Тест рисуночный я в школе: Тест «Рисунок школы» — Лидия Панькова

Содержание

Использование рисуночного теста «Рисунок школы» для диагностики готовности к школьному обучению у дошкольников

Демина Инна Сергеевна,

к. психол. н.,

педагог-психолог

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1631»,

В качестве дополнительного теста для оценки готовности к школе у старших дошкольников можно использовать рисуночную методику «Рисунок школы».

Данная методика является проективной и позволяет оценить отношение к школе, представление о ней у детей старшего дошкольного возраста, их чувства, эмоции и переживания, связанные со школьной жизнью.

В методике ребенку предлагается нарисовать школу, как он ее себе представляет. После рисования для адекватной интерпретации рисунка рекомендуется проводить беседу для уточнения содержания нарисованного. Такие беседы с воспитанниками позволяют получить более полную картину их представлений и эмоционально-оценочного отношения к школе.

Данные, полученные в результате диагностики, рекомендуется сопоставлять с результатами по другим методикам, а также наблюдений за детьми.

В течение текущего учебного года нами проводилось обследование воспитанников подготовительных групп на оценку психологической готовности к школьному обучению, в т.ч. с использованием методики «Рисунок школы».

Полученные рисунки с целью интерпретации мы разделили на разные условные группы. Можно оценивать рисунки по параметрам цветности, заполненности листа, детализации. Наиболее диагностическим признаком из перечисленных для нас в рисунках детей являлась цветность. Так выбор ярких и светлых тонов может свидетельствовать о внутреннем психологическом комфорте ребенка (Рис. 1–4).

 

 

Рисунки 1–4

Напротив, преобладание темных тонов может говорить о психоэмоциональном напряжении, дискомфорте, наличии значимых психологических переживаний, связанных у ребенка со школой (Рис. 5–6).

 

Рисунки 5–6

Следующий параметр – содержание рисунка. Что «вложил» в него ребенок. В этом случае можно разделить рисунки на три группы.

Первая группа: рисунки, на которых изображена школа как здание, школьные классы с мебелью, но без людей. В беседе дети отвечают, что все, кто отсутствует на рисунке, — на перемене, гуляют, вышли, ушли домой. Таким образом, свою жизнь эти дети не связывают со школой (Рис. 7–10).

 

 

Рисунки 7–10

Другая группа рисунков — дети рисуют себя рядом со школой, объясняя тем, что только идут в школу. В этом случае можно так же сказать, что дети не «примеривают» на себя ситуации из школьной жизни, имеют слабое представление о школе и недостаточную учебную мотивацию (Рис. 11–13).

 

Рисунки 11–13

И, наконец, самая «благополучная» группа рисунков – тех, на которых дети изображают школьников, учителей в школе в различных ситуациях. Иногда это не учебные, а игровые ситуации (например, дети играют с конструктором, в дидактические настольные игры). Это могут быть эмоционально-окрашенные «сценки» из школьной жизни, о которых дети узнали из фильмов, книг, рассказов друзей, братьев, сестер. Однако в идеале это изображение учебной деятельности. На таких рисунках дети изображают учителя, учеников, урок (Рис. 14–16).

 

Рисунки 14–16

Приведем примеры анализа детских рисунков.

Рисунок А

Рисунок 17

Девочка в беседе рассказывает, что на рисунке учительница и ученица. Последняя пишет, учится. На вопрос, где же остальные дети, отвечает: «Остальные дети дома спят, не хотят идти в школу. Там долго и тяжело писать». Рассказывает, что сама не очень хочет в школу из-за этого. Характер рисунка, цветность (преобладание темных тонов), содержание беседы отражают низкую учебную мотивацию и повышенную школьную тревожность будущей первоклассницы.

Рисунок Б

Рисунок 18

Рассказ ребенка: «Учитель стоит за столом. Двое детей остались, они, наверное, двоечники. Остались переделывать всю работу, чтобы учитель оценил. Наверное, они наказаны. Дверь на рисунке – это выход, чтобы они вышли. Остальные дети ушли или заболели. Их нет. Может быть, они на улице – там перемена». Говорит, что боится стать таким двоечником. В рисунке выражены страхи ребенка, связанные со школой.

Рисунок В

Рисунок 19

В беседе автор рисунка рассказывает, что нарисовала девочку и мальчика в школе. Они смотрят в окно на перемене. Им хочется погулять. Они заранее выполняют задания учителя, чтобы играть на уроке. На улице гуляет охранник, смотрит, все ли хорошо. Дети наблюдают за охранником, что он делает.

По рисунку и беседе становится понятно, что у девочки преобладает игровая мотивация, эмоционально к школе ребенок еще не готов.

Рисунок Г

Рисунок 20

Девочка рассказывает, что нарисовала себя, как она бежит в школу. Это «особенная школа» – «там хороший обед, ужин», «интересные задания с животными» и «задачки про шарики». В школе начался урок, учительница мелком пишет задачки на доске, рядом подруга, которая пришла раньше. А сама она опаздывает, бежит и поет веселую песенку про утро.

В этом случае по анализу рисунка и беседы с ребенком можно сказать, что присутствует позитивная мотивация к школе, однако она преимущественно игровая. Ребенок имеет нечеткое представление о школе.

Рисунок Д

Рисунок 21

Рассказ ребенка: «На рисунке учитель. У нее рабочий стол. Она пишет примеры на доске. За партами сидят ученики. Они улыбаются, потому, что им нравится учиться. А учительница улыбается – радуется, потому, что дети все правильно сделали!».

Как мы видим, на рисунке изображена учебная ситуация, ученики, учитель. Рисунок выполнен в светлых тонах. В беседе ребенок подчеркивает позитивный настрой всех, кто изображен на рисунке. Таким образом, можно сказать, что и сам автор рисунка имеет четкое представление о школе и высокую учебную мотивацию.

Рисунок Е

Рисунок 22

Еще один рисунок, демонстрирующий высокую мотивацию к обучению в школе. Мальчик рассказывает, что изобразил здание школы с классами. Там есть спортивный класс, музыкальный зал, «занимательный класс» и даже музей с картинами известных художников, где проводятся экскурсии. Один из классов мальчик изобразил изнутри. В нем учитель объясняет задание – сколько будет 5 плюс 5. Один ребенок отвечает  доски, другой (говорит, что это он сам) – тянет руку, чтобы его спросил учитель. Рисунок выполнен в ярких тонах, что еще раз подтверждает предположение о позитивном отношении ребенка к обучению в школе.

Анализ рисунков показывает высокие диагностические возможности данной методики в отношении изучения готовности к школьному обучению у старших дошкольников. Также возможно применение данной методики для изучения отношения к школе у младших школьников.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рисуночный тест для диагностики готовности дошкольников к школьному обучению «Рисунок школы»

МБДОУ Светлинский детский сад «Светлячок»

Рисуночный тест для диагностики

готовности дошкольников к школьному обучению «Рисунок школы»

Уважаемые родители детей подготовительной к школе группы «Буратино», предложите своему ребенку нарисовать школу, так как он ее себе представляет.

Успешность обучения во многом определяется отношением ребенка к школе и учению, отрицательные проявления которого (страх, тревога по поводу поступления в школу и др.) приводят к потере интереса к учению, трудностям в общении с учителем и одноклассниками, снижению успеваемости. Эмоциональное неблагополучие в школе обозначают термином «школьная тревожность». Наиболее полно отношение ребенка к тому или иному явлению действительности проявляется в его рисунках.

Самостоятельно определить отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности можно при помощи простого теста «Рисунок школы».

Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.

Оцените результаты по следующим критериям:

сюжет

линии рисунка

цветовая гамма

Сюжет:

2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу. При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток.

0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Линии рисунка:

2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.

0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Цветовая гамма:

2 балла – преобладание ярких и светлых цветов (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

0 баллов – рисунок в мрачных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.

Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:

От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.

От 2 до 4 – представление о школе несколько искажено, информации не хватает. На этой почве у ребенка возникают страхи и тревоги, которыми он, возможно, стесняется поделиться с родителями. Старшим родственникам необходимо выяснить причину нервозности и попытаться сформировать у ребенка положительное отношение к школе.

От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.

Я буду рада, видеть рисунки Ваших детей!

Их можно выслать на мою электронную почту

или в нашу группу в вайбере «Буратино»

Применение рисуночных тестов в работе педагога-психолога

Применение рисуночных тестов в работе педагога-психолога

Айбазова Марина Якубовна, педагог-психолог

Работая с детьми, педагог-психолог может столкнуться с рядом трудностей, особенно начинающий. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут пройти обычный речевой тест, часто не могут ответить на многие вопросы, стесняются, боятся. Подростки, наоборот, могут вести себя демонстративно, на вопросы не отвечать или отвечать невпопад, как попало, при тестировании могут даже не читать вопросы – просто хаотично расставить ответы.

В таких случаях неоценимую помощь психологу могут оказать рисуночные тесты. Ценность их состоит в том, что такие тесты очень информативны, могут использоваться как для индивидуальной работы, так и для групповой, а для проведения детского рисуночного теста достаточно стандартного листа бумаги А4 и простого карандаша средней твердости. Некоторые тесты проводятся с цветными карандашами или красками. Рисунки просты в исполнении и не заставляют чувствовать подвох при выполнении этого задания, так как ребёнку не вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью.

К тому же практически каждый ребенок может, а зачастую любит рисовать, даже демонстративные подростки.

С помощью рисуночного теста можно многое узнать о детях: уровень их интеллекта, умственное развитие, интересы, отношения в семье, определить склад личности ребёнка, эмоциональную сферу ( страхи, фобии, тревожность, депрессивность, невротические состояния, склонность к агрессии  и др.), также общительность или замкнутость ребенка, его адаптивность в социуме, отношение к разным сторонам действительности и многое другое. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания, поэтому рисуночные тесты трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты в действительности.
Кроме того, они часто способствуют установлению контакта между школьником и педагогом-психологом.

К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью, используя принцип «Не навреди». Конечно, сообщать результаты интерпретации нужно индивидуально и избирательно.

Особенный восторг интерпретация рисуночных тестов вызывает у подростков. Практически все начинают задавать вопросы «А как вы узнали?», «А где это нарисовано?», «А ещё есть такие тесты?», приводят друзей и всячески рекламируют психолога в школе.

Для работы в школе можно применять следующие проективные методики: «Рисунок человека», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Слон», «Кактус», «Человек под дождём», «Дом-Дерево-Человек», «Рисунок семьи», «Дерево», «Три дерева», «Школа зверей», «Рисуночный тест Вартегга», «Красивый рисунок», «Четыре персонажа», «Человек, который срывает яблоко», «Злое, Счастливое и Несчастное животное», «Закончи изображение», “Палитра чувств”, “Семья, которую я хочу”, «Детский сад», «СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ, «Необитаемый остров», «Нужны ли вам перемены?», «Куда устремлены ваши мечты?», «Нарисуй человека» Гудинаф–Харриса и другие.

В Интернете также можно найти различные интересные рисуночные экспресс-тесты, выявляющие склонности человека, черты характера и т. п.

Рисунки являются наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой.

Конечно, для болеедостоверной диагностики необходимо получить информацию посредством интервью, наблюдения и других стандартных психологических методик, ведь рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов, дополняя друг друга.

«Рисунок – зеркало души» (о проективных методиках в практике школьного психолога)

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Пабло Пикассо.

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. 
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств. 
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни. 
Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции. 
К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

1. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают «растопить лёд» во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной. 
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная,  детско-родительская  и др.) Проективные методики   имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного  проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов,  а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния. 

2. Нюансы выполнения проективных техник:

– Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
– Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным,  все коррективы сознательны.
Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше – он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления.

Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному – наоборот.

Описательные характеристики материалов:

– Бумага гладкая  –  сопротивление меньше, шершавая  больше;
– Пастель сухая – оттенки бледнее, сопротивление  больше;
– Пастель масляная – оттенки ярче, сопротивление  меньше, ложится мягче.

Ошибочно полагать, что проективные методики больше подходят для младшего школьного возраста.
Можно рассмотреть некоторые методики, используемые в моей работе, как с младшими школьниками, так и со старшими.
Представленную ниже методику можно использовать в группах разного возраста.

3. Методика «Четыре рисунка»

Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники.  Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа». 

Значение и краткая интерпретация рисунков:

– «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).
– хвост трубой – довольство;
 пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;
– «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом – дерево – человек »). Маленькое растение – недостаточно ресурсов, сил; большое – предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.
Обрезанный стебель – не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.
– «Я в виде неживого предмета» – отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я – концепции».
– замок – закрытость;
– открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание;
– сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.
– «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:
река – движение, гибкость;
волны – эмоциональные всплески;
камни – препятствия;
цветы – положительный настрой;
гора – трудности и одновременно путь вверх;
солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

Макс 15 лет

Используя рисунки, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

4. Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса.

С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.
– Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «В школе зверей».

Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем что,
во-первых, они показывают умение школьника рисовать;
во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому;
в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе…» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

а) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

в) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:

а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных разме

Методическая разработка (1 класс) на тему: Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

Методика

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой)

Цель: методика определяет, как дети относятся  к школе, взаимоотношение с учителем и сверстниками, а также  мотивационную готовность к учебе в школе.

Ход занятия: «Ребята, изобразите на листочках,  что вам больше всего нравится делать в школе. Рисовать можете все, что захотите.»

Оборудование: лист формата А4, карандаши

Анализ  рисунка.

1.    Несоответствие  с заданной темой показывает, что:

а)    отсутствует школьная мотивация, и превалируют другие мотивы, чаще всего игровые. В данном случае дети изображают  автомобили, игрушки, военные события, узоры. Все это говорит  о мотивационной инфантильности;

б)    детский негативизм. Отказ ребенка рисовать на заданную тему, рисует то, что больше всего получается или  то, что нравится, хочет  рисовать. Данное поведение характерно ученикам, которые имеют трудности к приспособлению к ясному пониманию выполнения школьных заданий;

в)    неправильная интерпретация  поставленной задачи, ее осмысление. Ребенок либо ничего не рисует, либо срисовывает  сюжет у сверстников. Чаще всего это характерно детям с ЗПР.

2.    Соответствие рисунка с темой свидетельствует о положительном отношении к школе, учебе, но здесь нужно анализировать и  сюжет рисунка:

а)    учебная обстановка — учитель, объясняющий у доски, ученики, которые сидят за партами, школьная  доска с заданиями и т.д. Такие рисунки говорят о высокой учебной  мотивации, инициативности ребенка, присутствии у него познавательных учебных мотивов;

б)    сюжеты неучебного характера — школьники на перемене или с ранцами — характерны ученикам с позитивным отношением к учебе, но их внимание больше направлено на внешние школьные атрибуты;

в)    рисунки с игровыми ситуациями — качели во дворе, игровой уголок, игрушки и другие атрибуты, находящиеся в классе (например, телевизор, цветы на подоконнике и т. д.) – характерны ученикам  с позитивным отношением к учебе, но с доминированием игровой мотивации.

Для большей верности в  оценке школьных  рисунков стоит  осведомиться у ученика, что он нарисовал, почему именно эти предметы или сюжет.

Как правило, данная методика позволяет  говорить не только о положительной или отрицательной учебной мотивации, но позволяет выявить, какие отношения сложились с учителем и сверстниками,  успешно ли прошел период адаптации.

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе: методика проверки навыков дошкольника


Поступление в школу — важный шаг в жизни каждого ребенка. Приходя в первый класс, маленький человек вступает во взрослую жизнь. Чтобы учеба принесла и пользу, и удовольствие, малыш должен быть подготовленным к занятиям. Проверить зрелость будущего первоклашки поможет тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе. Расшифровать его результаты сможет не только педагог, но и сами родители.

Как проводится тестирование


Все дети развиваются по-разному. Одни малыши опережают своих сверстников в развитии, другие, напротив, не спешат учиться грамоте. Чтобы определить, стоит ли усаживать дошкольника за парту в 6 лет, помогут простые тесты на определение готовности к обучению. Такой «экзамен» помогает не только оценить зрелость будущего ученика, но и познакомиться с малышом ближе, определив его социальные навыки.


Для тестирования дошкольников чаще всего применяют простой тест, идеально подходящий для работы с 6−7-летками. Это адаптированный к школьной программе экзамен А. Керна, созданный Я. Йирасеком, и в результате получивший двойное название. Тестирование было создано в СССР Институтом гигиены детей и подростков под контролем Минздрава. Для оценки развития детей и сегодня используется тест Керна-Йирасека. Проверка готовности ребенка к школе включает в себя ряд письменных заданий и дополнительный устный субтест.


Тест позволяет оценить развитие у ребенка мелкой моторики, а также определить зрительное внимание и координацию рук. Рисунок помогает узнать, насколько у малыша развита память и пространственное мышление. Психолог также делает вывод об интеллектуальном уровне будущего школяра.


Поведение ребенка во время тестирования помогает педагогу определить умение дошкольника строго подражать образцу. Также оценивается, насколько малыш усидчив, когда приходится делать то, чего делать не хочется. Сосредоточенность необходима во время обучения, поэтому является показателем при оценке подготовки к школе.


Задание не занимает много времени, поэтому при выполнении его ребенок не успевает устать. Доброжелательная и спокойная атмосфера помогают малышу сосредоточиться и показать истинные знания.


Иногда тест проводится не индивидуально, а для группы детей. Однако чем большее количество участников присутствует, тем менее точным будет результат. После коллективного тестирования принято отбирать из группы детей с самым низким результатом и проводить урок повторно. Это нужно для того, чтобы проверить собранность малыша в спокойной обстановке.


Диагностика готовности к школе по Керну проводится не только в школе. Протестировать будущего ученика можно и дома. Для этого родителям пригодится описание заданий теста и расшифровка результатов, приведённых ниже.


Создатель экзамена Я. Йирасек изучал связь между выполненным тестом и дальнейшим обучением ребенка. Было установлено, что дети, сдавшие тест отлично, учились лучше своих сверстников. Однако те малыши, которым не удалось справиться с заданием, получали в дальнейшем приемлемые оценки. Поэтому использовать тест, как некий прогноз успешности, нельзя.


Тест Керна-Йирасека для дошкольного возраста составлен из трех заданий. Все они оцениваются отдельно. Шкала для каждого задания состоит из 5 баллов, где лучший результат означает 1, а худший — 5. В конце экзамена баллы суммируются.


Развитие ребенка, показавшего результат в диапазоне 3−6 баллов, оценивается как отличное, или выше среднего. Малыши с показателем от 7 до 11 получают среднюю оценку. Балл от 12 до 15 считается показателем ниже нормы.

Задания для теста и расшифровка результатов


Помимо баллов, специалист наблюдает за работой ребенка. Его усидчивость, внимательность и логичность действий указывают на готовность к обучению. Если же действия малыша вызывают вопросы, это станет материалом для дальнейшего изучения особенностей конкретного ребенка.

Изображение фигуры мужчины


Первое задание теста заключается в изображении ребенком фигуры человека. Тестированный получает лист нелинованной бумаги и набор карандашей. Можно использовать и один карандаш, однако выбор цветов даст дополнительную информацию о его развитии малыша. Карандаш или коробку с ними кладут перед ребенком так, чтобы она оказалась на одинаковом расстоянии от обеих его рук. Так делается вывод, правша малыш или левша. Пометка об этом вносится в реестр результатов.


Ребенку объясняют, что нужно нарисовать человека в полный рост. Это должен быть именно мужской силуэт. Тестируемый может попросить нарисовать женскую фигуру. В таком случае ему позволяют это сделать, но после этого он должен нарисовать мужчину.


Привлекать внимание ребенка и помогать ему нельзя. Исключается также комментирование его работы и советы взрослых. Малыш должен справиться с работой самостоятельно. Если он затрудняется нарисовать мужчину либо заявляет, что не умеет этого делать, кроху следует подбодрить. Можно обратиться к дошкольнику со словами: «Нарисуй так, как умеешь. Не волнуйся».


Прерывать тестируемого не следует. Он должен сам определить, когда работа будет закончена. Важно, чтобы его ничего не отвлекало от работы. Присутствие нескольких взрослых может мешать ребенку.

Изображение фигуры мужчины


Анализируя выполненный рисунок, психолог учитывает его детали и общую картину. Имеет значение не только проработка мелких элементов, но и расположение фигуры, ее размер и ориентация листа.


Оценка рисунка:

  1. 1 балл. Наивысшей оценке соответствует картинка с максимальным количеством элементов. На лице мужчины изображены глаза, рот, нос. Но голове есть головной убор и уши. Голова пропорциональна и переходит в туловище. Присутствует шея, пальцы на руках и элементы мужского наряда. Дети с хорошей подготовкой изображают обувь, а сам рисунок выглядит объемно и цельно.
  2. 2 балла. Все конечности на рисунке присутствуют, однако они грубо пририсованы к туловищу. Некоторые части тела могут отсутствовать, но на лице обязательно присутствуют все детали. Фигура человека видна отчетливо.
  3. 3 балла. Голова и конечности присутствуют. Руки и ноги должны быть объемными, то есть состоять из двух линий. Рук-черточек быть не должно. Какие-либо важные детали потеряны: шея, одежда, ступни ног.
  4. 4 балла. Рисунок крайне примитивный. Туловище представлено в виде круга, а руки и ноги — «палочки». Голова непропорционально крупная либо мелкая.
  5. 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули. Нет выраженного силуэта. Конечности и другие детали отсутствуют.

Копирование письменного текста


Второе задание теста заключается в копировании простой фразы. Ребенку вручают нелинованный лист и просят переписать предложенные слова. Текст должен состоять из 2−3 слов. Например, «Жил был пес», «Ай да жук».


Тестирующий обращается к ребенку с просьбой скопировать текст: «Внимательно рассмотри изображение и постарайся его повторить. Я знаю, что тебе может быть сложно». Ребенку указывают место на листе, где нужно написать текст.


Написав одно слово, он может не рассчитать длину фразы. В таком случае педагог предлагает малышу дописать недостающие слова сверху или снизу. В иных случаях вмешиваться в процесс работы нельзя.


Случается, что в тесте берут участие дети, уже знающие буквы и даже умеющие писать. Большинство таких дошкольников пытаются переписать текст печатными буквами, угадав его содержание. Для таких случаев психологи советуют подготовить фразу на иностранном языке, написанную письменным шрифтом.


Во время выполнения задания важно оценить, как часто ребенок отвлекается. Также в бланке результата вносятся пометки о том, какой рукой пишет ребенок, как часто задает вопросы и затрудняется ли выполнить тест.

Копирование письменного текста


Сравнивая образец с написанным ребенком, тестирующий делает вывод и вносит пометки в протокол. Качество выполненного задания:

  1. Один балл. Текст скопирован хорошо. Вся фраза легко читается. В ней различимы буквы. Размер их ненамного выше приведенных в примере. Высота прописного символа пропорциональна. Пробелы и связи букв в словах соблюдены. Угол цепочки слов не отклоняется от горизонтального края листа (допустимое отклонение — до 30°).
  2. Два балла. Текст написан хорошо и отчетливо читается. Однако размер символов и их наклон не учтен.
  3. Три балла. Надпись разделена на части, зачастую неправильно. Из всех букв должно читаться по меньшей мере 4.
  4. Четыре балла. Надпись все еще напоминает рукописный текст. Но со всех букв читаются лишь некоторые. Минимальное их количество — 2.
  5. Пять баллов. Неразличимые каракули. Ни одна из букв не читается.


Во время выполнения этого задания делают скидку на некоторую усталость ребенка после первой части теста. Однако перерыв между заданиями не делают. Диагностика готовности ребенка к школе по Керну предусматривает оценку усидчивости и умения сосредотачиваться на протяжении длительного времени.

Расположение точек в группе


В третьей части теста дошкольнику предлагают перерисовать узор из точек, правильно скопировав их расположение. Дошкольнику дают лист без линеек и ручку. На образце изображены точки, расположенные в некоторой закономерности. Тестируемый получает задание: «Рассмотри рисунок и перерисуй его вот здесь».


Во время выполнения психолог делает пометки о поведении ребенка. Записывают, меняет ли ребенок ведущую руку. Отмечают, усидчив ли тестируемый. Ребенок может уронить ручку и начать искать ее. Также некоторые дети интересуются, хорошо ли у них получается рисовать. Все эти данные вносятся в протокол.

Расположение точек в группе


Интерпретация оценки за третье задание:

  1. Наивысший балл. Отличное изображение образца. Одна точка может незначительно отклоняться по горизонтали или вертикали. Допустимо изменение размера, но его увеличение незначительно превышает пример. Оценка — один балл.
  2. Количество точек и их положение соблюдено. Если некоторые элементы отклонились, зазор между ними не должен превышать 1,5 необходимых. За такое задание ребенок получает два балла.
  3. Рисунок внешне схож с предложенным. Число элементов может отличаться. Их не должно быть больше двух десятков или меньше семи штук. Может изменяться и угол картинки. Допускается наклон изображения на любой градус. Размер рисунка не должен вдвое превышать пример. Итог — три балла.
  4. Картинка выполнена из точек, но ее контур не похож на приведенный в примере. Размеры рисунка и число элементов приведены неверно. Не должно быть других деталей (черточки, круги, полосы). Такое задание достойно лишь четырех баллов.
  5. Самая низкая оценка. Не имеющие сходства с образцом линии. Пять баллов.

Дополнительные вербальные вопросы


В дополнение к основному тесту нередко используют вербальный субтест. Он включает в себя ряд вопросов, на которые ребенок должен дать устный ответ.


Все задания произносятся только раз. Тон тестирующего должен быть спокойным и доброжелательным, дабы исключить непонимание ребенком задания. Исправлять, побуждать к более развернутому ответу и задавать уточняющие вопросы недопустимо. Все ответы фиксируются в полном объеме.


Субтест состоит из простых вопросов. Допускается лишь один правильный вариант ответа, за который ребенок не получает баллов. Неверный отмечается 5 баллами. Вопросы, где возможно уточнение, оцениваются 2 или 3 баллами.


Примеры вопросов:

  1. Кто больше — слон или щенок? Слон — 0 баллов. Щенок — 5.
  2. Что такое Москва, Саратов, Рим? Город — 0 баллов. Станция (или другой неверный ответ) — 5 баллов.
  3. Сколько времени на часах? Знает время — 0 баллов. Неправильно ответил — 5 баллов.
  4. Футбол, катание на лыжах, шахматы — это? Вид спорта — три балла, неправильный вариант — пять баллов.


Скачать ещё 20 вопросов в виде теста с баллами можно в формате .docx [19 КБ] — клик


Как видите, проверить с помощью методики Керна-Йирасека готовность к школе и развитие ребенка совсем несложно. Оценить навыки дошкольника могут и сами родители, проведя тестирование малыша дома.

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Cambridge PET Speaking Sample Test 1

CONTACT US

APPLY NOW

  • Курсы английского языка
    • Общий английский
    • Произношение в контексте
    • Подготовка к IELTS
      • IELTS Foundation
      • IELTS Advanced
    • Подготовка к Кембриджскому экзамену
      • Кембриджский английский: A2 Key (KET)
      • Кембриджский английский: предварительный уровень B1 (PET)
      • Кембриджский английский: B2 First (FCE)
      • Кембриджский английский: C1 Advanced (CAE)
      • Кембриджский английский: уровень владения C2 (CPE)
      • Кембриджский английский: по запросу
      • Младшие курсы
    • Английский язык для специальных целей
      • Английский для профессионального обучения (EVS)
      • Английский для академических целей (EAP)
      • Английский для бизнеса
      • Английский язык + Креативные технологии
  • Курсы менеджмента
    • Расписание | Поступления | Сборы

.

Тест 10. Мне только что предложили модельный контракт в Лондоне!

Тест 10. Мне только что предложили модельный контракт в Лондоне!

Матричные тесты высшего уровня

Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Достижение Тест 1
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Тест 9
Тест 10
Достижение Тест 2

Тест 10

Чтение

1 Прочтите текст и решите, верны эти утверждения или нет.Напишите T или F в каждом поле.
Дилемма Салли

«Моя проблема может показаться не проблемой, но это так. Мне только что предложили модельный контракт в Лондоне! Я пил кофе в своем местном торговом центре с моей лучшей подругой Лизой, и там была женщина, которая смотрела на нас. Затем она подошла к нашему столику и сказала мне, что она из этого модельного агентства, и она хотела бы, чтобы я пошел и увидел их. Сначала я подумал, что это шутка, потому что я не был одет или что-то в этом роде, я поздно встал, был в джинсах и небрежном свитере и даже не мыл голову! Как бы то ни было, мой отец приехал со мной в агентство, они сделали множество фотографий, и теперь они предложили мне контракт.

Проблема в том, что мои учителя в школе думают, что я должен остаться и сдать экзамены, прежде чем я приму предложение, поэтому у меня есть выбор на будущее, если это не сработает. Но я думаю, что если я не воспользуюсь этой возможностью сейчас, этого может не повториться. Когда я спросил агентство, они сказали, что не могут дать никаких гарантий относительно будущего с ними, если я не начну сейчас. Так что откладывать это было бы большим риском.

Другая проблема — мои родители. Мой папа полностью за это, он говорит, что я могу вложить немного денег, и я могу беспокоиться об экзаменах позже.И он поговорил с агентством, которые сказали, что позаботятся обо мне и обо всем этом, так что он счастлив. Но моя мама говорит, что мне следует остаться в школе еще на два года, может быть, на каникулах немного поработаю моделью, а потом посмотрю, как я себя чувствую после сдачи экзаменов. Моя бабушка, которая живет с нами, говорит, что ей надоело, что мы все это делаем. Я не могу всем угодить и не знаю, что делать! »

Словарь

2 Завершите предложения правильными формами этих фразовых глаголов.
    kit out зарегистрироваться отпустить, расстаться поговорить
    выйти из

1 Я считаю, что смотреть автогонки по телевизору действительно скучно. я
не вижу, что вы __________ это.

2 Лиз несчастна, потому что прошлой ночью она ___________
со своим парнем.

3 Мой учитель говорит, что хочет ___________
мой экзамен.
результаты со мной. Я должен увидеть его после школы.

4 Вы видели объявление о походе? Поездка
не состоится, если не будет достаточно людей ___________
для этого.

5 Моя младшая сестра выглядела очень умно в свой первый день в школе, она ___________ в своей новой школьной форме.

6 Моя мама говорит, что родители должны __________
их дети, когда они вырастут.

3 Сопоставьте слова в 1–6 со значениями в a-f.

1 бегство
2 здорово
3 депорта
4 чистые
5 разряда
6 наследница

отправить или уехать
б аккуратный и респектабельный
c женщина, у которой есть или кто будет
унаследовать деньги
D убежать
е удивительно
f заставить кого-то уйти
страна

4 Выберите лучший ответ, a, b или c, чтобы завершить предложения.

1 Пассажир _______ во сколько приедет поезд.

    a запрошено b исследовано c найдено d запрошено

2 Ник _______ что он заснул и не сделал
поход по магазинам,

    a принято b разрешено c согласовано d допущено

3 Глен был _______
финансовых проблем компании, иначе он бы не согласился с ними работать.

    a невиновный b невежественный c необученный d необученный

4 Меня _______ должностными лицами в аэропорту, когда я нес
свежая еда.Они заставили меня выбросить все это.

    а воспрепятствовано b ограничено c задержано d задержано

5 Саймон говорит, что он ________
отказаться от изучения французского в
школу, так как теперь ему предложили работу во Франции.

    a оплакивает b огорчает c скучает d сожалеет

6 Сара чувствовала ______
что ее не выбрали для
баскетбольная команда, потому что она очень хороший игрок.

    раскаявшийся b раскаивающийся c обиженный d мстительный

7 Я выиграл 100 фунтов стерлингов в лотерее — какая _______ удача!

    a касание b штрих c точка d нашивка

Грамматика

5 Измените эти сообщенные предложения на прямую речь.

1 Мэри спросила Сару, закончила ли она собирать вещи.
«___________________________? — спросила Мэри Сару.

2 Мой отец сказал мне, что я должен привести в порядок свою комнату перед обедом.
«__________________________, — сказал мой отец.

3 Экскурсовод посоветовал посетителям не трогать предметы.
‘___________________________,’ музей
гид рассказал посетителям.

4 Официантка сказала нам, что принесет кофе к нашему столику.
«___________________________, — сказал
официантка.

5 Турагент сказал Крису, что он очень старался достать для него билеты.
‘____________________________,’ поездка
агент сказал Крису.

6 Перепишите эти вопросы.

1 Во сколько обед?
Можешь сказать мне________________________ .

2 Где живет президент США?
Кто-то спросил ______________________.

3 Какую еду любит Ли?
Я думаю _____________________________.

4 Где студенты обычно работают во время летних каникул?
Кто-то спросил _________________________.

5 Сколько стоит новая машина?
Я хотел бы знать________________________ .

7 Сообщите об этих утверждениях, используя глагол в правильной форме.

1 «Я не буду останавливаться на обед», — сказала Джанет.
Джанет сказала, что ______________ на обед.

2 «Том все утро работал в саду, — сказала Эмма.
Эмма сказала мне, что Том ______________ в саду
все утро.

3 «Люси и ее подруга придут во вторник», — ответила Салли.
Салли ответила, что Люси и ее друг ______________
Вторник.

4 «Билеты на концерт распроданы», — сказал мужчина.
Мужчина сказал, что билеты _______________ на
концерт.

5 «В понедельник я проработаю в компании десять лет», — сказала Сильвия.
Сильвия сказала, что в понедельник она _______________ для
компания на десять лет.

Написание

8 Посмотрите еще раз на текст в Задании 1 на предыдущей странице. Напишите краткое содержание (120–150 слов) наиболее важных моментов в тексте. Начните свое резюме: «Дилемма Салли в том, что …»
Помните:
по возможности перефразируйте текст своими словами
использовать прилагательные, наречия, связующие слова и предложения наречий для сокращения или объединения информации
не добавляйте свои личные взгляды

Разговорная

Обсуждение: разделенных лояльностей

Время приготовления: 1 минута.Работаем парами

У вас есть по 2-3 минуты на обсуждение ситуаций, в которых существует разделение лояльности; например, необходимость выбирать между друзьями или решать, какой карьерный путь выбрать. Они могут быть основаны на вашем собственном опыте, или вы можете описать знакомую книгу, фильм или пьесу.
Вот несколько моментов, которые можно упомянуть:
описание задействованных персонажей
описание их дилеммы
как ситуация или может быть разрешена

Тест 10 ответов

1 1 этаж 2 этаж 3 лет 4 года 5 лет 6 лет

2 1 выйти из 2 разделиться 3 поговорить вместе 4 зарегистрироваться

5 было экипировано 6 отпущено

3 1d 2e 3f 4b 5a 6c

4 1a 2d 3b 4d 5d 6c 7b

5 1 Вы уже упаковали вещи?

2 Вы должны привести в порядок свою комнату до обеда

3 Не трогайте предметы

4 Я принесу кофе к твоему столу

5 Я очень стараюсь достать для вас билеты

6

1 во сколько обед?

2, где жил президент США.

3 какую еду любит Ли?

4, где студенты обычно работали во время летних каникул.

5 сколько стоит новая машина.

7

1 не остановился 2 работал, 3 пришел бы

4 были проданы 5 работали бы

;

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.