Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности
Тест Спилбергера-Ханина это единственная методика, которая
позволяет дифференцировано измерять тревожность и как
личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.
Этот тест поможет вам определить выраженность тревожности в структуре
вашей личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или
приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать
широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу,
побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.
Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми
эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной
конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть
разным по интенсивности и динамичным во времени.
Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух
бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй
– для измерения уровня личностной тревожности.
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп
|
Суждение
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
1
|
Я спокоен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
Мне ничто не угрожает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
Я нахожусь в напряжении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Я внутренне скован
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Я чувствую себя свободно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
Я расстроен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
Меня волнуют возможные неудачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8
|
Я ощущаю душевный покой
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9
|
Я встревожен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10
|
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11
|
Я уверен в себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12
|
Я нервничаю
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13
|
Я не нахожу себе места
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14
|
Я взвинчен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15
|
Я не чувствую скованности, напряжения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16
|
Я доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17
|
Я озабочен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
Я слишком возбужден и мне не по себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19
|
Мне радостно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20
|
Мне приятно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Шкала личной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку
правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп
|
Суждение
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
21
|
У меня бывает приподнятое настроение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22
|
Я бываю раздражительным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23
|
Я легко расстраиваюсь
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24
|
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25
|
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26
|
Я чувствую прилив сил и желание работать
|
1
|
2
|
3
|
4
|
27
|
Я спокоен, хладнокровен и собран
|
1
|
2
|
3
|
4
|
28
|
Меня тревожат возможные трудности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29
|
Я слишком переживаю из-за пустяков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
30
|
Я бываю вполне счастлив
|
1
|
2
|
3
|
4
|
31
|
Я все принимаю близко к сердцу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
32
|
Мне не хватает уверенности в себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
33
|
Я чувствую себя беззащитным
|
1
|
2
|
3
|
4
|
34
|
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
35
|
У меня бывает хандра
|
1
|
2
|
3
|
4
|
36
|
Я бываю доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
37
|
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
|
1
|
2
|
3
|
4
|
38
|
Бывает, что я чувствую себя неудачником
|
1
|
2
|
3
|
4
|
39
|
Я уравновешенный человек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
40
|
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Обработка результатов
Обработка результатов включает следующие этапы:
- Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью
ключа. - На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции
поведения испытуемого. - Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например,
от половой принадлежности испытуемых.
Ключ
СТ
|
Ответы
|
ЛТ
|
Ответы
| ||||||
№№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
№№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Ситуативная тревожность
|
Личностная тревожность
| ||||||||
1
|
4
|
3
|
2
|
1
|
21
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2
|
4
|
3
|
2
|
1
|
22
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
25
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26
|
4
|
3
|
2
|
1
|
7
|
1
|
2
|
3
|
4
|
27
|
4
|
3
|
2
|
1
|
8
|
4
|
3
|
2
|
1
|
28
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10
|
4
|
3
|
2
|
1
|
30
|
4
|
3
|
2
|
1
|
11
|
4
|
3
|
2
|
1
|
31
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12
|
1
|
2
|
3
|
4
|
32
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13
|
1
|
2
|
3
|
4
|
33
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14
|
1
|
2
|
3
|
4
|
34
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15
|
4
|
3
|
2
|
1
|
35
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16
|
4
|
3
|
2
|
1
|
36
|
4
|
3
|
2
|
1
|
17
|
1
|
2
|
3
|
4
|
37
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
1
|
2
|
3
|
4
|
38
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19
|
4
|
3
|
2
|
1
|
39
|
4
|
3
|
2
|
1
|
20
|
4
|
3
|
2
|
1
|
40
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем
выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или
личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные
оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 44 балла умеренная;
- 45 и более высокая.
Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием
невротического конфликта, эмоциональными срывами и с
психосоматическими заболеваниями.
Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как
депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций.
Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом
активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем
свете».
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека
существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так
называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом
отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Мы уже говорили выше, что под личностной тревожностью понимается устойчивая
индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно
широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной
реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при
восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для
самооценки, самоуважения.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу
своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест
выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает
основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных
ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности
и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности,
категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное
осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более
мелкие
Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение
активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение
заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных
задач.
Литература
1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение
личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.:
Речь, 2005. С.44−49.
2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост.
И.Б.Дерманова. СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124−126.
3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А.
Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)
В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.
Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.
Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).
Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д.Спилберга и Ханина, а также методика Тейлора.
Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний (Зунге, В.А. Жмурова), методики диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмса и Раге), уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассермана), уровня субъективного контроля (Дж. Роттера) и др.
Для наиболее полного представления об особенностях эмоциональной сферы и психических состояний индивида используется комплекс психодиагностических методов: как основанные на самооценки состояний, так и проективные методики.
Методики Ч.Спилберга
Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).
Результаты подсчитываются по ключу.
Обработка и интерпретация результатов:
до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.
В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.
Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Бланк суждений
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ни что не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности
Номер суждения | Ситуационная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) |
1. | 4 3 2 1 | 21. | 4 3 2 1 |
2. | 4 3 2 1 | 22. | 1 2 3 4 |
3. | 1 2 3 4 | 23. | 1 2 3 4 |
4. | 1 2 3 4 | 24. | 1 2 3 4 |
5. | 4 3 2 1 | 25. | 1 2 3 4 |
6. | 1 2 3 4 | 26. | 4 3 2 1 |
7. | 1 2 3 4 | 27. | 4 3 2 1 |
8. | 4 3 2 1 | 28. | 1 2 3 4 |
9. | 1 2 3 4 | 29. | 1 2 3 4 |
10. | 4 3 2 1 | 30. | 4 3 2 1 |
11. | 4 3 2 1 | 31. | 1 2 3 4 |
12. | 1 2 3 4 | 32. | 1 2 3 4 |
13. | 1 2 3 4 | 33. | 1 2 3 4 |
14. | 1 2 3 4 | 34. | 1 2 3 4 |
15. | 4 3 2 1 | 35. | 1 2 3 4 |
16. | 4 3 2 1 | 36. | 4 3 2 1 |
17. | 1 2 3 4 | 37. | 1 2 3 4 |
18. | 1 2 3 4 | 38. | 1 2 3 4 |
19. | 4 3 2 1 | 39. | 4 3 2 1 |
20. | 4 3 2 1 | 40. | 1 2 3 4 |
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера» (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина)
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.
По Ю. Л. Ханину, состояние тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность («ЛТ») как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением «СТ». Величина «ЛТ» характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать «СТ…».
Диагностическая цель: Определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура проведения: Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния — оценки ситуативной тревожности (СТ). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.
Скачать бланк с вопросами методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера»
Скачать трафарет для подсчета суммы баллов по субтестам шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина
Инструкция к первой части шкалы: «В зависимости от самочувствия в данный момент, напротив утверждения, напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Вы спокойны | ||||
2. | Вам ничто не угрожает | ||||
3. | Вы находитесь в напряжении | ||||
4. | Вы испытываете сожаление | ||||
5. | Вы чувствуете себя свободно | ||||
6. | Вы расстроены | ||||
7. | Вас волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком | ||||
9. | Вы встревожены | ||||
10. | Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Вы уверены в себе | ||||
12. | Вы нервничаете | ||||
13. | Вы не находите себе места | ||||
14. | Вы взвинчены | ||||
15. | Вы не чувствуете скованности и напряжения | ||||
16. | Вы довольны | ||||
17. | Вы озабочены | ||||
18. | Вы слишком возбуждены и вам не по себе | ||||
19. | Вам радостно | ||||
20. | Вам приятно |
Инструкция ко второй части шкалы: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда)».
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Вы испытываете удовольствие | ||||
2. | Вы быстро устаете | ||||
3. | Вы легко можете заплакать | ||||
4. | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | ||||
5. | Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | ||||
6. | Вы чувствуете себя бодрым человеком | ||||
7. | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | ||||
8. | Ожидание трудностей очень тревожит вас | ||||
9. | Вы слишком переживаете из-за пустяков | ||||
10. | Вы бываете вполне счастливы | ||||
11. | Вы принимаете всё слишком близко к сердцу | ||||
12. | Вам не хватает уверенности в себе | ||||
13. | Вы чувствуете себя в безопасности | ||||
14. | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
15. | У вас бывает хандра, тоска | ||||
16. | Вы бываете довольны | ||||
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас | ||||
18. | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | ||||
19. | Вы уравновешенный человек | ||||
20. | Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах |
Скачать бланк с вопросами методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера»
Скачать трафарет для подсчета суммы баллов по субтестам шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина
Обработка результатов
Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом.
Ситуативная тревожность (СТ) определяется по формуле: СТ = ∑1 — ∑2 + 35,
где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по формуле: ЛТ = ∑1 — ∑2 + 35,
где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.
Результаты оцениваются обычно в градациях:
20 — 30 баллов – низкий уровень тревожности;
31 — 45 баллов – средний уровень тревожности;
46 баллов и более – высокий уровень тревожности.
Интерпретация результатов:
При интерпретации результатов особое внимание уделяется пиковым значениям.
Низкие значения уровня тревожности свидетельствуют о сниженном чувстве ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком. В некоторых случаях низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «социально желательным».
Высокие значения уровня тревожности предполагают склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности и свидетельствуют о необходимости снизить субъективную значимость ситуации, перенести акцент на осмысление деятельности. Высокая личностная тревожность характеризуется также устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами.
Высокое ситуативное состояние тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Это вызывает нарушение внимания, нарушение тонкой координации.
Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Как отмечает О.П. Елисеев, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:
- По значению (в баллах), полученному для ситуативной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности проявляются психодинамика и темперамент. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая – флегматика, а низкая реактивность – холерика и вслед за ним – сангвиника.
- По значению (в баллах), полученному для личностной тревожности, можно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует мыслительному и практико-мыслительному типам характера, а низкая – художественному и практико-художественному.
При необходимости контроля за состоянием тревожности и за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности (РТ).
Инструкция: «В зависимости от самочувствия в данный момент напротив утверждения напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно».
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Я чувствую себя свободно | ||||
2. | Я нервничаю | ||||
3. | Я не чувствую скованности | ||||
4. | Я доволен | ||||
5. | Я озабочен |
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывается по формуле:
РТ =∑1 — ∑2 + 15,
где ∑1 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 5;
∑2 – сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 3, 4.
Величина показателя меняется от 5 до 20. Соответственно, чем выше показатель, тем выше уровень реактивной тревожности.
Источник:
Тест по психологии по теме: Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
Шкала ситуативной и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина
Текст методики
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личностной тревожности
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Ответы | ||||
Суждение | Никогда | почти никогда | часто | почти всегда | |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)
Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 — низкая тревожность;
31 — 45 — умеренная тревожность;
46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».
Инструкция:
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Исследование тревожности. Тест Спилбергера-Ханина — Психологическая помощь в Москве: консультации, тренинги, полиграф
Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Стимульный материал
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
---|---|---|---|---|---|
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
---|---|---|---|---|---|
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27
| Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 — 44 балла — умеренная;
- 45 и более — высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
Метод Спилбергера-Ханина: шкала тревожности
Беспокойство — самое распространенное среди людей. Можно назвать сотни, а то и тысячи причин, заставляющих человека нервничать и волноваться. Беспокойство — это нормально. Но если это чувство не проходит и к тому же обостряется, то стоит обратиться за помощью.
Как показывают исследования, слишком высокий уровень тревожности может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный уровень тревожности, существует методика Спилбергера-Ханина.
Основные концепции
Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревога». Под тревогой принято понимать эмоциональное состояние, при котором возникает сильное возбуждение, беспричинное или вызванное определенными факторами, тревога. Довольно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без какой-либо причины. Такое состояние естественно только в том случае, если оно не дезорганизует жизнедеятельность.
Вторая концепция методики Спилбергера-Ханина — тревога.Считается, что это процесс переживания тревоги с низким порогом реакции. Глядя на то, что стало причиной возникновения тревоги, выделяют два ее подвида: ситуативную и личную.
Из названий уже понятно, что ситуативная тревога — это изменение эмоционального фона в связи с изменившейся ситуацией (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. Д.). Личное беспокойство может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это устойчивая характеристика личности.Есть люди, умеющие подавлять свои эмоции, но есть такие, у которых настроение меняется от малейшего дуновения ветра.
Методы психодиагностики
В психодиагностике не так уж и мало методов оценки степени тревожности пациента. Как правило, они используются при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и психологической консультации. Наиболее популярными методами определения степени тревожности являются метод Тейлора и методика Спилбергера-Ханина.
Кроме них востребованы:
- Тесты на депрессивные настроения (Жмуров, Dunge).
- Методика изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в обществе (Рэйдж, Холмс).
- Тесты на определение социальной неудовлетворенности (Вассерман).
- Метод диагностики степени субъективного контроля (Роттера).
Для более детального изучения состояния пациента можно использовать комплекс, состоящий из нескольких методик.
Шкала тревожности
Несмотря на обилие психологической диагностики, только методика К. Спилбергера и Ю. Ханин может одновременно измерять тревожность и личностные характеристики. Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована к бытовым реалиям Юрием Ханиным, за что и получила свое имя.
Считается, что это одна из лучших диагностик. Метод Спилбергера-Ханина состоит из анкеты, в которой 40 утверждений.Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции под номерами 21-41 будут характеризовать личную тревогу.
Кстати, данный опросник адаптирован для 52 иностранных языков и признан международным методом определения степени тревожности и тревожности.
Ситуативная тревожность
Методика Спилбергера-Ханина — это анкета — это таблица, в которой утверждения написаны слева. Напротив каждого из них стоит ряд цифр от 1 до 4.Они показывают степень согласия пациента с утверждением. Чем выше цифра, тем выше уровень согласия. В конкретном тесте есть такие критерии оценки:
- Очень редко (почти никогда) — 1 балл.
- Редко — 2.
- Часто — 3.
- Очень часто (почти всегда) — 4.
В этой шкале утверждений особое внимание уделяется определению состояния пациента в определенный момент. Это помогает психологу быстро понять, как те или иные изменения влияют на человека.
Личностная тревожность
Чего нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов методики Спилбергера-Ханина состоит из таких утверждений:
- Могу быть в приподнятом настроении.
- Временами чувствую раздражительность.
- Меня легко расстроить.
- Я хочу быть таким же удачливым, как и все остальные.
- Давно переживаю из-за неприятностей.
- Я чувствую, что полон энергии.
- Всегда беспристрастно и спокойно.
- Беспокоюсь о будущих трудностях.
- Даже мелочи меня нервируют.
- Иногда чувствую прилив счастья.
- Я серьезно отношусь ко всем событиям.
- Я хочу быть увереннее.
- Я чувствую свою беззащитность.
- Стараюсь не ввязываться в сложные ситуации.
- Иногда хочется хандрить.
- Иногда чувствую себя счастливым.
- Отвлечения и неприятности по мелочам.
- Временами чувствую себя неудачником.
- Я волнуюсь каждый раз, когда думаю о своих делах.
Обработка данных
На вопросы следует отвечать без колебаний. Чтобы получить результат, нужно просуммировать все числа, полученные по каждой из шкал. За один этап диагностики человек может набрать от 20 до 80 баллов. Соответственно, чем выше итоговое число, тем выше степень беспокойства.
Таким образом, можно определить, что пациенты с шариками от 20 до 30 имеют низкий уровень тревожности.Те, кто получил с 31 по 43 р
.
Метод Спилбергера-Ханина: шкала тревожности
Тревога является наиболее распространенной среди людей. Можно назвать сотни, а то и тысячи причин, заставляющих человека нервничать и волноваться. Беспокойство — это нормально. Но если это чувство не проходит и к тому же обостряется, то стоит обратиться за помощью.
Как показывают исследования, слишком высокий уровень тревожности может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный уровень тревожности, существует методика Спилбергера-Ханина.
Основные концепции
Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревога». Под тревогой принято понимать эмоциональное состояние, при котором возникает сильное возбуждение, беспричинное или вызванное определенными факторами, тревога. Довольно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без какой-либо причины. Такое состояние естественно только в том случае, если оно не дезорганизует жизнедеятельность.
Вторая концепция методики Спилбергера-Ханина — тревога.Считается, что это процесс переживания тревоги с низким порогом реакции. Глядя на то, что стало причиной возникновения тревоги, выделяют два ее подвида: ситуативную и личную.
Из названий уже понятно, что ситуативная тревога — это изменение эмоционального фона в связи с изменившейся ситуацией (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. Д.). Личное беспокойство может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это устойчивая характеристика личности.Есть люди, умеющие подавлять свои эмоции, но есть такие, у которых настроение меняется от малейшего дуновения ветра.
Методы психодиагностики
В психодиагностике не так уж и мало методов оценки степени тревожности пациента. Как правило, они используются при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и психологической консультации. Наиболее популярными методами определения степени тревожности являются метод Тейлора и методика Спилбергера-Ханина.
Кроме них востребованы:
- Тесты на депрессивные настроения (Жмуров, Dunge).
- Методика изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в обществе (Рэйдж, Холмс).
- Тесты на определение социальной неудовлетворенности (Вассерман).
- Метод диагностики степени субъективного контроля (Роттера).
Для более детального изучения состояния пациента можно использовать комплекс, состоящий из нескольких методик.
Шкала тревожности
Несмотря на обилие психологической диагностики, только методика К. Спилбергера и Ю. Ханин может одновременно измерять тревожность и характеристики личности. Методика была разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована к бытовым реалиям Юрием Ханиным, за что и получила свое имя.
Считается, что это одна из лучших диагностик. Метод Спилбергера-Ханина состоит из анкеты, в которой 40 утверждений.Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции под номерами 21-41 будут характеризовать личную тревогу.
Кстати, данный опросник адаптирован для 52 иностранных языков и признан международным методом определения степени тревожности и тревожности.
Ситуативная тревожность
Методика Спилбергера-Ханина — это анкета — это таблица, в которой утверждения написаны слева. Напротив каждого из них стоит ряд цифр от 1 до 4.Они показывают степень согласия пациента с утверждением. Чем выше цифра, тем выше уровень согласия. В конкретном тесте есть такие критерии оценки:
- Очень редко (почти никогда) — 1 балл.
- Редко — 2.
- Часто — 3.
- Очень часто (почти всегда) — 4.
В этой шкале утверждений особое внимание уделяется определению состояния пациента в определенный момент. Это помогает психологу быстро понять, как те или иные изменения влияют на человека.
Личностная тревожность
Чего нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов методики Спилбергера-Ханина состоит из таких утверждений:
- Могу быть в приподнятом настроении.
- Временами чувствую раздражительность.
- Меня легко расстроить.
- Я хочу быть таким же удачливым, как и все остальные.
- Давно переживаю из-за неприятностей.
- Я чувствую, что полон энергии.
- Всегда беспристрастно и спокойно.
- Беспокоюсь о будущих трудностях.
- Даже мелочи меня нервируют.
- Иногда чувствую прилив счастья.
- Я серьезно отношусь ко всем событиям.
- Я хочу быть увереннее.
- Я чувствую свою беззащитность.
- Стараюсь не ввязываться в сложные ситуации.
- Иногда хочется хандрить.
- Иногда чувствую себя счастливым.
- Отвлечения и неприятности по мелочам.
- Временами чувствую себя неудачником.
- Я волнуюсь каждый раз, когда думаю о своих делах.
Обработка данных
На вопросы следует отвечать без колебаний. Чтобы получить результат, нужно просуммировать все числа, полученные по каждой из шкал. За один этап диагностики человек может набрать от 20 до 80 баллов. Соответственно, чем выше итоговое число, тем выше степень беспокойства.
Таким образом, можно определить, что пациенты с шариками от 20 до 30 имеют низкий уровень тревожности.Те, кто получил от 31 до 4
.
: одногрупповой квазиэкспериментальный предварительный / послетестовый дизайн. Инвентаризация тревожности) Спилбергер, Y-1 (штат) Уилкоксон подписал тест на звание.
эмоциональный стресс, измеряемый
Снижают ли предоперационные препараты уровень эмоционального стресса по уровню катехоламинов в плазме? МАТТИЛОУ КАТЧПОЛ, CRNA, доктор философии, Спрингфилд, Иллинойс. Предоперационные лекарства выдаются как само собой разумеющееся.
Дополнительная информация
Совет по медсестринскому делу штата Миссисипи
Совет по сестринскому делу штата Миссисипи, регулирующий сестринскую практику www.msbn.state.ms.us 713 Pear Orchard Road, Suite 300 Ridgeland, MS 39157 Введение и лечение внутривенных (IV) умеренных седативных средств ПОЛОЖЕНИЕ
Дополнительная информация
Привилегии UNMH в отношении процедурной седации
o Первоначальные привилегии (первоначальное назначение) o Продление привилегий (повторное назначение) o Расширение привилегий (изменение) Все новые кандидаты должны соответствовать следующим требованиям, утвержденным UNMH
Дополнительная информация
Политика ссылки на модификатор
Номер полиса 2016R0111C Годовая дата утверждения Ссылка на модификатор 11/11/2015 Утверждено Комитетом по надзору за платежной политикой ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ ОБ ЭТОЙ ПОЛИТИКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ Вы несете ответственность за
Дополнительная информация
Рами Гурани, MD, DDS
Рами Гурани, доктор медицины, DDS Board Сертифицирован Американским советом по пластической хирургии Сертифицирован Американским советом по челюстно-лицевой хирургии Опыт работы в частной группе Пластическая и реконструктивная практика
Дополнительная информация
Групповое дополнительное медицинское страхование
Что делать, если завтра вас или члена семьи госпитализируют… можете ли вы оплатить лечение из собственного кармана, а также покрыть ежедневные расходы на проживание? МАШИНЫ СЧЕТА ПРЕДПИСАНИЯ Дополнение к группе
Дополнительная информация
ДИАНА УИТАКЕР ЭББЕРТ, PhD, RN, ARNP FNP-BC. 17970 Leavenworth Road Tonganoxie, Канзас 66086913724-2343 (дом) 913588-1649 (офис)
ОБРАЗОВАНИЕ ДИАНА УИТАКЕР ЭББЕРТ, PhD, RN, ARNP FNP-BC 17970 Leavenworth Road Tonganoxie, Kansas 66086 913 724-2343 (дом) 913 588-1649 (офис) Канзасский университет, школа медсестер, Канзас-Сити, Ks.
Дополнительная информация
Недержание мочи у женщин
Женское недержание мочи Молли Хойблейн, доктор медицинских наук, доцент клинической медицины UCSF. Разглашение первичной медицинской помощи в области женского здоровья. Мне нечего раскрывать. 1 Цели Рассмотреть проблему Чувствовать себя уверенно
Дополнительная информация
ЗАПРОС БЮДЖЕТА DHS НА ФИНАНСОВЫЙ ГОД 2015-2016
ТРЕБОВАНИЕ БЮДЖЕТА DHS НА 2015-2016 ФИНАНСОВЫЙ ГОД (Сумма в тысячах долларов) Страница № исполнительного бюджета губернатора: НАЗНАЧЕНИЕ: Стр.C1.8, E30.5, E30.16, E30.17 Платеж федеральному правительству. — Программа Medicare по лекарствам. РЕЗЮМЕ
Дополнительная информация
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД ЛЕГКИХ
ЛЕГКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ понимание профессиональных рекомендаций Это руководство включает информацию о том, что Европейское респираторное общество и Американское торакальное общество сказали о легочной реабилитации.
Дополнительная информация
Быстрая мобилизация сокращает продолжительность пребывания у пациентов с заменой суставов
222 Быстрая мобилизация сокращает продолжительность пребывания у пациентов с заменой суставов Грегори Тайроуз, М.D., Дебби Ньюман, Б.С., Джеймс Словер, доктор медицины, магистр медицины, Фредрик Джаффе, доктор медицины, Трейси Хантер, Б.С., и Джозеф
Дополнительная информация
НАЗВАНИЕ БОЛЬНИЦЫ ДАТА
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СТАРШИХ УСЛУГ МИССУРИ БЮРО ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ТРАВМНЫЙ ЦЕНТР КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ ЛИСТА УРОВЕНЬ I УРОВЕНЬ I 19CSR 30-40.430 НАЗВАНИЕ БОЛЬНИЦЫ ДАТА (1) ОБЩИЕ
Дополнительная информация
,
Инвентаризация состояния-черты тревожности (STAI)
Описание меры: Инвентаризация состояния-черты тревожности (STAI) является широко используемым средством измерения тревожности и состояния (Spielberger, Gorsuch, Lushene, Vagg, & Jacobs, 1983). ). Его можно использовать в клинических условиях для диагностики тревожности и отличия ее от депрессивных синдромов. Он также часто используется в исследованиях как индикатор дистресса лица, осуществляющего уход (например, Greene et al., 2017, Ugalde et al., 2014).
Форма Y, самая популярная версия, содержит 20 пунктов для оценки тревожности, связанной с чертой характера, и 20 пунктов для оценки тревожности состояния.Пункты состояния тревоги включают: «Я напряжён; Я волнуюсь »и« Я чувствую себя спокойно; Я чувствую себя в безопасности ». Признаки личностной тревожности включают: «Я слишком беспокоюсь о том, что на самом деле не имеет значения» и «Я доволен; Я уравновешенный человек ». Все вопросы оцениваются по 4-балльной шкале (например, от «почти никогда» до «почти всегда»). Более высокие баллы указывают на большее беспокойство. STAI подходит для тех, у кого уровень чтения не ниже шестого.
Коэффициенты внутренней согласованности шкалы варьировались от.86 до 0,95; Коэффициенты надежности повторного тестирования варьировались от 0,65 до 0,75 в течение 2-месячного интервала (Spielberger et al., 1983). Коэффициенты повторного тестирования для этого показателя в настоящем исследовании варьировались от 0,69 до 0,89. Значительные свидетельства свидетельствуют о построении и одновременной достоверности шкалы (Spielberger, 1989).
Исследования также показали, что это чувствительный предиктор дистресса лица, осуществляющего уход, с течением времени и что он может меняться в зависимости от изменений в системах поддержки, состоянии здоровья и других индивидуальных характеристиках (Elliott, Shewchuk, & Richards, 2001; Shewchuk, Richards & Elliott, 1998).
Ссылки
Грин Дж., Коэн Д., Сисковски К. и Тойинбо П. (2017). Взаимосвязь между заботой о семье и психическим здоровьем молодых людей, осуществляющих уход. Журнал услуг и исследований в области психического здоровья, 44 (4), 551-5663. DOI: 10.1007 / s11414-016-9526-7
Спилбергер, К. Д. (1989). Инвентаризация состояния-черты тревожности: библиография (2-е изд.). Пало-Альто, Калифорния: Консультации психологов Press.
Спилбергер, К.Д., Горсуч, Р. Л., Лушене, Р., Вагг, П. Р., и Джейкобс, Г. А. (1983). Руководство по инвентаризации тревожных состояний, связанных с состоянием . Пало-Альто, Калифорния: Консультации психологов Press.
Угальде, А., Кришнасами, М., и Скофилд, П. (2014). Взаимосвязь между самоэффективностью и тревогой и общим дистрессом у лиц, ухаживающих за людьми с запущенным раком. Журнал паллиативной медицины, 17 (8), 939-41. DOI: 10.1089 / jpm.2013.0338
.