Дидактическое, технологическое и организаторское творчество
Сущность педагогического творчества
Характеризуя суть педагогического творчества, педагог Н. В. Кузьмина, отмечает, что творчество преподавателя видится в основном в том, что он проектирует личность воспитанника, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях. Педагогическая деятельность – это процесс решения огромного ряда педагогических задач, подчиненных единой окончательной цели – сформировать личности человека, его мировоззрения, убеждения, сознание, поведение.
Профессиональное своеобразие педагогического труда состоит в том, что в нем невозможна абсолютная алгоритмизация, хотя и существует некое постоянство применяемых способов и умений. Использование данных стандартизированных способов в непрерывно меняющихся, нестандартных и нестационарных ситуациях требует неизменной модернизации и коррекции. При этом возникают новейшие педагогические способы и системы.
Л. В. Занков отмечал, что творчество преподавателя не ограничивается только отдельными методическими находками. Это неизменное рвение вперед, к новому, наиболее абсолютному, и воплощение появившегося рвения.
Готовые работы на аналогичную тему
Творческий процесс преподавателя связан с творческим действием всего коллектива и с творческим процессом всякого воспитуемого. Педагогическое творчество требует от преподавателя искусства управлять собственными психическими состояниями, осуществлять творческий процесс педагогического общения, действенно активизировать творческое настроение у себя самого и у детей как участников деятельности.
Творчество в практической деятельности учителя настолько разнообразно, что позволительно говорить о разных качествах его проявления. Например, новизна в практической работе преподавателя может обнаруживаться: в необычных подходах к решению проблем; в действенном использовании имеющегося опыта в новейших условиях; в разработке новейших способов, приёмов, форм, средств и их уникальных сочетаний; в совершенствовании, модернизации, рационализации, известного в соответствии с новыми задачами; в мастерстве видеть веер вариантов решения одной и той же задачи; в успешном импровизировании на основе как четкого познания и осведомленного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в мастерстве трансформировать методические рекомендации, абстрактные положения в определенные педагогические действия.
Таким образом, педагогическое творчество – это процесс самореализации личных, интеллектуальных, эмоциональных сил и возможностей личности преподавателя.
Виды педагогического творчества
Сущность творческого процесса весьма многогранна, тем не менее выделяют несколько видов творчества.
Моральное творчество представляет собой деятельность в сфере морально-этических взаимоотношений учащихся и преподавателей с внедрением уникальных подходов, предоставляющую впоследствии качественно новые результаты.
Моральное творчество необходимо, прежде всего, при конструировании педагогических ситуаций. Они могут затрагивать следующие темы: «Как помирить поссорившихся друзей?», «Как побудить учащегося к нравственному выбору?», «Как освободить учащегося от отрицательного воздействия родителей?», «Каким образом можно разнообразить собственные отношения с учениками на уроке?», «Как помочь учащемуся поверить в собственные способности?», «Как объединить и сплотить классный коллектив?», «Как вызвать интерес к уроку?» и многие другие. Если у педагога недостает творческого подхода к собственной деятельности, он всегда будет вынужден пользоваться командно-административными средствами и методами.
Так, можно с уверенностью сказать, что моральное творчество — это настоящее искусство сотворения нравственных, доброжелательных взаимоотношений преподавателя с учениками.
Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обучения по изобретению различных методик отбора и структурирования учебного материала, способов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество считается наиболее популярным и доступным для преподавателей и учащихся. Оно может быть представлено через такие варианты, как комбинирование действий учащихся, внедрение новых подходов к их деятельности, дополнения содержания учебно-воспитательного процесса и изобретения активных приемов работы. Использование на уроке фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, внедрение игровых компонентов, справочных материалов в учебных целях – все это и есть дидактическое творчество, и многолетняя педагогическая практика показывает, что его возможности необъятны.
Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда ведется активный поиск и создание новых педагогических систем, процессов и учебных ситуаций, способствующих увеличению результативности обучения детей.
Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает активность преподавателя и учащихся полностью. К нему относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения.
Организаторское творчества – это творчество в сфере управления организаторской деятельности по созданию новейших методик планирования, контролирования, расстановки сил, мобилизации ресурсов.
Организаторское творчество гарантирует научную организацию труда, разумное внедрение всех факторов, способствующих достижению цели наиболее экономным путем.
Таким образом, преподавателю есть где выразить свое творчество. Все, что сам разрабатывает преподаватель по степени трудности и значимости можно поделить на три категории, применяя для этого техническую терминологию. Самая простая творческая разработка – рационалистическое предложение. Рацпредложение – это новое решение, средством которого идет улучшение уже имеющихся и ранее используемых отдельных компонентов педагогических систем, действий, ситуаций. Новизна в данном случае носит как бы местный, локальный характер. Творчество преподавателя на данном уровне называется новацией.
Творческая природа труда учителя
Опыт творческой деятельности не привносит каких-либо принципиально новых познаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Однако это не означает, что обучить творчеству невозможно. Обучить можно, но лишь при обеспечении неизменной интеллектуальной энергичности будущих преподавателей и специфичной творческой познавательной мотивации, выступающей регулирующей причиной решения педагогических задач. Это могут быть самые разнообразные задачи, такие, как задачи на перенесение познаний и умений в новую ситуацию, на выделение новейших функций, методов и способов, на обнаружение новых проблем в типичных ситуациях, на комбинирование новейших методик деятельности из уже известных и т. д. Этому также способствуют и процедуры в разборе педагогических прецедентов и явлений, выделении их составляющих, раскрытии оптимальных основ тех либо других решений и рекомендаций.
Зачастую сферу проявления творчества учителя невольно сужают, сводят ее к уникальному, нетрадиционному решению педагогических задач. Между тем творчество преподавателя не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, которые выступают типичным фоном и базой педагогической деятельности. Подчеркивая наравне с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, В. А. Кан-Калик конкретизирует коммуникативные умения, в особенности проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений надлежит отнести в первую очередь умения управлять собственным психическим и психологическим состоянием, действовать в общественной ситуации (оценить обстановку общения, привлечь интерес аудитории либо отдельных воспитанников, применяя различные приемы, и т. п.) и т. д. Творческую личность отличает и особенное сочетание личностно-деловых качеств, описывающих ее креативность.
Е. С. Громов и В. А. Моляко говорят о семи показателях креативности: оригинальности, эвристичности, фантазии, энергичности, сосредоточенности, четкости, чувствительности. Преподавателю-творцу присущи также следующие качества: независимость, предприимчивость, способность к преодолению инерции мышления, целеустремленность, чувство подлинно нового и рвение к его познанию, внимательность, ширина ассоциаций, развитая профессиональная память.
59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. Шпаргалка по общим основам педагогики
В данном вопросе мы рассмотрим виды педагогического творчества. К ним относятся дидактическое творчество, технологическое творчество, организаторское творчество.
Рассмотрим каждый вид педагогического творчества более подробно.
Первым мы рассмотрим дидактическое творчество. Оно занимает лидирующее положение среди видов творчества, так как лежит в основе обучения. Дадим определение дидактическому творчеству.
Дидактическое творчество основывается на обучении и заключается в деятельности данной сферы. Данная деятельность предназначена для отбора или изобретений способов отбора и превращения учебного материала в структуру. Также дидактическое творчество изучает методы передачи и усвоения учащимися отобранного учебного материала.
Вариаций дидактического творчества очень много, например комбинированные действия учащихся, использование взаимных переходов, дополнений, изобретений новых методов и многие другие. Что же еще относится к дидактическому творчеству? Это самооценка, оценка знаний родителями, использование игровых моментов, использование справочных устройств, использование в обучении фоновой музыки, цветомузыки и многое другое. Опыт педагогов показывает, что дидактическое творчество безгранично.
Еще одним видом педагогического творчества является технологическое творчество. В чем оно заключается? Технологическое творчество заключается в деятельности, которая осуществляется в области педагогической технологии и проектирования. В процессе выполнения данной деятельности происходит поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов, педагогических ситуаций, цель которых заключается в повышении результативности воспитания учащихся.
В чем отличие дидактического и технологического творчества? Отличие заключается в том, что технологическое творчество оказывается самым сложным видом педагогического творчества. Оно охватывает целиком деятельность преподавателей и учащихся.
К технологическому виду творчества можно отнести, например, создание интегрированного урока, или бригадной формы производственного обучения учащихся, или лицеев, или колледжей, или информационных технологий обучения и многое другое.
Что же относится к третьему виду педагогического творчества?
Третий вид педагогического творчества – это организаторское творчество.
Рассмотрим определение данного вида творчества. Сущность организаторского творчества заключается еще в одном виде творчества, которое осуществляется в сфере управления и организаторской деятельности и направлено на создание новых способов планирования, новых способов контроля, новых способов расстановки сил, новых способов мобилизации ресурсов, а также связи со средой, взаимодействия учащихся и педагогов и т. д.
Подводя итог, можно сказать, что педагогическое творчество существует в трех видах: дидактическое, технологическое и организаторское. Каждый вид педагогического творчества направлен на реализацию творчества в различных сферах деятельности человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Виды педагогического творчества — Студопедия
Дидактическое творчество– это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество самое распространенное и доступное для педагога. Вариаций здесь множество: использование различных игровых приемов, фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки в учебных целях и т.д.
Организаторское творчество– этотворчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.
Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда, рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.
Технологическое творчество– это деятельность в области педагогической технологиии проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, процессов или ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания учащихся.
Это самый сложный видпедагогического творчества: создание интегрированного урока, дифференцированных технологий обучения, создание бригадной формы производственного обучения учащихся колледжа и т.д. (Столяренко Л.Д.)
Технология (от греч. — искусство, мастерство, умение) – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь)
Все разработанные и используемые технологииможно разделить на2 вида:промышленные и социальные
Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и (или) эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Цель технологии –достижение гарантированного результата.
К промышленным относят технологии переработки природного сырья (нефти, газа, древесины и т.д.) или получение из него готовой продукции (металл, целлюлоза, отдельные детали и узлы и т.д.)
Социальнойназывают технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению, — одно или несколько его свойств (качеств) (Смирнов С.И.)
Образовательные технологииотражают общую стратегию развития единого федерального образовательного пространства. Главная их функция – прогностическая. Система непрерывного образования в нашей стране может быть отнесена к рангу образовательных технологий (дошкольный, школьный, вузовский, поствузовский уровень).
Педагогические технологииотражают тактику реализации образовательных технологий и строятся на знании закономерностей функционирования педагогических систем, процессов или ситуаций.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Технология, включающая совокупность методов, средств, способов организации учебно-воспитательного процесса в школе, относится к педагогической технологии.
Педагогическая технологияможет включать в себя различные другие специализированные технологии (из иных областей науки и практики): информационные, медицинские, полиграфические и т.д., а также технологии обучения, воспитания, развития.
Педагогические технологии авторских школ
Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
Модель «Русская школа».
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).
Школа-парк (М.А.Балабан).
Агрошкола А.А.Католикова.
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).
Технология обучения — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.
«Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения» (В.В. Гузеев)
Технология обучения Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Коллективный способ обученияКСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Технология воспитания – это совокупность методов, средств, способов организации воспитательного процесса
Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир).
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова).
Технология сенсорного саморазвития (М. Монтессори)
59. Виды педагогического творчества
В данном вопросе
мы рассмотрим виды педагогического
творчества. К ним относятся дидактическое
творчество, технологическое творчество,
организаторское творчество.
Рассмотрим каждый
вид педагогического творчества более
подробно.
Первым мы рассмотрим
дидактическое творчество. Оно занимает
лидирующее положение среди видов
творчества, так как лежит в основе
обучения. Дадим определение дидактическому
творчеству.
Дидактическое
творчество основывается на обучении и
заключается в деятельности данной
сферы. Данная деятельность предназначена
для отбора или изобретений способов
отбора и превращения учебного материала
в структуру. Также дидактическое
творчество изучает методы передачи и
усвоения учащимися отобранного учебного
материала.
Вариаций
дидактического творчества очень много,
например комбинированные действия
учащихся, использование взаимных
переходов, дополнений, изобретений
новых методов и многие другие. Что же
еще относится к дидактическому творчеству?
Это самооценка, оценка знаний родителями,
использование игровых моментов,
использование справочных устройств,
использование в обучении фоновой музыки,
цветомузыки и многое другое. Опыт
педагогов показывает, что дидактическое
творчество безгранично.
Еще одним видом
педагогического творчества является
технологическое творчество. В чем оно
заключается? Технологическое творчество
заключается в деятельности, которая
осуществляется в области педагогической
технологии и проектирования. В процессе
выполнения данной деятельности происходит
поиск и создание новых педагогических
систем, педагогических процессов,
педагогических ситуаций, цель которых
заключается в повышении результативности
воспитания учащихся.
В чем отличие
дидактического и технологического
творчества? Отличие заключается в том,
что технологическое творчество
оказывается самым сложным видом
педагогического творчества. Оно
охватывает целиком деятельность
преподавателей и учащихся.
К технологическому
виду творчества можно отнести, например,
создание интегрированного урока, или
бригадной формы производственного
обучения учащихся, или лицеев, или
колледжей, или информационных технологий
обучения и многое другое.
Что же относится
к третьему виду педагогического
творчества?
Третий вид
педагогического творчества – это
организаторское творчество.
Рассмотрим
определение данного вида творчества.
Сущность организаторского творчества
заключается еще в одном виде творчества,
которое осуществляется в сфере управления
и организаторской деятельности и
направлено на создание новых способов
планирования, новых способов контроля,
новых способов расстановки сил, новых
способов мобилизации ресурсов, а также
связи со средой, взаимодействия учащихся
и педагогов и т. д.
Подводя итог, можно
сказать, что педагогическое творчество
существует в трех видах: дидактическое,
технологическое и организаторское.
Каждый вид педагогического творчества
направлен на реализацию творчества в
различных сферах деятельности человека.
60. Педагогические технологии и технология обучения
Понятие «педагогическая
технология» пыталось
пробиться в науку несколько десятилетий.
С момента, когда стали использовать
технические средства в процессе обучения
на Западе, стали говорить о технологии
обучения, связывая ее поначалу только
с техническими средствами обучения. В
России термин «технология обучения»
получил более широкое значение –
педагогическая технология, под которой
стали понимать содержательную технику
учебно-воспитательного процесса.
Слово «технология»
является греческим, его непосредственный
перевод выглядит так: «техне» – искусство,
ремесло, наука и «логос» – наука, учение,
означает совокупность знаний о способах
и средствах проведения производственных
процессов. Если дословно перевести
слово «технология», можно получить
данный ответ: совокупность знаний,
которые направлены на проведение
учебно-воспитательного процесса.
Из вышесказанного
можно сделать ложный вывод, что дидактика
и педагогическая технология являются
одним и тем же и выполняют одну функцию.
В чем же отличие между этими понятиями?
Дидактика
– это теория образования в целом. В свою
очередь, педагогическая технология
является частью понятия дидактики и
заключается в конкретном научно
обоснованном, специально организованном
обучении, которое направлено на достижение
конкретной цели обучения, воспитания
и развития обучаемого.
В процессе реализации
технологии обучения строится конкретная
деятельность преподавателя и обучаемого
с использованием технических средств
обучения и без их помощи.
Согласно документам
ЮНЕСКО технология обучения является
системным методом создания, применения
и определения всего процесса преподавания
и усвоения знаний с учетом технических
и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
перед которыми стоит задача оптимизировать
формы образования.
Мы видим технологию
обучения с двух сторон. С одной стороны,
это совокупность методов и средств
переработки, представления, изменения
информации, а с другой – это воздействие
преподавателя на учащегося во время
обучения с использованием необходимых
технических или информационных средств.
Возникает термин
«образовательные технологии», который
является более емким, чем технология
обучения. Это связано с тем, что он
заключает в себе еще и воспитательный
аспект, который связан с формированием
и развитием личностных качеств обучаемых.
Так как технология
обучения связана с набором содержательных
и процессуальных характеристик,
информатизация образования связана с
расширением понятия в сторону
проектирования и системного анализа
процесса обучения.
Дадим определение
термина «технология обучения».
Технология
обучения –
это способ реализации содержания
обучения, предусмотренного учебными
программами, представляющий систему
форм, методов и средств обучения,
обеспечивающую наиболее эффективное
достижение поставленных целей.
В технологии
обучения содержание, методы, средства
обучения находятся в непрерывном
взаимодействии. Педагогическое мастерство
преподавателя состоит в том, чтобы
выбрать нужное содержание, применять
оптимальные методы, средства обучения,
что должно быть в соответствии с
программой и поставленными педагогическими
задачами.
Виды педагогического творчества — КиберПедия
Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обу- чения по изобретению различных способов отбора и структу- рирования учебного материала, методов его передачи и усво- ения учащимися.
Дидактическое творчество — самое распространенное и дос- тупное для педагога иучащегося. Вариаций здесь великое мно- жество: комбинирование действий учащихся, использование вза- имопереходов, дополнений, изобретений новых приемов. Исполь- зование фоновой музыки, оценки знаний родителями, само- оценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.
Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуще- ствляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению резуль- тативности воспитания учащихся.
Это самый сложный вид педагогического творчества. Он ох-
ватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бри- гадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т. д.
Организаторское творчество— это творчество в сфере управ- ления и организаторской деятельности по созданию новых спо- собов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педаго- гов и т. д.
Организаторское творчество обеспечивает научную организа- цию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.
Как видим, педагогу есть где проявить творчество.
Технологии обучения
Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать «техноло- гией учебного процесса».Но в чем тогда разница между ди- дактикой (она занимается содержанием, способами и средства- ми образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педа-
гогическими технологиями? Коротко можно сказать так: ди- дактика — это теория образования в целом, а педагоги- ческая технология — это конкретное, научно обоснован- ное, специальным образом организованное обучение для до- стижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. При разработке техно- логии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятель- ность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматрива- ется как системный метод создания, применения и определе- ния всего процесса преподавания и усвоения знаний с уче- том технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или ин- формационных средств.
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Пос- ледовательность его шагов будет следующей:
— выбор содержания обучения, предусмотренного учебным пла- ном иучебными программами;
— выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориен- тирован преподаватель: какие профессиональные иличност- ные качества будут сформированы уобучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;
— выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
— разработка технологии обучения.
Проектирование технологии обучения предполагает проекти- рование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.
Содержание технологии обучения мыслится как содержание иструктура учебной информации, предъявляемой студентам, икомплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих фор- мирование учебных и профессиональных навыков и умений, на- копление первоначального опыта профессиональной деятельности.
При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и уме- ниями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.
Технология обучения — системная категория, структур- ными составляющими которой являются:
— цели обучения;
— содержание обучения;
— средства педагогического взаимодействия (средства препода- вания и мотивация), организация учебного процесса;
— студент, преподаватель;
— результат деятельности (в том числе иуровень профессио- нальной
Таким образом, технология обучения предполагает организа- цию, управление и контроль процесса обучения. Причем все сто- роны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нуж- на тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.
На сегодняшний день нет четко зафиксированной классифи- кации технологий обучения, однако выделено две градации — традиционные и инновационныетехнологии.
Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюст- ративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых, известных знаний уча- щимся.
Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных на- учными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычисли- тельной техники обусловило развитие программированного обу- чения; результаты исследований закономерностей развития че- ловеческого мышления привели к развитию проблемного обу- чения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Формирование новых технологий должно осуществляться в сле- дующей последовательности:
— определение возможностей с помощью фундаментальных ис- следований;
— определение эффективности с помощью прикладных иссле- дований;
— анализ потребностей и спроса среди преподавателей и сту- дентов;
— разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;
— тиражирование и распространение программных средств.
Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разра- ботки порождает трудности, возникающие при внедрении тех- нологий.
6 1
ГЛАВА 3
Дидактическое,технологическое и организаторское творчество в педагогике
Понятие «творчество» и его значение в педагогическом процессе
Определение 1
Творчество – это деятельность, направленная на создание нового продукта в различных сферах, которого ранее не существовало.
Творчество рассматривается, как философский и, как психологический процесс. С философской точки зрения, понятие творчества рассматривается, как конкретный волевой акт, приводящий к развитию бытия из небытия. Это предполагает постановку акцента на формировании волевых качеств личности при творческом развитии. Человек творит путем создания истории.
Что касается психологического понимания творческого процесса, то творчество выступает механизмом, посредством которого осуществляется реализация субъективного акта индивида.
Замечание 1
Творческие процессы развиваются и реализуются в определенных социально-экономических условиях, которые оказывают значимое воздействие на формирование и развитие творчества.
Педагогический процесс на современном этапе развития образовательной системы рассматривается, как один из составных элементов творческого процесса. Педагог выполняет роль творца, обладающего творческим потенциалом, который складывается на основе приобретенного социального опыта, профессиональных навыков, научных знаний в области педагогики, навыков разработки и применения новых идей, решения нестандартных педагогических задач. Творческое воображение позволяет педагогу отыскать новые подходы в обучении и воспитании, разработать оригинальные методики воспитательного воздействия.
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс педагогического творчества охватывает все элементы и стадии педагогического процесса: это и планирование, и организация и непосредственное проведение учебно-воспитательных мероприятий, проведение анализа и оценке, проведенной воспитательной и образовательной деятельности.
Педагогическое творчество – это процесс решения разнородных педагогических целей и задач в постоянно меняющихся условиях общественного развития. Это творчество проявляется на следующих уровнях:
- Навыки применения методических рекомендаций и теоретических положений к определенным ситуациям и условиям реализации педагогической деятельности;
- Проведение мероприятий по совершенствованию и модернизации существующих педагогических реалий, с целью разрешения новых педагогических задач;
- Создание новых методик и технологий, применение нестандартных приемов разрешения педагогических задач, использование интересных способов учебно-воспитательного воздействия;
- Навыки применения импровизации;
- Способности рассмотрения разных вариантов для решения, поставленной учебно-воспитательной задачи или проблемной ситуации;
- Разработка инновационных систем обучения и воспитания, являющихся более эффективными и целесообразными.
Рисунок 1. Особенности педагогического творчества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 2
Педагогическое творчество начинается с процесса усвоения имеющегося социального, культурного, педагогического опыта. Затем идет его последующее преобразование, совершенствование и развитие.
Дидактическое творчество и его значимость в учебно-воспитательном процессе
Дидактическое творчество – это совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на создание новых приемов и методик работы с программами обучения и воспитания, создания системы взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Дидактическое творчество является ведущим видом творчества, применяемого в педагогике. Его положение определяется тем, что оно составляет фундамент образовательной системы.
Дидактическое творчество ориентировано на создание структуры учебного материала, путем его отбора и систематизации. Дидактическое творчество занимается исследованием приемов передачи и освоения учащимися отобранного познавательного материала. Разновидностями этого творческого направления являются:
- Самооценка учащимися и педагогами своих способностей и эффективности деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- Проведение оценки знаний учащихся родителями;
- Применение игровых форм организации учебно-воспитательной работы;
- Применение справочной литературы, оборудования, устройств;
- Применение в ходе учебно-воспитательного процесса нестандартных методик и средств – цветомузыка, фоновая музыка, презентации, кинофильмы, программные продукты и т.д.
Технологическое творчество и методы его развития
Технологическое творчество – это вид деятельности, итогом которой стало создание разнообразных технических объектов – модели, приборы, устройства, аппаратура. Этот вид творчества является достаточно сложным и трудоемким. Оно затрагивает деятельность и педагогов и учащихся.
Технологическое творчество является профессиональным видом деятельности. Выделяют следующие разновидности творчества научно-технического характера:
- Изобретательная деятельность, ориентированная на поиск путей разрешения проблем;
- Рациональная деятельность, связанная с реорганизацией, существующей деятельности, процессов и явлений, модернизацией, имеющегося рабочего механизма;
- Конструирование объектов по заданному проекту;
- Дизайнерская деятельность, связанная с разработкой объекта, наделенного определенным функционалом и эстетическими качествами.
Процесс технологического творчества благотворно воздействует на развитие ребенка, приобщая его к дальнейшей трудовой деятельности, развивая его самостоятельность, интерес к конструктивной деятельности, способствуя формированию у него качеств трудолюбия, целеустремленности, терпимости и ответственности.
Такое творчество развивается посредством введения уроков технологии в школах, создания внеклассных кружков и клубов по интересам, проведения конкурсов, выставок, олимпиад, а также открытия специальных центров технического творчества и развития, в которых имеется несколько секций разнородных направлений.
Организаторское творчество и его педагогическая роль
Организаторское творчество – эти творческий процесс, ориентированный на разработку новых методов управленческой деятельности, связанных с созданием способов планирования, контроля, мониторинга учебно-воспитательной работы.
В процессе организаторского творчества происходит построение системы взаимодействия педагогов и учащихся, мобилизуются образовательные ресурсы, происходит распределение кадров и управленческих технологий.
Посредством этого вида творчества происходит организация труда научным способом и позволяет использовать все факторы и ресурсы рационально и целесообразно, экономя материальные и финансовые ресурсы.
Организаторское творческое реализуется на практике за счет педагогического проектирования. Оно является одновременно и наукой, и искусством т.е. его можно охарактеризовать, как процесс творческой направленности, имеющий нормативный характер. Данный процесс имеет целенаправленную ориентацию и регламент осуществления. При этом, он имеет художественный характер, поскольку в ходе его применения задействуется чувственная и эмоциональная сфера личности.
46. Виды педагогического творчества
Дидактическое творчество — это
деятельность в сфере обучения по
изобретению различных способов отбора
и структурирования учебного материала,
методов его передачи и усвоения учащимися.
Дидактическое творчество — самое
распространенное и доступное для
педагога и учащегося. Вариаций здесь
великое множество: комбинирование
действий учащихся, использование
взаимопереходов, дополнений, изобретений
новых приемов. Использование фоновой
и цветомузыки, оценки знаний родителями,
самооценки, игровых автоматов, справочных
устройств в учебных целях — это и есть
дидактическое творчество. Опыт показывает,
что оно безгранично.
Технологическое творчество — это
деятельность в области педагогической
технологии и проектирования, когда
осуществляются поиск и создание новых
педсистем, педпроцессов и учебных
педситуаций, способствующих повышению
результативности воспитания учащихся.
Это самый сложный вид педагогического
творчества. Он охватывает деятельность
педагога и учащихся целиком. К такому
виду творчества относится создание
интегративного урока, бригадной формы
производственного обучения учащихся,
лицеев, колледжей, информационных
технологий обучения и т.д.
Организаторское творчество — это
творчество в сфере управления и
организаторской деятельности по созданию
новых способов планирования, контроля,
расстановки сил, мобилизации ресурсов,
связи со средой, взаимодействию учащихся
и педагогов и т.д.
Организаторское творчество обеспечивает
НОТ — научную организацию труда,
рациональное использование всех
факторов, способствующих достижению
цели более экономным путем.
Как видим, педагогу есть где проявить
творчество.
47. Педагогические технологии и технология обучения
Понятие «педагогические технологии»
пробивалось в педагогическую науку
несколько десятилетий. С внедрением
техники в учебный процесс на Западе
заговорили о технологии обучения,
связывая ее поначалу именно с ТСО. В
России расширили понятие «технология
обучения» до термина «педагогические
технологии», понимая под этим содержательную
технику учебно-воспитательного процесса.
Само слово «технология» (от греч. «техне»
— искусство, ремесло, наука, + «логос»
— понятие, учение) означает «совокупность
знаний о способах и средствах проведения
производственных процессов».
Совокупность знаний о способах и
средствах проведения учебно-воспитательного
процесса можно назвать «технологией
учебного процесса». Но в чем тогда
разница между дидактикой (она занимается
содержанием, способами и средствами
образования, деятельностью педагога и
обучаемого) и педагогическими технологиями?
Коротко можно сказать так: дидактика
— это теория образования в целом, а
педагогическая технология — это
конкретное научно обоснованное,
специальным образом организованное
обучение для достижения конкретной,
реально выполнимой цели обучения,
воспитания и развития обучаемого.
При разработке технологии обучения
прогнозируется совершенно конкретная
деятельность преподавателя и обучаемого
с использованием ТСО или без них.
В документах ЮНЕСКО технология обучения
рассматривается как системный метод
создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм
образования.
С одной стороны, технология обучения —
это совокупность методов и средств
обработки, представления, изменения и
предъявления учебной информации, а с
другой, — наука о способах воздействия
преподавателя на учащихся в процессе
обучения с использованием необходимых
технических или информационных средств.
Термин «образовательные технологии»
— более емкий, чем технологии обучения»,
ибо он подразумевает еще и воспитательный
аспект, связанный с формированием и
развитие», личностных качеств обучаемых
Поскольку технология обучения зависит
от определенного набора содержательных
и процессуальных характеристик,
информатизация образования обусловила
расширение и сдвиг понятия в сторону
проектирования и системного анализа
процесса обучения.
Наиболее емко смысл термина «технология
обучения» передает следующее определение:
Технология обучения — это способ
реализации содержания обучения,
предусмотренного учебными программами,
представляющий систему форм, методов
и средств обучения, обеспечивающую
наиболее эффективное достижение
поставленных целей.
Итак, в технологии обучения содержание,
методы и средства обучения находятся
во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Педагогическое мастерство преподавателя
состоит в том, чтобы отобрать нужное
содержание, применить оптимальные
методы и средства обучения в соответствии
с программой и поставленными педагогическими
задачами.
Основные характеристики педагогической деятельности, предметное содержание и структура педагогической деятельности
Основные характеристики педагогической деятельности
Педагогическую деятельность можно определить как взаимодействие учителя и ученика, направленное на его социализацию. Понятие социализации в этом контексте включает в себя личностное, когнитивное и психофизическое развитие ученика, необходимое для его включения в культурный контекст. Как и другие виды социокультурных практик человека, педагогическая деятельность характеризуется мотивацией, целями и способами их достижения.Особо значимыми параметрами педагогической деятельности традиционно являются ее результативность и эффективность.
В современной психологии продуктивность педагогической деятельности обычно рассматривается двояко: с точки зрения уровня и с точки зрения стилевых подходов. Так, например, наиболее типичное решение для уровневого подхода было предложено в работах известного психолога Н.В. Кузьминой. Она предлагает и рассматривает пять теоретически возможных уровней овладения педагогической деятельностью:
1) минимальный — непродуктивный;
2) низкая — непродуктивная;
3) Средне-среднепродуктивный;
4) высокопроизводительный;
5) высший — высокопроизводительный.
В принципе, эта проблема решается в рамках стилевого подхода. В настоящее время он стал серьезной и очень привлекательной альтернативой уровневому подходу, поскольку предложил другие формы анализа умственных и деятельностных возможностей человека. Впервые сформулирован стилевой подход и предложена возможность перехода в оценке индивидуальных психических различий в деятельности от униполярных показателей к биполярным, от критериев уровня (низкий / высокий) — к типологическим критериям.
Стилевой подход предполагает, что в индивидуальных различиях, проявляющихся в той или иной деятельности, главное не фиксация того, кто больше делает, а то, как достигается решение. Кто-то все делает быстро, но можно сделать не очень качественно, кто-то работает медленно, но добивается большей глубины; кто-то импульсивен, а кто-то наоборот рефлексивен и т. д. Поэтому не всегда правильно говорить — «кто лучше, кто хуже», но вполне правомерно говорить, что при определенных условиях один будет более эффективным. , а в других условиях другое.Каждая из этих типологических (стилевых) особенностей в разных жизненных ситуациях будет создавать либо преимущества, либо препятствия.
Как в рамках уровневого, так и в рамках стилевого подхода одним из ключевых вопросов является эффективность или результативность педагогической деятельности. Долгое время эффективность деятельности учителя оценивалась по объему знаний, полученных его учениками, навыкам и привычкам, а также по уровню воспитания учеников. В настоящее время все отчетливее проявляются и другие тенденции: эффективность педагогической деятельности во многом определяется тем, насколько она способна дать импульс самообразованию, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию личности.
Предметное содержание и структура учебной деятельности
Педагогическая деятельность определяется содержанием и структурой предмета, в которую входят: мотивация, цели, предмет, средства, методы, продукт и результат. Мотивация — одна из важнейших характеристик, определяющих направление, характер и степень эффективности педагогической деятельности. Цели и задачи педагогической деятельности определяют ее характер. С одной стороны, они определяются культурой, с другой стороны, они формулируются лично учителями и, как показывает история цивилизации, обычно не всегда четко сформулированы.Предмет педагогической деятельности, как уже отмечалось, шире задач обучения и определяется миссией учителя в культуре — необходимостью социализации подрастающего поколения и поступательного личностного и профессионального развития взрослых.
Особого внимания педагогической психологии заслуживают и средства педагогической деятельности. Они улучшаются относительно медленно, но каждый новый шаг в их развитии приводит к революционным изменениям не только в деятельности образовательных систем, но и в коррекции процессов социализации личности в целом.Таким образом, наличие в арсенале учителей вербальных и невербальных средств индивидуального и группового действия с течением тысячелетий дополнилось письмом, т. Е. Возможность накопления и трансляции опыта, накопленного человеком, не ограничивается « из уст в уста », но косвенно, через рукописные тексты. Далее, казалось бы, исключительно техническое достижение — появление книгопечатания произвело очередную революцию в педагогической деятельности, образовании и обучении.В истории цивилизации много вех. Одним из последних и очень значимых является появление компьютера в арсенале педагогов и их учеников и повсеместное внедрение электронных СМИ и компьютерных сетей в культуру. Средства очень сильно влияют на продукт педагогической деятельности, а также на ее результаты.
Об эффективности деятельности традиционно судят по качеству полученного продукта. Под продуктом и эффективностью педагогической деятельности следует понимать индивидуальный опыт развивающейся личности в самом широком смысле этого слова.Оценить
.
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, Концепция технологии, Методология
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В результате изучения данной главы студент должен:
знаю
• концепции технологии и методологии;
• Формы организации обучения;
может
• Анализировать постмодернистские технологии;
собственный
• Навыки анализа типологий современных педагогических технологий.
Понятие техники
Технология — это специально подобранные и обусловленные состоянием познания (науки) способы деятельности человека. Он содержит набор знаний о способах и средствах реализации определенных процессов. Педагогическая технология имеет свои особенности. Специалисты выделяют следующие особенности технологии обучения:
— неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100% результат;
— периодический мониторинг улучшенного параметра;
— выявление и отбор неудачных;
— дополнительная работа с избранным, т.е. повторное взаимодействие;
— вторичный контроль после дополнительных работ;
— проведение в случае нестабильного непонимания учениками нового материала, а также диагностика причин непонимания или отставания.
Процедура
Проблема техники на простом, повседневном языке может звучать как вопрос: «Как обучать, чтобы получить наиболее продуктивные результаты?» Метод — — это способ достижения цели, определенная упорядоченная деятельность, которая помогает учителю добиться эффективного обучения.Под методом понимается совокупность техник, методов или операций практического или теоретического усвоения реальности.
При использовании тех или иных методов важно проводить определенную границу между предметом обучения и объектом обучения. Методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности студента с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебной деятельности и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Проблемы методологии во многом зависят от специфики культуры, от научной системы взглядов. На протяжении всей истории цивилизации методологические идеи находили отражение в альтернативных подходах к обучению. С этой точки зрения можно проследить эволюцию педагогических взглядов, а также сопутствующих технологий обучения. Современные ученые различают классическое (восходящее к античности, окончательно сформировавшееся в европейской цивилизации рубежа XVI-XVII вв.), Неклассическое (начавшее свое формирование в эпоху Нового времени и окончательно сформировавшееся на рубеже XVII в. XIX и XX века).
Классический тип научной рациональности сформировался параллельно с формированием первых педагогических систем и их технологий. К ним относятся школы Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Зенона, Эпикура, составившие классиков педагогической мысли. «Главной особенностью преподавания в древнем мире была его личность. Коэффициент передачи знаний (отношение количества учеников к количеству учителей) при индивидуально-контактной системе составлял от одного до пяти.Самый популярный педагогический метод Сократа в этот период (mayevtic — приведение собеседника в конфликт с самим собой), который можно назвать одной из первых педагогических технологий, требовал личного контакта и не позволял учителю общаться с большим количеством учеников. , Преемник Сократа — Платон — основал Академию, просуществовавшую более тысячи лет и продолжившую педагогические традиции учителя. По такому же технологическому пути пошел и Аристотель…и целая плеяда великих мыслителей древнего мира. «
Примеры технологических форм индивидуального обучения позднего средневековья включают творческие лаборатории итальянского Возрождения, которые подарили миру Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Французский философ Декарт получил образование в образцовой для того времени школе иезуитов с разделением детей по полу. В этих школах была применена новая технология — метод «книжной витрины», при котором занятия в классах проводились по учебникам, а учитель одновременно обучал группу учеников.Педагогическая модель массового образования привела к перестройке образовательной технологии. Система класс-урок строилась на строгой регламентации (график тренировок, распорядок дня, обязательный контроль). Это имело и негативные последствия — потеря индивидуального подхода к обучению и его вариативности, отвлечение от индивидуальных способностей, творчества и личных интересов студентов.
Педагогическая технология массового образования на протяжении многих веков (до наших дней) привела к забвению индивидуального подхода.Μ. П. Карпенко и В. Н. Помогайкин критикуют книжное обучение. Предлагается вернуться к системе индивидуально-контактного обучения, но на новой основе. Для этого, по их мнению, существует ряд обстоятельств.
Во-первых, постиндустриальное общество требует резкого увеличения массовости образования и повышения его уровня за счет значительного увеличения доли интеллектуального труда и повышения требований к массовому потребителю (состав и характеристики многих жизненно важных товаров и продуктов). таковы, что современный потребитель должен быть действительно образованным человеком, по крайней мере, для понимания инструкций по их применению).
Во-вторых, это утверждение нового типа научной рациональности, которая объективно проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в гуманистически ориентированных подходах и средствах обучения. Иными словами, новая педагогическая система взглядов имеет мощную научную основу в виде гуманистически-рефлексивных методов познания, которые оказываются преобладающими в начале третьего тысячелетия.
Современные методы обучения учитывают сочетание методических процедур (объяснение, понимание, дизайн, размышление).Очень востребованы интеллектуальные методы и методы обучения. В современном арсенале преподавания гуманитарные знания играют значительную роль. Речь идет о человеке, ценностях, его смыслах, которым люди придают особое значение. Здесь велика роль не только сознания, но и интуиции. Огромную ценность в этом комплексе знаний представляют «приключение мысли», «творческое воображение». Иначе невозможно проникнуть во внутренний мир человека. Поэтому важной методологической задачей является необходимость соотнесения знаний с интересами и идеями
.
Педагогические технологии: классификации и виды
Понятие «технология» было заимствовано из области производственных процессов, но в педагогике приобрело особое значение. Педагогические технологии:
— Процесс достижения профессионального мастерства учителя с указанием методов, приемов и последовательности их использования для получения оптимального результата в своей деятельности. Профессионально-педагогическая технология может использоваться начинающими преподавателями при строгом соблюдении инструкций разработчика, но часто претерпевает модификации, обусловленные личностными особенностями исполнителя.
— Совокупность способов и средств организации педагогического процесса, построенных по определенному алгоритму с целью получения ожидаемого результата. Алгоритм — главная особенность технологии, а способы и средства могут претерпевать изменения в практике учителя. Ожидаемый результат может быть достигнут или даже превзойти запланированный, что зависит от личности педагога и от категорий детей, с которыми реализуется педагогическая технология.
Классификация педагогических технологий по видам деятельности преподавателя и студентов:
- Технологии организации общения.Включите приемы по организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.
- Педагогические технологии организации познавательной деятельности, содержащие эффективные методы мотивации учебной деятельности, использование механизмов развития и стимуляции познавательных способностей.
- Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей учителей, умения использовать методы диагностики для планирования и формирования прогноза педагогической работы.
- Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в обучении, создание условий для педагогического творчества.
- Технологии организации образования, помогающие каждому ребенку максимально раскрыть личностный потенциал в процессе развития.
Виды педагогических технологий по структуре:
- Технологический процесс, в котором последовательно отражается педагогический план реализации цели.Весь процесс разбит на этапы, которые последовательно реализуются в деятельности учителя. У каждого этапа есть временные рамки, которые позволяют запланировать время для достижения ожидаемого результата.
- Формирующая технология, в которой все этапы, условия или техники используются вне строгой временной последовательности.
- Разработка педагогических технологий, которые являются частью большого процесса и не имеют конечного результата. Например, в дошкольном учреждении обучение грамоте осуществляется в рамках обучения детей звукам, а обучение правильному письму осуществляется только в начальной школе.
Педагогические технологии с точки зрения совокупности структур педагогической системы можно разделить на мета-технологии, макротехнологии, мезотехнологии и микроструктуры. Мета-технологии могут охватывать трансформацию всей системы образования, тогда как технология организации урока или работы мастерской в отдельной школе связана с микротехнологическими разработками. Технологии отдельной отрасли образования относятся к макротехнологиям, а те, которые направлены на преобразование школы или отдельного образовательного уровня (начального, среднего) школы, в мезотехнологии.
Педагогические технологии позволяют деятельности учителя быть более организованной и предсказуемой, получать высокие результаты в процессе обучения детей разного уровня развития.
p >>
,
Педагогический менеджмент
Педагогический менеджмент
Термин «менеджмент» имеет широкое толкование, поэтому любое его определение будет неполным. В целом это совокупность общих подходов, форм, методов, обеспечивающих грамотно-профессиональное управление определенной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.
В учебном процессе педагогический менеджмент в обучении — это целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов.Учебный процесс следует рассматривать как единый педагогический инженерный процесс — педагогическую технологию. (Н.А. Давыдов, Н.А. Бойченко, 1992)
Внедрение педагогического менеджмента в образовательный процесс внесло изменение в ортодоксальные взгляды учителей на педагогическую деятельность, наконец, на получение нового качества и удовлетворения в педагогическом процессе.
До сих пор этого качества не хватало как в процессе передачи знаний, так и в процессе их усвоения обучающимися.Это объясняется остаточным принципом, который продолжает доминировать при обучении специалистов, особенно будущих специалистов, наносит непоправимый вред, проявляется в «провале» в разработке и проведении различных реформ.
Произошло разительное несоответствие потребностей развивающегося общества в высококвалифицированных специалистах возможностям нашего сегодняшнего образования. И эта дисгармония приближается к критической ситуации. Это крайне необходимо для обширной и радикальной перестройки всей традиционной системы обучения, и это невозможно осуществить без педагогического менеджмента.
В свою очередь управление невозможно без регулярного мониторинга всего управленческого процесса. В любом административном процессе мониторинг следует рассматривать как одну из важнейших и крайне необходимых технологических частей.
[Содержание]
,