Виды и свойства речи: Язык и речь: понятия, функции и виды

Характеристика основных видов речи — Студопедия

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).



Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.


Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

44. Речь. Свойства речи. Виды речи.

Передача любой информации возможна
лишь посредством знаков, точнее, знаковых
систем. Обычно различают вербальную и
невербальную коммуникацию. Каждая из
них образует свою знаковую систему.
Вербальная коммуникация осуществляется
посредством слов, речи.

Речь– исторически сложившаяся
форма общения людей посредством языковых
конструкций, создаваемых на основе
определенных правил. Правила языкового
конструирования имеют этноспецифические
особенности, которые выражаются в
системе фонетических, лексических,
грамматических и стилистических средств
и правил общения на данном языке.

Проблему речи в психологии обычно ставят
в контексте – мышление и речь.
Действительно, с мышлением речь связана
особенно тесно. Генетически речь возникла
вместе с мышлением в общественно-исторической
практике и развивалась в единстве с ним
в процессе общественно-исторического
развития человека.

Важно отличать язык от речи. Язык
– строго нормализованная система
средств общения, система условных
символов, с помощью которых передаются
сочетания звуков, имеющие для людей
определенное значение и смысл. В языке
зафиксирована основная логика человеческой
деятельности. В индивидуальном развитии
язык служит средством общения, мышления
и самоанализа.

В речевом общении участвуют две стороны
говорящий и слушающий. Говорящий
отбирает слова, необходимые для выражения
мысли, связывает их по правилам грамматики
и произносит их благодаря артикуляции
органов речи. Слушающий воспринимает
речь, так или иначе понимает высказанную
в ней мысль. Ясно, что у обоих должно
быть что-то общее, должны быть одинаковые
средства и правила передачи мысли. Таким
общим средством и системой правил
является тот или иной национальный
язык, вырабатываемый в процессе речевого
общения на протяжении многих поколений.

По своему жизненному значению речь
имеет полифункциональный характер
.
Она является не только средством общения,
но и средством мышления, носителем
сознания, памяти, информации, средством
управления поведением других людей и
регуляции собственного поведения
человека. Однако принято выделять две
основные функций речи: семантическую
и коммуникативную.

Семантическая функция речи (от греч.
semanticos – «обозначающий» и лат. functio –
«исполнение») – обозначающая функция.
Каждое слово человеческого языка
обозначает какой-либо предмет, указывает
на него, вызывает у человека образ того
или иного предмета. Она позволяет
человеку произвольно вызывать образы
соответствующих предметов, иметь дело
с предметами даже в их отсутствие. Слово
дает возможность анализировать предметы,
выделять их существенные свойства,
относить предметы к определенной
категории. Слово является средством
абстракции и обобщения, отражает глубокие
связи и отношения, которые стоят за
предметами внешнего мира.

Коммуникативная функция включает в
себя средства общения и средства
выражения. Речь имеет социальное
предназначение, она – средство общения,
и эту функцию выполняет в первую очередь,
поскольку служит средством общения.

Речь тесно интегрирована со всеми
психическими процессами человека. Речь
– это применение языка в процессе
общения для передачи мыслей и чувств.
Речь – это язык в действии.

В психологии принято разделять речь на
внутреннюю и внешнюю. Последняя,
в свою очередь, подразделяется наустную
и письменную
. Устную речь можно
разделить намонологическую и
диалогическую
.

В контексте исследования развития
мышления выделяют такие формы речи,
как: 1) автономная; 2) эгоцентрическая;
3) внутренняя речь (Л. С. Выготский, А. Р.
Лурия, Ж. Пиаже).

Автономная речь(от греч.
autonomos – «самоуправляющийся»),
проанализированная в исследованиях Л.
С. Выготского и А. Р. Лурия, представляет
собой один из ранних этапов развития
речи ребенка. Характеризуется тем, что
слова или слоги, воспроизводимые детьми
по образцу речи взрослых, существенно
искажаются, например, за счет повторения.
Автономная речь ситуативна, неопределенна
и многозначна, так как ребенок еще не
владеет содержанием понятия. Обобщения
в ней основаны на объединении в одном
слове признаков неродственных предметов.
По формальным основаниям она не имеет
признаков синтаксических отношений. В
зависимости от разнообразия и качества
языковой среды ребенка может сохраняться
достаточно долго и служить тормозом
для умственного развития.

Эгоцентрическая речь(от лат.
ego – «я» и centrum – «центр») – форма
детской речи, которая представляет
собой говорение без попыток встать на
точку зрения собеседника, что характерно
для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка
изначально отсутствуют такие
интеллектуальные операции, которые
позволяют осознать различия собственной
и чужой точек зрения. Если ребенок
развивается в обыденной в плане общения
среде, то доля его эгоцентрической речи
достаточно велика, а в ситуации совместно
организованной работы детей – резко
падает и практически исчезает после 7
лет.

Внутренняя речь– скрытая
вербализация, сопровождающая процесс
мышления. Ее проявления наиболее явны
при мысленном решении различных задач
и планировании, внимательном слушании
речи других людей, чтении текстов про
себя, при заучивании и припоминании. В
плане внутренней речи осуществляются
логическое упорядочение воспринимаемых
данных, включение их в определенную
систему понятий, проводится
самоинструктирование, осуществляется
анализ своих действий и переживаний.
По своей логико-грамматической структуре,
существенно определяющейся содержанием
мысли, внутренняя речь представляет
собой обобщенные семантические комплексы,
состоящие из фрагментов слов и фраз, с
которыми группируются различные
наглядные образы и условные знаки. При
столкновении с затруднениями или
противоречиями внутренняя речь
приобретает более развернутый характер
и может переходить во внутренний монолог,
в шепотную или громкую речь, в отношении
которых проще осуществлять логический
и социальный контроль.

Виды речи, их характеристика.

Существуют различные виды речи: речь внешняя и речь внутренняя, устная речь и письменная речь, речь диалогическая и речь монологическая, эгоцентрическая речь. Каждый вид речи характеризуется своими структурными особенностями, спецификой построения и функциями.

Рассмотрим первую оппозицию: речь внешняя и речь внутренняя. Внешняя речь представляет собой процесс, при котором используются языковые значения для реального общения. Она включает речь письменную и речь устную, которая, в свою очередь, делится на речь диалогическую и речь монологическую.

Речь устная — это внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь, служащая для общения в условиях непосредственного контакта. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь — речь ситуативная (собеседники объединены общностью ситуации), поэтому эта речь обычно бывает не полностью развернутой, многое в ней не высказывается, а подразумевается. Большое значение в диалогической речи приобретают выразительные средства, сопровождающие ее, такие, как интонация, модуляции голоса, голосовые подчеркивания, ритм, паузы, мимика, пантомимика. Монологическая речь — речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей (лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т.д.). Эта речь более развернута и грамматически лучше оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи — логическая связность высказываемых мыслей и системность изложения, подчиненные определенному плану. По этой своей характеристике монологическая речь приближается к речи письменной. В то же время монологическая речь располагает выразительными средствами диалогической речи, перечисленными выше. Имеются специальные конструкции, характерные только для монологической речи — повторы или перефразировки отдельных высказываний, вопросы, обращенные к аудитории, и др.

Письменная речь — речь, закрепленная в виде письменного текста. По мнению С.Л.Рубинштейна, «письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли». Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графический код (письменность), но и тем, что имеет специфическую организацию: ей свойственно развернутое построение — типичные синтаксические конструкции, строгая системность и логическая связность изложения, продуманность, плановость. Для выражения эмоциональности в письменной речи используются особые сочетания слов, их расстановка, знаки препинания, стилистические приемы.

Обратимся      к      внутренней      речи.      Внутренняя      речь непосредственно   не   служит   средством   общения.   Выделяют   три основных типа внутренней речи.

1) Внутреннее проговаривание — «речь минус звук», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков). Например, решать мыслительные задачи в затрудненных условиях легче, если проговаривать «про себя» ход решения.

2) Собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления.

Наиболее полно структурные и семантические особенности этого типа внутренней речи были изучены Л.С.Выготским. Приведем основные характеристики внутренней речи, выделенные Л.С.Выготским.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Отрывочность, фрагментарность, сокращенность внутренней речи за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов. Предикативность — оперирование предикатами (психологическими сказуемыми). Иллюстрируя эту характеристику, Л.С.Выготский приводит такой пример: «Представим, что несколько человек ожидает на трамвайной остановке трамвая. Никогда кто-либо из этих людей, заметив приближающийся трамвай, не скажет в развернутом виде: «Трамвай «Б», которого мы ожидаем, чтобы поехать туда-то, идет», но всегда высказывание будет сокращено до одного сказуемого: «Идет» или «Б»». Примерно так же сворачивается информация во внутренней речи.

Редуцирование физической стороны речи (речь без слов). Преобладание    смысла    слова    над    его    значением    (фраза превалирует над словом, весь контекст — над фразой).

Агглютинация семантических единиц (слияние смыслов, когда слово вбирает в себя смысл как предыдущих, так и последующих слов, превращаясь в «концентрированный сгусток смысла»). Идиоматичность   (возможность   выразить   все   мысли,   чувства одним лишь названием).

По мнению Л.С.Выготского, «…переход от внутренней речи к внешней представляет собой… не простую вокализацию внутренней речи, а сложную динамическую трансформацию — превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь».

3) Внутреннее программирование замысла речевого высказывания, целого текста и его частей. Это создание внутренней программы, которая соответствует «содержательному ядру» будущего высказывания (определение того, что уже известно, а что — нет, что выступит субъектом, что — объектом, а что — предикатом). В основе программирования лежат не собственно языковые единицы, а категории, не имеющие привязки к конкретному языку. Этот особый несловесный код, которым пользуется внутренняя речь, отечественный психолингвист Н.И.Жинкин назвал универсальным предметным кодом (УПК — это образы, обобщенные схемы).

Что касается эгоцентрической речи, то по своей структуре, форме она представляет собой речь внешнюю, а по психологической функции может быть отнесена к внутренней речи (первому и второму типам).

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

21. Виды и функции речи.

Важнейшим
достижением человека, позволившим ему
использовать общечеловеческий опыт,
как прошлый, так и настоящий, явилось
речевое общение, которое развивалось
на основе трудовой деятельности. Речь
– это язык в действии. Язык
система
знаков, включающая слова с их значениями
и синтаксис – набор правил, по которым
строятся предложения. Слово является
разновидностью знака, поскольку последние
присутствуют в различного рода
формализованных языках.

Объективным
свойством словесного знака, обуславливающим
нашу теоретическую деятельность,
является значение
слова,
которое
представляет собой отношение знака
(слова в данном случае) к обозначаемому
в реальной действительности объекту
независимо от того, как он представлен
в индивидуальном сознании.

В отличие
от значения слова, личностный
смысл –
это
отражение в индивидуальном сознании
того места, которое занимает данный
предмет (явление) в системе деятельности
человека. Если значение объединяет
социально значимые признаки слова, то
личностный смысл – это субъективное
переживание его содержания.

Выготский
выделил следующие виды речи:

внешняя;

внутренняя;

диалогическая;

монологическая;

устная;

письменная.

Условно
можно все виды речи разделить на два
больших класса: внешнюю
и внутреннюю.

Внешняя включает в себя устную
(диалогическую и монологическую) и
письменную.

Диалогическая
речь –
речь,
поддерживаемая; собеседник ставит в
ходе ее уточняющие вопросы, подавая
реплики, может помочь закончить мысль
(или переориентировать) ее. Разновидностью
диалогического общения является БЕСЕДА,
при которой диалог имеет тематическую
направленность.

Монологическая
речь

длительное, последовательное, связное
изложение системы мыслей, знаний одним
лицом. Она также развивается в процессе
общения, но характер общения здесь иной:
монолог непрерываем, поэтому активное,
экспрессивно-мимическое и жестовое
воздействие оказывает выступающий. В
монологической речи, по сравнению с
диалогической, наиболее существенно
изменяется смысловая сторона.
Монологическая речь – связная,
контекстная. Ее содержание должно прежде
всего удовлетворять требованиям
последовательности и доказательности
в изложении. Другое условие, неразрывно
связанное с первым, — грамматически
правильное построение предложений.

Монолог
не терпит неправильного построения
фраз. Он предъявляет ряд требований к
темпу и звучанию речи.

Содержательная
сторона монолога должна сочетаться с
выразительной. Выразительность же
создается как языковым средствами
(умение употребить то слово, словосочетание,
синтаксическую конструкцию, которые
наиболее точно передают замысел
говорящего), так и неязыковыми
коммуникативными средствами (интонацией,
системой пауз, расчленением произношения
какого-то слова или нескольких слов,
выполняющим в устной речи функцию
своеобразного подчеркивания, мимикой,
жестикуляцией).

Письменная
речь
представляет
собой разновидность монологической
речи. Она более развернута, чем устная
монологическая речь. Это обусловлено
тем, что письменная речь предполагает
отсутствие обратной связи с собеседником.
Кроме того, письменная речь не имеет
никаких дополнительных средств
воздействия на воспринимающего, кроме
самих слов, их порядка и организующих
предложение знаков препинания.

Внутренняя
речь

– особый вид речевой деятельности. Она
выступает как фаза планирования в
практической и теоретической деятельности.
Поэтому для внутренней речи, с одной
стороны, характерна фрагментарность,
отрывочность. С другой стороны, здесь
исключаются недоразумения при восприятии
ситуации. Поэтому внутренняя речь
чрезвычайно ситуативна, в этом она
близка к диалогической. Внутренняя речь
формируется на основе внешней. Перевод
внешней речи во внутреннюю (интериоризация)
сопровождается редуцированием
(сокращением) структуры внешней речи,
а переход от внутренней речи к внешней
(экстериоризация) требует, наоборот,
развертывания структуры внутренней
речи, построения ее в соответствии не
только с логическими, но и грамматическими
правилами.

Функции
речи:

сигнификативная
– усваивается ребенком в раннем
дошкольном возрасте, беспредельное
обобщение, появление первого слова.
Отличает речь человека от коммуникации
животных. У человека со словом связано
представление о предмете или явлении.
Взаимопонимание в процессе общения
основано, таким образом, на единстве
обозначения предметов и явлений
воспринимающим и говорящим.

обобщающая

связана с тем, что слово обозначает не
только отдельный, данный предмет, но
целую группу сходных предметов и всегда
является носителем их существенных
признаков.

аналитическая

слово содержит информацию о предмете.

коммуникативная

передача этой информации. Если предыдущие
функции речи могут быть рассмотрены
как внутренняя психическая деятельность,
то эта функции выступает как внешнее
речевое поведение, направленное на
контакты с другими людьми. В коммуникативной
функции речи выделяют три стороны:
информационную, выразительную и
волеизлиятельную. Информационная
сторона проявляется в передаче знаний
и тесно связана функциями обозначения
и обобщения. Выразительная сторона речи
помогает передать чувства и отношения
говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена
на то, чтобы подчинить слушателя замыслу
говорящего.

эмотивная

проявление эмоциональных состояний –
стилевые и динамические характеристики.

экспрессивная

речь – средство самовыражения.

логическая

слово может как «возродить», так и
«убить» человека.

Речь
выполняет две основные функции –
коммуникативную и сигнификативную,
благодаря которым речь является средством
общения и формой существования мысли,
сознания. Сигнификативная функция
позволяет человеку произвольно вызывать
образы соответствующих предметов даже
в их отсутствие. Коммуникативная функция
включает в себя средства выражения и
средства воздействия. Речь как средство
выражения включается в совокупность
выразительных движений.

Виды и формы речи.

Речь человека
многообразна и имеет разнообразные
формы.

В психологии
различают два вида речи:

— внешняя;

— внутренняя.

1.
Внешняя
речь

включает устную и письменную речь.

Одной из первых у
человека появилась восклицательная
речь
. Её
основная задача сообщить всем ос воём
состоянии или об отношении к окружающим.
Восклицание будет принято только в том
случае, если окружающие находятся рядом
и наблюдают происходящее.

Основным исходным
видом устной
речи
является
речь, протекающая в форме разговора.
Такую речь называют разговорной,
или диалогической
– это речь поддерживаемая собеседником,
в ходе которой собеседник может помочь
закончить мысль (беседа), в процессе
разговора участвуют двое. Эта речь в
психологическом плане является наиболее
простой формой речи. Она не требует
развёрнутого выражения речи, поскольку
собеседник в процессе разговора хорошо
понимает то, о чём идёт речь, и может
мысленно достроить фразу, произнесённую
другим собеседником. Выделяют три
основных типа взаимодействия участников
диалога: зависимость, сотрудничество
и равенство.

Любой диалог имеет
свою структуру: зачин
— основная часть — концовка.

Размеры диалога теоретически безграничны,
поскольку его нижняя граница может быть
открытой. На практике же любой диалог
имеет свою концовку.

В соответствии с
целями и задачами диалога, ситуацией
общения, ролью собеседников можно
выделить следующие основные типы
диалогов: бытовой,
деловая беседа, интервью.

Для диалога
характерны:

персональность
адресации
,
т. е. индивидуальное обращение друг к
другу;

спонтанность
и непринуждённость

– собеседники вмешиваются в речь друг
друга, уточняя или меняя тему разговора;
говорящий может перебивать сам себя,
возвращаясь к уже сказанному;

ситуативность
речевого поведения

— непосредственный контакт говорящих;

эмоциональность
— ситуативность, спонтанность и
непринуждённость речи в непосредственном
общении усиливают её эмоциональную
окраску.

Другая форма устной
речи называется монологической,
или монологом

– длительное, последовательное, связное
изложение системы мыслей, знаний одним
лицом. Например, речь оратора, лектора,
докладчика и др. Монологическая речь
психологически более сложна, чем
диалогическая. Она требует от говорящего
умения связно, строго последовательно
излагать свои мысли и он должен следить
не только за своей речью, но и за
аудиторией. Монолог может быть как
неподготовленным, так и заранее
продуманным.

По цели высказывания
монологическую речь делят на три типа:

информационная
речь
служит
для передачи знаний. В этом случае
говорящий должен учитывать интеллектуальные
способности восприятия информации и
познавательные возможности слушателей.
Разновидности информационной речи —
лекции, отчёты, сообщения, доклады.

убеждающая
речь
обращена
к эмоциям слушателей, в этом случае
говорящий должен учитывать его
восприимчивость. Разновидности убеждающей
речи: поздравительная, торжественная,
напутственная.

побуждающая
речь
направлена
на то, чтобы побудить слушателей к
различного рода действиям. Здесь выделяют
политическую речь, речь-призыв к
действиям, речь-протест.

Монолог можно
определить как развёрнутое высказывание
одного лица. Различают два основных
типа монолога:

  1. монологическая
    речь представляет собой процесс
    целенаправленного сообщения, сознательного
    обращения к слушателю и характерна для
    устной формы книжной речи: устная
    научная речь, судебная речь, устная
    публичная речь. Наиболее полное развитие
    монолог получил в художественной речи.

  2. монолог — это речь
    наедине с самим собой. Монолог не
    направлен непосредственному слушателю
    и соответственно не разщитан на ответную
    реакцию собеседника.

Монологическую
речь различают по степени подготовленности
и официальности. Ораторская речь всегда
представляет собой заранее подготовленный
монолог, произносимый в официальной
обстановке. Однако в определённой
степени монолог — это искусственная
форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

Характеризуя эти
два вида устной речи надо иметь в виду
не их внешнее, а психологическое различие.
Они могут быть похожи друг на друга,
например, монолог может быть построен
по своей внешней форме как диалог, т.е.
говорящий может обращаться или ко всем
слушателям, или к воображаемому аппоненту.

Диалогическая и
монологическая речь могут быть активной
или пассивной.
Активная форма речи – это речь говорящего
человека, а пассивная – это речь
слушающего человека. Следует отметить,
что у детей развитие активной и пассивной
формы речи происходит не одновременно.
Ребёнок, прежде всего, учится понимать
чужую речь, а потом начинает говорить
сам. Однако и в более зрелом возрасте
люди различаются по степени развития
активной или пассивной форм речи. Очень
часто бывает, что человек хорошо понимает
речь другого человека, но плохо передаёт
свои собственные мысли. И, наоборот,
хорошо говорит, но не умеет слушать
другого.

Другим видом речи
является письменная
речь
. Она
появилась намного позднее устной.
Благодаря письменной речи, люди получили
возможность хранить накопленные
человечеством знания и передавать их
новым поколениям.

Письменная речь
отличается от устной речи тем, что она
изображается графически, с помощью
письменных знаков. Она представляет
собой разновидность монологической
речи, более развёрнута, чем устная
монологическая речь. Это обусловлено
тем, что письменная речь предполагает
отсутствие обратной связи с собеседником.
Она не имеет никаких дополнительных
средств воздействия на воспринимающего,
кроме самих слов, их порядка и организующих
предложение знаков препинания.

Письменную речь
можно строить произвольно, так как
написанное всегда перед нашими глазами.
По той же причине её легче понимать. С
другой стороны, письменная речь является
более сложной формой речи. Она требует
более продуманного построения фраз,
более точного изложения мыслей. Кроме
того, процесс формирования и выражения
мысли протекает в устной и письменной
речи неодинаково (не редко одним людям
легче выразить свою мысль письменно, а
другим – устно).

2. Внутренняя
речь

это особый
вид речевой деятельности. Она выступает
как фаза планирования в практической
и теоретической деятельности. Поэтому,
для внутренней речи, с одной стороны,
характерна фрагментарность, отрывочность.
С другой стороны, здесь исключаются
недоразумения при восприятии ситуации.
Поэтому внутренняя речь чрезвычайно
ситуативна, в этом она близка к
диалогической. Она формируется на основе
внешней.

Перевод внешней
речи во внутреннюю (интериоризация)
сопровождается редуцированием
(сокращением) структуры внешней речи,
а переход от внутренней речи к внешней
(экстериоризация) требует, наоборот,
развёртывания структуры внутренней
речи, построения её в соответствии не
только с логическими правилами, но и
грамматическими.

Внутренняя речь,
прежде всего, связана с обеспечением
процесса мышления.

Информативность
речи
зависит,
прежде всего, от ценности сообщаемых в
ней фактов и от способности её автора
к сообщению.

Понятность речи
зависит:

— от её смыслового
содержания;

— от её языковых
особенностей;

— от соотношения
между её сложностью, с одной стороны, и
уровнем развития, кругом знаний и
интересов слушателей – с другой стороны.

Выразительность
речи
предполагает
учёт обстановки выступления, ясность
и отчётливость произношения, правильную
интонацию, умение пользоваться словами
и выражениями переносного и образного
значения.

внешнюю и внутреннюю — Студопедия

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).



Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.


Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения

PPT — ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ • Мы сконцентрировались по большей части на артикуляционном описании звуков речи • Мы описываем согласные и гласные, основные единицы речи звуки по нескольким параметрам: • Артикуляторно согласные описываются с помощью трех основных параметров: • Состояние голосовой щели (звонкие / глухие согласные) • Место или точка артикуляции (двугубная, велярная и т. д.)) • Манера артикуляции (стоп / взрывная, фрикативная и т. Д.)

  • Гласные определяются с помощью различных критериев • Параметры классификации гласных: • Высота языка (высокий, средний, нижние гласные) • Положение языка (передние, центральные, задние гласные) • Округление губ (округленные / неокругленные гласные) • Положение корня языка (напряженные / слабые или ± ATR гласные) • Используя IPA, мы можем представить гласные в таблице, подобной приведенной ниже • [i] неограненный гласный высокого переднего времени • [u] закругленный гласный высокого времени спины

  • АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ Помимо этих артикуляционных параметров, мы можем слышать и изучать звуки, основанные на их физически измеримые характеристики Речь, как мы обнаружили, представляет собой непрерывный поток переменного давления воздуха. Колебания давления воздуха в форме звуковых волн движутся по воздуху наподобие ряби и при достижении уха вызывает вибрацию барабанной перепонки

  • ДИСПЛЕЙ ВОЛНОВОЙ ФОРМЫ • Диаграмма формы волны для [a], как в «пойманном» • Ladefoged (2001: 162)

  • ЧТЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ДИСПЛЕЯ Отображение wave может не дать понять точную природу звука.Тем не менее, • манера артикуляции часто ясна • Если то, что сказано, известно, можно сделать некоторые ясные суждения о способах перехода от одной точки к другой на волновом дисплее

  • ЧТЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ДИСПЛЕЯ

  • ПРОЧИТАЙТЕ АКУСТИЧЕСКИЙ ДИСПЛЕЙ

  • СВОЙСТВА ЗВУКОВЫХ ВОЛН • Звуковые волны возникают из-за движения источника звука или «поршня», например: • Камертон (Дженсен — стр.18) • Вибрация камертона будет производить синусоидальную волну — регулярную или периодическую волну • Другие вибрирующие тела, такие как голосовые связки: • Голосовые связки производят как периодические, так и нерегулярные формы волн — апериодическую волну

  • ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТОЙ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ • ЕСТЬ ДВА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОЙ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ • ЧАСТОТА (ИЗМЕРЕННАЯ В ГЕРЦАХ (Гц)) • Обозначает количество циклов звуковой волны в секунду (2 Гц = 2 цикла в секунду и т. Д.)). • АМПЛИТУДА (ИЗМЕРЕНА В ДЕЦИБЕЛЯХ (дБ)) • Максимальное смещение звуковой волны. Амплитуда в слуховых терминах называется ГРОМКОСТЬ

  • ЭЛЕМЕНТЫ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВЫХ ВОЛН • НЕКОТОРЫЕ ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ СЛОЖНЫ • Сложная звуковая волна состоит из нескольких простых звуковых волн, например звуков речи. • ЕСТЬ ДВА ВИДА СЛОЖНЫХ ВОЛН • Периодические сложные звуковые волны (гласные) • Апериодические сложные звуковые волны (большинство согласных).

  • Дополнительная функция акустики речи При воспроизведении речи вибрирующие голосовые связки действуют как источник звука. Частота, связанная с вибрирующими голосовыми связками, называется ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТОТОЙ (F0) = ШАГ (АУДИТОРИАЛЬНО) ДИАПАЗОН ВИБРАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСОВОГО ШНУРА ЕСТЬ МЕЖДУ 50 Гц — 500 Гц

  • РЕЗОНАНС • КАЧЕСТВО ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА РЕЧИ ЗАВИСИТ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК: • Существует резонанс от трех основных камер: • Глоточная полость • Полость рта • Полость носа • Полость носа называются: • а.глоточный резонанс = F1 • b. оральный резонанс = F2 • c. nasal = F3 • Наиболее полезны для различения типов гласных в языках (Ladefoged 2001: 172 для AmE)

  • Фонологическое поведение [+ grave] звуков: PIE * gwows «cow»> англосаксонский cu; Gk bous * gwiwos «живой»> AS cwic; Gk. bios Современный английский: пост-вокальный / l / ([+ плоский] аллофон / l /) исчез или исчезает в [+ grave] средах: прогулка, желток, ладонь, пленка, помощь с молоком [hEp] не в [ — могила] окружающая среда: войлок, ил. См. также: Охала и Лоренц 1977 «История [w]» BLS 3.

  • [+ плоские] звуки лабиализированы, ретрофлексированы, увуляризованы, фарингализованы (по сравнению с другими звуками с идентичным в остальном составом признаков, например, / i / = [-flat]; [y] = [+] flat]). Предсказание: ни один язык не сделает нас из [+ flat] более чем одним из вышеуказанных артикуляционных способов, например, без увуальсов плюс ретрофлексы; если ретрофлексы, то увуляров нет; если характерное округление, то нет ретрофлексов и т.д. Это утверждение не совсем верно, но достоверно статистически.Нет никаких оснований для этого утверждения с чисто артикуляционной описательной системой.

  • .

    ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ

    Презентация на тему: «ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ» — стенограмма презентации:

    1

    ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ
    По большей части мы сконцентрировались на артикуляционном описании звуков речи. Мы описываем согласные и гласные, основные единицы звуков речи, по нескольким параметрам: Артикуляторно согласные описываются с помощью трех основных параметров: Состояние голосовой щели (звонкие / глухие согласные) Место или точка артикуляции (двухгубная, велярная и т. д.)) Манера артикуляции (стоп / взрывная, фрикативная и т. Д.)

    PHYSICAL PROPERTIES OF SPEECH SOUNDS

    2

    Гласные определяются с помощью различных критериев
    Параметры для классификации гласных: Высота языка (высокие, средние, низкие гласные) Положение языка (передние, центральные, задние гласные) Округление губы (округленные / неокругленные гласные) Положение корня языка (напряженные / слабые или ± ATR гласные) Используя IPA, мы можем представить гласные в диаграмме, например, ниже [i] высокий передний напряженный неокругленный гласный [u] высокий задний округлый напряженный гласный

    Vowels are defined in terms of different set of criteria

    3

    АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ РЕЧИ
    Помимо этих артикуляционных параметров, мы можем слышать и изучать звуки, основанные на их физически измеримых характеристиках. Речь, как мы обнаружили, представляет собой непрерывный поток переменного давления воздуха. воздух напоминает рябь и, достигнув уха, заставляет барабанную перепонку вибрировать

    ACOUSTIC PROPERTIES OF SPEECH SOUNDS

    4

    Диаграмма формы волны для [a], как в «пойманном»
    ОТОБРАЖЕНИЕ ФОРМЫ ВОЛНЫ Диаграмма формы волны для [a], как в «пойманном» Ladefoged (2001: 162)

    5

    ЧТЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОГО ДИСПЛЕЯ
    Отображение волны может не дать понять точную природу звука.Однако манера артикуляции часто ясна.Если сказанное известно, можно сделать некоторые ясные суждения о способах перехода от одной точки к другой при отображении волн.

    READING ACOUSTIC DISPLAY

    8

    СВОЙСТВА ЗВУКОВЫХ ВОЛН
    Звуковые волны возникают в результате движения источника звука или «поршня», например: Камертон (Дженсен — стр.18) Вибрация камертона создает синусоидальную волну — регулярную или периодическую волну. Другие вибрирующие тела, такие как голосовые связки: голосовые связки производят как периодические, так и нерегулярные формы волн — апериодические волны.

    9

    ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТОЙ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ
    ЕСТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОСТОЙ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ ЧАСТОТА (ИЗМЕРЕННАЯ В ГЕРЦАХ (Гц)) Обозначает количество циклов звуковой волны в секунду (2 Гц = 2 цикла в секунду и т. Д.)). АМПЛИТУДА (ИЗМЕРЕННАЯ В ДЕЦИБЕЛЯХ (дБ)) Максимальное смещение звуковой волны. Амплитуда в слуховых терминах называется ГРОМКОСТЬЮ.

    10

    ЭЛЕМЕНТЫ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВЫХ ВОЛН
    НЕКОТОРЫЕ ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ СЛОЖНЫ Сложная звуковая волна состоит из нескольких простых звуковых волн, например звуков речи. ДВА ВИДА СЛОЖНЫХ ВОЛН Периодические сложные звуковые волны (гласные) Апериодические сложные звуковые волны (большинство согласных).

    11

    Дополнительная функция акустики речи
    При воспроизведении речи вибрирующие голосовые связки действуют как источник звука. Частота, связанная с вибрирующими голосовыми связками, называется ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТОТОЙ (F0) = ШАГ (АУДИТОРИАЛЬНО). — 500 Гц

    .

    Грамматическая категория | Грамматика | Английский Клуб

    Термин «грамматическая категория» относится к определенным свойствам слова, которые могут вызвать изменение формы этого слова и / или связанного с ним слова по грамматическим причинам (обеспечение согласованности между словами).

    Например, слово «мальчик» — это существительное . Существительные имеют грамматическую категорию под названием « число ». Значения числа: в единственном числе (один) и во множественном числе (два или более).

    1. Мальчик — это играет.
    2. Мальчик с — это играющих.

    В предложении 1 слово «мальчик» находится в своей основной форме, поэтому его «число» имеет значение единственного числа. Есть один мальчик, и связанный с ним вспомогательный глагол «быть» имеет форму единственного числа (is).

    Во втором предложении форма слова «мальчик» изменена на «мальчики», в результате чего его «число» имеет значение множественного числа. Есть более чем один мальчик, и родственное «быть» находится во множественном числе (есть).

    В приведенном выше примере «число» слова «мальчик» влияет на форму мальчика, а также влияет на форму связанного слова (быть).«Число» — это «грамматическая категория».

    English имеет более двадцати грамматических категорий. Ниже мы перечисляем наиболее распространенные изучающие английский язык и резюмируем их основные особенности.

    Число

    Число является свойством существительных и местоимений и указывает количество. Число имеет два значения:

    • единственное число : указывает только одно
    • множественное число : обозначает два или более
    слово типа номер
    единственное число множественное число
    существительное мальчик мальчиков
    местоимение I ср

    Корпус

    Падеж — это свойство местоимений и существительных , и выражает их отношение к остальной части предложения.Падеж имеет три значения (два из которых не относятся к существительным):

    • субъективное (только местоимения): когда слово является предметом
    • цель (только местоимения): когда слово является объектом
    • притяжательное (местоимения и существительные): когда слово указывает на владение (владение)
    слово типа корпус
    субъективно цель притяжательный
    местоимение I мне шахта
    существительное мальчик

    Пол

    Естественный пол является свойством местоимений и различает полы.Естественный пол имеет три значения:

    .

    • мужской : указывает на мужской
    • женский : обозначает женский
    • средний : указывает все остальное
    слово типа пол
    мужской женский средний
    местоимение он / его / его она / ее это / его

    Обратите внимание, что древнеанглийский язык имел «грамматический род», тогда как сами слова имели род.Остатки этого можно найти в «естественном роде», который основан на поле людей, а не на роде слов.

    Человек

    Человек является свойством местоимений и различает участников разговора. Человек имеет три значения:

    • от первого лица : относится к говорящему
    • второе лицо : относится к слушающему
    • третье лицо : относится ко всем другим людям или вещам
    слово типа человек
    1-й 2-я 3-я
    местоимение я / я
    мы / сша
    вам он / он, она / она,
    это
    они

    Напряженная

    Время — это свойство глаголов и наиболее точно соответствует местоположению во времени.Время имеет два значения:

    • после : указывает до настоящего момента
    • присутствует : указывает сейчас (а иногда до и после)
    слово типа время
    после присутствует
    глагол было
    было
    было
    работало
    пробежало
    утра
    до
    иметь
    работать
    запустить

    Обратите внимание, что «будущее время» здесь не показано, потому что, строго говоря, это не время, а структура, чтобы говорить о будущем (после настоящего).

    Аспект

    Аспект — это свойство глаголов , которое выражает наш взгляд на временную структуру действия или состояния. Аспект имеет три значения:

    • простой : время не имеет структуры
    • непрерывно : выражает текущее действие
    • perfect : выражает завершенное действие
    слово типа аспект
    простой непрерывный идеальный
    глагол они работают они работают отработали

    Настроение

    Настроение — это свойство глаголов , и оно связано с чувствами говорящего относительно реальности того, что он говорит.У настроения три значения:

    • ориентировочный : выражает простую констатацию факта
    • императив : выражает команду
    • сослагательное наклонение : выражает желаемое или воображаемое
    слово типа настроение
    ориентировочно императивный сослагательное наклонение
    глагол Джеймс встал. Вставай! Мы настаиваем, чтобы он встал.
    Достаточно тихо? Тихо! Очень важно сохранять тишину.

    Голос

    Голос является свойством переходных глаголов * и выражает отношение подлежащего к действию. Голос имеет два значения:

    • активно : субъект выполняет действие
    • пассив : субъект получает действие
    слово типа голос
    активный пассив
    переходный глагол Кот съел мышь. Мышь съела кошка.

    * Переходный глагол может принимать прямое дополнение. (Непереходный глагол не принимает прямого объекта.)

    Степень

    Степень является свойством градуируемых прилагательных и наречий и указывает количество. Степень имеет три значения:

    • положительный : указывает на базовое качество
    • сравнительный : указывает на более высокое качество
    • превосходная : указывает максимальное качество
    слово типа градусов
    положительный сравнительный в превосходной степени
    градиент прилагательное счастливый счастливее самый счастливый
    изменяемое наречие внимательно внимательнее самый внимательный

    Автор: Josef Essberger

    Грамматическая категория QuizEnglishClub:
    Учить английский :
    Грамматика: грамматическая категория.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *