта практической работы
и овладение им методикой разработки
технологий будут способствовать
появлению новых авторских методик.

Социально-педагогические
технологии частного типа (частные
социально-педагогические технологии).
Эти технологии выделяются из структурных
компонентов общей технологии либо из
частных видов функциональной деятельности
социальных педагогов. Поэтому их можно
называть также функциональными
социально-педагогическими технологиями.
К таким технологиям относятся:
диагностические, диагностико-прогностические,
прогностические технологии, а также
выбор оптимальной технологии,
непосредственная подготовка к практической
реализации целевой технологии, целевые
реализационные, экспертно-оценочные
технологии.

Каждая
из функциональных социально-педагогических
технологий подлежит классификации по
тем же основаниям и критериям, которые
использованы для общих технологий.

Рассмотрим
отдельные виды частных технологий.

Диагностические
социально-педагогические технологии.
Такие технологии предназначены для
выполнения конкретной функции —
постановки диагноза. Они применяются
для оценки явления, уровня
социально-педагогической запущенности
объекта, степени отклонения,
социально-педагогических особенностей
его развития и пр.

Назначение.
Такие технологии подразделяются в
зависимости от задач диагностики (на
что она ориентирована). Даже общая
диагностика предусматривает определенный
минимум деятельности, позволяющий
достаточно полно оценить исследуемое
явление. Оттого, что диагностируется,
очень часто зависит, как это следует
делать (наиболее целесообразный способ)
и где (в каких условиях) лучше ее проводить.
В зависимости от целевой направленности
различают и диагностические технологии.

Субъект
применения. Для реализации любой
диагностической технологии необходима
специальная подготовка специалиста.

Объект
применения. Методика диагностики обычно
ориентирована на определенную область
практического применения.

Место
реализации. Диагностические технологии
используются, как правило, в специальных
центрах, консультационных пунктах.
Всякая диагностическая технология
предусматривает определенные способы
реализации. Они могут быть более или
менее эффективными и зависеть от ряда
факторов (технической оснащенности
подготовленности специалиста,
подготовленности лаборатории для
диагностики и пр.). В зависимости от
объекта диагностики формируется банк
технологий, дифференцированных по
способам и средствам реализации. Это
могут быть социологические или
психологические методики с использованием
специальных бланков, аппаратуры, методов
наблюдения, включения в определенные
виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические
социально-педагогические технологии.
Такие технологии используются чаще
всего в специализированных
социально-педагогических учреждениях
на начальном этапе работы с клиентом.
Их основное назначение — не только
выявление и диагностирование индивидуальных
особенностей клиента, но и прогнозирование
перспектив его индивидуального,
индивидуально-коррекционного,
коррекционно-компенсатор-ного развития,
воспитания. В основе прогностической
деятельности лежит выявление индивидуальных
возможностей клиента в саморазвитии,
потенциала этого развития.

По
назначению диагностико-прогностические
технологии также могут быть различными.
Они определяются как объектом, так и
целями диагностико-прогностического
анализа. Например: социального педагога
школы интересуют, в чем причины затруднений
ученика в обучении и каковы возможности
их преодоления; мама приводит своего
ребенка в центр социального обслуживания
семьи (или медико-психолого-социальный
центр) на диагностико-прогностическую
консультацию, для того чтобы выяснить,
как преодолеть трудности взаимоотношений
с ним, наметить пути коррекции его
воспитания и т.п. В каждом случае возможна
своя технология работы, от которой
зависят получаемые результаты.

Способы
реализации диагностико-прогностической
технологии определяются основными
методиками, обеспечивающими проведение
диагностики и прогнозирования и их
взаимосвязь. Нередко прогностическая
деятельность социального педагога
определяется его личным опытом и
педагогической интуицией.

Конкретный
способ реализации диагностико-прогностической
технологии ориентируется на специализацию
и профессиональную компетентность
субъекта и индивидуальные особенности
ее объекта, а также место применения.

Прогностическую
часть социально-педагогической технологии
можно выделить и рассмотреть как
самостоятельную технологию.

Выбор
оптимальной технологии (целевой
технологии социально-педагогической
деятельности). Это определенная
практическая деятельность (методика),
которая направлена на выбор наиболее
оптимальной для конкретного случая
технологии социально-педагогической
деятельности по реализации проблемы
(проблем) клиента, выполнению
социально-педагогического заказа
действий. Такой выбор требует учета
сущности социального заказа, потребностей
(социально-педагогических проблем,
индивидуальной предрасположенности
объекта), подготовленности специалиста
(специалистов), технологических и
материальных возможностей, условий
среды реализации. Как правило, в каждом
социально-педагогическом учреждении
складывается своя технология деятельности;
каждый специалист (социальный педагог)
вырабатывает свою методику работы с
клиентом (объектом).

Методика
выбора оптимальной технологии определяется
своеобразием целевой технологии,
профессиональной компетентностью
субъекта и индивидуальными особенностями
объекта, а также местом ее реализации.
Характерной особенностью методики
выбора является также и то, для кого
готовится целевая технология — для
специалистов учреждения или для себя
самого.

Непосредственная
подготовка к практической реализации
целевой технологии (технология и методика
непосредственной подготовки к
социально-педагогической работе с
клиентом). Такая технология включает
комплекс мер, направленных на то, чтобы
обеспечить необходимое качество
реализации выбранного способа деятельности
с конкретным объектом. По своей сути
непосредственная подготовка, помимо
решения комплекса материальных,
технических, организационных и
методических мер, предусматривает
уточнение ее с учетом исполнителей
(субъектов), объекта социально-педагогической
работы и места реализации целевой
технологии.

Технология
непосредственной подготовки для
специалистов социально-педагогического
учреждения в значительной степени носит
типовой характер. В учреждении
накапливаются варианты подготовки к
той или иной целевой технологии по
содержанию, объему, последовательности
и методике ее осуществления. Такие
технологии работы труднее индивидуализируются
и по субъекту и по объекту реализационной
деятельности. Например, социальный
педагог школы часто готовит ее для себя.
Он определяет, что и как ему реализовывать.
Социальный педагог центра по работе с
семьей (медико-психолого-социального
центра) обычно готовит эту технологию
для специалистов-практиков, а также для
родителей. Что касается родителей, то
такая подготовка нередко становится
частью реализационной технологии по
подготовке их к практической работе с
ребенком. В нее, в частности, входит
изменение понимания родителем своей
роли в социально-педагогической работе
с ребенком, обучение новой методике
работы, формирование уверенности в
способности по-другому строить
воспитательную работу и целый ряд других
аспектов.

Технология
подготовки целевой деятельности для
себя в значительной степени определяется
стилем педагогической деятельности
самого специалиста, которая, в свою
очередь, во многом определяется его
личностью, мотивацией, опытом, отношением
к деятельности и многими другими
факторами.

В
каждом конкретном случае вся
непосредственная подготовка определяется
сложившимся опытом работы
социально-педагогического учреждения
либо стилем деятельности социального
педагога.

Практическая
реализация целевой технологии (технология
практической деятельности). К этой
разновидности относятся технологии,
которые имеют практический (преобразующий,
коррекционно-преобразующий,
реабилитационный) характер. Специалист
— социальный педагог (группа специалистов),
используя целевые технологии, способствует
(способствуют) достижению прогнозируемых
целей социально-педагогической работы
с человеком, группой.

По
своему назначению технологии практической
деятельности, как указывалось выше,
чрезвычайно разнообразны. Каждая из
них ориентирована на определенную
подготовку и опыт субъектов реализации,
на конкретного объекта работы и место
реализации (условия оптимальной
реализации) технологии.

По
способу реализации целевые технологии
также разнообразны, в зависимости от
используемых методов, средств и приемов,
задействованных в них.

По
своей сущности целевые технологии
являются базовыми, основными. Именно
они предназначены для обеспечения
достижения социально-педагогических
целей. От эффективности их практического
применения во многом зависит действенность
всей социально-педагогической деятельности
специалиста (специалистов). Все остальные
функциональные социально-педагогические
технологии носят преимущественно
обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные
социально-педагогические технологии.
Эти технологии направлены на обеспечение
оценки и экспертизу результатов
реализации функциональных технологий
либо общей! технологии специалистом
(специалистами) в социально-педагогической
работе с клиентом, группой. Они позволяют
оценит! действенность этапов и всей
реализуемой технологии деятельности.
На ее основе делается вывод и принимается
решение о необходимости коррекции
технологии и ее направленности, а также
оценка всей выполненной социально-педагогической
работы.

Экспертно-оценочные
технологии позволяют определить уровень
и качество социально-педагогической
деятельности специалиста. Они могут
осуществляться и для определения
перспектив! социально-педагогической
работы с клиентом. Каждая такая технология
(методика) имеет свое назначение,
ориентирована на определенный объект
с учетом его возрастных, половых и
других! особенностей, а также на среду,
в которой она осуществляется. Методика
требует и специальной подготовки
специалиста — со циального
педагога.Рассмотренная классификация
социально-педагогических технологий
может уточняться и дополняться с учетом
новых крите риев и потребностей реальной
практики.

Типы социально-педагогических технологий — Студопедия.Нет

Можно выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные. Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии) — это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся: а) социально ориентированные — это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей — школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.; б) возрастные — это технологии, которые наиболее целесообразны в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста — детьми, подростками, молодежью; школьниками начальных, средних классов, старшеклассниками и др.; в) групповые — это технологии, предназначенные для использования в группах;г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидуального развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии и др. По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства и пр.). Каждая технология, как правило, предусматривает оптимальные условия, при которых она наиболее целесообразна. По способу реализации технологии общего типа, в зависимости oт решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения могут быть выделены: а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.; б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.; в) авторские методики — специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогнос-тические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.





 

Алгоритм деятельности как основной элемент социально-педагогической технологии

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии. В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант: 1. Диагностический этап. А. Анализ исходной ситуации: а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка; б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог; в) выявление причин, ее породивших; г) постановка проблемы; д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него; е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы. Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование). 2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка. 3. Совместное проектирование решения трудной ситуации. 4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные). 5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов. 6. Анализ результатов выхода из проблемы. 7. Оценка собственной деятельности. 8. Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем. 9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

 

 

сущность и понятие — Студопедия

№ 5.

Понятие «социально-педагогические технологии» связано с такими понятиями, как «педагогические технологии» и «социальные технологии».

Термин «педагогические технологии» появился в США первоначально как термин «технологии в образовании», который затем видоизменился в «технологии образования» и, наконец, в «педагогические технологии». Такое преобразование термина отражало содержательное изменение самого понятия.

Термин «технологии в образовании» появился в 40-х годах в связи с использованием различных технических средств в школе: магнитофонов, проигрывателей и др. С середины 50-х годов в образовании реализуется идея программированного обучения, связанного с разработкой специальных аудиовизуальных средств для этих целей. В эти же годы специалисты в области программированного обучения и аудиовизуальных средств объединяются в рамках общего направления — педагогические технологии. С середины 70-х годов под педагогическими технологиями понимают изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники. В середине 80-х годов в школьную практику активно внедряются компьютерные лаборатории и дисплейные классы, возрастает количество педагогических программных средств. В Энциклопедии педагогических средств, коммуникации и технологий (Лондон, 1978) П. Митчелл (США) дает такое определение педагогической технологии: «Педагогическая технология есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогических систем для достижения специфических потенциально воспроизводимых педагогических результатов». Таким образом, педагогическая технология имеет свои корни в двух принципиально разных областях: с одной стороны, это технические науки — разработка и применение различных технических средств, способствующих повышению эффективности учебного процесса; с другой стороны, гуманитарная область знаний — педагогика (теория воспитания и обучения), в рамках которой возможна определенная заданность и воспроизводимость результатов воспитательной и образовательной деятельности.



В нашем отечественном опыте некоторые подходы, предвосхитившие появление педагогических технологий, можно встретить еще в работах А. С. Макаренко 20-30-х годов, в которых он говорил о том, что подлинное развитие педагогической науки связано с ее способностью «проектировать личность», т. е. задавать с полной определенностью качества и свойства личности, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. А. С. Макаренко писал, что «педагогика… обязана далеко вперед проектировать качества нового типичного человека, должна обгонять общество в его человеческом развитии»1. При этом он отмечал, что должна быть общая программа воспитания и индивидуальный корректив к ней, следующий за качествами личности, направляющий эту личность в наиболее нужную форму.


Неопределенность целей воспитания, утверждал А. С. Макаренко, ведет к безрезультатности педагогического процесса. Он выдвигал в своих работах такие идеи, как «воспитательный процесс — особым образом организованное педагогическое производство», «педагогическая техника: техника дисциплины, техника разговора педагога и воспитанника, техника управления».

А. С. Макаренко писал о том, что педагогическое производство никогда у нас не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Поэтому в нем отсутствуют важные отделы: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка. Попытки развития педагогических технологий у нас в стране в те годы не получили должного развития.

Отечественная школа прошла путь внедрения технических средств обучения в школьный процесс, а также использования программированного обучения как средства повышения эффективности обучения. Фактически внимание к педагогическим технологиям, как в образовании, так и в воспитании у нас в стране усиливается с 60-х годов в связи с увеличивающимся потоком сообщений об авторских школах, индивидуальных методиках, интенсивных курсах, обеспечивающих устойчивый результат обучения и воспитания.

Дискуссия о сущности педагогических технологий завершилась в середине 80-х годов. В это время в педагогической практике и педагогической печати широко обсуждаются и находят признание педагогические технологии Ш. А. Амонашвили (гуманно-личностная технология), В. П. Беспалько (технология программированного обучения), С. Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение) и др.; педагогические системы воспитания В. А. Караковского, Н. Л. Селивановой, Н. И. Щурковой и др. Учебная дисциплина «Педагогические технологии» вошла в программу подготовки профессиональных педагогов.

В настоящее время под педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания, учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения. Технологический подход в педагогике ставит целью так построить процесс обучения и воспитания, чтобы было гарантировано достижение поставленных целей.

Педагогические технологии предполагают системный анализ, отбор, конструирование и контроль всех управляемых компонентов педагогического процесса в их взаимосвязи с целью достижения педагогических результатов. По отношению к методике педагогические технологии являются более узким понятием, так как методика подразумевает выбор определенной технологии.

Понятие « социальные технологии » возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов. Одной из разновидностей социальных технологий являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологиям, поскольку, как отмечалось выше, деятельность социального педагога и социального работника имеют много общего.

Технология социальной работы — это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту — сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.

Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый — такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.

Если ему это не удается (случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т. е. самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу необходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое.

В любом случае эти две ветви, обозначенные на схеме, ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбирает соответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые он использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенку.

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможны, по крайней мере, два случая: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай — социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо, выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Вотечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» поя­вился в инженерно-технической сфере, где он широко используется и до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, не­обходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание спосо­бов какого-либо производства.

Однако происхождение этого термина (от греч. «техно» — искусство, мастерст­во, умение; «логос» — наука, учение), позволяет дать более широкое определение тех­нологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности. Именно это и послужило причиной постепенного расширения сферы применения термина «технология», который стал активно использоваться в других областях знания и профессиональной деятельности, в частности в социологии и педагогике.

Термин «технология» впервые в педагогической науке появился в 18 веке. Он был введен публицистом Федором Поликарповым, который рассматривал его как процесс отношений ученика и учителя, где средствами обучения и воспитания яв­ляются язык и книга. В 20 веке в качестве составляющих педагогической техноло­гии остались те же ученик и учитель, а средствами обучения и воспитания — язык и книга, однако добавились еще и такие технические средства, как радио, телевиде­ние, магнитофон, компьютер и пр.

Термин «социально-педагогические технологии» связан с такими понятиями, как «педагогические технологии «и «социальные технологии».

Социально-педагогические технологии частного типа — Студопедия

№ 8.

Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии, либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. По­этому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, целевые реализационные экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для об­щих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии. Такие техноло­гии предназначены для выполнения конкретной функции — постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущен­ности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). От того, что диагностируется, очень часто за­висит, как это следует сделать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее применить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на опре­деленную область практического применения.



Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специализированных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации, которые зависят от ряда факторов (технической оснащенности подго­товленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференциро­ванных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определённые виды деятельности и т.д.

Диагностико — прогностические социально-педагогические технологии.

Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенно­стей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.


По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностики — прогно­стического анализа. Например, социального педагога интересует — в чем причины затруднений ученика в обучении, и каковы возможности их преодоления.

Способы реализации диагностика — прогностических технологий определя­ются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогно­зирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Вопросы к гак для студентов озо, обучающихся по специальности «Социальная педагогика»

1.
Социально-педагогические технологии:
сущность и понятие.

Социальная
технология. Педагогическая технология.
Социально- педагогическая технология.

Составляющие
социально-педагогической технологии:
метод, методика, прием, средство, техника.
Методы деятельности социального
педагога.

Классификация
социально-педагогических технологий.
Основания и критерии классификации
социально-педагогических технологий.

Социально-педагогические
технологии общего и частного типа.

2.
Структура и содержание социально-педагогической
технологии.

Структура
социально-педагогической технологии
общего типа. Структура частных
социально-педагогических технологий
(диагностической, диагностико-
прогностической, экспертно-оценочной
и т.д.).

Особенности
деятельности социального педагога по
выбору и реализации социально-педагогической
технологии.

3.
Частные технологии социально-педагогической
деятельности.

Технология
индивидуального социально-педагогического
консультирования. Этапы
социально-педагогического консультирования.
Виды социально-педагогического
консультирования.

Технология
социального патронажа и социального
надзора. Этапы работы социального
педагога в рамках патронажа. Формы и
специфические особенности социального
надзора.

4.
Частные технологии социально-педагогической
деятельности.

Технология
уличной работы социального педагога.
Принципы работы социального педагога
с уличными детьми. Этапы уличной
социально-педагогической деятельности.

Методика
и технология организации досуговой
деятельности. Условия эффективности
организации досуговой деятельности.

Методика
и технология организации волонтерского
движения и благотворительных акций.
Принципы эффективности организации
волонтерского движения и благотворительных
акций.

5.
Частные технологии социально-педагогической
деятельности.

Методика
и технология работы социального педагога
с неблагополучными семьями. Виды помощи
неблагополучным семьям. Принципы
включения семьи в совместную
социально-педагогическую деятельность
по решению проблем.

Технология
социального посредничества. Посредничество
в решении правовых, бытовых и
медико-реабилитационных проблем
клиентов. Посредничество в поиске
социальных служб и учреждений.
Посредничество в решении межличностных
и семейных конфликтов. Деятельность
социального педагога по разрешению
споров о воспитании детей.

6.
Технологии социально-педагогической
защиты прав ребенка.

Технология
социально-педагогической защиты прав
ребенка на воспитание в семье. Формы
устройства детей, оставшихся без
попечения родителей на воспитание в
семью. Технология оформления ребенка
под опеку и попечительство, технология
усыновления. Патронатные и приемные
семьи.

7.
Технологии социально-педагогической
защиты прав ребенка.

Технология
работы социального педагога по лишению
или ограничению родителей в правах.
Технология социально-педагогической
защиты имущественных прав ребенка.

Методика
и технология работы социального педагога
по адаптации и реабилитации ребенка в
учреждениях интернатного типа. Влияние
условий депривации на процесс социализации
детей.

8.
Частные социально-педагогические
технологии.

Социально-педагогическая
деятельность с детьми девиантного
поведения. Понятие о профилактике
девиантного поведения и реабилитации
личности девиантного поведения. Основные
формы профилактики девиантного поведения.

Технология
работы социального педагога в
пенитенциарной системе.

Литература:

1.
Методика и технология работы социального
педагога /Под ред. М.А.Галагузовой,
Л.В.Мардахаева. – М., 2002

2.
Методика и технология работы социального
педагога /Под ред. Б.Н.Алмазова, М.А.Беляева,
Н.Н.Бессонова. – М., 2006

3.
Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и
технология работы социального. – М.,
2005

4.
Шакурова М.В. Методика и технология
работы социального. – М., 2002

5.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и
технология работы социального. – М.,
2001

6.
Шишковец Т.А. Справочник социального
педагога. – М., 2005

1.

Социально-педагогические технологии — это … Основы, практика, методы и теория педагогического образования — Наука

Технологии социально-педагогического дизайна связаны с приобщением детей к тому виду деятельности, которым ребенок будет заниматься в будущем. Например, чтобы стать учителем физики, нужно знать законы. Вы можете изучить их в школьной программе. Ребенок, мечтающий стать педиатром, сначала изучает биологию и химию, а в стенах медицинской академии студенты уделяют особое внимание физиологии и анатомии ребенка.Подобная ситуация складывается в любой профессии.

Релевантность

Методики социально-педагогических технологий помогают будущим социальным педагогам помогать подросткам в развитии личностных качеств, дают возможность предотвратить девиантное поведение.

Разберем сущность понятий «технология» и «методы». В переводе с греческого языка «метод» — это совокупность средств, приемов, приемов рационального выполнения работы. Технология рассматривается как совокупность приемов, методов, средств изменения объекта деятельности, как определенная последовательность процедур и операций, используемых в деятельности.

Эти концепции довольно близки друг к другу. Для них характерно то, что оба термина подразумевают использование средств, методов, методов, форм деятельности.

Различия в этой технологии, помимо количества используемых средств, включают использование четкого алгоритма и последовательности действий в рамках конкретной деятельности.

Социально — педагогические технологии и практики социальной ориентации рассмотрены Л. С. Выготским. Он считал, что проблема метода — это основа культурного развития ребенка, способ выявления сильных и слабых сторон, выработки правильного пути воспитания и обучения.

В философском понимании под методами понимаются методы теоретического или практического освоения действительности, в основе которых лежат сущность и законы анализируемого объекта.

Методы социальной педагогики

Как метод практического изменения действительности, метод можно рассматривать как сумму относительно однородных операций, приемов, позволяющих решать конкретные задачи в практической деятельности.

Основы социально-педагогических технологий — это методы, основанные на отношениях между клиентом и социальным педагогом.Они способствуют формированию положительного социального опыта, который способствует социализации или социальной реабилитации клиента.

.

Коммуникативно-педагогические технологии, анализ производственных ситуаций

Коммуникативные педагогические технологии

Коммуникативно-педагогические технологии противостоят проблемно-поисковому подходу. В этих технологиях обучаемый рассматривается как сознательный, равноправный участник образовательного процесса. Сущность коммуникативных технологий — ориентация на межличностное взаимодействие в образовательном процессе, гуманизация педагогического воздействия. Эти технологии предлагают:

— отказ от авторитарной педагогики;

— адаптация школы под учеников, обеспечивающая атмосферу уюта;

— дифференциация учебной деятельности;

— индивидуализация;

— вера в ученика, его силы, возможности;

— обеспечение успехов в обучении и воспитании.

В педагогической практике сегодня все шире используется понятие «диалог». Однако наблюдается тенденция к упрощенному толкованию этого термина. Часто речь идет обо всех, кто участвует в обсуждении темы урока. Оказывается, диалог — это обмен репликами, суждениями, эмоциональными состояниями. После произведений Бахтина такая трактовка кажется кощунственной, потому что философская идея диалога имеет гораздо более глубокое содержание. В произведении «Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин писал: «Человек никогда не найдет полноты только в себе.«Речь идет вовсе не о том, что все зависят друг от друга, а не от социальной формулы. Эта мысль — открытие. В ней ключ прежде всего к самому человеческому существу, которое хрупко, капризно, легко поддается деформации. Чтобы спастись, почувствовать пустоту бытия, вы должны впитывать живые, взволнованные голоса других.

Человек хрупок, но его устойчивость зависит от умственной и умственной отзывчивости. Услышь голос! Далеко, возможно, неслышно. Но мне это нужно лично, как послание другого равного сознания.Отправляйтесь в мир другой человеческой вселенной. Ощутить посторонний голос как особую точку зрения на мир и на себя, как на бытие другого человека.

Однако дело не только в том, что человек не находит полноты только в себе. Понять личное богатство человека можно только в нем раскрыть потенциал этой общительности. Позиция Бахтина чужды монологизму (один спорит, спорит, один трепет, другие трепетно ​​молчат). В мыслителе, который принес нам атмосферу доброжелательного спора «голосов», очень разные, часто упускающие из виду его острый спор с самим собой, не вникающие в логику его борьбы с самим собой.Так получилось, что в самом диалоге пропала полифония, полифония. Мы признательны Бахтину за смелое провозглашение неиссякаемой твердости достоинства каждого личного «голоса» человека. В дискуссиях на любую тему жажда вечного смысла приводит к гармонии участия.

Анализ производственных ситуаций

Прямая связь между успешностью управленческой деятельности и интеллектом лидера на первый взгляд кажется очевидной. «Именно эта, на самом деле иллюзорная, очень долгое время фактически блокировала не только исследования в этой области, но и саму постановку вопроса о связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности.«Связь интеллекта с эффективностью управленческой деятельности не прямая, а многогранная. На эффективность деятельности, помимо интеллекта, влияют — и часто в большей степени — многие другие причины. Сам интеллект влияет на деятельность через набор промежуточных переменных, поэтому любая производственная ситуация требует всестороннего анализа.

Общая теория систем была разработана и создана как междисциплинарная теория, предметом которой являются общие закономерности функционирования сложных, сложных объектов.Эффективный ситуационный анализ возможен на основе следующих подсистем: подсистема целей; подсистема человеческих ресурсов; подсистема технологии; подсистема управления. Программа Aston (названная в честь Астона, Великобритания, где работает группа исследователей) внесла свой вклад в системный анализ теории организации, благодаря сочетанию эмпирических методов исследования, гипотез из области психологии с концепциями теории организации, работает в этой области. социологии и экономики. Исследования в области астрономии укрепили позиции системного подхода в анализе процессов управления и наметили пути объединения традиционных исследований в области управления, школы человеческих отношений, ситуационной теории на основе системных взглядов и представлений.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *