Братская лавина: Кармадонская драма продолжается
20 сентября 2002 года произошел сход ледника в Кармадонском ущелье. Когда члены съемочной группы Сергея Бодрова-младшего подписывали договор с кинокомпанией «СТВ», они наверняка не обратили внимание на восьмой пункт — «Действия непреодолимой силы». Под «непреодолимой силой» имелись в виду пожары, эпидемии, военные и стихийные бедствия. То, что «стороны не могли и не должны были предвидеть». Родители, собиравшие детей в Северную Осетию, покупавшие им теплые куртки, чтобы не замерзли в горах, беспокоились о многом. О том, что рядом Чечня. Никому в голову не пришло, что их детей не станет из-за ледника. Холодный, белоснежный ледник украшает в Осетии обложки школьных тетрадей, фотоальбомы и даже календарики, разложенные в каждом номере гостиницы «Владикавказ». Отсюда съемочная группа фильма «Связной» 20 сентября 2002 года в шесть утра выехала колонной под охраной местного ОМОНа и ГИБДД на съемки в Кармадонское ущелье и больше не вернулась.
Алексей Балабанов: прощание
В горах несколько ущелий. Геналдонское ущелье, в котором бьют Кармадонские источники, выбрал сам Бодров. Оно очень красивое. Там было все, что нужно для сцены, которую они в тот день снимали. Герой, осетинский парень Ильяс, возвращается домой из армии. Его отец — пастух, они живут в горном селе, пасут овец, рядом река, вид на трассу, по которой едут машины. По этой трассе Ильяс потом навсегда уедет от отца, братьев, любимой собаки.
Кавказскую овчарку, обученную кинологами, вез из Москвы Дима Сургучев. В другом контейнере он вез двух гадюк. Говорят, что у горцев есть поверье: если поймаешь гадюку, оторвешь ей зубами голову и съешь ее живое сердце, то потеряешь страх и будет у тебя две жизни. Гадюка была одним из «героев» фильма.
Сцену с гадюкой репетировали еще в Москве. Это было условие Бодрова — гадюка в кадре должна быть живая. И условие для актера, выбранного на роль Ильяса. Сможешь — роль твоя. На Ильяса присмотрели Хазби Галазова. Он только окончил осетинский курс в Щукинском училище. Хазби позвонил во Владикавказ: «Мам, я никогда не видел гадюки. Мне так страшно».
Репетировали в обычной комнате. Светлана Бодрова, жена Сергея, потом привезла матери Хазби, Розе, кассету с записью этой пробы. Расстелили на полу газеты, выпустили на них гадюку. Рядом сидели врачи. Если у гадюки спустить яд, на некоторое время она безвредна. Хазби поймал гадюку, сильно придавил ей голову, спустил яд. Собрался с духом, перекусил ее зубами и бросил на пол. Ножом искали у гадюки сердце. Хазби положил окровавленный кусочек на ладонь и проглотил его. Он получил роль.
Сердце оказалось очень маленьким, и, когда Хазби положил его на ладонь, оно уже не билось. Бодрову нужно было бьющееся сердце.
Сердце сделала Оля Жукова, гример фильма. Оле 23 года, она осталась со всеми под ледником. Взяла презерватив, воткнула в него кусочек пенопласта, приклеила обрывки тканей, сделала «сосудики», покрасила в красный цвет, привязала к трубочке. Если в трубочку поддувать, кажется, что сердце пульсирует, как живое. Она принесла его Бодрову на руке. Оля сделала два сердца — одно побольше, другое поменьше. То, что побольше, вернулось к ее маме, Татьяне Жуковой, с Олиными вещами. Маленькое — осталось в горах…
Тот съемочный день был странным. Ледник они так и не сняли — его затянуло тучами. Долго ждали солнца — оно так и не появилось. Овцы не слушались, испуганно сбивались в кучу. Нервничали лошади. Кавказская овчарка выла, скулила и прижималась к земле. Накануне она выла всю ночь. Бодров был расстроен и за день ничего не съел, хотя 19 сентября Рената Меликсетянц привезла на съемку шикарный домашний обед.
В семь вечера Бодров прервал съемку. На следующий день он хотел выехать в горы в четыре утра, чтобы снять восход солнца.
В горах как будто стояла черная ночь. До схода ледника оставался один час и десять минут. По совершенной случайности первым уехал «уазик» с Игорем Гринякиным и француженкой Натали Вотрен, помощниками оператора фильма Дани Гуревича. Даня — француз. Его родители — русские, живут в Париже. Даня окончил ВГИК. В Москве же выучил русский. В заднее стекло «уазика» Игорь видел странную вспышку, но не придал ей значения.
Группа колонной на нескольких машинах с омоновцами и сотрудниками ГИБДД тронулась с места.
Сослан Макиев, консультировавший Бодрова в Осетии, задержался на двадцать минут. Когда он тронулся на «Ниве» догонять колонну, его машину внезапно двинуло, раздался гром, сверкнула молния и на ветровое стекло обрушилась вода. Когда он вышел из машины — в двадцати метрах впереди лежала черная масса. Она перекрыла дорогу. То, что он принял за молнию, потом оказалось лавиной, которая срывала высоковольтные провода, а гром был звуком от его схода. До гостиницы во Владикавказ он возвращался всю ночь в объезд, по бездорожью. Только в пять утра он приехал в гостиницу. Группы там не было.
Когда в семь утра они приехали в горы, картина была шокирующей. Ледник упал с высоты двух километров и за девять минут, срезая скалы, снес вмертвую восемнадцать с половиной километров. Высоко на скалах остались следы от птиц. Их припечатало к скалам, как слепки. Везде лежал черный лед, заваленный камнями. Масса торчала ершом, шевелилась, лопалась как живая. Никаких иллюзий не оставалось.
Под ледником остались 23 человека основной съемочной группы. Самому старшему, художнику-постановщику Владимиру Карташову, был 41 год, Бодрову — 31. Все остальные — мальчики и девочки 20-24 лет. С ними — двадцать местных: водители, сотрудники ГИБДД и ОМОНа, семь артистов владикавказского конного театра «Нарты». Самому молодому из осетин, Заурбеку Цирихову, было 19. Он упросил взять его в группу. Бодров был его кумиром.
Из Питера и Москвы приехали родственники. Они жили в номерах своих заваленных детей, побывали на леднике, собрали вещи детей и уехали в полном шоке. У ледника остались только осетины. Это была трагедия не только съемочной группы. У Ларисы Цараховой пропали муж, брат и дочь брата, четырех лет, у Ирбека Ходова — теща, зять, жена и двое детей, пяти и двух лет. Не отрывала глаз от ледника Роза Галазова — там был ее Хазби.
Позже всех в Кармадон приехали артист Владимир Носик и его жена Елена. В съемочной группе директором работал их сын, 24-летний Тимофей Носик. В том месте, где местная жительница Аза последней видела машины группы Бодрова, направлявшиеся к тоннелю, высота льда, по данным МЧС, достигала ста пятидесяти метров. На лед, привязавшись веревками, спустился проходчик Таймураз. Он вернулся в шоке, его трясло — он слышал крики о помощи.
С этой минуты родные решили не уходить с ледника. Их надеждой был тоннель. В тоннеле могли быть люди. Никто не верил, что высота льда в этом месте сто пятьдесят метров. Люди принесли лопаты — лед не поддавался. Он оказался крепким. Когда потом его бурили — стружки летели, как от мрамора. Тогда они решили взрывать лед. Попросили в МЧС Северной Осетии пятьдесят килограммов взрывчатки — ото льда отлетел кусочек. Тогда на леднике появился Владимир Семенович Гаваза.
Гаваза — уникальный взрывник. Его знают все специалисты по взрывному делу в России. Гаваза обратился в МЧС Северной Осетии и к командующему 58-й армией Валерию Васильевичу Герасимову. Ему дали восемьдесят тонн взрывчатки. Позже родственникам потребовалось порядка ста двадцати тонн, чтобы пройти только часть пути.
Горе родственников
На ледник стали съезжаться родные из Москвы и Питера. Родители осветителя Андрея Новикова — Елена и Анатолий. Папа другого осветителя, 24-летнего Андрея Волокушина, — Саша Волокушин из Питера. Валя и Сергей Сыромятниковы. Их дочка Наташа раньше работала ассистентом художника по костюмам на сериале «Идиот». В Осетию приехал брат-близнец художника-постановщика Владимира Карташова — Александр. Несколько раз приезжала Светлана Бодрова, жена Сергея-младшего. Валентина Николаевна Бодрова, его мама, жила на леднике несколько месяцев. Елена Носик не видела своих дочек, тоже близнецов, Катю и Дашу, четыре месяца. Владимир Носик уезжал в Москву только играть спектакли и возвращался обратно. Не вылезал из Осетии тесть Тимофея — Александр Кавуновский.
Они там так и живут до сих пор. Внизу, под ледником, — дети. Наверху, на горе, в палатках, — родители. Все вместе, рядышком. Три огромных казана. В них женщины готовят еду. В палатках самодельная печь. Зимой здесь многие переболели. Здесь никто не вынимает из машины ключи, ничего не перепрятывает. И всех, кто въезжает в палаточный городок, встречает фанерка, прибитая к палке, с надписью: «Прежде, чем заехать, подумай: ты там нужен».
Гаваза взорвал сорок метров льда. Взрывчатку носили по узкой горной тропе. Двадцать пять сантиметров — тропа, внизу — пропасть, идти — полтора километра. Приезжали добровольцы со всей страны. Потом начали бурить. Просверливали отверстие, закладывали взрывчатку, очищали и обкладывали стенки колодца брусом. Прорыли колодец высотой сорок два метра. Потом пошли горизонтально. Прорыли несколько коридоров по восемьдесят метров в разных направлениях. За это время ледник осел метров на тридцать. Внизу вода по пояс, ледяная. Работали в этой воде круглосуточно. Вначале по три смены, позже — по четыре. Саша Волокушин рассказывал: «Условия здесь тяжелые. Я абсолютно равнинный человек, но пригодилась советская армейская подготовка. Приходишь с ледника, где так навкалываешься, что все болит, а койка сырая. Печку топишь. Ложишься. Пока одеяло высохнет на тебе, до трех — до пяти не спишь». Никому в мире в голову не могло прийти, что можно прогрызть, прорыть, пробурить, взорвать сто пятьдесят метров льда. Они это сделали. И не нашли тоннель.
Тоннель нашла Нана. Нане девятнадцать лет, она ясновидящая. Грузинка, живет во Владикавказе. Видит живых и мертвых. До этого к ней пришли два человека, родные тех, кто сгинул под лавиной. Она сказала, что оба погибли, но одного найдут, а другого — нет. И того, про кого она сказала — найдете, действительно нашли, тело похоронили. Ирбеку Ходову, у которого пропали пять человек родни, она сказала: «Твои погибли». Сейчас, когда подтаяло, он действительно нашел куски от машины, в которой они ехали.
Нана указала на точку в двадцати метрах от места, где они искали. Точку пробурили и попали в полость. Вызвали из Москвы гидроакустиков — Дмитрия Михайловича Фролова, он работал на «Курске», и его помощника. Они приехали на ледник со своим оборудованием. Просканировали полость. Это был тоннель. Водолаз спускался туда и нашел фрагменты бетона. Они прошли по тоннелю восемь метров. Тоннель большой — восемь метров в ширину, шесть в высоту, его длина 286 метров. Он забит речным песком и водой, но имеет наклон. В определенном месте песок с водой заканчивается, и метров через сто может быть сухое пространство.
Они не знают, кто там, в этом пространстве. Или то, что от них осталось. Никто из нас не знает, как будет вести себя в таких ситуациях. Когда нет тела, некого похоронить. Когда твоему мальчику или девочке чуть за двадцать и он должен стартовать в жизни. Уже не ребенок, но еще не взрослый. И каждую минуту — утром, днем, ночью — остается надежда: «А вдруг?» Вдруг он — живой!
Тимофей Носик, сын артиста Владимира Носика, женился на Насте Кавуновской за месяц до трагедии. Настя была беременна. Дашенька родилась уже без отца. В ночь схода ледника, с 20 на 21 сентября, жена Яниса Тедеева, сотрудника ОМОНа, охранявшего группу Бодрова, родила сына. Ей не сразу сказали о случившемся. Роза Галазова, мама Хазби, со слезами вспоминает последний разговор с сыном. «Мам, вдруг кино будут показывать, а меня рядом не будет? Так ты знай — мы в конце фильма с Бодровым умираем. Взрываемся оба в машине. Ты начнешь кричать: «Куда мой сын делся?» Так ты панику не поднимай. Это же кино!» Роза ответила: «Хорошо, сынок, только бы ты был жив».
Гора, на которой они в тот день снимали, так и стоит. Рядом с ней — «Город мертвых». В древние века сюда приходили умирать люди, больные чумой. До сих пор в склепах — черепа, человеческие кости. На этой же горе, с другой стороны, — кладбище. Туда осетины ходят с двумя пирогами. Два пирога — значит, поминают. А в палаточный городок, где живут родственники пропавших без вести, приносят только три пирога. Здесь все ищут живых. Справляют их дни рождения. Здесь нельзя говорить слово «был». Такова сила любви и надежды.
Мы очень далеки от природы. Люди городские, мы небо видим по телевизору чаще, чем живьем, и не задумываемся о том, что в природе есть «действие непреодолимой силы».
Надо обязательно побывать на леднике. Там понимаешь, что действительно ценно, что родного человека нельзя бросить в беде.
Нам все время чего-то не хватает. Бриллиантов не хватает. Но нас самих тоже не хватает.
Через полгода после трагедии у Ларисы Кесаоновой умерла мать. Не смогла пережить потерю внука. Алан Кесаонов, артист конного театра «Нарты», в тот день был на съемке. Тетя Заурбека Цирихова, Фатима Салбиева, растила племянника сама. Его мать умерла, когда мальчику было три года. В тот день Фатима встала в пять утра. Заставила Заурбека взять в горы шапочку. На следующий день у ее матери случился инсульт. Тимур Бегизов, брат единственной женщины-конницы из театра «Нарты», Марины Бегизовой, до сих пор не пускает на ледник мать. Марина не должна была сниматься в тот день. К вечеру они с двумя артистами театра, Русланом Тохтиевым и Виктором Засеевым, заволновались о лошадях. В горах сильные ветры, лошади могли простудиться. Возвращались с группой. До города они не добрались.
Во ВГИКе Даня Гуревич, Тимофей Носик и Петя Буслов (дебют Буслова — «Бумер» — сегодня кассовый лидер российского проката) сняли студенческую короткометражку — «Тяжелая работа старых мойр». Про то, как плетется нить судьбы. Мойры — богини судьбы. Они слепы, а значит, безжалостны. Они сидели и пряли нить судьбы, и одна из них обрезала эту нить. От нее зависело, когда закончится человеческая жизнь.
Никто из ребят не знал тогда, что это фильм про Даню, Тимофея, Сергея Бодрова и еще про сорока четырех членов съемочной группы фильма «Связной», которого мы никогда не увидим. Мама Наташи Сыромятниковой, прощаясь, сказала: «Мне без дочери никак нельзя. Я живу только в Кармадоне и не отдам лавине своего ребенка».
«Город мертвых»
Они ищут своих детей только живых. Они не сумасшедшие. Просто не могут поверить, что их нет. И делают для них невозможное. Хотя бы для того, чтобы сказать: «Мы сделали для вас все, что смогли».
Наталья Ртищева
Ледник Колка находится в восточной части центрального Кавказа и выходит на бассейн реки Геналдон. Длина его — 8,4 км, площадь — 7,2 кв. км. В конце XIX века ледник обособился, и в 1902 году сель из камня и льда с огромной скоростью прошел по течению реки Геналдон, сметая все на своем пути. Погибли множество людей и тысячи голов скота, оказавшихся в ущелье. Подвижка 1969 года протекала для людей практически незаметно. Ледник за неделю прошел 1300 метров и к 10 января 70-го года остановился, продвинувшись на 4 км. Тогда за поведением ледника велось постоянное наблюдение и люди были оповещены о возможных последствиях.
Кармадонское ущелье было любимым местом отдыха жителей республики. Сюда приезжали семьями, дружными компаниями, строили базы отдыха, кемпинги. Летом 2002 года в горах шли нескончаемые дожди. Ряд населенных пунктов оказались затопленными. Впоследствии поговаривали, что сход ледника могли спровоцировать пиротехнические действия киногруппы Бодрова. Но специалисты эту версию категорически отмели. Тут же начались дебаты, можно ли было избежать катастрофы. Власти Северной Осетии считали, что предусмотреть, когда ледник начнет свое стремительное движение, было невозможно. Им доказывали, что если бы службы слежения за поведением ледника остались, то масштабы человеческих жертв были бы гораздо меньше.
Через два дня автор этих строк уже был в аэропорту Владикавказа. До Кармадона, где сошел ледник, пришлось добираться объездным путем через соседнее Куртатинское ущелье. Но и там на въезде стояли вооруженные люди. Только когда мы сказались местными, перед нами был поднят шлагбаум. Дорога петляла между кустарниками, мы проехали несколько селений, пострадавших еще в мае-июле от наводнения. Жалкие клочки огородов были снесены мощным потоком, сараи и скотные дворы забиты илом и камнями. По словам местных жителей, они возлагали большие надежды на гуманитарную помощь, которую пообещало правительство республики, но она оказалась пшиком. Одна из пострадавших от наводнения сообщила, что, когда ей под видом гуманитарной помощи вручили ведро картошки, она с гневом вернула «дары» благодетелям. Мы доехали до Кармадона, что в переводе с осетинского означает «теплая вода». Справа от нас находились полуразвалившиеся от ветхости строения когда-то популярного санатория. Вот дорога делает еще одну петлю, и вдруг мы оказываемся нос к носу с мрачной серой громадой из льда, песка и камня — это ледник Колка. Ученые подсчитали, что скорость движения ледника достигала 180 километров в час. Может быть, при нормальной дороге чемпион «Формулы-1» Михаэль Шумахер мог бы унести отсюда ноги, да и то вряд ли. Слева — глубокая пропасть, одно неверное движение руля — и ты на дне. В те дни ущелье представляло собой фантастическое зрелище, сравнимое разве что с пейзажем на какой-нибудь необитаемой планете. Горы гравия и льда, туман, окутывающий все ущелье. Вдоль дороги стоят машины. Кое-кто приезжает специально посмотреть, что же все-таки произошло. Рядом — двое, отец и сын, которые чудом спаслись в тот трагический вечер. Сослан, так зовут сына, отмечал свое двадцатилетие. Гости в конце вечера разъехались. Спустя некоторое время засобирались и они. Но знакомая чуть ли не силой заставила их остаться еще. Посидели, вспомнили старые времена. Вдруг шум ветра как в бурю, засверкали линии высоковольтных передач, раздался страшный грохот, и электричество погасло. Тем не менее ехать надо. При свете фар вдруг увидели за поворотом огромную черную массу, которая перегородила дорогу. Пришлось разворачиваться и ехать домой через соседнее ущелье. В тот же вечер на университетскую базу отдыха приехали отметить день рождения сотрудники парламента республики. Двум из них также удалось спастись чудом. Один почувствовал себя неважно и уехал за считанные минуты до схода ледника, а другого уже в пути по мобильному телефону попросили срочно вернуться. Остальным не повезло. И еще местные рассказали, что после работы косари спустились вниз к теплым источникам искупаться. Где теперь их тела, никто не знает.
Официально погибшими числятся 19 человек, а пропавшими без вести 108. На самом деле число жертв намного больше, считают жители Кармадона. Не терял надежду найти сына Альберта Николай Плиев. Он обращался к различным ясновидящим, которые уверяли его, что Альберт жив и еще с ним вместе находятся какой-то пожилой мужчина и девушка. Экстрасенсы в качестве доказательства приводили такие интимные детали, что им верили. Первые дни предполагали, что те, кто попал в зону стихийного бедствия, могли забраться далеко в леса или горы. Но время шло, а пропавшие без вести не объявлялись. Во многих семьях, чтобы как-то исполнить последний долг перед близкими, обряд захоронения проводили следующим образом: привозили камни и лед со злополучной Колки и их хоронили на кладбище.
Один из моих попутчиков вспомнил, что он в 69-м работал на бензовозе и доставлял горючее к вертолету, который вместе с гляциологами регулярно облетал горный массив. Тогда ледник никак не проявил себя. Потом службы наблюдения упразднили. И вот тогда-то Колка нанесла свой коварный и страшный удар ничего не подозревающим людям. Тем не менее известно, что пастухи, которые часто бывали в этих местах, пытались предупреждать власти, что ледник ожил. Продвижка, по их измерениям, составила 17 метров. Но к заявлениям пастухов не прислушались. Ведь у нас пока гром не грянет…
Петр Плиев
Источник: Родная газета
Валентина БОДРОВА: «В жизни Сергей не стрелял никогда» | Статьи
В понедельник в день рождения Cергея Бодрова-младшего состоялась презентация его книги «Архитектура в венецианской живописи Возрождения» (кандидатская диссертация, опубликованная уже после его трагической гибели в Кармадонском ущелье в 2002). Представляла книгу мама Сергея Бодрова Валентина Николаевна. Накануне презентации с Валентиной Бодровой встретился корреспондент «Известий» Кирилл Алехин.
известия: Я, как миллионы людей, знал Сергея прежде всего по ролям: он играл парней молчаливых, угловатых, неотесанных, обычно — бандитов. А каким он был в жизни?
Валентина Бодрова: Это вы как кинокритик говорите, кто он для вас. Но это же киногерой. Другой совсем человек. В жизни Сергей был интеллигентным человеком, у которого никогда не было плохого настроения — во всяком случае, в молодости. Не стрелял никогда. В армии не был… Вы ведь «Брата» имели в виду?
известия: Не только «Брата», но и другие картины. Сергею вообще задали жесткое амплуа.
Бодрова: Не так много было ролей. Он уже стал режиссером, и предполагалось другое амплуа… Что касается «Брата», я, например, считаю, что первый фильм — замечательный. И дело не в том, что герой фильма — бандит. Он же значительно глубже, это очевидно. Знаете, Иван Дыховичный про него говорил: «Я ненавижу этого «Брата»! Я ненавижу этого Бодрова!» Но это более глубокий фильм, он вообще не про бандитов, он про это — Сережино — поколение.
известия: Сергей говорил, что всегда хотел заниматься кино. Как получилось, что он поступил на исторический факультет?
Бодрова: У него с детства были гуманитарные склонности, он писал рассказы какие-то, повести, еще когда школьником был… Но, честно говоря, был Афганистан. Я очень боялась Афганистана, очень боялась, что его заберут. А военная кафедра тогда осталась только в университете. И я его попросила, я его умоляла, чтобы он пошел в университет. И из всего, что он мог бы предпочесть, что могло его интересовать, он выбрал историю искусств. Он подал документы, сдал экзамены и начал учебу — причем учился блестяще, закончил с красным дипломом.
известия: Вышедшая за авторством Сергея работа «Архитектура в венецианской живописи Возрождения» — это специализированный научный труд. Почему вы решили его издать?
Бодрова: Да, это научный текст, не адаптированный для широкого читателя и вообще не правленный редактором, поскольку в отсутствие Сережи я не сочла возможным что-либо править. Диссертация была защищена в 1998 году, когда Сережа снимался в кино и уже был известен. Но в 2001-м в одном из интервью — я увидела его уже после кармадонской трагедии — он сказал: «Тем, что я написал диссертацию, я горжусь больше, чем любой из своих ролей…» Я вынесла эти слова на авантитул. Мне показалось это очень важным.
Я знаю, что очень многие Сережу любят и помнят. И мне бы хотелось, чтобы эта сторона его жизни не осталась незамеченной, чтобы не исчезло это все. Он был человек гуманитарно образованный, знал четыре европейских языка… Конечно, я представляю, что мало кто прочтет работу — это текст научный, сложный для чтения, но все-таки если люди, которые знают Сережу как «Брата», увидят эту книгу, это было бы важно.
известия: Сергея и съемочную группу «Связного» продолжают искать в Кармадоне? Говорят, после трагедии люди продавали свой бизнес, чтобы финансировать раскопки…
Бодрова: История довольно известная. Проблема была в том, что было всего три тоннеля, в которых могли укрыться люди. И два тоннеля — это было видно — прошило насквозь ледником. Осетины полагали, что третий тоннель сохранился. МЧС дало информацию, что прошиты все три. Осетины не поверили и захотели посмотреть, так ли это. Государство нам не помогало, деньги вкладывались свои собственные. Мы все-таки попали в этот тоннель, он действительно оказался не разрушен. За полтора года его на треть занесло песком, мы не смогли увидеть, что под ним. Но речь уже не идет о том, что в тоннеле была группа. Там могли быть другие люди. Искатели хотели узнать, там они или нет. Для осетин вообще важно мертвых своих найти. Но сегодня работы уже не идут. Эта история закончилась.
Сергей Бодров-младши – Уикипедия
Сергей Бордов – младши (на руски: Бодров, Сергей Сергеевич) е руски актьор, режисьор, сценарист и телевизионен водещ. Син е на известния съветски режисьор Сергей Бодров — старши.
Роден е на 27 декември 1971 г. в Москва в семейството на режисьора Сергей Бодров — старши и изкуствоведа Валентина Николаевна. Учи в 1265 средно училище със задълбочено изучавне на френски език.[1] Първата си роля изиграва през 1986 г. във филма „Ненавиждам те!“. През 1989 г. Бодров изиграва епизодична роля във филма „СЕР“. През 1992 г. участва в „Бял цар, червена царица“.
През 1994 г. завършва висшето си образование в Московския университет по специалност „живопис на Венецианския ренесанс“. През 1998 г. защитава дисертация и получава степен „кандидат на науките“.[2]
Първата си главна роля Сергей изиграва в Кавказки пленник, където си партнира с Олег Меншиков. За образа на Ваня Жилин Бодров получава приз за най-добра главна роля на фестивала в Сочи, награда за най-добър актьорски дебют от фестивала „Балтийска перла“ и приз на кинопресата за най-добра роля. „Кавказки пленник“ получава награди на престижни фестивали като тези в Кан и Карлови Вари. Филмът получава наградата на европейската киноакадемия за най-добър сценарий и номинации за Оскар и Златен глобус.[3] През 1997 г. Бодров-младши получава държавна награда на Руската федерация в областта на литературата и изкуството.[4]
През октомври 1996 г. става ко-водещ на предаването Поглед по ОРТ, където остава до август 1999 г.
През 1997 г. изиграва ролята на Данила Багров във филма Брат. Първоначално филмът е посрещнат с критики[5], но впоследствие ролята на Данила донася популярност на Бодров. „Брат“ е отличен с награди на фестивалите в Сочи, Торино, Котбус и Триест. Бодров спечелва призове за най-добра мъжка роля от фестивалите в Сочи и Чикаго.
През 1999 г. играе поддържаща роля в Изток — Запад. Филмът е номиниран за Оскар, Златен глобус и Сезар и печели 6 награди от други престижни фестивали.[6] На следващата година излиза и продължението на „Брат“, заснето в САЩ. Към втората част на екшъна е създадена и компютърна игра. Премиерата на филма е съпътствана с концерти в Москва и Санкт Петербург, на които се изпълняват песните от саундтрака на филма. Същата година се снима във филма „Куики“, чийто режисьор е Бодров-старши.
През 2001 г. на екран излиза първия филм на Бодров, в който той е сценарист и режисьор – Сестри. През есента на 2001 г. става водещ на първия сезон на предаването Последният герой.
През 2002 г. Бодров изиграва главната роля във филма Мечешка целувка. Междувременно Сергей подготвя втория си филм като режисьор – „Свръзка“. Снимките обаче не са завършени, след като на 20 септември 2002 г. снимачната група загива след сриването на огромен ледник в Кармадонския пролом.[7]
- 2002 – Связной /Свързочникът/ (сценарист., режисьор и актьор;)
- 2002 – Медвежий поцелуй /Меча целувка/
- 2002 – Война
- 2001 – Давай сделаем это по-быстрому /Да го направим по лесния начин/
- 2001 – Сестри (сценарист, реж. и актьор)
- 2000 – Брат 2
- 1999 – Восток-Запад /Изток-Запад/
- 1998 – Стрингер /Папаракът
- 1997 – Брат
- 1996 – Кавказский пленник /Кавказкият пленник/
- 1992 – Белый король, красная королева /Белият крал и червената кралица/
- 1989 – СЭР (Свобода – это рай) /Свободата – това е раят/
- 1986 – Я тебя ненавижу/Ненавиждам те
- Най-добър дебют (фестивал „Балтийска перла“) – 1996
- Най-добра мъжка роля (фестивал „Кинотавър“) – 1996, 1997
- Награда на кинопресата за актьор на годината – 1997
- Ника за най-добра мъжка рола – 1997
- Държавна премия на Русия – 1997
- Златен овен за актьор на годината – 1997
- Най-добра мъжка роля (фестивал в Чикаго) – 1997
- Гран-при за най-добър режисьорски дебют (фестивал «Кинотавър) – 2001
- Златен овен за режисьорски дебют – 2001
- Биенале в категория „авторско кино“ (фестивал във Венеция) – 2001
- Награда на спирание „Видеомагазин“ – 2002
- За свобода на творческото изразяване (фестивал в Карлови Вари) – 2002
- Ника за най-добра поддържаща роля – 2003
Год | Название фильма | Роль в создании | Примечания |
---|---|---|---|
1960 | Первое свидание | Актёр | Эпизод |
1974 | Голоса войны | Режиссёр | Короткометражка |
Фитиль | Сценарист | Киножурнал № 139 | |
1978 | Баламут | ||
1979 | Моя Анфиса | ||
1981 | Любимая женщина механика Гаврилова | Сценарист, актёр | В роли матроса |
1983 | Молодые люди | Сценарист | |
Долгий млечный путь | |||
1984 | Очень важная персона | ||
Сладкий сок внутри травы | Режиссёр, сценарист | ||
Юрка — сын командира | Сценарист | ||
1985 | Не ходите, девки, замуж | ||
Мой дом на зелёных холмах | |||
Непрофессионалы | Режиссёр, сценарист | ||
1986 | Чужая белая и рябой | Актёр | Эпизод |
Я тебя ненавижу | Режиссёр, сценарист | Телефильм | |
1988 | На помощь, братцы! | Сценарист | |
Француз | |||
1989 | Катала | Режиссёр, сценарист | |
СЭР | |||
Сумасшедший | Сценарист | ||
…И вся любовь | |||
Сын | |||
1990 | Наш человек в Сан-Ремо | ||
1991 | Райская птичка | ||
1992 | Белый король, красная королева | Режиссёр, сценарист | |
Я хотела увидеть ангелов | |||
1994 | Любить кого-то | Сценарист, ассоциативный продюсер | |
1995 | Записки из подполья | Помощник режиссёра | |
1996 | Кавказский пленник | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
1999 | Бегущий свободным | Режиссёр | |
Восток-Запад | Сценарист | ||
2001 | Давай сделаем это по быстрому | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
Сёстры | Сценарист | ||
2002 | Медвежий поцелуй | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
2004 | Шиzа | Сценарист, продюсер | |
2005 | Кочевник | Режиссёр | |
2007 | Монгол | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
Пьяный моряк | Документальный фильм | ||
2008 | Баксы | Сценарист, продюсер | |
Истории о правах человека | Режиссёр, сценарист, продюсер | Киноальманах (сегмент «Голос») | |
Мустафа Шокай | Сценарист | ||
Морфий | Актёр | Эпизод | |
2009 | 42. Один прорыв воображения | Режиссёр | Киноальманах (1 новелла) |
2010 | Дочь Якудзы | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
2014 | Седьмой сын | Режиссёр | |
Прослушивание | Продюсер | Короткометражка | |
Дархан | Документальный фильм | ||
2015 | Рыцарь кубков | Актёр | В роли Сергея |
Стали известны последние слова перед смертью Сергея Бодрова и его мечта
Минуло ровно 20 лет со времени выхода на экраны культового фильма 2000-х «Брат-2». «Именно в это время Балабанов и придумал эту историю, — признается актер Сергей Маковецкий, сыгравший в этой знаковой картине одну из главных ролей. — Как гениальный режиссер, он как-то предвидел, что эти понятия справедливости будут очень нужны». «В чем сила, брат? Думаешь — в деньгах? — словно слышим мы речь вне времени Данилы Багрова — главного персонажа киносаги о справедливости, чести и достоинстве „Брат-2“. — Нет, сила в правде!».
«Если артист вдруг проявлял свободу слова и переставлял даже просто местами существительное с глаголом, Леша его останавливал и говорил: „Учи буквы!“», — вспоминает вдова режиссера Алексея Балабанова — Надежда Васильева-Балабанова.
Кино, которое до сих пор славится свободой выражений и точностью формулировок, хотя в наше время его бы быстро закрыли и отправили на полку из-за экстремистских фраз типа: «Не брат ты мне, а «пи-пи-пи!». «Все, брат, теперь русские люди будут спокойно торговать». «А немцы?». «Какие немцы?». Однако его до сих пор смотрят люди, уставшие от отсутствия той самой справедливости. А выражения так и гуляют в народе.
«Нам важно было сказать не то, что все американцы — козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы — не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать ее пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино все должно быть несколько утрировано, — признавался сам актер. — Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из нее сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы — полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?».
Тем не менее, на Сергея Бодрова, вернее, на героя его персонажа Данилу Багрова посыпались обвинения в расизме, хотя критики и приняли картину тепло, назвав ее «манифестом нашего новейшего кинематографа».
«Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата — отвечал на эти обвинения Сергей Бодров. — Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живешь в одной стране».
Кстати, отец актера, Сергей Бодров-старший, был против съемок сына в картине «Брат-2» и даже отговаривал режиссера Алексея Балабанова. «Я пытался его отговорить: «Леша, ты такую картину сделал. Зачем тебе эти хоккеисты, Америка?». Но режиссер был уверен в своем новом проекте. «И оказался прав, — признается Бодров-старший. — Вышел супербоевик, настоящая кассовая картина».
Да, сейчас Сергея Бодрова уже нет в живых — он погиб Кармадонском ущелье Северной Осетии 20 сентября 2002 года. Но до сих пор неизвестны все подробности его смерти — практически ничего. Правда, стали известны его последние слова перед гибелью, сказанные актером своей жене Светлане Бодровой. Об этом в эфире Первого канала поведала зрителям актриса Дарья Юргенс. В частности, она рассказала, что супруги очень долго не могли попрощаться, словно предчувствуя трагические последствия. По свидетельству Юргенс, Сергей, который очень любил Светлану, все-таки сказал в конце беседы жене: «Береги детей».
А дальше вся съемочная группа фильма «Связной», который должен был снимать Сергей Бодров, пропала вместе с ним без вести. Но перед самой трагедией были мистические знаки. Например, их поселили в одной и той же гостинице, где разместилась также и съемочная группа фильма «Сель», возглавлял которую Ярополк Лапшин. Они снимали картину о сходе ледника и сотнях жертв. А первоначальное название ее было «Здравствуй, брат».
«Говорят, что в этот день очень многие люди чувствовали какое-то недомогание, техника в тот день барахлила, — рассказывает один из поклонников актера. — И съемочная группа даже немного опаздывала». К тому же, подвел транспорт. «До секунды все сошлось. Это не иначе как рок не назовешь — рассказал заслуженный спасатель России Андрей Легошин. — Были шансы выжить, немного задержаться со съемкой». «Животные не слушались, собака дрессированная не могла отыграть свои сцены, — свидетельствует Асланбек Дзалаов, коллега киношников. — Одна из наших лошадей, которая должна была принять участие в съемках, отказалась заходить в коневозку и ее оставили в стойле».
Как-то актер Дмитрий Орлов признался, что давней мечтой Сергея Бодрова было другое. «Я вот сейчас должен кино снять, а потом займусь своей мечтой, — вспоминает свой разговор с Сергеем Орлов. — Ты же читал „Записки юного врача“ Булгакова. Так вот ты будешь играть главную роль».
Да, уходят лучшие, не досказав, не досняв, недолюбив. И мы все будем помнить тебя, Сергей. Всегда!
Год | Название фильма | Роль в создании | Примечания |
---|---|---|---|
1960 | Первое свидание | Актёр | Эпизод |
1974 | Голоса войны | Режиссёр | Короткометражка |
Фитиль | Сценарист | Киножурнал № 139 | |
1978 | Баламут | ||
1979 | Моя Анфиса | ||
1981 | Любимая женщина механика Гаврилова | Сценарист, актёр | В роли матроса |
1983 | Молодые люди | Сценарист | |
Долгий млечный путь | |||
1984 | Очень важная персона | ||
Сладкий сок внутри травы | Режиссёр, сценарист | ||
Юрка — сын командира | Сценарист | ||
1985 | Не ходите, девки, замуж | ||
Мой дом на зелёных холмах | |||
Непрофессионалы | Режиссёр, сценарист | ||
1986 | Чужая белая и рябой | Актёр | Эпизод |
Я тебя ненавижу | Режиссёр, сценарист | Телефильм | |
1988 | На помощь, братцы! | Сценарист | |
Француз | |||
1989 | Катала | Режиссёр, сценарист | |
СЭР | |||
Сумасшедший | Сценарист | ||
…И вся любовь | |||
Сын | |||
1990 | Наш человек в Сан-Ремо | ||
1991 | Райская птичка | ||
1992 | Белый король, красная королева | Режиссёр, сценарист | |
Я хотела увидеть ангелов | |||
1994 | Любить кого-то | Сценарист, ассоциативный продюсер | |
1995 | Записки из подполья | Помощник режиссёра | |
1996 | Кавказский пленник | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
1999 | Бегущий свободным | Режиссёр | |
Восток-Запад | Сценарист | ||
2001 | Давай сделаем это по быстрому | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
Сёстры | Сценарист | ||
2002 | Медвежий поцелуй | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
2004 | Шиzа | Сценарист, продюсер | |
2005 | Кочевник | Режиссёр | |
2007 | Монгол | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
Пьяный моряк | Документальный фильм | ||
2008 | Баксы | Сценарист, продюсер | |
Истории о правах человека | Режиссёр, сценарист, продюсер | Киноальманах (сегмент «Голос») | |
Мустафа Шокай | Сценарист | ||
Морфий | Актёр | Эпизод | |
2009 | 42. Один прорыв воображения | Режиссёр | Киноальманах (1 новелла) |
2010 | Дочь Якудзы | Режиссёр, сценарист, продюсер | |
2014 | Седьмой сын | Режиссёр | |
Прослушивание | Продюсер | Короткометражка | |
Дархан | Документальный фильм | ||
2015 | Рыцарь кубков | Актёр | В роли Сергея |
Джина Валентина — Википедия, вольная энциклопедия
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejd do nawigacji
Przejd do wyszukiwania
W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:
- utworzyć go ,
- zaproponować, eby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Gina valentina» w artykułach,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
- Commons Wikiźródła Wikisłownik Wikicytaty Wikibooks Wikinews
- Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Valentina vaughn» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь по списку произведений искусства на «Валентина вон».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Валентину вон».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
- Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Valentina ivanova» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь по списку произведений искусства на тему «Валентина Иванова».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Валентину Иванову».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
- Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Gina valentina» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь с листом произведений искусства, который комментирует «Джина Валентина».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Джину Валентину».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
Ródło: „https: // pl.wikipedia.org/wiki/Gina_valentina »
.
Валентина вон — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Валентина вон».
Busca Valentina vaughn en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (noticias) | |
Wikiversidad (Contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
Si el artículo incluso así no existe:
.
Валентина иванова — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Валентина Иванова».
Busca Valentina ivanova en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (noticias) | |
Wikiversidad (Contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
Si el artículo incluso así no existe:
.
Джина Валентина — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Gina valentina».
Busca Gina valentina en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (noticias) | |
Wikiversidad (Contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
Si el artículo incluso así no existe:
.