Устная речь и ее особенности: Устная речь и её особенности

Устная речь и её особенности









ТОП 10:










⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Устная речь — произносимая, звучащая, слышимая — выражена звуками (акустическим кодом). Устная речь имеет две формы — монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог — это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих. Диалог — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики — стимула и реплики — реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь — первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литер-рно. Иногда выделяют полилог — это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

 

 

Письменная речь. Основные признаки

 

Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. Выделяют следующие формы речи:

 

Внутренняя

Внешняя

Письменная

Устная

Монологическая Диалогическая

 

   Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека — его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».


Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между ними определяются:

1.Способами кодирования. Устная речь — произносимая, звучащая, слышимая — выражена звуками (акустическим кодом). Письменная речь — видимая, написанная буквами (графическим кодом).

2.Механизмами порождения. Письменный текст, как правило, подготовленный, записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию. Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т.е. создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки, быстроты выбора слов, автоматизма синтаксического конструирования.

3.Механизмами восприятия. Устная речь должна восприниматься сразу. Письменная осмысливается при многократном чтении.

4.Грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. В устной речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5.Видами норм. Только к устной речи предъявляются орфоэпические требования. Только к письменной — орфографические, пунктуационные и каллиграфические.

6.Выразительными возможностями. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста.

7.Характером адресата. Устная р. зависит от того, как ее воспринимают, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят др. друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.



Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы — внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:

— мысленная подготовка фразы

— воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата

— графическая фиксация мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная — произнесена. Письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы


infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 45.67.231.210 (0.003 с.)


23. Устная речь, её особенности, отличие от письменной речи.

Устная
речь:


звучащая;


создается в процессе говорения;


характерны словесная импровизация и
некоторые языковые особенности (свобода
в выборе лексики, использование простых
предложений, употребление побудительных,
вопросительных, восклицательных
предложений различного рода, повторы,
незаконченность выражения мысли).

Письменная
речь:


графически закрепленная;


может быть заранее обдумана и исправлена;


характерны некоторые языковые особенности
(преобладание книжной лексики, наличие
сложных предлогов, страдательных
конструкций, строгое соблюдение языковых
норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная
речь отличается от письменной также
характером адресата. Письменная речь
обычно обращена к отсутствующим. Тот,
кто пишет, не видит своего читателя, а
может лишь мысленно представить его
себе. На письменную речь не влияет
реакция тех, кто ее читает. Напротив,
устная речь предполагает наличие
собеседника. Говорящий и слушающий не
только слышит, но и видят друг друга.
Поэтому устная речь нередко зависит от
того, как ее воспринимают. Реакция
одобрения или неодобрения, реплики
слушателей, их улыбки и смех – все это
может повлиять на характер речи, изменить
ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий
создает, творит свою речь сразу. Он
одновременно работает над содержанием
и формой. Пишущий имеет возможность
совершенствовать написанный текст,
возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен
и характер восприятия устной и письменной
речи. Письменная речь рассчитана на
зрительное восприятие. Во время чтения
всегда имеется возможность перечитать
непонятное место несколько раз, сделать
выписки, уточнить значения отдельных
слов, проверить по словарям правильность
понимания терминов. Устная речь
воспринимается на слух. Чтобы ее
воспроизвести еще раз, необходимы
специальные технические средства.
Поэтому устная речь должна быть построена
и организована таким образом, чтобы ее
содержание сразу понималось и легко
усваивалось слушателями.

Вот
что писал о разном восприятии устной и
письменной речи И.Андроников в статье
«Слово написанное и сказанное»:

Если
человек выйдет на любовное свидание и
прочтет своей любимой объяснение по
бумажке, она его засмеет. Между тем та
же записка, посланная по почте, может
ее растрогать. Если учитель читает текст
своего урока по книге, авторитета у
этого учителя нет. Если агитатор
пользуется все время шпаргалкой, можете
заранее знать — такой никого не сагитирует.
Если человек в суде начнет давать
показания по бумажке, этим показаниям
никто не поверит. Плохим лектором
считается тот, кто читает, уткнувшись
носом в принесенную из дому рукопись.
Но если напечатать текст этой лекции,
она может оказаться интересной. И
выяснится, что она скучна не потому, что
бессодержательна, а потому, что письменная
речь заменила на кафедре живую устную
речь.

В
чем тут дело? Дело, мне кажется, в том,
что написанный текст является посредником
между людьми, когда между ними невозможно
живое общение. В таких случаях текст
выступает как представитель автора. Но
если автор здесь и может говорить сам,
написанный текст становится при общении
помехой.

Письменная
форма речи чаще всего представлена
нормированным (кодифицированным) языком,
хотя имеются такие жанры письменной
речи, как заявления, письма, докладные,
объявления и под., в которых может быть
отражен разговорный язык и даже
просторечие.

Устная
форма речи неоднородна в стилистическом
отношении и проявляется в трех
разновидностях: нормированная
(кодифицированная) речь, разговорная
речь, просторечие. Каждая из этих
разновидностей характеризуется особыми
коммуникативными и стилевыми признаками
(понятие стиля см. далее).

2 Особенности устной речи

Есть
два способа выражения мыслей — устный
и письменный. Они взаимосвязаны и,
несомненно, помогают друг другу. Но
вместе тем разве мы не наблюдаем иногда,
как человек, умеющий писать дельно и
правильным литературным языком, теряется
при устном вы­ступлении, не может
связно и вразумительно сказать несколько
слов? И наоборот, немало есть людей,
которые удачно выступают публич­но
но оказываются беспомощными в попытках
передать те же са­мые мысли в письменной
форме.

Поскольку
для учителя и тренера важнейшим элементом
про­фессионального мастерства является
устная речь, необходимо рас­смотреть
некоторые особенности.

Устное
слово — это, прежде всего, слово живое,
выразительное. Устная речь отличается
от письменной тем, что она обладает
специ­фическим арсеналом средств для
передачи мыслей и чувств. Слово в устной
речи почти всегда в той или иной степени
сопровождается интонацией, мимикой и
жестикуляцией.

Монотонная
речь, совершенно лишенная этих
дополнительных средств выразительности,
наблюдается очень редко, например, при
чтении документов на суде, когда требуется
абсолютная объективность изложения,
отсутствие какой бы то ни было оценки
материала.

Жесты,
мимика, интонация выполняют очень важную
функцию: через них говорящий по
преимуществу передает свое отношение
к предмету речи, через них иногда он
сообщает слушателям то, что не поддается
передаче одним только словом, то, что
специалисты по сценическому искусству
называют «подтекстом», или речевой
инто­нацией.

Итак,
первое отличие устной речи от письменной
— это эмоцио­нальный подтекст,
интонация. Интонация позволяет нам
полней и ярче высказаться наряду со
словом, помимо слова, иногда вопреки
слову.

Интонацией
управляют: тон, тембр, темп и течение
речи.

«Тон
делает музыку», — гласит французская
поговорка. Иногда вся суть дела заключается
в тоне, каким произносится фраза и даже
вся речь.

В
звучании речи обычно отражается
внутреннее состояние говорящего в
момент произнесения им речи. Обогащенная
правдиво и естественной речевой
интонацией, устная речь убеждает и
увлекает сильней. Качественные оттенки
устной речи безграничны: грустный,
радостный, гордый, приниженный,
презрительный, добрые злой, гневный,
восторженный и т.д.

Общий
тон ведения занятия предполагает
эмоциональный па­фос, психологический
настрой, проявляющийся в речевой
вырази­тельности изложения материала,
в удачной жестикуляции препода­вателя,
отражающей состояние его внутренней
активности.

Общий
тон преподнесения учебного материала
определяют од­новременно несколько
факторов:

1.
Каждому конкретному содержанию оптимально
соответству­ет определенный тон.
Наблюдаемые при этом недостатки:


содержание материала имеет яркий,
конкретно-образный ха­рактер, а тон
изложения сухой, неэмоциональный, либо
наобо­рот, абстрактно-теоретический
материал предполагает спокой­ное
течение мысли, преподаватель же излагает
его в повышен­но-эмоциональных тонах.
Школьники обычно чувствуют такие
несоответствия, реагируют на них
отрицательно.

2.
Отношение самого преподавателя к
содержанию учебного материала, его
внутренняя позиция. Это может быть
отношение проникновенности, безразличия,
искренней заинтересованности и
страстности, что обязательно придает
изложению тот или иной то­нальный
оттенок. Наблюдаемые недостатки:


излагаемые факты или события объективно
обусловливают их высокую положительную
оценку, а отношение преподавателя к ним
негативное. Следствием этого бывают
«заниженный» тон изложения и ослабление
контакта с классом.

3.
Система приемов, умений, средств, которыми
владеет препода­ватель для выражения
создавшейся и собственной позиции (сюда
от­носится, например, голосовая
экспрессия). Наблюдаемые недостатки-


слабый голос, не соответствующий
содержанию, которое долж­но быть
подано более сильно;


речевая монотонность, тогда как содержание
обусловливает необходимость различных
голосовых интонаций;


подчеркнутое™, выпуклость формы
изложения, воспринимаемые школьниками
как ложный пафос.

4.
Личность преподавателя в целом, его
характер, темперамент* совокупность
идейно-нравственных форм, которые
своеобразно окрашивают изложение,
придавая ему уважительный, серьезный
или, р^05орот,
иронический тон. Наблюдаемые недостатки:

.
преподавателю порой свойственны такие
качества, которые обус­ловливают явно
ошибочный «менторский» по отношению к
клас­су тон. В таком случае реакция
школьников почти всегда отрица­тельная
и, следовательно, контакт неглубок и
неустойчив. Тембр — индивидуальная
звуковая окраска голоса. Голос — это
платье нашей речи, а платье может быть
к лицу и не к лицу, мало и узко или излишне
длинно и широко, так и голос бывает
нечетким, резким, горловым, неприятным.
Тембр голоса — явление прирож­денное,
но это не означает, что им нельзя
управлять. Голос проходит определенную
школу развития и формирования. К
сожалению, для многих эта школа
ограничивается подражанием в детские
годы, а меж­ду тем, существуют
специальные, очень простые и эффективные
уп­ражнения для развития голоса
(считывание звуков, произнесение
ско­роговорок, чтение стихотворных
строк с конкретным чередованием громкости
и быстроты произнесения каждой отдельной
строки).

Многим
учителям трудно судить объективно об
особенностях своего голоса. Так,
приходится сталкиваться с педагогами,
говоря­щими в классной комнате или
спортивном зале настолько тихо, что
учащиеся с большим трудом разбирают
сказанное или вовсе ничего не слышат.
В зале, где учащиеся не слышат слов
преподавателя, воз­никает вопросительное
переглядывание и недоуменный шум. Если
на эти недостатки указать учителям, то
выясняется, что они, как пра­вило, не
осознают всей серьезности положения.
И напрасно. Прове­рить уровень громкости
своего голоса несложно. Достаточно
спро­сить в строю школьников, все ли
отчетливо слышат то, что говорит он. В
отдельных случаях учитель непременно
понижает голос, наде­ясь тем самым
заставить учащихся слушать его
внимательнее. Однако такой прием
нежелателен, так как внимание учащихся
должно быть сосредоточено на предмете
объяснения, а не на голосе учителя.
Иногда педагог ведет урок так, что его
голос гремит на весь зал, что тоже очень
утомительно. Существуют некоторые общие
рекомендации: » во
время произнесения речи поза учителя
должна быть свобод­ной, не затрудняющей
дыхания;


в небольшой аудитории лучше стремиться
к «домашней», есте­ственной интонации,
«беречь тишину», усиливая голос только
в необходимых случаях;


в большой аудитории (спортивный зал)
необходимо говорить громко, но также
следить за тем, чтобы оставалась
возможность для увеличения диапазона
громкости. Не начинать сразу
громко
и вообще предельную силу своего голоса
использовать в самых
крайних случаях;


выработать свой произносительный стиль,
т.е. «петь своим голосом»;


зная о недостатках своего голоса —
повышенной громкости ил наоборот,
слабости его, следует сознательно
регулировать громкость, тренировать
гибкость голоса, стремиться к снижении
неприятного эффекта.

Эксперименты
и специальные исследования показали,
что процесс восприятия речи происходит
не только через слуховой канал но и
через наши произносительные органы.
Когда мы воспринима­ем речь, то
одновременно с говорящим как бы
«микропроизносим» ее, вторим во внутренней
речи или во внутреннем пении говоряще­му
или поющему, производя мышечные
сокращения, микродвиже­ния синхронно
с тем, кого воспринимаем.

Психологами
речи замечена интересная закономерность:
если певец поет с напряжением или чтец
произносит свой монолог с го­лосовой
перегрузкой, т.е. на пределе, то в зале
обязательно возника­ет «массовый
кашель», у слушателей начинает першить
в горле или появляются неприятные
ощущения в гортани.

Темп
речи — скорость, с которой произносится
речь. Для русского языка нормальным
считается произнесение 120 слов в минуту.
Иногда преподаватели говорят либо
слишком быстро, либо слишком медлен­но.
В первом случае учащиеся попросту не
успевают вникнуть в сказан­ное
учителем. Во втором — они с нетерпением
ожидают, когда же пре­подаватель
продолжит объяснение материала. Из-за
отсутствия комму­никативных навыков
в речи учителя порой возникают ненужные
паузы и разрывы. Может войти в дурную
привычку заполнять их междомети­ями
типа «э…э». Другой не менее скверной
манерой заполнять паузы является
злоупотребление словами-паразитами
или даже целыми фра­зами. Многие не
осознают явных небрежностей в своей
речи до тех пор, пока им на это не укажут.
Но как только вы начнете внимательно
сле­дить за собой, количество
слов-паразитов уменьшается.

Учитывая
особенности темпа речи, необходимо
помнить, что сложную часть материала
учитель должен излагать замедленным
тем­пом. Обязательно замедляется
речь, когда нужно сформулировать тот
или иной вывод — определение, правило,
принцип, закон. Голос учи­теля должен
быть ярким, сочным, звучным, четким. И
здесь особое место занимает дикция.

Дикция

это ясность и четкость в произношении
слов, слогов и звуков. Но
не
следует думать, что хорошая дикция —
это тщательное произношение каждого
звука, например, в таких словах, как
«что». Необходимо следить, чтобы не было
звучания «сквозь зубы не съедались
окончания слов, слова не наскакивали
друг на друга. Есть несложные упражнения
по ликвидации шепелявости, картавости,
вялости голоса, гнусавости.

И
наконец, течение речи. Чтобы избавиться
от монотонной речи, но говорить
естественно, как в жизни. Известный
исследователь судебной речи П.С.Пороховщиков
дает следующий совет: «Остере­гитесь
говорить ручейком: вода струится, журчит,
лепечет и скользит по мозгам слушателей
не оставляя в них следа. Чтобы избежать
утомительного однообразия, надо составить
речь в таком порядке, чтобы переход от
одного раздела к другому требовал
перемены инто­нации… Неверно взятый
тон может погубить целую речь».

Большую
роль в речи играет логическое ударение
— это указываю­щий звуковой жест.
Выделяется монотонно-ударная интонация,
когда логическое ударение ставится
почти на каждое слово. Такая мане­ра
быстро утомляет слушателя, монотонно-угасающая
— начало фра­зы произносится громко,
а затем идет спад, голос угасает, и конец
речи съеден.

Велика
роль паузы. Паузой отделяется переход
от одного вопро­са к другому. Полезно
отделять паузами наиболее важные места,
вы­воды,
доказательства.

Вторая
особенность
устной речи — импровизированность.

В
письменной речи можно тщательно обдумать
каждую фразу, каждое слово, заменить
неудачное выражение более правильным
и точным, зачеркнуть уже написанное и
написать новый текст, пере­читать
законченную работу и внести в нее любые
исправления.

В
устной речи ничего подобного сделать
нельзя. Педагог мо­жет составить
предварительный план, может ясно
представить себе, о чем он будет говорить,
может даже написать текст, но когда он
будет говорить перед классом, а не читать
заранее составленный текст, т.е.
действительно пользоваться устной
речью, ему необхо­димо будет подыскивать
слова на ходу, в значительной степени
им­провизировать.

Атак
как мы знаем, что «слово не воробей:
вылетит — не пойма­ешь», то должны
напрягать все усилия к тому, чтобы не
сказать лишнего, не относящегося к делу,
и выразить свои мысли более тактично и
точно.

Если
импровизация неизбежна для всякой, даже
заранее пpoдуманной
речи (кроме тех случаев, когда оратор
запомнил подготовленную речь наизусть
и воспроизводит ее буквально, как бы
читает на память), то тем более это надо
сказать о выступлении, заранее не
подготовленном. Чаще всего импровизация
наблюдается при неожидан* ном обсуждении
какого-либо вопроса. Например, вы слушаете
докладчика и выступающих в прении, вы
в чем-то не согласны с ними u
хотите возразить. Но готовиться
по-настоящему некогда. Вы наскор0
продумываете
основное, что будете говорить; может
быть, успеете на­метить план, подумать,
с чего начать и чем закончить, какие
выводы сделать, но все это — лишь в общих
чертах, без точных формулировок
Импровизация в вашей речи будет играть
решающую роль. Вы быст­ро, в процессе
речи, должны мобилизовать имеющийся
материал и туг же, не теряя ни секунды,
найти для него словесную форму.

У
импровизации есть свои преимущества
перед заранее написанной речью.
Необходимость в кратчайший срок отобрать
нужные мысли и сло­ва создает у оратора
эмоциональный, душевный подъем. Даже
спокойный по натуре человек, выступая
с речью, в какой-то степени испытывает
вол­нение, мышление его становится
более интенсивным, воображение более
активным, чувство более сильным, а все
это, естественно, положительно действует
на отбор слов и на выразительность их
передачи.

Но
импровизация устной речи имеет и слабые
стороны, посколь­ку не всегда и не
всякий оратор может сразу привести в
состояние готовности необходимый
материал. Бывает, что оратор говорит
пу­тано, повторяется, засоряет речь
ненужными словами и междомети­ями.
Это производит на аудиторию тягостное
впечатление, часто вызывает колкие
замечания со стороны слушателей. Чтобы
этого из­бежать, надо продумать речь,
ее основные положения, чтобы таким
образом создать прочный фундамент для
импровизации. И уж, ко­нечно, надо
хорошо знать предмет, о котором говоришь.

Третья
особенность устной речи — непосредственность
общения
оратора со слушателями, т.е. контакт с
аудиторией. Конечно, и пись­менная
речь, будь то сочинение школьника или
научное исследова­ние, рассчитана на
«аудиторию», на читателя. Но читатель
лишь су­ществует в воображении.

Другое
дело — в устной речи. Слушатели в
известной степени собеседники. Они
обычно молча воспринимают речь педагога,
ора
тора, но реагируют на эту речь выражением
лица, на котором можно прочитать вопрос,
недоумение, заинтересованность,
солидарность или несогласие, даже
протест и возмущение.

Опытный
педагог ловит эти отклики аудитории,
следит за тем, что в данный
момент переживают его школьники и
соответственно этому пересматривается,
вносит в свою речь новый материал и
новые интонации.

Яркой
иллюстрацией к этой стороне устной речи
могут служить поминания чеховского
профессора о том, как он читал лекции
студентам (рассказ «Скучная история»):
«Когда я читаю лекцию, передо мной
полтораста
лиц, непохожих одно на другое, и триста
глаз, глядяших
мне
прямо в лицо. Цель моя — победить эту
«многоголовную» гидру. Если я каждую
минуту, когда читаю, имею ясное
представление о степени
ее
внимания и о силе разумения, то она в
моей власти.

Другой
мой противник во мне самом. Это —
бесконечное разно­образие
форм,
явлений и законов, и множество ими
обусловленных своих
и
чужих
мыслей. Каждую минуту я должен иметь
ловкость вых­ватить
из
этого громадного материала самое важное
и нужное и так же
быстро,
как течет моя речь, облекать свою мысль
в такую форму, которая
была
бы доступна разумению «гидры» и возбуждала
бы ее внимание,
причем
надо зорко следить, чтобы мысли
передавались не
по
мере
их накопления, а в известном порядке,
необходимом для правильной компоновки
картины, какую я хочу нарисовать.

Далее
я
стараюсь, чтобы речь моя была литературна,
определе­ния
кратки
и точны, фраза возможно проста и красива.
Каждую ми­нуту
он
должен
осаживать себя и помнить, что в моем
распоряжении имеется
только
час и сорок минут. Одним словом, работы
немало. В одно
и
то
же время приходится изображать из себя
и ученого, и педа­гога,
и
оратора,
и плохо дело, если оратор победит в вас
педагога и ученого
или
наоборот».

Общие
слова, общие рассуждения, стандартные,
штампованные выражения, как правило,
не задевают сердца слушателей. Речи
логичес­ки
выдержанные
и стройные, но лишенные конкретности и
свежих, но­вых
мыслей,
повторяющие общие места, речи «обтекаемые»,
обходящие все
острые
углы, ни в какой степени не могут служить
образцами.

Когда
нет контакта с аудиторией, речь уходит
«в воздух».

На
уроке учителю не следует держать себя
так, как будто он вы­ступает
с
ораторской
трибуны. Он должен говорить просто,
рассказывать,
а
не изрекать. Для установления контакта
наиболее уместна непринужденная манера
общения с классом. Обращаясь к учащимся,
учитель должен как можно чаще обращаться
по имени, т.к. это способствует созданию
благоприятного психологического
климата.

И,
наконец, очень важным условием успешного
использования устной
речи
является умение владеть
своими чувствами
во
время выступления. Иногда школьники
встречают нас не так, как мы предполагали.
Начало не увлекло, шутка никого не
развеселила, а на лицах
школьников
вместо заинтересованности или хотя бы
скептицизм, против которого заготовлены
хорошие «фразочки», откровенная скука.
Что же делать? Обидеться, ведь вы так
тщательно готовились занятию? Нет!
Перестроиться. Извлечь из памяти
интересное, что
могло
расшевелить и заинтересовать школьников.
Учитель должен
контролировать
свои гневные порывы, не обрушивать на
школьников потоки оскорблений и обвинений
в «тупости», «глупости» и т.д.

Итак,
знание особенностей устной речи позволит
педагогу целенаправленно совершенствовать
ораторские навыки.

Особенности устной публичной речи | Учебные материалы

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.

Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, т.е. речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершённость. Эти же признаки свойственны и публичной речи.

Однако строгих границ между монологом и диалогом не существует: почти в любом монологе присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность восприятия адресата, желание втянуть его в активную мыслительную деятельность. Особенно это характерно для ораторской речи.

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс двусторонний – диалог, который носит характер субъектно-объектных отношений между говорящим и аудиторией.

Публичная речь характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

1. Наличие обратной связи (реакция на слова говорящего). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать её настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная речь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

2. Устная форма общения. Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как её слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Учёными установлено, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учётом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчётом на его произнесение. Выступающий постоянно должен балансировать, выбирая оптимальный вариант своей речи.

4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь представляет собой устную форму общения, в ней важную роль в процессе выступления играют также невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, её темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

Оратор и его аудитория >
Русский язык и культура речи >

Отличительные особенности устной речи по сравнению с письменной работой

Устная и письменная речь — это два равнозначных способа выражения средствами языка одного и того же содержания.

Устная речь является важным и необходимым условием общей языковой культуры делового человека.

«Письменная речь — это графическая передача устной речи (её звукового потока) и вместе с этим смыслоинтонационного содержания, заключённого в ней.» (Шанский, 1988, С.159-165).

Устная и письменная речи тесно между собой связаны, но каждая из них имеет ряд отличий.

Знание этих отличий, как и знание стилистических средств, которыми развивается речь устная и письменная практических навыков в использовании богатств русского языка.

Устная речь представляет собой звуковое оформление слов и зависит от говорящего.

Устная речь экспрессивна, в ней большую роль играют такие факторы, как интонация, тон, темп.

В устной речи широко употребляются присоединительные и вставные конструкции, вводные слова, перифразы и риторические вопросы.

Для успешной речи характерны внелингвистические средства выражения определённого смысла: мимика, жесты. Устная речь включает в себя аудирование (слушание и понимание речи на слух) и говорение (порождение высказывания, речи).

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально — делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.



Устная речь звучит, в ней используются фонетические (звуковые) и просодические (греч. «просодиа» — учение о соотношении слогов в стихе — ударные и неударные, долгие и краткие) средства. Говорящий человек одновременно творит и форму, и содержание речи, поэтому она конечна во времени и не поддается исправлению. Устно общающиеся коммуниканты чаще всего видят друг друга, и непосредственный визуальный контакт способствует взаимопониманию. Устная речь гораздо активнее письменной — мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире и ее выразительные возможности. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать».


В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально, усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Письменная речь существует бесконечно долго, и читающий человек всегда имеет возможность уточнить непонятное выражение в тексте. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

Различия между устной и письменной речью сводятся чаще всего к средствам выражения. устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией. Письменная речь, в процессе пользования которой собеседник отсутствует (письменная работа), требует максимальной полноты языковых средств.

Необходимым условием является умение свободно сочетать предложения в нужной для раскрытия содержания последовательности. В письменной речи не должно быть конструкций, которые могли бы вызвать непонимание той или иной мысли. Кроме того, при написании необходимо опираться на закономерности синтаксиса связного текста.

Однако, несмотря на существенные отличия, между устной и письменной речью есть непосредственная связь и взаимозависимость. Как устная, так и письменная речь являются средством общения, обе формы языка используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и словосочетаний.

4. Устная речь и ее ведущие признаки.

Устную
речь нередко характеризуют слова:
произносимая, звучащая, говоримая.

В
устной речи во многом помогают
жесты,мимика, а иногда и предметы,
находящиеся в поле зрения говорящих.
Языковые черты устной речи обусловлены
ее непосредственностью.
В устной речи словоупотребление
свободнее, чем
на письме – говорящий по своему
усмотрению «наделить» слово каким-то
значением, применимым только к данному
случаю. Словарный
состав устной речи невелик, из
грамматических форм наиболее часто
употребляются местоимения, частицы,
именительный и
родительный падежи существительных.
Наблюдается синтаксическая
неполнота конструкций. Фразы по ходу
речи могут перестраиваться,
отсюда – паузы с различным наполнением,
добавлением,
вставки, разрывы словосочетани.
Итак,
устная речь – это живая речь, которая
не только произносится.
Звучит, но главное – создается в
считанные секунды, в момент
говорения, на глазах у всех. Это –
творимая, говоримая речь.

5.Письменная речь.

Письменная
форма речи используется в условиях
непрямого контакта: момент создания
текста не совпадает с моментом его
восприятия. Таким образом, письменная
речь – речь, графически закрепленная.
Она предварительно обдумывается, ее
фрагменты можно неоднократно копировать
(тиражирование, чтение)

Интонация
на
письме передается знаками препинания.Для
письменной речи характерно преобладание
книжной лексики, наличие сложных
предлогов, страдательных конструкций,
строгое соблюдение языковых норм,
отсутствие внеязыковых элементов и
др. Синтаксические конструкции усложнены,
порядок слов строго подчинен логике.

Основные
жанры письменной речи

Аннотация
– краткая характеристика книги, статьи
в виде перечня
главнейших вопросов: аннотация статьи,
монографии.

Выписка
– выдержка из текста, цитата, то, что
выписано из произведения, документа:
делать выписки из статей.

Заметка
– 1. Краткая запись о чем-либо: заметка
в блокноте, делать
заметки для памяти; 2. Краткое сообщение
в печати: газетная заметка.

Изложение
– пересказ чего-либо (обычно письменно)
своими словами:
изложение своими словами.

Комментарий
– толкование, объяснения к тексту:
комментарий к
статье.

Конспект
– краткое, письменное изложение
содержания чего-либо:
конспект лекции, конспект статьи.

Обобщение
– общий вывод, сделанный в результате
изучения частных
явлений: перейти к обобщениям.

Описание
– сочинение, изложение, в котором
описывается что-либо:
описание эксперимента.

Письмо
– 1. Средство общения с помощью графических
знаков, позволяющее фиксировать речь
при передаче ее на расстоянии; 2.
Написанный текст, посылаемый кому-либо
для сообщения чего-либо.

План
– определенная последовательность,
краткая программа изложения
чего-либо: план статьи.

Резюме
– краткое изложение речи, статьи,
краткий вывод.

Реферат
– краткое изложение содержания книги,
статьи (статей),
а также доклад с таким изложением:
написать реферат статьи.

Рецензия
– критическая оценка научного,
художественного и др. сочинения,
спектакля, фильма: рецензия на спектакль.

Статья
– научное, публицистическое сочинение
небольшого размера
в сборнике, журнале, газете: статья на
тему…

Тезис
– 1. Основная мысль, положение, доказываемое
в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть
тезис;

23. Устная речь, её особенности, отличие от письменной речи.

Устная
речь:


звучащая;


создается в процессе говорения;


характерны словесная импровизация и
некоторые языковые особенности (свобода
в выборе лексики, использование простых
предложений, употребление побудительных,
вопросительных, восклицательных
предложений различного рода, повторы,
незаконченность выражения мысли).

Письменная
речь:


графически закрепленная;


может быть заранее обдумана и исправлена;


характерны некоторые языковые особенности
(преобладание книжной лексики, наличие
сложных предлогов, страдательных
конструкций, строгое соблюдение языковых
норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная
речь отличается от письменной также
характером адресата. Письменная речь
обычно обращена к отсутствующим. Тот,
кто пишет, не видит своего читателя, а
может лишь мысленно представить его
себе. На письменную речь не влияет
реакция тех, кто ее читает. Напротив,
устная речь предполагает наличие
собеседника. Говорящий и слушающий не
только слышит, но и видят друг друга.
Поэтому устная речь нередко зависит от
того, как ее воспринимают. Реакция
одобрения или неодобрения, реплики
слушателей, их улыбки и смех – все это
может повлиять на характер речи, изменить
ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий
создает, творит свою речь сразу. Он
одновременно работает над содержанием
и формой. Пишущий имеет возможность
совершенствовать написанный текст,
возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен
и характер восприятия устной и письменной
речи. Письменная речь рассчитана на
зрительное восприятие. Во время чтения
всегда имеется возможность перечитать
непонятное место несколько раз, сделать
выписки, уточнить значения отдельных
слов, проверить по словарям правильность
понимания терминов. Устная речь
воспринимается на слух. Чтобы ее
воспроизвести еще раз, необходимы
специальные технические средства.
Поэтому устная речь должна быть построена
и организована таким образом, чтобы ее
содержание сразу понималось и легко
усваивалось слушателями.

Вот
что писал о разном восприятии устной и
письменной речи И.Андроников в статье
«Слово написанное и сказанное»:

Если
человек выйдет на любовное свидание и
прочтет своей любимой объяснение по
бумажке, она его засмеет. Между тем та
же записка, посланная по почте, может
ее растрогать. Если учитель читает текст
своего урока по книге, авторитета у
этого учителя нет. Если агитатор
пользуется все время шпаргалкой, можете
заранее знать — такой никого не сагитирует.
Если человек в суде начнет давать
показания по бумажке, этим показаниям
никто не поверит. Плохим лектором
считается тот, кто читает, уткнувшись
носом в принесенную из дому рукопись.
Но если напечатать текст этой лекции,
она может оказаться интересной. И
выяснится, что она скучна не потому, что
бессодержательна, а потому, что письменная
речь заменила на кафедре живую устную
речь.

В
чем тут дело? Дело, мне кажется, в том,
что написанный текст является посредником
между людьми, когда между ними невозможно
живое общение. В таких случаях текст
выступает как представитель автора. Но
если автор здесь и может говорить сам,
написанный текст становится при общении
помехой.

Письменная
форма речи чаще всего представлена
нормированным (кодифицированным) языком,
хотя имеются такие жанры письменной
речи, как заявления, письма, докладные,
объявления и под., в которых может быть
отражен разговорный язык и даже
просторечие.

Устная
форма речи неоднородна в стилистическом
отношении и проявляется в трех
разновидностях: нормированная
(кодифицированная) речь, разговорная
речь, просторечие. Каждая из этих
разновидностей характеризуется особыми
коммуникативными и стилевыми признаками
(понятие стиля см. далее).

Обучение устной речи.

I. Владение вторым и иностранным языком часто рассматривается как наиболее требовательный из четырех навыков. Что конкретно затрудняет разговор на иностранном языке? Начнем с того, что беглая речь содержит сокращенные формы, такие как сокращение, сокращение гласных и элизия, использование сленга и идиом в речи. Студенты также должны усвоить ударение, ритм, интонацию. Самый сложный аспект разговорного английского заключается в том, что он почти всегда достигается через взаимодействие как минимум с одним говорящим.Устные навыки не всегда занимали центральное место в педагогике второго и иностранного языков. При подходах, основанных на понимании, навыки аудирования подчеркиваются перед тем, как говорить, при подходе, основанном на производстве, и аудиолингвизме производство речи строго контролировалось. С появлением теории коммуникативной компетентности (Хаймс, 1972) обучение устным навыкам стало центральным во многих классах английского как иностранного. Сегодня учителя должны сбалансировать акцент на точности с акцентом на беглость речи.Согласно Хеджу (1993), термин беглость означает способность связывать единицы речи вместе с легкостью и без напряжения, неуместной медлительности или излишних колебаний, когда обсуждение значения является основной целью. В настоящее время обучение в классе ESL больше не является односторонней передачей знаний от Учителя к Студенту, сегодня студенты учатся от студентов, от Учителя, от внешнего мира. Студенты несут ответственность за собственное обучение.

II. В , решая, как структурировать и чему обучать в классе устных навыков, следует рассмотреть вопросы: Кто такие студенты? Что они ожидают узнать? Чему я должен учить? Одно из основных соображений — это уровень студентов.В настоящее время обучение устным навыкам на всех уровнях часто строится вокруг функционального использования языка (например, основные приветствия, предоставление и запрос личной информации, разговор о семье, описание одежды и т. Д.). Учителя должны критически относиться к публикуемым материалам, они будут иметь принимать решения и выбирать занятия из множества источников и создавать собственные материалы.

III. Деятельность

Основные типы речевых действий, которые могут быть реализованы: дискуссии, речи, ролевые игры, диалоги, беседы, журналы устных диалогов с аудиозаписями и другие действия, основанные на точности.

Обсуждения: студентов знакомят с темой посредством чтения, отрывка для прослушивания или видеозаписи. Затем их просят разделиться на пары или группы, чтобы обсудить связанную тему, чтобы придумать решение, ответ. Каждый человек в группе несет определенную ответственность, будь то учет времени, ведение записей или отчет о результатах. Должны быть рекомендации заранее и последующие действия. Известный пример — Коктейльная вечеринка на необитаемом острове.

Преимущества парной и групповой работы.

а. больше языковой практики.

г. большее участие со стороны студентов.

г. студенты чувствуют себя в большей безопасности.

г. студенты делятся знаниями, помогают друг другу.

Проблем:

а. Шум (рабочий шум).

б. Учитель не может исправить все ошибки (должен делать заметки, исправлять только те, которые затрудняют понимание).

г. Сложно контролировать класс (Инструкции должны быть четкими: что делать, когда начинать, когда останавливаться, временные ограничения).

Выступления.

Другой распространенный вид деятельности — подготовленная речь. Учитель должен дать структуру речи, ее риторический жанр (повествование, описание, диалог, монолог и т. Д.). При обучении монолоке учитель должен различать 2 способа.

Первый способ — это процесс загрузки снизу, , где мы различаем 3 этапа:

уровень утверждения — учащихся составляют предложения по шаблонам

уровень высказывания — учащиеся используют разные модели предложений в высказывании.

уровень дискурса — студенты говорят на картинке, киноленте, тексте, придумывают рассказ.

Второй способ сверху вниз , где мы различаем 3 этапа: Основная единица — текст.

отвечая на вопросов, составляя план, составляя программу.

пересказ текста — пересказ близкий к тексту, пересказ от первого лица, пересказ от третьего лица, пересказ от имени персонажей.

полное преобразование текста.

Хорошая идея — возложить на слушателей некоторые обязанности во время выступлений. Это отличное время для взаимной оценки (пример задания: отметьте сильные стороны или свяжите тему выступления с личным опытом). Варианты: видеозапись и аудиозапись выступлений.

Оценка выступлений учителем может проводиться по следующим критериям:

Подача — громкая ли громкость, соответствующая скорость, учел ли студент время?

Взаимодействие / взаимопонимание в аудитории — зрительный контакт, поза, жесты, нервозность?)

Содержание и организация — соответствующее введение, заключение, суть выступления.

Знание языков. (частные проблемы с грамматикой, беглостью речи, словарным запасом, произношением).

Второй тип речи — речь импровизированная (неподготовленная). Это упражнение дает студентам более актуальную практику разговора на языке. Студентов необходимо научить стратегии разговора, использованию маркеров неуверенности (например, типа, э-э, ну, типа, типа). Пример действия: дать минутный неподготовленный ответ по какой-либо теме.

Ролевая игра .

Ролевая игра подходит для отработки социокультурных вариаций речевых действий, таких как комплименты, жалобы и тому подобное. В зависимости от уровня учащегося, ролевую игру можно проводить по заранее подготовленным сценариям (набор подсказок и выражений), используя знания, полученные в результате обучения или обсуждения речевого акта.

Ольштайн и Коэн (1991) рекомендуют несколько шагов для обучения речевым действиям.

1. Диагностическая оценка для определения того, что учащиеся уже знают о рассматриваемом действии.

2. Типовой диалог, представленный на слух и / или письменно — для прослушивания и отработки типовых фраз, используемых в речевом акте.

3. Проведите ролевую игру (после рассмотрения информации об участниках, их возрасте, отношениях и т. Д.).

В обучении диалогу есть несколько этапов: на стадии восприятия учитель объясняет новый языковой материал, на репродуктивной стадии ученики воспроизводят то, что они узнали, на конструктивной стадии ученики строят аналогичный диалог, используя новые шаблоны.

Разговор — это речевая деятельность, которая является наиболее фундаментальной формой устного общения. Например, студенты могут найти носителя языка и записать на пленку 20-30-минутное общение с этим человеком. Следующий шаг — ученики записывают часть своего взаимодействия. Учащимся рекомендуется не исправлять грамматические или произношения, включая все маркеры неуверенности, фальстартов и пауз. Студенты должны найти примеры трудностей в общении.Вариант задания взять интервью у носителя языка.

:

.

Развитие речи младшего школьника: уровни, особенности, приемы и методы развития — Среднее образование и школы

Коммуникация безусловно входит в список важнейших факторов, влияющих на умственное развитие человека. Через контакты со взрослыми дети начинают усваивать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Но в то же время полноценное знание родного языка — это еще и средство обучения. Его можно считать одним из важнейших приобретений детей, достигших школьного возраста.

Обогащение словарного запаса и развитие речи ребенка являются важным компонентом развития личности. С его помощью младшие школьники познают ценности национальной культуры, а также знакомятся с эстетическими и нравственными нормами общества. Именно поэтому учителя начальных классов уделяют большое внимание развитию речи своих учеников.

Актуальность проблемы

Каждый учитель понимает, что развитие речи младших школьников — залог успешного усвоения ими всех предметов не только в начальных классах, но и в будущем при переходе от одной ступени обучения к другой.Кроме того, по этому показателю, как правило, определяется уровень культуры, интеллекта и мышления человека. Однако в современном мире недостаточно знать правила грамматики, доступные на родном языке.

Человеку важны способности в свободном выражении своих мыслей и владение культурой речи. В этом причина необходимости работы над развитием речи младших школьников. Его основная задача — укрепление позиций творческого направления и развитие коммуникативных навыков детей.

Основные периоды развития

Речь — это специфическая деятельность людей. Это реализация мышления, основанная на использовании языковых средств. Среди основных функций речи выделяют общение и общение, выражение эмоций, а также воздействие на других людей. Богатый словарный запас и способность говорить — вот некоторые из способов познать реальность.

Поэтому адекватный уровень развития речи младшего школьника — средство для успешного обучения ребенка.

Умение общаться с человеком проходит несколько стадий улучшения:

  1. Младенческий возраст. Это период продолжительностью до года жизни, в течение которого у ребенка развивается лепет и «кряхтение».
  2. Ранний возраст. Длится от 1 года до 3 лет. В этот период маленький человек овладевает звуковым и слоговым составом слов, а также их простейшими связями в предложении. Речь детей в этом возрасте ситуативна и диалогична.
  3. Дошкольный период (до 6 лет). В этот промежуток времени происходит формирование контекстной и монологической речи, и появляется одна из ее форм, внутренняя

.

I. Голосовой механизм создания устной речи.

Психологический → физиологический →
физический (акустический) → приемная →

трансмиссия

Человеческая речь — это результат очень высокого
сложная серия событий. Формирование концепции занимает
место на лингвистическом уровне (в мозгу говорящего). Это
этап
называется психологический .
Все начинается с идеи (прелюдии). Сообщение, сформированное в
мозг, импульс идет от задней части нашего разума к органам речи
(передается по нервной системе в органы речи).
Человеческий мозг контролирует поведение суставных органов.
который влияет на создание определенного образца речевых звуков.
вторая стадия
называется физиологическая
когда движения речевого аппарата нарушают воздушный поток
таким образом создавая звуковые волны.Мы двигаем воздухом. Органы речи
шаг. Прием начинается с физического
(или акустический )
этап. Любое общение требует не только говорящего, но и слушателя.
Последние ступени прием
звуковых волн слухом слушателя физиологические
аппарата (барабанные перепонки начинают вибрировать. При вибрации барабанные перепонки
настраиваются так же, как и тон голоса говорящего, если
ваш слух исправен) и
передача
голосового сообщения
через нервную систему в мозг (барабанные перепонки реагируют на
давление путем воспроизведения вибрации.Так начинается прием. В
слушатель и говорящий поют одну и ту же мелодию). Лингвистический
интерпретация информации
передан.

Подсознательно мы повторяем для себя во внутренней речи то, что
мы слышим (вместе с говорящим). Две стороны одного процесса
очень тесно взаимодействовали. Теперь доказано, что когда мы слушаем
кто-то, мы фактически воспроизводим то, что говорит говорящий.

II. Группы органов.

1)
Респираторный (или
мощность
)
механизм
обеспечивает поток воздуха
что является первым условием для воспроизведения звуков речи.Этот механизм образован легкими, дыхательной трубой и бронхами.
Воздушный поток, выходящий из легких, является наиболее обычным источником
энергии, которая регулируется силовым механизмом. Регулирование
сила воздушной волны легкие изменяют интенсивность
звуков речи. Слоговые импульсы и динамическое ударение напрямую
связанных с поведением мышц, которые активируют это
механизм.

2)
Из легких через дыхательную трубу воздушный поток проходит в
верхние ступени голосового тракта.Прежде всего он проходит через
гортань
содержащий голосовых связок .
Функция голосовых связок заключается в их роли вибратора.
приводится в движение воздушным потоком, посылаемым легкими.

3)
Отверстие между голосовыми связками известно как голосовая щель .
Когда голосовая щель плотно закрыта и воздух под ней направляется вверх,
так называемый глоттальный упор
производится (усиливает или даже заменяет [p], [t], или [k], или даже
когда он предшествует энергичной артикуляции гласных звуков).В
наиболее важной речевой функцией голосовых связок является их роль в
производство голос .
Эффект, когда голосовые связки сведены вместе и вибрируют из-за
к давлению воздуха, выходящего из легких. Силы сжатого воздуха
открытие голосовой щели и последующее пониженное давление воздуха
позволяет голосовым связкам снова соединиться.

Чем чаще голосовые связки
вибрируйте, чем выше высота звука. (Типичный говорящий голос
женщина выше, чем у мужчины, потому что голосовые связки женщины
вибрировать чаще).Но мы можем варьировать скорость
вибрация, создавая модификацию шага
составляющая интонации. Более того, мы можем изменить размер
дуновения воздуха, выходящего при каждой вибрации голосовых связок
то есть мы можем изменить амплитуду
вибрации, вызывающей изменение громкости
звука, слышимого слушателем. Если говорить об увеличении
речи, мы имеем в виду усиление напряженности
(давление, связанное с
слушатель как увеличение и громкость). Громкость
является категорией слушающего, и эквивалент для говорящего будет
напряженность .

4)
Из гортани воздушный поток проходит к надглоточному каналу .
полости
, то есть до глотки ,
устье
и носовых полостей .
Форма этих полостей изменяет звук речи.

.

речи | Язык, голосовое управление, анатомия и физиология

Дыхательные механизмы

речь Речь — это способность производить артикулированные звуки, которые при смешивании образуют язык. Создано и произведено QA International. © QA International, 2010. Все права защищены. www.qa-international.com Смотрите все видео к этой статье

Человеческая речь обслуживается с помощью меховидного респираторного активатора, который вырабатывает движущую энергию в виде воздушного потока; генератор звуковых сигналов в гортани (нижняя часть горла) для преобразования энергии; звукоформирующий резонатор в глотке (выше в горле), где формируется индивидуальный образец голоса; и речевой артикулятор в полости рта (рта).Обычно, но не обязательно, четыре структуры работают в тесной координации. Слышная речь без голоса возможна во время бесшумного шепота, а также может быть фонирование без устной артикуляции, как в некоторых аспектах йодлинга, которые зависят от изменений глотки и гортани. Для чтения по губам можно использовать тихую артикуляцию без дыхания и голоса.

Ранним достижением экспериментальной фонетики примерно в конце 19 века было описание различий между спокойным дыханием и звуковым (говорящим) дыханием.Обычно человек дышит примерно 18-20 раз в минуту во время отдыха и гораздо чаще в периоды больших усилий. Спокойное дыхание в покое, а также глубокое дыхание при физической нагрузке характеризуются симметрией и синхронностью вдоха (вдоха) и выдоха (выдоха). Вдох и выдох одинаково продолжительны, одинаково глубоки и переносят одинаковое количество воздуха в течение одного и того же периода времени, примерно пол-литра (одна пинта) воздуха на вдох в состоянии покоя у большинства взрослых.Записи (сделанные с помощью устройства, называемого пневмографом) дыхательных движений во время покоя представляют собой кривую, на которой пики сменяются впадинами с довольно регулярным чередованием.

Звуковое дыхание другое; вдох намного глубже, чем во время отдыха, и намного быстрее. После того, как человек сделает этот глубокий вдох (один или два литра воздуха), звуковой выдох будет продолжаться медленно и довольно регулярно, пока длится устное высказывание. Обученные ораторы и певцы могут произносить звук на одном дыхании не менее 30 секунд, часто до 45 секунд, а в исключительных случаях — до одной минуты.Период, в течение которого можно удерживать тон на одном дыхании с умеренным усилием, называется максимальным временем фонации; этот потенциал зависит от таких факторов, как физиология тела, состояние здоровья, возраст, размер тела, физическая подготовка и способность гортанного генератора голоса, то есть способность голосовой щели (голосовые связки и расстояние между ними) преобразовать движущуюся энергию дыхательного потока в слышимый звук. Заметное сокращение времени фонации характерно для всех заболеваний и нарушений гортани, которые снижают точность закрытия голосовой щели, при которой связки (голосовые связки) сближаются для фонации.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Дыхательные движения во сне и бодрствовании, в состоянии покоя и на работе, при молчании и разговоре постоянно регулируются нервной системой. Определенные дыхательные центры в стволе мозга регулируют детали дыхательной механики в соответствии с потребностями организма в данный момент. И наоборот, влияние эмоций сразу же слышно, как дыхание приводит в действие звуковой генератор; робкий голос страха, лающий голос ярости, немощная монотонность меланхолии или хриплая горячность во время волнения — примеры.И наоборот, многие органические заболевания нервной системы или дыхательного механизма проецируются на звук голоса больного. Некоторые формы заболеваний нервной системы вызывают дрожь в голосе; голос астматических звуков был затрудненным и прерывистым; при определенных заболеваниях, поражающих часть мозга, называемую мозжечком, дыхание становится форсированным и напряженным, так что голос становится очень низким и хрипящим. Такие наблюдения привели к традиционной практике, когда обучение вокалу начинается с упражнений на правильное дыхание.

Механизм звукового дыхания включает три типа дыхания: (1) преимущественно грудное дыхание (в основном за счет подъема грудной клетки), (2) преимущественно брюшное дыхание (посредством заметных движений брюшной стенки), (3) оптимальное сочетание обоих (с расширением нижней части груди). Самка использует преимущественно верхнее дыхание грудной клетки, а самец — брюшное дыхание. Многие голосовые тренеры подчеркивают идеальное сочетание грудного (грудного) и брюшного дыхания для экономии движений.Любое преувеличение одной конкретной привычки дыхания непрактично и может повредить голос.

Вопрос о том, что делает мозг, чтобы заставить рот говорить или писать от руки, все еще не полностью изучен, несмотря на стремительно растущее число исследований специалистов многих наук, включая неврологию, психологию, психолингвистику, нейрофизиологию, афазиологию, патологию речи, кибернетику и т. Д. и другие. Однако в результате такого исследования возникло базовое понимание. В процессе эволюции одной из древнейших структур мозга является так называемая лимбическая система, которая возникла как часть обонятельного (обонятельного) чувства.Он пересекает оба полушария в направлении спереди назад, соединяя многие жизненно важные центры мозга, как если бы это была основная магистраль для распределения энергии и информации. Лимбическая система включает в себя так называемую ретикулярную активирующую систему (структуры в стволе мозга), которая представляет собой главный мозговой механизм возбуждения, например, от сна или от отдыха к активности. У людей все действия, связанные с мышлением и движением (выражающиеся в устной или письменной речи), требуют управления корой головного мозга.Более того, у людей функциональная организация корковых областей мозга фундаментально отличается от таковой у других видов, что приводит к высокой чувствительности и отзывчивости к гармоническим частотам и звукам с высотой звука, которые характеризуют человеческую речь и музыку.

В отличие от животных, люди обладают несколькими языковыми центрами в доминантном полушарии мозга (с левой стороны у явно правшей). Ранее считалось, что у левшей доминирующее полушарие находится на правой стороне, но недавние открытия показывают, что у многих левшей языковые центры более равномерно развиты в обоих полушариях или что левое полушарие мозга действительно является доминирующим. .Стопа третьей лобной извилины коры головного мозга, называемая зоной Брока, участвует в моторной выработке всех движений для выразительной речи. Его разрушение в результате болезни или травмы вызывает выраженную афазию, неспособность говорить или писать. Задняя треть верхней височной извилины представляет собой зону рецептивного понимания речи Вернике. Повреждение этой области вызывает восприимчивую афазию, неспособность понимать, что говорится или пишется, как если бы пациент никогда не знал этого языка.

Боковая поверхность левого полушария головного мозга. Encyclopædia Britannica, Inc.

Область Брока окружает и служит для регулирования функции других частей мозга, которые инициируют сложные паттерны телесных движений (сомато-моторные функции), необходимые для выполнения определенного двигательного акта. Глотание — это врожденный рефлекс (присутствующий при рождении) в соматодвигательной области в отношении рта, горла и гортани. Из этих клеток моторной коры головного мозга возникают волокна, которые в конечном итоге соединяются с черепными и спинномозговыми нервами, контролирующими мышцы устной речи.

В противоположном направлении волокна внутреннего уха имеют первую ретрансляционную станцию ​​в так называемых акустических ядрах ствола мозга. Отсюда импульсы от уха восходят через различные регулирующие ретрансляционные станции для акустических рефлексов и направленного слуха к кортикальной проекции слуховых волокон на верхней поверхности верхней височной извилины (на каждой стороне коры головного мозга). Это корковый центр слуха, в котором воздействие звуковых стимулов становится осознанным и понятным.Вокруг этой аудиосенсорной области первоначального грубого распознавания внутренние и внешние слухопсихические области простираются по остальной части височной доли мозга, где звуковые сигналы всех видов, кажется, запоминаются, понимаются и полностью оцениваются. Область Вернике (задняя часть внешней слухопсихической области), по-видимому, исключительно важна для понимания звуков речи.

Целостность этих языковых областей в коре кажется недостаточной для беспрепятственного производства и восприятия языка.Корковые центры связаны с различными подкорковыми областями (глубже в головном мозге), например, для эмоциональной интеграции в таламус и для координации движений в мозжечке (задний мозг).

Все существа мгновенно регулируют свои действия, сравнивая их с тем, что должно было быть, с помощью так называемых механизмов обратной связи, затрагивающих нервную систему. Слуховая обратная связь через ухо, например, сообщает говорящему о высоте, громкости и интонации его голоса, точности артикуляции, выборе подходящих слов и других слышимых особенностях его произнесения.Другая система обратной связи через проприоцептивное восприятие (представленное сенсорными структурами в мышцах, сухожилиях, суставах и других движущихся частях) предоставляет постоянную информацию о положении этих частей. Ограничения этих систем снижают качество речи, что наблюдается в примерах патологии (глухота, паралич, недоразвитие).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *