понятия и трактовки 🚩 основано на вере в сверхъестественное 🚩 Гуманитарные науки
Окружающая жизнь формирует у людей повседневное мировоззрение. Но если человек оценивает действительность, опираясь на логику и разум, следует говорить о теоретическом мировоззрении.
В среде людей определенной нации или класса складывается общественное мировоззрение, а отдельной личности свойственно индивидуальное. Взгляды на окружающую действительность в сознании людей отражаются с двух сторон: эмоциональной (мироощущение) и интеллектуальной (миропонимание). Эти стороны по-своему проявляются в существующих типах мировоззрения, которые до настоящего времени определенным образом сохраняются и находят отражение в науке, культуре, обыденных взглядах людей, традициях и обычаях.
Очень давно люди отождествляли себя с окружающим миром, а для объяснения происходящих вокруг явлений в эпоху первобытности складывались мифы. Период мифологического мировоззрения продолжался на протяжении десятков тысячелетий, развиваясь и проявляясь в разных формах. Мифология как тип мировоззрения существовала в период формирования человеческого общества.
С помощью мифов в первобытном обществе пытались объяснить вопросы мироздания, происхождения человека, его жизни и смерти. Мифология выступала как универсальная форма сознания, в которой объединялись начальные знания, культура, взгляды и верования. Люди одушевляли происходившие природные явления, считали собственную деятельность способом проявления сил природы. В первобытную эпоху люди думали, что природа существующих вещей имеет общее генетическое начало, а человеческая общность произошла от одного предка.
Мировоззренческое сознание первобытного общества отражается в многочисленных мифах: космогонических (толкующих происхождение мира), антропогонических (указывающих на происхождение человека), смысложизненных (рассматривающих рождение и смерть, предназначение человека и его судьбу), эсхатологических (направленных на пророчество, будущее). Многие мифы объясняют появление жизненно важных культурных благ, таких как огонь, земледелие, ремесла. Они также отвечают на вопросы, как в среде людей установились социальные правила, появились определенные обряды и обычаи.
Религиозное мировоззрение возникло на вере человека в сверхъестественное, играющего в жизни главную роль. Согласно этой форме мировоззрения, существует небесный, потусторонний, мир и земной. В его основе лежат вера и убеждения, как правило, не требующие теоретических доказательств и чувственного опыта.
Мифологическое мировоззрение положило начало появлению религии и культуры. Религиозное миропонимание дает лишь оценку окружающей действительности и регулирует действия человека в ней. Восприятие мира основано исключительно на вере. Идея Бога занимает здесь главное место: он созидающее первоначало всего, что существует. В этом типе мировоззрения духовное преобладает над телесным. С точки зрения исторического развития общества религия сыграла важную роль при становлении новых отношений между людьми, способствовала формированию централизованных государств при рабовладельческом и феодальном строе.
В процессе перехода к классовому обществу складывался целостный взгляд человека на окружающую действительность. Стремление установить первопричину всех явлений и вещей составляет главную сущность философии. В переводе с греческого слово «философия» обозначает «любовь к мудрости», а основоположником понятия считается древнегреческий мудрец Пифагор. Математические, физические, астрономические знания постепенно накапливались, распространялась письменность. Вместе с этим появлялось желание размышлять, сомневаться и доказывать. В философском типе мировоззрения человек живет и действует в природном и социальном мире.
Существующими способами осмысления и решения вопросов философское мировоззрение принципиально отличается от предыдущих. Размышления над всеобщими законами и проблемами между человеком и миром основаны в философии не на чувствах и образах, а на разуме.
Конкретные исторические условия жизни общества, опыт и знания людей разных эпох составляли сферу философских проблем. «Вечные» проблемы не имеют права претендовать на абсолютную истину в любой период существования философии. Это свидетельствует о том, что на конкретном уровне развития общества главные философские проблемы «вызревают» и решаются в соответствии с условиями существования человеческого общества, уровня его развития. В каждой эпохе появляются «мудрецы», готовые поставить важные философские вопросы и найти ответы на них.
Исторические типы мировоззрения
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из животного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходимость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология).
Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в труднодоступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно.
Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, более совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.
Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой духовной жизни человека. Эмоционально-образное видение мира, построенное на игре воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, органически присуще детям, художникам и поэтам. Более того, философская мысль XX века испытывает особый интерес к мифу в его исторических и современных формах. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основывается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценностей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Массовое сознание искренне верит в реальность этих феноменов и испытывает мучительный душевный дискомфорт, когда очередная утопия, воспринимаемая долгое время как истина в последней инстанции, обнаруживает себя. Примеры современных мифов — светлое коммунистическое будущее, национальная исключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.
Многие представители современной философии считают, что сложившиеся в мифологии структуры продолжают до сих пор определять способы освоения мира человеком (так считает, например, Клод Леви-Строс).
Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абстрактный уровень.
В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуалистично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта – вера в существование Бога (или богов). Бог трансцендентен миру, т.е. находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и является гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека («пути Господни неисповедимы»). Бог – предельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика (подобие Бога в человеке – бессмертная душа) и непознаваемая. Праведник может получить откровение, содержащее информацию о божественной сущности, но самостоятельно, при помощи собственного разума, познать ее не может никто. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом (само слово «религия» производится от латинского religio – воспроизведение связи) при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содержит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Первобытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
1.3. Исторические типы мировоззрения
Обыденное
мировоззрение.
Иначе его можно назвать – житейское
мировоззрение, здравый смысл. Оно
является руководством в повседневной
жизни, в обычных, стандартных ситуациях.
Складывается стихийно, не требует
специального обучения. Выражается в
пословицах, поговорках, притчах, баснях
и т.п. образцах народной мудрости. Его
носителями, в той или иной степени,
являются все взрослые дееспособные
люди. Обыденное мировоззрение хорошо
отражает насущные нужды и проблемы
людей. Помогает ориентироваться в жизни
и решать каждодневные проблемы на основе
выработанного веками опыта предков. Но
у него немало и отрицательных сторон:
оно ограничено, противоречиво (причем
эта противоречивость невыявленная,
неосознавемая самими носителями этого
мировоззрения), эклектично.
Эклектика
– некритическое соединение разнородных
элементов, не образующих целостности.
Приведите
примеры проявления обыденного
мировоззрения.
Подумайте,
какими путями оно передается.
В новых, нестандартных
ситуациях, при необходимости осмысливать
глобальные, выходящие за пределы
повседневной жизни проблемы, обыденное
мировоззрение оказывается бессильным.
Здесь необходимо
специализированное мировоззрение.
Оно более полное, глубокое и менее
противоречивое по сравнению с обыденным.
Именно поэтому само по себе оно не
возникает и требует специального
обучения, передачи знаний и способов
осмысления мира. Носителями его являются
особые люди, «специалисты».
Почему
при характеристике специализированного
мировоззрения мы используем cравнительную,
а не превосходную степень?
Приведите
примеры ситуаций и проблем, которые не
может
осмыслить
обыденное мировоззрение.
Типами
специализированного мировоззрения
являются мифология, религия, философия.
Перед тем как давать характеристику
этим видам мировоззрения, сразу отметим,
что, раз появившись, они не исчезают, а
видоизменяются, приспосабливаются к
новым условиям, наслаиваются друг на
друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.
1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения
Мифология
– это освоение мира в воображении и при
помощи воображения. Люди первобытного
общества имели очень много конкретных
знаний, которые помогали им выжить в
полном опасностей мире: они различали
съедобные и несъедобные растения, знали
много приемов охоты, умели укрываться
от непогоды, но, при этом, они не имели
теоретических знаний, которые объясняли
причины всего происходящего в мире. Но
без понимания мира, своего места в нем
невозможно ориентироваться, а, значит,
и действовать. Поэтому первобытным
людям приходилось прибегать к помощи
фантазии.
В то время
люди объясняли мир по аналогии с собой.
Все казалось им одушевленным, таким же
живым, чувствующим и думающим, как сами
люди. И все в мире связано между собой
кровнородственными узами. С тех пор мы
говорим: «мать –сыра земля», «животные
– меньшие братья». Когда-то люди понимали
эти выражения буквально.
Через мифы люди
объясняли мир – его происхождение,
появление человека и всех его умений и
навыков, существование всего на свете.
Это было еще не знание в современном
смысле этого слова, а, скорее, мироощущение,
чувственное переживание единства с
миром, природой.
Мифы объединяли
общество, задавая нормы, традиции,
устанавливая определенный порядок.
При этом поддерживается
гармония между человеком и природой,
обществом и индивидом, обеспечивается
внутреннее согласие человеческой жизни.
Первобытный человек
воспринимал себя как одушевленное
существо среди других одушевленных
существ, на которые можно влиять, если
иметь определенные способности и знания.
Практической стороной мифологии была
магия
– изменение окружающей действительности
в нужную для человека сторону при помощи
потусторонних сил.
В современном мире
сохраняется древняя мифология и возникает
новая, на современном материале, но по
тем же древним законам. Мифы, их влияние
и проявление встречаются во всех сферах
нашей жизни.
В быту это сказки.
Сказки – обломки древних мифов и по сию
пору хранящих заветы предков («сказка
– ложь, да в ней намек – добрым молодцам
урок»). Это былички – коротенькие
рассказы о встречах с таинственным и
чудесным. Раньше в таких рассказах
фигурировали ведьмы, лешие, привидения,
а теперь — НЛО, инопланетяне, «барабашки».
Это суеверия, связанные с представлениями
о том, что нас окружают различные
зловредные силы и для защиты от них
нужно знать определенные приемы –
стучать по дереву, плевать через плечо
и т.п. Многие обряды и обычаи уходят
своими корнями в глубокую древность
(похоронные, поминальные, свадебные).
Процветают в наше время и магия с
колдовством.
Искусство – еще
одна область, где мы часто встречаемся
с мифологией. Это широкое использование
мифологических образов и сюжетов. Зевс,
Афродита, Дионис – эти имена хорошо
известны современному человеку, их
используют поэты, писатели, художники.
Современный кинематограф также часто
использует старые мифы, а также творит
свои. Только мифологизируется уже не
природа, а техника (Терминатор, робокоп
и т.п.), космос, подсознание. В мифологии
всегда важное место занимали герои –
полубоги, помощники и защитники людей.
Раньше это были Геракл, Прометей, а
теперь – супермен.
Наука и паранаука.
Латинская приставка «пара» означает
«вокруг», около». Современная наука,
действительно, окружена множеством
мифов, изложенных при помощи научных
терминов. Экстрасенсорика, телекинез,
Бермудский треугольник, тайны египетских
пирамид и многое другое «объясняется»
псевдонаучными «теоретиками». Древнему
человеку не хватало знаний – у современного
человека их слишком много, он не успевает
их переваривать и усваивать (тем более,
что для этого нужно много сил и времени).
Жажда таинственного и чудесного с одной
стороны и выгодность обмана, сенсации
с другой стороны также способствуют
мифологизации сознания.
Политика также
часто мифологизирована. Многие идеологии
сознательно и неосознанно прибегают к
мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские
мифы, используя их образы и праздники
для пропаганды своих идей. Гитлеровская
верхушка увлекалась мистикой,
окружая себя предсказателями и
астрологами. Свастика – древневосточный
символ солнца и плодородия.
Сталинизм с его
культом вождя, всесильного, всемогущего
и всезнающего, переименованием улиц,
городов (в мифе имя и его носитель
неразрывно связаны – изменение имени
ведет к изменению сущности предмета),
учением о коммунизме как новом мире –
также пронизан мифологией.
Эти мифы развенчаны
(хотя для многих еще сохраняют свою
притягательность), но на смену им приходят
другие: миф о Западе как «земле
обетованной», мифы о «России, которую
мы потеряли» (для кого-то «потерянным
раем» выступают годы застоя, для кого-то
– дореволюционное самодержавие).
Уничтожить мифы
и утопии в общественном сознании
невозможно. Но надо учиться жить с ними,
не живя по ним, развивать критическое,
продуктивное отношение к этой стороне
нашей жизни.
Приведите
примеры суеверий и докажите их связь с
мифологическим пониманием мира.
Какие
мифы наиболее распространены в современном
российском обществе?
Есть
ли у мифосознания положительные стороны?
Какие?
Зачем
современному человеку изучать мифологию?
Мировоззрение и его исторические типы
1.1.Менталитет
и мировоззрение
1.2.
Мировоззрение в современную эпоху
Исторические
типы мировоззренияМифология
как исторически первый тип мировоззрения
1.5.Религия
как тип мировоззрения
1.1.Менталитет
и мировоззрение
В
последнее время в отечественной
литературе для характеристики духовной
стороны существования человека и
общества употребляется понятие
«менталитет».
Менталитет
– устойчивый
способ мировосприятия, характерный для
больших групп людей (этносов, наций или
социальных слоев), обуславливающий
специфику способов их реагирования на
феномены окружающей действительности.
Менталитет включает
в себя знания, верования, ценности,
стереотипы мышления и поведения.
Складывается он под влиянием географических,
исторических, экономических, религиозных
и др. факторов на протяжении больших
периодов времени, поэтому во многом не
осознается своими носителями и является
очень устойчивым, трудно поддающимся
внешним воздействиям. В менталитете
явно преобладает историческое над
современным, социальное над индивидуальным,
бессознательное над сознательным.
Говоря о больших массах людей и о больших
временных периодах, мы можем употреблять
такие словосочетания как «дух эпохи»,
«характер нации» и т.п.
Приведите примеры
менталитетов наций, народностей,
религиозных конфессий. Зачем обществу
и человеку необходимо изучение
менталитета?
«Теоретической»
частью менталитета, той, которую можно
выразить в понятиях, идеях, является
мировоззрение. Это обобщенная модель
человеческого мира, способ осознания
себя в мире.
Мировоззрение
– система взглядов человека на мир, на
себя самого, на свое место в мире.
Если у человека
нет своего, самостоятельного мировоззрения,
он не способен осмыслить свое место в
нем, выбрать цели и направление своей
деятельности, легко подпадает под
влияние других людей, становится объектом
манипуляций. То же самое относится к
большим социальным группам, обществу
в целом.
В чем выражается
манипуляция человека человеком? К чему
она приводит? Всегда ли она во вред
человеку? Приведите примеры из различных
областей жизни.
Структура
мировоззрения:
Содержание
– картина мира.Способ
осознания действительности, построения
картины мира (может быть мифологическим,
религиозным, философским, научным,
обыденным и т.д. )Принципы
жизни, определяющие характер деятельности.Идеалы
как решающие жизненные цели.
Мировоззрение
не равноценно знанию, не заключается
только в нем. Это неразделимый сплав
знания, нравственности и веры, где
каждая составляющая является особой,
незаменимой, но в то же время не должна
подавлять другие, должна быть удержана
в своих границах.
Подумайте,
у каждого ли человека есть мировоззрение?
В каком возрасте оно складывается?
Какие
проблемы, встречающиеся в жизни, вы
назвали бы мировоззрен-ческими?
Объясните,
что такое «жизненные принципы», приведите
примеры. Зачем они нужны?
Что такое «идеал»?
Какие бывают идеалы? Зачем они нужны
человеку?
Чем идеал
отличается от кумира?
Используя
свои знания и жизненный опыт, объясните,
что получится, если в мировоззрении
человека, социальной группы или общества
в целом произойдет «перекос» в ту или
иную сторону. Какими последствиями это
чревато?
1.3. Исторические типы мировоззрения
Обыденное
мировоззрение.
Иначе его можно назвать – житейское
мировоззрение, здравый смысл. Оно
является руководством в повседневной
жизни, в обычных, стандартных ситуациях.
Складывается стихийно, не требует
специального обучения. Выражается в
пословицах, поговорках, притчах, баснях
и т.п. образцах народной мудрости. Его
носителями, в той или иной степени,
являются все взрослые дееспособные
люди. Обыденное мировоззрение хорошо
отражает насущные нужды и проблемы
людей. Помогает ориентироваться в жизни
и решать каждодневные проблемы на основе
выработанного веками опыта предков. Но
у него немало и отрицательных сторон:
оно ограничено, противоречиво (причем
эта противоречивость невыявленная,
неосознавемая самими носителями этого
мировоззрения), эклектично.
Эклектика
– некритическое соединение разнородных
элементов, не образующих целостности.
Приведите
примеры проявления обыденного
мировоззрения.
Подумайте,
какими путями оно передается.
В новых, нестандартных
ситуациях, при необходимости осмысливать
глобальные, выходящие за пределы
повседневной жизни проблемы, обыденное
мировоззрение оказывается бессильным.
Здесь необходимо
специализированное мировоззрение.
Оно более полное, глубокое и менее
противоречивое по сравнению с обыденным.
Именно поэтому само по себе оно не
возникает и требует специального
обучения, передачи знаний и способов
осмысления мира. Носителями его являются
особые люди, «специалисты».
Почему
при характеристике специализированного
мировоззрения мы используем cравнительную,
а не превосходную степень?
Приведите
примеры ситуаций и проблем, которые не
может
осмыслить
обыденное мировоззрение.
Типами
специализированного мировоззрения
являются мифология, религия, философия.
Перед тем как давать характеристику
этим видам мировоззрения, сразу отметим,
что, раз появившись, они не исчезают, а
видоизменяются, приспосабливаются к
новым условиям, наслаиваются друг на
друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.
1.4. Мифология как исторически первый тип мировоззрения
Мифология
– это освоение мира в воображении и при
помощи воображения. Люди первобытного
общества имели очень много конкретных
знаний, которые помогали им выжить в
полном опасностей мире: они различали
съедобные и несъедобные растения, знали
много приемов охоты, умели укрываться
от непогоды, но, при этом, они не имели
теоретических знаний, которые объясняли
причины всего происходящего в мире. Но
без понимания мира, своего места в нем
невозможно ориентироваться, а, значит,
и действовать. Поэтому первобытным
людям приходилось прибегать к помощи
фантазии.
В то время
люди объясняли мир по аналогии с собой.
Все казалось им одушевленным, таким же
живым, чувствующим и думающим, как сами
люди. И все в мире связано между собой
кровнородственными узами. С тех пор мы
говорим: «мать –сыра земля», «животные
– меньшие братья». Когда-то люди понимали
эти выражения буквально.
Через мифы люди
объясняли мир – его происхождение,
появление человека и всех его умений и
навыков, существование всего на свете.
Это было еще не знание в современном
смысле этого слова, а, скорее, мироощущение,
чувственное переживание единства с
миром, природой.
Мифы объединяли
общество, задавая нормы, традиции,
устанавливая определенный порядок.
При этом поддерживается
гармония между человеком и природой,
обществом и индивидом, обеспечивается
внутреннее согласие человеческой жизни.
Первобытный человек
воспринимал себя как одушевленное
существо среди других одушевленных
существ, на которые можно влиять, если
иметь определенные способности и знания.
Практической стороной мифологии была
магия
– изменение окружающей действительности
в нужную для человека сторону при помощи
потусторонних сил.
В современном мире
сохраняется древняя мифология и возникает
новая, на современном материале, но по
тем же древним законам. Мифы, их влияние
и проявление встречаются во всех сферах
нашей жизни.
В быту это сказки.
Сказки – обломки древних мифов и по сию
пору хранящих заветы предков («сказка
– ложь, да в ней намек – добрым молодцам
урок»). Это былички – коротенькие
рассказы о встречах с таинственным и
чудесным. Раньше в таких рассказах
фигурировали ведьмы, лешие, привидения,
а теперь — НЛО, инопланетяне, «барабашки».
Это суеверия, связанные с представлениями
о том, что нас окружают различные
зловредные силы и для защиты от них
нужно знать определенные приемы –
стучать по дереву, плевать через плечо
и т.п. Многие обряды и обычаи уходят
своими корнями в глубокую древность
(похоронные, поминальные, свадебные).
Процветают в наше время и магия с
колдовством.
Искусство – еще
одна область, где мы часто встречаемся
с мифологией. Это широкое использование
мифологических образов и сюжетов. Зевс,
Афродита, Дионис – эти имена хорошо
известны современному человеку, их
используют поэты, писатели, художники.
Современный кинематограф также часто
использует старые мифы, а также творит
свои. Только мифологизируется уже не
природа, а техника (Терминатор, робокоп
и т.п.), космос, подсознание. В мифологии
всегда важное место занимали герои –
полубоги, помощники и защитники людей.
Раньше это были Геракл, Прометей, а
теперь – супермен.
Наука и паранаука.
Латинская приставка «пара» означает
«вокруг», около». Современная наука,
действительно, окружена множеством
мифов, изложенных при помощи научных
терминов. Экстрасенсорика, телекинез,
Бермудский треугольник, тайны египетских
пирамид и многое другое «объясняется»
псевдонаучными «теоретиками». Древнему
человеку не хватало знаний – у современного
человека их слишком много, он не успевает
их переваривать и усваивать (тем более,
что для этого нужно много сил и времени).
Жажда таинственного и чудесного с одной
стороны и выгодность обмана, сенсации
с другой стороны также способствуют
мифологизации сознания.
Политика также
часто мифологизирована. Многие идеологии
сознательно и неосознанно прибегают к
мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские
мифы, используя их образы и праздники
для пропаганды своих идей. Гитлеровская
верхушка увлекалась мистикой,
окружая себя предсказателями и
астрологами. Свастика – древневосточный
символ солнца и плодородия.
Сталинизм с его
культом вождя, всесильного, всемогущего
и всезнающего, переименованием улиц,
городов (в мифе имя и его носитель
неразрывно связаны – изменение имени
ведет к изменению сущности предмета),
учением о коммунизме как новом мире –
также пронизан мифологией.
Эти мифы развенчаны
(хотя для многих еще сохраняют свою
притягательность), но на смену им приходят
другие: миф о Западе как «земле
обетованной», мифы о «России, которую
мы потеряли» (для кого-то «потерянным
раем» выступают годы застоя, для кого-то
– дореволюционное самодержавие).
Уничтожить мифы
и утопии в общественном сознании
невозможно. Но надо учиться жить с ними,
не живя по ним, развивать критическое,
продуктивное отношение к этой стороне
нашей жизни.
Приведите
примеры суеверий и докажите их связь с
мифологическим пониманием мира.
Какие
мифы наиболее распространены в современном
российском обществе?
Есть
ли у мифосознания положительные стороны?
Какие?
Зачем
современному человеку изучать мифологию?
Мифология как исторически первый тип мировоззрения — Студопедия
Исторические типы мировоззрения
Обыденное мировоззрение. Иначе его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повседневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складывается стихийно, не требует специального обучения. Выражается в пословицах, поговорках, притчах, баснях и т.п. образцах народной мудрости. Его носителями, в той или иной степени, являются все взрослые дееспособные люди. Обыденное мировоззрение хорошо отражает насущные нужды и проблемы людей. Помогает ориентироваться в жизни и решать каждодневные проблемы на основе выработанного веками опыта предков. Но у него немало и отрицательных сторон: оно ограничено, противоречиво (причем эта противоречивость невыявленная, неосознавемая самими носителями этого мировоззрения), эклектично.
Эклектика – некритическое соединение разнородных элементов, не образующих целостности.
Приведите примеры проявления обыденного мировоззрения.
Подумайте, какими путями оно передается.
В новых, нестандартных ситуациях, при необходимости осмысливать глобальные, выходящие за пределы повседневной жизни проблемы, обыденное мировоззрение оказывается бессильным. Здесь необходимо специализированное мировоззрение. Оно более полное, глубокое и менее противоречивое по сравнению с обыденным. Именно поэтому само по себе оно не возникает и требует специального обучения, передачи знаний и способов осмысления мира. Носителями его являются особые люди, «специалисты».
Почему при характеристике специализированного мировоззрения мы используем cравнительную, а не превосходную степень?
Приведите примеры ситуаций и проблем, которые не может
осмыслить обыденное мировоззрение.
Типами специализированного мировоззрения являются мифология, религия, философия. Перед тем как давать характеристику этим видам мировоззрения, сразу отметим, что, раз появившись, они не исчезают, а видоизменяются, приспосабливаются к новым условиям, наслаиваются друг на друга, взаимовлияют и взаимоизменяются.
Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но, при этом, они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно ориентироваться, а, значит, и действовать. Поэтому первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии.
В то время люди объясняли мир по аналогии с собой. Все казалось им одушевленным, таким же живым, чувствующим и думающим, как сами люди. И все в мире связано между собой кровнородственными узами. С тех пор мы говорим: «мать –сыра земля», «животные – меньшие братья». Когда-то люди понимали эти выражения буквально.
Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всех его умений и навыков, существование всего на свете. Это было еще не знание в современном смысле этого слова, а, скорее, мироощущение, чувственное переживание единства с миром, природой.
Мифы объединяли общество, задавая нормы, традиции, устанавливая определенный порядок.
При этом поддерживается гармония между человеком и природой, обществом и индивидом, обеспечивается внутреннее согласие человеческой жизни.
Первобытный человек воспринимал себя как одушевленное существо среди других одушевленных существ, на которые можно влиять, если иметь определенные способности и знания. Практической стороной мифологии была магия – изменение окружающей действительности в нужную для человека сторону при помощи потусторонних сил.
В современном мире сохраняется древняя мифология и возникает новая, на современном материале, но по тем же древним законам. Мифы, их влияние и проявление встречаются во всех сферах нашей жизни.
В быту это сказки. Сказки – обломки древних мифов и по сию пору хранящих заветы предков («сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»). Это былички – коротенькие рассказы о встречах с таинственным и чудесным. Раньше в таких рассказах фигурировали ведьмы, лешие, привидения, а теперь — НЛО, инопланетяне, «барабашки». Это суеверия, связанные с представлениями о том, что нас окружают различные зловредные силы и для защиты от них нужно знать определенные приемы – стучать по дереву, плевать через плечо и т.п. Многие обряды и обычаи уходят своими корнями в глубокую древность (похоронные, поминальные, свадебные). Процветают в наше время и магия с колдовством.
Искусство – еще одна область, где мы часто встречаемся с мифологией. Это широкое использование мифологических образов и сюжетов. Зевс, Афродита, Дионис – эти имена хорошо известны современному человеку, их используют поэты, писатели, художники. Современный кинематограф также часто использует старые мифы, а также творит свои. Только мифологизируется уже не природа, а техника (Терминатор, робокоп и т.п.), космос, подсознание. В мифологии всегда важное место занимали герои – полубоги, помощники и защитники людей. Раньше это были Геракл, Прометей, а теперь – супермен.
Наука и паранаука. Латинская приставка «пара» означает «вокруг», около». Современная наука, действительно, окружена множеством мифов, изложенных при помощи научных терминов. Экстрасенсорика, телекинез, Бермудский треугольник, тайны египетских пирамид и многое другое «объясняется» псевдонаучными «теоретиками». Древнему человеку не хватало знаний – у современного человека их слишком много, он не успевает их переваривать и усваивать (тем более, что для этого нужно много сил и времени). Жажда таинственного и чудесного с одной стороны и выгодность обмана, сенсации с другой стороны также способствуют мифологизации сознания.
Политика также часто мифологизирована. Многие идеологии сознательно и неосознанно прибегают к мифам. Фашизм воскрешал древнегерманские мифы, используя их образы и праздники для пропаганды своих идей. Гитлеровская верхушка увлекалась мистикой, окружая себя предсказателями и астрологами. Свастика – древневосточный символ солнца и плодородия.
Сталинизм с его культом вождя, всесильного, всемогущего и всезнающего, переименованием улиц, городов (в мифе имя и его носитель неразрывно связаны – изменение имени ведет к изменению сущности предмета), учением о коммунизме как новом мире – также пронизан мифологией.
Эти мифы развенчаны (хотя для многих еще сохраняют свою притягательность), но на смену им приходят другие: миф о Западе как «земле обетованной», мифы о «России, которую мы потеряли» (для кого-то «потерянным раем» выступают годы застоя, для кого-то – дореволюционное самодержавие).
Уничтожить мифы и утопии в общественном сознании невозможно. Но надо учиться жить с ними, не живя по ним, развивать критическое, продуктивное отношение к этой стороне нашей жизни.
Приведите примеры суеверий и докажите их связь с мифологическим пониманием мира.
Какие мифы наиболее распространены в современном российском обществе?
Есть ли у мифосознания положительные стороны? Какие?
Зачем современному человеку изучать мифологию?
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мифологическим
мировоззрением – независимо от того,
к далекому прошлому или сегодняшнему
дню оно относится мы назовем такое
мировоззрение, которое основано не на
теоретических доводах и рассуждениях,
либо на художественно – эмоциональном
переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным
восприятием большими группами людей
(классами, нациями) социальных процессов
и своей роли в них. Одна из особенностей
мифа, безошибочно отличающая его от
науки, заключается в том, что миф объясняет
«все», так как для него нет непознанного
и неизвестного. Он является наиболее
ранней, а для современного сознания –
архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой
формой мировоззрения является мифология.
Она возникает на самой ранней стадии
общественного развития. Тогда человечество
в форме мифов, то есть сказаний, преданий,
пыталось дать ответ на такие глобальные
вопросы как происхождение и устройство
мироздания в целом, возникновение
наиболее важных явлений природы, животных
и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы,
посвященные устройству природы. Вместе
с тем, большое внимание в мифах уделялось
различным стадиям жизни людей, тайнам
рождения и смерти, всевозможным
испытаниям, которые подстерегают
человека на его жизненном пути. Особое
место занимают мифы о достижениях людей:
добывании огня, изобретении ремесел,
развитии земледелия, приручении диких
животных.
Известный английский
этнограф Б. Малиновский отмечал, что
миф, как он существовал в первобытной
общине, то есть в его живой первозданной
форме — это не история, которую
рассказывают, а реальность, которой
живут. Это не интеллектуальное упражнение
или художественное творчество, а
практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа
не состоит в том, чтобы дать человеку
какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных
общественных установок, для санкционирования
определенного типа верований и поведения.
В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность
в получении специальных знаний.
Таким образом, миф
— это не первоначальная форма знания,
а особый вид мировоззрения, специфическое
образное синкретическое представление
о явлениях природы и коллективной жизни.
В мифе как наиболее ранней форме
человеческой культуры объединялись
зачатки знаний, религиозных верований,
нравственная, эстетическая и эмоциональная
оценка ситуации. Если применительно к
мифу можно говорить о познании, то слово
«познание» здесь имеет смысл не
традиционного добывания знания, а
мироощущения, чувственного сопереживания
(так мы употребляем этот термин в
высказываниях «сердце дает о себе
знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного
человека как было невозможно зафиксировать
свое знание, так и убедиться в своем
незнании. Для него знание не существовало
как нечто объективное, не зависящее от
его внутреннего мира. В первобытном
сознании мыслимое должно совпадать с
переживаемым, действующее с тем, что
действует. В мифологии человек растворяется
в природе, сливается с ней как ее
неотделимая частица.
Основным принципом
решения мировоззренческих вопросов в
мифологии был генетический. Объяснения
по поводу первоначала мира, происхождения
природных и общественных явлений
сводились к рассказу о том, кто кого
породил. Так, в знаменитой «Теогонии»
Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера
— наиболее полном собрании древнегреческих
мифов — процесс творения мира представлялся
следующим образом. В начале существовал
лишь вечный, безграничный, темный Хаос.
В нем заключался источник жизни мира.
Все возникло из безграничного Хаоса —
весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса,
источника жизни, поднялась и могучая,
все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос
породил Мрак — Эреба и темную Ночь —
Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный
Свет — Эфир и радостный светлый День —
Гемера. Свет разлился по миру, и стали
сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная
Земля породила беспредельное голубое
Небо — Урана, и раскинулось Небо над
Землей. Гордо поднялись к нему высокие
Горы, рожденные Землей, и широко разлилось
вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море
рождены матерью Землей, у них нет отца.
Дальнейшая история порождения мира
связана с браком Земли и Урана — Неба
и их потомков. Аналогичная схема
присутствует в мифологии других народов
мира. Например, можем познакомиться с
такими же представлениями древних
евреев по Библии — Книга Бытия.
Миф обычно совмещает
в себе два аспекта — диахронический
(рассказ о прошлом) и синхронический
(объяснение настоящего и будущего).
Таким образом, с помощью мифа прошлое
связывалось с будущим, и это обеспечивало
духовную связь поколений. Содержание
мифа представлялось первобытному
человеку в высшей степени реальным,
заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла
огромную роль в жизни людей на ранних
стадиях их развития. Мифы, как уже
отмечалось раньше, утверждали принятую
в данном обществе систему ценностей,
поддерживали и санкционировали
определенные нормы поведения. И в этом
смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. Этим не исчерпывается
стабилизирующая роль мифологии. Главное
значение мифов состоит в том, что они
устанавливали гармонию между миром и
человеком, природой и обществом, обществом
и индивидом и, таким образом, обеспечивали
внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии
человеческой истории мифология не была
единственной мировоззренческой формой.
В этот же период существовала и религия.
А каковы же были взаимоотношения
мифологии и религии и в чем состоит их
специфика при разрешении мировоззренческих
вопросов?
Близким к
мифологическому, хотя и отличным от
него, стало религиозное мировоззрение,
развившееся из недр еще не расчлененного,
не дифференцированного общественного
сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако
в отличие от мифа, религия не «смешивает»
земное и сакральное, а глубочайшим и
необратимым образом разводит их на два
противоположных полюса. Творческая
всемогущая сила – Бог – стоит над
природой и вне природы. Бытие Бога
переживается человеком как откровение.
Как откровение, человеку дано знать,
что душа его бессмертна, за гробом его
ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное
сознание, религиозное отношение к миру
не оставались жизненными. На протяжении
истории человечества они, как и другие
образования культуры, развивались,
приобретали многообразные формы на
Востоке и Западе, в разные исторические
эпохи. Но всех их объединяло то, что в
центре любого религиозного мировоззрения
стоит поиск высших ценностей, истинного
пути жизни, и то, что и эти ценности, и
ведущий к ним жизненный путь переносится
в трансцендентную, потустороннюю
область, не в земную, а в «вечную» жизнь.
Все дела и поступки человека и даже его
помыслы оцениваются, одобряются или
порицаются по этому высшему, абсолютному
критерию.
Прежде всего,
следует отметить, что воплощенные в
мифах представления тесно переплетались
с обрядами, служили предметом веры. В
первобытном обществе мифология находилась
в тесном взаимодействии с религией.
Однако было бы неправильным однозначно
утверждать, что они были нераздельны.
Мифология существует отдельно от религии
как самостоятельная, относительно
независимая форма общественного
сознания. Но на самых ранних стадиях
развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной
стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих
конструкций, мифология и религия
неразделимы. Нельзя сказать, что одни
мифы являются «религиозными», а другие
— «мифологическими». Однако религия
имеет свою специфику. И эта специфика
заключается не в особого типа
мировоззренческих конструкциях
(например, таких, в которых преобладает
разделение мира на естественный и
сверхъестественный) и не в особом
отношении к этим мировоззренческим
конструкциям (отношение веры). Разделение
мира на два уровня присуще мифологии
на довольно высокой стадии развития, а
отношение веры также неотъемлемая часть
мифологического сознания. Специфика
религии обусловливается тем, что основным
элементом религии является культовая
система, т. е. система обрядовых действий,
направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. И
поэтому всякий миф становится религиозным
в той мере, в какой он включается в
культовую систему, выступает в качестве
ее содержательной стороны.
Мировоззренческие
конструкции, включаясь в культовую
систему, приобретают характер вероучения.
И это придает мировоззрению особый
духовно-практический характер.
Мировоззренческие конструкции становятся
основой формальной регуляции и
регламентации, упорядочения и сохранения
нравов, обычаев, традиций. С помощью
обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, доброты,
терпимости, сострадания, милосердия,
долга, справедливости и т. д., придавая
им особую ценность, связывая их присутствие
со священным, сверхъестественным.
Основная функция
религии состоит в том, чтобы помочь
человеку преодолевать исторически
изменчивые, преходящие, относительные
аспекты его бытия и возвысить человека
до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь
философским языком, религия призвана
«укоренить» человека в трансцендентное.
В духовно-нравственной сфере это
проявляется в придании нормам, ценностям
и идеалам характера абсолютного,
неизменного, не зависящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат
человеческого бытия, социальных
институтов и т. д. Таким образом, религия
придает смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.
На протяжении всей
истории существования человечества
философия складывается как устойчивая
форма общественного сознания,
рассматривающая мировоззренческие
вопросы.
Она составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг
которого образовалось своего рода
духовное облако обобщенных обыденных
взглядов житейской мудрости, что
составляет жизненно важный уровень
мировоззрения.
Соотношение
философии и мировоззрения можно
охарактеризовать и так: понятие
«мировоззрение» шире понятия «философия».
Философия – это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение, скажем, на
житейском уровне здравого смысла,
наличествующего у человека, порой даже
не умеющего ни писать ни читать.
Философия –
мировоззренческая форма сознания.
Однако не всякое мировоззрение можно
назвать философским. У человека могут
быть достаточно связные, но фантастические
представления об окружающем мире и о
себе самом. Каждый, кто знаком с мифами
Древней Греции, знает, что на протяжении
сотен и тысяч лет люди жили как – бы в
особом мире грез и фантазий. Эти верования
и представления играли в их жизни очень
важную роль: они были своеобразным
выражением и хранителем исторической
памяти.
В массовом сознании
философия нередко представляется чем
– то весьма далеким от реальной жизни.
О философах говорят как о людях «не от
мира сего». Философствование в таком
понимании – это пространное, туманное
рассуждение, истинность которого нельзя
ни доказать, ни опровергнуть. Подобному
мнению, однако, противоречит тот факт,
что в культурном, цивилизованном обществе
каждый мыслящий человек, хотя бы
«немножко» – философ, даже если он и не
подозревает об этом.
Философская мысли
есть мысль о вечном. Но это не значит,
что сама философия внеисторична. Как и
всякое теоретическое знание, философское
знание развивается, обогащается все
новым и новым содержанием, новыми
открытиями. При этом сохраняется
преемственность познанного. Однако
философский дух, философское сознание
– это не только теория, тем более теория
отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.
Научно теоретическое знание составляет
лишь одну сторону идейного содержания
философии. Другую, безусловно доминирующую,
ведущую его сторону, образует совсем
иной компонент сознания –
духовно-практический. Именно он выражает
смысложизненный, ценностно-ориентирующий,
то есть мировоззренческий, тип философского
сознания в целом. Было время, когда
никакой науки никогда еще не существовало,
но философия находилась на высочайшем
уровне своего творческого развития.
Отношение человека
к миру – вечный предмет философии.
Вместе с тем предмет философии исторически
подвижен, конкретен, «Человеческое»
измерение мира изменяется с изменением
сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель
философии – вывести человека из сферы
обыденности, увлечь его высшими идеалами,
придать его жизни истинный смысл, открыть
путь к самым совершенным ценностям.
Органическое
соединение в философии двух начал –
научно-теоретического и практически-духовного
– определяет специфику ее как совершенно
уникальной формы сознания, что особенно
заметно проявляет себя в ее истории –
в реальном процессе исследования,
развития идейного содержания философских
учений, которые исторически, во времени
связаны между собой не случайным, а
необходимым образом. Все они – лишь
грани, моменты единого целого. Также,
как и в науке, и в других сферах
рациональности, в философии новое знание
не отвергает, а диалектический «снимает»,
преодолевает свой прежний уровень, то
есть включает его в себя как свой частный
случай. В истории мысли, подчеркивал
Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное
восхождение от абстрактного знания к
знанию все более и более конкретному.
Последовательность философских учений
– в основном и главном – такова же, как
и последовательности в логических
определениях самой цели, то есть история
познания соответствует объективной
логике познаваемого предмета.
В мировоззрении
находит свое завершение целостность
духовности человека. Философия как
едино цельное мировоззрение есть дело
не только каждого мыслящего человека,
но и всего человечества, которое, как
отдельный человек, никогда не жило и не
может жить одними лишь чисто логическими
суждениями, но осуществляет свою духовную
жизнь во всей красочной полноте и
цельности ее многообразных моментов.
Мировоззрение существует в виде системы
ценностных ориентаций, идеалов, верований
и убеждений, а также образа жизни человека
и общества.
Философия является
одной из основных форм общественного
сознания, системой наиболее общих
понятий о мире и о месте человека в нем.
Возникновение
философии как мировоззрения относится
к периоду развития и становления
рабовладельческого общества в странах
Древнего Востока, а классическая форма
философского мировоззрения сложилась
в Древней Греции. Первоначально возник
материализм как разновидность философского
мировоззрения, как научная реакция на
религиозную форму мировоззрения. Фалес
первым в Древней Греции поднялся до
понимания материального единства мира
и высказал прогрессивную мысль о
превращении единой по своей сущности
материи из одного ее состояния в другое.
У Фалеса были сподвижники, ученики и
продолжатели его воззрений. В отличие
от Фалеса, считавшего материальным
основанием всего сущего – воду, они
находили иные материальные основания:
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая
основы научного мировоззрения, Фалес
внес существенный вклад в основание
математики, физики, астрономии. Главное
же в учении Фалеса как ученого,
утверждающего новую, именно философскую
эпоху в развитии мировоззрения, было
учение о человеке как главном объекте
любой науки.
У истоков формирования
научного мировоззрения в философии
древних стоял Пифагор. Пифагоризм был
первым древнегреческим философским
идеализмом как мировоззренческой
реакцией на первый древнегреческий
материализм. Фалес и Пифагор были
основоположниками первоначальных
философских мировоззрений, так как
«вода» Фалеса и «число» Пифагора были
основой их философских мировоззренческих
позиций. Дальнейшее развитие этих
мировоззренческих направлений связано
с именами Демокрита и Платона. В учениях
Демокрита и Платона мировоззренческие
позиции строятся уже на принципиально
опосредованной основе. Так, у Демокрита
основой всех основ мыслятся «атомы»
как мельчайшие и в принципе уже не
делимые частицы материального мира. У
Платона тоже были свои «атомы», только
не материальные, а духовные, именно
«идеи». Они тоже принципиально неделимы.
Таким образом, мир
«атомов» Демокрита и мир «идей» Платона
– это уже не «вода» Фалеса и не «число»
Пифагора. Это нечто бескачественное,
из которого вполне закономерно образуются
именно качества, причем самые разнообразные.
Что-то подобное предлагал в школе Фалеса
один из его учеников Анаксимандр,
высказав мысль, что в основе всего лежит
некий «апейрон», неопределенное по
отношению к любым из возможных своих
состояний и модификаций материальное
основание. А это была уже серьезная
«заявка» на то, что видимый мир не
сводится к своей сущности, а содержит
в глубине этой «видимости» некую
сущность. Отсюда напрашивается вполне
определенный вывод: нельзя принимать
кажущееся за действительное.
Демокрит признавал
материальное и духовное, разработал
так называемую «теорию истечений»,
своего рода «зародышевого» прообраза
теории отражения. Материальный мир, по
Демокриту, — это движущиеся в пустоте
атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида
объективной реальности – атомы и
пустоту. Платон же, как мировоззренческий
антипод Демокрита, исходил из первичности
мира идей и вторичности мира материального.
Что же касается процессов познания, то
они по Платону, осуществляются как
«воспоминания» бессмертной души,
вселившейся в тело человека в момент
его рождения.
Великий греческий
философ Аристотель понимал, что
противопоставление мировоззрений
определяется противопоставлением
политических целей и интересов. Отсюда
все помыслы Аристотеля как ученого были
направлены на построение всеобъемлющей
философии, объединяющей различные
мировоззренческие подходы.
Возрождение
античной культуры в Италии обязано
главным образом интенсивному развитию
городской жизни. Социальная активность
итальянского города стала резко
контрастировать с феодально-деревенской
жизнью подавляющего большинства стран
Европы. Главным центром гуманистического
движения эпохи Возрождения стала
Флоренция, что означает «цветущая»,
которую можно назвать даже столицей
итальянского Возрождения. Здесь родился
и провел многие годы провозвестник
Возрождения великий поэт и мыслитель
Данте Алигьери (1265-1321).
В своей «Божественной
комедии» Данте, с одной стороны как бы
представляет энциклопедию христианского
мировоззрения средневековья, а, с другой,
— он исполняет своеобразный гимн земному
человеку с его напряженной социальной
жизнью и собственной психологией, ибо,
по Данте, «из всех проявлений божественной
мудрости человек – величайшее чудо».
Подлинным
родоначальником гуманистического
движения итальянского возрождения стал
поэт и философ Франческа Петрарка.
Главным направлением его поэзии стала
тема чувственно окрашенного отношения
к земной красоте женщины и природы.
Так возникло и
стала развиваться идея обожествления
человека, идея его максимального
сближения с богом на путях человеческой
творческой деятельности, особенно на
путях его поэтического творчества.
Центральную роль
в этом новом мировоззрении стало играть
прежде всего понятие человеческой
деятельности.
Изобретение и история печатного станка
Печатный станок — одно из самых важных изобретений всех времен. Его развитие разрушило бы гегемонистский контроль над информацией в Европе и навсегда изменило бы ход истории.
Быстрое, дешевое и простое распространение информации в конечном итоге привело бы к протестантской Реформации (подробнее об этом позже), Ренессансу, научному просвещению и промышленной революции.
Что делает печатный станок и почему это так важно?
Печатный станок — это любая технология, которая оказывает давление между окрашенной поверхностью и печатным носителем (например, бумагой или тканью).В этом смысле это средство переноса чернил с окрашенной поверхности и носителя.
Это было огромное улучшение по сравнению с предыдущими методологиями, такими как расшифровка вручную с использованием «пера» и чернил или многократное нанесение кистью и растирание для достижения передачи чернил.
Исторически они использовались в основном для текстов, но не исключительно, и их изобретение произвело революцию в букмекерстве и распространении по всему миру. Когда цены на книжную продукцию упали, менее богатые члены общества могли внезапно получить доступ к этому эксклюзивному и редкому предмету роскоши.
Где была изобретена печатная машина?
Когда кто-то упоминает печатный станок, большинство инстинктивно вспоминает Иоганнеса Гуттенберга и его революцию 15 век (1440 г. н.э.) технологии.
Хотя его изобретение было революционным само по себе, на самом деле это не был первый печатный станок, который был разработан. Отнюдь не.
Фактически, история печатного станка восходит к 3 веку (техника печати на дереве, но на текстиле) с его адаптацией для печати текста, широко использовавшейся во времена династии Тан в Китае ( 6-10 вв. г. н.э.).
Несмотря на этот факт, Гуттенберг по праву заслуживает своего места в истории за создание машины, которая впервые в истории позволила массовое производство книг.
До его изобретения книги переписывались вручную или «печатались» с помощью деревянных блоков. И то, и другое было кропотливо медленным и трудоемким процессом, что фактически означало, что доступ к печатному слову был ограничен теми, кто мог позволить себе их высокие ценники.
Династия Тан около 700 г. н.э. Источник: Ян Киу / Wikimedia Commons
Китайцы изобрели печатный станок?
Более 600 лет до появления печатной машины Гуттенберга китайские монахи печатали краской на бумаге, используя блочную печать.Это был очень простой процесс, в нем использовались резные деревянные блоки для нанесения чернил на листы бумаги.
Забытый на столетия пример текста того времени, Алмазная сутра (созданная примерно в 868 годах нашей эры, год), была обнаружена в пещере недалеко от Дуньхуана, Китай, в 1907 исследователем сэром Марком Аурелем Штайном.
Его открытие за один шаг полностью переписало то, что, как мы думали, мы знали о развитии печатного станка.
Этот текст сейчас хранится в Британской библиотеке в Лондоне и описывается как «самая ранняя из сохранившихся датированных печатных книг».
Похоже, что тот же процесс был распространен в Японии и Корее одновременно. Эти старопечатные книги были сделаны из деревянных или металлических блоков и в основном были посвящены буддийским и даосским договорам.
«Алмазная сутра». Источник: Themeplus / Flickr
Процесс был значительно улучшен в 11 веке , когда китайский крестьянин Би (Пи) Шэн разработал форму раннего подвижного шрифта. Хотя о Си (Пи) мало что известно, его гениальный метод создания сотен отдельных символов стал огромной ступенькой на пути к современной печатной машине.
Возможность быстрой и крупной печати буддийских и даосских текстов была очень важна для китайцев (и соседних народов). Это, в немалой степени, способствовало распространению буддизма в регионе.
И мы могли бы не знать об этом человеке, если бы не современный ученый и ученый по имени Шэнь Куо. Он задокументировал подвижный шрифт Шэна в своей работе «Очерки пруда снов» и объяснил, что подвижный шрифт был сформирован из глины с подкладкой.
Куо также рассказывает своим читателям о типе используемых чернил (сосновая смола, воск и бумажная зола), а также объясняет, насколько это был достаточно эффективный и быстрый метод копирования документов.
Несмотря на это усовершенствование, потребовалось несколько столетий, чтобы он получил широкое распространение в Китае. Другие формы были разработаны в 14 веке Ван Чжэнь (китайский правительственный чиновник) во время династии Юань.
Система Zhen значительно улучшила систему Sheng с использованием поворотных столов, чтобы помочь наборщикам сортировать и обрабатывать резные деревянные блоки для очень эффективной печати.
Почему Гутенберг изобрел печатный станок?
Несмотря на прогресс в развитии печатного станка в Китае, он не прижился так быстро, как в Европе.Считается, что это следствие сложности азиатских систем письма по сравнению с более кратким алфавитным письмом, используемым в западных языках.
Следует отметить, что относительно примитивные формы печатного станка действительно существовали в Европе в г. в конце 14 — начале 15 вв. г. Якобы они были такими же, как китайская печать на дереве, известная как ксилография, и использовались почти так же, как методы, использованные для The Diamond Sutra .
Но один немецкий ювелир и мастер из Страсбурга собирался изменить мир. Первоначально экспериментируя с существующими ксилографическими методами, он натолкнулся на идею сделать процесс намного более эффективным (и прибыльным).
Йоханнес Гутенберг. Источник: Fondo Antiguo de la Biblioteca / Flickr
Что отличает печатную машину Гутенберга от своих предшественников, так это его внедрение механизации переноса чернил с подвижного шрифта на бумагу. Он адаптировал винтовой механизм винных, бумагоделательных и льняных прессов, чтобы разработать систему, идеально подходящую для печати.
Его устройство позволило создать раннюю форму конвейерного производства печатного текста, позволяющую массовое производство книг по гораздо более низкой цене, чем современные методы.
Что касается его намерений по разработке печатного станка, никто не знает наверняка, но зарабатывание денег — вероятный стимул. Его первыми производственными книгами были знаменитая ныне Библия Гутенберга . Считается, что было напечатано более 200 , но только 22 сохранились до до наших дней.
С этого времени существует немного записей о Гутенберге, но его изобретение впервые упоминается в судебном иске бывшего спонсора Йохана Фуста о выплате. Это свидетельство описывает его тип, инвентарь металлов и типы форм, и дело в конечном итоге было потеряно Гутенбергом, а его пресс был конфискован Ферстом в качестве залога.
Реплика печатного станка Гутенберга. Источник: Graferocommons / Wikimedia Commons
Какое влияние оказала печатная машина и как она изменила мир?
Воздействие печатного станка практически невозможно оценить количественно.На первый взгляд, это позволяло гораздо быстрее распространять точную информацию, но, что еще труднее, оказало огромное влияние на страны и население Европы в целом.
Благодаря, в немалой степени, прессе, грамотность начала расти, равно как и типы информации, которой люди могли подвергаться.
Примерно в это время Европа оправлялась от разрушительного воздействия Черной смерти. Это привело к резкому сокращению населения и к упадку роста церкви, росту денежной экономики и последующему рождению Возрождения.
С другой стороны, печатный станок оказался «в нужном месте в нужное время», что помогло секуляризации западной культуры. Конечно, многие ранние тексты носили религиозный характер, но все больше и больше становились более светскими по своему характеру.
В это время наука могла процветать, и ранним ученым внезапно предложили невероятный инструмент для сотрудничества друг с другом по всему континенту.
Это также вырвало из рук церкви полный контроль над содержанием религиозных текстов.Больше не будет возможности централизованно контролировать и подвергать цензуре то, что написано на темы христианской и других религий.
К 1600-м годам в полную силу развернулась научная революция Просвещения, которая навсегда изменила взгляд европейцев на мир и вселенную. Процесс мышления, который в конечном итоге приведет к промышленной революции — Спасибо, Гутенберг и др. !
Источник: Sidonius / Wikimedia Commons
Почему печатный станок был важен для Реформации?
Как мы видели, печатный станок оказал огромное влияние на распространение информации по Европе после его изобретения Гутенбергом в 1448 .В то время технология и печатные тексты быстро распространились по Европе.
Неслучайно это было время огромных изменений в культуре и религии на всем континенте. Это в конечном итоге изменит ход истории Европы и завершится протестантской Реформацией.
Никогда прежде интеллектуальные и религиозные лидеры не имели возможности распространять свое учение за пределы ограниченного собрания в любое время. Мартин Лютер, основатель протестантского движения, быстро воспользовался этим.
Печатный станок «означал больший доступ к информации, больше инакомыслия, более информированное обсуждение и более широкую критику властей», — отмечает Британская библиотека.
Мартин Лютер. Источник: Thierry Ehrmann / Flickr
По словам Марка У. Эдвардса (Гарвардская школа богословия), печатный станок предоставил средство «формировать и направлять массовое движение [в идеях]». Проще говоря, без печатного станка неясно, произошла бы Реформация когда-либо.
Между 1500 и 1530 Мартин Лютер выпустил буквально сотни брошюр на немецком языке — всего 20% всех брошюр, выпущенных в то время.
Используя печатный станок таким образом, католическая церковь потеряла гегемонистский контроль над письменными материалами и, что более важно, сделала практически невозможным для них остановить распространение «еретических идей».
Это важно по многим причинам, но в конечном итоге это можно рассматривать как огромный сдвиг в политическом мышлении, который повлияет на дальнейшее технологическое и социальное развитие стран Европы.Это было, если использовать выражение, «действительно большое дело».
Какая книга была напечатана на печатном станке первой?
Первой книгой, напечатанной на прессе Гутенберга, была его, теперь уже знаменитая, Библия Гутенберга. Они стали невероятно популярными, и в короткие сроки было выпущено 200 экземпляров .
На самом деле они были настолько популярны, что многие из них были проданы задолго до того, как были напечатаны.
Содержание его Библии было основано на версиях, которые в настоящее время распространяются в районе Рейна в Германии между 14 и 15 веками. Его версия впоследствии станет де-факто стандартной версией Библии и станет образцом для всех будущих библейских текстов.
Сохранившаяся копия Библии Гутенберга в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке. Источник: Карл Томас Мур / Wikimedia Commons
Как печатный станок изменил Европу, и мир?
Печатный станок в конечном итоге приведет к некоторым крупным реформам по всему континенту. Быстрое производство и легкое распространение стандартизированных текстов предоставит мыслителям (религиозным, научным или другим) средство массового производства текстов и их относительного легкого распространения.
С его помощью книги могли производиться серийно в таких масштабах, с которыми рукописные тексты просто не могли конкурировать с точки зрения объема и цены.
Печатные машины резко сократят стоимость производства книг и, благодаря более легкому доступу к текстам, значительно повысят уровень грамотности жителей Европы.
Он также заложил основы для облегченных исследований и научных публикаций, которые положили начало движению Возрождения. Важность этого нельзя недооценивать для истории и развития Европы и мира в целом.
Источник: Tentotwo / Wikimedia Commons
Печатный станок разрушил централизованный контроль и цензуру публикуемых материалов и позволил новым идеям буквально «распространяться со скоростью лесного пожара» невиданным ранее образом.
Это также привело к развитию новых профессий и профессий: от печатников до ремесленников до корректуры и, возможно, графического дизайна, и многие другие профессии стали совершенно новыми. Профессии, которые существуют до наших дней.
Современный мир был бы совсем другим без Гутенберга и его печатного станка.
.
колледжей и университетов исторически черных | Определение и история
Исторически черные колледжи и университеты (HBCU) , высшие учебные заведения США, основанные до 1964 года для афроамериканских студентов. Этот термин был введен Законом о высшем образовании 1965 года, который расширил федеральное финансирование колледжей и университетов.
Первые HBCU были основаны в Пенсильвании и Огайо перед Гражданской войной в США (1861–1865 гг.) С целью предоставления чернокожей молодежи, которой в значительной степени не позволяли из-за расовой дискриминации посещать общеобразовательные колледжи и университеты, получить базовое образование. и обучение, чтобы стать учителями или торговцами.Институт цветной молодежи (кратко Африканский институт при его основании) открылся на ферме за пределами Филадельфии в 1837 году. Сегодня это университет штата Пенсильвания в Чейни, который является частью системы высшего образования штата Пенсильвания. Институт Ашмуна, также расположенный недалеко от Филадельфии, предоставлял богословскую подготовку, а также базовое образование с момента своего основания в 1854 году. В 1866 году он стал университетом Линкольна в честь президента США. Авраама Линкольна и был частным до 1972 года. Самый старый частный HBCU в США.S. была основана в 1856 году, когда методистская епископальная церковь открыла Университет Уилберфорса в Тавава-Спрингс (современный Уилберфорс), штат Огайо, как учреждение совместного обучения для чернокожих, которые избежали рабства на Юге через подземную железную дорогу. Он закрылся в 1862 году, но вновь был включен в 1863 году под эгидой Африканской методистской епископальной церкви (AME), исторически афроамериканской методистской деноминации.
После окончания гражданской войны и отмены рабства на Юге были основаны HBCU при поддержке Бюро вольноотпущенников, федеральной организации, которая действовала во время Реконструкции, чтобы помочь бывшим рабам приспособиться к свободе.Такие институты, как Университет Атланты (1865; теперь Университет Кларка Атланты), Университет Ховарда и Колледж Морхауса (1867; первоначально Институт Августы) предоставляли гуманитарное образование и готовили студентов к карьере учителей или служителей и миссионеров, в то время как другие сосредоточились на подготовке студенты промышленных или сельскохозяйственных специальностей. Некоторые учреждения, такие как Morehouse, были полностью мужскими школами. Другие, такие как Колледж Спелмана (1924; первоначально основанный в 1881 году как баптистская женская семинария Атланты), были женскими.Однако большинство из них проходили совместное обучение.
Рост числа HBCU вызвал споры среди выдающихся афроамериканцев в конце 19-го и начале 20-го веков. Некоторые критики отмечали, что многие HBCU, особенно те, которые существовали сразу после Гражданской войны, были основаны белыми, многие из которых имели негативное представление о социальных, культурных и интеллектуальных возможностях чернокожих. Поскольку чернокожим, в частности, на юге, как правило, запрещалось посещать установленные учреждения, критики сомневались, действительно ли отдельные школы препятствуют усилиям по достижению социального и экономического равенства с белыми.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Другой вопрос заключался в том, будет ли профессиональное обучение или более классическое «интеллектуальное» образование лучше всего служить интересам афроамериканцев. Букер Т. Вашингтон, образцовый сторонник профессионального обучения, основал Институт Таскиги (1881, ныне Университет Таскиги), в котором особое внимание уделялось сельскохозяйственному и промышленному образованию. Как и Хэмптонский нормальный и промышленный институт (1868; ныне Хэмптонский университет), Таскиги послужил образцом для нескольких последующих HBCU, которые были организованы в соответствии с поправкой 1890 года к Закону о землевладении 1862 года, которая способствовала созданию афроамериканских колледжей, предоставляющих землю. ,Наиболее ярким представителем интеллектуального подхода был социолог У.Э.Б., получивший образование в Гарвардском университете. Дюбуа, который выступал за необходимость воспитывать «талантливую десятую часть» хорошо образованных общественных лидеров. Несмотря на то, что эти дебаты продолжались, институционализация расовой сегрегации как внутри, так и за пределами Юга делала еще более трудным для чернокожих студентов учиться где-либо, кроме HBCU, до усилий по десегрегации в середине 20-го века.
В начале 21 века в Соединенных Штатах насчитывалось более 100 HBCU, преимущественно на юге.В то время как некоторые из них были двухгодичными, многие предлагали четырехлетнее обучение. Некоторые сохранили профессиональную направленность, а другие превратились в крупные исследовательские институты. Кроме того, в то время как в некоторых HBCU по-прежнему обучались преимущественно афроамериканские студенты, в других больше не было.
.