Типы представлений представления памяти представления воображения: 🕮 Глава 9. Представление, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 10. Читать онлайн pdf, Скачать

Содержание

Представление и воображение в психологии (стр. 1 из 4)

НОУ «МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ФАКУЛЬТЕТ: ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ.

Выполнил: СТУДЕНТКА

2 КУРСА, Ф-ТА ПСИХОЛОГИИ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

БОРОДКИНА И.Н.

Проверил: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СЕМЕНОВА М.А.

Мурманск 2009

Содержание

Введение

Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Основные характеристики представлений

Функции представлений

Классификация и виды представлений

Операции представлений

Понятие о воображении, механизмы процесса воображения

Физиологические основы воображения

Роль воображения в жизни человека

Виды воображения

Операции воображения

Воображение и творчество

Заключение

Литература

Введение

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление»[2,c.234].

Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд[2,с.234]. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления[2,с.235].

Основные характеристики представлений

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа[2,с.235].

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями[2,с.236].

Функции представлений

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека[2,с.236].

Классификация и виды представлений

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические[2,с.238].

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями[2,с.239].

Другой класс представлений — двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным[2,с.240].

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью. Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент[2,с.241].

Теории представления памяти и воображения. Представление и воображение в психологии

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, игра, человеческая . Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса

  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт ().
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного :

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от . Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности , внимания, памяти, речи, ;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной . Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого . Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
: Представление это психический процесс внутреннего воспроизведения в памят

Определение воображения (представления)

Определение воображения (представления)

Определение

Воображение особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами: Активное

Пассивное

Продуктивное

Репродуктивное

возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)

Представление разделяют

по функционированию ведущего органа чувств зрительные двигательные и др.

по содержанию технические топографические музыкальные и др.

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность жизнь.

Воображая человек, творит художник картины, конструктор сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты » в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

источник неизвестен

Понятие о воображении. Представления воображения, Вы уже знакомы с представлениями памяти

Представления воображения, Вы уже знакомы с представлениями памяти. Это образы того, что воспринималось человеком ранее. Но вот у школьника под влиянием чтения книги или рассказа учителя возникает образ тропического леса, вулкана, звездолета, московского стрельца XVII в. Или образ дяди Степы, известного героя С. В. Михалкова. К какой категории психических явлений отнести эти образы? Что это? Восприятие? Разумеется, нет. Представления памяти? Тоже нет, так как объект никогда не воспринимался и в прошлом. Оказывается, человек может представить себе и то, что он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем.

Такого рода представления называют представлениями воображения или просто воображением.

Представления воображения бывают четырех видов: представления того, что существует в действительности, но чего ранее , человек не воспринимал (тундры, Парижа, ледокола и т. д.), представления исторического прошлого (боярина, древнего Нов. города, Петра I, Чапаева), представления того, что будет в будущем (модели, которую только строят, дома, фундамент которого только закладывается), и того, чего никогда не было в действительности (Евгения Онегина, сказочных образов).

Воображение и его физиологические основы. Воображение это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение, как говорят; «из ничего творить не может». Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Даже образы, создаваемые величайшими писателями, имеют подобную природу. Л. Н. Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой создан им на основе сочетания черт нескольких, хорошо знакомых ему людей. М. Ю. Лермонтов писал, что Печорин — собирательный образ, составленный из пороков современного ему молодого поколения. А. М. Горький указывал, что образы купцов, лавочников созданы им на основе наблюдения сотен подобных типов.



И изобретатели, создающие образы новых приборов, механиз­мов и машин, опираются на материалы наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Так, изучая жителей Антарктики —пингвинов, конструкторы сконструировали машину «Пингвин», которая может передвигаться по рыхлому снегу. Наблюдая, как некоторые виды улиток двигаются, следуя силовым линиям магнитного поля Земли, ученые стали думать над созданием новых, более совершенных навигационных устройств. Морская птица альбатрос имеет в клюве своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в воду, пригодную для питья. Ученые, изучая этот «птичий опреснитель», работают над созданием новых приборов для опреснения морской воды.


И ученик, мысленно создающий образ пустыни, которой он никогда не видел, опирается на прошлый опыт: что такое песок, ему хорошо известно; ровную местность ему тоже приходилось наблюдать; верблюда, змею и ящерицу он видел в зоопарке, кино или на картинке; чахлый кустарник тоже ему знаком. Если ученику всего этого не приходилось наблюдать, то ему будет очень трудно представить себе пустыню, как, например, трудно представить себе заснеженную тундру жителю экваториальной Африки.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальныхэлементов (например, русалка — это сочетание женщины с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках— сочетание деревенской избы и куриных ног и т. д.). Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга.

Значение воображения.Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. В. И. Ленин, говоря о фантазии (а это есть воображение), указывал, что она есть качество величайшей ценности. Возникло и развилось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате соответствующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных. К. Маркс подчеркивал это обстоятельство, указывая, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека…» .[17]

Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения.

Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика —критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой _ работе художника, музыканта, писателя.

Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются. Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их.

Iv.1. общая характеристика представлений и воображения. Представление и воображение в психологии Дайте определение понятиям представление и воображение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
: Представление это психический процесс внутреннего воспроизведения в памяти прошлых образов.

Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами —
и
и второсигнальными
и
. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно логического отображения структуры этого класса.

Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Воображение это
психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

В отличие от представлений, образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.
Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой
.

Виды воображения
Функции воображения:
  1. Образное представление действительности.
  2. Регулирование эмоциональных состояний.
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  4. Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения

Агглютинация
– создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование
– выделение какой либо части, детали целого.

Типизация
– наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Представление — это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

  • 1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;
  • 2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него;
  • 3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением.

Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление — это образ памяти. Воображение — это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Воображение, более чем какая-либо иная форма чувственного познания, способно в фантазии отвлечься от любых признаков объекта или же наделить его чуждыми ему свойствами. Эта способность и роднит воображение с мышлением. То, что психологи не всегда уверенно относят его к чувственному познанию, связано с его промежуточным положением между чувственным и рациональным познанием.

В учебной литературе чаще всего выделяют следующие типы воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение — намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов). Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением.

Пассивное воображение лишь непредн

7)Представление и воображение

Восприятие
и представление всегда конкретное
отражение чего либо. 
Представление
— это психический процесс отражения
предметов или явлений, которые в данный
момент не воспринимаются, но воссоздаются
на основе нашего предыдущего опыта.
В
основе представления лежит восприятие
объектов, имевшее место в прошлом.

типы
представлений.

представления
памяти
,
т. е. представления, которые возникли
на основе нашего непосредственного
восприятия в прошлом какого-либо предмета
или явления. представления
воображения.
Представления и воображения формируются
на основе полученной в прошлых восприятиях
информации и ее более или менее творческой
переработки. Чем богаче прошлый опыт,
тем ярче и полнее может быть соответствующее
представление.
Представления
возникают не сами по себе, а в результате
нашей практической деятельности. При
этом представления чрезвычайно важны
для всех психических процессов,
обеспечивающих познавательную
деятельность человека. Процессы
восприятия, мышления, письменной речи
всегда связаны с представлениями, так
же как и память, которая хранит информацию
и благодаря которой формируются
представления.
Представления,
так же имеют свои характеристику.

1)наглядность. Представления
— это чувственно — наглядные образы
действительности, и в этом заключается
их близость к образам восприятия.

2)фрагментарность.
Представления полны пробелов, отдельные
части и признаки, представлены ярко,
другие — очень смутно, а третьи вообще
отсутствуют. Например, когда мы
представляем себе чье-то лицо, то ясно
и отчетливо воспроизводим только
отдельные черты, те, на которых, как
правило, мы фиксировали
внимание. 
3)неустойчивость
и непостоянство.

Так, любой вызванный образ, будь то
какой-либо предмет или чей-нибудь образ,
исчезнет из поля вашего сознания, как
бы вы ни старались его удержать. И вам
придется делать очередное усилие, чтобы
вновь его вызвать. Кроме того, представления
очень текучи и изменчивы. На передний
план по очереди выступают то одни, то
другие детали воспроизведенного
образа

Классификация
и виды представлений

Поскольку
в основе представлений лежит прошлый
персептивный опыт, то основная
классификация представлений строится
на основе классификации видов ощущения
и восприятия. Выделяют несколько
видов  представлений:
зрительные, слуховые, двигательные
(кинестетические), осязательные,
обонятельные, вкусовые, температурные
и органические
Классификацию
представлений можно осуществить по
следующим признакам: 
1)
по их содержанию; с этой точки зрения
можно говорить о представлениях
математических, географических,
технических, музыкальных и т. д.; 
2)
по степени обобщенности; с этой точки
зрения можно говорить о частных и общих
представлениях.

Кроме
того, все представления различаются по
степени обобщенности.

Представления принято разделять на
единичные и общие. Следует отметить,
что одно из основных отличий представлений
от образов восприятия заключается в
том, что образы восприятия всегда бывают
только единичными, т. е. содержат
информацию только о конкретном предмете,
а представления очень часто носят
обобщенный характер. Единичные
представления — это представления,
основанные на наблюдении одного предмета.
Общие представления — это представления,
обобщенно отражающие свойства ряда
сходных предметов.
Следует
также отметить, что все представления
различаются по степени проявления
волевых усилий. При этом принято выделять
произвольные и непроизвольные
представления. Непроизвольные
представления — это представления,
возникающие спонтанно, без активизации
воли и памяти человека. Произвольные
представления — это представления,
возникающие у человека в результате
волевого усилия, в интересах поставленной
цели.
Воображение,
механизмы процесса воображения
Воображение
— это процесс преобразования представлений,
отражающих реальную действительность,
и создание на этой основе новых
представлений. Процесс воображения
всегда протекает в неразрывной связи
с двумя другими психическими процессами
— памятью и мышлением. Говоря о воображении,
мы лишь подчеркиваем преобладающее
направление психической деятельности.
Если перед человеком стоит задача
воспроизвести представления вещей и
событий, бывших ранее в его опыте, мы
говорим о процессах памяти. Но, если те
же самые представления воспроизводятся
для того, чтобы создать новое сочетание
этих представлений или создать из них
новые представления, мы говорим о
деятельности воображения.

физиологической
основой воображения является актуализация
нервных связей, их распад, перегруппировка
и объединение в новые системы.

Таким способом возникают образы, не
совпадающие с прежним опытом, но и не
оторванные от него. Сложность,
непредсказуемость воображения, его
связь с эмоциями дают основание
предполагать, что его физиологические
механизмы связаны не только с корой, но
и с более глубоко залегающими структурами
мозга. 

Следует
отметить, что воображение из-за
особенностей ответственных за него
физиологических систем в определенной
мере связано с регуляцией органических
процессов и движения. Воображение
оказывает влияние на многие органические
процессы: функционирование желез,
деятельность внутренних органов, обмен
веществ в организме и др. А так же,
воображение оказывает влияние и на
двигательные функции человека
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
воображение играет существенную роль
как в регуляции процессов организма
человека, так и в регуляции его
мотивированного поведения.

2.3
Виды воображения
В
воображении проявляются все виды и
уровни направленности личности; они
порождают и различные уровни воображения.
Различие этих уровней определяется
прежде всего тем, насколько сознательно
и активно отношение человека к этому
процессу
Процессы
воображения, как и процессы памяти,
могут различаться по степени произвольности,
или преднамеренности. Крайним случаем
непроизвольной работы воображения
являются сновидения, в которых образы
рождаются непреднамеренно и в самых
неожиданных и причудливых сочетаниях.

Среди
различных видов и форм произвольного
воображения можно выделить воссоздающее
воображение, творческое воображение и
мечту. Воссоздающее воображение
проявляется тогда, когда человеку
необходимо воссоздать представление
объекта, как можно более полно
соответствующее его описанию.
Следующий
вид произвольного воображения — творческое
воображение. Оно характеризуется тем,
что человек преобразует представления
и создает новые не по имеющемуся образцу,
а самостоятельно намечая контуры
создаваемого образа и выбирая для него
необходимые материалы.
Особой
формой воображения является мечта. Суть
данного типа воображения заключается
в самостоятельном создании новых
образов. Главной особенностью мечты
является то, что она направлена на
будущую деятельность, т. е. мечта — это
воображение, направленное на желаемое
будущее.

Пассивное
воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Преднамеренное
пассивное воображение создает образы,
не связанные с волей. Эти образы получили
название грез
Непреднамеренное
пассивное воображение наблюдается при
ослаблении деятельности сознания, его
расстройствах, в полудремотном состоянии,
во сне и т. д. Наиболее показательным
проявлением пассивного воображения
являются галлюцинации, при которых
человек воспринимает несуществующие
объекты. Как правило, галлюцинации
наблюдаются при некоторых психических
расстройствах.

Таким
образом, при классификации видов
воображения исходят из двух основных
характеристик. Это степень проявления
волевых усилий и степень активности,
или осознанности.

8)
Память. Виды памяти и их особенности

Память
—это процесс, состоящий в запоминании,
сохранении, восстановлении и забывании
приобретенного опыта. Способности
длительно хранить информацию о событиях
внешнего мира и реакциях организма и
многократно использовать её в сфере
сознания для организации последующей
деятельности.

В
наиболее простой форме память реализуется
как узнавание ранее воспринимавшихся
предметов, в более сложной форме предстает
как воспроизведение в представлении
предметов, которые не даны в настоящее
время в актуальном восприятии. Узнавание
и воспроизведение также могут быть
произвольными и непроизвольными.

Память
— весьма ненадежное хранилище данных,
содержимое которого легко может
изменяться под влиянием новой информации.
События нашей жизни проходят через нашу
память как через сито. Некоторые из них
задерживаются в его ячейках надолго,
другие же только на то время, которое
требуется, чтобы через эти ячейки пройти.
С другой стороны, если бы сохранялась
вся несущественная информация, то мозг,
в конце концов, уже не смог бы отделять
главное от второстепенного и деятельность
его была бы полностью парализована.
Поэтому память — это способность не
только к запоминанию, но и к
забыванию.

Основные
процессы памяти
Запоминание-
Представляет собой запечатление и
закрепление любого опыта.
Хранение-
означает наличие информации, что не
всегда связано с ее доступностью для
сознания
Воспроизведение
отвечает за извлечение информации из
блока хранения. Осуществляется его
деятельность через «узнавание»,
«воспроизведение», «припоминание».
Узнавание
генетически более раннее проявление
памяти. Это воспроизведение образа
какого-либо объекта, явления в условиях
его повторного восприятия. Узнать —
это опознать, то есть узнавание — это
акт познания.

Воспроизведение
отличается от узнавания тем, что
осуществляется без повторного восприятия
того объекта, который
воспроизводится.
Реконструкция
материала
Реминисценция
— факт улучшения отсроченного
воспроизведения, то есть воспоминание
первоначально забытого материала.
Забывание
. Блок забывания также определяется как
относительно независимый. До сих пор
на уровне дискуссий идет объяснение
механизма и причин забывания. Немецкий
психолог Герман Эббингауз , первый среди
современных психологов, обратившихся
к этой проблеме, определял забывание
как функцию времени.

Рассматривая
вариации памяти, обычно говорят о видах,
формах и типах памяти.
1)
Классификация
Тульвинга Э.:

Зрительная
(визуальная) память отвечает за сохранение
и воспроизведение зрительных
образов.
Моторная
память отвечает за сохранение информации
о моторных функциях.
Эпизодическая
память — память о событиях, участниками
или свидетелями которых мы были

Семантическая
память — память о таких фактах, как
таблица умножения или значение слов.

Процедурная
память, или запоминание того, как нужно
что-то делать, имеет некоторые сходства
с моторной памятью
Топографическая
память — способность ориентироваться
в пространстве, распознавать путь и
следовать маршруту, признавать знакомые
места
2)
Блонским
П.П. были выделены
:
двигательная, эмоциональная, образная,
вербальная память. Он считал эти виды
памяти представляющими ступени единого
генетического ряда. В частности, по его
мнению, эмоциональная память сама имеет
основу в чувственной память, которая
есть уже у шестимесячного ребенка и
которая проявляется в осторожности,
симпатии, первичном узнавании.

3)
В зависимости от деятельности
хранения материала

выделяют мгновенную, кратковременную,
оперативную, долговременную и генетическую
память.
-Мгновенная
(иконическая) память связана с удержанием
точной и полной картины только что
воспринятого органами чувств, без какой
бы то ни было переработки полученной
информации. Эта память – непосредственное
отражение информации органами чувств.
Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. 
Кратковременная
память сохраняет в течение короткого
промежутка времени (в среднем около 20
с.) обобщенный образ воспринятой
информации, ее наиболее существенные
элементы. Эта память работает без
предварительной сознательной установки
на запоминание, но зато с установкой на
последующее воспроизведение материала.
Кратковременную память характеризует
такой показатель, как объем.
-Оперативная
память рассчитана на сохранение
информации в течение определенного,
заранее заданного срока, необходимого
для выполнения некоторого действия или
операции

-Долговременная
память способна хранить информацию в
течение практически неограниченного
срока, при этом существует (но не всегда)
возможность ее многократного
воспроизведения. На практике
функционирование долговременной памяти
обычно связано с мышлением и волевыми
усилиями. 
-Генетическая
память обусловлена генотипом и передается
из поколения в поколение. Очевидно, что
влияние человека на этот вид памяти
очень ограничено (если оно, вообще,
возможно).

4)
В зависимости от преобладающего в
процессе функционирования памяти
анализатора выделяют двигательную,
зрительную, слуховую, {осязательную,
обонятельную, вкусовую}, эмоциональную
и другие виды памяти.
Слуховая
память — это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков,
например, музыкальных, речевых. Она
необходима филологам, людям, изучающим
иностранные языки, акустикам, музыкантам

Двигательная
память представляет собой запоминание
и сохранение, а при необходимости и
воспроизведение с достаточной точностью
многообразных сложных движений. Она
участвует в формировании двигательных
умений и навыков.

Эмоциональная память — это память
на переживания. Она участвует в работе
всех видов памяти, но особенно проявляется
в человеческих отношениях. На эмоциональной
памяти основана прочность запоминания
материала: то, что у человека вызывает
эмоции, запоминается без особого труда
и на более долгий срок. 
По
характеру участия воли в процессе
запоминания и воспроизведения материала
память делят на произвольную и
непроизвольную .

В
первом случае перед человеком ставится
специальная мнемоническая задача (на
запоминание, узнавание, сохранение и
воспроизведение) , осуществляемая
благодаря волевым усилиям. Непроизвольная
память функционирует автоматически,
без особых на то усилий со стороны
человека. Непроизвольное запоминание
не обязательно является более слабым,
чем произвольное, во многих случаях
жизни оно превосходит его. 

Рассмотрим
теперь некоторые особенности и взаимосвязь
двух основных видов памяти, которыми
человек пользуется в повседневной
жизни: кратковременной и долговременной.

Объем
кратковременной памяти индивидуален.
Он характеризует природную память
человека и обнаруживает тенденцию к
сохранению в течение всей жизни. Им в
первую очередь определяется механическая
память, ее возможности.

К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению

Библиографическое описание:


Спирина, М. В. К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению / М. В. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3595/ (дата обращения: 31.08.2020).

Работа по памяти,
представлению и воображению предполагает работу определенного типа
мышления и восприятия. Эти процессы рассматривали в своих научных
трудах известные ученые, такие как И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Л.С.
Выготский, В.П.Зинченко, Д.Н. Узнадзе, А.В. Брушлинский, И.С.
Якиманская, Б.М. Теплов и др. В процессе психического отображения
новых, наиболее существенных свойств и отношений окружающей
действительности мышление играет особую роль.


«Мышление –
это всегда искание и открытие существенно нового. Уже маленький
ребенок, по мере формирования у него элементарных видов мыслительной
деятельности, начинает открывать новое в окружающей
действительности»,- пишет А.В. Брушлинский [1, с.38].
По мнению ученого, открываемое в процессе мышления новое является
таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще
всей жизни данного индивида. Таким образом, мыслит не мышление само
по себе, а человек как субъект, обладающий мышлением и непрерывно
обновляющий, развивающий свой жизненный опыт. Так осуществляется
сложная взаимосвязь между новым и старым. Мышление хотя бы в
минимальной степени всегда является в той или иной мере
продуктивным, творческим, самостоятельным. Вообще ученые выделяют
две основные разновидности мыслительной деятельности, мышления:
репродуктивное, продуктивное (творческое).


Репродуктивное мышление
это то, с помощью которого человек легко решает задачи давно и
хорошо ему знакомого типа или вида. Другими словами репродуктивное
мышление это просто память (а не собственно мышление). Что касается
« продуктивного, творческого» мышления, то, по мнению
Брушлинского, мышление по сути и по определению всегда является
таковым, хотя в различной степени. Что же касается процесса познания
нового в объекте, то оно было бы невозможно без включения его в
многообразные связи. «В частности, один и тот же познаваемый
объект — отражательная деятельность головного мозга – в разных
системах связей и отношений выступает и как нервная деятельность,
определяемая физиологическими закономерностями, и как психическая
деятельность, определяемая психологическими закономерностями»,-
пишет ученый [1, с.118].

Следует отметить факт
касающийся рисунка по памяти и представлению, то заучивание или
запоминание исследуется психологами в качестве специальной учебной
деятельности человека в ходе взаимодействия индивида с объектом
памяти, например, в ходе общения учеников с учителями, в зависимости
от того насколько равномерно ученик работал в течение года, и т.д. С
точки зрения физиологического исследования тот же процесс выступает
уже в другом качестве – как определенная система
воздействующих на мозг раздражителей. Психическая деятельность и то,
что И.П. Павлов называл высшей нервной деятельностью, это одно и то
же явление, предметно одна и та же реальность[3, с.112].

Что касается типологии
мышления, то при ее построении, виды различаются попарно, как
противоположные друг другу по тем или иным признакам. Одно из
традиционных различий мышления по типам основано на содержании
используемых средств – наглядных и вербальных. Известно, что
для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть
или представлять предметы (так, например, художник рисует с натуры),
а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями(
рисунок по представлению и воображению). Этим можно объяснить тот
факт, что некоторым людям бывают труднодоступны даже простые задачи,
представленные в знаковой форме, а другим нелегко даются задачи,
требующие оперирования наглядными образами.

Еще одна классификация
типов мышления делит его на два типа – научно-теоретическое и
эмпирическое. В эмпирическом мышлении отдельная вещь предстает как
«самостоятельная реальность», а в теоретическом –
как способ проявлений другой вещи внутри некоторого целого. В
отличие от эмпирического теоретическое мышление оперирует собственно
понятиями. «Иметь понятие о том или ином предмете – это
значит уметь мысленно воспроизводить его содержание. Действие по
построению и преобразованию мысленного предмета составляет процесс
его понимания и объяснения, раскрытия сущности»,- пишет в
своей работе «Типы мышления и учебная деятельность»
Гончаров В.С.[2, с.19]


В работе будущему
художнику, дизайнеру, проектировщику или художнику-педагогу
необходимы такие качества как развитое творческое мышление, богатый
запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного
рисования, умение сочинять и импровизировать. Эти качества
приобретаются в результате систематического рисования по памяти,
представлению и воображению. Без этих важных качеств невозможна
успешная работа над заданиями по тематическому рисунку, композиции,
поскольку композиционный эскиз, картина или проект не составляются
механически из этюдов и набросков и, как правило, не повторяют их.
Основополагающими моментами в данном случае являются мастерство
художника, хорошая память, воображение, а также его наблюдения и
знания, приобретенные при работе с натуры.


Рисунок по представлению и
по воображению помогает сохранить в картине логическое совмещение
предметов, в то время как ограничение себя только работой с натуры
может внести в нее элемент «сочинительства» что часто
приводит к потере общего впечатления, даже общего замысла работы.
Художнику, в сознании и воображении которого накоплен достаточный
материал, наблюдений и жизненным опытом, нет необходимости
зарисовывать знакомые детали. Некоторые детали сохраняются в его
памяти и, в случае необходимости, получают свое воплощение.

Опыт
известных мастеров изобразительного искусства показывает, что
систематические упражнения в рисовании по памяти генерируют
способность сохранять впечатления от живой природы и воспроизводить
их до подробностей в нужной для художника интерпретации. Так, в
картине Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича
в Петергофе» комната, в которой происходит допрос написана
художником по памяти. По свидетельству историков, Н. Н. Ге видел
интерьер комнаты всего один раз. Такие примеры не единичны в
творческой практике. Произведения мастеров свидетельствуют о большой
наблюдательности и хорошей зрительной памяти художников, создававших
по воображению и по представлению достаточно правдивые образы
собирательного характера.

В истории
развития изобразительного искусства четко определились две линии в
подходе к натуре. Например, в Голландии и Фландрии были специалисты
отдельных жанров, вплоть до натюрморта, один из них известный
художник Снейдерс. Узкая специализация позволяла работать без натуры,
хотя в основе выработанных ими технических навыков и приемов, как
известно, лежало наблюдение и изучение натуры. Характерным примером
специалиста одного жанра в русском искусстве был художник маринист
Айвазовский, который овладел жанром настолько, что писал картины от
себя, не выходя из мастерской. Художник, много и упорно работающий в
области одного жанра, в такой мере осваивает мастерство, что с
легкость пишет сюжет или целую картину.


Умение рисовать по памяти
обеспечивается также знанием перспективы, пластической анатомии,
основ цветоведения. Эти дисциплины в подготовке студентов, связанных
с творческими специальностями должны быть обязательными, тесно
взаимосвязанными с учебно-творческой деятельностью по рисунку,
живописи, композиции.


Программа подготовки
учащихся ВУЗов к рисованию по памяти включает различные задания,
упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых
программных заданий. Количество часов отведенных на повторение
рекомендовано значительно меньше, чем на выполнение этюда с натуры.
Обычно дается установка на то, чтобы при повторении задания по памяти
художник стремился передать обобщенное впечатление от натуры за счет
опускания подробностей. Однако отказ от изображения в этюде деталей
часто приводит к неоправданным упрощениям.


Повторение программных
заданий по памяти, проводится обычно сразу же после их завершения, в
конце занятия. При таком систематическом и четком подходе учащиеся
часто пытаются восстановить в памяти и скопировать только что
выполненный с натуры этюд или зарисовку. Во избежание копирования
своего этюда можно повторять задания по представлению, с другой точки
зрения, в другом ракурсе или через занятие. Тогда студент
действительно будет больше опираться на память натуры и умение
запоминать и передавать ее особенности, характер, пропорции,
движение. Такие упражнения полезно проводить непосредственно после
завершения задания с натуры.


Умение рисовать по памяти
важно и потому, что художник Не всегда располагает временем и
соответствующими условиями, чтобы написать этюд с натуры. В
окружающей действительности бывают такие явления, события, которые
писать с натуры весьма трудно или просто невозможно: быстротечные
процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д.
Наблюдая, художник должен запоминать все это.


Молодому художнику трудно
добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по
памяти — это еще сложнее.

Зрительная
память развита у всех на разном уровне. Если рассматривать этот
вопрос с точки зрения профессиональной принадлежности, более развиты
эти качества у людей, чьи профессии связаны с процессами зрительного
восприятия и запоминания увиденной информации. «Величайшей
загадкой» назвал А. Н. Бенуа то обстоятельство, что «люди
не видят и даже тогда… когда все ясно, как день».


Если проанализировать
учебный процесс, то обычно натурные постановки выполняются в течение
12—18 часов. Рисуя, студенты наблюдают и изучают натуру,
пропорции, форму, движение, цветовые соотношения. Как показали
многочисленные эксперименты и наблюдения, после завершения задания,
выполнить эту же постановку по памяти значительно труднее, чем
рисовать с натуры.


Тренировка и развитие
наблюдательности, зрительной памяти — это не самоцель. Умение
наблюдать и запоминать увиденное, необходимо связывать с активной
учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи, композиции.
Академическая и творческая работа учащихся должна дополняться
регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению как
длительного, так и кратковременного характера (это могут быть этюды,
наброски, эскизы, педагогическое рисование, в зависимости от
направления подготовки студентов).


Развитие способностей,
связанных с рисованием по представлению и воображению должна
предшествовать систематическая углубленная работа с натуры, так как
они понимаются как единый взаимодополняющий процесс. Чем больше
начинающий изучает натуру, тем глубже становятся знания и
представления о ней. Чтобы свободно и уверенно рисовать «от
себя» (сложные объекты, например, фигуру человека), надо
систематически с натуры и по памяти выполнять этюды и зарисовки людей
разных профессий и возраста, в различных ракурсах и перспективных
сокращениях, позах, движении, во взаимодействии с окружающей средой.
Для более точного и правильного рисунка необходимо углубленно изучать
пластическую анатомию и рисовать анатомические гипсовые модели,
детали, обращать внимание на анатомическую сторону при выполнении
академических заданий по рисунку и живописи.

Постоянная
работа с натуры, заинтересованное наблюдение и изучение жизни,
пополнение своих знаний и представлений о ней позволяют художнику
свободно и каждый раз по-новому воплощать свой творческий замысел.

Литература:

  1. Брушлинский
    А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж:
    Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК,2003.-
    407с.

  2. Гончаров
    В.С. Типы мышления и учебная деятельность.- Свердловск: СГПИ, 1988.-
    72с.

  3. Павлов
    И.П. Полное собрание сочинений., т.3, кн.2, Изд-во АН СССР,
    М.-Л.,1951.

Основные термины (генерируются автоматически): натура, память, представление, воображение, мышление, окружающая действительность, художник, жизненный опыт, зрительная память, изобразительное искусство.

c # — представление больших данных в памяти

Переполнение стека

  1. Около
  2. Товары

  3. Для команд
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Переполнение стека для команд
    Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

  3. Вакансии
    Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

  4. Талант
    Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

  5. Реклама
    Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

  6. О компании

.

Представление изображения | Двоичное представление изображений

Кандидаты должны уметь:

  • объяснить представление изображения в виде серии пикселей, представленных в двоичном формате
  • объясняет необходимость включения в файл метаданных, таких как высота, ширина и глубина цвета
  • обсуждают влияние глубины цвета и разрешения на размер файла изображения.

Как можно представить изображение в двоичном формате?

Растровые изображения

A digital image showing how each pixel of a bitmap image can be represented in binary using 1 bit Цифровое изображение, показывающее, как каждый пиксель растрового изображения может быть представлен в двоичном формате с использованием 1 бита.

Растровые изображения состоят из отдельных пикселей .Цвет каждого пикселя представлен в виде двоичного числа, поэтому все изображение сохраняется в виде серии двоичных чисел.
В примере справа анимация увеличивает маленькое изображение, чтобы показать отдельные пиксели. В этом примере для представления каждого пикселя используется только 1 бит, поэтому двоичный код для каждого пикселя равен 1 или 0, что дает 2 возможных цвета. Таким образом, это изображение имеет глубину цвета 1 бит.
Если для представления каждого пикселя используется больше битов памяти, то возможно больше комбинаций двоичных чисел, поэтому в изображении возможно больше цветов.

Вектор изображений

Vector and bitmap images compared, showing the effect of magnification on each Сравнение векторных и растровых изображений, показывающее эффект увеличения на каждом.

Векторные изображения хранят информацию в виде математических инструкций, а не в виде отдельных пикселей. Например, чтобы сохранить векторное изображение круга, программе достаточно сохранить:

  • координаты центра окружности
  • радиус
  • толщина линии
  • стиль и цвет линии
  • тип заливки и цвет
  • масштаб изображения.

Эта информация будет храниться с использованием двоичных кодов для инструкций. В результате размер файла векторного изображения будет на значительно меньше, чем на эквивалентного растрового изображения, в котором должна храниться информация о цвете для каждого пикселя.
Хотя векторные изображения могут иметь градуированные заливки, они определены математически и не могут отображать уровень детализации, необходимый для фотографических изображений.
Помимо файлов меньшего размера, векторные изображения имеют то преимущество, что их можно масштабировать до любого размера без потери деталей, которые могут возникнуть с растровым изображением.Кроме того, если векторное изображение было увеличено в масштабе, а затем сохранено, оно будет иметь тот же размер файла, что и оригинал.


Почему метаданные должны быть включены в файл изображения?

A typical example of the metadata stored in a digital image Типичный пример метаданных, хранящихся в цифровом изображении

Метаданные необходимы в файле растрового изображения, потому что программное обеспечение, которое отображает изображение, должно знать:

  • Высота и ширина изображения — поэтому каждая строка изображения начинается в правильном месте.
  • Разрешение — поэтому изображение отображается с правильным размером.
  • Глубина цвета — поэтому для представления цвета каждого пикселя используется правильное количество бит.
Изображение с метаданными CORRECT глубины цвета — глубина цвета 1 бит Те же данные, но НЕПРАВИЛЬНО глубина цвета метаданные — 2-битная глубина цвета
Image Representation Image 11 Image Representation Image 12
Изображение с метаданными CORRECT размером — 16 x 24 пикселя Те же данные, но с НЕПРАВИЛЬНО Размер
метаданные — 24 x 16 пикселей
Image Representation Image 13 Image Representation Image 14
Image Representation Image 15
Исходное изображение до
увеличения, чтобы выявить отдельные пиксели.

ПРИМЕЧАНИЕ. Файл изображения может также содержать метаданные, описывающие тип и степень сжатия изображения, программное обеспечение, используемое для создания файла, и, если это цифровая фотография, дату и время съемки изображения и настройки камеры / объектива.


Что такое глубина цвета и как она влияет на размер файла изображения?

Цвет
глубина в битах
(n)
Количество
из возможных
цвет
(2 n )
Пример
двоичный код (ы), используемый для
хранения информации о цвете
о каждом пикселе
1 2 0, 1
2 4 00, 01, 10, 11
3 8 000, 001, 111 и т. Д.
4 14 0000, 0001, 1110 и т. Д.
8 256 10010101, 11101101 и т. Д.
24 16 777 216 010110101110001101001101

Глубина цвета описывает количество битов памяти, которые используются для хранения цветовой информации о каждом пикселе в растровом изображении.
1 bit colour depth image - allowing 2 colours
При глубине цвета 1 бит количество битов, используемых для хранения информации о каждом пикселе, равно 1.Это позволяет использовать 2 цвета, представленные 0 или 1.

3 bit colour depth image - allowing 8 colours
При 3-битной глубине цвета количество битов, используемых для хранения информации о каждом пикселе, равно 3. Это позволяет использовать 8 цветов, представленных двоичными кодами 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110 или 111.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ : Чем больше глубина цвета растрового изображения, тем больше размер файла , потому что для хранения данных о цвете каждого пикселя используется больше памяти.

Отображение цветов, таблицы палитр и прямой цвет

Отображение цветов — При низкой глубине цвета (до 8 бит) удобно отображать каждый цвет в двоичный код, поскольку задействовано не слишком много цветов.Это называется цветовым отображением , и примером может служить двоичный код 110, представляющий желтый цвет.
Таблицы палитры — Формат файла GIF использует 8 бит для каждого пикселя, поэтому каждый пиксель может отображать 256 различных цветов. Однако каждое изображение GIF может иметь различных наборов из 256 цветов, поскольку они хранятся как часть файла в таблице палитры . В этой таблице хранится каждый из 256 цветов с использованием 24-битного прямого цвета, что дает 16 777 216 возможных цветов.Каждый из 256 цветов в палитре — это , проиндексированный с использованием 8 бит, так что именно 8-битное значение индекса фактически сохраняется для каждого пикселя в файле GIF.
Прямой цвет — По мере увеличения глубины цвета сопоставление цветов и палитры становятся непрактичными из-за количества возможных цветов, которые может отображать изображение. При более высокой глубине цвета (8 бит и выше) вместо этого используется система под названием direct color . При этом биты, выделенные каждому пикселю , отдельно кодируют относительные пропорции для R ed, G reen и B lue для определения того, что называется цветом RGB .Например, если использовался 24-битный прямой цвет, то код для желтого пикселя (максимум красного и зеленого и ноль синего) будет;

  • 255, 255, 0 в денарах
  • 111111111111111100000000 в двоичном формате (обратите внимание на использование 24 бита)
  • FFFF00 в шестнадцатеричном формате

ТЕМА РАСШИРЕНИЯ — Отображение цветов и прямая цветопередача


Что такое разрешение и как оно влияет на размер файла изображения?

The effect of zooming in on a high and a low resolution bitmap image Эффект увеличения на растровом изображении с высоким и низким разрешением.

Разрешение — это мера того, насколько детализировано изображение .
В растровом изображении разрешение зависит от плотности пикселей, количества пикселей на единицу (, а не — общее количество пикселей в изображении). Глубина разрешения изображения на экране обычно измеряется в пикселей на дюйм (PPI). Глубина разрешения напечатанного изображения обычно измеряется в точек на дюйм (DPI).
Изображение с высоким разрешением можно увеличить, оставив при этом резким. Изображение с низким разрешением будет выглядеть как пикселей, (отдельные пиксели будут четко видны), если оно увеличено до того же размера, что и изображение с высоким разрешением.
РЕЗЮМЕ: Растровое изображение с высоким разрешением будет иметь больший размер файла, чем эквивалентное изображение с низким разрешением , потому что для хранения данных цвета дополнительных пикселей используется больше памяти.
ПРИМЕЧАНИЕ : Поскольку векторные изображения хранятся только как набор математических инструкций, уменьшение вдвое размера векторного изображения фактически не повлияет на размер файла. Однако уменьшение вдвое размеров растрового изображения фактически сделало бы размер файла ¼ от оригинала.

.

4 Абстракция, представление и обозначения | Информатика: размышления о поле, размышления о поле

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ

Альфред В. Ахо, Колумбийский университет, и Джеймс Ларус, Microsoft Research

Программное обеспечение влияет на жизнь практически каждого современного человека, часто глубоко, но мало кто ценит огромный размер и размах мировой инфраструктуры, стоящей за ним, или текущие исследования, направленные на ее улучшение.В настоящее время используются сотни миллиардов строк программного кода, и многие миллиарды добавляются ежегодно, и они фактически запускают весь спектр мыслимых приложений. Все это программное обеспечение стало возможным, потому что нам удалось изобрести широкий спектр языков программирования для описания задач, которые мы хотим, чтобы компьютеры выполняли. Но, как и человеческие языки, они иногда бывают причудливыми и несовершенными. Таким образом, компьютерные ученые постоянно развивают более точные, выразительные и удобные способы, которыми люди могут общаться с компьютерами.

Языки программирования во многих отношениях отличаются от человеческих языков. Компьютер способен выполнять арифметические или логические операции с невероятной скоростью, но на самом деле это устройство поразительно простое — навсегда закрепленное в конкретном мире битов, байтов, арифметики и логики (см. Хилл в главе 2). Таким образом, компьютеру должны быть даны простые, недвусмысленные, пошаговые инструкции. Люди, напротив, часто могут решать очень сложные проблемы, используя свои врожденные способности формулировать и применять абстракции.

Чтобы ощутить масштаб этого «семантического разрыва», представьте, что вы объясняете маленькому ребенку, как приготовить еду. Учитывая, что у ребенка, скорее всего, нет опыта или контекста, на который можно было бы опираться, каждый шаг должен быть описан четко и полностью, и пропуск даже самых простых деталей может привести к неприятной неудаче. Объяснение задач компьютерам во многих отношениях сложнее, потому что компьютеры не только требуют гораздо большего количества деталей, но эти детали также должны быть выражены в примитивных, трудночитаемых обозначениях, таких как двоичные числа.

В качестве примера того, как языки программирования устраняют разрыв между программистами и компьютерами, рассмотрим числовые вычисления, одно из самых ранних приложений компьютеров, относящееся ко времени Второй мировой войны. Обычная математическая операция — это умножение двух векторов чисел. Люди будут использовать такие обозначения, как A * B, для обозначения умножения (то есть скалярного произведения) вектора A и вектора B, зная, что это сокращение для всех отдельных шагов, фактически необходимых для выполнения умножения.С другой стороны, компьютеры ничего не знают о векторах или правилах их умножения. Они могут только перемещать числа; выполнять сложение, умножение и другие примитивные математические операции —

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *