Тест опросник айзенка детский вариант: Тест Айзенка на темперамент (детский вариант)

Тест Айзенка на темперамент (детский вариант)

Опросник Айзенка

(изучение темперамента младшего школьника)

Инструкция:

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».

Вопросы:

  1. Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?
  1. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?
  1. Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?
  1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
  1. Часто ли у тебя меняется настроение?
  1. Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
  1. Тебе мешают уснуть разные мысли?
  1. Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?
  1. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  1. Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?
  1. Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?
  1. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  1. Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?
  1. Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?
  1. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?
  1. Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?
  1. Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?
  1. Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?
  1. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?
  1. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  1. Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?
  1. Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?
  1. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
  1. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
  1. Ты, как правило, всегда бываешь доволен?
  1. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?
  1. Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?
  1. Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
  1. Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?
  1. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  1. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?
  1. Ты любишь иногда похвастаться?
  1. Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?
  1. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
  1. Ты очень быстро принимаешь решение?
  1. Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?
  1. Тебе временами снятся страшные сны?
  1. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?
  1. Тебя легко огорчить?
  1. Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?
  1. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?
  1. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
  1. Тебе  очень нравятся весёлые игры?
  1. Ты всё ешь, что тебе подают?
  1. Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?
  1. Ты любишь часто ходить в гости?
  1. Был ли  хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?
  1. Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?
  1. Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?
  1. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  1. Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?
  1. Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?
  1. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
  1. Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?
  1. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?
  1. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  1. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  1. Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?
  1. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?
  1. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Бланк к методике «Опросник Айзенка»

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

(число, месяц, год)

Класс _________________    Дата обследования  ____________________

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

41

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

Ключ к опроснику Айзенка

  1. Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме:
  1. положительных ответов «+» на вопросы:  1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57
  1. отрицательных ответов «-» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59
  1. Эмоциональная стабильность определяется по сумме:
  1.  положительных ответов «+» на вопросы:  2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60
  1. Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по сумме:
  1. положительных ответов «+» на вопросы:  8, 24, 44
  1. отрицательных ответов «-» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48

Оценка результатов

Интроверся

Экстраверсия

Значительная

Умеренная

Умеренная

Значительная

1…7

8…11

12…18

19…24

Эмоциональная стабильность

Эмоциональная нестабильность

Высокая

Средняя

Высокая

Очень высокая

До 10

11…14

15…18

19…24

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются-

Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Шкала экстраверсия-интроверсия (Э), отражает преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления субъективного мира (интроверсия). Измеряемые с её помощью качества во многом зависят от подвижности нервной системы. В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты – как заторможенные и инертные.

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Выраженность параметра экстраверсии (Э+) или интроверсии (Э-) в сочетании с высокой эмоциональнолй нестабильностью (Нр+) может выступать в качестве критериалных показателей риска нарушений психического здоровья. «Нестабильные экстраверты» обнаруживают готовность к развитию истерического невроза навязчивых состояний.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро — и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия — интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия — интроверсия и нейротизм — стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах,

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других – вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Материал (3 класс): Опросник Айзенка

Опросник Айзенка и ключ

(изучение темперамента младшего школьника)

Инструкция:

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».

Вопросы:

1.Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?

2.Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

3.Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?

4.Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6.Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7.Тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?

9.Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10.Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?

11.Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?

14.Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?

16.Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?

17.Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

18.Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?

19.Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

22.Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?

23.Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

24.Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

25.Ты, как правило, всегда бываешь доволен?

26.Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?

27.Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

28.Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

29.Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?

30.Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31.У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?

32.Ты любишь иногда похвастаться?

33.Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?

34.Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

35.Ты очень быстро принимаешь решение?

36.Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?

37.Тебе временами снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?

39.Тебя легко огорчить?

40.Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?

41.Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?

42.Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

43.Тебе  очень нравятся весёлые игры?

44.Ты всё ешь, что тебе подают?

45.Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Был ли  хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?

48.Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?

49.Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

52.Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?

53.Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

54.Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?

55.Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?

56.Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?

59.Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Бланк к методике «Опросник Айзенка»

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

(число, месяц, год)

Класс _________________    Дата обследования  ____________________

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

41

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

Ключ к опроснику Айзенка

1.Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме:

1)положительных ответов «+» на вопросы:  1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

2)отрицательных ответов «-» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

2.Эмоциональная стабильность определяется по сумме:

 положительных ответов «+» на вопросы:  2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

3.Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по сумме:

положительных ответов «+» на вопросы:  8, 24, 44

отрицательных ответов «-» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48

Оценка результатов

Интроверся

Экстраверсия

Значительная

Умеренная

Умеренная

Значительная

1…7

8…11

12…18

19…24

Эмоциональная стабильность

Эмоциональная нестабильность

Высокая

Средняя

Высокая

Очень высокая

До 10

11…14

15…18

19…24

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются-

Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Шкала экстраверсия-интроверсия (Э), отражает преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления субъективного мира (интроверсия). Измеряемые с её помощью качества во многом зависят от подвижности нервной системы. В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты – как заторможенные и инертные.

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Выраженность параметра экстраверсии (Э+) или интроверсии (Э-) в сочетании с высокой эмоциональнолй нестабильностью (Нр+) может выступать в качестве критериалных показателей риска нарушений психического здоровья. «Нестабильные экстраверты» обнаруживают готовность к развитию истерического невроза навязчивых состояний.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро — и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия — интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия — интроверсия и нейротизм — стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах,

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других – вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Подростковый опросник Айзенка

Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет. Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста. Опросник состоит из 57 вопросов, опубликован в 1963 году.

Подростковый опросник Айзенка

Инструкция к тесту:

Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно — согласен, то поставьте в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно — не согласен, то знак «–».

Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

Содержание теста:
1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании?

2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?

4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с

другими ребятами?

7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?

14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?

15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не

смог ее сохранить?

16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не

волнуешься?

18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты всегда

первым начинаешь разговор?

19. Ты когда-нибудь говорил неправду?

20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям?

22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?

25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем другие?

26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами?

27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по

какой-то причине не смог этого сделать?

28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова?

29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?

30. Ты любишь иногда похвастать?

31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще всего молчишь?

32. Ты обычно быстро принимаешь решения?

33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя?

34. Тебе временами снятся страшные сны?

35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят?

36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить?

38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?

39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек?

40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

41. Ты всегда ешь все, что тебе дают?

42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать?

43. Ты любишь часто ходить в гости?

44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо?

45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?

46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?

47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову?

50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?

52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми?

53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?

54. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

55. Бывает ли, что ты становишься очень веселым или печальным, без особой причины?

56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании

ребят?

57. На тебя влияет погода?

Ключи к тесту:

Шкала экстраверсии-интровертности

ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54.

ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56.

Шкала нейротизма

ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57.

ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.

Шкала лжи

ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41.

ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45.

Числовые значения теста:

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интраверсии

ИнтраверсияЭкстраверсия
значительнаяумереннаяумереннаязначительная
1–78–1112–1819–24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная стабильностьЭмоциональная нестабильность
высокаясредняявысокаяочень высокая
до 1011–1415–1819–24

По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.

Анализ теста и интерпретация результатов:

Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать в процессе социализации при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность.

Известные типы темпераментасангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии-интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости).

Экстраверт по Айзенку общителен, импульсивен, возбужден. Наполнен жаждой новых впечатлений, имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием момента, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен. Любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности и вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.

Интроверт по Айзенку же спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, не выходит из себя, редко поступает агрессивно. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность — нестабильность). На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.

Прочитать более подробную интерпретацию результатов по шкалам экстраверсии-интровертности, шкалам нейротизма и шкалам лжи – можно в опроснике Айзенка EPI.

Прочитать более подробную интерпретацию результатов по темпераменту – сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик и ознакомиться с кругом Айзенка – можно в опроснике Айзенка EPQ.

Опросник Айзека для детей и подростков

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

145560

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Опросник Айзенка (подростковый)

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).


Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».



Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что многое раздражает тебя?
14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?


Ключ
1. Экстраверсия — интроверсия:
«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм:
«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
3. Показатель лжи:
«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.
«нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Интерпретация результатов

  1. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»




Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1–7

8–11

12–18

19–24

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма




Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11–14

15–18

19–24

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.
1) Экстраверсия — интроверсия. Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.


2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.

Методика Айзенка по определению темперамента

Тест «Опросник Айзенка» — Детская психология — 4 курс — Курсы

Тест «Опросник Айзенка» — направлен на
исследование трех индивидуальных
качеств ребенка — интравертность—экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимулъный материал: 60 вопросов и бланк ответов.

Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе
прочитаю во­просы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед
тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две ко­лонки.
Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить
на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь
галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен,
подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов,
затем зачитывается ин­струкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ
дается примерно 1—1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно
поторопить, ска­зав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос.
После окон­чания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли
пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущен­ный вопрос
повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов. При обработке
полученного материала подсчитыва­ется количество баллов, набранных ребенком по
каждой из трех шкал — экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет
происходит на осно­вании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок
ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При
противо­положном ответе — 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по
первому качеству — экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на пер­вый и
девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одно­му баллу. На
вопросы 3 и 11 — ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то
же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наобо­рот, ставите 1 балл за ответ
«нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество
баллов но каждой шкале.

1. Максимальное
количество баллов по шкале «экстра-интраверсия»
24(19+5).

Дети, набравшие
по первой шкале 12 и больше баллов, — экстравертированны, набравшие меньше 12
баллов — интравертированны. Для экстра­вертов характерно стремление к общению.
Они открыты и доброжелатель­ны, как правило, уверены в том, что и другие люди
относятся к ним хоро­шо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко
всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с
любым человеком, завести много друзей. Для этих детей также характерна импуль­сивность, активность в поведении, хорошее
настроение.

Интравертные
дети — более закрыты, они труднее налаживают контак­ты, особенно с незнакомыми
людьми из-за своей неуверенности и застен­чивости. Зато при контактах с
близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не
стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия
заранее или хотя бы осмотреть­ся в новой ситуации до того, как начать что-то
делать.

2.      Максимальное
количество баллов по шкале «нейротизм» —
24.

Дети, набравшие больше 12 баллов по
второй шкале, эмоционально не­устойчивы. Они ранимы, не могут справиться со
своими отрицательными эмоциями — обидой, тревогой, которые могут у них перейти
в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка
способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с
низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмо­циональным
срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но
зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их
плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и
сверстнику.

3.      Максимальное
количество баллов по шкале «лживость»
— 12 (5 + 7).

Критическое
количество баллов по шкале «лживость» 5—6. Дети, набрав­шие больше 5 баллов,
стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е.
стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо
набедокурить или соврать. Для них характерна высо­кая самооценка, притязания на
высокую оценку или лидерство в группе. Одна­ко эта неискренность сказывается и
в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько
правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя
с лучшей стороны. Это надо учиты­вать при обработке материала, по возможности
проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.

Для составления
более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам
нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк
исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера
и темперамента челове­ка. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на
котором пока­зано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким
(верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На пра­вой
стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким
(верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя общую
характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем
экстраверсии, нейротизма и лживости облада­ют неадекватно завышенной
самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников
часто не подкрепляются их реальны­ми знаниями и умениями. Однако это не снижает
их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм,
упрямство, аг­рессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность
взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль обще­ния)
у них развивается истерия.

Дети, у которых
высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также
неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку. Их неуверенность в себе может привести
к уходу от об­щения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся
ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не
ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость
связа­на со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей
может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их
тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельст­вах у этих
детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотиварованные страхи (темноты,
высоты, закрытых помещений и т.д.).

Таким образом,
надо помнить о том, что дети, набравшие большое ко­личество баллов по шкалам
«нейротизм» и «лживость», нуждаются в повы­шенном внимании взрослых, бережном
отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают
быстрее, чем у более уравно­вешенных и стабильных детей. В то же время тепло и
забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального
разви­тия личности всех детей.

Личностный
опросник Айзенка

(детский
вариант)

1. Любишь ли ты
шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты
нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддер­жать или утешить?

3. Ты всегда
находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-либо спрашива­ют, если это не на
уроках?

4. Бываешь ли ты
иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у
тебя меняется настроение?

6. Тебе больше
нравится быть одному, чем встречаться с другими ребя­тами?                                              

7. Бывает ли
иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты
сразу делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты
подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал
себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый
человек?

12. Ты
когда-нибудь нарушал правила поведения в
школе?

13. Многое ли
раздражает тебя?

14. Тебе
нравится такая работа, где надо делать все
быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких
страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно
доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты
развеселить заскучавших товарищей?

18. Случается ли
иногда так, что у тебя без всякой
причины сильно бьется сердце?

19. Обычно ты
делаешь первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подру­житься?

20. Ты
когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты
огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории,
шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты
чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда
сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел
и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты
разговаривать и играть с другими детьми?

28. Всегда ли ты
выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя
сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты
поставить кого-нибудь в неловкое положение, посме­яться над кем-нибудь?

31. Ты часто
чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь
иногда похвастаться?

33. Ты чаще
всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда
волнуешься так сильно, что тебе
трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро
решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда
шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто
снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей,
приятелей, подруг?

39. Тебя легко
огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли
тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты
назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе
случается попасть в неловкое положение, ты долго потом переживаешь?

43. Ты любишь
шумные и веселые игры?

44. Ты всегда
ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно
отказаться, если тебя о чем-нибудь попросят?

46. Ты любишь
часто ходить в гости?

47. Бывают ли
такие моменты, когда тебе не хочется
жить?

48. Ты
когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают
веселым человеком?

50. Ты часто
отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше
любишь сидеть в стороне и смотреть, чем
самому прини­мать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно
бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно
бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе
поручают?

54. Часто ли ты
чувствуешь себя одиноким?

55. Ты
стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты
решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда
кто-нибудь из приятелей кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя
особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее
удовольствие в гос­тях, на утренниках, на
елке?

60. Тебе часто
приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-ни­будь не подумав?

 

Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка

 

Шкала

 

№ вопроса

 

Да

 

Нет

 

Экстраверсия

 

1, 3, 9, 11,
14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

 

6, 33, 51, 55, 59

 

Нейротизм

2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26,
29, 31, 34, 37, 39,

42,
45, 47, 50, 52, 54, 56, 58,60

 

 

Склонность к неискрен­ности
(лживость)

 

8, 16, 24, 28, 44

 

4, 12, 20, 32, 36, 40, 48

 

Круг Айзенка

 

Нестабильный

 

Легко
расстраивающийся               Чувствительный

Тревожный                                                  Беспокойный

Ригидный                                                     Агрессивный

Склонный к
рассуждениям                        Возбудимый

Пессимистичный                                        Изменчивый, непостоянный

Сдержанный                                                Импульсивный

Необщительный                                          Оптимистичный

Тихий                                                                       Активный

 

Иптравертированный                                                                   Экстравертированный

 

Пассивный                                                   Общительный

Осмотрительный                                                    Контактный

Рассудительный,
благоразумный              Разговорчивый

Доброжелательный,
миролюбивый          Отзывчивый

Управляемый,
контролируемый                           Непринужденный

Внушающий
доверие                                  Жизнерадостный

Надежный                                                    Не склонный к беспокойству

Ровный                                                        Склонный к
лидерству

Спокойный

Стабильный

Личностный опросник Айзенка (детский вариант)

1. Любишь ли ты шум
и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты
нуждаешься в друзьях, которые могли бы
тебя поддер­жать или утешить?

3. Ты всегда находишь
быстрый ответ, когда тебя о чем-либо
спрашива­ют, если это не на уроках?

4. Бываешь ли ты
иногда сердитым, раздражительным,
злишься?

5. Часто ли у тебя
меняется настроение?

6. Тебе больше
нравится быть одному, чем встречаться
с другими ребя­тами?

7. Бывает ли иногда,
что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты
сразу делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты
подшутить над кем-нибудь?

10. Ты
когда-нибудь чувствовал себя несчастным,
хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый
человек?

12.
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения
в школе?

13. Многое ли
раздражает тебя?

14.
Тебе нравится такая работа, где надо
делать все
быстро?

15. Ты
переживаешь из-за всяких страшных
событий, которые чуть было не произошли,
хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно
доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты
развеселить заскучавших товарищей?

18.
Случается ли иногда так, что у тебя
без всякой
причины сильно бьется сердце?

19. Обычно ты делаешь
первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь
подру­житься?

20. Ты когда-нибудь
говорил неправду?

21. Сильно ли ты
огорчаешься, если люди находят недостатки
в работе, которую ты сделал?

22.
Любишь ли ты
рассказывать смешные истории, шутить
со своими
друзьями?

23. Часто ли ты
чувствуешь себя усталым без всякой
причины?

24. Ты всегда сначала
делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел
и всем доволен?

26.
Обидчив ли
ты?

27. Любишь ли ты
разговаривать и играть с другими детьми?

28.
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных
о помощи по
хозяйству?

29.
Бывает ли так, что у тебя сильно кружится
голова?

30. Любишь ли ты
поставить кого-нибудь в неловкое
положение, посме­яться над кем-нибудь?

31. Ты часто
чувствуешь, что тебе что-нибудь очень
надоело?

32. Ты любишь иногда
похвастаться?

33. Ты чаще всего
молчишь в обществе других людей?

34.
Ты иногда волнуешься так сильно, что
тебе трудно
усидеть на
месте?

35. Ты быстро
решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь
в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся
страшные сны?

38.
Можешь ли
ты забыть обо всем и
от души
повеселиться
среди своих
друзей,
приятелей, подруг?

39. Тебя легко
огорчить чем-нибудь?

40.
Случалось ли тебе плохо говорить
о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты
назвать себя беспечным, беззаботным
человеком?

42. Если тебе
случается попасть в неловкое положение,
ты долго потом переживаешь?

43. Ты любишь шумные
и веселые игры?

44. Ты всегда ешь
все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно
отказаться, если тебя о чем-нибудь
попросят?

46. Ты любишь часто
ходить в гости?

47.
Бывают ли такие моменты, когда
тебе не
хочется жить?

48. Ты когда-нибудь
был грубым с родителями?

49. Тебя считают
веселым человеком?

50. Ты часто
отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.
Ты больше любишь сидеть в стороне и
смотреть,
чем самому
прини­мать участие в общем веселье?

52.
Тебе обычно бывает трудно
уснуть из-за
разных мыслей?

53.
Ты обычно бываешь уверен в
том, что
сможешь
справиться
с делом, которое тебе поручают?

54.
Часто ли ты чувствуешь
себя одиноким?

55. Ты стесняешься
первым заговаривать с незнакомыми
людьми?

56. Часто ли ты
решаешься на что-нибудь, когда уже
поздно?

57. Когда кто-нибудь
из приятелей кричит на тебя, ты тоже
кричишь в ответ?

58. Ты
иногда чувствуешь себя особенно веселым
или печальным без всякой причины?

59.
Ты считаешь,
что трудно
получить настоящее удовольствие в
гос­тях, на утренниках,
на елке?

60. Тебе часто
приходится волноваться из-за того, что
ты сделал что-ни­будь не подумав?

Анкета личности

Айзенка — Скачать бесплатно PDF

Опросник личности Айзенка …

Опросник личности Айзенка (EPQ; Айзенк и Айзенк, 1975; Айзенк, HJ, & Айзенк, SBG (1975). Руководство по опроснику личности Айзенка (младший и взрослый). Кент, Великобритания: Hodder & Stoughton)) Это тест на честность ( неявный — через личность и шкалу лжи). Меня это интересовало в основном из-за шкалы лжи. Версия ниже — это версия EPQ-R 1985 года выпуска.Не удалось найти оригинал, но большая часть литературы все равно ссылается на этот.

Измерения из Википедии: 1. Экстраверсия / интроверсия. Экстраверсия характеризуется общительностью, разговорчивостью, сильным положительным аффектом (хорошее самочувствие) и потребностью во внешней стимуляции. 2. Невротизм / стабильность. Невротизм или эмоциональность характеризуются высоким уровнем негативных эмоций, таких как депрессия и тревога. 3. Психотизм / Социализация. Психотизм связан не только со склонностью к психотическому эпизоду (или разрывом с реальностью), но и с агрессией.4. Ложь (на самом деле мало говорит).

Инструкции с длинной шкалой Пожалуйста, ответьте на каждый вопрос, обведя кружок вокруг «ДА» или «НЕТ» после вопроса. Нет правильных или неправильных ответов и нет вопросов с подвохом. Работайте быстро и не думайте слишком долго о точном значении вопросов.

Вопросы: Да / Нет. 1.

У вас много разных хобби?

2.

Вы останавливаетесь, чтобы подумать, прежде чем что-нибудь предпринять?

3.

Ваше настроение часто меняется?

4.

Вы когда-нибудь получали похвалу за то, что, как вы знали, действительно сделал кто-то другой?

5.

Внимательно ли вы обращаете внимание на то, что думают люди?

6.

Вы разговорчивый человек?

7.

Беспокоит ли вас наличие долгов?

8.

Вы когда-нибудь чувствовали себя «просто несчастным» без причины?

9.

Раздаете ли вы деньги на благотворительность?

10.

Были ли вы когда-нибудь жадными, помогая себе в чем-либо больше, чем вам полагается?

11.

Вы довольно подвижны?

12.

Вы бы сильно расстроились, увидев страдания ребенка или животного?

13.

Часто ли вы беспокоитесь о вещах, которые вам не следовало делать или говорить?

14.

Вам не нравятся люди, которые не умеют себя вести?

15.

Если вы говорите, что что-то сделаете, всегда ли вы сдерживаете свое обещание, независимо от того, насколько это может быть неудобно?

16.

Можете ли вы позволить себе расслабиться на веселой вечеринке?

17.

Вы раздражительный человек?

18.

Должны ли люди всегда уважать закон?

19.

Вы когда-нибудь обвиняли кого-то в том, что он сделал что-то, что, как вы знали, действительно было вашей ошибкой?

20.

Вам нравится знакомиться с новыми людьми?

21.

Очень важны хорошие манеры?

22.

Легко ли задеть ваши чувства?

23.

Все ли ваши привычки хороши и желательны?

24.

Вы склонны оставаться в тени в общественных мероприятиях?

25.

Будете ли вы принимать лекарства, которые могут иметь странные или опасные эффекты?

26.

Часто ли вы чувствуете себя сытым по горло?

27.

Брали ли вы когда-нибудь что-нибудь (даже булавку или пуговицу), принадлежащее кому-то другому?

28.

Вам нравится много гулять?

29.

Вы предпочитаете идти своим путем, а не действовать по правилам?

30.

Вам нравится причинять боль людям, которых вы любите?

31.

Часто ли вас беспокоит чувство вины?

32.

Вы иногда говорите о вещах, о которых ничего не знаете?

33.

Вы предпочитаете читать знакомствам?

34.

Есть ли у вас враги, которые хотят причинить вам вред?

35.

Вы бы назвали себя нервным человеком?

36.

Много ли у вас друзей?

37.

Вам нравятся розыгрыши, которые иногда действительно могут навредить людям?

38.

Вы беспокоитесь?

39.

В детстве вы делали, как вам говорили, сразу и без ропота?

40.

Вы бы назвали себя беспечным?

41.

Важны ли для вас хорошие манеры и чистота?

42.

Часто ли вы шли против воли родителей?

43.

Вы беспокоитесь об ужасных вещах, которые могут произойти?

44.

Вы когда-нибудь ломали или теряли что-то чужое?

45.

Вы обычно проявляете инициативу в поиске новых друзей?

46.

Вы бы назвали себя напряженным или «нервным»?

47.

Вы в основном молчите, когда находитесь с другими людьми?

48.

Считаете ли вы, что брак старомоден и с ним нужно покончить?

49.

Вы иногда немного хвастаетесь?

50.

Вы более легкомысленны в отношении правильного и неправильного, чем большинство людей?

51.

Можете ли вы легко оживить довольно скучную вечеринку?

52.

Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53.

Сказал ли вы когда-нибудь что-нибудь плохое или неприятное о ком-нибудь?

54.

Вам нравится сотрудничать с другими?

55.

Вы любите рассказывать анекдоты и анекдоты своим друзьям?

56.

Большинство вещей вам нравятся?

57.

В детстве вы когда-нибудь развлекались с родителями?

58.

Нравится ли вам общаться с людьми?

59.

Вас беспокоит, если вы знаете, что в вашей работе есть ошибки?

60.

Страдаете ли вы бессонницей?

61.

Говорили ли вам, что вы иногда действуете слишком опрометчиво?

62.

Всегда ли вы моетесь перед едой?

63.

У вас почти всегда есть «готовый ответ», когда с вами разговаривают?

64.

Вы любите приходить на прием вовремя?

65.

Часто ли вы чувствовали себя вялым и уставшим без причины?

66.

Приходилось ли вам жульничать в игре?

67.

Вам нравится делать вещи, в которых нужно действовать быстро?

68.

Ваша мать (или была) хорошей женщиной?

69.

Часто ли вы принимаете решения спонтанно?

70.

Часто ли вам кажется, что жизнь очень скучна?

71.

Вы когда-нибудь пользовались кем-нибудь?

72.

Часто ли вы занимаетесь больше, чем у вас есть время?

73.

Есть ли несколько человек, которые продолжают избегать вас?

74.

Вы сильно беспокоитесь о своей внешности?

75.

Считаете ли вы, что люди тратят слишком много времени на обеспечение своего будущего с помощью сбережений и страхования?

76.

Вы когда-нибудь мечтали умереть?

77.

Вы бы уклонились от уплаты налогов, если бы были уверены, что вас никогда не узнают?

78.

Можно пирожок?

79.

Вы стараетесь не грубить людям?

80.

Вы слишком долго беспокоитесь после неприятного опыта?

81.

Вы обычно «смотрите, прежде чем прыгнуть»?

82.

Вы когда-нибудь настаивали на своем?

83.

Страдаете ли вы «нервами»?

84.

Часто ли вы чувствуете себя одиноким?

.

«Перевод и адаптация опросника Айзенка (младший) и его проверка на рабочих подростках» — Пакистанский журнал психологии, Vol. 41, выпуск 2, 31 декабря 2010 г.

Авторы: Ирум Накви и Анила Камаль

РЕЗЮМЕ

Настоящее исследование направлено на перевод, адаптацию и проверку анкеты личности Айзенка (младший) (Eysenck & Eysenck, 1970) с чернорабочие подростки. После перевода на первом этапе выборка из 60 студентов-подростков варьировалась от 13 до 17 лет (M = 15.7) был выбран из Равалпинди и Исламабада. Надежность повторного теста через 15 дней определила значимые коэффициенты корреляции для всех подшкал урду EPQ- (младший), показав последовательность ответов на одном языке. В фазе II урду EPQ (младший) был назначен 200 работающим подросткам мужского пола в возрасте от 13 до 17 лет (M = 15,39; SD = 1,55) из различных районов Равалпинди / Исламабад для определения психометрических свойств шкалы. Результаты показали удовлетворительные альфа-коэффициенты Кронбаха для всех подшкал EPQ (младший) урду и некоторые важные результаты с демографическими переменными в качестве образования.

Ключевые слова: Экстраверсия; Невротизм; Психотизм; Ли; Подростки-рабочие

Во всем мире около 350 миллионов детей вовлечены в трудовой труд (Human Rights Watch, 2006). По оценкам Международной организации труда (цитируется по Ahmad, 2007), 21,6 миллиона детей в возрасте от 5 до 16 лет работают в Южной Азии из 300 миллионов детей в этой возрастной группе. В Пакистане 40 миллионов детей относятся к этой возрастной группе, из которых 3.3 миллиона детей задействованы в трудовой деятельности.

Трудовой труд молодых подростков — проблема повсеместная и требует немедленного внимания. Дети, ставшие жертвами труда, жили в условиях лишений, пренебрежения и эксплуатации. Их основное право на образование, здоровье, отдых, родительскую любовь, счастливую окружающую среду и детство нарушаются и ставятся под угрозу. Условия их работы особенно тяжелые, часто не способствующие правильному физическому, психологическому и нравственному развитию.При всем уважении, эти дети находятся в неблагополучном положении. Они также более уязвимы для развития неадаптивного поведения со всеми поврежденными личностями. В настоящем исследовании предпринимаются усилия по переводу и адаптации опросника личности Айзенка (младший) (Айзенка и Айзенка, 1970), который поможет изучить и проанализировать различные личностные тенденции среди этих детей.

Личность представляет собой сложную организацию различных черт, например, агрессивность, напористость, несимпатичность, манипулятивность, ориентированность на достижения, общительность, безответственность, доминантность, импульсивность, склонность к риску, экспрессивность, активность, тревожность, депрессию, чувство вины, низкую самооценку. почтение, напряженный, капризный, ипохондрический, несамостоятельный и навязчивый (Eysenck & Gudjonsson, 1989; Hundleby & Connor, 1968).Эта статья представляет собой попытку изучить взаимосвязь между личностными качествами и опасностью для окружающей среды в контексте детского труда.

Подходы на основе черт личности подчеркивают уникальность индивидуальной личности, Олпорт (цитируется по Шульцу, 2001) заявил, что «мы отражаем как нашу наследственность, так и окружающую среду» (стр. 247). Генетическая предрасположенность обеспечивает личность такими сырьевыми материалами, как телосложение, интеллект и темперамент, которые могут формироваться, расширяться или ограничиваться условиями окружающей среды (Pervin & John, 2001, стр.267). Таким образом, все теоретики черт характера обращаются к личностным и ситуативным переменным, чтобы обозначить важность как генетики, так и обучения (Cooper, 2002). Одна из таких теорий черт, представленная Айзенком (1970), основана главным образом на физиологии и генетике. Хотя он был бихевиористом, который считал приобретенные привычки очень важными, он считал, что личностные различия являются результатом нашей генетической наследственности (Sharma, Sharp, Walker, & Monson, 2008). Поэтому его в первую очередь интересовало то, что обычно называют темпераментом.

Первоначальное исследование Айзенка обнаружило два основных аспекта темперамента: невротизм и экстраверсию-интроверсию. …

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *